Основы применения мер уголовно процессуального принуждения. Виды мер уголовно-процессуального принуждения. Меры пресечения в уголовно процессе

Права - это не только определенные социальные возможности, но и определенные социальные необходимости, не свобода вообще, но мера свободы. Любой индивид обязан действовать в определенных рамках, согласуя свои желания с правами других членов общества, неся при этом бремя ответственности за свое поведение. Для обеспечения своего благополучного существования общество вынуждено сдерживать негативную активность граждан.

Существуют ситуации, когда общественные интересы диктуют необходимость прямого вторжения государства в сферу прав людей: это необходимость борьбы с преступниками и другими правонарушителями; преодоление неблагоприятной ситуации, вызванной эпидемией или стихийным бедствием и их последствиями; осуществление военного положения. Среди них особое место, в силу непрерывности и значительного распространения, занимает обеспечение общественного порядка и борьба с преступностью, которая "не просто является одной из функций государства, но есть часть правового режима, в рамках которого только и возможны действительная защита и уважение прав и достоинства личности" Васильева Е.Г. Меры уголовно-процессуального принуждения. Монография. Уфа: Издательство Башкирского государственного университета, 2003. с. 5;.

Перед уголовным судопроизводством Российской Федерации стоят задачи, по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных и обеспечению правильного применения закона для того, чтобы лицо, совершившее преступление, было подвергнуто справедливому наказанию, а невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Зачастую процессуальные обязанности граждане выполняют добровольно и добросовестно. Но нередки ситуации, когда отдельные лица не выполняют возложенные на них процессуальные обязанности, всячески противодействуют органам расследования: прокурорам, судам, осуществляющим производство по уголовным делам (уничтожают вещественные доказательства, скрывают похищенное имущество, запугивают или подговаривают очевидцев не давать показания, скрываются от органов уголовного судопроизводства, противодействуют исполнению судебных приговоров и других судебных решений).

В целях пресечения, предупреждения, нейтрализации и искоренения такого противодействия наше государство обязывает органы расследования: прокуратуру и суды проводить с такими лицами разъяснительную и воспитательную работу, убеждать их в необходимости добросовестного выполнения гражданского долга перед органами уголовного судопроизводства, а при отсутствии положительных результатов от проводимых мероприятий разъяснительного и воспитательного характера, а также убеждения - применять к несознательным участникам уголовного процесса меры государственногопринуждения, в том числе (в установленных законом случаях, связанные с ограничением личной свободыМихайлов В.А. Меры пресечения в российском уголовном процессе. - М: Право и Закон, 1996. с. 4-5;.

Меры государственного принуждения как составная часть государственных функций призваны обеспечивать реализацию норм права. Меры государственного принуждения в случаях, определенных уголовно-процессуальным законом, применяются и независимо от проводимых мероприятий воспитательного и разъяснительного характера в порядке обеспечения с их помощью надлежащего поведения участников процесса для гарантирования интересов уголовного судопроизводства.

Учитывая, что государственное принуждение связано с существенными ограничениями установленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, в уголовном процессе оно допустимо лишь в строго установленных законом случаях, при соблюдении соответствующих гарантий законности и обоснованности его применения.

Меры государственного принуждения, применяемые в уголовно-процессуальной деятельности органов расследования, прокуроров, судов, именуются мерами процессуального принуждения Там же, с. 6;.

Меры уголовно-процессуального принуждения - это предусмотренные уголовно-процессуальным правом решения и действия органов, ведущих производство по делу, ограничивающие права остальных участников процесса помимо их воли Калиновский К. Б., Смирнов А. В. Уголовный процесс. Пособие по подготовке к экзамену. - СПб.:, Питер, 2003. с. 45;.

Общей для всех мер уголовно-процессуального принуждения является возможность их осуществления независимо от воли и желания лица, к которому они применяются. Такая возможность, однако, не всегда превращается в действительность, так как граждане нередко не только не препятствуют должностному лицу исполнять свои обязанности, но добровольно и сознательно выполняют предписания норм права. В то же время сама возможность принудительного исполнения этих мер придает имобъективно-принудительный характер Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник. / Отв. ред. П.А. Лупинская. - М.: Юристъ, 2001. с. 285;.

Меры уголовно-процессуального принуждения не одинаковы по своему характеру, и их применение преследует разные цели. Одни из них призваны пресечь возможность продолжения обвиняемым (подозреваемым) преступной деятельности, его уклонения от следствия или суда либо воспрепятствование процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности, удаление лиц из зала судебного заседания). Другие связаны с необходимостью доставления лиц в следственные или судебные органы (привод). Третьи направлены на обнаружение и процессуальное закрепление доказательств (обыск, выемка, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, помещение обвиняемого или подозреваемого в медицинское учреждение для экспертного исследования) Там же, стр. 286;.

Меры пресечения имеют ярко выраженныйпринудительный характер, относятся к пресекательным средствам.

В то же время в конкретном случае следственное действие может и не иметь принудительного характера, если лицо, в отношении которого оно осуществляется, не возражает против его производства. Например, лицо добровольно участвует в освидетельствовании, предоставляет образцы для сравнительного исследования, выдает предметы или документы, имеющие значение для дела, и др. Поскольку меры уголовно-процессуального принуждения ограничивают конституционные права и свободы граждан, нужны твердые процессуальные гарантии, которые бы обеспечивали их законность и обоснованность. В правовом государстве имеет важное значение то, насколько применение мер процессуального принуждения вызвано действительной необходимостью ограничения прав гражданина. Цели уголовного судопроизводства должны достигаться при наименьшем ограничении прав и свобод гражданина. Конституция РФ, действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливают важные процессуальные гарантии этого (ст.55, 56 Конституции РФ).

