Описание объекта закупки с учетом прошлогоднего опыта. Формирование и описание объекта закупки Как указать цвет бумаги 44фз

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Само по себе установление в документации о закупке требования к цвету автомобиля не является нарушением требований N 44-ФЗ, если такие действия заказчика не ограничивают количество участников закупки.

Обоснование вывода:
В соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из приведенных норм следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При этом заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Анализ правоприменительной практики показывает, что само по себе установление в документации требования к цвету автомобиля не является нарушением требований N 44-ФЗ, в частности, если установление подобного требования обусловлено особенностями эксплуатации автомобиля (смотрите, например, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 N 14АП-10404/15, ФАС от 04.12.2015 N К-1680/15, решение УФАС по Хабаровскому краю от 24.05.2016 N 257, решение ФАС от 16.12.2015 N К-1770/150, решение УФАС по Москве от 24.08.2015 N 2-57-7172/77-15).
Однако, если установление требования к цвету автомобиля в совокупности с иными характеристиками товара свидетельствует о намерении заказчика приобрести автомобиль определенной марки у конкретного поставщика, такие действия заказчика признаются ограничивающими конкуренцию (смотрите, например, постановление УФАС по Челябинской области от 30.09.2015 N 7.30-4.1/1028-15, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2016 N 18АП-8744/16, решение Суда Еврейской автономной области от 18.08.2016 по делу N 71-79/2016).
Вместе с тем следует помнить, что, поскольку исчерпывающего описания признаков ограничения конкуренции применительно к закупкам, осуществляемым в соответствии с N 44-ФЗ, законодательство не содержит, вопрос о том, имеет ли место в каждом конкретном случае ограничение конкуренции со стороны заказчика, в частности необоснованное сокращение количества участников закупки, является оценочным. Окончательный ответ на этот вопрос в спорной ситуации может дать только суд на основе исследования фактических обстоятельств дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Разберем в статье, как можно описать объект закупки с учетом прошлогоднего опыта. Разберем некоторые характерные случаи в административной практике, приведем полезные рабочие советы.

Укажите конкретного производителя, закупая картриджи и запчасти

Правила описания объекта закупки приведены в (далее – Закон о контрактной системе). Заказчику разрешено прямо указывать в документации наименование производителя товара. Но это возможно, только если речь идет о запасных частях и расходных материалах к машинам и оборудованию, которые учреждение уже использует. В таком случае перечислять функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки не обязательно. Это неоднократно подтверждало Минэкономразвития России ( , от 17 марта 2015 г. № Д28и-730).

На заметку

Если в проектно-сметной документации указан товарный знак, в документации о закупке следует предусмотреть возможность использования эквивалента

Заказчики очень часто пользуются данным правом. Представители же ФАС России считают такой подход нарушением. Но если контролеры предъявили претензии подобного рода, можете рассчитывать на поддержку судей.

Один из последних примеров – постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2015 г. № 05АП-6479/2015. Учреждение объявило о закупке картриджей конкретного производителя , указав в аукционной документации товарный знак без слов «или эквивалент». Чиновники УФАС усмотрели в этом нарушение Закона о контрактной системе. Их доводы: в документации о закупке не сказано, что приобретаемый товар должен быть совместим с имеющимся у заказчика оборудованием. Кроме того, учреждение не представило доказательств того, что гарантийный срок на технику, для которой закупаются картриджи, не истек.

Однако суд первой инстанции аргументы управления отклонил. Судьи пояснили, что статья 33 Закона о контрактной системе не обязывает заказчика отражать в документации такую информацию. А на норму законодательства, где содержится это требование, контролеры не сослались. Апелляционный суд согласился с данным выводом.

Подобное дело рассмотрел и Верховный суд РФ (определение от 25 мая 2015 г. № 306-КГ15-5401 по делу № А65-14066/2014). Он поддержал управление ГИБДД в споре с республиканским УФАС, пояснив, что заказчик имел право прямо указать производителя картриджей в документации о закупке, поскольку аукцион проводился в целях закупки расходных материалов к уже имеющемуся у учреждения оборудованию.То есть прямое указание на производителя оригинальных объектов закупки соответствует статье 33 Закона о контрактной системе.

Ссылаясь на ГОСТ, уточните конкретные показатели

Очень часто описание товара в документации – это его наименование и ссылка на ГОСТ, в котором определено его качество. Но из этой информации потенциальному поставщику бывает трудно понять, каким характеристикам должен соответствовать объект закупки .

Отличным примером тому служит постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 г. по делу № А38-6610/2014.

Муниципальная администрация включила в аукционную документацию требование о соответствии материалов для ремонта дорог определенным ГОСТам. При этом конкретные показатели в техническом задании отсутствовали. Контролеры посчитали это нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и суд их поддержал. Ведь материалы по перечисленным в документации госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации. Поэтому участники закупки не могли понять, какой именно товар надо поставить.

