Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил. Производственный контроль на предприятии. Журналы учета получения и расходования дезинфицирующих средств и проведения дезинфекционных работ на объекте

Для чего необходим производственный контроль на предприятии?

Кто несет ответственность за его проведение?

Как составить программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий?

Согласно п. 5(б) Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062, одним из документов, необходимых для получения лицензии на право ведения деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, является санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ) о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, которые планируется использовать для работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.

Чтобы подтвердить перечень необходимых документов для получения СЭЗ, в территориальное отделение Роспотребнадзора, а именно в подведомственную организацию — ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», направляют официальное письмо с просьбой перечислить необходимые документы. Одним из таких документов может оказаться Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

К сведению

Как показывает практика, Роспотребнадзор не всегда запрашивает данную программу для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения, но в любом случае она необходима на предприятии, осуществляющем хозяйственную или иную деятельность.

Перечень документов для получения экспертного заключения:

1. Копия свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ.

2. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица.

3. Сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

4. Копия устава ООО.

5. Пояснительная записка, характеризующая деятельность предприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности, содержащая следующую информацию:

5.1. Общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице, планирующем осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности.

5.2. Сведения о хозяйственной и иной деятельности, сопряженной с осуществлением деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.

5.3. Документы, подтверждающие право собственности и/или аренды зданий, сооружений, строений, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности.

5.4. Сведения об отходах, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению которых планируется осуществлять, представленные в полном объеме (наименование, код по ФККО, класс опасности для ОПС, опасные свойства отхода, происхождение, агрегатное состояние, компонентный состав, количество, лимиты накопления промышленных отходов, намечаемый вид деятельности, места конечного размещения).

5.5. Картографический материал размещения объекта хозяйственной и иной деятельности, карта-схема мест размещения отходов на промплощадке предприятия.

5.6. Копии положительного санитарно-эпидемиологического заключения, копии положительного заключения ГЭЭ проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-IV классов опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до 30.06.2009.

5.7. Оценка возможного неблагоприятного воздействия на окружающую среду в результате осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности.

5.8. При наличии в санитарно-защитных зонах нормируемых объектов по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» — копия СЭЗ на проект СЗЗ.

5.9. Сведения о намечаемой деятельности по обезвреживанию отходов I-IV классов опасности.

5.10. Сведения о намечаемой деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности.

5.11. Сведения о перемещении отходов I-IV классов опасности на территории промышленного предприятия, транспортировке их вне предприятия.

5.12. Материалы о проведении контроля за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности, с определением критерия предельного накопления отходов.

5.13. Копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности.

5.14. Копии договоров со специализированными предприятиями на передачу отходов I-IV классов опасности для использования, обезвреживания, размещения.

Производственный контроль
на предприятии

Проведение контроля регламентировано ст. 11 и 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 28.11.2015; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) и СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее — СП 1.1.1058-01).

Обратите внимание!

Несмотря на то что срок действия СП 1.1.1058-01 ограничен 31.12.2011, документ действует на территории РФ до вступления в силу соответствующих технических регламентов (письмо Роспотребнадзора от 15.02.2012 № 01/1350-12-32 «О действии СП 1.1.1058-01»).

Извлечение из Федерального закона № 52-ФЗ

Статья 11. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

Выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

Разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

Обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

Осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

Своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

Осуществлять гигиеническое обучение работников.

Согласно п. 2.3 СП 1.1.1058-01 объекты производственного контроля :

  • общественные помещения;
  • здания и сооружения;
  • санитарно-защитные зоны;
  • зоны санитарной охраны;
  • транспорт;
  • технологическое оборудование;
  • технологические процессы;
  • рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг;
  • сырье, полуфабрикаты, готовая продукция;
  • отходы производства и потребления.

В целом за организацию и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий отвечает руководитель предприятия, а в структурных подразделениях, как правило, руководитель этого подразделения. Однако проводить его без утвержденной программы невозможно. Если в ходе проверки Роспотребнадзор установит, что такого документа в организации нет, это приравняют к нарушению требований санитарного законодательства.

Программа производственного контроля

Программа (план) производственного контроля — обязательный документ для любого работодателя. Она составляется без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу производственного контроля вносят, если происходят различные изменения в работе предприятия (в его штатной структуре, технологии производства и др.), влияющие на санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Об основных аспектах производственного контроля читайте в статье «Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий: общие аспекты» в № 3 май/июнь 2015 журнала «Санэпидемконтроль».

В программе производственного контроля должны найти отражение следующие направления деятельности:

  • проведение лабораторных исследований и испытаний (при необходимости) на границе санитарно-защитной зоны, на рабочих местах, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства;
  • прохождение профессиональной гигиенической подготовки и медосмотров работниками, которые связаны с хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
  • учет и отчетность по ведению производственного контроля;
  • контроль качества, безопасности сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации. Качество должно подтверждаться сертификатами, санитарно-эпидемиологическими заключениями, санитарными паспортами на транспорт и другими документами;
  • обязательное информирование населения, Роспотребнадзора, местных властей об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Разработка программы производственного контроля требует определенных знаний по гигиене, санитарии, экологии. Поэтому такая работа должна выполняться специалистами в этих областях или работниками, прошедшими специальную подготовку, например в учреждениях Роспотребнадзора. Кроме того, специалист, разрабатывающий программу производственного контроля, должен хорошо знать предприятие, разбираться в особенностях технологии производства той или иной продукции.

