Организационная структура суда. Районный суд: структура и полномочия. О составе инстанции

Исторически закон относит к подсудности судов данного уровня все гражданские дела и подавляющее большинство (около 98%) уголовных дел и все дела об административных правонарушениях (См.: ст. 24 ГПК РФ, ч.2 ст. 31 УПК РФ, ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Районные суды выполняют следующие функции:

Рассматривают дела в качестве суда первой инстанции;

Рассматривают решения мировых судей в апелляционном порядке;

Выполняют функции судебного контроля;

Изучают и обобщают судебную практику и анализируют судебную статистику;

Разрешают процессуальные вопросы, связанные с исполнением приговора;

Осуществляют другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Основным полномочием суда данного уровня является разбирательство гражданских, уголовных и некоторых иных дел в качестве суда 1-й инстанции, то есть принятие решений по существу тех вопросов, которые затронуты в соответствующих делах. Эти суды по месту содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых на предварительном расследовании была избрана мера пресечения - заключение под стражу, рассматривают жалобы подозреваемых, обвиняемых, их защитников и законных представителей по поводу законности и обоснованности применения данной меры, а также ее продления (глава 16 УПК). Полномочия суда на досудебном этапе уголовного судопроизводства, по мнению Ф.А. Агаева, образуют самостоятельное направление судебной деятельности – непосредственный контроль за исполнением законов дознавателем и следователем.

На этот вид суда возлагается обязанность обобщать судебную практику и анализировать судебную статистику. Выполнение этой работы, ее организация должны быть обеспечены председателем суда.

Таким образом, в компетенцию районного суда входит:

1) рассмотрение и разрешение уголовных и гражданских дел по 1-й инстанции;

2) рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях;

3) производство по вновь открывшимся обстоятельствам по гражданским делам, ранее рассмотренным в этом суде;

4) разрешение процессуальных вопросов в стадии исполнения приговора по уголовным делам;

5) разрешение жалоб на законность и обоснованность применения на предварительном расследовании меры пресечения;

6) в соответствии со ст. 23, 25 Конституции РФ вынесение решения о производстве выемки почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивании телефонных переговоров и обыске органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность либо предварительное расследование;

7) обобщение судебной практики и анализ судебной статистики;

8) проверка законности решений мировых судей в порядке апелляционной инстанции.



Численные составы районных судов различны. Штат судей каждого суда этого уровня определяется исходя из ряда факторов: численности населения обслуживаемой судом территории, экономики района, наличия транспортных и иных коммуникаций, близости промышленных центров и т.д., что, в конечном счете, определяет объем работы суда.

Районный суд не имеет каких-либо структурных судебных подразделений. Хотя в крупных (мегаполисах) предусмотрены коллегии. В его составе действуют: председатель, заместитель (заместители) и судьи. Судебные обязанности между судьями распределяет председатель суда, учитывая при этом стаж работы судьи, его теоретическую подготовку и специализацию, склонность и другие факторы.

Распределение обязанностей между судьями осуществляется:

1) по зональному или территориальному признаку. Судья обслуживает определенную территорию (города, поселка, села и т.д.) и рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела на этой территории;

2) по предметному признаку, то есть судья рассматривает уголовные или гражданские дела. Здесь возможна и более основательная дифференциация: судья рассматривает определенную категорию уголовных или гражданских дел, например, дела о преступлениях несовершеннолетних, алиментные, жилищные дела и т.п.;

3) по смешенному признаку (зонально-предметному).

Каждое из этих построений имеет свои положительные и отрицательные стороны. Многое зависит от объективных причин: особенности самой территории района, наличие и разветвленность транспортных коммуникаций, место проживания судьи, и от субъективных причин: определенных интересов судьи, его опыта и т.п. Таким образом, судебная практика применяет различные формы построения работы в районном суде.

Правовой статус должностных лиц районного суда:

Председатель суда. Он обязан обеспечить надлежащее выполнение своих функций всеми судьями и народными заседателями, входящими в состав суда, а также всеми структурами и сотрудниками аппарата суда. Являясь представителем и носителем судебной власти, председатель районного суда наделен широкими полномочиями по осуществлению основной ячейки судебной власти. В этой связи на него возлагаются следующие полномочия:

Председатель может председательствовать в судебных заседаниях по любому делу, отнесенному к ведению данного суда. Вполне очевидно, что этот вопрос не может быть решен чисто автоматически, формально. Председатель, как правило, является наиболее опытным и квалифицированным юристом и должен принимать к рассмотрению наиболее сложные дела, а уголовные дела о наиболее опасных преступлениях. Далеко не всегда молодые, малоопытные судьи, недавно пришедшие на эту должность, имеющие небольшой стаж работы в области юриспруденции, могут квалифицированно, используя не только свои теоретические знания, но и собственный житейский опыт, правильно рассмотреть и разрешить судебное дело;

Председатель назначает судей для рассмотрения конкретных судебных дел, распределяет другие обязанности между ними, то есть различные иные функции. В частности, поручает обобщение судебной практики по какой-то категории уголовных или гражданских дел, о рассмотрении гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам, о проверке законности и обоснованности ареста обвиняемого, подсудимого и осуществление других функций, что является выходящим за рамки правосудия, но необходимое для нормального функционирования данного суда. Это право председателя суда и обязанность судей по закону;

Организует работу с народными заседателями суда: проводит мероприятия по повышению их правовой подготовки, руководит их работой по обобщению судебной практики и т.п. Формы этой работы весьма разнообразные. Председатель лично или с участием других судей проводит с ними занятия по изучению материального и процессуального закона, привлекает для проведения такого рода занятий профессорско-преподавательский состав учебных заведений, организует встречи и обмен опытом других судов и т.д. Задания по обобщению судебной практики в данном районе председатель определяет лично. Составляется определенный вопросник, в соответствии с которым народный заседатель должен проанализировать ту или иную категорию дел, рассмотренных в данном суде;

Организует работу судей по приему граждан и рассмотрению заявлений, жалоб и предложений граждан. В каждом суде определяется в соответствии с планом работы - какие судьи, свободные от рассмотрения дел, занимаются приемом граждан, кто из судей осуществляет прием их в выходные дни и др. Сведения об этом представляются для всеобщего обозрения и сведения общественности;

Ведет сам лично прием граждан и разъясняет им действующее законодательство;

Руководит изучением и обобщением судебной практики, анализирует судебную статистику. Для обобщения судебной практики он использует все людские ресурсы суда, а также привлекает в этих целях представителей общественности и др. Результаты обобщения судебной практики могут быть направлены в вышестоящий суд, в местные представительные и исполнительные органы власти, в другие правоохранительные органы для рассмотрения, например, вопросов борьбы с преступностью и принятия соответствующих совместных мер по ее нейтрализации. Обобщение судебной практики может осуществляться по широкому кругу вопросов: о преступлениях несовершеннолетних. по отдельным категориям гражданских дел и т.д. В процессе этой работы необходимо выявлять факторы, обуславливающие правонарушения, недостатки в деятельности правоохранительных органов, наиболее характерные нарушения при рассмотрении судебных дел и т.д.;

Вносит представления в государственные органы, общественные организации и в адрес должностных лиц о выявленных нарушениях закона, причинах и условиях, способствующих совершению преступлений и правонарушений и предлагает принять меры к устранению последних. Такого рода представления основаны на результатах обобщения судебной практики, одного или нескольких уголовных дел или гражданских дел либо каких-то проверочных материалах, которыми располагает суд. Представления обязывает администрацию, должностных лиц принять необходимые меры по устранению нарушений и сообщить об этом в суд (ст. 1 п.6 Закона «О статусе судей»);

Представляет к назначению консультантов суда и судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-охранников и руководит их работой;

Руководит работой аппарата суда;

Организует работу по повышению квалификации судей и других работников суда. Эта работа планируется, она осуществляется посредством направления судей на курсы повышения квалификации, которые организует Судебный Департамент и его органы на местах; стажировка в вышестоящих судах; проведение занятий с судьями профессорско-преподавательским составом юридических учебных заведений и т.п.;

Организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства в государственных органах, учреждениях и организациях;

Организует деятельность суда по выполнению надзорной функции (инстанции) по отношению решений (приговоров, определений, постановлений) мировых судей.

Аппарат суда. По существу, он в значительной мере обеспечивает нормальное функционирование суда как органа судебной власти. В его состав входят помощник председателя суда, помощник судьи, администратор районного суда, консультант, главный специалист, секретарь судебного заседания, секретарь суда, ведущий специалист, специалист 1 категории, специалист 2 категории, специалист. В суде, где число судей пять и более, в аппарат входят: канцелярия, группа секретарей судебных заседаний, архив, консультант, архивариус.