Также, при наличии обоснованного подозрения о совершении преступления данным лицом предусматривается возможность ограничения некоторых прав этого лица (например, права на свободу передвижения, на личную свободу и т.д.) в предусмотренном законом порядке. Совместимы ли такие меры с презумпцией невиновности? Цель этих правоограниченийзаключается не в карательном или исправительном воздействии на лицо, привлеченное к уголовной ответственности, а в создании условий для законного и обоснованного разрешения уголовного дела. Наиболее существенное, чем отличаются меры процессуального принуждения от уголовного наказания - их условный, временный характер. Решения о мерах процессуального принуждения исполняются лишь постольку, поскольку существуют обстоятельства, которыми они вызваны. И если данные обстоятельства миновали, то они должны быть отмененыАктуальные вопросы уголовного процесса современной России: Межвузовский сборник научных трудов. Отв. ред. З.Д. Еникеев. Уфа: РИО БашГУ, 2003. с. 22;.

Значение мер уголовно-процессуального принуждения огромно, они обеспечивают функции уголовного преследования и разрешения дела по существу, а также обеспечивают собирание доказательств и гарантируют гражданский иск по уголовному делу. Так, задержание подозреваемого и применение меры пресечения призваны обеспечить функции уголовного преследования и разрешения дела; привод свидетеля или потерпевшего - собирание доказательств в виде показаний названных участников уголовного судопроизводства, а наложение ареста на имущество - гражданский иск, предъявленный по уголовному делу.

Таким образом, из всего выше сказанного следует, что содержанием мер уголовно-процессуального принуждения являются: лишение личной свободы, которое составляет суть задержания по подозрению в преступлении и меры пресечения в виде заключения под стражу; ограничение личной свободы, которое имеет место, например, при применении меры пресечения в виде подписки о невыезде; ограничение права собственности, которое имеет место при наложении ареста на имущество;угроза значительной имущественной потери, которая образует суть меры пресечения в виде залога; временное лишение должности, которое имеет место при применении временного отстранения от нее; иные лишения и правоограничения(например, доставление в правоохранительный орган лица вопреки его воле, которое является содержанием привода, денежное взыскание, означающее причинение убытков, особый режим военной службы, который применяется при избрании меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части) Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учеб.пособие. -- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. с. 156;.

Уголовное судопроизводство является той сферой деятельности государства, в которой в силу максимально возможного применения мер государственного принуждения права и законные интересы физических и юридических лиц могут быть серьезно ограничены.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает возможность применения государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, либо в целях предупреждения такого неисполнения. Применение различных мер принуждения допустимо лишь специальными субъектами, в роли которых выступают соответствующие государственные органы и должностные лица, в случаях и порядке, прямо предусмотренных в законе, поскольку эти меры выражаются в ограничении личных, имущественных и иных субъективных прав граждан (свобода, неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода передвижения, право распоряжения имуществом в том или ином объеме и т.н.). Незаконное же применение мер принуждения влечет ответственность соответствующих лиц вплоть до уголовной (ст. 301 УК).

можно определить как процессуальные средства принудительного характера, применяемые дознавателем, органом дознания, следователем, судом (судьей) в случаях и в порядке, установленных УПК, в отношении участвующих при производстве но делу лиц в целях предупреждения и пресечения неправомерных действий данных лиц и в целом обеспечения установленного УПК порядка уголовного судопроизводства. Эти меры могут применяться только в рамках возбужденного уголовного дела.

Все меры принуждения уголовно-процессуальный закон делит на три группы (рис. 1):

  • 1) задержание подозреваемого (гл. 12 УПК);
  • 2) меры пресечения - подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, залог, домашний арест, заключение под стражу (они закреплены в гл. 13 УПК);
  • 3) иные меры уголовно-процессуального принуждения - обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание (гл. 14 УПК).

Задержание подозреваемого

Задержание подозреваемого является краткосрочной мерой процессуального принуждения, применяемой органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК). При этом под моментом фактического задержания следует понимать момент производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления.

Рис. 1.

В случае обнаружения разыскиваемого обвиняемого он также может быть задержан (ст. 210 УПК).

Задержание может применяться к лицу по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Основания задержания:

  • 1) лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  • 2) потерпевшие или очевидцы указали на лицо как на совершившее преступление;
  • 3) на лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.

Если имеются иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления (например, наличие сведений оперативно-розыскного характера), оно может быть задержано в тех случаях, когда: 1) пыталось скрыться, 2) либо не имеет постоянного места жительства, 3) либо не установлена его личность, 4) либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Па практике нередко практикуется фактическое задержание лица до возбуждения уголовного дела. Однако оно не основано на уголовно-процессуальном законе.

После того как подозреваемый будет доставлен в орган дознания или к следователю, в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым, затем подозреваемый должен быть допрошен. В соответствии с принципом обеспечения подозреваемому и обвиняемому права па защиту до начата допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

О произведенном задержании не позднее 12 часов с момента задержания должны быть уведомлены прокурор, близкие родственники или другие родственники подозреваемого (в том числе и самим подозреваемым), командование воинской части (если подозреваемый является военнослужащим), начальник органа внутренних дел (если подозреваемый является сотрудником органа внутренних дел), секретарь Общественной палаты РФ и общественная наблюдательная комиссия (в случае задержания подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии), посольство или консульство иностранного государства (если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства) (ст. 96 УПК).

Уголовно-процессуальный закон разрешает с согласия прокурора не производить уведомление о задержании в тех случаях, когда факт задержания необходимо сохранить в тайне в интересах предварительного расследования (это правило не распространяется на случаи задержания несовершеннолетних).

Порядок и условия содержания задержанных подозреваемых определяются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". В том случае, если необходимо проведение оперативно-розыскных мероприятий, допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело.

Статья 94 УПК предусматривает следующие основания освобождения подозреваемого по постановлению дознавателя или следователя:

  • 1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
  • 2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
  • 3) задержание было произведено при отсутствии оснований для него;
  • 4) истекло 48 часов с момента задержания, и судом не было принято решение о продлении срока задержания на дополнительный срок не более 72 часов по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

Уголовно-процессуальное право определяет ряд способов воздействия на людей, которые не выполняют требования установленного закона. Эти способы принято называть меры уголовно-процессуального принуждения. От других мер принуждения они отличаются тем, что применяют их исключительно в период уголовного производства, а не после решения суда, и носят они процессуальный характер. Важность мер принуждения заключается в том, что они позволяют ограничить возможности преступника на время расследования для совершения других злодеяний.