Обратите внимание!

Можно использовать типовые программы, но в неизменном виде они подойдут не каждому предприятию. Правильно составленная программа производственного контроля содержит множество индивидуальных сведений о предприятии и зачастую является результатом коллективного труда, как правило, технологов, экологов, специалистов по охране труда.

Программа производственного контроля составляется в произвольной форме. Строгих требований к структуре, количеству разделов, их наименованию, набору мероприятий, которые должны найти в ней отражение, нет. Их определяют в каждом конкретном случае, исходя из степени потенциальной опасности для человека тех работ, которые выполняются на объекте производственного контроля. Во внимание принимают также мощность объекта, возможные негативные последствия из-за нарушения санитарных правил.

Примерное содержание программы производственного контроля приведено в СП 1.1.1058-01. Также утверждены типовые программы лабораторно-инструментальных исследований для предприятий общественного питания, пищевой промышленности, лечебно-профилактических учреждений, учреждений бытового обслуживания населения (письмо Роспотребнадзора от 13.04.2009 № 01/4801-9-32 «О типовых программах производственного контроля»). Данные исследования проводятся в процессе производственного контроля.

Разработанная программа утверждается руководителем организации, предпринимателем или специально уполномоченным работником. Ее не нужно согласовывать с региональным подразделением Роспотребнадзора.

1. Область применения.

3. Термины и определения.

4. Обозначения и сокращения.

5. Организационная структура филиала.

6. Общие положения.

7. Порядок организации и проведения производственного контроля.

8. Обязанности должностных лиц структурных подразделений филиала, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля.

9. Ответственность должностных лиц за осуществление Программы производственного контроля.

10. Мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и среды обитания.

Приложение 1. Перечень видов деятельности филиала, подлежащих лицензированию.

Приложение 2. Приказ о назначении ответственных лиц за производственный контроль и санитарное состояние (см. приложение к статье).

Приложение 3. Перечень физических факторов, в отношении которых необходима организация инструментальных исследований, периодичность исследований на предприятии согласно СП 1.1.1058-01.

Приложение 4. Перечень должностей работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру.

Приложение 5. Перечень профессий работников филиала, занятых на работах в условиях производственных загрязнений, для которых установлено право на ежемесячное получение смывающих и обезвреживающих средств.

Приложение 6. Перечень профессий работников филиала организации, занятых на работах с вредными условиями труда, для которых установлено право на выдачу 0,5 л молока или других равноценных продуктов.

Приложение 7. Перечень возможных аварийных ситуаций, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Приложение 8. Программа теоретического обучения персонала правилам санитарного законодательства и выполнению требований санитарных норм.

Приложение 9. Программа исследования качества питьевой и горячей воды централизованных систем водоснабжения.

Приложение 10. Программа производственного контроля загрязнений почвы и атмосферного воздуха.

Примечание. Программа исследования качества питьевой и горячей воды централизованных систем водоснабжения разрабатывается отдельно и согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории в порядке, установленном СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Материал, раскрытый в данной статье, поможет как опытному экологу, так и экологу начинающему составить необходимый для предприятия документ — программу производственного контроля.

С 1 января 2017 г. вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах". Разработаем программу санитарно-производственного контроля. Сроки - от 1 дня. Стоимость - от 5000 рублей и определяется количеством рабочих мест и характером деятельности.

Федеральное законодательство обязывает всех лиц, занимающихся бизнесом, соблюдать санитарно-эпидемиологические правила производственной деятельности. Срок действия программы санитарно-производственного (лабораторного) контроля составляет 5 лет.

Стоимость разработки программы производственного контроля определяется количеством рабочих мест в организации согласно штатному расписанию. Мы всегда рады помочь Вам разобраться со стоимостью и сроками. Для этого позвоните нам по телефонам в шапке сайта или просто заполните форму на этой страничке.

Разработка программы санитарно-производственного контроля (ППК)

В законе нет указаний на определенные виды деятельности, для которых программа производственного контроля является обязательной. Поэтому, теоретически, на предприятии (любом) она должна быть. Разработка программы производственного контроля требует наличия большого количества документов и разной информации. Чтобы не запутаться во всем этом, обратитесь к профессионалам, они вас сориентируют и по цене, и по объему работ.

Наша компания предлагает широкий спектр услуг, в том числе и решение проблемы производственного контроля. Мы работаем в городах Челябинск, Сургут, Екатеринбург, Москва, Новосибирск, Барнаул и пр. Заказать консультацию можно прямо сейчас на сайте. Стоимость проекта рассчитывается индивидуально.

