Определение ядерная безопасность. Основные цели безопасности. Смотреть что такое "Безопасность ядерная" в других словарях

  • Общие положения обеспечения безопасности атомных станций ОПБ-88/97 (ПНАЭ Г-01-011-97) .
  • Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций ПБЯ РУ АС-89.
  • Правила устройства и безопасной эксплуатации исполнительных механизмов органов воздействия на реактивность (ПНАЭ Г-7-013-89).
  • Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов (НП-053-04)
  • Правила ядерной безопасности при хранении и транспортировке ядерно-опасных делящихся материалов (ПБЯ-06-09-90).
  • Правила ядерной безопасности при транспортировании отработавшего ядерного топлива (ПБЯ-06-08-77)
  • Правила безопасности при хранении и транспортировке ядерного топлива на объектах атомной энергетики (ПБ-ЯТ-ХТ-90, ПНАЭ Г-14-029-91)
  • Основные положения подготовки, рассмотрения и принятия решений по изменениям проектной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, влияющим на обеспечение ядерной и радиационной безопасности (РД-03-19-94)
  • Водно-химический режим атомных станций. Основные требования безопасности (РБ Г-12-43-97)
  • Требования к управляющим системам, важным для безопасности атомных станций (НП-026-01).
  • Правила устройства и эксплуатации локализующих систем безопасности атомных станций (НП-010-98).
  • Общие положения по устройству и эксплуатации систем аварийного электроснабжения атомных станций (ПНАЭ Г-9-026-90)
  • Типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной станции (НП-015-2000).
  • Основные правила учёта и контроля ядерных материалов (НП-030-01)
  • Требования к составу комплекта и содержанию документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, пункта хранения, радиационного источника и/или заявленной деятельности (для атомных станций) (РД-04-27-2000) (Утратили силу с 1 сентября 2006 г. - Приказ Ростехнадзора от 18.05.2006 N 432)
  • Положение о выдаче разрешений Федерального надзора по ядерной и радиационной безопасности на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам атомных станций (РД-04-29-99)

Международные соглашения

Напишите отзыв о статье "Ядерная безопасность"

Примечания

Литература

Отрывок, характеризующий Ядерная безопасность

– Запрягать надо, пора запрягать, ваше сиятельство! Ваше сиятельство, – повторил какой то голос, – запрягать надо, пора запрягать…
Это был голос берейтора, будившего Пьера. Солнце било прямо в лицо Пьера. Он взглянул на грязный постоялый двор, в середине которого у колодца солдаты поили худых лошадей, из которого в ворота выезжали подводы. Пьер с отвращением отвернулся и, закрыв глаза, поспешно повалился опять на сиденье коляски. «Нет, я не хочу этого, не хочу этого видеть и понимать, я хочу понять то, что открывалось мне во время сна. Еще одна секунда, и я все понял бы. Да что же мне делать? Сопрягать, но как сопрягать всё?» И Пьер с ужасом почувствовал, что все значение того, что он видел и думал во сне, было разрушено.
Берейтор, кучер и дворник рассказывали Пьеру, что приезжал офицер с известием, что французы подвинулись под Можайск и что наши уходят.
Пьер встал и, велев закладывать и догонять себя, пошел пешком через город.
Войска выходили и оставляли около десяти тысяч раненых. Раненые эти виднелись в дворах и в окнах домов и толпились на улицах. На улицах около телег, которые должны были увозить раненых, слышны были крики, ругательства и удары. Пьер отдал догнавшую его коляску знакомому раненому генералу и с ним вместе поехал до Москвы. Доро гой Пьер узнал про смерть своего шурина и про смерть князя Андрея.

Х
30 го числа Пьер вернулся в Москву. Почти у заставы ему встретился адъютант графа Растопчина.
– А мы вас везде ищем, – сказал адъютант. – Графу вас непременно нужно видеть. Он просит вас сейчас же приехать к нему по очень важному делу.
Пьер, не заезжая домой, взял извозчика и поехал к главнокомандующему.
Граф Растопчин только в это утро приехал в город с своей загородной дачи в Сокольниках. Прихожая и приемная в доме графа были полны чиновников, явившихся по требованию его или за приказаниями. Васильчиков и Платов уже виделись с графом и объяснили ему, что защищать Москву невозможно и что она будет сдана. Известия эти хотя и скрывались от жителей, но чиновники, начальники различных управлений знали, что Москва будет в руках неприятеля, так же, как и знал это граф Растопчин; и все они, чтобы сложить с себя ответственность, пришли к главнокомандующему с вопросами, как им поступать с вверенными им частями.
В то время как Пьер входил в приемную, курьер, приезжавший из армии, выходил от графа.
Курьер безнадежно махнул рукой на вопросы, с которыми обратились к нему, и прошел через залу.
Дожидаясь в приемной, Пьер усталыми глазами оглядывал различных, старых и молодых, военных и статских, важных и неважных чиновников, бывших в комнате. Все казались недовольными и беспокойными. Пьер подошел к одной группе чиновников, в которой один был его знакомый. Поздоровавшись с Пьером, они продолжали свой разговор.
– Как выслать да опять вернуть, беды не будет; а в таком положении ни за что нельзя отвечать.
– Да ведь вот, он пишет, – говорил другой, указывая на печатную бумагу, которую он держал в руке.
– Это другое дело. Для народа это нужно, – сказал первый.
– Что это? – спросил Пьер.
– А вот новая афиша.
Пьер взял ее в руки и стал читать:
«Светлейший князь, чтобы скорей соединиться с войсками, которые идут к нему, перешел Можайск и стал на крепком месте, где неприятель не вдруг на него пойдет. К нему отправлено отсюда сорок восемь пушек с снарядами, и светлейший говорит, что Москву до последней капли крови защищать будет и готов хоть в улицах драться. Вы, братцы, не смотрите на то, что присутственные места закрыли: дела прибрать надобно, а мы своим судом с злодеем разберемся! Когда до чего дойдет, мне надобно молодцов и городских и деревенских. Я клич кликну дня за два, а теперь не надо, я и молчу. Хорошо с топором, недурно с рогатиной, а всего лучше вилы тройчатки: француз не тяжеле снопа ржаного. Завтра, после обеда, я поднимаю Иверскую в Екатерининскую гошпиталь, к раненым. Там воду освятим: они скорее выздоровеют; и я теперь здоров: у меня болел глаз, а теперь смотрю в оба».

    Понятие ядерной безопасности

    Атомная электростанция. Опасности ядерного материала

    Культура безопасности и человеческие ошибки.

