Общество в древнем Риме. Раб и гражданин в Римской империи. Гражданство в древней греции

Гражданство в Древней Греции

Сегодня мы безоговорочно признаем за каждым человеком, невзирая на происхождение, его неотъемлемые права. Несчастье в том, что достойная концепция о правах человека должна быть универсальна, т.е. применима ко всем областям человеческой жизни. Среди таких областей есть и (положа руку на сердце) нежелательные. Одна из них - право гражданства. Неудобно и неполиткорректно говорить об «исключительном» праве отдельных людей на гражданство в то время, когда мы живем в глобальном и мультиэтническом мире, а слова о праве «на мир без границ» повторяются, как ежедневная мантра.

Для древних греков и римлян «права» определялись по тому, что «говорил закон», и не было никаких комплексов по поводу «исключительности права гражданства». Тем лишь обстоятельством, что государство давало гражданство одним и отказывало в нем другим, оно прививало народу идею о гражданстве как об особенной и ценной привилегии для избранных, что вызывало в древних греках чувство избранности. Уж эти-то точно в условиях современного глобализма и мультикультурализма не рвались бы в Единую Европу. Интересно, звучит ли теперь «брэндовое» понятие «британец»?

В классическую древнегреческую эпоху, после 451 года до н.э., гражданство зависело от того, были ли афинянами мать или отец. Ребенка объявляли гражданином по его рождении во время традиционного ритуала с участием соседей. Гражданин не платил налогов; мужчины старше 18 лет могли участвовать в народных собраниях, высказывать свое мнение и занимать руководящие должности; каждый гражданин мог посещать государственные и местные религиозные церемонии; он мог владеть собственностью, а также обращаться в суд для разрешения споров. Афиняне отплачивали государству той же монетой. Они даже соревновались между собой в своем усердии в деле служения обществу. Демонстрация искреннего гражданского участия давала возможность завоевать уважение в обществе. Недаром Аристотель говорил: «Всякий, у кого нет активной гражданской позиции - либо бог, либо животное».

Ни одна из указанных привилегий (кроме права на содержание харчевен) не даровалась чужаку; работать же они могли в Афинах, лишь имея попечителя из числа граждан, выступавшего в качестве гаранта. И все же, если у кого-то из чужеземцев были особые заслуги перед Афинами либо они занимались каким-то особенным, незаменимым родом деятельности, народное Собрание могло наградить такого претендента гражданством. Однако честь такая даровалась редко.

Ни у древних греков, ни у римлян не было, конечно, таких современных проблем, как содержание огромной армии бюрократов в службах иммиграции или, например, изготовление идентификационных карточек. В античную эпоху никаких формальных признаков гражданства не было.

Нынешнее наше правительство планирует создать единую базу данных на всех граждан, собираясь занести туда официальные и неофициальные сведения, начиная паспортными, медицинскими и криминальными (если есть) и кончая сведениями частного характера: поездка по стране и за рубеж, социальные льготы и даже посещение пабов; причем сведения эти могут быть затребованы любой государственной службой. Ни греки, ни римляне с таким не смирились бы.

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Классическая эпоха - время наивысшего расцвета древнегреческой культуры. Именно тогда реализовались те потенции, которые вызревали и возникли в предшествующую, архаическую эпоху. Сложилось несколько факторов, обеспечивавших взлет

Из книги История Древнего мира [с иллюстрациями] автора Нефедов Сергей Александрович

Глава IV. История Древней Греции ПРЕДАНИЯ ЭЛЛАДЫ Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди Медного Века гордость и войну, обильную стонами… Гесиод. Долина Нила и долина Двуречья были двумя первыми очагами цивилизации, местом где началась

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

3. Зарубежная историография Древней Греции XX в. С начала 20–х годов XX в. начался новый период в развитии зарубежной историографии. На ее состояние оказывали сильное влияние общие условия общественной жизни Европы, сложившиеся после разрушительной мировой войны,

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

НАРОДЫ И ЯЗЫКИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Балканский полуостров и острова Эгейского моря были заселены еще в эпоху палеолита. С тех пор по этой территории прокатилась не одна волна переселенцев. Окончательно этническая карта эгейского региона сложилась после расселения