Программа ППК за санитарными правилами – основные вопросы.

Ответим на ключевые вопросы:

  1. Для чего нужен производственный контроль за выполнением санитарных правил?
  2. Что представляет собой программа производственного контроля ППК?
  3. Как разработать план контроля выполнения санитарных правил?
  4. Из чего состоит положение производственного контроля?
  5. Какая существует ответственность за отсутствие ППК?

Согласно законодательству РФ, производственный контроль над соблюдением и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Целью производственного контроля (далее - ПК) является обеспечение безопасности (безвредности) человека и окружающей среды от вредного влияния объектов контроля путем выполнения требований санитарных правил и норм (далее - СанПиН), санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, орга-низации и осуществления контроля их соблюдения.

Объектами производственного контроля являются:

  • производственные и общественные помещения,
  • санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны;
  • здания и сооружения; технологическое оборудование и транспорт,

а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления; технологические процессы и рабочие места, используемые для выполнения работ и оказания услуг.

Для чего нужна программа производственного контроля?

Для осуществления производственного контроля составляется «Программа или план производственного контроля» (далее - ППК).

ППК - обязательный документ для любой организации, независимо от видов деятельности - оформляется до начала осуществления деятельности, а также при реконструкции (перепрофилировании, реорганизации) рабочих мест (технологических процессов). Разработанная программа утверждается руководителем организации на 5 лет.

Программа лабораторного производственного контроля необходима для того, чтобы можно было отслеживать выполнение санитарных правил и норм и выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на производстве, в т.ч.:

  • соблюдение санитарных правил и норм и других нормативных документов в условиях конкретного производства;
  • проведение лабораторных измерений и исследований физических, химических и других факторов на рабочих местах, в помещениях и на территории;
  • контроль наличия заключений, сертификатов, лицензий и иных документов;
  • проведение медицинских осмотров, наличие медицинских книжек и сроки их действия;
  • контроль отчетности, указанной в ППК;
  • взаимодействие с органами государственного надзора (отчетность, аварии, несчастные случаи и т.п.).

ППК должна включать весь комплекс мероприятий, направленных на соблюдение СанПиН, например, лабораторные измерения на рабочих местах, дезинфекция, дератизация, контроль качества продукции, и т.п. Все необходимые лабораторно-инструментальные замеры и исследования должны проводиться согласно плану-графику, работниками (организациями-лабораториями), имеющими право (лицензии, аккредитации, сертификаты и т.д.) выполнять эти работы.

Разработать ППК можно и самостоятельно. Для этого необходимо обратиться в органы Роспотребнадзора для получения (на безвозмездной основе) информации о государственных санитарных правилах и нормах, требованиях нормативов к химическим веществам, биологическим и др. факторам, указанием точек отбора проб, лабораторных исследований, а также периодичности этих мероприятий.
Что еще включает порядок производственного контроля?

В ППК обязательно должна содержаться информация о предприятии, например, полное и сокращенное наименование, юридический и фактический адрес, виды деятельности, сведения о лице, ответственном за организацию ПК. Указанное лицо обязано иметь соответствующую квалификацию, подтвержденную документами (свидетельствами, дипломами и т.п.).
Кроме того ППК должна включать следующие данные:

список официально изданных государственных нормативных документов, наличие которых необходимо на предприятии;

  • список должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению ПК;
  • список видов деятельности (работ, услуг, продукции и т.п.), представляющих потенциальную опасность для человека и окружающей среды и подлежащих сертификации, лицензированию и т.п.;
  • перечень веществ, факторов, производств, представляющих потенциальную опасность для человека и окружающей среды, в отношении которых требуются лабораторные исследования и испытаний, отборы проб с указанием периодичности этих мероприятий, а также перечень аккредитованных лабораторий, выполняющих указанные исследования и испытания;
  • перечень мероприятий по обеспечению безопасности для человека и окружающей среды при осуществлении производственной или иной деятельности;
  • список должностей работников организации, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
  • перечень и формы учета и отчетности, установленной законодательством по вопросам ППК;
  • перечень аварийных ситуаций, связанных с производственной деятельностью, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, порядок оповещения о них работников и население, порядок взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления;
  • иные мероприятия, необходимые для осуществления эффективного контроля соблюдения санитарных правил и норм и выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Более подробные сведения о ППК содержатся в нормативной документации Роспотребнадзора и других государственных органах.

Как разработать ППК самостоятельно?

Разработка ППК самостоятельно, как правило, вызывает большие сложности. При этом качество разработок, обычно, очень низкое, не соответствующее СанПиН, что является нарушением законодательства. Указанные нарушения являются основанием для привлечения руководителей (владельцев) к административной (а, в ряде случаев, к уголовной) ответственности.

Поэтому, для качественной разработки ППК, большинство руководителей привлекают специализированные организации. Специалисты этих организаций обладают соответствующими знаниями, опытом и навыками разработки ППК.

Цена программы производственного контроля.

