Особенности правовой природы отношений в сфере энергетики. Раздел II. Частноправовые отношения в сфере энергетики Раздел II. Частноправовые отношения в сфере энергетики

(Романова В. В.) («Юридический мир», 2013, N 4)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

В. В. РОМАНОВА

Романова Виктория Валерьевна, доцент кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), соискатель кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, партнер российско-британской юридической фирмы «Мусин, Ибрагимов и партнеры», кандидат юридических наук.

В настоящей статье автор проводит правовой анализ особенностей правовой природы отношений в сфере энергетики, субъектного состава правоотношений, объектов правоотношений в сфере энергетики, определяет круг общественных отношений, регулируемых нормами энергетического права.

Ключевые слова: право, частноправовые отношения, публично-правовые отношения, субъект, объект.

Peculiarities of legal character of relations in the sphere of energetic V. V. Romanova

In this article the author makes legal analysis of peculiarities of legal character of relations in the sphere of energetic, subject composition of legal relations, objects of legal relations in the sphere of energetic, shows up the sphere of social relations, which are regulated by energetic law.

Key words: law, private-legal relations, public-legal relations, subject, object.

Следует отметить, что вопрос о правовой природе отношений в сфере энергетики неоднократно поднимался в правовой литературе. Из представленных в правовой литературе позиций в отношении круга общественных отношений в сфере энергетики следует, что все позиции основаны на том, что соответствующие общественные отношения имеют «отраслевую» (энергетическую) общность. В. Ф. Попондопуло, рассматривая вопросы энергетического права и энергетического законодательства, определяет энергетические отношения как отношения по производству, передаче и потреблению энергии, включая электроэнергию и другие ее виды <1>. ——————————— <1> Попондопуло В. Ф. Энергетическое право и энергетическое законодательство: общая характеристика, тенденции развития. Энергетика и право. М.: Издательство «Юрист», 2008. С. 205.

В. Ф. Яковлев, П. Г. Лахно подчеркивают, что энергетика — это отрасль экономики и существующие в рамках данной отрасли отношения, в т. ч. и по поводу поиска, разведки, добычи первичных источников, выработки, передачи (транспортировки), распределения и использования (потребления) энергии, как раз они и представляют собой ту основу, на которую накладываются регулирующие их нормы энергетического права <2>. Необходимо обратить внимание, что В. Ф. Яковлевым, П. Г. Лахно дано определение топливно-энергетического комплекса страны как системы связанных энергетических отраслей, предприятий и организаций, имеющих в своей основе единство выполняемых ими функций по добыче (производству), переработке, преобразованию, хранению, транспортированию и распределению энергоносителей и энергетических ресурсов, включая сооружения и эксплуатацию объектов энергетики, с целью обеспечения потребностей населения и экономики страны энергетическими ресурсами, выполнения международных обязательств и охраной окружающей природной среды <3>. ——————————— <2> Энергетическое право России и Германии: Сравнительно-правовое исследование / Под ред. П. Г. Лахно. М.: Издательская группа «Юрист», 2011. С. 49. <3> Там же. С. 59.

А. Г. Лисицын-Светланов при исследовании специфики правового регулирования нефтегазового комплекса России справедливо отмечает, что возникающие общественные отношения с участием хозяйствующих структур нефтегазового комплекса охватывают весь производственно-хозяйственный цикл, начиная с геологоразведки на площадке возможных месторождений нефти и газа, их освоения с добычей углеводородного сырья, его транспортировки до потребителя с использованием трубопроводных сетей не только в границах России, но и за ее пределами по условиям межгосударственных соглашений <4>. ——————————— <4> Лисицын-Светланов А. Г. Роль права в модернизации экономики России. М.: Учреждение Российской академии наук «Институт государства и права РАН», 2011. С. 16.

О. А. Городов отмечает, что ядром предметной области энергетического права выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере энергетики, которая представляет собой область народного хозяйства, охватывающую энергетические ресурсы, выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии, что к указанной группе тесно примыкают иные группы отношений, возникающих в связи с выработкой, преобразованием, передачей и использованием различных видов энергии, среди которых отношения, связанные с инвестированием в энергетику, с экологическими требованиями, предъявляемыми к организации деятельности предприятий энергетики, с обеспечением безопасности в сфере энергетики, с энергоснабжением и др. <5>. ——————————— <5> Городов О. А. Введение в энергетическое право: Учебное пособие. М.: Проспект, 2012. С. 7, 11.

