Основные задачи и ресурсы инженерно-технической службы. Организация технической эксплуатации зданий Организация деятельности технической службы

Система технической эксплуатации (СТЭ) сети оператора связи - это совокупность методов и алгоритмов технического обслуживания ОТЭ на сети, технические средства связи и программно-технические средства, а также технический персонал, обеспечивающие функционирование сети с требуемыми качественными показателями.

На сетях ОП организуются соответствующими операторами этих сетей СТЭ междугородных сетей (СМП) и СТЭ зоновых сетей (ЗПС), которые при выполнении мероприятий ТЭ взаимодействуют друг с другом.

СТЭ первичной сети строится по территориально-иерархическому принципу с числом иерархических уровней, определяемым конкретными условиями технической эксплуатации и масштабами обслуживаемой сети.

На всех иерархических уровнях СТЭ могут функционировать:

  • системы оперативно-технического обслуживания (СОТО) – для аналоговых и цифровых первичных сечей, организованных на основе ЦСП ПЦИ;
  • центры технической эксплуатации (ЦТЭ) - для цифровых первичных сетей, организованных на основе ЦСП СЦИ.

Эти и другие структуры технической эксплуатации организуются на основе технических служб операторов сетей.

СТЭ СМП представляет распределенную по всей территории Российской Федерации систему, которая содержит четыре следующих иерархических уровня:

  • федеральный уровень, на котором организован Главный центр управления междугородными связями и телевидением (ГЦУМС), обеспечивающий проведение единой технической политики в части технической эксплуатации и организацию технической эксплуатацией СМИ на территории всей страны;
  • территориальный уровень, на котором организованы территориальные центры междугородных связей и телевидения (TЦМС), обеспечивающие техническую эксплуатацию СМП на обслуживаемых ими территориях;
  • узловой уровень, на котором организованы технические узлы междугородных связей и телевидения (ТУСМ), выполняющие задачи технической эксплуатации СМП на обслуживаемых ими территориях;
  • цеховой уровень, на котором организуются цеха, осуществляющие техническую эксплуатацию закрепленного участка СМП.

Для выполнения функций в автоматизированном режиме все уровни СТЭ СМП оснащаются программно-техническими комплексами (ПТК). Взаимодействие между различными иерархическими уровнями СТЭ СМП и СТЭ других сетей осуществляется с использованием каналов служебной телефонной связи и информационной сети передачи данных.

СТЭ 3ПС организуются соответствующими операторами региональных сетей электросвязи. Количество иерархических уровней организационной структуры каждой СТЭ ЗПС определяется конкретными условиями построения первичной сети. В общем случае СТЭ ЗПС содержит два иерархических уровня: верхний и нижний.

Для автоматизации процессов технической эксплуатации все уровни системы технической эксплуатации ЗПС оснащаются ПТК. Каждый иерархический уровень СТЭ ЗПС содержит базу данных своей зоны обслуживания для выполнения всех функций, возложенных на данный уровень СТЭ ЗПС. Взаимодействие между различными иерархическими уровнями СТЭ ЗПС и СТЭ других сетей осуществляется с помощью каналов служебной телефонной связи и информационной сети передачи данных, которая должна быть защищена от несанкционированного доступа.

1.4.2 Системы управления

Система управления первичной сетью оператора связи предназначена для обеспечения нормального функционирования первичной сети при любых изменениях ее состояния, эффективного использования всех ее возможностей в интересах вторичных сетей и других пользователей, сокращения времени восстановления трактов и каналов передачи и повышения производительности труда технического персонала.

С учетом поэтапного характера цифровизации ЕСЭ РФ на первичных сетях могут использоваться следующие модификации систем управления:

  • система (автоматизированная) оперативно-технического управления (СОТУ, АСОТУ) - для аналоговых и наложенных цифровых сетей на основе ЦСП ПЦИ;
  • самостоятельная распределенная сеть управления электросвязью (СУЭ) -для современных средств электросвязи.

В зависимости от статуса первичной сети (CMП или 3ПС) используются различные системы СОТУ (АСОТУ).

СОТУМС обеспечивает оперативно-техническое управление СМП и междугородными вторичными телефонной и телеграфной сетями ОП, каналами междугородного телевизионного и звукового вещания, фотогазетными трактами на территории Российской Федерации.

СОТУЗС обеспечивает оперативно-техническое управление ЗПС и зоновыми вторичными телефонной и телеграфной сетями в пределах одного субъекта Российской Федерации (республики, края, области, и т.д.).

СОТУМС и СОТУЗС построены по иерархическому принципу и осуществляют управление через свои структурные подразделения.

Для оперативно-технического управления ЗПС в рамках СОТУЗС организуются следующие подразделения:

  • служба оперативного управления (СОУ) ОАО «Электросвязь»;
  • узловой пункт управления (УПУ), функционирующий под руководством СОУ ОАО «Электросвязь» или СОУ ОАО выделенной междугородной телефонной станции (МТС) и при экстремальных ситуациях оперативно подчиняющийся ТЦМС;
  • информационно-исполнительный пункт (ИП), функционирующий под руководством УПУ и выполняющий функции по оперативно-техническому управлению и техническому обслуживанию предприятия ЗПС.

Организационно СОТУМС представляет собой территориально разнесенную многоуровневую иерархическую структуру и включает в себя подсистемы управления следующими видами сетей связи:

  1. СМП (с разделением на аналоговую и цифровую сети);
  2. сетью тактовой сетевой синхронизации (ТСС);
  3. вторичными сетями:

а) междугородной телефонной сетью (с разделением на сети с аналоговыми и цифровыми станциями коммутации);

б) междугородной телеграфной сетью общего пользования;

в) междугородной сетью распределения программ телевизионного вещания;

г) междугородной сетью распределения программ звукового вещания.

Каждая из этих подсистем управления имеет соответствующее количество уровней иерархии, соответствующее количество и размещение центов управления в зависимости от назначения, размеров и разветвленности управления сетей.

Обмен информацией и подача команд между подразделениями СОТУ осуществляются в соответствии с установленными алгоритмами оперативно-технического управления сетями электросвязи.

Общий вид взаимосвязи между СУЭ и сетью электросвязи приведен на рисунке 1.4. Операционные системы обеспечивают выполнение функций СУЭ но обработке, хранению и поиску управляющей информации. Рабочие станции обеспечивают взаимодействие технического персонала первичной сети с сетью управления через стык типа F (физический уровень передачи данных в компьютерной сети). В качестве рабочих станций используются стандартные или специализированные компьютерные комплексы. Сеть передачи данных предназначена для организации связи между сетевыми элементами, операционными системами и другими компонентами СУЭ через стыки типа Q (уровни сетевой и выше передачи в компьютерной сети).

С функциональной точки зрения СУЭ является самостоятельной выделенной сетью, которая взаимодействует с управляемой сетью электросвязи для получения информации и управления работой сети. Основным принципом построения СУЭ является обеспечение общей архитектуры для обмена информацией управления по стандартным стыкам.

СУЭ строится по иерархическому принципу, показанному на рисунке 1.5. Для целей технического обслуживания сети функциональность управления СУЭ может рассматриваться разделенной на уровни: управления элементами сети, управления сетью, управления услугами, управления бизнесом.

Каждый указанный уровень ограничивает процесс управления в пределах определенных границ, имеет свою информационную модель и структуру и взаимодействует с другими уровнями.

Уровень управления элементами сети осуществляет контроль и непосредственное управление элементами сети и является источником информации о состоянии элементов сети для следующих уровней.

Уровень управления сетью осуществляет функции по управлению сетью или ее участков, включающих географически разнесенные элементы сети. Этот уровень взаимодействует с уровнем управления услугами по вопросам качества, развития сети и т.д.

Уровень управления услугами осуществляет функции по взаимодействию с другими операторами, с поставщиками услуг и пользователями. Этот уровень управления является административным и взаимодействует с уровнем управления бизнесом.

Управление конфигурацией

Управление устранением неисправностей

Управление качеством передачи

Управление расчетами

Управление защитой информации

Уровень управления бизнесом осуществляет функции общей деятельности оператора, связанные с предоставлением услуг электросвязи, и выполняет координацию работ по бизнесу. Этот уровень является уровнем управления оператора и взаимодействует с уровнем управления услугами.

Система управления охватывает вес функциональные области управления сетями, обеспечивающие поддержку оператора в его деятельности, а также управление сетями в чрезвычайных ситуациях (см. рисунок 1.5).

Управление конфигурацией включает планирование, формирование и развитие управляемой сети, установку и ввод в эксплуатацию нового оборудования, установление и изменение соединений между элементами сети, предоставление сетевых ресурсов пользователям и т.д.

