Основанием возникновения экологических правоотношений служат юридические факты. Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений. Объекты экологических правоотношений

Основанием возникновения правового отношения в теории права признаются юридические факты - подтвержденные действия и события, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношения.

Для возникновения экологических правоотношений, как правило, требуется наличие фактического состава - совокупности юридических фактов, которые влекут наступление юридически значимых последствий. Так, для того чтобы возникло право пользования природными ресурсами, требуется решение государственного органа о предоставлении природного ресурса в пользование как волеизъявление государства-собственника. Например, в соответствии со ст. 22 ВК основаниями возникновения права водопользования являются решения Президента Республики Беларусь о предоставлении водных объектов в безвозмездное пользование, разрешения на специальное водопользование (выдаваемые территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь), решения местных исполнительных и распорядительных органов о предоставлении водных объектов (их частей) в обособленное водопользование. Важной составляющей в возникновении права пользования природными ресурсами является отвод участка (отвод земельного участка, геологический отвод, горный отвод). Отвод земельного участка согласно ст. 1 Кодекса о земле - это предусмотренные законодательством землеустроительные мероприятия, включаю- щие процедуры формирования, изъятия и (или) предоставления земельного участка, установления и закрепления его границы, государственной регистрации создания земельного участка и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок.

В определенных в законодательстве случаях для возникновения отношений по охране окружающей среды необходимо наличие лицензии. В соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» лицензирование в области охраны окружающей среды осуществляется специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь о лицензировании. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, например, деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, включающая в качестве работ и услуг обращение с озоноразрушающими веществами, использование отходов 1-3 классов опасности, обезвреживание и захоронение отходов (кроме радиоактивных отходов). Лицензии на право осуществления данного вида деятельности выдает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Исходя из комплексного характера эколого-правового регулирования, отношения в области окружающей среды могут возникать как в публично-правовом, так и в частноправовом порядке. Публичную природу имеют отношения экологического контроля, применения мер ответственности за нарушение экологического законодательства, управления в области охраны окружающей среды. В договорном, или частноправовом, порядке возникают отношения как в области использования природных ресурсов (право частной собственности на землю, аренда природных ресурсов, концессионные отношения), так и выполнения природоохранных мер, например, проведение экологического аудита, экологическое страхование, предоставление специализированной экологической информации и др.

Принципиально новым основанием возникновения экологических отношений является комплексное природоохранное разрешение. В Республике Беларусь утверждена Национальная стратегия внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009-2020 гг. (Постановление Совета Министров от 25 июля 2009 г. № 980).

Комплексное природоохранное разрешение представляет собой единый разрешительный документ, удостоверяющий право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства с учетом внедрения наилучших доступных технических методов и устанавливающий нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, условия осуществления хозяйственной и иной деятельности в части использования природных ресурсов и (или) оказания воздействия на окружающую среду, и заменяет собой отдельные разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.

Комплексные природоохранные разрешения выдаются бесплатно на срок от 5 до 10 лет территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Положение о порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1677.

Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528 утвержден перечень объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, к таковым отнесены, например, объекты по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, свиней, птицы; объекты по добыче полезных ископаемых; объекты по производству пищевых продуктов; объекты по производству целлюлозы, бумаги, картона; объекты химического производства и др.

Основываясь на анализе положений экологического законодательства, к наиболее общим основаниям прекращения экологических отношений следует отнести:

Добровольный отказ либо минование надобности;

Истечение срока, на который был предоставлен природный ресурс;

Ликвидация юридического лица, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя;

Использование природного ресурса не по целевому назначению;

Нерациональное использование природного ресурса;

Систематическое невнесение платы за природопользование;

Неиспользование природного ресурса в течение определенного в законодательстве периода времени;

Изъятие природных ресурсов для государственных и общественных нужд.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите основные группы общественных отношений, входящих в предмет экологического права.

2. Какова роль государства - Республики Беларусь - как субъекта экологических отношений?

3. Определите признаки объектов экологических правоотношений.

4. Что представляет собой комплексное природоохранное разрешение как основание возникновения экологических правоотношений?

5. Каковы особенности окружающей среды как объекта правоотношений?

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах от 24 нояб. 1996 г., от 17 окт. 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 1999. № 1. 1/0; 2004. № 188. 1/6032.

Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982- XII: в ред. Закона от 17 июля 2002 г. № 126-З (с изм. и доп. : Законы от 29 окт. 2004 г. № 319-З, от 19 июля 2005 г. № 42-З, от 31 дек. 2005 г. № 80-З, от 29 июня

2008 г. № 444-З, от 2 июля 2009 г. № 32-З, от 31 дек. 2009 г. № 114-З, от 6 мая 2010 г. № 127-З, от 31 дек. 2010 г. № 228-З, от 17 мая 2011 г. № 260-З, от 30 дек. 2011 г. № 331-З) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. 1993. № 1. Ст. 1 ; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 85. 2/875; 2004. № 174. 2/1068; 2005. № 121. 2/1139; 2006. № 6. 2/1177; № 107. 2/1235; № 122. 2/1259; 2007. № 118. 2/1309; № 147. 2/1335; 2008. № 1. 2/1395; № 170. 2/1464; № 275. 2/1541; 2009. № 161. 2/1584; 2010. № 15. 2/1666; № 120. 2/1679; 2011. № 5. 2/1780; № 59. 2/1811; 2012. № 5. 2/1883.