    Ядерные аварии, связанные с радиационным поражением

    Улучшения технологий ядерного деления

    Ядерная безопасность и террористические атаки

    Исследование ядерного синтеза

    Стандарты безопасности

Ядерная безопасность и безопасность покрывают меры, принятые, чтобы предотвратить ядерный и аварии, связанные с радиационным поражением или ограничить их последствия. Это покрывает атомные электростанции, а также все другие ядерные установки, транспортировку ядерных материалов, и использование и хранение ядерных материалов для медицинского, власти, промышленности и военного использования.

Атомная промышленность повысила уровень безопасности и работу реакторов, и предложила новые и более безопасные реакторные проекты. Однако прекрасная безопасность не может быть гарантирована. Потенциальные источники проблем включают человеческие ошибки и внешние события, которые оказывают большее влияние, чем ожидаемый: проектировщики реакторов на Фукусимев Японии не ожидали, что цунами, произведенное землетрясением, отключит резервные системы, которые, как предполагалось, стабилизировали реактор после землетрясения.

Согласно UBS AG,Фукусиме I аварий на ядерном объектеподвергли сомнению то, может ли даже развитая экономика как Япония справиться с ядерной безопасностью. Катастрофические сценарии, включающиетеррористические атаки, саботаж посвященного лица,plowhshares действияикибернападения, также мыслимые.

В его книге, Нормальных несчастных случаях , Чарльз Перроуговорит, что многократные и неожиданные неудачи встроены в сложные и ядерные реакторные системы общества с сильной связью. Такие несчастные случаи неизбежны и не могут быть разработаны вокруг. До настоящего времени было три серьезных несчастных случая (основное повреждение) в мире с 1970, включив пять реакторов (один вТрехмильном Островев 1979; один вЧернобылев 1986; и три вФукусиме-Daiichiв 2011), соответствуя началу операции поколения II реакторов.

Безопасность ядерного оружия, а также безопасность военного исследования, включающего ядерные материалы, обычно обрабатывается агентствами, отличающимися от тех, которые наблюдают за гражданской безопасностью, по различным причинам, включая тайну. Есть продолжающиеся опасения по поводу террористических групп, приобретающих делающий ядерную бомбу материал.

Четкое соблюдение режима использования ядерной энергии является основой предотвращения и недопущения радиоактивного загрязнения окружающей естественной среды с целью как обеспечения жизни и здоровья людей, так и охраны окружающей среды, или, иначе говоря, с целью обеспечения радиационной безопасности. Именно соблюдение норм, правил, стандартов и условий использования ядерных материалов, составляет основу обеспечения радиационной безопасности. Следовательно, ядерная и радиационная безопасность настолько тесно взаимосвязаны, что без соблюдения и обеспечения первой нельзя вести речь и надеяться на обеспечение второй. Нормы, правила и стандарты ядерной безопасности - это критерии, требования и условия обеспечения безопасности, во время использования ядерной энергии. их соблюдение является обязательным при осуществлении любого вида деятельности в сфере использования ядерной энергии. Требования отмеченных норм, правил и стандартов, принимаются с учетом рекомендаций международных организаций в сфере использования ядерной энергии.

Согласно определению МАГАТЭ основная цель ядерной безопасности - поддерживать радиоактивное облучение от ядерной установки (населения и персонала) на максимально возможном низком уровне как в процессе нормальной эксплуатации ядерной установки, так и в случае аварийного инцидента.

Радиационная безопасность призвана решить два основных задания:

Снижение уровня облучения персонала и населения к регламентированным границам, а также охрану окружающей естественной среды на основе комплекса медико-санитарных, гигиенических и правовых мероприятий;

Создание эффективной системы радиационного контроля, которая дала бы возможность оперативно регистрировать изменения разных параметров радиационной обстановки, на основе которых можно судить об уровне облучения персонала и населения, радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды, и на этом основании принимать меры относительно нормализации радиационной обстановки в случае превышения допустимых уровней.

При этом основными в обеспечении радиационной безопасности являются принципы: нормирование, обоснование и оптимизации.

Принцип нормирования - это ограничение допустимых уровней индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующих излучений. Принцип обоснования - это запрещение (ограничение) всех видов деятельности по использованию источников ионизирующих излучений, за которых получена для человека и общества польза не превышает риска вероятного вреда, причиненного дополнительным к природному радиационному фону облучением.

Принцип оптимизации - это поддержка на допустимо низком и возможном для достижения уровни, с учетом экономических и социальных факторов, индивидуальных доз облучения и количества облученных лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

Обзор ядерных процессов и проблем безопасности

Ядерное оружие

Способное к ядерному делению топливо, такое как уран и плутоний и их извлечение, хранение и использование

:- Радиоактивные материалы, используемые для медицинского, диагностического, батарей для некоторых космических проектов и целей исследования

Ядерные отходы, остаток радиоактивных отходов ядерных материалов

Власть ядерного синтеза, технология в долгосрочной разработке

Незапланированный вход ядерных материалов в биосферу и пищевую цепь (живущий заводы, животные и люди), если вдохнуто или глотается.

За исключением термоядерного оружия и экспериментального исследования сплава, все проблемы безопасности, определенные для ядерной энергии, происходят от потребности ограничить биологическое внедрение преданной дозы (токсичность) и эффективная доза из-за радиоактивности тяжелых способных к ядерному делению материалов, ненужных побочных продуктов, и от рисков незапланированных или безудержных аварий на ядерном объекте.

Ядерная безопасность поэтому покрывает в минимуме: -

Извлечение, транспортировка, хранение, обработка и избавление от способных к ядерному делению материалов

Безопасность генераторов ядерной энергии

Контроль и безопасное управление ядерным оружием, ядерный материал, способный к использованию в качестве оружия и другим радиоактивным материалам

Безопасная обработка, ответственность и использование в промышленном, медицинском и контекстах исследования

Избавление от ядерных отходов

Ограничения на воздействие радиации

Ответственные агентства

На международном уровне Международное агентство по атомной энергии«работает с его государствами-членами и многократными партнерами во всем мире, чтобы продвинуть безопасные, безопасные и мирные ядерные технологии». Некоторые ученые говорят, чтояпонские аварии на ядерном объекте 2011 годапоказали, что ядерная промышленность испытывает недостаток в достаточном надзоре, приводя к призывам, с которыми повторно выступают, чтобы пересмотреть мандат МАГАТЭ так, чтобы это могло лучшие полицейские атомные электростанции во всем мире. Есть несколько проблем с МАГАТЭ, говорит Наймедин Мескати из университета южной Калифорнии:

Это рекомендует стандарты безопасности, но государства-члены не обязаны соответствовать; это продвигает ядерную энергию, но это также контролирует ядерное использование; это - единственная глобальная организация, наблюдая за ядерной промышленностью, все же это также пригнуто, проверив соответствие Договору о нераспространении ядерного оружия (NPT).

