Основы конституционного строя закреплены. Основы конституционного строя, государственная власть и государственное устройство Российской Федерации. Государственные символы России. Методический план скачать в doc формате. Экономические основы Российского го

Конституционный строй являет собой упорядоченную систему господствующих общественных отношений, в которых реализуются сущность общества и государства, их организация и взаимодействие.

Важнейшие вытекающие общественные отношения составляют основы конституционного строя, т. е. устои общества и государства. Они распределяются и регулируются нормами гл. 1 Конституции РФ, и эти нормы представляют собой правовые основы конституционного строя РФ.

Конституционный строй включает три сферы общественных отношений: политическую (отношения политической власти, т. е. политическая система общества), экономическую (отношения, связанные с организацией производства, распределения, потребления и обмена, жизненных благ, т. е. экономическая система общества) и социально-культурную, т. е. отношения, связанные с социальной структурой и культурой общества.

Политическая система российского общества – это механизм народовластия, при помощи которого политическая воля народа преобразуется в его политическую власть. В состав политической системы входят институты политической власти и, в первую очередь, государство. Среди институтов политической власти государство занимает особое место, так как только оно обладает возможностями осуществлять власть суверенно, т. е. верховно, независимо и самостоятельно. В необходимых случаях его власть опирается на аппарат принуждения. При этом государство – это основной субъект правотворчества: без него не могут издаваться правовые нормы.

Современное Российское государство – государство демократическое, т. е. выражающее волю большинства народа. В идеале же оно должно стать правовым конституционным государством, т. е. функционирующим на основе реального верховенства права, ограждающего граждан от произвола власти. Оно также является социальным, т. е. обеспечивающим социальное равенство и социальную справедливость. Наконец, российское государство является светским, поскольку церковь от него отделена.

По форме правления Российская Федерация – президентская республика, прежде всего потому, что именно всенародно избираемый Президент РФ определяет основные направления политики государства. Вместе с тем она содержит и некоторые черты парламентской республики (наличие председателя Правительства РФ, возможность роспуска парламента, выражения парламентского недоверия Правительству РФ и др.).

Демократической сущностью государства обеспечивается развитие гражданского общества – системы, способной развиваться в условиях относительной самостоятельности, когда каждый индивидуум ощущает себя не только физическим лицом, но и самодеятельным членом общества. Гражданское общество не допускает тоталитарного вмешательства государства во все сферы жизни, способно к самоуправлению. Само же демократическое государство, в отличие от тоталитарного, не противостоит обществу и человеку; оно существует для общества и человека, обслуживает их потребности.

В рамках политической системы с демократическим государством тесно взаимодействуют многочисленные общественные объединения: политические партии, социально-экономические организации работников и предпринимателей, творческие и иные ассоциации, строящие свою организацию и деятельность на строго добровольной основе. Общественные объединения не ставят перед собой чисто коммерческие или конфессиональные (религиозные) цели. Они могут возникать самостоятельно, но те, которые не желают регистрироваться в органах Министерства юстиции, не получают прав юридического лица, т. е. не могут непосредственно вступать в правоотношения.

Не могут создаваться и действовать общественные объединения, которые ставят своей целью насильственное свержение конституционного строя, разжигание межнациональной, религиозной вражды и т. п. Объединения, нарушающие закон, могут быть запрещены и ликвидированы, но только в судебном порядке.

Государство не вмешивается в правомерную деятельность общественных объединений. Однако над ними осуществляют надзор соответствующие органы прокуратуры, Министерства юстиции РФ.

Особую роль играют политические общественные объединения, прежде всего партии и массовые движения, специально создаваемые для участия в политической жизни, в борьбе различных общественных структур за достижение или удержание политической власти. Такие объединения подлежат обязательной регистрации.

В современной России партийная система только еще складывается. Существует множество партий, движений и блоков, преследующих разные политические цели. Среди них есть общенациональные, например: «Отечество – вся Россия» и региональные («Иттифак» в Татарстане), парламентские и непарламентские, организационно оформленные (КПРФ) и неформальные.

