Оформление приказа по строевой части. Особенности проведения правовой экспертизы проектов приказов по личному составу и строевой части. IV. Общая оценка строевой подготовки

  • § 7. Деятельность командиров, направленная на поддержание установленных запасов, сохранение вооружения и военной техники, материальных средств
  • Глава 2. Правовые основы повседневной деятельности командира
  • § 1. Распорядок дня. Регламент служебного времени. Учет служебного времени военнослужащих
  • Распорядок дня войсковой части 00000 на _______ период обучения 200_ года
  • Регламент служебного времени военнослужащих войсковой части 00000, проходящих военную службу по контракту, на __________период обучения 200___ года
  • § 2. Приказы по строевой части. Приказы о поощрениях, взысканиях (требования к их составлению). Установочный приказ
  • § 3. Административное (служебное) расследование. Дознание
  • Административное расследование по факту __________________________________
  • Заключение по результатам расследования по факту утери удостоверения личности майором борцовым Александром Владимировичем
  • Особенности проведения административного расследования в отдельных случаях
  • Заключение № _____ об итогах расследования факта получения травмы военнослужащим
  • Дознание в военных организациях
  • § 4. Списание имущества. Инспекторское свидетельство. Полномочия инвентаризационной комиссии в рамках проведения проверок наличия имущества
  • § 5. Работа командиров по рассмотрению и разрешению жалоб, заявлений и предложений
  • § 6. Деятельность командиров в сфере охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов
  • § 7. Деятельность командования по организации обеспечения военнослужащих всеми видами довольствия
  • Денежное довольствие
  • Продовольственное обеспечение
  • Вещевое обеспечение
  • Медицинское обеспечение
  • § 8. Деятельность командира по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации
  • § 9. Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в казарменных помещениях. Содержание и эксплуатация казарменно-жилищного фонда, противопожарная защита
  • Глава 3. Организация внутренней, караульной, гарнизонной и боевой служб
  • § 1. Организация внутренней службы
  • Работа командира и штаба воинской части по осуществлению контроля состояния внутренней службы
  • Содержание закрепленной территории
  • Суточный наряд
  • Оборудование контрольно-пропускного пункта (кпп)
  • Дежурный (дневальный) по роте
  • Организация помывки личного состава
  • Учет личного состава в воинской части, подразделении
  • § 2. Организация караульной службы
  • Подбор и подготовка караула11
  • Особенности оборудования караульного помещения, постов
  • Внутренний порядок в караулах15
  • Обеспечение сохранности оружия и боеприпасов в караулах
  • Особенности охраны Боевого Знамени воинской части
  • Караульная служба с применением технических средств охраны
  • Охрана объектов караульными собаками
  • Особенности организации и несения караульной службы по охране и сопровождению транспортов с воинскими грузами
  • Организация охраны и сопровождения воинских грузов
  • Материально-бытовое и медицинское обеспечение
  • Контроль за организацией и несением караульной службы
  • § 3. Организация боевого дежурства (боевой службы)36
  • Подготовка личного состава к несению боевого дежурства
  • Боевое дежурство (боевая служба)38
  • § 4. Организация гарнизонной службы
  • Особенности организации подготовки и несения гарнизонной службы
  • Военная автомобильная инспекция гарнизона
  • Глава 4. Управленческая деятельность командиров
  • § 1. Общая подготовка к руководству
  • Достоинства и недостатки различных типов организационных структур
  • § 2. Управленческое общение командира
  • Некоторые общие принципы общения с «трудными» людьми
  • § 3. Профилактика и разрешение конфликтов
  • § 4. Сущность и содержание управленческой деятельности командира
  • § 5. Организация управления в части (подразделении)
  • § 6. Управление деятельностью подчиненных
  • § 7. Содержание планирования в части Требования к организации планирования в части
  • Документы плана боевой подготовки
  • Планирование в батальоне и роте
  • Глава 5. Полномочия командиров в кадровой деятельности
  • § 1. Деятельность командиров при заключении контрактов о прохождении военной службы
  • Организация привлечения граждан и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, для прохождения военной службы по контракту
  • Мероприятия по заключению контракта
  • § 2. Комплекс действий командиров при назначении военнослужащих на должности, освобождении от должности, переводе к новому месту военной службы
  • Общие условия назначения военнослужащих на должности
  • § 3. Действия командира при увольнении военнослужащих и исключении их из списка воинской части
  • § 4. Полномочия командиров по присвоению военнослужащим воинских званий
  • § 5. Особенности комплектования воинских частей гражданским персоналом
  • Глава 6. Организация воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
  • § 1. Сущность и содержание воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
  • § 2. Планирование и организация воспитательной работы в части
  • § 3. Организация общественно-государственной подготовки в части (подразделении)
  • § 4. Поддержание воинской дисциплины в части (подразделении) и ее анализ
  • § 5. Действия командования по организации розыска самовольно оставивших часть
  • Глава 7. Правовые основы финансово-хозяйственной деятельности командиров
  • § 1. Основные нормативные документы, регламентирующие хозяйственную деятельность воинских частей Приказы министра обороны
  • Директивы министра обороны и Генерального штаба
  • Приказы начальника Тыла Вооруженных Сил
  • § 2. Порядок и правовые последствия расформирования (ликвидации) воинской части
  • § 3. Разрешенная деятельность воинских частей, направленная на извлечение прибыли
  • § 4. Действительные и условные наименования воинских частей и порядок их использования в хозяйственной деятельности
  • § 5. Воинская часть как юридическое лицо
  • § 6. Полномочия командира воинской части в сфере хозяйственной деятельности. Права командира по заключению договоров
  • § 7. Правомочия командира по распоряжению доходами воинской части. Особенности деятельности подсобных хозяйств воинских частей и распределения доходов от их деятельности
  • § 8. Ответственность командира воинской части за нарушения в сфере хозяйственной деятельности
  • § 9. Финансовая деятельность в воинской части. Системы расчетов, которыми вправе пользоваться воинские части
  • § 10. Полномочия отдельных командиров (начальников) в сфере хозяйственной деятельности
  • § 2. Приказы по строевой части. Приказы о поощрениях, взысканиях (требования к их составлению). Установочный приказ

    В соответствии со ст. 36 УВС ВС РФ приказ - распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение. Письменный приказ является основным распорядительным служебным документом (правовым актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами воинских частей (начальниками учреждений).

    Командир (начальник) воинской части отдает письменные приказы по строевой части, по боевой подготовке и другим вопросам, право регламентировать которые ему предоставлено (п. 27 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. № 170).