Шпаргалка

Проверьте, актуален ли ГОСТ

Указывая ГОСТ в документации о закупке, проверьте, не отменен ли он. Иначе участник закупочной процедуры может обратиться с жалобой в контрольный орган. Пример вы найдете в решении ФАС России от 30 марта 2015 г. по делу № К-253/15. Указанный в аукционной документации госстандарт оказался устаревшим. При этом на момент закупки актуального ГОСТа по данному товару просто не существовало. Следовательно, заказчик установил неисполнимое требование.

В Сахалинской области была похожая история. Судьи сочли неубедительным довод заказчика о том, что информация о необходимых параметрах товара есть в ГОСТе. И пояснили, что в документации нужно зафиксировать максимальные (минимальные) значения показателей, а также значения, которые не могут изменяться. Об этом сказано в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (решение Арбитражного суда Сахалинской области от 8 июля 2015 г. № А59-2066/2015).

Вывод: в некоторых случаях без конкретных показателей в документации не обойтись. Как их правильно прописать, разберем на примере.

Пример. Заказчик проводит электронный аукцион на закупку продуктов питания.

Объект закупки он описал так:

«Молоко пастеризованное, ГОСТ Р 52090-2003; жирность – 3,2%; кислотность – не более 21%; температура продукта при выпуске с предприятия – +6°С; плотность – не менее 1,027; фасовка в пакеты объемом 1 литр; срок реализации – 5 суток с даты упаковки».

Но случается и обратное. Заказчики настолько увлекаются, описывая объект закупки, что наряду с показателями, установленными ГОСТами, вносят требования, не соответствующие данным стандартам.

Важно запомнить!

Нужно обосновать необходимость использования показателей, которые отсутствуют в ГОСТе (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 мая 2015 г. № Ф08-2757/2015).

Интересный пример – постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2015 г. № 15АП-1562/2015.

Муниципальное казенное учреждение объявило, что ему нужна эмаль ПФ-115 высшего или первого сорта. Цвет – черный. Но если заглянуть в ГОСТ, указанный в документации, станет понятно, что эта краска черного цвета может быть исключительно первого сорта. А согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании объекта закупки должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования и условные обозначения. Кроме того, необходимо опираться на терминологию, которая касается технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами и стандартами.

Пропишите цвет товара, если это принципиально Законодательство не запрещает конкретизировать цвет поставляемого товара в документации о закупке. Однако участники часто полагают, что такое требование носит субъективный характер, и жалуются в ФАС России. Но если цвет товара – это его принципиальная качественная характеристика, можете быть спокойны. Контролеры примут вашу сторону.

На заметку

Заключая контракты с единственным поставщиком по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, описывать закупку и разрабатывать техническое задание не нужно (письмо Минэкономразвития России от 19 октября 2015 г. № Д28и-3139).

Когда можно указывать ТУ при описании объекта закупки? В данном обзоре приводятся выводы по поводу того, когда у ФАС указание ТУ при описании объекта государственной закупки вызывает вопросы, а когда нет.

Определенные производители регистрируют технические условия на конкретные товары, поэтому в техническом задании недопустимо указывать реквизиты ТУ. Исходя из общего правила, это может быть расценено как условие, ограничивающее конкуренцию. Нами проанализирована практика антимонопольного органа. В данном обзоре приводятся общие выводы по поводу того, когда у антимонопольных органов указание ТУ при описании объекта государственной закупки вызывает вопросы.

Когда точно можно указывать ТУ

ТУ является видом стандарта, утвержденным изготовителем товара либо исполнителем работы (услуги). Стандарт применяется в соответствии с условиями, предусмотренными контрактами и договорами. Порядок, в соответствии с которым идет разработка, утверждение, изменение и применение технических условий, организации устанавливают самостоятельно (Закон № 162­ от 29 июня 2015 г., статья 21). Иногда указывать ТУ нужно обязательно (в подобных случаях они могут содержаться в техническом задании), – к примеру, при закупке вещевого обеспечения для силовых органов. Это указано в письме МЭР России № Д28и­2274 от 19 августа 2016 г.

Описание объектов закупок по Гособоронзаказу проводится по Закону № 275­ от 29 декабря 2012 г. В соответствии с ним в документации необходимо указывать товарные знаки либо наименование в случае заказа на поставку военной и специальной техники, вооружения, а также военного имущества.

Пример первый . Практика ФАС подтверждает, что это правомерно. Так, при закупке автомобиля заказчик сослался на комплектацию и ТУ. ФАС РФ в этом не нашла нарушения, поскольку машина была принята на снабжение органов внутренних дел (дело от 25 августа 2015 г. № КГОЗ­364/15).

Какие условия необходимо соблюдать при использовании ТУ

В случае использования ТУ при описании объекта закупки ФАС будет проверять, имеются ли технические условия в открытом доступе, поэтому при указании в документации конкретных реквизитов ТУ необходимо опубликовать их в ЕИС. Эту позицию подтверждают два примера, которые будут рассмотрены ниже.