У многих стран, использующих ядерную энергию, есть специальные учреждения, наблюдающие и регулирующие ядерную безопасность. Гражданская ядерная безопасность в США отрегулирована Комиссией по ядерному урегулированию (NRC). Однако критики ядерной промышленности жалуются, что регулятивные органы слишком переплетены с inustries сами, чтобы быть эффективными. КнигаМашина Судного Дня , например, предлагает серию примеров национальных регуляторов, как они выразились "не регулирование, просто махнув" (игра слов при отказе ), чтобы утверждать, что, в Японии, например, «регуляторы и отрегулированный долго были друзьями, сотрудничая, чтобы возместить сомнения в общественности, воспитываемой на ужасе ядерных бомб». Другие предлагаемые примеры включают:

В Соединенных Штатах опасному обычаю, посредством чего только сторонникам ядерной промышленности разрешают контролировать его и лоббисты, позволили иметь эффективное вето по регуляторам.

В Китае, где Канг Риксин, бывший генеральный директор принадлежащей государству China National Nuclear Corporation, был приговорен к пожизненному заключению в тюрьме в 2010 для принятия взяток (и другие злоупотребления), вердикт, вызывающий вопросы о качестве его работы над безопасностью и кредитоспособностью ядерных реакторов Китая.

В Индии, где ядерный регулятор сообщает национальной Комиссии по атомной энергии, которая защищает здание атомных электростанций там и председателя Атомной энергии, Регулирующий Совет, С. С. Бэджэдж, был ранее высшим руководителем в Nuclear Power Corporation Индии, компании, которую он теперь помогает отрегулировать.

В Японии, где регулятор сообщает Министерству Экономики, Торговли и Промышленности, которая открыто стремится продвинуть ядерную промышленность и посты министерства и ключевые должности в ядерном бизнесе, переданы среди того же самого маленького круга экспертов.

Книга утверждает, что ядерная безопасность поставилась под угрозу подозрением, что, поскольку Эйсэку Сато, раньше губернатор провинции Фукусима (с ее позорным ядерным реакторным комплексом), поместил его регуляторов: “Они все одного поля ягода”.

Безопасность ядерных установок и материалов, которыми управляет американское правительство для исследования, производства оружия, и теми, которые приводят военный корабли в действие, не управляет NRC. В британской ядерной безопасности отрегулирован Офисом для Ядерного Регулирования(ONR) и Defence Nuclear Safety Regulator (DNSR).Австралийская служба радиационной защиты и ядерной безопасности (ARPANSA)- Федеральный орган власти, который контролирует и определяет солнечное излучение и ядерные радиационные риски в Австралии. Это - основная часть, имеющая дело с ионизацией и неатомной радиацией, и издает материал относительно радиационной защиты.

Другие агентства включают:

Autorité de sûreté nucléaire

Радиологический институт защиты Ирландии

Федеральное агентство по атомной энергиивРоссии

Kernfysische dienst, (NL)

Пакистан ядерный контролирующий орган

Bundesamt für Strahlenschutz, (DE)

Атомная энергия регулирующий Совет(Индия)

Атомная электростанция

Опасности ядерного материала

В настоящее время есть в общей сложности 47 000 тонн ядерных отходов высокого уровня, хранивших в США. Ядерные отходы - приблизительно 94%-й Уран, Плутоний на 1,3%, 0,14% другие Актинидыи продукты расщепления на 5,2%. Приблизительно 1,0% этих отходов состоит из долговечных изотопов Se, Цирконий, Те, Фунт, Sn, я и Cs. Короче жил изотопы включая Сэра, Сэра, Рутений, Sn, Cs, Cs, и пополудни составьте 0,9% в один год, уменьшившись до 0,1% в 100 лет. Остающиеся 3.3-4.1% состоят из нерадиоактивных изотопов. Есть технические проблемы, поскольку предпочтительно запереть долговечные продукты расщепления, но проблема не должна быть преувеличена. У одной тонны отходов, как описано выше, есть измеримая радиоактивностьприблизительно 600 ТБк, равных естественной радиоактивности в одном км земной коры, которую, если похоронено, добавили бы только 25 частей за триллион к полной радиоактивности.

Различие между недолгими ядерными отходами высокого уровня и долговечными отходами низкого уровня быть иллюстрированным следующим примером. Как указано выше одна родинка и меня и меня выпуск 3x10 распадается в период, равный одной полужизни. Я распадаюсь с выпуском 970 кэВ, пока я распадаюсь с выпуском 194 кэВ энергии. 131 г из я был бы поэтому выпуск 45 Gigajoules более чем восемь дней, начинающихся по начальному уровню 600 EBqвыпуск90 киловаттс последним радиоактивным распадом, происходящим в двух годах. Напротив, 129 г из я был бы поэтому выпуск 9 Gigajoules более чем 15,7 миллионов лет, начинающихся по начальной ставке850 МБк, выпускающих25 микроваттс радиоактивностью, уменьшающейся меньше чем на 1% за 100 000 лет.

Одна тонна ядерных отходов также сокращает выбросы COна 25 миллионов тонн.

Радионуклиды, такие как я или я, могу быть очень радиоактивным, или очень долговечным, но они не могут быть обоими. Одна родинка я (129 граммов) подвергаюсь тому же самому числу распадов (3x10) за 15,7 миллионов лет, как делает одну родинку меня (131 грамм) за 8 дней. Я поэтому очень радиоактивен, но исчезаю очень быстро, пока я выпускаю очень низкий уровень радиации в течение очень долгого времени. Два долговечных продукта расщепления,Технеций 99(полужизнь 220 000 лет) иЙод 129(полужизнь 15,7 миллионов лет), представляют несколько больший интерес из-за большего шанса входа в биосферу.transuranicэлементы в отработанном топливе -Neptunium-237(полужизнь два миллиона лет) иПлутоний 239(полужизнь 24 000 лет). также останется в окружающей среде в течение долгих промежутков времени. Более полное решение обоих проблема обоихАктинидови к потребности в низкоуглеродной энергетике может быть составным быстрым реактором. Одна тонна ядерных отходов после полного ожога в реакторе IFR будет препятствовать тому, чтобы 500 миллионов тоннCOвошли в атмосферу. Иначе, хранилище отходов обычно требует лечения, сопровождаемого долгосрочной стратегией управления, включающей постоянное хранение, распоряжение или преобразование отходов в нетоксичную форму.

Правительства во всем мире рассматривают диапазон утилизации отходов и вариантов распоряжения, обычно включая глубоко-геологическое размещение, хотя там был ограничен продвижение к осуществлению долгосрочных решений утилизации отходов. Это частично, потому что рассматриваемые периоды, имея дело с радиоактивными отходами колеблются от 10 000 до миллионов лет, согласно исследованиям, основанным на эффекте предполагаемых радиационных доз.