    Следует отметить, что приказы по строевой части являются актами правоприменения, т. е. индивидуальными правовыми актами, издаваемыми на основе и во исполнение правовых актов вышестоящих командиров (начальников) либо нормативных правовых актов федерального значения. Любые изменения служебно-должностного положения военнослужащих, сведения о периодах исполнения ими обязанностей военной службы, содержащиеся в данных приказах, должны иметь под собой основания, подтвержденные документами либо фактическими данными.

    Необходимо иметь в виду, что приказу по строевой части может быть присвоен порядковый номер (произведена регистрация в журнале учета) только после того, как он подписан командиром (п. 157 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации). В соответствии с п. 137 указанной Инструкции до регистрации служебные документы (в том числе и приказы по строевой части) для доклада и исполнения передавать запрещается.

    Приказами командира (начальника) воинской части по строевой части могут регламентироваться следующие вопросы:

    а) зачисление в списки личного состава воинской части, на обеспечение. При зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части и при назначении его на воинскую должность указываются установленные ему оклад по воинской должности, размеры надбавок к окладу по воинской должности за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, а также за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и других надбавок.

    Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,- выписки из приказов по личному составу, предписания;

    Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - именные списки, учетно-послужные карты, план комплектования воинской части;

    б) исключение из списков личного состава воинской части, с обеспечения. При убытии военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, из воинской части в связи с перемещением по службе (зачислением в распоряжение) в приказе командира (начальника) воинской части об исключении из списков личного состава указывается, в каком размере и в каком месяце военнослужащему оказана материальная помощь в году убытия. Если материальная помощь не оказывалась, в приказе указывается: «Материальная помощь в текущем году не оказывалась».

    При исключении из списков личного состава воинской части военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в связи с увольнением с военной службы в запас (отставку) в приказе указываются полные годы, за которые подлежит выплате единовременное денежное пособие, размер его в окладах денежного содержания, каким государственным орденом (орденами) награжден в период прохождения военной службы, а также размер премии за личный вклад и достигнутые результаты в боевой подготовке, освоении учебных программ, выполнении специальных заданий командования и добросовестное исполнение служебных обязанностей.

    Основаниями в данном случае могут являться:

    Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в отношении которых командир данной части не пользуется правом назначения на должности, освобождения от должности, увольнения с военной службы, - выписки из приказов по личному составу (полномочия должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий перечислены в приказе министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2004 г. № 410);

    Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в отношении которых командир данной части пользуется правом назначения на должности, освобождения от должности, увольнения с военной службы, - рапорты указанных военнослужащих (например, в случаях увольнения их с военной службы по основаниям, перечисленным в п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе), рапорты командиров (начальников) данных военнослужащих (например, в случаях увольнения их с военной службы по основаниям, перечисленным в п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе), представления к увольнению с военной службы;

    Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - приказ министра обороны Российской Федерации.

    При исключении военнослужащего из списков личного состава части в связи со смертью (гибелью) основаниями являются свидетельство о смерти и рапорт его непосредственного командира (начальника);

    в) изменения в персональных учетных данных личного состава. Следует учитывать, что в соответствии с Наставлением по учету личного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота 1982 г. изменение фамилии, имени, отчества и даты рождения офицеров, прапорщиков и мичманов объявляется приказами по личному составу, причем изменение даты рождения лиц офицерского состава оформляется после тщательной проверки соответствия представленных документов о рождении документам, находящимся в личном деле, приказами по личному составу: в отношении офицеров до подполковника включительно и им равных - заместителей министра обороны; в отношении офицеров в воинском звании полковника, ему равного и выше - министра обороны.

    Выписки из данных приказов являются основаниями для издания приказа по строевой части об изменении указанных учетных данных. Кроме того, основаниями также являются свидетельства органов загса. Образцы бланков записей актов гражданского состояния (в том числе бланка записи акта о перемени имени) утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. № 194;

    г) нахождение на лечении и возвращение на службу из лечебного учреждения. При убытии военнослужащего на стационарное лечение указывается об исключении его с продовольственного обеспечения и выдаче ему продовольственного аттестата. Обязательно указание полного наименования лечебного учреждения.

    Основаниями в данном случае являются документы медицинской службы воинской части (с обязательным указанием номера и даты регистрации данных документов), например свидетельство о болезни (форма приведена в приложении № 8 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 200).

    Кроме того, основанием может являться листок нетрудоспособности (форма утверждена приложением к письму Фонда социального страхования Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. № 02-18/05-8139), выдаваемый медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, включая проведение экспертизы временной нетрудоспособности.

    Частичное и полное освобождение от исполнения обязанностей военной службы по состоянию здоровья также осуществляется отдельным параграфом приказа по строевой части с указанием даты начала освобождения и окончания освобождения, с обязательным указанием в качестве основания на документ медицинской службы части;

    д) назначение на воинские должности, присвоение воинских званий.

    Приказ по строевой части о назначении на должность издается только при назначении на те должности, в отношении которых командир, издающий приказ, пользуется таким правом. Основаниями в данном случае являются рапорты военнослужащих, заключенные с ними контракты, акты приема (сдачи) дел и должности (форма указанного акта приведена в приложении 13 к п. 243 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 222).

    При издании приказа о присвоении очередных воинских званий основаниями являются рапорты командиров (начальников) об истечении срока выслуги в ранее присвоенном воинском звании (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) либо представления к присвоению очередного звания (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту).

    Если командир части не наделен правом присвоения воинского звания, то основанием издания приказа по строевой части является выписка из приказа по личному составу того воинского должностного лица, которое присвоило воинское звание. В этом случае в приказе по строевой части обязательно указание даты, с которой присвоено очередное воинское звание;

    е) прием на работу, перевод на другую работу и увольнение с работы лиц гражданского персонала.

    Основаниями в данном случае являются трудовые договоры, заявления лиц гражданского персонала, рапорты командиров (начальников) подразделений, в штатах которых находятся лица гражданского персонала.

    В связи с вступлением в действие постановления Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» от 5 января 2004 г. № 1, в котором содержатся типовые формы приказов о приеме работника на работу, о переводе на другую работу, об увольнении, возникают вопросы о правовом закреплении трудовых отношений с лицами гражданского персонала в воинских частях и учреждениях, так как данные унифицированные формы в соответствии с п. 2 указанного постановления распространены на организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, включая организации и учреждения Министерства обороны Российской Федерации. Необходимо ли применять унифицированные формы приказов, предложенные Госкомстатом, либо указывать на возникновение, изменение либо прекращение трудового правоотношения в отдельном параграфе приказа по строевой части?

    Представляется, что в Министерстве обороны Российской Федерации должен быть издан приказ, вносящий изменения в Инструкцию по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации в части исключения из нее подп. «е» п. 27 Инструкции и определяющий порядок применения в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1;

    ж) убытие в командировки, отпуска, на учебу и прибытие из командировок, отпусков и с учебы.