Пример второй . Документация по оснащению морского транспорта средствами обеспечения безопасности должна была соответствовать нормам техусловий. Требование было прописано так: «Ящик с монтажной панелью: материал панели – сталь нержавеющая листовая (AISI 316L); принадлежности для монтажа: ДКС для кабеля; нормы: ТУ ­ 7022248–2010». На заседании ФАС заказчиком было дано пояснение: то, что указано в скобках, читать как «или». Однако это требование не дает возможности определить, каким образом участники закупки должны предоставить конкретные показатели. ТУ не было в открытом доступе, поэтому их можно было получить лишь после запроса производителя. Инструкция, касающаяся заполнения первых частей заявок, была признана ненадлежащей (решение ФАС РФ от 22 июня 2016 г. № К - 963/16).

Пример третий . Заказчиком проведена закупка бронежилетов для сотрудников подразделений МВД РФ. В аукционной документации содержалось требование о том, что товар должен соответствовать ТУ. Участником аукциона было принято решение о невозможности изготовления товара и подана жалоба в ФАС. Однако заказчик разместил ТУ в ЕИС, при этом четверо участников дали согласие поставить товар 3 июля 2017 г. на основании требования. Невозможность изготовления бронежилетов по ТУ заявитель доказать не смог. Жалоба признана необоснованной (решение ФАС от 07 апреля 2016 г. № КГОЗ­145/16).

Товары-эквиваленты и технические условия

Реквизиты каждого ТУ выдаются на конкретный товар определенного производителя. У товаров-эквивалентов других производителей свои технические условия. Решение ФАС в этом случае таково: «в подобном случае невозможно предоставлять эквивалентную продукцию».

Стоит отметить, что штрафные санкции должностному лицу, не указавшему производителя товара, составляют один процент от НМЦК, но при этом не менее 10 и не более 50 тысяч рублей.

Пример четвертый . В аукционной документации на поставку труб (стальных) содержалась ссылка на техусловия завода­-изготовителя. Комиссией ФАС было обнаружено, что на официальных сайтах изготовителей не имеется ТУ в открытом доступе. Данный факт не дает возможности участникам госзакупки определить перечень технических условий, по которым имеется возможность предоставления товара-эквивалента, а значит, предложить аналог не представляется возможным (решение ФАС РФ от 12 января 2017 г. № 223ФЗ­19/17).

Пример пятый . В ТУ на поставку перчаток (хирургических) было установлено требование о том, чтобы товар соответствовал ТУ 98­002­5485000­2011. При этом у эквивалентной продукции иных производителей были другие ТУ. Антимонопольной службой действия заказчика были признаны противоречащими Закону № 44­ (статья 31, часть 1, пункт 1) (Постановление Коми УФАС РФ от 23 ноября 2016 г. № 04–05/1103).

Когда, помимо ГОСТа, используется еще и ТУ

При описании предмета закупки заказчики указывают ГОСТ. Многие дополнительно ссылаются на ТУ. Ниже будут рассмотрены примеры, в каких случаях это возможно с точки зрения ФАС.

Пример шестой . Антимонопольная служба, изучив документацию аукциона на поставку фруктового сока (Код по ОКПД 2 - 10.32.19.111), выяснила следующие требования к товару, установленные заказчиком: Соответствие ГОСТ: ТУ 63­027-­18008485­2003. С мякотью. В ассортименте. Цвет, запах, вкус соответствуют овощам и фруктам, из которых продукт изготовлен.

Мнение ФАС таково: установить, каким качественным, техническим либо функциональным характеристикам должен соответствовать товар, не представляется возможным. Заказчиком не были установлены требования о том, что товар должен соответствовать конкретному ГОСТу, однако содержалось требование об обязательном соответствии ТУ 63­027­-18008485­2003. Таким образом, указав конкретного производителя, заказчиком было ограничено число участников закупки (решение ФАС РФ от 29 ноября 2016 г. № 03–10.2/192–2016/7.30).

Пример седьмой . Участником закупки продуктов питания была подана жалоба в ФАС. Одно из требований заказчика было следующим: «Гречневая каша с говядиной». Продукт должен соответствовать техническим условиям производителя либо ГОСТу Р 333–2012. Страна изготовления: РФ. Консистенция и внешний вид: гречневая каша в разогретом состоянии, рассыпчатая, проваренная, с мелкоизмельченным мясом, без комков. Запах и вкус: свойственный каше гречневой с говядиной, доля жира – не больше 22 процентов. Массовая доля белка – не меньше 6 процентов. Не допускается наличие соевого белка. Доля поваренной соли (хлористого натрия) – не больше 1,4 процента (отклонения не должны составлять более 0,2 процента). Не допускаются посторонние примеси». На заседании комиссии заказчиком были даны пояснения, что требования соответствуют его потребностям. ФАС РФ не выявило нарушений правил контрактной системы (дело от 4 февраля 2015 г. № КГОЗ­26/15).