Так как часть атомов радиоизотопа, распадающихся за единицу времени, обратно пропорциональна его полужизни, относительная радиоактивность количества похороненных человеческих радиоактивных отходов уменьшалась бы в течение долгого времени по сравнению с естественными радиоизотопами (такими как цепь распада 120 триллионов тонн тория и 40 триллионов тонн урана, которые являются при относительно концентрациях следа частей за миллион каждогопо 3 корки * 10-тонная масса). Например, по периоду тысяч лет, после того, как самые активные короткие полужизненные радиоизотопы распались, хоронить американские ядерные отходы увеличит радиоактивность в лучших ногах 2000 года скалы и почвы вСоединенных Штатах(10 миллионов км)≈1 часть в 10 миллионах по совокупной суммеестественных радиоизотоповв таком объеме, хотя у близости места была бы намного более высокая концентрация искусственного метрополитена радиоизотопов, чем такое среднее число.

Культура безопасности и человеческие ошибки

Одно относительно распространенное понятие в обсуждениях ядерной безопасности - понятие культуры безопасности. International Nuclear Safety Advisory Group, определяет термин в качестве “личного посвящения и ответственности всех людей, занятых любой деятельностью, у которой есть влияние на безопасность атомных электростанций”. Цель состоит в том, чтобы “проектировать системы, которые используют способности человека соответствующими способами, которые защищают системы от человеческих слабостей, и которые защищают людей от опасностей, связанных с системой”.

В то же время есть некоторые доказательства, что эксплуатационные методы не легко изменить. Операторы почти никогда не следуют инструкциям и письменным процедурам точно, и “нарушение правил, кажется, довольно рационально учитывая фактические ограничения рабочей нагрузки и выбора времени, при которых операторы должны сделать свою работу”. Много попыток улучшить культуру ядерной безопасности “были даны компенсацию людьми, приспосабливающимися к изменению непредсказанным способом”.

Согласно директору Юго-Восточной Азии и Океании Аревой, Селене Ын,ядерная катастрофа ФукусимыЯпонии - «огромный призыв к действию для ядерной промышленности, которая не всегда была достаточно прозрачна о проблемах безопасности». Она сказала, что «Было своего рода самодовольство перед Фукусимой, и я не думаю, что мы можем позволить себе иметь то самодовольство теперь».

Оценка, проводимая Commissariat à l’Énergie Atomique (CEA) во Франции, пришла к заключению, что никакая сумма технических инноваций не может устранить риск вызванных человеком ошибок, связанных с деятельностью атомных электростанций. Два типа ошибок считали самыми серьезными: ошибки передали во время деятельности на местах, такой как обслуживание и тестирование, которое может вызвать несчастный случай; и человеческие ошибки сделали во время маленьких несчастных случаев тот каскад к полному провалу.

Согласно Микле Шнайдеру, реакторная безопасность зависит, прежде всего, от "культуры безопасности", включая качество обслуживания и обучения, компетентности оператора и трудовых ресурсов и суровости регулирующего надзора. Таким образом, лучше разработанный, более новый реактор - не всегда более безопасный, и более старые реакторы не обязательно более опасны, чем более новые. Островной несчастный случай Трех миль 1979 года в Соединенных Штатах произошел в реакторе, который начал операцию только тремя месяцами ранее, иЧернобыльская катастрофапроизошла только после двух лет операции. Серьезная потеря хладагента произошла во французском реакторе Civaux-1 в 1998, спустя меньше чем пять месяцев после запуска.

Однако, безопасный завод разработан, чтобы быть, он управляется людьми, которые подвержены ошибкам. Лорент Стрикер, ядерный инженер и председатель Мировой Ассоциации Ядерных Операторовговорит, что операторы должны принять меры против самодовольства и избежать самонадеянности. Эксперты говорят, что «самым большим единственным внутренним фактором, определяющим безопасность завода, является культура безопасности среди регуляторов, операторов и трудовых ресурсов - и создание такой культуры не легко».

Риски

Обычный риск для здоровья и выбросы парниковых газов от власти ядерного деления маленькие относительно связанных с углем, но есть несколько «катастрофических рисков»:

Чрезвычайная опасность радиоактивного материала в электростанциях и ядерной технологии в и себя так известна, что американское правительство было побуждено (при убеждении промышленности) предписать условия, которые защищают ядерную промышленность от отношения полного бремени таких неотъемлемо опасных ядерных операций. Закон о Цене-Andersonограничивает ответственность промышленности в случае несчастных случаев, и закон о политике Ядерных отходов 1982 года обвиняет федеральное правительство в ответственности за то, что постоянно хранили ядерные отходы.

Плотность населения - одна критическая линза, через которую должны быть оценены другие риски, говорит Лорент Стрикер, ядерный инженер и председатель Мировой Ассоциации Ядерных Операторов:

У завода KANUPPв Карачи, Пакистан, есть большинство людей - 8,2 миллионов - живущий в пределах 30 километров ядерной установки, хотя у этого есть всего один относительно маленький реактор с продукцией 125 мегаватт. Затем в лиге, однако, намного более крупные заводы - 1 933 мегаватта Тайваня завод Кошэна с 5,5 миллионами человек в пределах 30-километрового радиуса и 1 208 мегаватт завод Чина Шана с 4,7 миллионами; обе зоны включают столицу Тайбэя.

172 000 человек, живущих в пределах 30-километрового радиуса атомной электростанции Фукусимы Daiichi, вынудили или советовали эвакуировать область. Более широко анализ 2011 года по своей природе и Колумбийский университет, Нью-Йорк, показывают, что приблизительно у 21 ядерной установки есть население, более многочисленное, чем 1 миллион в пределах 30-километрового радиуса, и у шести заводов есть население, более многочисленное, чем 3 миллиона в пределах того радиуса.

События Черного лебедя- очень маловероятные случаи, у которых есть большие последствия. Несмотря на планирование, ядерная энергия всегда будет уязвима для событий черного лебедя:

Редкий случай – особенно тот, который никогда не происходил – трудно предвидеть, дорогой, чтобы запланировать и легкий обесценить со статистикой. Просто, потому что что-то, как только предполагается, происходит, каждые 10,000 лет не означает, что это не произойдет завтра. По типичной 40-летней жизни завода могут также измениться предположения, как они сделали 11 сентября 2001, в августе 2005, когда ураган Катрина ударил, и в марте 2011, после Фукусимы.

Список потенциальных событий черного лебедя «damningly разнообразен»:

Ядерные реакторы и их лужицы отработанного топлива могли быть целями террористов, пилотирующих угнанные самолеты. Реакторы могут быть расположены ниже дамб, которые, должен они когда-либо разрывать, мог развязать крупные наводнения. Некоторые реакторы расположены близко к ошибкам землетрясения или береговым линиям, опасному сценарию как этот, который появился в Трехмильном Острове и Фукусиме – катастрофическая неудача хладагента, перегревание и таяние радиоактивных топливных стержней и выпуск радиоактивного материала.