Стоимость разработки ППК варьируется от нескольких тыс. до нескольких десятков тыс. руб. Для крупных предприятий может достигать нескольких сотен тысяч рублей.

Стоимость разработки ППК различна и зависит от следующих факторов:

  • объем работы (размеры, местонахождение и опасность производства);
  • имеющиеся разработки (локальные акты, организационно-распорядительная документация, лицензии, аттестаты и т.п.);
  • наличие договоров по вопросам санитарных норм и правил (вывоз мусора, стирка спецодежды, утилизация люминесцентных ламп и т.п.);
  • наличие заключений СЭС, санитарного паспорта, медицинских книжек, журналов учета и т.п.

Прядок написания и согласования положения о производственном контроле за санитарными условиями.

Ответственность за производственный контроль на предприятии возлагается на работодателя. Поэтому, для создания ППК за санитарными условиями на предприятии издается приказ о назначении лиц, ответственных за разработку ППК, а также лиц, ответственных за ее выполнение.

Разработку программы (порядка, положения) производственного контроля нужно начинать с пояснительной записки. В записку, обычно, включают следующую информацию:

  • предприятии (наименование, вид деятельности, структура, численность работников и т.п.);
  • технологическом оборудовании, автотранспорте и т.п.;
  • отходах (площадки для хранения, перечень и колво отходов, организации, осуществляющие вывоз отходов и т.п.);
  • проектах и паспортах на отходы и выбросы;
  • лабораторных исследованиях и испытаниях;
  • отчетности по соблюдению санитарных правил и норм и выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • другие сведения.

Санитарные правила в ППК.

Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил должна включать в себя перечень официально изданных санитарных правил, касающихся деятельности предприятия. Перечисление всех известных нормативных актов является излишним, достаточно только тех, которые касаются непосредственно деятельности предприятия. Кстати, этот перечень можно узнать в органах Роспотребнадзора.

Обязательный раздел санитарной ППК - мероприятия по обеспечению безопасности для человека и окружающей среды производства, продукции, услуг, отходов предприятия. Сюда входят объекты контроля, объекты, требующие лабораторных исследований, контрольные показатели, контрольные критические точки (ККТ), а также и периодичность проведения этих мероприятий.

Приложения ППК за санитарными условиями.

Еще несколько обязательных разделов положения о производственном контроле за санитарными правилами (они могут быть оформлены, как приложения):

  • список должностных лиц, ответственных за производственный контроль на предприятии;
  • список должностей и профессий работников предприятия, которые должны (периодически) проходить медосмотры и оформлять медицинскую книжку;
  • перечень аварийных ситуаций, создающих угрозу санитарно-эпидемиологической безопасности, и требующие оповещения населения, а также органов государственной власти, местного самоуправления, Роспотребнадзора, МЧС и др.

Также на предприятии должна быть разработана инструкция или программа по обращению с отходами. Разработка такой инструкции - это требования СанПиНов. Ее отсутствие - нарушение законодательства, со всеми вытекающими отсюда последствиями (замечания, штрафы и т.п.).

Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил обязательно должна пройти согласование в Роспотребнадзоре. Срок действия ППК – 5 лет, но при различных изменениях в работе предприятии (штаты, продукция, отходы и т.д.) в программу должны вноситься соответствующие изменения и более ранние сроки.

Отчет о проведении ПК предоставляется органам Роспотребнадзора (по их требованию) по согласованным формам и в согласованные сроки.

Отчет составляется на основе систематического проведения указанных в ППК мероприятий. Результаты этих мероприятий заносятся в соответствующие журналы, протоколы измерений, графики и т.п.

Сколько дней занимает разработка ППК?

Разработка отчета по выполнению ППК занимает обычно от нескольких дней до месяца. Срок разработки отчета зависит от сложности предприятия, квалификации работников, систематического проведения соответствующих мероприятий, а также от регулярности ведения документации ППК.

Срок разработки сокращается при привлечении специализированных организаций.

Поэтому намного проще и, в конечном счете, дешевле поручить разработку и согласование ППК специализированной организации. Это намного быстрее и, не только гарантирует предприятию отсутствие проблем (проще говоря, штрафов) с органами надзора, но и поможет предприятию улучшить свою деятельность. Например, при разработке ППК на предприятии могут быть выявлены неизвестные вредные и опасные факторы производства, а также предложены мероприятия по их снижению и устранению.

Стоимость разработки ППК за санитарными правилами.

Стоимость разработки плана мероприятий производственного контроля самостоятельно зависит только от стоимости лабораторных анализов и исследований.

В случае разработки отчета сторонними организациями, стоимость увеличивается на сумму оплаты этим организациям. В процентах - это 70/30% (лаборатория/спец. организация)

Стоимость варьируется в пределах от 900 рублей до 2,5 тыс. рублей за 1 рабочее место. Количество рабочих мест определяется штатном расписание компании.

Оформление ППК.

Отчет по производственному контролю (ППК) разрабатывается в произвольной форме и может содержать следующие разделы: оргработа, результаты ПК за отчетный период (протоколы, графики и т.п.), мероприятия по результатам ПК, оценка результативности и эффективности ПК и др.