Одним из ярких нововведений Закона о КС стали унифицированные правила описания объекта закупки. Анализируя первые итоги сложившейся практики описания закупок, в статье делается вывод о том, что не все участники контрактной системы правомерно применяют установленные в ст. 33 Закона №44-ФЗ правила описания объекта закупки.

Из этой статьи вы узнаете:

  • правила описания объекта закупки;
  • ответственность за нарушения при описании закупки;
  • требования к показателям качества и соответствия товаров при закупке;
  • требований к техническим характеристикам объектов закупки;
  • штраф за неуказание в описании объекта закупки вместе с товарным знаком слов «или эквивалент».

Правила описания объекта закупки по 44-ФЗ

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

  • описание объекта закупки должно носить объективный характер;
  • в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
  • в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
  • документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
    При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент

Рассмотрим пять основных нарушений заказчиков при описании объектов закупки, выявленные ФАС России.

Нарушение № 1.

Показатели качества товаров не установлены

Как было сказано выше, в силу положений ст. 33 Закона о КС описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Тем не менее не все заказчики выполняют это требование.

Пример

В п. 2.1.1 технических требований к системному блоку документации об аукционе в отношении процессора указано - «не слабее Intel Core i3-4130»;
В п. 2.4 технических требований к серверу типа 1 документации об аукционе в отношении процессора указано «не менее двух процессоров типа не хуже E5-2690v2»;
В п. 2.5 технических требований к серверу типа 2 документации об аукционе в отношении процессора указано «не менее одного процессора типа не ниже Intel Xeon E3-1240v3».

Таким образом, из указанных положений невозможно определить показатели товаров , соответствующих потребностям заказчика. При этом с позиции ФАС России действия заказчика, не установившего надлежащим образом функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС (решение и предписание ФАС России от 22.04.2014 по делу № К-657/14).

Нельзя не учитывать, что согласно ч. 2 ст. 33 Закона о КС документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о КС, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара , работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Что говорит ФАС России

В настоящее время некоторые заказчики допускают нарушения вышеуказанного правила. Например, в соответствии документации об аукционе заказчиком установлены следующие минимальные и максимальные значения: «общая длина крепления не менее 150,1 мм и не более 114,4 мм», «длина не менее 0,57 м и не 0,71 м».

Как следует из решения и предписания ФАС России от 28.03.2014 по делу № К-381/14, при рассмотрении жалобы представитель заказчика пояснил, что в указанном пункте документации об аукционе допущена техническая ошибка. Вместе с тем ФАС России сделала вывод о том, что в документации об аукционе заказчиком в нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о КС не установлены показатели, позволяющие определить потребности заказчика.

Аналогичный вывод об отсутствии в закупочной документации показателей, позволяющих определить соответствие товара (стройматериала), используемого при проведении работ, был сделан в решении ФАС России от 22.04.2014 по делу № К-657/14. Так, в соответствии с п. 17 технического задания документации об аукционе заказчиком установлено, в т. ч. следующее требование к бетону, используемому при проведении работ по контракту: «Минимальный предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток должен быть более 27,3 и менее 33,6 (более 270 и менее 340)».

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о КС в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, заказчиком не определены показатели, позволяющие определить соответствие бетона, используемого при проведении работ, требованиям заказчика, а также не установлена единица измерения показателя «предел прочности при сжатии», что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о КС.

Как описать объект закупки, когда нет ГОСТов, технических регламентов, технических условий?

Нарушение № 2.

Установление требований к показателям товаров ненадлежащим образом

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о КС при составлении описания объекта закупки допускается использование, если это возможно, стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Однако, одним из заказчиков в инструкции по заполнению первой части заявки документации об аукционе представлен список часто встречающихся нормативных документов, которые стоит учесть при подготовке заявки к данным торгам: ГОСТ 1709–75, 22245–90, 16442–80, 9548–74, 7399–97, 14791–79, 6465–76, 3262–75, 10503–71, 30108–94, 23732–2011, 25328–82, 28013–98, 7931–76, 26869–86, 9128–2013, 23558–94, 8267–93, 52128–2003, 24909–81, 53299–2009, 26602.5–2001, 24699–2002, 7827-74,9.014-78, 2228–81, 53301–2009, 30674–99, 18599–2001, 190–78, 10178–85, 9179–77, 125–79, 12820–80, 22266–94, 22266–94, 30884–2003, 30108–94, 8420–74, 20259–80, 18477–79, 52605–2006, 14918–80, 52325–2005, 6527–68, 28196–89, 50597–93, 12.4.026–2001, 52875–2007, 17608–91, 51728–01, 5583–78, 3134–78, 15860–84, 949–73, 17811–78, 23567.10–93, 9410–78, 10036–75, 9467–75, 20448–90, 10923–93, 9097–82, 7805–70, 6631–74,..., ГОСТ 23683–89, а так же иные ГОСТы, которые регламентируют материалы, представленные в приложении к техническому заданию, если данные ГОСТы связаны с проводимыми работами. В случае если ГОСТы, представленные в этом списке, являются устаревшими, то следует применять данный номер ГОСТа, но в действующей редакции (с иным индексом после номера)».