Таким образом, определяясь с кругом отношений, регулируемых нормами энергетического права, можно сказать, что данные отношения охватывают отношения, возникающие в связи с поиском, добычей энергоресурсов, производством, переработкой, передачей, хранением, транспортированием, распределением различных видов энергии, проектированием, строительством энергетических объектов, обеспечением энергетической безопасности. Эти отношения складываются: 1) между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в данной сфере, между данными лицами и лицами, приобретающими различные виды энергоресурсов и которыми оказываются соответствующие услуги; 2) между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в энергетической сфере, уполномоченными государственными органами и соответствующими саморегулируемыми организациями. В первом случае речь идет о частноправовых отношениях, во втором — о публично-правовых отношениях. Следует отметить, что в настоящее время сфера публично-правового регулирования деятельности в сфере энергетики существенно расширена в связи с появлением, действием и развитием института саморегулирования <6>. ——————————— <6> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2005 N 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А. Г. Меженцева» // Российская газета. 2005. 28 декабря; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 461-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мисовца Василия Григорьевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 15 и 24.6 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2009. N 5.

Рассматривая вопросы правового регулирования нефтегазового комплекса, А. Г. Лисицын-Светланов верно отмечает, что отношения, складывающиеся в процессе функционирования нефтегазового комплекса, охватывают разнообразные отношения его участников как по вертикали, так и по горизонтали, а именно отношения публично-правового и частноправового характера с учетом специфики правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, в т. ч. в транснациональных масштабах <7>. ——————————— <7> Лисицын-Светланов А. Г. Указ. соч. С. 15.

Основным объектом частноправовых отношений в сфере энергетики является прежде всего тот или иной вид энергии или энергоресурса, например электрическая энергия, тепловая энергия, газ, нефтепродукты, уголь. В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <8> дано определение энергетического ресурса, под которым понимается энергетический ресурс — носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии). ——————————— <8> Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 48. Ст. 5711.

Согласно нормам § 6 главы 30 ГК РФ электроэнергия, газ, нефть, нефтепродукты относятся к товарам (ст. 548 ГК РФ). В соответствии с п. 26 ст. 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» <9> энергия также отнесена к товарам, которые являются предметом внешнеторговой деятельности: «Товар — являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии». ——————————— <9> Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4850.

Следует отметить, что в правовой литературе имеется дискуссия по вопросу о принадлежности энергии к тому или иному виду объектов гражданских прав <10>. В. Ф. Яковлев, П. Г. Лахно, рассматривая данный вопрос, отмечают наличие четырех концепций — вещной, обязательственной, смешанной и автономной и предлагают определять энергию (в первую очередь электрическую) в качестве самостоятельного объекта гражданских и иных прав <11>. ——————————— <10> См., напр.: Зайченко Н. Электрическая энергия в гражданском праве: проблемы определения и классификации // Хозяйство и право. М., 2007. N 12; Сейнароев Б. М. Договор энергоснабжения // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. N 6; Сейнароев Б. М. Договор энергоснабжения // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. N 7; Матиящук С. В. Электрическая энергия: право требования или особый вид имущества // Цивилист. Научно-практический журнал. М.: АНО «Юридические программы», 2008. N 4; Матиящук С. В. Электрическая энергия и мощность как особые объекты гражданского оборота: вопросы теории и практики // Журнал российского права. М.: Норма, 2008. N 12. <11> Яковлев В. Ф., Лахно П. Г. Энергетическое право как комплексная отрасль права России. Энергетическое право России и Германии: Сравнительно-правовое исследование / Под ред. П. Г. Лахно, русск. издание. М.: Издательская группа «Юрист», 2011. С. 43.