Вне базисных событий дизайна

Фукусима I аварий на ядерном объектебыли вызваны «вне базисного события дизайна», цунами и связанные землетрясения были более сильными, чем завод, была разработана, чтобы приспособить, и несчастный случай происходит непосредственно из-за цунами, переполняющего также низкую дамбу. С тех пор возможность непредвиденных вне базисных событий дизайна была главным беспокойством об операторах завода.

Прозрачность и этика

Согласно антиядерной активистке Стефани Кук, трудно знать то, что действительно идет на внутренние атомные электростанции, потому что промышленность покрыта тайной. Корпорации и правительства управляют тем, какая информация сделана доступной общественности. Кук говорит, «когда информация сделана доступной, она часто выражается на жаргоне и непостижимой прозе».

Кеннетт Бенедикт сказала, что ядерная технология и эксплуатации установки продолжают испытывать недостаток в прозрачности и относительно закрываться для общественного мнения:

Несмотря на победы как создание Комиссии по атомной энергии, и позже Ядерной Регулярной Комиссии, тайна, которая началась с манхэттенского Проекта, имела тенденцию проникать в гражданской ядерной программе, а также программах защиты и вооруженных силах.

В 1986 советские чиновники удержали сообщать о Чернобыльской катастрофе в течение нескольких дней. Операторы АЭС Фукусима, Tokyo Electric Power Co, также подверглись критике за то, что они не быстро раскрыли информацию о выпусках радиоактивности от завода. Президент России Дмитрий Медведев сказал, что в ядерных чрезвычайных ситуациях должна быть большая прозрачность.

Исторически много ученых и инженеров приняли решения от имени потенциально пострадавшего населения о том, приемлем ли особый уровень риска и неуверенности для них. Много ядерных инженеров и ученых, которые приняли такие решения, даже на серьезных основаниях, касающихся долгосрочной энергетической доступности, теперь полагают, что выполнение так без информированного согласия неправильное, и что безопасность ядерной энергии и ядерные технологии должны базироваться существенно на морали, а не просто на технических, экономических и деловых соображениях.

Неядерные фьючерсы: Случай для Этической энергетической Стратегии - книга 1975 года Амори Б. Ловинси Джона Х. Прайса. Главная тема книги - то, что самые важные части дебатов ядерной энергии не технические споры, но касаются личностных ценностей и являются законной областью каждого гражданина, ли технически обученный или нет.

Ядерный и аварии, связанные с радиационным поражением

У ядерной промышленности есть превосходные показатели по технике безопасности, и смертельные случаи в час мегаватта являются самыми низкими из всех главных источников энергии. Согласно Цзыа МянюиАлександру Глэзеру, «прошлые шесть десятилетий показали, что ядерная технология не терпит ошибку». Ядерная энергия - возможно, основной пример того, что называют ‘рискованными технологиями с ‘катастрофическим потенциалом’, потому что “независимо от того, как эффективные обычные устройства безопасности, есть форма несчастного случая, который неизбежен, и такие несчастные случаи - "нормальное" последствие системы”. Короче говоря, нет никакого побега из системных отказов.

Безотносительно позиции, которую каждый занимает в дебатах ядерной энергии, возможность катастрофических несчастных случаев и последовательных экономических затрат нужно рассмотреть, когда ядерная политика и инструкции создаются.

Защита ответственности несчастного случая

Кристин Шрэдер-Фречеттсказала, «если бы реакторы были безопасны, ядерные отрасли промышленности не потребовали бы гарантируемый правительством, защита ответственности несчастного случая, как условие для их электричества создания». Никакая компания по личному страхованию или даже консорциум страховых компаний «не взяли бы на себя внушающие страх обязательства, являющиеся результатом серьезных аварий на ядерном объекте».

Ханфордское место

Ханфордское Место- главным образом списанныйядерныйпроизводственный комплекс наКолумбиив штате СШАВашингтона, управляемогофедеральным правительством Соединенных Штатов. Плутоний, произведенный на месте, использовался в первойядерной бомбе, испытанной наместе Троицы, и вТолстом Человеке, бомба, взорваннаяпоНагасаки, Япония. Во времяхолодной войныпроект был расширен, чтобы включать девять ядерных реакторов и пять больших комплексовобработки плутония, которые произвели плутоний для большей части этих 60 000 оружия вамериканском ядерном арсенале. Многая из ранней техники безопасности и методов вывоза отходов была несоответствующей, и правительственные документы с тех пор подтвердили, что действия Ханфорда выпустили существенное количество радиоактивных материалов в воздух и Колумбию, которая все еще угрожает здоровью жителей и экосистем. Производственные реакторы оружия были выведены из эксплуатации в конце холодной войны, но десятилетия производства оставленного позади из радиоактивных отходоввысокого уровня, дополнительные из твердых радиоактивных отходов, загрязненной грунтовой воды ниже места и случайные открытия недокументированных загрязнений, которые замедляют темп и поднимают затраты на очистку. Ханфордское место представляет две трети национальных радиоактивных отходов высокого уровня объемом. Сегодня, Ханфорд - наиболее загрязненный ядерный объект в Соединенных Штатах и является центром самой большой в странеэкологической очистки.

Чернобыльская катастрофа 1986 года

Чернобыльская катастрофа была аварией на ядерном объекте, которая произошла 26 апреля 1986 в Чернобыльской АЭСвУкраине. Взрыв и огонь выпустили большие количества радиоактивного загрязнения в атмосферу, которые распространяются по большой части Западного СССР и Европы. Это считают худшим несчастным случаем атомной электростанции в истории и является одним из только двух классифицированных как событие уровня 7 вМеждународном Ядерном Масштабе Событий(другой являющийсяядерной катастрофой Фукусимы Daiichi). Сражение, чтобы содержать загрязнение и предотвратить большую катастрофу в конечном счете вовлекло более чем 500 000 рабочих и стоило приблизительно 18 миллиардов рублей, подрывая советскую экономику.

Несчастный случай поставил вопросы о безопасности атомной промышленности, замедлив ее расширение в течение многих лет.

UNSCEARпровел 20 лет подробного научного и эпидемиологического исследования в области эффектов Чернобыльской аварии. Кроме 57 прямых смертельных случаев в самом несчастном случае, UNSCEAR предсказал в 2005, что до 4 000 дополнительных смертельных случаев от рака, связанных с несчастным случаем, появятся «среди этих 600 000 человек, получающих более значительные воздействия (ликвидаторы, работающие в 1986–87, эвакуируемые и жители большинства зараженных участков)». Россия, Украина и Белоруссия были обременены продолжающейся и существенной дезинфекцией и затратами на здравоохранение Чернобыльской катастрофы.

