Основные направления правоохранительной деятельности: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Правоохранительным органам Российской Федерации. Общая характеристика правоохранительной деятельности. Основные направления правоохранительной д

Выделение различных направлений правоохранительной деятельности обусловлено многообразием ее задач. Каждое из этих направлений осуществляется различными группами правоохранительных органов и имеет свои относительно самостоятельные задачи. Тем не менее все эти направления объединяет общая сущность правоохранительной деятельности, они тесно взаимозависимы и дополняют друг друга.

Необходимо выделить пять основных направлений правоохранительной деятельности:

  • 1) правосудие;
  • 2) прокурорский надзор;
  • 3) предварительное расследование уголовных дел;
  • 4) оперативно-розыскная деятельность;
  • 5) организационное обеспечение деятельности судов.

Рассмотрим в общих чертах систему правоохранительных органов в России.

Правосудие в России осуществляется только судами (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Суды как органы правосудия занимают наиболее важное место в системе правоохранительных органов. Право на судебную защиту гарантировано ст. 46 Конституции РФ. Судебная защита - основной механизм разрешения юридических конфликтов, защиты и восстановления нарушенных прав.

Так, правосудие как главное направление правоохранительной деятельности реализуется всеми судами, входящими в судебную систему России. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" судебную систему России составляют суды общей юрисдикции, осуществляющие рассмотрение подведомственных им гражданских, уголовных и административных дел, арбитражные суды, осуществляющие правосудие по экономическим спорам, а также Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Прокурорский надзор - это функция прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, за исполнением законов органами, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, судебными приставами, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Согласно ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации законов. Органы прокуратуры действуют в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Органы прокуратуры в настоящее время наделены весьма обширной компетенцией, включающей помимо прокурорского надзора также полномочия по уголовному преследованию, участию в рассмотрении дел судами, по координации деятельности по борьбе с преступностью, участию в правотворческой деятельности и международном сотрудничестве.

Предварительное расследование уголовных дел - это деятельность, осуществляемая прокурором, следователем и дознавателями с целью предварительного (досудебного) разрешения правовых вопросов по делу, прежде всего установления события и состава преступления, обвиняемых в его совершении лиц, то есть информации, необходимой для разрешения дела судом. Расследование именуется предварительным потому, что оно предшествует производству в суде, где проводится судебное следствие и принимается от имени государства решение по делу. Предварительное расследование осуществляется следователями и дознавателями различных правоохранительных органов - прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной противопожарной службы, органов службы судебных приставов.

Оперативно-розыскная деятельность согласно ст. 1 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ст. 2 указанного Закона). Эту деятельность осуществляют оперативные подразделения органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов, Службы внешней разведки, Министерства юстиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").

Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ, арбитражных судов - на Высший Арбитражный Суд РФ. Организационное обеспечение деятельности судов высшего звена - Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суд РФ осуществляется аппаратами этих судов. К этому направлению правоохранительной деятельности тесно примыкают призванные способствовать реализации правосудия функции по исполнению судебных решений и уголовных наказаний, обеспечению установленного порядка деятельности судов, которые возложены на органы Министерства юстиции РФ.

Ряд правоведов выделяют такие направления, как нотариат и адвокатура. Это неверно. Во-первых, нотариальная деятельность является удостоверительной по своему характеру и не может рассматриваться как правоохранительная. Кроме того, нотариальные конторы (как частные, так и государственные) не являются органами государственной власти.

Адвокатура тоже не является правоохранительным органом. Согласно п. 1 и п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляя свою деятельность на основе принципа независимости. Тем не менее адвокатура тесным образом связана с деятельностью правоохранительных органов и способствуют охране правопорядка, обеспечению прав и свобод личности.

Как правоохранительные органы рассматриваются частные детективные и охранные структуры. Их, нельзя ставить в один ряд с судом, органами внутренних дел и прокуратурой, так как на них не возложена ответственность за реализацию правоохранительной функции государства, и их деятельность не выходит за рамки, определяемые гражданско-правовыми договорами, заключаемыми этими организациями с их клиентами.

Вместе с этим большое число государственных и негосударственных организаций так или иначе связаны с применением права: это органы социального обеспечения, органы местного самоуправления, государственные фонды обязательного страхования и т.д., но их задачи мало связаны с охраной правопорядка, и носят более узкий характер. В связи с этим неприменимо излишне широкое толкование правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность - это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями, путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.