Кодекс Республики Беларусь о земле: Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г. (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 6 нояб. 2008 г. № 447-З, от 28 дек. 2009 г. № 96-З, от 29 дек. 2009 г. № 73-З, от 6 мая 2010 г. № 120-З, от 15 окт. 2010 г. № 176- З, от 7 янв. 2011 г. № 232-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2008. № 187. 2/1522; 2009. № 275. 2/1544; 2010. № 6. 2/1648; № 14. 2/1625; № 120. 2/1672; № 261. 2/1728; 2011. № 6. 2/1784.

Кодекс Республики Беларусь о недрах: Закон Респ. Беларусь, 14 июля 2008 г. № 406-З (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 4 янв. 2010 г. № 109-З, от 14 июля 2011 г. № 293-З, от 30 дек. 2011 г. № 331-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2008. № 184. 2/1503; 2010. № 17. 2/1661; 2011. № 82. 2/1845; 2012. № 5. 2/1883.

Водный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 15 июля 1998 г. (с изм. и доп. : Закон Респ. Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З, от 13 июня 2007 г. № 238-З, от 29 дек. 2007 г. № 324-З, от 8 июля 2008 г. № 373-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 2 июля 2009 г. № 32-З, от 4 янв. 2010 г. № 109-З, от 17 мая 2011 г. № 266-З, от 14 июля 2011 г. № 293-З) // Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь. 1998. № 33. Ст. 473 ; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 122. 2/1259;

2007. № 2/1335; 2008. № 17. 2/1421; № 172. 2/1470; № 275. 2/1541; 2009. № 161. 2/1584; 2010. № 17. 2/1661; 2011. № 60. 2/1818; № 82. 2/1845.

Лесной кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 июля 2000 г. (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 27 февр. 2004 г. № 271-З, от 4 авг. 2004 г. № 310-З, от 9 июля 2005 г. № 42-З, от 11 дек. 2005 г. № 66-З, от 29 июня 2006 г. № 135-З, от 29 июня 2006 г. № 137-З, от 20 июля 2006 г. № 162-З, от 13 июня 2007 г. № 238-З, от 24 дек. 2007 г. № 299-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 28 дек. 2009 г. № 96-З, от 17 мая 2011 г. № 260-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. № 70. 2/195; 2004. № 39. 2/1020; № 123. 2/1059; 2005. № 121. 2/1139; № 196. 2/1163; 2006. № 106. 2/1229; № 107. 2/1235; № 122. 2/1259; 2007. № 147. 2/1335;

2008. № 3. 2/1396; № 275. 2/1541; 2010. № 6. 2/1648; 2011. № 59. 2/1811.

О растительном мире: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г. (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 29 окт. 2004 г. № 319-З, от 19 июля 2005 г. № 42-З, от 29 июня 2006 г. № 137-З, от 20 июля 2006 г. № 162-З, от 20 окт. 2006 г. № 169-З, от 13 июня 2007 г. № 238-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 2 июля 2009 г. № 32-З, от 28 дек. 2009 г. № 96-З, от 17 мая 2011 г. № 260-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. № 73. 2/954; 2004. № 174. 2/1068; 2005. № 121. 2/1139; 2006. № 107. 2/1235; № 122. 2/1259; № 179. 2/1266; 2007. № 147. 2/1335; 2008. № 275. 2/1541; 2009. № 161. 2/1584; 2010. № 6. 2/1648; 2011. № 59. 2/1811.

Об охране атмосферного воздуха: Закон Респ. Беларусь, 16 дек. 2008 г., № 2-З (с изм. и доп. : Закон Респ. Беларусь от 14 июля 2011 г. № 293-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2009. № 4. 2/1554; 2011. № 82. 2/1845.

Об охране озонового слоя: Закон Респ. Беларусь, 12 нояб. 2001 г., № 56-З (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 15 нояб. 2004 г. № 335-З, от 29 июня 2006 г. № 137-З, от 13 июня 2007 г. № 238-З, от 8 июля 2008 г. № 373-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 31 дек. 2009 г. № 114-З, от 30 дек. 2011 г. № 331-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2001. № 107. 2/805; 2004. № 180. 2/1084; 2006. № 107. 2/1235; 2007. № 147. 2/1335; 2008. № 172. 2/1470; № 275. 2/1541; 2010. № 15. 2/1666; 2012. № 5. 2/1883.

О животном мире: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., № 257-З (с изм. и доп. : Закон Респ. Беларусь от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 2 июля 2009 г. № 32-З, от 4 января 2010 г. № 109-З, от 17 мая 2011 г. № 261-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2007. № 172. 2/1354; 2008. № 275. 2/1541; 2009. № 161. 2/1584;

2010. № 17. 2/1661; 2011. № 59. 2/1812.

Об особо охраняемых природных территориях: Закон Респ. Беларусь, 20 окт. 1994 г, № 3335-XII: в ред. Закона от 23 мая 2000 г. № 396-З (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 29 июня 2006 г. № 137-З, от 7 мая 2007 г. № 212-З, от 8 июля 2008 г. № 375-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 15 июля 2010 г. № 169-З, от 30 дек. 2011 г. № 331-З) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. 1994. № 35. Ст. 570 ; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. № 52. 2/171; 2006. № 107. 2/1235; 2007. № 118. 2/1309; 2008. № 172. 2/1472; № 275. 2/1541; 2010. № 184. 2/1721; 2012. № 5. 2/1883.

Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-3 (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 108-З (в ред. Законов Респ. Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З, от 22 дек. 2011 г. № 328-З) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 1 сент. 2010 г., № 450 (с изм. и доп. : Указы Президента Респ. Беларусь от 6 июня 2011 г. № 228, от 30 авг. 2011 г. № 383, от 30 дек. 2011 г. № 621) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2010. № 212. 1/11914; 2011. № 65. 1/12582; № 99. 1/12797; 2012. № 8. 1/13223.

О комплексных природоохранных разрешениях: Указ Президента Респ. Беларусь от 17 нояб. 2011 г. № 528 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.

2011. № 130. 1/13083.

Об утверждении национальной стратегии внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009-2020 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 25 июля 2009 г. № 980 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2009. № 184. 5/30225.

Положение о порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 12 дек. 2011 г. № 1677 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2011. № 141. 5/34930.

О сотрудничестве Республики Беларусь с международными организациями: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 30 окт. 2002 г. № 1504 (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела: договор, 27 янв. 1967 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2012.

Основанием возникновения экологических правоотношений являются жизненные обстоятельства, факты, события, с которыми экологическое зако­нодательство связывает возникновение, изменение и прекращение этих пра­воотношений.

Выделяют два вида оснований:

· материальные (общие);

· юридические (спе­циальные).

К материальным относят те жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. В широком смысле под материальными основаниями экологических правоот­ношений можно понимать ту роль и значение природы для жизни и суще­ствования человека, которые обусловливают объективную необходимость правового регулирования экологических отношений.

В узком смысле материальными предпосылками возникновения экологи­ческих правоотношений являются:

1) объект правоотношений, т. е. то, по поводу чего люди вступают в юриди­ческие связи между собой в процессе природопользования и охраны окружа­ющей среды;

2) субъекты правоотношений, поскольку пока субъект экологического права не реализует свою правосубъектность, не может возникнуть и само правоот­ношение;

3) фактическое поведение участников этих правоотношений.
К юридическим предпосылкам относятся:

· нормы экологического права, без которых невозможно никакое право­отношение;

· юридические факты;

· юридические презумпции и фикции.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с кото­рыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение экологических правоотношений.

Юридические факты в сфере природопользования и охраны окружающей среды весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным критериям:

1) правообразующие, например заключение договора аренды земельного участка;

2) правоизменяющие, например оформление права собственности на зе­мельный участок;

3) правопрекращаюшие, например изъятие земельного участка для государственных нужд

Юридические факты делятся на юридические значимые события - т. е. это факты, которые не зависят от воли людей, но порождают определенные по­следствия. К их числу можно отнести пожары в лесах, болезнь деревьев, ура­ганы, наводнения и т. п.

Юридически значимые деяния - сознательные действия (бездействие), с которыми закон связывает правовые последствия. Например, нахождение в охотничьих угодьях с собаками, добытой охотой продукции и т. п.

По юридической природе указанные факты делятся на:

· правомерные;

· неправомерные деяния.

Правомерные деяния - это такие поступки людей, которые согласуются с нормами экологического права. Такое поведение составляет подавляющую часть человеческой деятельности в сфере природопользования и охраны ок­ружающей среды.



В результате точного и полного соблюдения и исполнения требований норм экологического права всеми государственными органами, обществен­ными организациями, гражданами формируется определенное состояние общественной жизни в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которое можно назвать экологическим правопорядком. Экологичес­кий правопорядок есть составная часть правопорядка в стране.

Неправомерные деяния - это запрещенные нормами экологического права, которые выражаются совершением экологических преступлений и проступков.

По целевой направленности юридические факты делятся на:

· сделки;

· юри­дические акты.

Сделка - это правомерное поведение субъекта экологического правоот­ношения, направленного на возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей сторон. Например, купля-продажа земельного участка, находя­щегося на праве частной собственности, или обмен таких участков.

Юридические акты - это решения государственных органов, связанных, например, с предоставлением природных ресурсов в использование, аренду или изъятие их из незаконного владения.

Нередко в экологической сфере необходим не один юридический факт, а их совокупность, т. е. фактический состав. Например, для получения права охоты требуется гражданство Республики Беларусь, достижение 18-летнего возраста, отсутствие психических болезней.

В ряде случаев роль юридических фактов в сфере природопользования и природоохраны могут играть презумпции.

Правовая презумпция - это пред­положение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтверж­денных предшествующим опытом.

Презумпции классифицируются:

по форме существования - легальные и фактические ;

сфере действия - общеправовые и отраслевы е;

юридической силе - опровергаемые и неопровергаемые .

Существенным признаком презумпции является ее предположительный характер, построенный на вероятности развития явления.

К типу такой презумпции в экологическом праве относится презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая закреплена в статье 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»,

К презумпциям можно также отнести презумпцию знания экологическо­го закона, презумпцию, что гражданин будет выполнять экологические требования (экологическая добропорядочность).

Юридические фикции - это несуществующее положение, признанное за­конодательством существующим и ставшее вследствие этого общеобязательным.