Каждый участник уголовного производства имеет свой процессуальный статус, соответственно, меры процессуального принуждения УПК избирает по отдельности для каждого из них, то есть влиять государство может не только на предполагаемого преступника, но и на свидетеля или потерпевшего. Важно, что избирать способ принуждения необходимо исключительно в рамках регламентируемого УПК порядка.

После возбуждения уголовного производства следователь решает, стоит ли применять меры принуждения в уголовном процессе к обвиняемому или нет. Если имеет место предположение, что виновный может скрыться или он несет в себе определенную опасность для свидетелей, потерпевшего, в отношении него осуществляется назначение меры пресечения. Порой, меры пресечения, а непосредственно содержание под стражей, избираются судом для обеспечения выполнения приговора. При избрании способа принуждения обязательно учитываются такие характеристики, как личность виновного, наличие детей, профессия, а также место жительства.

Основной гарантией соблюдения прав граждан является тот факт, что все меры воздействия применяются только по возбужденному уголовному делу. Без установления точных фактов и доказательств вины, меры принуждения не могут применять к подозреваемому или другому человеку. Разрешение на применение одной из мер принуждения дает суд, и в дальнейшем постоянно им контролируется.

Все виды мер уголовно-процессуального принуждения ограничивают в какой-то мере права и свободы человека до вынесения судом решения. При этом они характеризуются и временностью − после заседания суда, если будет избрана другая санкция, человека освобождают от ранее избранного пресечения. Важно отметить, что избрание способа ограничения субъекта уголовного дела должно преследовать те же цели, что и судопроизводство. Мера должна иметь четкие, описанные в УПК, основания и базироваться на мотивированном решении следователя, дознавателя или прокурора.

Учитывая разное процессуальное положение участников производства, предполагается три формы воздействия на них:

  • задержание подозреваемого субъекта;
  • пресечение, направленное на людей, совершивших тяжкое преступление;
  • другие виды воздействия.

Каждый из способов принуждения по своему влияет на участника процесса, ведь он не только ограничивает основные возможности человека, но воздействует на психику и волю.


Достаточно часто люди, пребывая в предварительном заключении, раскаиваются или решают признаться в содеянном. Именно поэтому правоведы считают меры процессуального принуждения в уголовном процессе промежуточным способом исправления преступника, хоть досудебное задержание и не выступает полноценной мерой наказания.

Основания и порядок задержания

Под задержанием принято понимать кратковременное лишение свободы без решения суда и санкции прокурора. Осуществляют данное действие с целью пресечения преступной деятельности, а также предотвращения случаев сокрытия от следствия важных доказательств и фальсификации улик. Срок задержания, допустимый УПК, составляет 48 часов, иногда он может быть продолжен до 72 часов. Если за это время не будет выдвинуто обвинение, то задержанного человека обязательно должны отпустить. После задержания виновного помещают в следственный изолятор.

Основанием для задержания лица, подозреваемого в преступлении, являются:

  • субъект был замечен при совершении преступного деяния или же сразу после его совершения на месте злодеяния;
  • потерпевшие или очевидцы указали на конкретного гражданина, как на преступника;
  • на одежде лица были обнаружены следы крови или в его жилье были найдены следы преступления;
  • лицо пыталось скрыться с места преступления;
  • субъект не имеет постоянного места жительства;
  • не получилось на месте установить личность подозрительного субъекта.


Задержание может также проводиться, если имеет место составленное следователем или прокурором ходатайство в суд на избрание меры пресечения к конкретному гражданину. Дополнительно ознакомиться с основаниями задержания можно в статье 91.

Кроме оснований для ограничения свободы подозреваемого, обязательно четко соблюдают его порядок. Только так можно обеспечить соблюдение прав подозреваемого и избежать процессуальной ошибки, которая потом может стать поводом для освобождения от ответственности виновного. Соблюдая установленный порядок можно на законных основаниях удерживать подозреваемого до полного установления обстоятельств дела.

Порядок задержания состоит из нескольких этапов, каждый из которых имеет свои особенности, но обязательный к соблюдению:

  1. Фактическое задержание.
  2. Составление протокола. Должен быть составлен этот документ не позже трех часов после задержания. При составлении может присутствовать адвокат обвиняемого, если он выявит такое желание. При этом следователь или дознаватель не может заставить задержанного воспользоваться услугам адвоката.
  3. Уведомление прокурора. О намерении задержать человека или после задержания его следователь должен уведомить прокурора не позже 12 часов.
  4. Допрос. Проводиться данное мероприятие не позже как через 24 часа после задержания. До начала допроса все просьбы задержанного должны быть удовлетворены, к примеру, если он захочет наедине поговорить с защитником, ему такое право должны предоставить.
  5. Уведомление родственников. Не позднее 12 часов следователь должен уведомить родственников задержанного о его месте нахождения.

Вместе с процедурой задержания нужно провести личный обыск и обыск дома обвиняемого. Это необходимо для установления, сохранились ли следы преступления, в котором обвиняют человека или нет.

Отдельно хотелось бы отметить процедуру составления протокола. Очень часто процессуальные ошибки встречаются именно на этапе его составления. Документ должен содержать дату, время проведения задержания, город, место – название отдела, основания задержания, а также результаты обыска. В конце должна быть подпись составившего документ, подозреваемого и его адвоката.

Меры пресечения

Меры пресечения второй группы заключаются в психологическом воздействии или в помещении подозреваемого под стражу. Применяют этот способ ограничения исключительно к лицам, способным мешать следствию, воздействовать на потерпевшего или свидетелей, а также не исполняющим уже вынесенный приговор.


Чтобы эта мера пресечения была оправдана, следователь должен аргументировать факт того, что гражданин опасен для общества, может совершить насилие или повторные преступления, а также несет в себе угрозу для других участников производства. Решение о помещении под стражу принимается судом или следственным органом.

