Организация административно-общественного контроля за охраной труда. Административно-общественный контроль за состоянием охраны труда в медицинской организации - охрана труда в медицинских организациях - каталог статей - управление здравоохранением Госуда

Общественный контроль . В соответствии с положением о правах ФЗМК контроль за выполнением администрацией предприятий законодательства по охране труда осуществляет фабрично-заводской местный комитет профсоюза. В помощь ФЗМК и цеховому комитету профсоюза в осуществлении контроля за соблюдением правил и норм по технике безопасности и производственной санитарии на каждом предприятии и в цехе создается комиссия по охране труда и выбираются общественные инспектора по охране труда.

Комиссии по охране труда организуются при фабрично-заводском местном и цеховом комитетах в количестве от 3 до 21 человека (в зависимости от численности рабочих на предприятии). Комиссию по охране труда возглавляет член фабрично-заводского местного комитета, а в цехе - член цехового комитета профсоюза. Председатель этой комиссии одновременно является старшим общественным инспектором.

Эти комиссии участвуют в разработке планов и мероприятий по охране труда на предприятии; контролируют выполнение администрацией предприятия законов по охране труда; проверяют правильность использования денежных средств, отпущенных на охрану труда; изучают причины несчастных случаев и т. д.

Общественные инспектора по охране труда, выбираемые в профгруппах, повседневно контролируют выполнение на предприятии законов по охране труда, своевременное обеспечение спецодеждой, спецобувью, индивидуальными защитными средствами, доброкачественной питьевой водой, спецпитанием.

Административно-общественный контроль . В борьбе за снижение производственного травматизма, общих и профессиональных заболеваний на производстве важное место принадлежит регулярному проведению на предприятиях и в организациях административно-общественного контроля за состоянием охраны труда, который осуществляется администрацией совместно с профсоюзной организацией.

Руководитель предприятия совместно с председателем ФЗМК один раз в полугодие проверяют, а затем рассматривают вопросы охраны труда и культуры производства с руководителями цехов и профсоюзным активом (членами комиссий и общественными инспекторами по охране труда) с обсуждением состояния техники безопасности и заболеваемости на предприятии, хода выполнения планов мероприятий по охране труда и обмена опытом работы в этой области; регулярно заслушивают отчеты начальников цехов о выполнении мероприятий, приказов и предписаний технической и санитарной инспекции и служб охраны труда; разбирают причины происшедших несчастных случаев и разрабатывают конкретные меры к недопущению их в дальнейшем.

Руководитель предприятия и председатель ФЗМК (III ступень контроля) один раз в месяц лично с участием инженера ПТО (производственно-технических отделов), главного механика, главного энергетика и службы охраны труда проверяют состояние охраны груда и культуры производства не менее чем в двух-трех цехах. Результаты проверки обсуждают на совещании инженерно-технических работников и профактива и разрабатывают дополнительные мероприятия по устранению отмеченных недостатков и дальнейшему улучшению условий труда. Не реже одного раза в год проводят общественные смотры состояния охраны труда и культуры производства во всех цехах предприятия и ежеквартально подводят итоги выполнения обязательств бригад, участков, цехов, борющихся за работу без травм. Широко популяризируют ход выполнения принятых обязательств через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации.

Начальники цехов, участков и председатели цеховых профсоюзных комитетов (II ступень контроля) один раз в неделю тщательно проверяют состояние охраны труда и культуры производства в цехе. Выявленные в ходе проверки недостатки устраняют сразу или записывают в специальные журналы (книжку мастера), устанавливая сроки и ответственных лиц за их выполнение; оказывают помощь мастерам в своевременном устранении отмеченных недостатков по охране труда; проводят обсуждение каждого несчастного случая на рабочих собраниях с целью доведения его причин до рабочих и недопущения подобных случаев в дальнейшем.

Мастер (начальник смены) совместно с общественным инспектором по труду (I ступень контроля) и дежурным по охране труда за 15...20 мин до начала смены проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента и выявляют отклонения от правил техники безопасности. О недостатках, которые не могут быть сразу устранены, мастер докладывает начальнику цеха, участка, смены.

В течение рабочего дня мастер проводит контроль за соблюдением технологической дисциплины и за технической исправностью оборудования и приспособлений; осуществляет надзор за выполнением рабочими безопасных приемов труда, а также за использованием ими во время работы спецодежды и индивидуальных средств защиты (касок, защитных очков, противошумных наушников).