    При направлении военнослужащих в командировку основание, как правило, не указывается. При убытии в основной отпуск основаниями являются план отпусков и рапорт военнослужащего. При прибытии из командировок в качестве основания указываются номер и дата командировочного удостоверения, при прибытии из отпуска - номер и дата отпускного билета.

    Предоставление отпуска лицу гражданского персонала осуществляется на основании графика отпусков и заявления работника.

    Основанием направления на учебу военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, может являться телеграмма (указание, распоряжение) вышестоящего командира (начальника).

    При направлении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в учебные заведения для подготовки к экзаменам и для сдачи экзаменов им предоставляются учебные отпуска (п. 6 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). В данном случае основаниями являются вызовы кадрового органа органов военных округов и объединений видов Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 23 Инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 20 мая 2002 г. № 205). Если военнослужащий либо лицо гражданского персонала обучается в высшем учебном заведении (не военном) либо собирается обучаться в нем, то в этом случае основаниями предоставления отпуска и иных льгот, связанных с обучением, являются:

    Справка-вызов, дающая право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска, связанного с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию (приложение № 1 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 13 мая 2003 г. № 2057);

    Справка-вызов, дающая право на предоставление по месту работы льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию (приложение № 2 к вышеназванному приказу);

    з) применение поощрений и наложение взысканий. При наличии оснований командир (начальник) принимает решение о наложении дисциплинарного взыскания с учетом требований, закрепленных в ст.ст. 85-94 ДУ ВС РФ 2:

    1) на военнослужащего могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены в ДУ ВС РФ и соответствуют воинскому званию военнослужащего, дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности (ст. 85 ДУ ВС РФ);

    2) при определении вины и меры дисциплинарного взыскания командир (начальник) обязан принять во внимание ряд обстоятельств, а именно:

    Характер проступка;

    Обстоятельства, при которых проступок был совершен;

    Последствия проступка;

    Прежнее поведение виновного;

    Продолжительность его воинской службы;

    Степень знания порядка несения службы (ст. 87 ДУ ВС РФ);

    3) при наложении взыскания запрещается:

    Налагать несколько взысканий за один и тот же проступок;

    Соединять одно взыскание с другим;

    Налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников;

    4) строгость дисциплинарного взыскания увеличивается согласно ст. 87 ДУ ВС РФ, если:

    Проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы);

    Проступок совершен при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения;

    Проступок имел последствием существенное нарушение порядка;

    5) если тяжесть совершенного подчиненным проступка не позволяет командиру (начальнику) наложить взыскание с использованием предоставленной ему дисциплинарной власти, он возбуждает ходатайство о наложении взыскания на виновного властью старшего начальника (ст. 92 ДУ ВС РФ);

    6) если проступок военнослужащего содержит признаки состава преступления, командир (начальник) обязан уведомить военного прокурора, при необходимости возбудить уголовное дело и назначить дознание (ст. 86 ДУ ВС РФ);

    7) военнослужащий, подвергнутый дисциплинарному взысканию за совершенное преступление и причиненный государству материальный ущерб, не освобождается от уголовной и материальной ответственности (ст. 94 ДУ ВС РФ).

    Таким образом, в качестве основания привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности должны быть указаны материалы административного (служебного) расследования (разбирательства).

    При награждении военнослужащего премией или ценным подарком необходимо указывать точный размер денежной суммы (например, не 2 оклада денежного содержания, а 3 475 руб. 42 коп.) или стоимость подарка. Основанием в данном случае должен являться рапорт непосредственного командира (начальника), в котором указываются конкретные заслуги военнослужащего.

    Выдача ценных подарков производится под подписи награждаемых в ведомости, которая является основанием для списания их с учета;

    и) другие вопросы, право решения которых предоставлено командиру (начальнику) воинской части. При этом следует иметь в виду, что по свой юридической природе приказ по строевой части является индивидуальным, а не нормативным, правовым актом (подробнее об этом говорилось выше). В связи с этим представляется неправильным включать в приказы по строевой части отдельными пунктами такие вопросы, как утверждение каких-либо инструкций, должностных обязанностей, порядок организации ряда повторяющихся мероприятий, подведение итогов боевой подготовки, постановка задач на следующий период обучения и т. п.

    Установочным приказом традиционно называют письменный приказ, который отдается командиром полка перед началом каждого периода обучения с определением порядка выполнения тех положений УВС ВС РФ и УГ и КС ВС РФ, право регламентировать которые ему предоставлено (ст.ст. 92, 377 УВС ВС РФ, приложение 11 к данному Уставу).

    В установочном приказе обязательно должны быть отражены следующие вопросы по организации боевой подготовки, внутренней и караульной служб:

    Организация боевой подготовки на период обучения;

    Распорядок дня полка и его уточнение на период выхода подразделений на полигон (в лагерь), а также регламент служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

    Последовательность приема пищи подразделениями;

    Время и последовательность демонстрации кинофильмов для подразделений;

    Порядок проведения воспитательной, культурно-досуговой работы, время и место проведения общих полковых и общих батальонных вечерних поверок;

    Состав суточного наряда, порядок его подготовки и отдыха;

    Состав, порядок действий и отдыха дежурного подразделения;

    Порядок размещения и охраны Боевого Знамени полка;

    Порядок хранения Книги почета полка и Книги почетных посетителей;

    Порядок хранения, выдачи и приема оружия и боеприпасов;

    Порядок проверки наличия и состояния вооружения, военной техники и других материальных средств;

    Внутренний порядок и распорядок работы в парке;

    Порядок работы складов полка;

    Распределение территории, объектов учебно-материальной базы и помещений между подразделениями полка;

    Порядок освещения, отопления служебных помещений, работы приточно-вытяжной вентиляции, а также освещения военного городка;

    Организация противопожарной защиты в полку и охраны окружающей среды;

    Порядок приема по личным вопросам военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала командованием полка;

    Порядок посещения военнослужащих;

    Порядок помывки личного состава и проведения специальной обработки вещевого имущества;

    Порядок медицинского обследования личного состава полка;

    Порядок подведения итогов боевой подготовки, состояния воинской дисциплины и внутреннего порядка в полку;

    Порядок осуществления контроля за исполнением приказа;

    К приказу прилагаются:

    Список офицеров и прапорщиков, назначаемых для несения службы в суточном наряде;

    Список личного состава, назначаемого для несения службы на наиболее важных постах (по охране Боевого Знамени полка, пунктов управления, стартовых, огневых позиций, складов с оружием и боеприпасами и др.);

    Список военнослужащих, которые имеют право вскрывать хранилища (склады, парки) или могут быть допущены к приему от караула вооружения и военной техники, находящихся на стоянках;

    Список дознавателей;

    Список внутрипроверочных комиссий по службам полка на период обучения;

    Список внутрипроверочной комиссии по проверке состояния работы по рассмотрению и принятию решений по предложениям, заявлениям и жалобам;

    Схема закрепления территории военного городка за подразделениями для уборки;

    Список ответственных лиц за пожарную безопасность зданий и сооружений;

    Образцы формы одежды на физическую зарядку.