Объектом отношений в сфере энергетики могут быть также работы по строительству новых энергетических объектов, модернизации, реконструкции существующих энергетических объектов, проектные, изыскательские работы, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Объектом отношений в сфере энергетики могут быть также различные виды услуг. Что касается объектов публично-правовых отношений, то, как верно отмечают Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров, в каждом конкретном административно-правовом отношении объектом является то, на что направлены права и обязанности его участников, т. е. на то, ради чего возникает правоотношение <12>. Объектами публично-правовых отношений в сфере энергетики являются действия, поведение субъектов энергетических отношений. В случае, если действия субъектов энергетических отношений нарушают установленные законом требования, предусматривается административная и уголовная ответственность <13>. ——————————— <12> Административное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. С. 62. <13> См., напр.: ст. 9.6 — 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; ст. 215, ст. 215.1 — 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.

На основании очерченного круга общественных отношений, складывающихся в сфере энергетики, представляется, что энергетическое право может быть определено как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения (как частноправовые, так и публично-правовые), возникающие в связи с поиском, добычей энергоресурсов, производством, переработкой, поставкой, хранением, транспортировкой различных видов энергии, проектированием, строительством энергетических объектов, обеспечением энергетической безопасности.

——————————————————————

Круг субъектов энергетических отношений широк и разнообразен. Данная сфера отношений касается не только государства, его органов, должностных лиц, муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления, наделенных определенными полномочиями в энергетической сфере, но и всех без исключения граждан и их объединений, юридических лиц как потребителей электрической, тепловой и иных видов энергии.

Субъекты энергетических отношений можно условно разделить на три группы: производители энергетической продукции, ее потребители и субъекты, облеченные властными полномочиями в энергетической сфере - органы государственной и муниципальной власти и должностные лица. Об ответственности последних речь шла в предыдущих параграфах.

К производителям в сфере энергетики можно отнести лиц, осуществляющих деятельность в сфере энергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и иных видов энергии, приобретение и продажу энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической и иной энергии, оперативнодиспетчерскому управлению в энергетике, сбыт электрической и иной энергии (мощности), организацию купли-продажи энергии и мощности. В большинстве случаев это - юридические лица, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере энергетики, саморегулируемые организации. Они могут нести административную и гражданско-правовую ответственность.

Административная ответственность юридических лиц наступает в виде штрафа и административного приостановления деятельности. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Так, ст. 9.11 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки. Такое деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тыс. руб.; на должностных лиц - от 1 тыс. до 2 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 тыс.

до 2 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Административное производство по таким делам осуществляют органы государственного энергетического надзора.

Гражданско-правовая ответственность носит компенсационный характер и за гражданско-правовые проступки, в том числе в сфере энергетики, налагается по общим правилам гражданского судопроизводства судами общей юрисдикции, арбитражными и третейскими судами. Субъектами гражданско-правовой ответственности могут быть как производители, так и потребители энергетических продуктов.

Потребителями продукции топливно-энергетического комплекса являются как юридические, так и физические лица. Физические лица за правонарушения в энергетической сфере несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

Особым субъектом в уголовном и административном законодательстве является должностное лицо.

Должностными лицами в уголовном законе признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационнораспорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. К субъектам энергетических отношений, которые несут уголовную ответственность как должностные лица, относятся лица, обладающие вышеуказанными признаками, наделенные полномочиями в сфере энергетики, в том числе должностные лица Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

В административном законодательстве под должностным лицом организации, не являющейся органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, государственной и муниципальной организацией, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. Когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации. Такими лицами могут быть руководители предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих деятельность в сфере ТЭК.

Ответственность различных субъектов энергетических отношений неодинакова. Применение того или иного вида ответственности зависит от целого ряда факторов:

  • совершенного деяния, подпадающего под признаки преступления или иного правонарушения;
  • статуса субъекта энергетических отношений (кроме гражданско-правовых отношений, которые основываются на автономии воли и равноправии сторон). В уголовном и административном законодательстве предусматривается повышенная ответственность должностных лиц. Совершенно очевидно, что общественная опасность или общественный вред деяний, совершенных должностным лицом, выше, поскольку наносит больший ущерб интересам личности, общества, государства;
  • наступивших последствий. В ряде случаев юридическая ответственность наступает только при наличии тяжких последствий (например, ст. 215.1 УК РФ предусматривает ответственность за незаконные прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения, совершенные должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия).