Помощник председателя суда. Он назначается на должность и освобождается от нее председателем суда в соответствии с Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981. На него возложено:

Осуществление подбора нормативно - правовых актов, необходимых для рассмотрения дела;

Осуществление контроля за сбором и анализом данных для составления статистической отчетности;

Подготовка материалов для докладов и выступлений для председателя суда;

Выполнение поручений председателя суда при проведении служебных проверок;

Осуществление записей граждан на личный прием к председателю суда, осуществление организационного сопровождения приема;

Подготовка проектов ответов на обращения, поступившие в адрес суда;

Осуществление иных поручений председателя суда.

Администратор суда назначается на должность и освобождается от должности начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда. Он подчиняется председателю районного суда и выполняет его распоряжения. Реализация его полномочий предполагает выполнение ряда обязанностей, связанных с ежедневной работой по обеспечению бесперебойного функционирования суда. К его функциям относятся:

Организует работу по обеспечению деятельности районного суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

Организует взаимодействие с правоохранительными органами и адвокатурой по вопросам обеспечения деятельности суда;

Принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;

Принимает меры к обеспечению судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;

Проводит информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организации ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива;

Принимает меры к охране здания, помещений и имущества суда в нерабочее время, обеспечение бесперебойной работы транспорта суда и средств связи, хозяйственных служб;

Организует строительство зданий, их ремонт и техническое оснащение помещений суда;

Разрабатывает проекты сметы расходов суда, утверждаемых председателем суда, и предоставление их в Судебный департамент по субъекту федерации;

Осуществление иных мер по обеспечению деятельности суда.

Канцелярия. В ряде судов действуют две: по гражданским и по уголовным делам. В канцелярии осуществляется делопроизводство по учету и распределению поступающей корреспонденции, учету и хранению судебных дел, находящихся в производстве суда.

Канцелярия направляет участникам процесса копии приговоров, решений и других судебных актов, подготавливает дела для сдачи в архив после вступления судебных решений, приговоров в законную силу, направляет дела при наличии кассационной жалобы или протеста в кассационную инстанцию, представляет для ознакомления судебные дела, находящиеся в производстве суда, прокурору, защитнику и другим участникам процесса и т.п. Вся эта работа в канцелярии выполняется секретарями суда и делопроизводителями.

Секретари судебных заседаний – они не прикреплены к отдельным судьям, а принимают участие в рассмотрении конкретных дел по мере необходимости. На них возложены ответственные обязанности по четкому ведению протокола судебного заседания (ст. 245, 259 УПК, ст. 228 ГПК). В ходе судебного разбирательства они выполняют и другие функции, как правило, организационного характера.

Архив - должность архивариус. После вступления в силу решения (приговора) секретари суда оформляют дело и передают его из канцелярии в архив на хранение. Необходимость хранения вызывается тем, что судебные акты, вступившие в силу, могут быть пересмотрены в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам даже через довольно продолжительное время. По истечении сроков хранения (они различны в зависимости от меры наказания и других факторов), установленных ведомственными актами, судебные дела подлежат уничтожению.

Судебный пристав. Хотя они и не входят в состав суда, но находятся при этом суде и подчиняются органам юстиции субъекта Федерации. В соответствие с действующим законодательством судебные приставы- охранники призваны обеспечить порядок во время рассмотрения и разбирательства уголовного дела, а также судебные приставы-исполнители, призванные исполнять судебные решения или приговоры суда (в том числе и вышестоящего), а также и решения мировых судей, отдельных административных органов и общественных организаций. Как правило, исполнение решений ими осуществляется по месту жительства ответчика или осужденного.

Судебные приставы-исполнители назначаются на должность начальником (министром) органа юстиции субъекта Федерации по представлению председателя суда. Судебный пристав-исполнитель выполняет функции:

Исполняет решения, определения и постановления судов по гражданским делам (об имущественных и денежных взысканиях, о разделе имущества, жилой площади и другие);

Исполняет приговоры, определения, постановления по уголовным делам в части имущественных и денежных взысканий, в том числе о штрафах и конфискации имущества;

Исполняет постановления судебных, административных органов и общественных организаций в части имущественных и денежных взысканий за совершение административных правонарушений;

Исполняет мировые соглашения, утвержденные судом;

Реализует исполнительные надписи нотариусов;

Исполняет решения арбитражных судов, третейских судов, комиссий по делам несовершеннолетних и административных органов, комиссий по трудовым спорам, местных администраций о денежных взысканиях.

Судебный пристав-исполнитель наделен властными полномочиями. Его требования обязательны для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. В случае необходимости он вправе обратиться за содействием в органы милиции. Он вправе наложить арест на имущество и денежные вклады гражданского ответчика, обвиняемого (подсудимого) или лиц, несущих материальную ответственность за действия указанных субъектов.

Консультант. Он назначается на должность по представлению председателя суда начальником органа юстиции субъекта Федерации. Он ведет в суде справочную работу, хранит контрольные экземпляры законов, кодексов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, других нормативных актов; следит за изменениями и дополнениями в законодательстве, ставит об этом в известность судей, ведет библиотеку юридической литературы, участвует в работе суда по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, выполняет другие поручения председателя суда.

В каждом российском городе есть районный суд, а зачастую даже не один. Каковы полномочия этих инстанций, чем они занимаются? Какова структура районного суда? Обо всем этом будет рассказано в статье.

Общая характеристика районного суда

Из-за правовой реформы, шагающей по России в довольно быстром темпе, тема представленной статьи является крайне актуальной и востребованной. Решения судов всегда имеют приоритетное, а зачастую даже решающее значение.

Российский районный суд - это федеральный орган, входящий в судебную ветвь власти. Помимо этого, он входит в состав судебных инстанций общей юрисдикции. Действие районного суда распространяется на определенную районную единицу, которая, как правило, совпадает с административно-территориальным элементом. В ведении рассматриваемого суда находится, как досудебное, так и послесудебное производство. Все функции, которые выполняет районный суд, свидетельствуют о данной инстанции как об органе основного звена. Стоит также отметить, что создание и упразднение рассматриваемых инстанций возможно только вследствие принятия каких-то федеральных законов, соответствующих теме.

Первая группа полномочий

Чем занимается районный суд? Структура и полномочия этой инстанции будут описаны далее.

Среди основных функций и обязанностей районного суда стоит, в частности, выделить следующие основные моменты:

  • Осуществление эффективного правосудия (разбирательство по первой апелляционной инстанции) уголовных, административных или гражданских дел в сфере судопроизводства. При этом стоит отметить, что весь процесс рассмотрения дел в качестве первой ступени должен производиться единолично либо коллегиально. Причем рассмотрение дел в порядке апелляции проходит всегда одним судьей, то есть единолично.
  • Рассмотрение дел гражданского типа (исключение составляют дела, относящиеся к компетенции военных судов, либо каких-то других специализированных инстанций, например, судов среднего звена или

О том, какие еще функции должны осуществлять рассматриваемые суды, будет рассказано далее.

Вторая группа полномочий

Помимо всего вышеперечисленного, к ведению районных судов относятся следующие моменты:

  • Рассмотрение дел уголовного типа. Однако некоторые подобные дела представленный суд все же рассматривать не может. Так, исключение составляют, опять же, случаи, когда дело может рассмотреть либо мировой судья, либо суды среднего звена.
  • Контроль над исполнением своих обязанностей органами, которые занимаются поиском и раскрытием правонарушений и преступлений.
  • Своевременное обращение к уже вынесенным решениям по тем или иным делам, вступившим в законную силу.

Это все основные обязанности, которые должен качественно осуществлять любой районный суд.

О составе инстанции

Какую структуру имеет районный суд? Структура районного суда закрепляется статьей 33 закона "О судах общей юрисдикции".

Согласно этому положению, рассматриваемая инстанция должна формироваться в составе следующих лиц:

  • председатель органа;
  • заместитель председателя;
  • судьи районного суда.

О судьях стоит отметить тот факт, что они назначаются на должность по указу президента, а также только в том количестве, которого будет достаточно для осуществления эффективного судопроизводства в определенной территориальной единице. Помимо этого, структура районного суда была бы неполной без специального вспомогательного аппарата, также включающего в себя определенных лиц и специалистов. О каждом из представленных выше работниках суда будет подробно рассказано далее.