    (Директива Первого Заместителя МО РФ от 12.04.96. №205/2/202)

    I. Общие положения.

    1. Строевая подготовка проверяется и оценивается на контрольных занятиях в процессе обучения, в ходе строевых смотров, при инспектировании и проверках войск, а в ВУЗах, кроме того на экзаменах и зачетах.
    2. В ходе проверки строевой подготовки проверяются и оцениваются:
    Одиночная строевая выучка военнослужащих
    Строевая слаженность подразделений (умение военнослужащих четко, однообразно и согласованно действовать в составе подразделений) в пешем порядке и на машинах

    3. Общий порядок оценки строевой подготовки применяется применительно к положениям Строевого устава ВС РФ, а оценочные показатели определяются в соответствии с требованиями настоящей инструкции

    4. Офицерам, назначенным для проверки подразделений по строевой подготовке, необходимо знать соответствующие требования Строевого устава, программ боевой подготовки, сборников нормативов по боевой подготовке, пособия «Строевая подготовка», правил ношения военной формы одежды военнослужащими ВС РФ, введенных в действие приказом МО РФ, 1994 года №255, и иных руководящих документов на учебный год

    5. Общая оценка строевой подготовки подразделений слагается из оценок за одиночную строевую выучку военнослужащих и строевую слаженность подразделений. Подразделения полного состава, укомплектованность которых личным составом составляет на момент проверки менее 50% от штатной численности мирного времени, оценивается только за одиночную строевую выучку.

    II.Оценка одиночной строевой выучки.

    6. Одиночная строевая выучка военнослужащего оценивается за:

    • Состояние внешнего вида
    • Знание положений Строевого устава в объеме занимаемой должности
    • Выполнение строевых приемов в соответствии с программой обучения

    Результаты проверки записываются в ведомость.

    7. Проверка одиночной строевой выучки начинается с оценки и осмотра внешнего вида военнослужащего. При получении им положительной оценки за внешний вид проверяется выполнение строевых приемов без оружия и с оружием. Каждый военнослужащий выполняет по указанию проверяющего не менее 10 строевых приемов (6 приемов без оружия и 4 с оружием, для офицеров отделов, отделений, управлений, штабов от соединения и бригады и выше – не менее 7 строевых приемов без оружия) из общего количества приемов, изложенных в Строевом уставе. Проверка знаний положений Строевого устава проводится устно или письменно.

    8. Оценка военнослужащего за внешний вид оценивается:

    «удовлетворительно» — если военнослужащий имеет опрятный внешний вид, аккуратную прическу и все предметы военной формы одежды соответствуют правилам ее ношения при правильном расположении знаков различия, орденов, медалей, нагрудных знаков и значков
    «неудовлетворительно» – если военнослужащий в чем-либо нарушил правила ношения военной формы одежды и этот недостаток нельзя устранить, находясь в строю, или выявлено три недостатка, которые можно устранить находясь в строю
    Подразделение (часть) от дальнейшей проверки строевой подготовки отстраняется при наличии в нем 15% и более военнослужащих (подразделений), имеющих неудовлетворительный внешний вид. При проведении повторной проверки внешнего вида военнослужащих оценка одиночной строе-вой выучки подразделению (части) снижается на один балл.

    9. Оценка знаний положений Строевого устава при ответе на вопрос определяется:
    «удовлетворительно» – если вопрос раскрыт полностью, грамотно и логично изложен, показаны глубокие знания материала;
    «неудовлетворительно» – если вопрос не раскрыт или раскрыт не полностью или были допущены ошибки.

    10. Оценка за выполнение строевого приема определяется:
    «отлично» – если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями Строевого устава, четко и уверенно;
    «хорошо» – если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями Строевого устава, четко и уверенно, но при этом была допущена одна ошибка;
    «удовлетворительно» – если прием выполнен в соответствии с требованиями Строевого устава, но при этом были допущены две ошибки;
    «неудовлетворительно» – если прием не выполнен, либо выполнен не в соответствии с требованиями Строевого устава, или при его выполнении допущено три ошибки и более.
    11. Индивидуальная оценка одиночной строевой выучки военнослужащего определяется:
    «отлично» – если не менее 50% строевых приемов выполнены на «отлично», а остальные не ниже «хорошо»;
    «хорошо» — если не менее 50% строевых приемов выполнены на «хорошо» и «отлично», а остальные на «удовлетворительно» при удовлетворительной оценке за внешний вид и знание положений строевого устава;
    «удовлетворительно» – если не менее 80% строевых приемов, внешний вид и знание положений Строевого устава оценены не ниже «удовлетворительно».

    12. Оценка одиночной строевой выучки подразделению (отделу, службе, управлению части, соединения) слагается из индивидуальных оценок каждого военнослужащего и определяется:
    «отлично» – если не менее 90% проверенных получили положительные оценки, при этом половина проверенных оценена «отлично»;
    «хорошо» – если не менее 80% проверенных получили положительные оценки, при этом половина проверенных оценена не ниже «хорошо»;
    «удовлетворительно» – если не менее 70% проверяемых получили положительные оценки;

    13. Оценка одиночной строевой выучки взводу, батарее, дивизиону курсантов.

    III Оценка строевой слаженности.

    14. Оценка строевой слаженности подразделений определяется по следующим показателям:
    Действия в походном и развернутых строях.
    Исполнение строевой песни.
    Действия у машин и на машинах (оценивается при проведении строевых смотров на технике).
    Результаты проверки записываются в сводной ведомости.

    15. При определении оценки подразделению за действия в походном и развернутых строях учитываются и оцениваются следующие показатели:
    Построение и выравнивание.
    Перестроение на месте и в движении.
    Прохождение торжественным маршем (выполнение воинского приветствия в движении).

    16. Оценка за каждое действие в развернутом и походном строях в составе под-разделения определяется:
    «отлично» – если действие выполнено в строгом соответствии с требованиями Строевого устава, четко и слаженно, при правильной подаче команд командирами (начальниками);
    «хорошо» – если действие выполнено в соответствии с требованиями Строевого устава, но при этом была допущена одна ошибка в действиях личного состава или при подаче команд командирами (начальниками);
    «удовлетворительно» – если действие выполнено в соответствии с требованиями Строевого устава, но при этом были допущены две ошибки в действиях личного состава или при подаче команд командирами (начальниками);
    «неудовлетворительно» – если действие выполнено неправильно или при подаче команд было допущено три ошибки и более.