Мастер проводит инструктаж в процессе работы с нарушителями правил и инструкций по технике безопасности. К лицам, систематически нарушающим безопасные приемы труда, применяют меры воздействия, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка (письменные предупреждения, взыскания, перевод на нижеоплачиваемую работу). Письменные предупреждения мастер заносит в специальные журналы (книжку мастера) и знакомит с ними под расписку нарушителей.

Самоконтроль по охране труда заключается в том, что каждый рабочий цеха, участка по графику, разработанному мастером, назначается в течение рабочей смены дежурным по охране труда, в обязанности которого входит контроль за выполнением рабочими цеха или участка безопасных приемов труда. Рабочий, будучи дежурным, в первую очередь сам следит за соблюдением безопасности труда своими товарищами. Дежурный по охране труда на левой руке носит специальную повязку с буквами ДОТ.

Административно-общественный контроль является одной из форм контроля за состоянием условий и безопасности труда на рабочих мес­тах» производственных участках, в цехах, отделах и лабораториях, а также соблюдением службами, должностными лицами и работающими тре­бований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативных документов по охране труда.

Административно-общественный контроль проводится администраци­ей предприятия совместно с профсоюзной организацией.

Административно-общественный контроль не исключает проведения контроля по охране труда руководителями, специалистами и инженерно-техническими работниками предприятия в соответствии с их должностны­ми обязанностями, а также общественного контроля.

Административно-общественный контроль по охране труда может иметь трехступенчатую форму.

На первой ступени - на участке цеха, в смене или бригаде.

На второй ступени - в цехе, в отделе, в лаборатории предприя­тия.

На третьей ступени - на предприятии в целом.

Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответ­ствующего участка (мастером, начальником участка, начальником сме­ны) и общественным инспектором по охране труда в начале смены, а при работах с повышенной опасностью и в течение смены,

Результаты проверки записываются в журнале первой ступени, где по выявленным нарушениям и недостаткам указываются необходимые ме­роприятия и сроки их выполнения. Результаты проверки доводятся до сведения трудового коллектива участка (бригады).

Вторая ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой начальником цеха (отдела, лаборатории) и старшим общественным инспе­ктором по охране труда не реже двух раз в месяц.

В состав комиссии входят руководители (представители) техничес­ких служб цеха, инженер отдела охраны труда и цеховой врач.

Результаты проверок записываются в журнал второй ступени контро­ля с указанием исполнителей устранения выявленных недостатков» а так­же сроки их выполнения. Контроль за выполнением выявленных недостат­ков осуществляется инженером отдела охраны труда (куратором цеха) и старшим общественным инспектором по охране труда цеха.

Результаты проверок доводятся до сведения всех работающих в це­хе.

Третья ступень административно-общественного контроля проводит­ся комиссией, возглавляемой руководителем предприятия или главным ин­женером и председателем профсоюзного комитета всего предприятия не реже одного раза в квартал.

В состав комиссии входят заместитель главного инженера по охра­не труда (начальник отдела охраны труда), председатель комиссии ох­раны труда профсоюзного комитета предприятия, руководители техничес­ких служб (главные специалисты) и главный врач заводской поликлиники.

При необходимости комиссия третьей ступени может быть разделена на ряд подкомиссий под руководством главных специалистов или замес­тителей главного инженера для проведения проверок по отдельным объектам предприятия.

Результаты проверок оформляются актами и обсуждаются на сове­щаниях у руководителя предприятия с участием профсоюзного актива, По итогам проверок выпускаются приказы по предприятию.

Трёхступенчатый административно- общественный контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля администрации и профсоюзного комитета образовательного учреждения за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, а также соблюдение всеми должностными лицами, работниками требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций по охране труда. Административно-общественный контроль имеет трёхступенчатую структуру.