Статус судей

Судья - это основное после председателей лицо, которое содержит структура районного эта является, наверное, самой сложной и требовательной должностью в стране. К судьям предъявляются множество самых различных претензий, критериев и требований.

Все их закрепляет закон "О статусе судей". Какие именно требования здесь можно выделить?

  • судья должен быть старше 25 лет;
  • обязан иметь высшее образование, обязательно юридическое;
  • необходим минимальный рабочий стаж в пять лет;
  • должны быть хорошо сданы все необходимые квалификационные экзамены;
  • должна быть получена специальная рекомендация от ;
  • судья должен иметь отличную репутацию, без порочащих его поступков, правонарушений, преступлений и т. д.

От судьи всегда зависит судебное решение. Стало быть, основной функцией этого работника является осуществление справедливого правосудия. Это действительно важная фигура, решение которого зависит только от действующего законодательства. Судья должен быть честен и справедлив: как с другими, так и с самим собой.

Об аппарате суда

Структура районного суда РФ включает в себя специальный вспомогательный аппарат. Его состав и функции закреплены в статье 38 ФКЗ "О судах общей юрисдикции РФ".

Так, во вспомогательный аппарат входят:

  • помощник руководителя (председателя) суда;
  • судебные помощники (оказывают необходимую помощь судьям в исполнении их обязанностей);
  • администратор;
  • секретарь (исполняет свои обязанности, как правило, во время судебного заседания);
  • уголовная канцелярия;
  • канцелярия по гражданским делам;
  • приемная суда;
  • отдел кадровиков;
  • архивариус.

Как ни странно, но районные суды функционируют, практически, только за счет вспомогательного аппарата. Именно он осуществляет такие функции, как работа с судебной практикой (ее обобщение, анализ и сбор статистики суда), работа по систематизации законодательства, набор специалистов и т. д. Руководит вспомогательным аппаратом непосредственно председатель суда, а в случае, если он отсутствует - его заместитель.

Принципы деятельности

Прежде чем продолжить рассказ о том, что представляет собой структура районного суда общей юрисдикции и отдельные его единицы, необходимо обратить внимание на основные принципы и элементы компетенции этого органа.

Так, федеральный закон о судах общей юрисдикции закрепляет следующие основные принципы деятельности рассматриваемых инстанций:

  • единство всей структуры;
  • полная независимость работников суда;
  • обязательный характер всех решений, выносимых судом;
  • равенство российских граждан, как перед судом, так и перед законом;
  • принципы гласности и открытости;
  • принцип несменяемости судей;
  • принцип неприкосновенности судей;
  • полное наличие всех прав и гарантий для этих работников.

Таким образом, все принципы деятельности закрепляются юридически и прописываются как в Конституции, так и в разного рода федеральных законах. А что можно сказать о компетенции районных судов?

О компетенции

Согласно вышеназванным федеральным законам, районный суд РФ является инстанцией, занимающей положение среднего звена в судебной системе власти. Какие принципы компетенции этого органа можно выделить? Что характеризуется состав, структура районных судов? Согласно законодательству, к ведению районных инстанций относятся:

  • дела уголовного характера;
  • дела гражданского характера;
  • дела административного характера;
  • апелляции для мировых судей;
  • рассматривание и пересмотр дел по вновь открывшимся деталям и обстоятельствам (в том числе и по решениям, уже вступившим в законную силу);
  • изучение, обобщение и оформление практики и статистики суда.

Таким образом, все дела, находящиеся в четко и ясно закреплены в соответствующих федеральных законах и статьях.

Первая группа председателя

Председатель районной судебной инстанции обладает довольно широкими и объемными полномочиями. Как руководитель всего судебного органа, председатель обладает и личными помощниками, которые представляют ему все необходимые документы и справки.

И, тем не менее, руководитель рассматриваемой инстанции, без которого невозможна структура федерального районного суда, обязан исполнять довольно большое количество функций и соответствовать многим законным требованиям. В частности, председатель должен:

  • самостоятельно руководить всеми заседаниями;
  • назначать отдельных судей как лиц, которые должны председательствовать на заседаниях;
  • распределять и закреплять обязанности и функции между работниками суда;
  • вести самостоятельный прием граждан;
  • организовывать качественное функционирование суда, а именно своевременное рассмотрение поступающих жалоб и заявлений.

Вторая группа обязанностей председателя

Помимо названных выше функций, председатель рассматриваемой инстанции, коим представлена вся организационная структура районного суда, должен заниматься следующими основными делами:

  • качественным изучением, оформлением и обобщением всей необходимой судебной практики и судебной статистики;
  • вносить документацию в надлежащие гос. органы, общественные и политические организации, отдельным должностным лицам по делу о причинах правонарушений, борьбе с преступностью и т. д.;
  • руководить работой вспомогательного судебного аппарата;
  • организовывать курсы по повышению квалификации для судебных работников;
  • организовывать пропаганду правовых и юридических знаний;
  • выполнять прочие функции, если таковые предоставлены законодательством.

Таким образом, председатель районного суда обязан исполнять довольно большое количество функций и обязанностей (пускай даже и с помощью вспомогательного аппарата).

Заместитель председателя

Как уже было сказано выше, в структуру районного суда входят судьи, председатель и его заместитель. Что можно сказать о заместителе рассматриваемой инстанции? Какими полномочиями он наделен?

Если председатель районного суда отсутствует, то все его функции на определенное время принимает заместитель; в случае отсутствия у председателя заместителей, полномочия перенимает один из судей. То же самое касается и случаев, когда председатель рассматриваемой инстанции прекращает или приостанавливает свои полномочия. Также, если обязанности председателя никто не может принять - ни заместитель, ни судьи, приглашается судья из ближайшего районного органа для исполнения соответствующих обязанностей.

Стоит также отметить, что все то время, пока председатель суда самостоятельно исполняет свои обязанности, заместитель занимается, в основном, вспомогательной деятельностью в аппарате инстанции.

В каждом российском городе есть районный суд, а зачастую даже не один. Каковы полномочия этих инстанций, чем они занимаются? Какова структура районного суда? Обо всем этом будет рассказано в статье.

Общая характеристика районного суда

Из-за правовой реформы, шагающей по России в довольно быстром темпе, тема представленной статьи является крайне актуальной и востребованной. Решения судов всегда имеют приоритетное, а зачастую даже решающее значение.

Российский районный суд — это федеральный орган, входящий в судебную ветвь власти. Помимо этого, он входит в состав судебных инстанций общей юрисдикции. Действие районного суда распространяется на определенную районную единицу, которая, как правило, совпадает с административно-территориальным элементом. В ведении рассматриваемого суда находится, как досудебное, так и послесудебное производство. Все функции, которые выполняет районный суд, свидетельствуют о данной инстанции как об органе основного звена. Стоит также отметить, что создание и упразднение рассматриваемых инстанций возможно только вследствие принятия каких-то федеральных законов, соответствующих теме.

Первая группа полномочий

Чем занимается районный суд? Структура и полномочия этой инстанции будут описаны далее.

Среди основных функций и обязанностей районного суда стоит, в частности, выделить следующие основные моменты:

  • Осуществление эффективного правосудия (разбирательство по первой апелляционной инстанции) уголовных, административных или гражданских дел в сфере судопроизводства. При этом стоит отметить, что весь процесс рассмотрения дел в качестве первой ступени должен производиться единолично либо коллегиально. Причем рассмотрение дел в порядке апелляции проходит всегда одним судьей, то есть единолично.
  • Рассмотрение дел гражданского типа (исключение составляют дела, относящиеся к компетенции военных судов, либо каких-то других специализированных инстанций, например, судов среднего звена или Верховного Суда РФ).

О том, какие еще функции должны осуществлять рассматриваемые суды, будет рассказано далее.

Вторая группа полномочий

Помимо всего вышеперечисленного, к ведению районных судов относятся следующие моменты:

  • Рассмотрение дел уголовного типа. Однако некоторые подобные дела представленный суд все же рассматривать не может. Так, исключение составляют, опять же, случаи, когда дело может рассмотреть либо мировой судья, либо суды среднего звена.
  • Контроль над исполнением своих обязанностей органами, которые занимаются поиском и раскрытием правонарушений и преступлений.
  • Своевременное обращение к уже вынесенным решениям по тем или иным делам, вступившим в законную силу.

Это все основные обязанности, которые должен качественно осуществлять любой районный суд.

О составе инстанции

Какую структуру имеет районный суд? Структура районного суда закрепляется статьей 33 закона «О судах общей юрисдикции».

Согласно этому положению, рассматриваемая инстанция должна формироваться в составе следующих лиц:

  • председатель органа;
  • заместитель председателя;
  • судьи районного суда.