    17. Общая оценка за действия в походном и развернутом строях определяется:
    «отлично» – если не менее 50% действий оценено «отлично», а остальные «хорошо»;
    «хорошо» – если не менее 50% действий оценено «отлично» и «хорошо», а остальные «удовлетворительно»;
    «удовлетворительно» – если все действия оценены не ниже «удовлетворительно».

    18. При определении оценки подразделению за исполнение строевой песни учитываются:
    Ратная направленность содержания песни.
    Наличие в ней идеи защиты Отечества, любви к военной службе, гордости принадлежностью к ВС РФ, верности их славным боевым традициям.
    Отвечая этим требованиям песня оценивается по следующим показателям:
    Уровень исполнения (знание личным составом текста песни, правильность мелодии, слаженность звучания);
    Подготовленность запевал;
    Строевая подтянутость личного состава.

    19. Оценка подразделению за исполнение строевой песни определяется:
    «удовлетворительно» – если все показатели оценены положительно
    «неудовлетворительно» – если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно».

    20. При проверке и оценке действий подразделений у машин и на машинах руководствоваться требованиями Строевого устава и сборников нормативов по боевой подготовке.

    21. Оценка за строевую слаженность отделению, взводу, батарее слагается из оценок за каждый показатель и определяется:
    «отлично» – если один из показателей (действия в развернутом и походном строях или действия у машин и на машинах) оценен «отлично», а второй не ниже «хорошо», при удовлетворительной оценке за исполнение строевой песни;
    «хорошо» – если один из показателей (действия в развернутом и походном строях или действия у машин и на машинах) оценен не ниже «хорошо», а второй не ниже «удовлетворительно», при удовлетворительной оценке за исполнение строевой песни;
    «удовлетворительно» – если действия в развернутом и походном строях, у машин и на машинах, исполнение строевой песни оценены не ниже «удовлетворительно»;
    «неудовлетворительно» – если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

    22. Если при проверке строевой слаженности подразделения, действия у машин и на машинах не проверялись, то оценка за строевую слаженность отделению, взводу, батарее определяется:
    «отлично» – если действия в развернутом и походном строях – «отлично», при «удовлетворительной» оценке за исполнение строевой песни;
    «хорошо» – если действия в развернутом и походном строях – «хорошо», при «удовлетворительной» оценке за исполнение строевой песни;
    «удовлетворительно» — если оба показателя оценены «удовлетворительно».

    23. Оценка за строевую слаженность дивизиона слагается из оценок батарей и определяется:
    «отлично» — если не менее 50% проверенных батарей оценены «отлично», а остальные «хорошо»;
    «хорошо» – если не менее 50% проверенных батарей оценены не ниже «хорошо», а остальные «удовлетворительно»;
    «удовлетворительно» – если все поверенные батареи оценены «удовлетворительно»
    В случае, если к проверке привлекались другие подразделения, входящие в состав дивизиона, оценка строевой слаженности дивизиона определяется:
    «отлично» – если не менее 50% проверенных батарей и подразделений дивизиона оценены «отлично», а остальные не ниже «хорошо»;
    «хорошо» – если не менее 50% проверенных батарей и подразделений дивизиона оценены «хорошо», а остальные не ниже «удовлетворительно»;
    «удовлетворительно» – если все проверенные батареи и не менее 50% проверенных подразделений дивизиона оценены не ниже «удовлетворительно»
    «неудовлетворительно» – если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

    IV. Общая оценка строевой подготовки.

    24. Общая оценка строевой подготовки подразделениям воинской части определяется:
    «отлично» – если подразделение за одиночную строевую выучку и строевую слаженность оценено «отлично»;
    «хорошо» – если подразделение за одиночную строевую выучку и строевую слаженность оценено «хорошо»;
    «удовлетворительно» — если подразделение за одиночную строевую выучку и строевую слаженность оценено не ниже «удовлетворительно»;
    «неудовлетворительно» – если один из показателей оценен «неудовлетворительно».

    25. Общая оценка строевой подготовки отделению (службе) и управлению воинской части, соединения (объединения) определяется по результатам одиночной строевой выучки военнослужащих.

    26. Порядок оценки строевой подготовки воинских частей определяется соответствующими руководящими документами ГК видами ВС.
    Части сокращенного состава, кадра, базы хранения и военные образовательные учреждения проф. Образования проверяются только по вопросам одиночной строевой выучки и оцениваются как подразделения.

    Тема 6. Акты органов военного управления. Организация делопроизводства в воинских частях и учреждениях.

    Вопрос 1. Основные виды актов военного управления.

    В деятельности органов военного управленияприменяются следующиеосновные виды правовых актов: воинские уставы, приказы, положения, наставления, инструкции, директивы, предписания, указания, приказания.

    Наиболее распространенными в военное управлении являются приказы, которые вправе отдавать (издавать) все командиры (начальники) и другие органы военного управления.

    Приказ - обязательное для исполнения, выраженное в стро­гом соответствии сзаконом, устное или письменное повеление начальника (органа военного управления).

    В Вооруженных Силах РФ действует принцип, закреплен­ным Дисциплинарным уставом: приказ командира - закон для подчищенного» Приказ должен быть выполнен беспрекословно и точно и в срок.

    Приказы служат действенным средством правильной организации боевой подготовки личного состава, прове­дения в жизнь единой воли командования, повседневного управ­ления и контроля за жизньюи деятельностью подразделения, воинской части, соединения. Четкая регламентация порядка отдания приказов служит важным правовым средством осуществления и укрепления принципа единоначалия Вооруженных Силах РФ, укрепления воинской дисциплины, воспитания исполнительности у подчиненных Особо важное значение имеют боевые при­казы, посредством которых осуществляется управление войсками бою. На обеспечение точного исполнения приказов командования направляется разносторонняя воспитательная и организаторская работа средивоеннослужащих.

    Российское военное законодательство четко регламентирует порядок отдачи приказов воинскими должностными лицами.

    Приказы могут быть письменными и устными. Правом издания письменных приказов пользуются:

    - командиры воинский частей и соединений;

    - начальники учреждений ивоенно-учебных заведений;

    - начальники гарнизонов;

    - командующие армиями и войсками военных округов.

    Приказ Министра обороны РФ и соответствующими положениями об органах военного управления право об органах военного управления право отдачи прика­зов моют быть предоставлено и другим должностным лицам в пределах круга ихслужебных обязанностей.

    Командир (начальник), отдавший приказ обязан проверить его выполнение и требовать от подчиненных безусловного его исполнения, воспитывать в них чувство воинской ответственности за порученное дело, разумную инициативу в деле выбора путей и средств для наилучшего исполнения приказа.