Вышеуказанный пример положений документации об аукционе указывает на то, что заказчиком не установлены надлежащим образом требования к показателям соответствия товаров , используемых при выполнении работ, потребностям заказчика. Кроме того, с позиции ФАС России, заказчиком не установлено, какой именно ГОСТ соответствует товару, в связи с чем участникам закупки не представляется возможным сопоставлять ГОСТ с товаром при заполнении заявки на участие в аукционе.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России посчитала, что установленная заказчиком инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в аукционе надлежащим образом.

Нередкими являются обоснованные жалобы участников закупки, свидетельствующие об указании в техническом задании требований к показателям закупаемых товаров, которые противоречат ГОСТу, указанному в документации.

Пример

П. 4 «Пленка полиэтиленовая» технического задания установлена следующая характеристика товара: «Статический коэффициент трения должен быть в пределах до 0,5». Вместе с тем, согласно ГОСТ 10354–82, требование о соответствии которому указано в документации об аукционе, статический коэффициент трения установлен в пределах 0,1–0,5. При этом с позиции ФАС России требование к показателю «Статический коэффициент трения», установленное в п. 4 «Пленка полиэтиленовая» технического задания, не соответствует требованиям ГОСТ 10354–82, что не позволяет заполнить заявку на участие в аукционе (решение и предписание ФАС России от 04.06.2014 по делу № К-893/14).

В результате внеплановой проверки, проведенной ФАС России, выявлено, что в приложении № 2 к документации об аукционе на закупку готовых металлических изделий к товару «Стеллаж для хранения аккумуляторов трехъярусный», в т. ч. установлены следующие требования:

  • Стеллаж должен быть выполнен в виде металлоконструкции и соответствовать ГОСТ 16140–77.
  • Материал сталь листовая, сталь 3 ГОСТ 19903–74, марки Ст3пс обыкновенного качества, в соответствии с ГОСТ 14637–89, уголок равнополочный: на полки 32×32, на стойки 45×45 ГОСТ 8509–93».

Также заказчиком установлено следующее требование: «Для защиты полов и обеспечения устойчивости стеллажей на нижнюю часть ножек должны быть приварены квадраты не менее 60×60 мм из стали марки Ст3пс обыкновенного качества, толщиной не менее 2 мм».

В соответствии с ГОСТ 14637–89 стандарт распространяется на толстолистовой горячекатаный прокат из углеродистой стали обыкновенного качества, изготовляемый шириной 500 мм и более, толщиной от 4 до 160 мм включительно.

Таким образом, указание заказчиком в документации об аукционе требования к толщине стали, из которой должны быть выполнены квадраты размером не менее 60×60 мм, «не менее 2 мм», не соответствует ГОСТ 14637–89, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет заполнить заявку на участие в аукционе надлежащим образом.

Указанные действия заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о КС и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение и предписание ФАС России от 03.12.2014 по делу № К-1779/14).

Нарушение № 3.

Установление противоречивых требований в описании объекта закупки

Как следует из решения ФАС России от 26.05.2014 по делу № К-831/14, действия заказчика, установившего в конкурсной документации противоречивые требования к оказанию услуг, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Так, согласно пп. 1.1.2 и 1.2. таблицы 2 раздела IV «Описание объекта закупки работ (услуг)» (далее - Таблица 2) конкурсной документации в редакции от 07.05.2014 исполнителю необходимо согласовать с заказчиком не позднее чем за три рабочих дня до проведения семинаров-совещаний информационные письма, программу, раздаточные материалы и документы и (или) материалы для обсуждения каждого семинара-совещания.

Вместе с тем, по данным видам услуг в таблице 5 раздела IV «Описание объекта закупки работ (услуг)» (далее - Таблица 5) конкурсной документации в редакции от 07.05.2014 заказчик должен согласовать в течение пяти рабочих дней программу каждого семинара-совещания. Также согласно п. 2.1.1 Таблицы 2 исполнителю необходимо согласовать с заказчиком описание системы тактических целевых установок на 2015 г., в Таблице 5 по данным видам услуг согласование не требуется. В соответствии с пп. 1.4.1 и 2.4.1 Таблицы 2 исполнителю необходимо согласовать с заказчиком формы экспертных заключений и сводных экспертных заключений, в Таблице 5 по данным видам услуг согласование не требуется.

Следовательно, требования, установленные к оказываемым услугам в Таблице 2, противоречат требованиям, установленным в Таблице 5.

Аналогичным образом, рассматривая жалобу заявителя на неправомерные действия заказчика при описании тренажеров M/FTD B737NG с полноразмерной имитацией кабины экипажа самолетов B737NG, ФАС России сделала вывод о наличии в описании объекта закупки противоречивых требований.