О судьях стоит отметить тот факт, что они назначаются на должность по указу президента, а также только в том количестве, которого будет достаточно для осуществления эффективного судопроизводства в определенной территориальной единице. Помимо этого, структура районного суда была бы неполной без специального вспомогательного аппарата, также включающего в себя определенных лиц и специалистов. О каждом из представленных выше работниках суда будет подробно рассказано далее.

Статус судей

Судья — это основное после председателей лицо, которое содержит структура районного суда. Профессия эта является, наверное, самой сложной и требовательной должностью в стране. К судьям предъявляются множество самых различных претензий, критериев и требований.

Все их закрепляет закон «О статусе судей». Какие именно требования здесь можно выделить?

  • судья должен быть старше 25 лет;
  • обязан иметь высшее образование, обязательно юридическое;
  • необходим минимальный рабочий стаж в пять лет;
  • должны быть хорошо сданы все необходимые квалификационные экзамены;
  • должна быть получена специальная рекомендация от коллегии судей;
  • судья должен иметь отличную репутацию, без порочащих его поступков, правонарушений, преступлений и т. д.

От судьи всегда зависит судебное решение. Стало быть, основной функцией этого работника является осуществление справедливого правосудия. Это действительно важная фигура, решение которого зависит только от действующего законодательства. Судья должен быть честен и справедлив: как с другими, так и с самим собой.

Об аппарате суда

Структура районного суда РФ включает в себя специальный вспомогательный аппарат. Его состав и функции закреплены в статье 38 ФКЗ «О судах общей юрисдикции РФ».

Так, во вспомогательный аппарат входят:

  • помощник руководителя (председателя) суда;
  • судебные помощники (оказывают необходимую помощь судьям в исполнении их обязанностей);
  • администратор;
  • секретарь (исполняет свои обязанности, как правило, во время судебного заседания);
  • уголовная канцелярия;
  • канцелярия по гражданским делам;
  • приемная суда;
  • отдел кадровиков;
  • архивариус.

Как ни странно, но районные суды функционируют, практически, только за счет вспомогательного аппарата. Именно он осуществляет такие функции, как работа с судебной практикой (ее обобщение, анализ и сбор статистики суда), работа по систематизации законодательства, набор специалистов и т. д. Руководит вспомогательным аппаратом непосредственно председатель суда, а в случае, если он отсутствует — его заместитель.

Принципы деятельности

Прежде чем продолжить рассказ о том, что представляет собой структура районного суда общей юрисдикции и отдельные его единицы, необходимо обратить внимание на основные принципы и элементы компетенции этого органа.

Так, федеральный закон о судах общей юрисдикции закрепляет следующие основные принципы деятельности рассматриваемых инстанций:

  • единство всей структуры;
  • полная независимость работников суда;
  • обязательный характер всех решений, выносимых судом;
  • равенство российских граждан, как перед судом, так и перед законом;
  • принципы гласности и открытости;
  • принцип несменяемости судей;
  • принцип неприкосновенности судей;
  • полное наличие всех прав и гарантий для этих работников.

Таким образом, все принципы деятельности закрепляются юридически и прописываются как в Конституции, так и в разного рода федеральных законах. А что можно сказать о компетенции районных судов?

О компетенции

Согласно вышеназванным федеральным законам, районный суд РФ является инстанцией, занимающей положение среднего звена в судебной системе власти. Какие принципы компетенции этого органа можно выделить? Что характеризуется состав, структура районных судов? Согласно законодательству, к ведению районных инстанций относятся:

  • дела уголовного характера;
  • дела гражданского характера;
  • дела административного характера;
  • апелляции для мировых судей;
  • рассматривание и пересмотр дел по вновь открывшимся деталям и обстоятельствам (в том числе и по решениям, уже вступившим в законную силу);
  • изучение, обобщение и оформление практики и статистики суда.

Таким образом, все дела, находящиеся в компетенции районных судов, четко и ясно закреплены в соответствующих федеральных законах и статьях.

Первая группа председателя

Председатель районной судебной инстанции обладает довольно широкими и объемными полномочиями. Как руководитель всего судебного органа, председатель обладает и личными помощниками, которые представляют ему все необходимые документы и справки.

И, тем не менее, руководитель рассматриваемой инстанции, без которого невозможна структура федерального районного суда, обязан исполнять довольно большое количество функций и соответствовать многим законным требованиям. В частности, председатель должен:

  • самостоятельно руководить всеми заседаниями;
  • назначать отдельных судей как лиц, которые должны председательствовать на заседаниях;
  • распределять и закреплять обязанности и функции между работниками суда;
  • вести самостоятельный прием граждан;
  • организовывать качественное функционирование суда, а именно своевременное рассмотрение поступающих жалоб и заявлений.

Вторая группа обязанностей председателя

Помимо названных выше функций, председатель рассматриваемой инстанции, коим представлена вся организационная структура районного суда, должен заниматься следующими основными делами:

  • качественным изучением, оформлением и обобщением всей необходимой судебной практики и судебной статистики;
  • вносить документацию в надлежащие гос. органы, общественные и политические организации, отдельным должностным лицам по делу о причинах правонарушений, борьбе с преступностью и т. д.;
  • руководить работой вспомогательного судебного аппарата;
  • организовывать курсы по повышению квалификации для судебных работников;
  • организовывать пропаганду правовых и юридических знаний;
  • выполнять прочие функции, если таковые предоставлены законодательством.

Таким образом, председатель районного суда обязан исполнять довольно большое количество функций и обязанностей (пускай даже и с помощью вспомогательного аппарата).

Заместитель председателя

Как уже было сказано выше, в структуру районного суда входят судьи, председатель и его заместитель. Что можно сказать о заместителе рассматриваемой инстанции? Какими полномочиями он наделен?

Если председатель районного суда отсутствует, то все его функции на определенное время принимает заместитель; в случае отсутствия у председателя заместителей, полномочия перенимает один из судей. То же самое касается и случаев, когда председатель рассматриваемой инстанции прекращает или приостанавливает свои полномочия. Также, если обязанности председателя никто не может принять — ни заместитель, ни судьи, приглашается судья из ближайшего районного органа для исполнения соответствующих обязанностей.

Стоит также отметить, что все то время, пока председатель суда самостоятельно исполняет свои обязанности, заместитель занимается, в основном, вспомогательной деятельностью в аппарате инстанции.

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики

Первое упоминание о Черкесском городском суде архивными данными датируется концом 1945 года и именовался он тогда «Черкесский городской народный суд». Суд в это время был односоставным. В 1946 году суд был поделен на два судебных участка.

Народный суд первого судебного участка г. Черкесска возглавляли в период с 1946 по 1960 годы народные судьи Латков, Соловьева Л.Н., Аносова Е.Н., Крикун Г.Д., Махно П.Е., Злобин В.С., Сидельников В.А., Тунин В.Ф.

Народный суд второго судебного участка г. Черкесска возглавляли в период с 1946 по 1960 годы народные судьи Бакун И.И., Романов Г.Г., Пантюшенко Н.В., Курганский К.Е., Петрушков Е.Н., Михайлов В.М., Костикова Н.Н.

В 1960 году 2 судебных участка г. Черкесска были объединены в Черкесский городской народный суд, работу которого возглавил председатель суда Злобин В.С., под руководством которого работали народные судьи Тунин В.Ф. и Павлик А.Д. Впоследствии работой суда в разное время руководили Павлик А.Д., Костин В.Е., Барболин Г.П., Жолудев И.С., Супрунов В.М.

В 1994 году Черкесский городской народный суд был переименован в Черкесский городской суд.

С декабря 1995 года до января 1997 года обязанности председателя городского суда исполняла Задерякина Н.Г. С января 1997 года Черкесский городской суд работает под руководством председателя суда Бадалова И.Н., который одновременно является председателем Совета судей КЧР.

В 2000 году суд стал десятисоставным, в 2002 году пятнадцатисоставным, в 2009 году двадцатишестисоставным, а в 2013 году двадцатипятисоставным.

Черкесский городской суд имеет следующую организационную структуру: судьи, помощники судей, отдел судебного делопроизводства и кадрового обеспечения, отдел судебной статистики, кодификации и правовой информатизации, отдел обеспечения судопроизводства по уголовным и административным делам, отдел обеспечения судопроизводства по гражданским делам, обслуживающий персонал.