Система мер уголовно-процессуального принуждения включает такие способы воздействия:

  • подписка о невыезде;
  • личное поручительство;
  • наблюдение командования воинской части;
  • присмотр;
  • залог;

Подписка о невыезде является своего рода обязательством подозреваемого не покидать пределы города и по первому требованию приезжать к следователю. Если это обязательство будет нарушено, подозреваемого человека заключат под стражу. Личное поручительство – это привлечение ответственного лица, которое подтвердит свою обязанность следить за соблюдение подозреваемым человеком всех требований следователя.

Санкция в виде наблюдения командования распространяется исключительно на военнослужащих, нарушивших закон. По своей сути, это то же, что и личное поручительство, только гарантировать соблюдение требований следователя будет не посторонний человек, а командир.

Присмотр распространяется на несовершеннолетних нарушителей. Ответственность по выполнению предписаний следователя берут на себя родители или опекуны.

Под залогом подразумевают внесение определенной суммы денег или ценностей в качестве средства обеспечения явки обвиняемого к следователю или в суд. Размер залога зависит от тяжести преступления, а также личности виновного. Если подозреваемый нарушит условия залога, то средства засчитывают на счет государства. Подозреваемому лицу избирают более строгую меру пресечения или объявляют в розыск.

Иногда человеку разрешают находиться в пределах собственного дома или квартиры, эта мера принуждения носит название домашний арест. Человеку запрещено покидать пределы обозначенной территории. Часто для обеспечения соблюдения правил надевают электронный браслет. Длительность домашнего ареста не должна превышать двух месяцев.


Самым суровым вариантом считают заключение под стражу. В данном случае ограничивают свободу человека и помещают его в СИЗО. Причины помещения в изолятор для каждого случая индивидуальны, но надо обязательно доказать, что обвиняемый опасен для общества, пребывая на свободе. Длительность нахождения в СИЗО может составлять два месяца, а может полтора года.

Каждый из перечисленных вариантов предварительного задержания может быть изменен на более строгий или более мягкий. Иногда мера пресечения может даже отменяться.

Другие способы воздействия

Понятие и виды мер процессуального принуждения в уголовном процессе не ограничиваются средствами, связанными с пресечением или задержанием субъекта расследования. Существуют способы воздействия, которые назначаются не только для обвиняемых, но и для потерпевших или свидетелей. Объектом ограничительного режима могут стать: свидетели, пострадавшие, эксперты, переводчики, гражданские ответчики и даже понятые.

Условия принуждения в данном случае, используются не для ограничения прав субъекта, а для обеспечения порядка судопроизводства и исполнения приговора.


Другими мерами воздействия на людей с процессуальным статусом считают:

  • подпись о явке;
  • принудительный привод;
  • отстранение от выполнения должностных обязанностей;
  • арест на имущество;

Обязательство по явке заключается в подписании конкретного документа, в котором лицо обязуется по первому требованию прибыть к следователю, и о любых изменениях места жительства или пребывания сообщать незамедлительно. Привод – это принудительное доставление лиц, которые уклоняются от посещения следователя по вопросам уголовного производства. Если у человека имелась веская причина не явиться к следователю, он обязан сообщать об этом заранее.

Отстранять от должности могут только подозреваемых или обвиняемых. Осуществляется это на время следствия. Мера ограничения назначается исключительно в судебном порядке.

Под арестом имущества подразумевают полный запрет на использование собственности виновным. Это принуждение применяется исключительно к подозреваемым и виновным, если есть основания полагать, что это имущество было заработано или приобретено не законными путями. Время ареста решает суд, при этом срок может быть, как увеличен, так и досрочно прекращен. Денежное взыскание – это своего рода штраф за несоблюдение процессуальных обязанностей. Налагает штраф судья, размер штрафа не должен превышать 2,5 тыс. рублей.

Для реализации каждой меры принуждения необходима инициатива следователя или дознавателя. Классификация вариантов принуждения позволяет подобрать ту меру предварительного наказания, которая позволит контролировать каждого, согласно его процессуальному статусу и уровню опасности.

Законодатель одинаково заботится обо всех участниках судопроизводства. Предварительное пресечение позволяет защитить участников производства от воздействия обвиняемого, а также оградить подозреваемого от мести родственников жертвы.

  1. Понятие, виды и значение мер процессуального принуждения.
  2. Основания, мотивы и порядок задержания.
  3. Понятие и виды мер пресечения, основания и порядок их применения.
  4. Иные меры процессуального принуждения.

1. Понятие, виды и значение мер процессуального принуждения.

Эффективная организация уголовного преследования возможна лишь при наличии в распоряжении правоохранительных органов мер государственного принуждения. Одной из разновидности мер государственного принуждения являются меры уголовно-процессуального принуждения. Меры принуждения как метод государственного воздействия используются для устранения препятствий, создаваемых участниками судопроизводства при возбуждении, расследовании и рассмотрении обстоятельств совершенного преступления.

Для уголовного судопроизводства характерно многообразие мер принуждения. Они образуют систему, обладающую следующими признаками:

1. Применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный, правоограничительный характер.

2. Применяются тем органом или должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело. Субъектами применения мер процессуального принуждения выступают, как правило, следователь, дознаватель и суд, что обуславливает волевой характер мер принуждения.

3. Применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствия для хода уголовного судопроизводства. Меры процессуального принуждения применяются не только в отношении лиц, которые подвергаются уголовному преследованию (подозреваемый, обвиняемый), но и в отношении других участников уголовного судопроизводства.

4. Имеют конкретные цели, вытекающие из назначения уголовного судопроизводства. Избрание меры пресечения в виде заключения под стражу имеет своей целью обеспечение надлежащего поведения лица.