Но есть и общие критерии. Сюда входят:

  • квалификация и практическая подготовка специалистов и персонала;
  • наличие документации, содержащей порядок и периодичность ППК, лабораторных исследований и измерений;
  • наличие производственной документации, показывающей фактическое проведение ППК (журналы, отчеты, протоколы и т.п.);
  • своевременность и точность оформления документации, достаточный объем лабораторных исследований, а также результаты этих исследований;
  • оснащение и оборудование лаборатории, производящей исследования и замеры, ее аккредитация в соответствующих областях, квалификация персонала и т.п.;
  • отсутствие нарушений санитарных правил и норм.

На что обратить внимание при разработке ППК?

При разработке положения о производственном контроле за соблюдением санитарных правил следует обратить внимание на следующие показатели:

  • результаты лабораторных исследований и анализов (отсутствие нарушений);
  • качество и регулярность заполнения журналов ППК. Это - как общие журналы контроля мероприятий, так и специальные, например, журнал учета температурного режима холодильного оборудования, журнал проведения генеральных уборок и т.п.;
  • безопасность и качество продукции и услуг;
  • улучшение условий труда, санитарно-технического состояния объектов, снижение заболеваемости персонала;
  • наличие предписаний органов контроля, их выполнения и отчетов по выполнению.

Программные инструменты при разработке ППК.

Основную часть отчета в большинстве случаев выполняет человек. Поэтому при разработке отчета по ППК большое значение имеет человеческий фактор.

Программ по ППК немного, их качество оставляет желать лучшего. Никакая программа не заменит регулярное ведение документации (журналов), лабораторные исследования и т.п.

А вот вычисления, статистика, компоновка полученных результатов и т.п. - это программа. Например, программы позволяют произвести расчеты и сформировать отчетность по таким разделам:

  • оплата за воздействие на окружающую среду;
  • влияние шума от производства;
  • выявление и оценка источников выбросов в атмосферу (автотранспорт, котельные, сварочные работы и т.п.);
  • выявление и оценка источников сбросов и стоков на рельеф и в водные ресурсы (санитарно-технические приборы, канализация и т.п.);
  • определение количества, классов опасности и токсичности отходов;
  • разработка санитарно-природоохранных мероприятий;
  • анализ и разработка мероприятий по снижению воздействия, шума, выбросов, сбросов, отходов и т.д.
  • базы данных, нормативы и т.п.

Программы можно разработать самостоятельно или заказать в специализированных организациях.

Формы некоторых журналов по программе производственном контроле за соблюдением санитарных правил.

В зависимости от профиля, на предприятии должны быть журналы для программы производственного контроля над соблюдением санитарных правил и норм и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Ниже представлены формы некоторых из таких журналов.

Журналы установленной формы (СанПиН, СП и т.п.). На обложке (титульном листе) журналов указывается наименование предприятия, цеха, а также даты начала и окончания ведения.

Все страницы в журналах должны быть пронумерованы и прошнурованы, о чем на последней странице делается запись, заверенная подписью, а концы шнуровки оклеиваются и скрепляются печатью предприятия.

Журнал учета использования фритюрных жиров.

Дата и час начала использования фритюрного жира

Вид фритюрного жира

Тип жарочного оборудования

Вид продукции

Время окончания фритюрной жарки

Органолептическая оценка качества жира на начало жарки

Органолептическая оценка качества жира по окончании жарки

Переходящий остаток

Утилизированный жир, использование оставшегося жира

Должность, Ф.И.О. контролера

Журнал учёта дезинфекции

Журнал учета температурного режима холодильного оборудования (холодильники, холодильные комнаты и холодильные камеры)

Журналы учета получения и расходования дезинфицирующих средств и проведения дезинфекционных работ на объекте

Расчет потребности в дезинфицирующих средствах:

Дезинфицирующее средство:

Потребность в дезинфицирующем средстве:

Сведения о поступлении дезинфицирующих средств. Приход дезинфицирующего средства:

Сведения о проведении дезинфекционных работ в профилактических целях:

Журнал учета качества предстерилизационной обработки

Журнал регистрации и контроля работы бактерицидной установки

Дата, месяц, год

Условия обеззараживания (в присутствии или отсутствии людей)

Вид микроорганизма (санитарно-показательный или иной)

Длительность (для повторно-кратковременного – интервал между сеансами облучения)

Остаток часов

Ф.И.О., подпись

Наименование и габариты помещения, № и место расположения

№ и дата акта ввода ультрафиолетовой бактерицидной установки в эксплуатацию

Тип ультрафиолетовой бактерицидной установки

Наличие средств индивидуальной защиты (лицевые маски, очки, перчатки)

Срок замены ламп (прогоревших установленный срок)

Суммарное количество отработанных часов бактерицидной лампой по месяцам:

Количество часов

Журнал проведения генеральных уборок

Журнал осмотра рук и открытых частей тела на наличие гнойничковых заболеваний и других нарушений целостности кожного покрова

*Перечисляются меры, принятые в отношении лиц, отстраненных от работы, с указанием даты, Ф.И.О., причин отстранения от работы, на какую работу переведен.
Условные обозначения отметок в журнале: З - здоров, О - отстранен, – - не осмотрен.