Конституционный контроль и правосудие занимают особое место в системе правоохранительных органов. Судебная власть, будучи самостоятельной ветвью государственной власти, имеет прямое отношение к деятельности иных правоохранительных органов. Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку правоправности их деятельности, в том числе и всех других правоохранительных органов. Судебная система РФ более подробно будет рассмотрена ниже.

К числу правоохранительных органов относятся Прокуратура РФ, органы внутренних дел РФ, органы обеспечения безопасности, органы контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы раскрытия и расследования преступлений, органы юстиции РФ, Таможенные органы РФ, адвокатура и нотариат.

Остановимся более подробно на органах прокуратуры РФ и милиции как структурном подразделении органов внутренних дел РФ, поскольку именно с этими органами гражданам чаще всего в жизни приходится соприкасаться.

Прокуратура РФ . Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, составляют прокуратуры субъектов Российской Федерации, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.

Кадры органов прокуратуры формируются в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», которым установлены требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок их приема на службу. Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Не может быть принято на службу лицо, если оно: имело или имеет судимость; имеет заболевание, которое препятствует исполнению служебных обязанностей; состоит в близком родстве или свойстве с работником прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью; отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Устанавливается определенный возрастной и профессиональный ценз: для должности прокурора города или района - 25 лет и стаж работы в органах прокуратуры не менее 3 лет. Для прокуроров субъекта Российской Федерации и приравненных к ним - 30 лет, стаж работы в прокуратуре не менее 5 лет.

Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации. Срок полномочий - 5 лет. Заместители Генерального прокурора назначаются Советом Федерации по представлению Генерального прокурора. При вступлении в должность Генеральный прокурор приносит присягу.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором по согласованию с органами государственной власти субъекта Федерации без указания срока их полномочий. Освободить их от должности может только Генеральный прокурор. Все остальные руководители прокуратур: районных, городских и приравненных к ним военных и специализированных прокуратур, а также руководители военных прокуратур округов, иных специализированных прокуратур областного звена-назначаются и освобождаются от должности Генеральным прокурором. Срок их полномочий не устанавливается.

Важным условием обеспечения независимости прокуроров и следователей при осуществлении ими своих полномочий является наделение их служебным иммунитетом. Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта. Любая проверка сообщения о факте совершенного ими право нарушения, возбуждение уголовного дела и производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Функции прокуратуры. Место и роль прокуратуры в государственном механизме реализуются в ее функциях. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит перечень основных функций прокуратуры (п. 2 ст. 1), которые в методологическом плане могут быть разделены на две группы: надзор за исполнением законов и иные направления деятельности.

Надзор за исполнением законов - главное направление деятельности прокуратуры. С его помощью решается широкий круг задач прокурорской деятельности: соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение действующих на территории страны законов, обеспечение единства и укрепления законности, прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов личности, общества и государства. В зависимости от субъектов и характера тех общественных отношений, в сфере которых осуществляется надзор прокуратурой за исполнением законов, можно выделить определенные отрасли прокурорского надзора.

Актами прокурорского реагирования на нарушение закона являются протест, представление, предостережение и постановление.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, имеет целью соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу ставит целью решение двух задач:

Законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

Соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

Иные направления деятельности прокуратуры: участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел; расследование преступлений и координация деятельности по борьбе с преступностью.

Расследование преступлений следователями органов прокуратуры - еще одно направление деятельности прокуратуры. Следствие производится по делам, отнесенным Уголовно-процессуальным кодексом к их компетенции.

Милиция в РФ как структурный элемент МВД РФ. Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных федеральными законами.

К основным задачам милиции отнесены: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных законом.

Закон «О милиции» особо подчеркнул обязанности милиции по обеспечению прав личности, уточнив и конкретизировав ряд положений:

Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению;

Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допускается лишь на основании и в порядке, прямо предусмотренных законом. Сотрудник милиции обязан разъяснить основания и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности;

Милиция обязана предоставлять задержанным возможность реализовать свое право на юридическую помощь, сообщать по их просьбе (а в случаях задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании родственникам, администрации по месту работы или учебы;

Милиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

Милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы.

В соответствии с федеральным законом милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности.