В ряду институтов политической власти следует выделить референдум. В науке права различают консультативный и императивный референдумы. Консультативный референдум – это народное обсуждение готовящегося закона или решения, в ходе которого выявляется отношение общества к этому акту, а затем в обычном порядке издается соответствующий акт. Императивный референдум означает, что избиратели посредством голосования сами принимают или отвергают конкретный акт (решение). Обычно на императивный референдум выносятся наиболее важные вопросы. Так, посредством такого референдума 12 декабря 1993 г. была принята действующая Конституция РФ. Но следует иметь в виду, что применяемое в конституции понятие «референдум» обозначает только одну его разновидность – императивный референдум.

Референдум, как и выборы, – это форма прямой, т. е. непосредственной, демократии, поскольку общество использует их для непосредственной реализации своей политической власти. Однако подавляющее число правовых актов и политических решений принимается при помощи представительных учреждений, т. е. органов представительной демократии (например, парламентов, куда избираются представители народа); этим представителям (депутатам) народ поручает принимать от его имени конкретные акты и решения.

Конституция закрепляет и такую форму народовластия, как местное самоуправление.

Наконец, в процессе осуществления политической власти непременно участвуют средства массовой информации, церковь и некоторые другие институты, которые формально не считаются институтами власти, но оказывают на нее заметное влияние.

Экономическая система общества включает, главным образом, такие компоненты, как собственность, рыночная экономика, общественно полезный труд.

Конституция РФ закрепляет множественность форм собственности – частную, государственную, муниципальную и др., устанавливая при этом их равенство перед законом, равную их защиту от посягательств. Споры о собственности решаются в судебном порядке.

Основу экономики составляет социально ориентированное рыночное хозяйство. Нашу экономику характеризуют такие черты, как свобода предпринимательской деятельности и конкуренции, многоукладность, защита прав потребителей. Государство в установленных законом пределах осуществляет контроль в сфере экономики, проводит политику, способствующую оптимальному развитию крупного, среднего и мелкого предпринимательства. Монополии ограничиваются мерами законодательного и экономического регулирования.

Общественно-полезный труд – это правомерная трудовая деятельность. Поощряя такую деятельность, Конституция РФ закрепляет свободу труда, защищает принудительный труд.

В социально-культурной сфере конституционного строя России за последние годы произошли крупные изменения, в первую очередь связанные с расслоением классов, появлением новых для нас социальных структур, таких как предпринимательская буржуазия, фермеры. Возросла численность маргиналов, т. е. наименее обеспеченных и защищенных слоев населения. Продолжается разгосударствление социальных отношений. Спад производства и отсутствие продуманной социальной политики не позволяют пока решать острые проблемы социальной справедливости. Тем не менее государство принимает меры по защите и материальному обеспечению материнства и детства, стариков, инвалидов, безработных; сохраняются определенные возможности в сферах трудоустройства, бесплатного образования и здравоохранения.

Конституция РФ предусматривает свободное развитие культуры, охрану памятников старины и обмен между национальными культурами народов России.

В России единственный источник власти – народ. Народовластие – волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В Российской Федерации власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

Элементы народовластия в РФ:

  1. коллективный субъект – граждане РФ;
  2. объект – власть.

Формы народовластия:

  1. непосредственная (прямая) демократия;
  2. представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие – прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии:

  1. референдум;
  2. выборы;
  3. мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.;
  4. народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума;
  5. индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Высшие формы непосредственной демократии – референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия – выборы, которые в РФ проводятся на основе:

  1. всеобщего;
  2. равного;
  3. тайного голосования.

В зависимости от содержания института институты прямой демократии могут быть:

  1. способами принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум);
  2. формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.).

Представительная демократия (народовластие) – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы представительной демократии:

  1. высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);
  2. единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).

В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней:

  1. органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.);
  2. органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека);
  3. органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.

Формы косвенного народовластия:

  1. обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства;
  2. народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ;
  3. участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан;
  4. индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

  • человек, его права и свободы как высшая ценность;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода как условие развития экономической системы;
  • разделение властей;
  • гарантии местного самоуправления;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст. 2 Конституции, — обязанность государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается в том, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем- либо. Захват власти или присвоение властных полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.