Из книги Древняя Греция автора Миронов Владимир Борисович

Наука и техника в Древней Греции Когда жители при вторжении дорийцев бежали из Греции, они расселялись вдоль западного побережья Малой Азии. Места получили наименование Ионии. Рассказ о греческой научной мысли можно начать с упоминания имени Прометея. Легенда гласит,

Из книги История мировой культуры в художественных памятниках автора Борзова Елена Петровна

Культура Древней Греции Пропилеи афинского Акрополя. Древняя Греция (437-432 гг. до н.э.)Пропилеи афинского Акрополя, архитектор Мнесикл (437-432 гг. до н.э.), Древняя Греция.Когда в 454 году на афинян свалилось неожиданное богатство – в Афины была перевезена казна Делосского

Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В своем историческом развитии Древняя Греция, или Эл­лада, прошла ряд сменявших друг друга общественных укла­дов. В гомеровский период эллинской истории (XII-VIII века до нашей эры), в условиях складывавшегося рабовла­дельческого

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

ВОЙНЫ И ПОЛКОВОДЦЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Греки издавна жили в южной части Балканского полуострова. Затем они обосновались также на островах Эгейского моря и на западном побережье Малой Азии. В VIII–VI вв. до н. э. в результате так называемой «великой колонизации» появились

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Дипломатия древней Греции Древнейшей формой международных связей и международного права в Греции являлась проксения, т. е. гостеприимство. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Проксен данного города пользовался в

Из книги Античность от А до Я. Словарь-справочник автора Грейдина Надежда Леонидовна

КТО БЫЛ КЕМ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ А Авиценна (лат. форма от Ибн Сина - Avicenna, 980–1037 гг.) - влиятельный представитель исламской рецепции античности. Являлся придворным врачом и министром при персидских правителях. Ему принадлежат более 400 работ по всем разделам научных и

Из книги История религии: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

2.5. Религия Древней Греции Древнегреческая религия заметно отличается своей сложностью от тех представлений, которые складываются о ней у обычного читателя на основе знакомства с адаптированными вариантами греческих мифов. В своем становлении комплекс религиозных

автора

Раздел III История Древней Греции

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

Глава 6 Культура Древней Греции «Но что больше всего радовало афинян… это великолепные храмы, в настоящее время единственное свидетельство того, что минувшее не было сказкой». Древнегреческий автор Плутарх Храм бога Гефеста в

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 33. Наука и образование в Древней Греции Представления об окружающем миреГреков всегда интересовал вопрос: как устроен окружающий мир? В Греции было немало людей, посвятивших жизнь поискам ответа на него. Их называли философами, то есть «любителями мудрости». Они

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Религия Древней Греции Общий очерк. Древнейшие культы и божества Благодаря сохранившимся источникам древнегреческая религия изучена всесторонне. Многочисленны и хорошо изучены археологические памятники – некоторые храмы, статуи богов, ритуальные сосуды сохранились

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

3.2.5. Религиозная система Древней Греции Древние греки - одна из ветвей древних индоевропейцев. Выделившись из индоевропейского конгломерата на рубеже IV–III тысячелетий до н. э., племена, говорившие на древнегреческом языке, мигрировали на новые земли - юг Балкан и

— краткий обзор гражданства в праве Древнего Рима. Тема оказалась интересной -- за сухими юридическими новеллами стоит неумолимая поступь Империи, которая перемалывает всех, рано или поздно, но перемалывает, расплавляет и разливает по своим формам. Не забудем только при этом, что меняются не только побеждённые, но и победители, да так, что в итоге их и не различить. В этом была сила Рима -- а потом в этом стала его слабость.

1. Первая половина республики.

1.1. Гражданство в римском праве связывалось с правоспособностью человека, и потому для наилучшего понимания данного вопроса сначала поговорим о том, как выглядела эта область права в рассматриваемый период.

В полной правоспособности (caput) римляне различали 4 части: ius conubii, ius commercii, ius suffragii и ius honorum. Первое означало возможность вступать в т.н. квиритский брак, имевший особые правовые последствия (власть отца над всей семьёй, право детей на наследование и т.д.). Ius commercii - это право совершать имущественные сделки и обладать имущественными правами, признававшимися римским правом: приобретать квиритскую собственность, заключать договоры в формах, существовавших тогда в римском праве (например mancipatio, in iure cessio, nexum, stipulatio). Ius commercii неизбежно влекло и право actio, право обращаться в римский суд для защиты своих субъективных прав, а также право testamentificatio - право делать в форме завещания распоряжения на случай смерти. Ius suffragii и ius honorum означали политическую правоспособность, первое активную, т.е. право голоса, а второе пассивную, т.е. право выступать кандидатом на магистратские должности.