Для возникновения, изменения или прекращения экологических правоотношений недостаточно одних только эколого-правовых норм. Например, наличие права на земельный участок, приобретенный из земельного массива муниципальной собственности, возникает после отвода его в натуре, регистрации права собственности на этот участок, выдачи собственнику соответствующих документов и т. д.

Обстоятельства, имеющие юридическое значение, являются юридическими фактами и только при их наличии могут возникать, изменяться и прекращаться экологические правоотношения. Так, с получением земельного участка в собственность землепользователь становится субъектом правоотношений по охране почв этого участка от эрозии и других неблагоприятных последствий; с изменением состояния этого земельного участка могут возникнуть правоотношения по оказанию другими лицами услуг рекультивации или мелиорации этого участка; с восстановлением почвенного покрова эти правоотношения прекращаются.

Юридический факт является связующим звеном между правовой нормой и правоотношением и это звено выражается в форме либо человеческого поведения, либо события, которое нельзя отнести к человеческому поведению. Например, незаконная охота является основанием лишения нарушителя прав на охоту, т.е. поведением человека, породившим охранительное правоотношение по лишению его этих прав. Превышение же численности особей животного мира является событием, порождающим правоотношения по регулированию этой численности.

Если поведение всегда является волевым актом людей, проходящим через определенную мотивацию, то событие объективно по своему происхождению, т.е. независимо от воли и сознания людей. Так, человека никто не может принудить к совершению незаконной охоты, он всегда в состоянии противостоять такому принуждению. Возрастание же численности дикой фауны зависит от природных факторов, а не от человека.

Несмотря на различный источник происхождения, поведение людей как волевые акты и события, как возникающие не по воле людей обстоятельства зачастую перекрещиваются между собой в причинно-следственных связях. Например, осуществление вторжения в природные процессы без учета будущих последствий влечет за собой глубокие негативные изменения в окружающей природной среде, т.е. события, на которые человек уже не в состоянии воздействовать. Иначе говоря, поведение порождает событие и управляемые обстоятельства превращаются в неуправляемые.

Поведение людей как юридический факт можно подразделять на два вида: действия и бездействие.

Действия людей как юридический факт подразделяются, в свою очередь, на правомерные и неправомерные. Так, правомерным является совершенное в установленном порядке лицензирование мелиоративной деятельности; неправомерным является осуществление этой подлицензионной мелиоративной деятельности с нарушением установленных правил. Первый юридический факт является основанием возникновения правоотношений по осуществлению мелиорации земель. Второй юридический факт - основанием для лишения лицензии и прекращения мелиоративной деятельности.

Действия людей могут осуществляться как со стороны людей, не облеченных никакой властью, так и со стороны лиц, обладающих определенными властными полномочиями. Например, покупка земельного участка с находящимися на нем природными объектами является действием человека, не облеченного властными правомочиями; регистрация же этой покупки и выдача лицензии на определенный вид природопользования является действием субъекта экологических правоотношений, наделенного властными правомочиями.

В силу этого результаты действий могут выражаться либо в виде определенных актов (сделки и др.), либо в виде определенных решений и распоряжений компетентных на то государственных органов и должностных лиц.

Бездействие людей как юридический факт также может быть правомерным или неправомерным. К числу правомерных бездействий можно отнести, например, консервацию деградированного земельного участка и оставление его без эксплуатации на восстановительный период. К числу неправомерных бездействий можно отнести оставление без использования земельного участка, который по своему целевому назначению и состоянию должен использоваться для сельскохозяйственных целей,

По своей роли в экологических правоотношениях юридические факты можно подразделить на три группы:

1) правоустанавливающие факты, т.е. такое поведение людей или такие события, которые являются основанием возникновения прав и обязанностей субъектов правоотношения, а значит и возникновения экологических правоотношений. Например, подача гражданином в установленном порядке заявку на получение лицензии на водопользование является основанием возникновения правоотношений по выдаче этой лицензии, а в дальнейшем и по осуществлению подлицензионного водопользования;

2) правоизменяющие факты, т.е. поведение людей или события, влекущие за собой изменение сложившихся правоотношений. Так, сдача собственником лесного объекта в аренду части его для рубки леса влечет за собой изменение правоотношений между собственником арендуемого лесного участка и органами лесоохраны по вопросам отчетности, передачи информации и т. д.; возникновение объективной необходимости охраны того или иного объекта может явиться юридическим фактом, влекущим ограничение или приостановление прав пользования участками этого объекта;

3) правопрекращающие факты, т.е. такое поведение людей и такие события, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений. Например, истечение установленного срока пользования животным миром и нарушения законодательства о порядке пользования объектами животного мира являются основанием прекращения правоотношений по использованию этих объектов.

Предыдущая

Для возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений недостаточно одних только эколого-правовых норм. Например, наличие права на земельный участок, приобретенный из земельного массива муниципальной собственности, возникает после его отвода, регистрации права собственности на этот участок, выдачи собственнику соответствующих документов и т.д.

Обстоятельства , имеющие юридическое значение , являются юридическими фактами. Только при их наличии экологические правоотношения могут возникать , изменяться и прекращаться. Так, с получением земельного участка в собственность землепользователь становится субъектом правоотношений по охране почв этого участка от эрозии и других неблагоприятных последствий, с изменением состояния земельного участка могут возникнуть правоотношения по оказанию другими лицами услуг по его рекультивации или мелиорации; с восстановлением почвенного покрова данные правоотношения прекращаются.