5. Имеют особое содержание и характер. Так, содержанием мер процессуального принуждения является лишение свободы, в случае задержания лица по подозрению в совершению преступления либо в случае избрания в отношении лица в виде заключения под стражу; ограничение личной свободы, если речь идет, например, о домашнем аресте; ограничение права собственности, в случае наложения ареста на имущество или денежное взыскание и др.

6. Имеют конкретные основания, условия и пределы применения, то есть обладают определенной регламентацией.

7. Решение о применение мер принуждения оформляется соответствующим процессуальным документом.

Необходимым условием применения мер уголовно-процессуального принуждения является их законность и обоснованность, так как эти меры ограничивают закрепленные Конституцией РФ права и законные интересы человека и гражданина. Условия применения мер принуждения выражаются: 1) в нормативном определении видов принудительных мер; 2) в определении субъектов, специально уполномоченных и наделенных правом применения процессуального принуждения; 3) в указании лиц, в отношении которых могут применяться определенные виды принуждения; 4) в закреплении процедуры применения уголовно-процессуального принуждения (оснований, условий и порядка применения).


В науке уголовного процесса существуют различные классификации мер принуждения.

УПК РФ закрепляет только одно разделение на три группы, это, так называемая, трехзвенная система, которой придерживаются многие ученые-процессуалисты. Главным критерием классификации является внутреннее содержание. В соответствии с ним, меры принуждения подразделяются на:

1) задержание подозреваемого (гл. 12 УПК РФ);

2) меры пресечения (гл. 13 УПК РФ);

3) иные меры принуждения (гл. 14 УПК РФ).

Иные меры принуждения также делятся на применяемые к подозреваемому и обвиняемому (ч. 1 ст. 111), и применяемые к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику, понятому (ч. 2 ст. 111).

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать понятие мер уголовно-процессуального принуждения - это совокупность мер уголовно-процессуального, принудительного характера, применяемые в строго установленном порядке властными субъектами в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц, в целях обеспечения выполнения назначения уголовного процесса.

2. Основания, мотивы и порядок задержания.

Напомню, что применение такой меры принуждения, как задержание в порядке ст. 91 УПК РФ, автоматически переводит лицо в статус подозреваемого. Задержание занимает особое место среди мер процессуального принуждения, это вызвано его интегративным характером, с одной стороны – это средство пресечения и раскрытия преступления, с другой стороны – это кратковременное лишение свободы лица.

УПК РФ в п. 11 ст. 5 определяет задержание подозреваемого, как меру процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Из данного определения видно, что субъектами задержания могут быть:

Орган дознания;

Дознаватель;

Следователь.

Общим условием задержания является – подозрение лица в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

В ст. 91 УПК РФ в качестве фактических оснований задержания указаны следующие обстоятельства:

1) Когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения. Данная ситуация имеет место при задержании лица сотрудниками роты ППС, ГИБДД, акт задержания в данном случае фиксируется в рапорте.

2) Когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление. Как правило, данную информацию следователь устанавливает в ходе проведения предъявления для опознания.

3) Когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Сведения о данном факте могут быть получены при производстве осмотра жилища, личного обыска, обыска, что будет зафиксировано в протоколе соответствующего следственного действия.

Кроме того, законодателем предусмотрены и ряд других данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления. Лицо может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Мотивы задержания подозреваемого также должны быть отражены при составлении протокола. К ним относится пресечение попыток этого лица:

1) скрыться от органов предварительного расследования или суда;

2) воспрепятствовать производству по уголовному делу путем оказания давления на свидетелей и других участников уголовного процесса, уничтожения вещественных доказательств и т.д.;

3) продолжать в дальнейшем преступную деятельность;

4) воспрепятствовать исполнению обвинительного приговора.

Процессуальный порядок задержания определен в ст.ст. 92-96 УПК РФ.

Порядок задержания включает следующие этапы:

- фактическое задержание и личный обыск . Следует различать административное задержание (ст. 27.3 КоАП) и уголовно-процессуальное задержание (ст. 91 УПК РФ). Отправной точкой течения всех сроков при задержании является момент фактического задержания. Срок задержания – 48 часов, в течение которого должно быть принято одно из следующих решений:

1) о привлечении лица в качестве обвиняемого;

2)об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения (ст. 100 УПК РФ) до предъявления обвинения на срок не более 10 суток, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу - в тот же срок с момента задержания. Обвинение в совершении преступлении против общественной безопасности, конституционного строя и безопасности государства должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.

3) о продлении срока задержания. Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.

4) об освобождении подозреваемого из ИВС.

Следующий этап задержания - составление протокола (3 часа с момента доставления в орган предварительного расследования). В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым, делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права.

Следующий этап - уведомление прокурора (12 часов с момента задержания);

Далее следует - допрос подозреваемого не позднее 24 часов с момента фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине, конфиденциально и в течение не менее 2 часов;

И последний этап - уведомление кого-либо из близких родственников , а при их отсутствии - других родственников или предоставление возможности такого уведомления самому подозреваемому (не позднее12 часов с момента задержания).При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел - начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то уведомляется посольство или консульство этого государства.

Из указанных предписаний уведомления предусмотрено исключение - необходимость сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания. В этом случае уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Основания освобождения подозреваемого перечислены в ст. 94 УПК РФ:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.

При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело.

Таким образом, задержание - это кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, с целью пресечения его преступной деятельности, предотвращения сокрытия от следствия и суда, фальсификации и сокрытия доказательств и других действий, могущих помешать установлению обстоятельств по делу.

3. Понятие и виды мер пресечения, основания и порядок их применения.

Меры пресечения - это предусмотренные законом средства, применяемые к обвиняемому и подозреваемому, которые заключаются в определенном психологическом воздействии, угрозе имущественных потерь, установлении за указанным лицами присмотра, помещении их под стражу, лишающих или ограничивающих свободу обвиняемого или подозреваемого.

Согласно УПК РФ кмерам пресечения относятся:

Подписка о невыезде;

Личное поручительство;

Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

Домашний арест;

Заключение под стражу.