Задачей административно- общественного контроля за состоянием охраны труда в образовательном учреждении является постоянное повышение уровня безопасности проведения образовательного и воспитательного процессов, направленных на исключение случаев травматизма как среди работающих, так и обучающихся (воспитанников)




На первой ступени трёхступенчатого контроля проверяется: выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой; технически исправное состояние и правильность организации рабочих мест, учебных кабинетов, спортивных площадок, их санитарно-гигиеническое состояние и соответствие требуемым нормам; состояние проходов, проездов, аварийных выходов; исправность и безопасность технологического оборудования и инвентаря; соблюдение работниками и обучающимися (воспитанниками) правил общей, пожарной и электробезопасности в процессе учебной и внеклассной деятельности; исправность приточной и вытяжной вентиляции, системы отопления, водойснабжения, освещения и энергообеспечения; наличие и соблюдение работниками и обучающимися (воспитанниками) инструкций по охране труда и технике безопасности; наличие и правильность использования работниками и обучающимися средств индивидуальной защиты и спецодежды.


При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал общественно-административного контроля с указанием сроков исполнения (см. Приложение).


На второй ступени трёхступенчатого контроля проверяется: организация и результаты работы первой ступени контроля; выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступени контроля; выполнение приказов и распоряжений руководителя образовательного учреждения и решений профсоюзного комитета, предложений уполномоченных по охране труда; выполнение мероприятий по предписаниям и указания органов надзора и контроля; выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев; исправность и соответствие производственного оборудования и инвентаря требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно- технической документации по охране труда; соблюдение работниками и обучающимися правил электробезопасности, пожарной и общей безопасности; соблюдение графиков профилактического осмотра и ремонта производственного и учебного оборудования, вентиляционных систем отопления, водой и энергоснабжения;


Состояние основных и аварийных выходов, подходов и подъездов к зданиям; состояние уголков по охране труда, уголков безопасности, наличие и состояние плакатов по охране труда, технике безопасности, сигнальных цветов и знаков безопасности; наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов; своевременность и качество проведения инструктажей по охране труда с работниками и по технике безопасности с обучающимися (воспитанниками); наличие и правильность использования работниками, обучающимися средств индивидуальной защиты, спецодежды; санитарно-гигиеническое состояние учебных кабинетов, помещений и устройств, укомплектованность их санитарным инвентарём; соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой и учебной дисциплины.


Результаты проверки записываются в журнале административно-общественного контроля и сообщаются руководителю образовательного учреждения. В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда санитарно-гигиенических норм и требований, которые могут причинить ущерб здоровью работников и обучающихся (воспитанников) или привести к аварии, воспитательно-образовательный процесс приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.


На третьей ступени трёхступенчатого контроля проверяется: организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля; выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени контроля; выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов руководителя образовательного учреждения и решений профсоюзного комитета по вопросам охраны труда; выполнение мероприятий, предусмотренных планами, коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами; выполнение мероприятий по материалам несчастных случаев и аварий; техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающих к ним территорий, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, спортивных площадок и территории учебно-опытного участка;


Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции системы освещения, отопления, энерго и водойобеспечения; обеспеченность работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты; состояние уголка охраны труда; состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление; организация и качество проведения обучения и инструктажа по охране труда с работниками и по технике безопасности с обучающимися (воспитанниками); подготовленность персонала к работе в аварийных условиях; соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой и учебной дисциплины.


На основании результатов анализа проводят проверку состояния замечаний, отмеченных в журнале учёта проведения административно-общественного контроля первой и второй ступеней. На совещаниях у руководителя образовательного учреждения с участием профсоюзного актива заслушивают ответственных лиц за выполнение Соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний. Проводят анализ происшедших несчастных случаев в образовательном учреждении.


При проведении совещания, выявленные недостатки оформляются в журнале административно-общественного контроля с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. На основании проверки и обсуждения опросов по охране труда руководителем образовательного учреждения издаётся приказ.


УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ- СОШ 134 _____________О.И.Ковалёва Приказ ____ от «01»сентября 2013 г. Г Р А Ф И К административно-общественного контроля (II, III ступень) на учебный год п/п Ф. И. О. проверяющего Должность проверяющего Сроки контроля 1Потапова Т.Д.Зам. директора по АХЧ, ответственный за охрану труда в учреждении регулярно 2Ткачук М.И.Зам. директора по УВР, член комиссии по ОТ Сентябрь, ноябрь, январь, май, август 3Сидорова Н.П.Уполномоченный по ОТНоябрь, декабрь, март, Май, август 4Тарасова Л.И.Председатель профкома Декабрь, август 5Ковалёва О.И.Директор Декабрь, август