По мнению заявителя, т. к. объектом закупки является поставка тренажеров M/FTD B737NG с полноразмерной имитацией кабины экипажа самолетов B737NG, то объективным описанием данного объекта закупки будет являться указание соответствия элементов тренажеров реальной конструкции кабины экипажа самолетов B737NG.

При этом, согласно требованиям конкурсной документации, тренажер должен включать следующие аппаратные средства, в т. ч. «для B737NG FCU, MCDU (левый и правый), ECAM Control Panel, Switching Panel (коммутационная панель)», что относится к составным частям кабины экипажа самолета Airbus320.

В соответствии с техническим заданием конкурсной документации тренажер должен включать следующие аппаратные средства: «для B737NG FCU, MCDU (левый и правый), РУД, ECAM Control Panel, Switching Panel (коммутационная панель), штурвалы и педали управления».

На заседании Комиссии ФАС России заявителем представлены документы и сведения о том, что FCU (flight control unit) - блок контроля управления - технический компонент конструкции самолета, в данном обозначении (наименовании) является составной частью кабины экипажа самолета Airbus320. В кабине экипажа самолета и на тренажере B737NG на месте FCU размещен элемент MPC (Model Control Panel) - пульт управления режимами самолета. MCDU (левый и правый) (Multipurpose Control Display Unit) - многоцелевой управляющий дисплей, также относится к кабине экипажа самолета Airbus320, в кабине экипажа самолета и на тренажере B737NG на месте CDU (Control Display Unit) - блок управления и индикации и т. д.

Таким образом, действия заказчика, указавшего в техническом задании конкурсной документации противоречивые требования к объекту закупки, не соответствуют п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и нарушают п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение ФАС России от 28.10.2014 по делу № К-1545/14).

Нарушение № 4.

Неуказание конкретных требований к техническим характеристикам объектов закупки

Нельзя не отметить, что яркими примерами неуказания конкретных требований к техническим характеристикам закупаемых товаров является практика .

Например, в гл. 5 § 5.1 «Требования к поставляемому оборудованию» Таблицы 2 «Параметры технического обеспечения» в подп. 1.1 п. 1 документации об аукционе установлено: «разрешение экрана - не менее 1920×1080» без указания единицы измерения; п. 2 установлено: «Габариты (ДxШxВ) не более 870×770×1050» без указания единицы измерения. Таким образом, действия заказчика, установившего описание объекта закупки без указания единиц измерения, не соответствуют требованиям Закона о КС и нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о КС (решение ФАС России от 29.10.2014 по делу № К-1558/14).

В другом случае п. 16.1 технического задания документации об аукционе установлено: «Вентиляционная решетка 600×300 алюминиевая - 4 шт.» без указания единиц измерения. Пунктом 1087 технического задания документации об аукционе установлено «Воздушный клапан размер 821×440 - 1 шт.» без указания единиц измерения.

На заседании Комиссии ФАС России представитель заказчика сообщил, что в соответствии с п. 1.8 ГОСТ 2.307–68 (СТ СЭВ 1976–79, СТ СЭВ 2180–80) «Единая система конструкторской документации. Нанесение размеров и предельных отклонений» линейные размеры и их предельные отклонения на чертежах и в спецификациях называют в миллиметрах, без обозначения единицы измерения.

Вместе с тем, документация об аукционе не содержит указание на соответствующий нормативный документ. Соответственно, действия заказчика, не установившего конкретные требования к техническим характеристикам товаров, не соответствуют п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение ФАС России от 09.06.2014 по делу № К-915/14).

Нарушение № 5.

Неуказание в описании объекта закупки слов «или эквивалент»

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов « или эквивалент », за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Так, рассматривая жалобу заявителя на неправомерные действия заказчика в части неуказания слов «или эквивалент» к товарному знаку , ФАС России признала действия заказчика противоречащими законодательству о контрактной системе.

Согласно п. 3 технического задания документации об аукционе заказчиком установлено требование к поставке «Самоспасателя „Шанс“-Е» без указания слов «или эквивалент». На заседании Комиссии ФАС России заявителем было представлено свидетельство на товарный знак «Шанс», правообладателем которого является ООО «НПК Пожхимзащита». При этом заказчиком на заседании Комиссии не представлено доказательств того, что обозначение «Самоспасателя „Шанс“-Е» не является товарным знаком.