Полноправным римским гражданином был тот, кто имел все 4 части римской правоспособности.

По мнению исследователей, составные части правоспособности римляне стали различать, когда, вступая в союзы с соседними народами, они стали предоставлять союзникам некоторые из прав, которыми пользовались римские граждане (по большей части ius conubii и ius commercii), или когда римские граждане стали в наказание лишаться каких-либо прав (в основном политических).

Полноправный римский граждан находился одновременно в трёх состояниях: status libertatis (личная свобода), civitatis (гражданские права) и familiae (принадлежность к семье). Перемена в каком-либо из этих состояний называлась capitis demunitio и бывала 3 видов. C. d. maxima - потеря всех трёх статусов, превращение в раба. C. d. media - потеря римского гражданства, которая влекла потерю гражданских прав и обрывала всякую связь человека со своей семьёй, но оставляла ему личную свободу. C. d. minima - изменение семейного положения, когда человек из подвластного становился домовладыкой или наоборот.

1.2. Теперь можно перейти непосредственно к гражданству.

Всё население делилось в первой половине республики на три группы: cives, latini и peregrini.

1.2.1. Если во время возникновения республики существовали сильные отличия между патрициями, плебеями и клиентами, то к середине её существования они исчезли, и граждане слились в одну большую группу полноправных - cives optimo iure. Кроме них существовали и неполноправные cives non optimo iure: а) proletarii - имевшие имущество ниже 5-го класса, они были ограничены в политических правах, так как все вместе голосовали только в одной центурии; б) libertini - вольноотпущенные, они в течении всего республиканского периода не имели ни ius conubii, ни ius honorum, ни права быть сенатором, ни права служить в легионе, ius suffragii их тоже было неполным; в) aerarii - не имели политической правоспособности, и были обложены постоянной податью aes, эта группа образовалась из населения покорённых народов, некогда составлявших самостоятельные государства, но с течением времени в aerarii приписывались римские граждане в качестве наказания aerarium facere, т.е. временного лишения политической правоспособности.

1.2.2. Положение и права второй группы населения – latini - с течением времени сильно изменялись. А) первоначально оно означало граждан самостоятельных латинских государств, заключивших в Римом полноправный союз. Они имели в Риме ius conubii и ius commercii. Б) В 416 году от основания Рима после войны Латинский союз был уничтожен, и римляне присоединили часть латинских городов к своей территории, дав их жителям право полного римского гражданства, а с остальными городами заключили неравноправный союз, по которому граждане этих городов сохранили ius conubii и ius commercii, но эти города не имели право самостоятельно иметь отношения с другими государствами и начинать войну без разрешения Рима. За ними также оставалась внутренняя автономия, собственное право и правительство. Такое же положения имели и латинские колонии, которые римляне выводили из состава этих латинских государств. Граждане этих колоний назывались latini coloniarii и могла получить право полного римского гражданства, если переселялись в Рим, оставив в колонии сына. В) Позднее правоспособность latini была ещё больше ограничена. Все латинские колонии с 486 года от основания Рима получали уже только ius commercii, а латинские колонисты могли стать полноправными римскими гражданами только в том случае, если в своём городе занимали высшую магистратскую должность.

1.2.3. Те, кто не имел ни римской (civis romanus), ни латинской (civis latinus) правоспособности, назывались peregrini. Перегрин мог быть или иностранцем или римским подданным. Иностранцы в Риме не пользовались никакой правоспособностью, т.е. были бесправны. Но если их государство состояло с Римом в союзе, то их права определялись союзным договором. Перегрины - римские подданные - образовались из населения тех государств, которые потерпели такое сокрушительное поражение в войне с Римом, что вынуждены были сдаться без всяких оговорок на милость победителя, и назывались peregrini dediticii. В этом периоде их правоспособность мало известна, кроме того, что они не пользовались никакой частью римской правоспособности, считались свободными людьми и римляне не препятствовали им жить по собственному праву.