Управление устранением неисправностей включает обнаружение, локализацию, регистрацию и устранение неисправностей в сети и т.д.

Управление качеством передачи включает сбор, обработку, регистрацию, храпение и отображение статистических данных о функционировании сети и ее элементов, анализ качественных показателей и т.д.

Управление расчетами включает сбор и учет предоставляемых услуг связи, начисление платы за их использование, подготовку, рассылку и контроль оплаты счетов и т.д.

Управление защитой информации включает (обеспечение конфиденциальности и целостности передаваемой информации, выдачу сигналов тревоги при несанкционированном доступе к информации и т.д.

На каждом уровне управления функции по управлению выполняются определенными организационно-техническими структурами (например, службами предприятий) в разном функциональном объеме в зависимости от содержания решаемых задач.

11. Основные задачи и ресурсы инженерно-технической службы

Основные задачи ИТС автомобильного транспорта на различных уровнях управления (федеральном, отраслевом, региональном, хозяйственном) могут быть сведены к следующим.

Техническая политика должна обеспечивать требуемый уровень работоспособ­ности автомобильного парка, безопасность движения, экологичные и ресурсосбе­регающие пути развития. Техническая политика реализуется через хозяйственный механизм и законодательство, предусматривающие: рентабельность предприятий и хозяйственный расчет; отраслевые, региональные и местные программы; систему прогрессивной нормативной, проектной и технологической документации.

2. Разработка и доведение до исполнителей целей, нормативно-технологиче­ской и проектной документации , обеспечивающей реализацию технической политики.

3. Планирование, организация, управление техническим обслуживанием, ремонтом и хранением подвижного состава автомобильного транспорта. Ресурсное и оперативное корректирование нормативов с учетом условий эксплуатации.

4. Создание, совершенствование и рационализация производственно-техниче­ской базы и проведение мер по ее поддержанию, реконструкции и техническому перевооружению, механизации и роботизации технического обслуживания, ремонта, хранения и заправки.

5. Организация материально-технического обеспечения и хранения запасных частей, эксплуатационных материалов, технологического оборудования.

6. Разработка мероприятий по экономии всех видов ресурсов, и в первую очередь трудовых и топливно-энергетических, а также капитальных вложений . Сбор, повторное использование и регенерация отходов.

7. Анализ технического состояния подвижного состава автомобильного транс­порта, производственно-технической базы, технологического оборудования, производственных запасов .

8. Организация внутрихозяйственного учета технического обслуживания и ремонта подвижного состава, технологического и другого оборудования, элементов производственно-технической базы.

9. Управление возрастной структурой автомобильных парков. Составление плана поставок и списания автомобилей и технологического оборудования. Раз­работка рекомендаций по использованию автомобилей с учетом их конструкции, технического состояния и условий эксплуатации.

10. Комплектация ИТС персоналом, повышение квалификации, улучшение условий труда, совершенствование нормирования, морального и материального стимулирования персонала.

11. Подготовка предприятий к приему и эффективной эксплуатации автомоби­лей новой конструкции, использованию новых эксплуатационных материалов, оборудования, компьютерной и сетевой техники.

12. Обобщение, распространение и реализация передового опыта технической эксплуатации.

13. Организация внутрихозяйственных договорных отношений со службой перевозок в комплексных предприятиях. Предъявление требований к службе пере­возок и контроль за соблюдением правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта на линии. Оценка влияния водителей на работоспособность автомобилей и повышение их квалификации.

14. Предъявление требований (заказа) к производителям транспортной техни­ки и материалов по совершенствованию конструкции подвижного состава, качеству эксплуатационных материалов, масштабам и качеству строительства и эксплуата­ции дорог. Организация контроля качества подвижного состава, приобретаемых эксплуатационных материалов и запасных частей.

15. Модернизация и переоборудование подвижного состава, изготовление некоторых типов специализированного подвижного состава, производство которых пока не освоено промышленностью. Восстановление и частичное изготовление ограниченной номенклатуры деталей, материалов и оборудования.

16. Организация работы предприятия в особых условиях.

11.1 Ресурсы инженерно-технической службы

Для эффективного функционирования ИТС должна располагать, определенной материально-технической базой и ресурсами.

1. Интеллектуальные ресурсы в виде накопленных системой (отраслью, груп­пой предприятий, конкретным АТП) и персоналом научно обоснованных и про­веренных производством знаний:

· стратегий и тактик обеспечения работоспособности автомобилей, обобщен­ных системой ТО и ремонта;

    методов, технологий и принципов управления производством ТО и ремонта; нормативов технической эксплуатации и методов их корректирования; прогнозов развития автомобильного транспорта и ТЭА, основных направ­лений, темпов и масштабов реализации нововведений; уровней развития соответствующих отраслей науки, передового отечествен­ного и зарубежного опыта.

Носителями и инициаторами формирования интеллектуальных ресурсов явля­ются научные работники, управленческий и инженерный состав предприятий и организаций автомобильного транспорта и учебных учреждений. Интеллектуаль­ные ресурсы являются основным источником при подготовке специалистов и повышении их квалификации.

2. Материально-техническая или производственно-техническая база, включающая в себя здания, сооружения, технические средства для хранения, заправки, технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Состояние производственно-технической базы оказывает существенное влия­ние на показатели эффективности ТЭА и необходимые ресурсы, харак­теризуется уровнем обеспеченности, представляющим собой отношение фактиче­ских и нормативных показателей. Для характеристики ПТБ применяются обоб­щающие показатели, например капиталовложения в ПТБ, приходящиеся на один автомобиль, соотношение стоимости активной (подвижной состав) и пассивной (производственная база) частей фондов.

К частным показателям относятся: число рабочих постов, приходящихся на 1 млн. км суммарного пробега; площади производственно-складских и вспомогательных помещений на один автомо­биль, площади стоянок на одно место хранения, уровень механизации работ ТО и ремонта и др. Нормативы на приведенные показатели определяют­ся с учетом типа подвижного состава, условий эксплуатации, размера, струк­туры и специализации ПТБ.

Анализ состояния ПТБ конкретных предприятий рекомендуется проводить не только в целом, но и поэлементно, т. е. конкретных цехов, участков, зон, что обеспечивает выявление объектов, во-первых, оказывающих главное влияние на показатели эффективности ТЭА, во-вторых, не соответствующих нормативам и требующих первоочередной реконструкции, расширения или технического перевооружения.

3. Подвижной состав определенных технико-эксплуатационных свойств, явля­ющийся предметом труда ИТС.

На организацию и технологию ТО и ремонта, на потребность в производст­венно-технической базе, материальных и трудовых ресурсах влияют следующие основные характеристики и параметры подвижного состава:

    тип: грузовые, легковые, автобусы, прицепы и полуприцепы; назначение и модификация – общетранспортного назначения, специализированные и специальные (пожарные, краны, автолав­ки и др.); грузоподъемность и вместимость; уровень экологической безопасности (соответствие национальным и между­народным требованиям); вид применяемого топлива и энергии, включая альтернативные; надежность, безопасность и экологичность; уровень унификации конструкции и применяемых эксплуатационных мате­риалов; наработка автомобилей с начала эксплуатации и стабильность технико-экс­плуатационных свойств при старении;

· габаритные размеры автомобилей и масса основных агрегатов.

4. Материально-технические ресурсы в виде приобретаемых с учетом норм запасных частей, шин, масел и смазок, металла, топлива (расходуемого при техни­ческом обслуживании и ремонте), электрической и тепловой энергии , воды.

5. Финансовые ресурсы, необходимые для: финансирования капиталовложений при строительстве, расширении, реконструкции и техническом перевооружении ПТБ; приобретения автомобилей, нового технологического и другого оборудова­ния; оплаты труда персонала ИТС; приобретения эксплуатационных материалов и обеспечения запасов; оплаты договоров на выполнение проектных, конструкторско-технологических и научно-исследовательских работ. Финансовые ресурсы образуются на основе самофинансирования за счет доходов, получаемых от пере­возочного процесса, и других хозяйственных операций, а также региональных дотаций, например на городские автобусные перевозки.

6. Кадры научных, инженерно-технических работников, ремонтных и вспомо­гательных рабочих. Потребность в персонале определяется производственной программой работ по ТО и ремонту, рекомендуемыми нормами численности и уточняется на местах в соответствии с принятым законодательством и располагаемым фондом материального поощрения.

7. Информационное обеспечение ИТС, необходимое для: оперативного управления организации производства ТО и ремонта (программы работ по АТП, зонам, цехам и участкам, их текущая загрузка; характеристики потока неисправностей; наличие запасов и др.); формирования самой базы и определения ресурсов ИТС. Информационное обеспечение включает следующие характерные группы работ:

I. Разработка нормативов, определяющих объемы и содержание работ ТО и ремонта, требования к техническому состоянию подвижного состава автомобиль­ного транспорта, дорожной и экологической безопасности.