Криминальная милиция имеет основными задачами выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организацию и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В криминальную милицию входят подразделения: уголовного розыска; по борьбе с экономическими преступлениями; по налоговым преступлениям; по борьбе с организованной преступностью; оперативно-поисковые; специальных технических мероприятий; собственной безопасности и отряды милиции специального назначения; оперативно-розыскной информации.

В криминальную милицию также входят национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.

Милиция общественной безопасности имеет основными задачами обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрану собственности, общественного порядка, выявления, предупреждения, пресечения преступлений и административных правонарушений, раскрытия преступлений, по делам о которых предварительное следствие необязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.

В милицию общественной безопасности входят: дежурные части; участковые уполномоченные милиции; Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; специальные приемники для содержания арестованных в административном порядке; приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество; медицинские вытрезвители при органах внутренних дел; центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей; отряды милиции особого назначения; подразделения: вневедомственной охраны; патрульно-постовой службы; дознания; по делам несовершеннолетних; по охране дипломатических представительств и консульств; лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства; охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

Надзор за законностью деятельности милиции осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Адвокатура и нотариат. Правовое обеспечение и правовая помощь - составляющая часть мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функция адвокатов - оказание юридической помощи в форме консультаций, защиты на следствии и в уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.

Негосударственная правоохранительная деятельность осуществляется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан. которые функционируют самостоятельно или в помощь государственным органам, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим, и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов (частная охранная и детективная деятельность).

2. Суд как орган судебной власти. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке присяжных и арбитражных заседателей.

Суд - это государственный орган, занимающий особое положение в системе российского государственного механизма, самостоятельный и независимый от иных органов государственной власти, учреждаемый в порядке, установленном Конституцией РФ и федеральным конституционным законодательством, основной задачей и функцией которого является отправление правосудия.

Суду представлены исключительные полномочия по осуществлению правосудия на основе непосредственного всестороннего, полного, объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного судебного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон.

3. Судебная система РФ: понятие, общая структура. Судебная система - совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями, основ построения и организации деятельности с учетом федеративного и административно-территориального устройства Российской Федерации, единства федерального законодательства.

Судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд РФ;

Верховный Суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд РФ и все федеральные арбитражные, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.

Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и др.;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации.

Верховный Суд РФ возглавляет подсистему судов общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью, дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Особое место в системе правовых знаний занимают разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики. Создаваемая Верховным Судом РФ совокупность разъяснений представляет собой нормативно-информационную систему, способствующую научно обоснованному познанию судьями правовых норм при их применении.

В иерархии судебных актов, содержащих разъяснения по вопросам судебной практики, наиболее значимы постановления Пленума Верховного Суда РФ как высшего судебного органа РФ по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

В комплекс федеральных судов общей юрисдикции включается также группа военных судов , осуществляющих судебную власть в Вооруженных Силах РФ и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Этим судам подведомственны административные и гражданские дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц; а также дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие. Военные суды поднадзорны Верховному Суду РФ (ФКЗ "О военных судах Российской Федерации").

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВАС РФ является также организационным центром системы арбитражных судов (ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах и др.).

ВАС РФ как судебный орган первой инстанции рассматривает лишь две группы дел:

а) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

б) экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Федерации.

Кроме того, он рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. До сих пор Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ни одного дела по первой инстанции не рассматривал.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ, создаются на основе законов субъекта РФ и осуществляют правосудие в соответствие с компетенцией, установленной законодательством субъекта РФ и РФ.

4. Звено судебной системы: понятие, виды. С точки зрения организационных связей, систему судов принято делить на звенья. Суды с различным объемом компетенции составляют различные звенья судебной системы. Деление на звенья показывает вертикальную взаимосвязь всех судебных органов судебной системы РФ и обеспечивает ее единство и взаимообусловленность.

Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией. С этих позиций всю систему (подсистему) можно разделить на три звена (вида): основное, среднее, высшее. Суды среднего и высшего звена судебной системы, правомочные проверять законность и обоснованность решений судов низшего звена, принято называть вышестоящими, а суды, чьи решения (постановления) могут быть предметом проверки, - нижестоящими.