2. Вторая половина республики

2.1. Изменения в правоспособности и гражданстве в этот период были довольно незначительными. Прежде всего можно сказать, что категория aerarii стала полностью искусственной, поскольку все прежние полусамостоятельные государства были полностью инкорпорированы и получили полное римское гражданство, а вновь покорённые государства в такое положение уже не ставились. Так что понятие aerarii стало применяться только к римским гражданам, временно лишённым политической правоспособности.

2.2. Латины, точнее, latini coloniarii, прежде были гражданами колоний, выведенных из латинских государств, но во второй половине республики после союзнических войн все они получили полное римское гражданство. Однако, хотя колоний в прямом смысле не больше не существовало, так стали называть те группы людей, которым предоставлялась имущественная правоспособность. В первый раз это было сделано в 170 году до н. э., когда дети от браков римских солдат с испанками просили сенат определить их юридическое положение, и сенат прибег к фикции, юридически образовав из них колонию Картея. В 88 году до н. э. Lex Pompeja (Strabonis) признал все города Транспаданской Галлии латинскими колониями, хотя фактически там не было никаких колоний - это опять-таки было юридическим средством распространить на жителей этих городов правоспособность latini coloniarii.

2.3. Peregrini dediticii так же стали отвлечённым понятием, когда в самом начале империи был издан Lex Aelia Sentia, по которому рабы, подвергшиеся тяжёлым или позорным наказаниям (оковы, клеймение, сражение в цирке), при отпущении на волю не могли стать полноправными римскими гражданами, а получали такую же правоспособность, как peregrini dediticii.

3. Первая половина империи.

3.1. В данном периоде latini сохраняют своё искусственное значение. Все они имели ius commercii, legis action (право обращаться к римскому суду), и testamentificatio, но не имели ius conubii и связанных с ним семейных прав, в том числе и римского права наследования ab intestato. Кроме того в этом периоде латины, занимавшие в своём родном городе магистратскую должность, получали права римского гражданства, а впоследствии эти же права получали и дети и жена бывшего магистрата.

Права латинства законом Junia Norbana (19 год н. э.) были распространены на тех либертинов, которые были отпущены на волю без соблюдения всех формальностей, сопровождавших обязательно manumissio. Они только никогда не могли получить правоспособности римского гражданина и не могли распоряжаться своим имуществом на случай смерти посредством завещания, поэтому про них говорили: «Живут как свободные, умирают как рабы». Чтобы отличить этот вид граждан от обычных латинов, их называли Latini Juniani.

Это событие немыслимо для республиканского Рима, но в своё время было легко объяснимо. После двухвекового господства империи различия между различными группами населения сгладились. Римский народ утратил свою национальность, перемешавшись с массой иностранных элементов. Другие народы, в свою очередь, усвоили римскую культуру и включились в римскую цивилизацию. А для императоров исчезла надобность в том, чтобы предпочитать какую-то одну часть своей империи другой. Для Каракаллы это к тому же стало и отличным источником средств для пополнения казны, так как только римские граждане платили некоторые виды налогов, например, налог с наследства.

Так что в этом периоде население Рима стало единым народом в результате интегрирующих процессов в империи. Его основное деление - это деление на свободных и рабов, потому что количество Latini Juniani, dediticii и peregrini в относительном исчислении было ничтожным.

4. Вторая половина империи (до Юстиниана включительно).

4.1. Формально в этом периоде ещё существовали cives, latini и peregrini, но реально это не имело практически никакого значения. Право народов (ius gentium) стало охватывать практически всю область гражданского права, а квиритское ius civile не стало общенародным и потеряло своё значение, его уже почти не применяли в жизни. Вследствие этого различие между гражданами и негражданами в области гражданского права исчезло. В области государственного права оно имело ещё меньше значения, потому что граждане империи никаких политических прав не имели.

Юстиниан полностью уничтожил разряды dediticii и latini Juniani, и каждый раб, отпущенный на свободу при предусмотренных законом условиях, становился римским гражданином. Так что теперь всё население империи состояло из граждан и рабов.

4.2. Вместе с тем в этот период начали возникать новые группы людей, ущемлённых в правоспособности - в связи с тем, что христианство стало государственной религией, были ограничены права нехристиан, например евреев или язычников. Они не могли занимать определённые должности, составлять завещания, получать наследство и т. д. Как видите, очень много правды в словах Р. МакМаллена, который исследовал пять сфер светской жизни в Древнем Риме и пришёл к выводу, что христианство не привело ни к каким изменениям в рабстве, не отменило гладиаторских боев, не смягчило судебных наказаний, не прекратило коррупции, которая проникла и в саму церковь. Изменения, по его мнению, были значительны лишь в сфере сексуального поведения (Mac Mullen R. What Difference Did Christianity Make?// Historia. – 1986, Bd.35). Можно также добавить, что именно с правления императора Константина начинается процесс вульгаризации римского права, это — конец классического периода в его истории.