II. Разработка нормативов, определяющих ресурсы для выполнения ТО и ремонта.

VI. Разработка системы внедрения и оказания помощи предприятиям и органи­зациям автомобильного транспорта.

VII. Анализ передового опыта предприятий и организация автомобильного транспорта.

11.2. Персонал инженерно-технической службы

11.2.1. Состав персонала. Персонал инженерно-технической службы состоит из руко­водителей; специалистов; кадров массовых профессий (рабочие кадры); ответст­венных за транспортную деятельность предприятий, организаций и фирм, в кото­рых транспортная работа является вспомогательной, и предпринимателей. Естест­венно, что в малых предприятиях и у предпринимателей это деление условно.

По состоянию на конец 1998 г. на предприятиях автомобильного транспорта всех форм собственности, в автотранспортных подразделениях нетранспортных организаций, а также у физических лиц, осуществляющих ту или иную деятель­ность на автомобильном транспорте, включая автосервис и торгово-снабженческую, согласно оценкам, работали до 6,5 млн. чел, в том числе 86 % – кадры массо­вых профессий, 8,5 % – специалисты и руководители, 5,5 % – обслуживающий и вспомогательный персонал.

Специалисты на автомобильном транспорте имеют различные функциональ­ные обязанности, связанные с организацией и выполнением перевозок грузов и пассажиров, обеспечением технической исправности и работоспособности авто­транспортных средств, организацией финансово-экономической деятельности предприятий, обеспечением работы по безопасности движения, организацией и выполнением работ в области автосервиса, организацией и обеспечением экологи­ческой безопасности транспортного комплекса, контрольно-инспекторской, сертификационной, лицензионной и торгово-снабженческой деятельностью. В ряде случаев эти функциональные обязанности объединяются или, наоборот, дробятся на более конкретные.

Таблица 11.1 Примерный состав персонала подотрасли "Автомобильный транспорт", %

Персонал

АТП

грузовое

пассажирское

в том числе ИТС

в том числе ИТС

Водители

Кондукторы

Ремонтные рабочие

Вспомогательные рабочие

Специалисты и руководители

Служащие

Ответственные за транспортную деятельность в большинстве случаев выпол­няют в различных комбинациях указанные функции; иногда отдельные функцио­нальные обязанности (финансово-экономическая, экологическая и др.) передают­ся в другие подразделения фирмы, напрямую не связанные с транспортом. В эту группу входят как специалисты с высшим и средним специальным образованием автотранспортного профиля, так и лица без специального образования, совмещаю­щие работу по организации автотранспортной деятельности с иными функциональ­ными обязанностями.

Предприниматели также выполняют все эти функциональные задачи, только в значительно сокращенных объемах, совмещая их с вождением автомобиля, про­ведением некоторых работ ТО и ТР (водители-операторы) и т. д. В эту группу входят лица со специальным образованием автотранспортного профиля, водители с большим опытом работы на крупных предприятиях , а также лица, пришедшие из других отраслей и нуждающиеся в серьезной профессиональной подготовке.

Кадры массовых профессий включают две основные группы работников:

Водители, имеющие право на управление транспортными средствами категорий В, С, Д, Е и на перевозку опасных грузов;

Ремонтные рабочие: автослесарь (разборочно-сборочные, регулировочные работы); слесарь-автоэлектрик, аккумуляторщик, вулканизаторщик; газо - и электросварщик, маляр, автослесарь по топливной аппаратуре и т. д. В зависимости от квалификации им присваивается соответствующий разряд. В ряде случаев в ТО и ремонте участвуют водители.

В подотрасли "Автомобильный транспорт" на инженерно-техническую службу приходится до 29 %, а с учетом водителей, участвующих в ТО и ремонте – до 37 % персонала автомобильного транспорта (табл. 11.1).

В соответствии с действующей классификацией на автомобильном транспорте могут работать специалисты с высшим образованием автотранспортного профиля по специальностям:

    150200 - автомобили и автомобильное хозяйство, 240100 - организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт), 240400 - организация и безопасность движения, 230100 - эксплуатация и обслужи­вание транспортных и технологических машин и оборудования (по отраслям), 072000 - стандартизация и сертификация, 330200 - инженерная защита окружающей среды, 060800 - экономика и управление на предприятии (по отраслям),

а также специалисты со средним специальным образованием автотранспортного профиля по специальностям:

    1705 - техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 2401 - организация перевозок и управление движением на транспорте (автомобильном).

Кроме указанных, на автомобильном транспорте могут работать специалисты, получившие высшее образование по родственным специальностям, обучение по которым включает автомобильные или близкие им дисциплины (двигатели внут­реннего сгорания, конструкция и расчет автомобилей, ТО и ремонт и др.): 1205 "Автомо­биле - и тракторостроение", 1706 - "Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование", 3106 - "Сельскохозяйственные машины и оборудование", "Ма­шины и оборудование природообустройства и защиты окружающей среды" и др.

Произошедшее за последние годы резкое увеличение числа субъектов, осуществляющих автотранспортную деятельность, при уменьшении их мощности (размер парка, численность персонала, число постов обслуживания и ремонта, произ­водственные площади) обусловило существенное изменение функциональных обязанностей специалистов. Для малых предприятий транспорта и предприятий, в которых автотранспортная деятельность является вспомогательной, характерно совмещение функциональных обязанностей, связанных с организацией и обеспече­нием перевозочной деятельности, технического обеспечения, безопасности движе­ния, и, в ряде случаев, финансово-экономической.

Кроме того, произошло снижение уровня специальной и общей подготовки. Среди специалистов 18 % имеют высшее и 31 % – среднее специальное образование автотранспортного профиля, 28 % не имеют специального образования, соответ­ствующего выполняемым функциональным обязанностям, но прошли квалифика­ционную подготовку на автомобильном транспорте и условно относятся к катего­рии «практики» и до 23 % – специалисты, имеющие образование, включающее только основы автомобильной подготовки.

Таким образом, на должностях специалистов предприятий автомобильного транспорта работает до 50 % лиц, не имеющих профильного высшего и среднего специального образования. Особенно эта доля велика (доходит до 70…80 %) среди ответственных за транспортную деятельность не автотранспортных предприятий и фирм.

Поэтому необходимо расширение и совершенствование подготовки, перепод­готовки и повышения квалификации специалистов и персонала, а также правиль­ное определение текущей и будущей потребности, так как система подготовки персонала, особенно специалистов, достаточно инерционна.

11.2.2. Определение потребности в специалистах может проводиться на уровнях пред­приятие-регион-отрасль. Прогноз может быть краткосрочным (на 2…4 года) и долговременным (на 5…10 лет) по схеме: изменение валового внутреннего продукта → объем транспортной работы → потребность в персонале → потреб­ность в специалистах.

Таким образам, для автотранспортных предприятий потребность в специалистах определяется исходя из прогнозируемых объемов транспортной работы годовой производительности работающего в данной отрасли, удельного веса специалис­тов среди работающих, соотношения между специалистами с высшим и средним специальным образованием, потребности в специалистах различных видов дея­тельности: для обслуживания индивидуального легкового и грузового транспорта , автомобилей предприятий, не имеющих собственной производственно-технической базы – по числу работающих, необходимых на 1 тыс. автомобилей парка.

При оценке потребности в специалистах, как правило, применяются показа­тели технологической и дополнительной потребности.

Технологическая потребность – это численность специалистов, которая способна обеспечить эффективную автотранспортную деятельность с учетом социальных, экономических требо­ваний, безопасности движения.

Дополнительная потребность – это численность специалистов, которая необходима при приросте объема работ, компенсации естественного выбытия и движения, замене практиков. Дополнительная потреб­ность составляет от 5 до 15 % от общей технологической потребности и зависит от темпов развития отрасли, движения специалистов и др.

При прогнозировании потребности в специалистах на уровне предприятий и регионов указанные соотношения между службами могут изменяться с учетом особенностей регионов и предприятий, темпов их развития и других факторов.

11.2.3. Подготовка персонала. Обеспечение автомобильного транспорта специалис­тами и кадрами массовых профессий в необходимом количестве и требуемой квалификации реализуется действующей системой профессионального образова­ния, переподготовки и повышения квалификации специалистов автотранспортного комплекса.

Подготовку кадров водителей и ремонтных рабочих основных специальностей автомобильного профиля осуществляют учебно-курсовые комбинаты автомобиль­ного транспорта и отраслевые профессиональные училища. Аттестация и частично обучение проводится на автотранспортных предприятиях. Подготовку специалис­тов с высшим и средним специальным образованием ведут соответственно инсти­туты, университеты, академии, техникумы и колледжи . Подготовку ответственных за автотранспортную деятельность лиц и предпринимателей, не имеющих высшего или среднего специального образования автотранспортного профиля, осуществля­ют учебные заведения, в том числе высшие, средние и специальные, в соответствии с лицензией и аккредитацией на данный вид обучения.