Выделяют следующие звенья судебной системы судов общей юрисдикции:

1) основное звено - районные (городские) суды; 2) среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды федерального подчинения в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов; 3) высшее звено - Верховный Суд РФ. Мировые судьи по мере их образования, вероятно, будут дополнять основное звено.

Военные суды РФ включают следующие звенья:

1) основное звено - гарнизонные военные суды РФ; 2) среднее звено - окружные (флотские) военные суды РФ; 3) высшее звено – Верховный Суд РФ (военная коллегия ВС РФ).

Звенья арбитражных судов РФ:

1) основное звено - арбитражные суды субъектов РФ; 2) среднее звено - окружные арбитражные суды РФ; 3) высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Конституционный Суд РФ, являясь единственным в своем роде судебным органом со своей специфической функцией, не образует своей подсистемы и соответственно не имеет звеньев.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ не являются по отношению к Конституционному суду РФ нижестоящими, так как они относятся к судам субъектов РФ, и ни в какие соподчиненности не входят, впрочем, как и мировые судьи.

Таким образом, деление судебных органов на звенья характерно для системы федеральных судов РФ (исключение составляет Конституционный суд РФ).

· Особое место в системе правоохранительных органов занимают конституционный контроль и правосудие. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.

· Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.

· В России функционирует система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи – суды субъектов РФ. При Верховном Суде рФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности.

· Прокурорский надзор включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, составляют прокуратуры субъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.

· Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, таможенные службы. Министерство юстиции участвует в обеспечении нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, организует исполнение судебных постановлений, лицензирует оказание правовых услуг, регистрирует уставы общественных объединений и др.

· Выявление и расследование преступлений – особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц, входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и таможенных служб. Их задачи – выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.

· Правовое обеспечение и правовая помощь – составляющая часть мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функции адвокатов – оказание юридической помощи в форме правовых консультаций, защиты на следствии и уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.



· Негосударственная правоохранительная деятельность реализуется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно или в помощь государственным органам, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

2 Правоохранительные органы: понятие, задачи и система.

Защита прав и свобод гражданина и человека – конституционная обязанность государства. Полномочия по их охране возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Что же следует считать правоохранительными органами? Сам термин «правоохранительные органы» в последнее время активно используется законодателем. Однако ни в одном нормативном акте данное словосочетание не расшифровывается. В связи с этим перед авторами настоящего пособия стоит задача сформулировать свое собственное определение данного термина.

Прежде всего рассмотрим признаки, которые выделяют правоохранительные органы из общей массы социальных образований.

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Охрана права подразумевает: а) восстановление нарушенного права; б) наказание правонарушителя; в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя. Как явствует из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления. Однако представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.



Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

Нарушенное право порождает обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения. Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

Отсюда вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы – это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое). Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.

Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О милиции», «О Прокуратуре Российской Федерации, „О Федеральной службе безопасности“ и т. д.

Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Вместе с тем есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

К признакам второй очереди относятся:

– право применения норм уголовного закона;

– осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности милиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.

Для того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов и в то же время показать, что в узком понимании они не являются правоохранительными, представители нижегородской школы процессуалистов (в частности, В. Т. Томин) ввели особый термин «квазиправоохранительные органы». Этот термин образован при помощи латинской приставки «квази-», имеющей два значения: а) мнимый, ненастоящий; б) почти, близко. В данном случае указанная частица применена во втором значении.

Таким образом, квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

Введение 2
Глава 1 Понятие и развитие правоохранительной деятельности в России 5
1.1 Конституционный контроль в системе правоохранительной деятельности Российской Федерации 5
1.2 Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи 7
Глава 2. Основные направления правоохранительной деятельности 13
2 .1. Расследование преступлений как основная функция правоохранительной деятельности 13
2.2 Контроль в системе правоохранительной деятельности Российской Федерации 19
2.3 Прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и Министерство юстиции 23
Заключение 29
Список использованных источников 31
Задача: 33