Полнота суверенитета Российской Федерации составляет основу государственности нашей страны. Содержание этого принципа — характеристики российской государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она является целостным государством, а Конституция и федеральные законы действуют на всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый принцип, составляют наряду со следующим принципом основу для положений гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции.

Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия субъектов РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

Гражданство — это особая политико-правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся установлением взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство является основополагающим элементом правового статуса личности. В полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Впервые установлен конституционный запрет на лишение гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение его права изменить российское гражданство на гражданство иного государства.

Рыночные отношения могут развиваться лишь в условиях экономической свободы и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают гарантию единообразного гражданско-правового регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе на землю. При этом земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную — является избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей. Провозглашение этого принципа в ст. 10 Конституции также является программным, поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 11 государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не указывая места этого органа в системе разделения властей.

Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией образованы следующие виды государственных органов: Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть; Правительство РФ — исполнительную власть; федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) — судебную власть; Президент РФ — глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80); прокуратура — органы надзора.

Важным принципом формирования правового государства является установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Нормы ст. 13 Конституции устанавливают два принципа, определяющих формирование и развитие политической системы российского общества. Принцип идеологического многообразия заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принцип политического плюрализма (политического многообразия) подразумевает многопартийность. Особенностью реализации этих принципов является конституционно гарантированное равенство всех общественных объединений перед законом. Часть 5 ст. 13 Конституции устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Россия — конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т. е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа приоритета закона является конституционное обязыванис всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15).

Принцип приоритета норм международного права и международных договоров России перед национальным правом характеризует положение Российской Федерации в международном сообществе государств. Являясь участницей ООН, Совета Европы, других международных организаций, Россия несет обязательства, вытекающие из решений, принимаемых этими организациями. Заключая договоры с другими государствами, Россия принимает на себя обязательство выполнять их условия. В состав российского национального права все эти нормы включаются только после ратификации указанных актов Государственной Думой. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Гарантией реализации этого принципа является конституционно закрепленное требование: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особый порядок изменения положении Конституции , составляющих основы конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость государственного строя Российской Федерации. В содержание этого принципа входят два основных положения;

  • положения гл. 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;
  • никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Конституция РФ представляет собой основной действующий правовой акт государства, закрепляющий основы конституционного строя РФ, а также непосредственно государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, образование трех ветвей органов власти и системы местного управления. Конституция России состоит из Преамбулы, где закреплены гуманистические и демократические ценности государства и 2х разделов, определяющих основы общественной, политической, экономической, правовой социальной систем в России, фиксирующие основные права и свободы личности, федеральное устройство государства и порядок внесения правок и изменений в высший нормативно-правовой акт страны.

Основы конституционного строя РФ

Для начала следует пояснить, что основы конституционного строя Российской Федерации установлены статьями 1-16 главы 1 Конституции РФ. Конституционный строй России являет собой систему политико-правовых, экономических и социальных отношений, которые не только устанавливаются, но и строго охраняются действующей Конституцией. Среди важных признаков конституционного строя можно выделить:

  1. народный суверенитет,
  2. нерушимость общепризнанных прав и свобод человека,
  3. разделение власти.

Принципы конституционного строя РФ

В соответствии с нормативно-правовым актом основы конституционного строя РФ - есть система принципов, охватывающих все сферы общественной жизни общества и государства в целом - социально-экономическую, политико-правовую, культурно-идеологическую, международную и иную. Рассмотрим на наиболее важных принципах конституционного строя России:

  • Политико-правовая сфера:
  • Социально-экономическая сфера:
  • Культурно-идеологическая сфера:
  • Международная сфера.

Таким образом, правовая основа Конституции РФ заключает в себе понятие о том, что современная Россия строится как правовое, федеративное, демократическое государство с республиканской формой правления. При этом главнейшей обязанностью государства признается соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Центральное место в системе конституционного права занимают нормы специфического характера – основы конституционного строя. Ведущим исследователем проблематики основ конституционного строя является О. Г. Румянцев. В своей монографии "Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления)" он раскрыл понятие основ конституционного строя, их специфику, уровни и элементы.

Выделение основ конституционного строя в качестве отдельной главы и размещение ее перед всеми другими разделами Конституции РФ не случайно. Законодатель стремился показать приоритетность положений, закрепляемых в гл. 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя". Действительно, основы конституционного строя представляют собой каркас системы конституционного строя, на который опираются все нормы, действующие в Российском государстве.