Переподготовка проводится с целью получения дополнительных знаний умений и навыков по образовательным программам , предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности . Переподготовку осуще­ствляют высшие и средние специальные учебные заведения. Направление профес­сиональной переподготовки определяется заказчиком (предприятием) по согласо­ванию с образовательным учреждением повышения квалификации, проведение обучения подтверждается соответствующим удостоверением или дипломом госу­дарственного образца.

Повышение квалификации осуществляется для обновления теоретических и практических знаний в соответствии с требованиями к специалистам. Повышение квалификации проводят высшие и средние специальные учебные заведения, имею­щие в своем составе институты (факультеты) и курсы повышения квалификации согласно лицензии по основным направлениям подготовки специалистов. Обучение осуществляется по программам, определяемым заказчиком и учебным заведением.

Стажировка имеет целью формирование и закрепление на практике профес­сиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировки проводятся на предприятиях, в научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях и т. д. Программа и сроки стажировки определяются руководством направляющей и принимающей организаций.

Подготовкой специалистов для автомобильного транспорта занято около 50 вузов и более 200 техникумов и колледжей. Более 4000 учебно-курсовых комби­натов и автошкол осуществляют подготовку водителей и ремонтных рабочих. Учебные заведения ежегодно выпускают 4,5…5 тыс. специалистов с высшим обра­зованием и более 10 тыс. – со средним техническим образованием автотранс­портного профиля.

Техническая служба как система управления

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАДАЧИ ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ГПС

Тема № 1: Техническая служба пожарной охраны.

Раздел 4: Эксплуатация пожарной техники.

Пожарные автомобили, как и другие машины, при эксплуатации изменяют свои показатели назначения. Это естественный процесс и его нельзя устранить. Однако, зная причины и условия, оказывающие влияние на их изменения, становится возможным их затормозить. Это составляет основу обеспечения долговечности машин.

Обеспечивая управление долговечностью и надежностью механизмов и машин, обобщая его опыт, становится возможным обосновывать требования к пожарным машинам, т.е. совершенствовать их.

Наконец, решая задачи технического обслуживания пожарных машин, обеспечивается их постоянная техническая готовность и боеспособность пожарных частей.

Решение изложенных задач составляет основу технической службы.

Назначение и особенности технической службы. Параметры тактико-технических характеристик пожарных автомобилей могут быть реализованы при тушении пожаров только при условии, что непрерывно будет поддерживаться и обеспечиваться их техническая готовность.

Техническая готовность ПА определяется исправным техническим состоянием всех механизмов и систем, заправкой емкостей огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами, укомплектованностью исправным ПТВ и соответствием внешнего вида, окраски и надписей установленному образцу.

Организация эксплуатации, по определению, направлена на эффективное использование пожарной техники, обеспечение ее технической готовности посредством технического обслуживания и ремонта механизмов и систем пожарных машин.

Работа подразделений ГПС и деятельность органов управления требует снабжения их пожарно-технической продукцией (пожарные машины, ПТВ, запасные части и т.д.), огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами. Для хозяйственной деятельности подразделений ГПС необходимо их обеспечение строительными материалами, металлом и т.д. Снабжение всей продукцией возложено на органы материально-техни-ческого обеспечения (МТО).

Руководство поддержанием и обеспечением технической готовности, МТО и организацией эксплуатации ПТ возложено на техническую службу.

Техническая служба ГПС – вид службы, организуемой в ГПС в целях технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.

Решение задач, возлагаемых на техническую службу (ТС), взаимосвязано (рис. 14.1). Все они подчинены основной цели – обеспечению и поддержанию технической готовности пожарных машин в подразделениях ГПС.


Рис. 14.1. Задачи технической службы

Реализация основной цели ТС осуществляется ее силами и средствами.

Силы ТС составляют две группы личного состава ГПС. Первая из них включает водителей и мотористов подразделений ГПС, рабочих подразделений технической службы (к ним относятся производственные технические центры (ПТЦ), пожарные отряды (части) технической службы (ПО(Ч)ТС). Они непосредственно выполняют все работы по техническому обслуживанию и ремонту пожарных машин. Этим осуществляется как поддержание, так и обеспечение технической готовности пожарных машин.

Во вторую группу сил ТС входит начальствующий состав, обеспечивающий организацию, управление и контроль функционирования ТС. К ним относятся служащие отделов пожарной техники и вооружения ГУГПС, отделов ПТ УГПС (ОГПС), руководящий состав подразделений ТС и пожарных частей, ответственные за техническую готовность ПА в подразделениях ГПС.

Функционирование ТС обеспечивают около 20 % всего личного состава ГПС. Из них около 20 % составляют работники первой группы.

Эти силы рассредоточены в различных подразделениях ГПС и входят в состав технической службы. Состав ТС, кроме ее сил, характеризуют и средства технической службы.

Средства технической службы (рис. 14.2) включают все оборудование, приборы и инструменты, сосредоточенные на постах ТО в пожарных частях отрядов ГПС. В состав ТС входит также все станочное оборудование, стенды, инструмент и приборы, которыми укомплектованы участки пожарных отрядов (частей), т.е. по обслуживанию и ремонту ПА (1 на рис. 14.2). В состав ТС входят также: 2 – отдельные посты ТО;
3 – рукавный пост; 4 – пост диагностики; 5 – гарнизонная база МТО и
6 – пункт отгрузки запасных частей.

Решение проблемы обеспечения жилыми и промышленными зда­ния­ми, сооружениями зависит не только от объемов строи­тельства, но и от сроков службы эксплуатируемых зданий и соору­жений. Дол­­говечность может быть гарантирована лишь поддер­жанием зда­ний в надлежащем состоянии в процессе эксплуатации, т.е. со­блю­де­нием правил и норм их технической эксплуатации .

Задачей эксплуатации зданий можно определить как комплекс мероприятий, обеспечивающих комфортное и безотказное использование составляющих здания, элементов и систем для определенных целей в течение нормативного срока службы.

Эксплуатацию здания можно разделить на две составляющих обслуживание зданий и техническую эксплуатацию.

Каждое здание представляет собой сложный, дорогостоящий объект, состоящий из многих конструктивных строительных эле­ментов и инженерного оборудования, которые длительное время должны выполнять определенные функции. Потеря эксплуата­ционных функций ведет к снижению комфортности жилья, условий труда, нарушению условий технологического процесса и т. д.Под воздействием природных и человеческих факторов, производственных процессов окружающая среда постоянно изменяется. В период использования здания, развития инженерной мысли, требования к зданию изменяются, условия эксплуатации усложняются и становятся отличными от ранее принятых проектных требований.

Для поддержания необходимого состояния здания следует знать закономерности разрушения и износа строительных конструкций и инженерных систем (тепло-, газо-, водо-, электроснабжения и вентиляции), что позволит своевременно производить восстанов­ление, планово-предупредительный капитальный ремонт, а также осуществлять надлежащее техническое обслуживание.

Задачи специально создаваемых служб технической эксплуа­тации зданий состоят в том, чтобы обеспечивать соблюдение соот­ветствия воздействия действующих нагрузок и различных сред на строительные конструкции в пределах величин, огово­рен­ных в проекте и нормативных документах, своевременно выявлять и устранять неисправности строительных конструкций, т.е. осущест­влять комплекс мероприятий, обеспечивающих безотказное исполь­зование помещений здания для определенных целей в течение нормативного срока службы.

Рост территории городов, оборудования зданий сложными инже­нер­ными системами требует создание специальных служб по эксп­луатации зданий и оборудования. Структура этих служб с течением времени меняется. В настоящее время созданы жилищно-эксп­лутационные, эксплутационно-ремонтные, специальные управ­ляю­щие компании. Усложнение оборудования за счет использова­ния средств автоматизации, например при контроле лифта, осве­щения лест­ничных клеток, расхода воды в системе отопления и т.п., – потребовало создания объединенной диспетчерской службы микро­рай­она.

3.3. Организация эксплуатации производственного
и жилого фондов

На предприятии ответственность за правильную эксплуатацию, ремонт производственного здания или его элементов приказом руководителя возлагается на начальника цеха. Начальник цеха имеет право приказом возложить персональную ответственность за выполнение отдельных работ по эксплуатации и ремонту на конкретных работников. В масштабе предприятия создается служба (отдел) эксплуатации и ремонта зданий (рис.4), начальник кото­рой непосредственно подчиняется главному инженеру. В его обя­занности входит контроль качества выполнения работ по эксплуа­тации и ремонту зданий, а также планирование и организационная подготовка ремонта.