Общие основания применения мер пресечения перечислены в ст. 97 УПК РФ - это наличие обстоятельств, позволяющих полагать, что обвиняемый:

1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда;

2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;

3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

4) для обеспечения исполнения приговора или возможной выдачи лица.

Перечисленные основания являются общими для избрания любой меры пресечения. Решая вопрос о применение той или иной меры пресечения необходимо учитывать специальные основания, а именно: тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.

Субъектами применения мер пресечения выступают: следователь, дознаватель, суд. Только суд избирает меру пресечения в виде залога, домашнего ареста, заключения под стражу. В этом случае согласие на возбуждение перед судом ходатайства следователю дает руководитель следственного органа, а дознавателю – прокурор.

Порядок избрания меры пресечения заключается в следующем:

Вынесение следователем, дознавателем, судом постановления об избрании конкретной меры пресечения

Вручение копии постановления подозреваемому, обвиняемому, его защитнику и законному представителю, если таковой имеется. В случае заключения лица под стражу, то копия постановления направляется администрации СИЗО.

Разъяснение порядка обжалования меры пресечения.

Составление последующих документов, например подписки о невыезде, квитанции о принятии денежных средств в качестве залога.

Отмена или изменение меры пресечения производится по постановлению дознавателя, следователя или судьи либо по определению суда.

Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения.

Мера пресечения меняется на более строгую, когда:

Обвиняемый ведет себя ненадлежащим образом;

Изменяется квалификация преступления, появляются новые данные, отрицательным образом характеризующие личность обвиняемого.

Критерий рассмотрения каждого из вида мер пресечения в рамках нашего занятия – это ограничение и лишения свободы.

К мерам пресечении, не связанным с лишением свободы относится в первую очередь подписка о невыезде и надлежащем поведении , которая состоит в письменном обязательстве подозреваемого или обвиняемого:

1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда;

2) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд;

3) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

При избрании данной меры пресечения составляются следующие документы: постановление об избрании меры пресечения и подписка о невыезде и надлежащем поведении.

Следующая мера пресечения - личное поручительство , которое состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств, предусмотренных для подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Избрание личного поручительства в качестве меры пресечения допускается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в отношении которого дается поручительство.

Поручителю разъясняются существо подозрения или обвинения, а также обязанности и ответственность поручителя, связанные с выполнением личного поручительства.

В случае невыполнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание в размере до десяти тысяч рублей. Законом количество поручителей неограниченно.

Личное поручительство включает в себя следующие подвиды:

Наблюдение командования воинской части;

Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым и подозреваемым.

В данных двух случаях речь идет о специальном субъекте – военнослужащем (срочной службы или проходящем военные сборы и находящимся на казарменном положении) или несовершеннолетним (лицо в возрасте от 14 до 18 лет), поручителями соответственно выступают для военнослужащего - командование воинской части, в отношении несовершеннолетнего – родители, опекуны, попечители либо должностные лица специализированного детского учреждения.

Следующая мера пресечения связана с имущественными ограничениями – это залог .

Залог состоит во внесении или в передаче подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на стадии предварительного расследования в орган, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства - в суд недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций в целях обеспечения явки подозреваемого либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, предупреждения совершения им новых преступлений. Залог может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.

Вид и размер залога определяются судом с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого либо обвиняемого и имущественного положения залогодателя.

При этом по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не может быть менее ста тысяч рублей , а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях - менее пятисот тысяч рублей . Не может приниматься в качестве залога имущество, на которое в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации не может быть обращено взыскание.

Недвижимое имущество, допущенные к публичному обращению в Российской Федерации акции и облигации, ценности могут быть приняты в залог при условии предоставления подлинных экземпляров документов, подтверждающих право собственности залогодателя на передаваемое в залог имущество, и отсутствия ограничений (обременений) прав на такое имущество. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничение (обременение) прав на имущество не подлежит государственной регистрации или учету, осуществляемому в том числе депозитарием или держателем реестра владельцев ценных бумаг (регистратором), залогодатель в письменной форме подтверждает достоверность информации об отсутствии ограничений (обременений) прав на такое имущество.

Деньги, являющиеся предметом залога, вносятся на депозитный счет соответствующего суда или органа, в производстве которого находится уголовное дело. О принятии залога судом или органом, в производстве которого находится уголовное дело, составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.

Если залог вносится лицом, не являющимся подозреваемым либо обвиняемым, то ему разъясняются существо подозрения, обвинения, в связи с которым избирается данная мера пресечения, и связанные с ней обязательства и последствия их нарушения.

В постановлении или определении суда о применении залога в качестве меры пресечения суд устанавливает срок внесения залога. Если подозреваемый либо обвиняемый задержан, то суд при условии признания задержания законным и обоснованным продлевает срок задержания до внесения залога, но не более чем на 72 часа с момента вынесения судебного решения. В случае, если в установленный срок залог не внесен, суд рассматривает вопрос об избрании в отношении подозреваемого либо обвиняемого иной меры пресечения.

Если внесение залога применяется вместо ранее избранной меры пресечения, то эта мера пресечения действует до внесения залога.

Последствием нарушения подозреваемым либо обвиняемым обязательств, связанных с внесенным залогом, залог обращается в доход государства по судебному решению.

Залог возвращается залогодателю при постановлении приговора или вынесении определения либо постановления о прекращении уголовного дела.

Перейдем ко второй группе мер пресечения, которые связаны с лишением свободы.

Довольно часто распространение получила такая мера пресечения, как домашний арест .

Домашний арест заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.

Срок домашнего ареста - до 2 месяцев. В срок домашнего ареста засчитывается время содержания под стражей. Совокупный срок домашнего ареста и содержания под стражей независимо от того, в какой последовательности данные меры пресечения применялись, не должен превышать предельный срок содержания под стражей.

Рассмотрев ходатайство об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде домашнего ареста;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства.