    В приказе Министра обороны РФ объявляются акты высших органов государственной власти, относящиеся к Вооруженным Силам РФ. Обычно в таких приказах кроме объявления того или иного акта даются указания о необходимых мероприятиях по проведению его в жизнь.

    Приказы, как и другие акты военного управления, вступают в силу с момента их подписания, если в самом приказе не установлен их порядок. Нормативные акты, вводимые в действие приказами, принимаются соответствующими должностными лицами с момента их объявления.

    Особое место среди приказов занимают письменные приказы, отдаваемые командирами воинских частей ежедневно от строевой части и по мере необходимости по боевой подготовке, приказы по тылу и по технической части. В них отражаются все ежедневные распоряжения командира (начальника), фиксируются действия, события, имеющие существенное юридическое значение.

    Приказом по строевой части командир части производит: назначение дежурного и помощника дежурного по части, дежурного по парку, дежурного подразделения; зачисление на довольствие и исключение с довольствия; увольнение военнослужащих в запас; прием на работу и увольнение рабочих и служащих; награды, поощрения и дисциплинарные взыскания личному составу, а также решение вопросов, входящих в компетенцию командира воинской части. В приказах по строевой части отражаются также изменения в персональных учетных данных личного состава, убытие в командировки, отпуска, на учебу, лечение и т.д.

    В приказах по боевой подготовке подводятся итоги боевой подготовки личного состава за истекшийучебный год (период), ставятся задачи на новый учебный год (период), объявляются итоги инспектирования и оценки боевой подготовки личного состава, даются указания по организации и проведению учебных занятий и решаются другие вопросы в этой области деятельности.

    В приказах по тылу и технической части решаются вопросы материального обеспечения.

    Воинский устав – нормативно-правовой свод правил поведения и деятельности военнослужащих, установленный на длительное время и регулирующий определенную сторону жизни, быта, подготовки и боевого использования Вооруженных сил или отдельных их составных частей (видов вооруженных сил, родов войск).

    Общевоинские уставы – Дисциплинарный устав, Устав внутренней службы, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ – утверждены Указом президента Российской Федерации. Другие воинские уставы введены в действие приказами Министра обороны РФ.

    Уставные нормы – фундамент воинского правопорядка.

    Воинские уставы детально регулируют порядок внутриармейских отношений, формулируют основные правила, регулирующие жизнь, быт и деятельность войск. Ввоинских уставах определены общие и должностные обязанности и права военнослужащих, взаимоотношения между начальниками и подчиненными, правила поведения военнослужащих на службе и вне ее, порядок несения внутренней и караульной служб и т.д.

    Постоянное и глубокое изучение воинских уставов, строжайшее соблюдение уставных требований составляют прямой долг и важнейшую обязанность каждого воина.

    Дающие руководящие указания по боевой подготовке и боевому использованию войск;

    Определяющие общий распорядок в воинских частях и взаимоотношения между военнослужащими;

    Относящиеся к поддержанию и укреплению воинской дисциплины;

    Устанавливающие порядок несения гарнизонной и караульной служб;

    Определяющие порядок строевого обучения и действия военнослужащих в строю;

    К воинским уставам по своему характеру и назначению близко примыкает и другая форма нормативных актов военного управления – наставление.

    Наставление – систематизированный свод правил деятельности отдельных органов военного управления или правил обращения с боевым оружием, военной техникой и их применения. Значительная часть норм наставлений носит описательный, технический характер, но соблюдение их обязательно.

    Сходны по своему характеру с наставлениями и положения . В них также регулируется определенная область военно-служебных отношений или устанавливается структура и правовое положение какого-либо военного органа (например, Положение о финансовом хозяйстве воинской части).

    Инструкция – акт, содержащий правила деятельности того или иного органа управления или воинского должностного лица. Инструкция всегда содержит правила общего характера, обращенные к должностным лицам (например, Инструкцияо порядке проверки и оценки физической подготовки в Вооруженных Силах РФ).

    Директивы – издаются по вопросам оперативным, организации, устройства, комплектования и службы войск, по основным вопросам материального, технического и медицинского обеспечения войск, а также развитие приказов старших начальников по вопросам боевой, воспитательной и воинской дисциплины.

    Предписание – письменное распоряжение, составляемое по определенной форме. Начальники дают предписания подчиненным им должностным лицам с конкретным указанием, что, где и к какому сроку они должны выполнить.

    Указания основываются на требованиях приказов и директив старших начальников и отдаются по вопросам организации и планирования боевой подготовки и методов обучения личного состава, боевого обеспечения войск, хранения, эксплуатации, сбережения и ремонта вооружения, боевой техники и имущества, а также по другим частным вопросам материально-технического обеспечения.

    Распоряжение (приказание) – указание, отдаваемое начальником штаба от имени командира.

    Вопрос 2. Классификация актов военного управления.

    Различные виды актов военного управления можно группировать (классифицировать) по следующим основным признакам(критериям):

    1. юридические свойства;

    2. органам, издающим акты;

    3. правообязанным субъектам;

    4. характеру регулируемых вопросов.

    1. По юридическим свойствам акты военного управления делятся на нормативные и индивидуальные.

    Нормативными актами военного управления называют акты, содержащие правила поведения общего характера. Они предназначены для регулирования однородных групп отношений, отдельных сторон и отраслевой жизни и деятельности Вооруженных Сил.

    В нормативных актах формулируются правила общего характера безотносительно к конкретным исполнителям. Правообязанные и правоуполномоченные субъекты определяются в них родовыми или видовыми признаками.

    Нормативными, то есть содержащие правила общего характера, являются, например, такие акты военного управления, как воинские уставы, инструкции, положения и наставления.

    Индивидуальные акты военного управления в отличие от нормативных актов не содержат правил общего характера и предназначены для регулирования на основе и во исполнениенормативных актов конкретных вопросов, отдельных случаев в жизни войск. Например, приказ о назначении сержанта И. на должность заместителя командира взвода является актом индивидуальным. Его издает командир части в соответствии с Положением о прохождении воинской службы солдатами и сержантами.

    2. Классификация актов управления военного управления по органам, издающим акты. Значение классификации актов военного управления по этому признаку заключатся в том, что юридическая сила акта военного управления определяется методом, занимаемым издавшим его органом в системе органов военного управления. Термин «юридическая сила» выражает соподчиненность актов, а не степень их обязанности. Все акты военного управления обязательны к исполнению.

    3. По правообязанным субъектам акты военного управления разделяются на следующие группы:

    1. обращенные к военным органам (воинских должностным лицам);

    2. обращенные к отдельным военнослужащим или их составам (солдатам, сержантам, офицерам и т.д.);

    3. обращение к военнообязанным запаса и пизывникам;

    4. обращение к невоенным государственным органам,общественным организациям и к гражданским лицам.