Нормы законодательства РФ о юридической ответственности субъектов энергетических отношений выполняют важную функцию охраны прав и свобод человека в сфере энергетики, экономической безопасности страны.

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ЭНЕРГЕТИКЕ

Процессы саморегулирования, активно начатые строителями, теперь получили свое развитие и в энергетике. Отдадим должное организационным усилиям представителей строительной отрасли, и прежде всего, строительных ассоциаций, являющихся сейчас наиболее активными участниками данного процесса в России, и отметим, что саморегулирование в ТЭК имеет свою очевидную специфику. Ведь, несомненно - энергетика и электроэнергетика в частности играет значимую роль в современном обществе.
Сегодня на повестке дня стоит проблема реформирования большой энергетики, которая тесно связана с региональными и национальными инвестиционными программами социально-экономического развития, являясь их важнейшей инфраструктурной частью.

В настоящее время сектор энергетики (и электроэнергетики в частности) представлен целым рядом ключевых игроков, с разным уровнем ответственности и кругом задач. Но также на рынке присутствует и разнородное бизнес-сообщество, объединенное в профессиональные отраслевые ассоциации.

Охват процессами саморегулирования всего бизнес-сообщества, а не отдельных его представителей, позволит не только обеспечить более надежное и качественное исполнение договорных обязательств, но и повысить конкурентоспособность отечественной энергетики в целом. Саморегулируемые организации свои нормы, стандарты и правила профессиональной предпринимательской деятельности трактуют жестче, нежели государственные регламенты и стандарты, поскольку субсидиарная (коллективная ответственность), являющаяся основополагающим правилом любой СРО является наиболее весомым аргументом добропорядочности членов партнерства. Также сюда можно добавить и деятельность по предотвращению рисков и убытков для заказчиков и потребителей, включая солидарную финансовую ответственность и другие действенные возможности.

Первоочередные задачи СРО в сфере энергетики должны включать в себя разработку нормативной базы, информационное обеспечение, консультирование в области подготовки кадров.

РАО ЕЭС уже начало создавать систему технического регулирования, которая направлена на решение нормативных и технологических проблем, сокращение издержек, повышение качества продукции и услуг.

Создание новой нормативной базы просто необходимо. Старая база устарела, ее нормы и требования весьма далеки от требований сегодняшнего дня. Современные нормы и требования должны быть непосредственно связаны с энергобезопасностью и должны обеспечить принцип эффективности. Все нормативные документы должны быть гармонизированы друг с другом. Структура новой нормативной базы будет включать в себя:
технические стандарты (регламенты). Именно они определяют уровень энергетической и иной безопасности.
Региональные стандарты (территориальные);
Своды правил.
Стандарты организаций.
Инструкции и правил

Таким образом, основной целью создаваемых СРО энергетиков должно стать повышение эффективности энергетического комплекса, содействие его безопасности и бесперебойному функционированию.

М.: 2014. - 656 с.

В Общей части учебника рассматриваются общие положения об энергетическом праве, его понятии, источниках, правовом режиме энергетических ресурсов, правовом режиме энергетических объектов, правовом положении субъектов частноправовых отношений в сфере энергетики, государственном регулировании и саморегулировании. В Общей части представлены теоретические взгляды по основным проблемам энергетического права с учётом правоприменительной практики и тенденций развития энергетического законодательства.

В Особенную часть включены разделы, посвящённые правовому регулированию в отдельных отраслях энергетики: газовой, нефтяной, угольной отраслях, в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, в области использования атомной энергии. Учебник подготовлен на основе современного законодательства с учётом правоприменительной практики. Учебник предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей юридических высших учебных заведений, для научных работников, практикующих юристов, государственных служащих, судей, специалистов, интересующихся вопросами правового регулирования в сфере энергетики.