Журнал контроля температуры и влажности

Журнал контроля рациона питания и приёмки бракеража готовой кулинарной продукции

Журнал визуального производственного контроля санитарно-технического состояния и санитарного содержания помещений, технологических линий, оборудования, оснащения и других объектов производственного окружения

Журнал бракеража поступающих продуктов и продовольственного сырья

Дата и час поступления продовольственного сырья и пищевых продуктов

Наименование пищевых продуктов

Номер документа, подтверждающего безопасность принятого пищевого продукта

Количество поступившего продовольственного сырья и пищевых продуктов (в кг, л, шт.)

Результаты органолептической оценки поступившего продовольственного сырья и пищевых продуктов

Конечный срок реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов

Дата и час фактической реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов по дням

Подпись ответственного лица

Примечание

Журнал "Здоровье"

Профессия

Отметка отсутствия ОКЗ у работника и в семье

Отметка об отсутствии у работника ангины и гнойничковых заболеваний

Контроль за больничными листами по уходу за больными (диагноз)

Допуск к работе:

Подпись врача-диетолога (м/с по диетологии)

Подпись работника

Бракеражный журнал

Журнала производственного контроля

Разработка программы контроля качества питьевой воды (ГВС, ХВЗ)

Программа производственного контроля (ППК) качества питьевой необходима индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, которые эксплуатируют систему водоснабжения. Эта программа утверждается в государственных органах санитарно-эпидемиологического надзора. Производственный контроль качества питьевой воды осуществляется специализированными лаборатории в соответствии с рабочей программой.

Цель ППК

В программу производственного контроля включают описания работ, которые будут проведены на предприятии, их виды и сроки выполнения. Разработка ППК дает возможность осуществлять контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм со стороны руководства организации и органов государственного надзора. Цель программы обеспечить безопасность среды обитания и самого человека.

Вопрос от Ирины

Здравствуйте Антон, расскажите о программе производственного контроля . Содержание ППК. Кто ее разрабатывает? Нужно ли эту программу согласовывать с Роспотребнадзором? С уважением, Ирина.

Ответ для Ирины

Приветствую!

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18 (ред. от 27.03.2007) «О введении в действие Санитарных правил — СП 1.1.1058-01» (вместе с «СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.10.2001 № 3000)

составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности. Необходимые изменения, дополнения в программу производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами — т.е. законодатель не требует согласования программы производственного контроля с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором).

Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля учреждениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по их запросам.

Требования к программе производственного контроля

Программа производственного контроля составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные:

1. Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
2. Перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;
3. Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний)*;
4. Перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
5. Перечень осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию;
6. Мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;
7. Перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
8. Перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
9. Другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Перечень указанных мероприятий определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности (выполняемой работы, оказываемой услуги), осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил.

На этом всё.

Продолжение следует...

Министерство здравоохранения Российской Федерации
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О введении в действие санитарных правил - СП 1.1.1058-01


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 марта 2007 года N 13 (изменения введены в действие с 1 июня 2007 года).


На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554,

постановляю:

Ввести в действие санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 года, с 1 января 2002 года.

Г.Онищенко

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
30 октября 2001 года,
регистрационный N 3000

1.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила СП 1.1.1058-01

УТВЕРЖДАЮ
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации,
первый заместитель
министра здравоохранения
Российской Федерации
Г.Г.Онищенко
10 июля 2001 года
Дата введения: 1 января 2002 года
Срок действия - десять лет*

________________
* Федеральными законами могут быть предусмотрены особые случаи для срока действия санитарных правил. В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами, или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами.
- См. письмо Роспотребнадзора от 18 января 2012 года N 01/220-12-32 "О вопросах технического и нормативно-правового регулирования" .

Настоящие санитарные правила действуют на территории Российской Федерации до вступления в силу соответствующих технических регламентов.
- См. Письмо Роспотребнадзора от 15.02.2012 N 01/1350-12-32 "О действии СП 1.1.1058-01" .
- Примечание изготовителя базы данных.

1.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

Санитарные правила СП 1.1.1058-01

____________________________________________________________________
В документе учтены:
Изменения и дополнения N 1 от 27 марта 2007 года (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 марта 2007 года N 13) (введены в действие с 1 июня 2007 года).
____________________________________________________________________

I. Область применения и общие положения

1.1. Санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - Санитарные правила) определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.

1.2. Санитарные правила разработаны в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650), постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 31 июля 2000 года, N 31, ст.3295).

1.3. Настоящие Санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

1.4. При разработке санитарных правил по отдельным видам деятельности и производственным процессам, внесении дополнений и изменений в действующие санитарные правила необходимо включение в них в качестве самостоятельного раздела требований к организации и осуществлению производственного контроля.