В городском суде имеется 8 залов судебных заседаний для отправления правосудия, суд также оснащен современной охранно-пожарной сигнализацией и системой видеонаблюдения, имеется 4 конференц-зала с системой аудиопротоколирования судебных заседаний. Здание суда в рабочее время охраняется судебными приставами, которые обеспечивают охрану общественного порядка в здании суда и в ходе судебных заседаний. В нерабочее время здание суда сдается под охрану на пульт централизованной охраны Отдела вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики, также имеется круглосуточная сторожевая охрана.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», районные суды относятся к судам системы федеральных судов общей юрисдикции, являясь судами низшего уровня.

В качестве суда первой инстанции районный суд рассматривает все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, подсудных вышестоящим судам и мировым судьям, а также административные дела, подсудные районным судам, дела о восстановлении на работе. Районным судам, в частности, подсудны административные дела о правонарушениях, влекущих за собой административное наказание, которое вправе назначить только судья, производство по которым осуществляется в форме административного расследования; дела, влекущие административное выдворение за пределы РФ; дела, переданные в суд органами и должностными лицами, к которым дело поступило.

В соответствии со статьей 21 1-ФКЗ, районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, он рассматривает апелляционные жалобы на решения мировых судей, не вступившие в законную силу.

Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции (на примере районного суда)

Дата публикации : 24.10.2014

Статья просмотрена: 1098 раз

Библиографическое описание:

Абрамов И. А. Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции (на примере районного суда) [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. — С. 33-35. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/139/6457/ (дата обращения: 18.08.2018).

Говоря о роли аппарата судов общей юрисдикции в организации деятельности судов необходимо уделить должное внимание ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ», ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и иными нормативно правовыми актами РФ. Роль аппарата связана с повышением эффективности работы по организационному обеспечению деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, автономных округов, районных судов, городских и межрайонных судов, а также определяет общие принципы организации и направления деятельности аппарата федерального суда общей юрисдикции.

В своей деятельности aппарат суда руководствуется Кoнституцией РФ, ФКЗ,ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, прикaзами и распоряжениями Верхoвного суда РФ, Судебного департамента при Вeрховном суде РФ, а также необходимо отметить, что руководство деятельностью аппарата суда осуществляется председателем соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

Необходимо указать, что аппарат федерального суда общей юрисдикции выполняет функции, направленные на организационное обеспечение деятельности соответствующего федерального суда общей юрисдикции по отправлению правосудия.

Аппарат суда состоит из соответствующих структурных подразделений отделов, если же численность аппарата суда не позволяет создать отделы, аппарат суда состоит из отдельных должностей. Что касается структуры аппарата суда, в том числе количество и наименование отделов, организационная структура, подчинённость подразделений и должностей, численность работников и штатное расписание определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ либо с начальником управления Судебного департамента в субъекте РФ.

В своей работе я бы хотел обратить внимание на деятельность районного суда. Согласно штатного расписания, в структуру суда могут входить: общий отдел (отдел материально-технического обеспечения, отел государственной службы и кадров, отдел информатизации), отдел обеспечения судопроизводства по гражданским делам, отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам. Контроль за деятельностью структурных подразделений аппарата суда и работников аппарата суда, а также руководство деятельностью начальников структурных подразделений –отделов осуществляет председатель суда или его заместители. Непосредственно руководство структурными подразделениями осуществляется непосредственно начальниками отдела, а в их отсутствие - их заместителями.

Также в своей работе хотел бы указать на предназначение и основные задачи аппарата суда- аппарат осуществляет организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции, которые включают в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного, аналитического, статистического, документационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Среди основных задач аппарата суда можно выделить следующие: организация, ведение и сопровождение общего документооборота и судебного делопроизводства в районном суде; организационное и техническое обеспечение судопроизводства по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях и иным материалам, а также по осуществлению организационно –подготовительных действий в связи с назначением дел к слушанию и непосредственному проведению судебных заседаний, понятие и выдача документов, удостоверений копий документов, вручение документов, уведомление и вызов сторон, контроль уплаты государственной пошлины, обеспечение ведения протокола судебного заседания, ведение учёта движения дел и сроков их прохождения в суде, обеспечение обращения к исполнению судебных решений и т. д.; организация и ведение архивного делопроизводства, и осуществление хранения дел и иных материалов; организация и ведение работы по информационному обеспечению деятельности суда, а именно внесение надлежащей информации сведений в базы данных ГАС «Правосудие»; организация и сопровождение кадровой деятельности; осуществление приёма граждан и документов; организация взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации.

В штатном расписании районного суда утверждён ряд должностей, одной из которых является - должность секретаря судебного заседания. Указано, что он является субъектом процессуальной деятельности, в связи с чем часть его прав и обязанностей указана в процессуальных законах. Вместе с тем, более подробно функция секретаря судебного заседания изложены в Инструкции по делопроизводству. При подготовке дела к судебному рассмотрению секретарь судебного заседания путём выписки повесток и извещений осуществляет вызов участников судебного разбирательства, свидетелей с указанием времени и места рассмотрения судом. Непосредственно перед началом судебного разбирательства секретарь проверяет явку участников процесса иных лиц, вызванных в судебное заседание, выясняет причину неявки какого-либо и докладывает судье. Основная обязанность секретаря судебного заседания состоит в ведении протокола судебного заседания - процессуального документа, который должен отразить точно и полно ход судебного заседания. До ведения в судопроизводстве аудиозаписей нередко поступали замечания на неполноту протоколов судебного заседания. Ведение в районном суде аудиозаписи судебного процесса исключило поступление замечаний на неполноту протоколов судебных заседаний, поскольку более полно фиксируется в протоколе ход судебного заседания. Если до введения аудиозаписи протокол судебного заседания составлял 150 -200 страниц (при рассмотрении уголовного дела в общем порядке), то теперь почти каждый протокол содержит 400–600 страниц. Также среди обязанностей секретаря судебного заседания выделяются - контроль за вручением копий обвинительных заключений (по уголовным делам); направление копий исковых заявлений (по гражданским делам); подготовка и направление запросов по рассматриваемым делам; составление списка дел, назначенных к рассмотрению и вывешивание его на специально оборудованное место; ознакомление лиц участвующих в деле, осужденного, потерпевшего с материалами дела; оформление исполнительных листов и передача их по принадлежности; оформление дел об административных правонарушениях; оформление материалов, связанных с исполнением приговоров, решений, а также не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известны в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.

После рассмотрения дела с вынесением судебного решения или определения секретарь судебного заседания составляет опись материалов дела, делает отметку в журнале учёта дел, результаты рассмотрения, после чего передаёт их в отдел делопроизводства по уголовным делам секретарю суда или главному специалисту.

Что касается организации аппарата мировых судей (имеют статус судов общей юрисдикции) решены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Согласно законодательства на участках мировых судей обеспечивают два вида государственных служащих - секретарь судебного заседания и секретарь участка, а также помощники судей. Но также не решена проблема по поводу сотрудников, обеспечивающих надлежащий уровень информатизации судебных участков, внедрение компьютерной техники.

Подводя итог своей работе, я хотел бы показать структуру, предназначение и задачи аппарата суда, а также роль одного из субъектов процессуальной деятельности - секретаря судебного заседания. Именно часть его прав и обязанностей указана в процессуальных законах. В дальнейшем необходимо распространение законодательства о государственной гражданской службе на всех государственных служащих аппаратов всей страны. Служба в аппаратах судов имеет ряд специфических особенностей, обусловленных содержанием и принципами функций правосудия. К сотрудникам аппаратов судов должны предоставляться повышенные квалификационные требования, единые для аппарата всех звеньев судов исходя из общих требований для гражданской службы, а также специальные дополнительные требования, включая отличное знание процессуального законодательства, знание информационных технологий, связанных с осуществлением правосудия.

Суды занимают особое положение в системе обеспечения законности в стране, в защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Поэтому как сами судьи, так и лица, обеспечивающие исполнение судьями полномочий, государственные служащие аппаратов судов должны строго соблюдать Конституцию РФ, законы, быть компетентными и высокими профессионалами.

Говоря о формировании государственной службы в аппаратах судов, т. е. в сфере осуществления правосудия, необходимо также учитывать специфику задач данной ветви государственной власти.

1. Конституция Российской Федерации;

2. ФКЗ от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ»;

3. ФКЗ от 7.022011г. № 1- ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»;

4. ФЗ от 27.07.2004г. № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»;

5. Уголовно –процессуальный кодекс Российской Федерации;

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

7. Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утверждённая приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003г. № 36;

8. Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции, утверждённое приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.12.2012г. № 238.

судебное заседание , общая юрисдикция , аппарат суда , суд .

Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции . судебное заседание , общая юрисдикция , аппарат суда , суд , Верховный Суд РФ , штатное расписание , федеральный суд , Судебный департамент , аппарат судов , организационное обеспечение деятельности .

Аппарат суда | Статья в журнале «Молодой ученый»

судебное заседание , общая юрисдикция , аппарат суда , суд , Верховный Суд РФ , штатное расписание , федеральный суд , Судебный департамент , аппарат судов , организационное обеспечение деятельности .

судебное заседание , общая юрисдикция , аппарат суда , суд .

Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции . судебное заседание , общая юрисдикция , аппарат суда , суд , Верховный Суд РФ , штатное расписание , федеральный суд , Судебный департамент , аппарат судов , организационное обеспечение деятельности .

судебное заседание , общая юрисдикция , аппарат суда , суд .

Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции . судебное заседание , общая юрисдикция , аппарат суда , суд , Верховный Суд РФ , штатное расписание , федеральный суд , Судебный департамент , аппарат судов , организационное обеспечение деятельности .

Вспомогательные органы Конституционного Суда Российской.

судебное заседание , общая юрисдикция , аппарат суда , суд , Верховный Суд РФ , штатное расписание , федеральный суд , Судебный департамент , аппарат судов , организационное обеспечение деятельности .

Особенности организации деятельности мировых судей (часть 2)

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов .

Место мирового суда в судебной системе Российской Федерации

Российская Федерация, судебная система, районный суд , общая юрисдикция , суд , акт, судья, работник аппаратов судов , судебная реформа, качество суда . Особенности организации деятельности мировых судей (часть 2).

Особенности организации деятельности мировых судей (часть 1)

Место мирового суда в судебной системе Российской. Российская Федерация, мировой суд , мировой судья, суд , районный суд , единая судебная система, исполнительная власть, общая юрисдикция , мировой суд субъектов, судебная система России.

Проблемы и перспективы развития судов общей юрисдикции

районный суд , качество суда , суд , РФ , Верховный Суд РФ , инстанция, решение мировых судей, Конституционный суд РФ , общая юрисдикция , соответствующий судебный район.

Состав и структура районного суда

Для каждого районного суда разрабатывается структура и штатное расписание в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ, утвержденной приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 2 апреля 2011 г. № 61.

Структура и штатное расписание районного суда утверждается председателем суда по согласованию с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ в соответствии с установленной штатной численностью и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда.

Под структурой суда понимается организационное построение суда, отражающее взаимодействие, подчиненность подразделений и должностей. Штатное расписание – документ, который описывает структуру суда и включает перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки (ЕТС), ежемесячного должностного поощрения, надбавок.

Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда.

Организационное обеспечение деятельности районного суда осуществляется аппаратом суда.

Структура районного суда зависит от количества работников суда. Например, структура аппарата районного суда с численностью работников от 15 до 25 единиц включает: председателя суда; помощника председателя суда, заместителя председателя суда (при численности судей от семи единиц); помощники судей; судьи; отделы: общий отдел (делопроизводство, материально- техническое обеспечение, кадровые вопросы), отдел обеспечения судопроизводства; администратор суда подчиняется председателю суда и выполняет его распоряжения (в штат суда не включен).

Структура аппарата районного суда с численностью работников от 26 до 45 единиц представлена на рис. 7.1.

Численный состав судей районного суда определяется в количестве, достаточном для обеспечения прав граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия. Штатная численность судей районного суда определяется Судебным департаментом по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, в районном суде может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное

судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Судьи районных судов (в том числе председатель районного суда и его заместитель) назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. Предельный срок пребывания в должности судьи районного суда – 70 лет (ст. 11 Закона о статусе судей).

Председатель районного суда и его заместитель (заместители) назначаются на должность сроком на шесть лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но нс более двух раз подряд.

Председатель суда осуществляет процессуальные и административные функции, направленные на реализацию полномочий районного суда. Являясь судьей районного суда, он осуществляет полномочия судьи по рассмотрению и разрешению конкретных дел в судебных заседаниях, то есть отправляет правосудие. В то же время председатель суда:

– организует работу суда;

– устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утвержденных Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

– распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

– организует работу по повышению квалификации судей;

– осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними;

– принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности;

– организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

– регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

– осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Кроме указанных полномочий, председатель районного суда:

– занимается организацией работы по изучению и обобщению судебной практики районного суда и по их результатам вносит представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

– ведет личный прием граждан и организует работу по рассмотрению заявлений и жалоб на деятельность суда;

– вносит представления о назначении на должность и об освобождении от должности администратора суда (ст. 35 Закона о судах общей юрисдикции).

В случае временного отсутствия председателя районного суда его полномочия осуществляет по поручению председателя районного суда один из его заместителей, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей – по поручению председателя районного суда один из судей этого суда.

В случае приостановления или прекращения полномочий председателя районного суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда РФ один из заместителей председателя районного суда, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей – по решению Председателя Верховного Суда РФ один из судей этого суда.

Организационное обеспечение деятельности районного суда, то есть осуществление мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия, осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и аппаратом этого суда.

Аппарат районного суда призван осуществлять организационное обеспечение деятельности суда. Законодатель конкретно не определил круг лиц, являющихся работниками аппарата суда. Работников аппарата районного суда можно подразделить на две группы (ч. 6 и 8 ст. 38 Закона о судах общей юрисдикции):

1) федеральные государственные гражданские служащие;

2) работники, замещающие должности, не являющиеся федеральной государственной гражданской службой.

К первой группе работников аппарата суда относятся: начальники отделов (общего отдела, отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам, отдела обеспечения судопроизводства по уголовным делам, отдела информационно-правового обеспечения и кадров), заместители начальников отделов, помощник председателя суда, помощник заместителя председателя суда, помощники судей, консультант, главный специалист, старший специалист первой, второй категории, специалист первой категории, секретари судебного заседания, секретарь суда. Эти работники аппарата районного суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.

Ко второй – персонал по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства, курьер, а также иные работники, принятые по трудовому договору в районный суд.

Председатель районного суда осуществляет руководство деятельностью аппарата суда.

Структура, численность работников и штатное расписание аппарата районного суда определяются председателем районного суда по согласованию с Судебным департаментом в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

Численность работников аппарата районного суда, отделов и их название не везде одинаковы и зависят от организационно- штатного расписания суда. Перечень должностей сотрудников аппарата судов определен в Указе Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О реестре должностей федеральной гражданской службы».

Аппарат районного суда осуществляет следующие функции:

– принимает и выдает документы;

– удостоверяет копии судебных документов;

– производит вручение документов, уведомлений и вызовов; контролирует уплату пошлин и сборов;

– осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;

– обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний, ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

– обеспечивает обращение к исполнению судебных решений; осуществляет хранение дел и документов;

– участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству РФ;

– осуществляет прием граждан (ст. 39 Закона о судах общей юрисдикции).

Рассмотрим полномочия отдельных работников аппарата районного суда.

Помощник председателя суда (судьи) назначается на должность и освобождается от должности председателем районного суда. Круг его полномочий определяется с учетом вида судопроизводства. Так, помощник судьи районного суда в гражданском судопроизводстве осуществляет:

– изучение по поручению судьи поступивших на рассмотрение по первой инстанции заявлений и приложенных к нему документов с целью проверки соответствия представленных документов требованиям законодательства, их достоверности и полноты (судьей может быть составлен перечень вопросов, которые должен выяснить помощник судьи при изучении поступивших материалов);

– доклад судье устного (письменного) заключения по изученному делу с предложением о вынесении одного из определений, указанных в ст. 133–136 ГПК РФ;

– подготовку проектов сопроводительных писем о направлении принятых судьей судебных актов лицам, участвующим в деле;

– контроль за сроками устранения обстоятельств, препятствующих возбуждению (рассмотрению) гражданского дела и послуживших основанием для оставления заявления без движения, приостановления производства по делу, со своевременным докладом об этом судье;

– выполнение по поручению судьи всех необходимых действий для подготовки дела к судебному разбирательству, в том числе направление заявления с пакетом документов заинтересованным лицам (ответчикам), а также участие по поручению судьи в разрешении вопросов, связанных с назначением дела к рассмотрению;

– контроль получения адресатами почтовых отправлений с судебными актами (судебными повестками), доклад судье о возврате указанных почтовых отправлений без вручения адресату, подготовка по поручению судьи проектов запросов в соответствующие органы для установления местонахождения лица, участвующего в деле;

– проверку поступивших частной жалобы, представления прокурора на определение мирового судьи на соответствие требованиям ст. 332–333 ГПК РФ;

– доклад судье устного (письменного) заключения по проверенной частной жалобе, представлению с предложением о вынесении одного из определений, указанных в ст. 334 ГПК РФ;

– выполнение иных поручений судьи, связанных с рассмотрением гражданского дела в первой инстанции.