Одиннадцать из реакторов России имеют тип RBMK 1000, подобный тому вЧернобыльской АЭС. Некоторые из этих реакторов RBMK должны были первоначально быть закрыты, но были вместо этого даны жизненные расширения и завышены в продукции приблизительно на 5%. Критики говорят, что эти реакторы имеют «неотъемлемо небезопасный дизайн», который не может быть улучшен посредством модернизаций и модернизации, и некоторые реакторные части невозможно заменить. Российские группы защитников окружающей среды говорят, что пожизненные расширения «нарушают российский закон, потому что проекты не подверглись экологическим экспертизам».

1.2 Понятие и содержание ядерной безопасности

Понятие «ядерная безопасность», являясь по своему характеру и сущности достаточно емким и многогранным, имеет в виду этого весьма сложную природу. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что ядерная безопасность - понятие комплексное, своего рода «система», состоящая из нескольких структурных подразделений (элементов системы).

В качестве основных аспектов ядерной безопасности можно выделить три наиболее главных: 1) Недопущение применения накопленного в мире ядерного оружия. 2) Обеспечение безопасности - с одной стороны, и предотвращение использования в военных целях ядерных материалов, высвобождающихся в результате демонтажа ядерного оружия при осуществлении разоружения, - с другой. 3) Обеспечение безопасности при мирном использовании атомной энергии.

Обеспечение безопасности при мирном использовании атомной энергии направлено на выполнение двуединой задачи.

Во-первых, недопущение переключения ядерных материалов, используемых в мирной атомной деятельности, на военные цели.

Во-вторых, обеспечение безопасности при обращении с ядерными материалами с целью предотвращения радиоактивного заражения населения планеты, атмосферы, вод Мирового океана, почв, растительною и животного мира, то есть всей биосферы Земли; недопущение возникновения ситуаций, приводящих к неконтролируемой ядерной реакции и разгону ядерного реактора; ликвидация последствий ядерных аварий и т.д.

Исключительно важным связующим элементом обеспечения безопасного использования атомной энергии и укрепления режима нераспространения ядерного оружия является задача недопущения незаконного обращения с расщепляющимися материалами, высвобождающимися в результате демонтажа ядерного оружия.

Проблема обеспечения ядерной безопасности возникает при осуществлении любой атомной деятельности (эксплуатация атомных электростанций; перевозка радиоактивных материалов; использование судов, оборудованных ядерными энергетическими установками; хранение и утилизация радиоактивных отходов (РАО) и отработавшего радиоактивного топлива и др.). Разумеется, такая проблема остро стоит и при испытаниях ядерного оружия.

Экологический портрет ядерных технологий СССР складывался из двух основных составляющих: 1. Экологические проблемы, явившиеся следствием испытаний ядерного оружия. 2. Экологические последствия аварий и инцидентов в процессе использования «мирного атома».

Понятие ядерной безопасности при мирном использовании атомной энергии можно рассматривать в широком и узком смыслах. Широкое толкование данного понятия состоит в том, что ядерная безопасность является составным элементом всеобъемлющей международной безопасности. Понимание ядерной безопасности в узком смысле предполагает необходимость ее обеспечения в различных сферах мирного использования ядерной энергии.

Важнейшими задачами в деле безопасного использования атомной энергии являются: решение проблем захоронения и утилизации высокорадиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, а также обращения с ядерными материалами, высвобождающимися в результате демонтажа ядерного оружия; предотвращение террористических актов в отношении ядерных материалов, ядерных объектов и установок путем создания и обеспечения эффективного функционирования систем учета, контроля и физической защиты; предотвращение радиоактивного загрязнения биосферы земли посредством заключения соответствующих международных конвенций и договоров.

Атомная отрасль отличается от всех остальных двумя известными особенностями: высокой концентрацией энергии и длительностью существования продуктов распада, которые могут оказывать глобальное воздействие в случае ядерных аварий. Это накладывает специальные требования к ядерной безопасности реакторных установок.

Существует общепринятое утверждение, что «абсолютной безопасности не бывает». Оно постулируется и не является предметом доказательств так же, как ни в научной, ни в нормативной документации не определено понятие «абсолютной безопасности». Но речь идёт не об абсолютной безопасности, а о ядерной - свойстве реакторной установки с определённой вероятностью предотвращать возникновение ядерной аварии. Так что вероятность аварии является важнейшей, принципиальной, неотъемлемой характеристикой понятия «ядерная безопасность».

К сожалению, практически все положения, принципы культуры безопасности не только не нашли отражение в идеологии технического регулирования в СССР, но и вступали с ними в определенные противоречия. Так, в литературе встречаются описания попыток советских учёных создать реакторную установку, в которой ядерные аварии в принципе невозможны. Но такое их стремление возникло из их собственного, внутреннего понимания логики развития атомной энергетики. Советское государство такую задачу никогда не ставило ни перед военной отраслью, ни перед наукой, что было вызвано недооценкой и пренебрежением возможными негативными эффектами известных физических явлений.

Эксплуатирующей организации, в признанном цивилизованным миром понимании, несущей полную ответственность за безопасность, в СССР не существовало. В стране отсутствовало, включая высший государственный уровень, то, что сегодня во всем мире признано как «культура безопасности». Важность возникших опасений для безопасности была недооценена, и меры, которые могли предотвратить, например, Чернобыльскую катастрофу, реализованы не были.

СССР, безусловно, достиг значительных успехов в развитии ядерной науки и техники, особенно в военной области. Однако эти успехи чрезмерно политизировались. В то же время скрывались недостатки и ошибки, приводившие к крупным авариям на ядерных установках как гражданского (Ленинградская АЭС, 1975 г., и т.д.), так и военного (Челябинск, 1957 г., бухта Чажма, 1985 г. и т.д.) назначения. В стране отсутствовал должный государственный контроль деятельности ядерных ведомств (до 1984 г. фактически такого контроля не существовало). Все это привело к тому, что в ядерной энергетике утвердились настроения непогрешимости, суть которых наиболее точно отражает формула: «советские ядерные реакторы - лучшие в мире».

Это также красноречиво проявилось в реакции на аварию, происшедшую на американской АЭС «Три Майл Айлэнд» в 1979 г., когда руководители ядерной отрасли СССР заявили, что «при социализме такая авария невозможна». Политический престиж государства доминировал и подавлял основное условие мирного использования ядерной энергии - обеспечение ее безопасности. В начале 1980-х гг., после упомянутой аварии, в СССР начали проявляться тенденции критической переоценки безопасности АЭС. Однако объективные оценки безопасности отечественных реакторов были заблокированы авторитетами и руководителями советской ядерной науки и техники. Роль независимой экспертизы, в первую очередь со стороны государственных органов регулирования ядерной безопасности, была практически нулевой. Сильный и независимый орган ядерного регулирования, который является основой государственного режима ядерной безопасности, до Чернобыльской аварии 1986 г. в СССР практически не существовал.