В городе органом управления жилищным хозяйством являются городские жилищные управления, отделы, комбинаты.

Непосредственную эксплуатацию жилых домов осуществляют жилищно-коммунальные службы (ЖКО, ЖЭК, ЖЭУ), а также товарищества собственников жилья (ТСЖ) и кондоминиумы. Штаты административно-управленческого персонала для ЖЭУ выде­ляются в зависимости от категории и определяются объемом обслуживаемой жилой площади. Задачей этих подразделений является обеспечение технической эксплуатации и обслуживания жилищного фонда на принципах хозяйственного расчета.

В обязанности начальника ЖЭУ входит организация работ всех звеньев: подразделений, обеспечивающих техническую эксплуа­та­цию, санитарную очистку территории, благоустройство и другую финансово-хозяйственную деятельность. Он руководит обеспече­нием и расстановкой кадров, разрабатывает перспективные и текущие планы ремонта, обеспечивает безопасные условия работы, контролирует ход, качество, сроки выполнения работ, руководит диспетчерской службой.

Старший инженер обеспечивает оформление заказов на со­став­ле­ние технической документации, контролирует ход текущего ремон­та, руководит бригадами рабочих, выполняющих текущий ремонт. .

Техник руководит работой уборщиц, дворников, лифтеров и обслуживающего персонала.

На рисунках 4, 5 показаны схемы структуры управления не­движи­мостью.

Создание объединенных диспетчерских систем связи позволяет не только улучшить бытовые условия проживания жильцов, но и продлить сроки эксплуатации инженерных систем и строительных конструкций, а также ставит задачу автоматизации и механизации технического обслуживания. Так, разработанные в институте КиевЗНИИЭП и объединении «Ураллифт» системы «Эталон» обеспечивают сбор и переработку информации о работе лифтов, систем освещения, пожарной сигнализации и т.д. Информация поступает на диспетчерский пункт. Система работает циклически в автоматическом режиме (0,32 с), контролирует 96 параметров (температура, давление, загазованность и др.).

Улучшению санитарного состояния подъездов, сохранности оборудования, экономии электроэнергии, тепла, а также снижению количества краж способствует установка в подъездах переговорно-замочных устройств в виде электромагнитных защелок с элект­ронными блоками, которые обеспечивают открывание двери с по­мощью ключа, кодового устройства или из квартиры. При открывании двери включается освещение в подъезде. Если дверь открыта более 10 минут, на диспетчерский пункт поступает сигнал.

Требования к содержанию жилых помещений

Не допускается :

Использование жилого помещения для целей, не предусмот­ренных проектной документацией;

Хранение и использование в жилых помещениях и в поме­щениях общественного назначения, размещенных в жилом здании, веществ и предметов, загрязняющих воздух;

Выполнение работ или совершение других действий, являю­щихся источниками повышенных уровней шума, вибрации, загряз­нения воздуха, либо нарушающих условия проживания граждан в соседних помещениях;

Захламление, загрязнение и затопление подвалов и техни­чес­ких подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помеще­ний, других мест общего пользования; использование бытовых газо­вых приборов для обогрева помещений.

Необходимо:

Своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопле­ния, мусороудаления, лифтового хозяйства и пр.), нарушающих санитарно-гигиенические условия;

Обеспечивать своевременный вывоз бытовых отходов, содер­жать в исправном состоянии мусоропроводы и мусороприемные камеры, места общего пользования;

Проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, свя­зан­ных с санитарным состоянием жилого здания. При необхо­ди­мости проводить мероприятия по уничтожению насекомых грызунов (дезинфекция и дератизация).


Рис.3. Возможная структура эксплуатационных служб,
обслуживающих производственные здания


Рис.4. Структура эксплуатационных служб,
обслуживающих жилые здания

Контрольные вопросы

1. Каковы задачи у службы технической эксплуатации?

2. Какова структура управления производственным фондом пред­прия­тия, завода?

3. Какова структура управления жилищным фондом и какие тре­­бо­вания к ней предъявляются?

4. Нарисуйте структуру управления производственным фондом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Техническая служба ГПС МЧС России представляет собой систему управленческих, производственно-технических и оперативных подразделений, организуемых с целью технического и материального обеспечения оперативно-служебной и хозяйственной деятельности ГПС МЧС России.

Основными задачами технической службы ГПС МЧС России являются:

1. Обеспечение технической готовности пожарной техники, средств связи, находящихся на вооружении органов управления, подразделений ГПС;

2. Материально-техническое обеспечение деятельности органов управления, подразделений ГПС;

Организация эксплуатации пожарной техники.

Реализация потенциальных свойств изделий пожарной техники, в частности таких, как функциональные показатели и эксплуатационная надёжность, осуществляется с использованием методов и средств технической эксплуатации. Для решения стоящих перед технической эксплуатацией задач необходимы знание закономерностей изменения технического состояния тех или иных видов пожарной техники, их зависимость от параметров внешней среды и условий эксплуатации.

Важное значение для решения проблем управления техническим состоянием пожарной техники имеет принятая система её обслуживания и ремонта, регламентирующая режимы и другие нормативы по содержанию изделий в технически исправном состоянии. Совершенствование технологических процессов технического обслуживания и ремонта, широкое внедрение в них диагностирования технического состояния изделий пожарной техники, являются существенными элементами обеспечения высокой боевой готовности и эксплуатационной надёжности техники.

1. Теоретическая часть

1.1 Организация технической службы пожарной охраны

Техническая эксплуатация пожарных автомобилей определяет пути и методы наиболее эффективного управления их техническим состоянием. Цель технической эксплуатации - максимальная реализация потенциальных свойств пожарных автомобилей при движении в оперативном режиме и обеспечении боевой работы личного состава на месте пожара.

Поддержание парка пожарных автомобилей в исправном состоянии является одной из основных задач технической службы пожарной охраны. Техническая служба представляет собой систему управленческих, производственно-технических и оперативных подразделений, организуемых с целью технического и материального обеспечения оперативно-служебной и хозяйственной деятельности пожарной охраны.

Техническая служба пожарной охраны решает следующие задачи:

Обеспечение боевой готовности пожарной техники, находящейся на вооружении пожарных подразделений;

Предупреждение дорожно-транспортных происшествий;

Проведение мероприятий по технике безопасности, охране труда и окружающей среды, производственной санитарии и пожарной безопасности при эксплуатации пожарной техники;

Материально-техническое обслуживание;

Организацию и проведение мероприятий по экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов;

Обобщение, распространение и внедрение передового опыта, проведение рационализаторской и изобретательской работы в подразделениях пожарной охраны.

Непосредственная реализация задач по поддержанию парка пожарных машин в исправном состоянии средствами технической эксплуатации осуществляется отрядами и частями технической службы, которые организуют свою деятельность в соответствии с «Положением об отрядах (частях) технической службы» и «Наставлением по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России» .

1.2 Техническое обслуживание и ремонт ПА

Эксплуатация пожарного автомобиля неразрывно связана с необходимостью поддержания его технически исправного состояния путем проведения работ, которые можно разделить на две группы :

Техническое обслуживание (ТО);

Техническое обслуживание пожарных автомобилей

Техническое обслуживание - комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных автомобилей в боевой готовности.

ТО должно обеспечивать:

Постоянную техническую готовность пожарного автомобиля к использованию;

Надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течение установленного срока службы;

Безопасность движения;

Устранение причин, вызывающих повышение скорости изнашивания детали и как следствие - возникновение отказов и неисправностей;

Минимальный расход топливосмазочных и других эксплуатационных материалов;

Уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню и месту выполняемых работ подразделяют:

Ежедневное ТО при смене караула (ЕТО);

ТО на пожаре (учении);

ТО по возвращении с пожара (учения);

ТО после первых 1000 км пробега (по спидометру);

Первое ТО (ТО-1);

Второе ТО (ТО-2);

Сезонное ТО (СО).

Ежедневное ТО при смене караула предназначено для осуществления контроля, направленного на обеспечение безопасности движения пожарного автомобиля, поддержания его внешнего вида; оценки общего технического состояния специальных агрегатов и пожарно-технического вооружения (ПТВ); заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью. ЕТО проводят в пожарной части при смене караулов.

Техническое обслуживание на пожаре (учении) служит для обеспечения безотказной работы двигателя и пожарного оборудования при выполнении боевой работы; проводится водителем пожарного автомобиля в объеме перечня работ.

Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения) в часть предназначено для восстановления работоспособности пожарного автомобиля после проведенных работ, подготовки его для выполнения последующих оперативных заданий. ТО проводят водитель и личный состав караула под руководством командира отделения согласно перечню основных работ.