Основы конституционного строя – это основополагающие начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы конституционного права. Они представляют собой концентрированно выраженные и общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу наиболее важных вопросов: определения формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие.

Основы конституционного строя – это императивные нормы, обладающие особой юридической силой. Это подтверждается усложненной процедурой их изменения и дополнения. Так, в соответствии со ст. 135 Конституции РФ положения гл. 1 не могут быть пересмотрены российским парламентом. Такое право предоставлено Конституционному Собранию, которое либо подтверждает неизменность

Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой конституции. Этот проект принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование. Положениям гл. 1 Конституции РФ должны соответствовать все другие нормы конституционного права, в том числе создаваемые в договорной практике Российского государства.

Выделяют три уровня основ конституционного строя:

  • 1) базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии конституционного строя;
  • 2) основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон конституционного строя и отрасли конституционного права;
  • 3) конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение.

Предложенные уровни образуют систему: ценности лежат в основе принципов, а последние конкретизируются в институтах и нормах, что придает в итоге всей системе правовую значимость.

Единый комплекс норм, который составляют основы конституционного строя, обладает рядом специфических черт, присущих данному институту конституционного права. А именно:

  • – основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение;
  • – политико-правовой характер;
  • – нормативность и общеобязательность;
  • – юридическое верховенство по отношению ко всем остальным положениям Конституции и других нормативных актов государства;
  • – сжатость и концентрированность изложения;
  • – общепризнанность;
  • – целостность и устойчивость, особый порядок изменения.

Исходя из особой юридической силы основ конституционного строя можно говорить об особой юридической природе норм гл. 1 Конституции РФ по отношению ко всем остальным нормам, в том числе и конституционным. Так, в случае коллизии между Конституцией РФ и иными актами Конституционный Суд РФ вправе решить дело, основываясь на смысле статей гл. 1 Конституции РФ.

Впервые перечень основных элементов конституционного строя РФ был закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., получившей дальнейшее развитие в Конституции РФ.

1. Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4 Конституции РФ). В науке конституционного права обычно различаются понятия народного, национального и государственного суверенитета. Это взаимосвязанные понятия. Полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном определении ими форм их политического, социального и духовного бытия, лежит в основе государственного суверенитета. Народный, национальный суверенитет являются основой суверенитета государства, а последний в свою очередь выступает как политико-юридическая форма выражения полновластия народа и суверенной воли наций и народностей.

Суверенитет не есть сама власть, это – важнейший организационно-политический и функциональный принцип и условие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость во внешних сношениях.

Российская Федерация как суверенное государство является полноправным субъектом международного права, представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В соответствии с принципом суверенного равенства государств Российская Федерация обязана уважать суверенитет других государств. В пределах собственной территории Россия вправе осуществлять государственную власть, решать важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Государственным суверенитетом в России обладает только сама Российская Федерация, а не ее субъекты.

2. Приоритет прав и свобод человека (ст. 2, 6 Конституции РФ). Идея прав человека является связующим звеном и главным содержанием Конституции РФ, ст. 2 которой рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, тем самым выдвигая личность на передний план.

Современные демократические правовые государства провозглашают приоритет человека, его нрав и свобод по

отношению к остальным социальным ценностям. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством, цель деятельности которого состоит в обеспечении интересов человека.

Утверждение прав и свобод человека в качестве высшей ценности невозможно без обязанности государства не только признавать, но и неукоснительно соблюдать и защищать эти права и свободы.

Государство обязано создавать систему защиты прав и свобод, в которую были бы включены судебные и административные органы, парламентские и президентские структуры, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

3. Народовластие (ст. 3, 12 Конституции). Демократия – это форма правления, в условиях которой сам народ осуществляет свой суверенитет. Само понятие "народ" – это собирательное понятие, конструкция человеческого разума. В ст. 3 говорится о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является народ. Это означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на определенных им же условиях.

Суверенитет народа – это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество. Народ представляет собой совокупность индивидов, в то же время не отождествляя себя ни с одним из них. Данная разновидность суверенитета существует для наиболее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот.