Ещё важнее то, что правительство стало стремиться лишить граждан права свободно выбирать профессию и превратить профессии в наследственно необходимые. Дети солдат должны были становиться солдатами, дети тех, кто занимался перевозкой хлеба на судах, должны были заниматься тем же. Это закрепощение распространялось на низшие слои населения и касалось тех, чья работа была необходима для удовлетворения государственных потребностей: в солдатах, хлебе и т.п. Появилась и категория колонов, землевладельцев, прикреплённых навсегда со своим потомством к определённому участку на земле определённого собственника, стеснённых и в личных, и в имущественных правах.

Для написания были использованы работы отечественных правоведов конца XIX — начала XX вв. Гримма, Барона и Боголепова, особенно последнего, которого можно включить в число лучших исследователей римского права, непревзойдённых потомками.

Среди городов Древнего Вавилона, которые были освоены семитами, могущество и развитость Вавилона со временем затмила все остальные государства Двуречья. Именно поэтому эту территорию и близлежащие города стали называть Вавилонией.

Культурное и политическое значение Древнего Вавилона

Периодом расцвета и развития Древнего Вавилона называют период царствования Хаммурапи. Начало его правления относят к 17 веку до н.э., и как только он взошел на престол, Хаммурапи начал вести завоевательную политику.

Его желанием было создать единую вавилонскую империю, и ему это удалось. Этим и было обусловлено растущее культурное и политическое значение Вавилонской империи на то время. После смерти царя господство над Вавилоном стало принадлежать касситам, которые сумели захватить государство.

Население Древнего Вавилона

Древний Вавилон относится к рабовладельческим государствам, в котором общество, прежде всего, делилось на свободных и рабов. Рабы представляли собой самый низший слой населения, и относились к вещам, находившимся в собственности у хозяина.

Рабов Древнего Вавилона разделяли на частновладельческих, храмовых и царских. Было всего лишь несколько исключений для прав рабов, например, дети рабыни от ее владельца считались свободными.

В свою очередь, свободные граждане Древнего Вавилона делились на полноправных и неполноправных. Первая группа граждан могла владеть землей и нести повинности в пользу государства.

А неполноправные граждане назывались «мушкену», и их положение в обществе Древнего Вавилона до сих пор неоднозначно. Их отличие от полноправных граждан исходит из «Законов Хаммурапи», по которым они несли иного типа наказания и вину.

Особенности государственного строя

Большинство историков выделяют то, что государственный строй Древнего Вавилона во многом напоминает строй Древнего Египта. Таки образом, это была восточная деспотия, во главе которой стоял царь.

Все виды власти: законодательная, религиозная, судебная и исполнительная принадлежали исключительно ему. В структуру государственного строя входили три основных ведомства, такие как финансовое, военное и касающееся публичных работ. У власти также стояли визирь, начальник финансов, военачальник, кравчий и дворецкий.

А государственные органы представляли собой систему местных и центральных органов управления. К местным относились наместники царя, которые управляли крупными городами. Также были созданные органы общинного самоуправления, и они могли осуществлять частично судебную и административную власть на местах.

Развитое право Древнего Вавилона

Период царствования Хаммурапи примечателен и знаменит тем, что при нем были созданы сборники законов, в которые сам царь вложил много сил и собственных знаний. «Законы Хаммурапи» были выбиты на черном базальтовом столбе, текст законов находился под изображением царя.

В «Законах Хаммурапи» выделяют три основные части. Введение посвящено информации о том, что боги наделили царя властью и о благих поступках Хаммурапи. Далее следуют основные законы, а последняя часть посвящена обстоятельному заключению.

Основой для этих многочисленных законов послужило старое обычное право, новое законодательство, разработанное Хаммурапи и шумерийские судебники. Выделяют то, что в «Законах Хаммурапи» отсутствовали религиозные и морализаторские элементы.

Положение лиц по праву Древнего Рима разделялось по признаку правосубъектности — возможности осуществления самостоятельно прав и обязанностей.