До сегодняшнего дня продолжает жить миф о том, что ядерная наука и техника СССР имели неограниченные финансовые и материальные ресурсы. Это справедливо, если говорить о том, что было предназначено для военных целей. В действительности ядерная энергетика испытывала хроническую нехватку средств, в первую очередь на прикладные исследования в обоснование безопасности и надежности, экспериментальной отработки оборудования и т.д. Достаточно сказать, что затраты на научно-исследовательские работы в обоснование безопасности АЭС в СССР были более чем в 10 раз ниже, чем в США, но это стало известно только после падения «железного занавеса». Имели место отсутствие средств на создание экспериментальной стендовой базы, закупку современной вычислительной техники, на проведение исследований и разработку технологии обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, создание качественной дозиметрической аппаратуры, создание тренажеров. Можно совершенно обоснованно заявить, что экономические основы обеспечения ядерной безопасности в СССР не были решены, и не играет роли причина такого положения - непонимание проблемы или отсутствие средств. Важно то, что безопасность ядерной энергетики не была обеспечена экономически.

Итак, государственная политика СССР как в области ядерного оружия, так и в области использования мирного атома не основывалась на приоритете безопасности. Исключение возможности ядерной аварии на АЭС никогда не ставилось государством перед учёными и конструкторами в качестве первоочередной задачи. Создатели атомного оружия также имели совсем другие приоритеты. Конечно, проблемы безопасности рассматривались, но не были приоритетными. Такой подход закономерно привел к тяжелым экологическим последствиям.

Деятельность КГБ в 70-80 годах

Реорганизация коснулась и правоохранительных органов. В марте 1954 г. в результате обособления из МВД СССР был образован Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР...

Игорь Васильевич Курчатов и развитие в России ядерной физики

Курчатов Игорь Васильевич (12.01.1903-07.02.1960) - физик, академик (1943), научный руководитель атомной проблемы в СССР, основатель и первый директор Института атомной энергии (1943 - 1960), член Президиума АН СССР (1946 - 1960), член ВКП (б) с 1948г....

История органов госбезопасности на Кубани

Новая эпоха в развитии органов государственной безопасности Кубани, как и всей страны, началась с девяностых годов ХХ века. 16 мая 1991 года Верховный Совет СССР принял закон...

Международное положение в Европе накануне Второй мировой войны (1933–1939 гг.)

Новые реальности внешней реальности Н.С. Хрущёва

С наступлением нового года хрущёвской «оттепели» угроза мировой войны отступила -- особенно это было характерно для конца 1950-х гг, увенчавшегося визитом Хрущёва в США...

Прежде чем мы перейдем к изучению советских органов госбезопасности в годы Великой Отечественной войны мы сначала рассмотрим историю возникновения этого термина, а также его суть и значение. Как известно...

Органы государственной безопасности в СССР

безопасность орган государственный военный Как уже говорилось, что на протяжении всей Великой Отечественной войны происходила реорганизация органов государственной безопасности...

Пограничная безопасность СССР в период 1945–1991 гг.

В соответствии с существовавшей после Второй мировой войны геополитической ситуацией в мире функции системы обеспечения безопасности в Советском Союзе сводились преимущественно к обороноспособности государства Купцов В.П...

Причины массовых репрессий

Чистки в органах ВЧК--ОГПУ--НКВД проводились задолго до 1937 года. Ещё в начале 1920-х годов из «органов» был убран ряд «излишне активных» деятелей красного террора. В ходе борьбы с левой оппозицией были репрессированы некоторые чекисты...

Реакция мирового сообщества на американскую антитеррористическую операцию в Ираке

В октябре 2002 года США предоставили постоянным члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций план резолюции по Иракскому вопросу, он был подготовлен вместе с Великобританией...

Советско-финляндские отношения второй половины 20-х - начала 30-х годов

С победой советской власти СССР стал восприниматься Финляндией как потенциальный агрессор. Сотрудничество окраинных государств не состоялось; интерес западных стран к Финляндии был не велик. Лишь Германия...

МАГАТЭ принимает стандарты безопасного обращения с ядерными материалами, которые являются основой для национальных стандартов. Понятие "ядерная безопасность" включает в себя три измерения, три группы правовых норм и нормативно-технических стандартов:

  • – эксплуатационная безопасность ядерных объектов; предотвращение распространения ядерного оружия;
  • – предотвращение угрозы несанкционированного завладения ядерным материалом, пресечение расширения ядерной территории.

Понятие радиационной безопасности имеет особое значение в атомной энергетике. Международное сотрудничество в сфере обеспечения радиационной защиты и ядерной безопасности развивается в следующих направлениях:

  • – принятие в рамках международных организаций правил безопасности и радиационной защиты;
  • – обеспечение безопасности эксплуатации АЭС и оказание помощи в случае чрезвычайной ядерной аварии;
  • – обмен информацией об отказах и неисправностях ядерно-энергетического оборудования и проведение совместных исследований и разработок в области ядерной безопасности.

Координация сотрудничества государств по обеспечению ядерной безопасности осуществляется в форме принятия документов, большинство из которых разрабатываются в рамках МАГАТЭ, такие как: Основные нормы безопасности по радиационной защите (одобрены МАГАТЭ, МОТ, ВОЗ), Свод практических правил по радиационной защите работников рудников и предприятий по переработке радиоактивных руд (одобрены МАГАТЭ, МОТ, ВОЗ).

Основная цель ядерной безопасности – поддержание радиационного облучения от ядерной установки на оптимально достижимом низком уровне как в ходе нормальной эксплуатации установки, так и в случае аварии; обеспечение защиты от ионизирующего излучения отдельных лиц, их потомства и человечества в целом.

В МАГАТЭ создана специальная Группа МАГАТЭ по контролю, которая изучает опыт безопасной эксплуатации АЭС и оказывает консультативную помощь развивающимся государствам, связанную с обеспечением радиационной защиты и ядерной безопасности.

При обеспечении радиационной безопасности АЭС основное внимание уделяется техническим мероприятиям по предотвращению аварийных ситуаций. МАГАТЭ регулярно публикует специальное издание "Серия безопасности", в которой излагаются правила, критерии и стандарты обеспечения безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях, для защиты здоровья человека и окружающей среды. МАГАТЭ регулярно готовит Программы разработки норм безопасности АЭС, предназначенные для государств – членов МАГАТЭ, регламентирующих и контролирующих деятельность по реализации программ развития ядерной энергетики.