В масштабах одного предприятия административный контроль за состоянием охраны труда осуществляют:

  • · Руководитель предприятия;
  • · Главные специалисты;
  • · Другие лица, приказом работодателя наделены административными полномочиями. Ведомственный контроль за соблюдением действующего законодательства о труде, а также норм и правил по охране труда осуществляют службы охраны труда вышестоящих организаций, а также их отраслевые специалисты. Ответственность с установленным порядком проверки состояния охраны труда в подчиненных учреждениях, замечания и их предложения по созданию здоровых и безопасных условий труда и предотвращения пожаров являются обязательными для выполнения руководителями и специалистами предприятий. При осуществлении ведомственного контроля проверяют выполнение планов работы по охране труда на предприятии, использование выделенных на охрану труда средств, разработку проектной документации, выполнение в обязанностей по охране труда служебными лицами и другими вопросами.

Регламентированные проверки состояния охраны труда в низовых звеньях осуществляются путем внедрения оперативного контроля

Целью оперативного контроля является улучшение организации работы по охране труда, усиление внимания к безопасности труда со стороны руководителя предприятия, главных специалистов, руководителей структурных подразделений и профсоюзных организаций, повышения их личной ответственности за решение текущих и перспективных вопросов охраны труда на предприятиях.

Положение об оперативном контроле состоит из определенных этапов - ступеней контроля. Каждая ступень контроля осуществляют конкретные лица в соответствии с существующим Положением:

  • · Первая ступень оперативного контроля проводит заведующий (мастер, бригадир) вместе с общественным инспектором ежедневно перед началом смены и во время работы О допущенные нарушения я делается запись в специальный журнал и докладывается высшем руководителю;
  • · Вторая ступень оперативного контроля осуществляют главные специалисты, начальники участков вместе с представителем профсоюза раз в 7-10 дней. Замеченные недостатки записывают в журнал второй ступени;
  • · Оперативный контроль третьей степени один раз в месяц проводит комиссия, в состав которой входят руководитель предприятия, председатель профсоюзов, инженер по охране труда, главные специалисты. Результаты проверки состояния охраны труда третьей степени оформляют протоколом;
  • · Оперативный контроль четвертой степени проводится на совещаниях, на которых принимаются решения об устранении выявленных недостатков с целью предотвращения производственного травматизма и профессиональных заболеваний

Общественный контроль в сфере ОТ — это система надзорных мероприятий, которые осуществляются с целью создания и поддержания безопасных для здоровья условий работы и проводятся как различными ведомствами, так и представителями органов общественного контроля.

Разберемся, как действует второй алгоритм.

Законодательная база

Нормативное регулирование вопросов, связанных с контролем силами общественности имеющихся условий работы сотрудника, осуществляется прежде всего трудовым законодательством. Так, ст. 353 ТК РФ устанавливает, что надзор за безопасностью труда является полномочием федеральных органов государственной власти. А вот Постановление Правительства РФ от 26.08.1995 № 843 называет в качестве одного из инструментов, подлежащих использованию, создание и укрепление подразделения по ОТ. Эти подразделения являются ответственными за такие процессы:

  • анализ условий ОТ на предприятии;
  • причины травм и профзаболеваний;
  • расследование несчастных случаев и др.

Положения об уполномоченных по охране труда в организации содержатся в ст. 370 ТК РФ. Дополнительные требования в части деятельности по такому виду надзора определены Постановлением Минтруда РФ от 08.04.1994 № 30. Оно дает рекомендации учреждениям выполнять обязанность по общественному ведомственному надзору за безопасностью труда на местах работы силами соответствующих уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ. Документ дает организациям возможность принимать локальные положения по уполномоченным с учетом специфики в направлениях деятельности. Предприятия также оформляют журнал административно-общественного контроля по охране труда, в котором фиксируются проведенные мероприятия, выявленные нарушения и результат их устранения.

Кто и для чего проводит

Цель мероприятий — обеспечить безопасное производство по техническим, санитарным и организационным направлениям. Решаются и вопросы реабилитационных, социальных мероприятий, в том числе их экономические аспекты. В итоге должно быть достигнуто полное соответствие реальных условий производства действующим нормам.

Общественный контроль за охраной труда осуществляют:

  • профсоюзный орган;
  • специальные комиссии;
  • уполномоченные работники.

