Осваиваем устный счет. Использование различных видов устных упражнений на уроках м

ЗВУКО-БУКВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВА.

Тема: «Звуки. Буквы».

1.Буквами обозначаем звуки речи. Буква - это знак. Звук - то, что мы произносим и слышим.

2.Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки поются.

Гласных букв - 10 (а,о,у,ы,э,я,ё,е,ю,и), звуков - 6 (а,о,у,ы,и,э).

Не путать звуки и буквы.

Гласные - А,О,У,Ы,Э - указывают на твёрдость предыдущего согласного звука.

Гласные - Я,Ё,Е,Ю,И - указывают на мягкость предыдущего согласного звука.

3.Гласные бывают или ударные, или безударные. Ударение в слове не обозначается, если в нём одна гласная или есть буква Ё.

4.Гласные: Е,Ё,Ю,И,Я обозначают 2 звука, если они стоят:

В начале слова

После Ь,Ъ знаков

После гласных

(ю ла, вью га, моя , объё м).

5.Согласные звуки бывают: -звонкие парные, непарные;

- глухие парные, непарные;

-твёрдые парные, непарные;

Мягкие парные, непарные.

Букв согласных - 21, звуков - 36. Букв меньше, потому что одной и той же буквой могут обозначаться парные твёрдые и мягкие солгласные:

р - р у ль, р е ка .

Звук (р) в первом слове - твёрдый, во втором (р) - мягкий, а буквой в словах обозначен одинаковой.

6. Буквы Ь,Ъ звуков не обозначают.

7. Чтобы записать транскрипцию (запись звуков слова «понарошку»), надо произнести слово орфоэпически, т.е. так, как мы это слово говорим и слышим. Затем говорим его по слогам, и выделяем голосом нужный звук. Написание и произношение слова может расходиться.

8. Мягкость согласного в транскрипции обозначается значком - , - "запятая над звуком справа".

9.Слог - это часть слова. Слог в русском языке могут образовывать только гласные звуки. Сколько в слове гласных, столько и слогов. В слове может быть 1,2 и более слогов.

Фонетический разбор слова.

1.Записать слово в строчку, указать количество слогов и ударный слог.

2. Записать слово в столбик. Через чёрточку от буквы в квадратных скобках написать звук, который обозначен этой буквой.

3. Дать характеристику звукам.

4.Провести горизонтальную черту и под ней указать количество букв и звуков в этом слове.

Образец:

Стена - 2 слога, 2-ой ударный.

с -[ с] - согласный, глухой парный, твёрдый парный.

т - [т] - согласный, глухой парный, мягкий парный.

е - [и] - гласный, безударный.

н - [н] - согласный, звонкий непарный, твёрдый парный.

а - [а] - гласный, ударный.

5 букв, 5 звуков.

Дети неплохо ориентируются по ленте букв (из букваря).

Упражнения по теме "Фонетика и фонетический разбор слова"

Упражнение 1. Прочитайте слова и скажите, сколько букв и сколько звуков в каждом слове. Почему в одних словах букв больше, чем звуков, а в других меньше?

Край, стал, сталь, краями, семья, семя, сильный, смелые, пенка, пенька, бьются, приехать, мой, моя, касса, бюро .

Упражнение 2. Перепишите, располагая слова по алфавиту, учитывая не только первую букву, но и все последующие.

Портрет, тетрадь, комбайн, веранда, бригада, воин, солдат, фигура, бюро, авангард, гарнизон, даль, история, лесник, слева, направо, брошюра, парашют, жюри, расчет, Маньчжурия, рассчитать, цыган, цапля, форма, щавель, юннаты, яблочко, экзамен, юла, ясень, чествовать, чувствовать, чересчур, фарфор, турист, филология, грамматика.

Упражнение 3. Произнесите несколько раз парные согласные, наблюдая за артикуляцией и силой выхода воздуха: б — п, в — ф, д — т, г — к, ж — ш, з — с. Прочтите следующие слова с соблюдением правил литературного произношения, обратите внимание на произнесение последних звуков.
Хлеб, дуб, голубь, кровь, любовь, город, сад, дед, сапог, друг, нож, сторож, режь, мороз, грязь, мазь.

ТЕСТ 1.

1. В каком слове произносится мягкий глухой шипящий согласный?
1) щека 2) пожалеть 3) шапка 4) желание

2. В каком слове произносится непарный звонкий мягкий согласный ?

1) мыло 2) режим 3) луна 4) космос

3. В каком слове произносится звук [ а ] ?
1) вянуть 2) частичный 3) тянуть 4) щадить

4. В каком слове произносится 2 согласных звука?
1) солнце 2) возчик 3) мыться 4)поет

5. В каком слове произносится звук [й]?
1) тёрка 2) еда 3) сюда 4) прятать

6. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) въедливый 2) юбиляр 3) местность 4) маячить

7. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
1) рожь 2) память 3) пережить 4) воздвиг

8. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) просьба 2) июльский 3) Якутия 4) яростный

9. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1)ключ 2) миля 3) жениться 4) портрет

10. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)бледнЫ 2) нАчаты 3)дОговор 4)зАвидно

11. Укажите цифрами количество звуков в словах. Выберите правильный ответ.
половодье шестая пекарня шлёпать

1)9677 2)8677 3)9676 4)9776

12. В каком слове все согласные твердые?
1) заживо 2) возможность 3) качество 4) решение

Тест 2:«Согласные твёрдые и мягкие» для начальной школы.