1.5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июня 2007 года Изменениями и дополнениями N 1 от 27 марта 2007 года :

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ
НОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ

1.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ
И ВЫПОЛНЕНИЕМ САНИТАРНО-
ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ
(ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ) МЕРОПРИЯТИЙ

Санитарные правила
СП 1.1.1058-01

Минздрав России
Москва 2002

1. Разработаны: Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России (Шестопалов Н. В.); Федеральным центром ГСЭН Минздрава России (Чибураев В. И., Скачков В. Б., Подунова Л. Г., Иванов А. А., Степанов С. А., Братина И. В., Кривопалова Н. С., Смирнов В. Н., Волков С. Д., Барсуков Е. И., Япорская С. И.); ЦГСЭН в Самарской области (Спиридонов А. М., Жернов В. А.); ЦГСЭН в Пермской области (Лебедева Т. М.); ЦГСЭН в г. Москве (Хизгияев В. И., Сафонкина С. Г., Иродова Е. В.); ЦГСЭН в Республике Коми (Глушкова Л. И.); ЦГСЭН в Амурской области (Смирнов В. Т.. Шмелев Э. И.); СПбГМА им. И. И. Мечникова (Корабельников И. В., Маймулов В. Г.); НИИ гигиены труда РАМН (Головкова Н. П.); Институтом питания РАМН (Шевелева С. А., Карликанова Н. Р.).

При подготовке использованы документы, разработанные ЦГСЭН в г. Москве (гл. врач Филатов Н. Н.) и ЦГСЭН в Свердловской области (гл. врач Никонов Б. И.).

3. Утверждены 10 июля 2001 г. и введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Онищенко Г. Г. от 13 июля 2001 г. № 18 с 1 января 2002 г.

4. Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 октября 2001 г. Регистрационный № 3000.

5. Введены впервые.

Федеральный закон
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
№ 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.

«Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в т.ч. критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» (статья 1).

«Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» (статья 39).

«За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность» (статья 55).

Министерство здравоохранения Российской Федерации

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13.07.01 Москва № 18

О введении в действие
санитарных правил

На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554

ПОСТАНОВЛЯЮ:

Ввести в действие санитарные правила «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 г., с 1 января 2002 года.

Г. Г. Онищенко

УТВЕРЖДАЮ

Главный государственный санитарный

врач Российской Федерации – Первый

заместитель Министра здравоохранения

Российской Федерации

Г. Г. Онищенко

Срок действия - десять лет

1.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

Санитарные правила
СП 1.1.1058-01

1. Область применения и общие положения

1.1. Санитарные правила «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - санитарные правила ) определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.

1.2. Санитарные правила разработаны в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 4, ст. 1650), постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 31 июля 2000 г., № 31, ст. 3295).

1.3. Настоящие санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортирование и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

1.4. При разработке санитарных правил по отдельным видам деятельности и производственным процессам, внесении дополнений и изменений в действующие санитарные правила необходимо включение в них в качестве самостоятельного раздела требований к организации и осуществлению производственного контроля.

N 13 в пункт 1.5 настоящего документа внесены изменения

1.5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:

· разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

· обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд приих производстве, транспортировании, хранении и реализации населению;

· осуществлять производственный контроль, в т.ч. посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировании, хранении и реализации продукции.

2. Порядок организации и проведения производственного контроля

2.1. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

2.2. Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.

2.3. Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13 в пункт 2.4. настоящего документа внесены изменения

2.4. Производственный контроль включает:

а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;

б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:

На границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;

Сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний:

в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортированием и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в т.ч. при хранении, транспортировании и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;

е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;

ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

и) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13 в пункт 2.5. настоящего документа внесены изменения

2.5. Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно, либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13 в пункт 2.6. настоящего документа внесены изменения

2.6. Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.

2.7. Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13 пункт 2.8. настоящего документа изложен в новой редакции

2.8. Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3. Требования к программе (плану) производственного контроля

Программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется по произвольной форме и должна включать следующие данные.

3.1. Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью.

3.2. Перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля.

3.3. Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания); периодичность отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний)*.

* Основанием для определения перечня химических веществ, биологических, физических и иных факторов, выбора точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, определения периодичности отбора проб и проведения исследований, в т.ч. в санитарно-защитной зоне и в зоне влияния предприятия, являются санитарные правила, гигиенические нормативы и данные санитарно-эпидемиологической оценки.

Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13 в пункт 3.4. настоящего документа внесены изменения

3.4. Перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.

3.5. Перечень осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию.

3.6. Мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в т.ч. при хранении, транспортировании, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг.

3.7. Перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля.

Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13 пункт 3.8. настоящего документа изложен в новой редакции

3.8. Перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3.9. Другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Перечень указанных мероприятий определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности (выполняемой работы, оказываемой услуги), осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил.