Следует заметить, что процессуальный статус помощника судьи до настоящего времени не определен ни в УПК РФ, ни в ГПК РФ. Свои полномочия он осуществляет на основании должностной инструкции и Типовых должностных регламентов помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда, утвержденных приказом Судебного департамента от 6 декабря 2010 г. № 272.

Администратор районного суда в штат суда не включается. Он назначается на должность и освобождается от должности начальником управления (отдела) Судебного департамента соответствующего субъекта РФ по представлению председателя районного суда и выполняет его распоряжения.

Администратор районного суда призван освободить председателя суда от выполнения функций, не связанных непосредственно с осуществлением правосудия. Основная обязанность администратора суда – обеспечить организацию деятельности районного суда. С этой целью он взаимодействует с адвокатурой и правоохранительными органами, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива, материально-техническое и социальное обеспечение судей и работников аппарата суда, организует охрану зданий и помещений районного суда, осуществляет другие полномочия.

В районных судах, имеющих большой объем судебной работы, предусматривается должность консультанта. Консультант районного суда ведет прием граждан, осуществляет справочную работу по законодательству и судебной практике, следит за текущими изменениями действующих законов, доводит эти изменения до сведения судей, участвует в повышении квалификации других сотрудников аппарата суда.

Заведующий канцелярией районного суда (в районном суде может быть одна канцелярия, а в многосоставном суде – две: канцелярия по гражданским делам и канцелярия по уголовным делам, или отдел делопроизводства) организует делопроизводство в районном суде, распределяет работу между сотрудниками канцелярии и контролирует ее выполнение, оформляет служебную переписку суда с вышестоящими судебными и другими правоохранительными органами, ведет книгу приказов и распоряжений по районному суду (см. Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденную приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36).

Секретарь районного суда осуществляет делопроизводство по судебным делам, подлежащим рассмотрению в суде, ведет соответствующие журналы и учетно-статистические карточки, отражающие движение дела и принятые но нему решения, обеспечивает хранение вещественных доказательств, выполняет иные полномочия.

Секретари судебных заседаний ведут протоколы судебных заседаний при рассмотрении конкретных дел во время судебного разбирательства. Кроме того, они обеспечивают техническую подготовку судебного заседания, осуществляют вызов в судебное заседание участвующих в деле лиц (прокурора, адвоката, подсудимого, потерпевшего, эксперта, переводчика, свидетелей), проверяют их явку в суд, выполняют иные поручения судьи.

Обеспечение установленного порядка деятельности районного суда возлагается на ФССП России, находящуюся в ведении Минюста России, в лице ее судебных приставов. В обязанности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности суда, в частности, входит обеспечение безопасности судей, участников судебного процесса и свидетелей, обеспечение охраны зданий суда, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, поддержание общественного порядка в судебных помещениях. Во время судебного заседания судебный пристав выполняет распоряжения председательствующего, обеспечивает должный порядок в зале судебного заседания. Он также исполняет решение суда о применении к подсудимому и иным лицам предусмотренных законом мер процессуального принуждения (привод лиц, уклоняющихся от явки в суд, задержание правонарушителей с последующей передачей их органам полиции и др.) (ст. 11 Закона о судебных приставах).

суд конституционный арбитражный

В различных странах, в том числе в России, действует множество различных юридических органов: органы расследования, прокуратура, адвокатура, нотариат и др. Некоторые из них могут быть только государственными (например, прокуратура), другие имеют и государственный и частный характер (государственные и частные нотариусы). Адвокатура представляет собой самоуправляющуюся общественную организацию. Особое место среди юридических органов занимает суд, есть общественные товарищеские суды, третейские суды, церковные дела рассматривает в качестве суда Священный синод. Однако главную роль в обществе играют государственные суды, представляющие особую ветвь государственной власти -- судебную власть. Остальные юридические учреждения и юристы такой властью не обладают. Они либо в той или иной форме сотрудничают с судами, либо входят в подчиненный им аппарат (секретари судебных заседаний, канцелярия суда и др.).

Судебная власть существенно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), как это делает парламент (исключением являются лишь прецеденты в странах англосаксонского права), он не занимается исполнительной деятельностью. Власть суда имеет конкретный характер. Действуя в особой процессуальной форме (ее значение подчеркивается тем, что нарушение формы процесса может повлечь за собой отмену решения суда, которое в принципе правильно по существу), суд рассматривает и решает конкретные дела: уголовные, в которых он оценивает доказательства совершения преступления и выносит приговор; гражданские, в которых решает имущественный или иной спор между сторонами (физическими и юридическими лицами); административные (как правило? споры между гражданами и органами управления); трудовые (споры между работодателями и работниками) и др. Принимая решения по таким делам, суд разрешает конфликты в обществе, используя государственную власть. Он осуществляет правосудие, обеспечивает господство права, принимая решения в соответствии с законом и внутренним убеждением, сложившимся у судьи, судебной коллегии в процессе рассмотрения дела.

Государственная судебная власть принадлежит не судебному учреждению как таковому, включающему штатный персонал судей, секретарей, работников канцелярии (а в некоторых зарубежных странах -- судебных следователей (следственных судей) и прокуроров). Она осуществляется также не судебным органом в целом (например, районный суд), а судебным присутствием, судебным заседанием. Она осуществляется единолично судьей (при рассмотрении незначительных правонарушений) или судебной коллегией, но обязательно действующими в судебном процессе, в форме особой процедуры. Коллегия может состоять из профессиональных судей (не менее трех) либо одного или нескольких судей и определенного числа народных (обычно -- двух) или присяжных заседателей (от 5--6 до 24 в разных странах). Гражданские иски рассматриваются обычно коллегией профессиональных судей (мелкие иски -- одним судьей), хотя в некоторых штатах США и в гражданских делах участвуют присяжные заседатели. Народные или присяжные заседатели всегда входят в состав суда при рассмотрении существенных уголовных дел, а при рассмотрении дел, влекущих суровое наказание, участвует более широкий состав присяжных (во Франции -- три судьи и девять заседателей, в США -- один судья и в некоторых штатах по 24 присяжных). Народные заседатели (в ряде стран -- заседатели) имеют одинаковые права с судьей, участвуя в постановлении решения, определении наказания. Присяжные в англосаксонских странах принимают лишь решение о виновности (невиновности) и о смягчающих вину обстоятельствах (в некоторых странах), а наказание назначает судья. Он же принимает решение и по гражданскому иску, если дело рассматривается с участием присяжных заседателей (США, Швеция и др.). Такова же разница в положении народных и присяжных заседателей в России.

Положение и роль суда в обществе. Положение суда в обществе весьма противоречиво. С одной стороны, суд, участвуя в управлении обществом и государством, обладает широкими полномочиями, которых лишена и законодательная, и исполнительная власть. Принимая решение, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни, отобрать у физического или юридического лица имущество (конфискация), закрыть газету, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить принятое решение и возместить лицу или организации ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц, лишить родителей родительских прав и т.д. С другой стороны, это сравнительно слабая власть. Она не опирается непосредственно на поддержку граждан-избирателей, как законодательная власть, не имеет таких силовых механизмов, как исполнительная власть (роль судебных приставов не так велика, к тому же последние -- это аппарат не судов, а Министерства юстиции). Сила судебной власти коренится в уважении суда гражданами и должностными лицами, в непререкаемости судебных решений, их неуклонном исполнении.

Противоречиво положение суда и в политическом аспекте. В отличие от законодательной и исполнительной власти, непосредственно участвующих в политике (партийные фракции в парламенте, партийное правительство), при осуществлении судебной власти политическое давление должно быть исключено. Суд не должен руководствоваться политическими или иными мотивами при рассмотрении конкретного дела. В то же время суд -- часть общества, и государственная политика не может не оказывать на него влияние. Особенно это относится к высшим и конституционным судам. Некоторые решения Конституционного Суда РФ (например, о Чечне, о компартии, об отношениях Федерации и ее субъектов и др.) приняты не без влияния политических мотивов.

Противоречиво положение суда и с точки зрения его роли в обществе. С одной стороны, суд, выполняя прежде всего охранительную функцию, по своим качествам, кадровому составу и положению в государственном механизме имеет консервативную природу, характеризуется высокой степенью бюрократизма. С другой стороны, суд защищает права индивида от произвола государства и давления «большинства», отстаивает законные интересы «меньшинства», оберегая тем самым свободу личности.