Техническое обслуживание после первых 1000 км проводят для новых пожарных автомобилей с целью обеспечения исправной работы агрегатов и систем автомобиля в начальный период эксплуатации и проверки правильности приработки деталей. ТО проводят закрепленные за автомобилем водители на посту, ТО пожарной части.

Первое и второе ТО предназначены для снижения интенсивности изменения параметров технического состояния базового шасси и специальных агрегатов пожарного автомобиля, предупреждения и выявления отказов и неисправностей, экономии топливно-энергетических ресурсов, уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, электротехнических, шинных и других работ.

ТО-1 организует начальник пожарной части или его заместитель и проводят его на посту ТО пожарной части закрепленные за автомобилем водители под руководством старшего водителя и личный состав отделения в объеме основного перечня работ.

ТО-2 в отряде (части) технической службы на отдельном посту ТО проводят рабочие этих подразделений с участием водителей пожарного автомобиля в соответствии с планом-графиком ТО в объеме основного перечня работ.

Сезонное ТО предназначено для подготовки пожарного автомобиля к эксплуатации в зимний и летний период. Выполняют его два раза в год и, как правило, совмещают с проведением очередного ТО путем соответствующего увеличения периодичности и трудоемкости работ в зависимости от времени года. Сезонное обслуживание проводят силами отряда (части) технической службы с участием закрепленных за автомобилями водителей в объеме перечня основных работ.

Ремонт пожарных автомобилей

В соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонт пожарных автомобилей подразделяется на следующие виды:

Для автомобилей (текущий ремонт (ТР), средний ремонт (СР), капитальный ремонт (КР);

Для агрегатов (текущий, капитальный).

Текущий ремонт пожарного автомобиля выполняют восстановлением или заменой отдельных агрегатов, узлов и деталей, а также проведением необходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических и других ремонтных работ для обеспечения работоспособного состояния.

Текущий ремонт агрегата заключается в частичной разборке, замене или ремонте отдельных изношенных и поврежденных механизмов, деталей и проведении необходимых регулировочных, крепежных и других работ.

Средний ремонт пожарного автомобиля предназначен для восстановления работоспособного состояния с помощью более сложных и трудоемких операций. При этом предусматривают, как правило, замену двигателя, требующего капитального ремонта, ремонт или замену отдельных агрегатов, окраску кузова и проведение других ремонтных работ.

Капитальный ремонт пожарного автомобиля заключается в его полной разборке, замене или капитальном ремонте большинства агрегатов, механизмов, приборов и изношенных деталей, сборке и испытании автомобиля в соответствии с техническими условиями на производство капитального ремонта .

2. Исходные данные

Исходные данные представлены в таблицах.

Номер зачетной книжки - 210080.

Исходные данные для расчета ЦРБ (П)

НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ

Численность населения города, NH, тыс. чел.

Протяженность территории города, L, км

Число пожарных частей (включая ведомственные), NПЧ

Количество пожарных автомобилей в пожарном депо

Распределение основных ПА (города) по маркам с учетом резерва (100%) АЦ - 2,0-4 (5301)

АЦ-5-40 (43101)

АПП-3909 мод. 6-ДД

АНР-40-1000 (433360)

Исходные данные для расчета ПО(Ч) ТС

Исходные данные для расчета ПО(Ч) ТС

НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ

Минимальный общий пробег ПА Lmin, км: основных

специальных

вспомогательных

Максимальный общий пробег ПА Lmax, тыс. км: основных

специальных

вспомогательных

Количество капитальных ремонтов: коробок отбора мощности (КОМ)

3. Расчет и проектирование пожарно-технических центров, пожарных частей технической службы

3.1 Расчет годовой производственной программы

Расчетное значение периодичности капитального и среднего ремонтов, а также ТО-2 определяется по формуле:

пожарный производственный охрана

где Ti - расчетное значение межремонтных пробегов, км;

Tiн - нормативное значение межремонтных пробегов, км;

0,8 - коэффициент для III категории эксплуатации;

1 - коэффициент для умеренного климата.

Периодичность ТО-2 равна:

для основных автомобилей:

для специальных ПА:

Для вспомогательных ПА:

Приведем значения ТО-2 нормативные и скорректированные, а также коэффициенты корректировки в таблице 2.

Таблица 2 - Периодичность ТО-2

Значение периодичности капитального и среднего ремонтов для основных пожарных автомобилей равно:

Периодичность КР и СР для специальных автомобилей:

Для вспомогательных пожарных автомобилей количество средних ремонтов не рассчитывается, так как их режимы эксплуатации не отличаются от автомобилей народного хозяйства. Тогда значение КР для специальных автомобилей:

Нормативные значения периодичности капитальных и средних ремонтов для основных, вспомогательных и специальных ПА, а также коэффициенты корректировки и скорректированные значения приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Значения пробегов до КР и СР

Базовое шасси ПА

ЗИЛ (осн.)

УАЗ (осн.)

ЗИЛ (всп.)

УАЗ (всп.)

При расчете годовой производственной программы определяется число капитальных и средних ремонтов, технических обслуживаний №2.

Число капитальных ремонтов вычисляется:

где NКР - число капитальных ремонтов;

Lср - средний пробег автомобиля, км:

NПА - число пожарных автомобилей соответствующей марки шасси;

ТКР - скорректированный пробег автомобиля до первого капитального ремонта, км.

Средний пробег основных ПА равен:

Средний пробег специальных ПА:

Средний пробег вспомогательных ПА:

Количество капитальных ремонтов для:

основных автомобилей, АЦ на шасси ЗИЛ:

специальных на шасси КаМАЗ:

Вспомогательных на шасси ВАЗ:

Расчеты занесем в таблицу 4.

Число средних ремонтов в гарнизоне рассчитывается:

где NСР - число средних ремонтов;

ТСР - скорректированный пробег автомобиля до среднего ремонта, км.

Количество средних ремонтов для:

основных автомобилей на шасси ЗИЛ:

специальных на шасси КаМАЗ:

Данные расчетов занесем в таблицу 4.

Число технических обслуживаний ТО-2 рассчитывают по формуле:

где NТО-2 - число технических обслуживаний;

ТТО-2 - скорректированный пробег автомобиля до технического обслуживания, км.

Если полученное значение NТО-2 больше количества ПА, то его округляют до целого числа и принимают для дальнейшего расчета. Если же оно меньше, то используется формула:

Число ТО-2 для основных автомобилей на шасси ЗИЛ:

ТО-2 для специальных автомобилей:

ТО-2 для вспомогательных автомобилей:

Полученные данные приведены в таблице 4.

Таблица 4 - Количество КР, СР и ТО-2

Базовое шасси

основные

специальные

вспомогательные

4. Определение общей годовой трудоемкости основных работ

Годовой объем работ складывается из объемов работ по ТО-2, КР, СР и ТР и самообслуживанию ПТЦ и ПО(Ч) ТС.

Нормативы трудоемкости приведены в для третьей категории эксплуатации и умеренной климатической зоны.

Расчетную трудоемкость соответствующего вида ремонта вычисляют по формуле:

где ti - расчетная трудоемкость соответствующего вида ремонта, чел.-ч;

tiн - нормативная трудоемкость, чел.-ч (приведен в таблицах 2,4,5,6 );

Коэффициент для заданной по условию категории эксплуатации;

Коэффициент для заданного по условию климата;

КЭ - коэффициент, учитывающий сроки эксплуатации (приведен в п. 1.6 ). Примем, что пожарные автомобили находятся в эксплуатации от 10 до 15 лет.

Для автолестниц высотой более 30 метров, а также импортных пожарных автомобилей нормативы трудоемкости умножаются на коэффициент, равный 2.

Для АЦ - 2,0-4 (5301) трудоемкость:

Текущего ремонта:

среднего ремонта:

капитального ремонта:

Полученные результаты приведены в таблице 5.

Таблица 5 - Значения трудоемкостей ТО-2, КР, СР и ТР

Базовое шасси

КЭtТО-2tТРtСРtКР

Примечание.

* - нормативные значения трудоемкостей взяты для близких марок шасси;

** - значения трудоемкостей для автолестниц высотой более 30 м умножаются на коэффициент 2.

Вычисление годовой трудоемкости каждого вида ремонта определяют для каждой марки шасси ПА по формуле:

где Пi - годовая трудоемкость каждого из ремонтов и ТО-2, чел.-ч;

Ni - число ремонтов;

ti - скорректированная трудоемкость ремонта и ТО-2, чел.-ч.

Для автомобиля АЦ - 2,0-4 (5301) годовая трудоемкость:

среднего ремонта:

капитального ремонта:

Результаты расчета занесем в таблицу 6.