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что правоохранительная деятельность в любом государстве является той необходимой основой для соблюдения прав и свобод человека. Это гарантия спокойной жизни народа в правовом государстве.
Наказание виновного за совершение преступление, восстановление нарушенных прав является необходимым элементом для функционирования современного правового государства.
Государство как политико-территориальная организация власти при любом режиме, любой форме своей организации имеет центростремительную направленность своих действий, поскольку в системообразующий элемент — власть коренным образом вплетена идея контроля над ситуацией.
Как бы то ни было, власть предполагает прямое выражение воли держателей этой власти и способности добиться исполнения этой воли независимо от того, кто и как относится к этому, различными способами: законодательным закреплением системы ценностей и механизмов реализации тех или иных правоотношений, деятельностью по обеспечению законодательно закрепленных ценностей, прав, свобод и, безусловно, обязанностей.
Государство разрабатывает и внедряет механизмы влияния на различные процессы повседневной жизнедеятельности. Иначе говоря, регулирует их.
При этом создание законодательной и нормативной базы является основным элементом такого регулирования, обеспечивая платформу последующих государственных действий.
Деятельность государства приобретает, таким образом, правовой характер. Государство, имея перед собой множество разнообразных по содержанию задач, призвано решать их в целях развития общества, достижения максимально положительного эффекта в обеспечении комфортного и удобного существования своих граждан. Это достигается весьма разнообразными способами. Нас в данном исследовании, поскольку речь идет о правовом характере государства и правах и свободах как высшей демократической ценности, интересуют вопросы, связанные с обеспечением этого правового характера. То есть вопросы правоохраны.
В данной сфере правоотношений, должен быть разработан действенный механизм, который бы позволил максимально эффективно осуществлять правоохранительную деятельность по всем направлениям.
Целью настоящей курсовой работы является комплексный анализ форм правоохранительной деятельности.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач, а именно:
1. Рассмотреть эволюция теоретических взглядов о правоохранительной деятельности;
2. Проанализировать правоохранительную деятельность, ее признаки, понятие и задачи;
3. Рассмотреть понятие значение оперативно-розыскной деятельности;
4. Охарактеризовать предварительное расследование;
5. Проанализировать конституционный контроль в системе правоохранительной деятельности Российской Федерации;
6. Изучить осуществление правосудия в системе правоохранительной деятельности Российской Федерации;
7. Проанализировать прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов.
Объектом работы выступают общественные отношения, которые возникают в результате осуществления правоохранительной деятельности.
Предметом изучения являются нормативно-правовые акты, которые определяют понятие, задачи, формы правоохранительной деятельности в Российской Федерации.
Методологическую основу работы составляют диалектический метод познания, теоретический и правовой анализ, сравнительный анализ, обобщение и т.п.
Структура настоящей работы построена на основании поставленных цели и задач и состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка литературы.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 18.03.2014) // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3349
3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об оперативно-розыскной деятельности» //Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. N 33. ст. 3349,
4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.02.2014) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995, N 47, ст. 4472.

Научная литература

5. Артемьев А.М. Государственная правоохранительная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение: Дис. … д.ю.н. М.: 2011.
6. Безлепкин Б.Т.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации(постатейный). М.:»Проспект», 2012.
7. Бывальцева С.Г. Современная концепция развития российской прокуратуры // Бизнес, Менеджмент и Право. 2013. N 2.
8. Виданов А.М. Предварительное расследование в форме дознания: проблемы законодательного регулирования // Российский судья. 2013. N 9.
9. Гулягин А.Ю. Характеристика правоохранительной деятельности и осуществляющих ее органов // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 5.
10. Гулягин А.Ю. Прокуратура в системе органов государственного контроля // Юридический мир. 2012. N 12.
11. Лабоцкая Р.Е. Соотношение правоохранительной и контрольно-надзорной функций государства // Административное право и процесс. 2013. N 8.
12. Мельников Н.В. К вопросу о необходимости конституционного закрепления контрольной власти в России // Журнал конституционного правосудия. 2012. N 4.
13. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / В.К. Бобров, В.П. Божьев, С.В. Бородин и др.; под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2011.
14. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под общ. ред. А.В. Смирнова // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения 02.04.2014.
15. Соколова О.С. Объекты унификации норм законодательства о правоохранительной службе // Административное и муниципальное право. 2013. N 8.
16. Степаненко Ю.В. Правоохранительная деятельность: эволюция теоретических взглядов // Современный юрист. 2013. N 3 (Июль-Сентябрь).

Год: 2015

Общий объем: 33 стр.