Юридический факт представляет собой связующее звено между правовой нормой и правоотношением, выражающееся в форме человеческого

поведения либо события , на существование которого человек своим поведением (волей или сознанием) не влияет. Например, незаконная охота является основанием лишения нарушителя прав на охоту, т.е. поведением человека, порождающим охранительное правоотношение по лишению его этих прав; превышение же численности представителей животного мира является событием, зависящим от природных факторов, порождающим правоотношения по регулированию численности животных.

Поведение как волевой акт человека и событие как обстоятельство, возникающее не по его воле, зачастую перекрещиваются между собой в причинно-следственных связях. Например, вторжение в природные процессы без учета будущих последствий влечет за собой глубокие негативные изменения в окружающей природной среде, т.е. события, на которые человек уже не в состоянии воздействовать. Иначе говоря, поведение порождает событие и управляемые обстоятельства превращаются в неуправляемые.

Поведение людей как юридический факт можно подразделить на два вида: действия и бездействие.

Действия могут быть правомерными и неправомерными. Так, правомерным является пользование животным миром на основании выданного в установленном порядке специального разрешения (факт возникновения правоотношений по пользованию животным миром); неправомерным - нарушение условий пользования животным миром, оговоренных в разрешении (основание для лишения права и прекращения пользования животным миром).

Действия могут осуществляться как со стороны людей, не облеченных властью, так и со стороны лиц, обладающих определенными властными полномочиями. Например, покупка земельного участка с находящимися на нем природными объектами является действием человека, не облеченного властными полномочиями, регистрация же этой покупки и выдача лицензии на определенный вид природопользования совершаются субъектом экологических правоотношений, наделенным властными правомочиями. В силу этого результаты действий могут выражаться либо в виде акта (сделки и др.), либо в виде решений (распоряжений) уполномоченных государственных органов и должностных лиц.

Бездействие также может быть правомерным или неправомерным. К числу правомерных можно отнести консервацию деградированного участка и оставление его без эксплуатации на восстановительный период. Примером неправомерного бездействия является неиспользование земельного участка, который по своему целевому назначению и состоянию должен использоваться для сельскохозяйственных целей.

По своей роли в экологических правоотношениях юридические факты подразделяются на три группы:

  • - правоустанавливающие факты , т.е. такое поведение людей или такие события, которые являются основанием возникновения прав и обязанностей субъектов правоотношения, а значит, и возникновения экологических правоотношений. Например, заключение гражданином или юридическим лицом в установленном порядке договора на водопользование является основанием возникновения правоотношений по оформлению этого договора, а в дальнейшем и по осуществлению водопользования;
  • - правоизменяющие факты , т.е. поведение людей или события, влекущие за собой изменение сложившихся правоотношений. Так, возникновение объективной необходимости охраны того или иного природного объекта может явиться юридическим фактом, обусловливающим ограничение или приостановление прав пользования этим объектом (в частности, лесом);
  • - правопрекращающие факты , т.е. такое поведение людей или такие события, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений. Например, истечение установленного срока пользования животным миром и нарушение законодательства о порядке пользования объектами животного мира являются основаниями прекращения правоотношений по использованию этих объектов (ст. 47 Закона о животном мире).

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. В чем заключаются особенности экологических правоотношений (связь экологических правоотношений с предметом экологического права, виды экологических правоотношений)?
  • 2. Назовите виды объектов экологических правоотношений.
  • 3. Каким образом особенности объектов экологических правоотношений влияют на содержание этих правоотношений?
  • 4. Представьте классификацию субъектов экологических правоотношений.
  • 5. На какие виды подразделяются правомочия субъектов экологических правоотношений?
  • 6. Каким образом классифицируются факты, влияющие на экологические правоотношения?
  • 7. Изложите права и обязанности субъектов экологических правоотношений.
  • 8. Каковы основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений?

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты и их составы, с которыми закон связывает определенные юридические последствия. Юридические факты порождают определенные права и обязанности участников правоотношений или

В зависимости от воли субъектов юридические факты подразделяются на события и действия. По признаку дозволенности законом действия могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия в экологическом праве, так же, как и в других отраслях права, подразделяются на юридические акты и юридические поступки.

Юридические факты подразделяются в зависимости от правовых последствий на правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такими юридическими фактами являются администрантивно-правовые акты исполнительных и распорядительных органов государства, а также договоры.

Основным видом экологическо-правовых юридических актов являются правовые акты индивидуального значения. Среди них – решения исполнительно-распорядительных органов о предоставлении земельных участков в пользование или владение, передаче их в частную собственнось юридических лиц и граждан, судебные решения, устанавливающие права собственности на землю, разделе земельных участков и определении порядка пользования ими; решения об отводе земельных участков для целей недропользования и т.п..

В качестве оснований возникновения экологического правоотношения могут выступать сделки и договоры. Например, договора аренды земельного участка, участка леса, водного объекта. Следует иметь в виду, что в экологическом праве возникновение правоотношений нередко связывается со сложным юридическим составом. Обязательным элементом таких составов выступает такой юридический факт, как государственная регистрация земельного участка, права на него, сделки или договора с ним.

Охранительные экологические правоотношения возникают на основании определенного круга правонарушений.