Система радиационной защиты МАГАТЭ сочетает две системы защиты: общие правила радиационной защиты в отношении отдельного человека и требования защиты при эксплуатации конкретного источника ионизирующего излучения. Облучение отдельных лиц контролируемым источником или в результате контролируемой деятельности не должно превышать установленные пределы доз. Если облучение исходит от нескольких источников, устанавливается верхняя граница, суммирующая дозы, получаемые от отдельных источников. Дополнительная защита представляет собой систему учета всех доз, исходящих от источника, независимо от места и времени облучения.

Особое значение в области обеспечения радиационной защиты имеет безопасная транспортировка радиоактивных веществ. В этой сфере действуют нормы международных транспортных конвенций и иных документов, регламентирующих транспортировку ядерного оружия и радиоактивных веществ, используемых в мирных целях (приложение к КОТИФ – Правила перевозки опасных грузов RID, Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов, Международный кодекс морской перевозки опасных грузов ИМО, Правила воздушной перевозки опасных грузов ИАТА, Приложение № 18 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. "Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху").

Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов регулярно пересматриваются МАГАТЭ. На практике в этой области имеются серьезные проблемы, осложняющие международные перевозки. Государства используют различные редакции Правил МАГАТЭ; в некоторых странах приняты дополнительные требования к перевозке радиационных грузов; в других государствах требуется, чтобы страховые полисы по радиационным грузам были подписаны и национальными страховыми компаниями, что приводит к задержкам в пути следования.

Серьезной проблемой является необходимость принятия мер по физической защите ядерных материалов при их перевозке (охраны груза от хищения и несанкционированного перемещения). Регулированию этой проблемы посвящена Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г. Конвенция принята для пресечения незаконного завладения ядерными материалами в процессе их транспортировки. Конвенция устанавливает следующие требования:

  • – время нахождения груза в пути должно быть минимальным;
  • – временное складирование на остановочных пунктах, число перевозок в пути должно быть сведено к минимуму;
  • – необходимо отказаться от регулярности перевозок ядерных материалов, менять их маршруты, остановки и т.п.;
  • – сообщения о перевозках должны передаваться секретными каналами связи с использованием шифров;
  • – маркировка транспортных средств должна осуществляться с осторожностью и в ограниченном виде;
  • – круг лиц, осведомленных о маршруте и сроках перевозки, должен быть максимально органичен.

Государства-участники обязаны не экспортировать или не разрешать экспортировать ядерный материал, пока они не получат гарантий, что этот материал во время международной перевозки будет защищен. При отсутствии гарантий безопасности запрещены транзитные перевозки ядерного материала по своей территории между государствами, не участвующими в Конвенции. Государства в своем национальном законодательстве обязаны определить уровни физической защиты ядерного материала, перевозка которого осуществляется из одной части этого государства по международным водам или воздушному пространству.

В 2004 г. под эгидой ООН был принят Кодекс поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников.

Результаты этой работы по всем направлениям обеспечения безопасности впечатляют: за последние 20 лет на российских АЭС не зафиксировано ни одного нарушения безопасности, классифицируемого выше первого уровня («аномалия») по Международной шкале оценки ядерных событий INES (International Nuclear Events Scale).

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности включает в себя несколько направлений. Первая - это обеспечение текущей безаварийной эксплуатации действующих объектов атомной промышленности и других ядерно и радиационно опасных объектов (ЯРОО). Достижению этой цели способствует не только правильное проектирование и лицензирование всех этапов жизненного цикла объектов, от проектирования до эксплуатации подобных объектов (а также задействованных в этом предприятий Госкорпорации «Росатом» и сторонних организаций), но и соблюдение всех регламентов и правил при эксплуатации. Лицензированием деятельности в области использования атомной энергетики, равно как и надзором за текущей деятельностью проектных, строительных и эксплуатирующих организаций занимается независимый государственный орган – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) . Кроме того, организации ядерного топливного цикла получают заключения по ядерной безопасности и разрешения на ввод в эксплуатацию ЯРОО от Госкорпорации «Росатом»

Накопленный многолетний опыт, а также комплекс реализуемых на системной основе мероприятий позволяет предприятиям и организациям российской атомной отрасли добиваться высокой культуры безопасности при работе с ядерными материалами и радиоактивными отходами (РАО). К примеру, по критерию надежности работы АЭС Россия прочно занимает место в первой тройке стран с развитой ядерной энергетикой. Более того, в развитии технологий обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) мы продвинулись существенно дальше многих из них.

Второе важное направление – это проблема ликвидации наследия советского «атомного проекта». Реабилитация загрязненных территорий (отвалов, хвостохранилищ, береговых баз Военно-морского флота), долговременное хранение реакторных отсеков и топлива списанных атомных подводных лодок – все это требует не только существенных финансовых затрат, но и применения новых, зачастую нестандартных подходов к решению накопившихся проблем. Для решения этих непростых проблем Правительство Российской Федерации в 2007 году утвердило Федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» с бюджетом 145,3 млрд рублей.

В ее рамках были профинансированы первоочередные меры по таким направлениям, как реконструкция «мокрого» и строительство нового «сухого» хранилища ОЯТ на ГХК, консервация озера Карачай и создание первой очереди системы канализации с отводом очищенных вод на ПО «Маяк» (г. Озерск, Челябинская область) и многие другие. Кроме того, финансовые ресурсы были направлены на создание Опытно-демонстрационного центра по переработке ОЯТ на основе инновационных технологий на ГХК; изучение возможности создания объекта по захоронению высокоактивных отходов в Нижнеканском массиве (Красноярский край); строительство комплекса цементирования низко- и среднеактивных отходов на ПО «Маяк» , а также создание на этом же предприятии установок по переработке низкоактивных отходов с высокой степенью очистки.

Эффективность выполнения ФЦП составила рекордные 108,5%. Было проведено более 300 мероприятий на 400 предприятиях, реабилитировано 279 га земель, выведено из эксплуатации 53 ядерных объекта. Достигнуть высоких показателей удалось в первую очередь за счет взвешенных управленческих решений, позволивших объединить усилия институтов Госкорпорации «Росатом», Академии наук РФ, Ростехнадзора и других участников ФЦП, а также создания центров компетенций. За восемь лет было разработано более 50 технологий в сфере завершающей стадии ядерного топливного цикла (ЯТЦ), в том числе 10 - по переработке ОЯТ. Разработаны типовые решения для всех категорий РАО, они апробированы и планомерно внедряются на объектах Росатома.

Перспективные планы Росатома в сфере обеспечения безопасности включают в себя дальнейшее совершенствование культуры безопасной эксплуатации ядерный объектов, продолжение работ по ликвидации наследия советского «атомного проекта», внедрение современных систем управления безопасностью.

Доклады об осуществлении лицензионного контроля деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях и об эффективности такого контроля