Формат: pdf

Размер: 2,2 Мб

Скачать: Rghost

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 8
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Раздел I. Понятие и источники энергетического права
Глава 1. Понятие энергетического права 19
§ 1. Правовая природа отношений в сфере энергетики 19
§ 2. Методы энергетического права 26
§ 3. Принципы энергетического права 29
§ 4. Энергетическое право как наука 33
§ 5. Энергетическое право как учебная дисциплина 40
Глава 2. Источники энергетического права 43
§ 1. Общая характеристика источников энергетического права 43
§ 2. Нормативные правовые акты как источник энергетического права 44
§ 3. Международные договоры как источник энергетического права 55
§ 4. Обычаи как источник энергетического права 62
§ 5. Судебные акты высших судебных инстанций
как источник энергетического права 70
§ 6. Акты саморегулируемых организаций
как источник энергетического права 73
§ 7. Локальные акты юридических лиц
как источник энергетического права 76
§ 8. Доктрина как источник энергетического права 78
Раздел II. Частноправовые отношения в сфере энергетики
Глава 1. Общая характеристика частноправовых отношений
в сфере энергетики 81
§ 1. Общая характеристика и источники правового регулирования
частноправовых отношений в сфере энергетики 81
§ 2. Правовой режим энергетического ресурса 83
§ 3. Правовой режим энергетических объектов 91
§ 4. Правовое положение субъектов частноправовых отношений
в сфере энергетики 100
Глава 2. Договорное регулирование в сфере энергетики 116
§ 1. Общая характеристика договорного регулирования
в сфере энергетики 116
§ 2. Договоры поставки энергетических ресурсов 124
§ 3. Договоры, регулирующие отношения по передаче, транспортировке,
перевозке энергетических ресурсов 138
§ 4. Договоры на технологическое присоединение к электрическим сетям,
системам теплоснабжения, газораспределительным,
газотранспортным сетям, магистральным нефтепроводам 146
§ 5. Соглашения о разделе продукции 155
§ 6. Концессионные соглашения 156
§ 7. Договоры на хранение энергетических ресурсов 158
§ 8. Договоры на строительство, реконструкцию
и модернизацию энергетических объектов 160
§ 9. Договоры поставки энергетического оборудования 163
§ 10. Энергосервисный договор (контракт) 165
§11. Договорное регулирование инновационной деятельности
в сфере энергетики 167
Раздел III. Публичноправовые отношения в сфере энергетики
Глава 1. Государственное регулирование в сфере энергетики 172
§ 1. Государственная энергетическая политика и стратегия 172
§ 2. Принципы государственного регулирования в сфере энергетики 174
§ 3. Государственные органы, осуществляющие государственное
регулирование в сфере энергетики 180
Глава 2. Саморегулирование в сфере энергетики 224
§ 1. Общая характеристика, источники правового регулирования
саморегулирования и виды саморегулируемых организаций
в сфере энергетики 224
§ 2. Саморегулируемые организации в сфере электроэнергетики 231
§ 3. Саморегулируемые организации в сфере теплоснабжения 235
§ 4. Саморегулируемые организации в области
энергетического обследования 239
§ 5. Саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц,
осуществляющих работы по инженерным изысканиям,
проектированию, строительству энергетических объектов 243
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Раздел I. Правовое регулирование газовой отрасли
Глава 1. Стратегия развития газовой отрасли и источники правового
регулирования общественных отношений в газовой отрасли 253
§ 1. Стратегия развития газовой отрасли 253

в газовой отрасли 256
Глава 2. Частноправовые отношения в газовой отрасли 266
§ 1. Правовой режим газа как энергетического ресурса 266
§ 2. Правовой режим энергетических объектов газовой отрасли 272