Способами осуществления народного суверенитета являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Воля народа является единственным базисом демократического государства, от нее исходит мандат на устройство государственной власти и любые изменения ее формы. Общество может оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя.

Народовластие также предполагает и такую форму его осуществления, как местное самоуправление. Российское государство в соответствии с требованиями Европейской Хартии местного самоуправления (15 октября 1985 г.) берет на себя обязательство содействовать реализации и защищать право на местное самоуправление.

4. Федерализм (ст. 5 Конституции РФ). Россия является федеративным государством, территория которого состоит из территорий субъектов РФ.

Для России оптимальной формой нациοнально-государственного устройства является федерация, позволяющая избежать сверхцентрализации, которая, как показывает исторический опыт, может привести к авторитарному режиму.

Федерализм в России обусловлен рядом причин:

  • – огромной территорией;
  • – спецификой экономического развития отдельных регионов;
  • – этническим многообразием населения;
  • – социокультурными различиями.

В соответствии с Конституцией РФ федерализм в нашем государстве основан на закреплении права на самоопределение и самоуправление наций в составе России. Особое значение в этом контексте имеет положение о том, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Последнее, к сожалению, не всегда соблюдается на практике.

5. Социальное государство (ст. 7 Конституции РФ). Понятие социального государства включает в себя такой государственно-правовой порядок, при котором государственная власть подчинена правам человека и гражданина. Главное назначение социального государства – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Такое государство берет на себя обязанность о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Важнейшим условием для реализации прав и свобод гражданина является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости. Социальная политика должна быть направлена на то, чтобы трудоспособные граждане собственными усилиями достигали нормального материального достатка для себя и своей семьи, а социальную защиту от государства получали бы лишь те категории населения, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.

6. Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8, 9 Конституции РФ). Российское государство признает частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, обеспечивая их равную правовую защиту.

Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно, вместе с гем общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние.

Конституция закрепляет новое для России право – право частной собственности, в том числе и на землю. Одним из важнейших проявлений свободы личности является свобода предпринимательской и иной экономической деятельности, гарантией которой выступает запрет на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.

7. Разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ). Основополагающим условием установления демократического режима и его функционирования является последовательное проведение в жизнь идеи разделения властей. Трем основным функциям государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной корреспондируют соответствующие органы государства. В целях предотвращения злоупотребления властью все три ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешивающими друг друга. Разделение властей действует как по горизонтали (Федеральное Собрание РФ – Правительство РФ – судебные органы РФ), так и по вертикали (федеральные органы власти – органы государственной власти субъектов РФ).

Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов нс может присваивать себе полномочия но осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций и ответственности между различными государственными органами: законодательными, исполнительными и судебными.

Конституционный принцип, в соответствии с которым "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную", предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, по при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограничений получила название "система сдержек и противовесов" и в той или иной мере применяется в большинстве демократических государств.

Принцип разделения властей является фундаментальным для всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, так как в юридической форме определяет те важные качественные связи, которые свойственны ее организации. Для обеспечения его реализации предусмотрены соответствующие материальные, политические, социальные и правовые гарантии. Другими словами, принцип разделения властей находится под защитой государства, воплощая в себе политико-правовое правило разумной и справедливой организации государственной власти.

Принцип разделения властей регулирует обширный круг общественных отношений, связанных с осуществлением государственной власти, распределением властных полномочий между государственными органами, разрешением конфликтов между ветвями власти, организацией государственного механизма, формированием правового государства и гражданского общества и т.д. Свою конкретную реализацию данный принцип находит через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

8. Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ), являющееся одной из незыблемых основ конституционного строя России, предполагает наличие множества мнений, т.е. различных суждений, взглядов на события общественной жизни, которые имеют равное право на существование.

Учитывая горький опыт существования официальной идеологии марксизма-ленинизма и травлю инакомыслящих, создатели Конституции РФ пошли па прямой запрет – ч. 2 ст. 13 гласит: "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Это является еще одной гарантией для россиян: не боясь никакого государственного преследования, выражать свои мысли, убеждения, даже если они не совпадают с мнением большинства.

Идеологическое многообразие означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, концепций, идеологий, политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами. Никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению к различным группам в обществе (политическим, социальным и религиозным).