Своими решениями суд поддерживает и укрепляет существующий порядок, легитимность государственного управления, содействуя тем самым его большему контролю над обществом. Будучи же органом государства, он может противопоставить себя ему и его учреждениям, когда они выходят за пределы законов, норм, созданных ими же. Тем самым суд ограничивает государство, содействуя развитию демократических начал.

Решая споры, поддерживая социальные нормы в обществе, заставляя добросовестно выполнять контракты, взыскивая долги и налоги, запрещая недобросовестную конкуренцию, пресекая монополистическую практику, наказывая разного рода мошенничество, суды укрепляют экономическую стабильность в обществе. Они поддерживают политическую стабильность, наказывая участников путчей и заговоров, объявляя незаконными террористические организации, партии, цели которых противоречат конституционному строю.

Суд играет значительную идеологическую роль, воспитывает у граждан уважение к закону, принятым в обществе стандартам поведения.

Все эти задачи суд может выполнять только в условиях его правильной ориентации, соответствия принципов его деятельности общечеловеческим ценностям. Напротив, извращенные формы суда (например, чрезвычайные суды, действующие как органы прямого подавления), неправосудные решения оказывают деструктивное влияние на общество.

Судебная ветвь власти имеет свои органы судейского самоуправления (в России -- съезды судей, советы судей, избранные квалификационные коллегии судей. На рисунке 1.1 представлена организационная структура судебной системы РФ.

Рисунок 1.1 Организационная структура судебной системы РФ

Наряду с единством характерной чертой судебной системы Российской Федерации является ее внутренняя дифференциация.

Структура судебной системы РФ отличается сложностью. Суды можно классифицировать по различным основаниям. Так, в судебную систему Российской Федерации входят федеральные суды и суды субъектов РФ (ст.4 ФКЗ «О судебной системе»). К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

Дисциплинарное судебное присутствие.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,

мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

В зависимости от предметной компетенции традиционно выделяют три подсистемы (ветви) судебной системы: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции (территориальные и военные); 3) арбитражные суды. Полагаем, что образование нового федерального суда - Дисциплинарного судебного присутствия положило начало существованию четвертой ветви судебной системы.

Судебная система Российской Федерации строится с учетом иерархии. Судебная иерархия означает, что вышестоящий суд может проверять законность, обоснованность и справедливость решений нижестоящих судов. Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право осуществлять в предусмотренных федеральным законом формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов.

Расмотрим подробнее структуру и функции судебной системы.

Районные суды -- это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Каждый из таковых является вышестоящим судебным органом для мировых судей. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.

В районных судах нет Президиума суда, судебных коллегий и Научно-консультативного совета. В их состав входят председатель суда, члены суда и аппарата суда. В составе крупного районного суда могут быть должности заместителей председателя суда. Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями председателя суда Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов.-- М.: ИНФРА-М, 2004. - 450 с..

Районный суд образуются в районе, городе, кроме городов районного подчинения, районе города. Президиум Верховного Совета РФ по представлению министра юстиции может образовать один районный суд на район и город, или на район и города расположенные на территории этого района. Судьи избираются гражданами района, города, района в городе на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства, военнослужащих - по воинским частям, открытым голосованием сроком на два с половиной года Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1981, № 28. ст. 976..

Состав суда:

1. Председатель районного, городского, межмуниципального суда, руководит работой суда, распределяет обязанности, ведет личный прием граждан, составляет отчеты в государственные органы.

2. Народные судьи - лица наделенные полномочиями осуществлять правосудие профессионально. Количество судей для каждого суда устанавливается правовыми актами органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.

3. Консультант суда - ведет справочную работу суда, отслеживает изменения и дополнения в законодательстве и оповещает о них судей.

4. Секретари судебных заседаний прикреплены к конкретным судьям и ведут и оформляют протокол судебного заседания, проверяют явку в суд.

5. Канцелярия - в крупных судах предусмотрено две канцелярии, по гражданским и уголовным делам. Канцелярия ведет делопроизводство по учету и распределению корреспонденции, направляет копии документов, предоставляет для ознакомления уголовные дела участникам процесса, подготавливает дела для сдачи в архив.

6. Архивариус - хранит судебные дела, по которым вступили в силу судебные решения, выдает необходимые справки и копии документов, уничтожает дела по истечению определенного срока Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебное пособие / Под ред. В.К.Боброва. - М.: МЮИ МВД России. 1999. - С. 167..

Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или автономного округа.

Председатель районного суда:

1) председательствует в судебных заседаниях и соответственно осуществляет процессуальные полномочия, установленные УПК и ГПК;

2) организует работу суда;

3) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

4) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, -- между судьями;

5) назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;

6) ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

7) руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;

8) вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, обстоятельств, способствовавших совершению правонарушений;

9) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

10) утверждает должностные инструкции работников аппарата суда;

11) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

12) организует работу по повышению квалификации судей;

13) организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства;

14) высказывает свое мнение начальнику управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ о возможности перераспределении образовавшиеся в районном суде вакансий на должности судей (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации») Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации» № 182129-3 (ред., подготовленная ГД ФС РФ ко II чтению 18.06.2003) // СПС Консультант Плюс.;

15) готовит для начальника управления (отдела) Судебного департамента при Верховном суде РФ представление о назначении на должность администратора возглавляемого им суда (ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации»);

16) определяет состав комиссии, которой производится уничтожение вещественных доказательств согласно приговору (определению, постановлению) суда;

17) возлагает на лицо обязанность по учету и хранению вещественных доказательств, которые хранятся в суде отдельно от дела;

18) дает указание не реже одного раза в квартал проверять правильность ведения журнала учета вещественных доказательств, соответствие записей фактическому наличию вещей, своевременность и правильность исполнения решения суда в отношении вещественных доказательств;

19) дает распоряжение направить судебное дело органу, которому законом предоставлено право истребования дела, по письменному его требованию;

20) осуществляет контроль над обращением к исполнению приговоров, решений, определений, судебных приказов и постановлений суда;

21) до обращения приговора к исполнению предоставляет по просьбе близких родственников, родственников осужденного, содержащегося под стражей, возможность свидания с ним (ст. 395 УПК) Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I), ст. 4921.;

22) осуществляет иные полномочия Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебное пособие / Под ред. В.К.Боброва. - М.: МЮИ МВД России. 1999. - С. 167..

Председательствуя в судебном заседании председатель районного суда (как впрочем и любого иного суда) наделяется целым комплексом прав и обязанностей. Продемонстрируем это утверждение на примере прав председательствующего в судебном заседании первой инстанции по уголовным делам.

Каждый судья (не председатель суда) обладает уголовно-процессуальными и гражданско-процессуальными правами и обязанностями. Рассматривая дело единолично, он обладает как статусом суда, так и статусом председательствующего в судебном заседании. Когда же он является членом состава суда - не председательствующим, его правовой статус несколько иной. Будучи членом суда, рассматривающим в первой инстанции уголовное дело, он, к примеру, вправе:

1) после допроса, осуществленного сторонами допрашивать подсудимого, свидетеля, эксперта и специалиста;

2) присутствовать в совещательной комнате при постановлении приговора;

5) изложить особое мнение в совещательной комнате в письменном виде.

На судью, кроме того, законом возложены и обязанности.

1) не разглашать суждения, имевшие место при обсуждении и постановлении приговора;

3) написать приговор от руки или изготовить его с помощью технических средств, если ему это поручено;

4) подписать приговор;

5) удостоверить своей подписью имеющиеся в приговоре оговорки по поводу внесенных исправлений;

6) выслушать провозглашаемый приговор стоя.

Раньше такими же правами обладали народные заседатели. Институт народных заседателей ликвидирован. В настоящее время в районном суде не могут рассматриваться дела с участием народных заседателей Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов.-- М.: ИНФРА-М, 2004. - 450 с..

Аппарат районного суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Помимо обеспечения осуществления правосудия он занимается обобщением судебной практики, анализом судебной статистики, систематизацией законодательства и выполнением других функций суда. Указанные виды деятельности аппарат районного суда осуществляет под контролем председателя районного суда Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебное пособие / Под ред. В.К.Боброва. - М.: МЮИ МВД России. 1999. - С. 167..

Рассмотрев структуру и состав районных судов, мы считаем необходимым, изучить организационные основы их деятельности. Этому посвящен следующий раздел данного исследования.