в газовой отрасли 278
§ 4. Договорное регулирование в газовой отрасли 289
Глава 3. Публичноправовые отношения в газовой отрасли 299
§ 1. Государственное регулирование в газовой отрасли 299
§ 2. Саморегулирование в газовой отрасли 315
Раздел II. Правовое регулирование нефтяной отрасли
Глава 1. Стратегия развития нефтяной отрасли и источники правового
регулирования общественных отношений в нефтяной отрасли 325
§ 1. Стратегия развития нефтяной отрасли 325
§ 2. Источники правового регулирования общественных отношений
в нефтяной отрасли 328
Глава 2. Частноправовые отношения в нефтяной отрасли 336
§ 1.Правовой режим нефти и нефтепродуктов 366
§ 2. Правовой режим энергетических объектов нефтяной отрасли 347
§ 3. Правовое положение субъектов частноправовых отношений
в нефтяной отрасли 354
§ 4. Договорное регулирование в нефтяной отрасли 364
Глава 3. Публичноправовые отношения в нефтяной отрасли 374
§ 1. Государственное регулирование в нефтяной отрасли 374
§ 2. Саморегулирование в нефтяной отрасли 382
Раздел III Правовое регулирование угольной отрасли
Глава 1. Стратегия развитияугольной отрасли и источники
правового регулирования общественных отношений в угольной отрасли 388
§ 1. Стратегия развития угольной отрасли 388
§ 2. Источники правового регулирования общественных отношений
в угольной отрасли 391
Глава 2. Частноправовые отношения в угольной отрасли 397
§ Шравовой режим угля 397
§ 2. Правовой режим энергетических объектов угольной отрасли 401
§ 3. Правовое положение субъектов частноправовых отношений
в угольной отрасли 404
§ 4. Договорное регулирование в угольной отрасли 410
Глава 3. Публичноправовые отношения в угольной отрасли 415
§ 1. Государственное регулирование в угольной отрасли 415
§ 2. Саморегулирование в угольной отрасли 418
Раздел IV. Правовое регулирование в сфере электроэнергетики

Глава 1. Стратегия развития электроэнергетики и источники правового
регулирования общественных отношений в сфере электроэнергетики 424
§ 1. Стратегия развития электроэнергетики 424
§ 2. Источники правового регулирования общественных отношений
в сфере электроэнергетики 427
Глава 2. Частноправовые отношения в сфере электроэнергетики 438
§ 1.Правовой режим электрической энергии и мощности 438
§ 2. Правовой режим энергетических объектов в сфере электроэнергетики 446
§ 3. Правовое положение субъектов частноправовых отношений в сфере
электроэнергетики 456
§ 4. Договорное регулирование в сфере электроэнергетики 465
Глава 3. Публичноправовые отношения в сфере электроэнергетики 475
§ 1. Государственное регулирование в сфере электроэнергетики 477
§ 2. Саморегулирование в сфере электроэнергетики 490
Раздел V. Правовое регулирование в сфере теплоснабжения

Глава 1. Стратегия развития теплоснабжения и источники правового
регулирования общественных отношений в сфере теплоснабжения 504
§ 1. Стратегия развития теплоснабжения 504
§ 2. Источники правового регулирования общественных отношений
в сфере теплоснабжения 507
Глава 2. Частноправовые отношения в сфере теплоснабжения 516
§ 1.Правовой режим тепловой энергии 516
§ 2. Правовой режим энергетических объектов в сфере теплоснабжения 521
§ 3. Правовое положение субъектов частноправовых отношений
в сфере теплоснабжения 528
§ 4. Договорное регулирование в сфере теплоснабжения 537
Глава 3. Публичноправовые отношения в сфере теплоснабжения 547
§ 1. Государственное регулирование в сфере теплоснабжения 547
§ 2. Саморегулирование в сфере теплоснабжения 558
Раздел VI. Правовое регулирование в области использования атомной энергии
Глава 1. Стратегия развития атомной энергетика и источники правового
регулирования общественных отношений в области
использования атомной энергии 562
§ 1. Стратегия развития атомной энергетики 562
§ 2. Источники правового регулирования общественных отношений
в области использования атомной энергии 566
Глава 2. Частноправовые отношения в области
использования атомной энергии 583
§ 1.Правовой режим ядерных материалов, радиоактивных отходов 583
§ 2. Правовой режим энергетических объектов в области
использования атомной энергии 594
§ 3. Правовое положение субъектов частноправовых отношений
в области использования атомной энергии 601
§ 4. Договорное регулирование в области использования атомной энергии 614
Глава 3. Публичноправовые отношения в области
использования атомной энергии 622
§ 1. Государственное регулирование в области использования
атомной энергии 622
§ 2. Саморегулирование в области использования атомной энергии 632
Библиография 638

Как верно отмечает Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин «мы гордимся тем, что Россия является одной из ведущих энергетических держав мира. Мы располагаем значительными запасами энергоресурсов, серьёзными мощностями для их переработки и транспортировки. И наша задача - с умом использовать это богатство на благо граждан России, для развития экономики, социальной сферы, укрепления экспортного потенциала нашей страны».