Под политическим плюрализмом понимается прежде всего многопартийность – система власти, основанная на взаимодействии и "противовесах" партий и объединений.

Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках конституции всех политических сил с помощью легитимных средств.

Конституция РФ запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

В Российской Федерации действует более 50 политических партий. Наиболее активными являются парламентские партии – "Единая Россия", "Справедливая Россия", КПРФ, ЛДПР. В мае 2011 г. был создан Общероссийский народный фронт – широкое объединение различных социально-политических сил.

9. Светскость российского государства (ст. 14 Конституции РФ). Достижение свободы совести – непременное условие на пути создания светского конституционного строя, при котором обеспечивается защита гражданина от господства любых учений – как материалистических, так и идеалистических.

Провозглашенный Российским государством принцип отделения церкви от государства означает взаимное невмешательство как государства в дела церкви, так и церкви в государственные дела. Это означает полное невмешательство государственных институтов в дела религиозных объединений и отсутствие у последних каких-либо государственных функций (запись актов гражданского состояния, непременное участие в инаугурации Президента РФ, освящение начала строительства, присутствие на принесении воинской присяги и др.).

Религиозные объединения в соответствии с ч. 2 ст. 14 Конституции РФ отделены от государства и равны перед законом. Не допускается какая-либо дискриминация или предоставление каких-либо преимуществ любым конфессиям в Российской Федерации.

10. Целостность и незыблемость основ конституционного строя РФ (ст. 15, 16 Конституции РФ). Основы составляют единую систему, где каждая норма взаимообусловливает и взаимодополняет друг друга. В целом они представляют собой четкую, логичную структуру, функционирование которой должно обеспечивать стабильность и устойчивость Российского конституционного строя.

Среди вышеперечисленных элементов конституционного строя целесообразно обратить внимание на те положения гл. 1 Конституции РФ, которые характеризуют формы принадлежности власти народу и способы ее осуществления.