Содержательная сторона правоохранительной деятельности часто суживается, ограничивается уголовно-правовыми мерами борьбы с преступностью. Иногда к этому добавляется и деятельность по поддержанию порядка: патрулирование на улицах и в общественных местах, контроль за проведением массовых мероприятий (уличных шествий, митингов, пикетирования). Безусловно, упомянутые меры можно считать составной частью правоохранительной деятельности, но правоохрана включает и многие другие функции: защиту политических, имущественных;-социальных и других прав граждан, обеспечение законности функционирования государственных структур, хозяйственных органов и общественных формирований и т.п.
Иногда, наоборот, просматривается тенденция включения в содержание правоохранительной деятельности многих функций обеспечения национальной безопасности страны с присущими ей мерами по предотвращению политических, экономических, военных угроз. Столь широкий подход размывает установленные Конституцией РФ и действующим законодательством границы правоохранительной деятельности, по существу стимулирует силовые методы воздействия, игнорируя рамки и принципы применения мер юридической ответственности, свойственных правовому демократическому государству.
Отнесение к мерам правоохраны обеспечений национальной безопасности, т.е. предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), игнорирует участие населения и органов местного самоуправления. Между тем практика показывает, что многие проблемы укрепления правопорядка могут и должны решаться при активной поддержке населения и местных сообществ, так как чем ближе правоохрана к источникам возникновения и конечной реализации прав, тем выше эффективность самой правоохранительной функции.
Еще одна проблема связана с объемом правоохранительной деятельности. Известно, что отдельные должностные лица и подразделения государственных структур наделены правом проводить некоторые действия, связанные с обеспечением правоохраны. Правом ведения дознания обладают капитаны кораблей дальнего плавания, начальники зимовок, командиры воинских частей, руководители подразделений пограничной службы. Однако с учетом места и роли такой деятельности в общем объеме выполняемых ими функций (у капитанов - организация морских перевозок, у командиров воинских частей - боевая подготовка, у пограничников - обеспечение охраны границы и тд.) эти должностные лица и органы не принято относить к числу правоохранительных органов, рассматриваемых в рамках данной учебной дисциплины.
С учетом изложенного можно определить основные направления (функции) правоохранительной деятельности, органы и организации, ее осуществляющие.
Конституционный контроль и правосудие занимают особое место в системе правоохранительных органов. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдения принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.
Судебная власть, будучи самостоятельной ветвью государственной власти, имеет прямое отношение к деятельности иных правоохранительных органов. Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку правоправности их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.
В Российской Федерации функционируют система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи - суды субъектов РФ. При Верховном Суде РФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности (подготовка кадров, финансирование, снабжение и т.д.). Не рассматривая такого рода функцию (кстати, свойственную и для других правоохранительных органов) как самостоятельное направление правоохранительной деятельности, подчеркнем ее важное значение для нор-мального функционирования правосудия.
Прокурорский надзор как самостоятельное направление правоохранительной деятельности включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, составляют прокуратуры рубъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.
Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная таможенная служба РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков.
Несколько иные функции, также связанные с правоохраной, осуществляет Министерство юстиции РФ и подведомственные ему федеральные службы путем участия в обеспечении нормстворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти. Также Министерство юстиции РФ организует исполнение судебных постановлений (приговоров и решений), лицензирует оказание правовых услуг, регистрирует уставы общественных объединений и др.
Выявление и расследование преступлений - особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц {оперативных сотрудников, дознавателей, следователей), входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел (милиции), Федеральной службы безопасности РФ, органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и таможенных служб. Их задача - выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.
Правовое обеспечение и правовая помощь - составляющие части мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функция адвокатов - оказание юридической помощи в форме правовых консультаций, защиты на следствии и в уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.
Негосударственная правоохранительная деятельность осуществляется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно или в помощь государственным Органам, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов (частная охранная и детективная деятельность).
Основные направления деятельности (функции) правоохранительных органов предопределяют их роль и место в системе государственных органов. В основе такого распределения установленные Конституцией РФ принцип разделения властей, полномочия Президента РФ, Парламента РФ, Правительства РФ, предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ, конституционные основы деятельности местного самоуправления, иных публично-правовых структур и общественных объединений граждан.