    4. По характеру регулируемых вопросов акты военного управления могут быть разделены на акты;

    1. управление боевыми действиями войск;

    2. управление боевой подготовкой личного состава;

    3. строевого управления и организации службы войск;

    4. материально-технического обеспечения войск.

    Вопрос 3. Требования, предъявляемые к актам военного управления.

    Основное требование, предъявляемое к актам военного управления как правовым, состоит в том, чтобы они не противоречили закону и были изданы на основе закона и в целях, предписанных законом.

    Акты военного управления должны быть изданы полномочными на то военными органами и в пределах их компетенции, иначе они не могут быть признаны законом.

    В актах управления могут излагаться лишь те вопросы, решение которых входит в круг служебных обязанностей должностных лиц подписавших эти акты. Акты управления в которых допускается нарушение законов и воинских уставов, подлежат отмене, а к виновному применяются необходимые меры воздействия.

    В структурном отношении акты военного управления должны быть составлены кратко, яснои четко, без употребления формулировок порождающих различное толкование документов. Дублирования требований, содержащихся в ранее изданных актах, в новых документах не допускаются.

    В актахвоенного управления указывается:

    - наименование акта (приказ, приказание, положение и др.)

    - дата и место издания

    - органы военного управления (должностные лица), издавшие акт.

    - органы и круг лиц обязанные исполнять предписание акта.

    - содержание и срок выполнение предписанных действий.

    Вопрос 4. Дело производство в воинских частях и учреждениях.

    Значения, организация и задачи делопроизводства. Правильная постановка делопроизводства имеет важное значение для организации эффективной работы органов военного управления.

    В соответствии с руководством по служебной переписке и делопроизводством командиры и начальники всех степеней обязаны:

    - систематически заниматься совершенствованием стиля работы подчиненных командиров и начальников, воспитывать в них исполнительность, четкость в работе и чувство высокой ответственности за порученное дело.

    - принимает решительные меры к сокращению служебной переписки, запрещать ее ведение по таким вопросам, которые могут быть разрешены при личном общении или с помощи технических средств связи;

    - принимать меры по рационализации и механизации делопроизводстве;

    - запрещать, требовать от подчиненных представлении сведений, отчетов, справок не предусмотренных табелями срочных донесений, а так же документов, которые могут быть составлены в штабе, управлении, службе по имеющемся данным.

    Делопроизводство должно обеспечивать:

    Четкое, быстрое производство технических операций по приему, регистрации и пересылки документов;

    - быстрое нахождение всех нужных справок в делах;

    - простой и надежный учет документовв делах текущего архива;

    Систематический контроль и наблюдение за исполнение заданий по служебным документам при минимальном техническом аппарате.

    На делопроизводство возложены следующие основные задачи:

    - прием, отправка, учет и хранение служебных документов и ведение дел;

    - доклад командованию поступивших служебных документов и передача их на исполнение;

    - хранение архивных материалов, подготовка и передача их в архивные органы;

    - учет печатей и штампов, учет множительных аппаратов, контроль за их использованием;

    - учет, хранение, выдача, проверка наличия документов и изданий с грифом «для служебного пользования»

    - контроль за соблюдением исполнителями правил хранения служебных документов, обращений с ними, а также за движением и своевременным возращением их в делопроизводство;

    - отбор и уничтожение служебных документов и архивных материалов;

    - Учет, хранение, выдача, проверка наличия документов с грифом «для служебного пользования».

    Служебные документы внутри воинской части (учреждения) передаются под расписку в журналах регистрации входящих и исходящих документов.

    Важной задачей делопроизводства является своевременное доведение до личного состава и должностных лиц приказов. приказаний, директив и указаний.

    Виды служебных документов. В воинских частях и учреждений применяются многие виды служебных документов, наиболее распространенными из которых являются:

    - приказ;

    - приказание (распоряжение);

    - директива;

    - указание;

    - предписание;

    - отношение;

    - рапорт;

    - доклад;

    - донесение;

    - отчет;

    - акт;

    - справка.

    Первые пять из них являются правовыми актами.

    Отношение используется в служебной переписке между воинскими частями и учреждениями, не подчиненными друг другу, а также с гражданскими учреждениями и организациями по различным вопросам служебной деятельности.

    Рапорт применяется для краткого изложения вопросов, связанных с выполнением служебных дел, либо просьб и обращений личного характера.

    Доклад как письменный документ представляется в случаях предусмотренных табелями срочных донесений, по заданию старшего начальника для изложения положения дел по конкретному вопросу.

    Донесение и отчеты пишущих также в случаях, предусмотренных табелями срочных донесений и по возникновению необходимости.

    Акт обычно составляется для отражения результатов работы комиссии инспектирования, ревизии, приема и сдачи имущества, и т.д.

    Справки составляются по приказанию начальника. В них излагаются сведенья цифрового или описательного характера.

    В отдельных воинских частях от отдельного батальона и выше, соединениях и военно-учебныхзаведениях ведется исторический формуляр, а на кораблях, в частях и учебных заведениях Военно-Морского Флота - исторический журнал.

    Все разрабатываемые служебные документы должны полностью охватывать решаемые в них вопросы и не противоречить действующему законодательству и документам старших начальников. Онисоставляются кратко, четко без употребления формулировок, порождающих различные толкование документов. В них не должны употребляться термины и сокращения не предусмотренные уставами, наставлениями. Проекты руководящих служебных документов согласовываются с заинтересованными штабами, управлениями, отделами и службами.

    Контроль за состоянием делопроизводства. Начальники штабов и учреждений систематически контролируют состояние делопроизводства во вверенных им штабах и учреждений. Особое внимание обращается на сохранность документов и необходимость постоянного совершенствования процесса делопроизводства на основе уточнения функций исполнителей и рационализации техники работы с документами. Один раз в год состояние делопроизводства в воинских частях и учреждениях проверяется комиссией, назначенной приказом по штабу (учреждению).

    Порядок хранения печатей и штампов и пользование ими. В каждой отдельной воинской части, соединении, управлении и заведении имеются печати с изображением Государственного Герба РФ, мастичные штампы,печати для пакетов, одна или несколько сургучных печатей для хранилищ.

    Право пользование Гербовыми печатями и штампами, а также порядок их хранения определяется приказом по части (учреждении). Командиры (начальники) обязаны лично проверять порядок хранения печатей и штампов.