Таблица 6 - Значения годовых трудоемкостей КР, СР, ТО-2

Тип и марка ПА

Основные

АЦ - 2,0-4 (5301)

АЦ-3-40 (4326)

АЦ-5-40 (43101)

АПП (3909) мод. 6-ДД

АНР-40-1000 (433360)

АПТ-40 (53213)

Специальные

АКП-35 (53213)

АСА-20 (43101)

Вспомогательные

Годовая трудоемкость текущего ремонта определяется:

где ПТР - годовая трудоемкость текущего ремонта, чел.-ч;

Lср - средний пробег автомобиля, км;

NПА - число пожарных автомобилей;

tТР - скорректированная трудоемкость текущего ремонта, чел.-ч.

Годовая трудоемкость текущего ремонта для АЦ - 2,0-4 составляет:

Расчеты представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Значение трудоемкостей текущего ремонта

Тип и марка ПА

Количество ПА

Основные

АЦ - 2,0-4 (5301)

АЦ-3-40 (4326)

АЦ-5-40 (43101)

АПП (3909) мод. 6-ДД

АПТ-40 (53213)

АНР-40-1000 (433360)

Специальные

АКП-35 (53213)

АСА-20 (43101)

Вспомогательные

Годовая трудоемкость ремонта агрегатов ПА для оборотного фонда вычисляют по формуле:

где Пi агр - годовая трудоемкость i-го агрегата, чел.-ч;

Ni агр - число ремонтов i-го агрегата;

ti - трудоемкость ремонта i-го агрегата, чел.-ч.

Значения трудоемкости ремонта ПА по агрегатам и узлам представлена: ремонт КОМ п. 5 таблица 8 ; ремонт насоса п. 16 таблица 8 .

Для автоцистерн на шасси ЗИЛ скорректированная трудоемкость ремонта КОМ составляет:

Годовая трудоемкость ремонта КОМ:

Полученные результаты занесены в таблицу 8.

Таблица 8 - Значения годовых трудоемкостей ремонта агрегатов

Базовое шасси

tКОМ н, чел.-ч

tнасос н, чел.-ч

tКОМ, чел.-ч

tнасос, чел.-ч

ПКОМ, чел.-ч

Пнасос, чел.-ч

Так как в годовом план-задании в соответствии с предусматривается резерв времени в объеме 20% от общей годовой трудоемкости, то расчетная общая годовая трудоемкость (П) определяется по формуле:

где УПi - суммарная трудоемкость работ по ТО-2, СР, КР и ТР и КР агрегатов;

ПСАМ - объем работ по самообслуживанию (принимается 10 - 15% от общей трудоемкости).

5. Режим работы пожарных отрядов (частей) технической службы, фонды времени и количество производственных рабочих

В пожарно-технических центрах, пожарных отрядах (частях) технической службы режим работы планируется по рабочей неделе в одну смену. При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными средняя продолжительность смены составляет 8 часов.

Годовой фонд рабочего времени определяется:

где Фд - годовой фонд рабочего времени;

Дни в году;

А - число выходных дней в году;

Б - число праздничных дней в году;

С - продолжительность отпуска в году (принимаем 28 дней);

Д - продолжительность рабочего дня в часах (принимаем 8 ч);

Е - продолжительность предпраздничных дней в году;

К - сокращение длительности рабочего дня в предпраздничные дни (принимаем 1 ч);

З - коэффициент, учитывающий невыходы рабочего по болезни (принимаем 0,96).

Праздничные дни: новогодние каникулы - 8 дней, 23 февраля, 8 марта, 1 мая - 5 дней, 9 мая - 4 дня, 12 июня, 11 октября (День республики), 4 ноября, 2 дня - религиозные праздники.

Общее количество рабочих дней: 244.

Количество производственных рабочих определяется:

где mр - число рабочих;

П - общая годовая трудоемкость работ, чел.-ч;

Фд - годовой фонд рабочего времени;

Следовательно, необходимое число производственных рабочих 258 человек. Численность вспомогательных рабочих принимают в размере 10 - 15% численности основных производственных рабочих. Таким образом, численность вспомогательных рабочих составит примерно 26 человек.

6. Расчет количества постов. Определение площадей производственных зон и участков

Состав производственных зон и отделений (участков) принимают исходя из технологических процессов технического обслуживания и ремонта ПА и ПО с учетом типовых проектов ПТЦ, ПО(Ч) ТС.

Производственное здание ПТЦ, ПО(Ч) ТС должно включать посты ТО-2 и посты всех видов ремонта.

Исходной величиной для расчета числа универсальных постов ТО-2 служит такт поста, вычисляемый по формуле:

где фТО-2 - время простоя ПА под обслуживанием на данном посту, ч;

tТО-2срв - скорректированная средневзвешенная трудоемкость ТО-2, ч;

tп - время на установку ПА на пост и съезд с поста, ч (принимаем 0,16 ч).

Средневзвешенная трудоемкость равна:

где ПТО-2i - трудоемкость ТО-2 по маркам ПА, чел.-ч;

NТО-2 - общее количество технических обслуживаний;

Количество обслуживаний в сутки определяется по формуле:

где Nс - число обслуживаний в сутки;

NТО-2 - количество ТО-2 за год;

Ритм производства:

где R - ритм производства ч-1;

Nс - количество обслуживаний в сутки;

Количество универсальных постов ТО-2 определяется:

где ХТО-2 - число универсальных постов ТО-2;

фТО-2 - время простоя ПА под обслуживанием на данном посту, ч;

R - ритм производства, ч-1;

зп - коэффициент использования рабочего времени поста (принимаем 0,85);

Число постов всех видов ремонта рассчитывается:

где Хi - количество постов каждого из ремонтов;

Пi - общая годовая трудоемкость работ по каждому из видов ремонта, чел.-ч;

ц - коэффициент, учитывающий неравномерность поступления ПА на пост ремонта (принимаем 1,3);

Кр - коэффициент, учитывающий долю объема работы, выполняемой на постах ремонта (принимаем 0,55);

Др - количество рабочих дней в году;

С - число смен (принимаем 1);

Тсм - продолжительность работы зоны (принимаем 8 ч);

Рп - количество рабочих, одновременно работающих на посту (принимаем 5 чел.);

зп - коэффициент использования рабочего времени поста (принимаем 0,9).

Количество постов для ТО-2:

основных автомобилей:

Округлим до 4;

Специальных автомобилей:

округлим до 1;

вспомогательных автомобилей:

Необходимо совместить посты ТО-2 специальных и вспомогательных автомобилей.

До 60 - 70% текущих ремонтов проводится непосредственно на постах технического обслуживания пожарных частей. Поэтому количество постов текущего ремонта составляет лишь 30 - 40% от расчетного числа.

Все полученные данные сводятся в таблицу 9.

Таблица 9 - Количество постов ТО-2, КР, СР и ТР

Вид обслуживания

Назначение ПА

Количество ПА

Расчетная трудоемкость П, чел.-ч

Количество постов

Техническое обслуживание ТО-2 (универсальные посты)

Капитальный ремонт

основные

специальные

вспомогательные

Средний ремонт

основные

специальные

вспомогательные

Текущий ремонт

основные

специальные

вспомогательные

Примечание. * - количество постов составляет 30-40% от расчетного значения.

Площадь зон технического обслуживания и ремонта ПА рассчитывают по формуле:

где FТО,Р - площадь зон технического обслуживания и ремонта ПА, м2;

fа - площадь, занимаемая ПА, м2 (принимаем 2,5Ч7);

Хп - число постов;

К0 - коэффициент, учитывающий свободные зоны и проходы (принимаем 4).

Количество постов для ТО-2 17, тогда общая площадь, занимаемая зоной ТО-2 составляет:

Полученные результаты занесены в таблицу 10.

Таблица 10 - Площади зон ТО и ремонтов

Окончательно площадь зон определяется по результатам общей компоновки производственных зданий.

Площадь производственного участка рассчитывается:

где Fу - площадь производственного участка, м2;

fоб - площадь, занимаемая оборудованием на рассчитываемом участке, м2;

Кп - коэффициент плотности расстановки оборудования (принимаем 3,5).

Пост мойки.

На посту мойки находится следующее оборудование: моечная установка, ее габариты приведены в приложении Г.

Посты ТО-2.

Находится следующее оборудование: маслораздаточный бак, V=223 л; солидолонагреватель; слесарный верстак; осмотровая канава; подъемник канавный; насосная станция подъемника П128М; солидолонагнетатель пневматический, передвижной. Габариты и характеристика оборудования приведены в приложении Г.

Посты ремонта. Оборудование: осмотровые канавы; слесарный верстак; гайковерт; тележка; насосная станция подъемника П128М; кран-балка, верстак.