  • Общество и государство
  • Понятие и сущность государства
    • Понятие и признаки государства
    • Сущность и функции государства
      • Функции государства
    • Форма государства
      • Форма правления
      • Форма государственного устройства
      • Государственный (политический) режим
    • Возникновение и развитие идеи правового государства
    • Гражданское общество и правовое государство
    • Принципы правового государства
    • Формирование правовой государственности в России
  • Понятие и сущность права
  • Понятие и социальное назначение права
    • Понятие и признаки права
    • Право и мораль
      • Право и мораль - характерные черты и особенности
    • Правоотношения
      • Основные признаки правоотношений
      • Субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность
      • Виды правоотношений
      • Юридические факты
    • Правосознание и правовая культура
      • Правовая культура
    • Правовые нормы
      • Структура правовой нормы. Норма права и статья закона
      • Виды правовых норм
  • Система права и система законодательства
    • Система норм права и ее элементы
    • Частное и публичное право
    • Отрасли права и их институты
    • Систематизация законодательства: понятие и виды
  • Источники права
    • Понятие и виды источников права
      • Основные источники официального выражения и закрепления норм права
    • Источники права в Российской Федерации
      • Нормативные правовые акты, юридический прецедент, правовой обычай
  • Реализация права
    • Понятие и формы реализации права
      • Реализация норм права
    • Применение норм права
      • Правоприменительная деятельность – принципы и основания
      • Стадии правоприменительного процесса
      • Акты применения права
    • Толкование правовых норм
      • Официальное и неофициальное толкование
      • Толкование правовых норм по объему
  • Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность
    • Понятие и основные виды правомерного поведения
    • Юридический конфликт
      • Виды конфликтов
      • Разрешение конфликта
    • Понятие и виды правонарушений
      • Проступки и преступления
    • Юридическая ответственность: понятие и виды
      • Виды юридической ответственности
  • Основы конституционного права
  • Конституционное право - ведущая отрасль российского права
    • Понятие и система конституционного права Российской Федерации
    • Понятие и юридические свойства Конституция России
    • Основы конституционного строя Российской Федерации
    • Федеративное устройство России
  • Права и свободы человека и гражданина
    • Конституционно-правовой статус личности
    • Гарантии прав и свобод человека и гражданина
    • Гражданство в Российской Федерации
      • Приобретение гражданства
      • Основания прекращения гражданства
  • Система органов государственной власти России
    • Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
      • Функции и полномочия Президента
    • Федеральное Собрание Российской Федерации
    • Правительство Российской Федерации
    • Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
      • Статус судьи
  • Правоохранительные органы Российской Федерации
    • Прокуратура Российской Федерации
    • Министерство внутренних дел Российской Федерации
    • Министерство юстиции Российской Федерации
    • Органы федеральной службы безопасности России
    • Адвокатура
    • Нотариат
  • Отрасли российского права
  • Основы гражданского права
    • Понятие гражданского права, его предмет и метод
    • Гражданское законодательство
    • Гражданское правоотношение
    • Субъекты гражданских правоотношений
      • Юридическое лицо
      • Организационно-правовые формы юридических лиц
    • Объекты гражданских правоотношений
    • Осуществление и защита гражданских прав. Гражданско-правовые сделки.
      • Гражданско-правовая ответственность
    • Право собственности и ограниченные вещные права
      • Основания возникновения и прекращения права собственности
      • Ограниченные вещные права
    • Гражданско-правовые обязательства
      • Способы обеспечения исполнения обязательств
      • Прекращение обязательств
  • Основы трудового права
    • Понятие, принципы и источники трудового права
      • Источники трудового права
    • Трудовой договор
      • Коллективные договора и соглашения
      • Прекращение трудового договора
    • Трудовые правоотношения
    • Рабочее время и время отдыха
      • Время отдыха
      • Отпуск
    • Заработная плата
    • Охрана труда
    • Трудовые споры и порядок их разрешения
  • Основы семейного права
    • Понятие семейного права и семейного законодательства
    • Заключение и расторжение брака
    • Права и обязанности супругов, родителей и детей
    • Алиментные обязательства
    • Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
  • Основы жилищного права
    • Понятие и источники жилищного права
    • Правовой режим жилищного фонда
    • Договоры найма жилого помещения
    • Пользование общежитиями
  • Основы административного права
    • Понятие административного права
      • Система административно-правовых норм
      • Административно-правовые отношения
    • Государственное управление и исполнительная власть
    • Административное правонарушение и административная ответственность
    • Административное наказание: понятие и виды
  • Основы финансового права
    • Финансовое право как отрасль российского права
      • Источники финансового права
    • Бюджетное право Российской Федерации
      • Бюджетный процесс
    • Налоговое право Российской Федерации
    • Финансово-правовые основы банковской деятельности в Российской Федерации
      • Второй уровень банковской системы Российской Федерации
      • Осуществление Банком России функции валютного регулирования и контроля
  • Основы муниципального права
    • Понятие муниципального права
      • Территориальные основы организации и деятельности местного самоуправления
    • Органы местного самоуправления и их полномочия
      • Представительные органы местного самоуправления
      • Должностные лица местного самоуправления
    • Муниципальная служба
    • Экономическая основа местного самоуправления
    • Ответственность органов местного самоуправления, контроль за их деятельностью
  • Основы уголовного права
    • Понятие, задачи и принципы уголовного права
    • Понятие преступления и его виды
      • Виды преступлений
    • Субъект преступления
    • Уголовное наказание и его виды
    • Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
  • Основы экологического права
    • Понятие и система экологического права
    • Экологические правоотношения
    • Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
    • Юридическая ответственность за экологические правонарушения
    • Международно-правовые механизмы охраны окружающей среды
  • Основы образовательного права
    • Правовое регулирование образовательной деятельности в России
    • Образовательные учреждения: правовой статус и компетенция
    • Права и социальная защита обучающихся образовательного учреждения
  • Основы международного права
  • Современное международное право и мировой правопорядок
    • Понятие и основные принципы современного международного права
      • Основные принципы международного права
    • Субъекты международного права
    • Права человека и международное право
    • Ответственность в международном праве
    • Роль международных организаций в поддержании мира и обеспечении международной безопасности
    • Международное частное право

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй можно определить как правопорядок, при котором соблюдается демократическая конституция государства.

Основы конституционного строя закреплены в главе 1 Конституции РФ. Эти принципы лежат в основе всей пирамиды правовой системы государства.