4. Особенности производственного контроля при осуществлении отдельных видов деятельности

Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13 пункт 4.1. настоящего документа изложен в новой редакции

4.1. Производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов:

а) промышленные предприятия (объекты): рабочие места, производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны, сырье для изготовления продукции, полуфабрикаты, новые виды продукции производственно-технического назначения, продукция пищевого назначения, новые технологические процессы (технологии производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации), отходы производства и потребления (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение, переработка и захоронение отходов).

Производственный контроль включает лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды (физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;

неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное); электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ; электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы;

электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы; аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД); химические факторы: смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа, вредные вещества с остронаправленным механизмом действия, вредные вещества 1-4-го классов опасности; биологический фактор).

Периодичность производственного лабораторного контроля вредных факторов производственной среды может быть сокращена, но не более чем в два раза по сравнению с нормируемыми показателями на промышленных предприятиях (промышленных объектах) в случаях, если на них не отмечается в течение ряда лет, но не менее 5 лет, превышений ПДК и ПДУ по результатам лабораторных исследований и измерений, проведенных лабораториями, аккредитованными на техническую компетентность и независимость, и установления положительной динамики их санитарно-гигиенического состояния (проведение эффективных санитарно-оздоровительных мероприятий, подтверждаемых результатами исследований и измерений факторов производственной среды, отсутствия регистрации профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний и высокого уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, кроме производственного контроля вредных веществ с остронаправленным механизмом действия, вредных веществ 1-4 классов опасности и случаев изменения технологии производства).

б) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационных целей, расположенные в черте городских и сельских поселений.

Лабораторный контроль осуществляется за соответствием питьевой воды требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования;

При осуществлении деятельности, связанной с выпуском всех видов производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод с территорий населенных мест, производственных и иных объектов, следует предусматривать лабораторный контроль за работой очистных сооружений, составом сбрасываемых сточных вод;

в) объекты водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах);

г) общественные здания и сооружения: лечебно-профилактические, стоматологические, клиники, кабинеты и иные здания и сооружения, в которых осуществляется фармацевтическая и/или медицинская деятельность.

При осуществлении фармацевтической и медицинской деятельности с целью профилактики инфекционных заболеваний, в том числе внутрибольничных, следует предусматривать контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемических требований, дезинфекционных и стерилизационных мероприятий;

д) при производстве дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, оказании дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг, включая контроль за эффективностью изготавливаемых и применяемых препаратов, соблюдением требований при их использовании, хранении, транспортировке, утилизации, а также учет и контроль численности (заселенности) грызунами и насекомыми объектов производственного контроля при проведении истребительных мероприятий.

4.2. При осуществлении производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, оказании дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг следует предусматривать контроль за эффективностью изготавливаемых и применяемых препаратов, соблюдением требований при их использовании, хранении, транспортировании, утилизации, а также учет и контроль численности (заселенности) грызунами и насекомыми объектов производственного контроля при проведении истребительных мероприятий.

4.3. При осуществлении эксплуатации водных объектов, централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах следует предусматривать лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды указанных систем требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования.

4.4. При осуществлении деятельности, связанной с выпуском всех видов производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод с территорий населенных мест, производственных и иных объектов, следует предусматривать лабораторный контроль за работой очистных сооружений, составом сбрасываемых сточных вод.

4.5. При осуществлении деятельности, связанной с образованием отходов производства и потребления, следует предусматривать контроль, включая лабораторный, за сбором, использованием, обезвреживанием, транспортированием, хранением, переработкой и захоронением отходов производства и потребления.

Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13 в главу 5. настоящего документа внесены изменения

5. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении производственного контроля

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель при выявлении нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля должен принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения, в т.ч.:

· приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг;

· прекратить использование в производстве сырья, материалов, не соответствующих установленным требованиям и не обеспечивающих выпуск продукции безопасной (безвредной) для человека, снять с реализации продукцию, не соответствующую санитарным правилам и представляющую опасность для человека и принять меры по применению (использованию) такой продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожению;

· информировать орган, уполномоченный на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил;

· принять другие меры, предусмотренные действующим законодательством.

6. Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора за осуществлением производственного контроля

Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13 в пункт 6.1. настоящего документа внесены изменения

6.1. Надзор за организацией и проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственного контроля является составной частью государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого уполномоченными органами.

Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 марта 2007 г. N 13 пункт 6.2. настоящего документа изложен в новой редакции

6.2. Органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, без взимания платы с юридических и физических лиц по их обращениям обязаны предоставить информацию о государственных санитарно-эпидемиологических правилах, гигиенических нормативах, методах и методиках контроля факторов среды обитания человека, которые должны быть в наличии на объекте, и о перечне химических веществ, биологических, физических и иных факторов, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, периодичности отбора проб и проведения лабораторных исследований и испытаний.

Приложение

Перечень законодательных актов

1. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1.

2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

3. Закон Российской Федерации от 7 января 1996 г. № 2-ФЗ «О защите прав потребителей».

4. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».

5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте».

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 279 «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве».

13. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».