Домашний арест предполагает следующие запреты и (или) ограничения:

1) выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает;

2) общение с определенными лицами;

3) отправку и получение почтово-телеграфных отправлений;

4) использование средств связи (за исключением вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения с контролирующим органом, дознавателем, со следователем, с последующим уведомлением контролирующего органа) и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Особая роль отведена обеспечению данной меры пресечения. В решении суда указываются условия исполнения этой меры пресечения (место, в котором будет находиться подозреваемый или обвиняемый, срок домашнего ареста, время, в течение которого подозреваемому или обвиняемому разрешено находиться вне места исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, запреты и (или) ограничения, установленные в отношении подозреваемого или обвиняемого, места, которые ему разрешено посещать).

Контроль осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. В целях осуществления контроля могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля. В орган дознания или орган предварительного следствия, а также в суд подозреваемый или обвиняемый доставляется транспортным средством контролирующего органа.

Встречи подозреваемого или обвиняемого, находящихся под домашним арестом в условиях полной изоляции от общества, с защитником, законным представителем проходят в месте исполнения этой меры пресечения.

Следующая мера пресечения- заключение под стражу - самая строгая мера пресечения, которая заключается в принудительном лишении свободы путем помещения в следственный изолятор.

Помимо общих оснований, для избрания такой меры пресечения, необходимы специальные основания :

Обвинение или подозрение в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет;

Невозможность применения иной, более мягкой, меры пресечения;

Подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

Его личность не установлена;

Им нарушена ранее избранная мера пресечения;

Он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Этапы избрания заключения под стражу в качестве меры пресечения включают в себя:

Установление общих и специальных оснований для избрания меры пресечения.

Далее следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство, о чем выносится постановление. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. (Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 и 92 УПК, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее, чем за 8 часов до истечения срока задержания.)

Затем происходит рассмотрение судьей ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Рассмотрение производится единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня, с обязательным участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. Рассмотрение судом ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в его отсутствие не допускается, за исключением случаев нахождения обвиняемого на стационарной судебно-психиатрической экспертизе и иных обстоятельств, исключающих возможность его доставления в суд, что должно быть подтверждено соответствующими документами. При этом участие защитника обвиняемого в судебном заседании является обязательным.

1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу,

2) об отказе в удовлетворении ходатайства, в этом случае судья вправе избрать другую меру пресечения в виде залога или домашнего ареста;

3) об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении ряда преступлений в сфере предпринимательской деятельности.

К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.

Постановление судьи может быть обжаловано в апелляционном в течение 3 суток со дня его вынесения.

Срок содержания под стражей. Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен в порядке ст. 108 УПК до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока до 12 месяцев может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела.

Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей. Если после окончания предварительного следствия материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению. В случае, если после окончания предварительного следствия сроки для предъявления материалов данного уголовного дела обвиняемому и его защитнику, были соблюдены, однако 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела им оказалось недостаточно, следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту Российской Федерации или приравненного к нему руководителя иного следственного органа вправе не позднее чем за 7 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом.

Ходатайство о продлении срока содержания под стражей должно быть представлено в суд по месту производства предварительного расследования либо месту содержания обвиняемого под стражей не позднее чем за 7 суток до его истечения. Судья не позднее чем через 5 суток со дня получения ходатайства принимает решение:

1) о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и освобождении обвиняемого из-под стражи.

4. Иные меры процессуального принуждения.

Целью применения иных мер процессуального принуждения является обеспечение установленного порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора.

Субъектами применения этих мер являются: дознаватель, следователь или суд.

Виды иных мер процессуального принуждения зависят от объекта применения и подразделяются:

Применяемые только к подозреваемому, обвиняемому: временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество;

Применяемые к свидетелю, потерпевшему и иным участникам - денежное взыскание;

Применяемые к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса - обязательство о явке, привод;

В зависимости от необходимости получения судебного решения для применения меры принуждения подразделяются:

На применяемые по решению суда - временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание;

На применяемые по решению следователя, дознавателя - обязательство о явке, привод.

В соответствии с законом предусмотрены следующие виды иных мер процессуального принуждения (ст. 112-118 УПК): обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, наложение ареста на ценные бумаги, денежное взыскание.

Согласно ст. 112 УПК РФ обязательство о явке состоит в письменном обязательстве лица, указанного своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщать об этом. Лицу разъясняются последствия нарушения обязательства, о чем делается соответствующая отметка в обязательстве.

Привод – ст. 113 УПК РФ – заключается в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю или в суд. Постановление о приводе перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью на постановлении или определении.

Ограничения для осуществления привода:

Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.

Нормативная регламентация привода закреплена в различных ведомственных инструкциях.

Временное отстранение от должности – ст. 114 УПК РФ – состоит в запрете по решению суда на выполнение должностным лицом своих функциональных обязанностей на определенное время. Субъект специальный – должностное лицо.

Срок принятия судом решения – 48 часов. Копия постановления направляется по месту работы лица. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие.

Наложение ареста на имущество – ст. 115 УПК РФ – применяется по решению суда для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества.

Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение.

Арест может быть наложен на имущество, находящееся у других лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно:

Получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого,

Использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).

При наложении ареста на имущество составляется протокол. При отсутствии имущества, подлежащего аресту, об этом указывается в протоколе. Копия протокола вручается лицу, на имущество которого наложен арест.

Наложение ареста на имущество отменяется на основании постановления, определения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

УПК РФ регламентирует особенности порядка наложения ареста на ценные бумаги, так не подлежат аресту ценные бумаги на предъявителя, находящиеся у добросовестного приобретателя. В протоколе о наложении ареста на ценные бумаги указываются:

1) общее количество ценных бумаг, на которые наложен арест, их вид, категория (тип) или серия;

2) номинальная стоимость;

3) государственный регистрационный номер;

4) сведения об эмитенте или о лицах, выдавших ценные бумаги либо осуществивших учет прав владельца ценных бумаг, а также о месте производства учета;

5) сведения о документе, удостоверяющем право собственности на ценные бумаги, на которые наложен арест.