    Справочная работа по законодательству. К вопросу об организации делопроизводства в органах военного управления тесно примыкают ведение справочной работы по законодательным актам, приказам и директивам, Министра обороны РФ нормативного характера. Такая работа, согласно специальной Инструкции должна проводиться во всех воинских частях, чтобы обеспечивать получение органами военного управления, командирами и начальниками, всеми военнослужащими необходимых и точных сведений по тому или иному вопросу о действующем военном законодательстве.

    Ведение справочной работы в воинской части по приказам и директивам, иным нормативным актам возлагается приказом командира части на квалифицированных работников. В частях и организациях, имеющих штатных юрисконсультов, справочная работа входит в обязанности этих должностных лиц.

    Акты военного управления, как и организации делопроизводства, содействует наиболее правильной организации управления повседневной жизни и деятельностью войск, военных организаций и учреждений, а также укреплению законности и воинского правопорядка.

    Приказ МО РФ № 1818 от 5 октября 2011 года «О приказах по личному составу» (вместе с разьяснением к Приказу МО РФ № 1818 от 5 октября 2011 года «О приказах по личному составу»)

    В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5008; 2000, N 16, ст.1678; N 27, ст.2819, 2003, N 16, ст.1508; 2006, N 25, ст.2697; 2007, N 11, ст.1284; N 13, ст.1527; N 29, ст.3679; N 35, ст.4289; N 38, ст.4513; 2008, N 3, ст.169,170; N 13, ст.1251; N 43, ст.4919; 2009, N 2, ст.180; N 18 (ч.II), ст.2217; N 28, ст.3519; N 49 (ч.II), ст.5918; 2010, N 27, ст.3446; 2011, N 4, ст.572; N 13, ст.1741),

    приказываю:

    1. Установить, что проекты приказов по личному составу представляются на подпись Министру обороны Российской Федерации.

    2. Статс-секретарю - заместителю Министра обороны Российской Федерации представить предложения о приведении нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации в соответствие с пунктом 1 настоящего приказа.

    3. Признать утратившим силу приказы Министра обороны Российской Федерации:

    от 11 декабря 2004 года N 410 "О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 27 января 2005 года N 01/618-ВЯ в государственной регистрации не нуждается);

    от 31 октября 2005 года N 454 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2004 года N 410;

    от 1 июня 2007 года N 236 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2004 года N 410" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июля 2007 года N 01/6471-ВЯ в государственной регистрации не нуждается);

    от 29 июля 2007 года N 307 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2004 года N 410" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 14 сентября 2007 года N 01/9092-АБ в государственной регистрации не нуждается).

    4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации.

    Министр обороны

    Российской Федерации

    А.Сердюков

    Разъяснения к приказу МО РФ № 1818 от 5.10.2011 г.:

    В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ПРИКАЗА МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 ОКТЯБРЯ 2011 Г. НР 1818 "О ПРИКАЗАХ ПО ЛИЧНОМУ СОСТАВУ" БЕЗУСЛОВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО НАЧИСЛЕНИЯ И СВОЕВРЕМЕНОЙ ВЫПЛАТЫ С 1 ЯНВАРЯ 2012 ГОЛА ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЕДИНОМ РАСЧЕТНОМ ЦЕНТРЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОШУ:

    1. ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ УСТАНОВЛЕННЫМ ПОРЯДКОМ В ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТОВ ПРИКАЗОВ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЛИЧНОМУ ПОСТАВУ И ПО СТРОЕВОЙ ЧАСТИ (В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ ДЕНЕЖНЫМ ДОВОЛЬСТВИЕМ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПОДПИСЬ ТОЛЬКО МИНИСТРУ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

    2. В ПРИКАЗАХ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОЕВОЙ ЧАСТИ (В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ ДЕНЕЖНЫМ ДОВОЛЬСТВИЕМ) ОТРАЖАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

    ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОКЛАДА ДЕНЕЖНОГО СОДЕРЖАНИЯ (ОКЛАДА ПО ВОИНСКОМУ ЗВАНИЮ И ОКЛАДА ПО ВОИНСКОЙ ДОЛЖНОСТИ).

    ОБ УСТАНОВЛЕНИЙ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫПЛАТ.

    О ВЫПЛАТЕ ПРЕМИИ ЗА ДОБРОСОВЕСТНОЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ.

    О ВЫПЛАТЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ.

    О ВЫПЛАТЕ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ПОСОБИЯ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ.

    О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫПЛАТАХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ, ДИСЛОЦИРОВАННЫХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ЗАДАЧИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, ПРИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ.

    О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫПЛАТАХ ЗА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ, А ТАКЖЕ В ДРУГИХ МЕСТНОСТЯХ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ КЛИМАТИЧЕСКИМИ ИЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТДАЛЕННЫХ, В ВЫСОКОГОРНЫХ РАЙОНАХ, В ПУСТЫННЫХ И БЕЗВОДНЫХ МЕСТНОСТЯХ.

    О ВЫПЛАТЕ ПОДЪЕМНОГО ПОСОБИЯ И СУТОЧНЫХ ПРИ СЛУЖЕБНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЯМ.

    О ЗАЧИСЛЕНИИ В СПИСКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ, ПОСТАНОВКЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

    О ВСТУПЛЕНИИ В ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОИНСКОЙ ДОЛЖНОСТИ (О ПРИЕМЕ ДЕЛ И ДОЛЖНОСТИ.

    О ВСТУПЛЕНИИ ВО ВРЕМЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВАКАНТНОЙ ВОИНСКОЙ ДОЛЖНОСТИ (ВРИД).

    ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ЗАНИМАЕМОЙ ВОИНСКОЙ ДОЛЖНОСТИ (О СДАЧЕ ДЕЛ И ДОЛЖНОСТИ).

    ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ ИЗ СПИСКОВ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ, СНЯТИИ С ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

    О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ВСЕХ ВИДОВ ОТПУСКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТПУСКА ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ ОТПУСКА ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО ДОСТИЖЕНИЯ ИМ ВОЗРАСТА ПОЛУТОРА (ТРЕХ) ЛЕТ.

    3. ПРИКАЗЫ ПО СТРОЕВОЙ ЧАСТИ ПО ОСНОВАНИЯМ, НЕ ВОШЕДШИМ В ПУНКТ 2 НАСТОЯЩИХ УКАЗАНИЙ, ПОДПИСЫВАТЬ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ (НА МЕСТАХ) В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ В ПРЕЖНЕМ ПОРЯДКЕ.

    4. ИСКЛЮЧИТЬ СЛУЧАИ ИЗДАНИЯ ПРИКАЗОВ ПО ЛИЧНОМУ СОСТАВУ И ПО СТРОЕВОЙ ЧАСТИ (УКАЗАННЫХ В ПУНКТЕ 2 НАСТОЯЩИХ УКАЗАНИЙ) ДРУГИМИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ НА МЕСТАХ.