Категории статусов лиц в Древнем Риме

Классификация лиц в Древнем Риме по статусу предполагала состояние:

  1. Libertatis (либертатис) — свободный гражданин;
  2. Civitatis (цивитатис) — по статусу гражданства
  3. Familiae (фамилие) – семейное положение.

Статус либертатис в древнем Риме

Обладали статусом либертатис в только свободные граждане, все остальные являлись рабами. Рабы считались не субъектами, а объектами древнеримского права, в отношении которых могли заключаться сделки, их судьбой распоряжались владельцы. Данное положение сохранялось вплоть до I в. до н.э. в классификации вещей юриста Варонна в Риме. Согласно его теории, все предметы делились на три категории:

  • неодушевленные объекты: земля, золото, камни, ткани и др.;
  • одушевленнные объекты: домашний скот;
  • instrumentum vokale (инструментум вокале) — одушевленные и говорящие: рабы.

Статус раба присваивался в следующих случаях:
По факту рождения от рабыни. , наделенные статусом рабыни, не могли заклюить брак. Если девушка вступала в связь с мужчиной-рабом, то она теряла статус свободного гражданина и становилась рабыней.

  1. Пленные Рима.
  2. При продаже свободной семьей ее члена в рабство за непослушание.
  3. При возвращении освобожденного раба в случае проявления неуважительного отношения к бывшего хозяину — патрону.
  4. За долги при игре в азартные .

В ранний период Рима рабы были полностью лишены возможности совершения самостоятельных поступков. С получением государства статуса Империи в I в. н.э. вышел указ о запрете передачи рабов в школы гладиаторов. С этого времени хозяева, оставившие раба в старости или болезни, либо допустившие его убийство без причины, утрачивали собственность.


Статус лиц в Древнем Риме цивитатис

Подобное положение в римском обществе могли носить только свободные граждане. Свободное население Рима делилось на пять категорий:

1. Граждане Рима, civus Romanus, квириты. Они выделялись в отдельную группу за заслуги при создании Римского государства на заре его становления. Квириты наделялись следующими правами:

  • мужчины могли избирать и быть избранными на должности в госаппаратпо достижение 25 лет;
  • служили в армии;
  • заключали коммерческие сделки — ius commercii;
  • вступали в брак, рожденные дети признавались квиритами.

2. Латины. Подразделялись по статусу на 3 группы.
Латины не имели статус гражданина Римской империи. Они не могли участвовать в выборах, не служили в армии.

Подразделялись на группы:

  1. Древние.
  2. Провинциальные.
  3. Юниани. Вольноотпущенники, приобретающие статус свободных граждан.
  4. Перегрины. Граждане иностранных государств, обладали правосубъектностью в силу права народов.
  5. Либертины. Освобожденные по письму или на пиру рабы.

Латины обладали следующими правами:

  • участия в предпринимательской деятельности;
  • вступления в брак с квиритами, статус детей определяло положение отца.

В 212 г. законом Каракаллы были уравнены в правах провинциальные латины и квириты.

Феодальные колоны (colonus). Лица со статусом колоны появляются в в поздний период — с IV в. н.э. Образование класса началось с аренды земли у латифундистов. С принятием конституции положение как собственников, так и арендаторов усложнилось: устанавливался налог с владения и аренды землей. Договор аренды не мог быть расторгнут, иначе собственнику приходилось платить два налога. К колонам причислялись те, кто арендовал землю на срок более 30 лет, а также их потомки. Они наделялись личной свободной, при этом право передвижения было ограничено.
Это положение касалось только группы латинов и квиритов, то есть тех, кто мог вступать в брачные отношения.

В семье выделялся мужчина — глава семьи (paterfamilias), несший ответственность за порядок в семье. Он обладал следующими правами:

  • выражал согласие на осуществление сделок;
  • выдавал дочерей замуж;
  • устраивал сыновей на .

После смерти главы женщины освобождались от власти отца и становились эмансипированными, принимали самостоятельно решения. Опеку над вдовой осуществляли сыновья, если таковых не было — третьи лица. Мужчины становились отдельными главами семей, если даже были не в браке.