Прекращение экологических правоотношений по общему правилу связывается с прекращением права пользования конкретным природным объектом или ресурсом. Основаниями прекращения правоотношений могут быть правомерные и неправомерные действия, а также события: истечение срока пользования природным объектом, изъятие природного объекта из пользования в связи с нецелевым использованием или в связи с нарушением природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.

15.понятие и содержание права собственности на компоненты окружающей среды

§ 1. Понятие права собственности
на компоненты природной среды

Право собственности на компоненты природной среды представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность определенного имущества (компонентов природной среды) соответствующим субъектам (государству, физическим, юридическим лицам), определяющих содержание их правомочий и обеспечивающих защиту прав и законных интересов собственника (право собственности в объективном смысле ). Как правовой институт право собственности на компоненты природной среды объединяет нормы конституционного, гражданского, природоресурсного, налогового, уголовного, административного права, т. е. является комплексным институтом права.

Правомочия собственника имущества владеть, пользоваться
и распоряжаться своим имуществом, в данном случае, компонентами природной среды, именуются правом собственности в субъективном смысле.

Следует отметить, что право собственности на компоненты природной среды имеет специфику, по сравнению с правом собственно­сти в классическом, гражданско-правовом смысле, что обусловлено особенностями объекта рассматриваемых правоотношений. Так, компонентами природной среды в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» являются: земля (включая почвы), недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупно­сти благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Самостоятельными объектами права собственности выступают: земля, недра, поверхностные и подземные воды, растительный и животный мир. С одной стороны, данные объекты являются вещами, имуществом в гражданско-правовом смысле и выполняют экономические функции в качестве средств производства. С другой стороны, они характеризуются также особым свойством, которое проявляется в их экологическом, рекреационном, оздоровительном, эстетическом назначении. Так, являясь пространственным базисом для размещения зданий, сооружений и т. п., земля остается единственным местом для проживания человека, и в этом смысле ее значение неоценимо. Атмосферный воздух, озоновый слой и околоземное космическое пространство как компоненты природной среды не обладают признаком овеществленности и не могут находиться в собственности.

В соответствии со ст. 210 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, т. е. правомочия, определяющие содержание права собственности.

Правомочие владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над вещью. Правомочие пользования – это юридически обеспеченная возможность извлечения из имущества его полезных свойств в процессе личного или хозяйственного потребления имущества. Правомочие распоряжения – это юридически обеспеченная возможность определять судьбу имущества, например, отчуждать его другому субъекту. Правомочия владения, пользования, а в некоторых случаях и распоряжения имуществом могут осуществляться не только собственником, но и другими лицами. Так, владеть и пользоваться земельным участком могут арендаторы земельного участка, не являющиеся собственниками. Вместе с тем специфической особенностью правомочий собственника имущества, в том числе компонента природной среды, является то, что собственник осуществляет их по своей воле, опираясь только на законодательство, тогда как другие лица могут осуществлять их в зависимости не только от предписаний законодательства, но и от воли собственника. Владение, пользование и распоряжение землей и другими компонентами природной среды в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно.

В то же время не следует абсолютизировать свободу собственника компонента природной среды в осуществлении своих полномочий. Согласно ст. 44 Конституции Республики Беларусь осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

Ограничения в осуществлении права собственности на компоненты природной среды обусловлены требованием о целевом характере их использования и кругом субъектов, в собственности которых могут находиться компоненты природной среды в соответствии
с законодательством Республики Беларусь.

Кроме правомочий в содержание права собственности на компоненты природной среды включаются и определенные обязанности. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, риск случайной гибели, случайной порчи или случайного повреждения имущества, если иное не предусмотрено законодательством или договором (ст. 211 и 212 ГК). Кроме того, он не должен выходить за пределы осуществления гражданских прав, установленных ст. 9 ГК. В случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законодательством, собственник земельного участка, другой недвижимости обязан предоставлять право ограниченного пользования его имуществом другим лицам (ст. 268 ГК).

16 .конституционные основы права собственности на компоненты окружающей среды

ак и в любой иной области, в регулировании отношений собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды, признания, охраны и защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина Конституция РФ играет основополагающую роль. Эта роль предопределена тем, что в Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

При анализе Конституции России как источника права окружающей среды можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, и «чисто» экологические.

К общим относится норма, сформулированная в ст. 1: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство...». Характеристика РФ как правового государства означает, что в организации и деятельности государства, в том числе при подготовке и принятии экологически значимых решений, превалируют принципы права, а не мотивы политической и иной целесообразности. Один из наиболее существенных признаков правового государства это то, что власть связана правом, когда право превыше власти. Не случайно в некоторых странах вместо категории «правовое государство» используется понятие «господство права». С одной стороны, правовое государство исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и возложения насоответствующих субъектов обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто уполномочен на это конституцией и законами, причем в рамках определенных им предметов ведения и компетенции. Построение правового государства послужит мощным фактором установления строгого экологического правопорядка в России. С другой стороны, соблюдение требований права окружающей среды будет служить одним из критериев правового государства.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма также имеет непосредственное отношение к праву окружающей среды, прежде всего в части обеспечения соблюдения и защиты экологических прав каждого. «Достойная жизнь человека», которая должна обеспечиваться в социальном государстве, включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические компоненты. В той мере, в какой проблемы окружающей среды затрагивают экологические интересы человека, эти проблемы носят социальный характер. Соответственно последовательное их решение в интересах человека и общества с помощью средств права окружающей среды является инструментом создания в России социального государства.