Особая роль суда в системе правоохранительных органов определяет его значение и место в государстве. В соответствии с конституционным принципом разделения властей суд самостоятельно осуществляет возложенные на него полномочия, не подчинен и неподконтролен каким-либо иным,органам государства и обеспечивает судебный контроль за их деятельностью.
Иногда высказываются мнения о том, что суд в силу своего особого положения не может входить в систему правоохранительных органов, так как это ставит его в зависимость от органов исполнительной власти. Такую оценку нельзя признать обоснованной. От-1 несение суда к органам правоохраны не лишает его независимости 1в силу установленных законом правил осуществления правосудия и "защиты статуса судьи, а исключение суда из числа органов правоохраны лишает суд, а значит и другие правоохранительные органы, возможности реально осуществлять правоохранительную функцию, что, конечно, неприемлемо.
Специфика взаимоотношений судрвс другими государственными органами заключается в том, что они, осуществляя судебный контроль, вправе требовать устранения допущенных нарушений закона, вносить предложения по совершенствованию законодательства, направленного на укрепление законности и правопорядка.
Конституционный Суд РФ, признав не соответствующими Конституции РФ те или иные акты законодательства, принимает решение о прекращении их действия и контролирует его выполнение до достижения реального результата. В определенных случаях принимает решение о необходимости устранения правового вакуума, втом числе и путем использования своего права на законодательную инициативу.
Суды общей юрисдикции и арбитражные суды контролируют обязанность исполнять принятые ими постановления (приговоры, решения) по уголовным, гражданским и арбитражным делам. Также эти суды на основе установленных в судебном заседании фактических обстоятельств совершенного правонарушения вносят в государственные органы, учреждения и организации частные определения об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.
Место прокуратуры в системе органов государственной власти определяется ее статусом единой, независимой, централизованной системы. По мнению большинства специалистов и ученых, прокуратура не входит ни в одну из ветвей государственной власти, а относится к механизму системы сдержек и противовесов, обеспечивающих деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля.
Сказанное не исключает различных форм взаимоотношений прокуратуры с государственными органами. В актах прокурорского надзора, направляемых руководителям государственных органов, учреждений и организаций, содержатся требования об устранении нарушений закона и принятии мер по укреплению правопорядка. Представители прокуратуры участвуют вработе совещаний, проводимых федеральными и региональными органами государственной власти; входят в состав различных координационных органов (например, межведомственных комиссий Совета безопасности); о мерах по борьбе с правонарушениями прокуроры обязаны информировать органы власти и население.
Органы охраны порядка и безопасности: Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ и другие, а также Министерство юстиции РФ - входят в систему федеральных органов государственной власти, подчинены и подконтрольны Президенту РФ и Правительству РФ. Действующее законодательство определяет рамки их самостоятельности и ответственности за выполнение поставленных задач.
Взаимоотношение органов охраны порядка и безопасности с другими государственными органами многоплановой конструктивно. Способствует их общему участию в укреплении правопорядка совместная работа в президентских и правительственных комиссиях (по борьбе с терроризмом, правонарушениями несовершеннолетних, коррупцией, распространением наркотиков и т.п.).
В соответствии с Конституцией РФ охрана общественного порядка возлагается также на органы местного самоуправления (ст. 132). Как известно, меры по созданию муниципальной милиции (полиции), проводимые в течение последнихлет, не привели к принятию окончательного решения. Проблемы, которые обсуждались, сводились к определению места органов охраны общественного порядка в системе муниципальной власти, их координации с деятельностью органов внутренних дел (милиции) и к государственному контролю. В этой связи отметим, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и взаимодействие может строиться на основе судебного контроля и ответственности за принимаемые решения.
Место в системе органов государства таких публично-правовых структур, как нотариат и адвокатура, определяется их правовой природой как общественных самоуправляющихся организаций.-консти-туционной нормой о праве каждого на квалифицированную юридическую помощь (ст. 46,48 Конституции РФ).
Место и роль негосударственных правоохранительных организаций определяется самостоятельностыр, т.е. они свободны в установлении целей, форм и методов своей деятельности, и обязанностью органов государственной власти соблюдать их права и интересы, оказывать необходимую поддержку в решении вопросов, связанных с их участием в укреплении законности и правопорядка.
Государственный контроль и вмешательство ограничены регистрацией уставов общественных организаций и наблюдением за его выполнением в рамках Конституции РФ и действующего законо-I дательства. В случае возникновения разногласий конфликтная ситуация разрешается путем обращения в суд.