Римское общество никогда не было однородным. Статус жителей империи различался в зависимости от места рождения и состояния. Главное деление на свободных и рабов не отменяло тысячи мелких градаций внутри этих двух основных групп. Свободные люди могли называться гражданами, а могли носить имя пилигримов - представителей других городов Италии, а позднее - других народов, входивших в империю. Рабы могли быть общественными и частными, военнопленными, купленными на рынке или родившимися в доме. Последние особенно ценились, так как, с одной стороны, не знали другой жизни, а с другой - воспринимались хозяевами как члены семьи - фамилии.

Римское рабство заметно отличалось от греческого: оно, как и все в латинском мире, несло отпечаток юридических .

Рабство в Риме

Перед лицом закона раб не имел никаких прав. Все невольники, жившие под крышей господина, подлежали смертной казни, если хозяина убивали в доме. Однако в эпоху империи были введены наказания и для владельцев за жестокое обращение со своими невольниками. Раб мог занять привилегированное положение, как, например, дворецкий или любимая наложница. Заслуги раба перед хозяином часто являлись поводом к освобождению. Было широко распространено освобождение по завещанию господина для частных рабов либо по акту магистрата - для общественных. В некоторых случаях разбогатевший невольник заводил своих рабов. А вольноотпущенники, занимаясь торговлей, подчас приобретали исключительно высокое положение в римском обществе. Все это не отменяло тяжелого положения массы невольников, трудившихся в хозяйстве римлян, однако показывало способы, посредством которых ловкий, сметливый или просто преданный раб мог получить свободу.

Общественная жизнь и гражданство в Риме

Общественная жизнь Рима была по сравнению с греческой куда более сложной и напряженной. Римляне даже в республиканский период тяготели к всеохватности государственной власти. Во времена республики Рим управлялся целой армией выборных должностных лиц: консулов, преторов, квесторов, цензоров, трибунов, эдилов, префектов... Их функции были четко очерчены и не пересекались. В отличие от соседних народов, и в первую очередь от эллинов, они охотно делились своим гражданством не только с пилигримами, но и с вольноотпущенниками. При этом получение гражданства было равносильно получению национальности. Кровь не играла роли. Главными были общий для всех граждан образ жизни, подчинение единым законам. Убежденные в собственной исключительности, даже мессианстве, римляне тем не менее не были националистами и в том смысле, в каком, например, можно назвать националистами афинян, смотревших даже как на людей второго сорта. Для римлянина грань между цивилизованным человеком и варваром пролегала по образу жизни и определялась весьма просто. Культурный человек живет в городе, носит тогу, владеет рабами, подчиняется законам. Варвар живет в лесу, носит штаны из звериных шкур, ему сильно повезет, если он попадет в рабство и сможет послужить укреплению Рима. если он будет хорошо трудиться и усвоит римские идеалы, хозяин отпустит его на волю, а глядишь, и поможет получить гражданство. Так, обретение гражданских прав - это в прямом смысле слова переплавка в горниле иной культуры.

Однако было бы неверно видеть в римском гражданстве некий аналог современного. Гражданство - принадлежность к городу - долгое время не могло стать в Риме общегосударственным институтом. Обитатели других италийских городов имели свое гражданство, хотя и жили в одной стране с римлянами. Промежуточным этапом на этом пути стало предоставление двойного гражданства, например Рима и Капуи, Рима и Медиоланума и т. д. Но это не решало всех проблем. Римляне понимали, что стабильность их государства напрямую связана с расширением числа граждан. К началу новой эры из 50 млн подданных Рима лишь около миллиона имели статус гражданина. Император Каракалла в 212 г. в так называемой Антониновой конституции дал римское гражданство всем свободным людям вне зависимости от национальности, проживавшим на территории империи. Римский гражданин имел обычно три имени: личное (Гай), родовое (Юлий) и фамильное или прозвище (Цезарь). Отпущенный на волю раб получал личное и родовое имя своего хозяина. Так, раб и близкий друг Цицерона - Тирон, освобожденный в 53 г. до н. э., стал именоваться, как его господин, Марк Туллий и приобрел римское гражданство.

Римское общество отличалось высокой социальной мобильностью. Принадлежность к тому или иному сословию определялась в зависимости от имущественного ценза. Городские власти в соответствии с оценкой состояния приписывали жителей к сословиям, которые не наследовались. Таким образом, разбогатевший мастеровой мог проскользнуть в сословие всадников, надеть золотое кольцо и белую тогу с тонкой пурпурной полосой.