Одна из наиболее существенных новаций основ конституционного строя России, установленных действующей Конституцией, связана с закреплением принципа разделения государственной власти в России на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Конституция закрепила не что иное, как разделение труда уполномоченных государственных органов на осуществление законодательной, исполнительной и судебной деятельности. Применительно к рассматриваемой сфере это - деятельность по формированию современного законодательства об окружающей среде, обеспечению его реализации, а также рационального природопользования и охраны окружающей среды, последовательному соблюдению, охране и защите экологических прав физических и юридических лиц. Соответствующие ветви власти при этом независимы одна от другой. Цель разделения властей - создание гарантий от произвола, обеспечение законности.

В Конституции РФ есть много иных норм общего характера, которые имеют отношение к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды, защиты прав человека. Например, положения ст. 71 и 72 о предметах ведения РФ и субъектов Федерации при принятии федеральных законов (п. «а» ст. 71); об обеспечении соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам (п. «а» ст. 72); о защите прав и свобод человека и гражданина. Принципиальное значение имеют также положения ст. 76 относительно собственного правового регулирования субъектов РФ (ч. 4) и соотношения законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, принимаемых по предметам совместного ведения, с Конституцией РФ и федеральными законами (ч. 5). В учебнике при рассмотрении конкретных тем даются ссылки на другие конституционные нормы общего характера как на источники права окружающей среды.

При характеристике Конституции РФ как источника права окружающей среды надо обратить особое внимание на специальные - экологические нормы. Многие из них закрепляют принципиально новые подходы к регулированию отношений собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды.

Одной из центральных по значимости является ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1). Данная норма определяет роль и место природных ресурсов, с учетом их естественных и экономических свойств, в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов, проживающих на соответствующих территориях*. Именно в этой норме закрепляется экологическая функция государства и субъектов-природопользователей. В соответствии с теорией права экологическая функция, или функция охраны окружающей среды, - одна из основных постоянных функций российского государства, рассмотренных в разд. II.1. С учетом роли природных ресурсов как основы жизни и деятельности людей природопользователи и государство призваны обеспечивать рациональное их использование и эффективную охрану на уровне, отвечающем жизненным потребностям общества.

__________________________

* Конституция Российской Федерации. Комментарий/ Под общ.ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994. С. 93.

Статья 9 Конституции РФ устанавливает также многообразие форм собственности на природные богатства. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Значение этой нормы особенно показательно на фоне соответствующих положений социалистических конституций России, устанавливавших исключительную собственность государства на землю, ее недра, воды и леса. Закрепляя право собственности на природные ресурсы иных субъектов, Конституция РФ 1993 г. поставила Россию в ряд современных государств и заложила правовые предпосылки для развития рыночной экономики.

Отношения собственности на природные ресурсы регулируются также в ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю - основное средство производства и операционный базис.

В той же статье провозглашается один из основных принципов рыночной экономики - свободы собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имущества. В соответствии с ч. 2 ст. 36 владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Закрепляя принцип свободы собственника, Конституция РФ воспроизвела принцип, воплощенный в конституциях передовых зарубежных государств, заключающийся в возможности ограничения свободы собственника земли и других природных ресурсов ради общего блага: он свободно владеет, пользуется и распоряжается природными ресурсами до тех пор, пока при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.

Конституция РФ закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Охрана окружающей среды - важный фактор обеспечения охраны здоровья. Гарантиями такого обеспечения являются в соответствии с ч. 2 ст. 41 финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

С учетом значимости последовательного решения вопроса об информировании населения об экологических опасностях немалый правовой смысл имеет норма ст. 41 Конституции об ответственности соответствующих должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3).

В развитие содержащегося в ст. 2 Конституции положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, она закрепляет в ст. 42 право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Политическое и юридическое значение этой нормы трудно переоценить. Конституционное признание экологических прав важно оценить и в контексте других статей общего характера Основного закона России. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Эта норма «связывает» органы законодательной, исполнительной и судебной властей провозглашенными Конституцией экологическими и иными правами каждого. Их признание, соблюдение и защита соответствующими государственными органами служит одним из существенных критериев эффективности и правомерности деятельности этих органов. В случае их бездействия и при наличии иных законных оснований граждане вправе обжаловать это в суде.

Определяя эколого-правовой статус человека и гражданина, наряду с правами, Конституция устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Правовая и моральная обязанность сохранять природу адресована как каждому жителю города, поселка и деревни в России, так и, что весьма важно, каждому, чья трудовая деятельность сопряжена с природопользованием и воздействием на окружающую среду. Именно от этой категории граждан зависит возможность обеспечения благоприятного состояния окружающей среды в процессе принятия экологически значимых решений, выполнения обычных трудовых обязанностей, связанных с охраной окружающей среды.