Следующая мера принуждения – это денежное взыскание – ст. 117 УПК РФ применяется в случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом, а также нарушения ими порядка в судебном заседании. Размер денежного взыскания до 2500 рублей. Денежное взыскание налагается судом. Если соответствующее нарушение допущено в ходе досудебного производства, то дознаватель, следователь составляет протокол о нарушении, который направляется в районный суд и подлежит рассмотрению судьей в течение 5 суток с момента его поступления в суд. В судебное заседание вызываются лицо, на которое может быть наложено денежное взыскание, и лицо, составившее протокол. Неявка нарушителя без уважительных причин не препятствует рассмотрению протокола. По результатам рассмотрения протокола судья выносит постановление о наложении денежного взыскания или об отказе в его наложении. Копия постановления направляется лицу, составившему протокол, и лицу, на которое наложено денежное взыскание. При наложении денежного взыскания суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение постановления на срок до 3 месяцев.

ЛЕКЦИЯ 8. Иные положения общей части уголовно-­процессуального права

Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона или для предупреждения такого неисполнения .

Меры уголовно-процессуального характера, применяемые в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц, принято называть мерами уголовно-процессуального принуждения.

От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; применяются полномочными органами государства в пределах их полномочий; применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствия для успешного хода уголовного судопроизводства; имеют конкретные цели, вытекающие из общих задач судопроизводства; применяются при наличии предусмотренных законом оснований, условий и в порядке, гарантирующем их законность и обоснованность; имеют особое содержание и характер.

Общей для всех мер уголовно-процессуального принуждения является возможность их осуществления независимо от воли и желания лица, к которому они применяются. Такая возможность, однако, не всегда превращается в действительность, так как граждане нередко не только не препятствуют должностному лицу исполнять свои обязанности, но добровольно и сознательно выполняют предписания норм права. В то же время сама возможность принудительного исполнения этих мер придает им объективно-принудительный характер . Нельзя не учитывать и тот факт, что закрепление в законе возможности применения принуждения заставляет лицо действовать в соответствии с правовыми требованиями. Принуждение выражается в стеснении и ограничении личных, имущественных и иных субъективных прав граждан. К ограничениям прав граждан может относиться ограничение свободы, неприкосновенности жилища, тайны переписки, свободы передвижения, права осуществлять определенную трудовую деятельность. К ограничениям имущественного характера относится лишение права распоряжаться имуществом в том или ином объеме. Внешне принуждение выражается в форме психологического, физического или морального воздействия на поведение субъекта и имеет своей целью не только пресечение неправомерного поведения, но и его предупреждение.

Основное назначение мер принуждения, в том числе и уголовно-процессуальных, состоит в том, что под угрозой наступления негативных последствий, принудительно-правовых методов воздействия, предотвращается наступление нарушений установленных правовых норм. Уголовно-процессуальное принуждение - это разновидность государственного принуждения. Государственное принуждение - есть применяемое компетентными органами и должностными лицами государства в форме специальных актов и в рамках правовых норм психическое или физическое воздействие на субъекта общественной жизни с целью подчинения его воли и поведения интересам общества и государства .

Государственное принуждение связано с существенным ограничением установленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, поэтому в уголовном процессе оно допустимо лишь в строго установленных законом случаях, при соблюдении соответствующих гарантий законности их соблюдения, а также законности и обоснованности применения.

Поскольку меры уголовно-процессуального принуждения ограничивают конституционные права и свободы граждан, нужны твердые процессуальные гарантии, которые бы обеспечивали их законность и обоснованность. В правовом государстве имеет значение то, насколько применение мер процессуального принуждения вызвано действительной необходимостью ограничения прав граждан. Цели уголовного судопроизводства должны достигаться при наименьшем ограничении прав и свобод граждан. Конституция РФ, действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливают важные процессуальные гарантии этого.

Применение той или иной меры процессуального принуждения должно быть основано на оправданности ее применения в строгом соответствии с целями, установленными законом, и только в случаях, когда эти цели обусловлены материалами уголовного с учетом особенностей конкретной меры.

В разделе IV УПК РФ дан исчерпывающий перечень мер процессуального принуждения, определены основания, условия и порядок их избрании отмены или изменения. В законе четко очерчен круг лиц, в отношении которых может быть избрана та или иная мера пресечения, приведен перечень должностных лиц, правомочных применять конкретные меры процессуального принуждения. В УПК включены императивные требования о том, что избрание и применение таких мер процессуального принуждении, как домашний арест (ст. 107); заключение под стражу (ст. 108); временное отстранение от должности (ст. 114); наложение ареста на имущество (ст. 115); наложение ареста на ценные бумаги (ст. 116); наложение денежного взыскания (ст. 117) производится только на основании судебного решения. Данное правило является важнейшей гарантией охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина .

УПК РФ не включает в раздел процессуального принуждения следственные действия, осуществление которых связано с принуждением: обыск, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, эксгумация, выемка, контроль и запись переговоров, помещение в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы. Хотя некоторые авторы придерживаются именно такой точки зрения . Поскольку производство указанных следственных действий направлено на обнаружение, собирание и закрепление доказательств по делу, то основания и порядок их проведения определены в соответствующих статьях УПК, размещенных в главах, специально посвященных проведению этих действий.

Таким образом, меры процессуального принуждения - это предусмотренные уголовно-процессуальным законом средства принудительного и пресекательного характера, применяемые уполномоченными на то государственными органам и должностными лицами в отношении участников уголовного судопроизводства, при наличии оснований и в порядке, установленном законом, для предупреждения и пресечения неправомерных действий этих лиц в целях выполнения задач уголовного судопроизводства.

Действующее законодательство делит меры процессуального принуждения на три группы:

1. Задержание подозреваемого.

2. Меры пресечения:

Подписка о невыезде и надлежащем поведении;

Личное поручительство;

Наблюдение командования воинской части;

Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым;

Домашний арест;

Заключение под стражу.

3. Иные меры процессуального принуждения:

Обязательство о явке;

Временное отстранение от должности;

Наложение ареста на имущество;

Денежное взыскание.