Агрегатно-механический участок. Оборудование: точильно-шлифовальный станок Ш=400 мм; пресс гидравлический, 10т; настольно-сверлильный станок, Ш=12 мм; стенд для разборки и регулировки сцеплений; слесарный верстак; стенд для разборки и сборки двигателей; стенд для разборки и сборки коробки передач; ванна для мойки деталей, V=60 л; станок для шлифовки фасок клапанов; установка для промывки каналов блоков и коленчатых валов двигателей (тупиковая); станок для расточки тормозных барабанов; токарно-винторезный станок, 630х1400; вертикально-сверлильный станок, Ш 25 мм; кругло-шлифовальный станок, 200х500; плоско-шлифовальный станок, 200х630; горизонтально-фрезерный станок, 320х1250; станок для заточки инструментов; установка для мойки деталей; универсально-фрезерный станок 200х800; станок для шлифовки фасок клапанов и торцов толкателей.

Электротехнический участок. Оборудование: верстак, контрольные испытательные стенды (мод. 532М. Э-211), габариты 950х800.

Участок кузовных работ. Оборудование: тележка 1700х1000; приточно-вытяжная вентиляция, компрессор (Q=0.6м3/мин, Р=12 кгс/см2); верстак с вытяжным устройством; ванна для испытания топливных баков автомобиля; станок точечной сварки; наковальня; горн кузнечный; пневматический молоток; машина для резки, гибки и отбортовки листового материала; генератор ацетиленовый; стол для газосварочных работ; ножницы комбинированные; ванна для проверки радиаторов, 1100х800.

Участок обслуживания топливной аппаратуры. Оборудование: верстак с вытяжным устройством; прибор для проверки карбюраторов и топливных насосов; стенд для испытания масляных насосов и фильтров; стенд для испытаний и регулировки топливной аппаратуры.

Отбойно-столярный участок. Оборудование: слесарный верстак; циркулярная пила; станок деревообрабатывающий комбинированный; машина швейная.

Пост окраски. Оборудование: компрессор (Q=0.6м3/мин, Р=12 кгс/см2); краскопульты; система вентиляции; АУПС.

Участок обслуживания аккумуляторов. Оборудование: слесарный верстак; зарядное устройство; приточно-вытяжная вентиляция; ванна для промывки аккумуляторных батарей; стеллаж для аккумуляторных батарей; ванна для слива электролита; верстак с вытяжным устройством; стенд для проверки аккумуляторных батарей; электродистиллятор.

Шиномонтажный участок. Оборудование: компрессор (Q=0.6м3/мин, Р=12 кгс/см2); слесарный верстак; стенд для монтажа и демонтажа шин; электровулканизационный аппарат; ванна для проверки герметичности камер; стеллаж для колес и покрышек; тележка для снятия и транспортировки колес.

Участок испытаний двигателей и агрегатов. Оборудование: стенд для испытания коробки передач; стенд для испытания герметичность блоков цилиндров; обкаточно-тормозной стенд двигателей; прибор для проверки карбюраторов и топливных насосов; монорельс с талью.

Например, пост мойки. В моечном отделении находится моечная установка и пожарный автомобиль. Габариты моечной установки 835х315 мм, тогда площадь, ею занимаемая, 0,26 м2. Расчетная площадь равна 3,5*0,26=0,92. Также на посту мойки должен помещаться автомобиль, тогда площадь составляет 0,92 + 17,5 = 18,42 м2.

Аналогично подсчитываются площади других участков. Полученные результаты приведены в таблице 11.

Таблица 11 - Значения площадей участков

Наименование участка

Площадь, занимаемая ПА, м2

Площадь, занимаемая оборудованием, м2

Значение принятого коэффициента

Расчетная площадь, м2

Площадь, принятая после планировки, м2

Пост мойки

Посты ремонта

Агрегатно-механический участок

Электротехнический участок

Участок кузовных работ

Топливно-ремонтный участок

Обойно-столярный участок

Пост окраски

Аккумуляторная

Шиномонтажный участок

Испытательная

7. Общая компоновка производственных зон ПТЦ, ПЧ ТС и технологическая планировка участков

Планировка производственного корпуса зависит от состава помещений, технологии проведения работ, а также противопожарных и санитарно-технических требований, предъявляемых к отдельным зонам и участкам.

Наибольшее распространение получили здания прямоугольной формы. Длина здания определяется:

где Lз - длина здания, м;

Fз - площадь здания производственного корпуса, м2;

Вз - ширина здания, м.

Площадь здания равна сумме площадей всех постов, находящихся в производственном корпусе. Тогда:

При стандартной длине плиты 6000 мм примем длину здания 90 м. Тогда площадь здания после уточнения его длины составит:

Высоту производственного корпуса определяют характером выполняемых работ, габаритами пожарных автомобилей и принятым видом грузоподъемных устройств.

Планировка производственного корпуса представлена в приложении А.

8. Техническое обслуживание пожарной техники в ПЧ и работа с эксплуатационной документацией

8.1 Технологическое проектирование пожарного депо

В состав объектов пожарной охраны входят пожарные депо, которые предназначены для охраны городов и предприятий.

Хранение и обслуживание пожарных автомобилей и пожарного оборудования производится в пожарных депо.

Состав площади помещений пожарных депо установлены в приложение 4 и приведены в таблице 12.

Таблица 12 - Состав и площади помещений пожарных депо

Наименование помещений

Площадь помещений для II типа пожарного депо на 4 автомобиля, м2

1. Помещения пожарной техники и техобслуживания:

а) помещения пожарной техники

б) пост техобслуживания с осмотровой канавой

в) мастерская

г) кладовая для инструмента и запасных частей

д) пост мойки

е) кабинет безопасности движения

ж) кабинет начальника дежурной смены

з) учебный класс

2,5 м2 на сотрудника, из расчета 100%-й численности дежурной смены

и) комната инструктажа населения

2. Вспомогательные помещения:

а) восстановительный пункт и гардеробная спецобмундирования:

гардероб

4 м2 на сотрудника, из расчета 100%-й численности личного состава

термокамера

душевые и уборные

Предусматриваются согласно действующим нормам

кабинет психологической разгрузки

б) комната приема пищи

1,4 м2 на сотрудника, из расчета 75%-й численности личного состава дежурной смены

в) комната разогрева пищи

г) склад вещимущества с комнатой для коменданта

д) зал собраний

1,6 м2 на сотрудника, из расчета 100%-й численности личного состава

е) комната при зале собраний

ж) спортивный зал

3. Служебные квартиры (количество)

Площадь и высоту помещений след...

Подобные документы

    Назначение, структура и основы организации пожарных отрядов и частей технической службы. Расчет режима работы, фондов времени и количества производственных рабочих. Анализ существующих систем эксплуатации пожарных рукавов. Компоновка производственных зон.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2014

    Организация технической службы пожарной охраны, ее техническое обеспечение и предъявляемые требования, цели и функции деятельности, нормативно-правовое обоснование. Расчет производственной программы и этапы проектирования пожарно-технических центров.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2014

    Тактико-технические характеристики основных, специальных пожарных автомобилей гарнизона. Расчет, проектирование пожарных отрядов технической службы. Этапы эксплуатации пожарных рукавов. Определение производственных площадей базы, их компоновочные решения.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2013

    Концепция развития противопожарной службы Свердловской области и общественных объединений пожарной охраны на территории области на период до 2020 года. Развитие технической службы Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Географическая и социально-экономическая характеристика г. Чита. Оценка параметров пожарной обстановки в городе. Математическое моделирование оперативной деятельности пожарной охраны. Совершенствование организации и управления противопожарной службы.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2012

    Защита жизни и здоровья людей, имущества граждан, организаций и государства от пожаров. Соблюдение законности при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности. Единые правила установления требований пожарной безопасности к объектам.

    реферат , добавлен 29.01.2015

    Строительство пожарной охраны в середине XIX-начале XX в. Основные направления деятельности пожарных обществ. Приоритеты России в области создания пожарно-технической продукции. Административно-полицейские функции в Москве в конце XVI-начале XVII в.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Ознакомление с основами несения службы дежурным караулом пожарной части. Описание правил выезда по тревоге, проведения занятий с личным составом дежурного караула, инструктажей по мерам безопасности. Изучение документов планирования боевой подготовки.

    отчет по практике , добавлен 05.06.2015

    Организация советской пожарной охраны в годы Великой Отечественной войны. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Общие принципы обеспечения пожарной безопасности и требования к ней.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2014

    Меры по повышению эффективности пожарной безопасности. Описание современных средств и технологий по пожарной безопасности. Регламентирующая документация в области пожарной безопасности. Организация работы ведомственной пожарной охраны в аэропорту.