С учетом федеративного устройства России Конституция определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71) и совместного ведения РФ и субъектов Федерации (ст. 72) в области прав человека и гражданина, собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды. Так, в ведении Российской Федерации находятся:

· регулирование и защита прав человека и гражданина (п. «в»);

· федеральная государственная собственность и управление ею (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере) (п. «д»);

· установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития РФ (п. «е»);

· ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы (п. «и»);

· производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования (п. «м»);

· определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ (п. «н»);

· метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система; геодезия и картография (п. «р»), а также в соответствии со ст. 74 Конституции РФ - регулирование ограничения перемещения товаров и услуг, если это необходимо для защиты жизни и здоровья людей, охраны природы.

Очевидно, что к развитию и осуществлению права окружающей среды имеют отношение и некоторые другие предметы исключительного ведения России.

Обоснованно то, что защита экологических прав человека и гражданина, регулирование некоторых отношений собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды в целом отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. В совместном ведении находятся:

· вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»);

· разграничение государственной собственности (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере) (п. «г»);

· природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории (п. «д»);

· осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацияих последствий (п.«з»);

· земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. «к»);

· защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (п. «м»).

Помимо предметов совместного ведения субъекты Российской Федерации в соответствии со ст. 76 осуществляют собственное правовое регулирование.

Таким образом, в Конституции РФ определены основы и закономерности развития федеративной структуры законодательства об окружающей среде.

Наряду с Конституцией РФ к основным источникам экологического права относятся Федеративные договоры:

· о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации;

· о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации;

· о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.

Договоры были подписаны 31 марта 1992 г. Они определяют предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения РФ и субъектов Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды, как это было позднее урегулировано в Конституции РФ. Важным является положение договоров о том, что законопроекты РФ по предметам совместного ведения, направляются субъектам РФ. При принятии федерального закона в Государственной Думе РФ учитываются позиции субъектов Федерации.

Конституция РФ устанавливает приоритет конституционных норм - в случае несоответствия положений Договора Конституции РФ действуют положения Конституции.

17.понятие и виды права природопользования

«Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование. В основе жизни и существования человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы».
По мнению М.М. Бринчука, при оценке роли природопользования в рамках экологического права, необходимо иметь в виду, что оно не только удовлетворяет разнообразные потребности человека, но одновременно является мощным фактором негативного воздействия на природную среду.
В науке экологического права под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных, оздоровительных и иных.
В свою очередь, под правом природопользования понимают совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области использования полезных для человека свойств природной среды. Такие нормы содержатся прежде всего в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, о животном мире.
Право природопользования, как и право собственности рассматривается в двух основных качествах:
- как ключевой институт общей части экологического права (право природопользования в объективном смысле);
- как совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретенных определенным субъектом в связи с получением природного объекта в пользование (право природопользования в субъективном смысле). В науке экологического права выделяется ряд классификаций видов природопользования.
В зависимости от того, какие природные ресурсы являются объектами права природопользования, выделяются следующие виды природопользования (и соответственно - виды права природопользования):
- землепользование;
- водопользование;
- недропользование;
- пользование атмосферным воздухом;
- лесопользование;
- пользование растительным миром вне лесов;
- пользование животным миром.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, земельный фонд РФ делится на 7 категорий, каждая из которых имеет свое целевое предназначение, а именно:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса.
Кроме того, названные категории земель могут иметь внутреннюю структуру, конкретизирующую их назначение. Например, в состав земель особо охраняемых территорий и объектов входят земли:
- особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- природоохранного назначения;
- рекреационного назначения;
- историко-культурного назначения;
- иные особо ценные земли в соответствии с законодательством РФ (ст. 94 Кодекса).
Водный кодекс РФ (ст. 85) устанавливает, что водные объекты в Российской Федерации могут использоваться для следующих целей:
- питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- здравоохранения;
- промышленности и энергетики;
- сельского хозяйства;
- лесного хозяйства;
- гидроэнергетики;
- рекреации;
- транспорта;
- строительства;
- пожарной безопасности;
- рыбного хозяйства;
- охотничьего хозяйства;
- лесосплава;
- добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля;
- для иных целей.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О недрах», недра предоставляются в пользование для следующих целей:
- регионального геологического изучения, включающего региональные геологогеофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
- геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
- разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
- сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Кроме того, недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.
Согласно ст. 80 Лесного кодекса РФ, в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);
- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);
- пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
- пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;
- пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Федеральный закон «О животном мире» (ст. 34) предусматривает, что юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:
- охота;
- рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
- добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства. Имеется в виду отлов птиц, змей и других объектов в хозяйственных, коммерческих, эстетических и иных целях. Так, змей отлавливают для извлечения яда в целях изготовления лекарств;
- использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других (жуков, бабочек, муравьев и др.);
- изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания (наблюдение, мечение, фотографирование и др.);
- извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - поч-вообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.;
- получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (пуха птиц, меда, воска и т.п.).
Кроме того, законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром (ст. 34 Закона).
Специфическими видами использования атмосферы, согласно Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», являются потребление атмосферного воздуха для производственных нужд (ст. 41) и удаление загрязняющих веществ в процессе функционирования общества.
В зависимости от основания возникновения права природопользования выделяют общее и специальное природопользование, .
По признаку способа (условий) природопользования различают право природопользования, осуществляемое с изъятием или без изъятия природного ресурса из природной среды.
Кроме того, по признаку цели природопользования различают право природопользования в сельском хозяйстве, промышленности и энергетике, осуществляемое для нужд обороны, транспорта и иных целей.