Конституция РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы - закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политические и экономические основы государства и общества.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепление их в качестве высшей ценности составляют гуманистические основы конституционного строя России.

Российская Федерация является демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления, а также социальным и светским государством. Все эти характеристики тесно взаимосвязаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя.

Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos - власть народа) означает, что:

  • единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;
  • власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;
  • власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами - прежде всего посредством свободных выборов и референдума.

Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных стандартов.

Конституция РФ полностью соответствует характеристикам правового государства, поскольку:

  • признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;
  • закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;
  • устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.

Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

Закрепление в статье 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

  • государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо, по крайней мере, органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;
  • переход к другой - монархической - форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;
  • монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов Российской Федерации.

В дополнение к характеристикам, данным в статье 1 Конституции РФ, статья 7 Основного закона провозглашает Россию социальным государством. В отличие от конституций ряда зарубежных государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.), где термин «социальное государство» закреплен достаточно давно, в российской Конституции 1993 года это понятие употреблено впервые.

Социальное государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений по принципу привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. При всей значимости социальной деятельности государства важно видеть тот рубеж, переход которого ведет к снижению активной деятельности людей.

Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение минимума социальных благ (обеспечивающего, по крайней мере, существование, не унижающее человеческое достоинство).

Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального государства конкретизированы в части 2 статьи 7 Конституции РФ - охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве - гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. Непосредственна связь указанных положений и с социально-экономическими и культурными правами человека в Российской Федерации.

Рассмотренные выше конституционные характеристики Российского государства дополняются положением статьи 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества (что проявляется в том числе и в некоторых нормативных положениях и вызывает справедливую критику), Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

С рассмотренными характеристиками Российского государства тесно и непосредственно связаны и конституционные принципы функционирования (осуществления) публичной власти - единство и разделение власти, определение народа в качестве единственного источника власти на всех уровнях, формы осуществления власти, признание местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти и др.

Можно утверждать, что в российской Конституции (как и во многих государствах) закреплен один принцип - единства и разделения государственной (публичной) власти. Власть в Российской Федерации едина, едина по источнику (многонациональный российский народ) и целям деятельности (обеспечение прав и свобод человека). В то же время для удобства функционирования единая государственная власть в России разделена между различными органами, которые, являясь самостоятельными в пределах своей компетенции, тесно взаимодействуют между собой, поддерживая необходимый баланс власти.

В соответствии со статьей 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который участвует в осуществлении власти в двух основных формах - непосредственно (принимая участие в выборах и референдуме) и опосредованно (через органы государственной власти и органы местного самоуправления).

Конституция РФ (гл. 1) содержит и некоторые базовые принципы, которые могут быть отнесены к экономическим и политическим основам конституционного строя России.

В подходе к государственному регулированию экономической деятельностью в России в 90-х годах XX века произошли принципиальные изменения: государство сегодня не учреждает экономический строй и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон экономической деятельности, а лишь обеспечивает правовыми средствами функционирование рыночной экономики.

К конституционным принципам рыночной экономики в России можно отнести следующие (ст. 8, 9 Конституции РФ):

  • единство экономического пространства;
  • свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции;
  • многообразие и равенство форм собственности.

Чрезмерное вмешательство государства недопустимо не только в сферу экономики, но и в сферу идеологии и политики (хотя, бесспорно, государство вне политики быть не может). В качестве одной из основ конституционного строя статья 13 Конституции России закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм). Часть 2 статьи 13 Конституции РФ закрепляет, что в России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Важнейшая роль в общественно-политической деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям, преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов, религиозных организаций и др.) закреплен в федеральном законе от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» (с последующими изменениями и дополнениями), а также в ряде других законов и иных правовых актах.

Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, часть 5 статьи 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. Демократия должна уметь защитить себя от распространения антидемократических идеологий и их организационных форм. Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным насильственным путем.

Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных идеологий. Поэтому и в России установлен ряд запретов на создание и деятельность общественных объединений.

Их цели или действия не должны быть направлены:

  • на насильственное изменение основ конституционного строя;
  • на нарушение целостности Российской Федерации;
  • на подрыв безопасности государства;
  • на создание вооруженных формирований;
  • на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.