Таким образом, согласно решению и предписанию ФАС России от 29.08.2014 по делу № К-1279/14 в документации об аукционе содержится указание на товарный знак «Самоспасателя „Шанс“-Е» без использования слов «или эквивалент», что не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, нарушает п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Аналогичная практика сложилась в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС и в подрядных закупках. Например, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что в приложении № 2 к информационной карте конкурса перечень оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по контракту, содержит указание на товарный знак без сопровождения словами «или эквивалент» :

  • Автокран Grove GBT 35 или аналог;
  • Кран башенный Mitsuber MCT 8FR или аналог;
  • Бульдозер KOMATSU D275AX- 5 или аналог

При этом с позиции ФАС России действия заказчика, указавшего в конкурсной документации товарный знак без сопровождения слов «или эквивалент», не соответствуют п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о КС и нарушают ч. 3 ст. 56 Закона о КС (решение ФАС России от 13.05.2014 по делу № К-759/14).

С учетом сложившейся административной практики можно сделать следующий вывод: подготавливая закупочную документацию заказчикам, уполномоченным органам следует обратить особое внимание на описание объекта закупки с учетом обозначенных Законом о КС правил. При этом, объективно описывая объект закупок, не следует устанавливать противоречивые требования при условии установления надлежащим образом показателей качества закупаемых товаров, работ, услуг, позволяющих определить потребность заказчика.



Настоящий стандарт распространяется на горшечные культуры азалии, антуриума, ахименеса, бегонии клубневой, бегонии элатиор (бегонии хиемалис); броваллии, герберы, глоксинии, гортензии, каланхое, кальцеолярии, крокуса, пахистахиса, примулы акаулис, примулы малакоидес, примулы обконики, пеларгонии крупноцветковой, роз полиантовых, хризантем, фуксии гибридной, цикламена и цинерарии гибридной, выращенные в защищенном грунте и реализуемые в оптовой и розничной торговле.

1. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ

1. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ

1.1. Характеристики

1.1.1. Горшечные цветущие растения должны быть свежими, здоровыми, чистыми, равномерно облиственными, типичными для данного вида и ботанического сорта по форме, окраске цветов (соцветий) и листков, без вредителей, повреждений и поражений болезнями.

1.1.2. Растения азалии, бегонии элатиор (бегонии хиемалис), глоксинии, хризантем, цикламена и цинерарии гибридной в зависимости от качества делят на три товарных сорта: экстра, 1-й и 2-й.

Растения в зависимости от вида и ботанического сорта делят на группы:

хризантемы - крупноцветковые, декоративные и мелкоцветковые;

цикламена - махровые, Рококо и немахровые;

цинерарии гибридной - высокорослые и низкорослые.

Растения по качеству должны соответствовать требованиям, указанным в табл.1.

Таблица 1

Наименование растения

Наименование показателя

Норма для товарного сорта

экстра

1. Азалия Rhododendron indiсuni Sweet

2. Бегония элатиор (бегония хиемалис) Begonia elalior (В. hiemalis)

Наибольший диаметр растения, см, не менее

Количество цветков и бутонов, шт., не менее

3. Глоксиния Sinningia hydrida hort.

Количество цветков и бутонов, шт., не менее

в том числе цветков и окрашенных бутонов, шт., не менее

4. Хризантемы Chrysan themum indicum I.

крупноцветковые

декоративные

мелкоцветковые

Количество соцветий и окрашенных бутонов, шт., не менее:

декоративные

мелкоцветковые

Диаметр крупного соцветия, см, не менее:

крупноцветковые

декоративные

мелкоцветковые

Не нормируется

Облиственность побега:

Не нормируется

крупноцветковые и декоративные

мелкоцветковые

Не менее чем на 1/2 длины побега

5. Цикламен Cyclamen persicum mill.

Количество цветков и полностью окрашенных бутонов, шт., не менее:

махровые и Рококо

немахровые

из них цветков, шт., не менее:

махровые и Рококо

немахровые

6. Цинерария гибридная Cineraria hybrida

Высота растения, см, не более:

высокорослая

низкорослая

Диаметр соцветия, см, не менее:

высокорослая

низкорослая

Облиственность побега:

высокорослая

Не нормируется

низкорослая

Не менее чем на 2/3 длины побега

1.1.3. Растения герберы, гортензии, кальцеолярии, крокуса, пеларгонии крупноцветковой, примулы акаулис, примулы малакоидес, примулы обконики в зависимости от качества делят на два товарных сорта: 1-й и 2-й.

Растения по качеству должны соответствовать требованиям, указанным в табл.2.

Таблица 2

Наименование растения

Наименование показателя

Норма для товарного сорта

1. Гербера
Gerbera

Количество соцветий, шт., не менее

в том числе окрашенных соцветий, шт., не менее

2. Гортензия Hydrangea hortensis

Высота растения, см, не более

Диаметр крупного соцветия в полуроспуске, см, не менее, у растения:

с одним соцветием

с двумя соцветиями

с тремя соцветиями

Не нормируется

Облиственность побега (стебля)

Не менее 2/3 длины побега

Не менее 1/2 длины побега

3. Кальцеолярия Calceolaria hybrida hort.

Высота растения, см, не более

Диаметр соцветия, см, не менее

4. Крокус
Crocus

5. Пеларгония крупноцветковая
Pelargonium grandiflorum willd.