Это значит, что средством управления системой безопасного труда являются сами сотрудники организации через профсоюзы (в лице специально уполномоченных органов, работников).

Общественное наблюдение силами работников подразумевает наличие у них ряда функциональных обязанностей и связанных с ними прав.

Профсоюз

Права профсоюза при осуществлении общественного контроля широкие и заключаются в:

  • контроле за соблюдением нанимателем действующих нормативных актов в сфере ОТ;
  • участии в исследовании фактов несчастных случаев на предприятии;
  • получении сведений от руководства о том, в каком состоянии находится система ОТ в организации;
  • возможности требовать остановить работу при наличии угрозы жизни и здоровью сотрудников;
  • возможности выдать нанимателю представлений по устранению имеющихся нарушений по ОТ;
  • возможности проверить состояние условий ОТ, оговоренных в колдоговоре;
  • участии в разработке и согласовании локальных актов учреждения в сфере охраны труда;
  • обращении с требованием привлечь к ответственности виновников нарушений требований по ОТ в необходимые органы;
  • участии в расследовании ситуаций, связанных с трудовыми спорами сотрудников по нарушениям положений по ОТ.

Специальная комиссия

Основная задача — контролировать безопасность процессов на производстве. Для ее решения вправе:

  • изучать и вводить в действие лучшие практики по созданию оптимальных условий работы;
  • вместе с руководством организации вырабатывать обучающие материалы по ОТ;
  • помогать работе подразделения по ОТ;
  • помогать при инструктажах и проверке знаний;
  • доводить до работников информацию по безопасности процессов на работе;
  • определять нарушения на рабочем месте, участвовать в исследовании причин ЧС;
  • принимать и рассматривать обращения сотрудников по нарушениям условий труда.

Уполномоченный

По каким направлениям может работать уполномоченный?

Задачи заключаются:

  • в помощи в организации безопасных условий работы;
  • наблюдении за состоянием безопасности труда в организации;
  • защите интересов работников в процессе рассмотрения споров о труде;
  • надзоре за соблюдением сотрудниками норм по безопасному труду;
  • организации правильности использования приспособлений по защите работников (СИЗ, коллективные средства);
  • участии в функционировании комиссий по проверке состояния зданий, оборудования;
  • участии в выработке мероприятий по недопущению несчастных случаев;
  • предоставлении сведений работникам о нарушении требований к безопасности.

Таким образом, функции общественников сводятся к выполнению работ по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом.

В конкретном структурном подразделении можно избирать несколько уполномоченных. В целом число, алгоритм избрания, срок исполнения обязанностей предусматриваются в коллективном договоре или в другом решении, выработанном вместе с нанимателем.

Выбор уполномоченных лиц происходит по инициативе профсоюза:

  • в отдельно взятом подразделении;
  • на предприятии в целом.
  • избирать уполномоченных по охране труда на собрании всего коллектива на период не меньше 2 лет;
  • можно привлекать специалистов других организаций (в данном случае необходимо согласие работодателя);
  • не следует рассматривать кандидатуры сотрудников, которые одновременно отвечают за охрану труда организации.

Уполномоченные часто являются членами комиссии по охране труда. Такие сотрудники взаимодействуют с работодателем, профсоюзом, специалистом по охране труда, органами госнадзора.

Порядок и периодичность общественного надзора:

  • ежедневно руководителем на рабочем месте;
  • ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
  • ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.

Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР.

Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:

  • изучить условия работы;
  • установить причины травматизма;
  • расследовать происшествия;
  • организовать обучение;
  • оценить состояние рабочих мест.

В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.

Избранные уполномоченные регулярно предоставляют отчет на общем собрании предприятия. Их можно отозвать до окончания срока полномочий решением того же органа, которым они избраны.

Причинами отзыва становятся:

  • неисполнение функционала;
  • отсутствие требовательности при защите интересов и прав сотрудников.

Таким образом, осуществление мероприятий по соблюдению прав и законных интересов сотрудников в сфере охраны труда происходит при участии органов профсоюза, уполномоченных сотрудников, которые имеют право формировать для выполнения своих целей собственные инспекции.

Мероприятия осуществляются на регулярной основе с применением обширного перечня прав и полномочий по такому надзору, в том числе положений, содержащих нормы, связанные с трудовым правом.