Высота растения, см

6. Примула акаулис Primula acaulis hybr.

Количество цветков и бутонов, шт., не менее

7. Примула малакоидес
Primula malacoides Franch.

8. Примула обконика
Primula obconica

Количество соцветий с цветками и бутонами, шт., не менее

Примечание. Пеларгония крупноцветковая должна быть с цветками или окрашенными бутонами.

1.1.4. Растения антуриума, ахименеса, бегонии клубневой, броваллии, каланхое, пахистахиса, роз полиантовых и фуксии гибридной должны соответствовать нормам, указанным в табл.3.

Таблица 3

Наименование растения

Наименование показателя

1. Антуриум Шерцера Anthurium Ychezerianum Ychott

Высота растения, см, не менее

2. Ахименес
Achimenes

Высота растения, см, не менее

Количество побегов с цветками и бутонами, шт., не менее

3. Бегония клубневая Begonia tuberosa hort.

Высота растения, см

Количество цветков и окрашенных бутонов, шт., не менее

4. Броваллия
Browallia

Количество цветков и бутонов, шт., не менее

в том числе в роспуске, шт., не менее

5. Каланхое
Kalanchoe blossfeldiana

Высота растения, см

6. Пахистахис
Pachystachys lutea

Высота растения, см, не менее:

с одним побегом

с двумя побегами

с тремя побегами

7. Розы полиантовые
Rosa multiflora var. nana hort.

Высота растения, см, не менее

Количество побегов, шт., не менее

8. Фуксия гибридная Fuchsia hybrida

Высота растения, см, не менее

Количество цветков или бутонов, шт., не менее

Примечания:

1. Растение антуриума должно иметь соцветие с окрашенным прилистником.

2. В торговой сети допускается реализация бегонии клубневой с количеством цветков и окрашенных бутонов на один менее указанной нормы.

3. Растения каланхое и роз полиантовых должны быть с цветками или окрашенными бутонами.

4. При отсутствии на одном из побегов пахистахиса окрашенного соцветия растение оценивается по количеству цветущих побегов.

1.2.3. Каждое растение азалии, ахименеса, бегонии элатиор, броваллии, герберы, глоксинии, гортензии, кальцеолярии, пахистахиса, хризантемы, цикламена и цинерарии гибридной обертывают вместе с горшком в мягкую бумагу по ГОСТ 6445 , ГОСТ 8273 , ГОСТ 9840 и другую бумагу по нормативно-технической документации.

Допускается по согласованию с потребителем не обертывать горшечные цветы в бумагу.

1.2.4. При температуре воздуха ниже 0° С цветы с горшком обертывают в бумагу, указанную в п.1.2.3. Температура воздуха внутри транспортного средства должна быть не ниже 5 °С.

1.3. Маркировка

1.3.1. Каждый ящик или корзину с цветами сопровождают этикеткой с указанием:

наименования отправителя;

вида цветов;

товарного сорта;

количества горшков;

обозначения настоящего стандарта.

2. ПРИЕМКА

2.1. Горшечные цветы принимают партиями. Партией считают любое количество цветов одного вида, одной группы и одного товарного сорта, упакованное в тару одного вида и типоразмера, поступившее в одном транспортном средстве и оформленное одним документом о качестве.

При наличии в одном транспортном средстве нескольких партий допускается их оформление одним документом о качестве с указанием данных по каждой партии.

2.2. В документе о качестве указывают:

номер документа и дату его выдачи;

наименование и адрес отправителя;

наименование и адрес получателя;

наименование вида цветов, товарный сорт и группу или соответствие качества продукции требованиям настоящего стандарта (табл.3);

количество упаковочных единиц и горшков;

дату упаковывания и отгрузки;

номер транспортного средства;

фамилию лица, ответственного за качество;

обозначение настоящего стандарта.

2.3. Приемку горшечных цветов проводят на складе поставщика.

2.4. Для проверки качества цветов на соответствие требованиям настоящего стандарта из разных мест партии отбирают не менее 10% упаковочных единиц.

2.5. При получении неудовлетворительных результатов контролируют каждую упаковочную единицу в партии.

2.6. После проверки качества цветы, отобранные от партии, присоединяют к контролируемой партии.

3. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

3.1. Внешний вид растения, его форму, окраску цветов, соцветий и листьев, наличие вредителей, болезней, повреждений, а также чистоту горшков определяют визуально.

3.2. Высоту растения измеряют в вертикальном направлении от поверхности почвы до самой высокой точки растения, наибольший диаметр растения - по горизонтали, размер соцветий - по наибольшему диаметру с погрешностью не более 1 см.

4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

4.1. Цветы транспортируют всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.

4.2. Цветы перевозят в закрытых транспортных средствах. Цветы устанавливают в один или несколько рядов по высоте при условии предохранения растений от повреждений.

Допускается перевозить горшечные цветы в грузовых мотороллерах и легковых автомашинах типа "фургон" без ящиков.



Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1990