1. Укажите слово, в котором только твёрдые согласные звуки.
1) книга
2) мама
3) сестра
4) дочь

2. Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие.
1) тетрадь
2) лисица
3) лютик
4) ремень

3. Укажите слово, в котором только твёрдые согласные звуки.
1) сюрприз
2) перо
3) руки
4) мышь

4. Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие.
1) ветер
2) якорь
3) мяч
4) ёжик

5. Укажите слово, в котором только твёрдые согласные звуки.
1) парк
2) мёд
3) герой
4) берёза

6. Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие.
1) магазин
2) листья
3) крыльцо
4) море

7. Укажите слово, в котором все согласные звуки твёрдые.
1) яблоко
2) персик
3) слива
4) груша

8. Укажите слово, в котором только твёрдые согласные звуки.
1) сирень
2) хлеб
3) астра
4) щёки

9. Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие.
1) кувшин
2) щука
3) цирк
4) вещь

10. Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие.
1) ягода
2) пятно
3) осень
4) овощ

начало устного счета

Альтернативные описания

Однократное действие

Один (о количестве, при подсчёте)

. "... в год и палка стреляет"

. "... на... не приходится"

. "... на... не приходится" (погов)

. "... пошли на дело - выпить захотелось"

. "..., два, взяли!" (клич грузчика)

. "...-два, горе - не беда!" (фильм)

. "Вот те..."

. "Один" в микрофон

. "Эх..., да еще...!"

. "На месте стой, ...-два"

И навсегда

Два и готово

Два, три

. "делай...!"

. "еще много, много..."

. "первый... в первый класс"

. "эх..., еще..."

М. крата, прием, након; единица, один. Раз, два, три и пр. Не один раз, не раз, сколько раз приказано было. его в первый раз вижу, впервой или впервые. Одним разом, или разом этого не сделаешь. Разом, с разу или сразу не отбыть, одним тином, ударом. Сразу не отгадаешь, вдруг, скоро. Он разом нашелся, вдруг, мгновенно. Дай ему раза! ударь, дай тумака. Вот тебе раз, другой, бабушка даст! о неприятной нечаянности. Считай разы, краты, наконы. Бери разами! вдруг, вместе, дружно, смаху, одним разом, нагалом, ухни; отсюда разить. Петь разом гоже (всем вместе), а говорить порознь. Раз так, раз этак, различно. Десять раз (десятью) пример, один раз (однова) отрежь. На первый раз, на сей раз прощаю, а в другой раз (в другожды) не попадайся. Раз в раз, всегда, каждый раз. Хоть бы ты раз другой побывал у них, иногда. Раз по разу, сподряд, раз за разом, каждый раз. королем разом обедает, песня южн. зап. вместе. раз да горазд. кого не долго, а у нас как раз. Раз на раз не приходится. Один (первый) раз не в счет. Разок не в счет. Раз не враз, а вперед не горазд. На раз ума не стало, довеку дураком прослыл; раз украл, навек вором стал. Два раза родился, ни разу не крестился, пел, пел да умер. Дважды родился, ни разу не крестился, в пономари посвятился (петух). Да не все разом (не все вдруг)! сказал хмельной казак, который полез на коня, прося помощи угодников, и перекинулся через седло наземь. Однажды, некогда, как-то, когда-то. Раз, в крещенский вечерок, девушки гадали, Жуковский. Разик, разок, разочек, один раз, однажды, однова, одинова. Раз, южн., пастенок, стенник, ошибочн. стельник, один пласт сотов. Каждый пласт сотов зовется разом; разовый мед, сотовый. Разовый, к разу, разам относящ. Разовыя деньги, плата, по условию, актеру или писателю, за каждый раз игры, представленья

Нареч. более одного разу, не однажды, неоднократно, многократно, многажды, часто

Обозначение однократного действия (при подсчете, указании на количество)

Однократное действие; один (о количестве, при подсчете)

Оплеуха (разг.)

Отдельный случай

Первое слово в микрофон

Просто как..., два, три

Рас, рос, разо, предлог слитный, означающий: а) окончанье действия, как вообще все предлоги: рассмешить, разбудить; б) деленье, особленье, разноту: разломать, раздать, раскусить, разогнать; в уничтоженье, переделку снова: развить, растить; разогреть; г сильную, высшую степень действия или состоянья: разукрасить, разобидеть; растонкий, распрекрасный, разумный; разбегаться, разбеситься. Правопись этого предлога, как и других на з, шатка. Раз изменяется в роз и рос при переносе ударенья на предлог: но окающее населенье наше вообще более любит роз: розиня, розвить; разогнуть и пр. окающий малорос говорит роз, акающий белорусь: раз; южный великорус, включая и Москву, раз, северный и восточный, большею частью роз, хотя грамотность более сглаживает эти произношенья. Часть слов этого начала достаточно будет объяснить примерами; но полноты здесь быть не может: в значении высшей степени, раз можно придать ко всем глаголам и к большей части имен; напр. Да ведь шапка бобровая, бобер! "Хоть разбобровая, хоть разбобер, так не куплю!" Разгриша, разванюшка, раздарьюшка, вм. Гриша, Ваня, Дарья, шуточно и ласково, иногда и укорно

Семь... отмерь

Случай явлений в ряду однорядных действий, проявлений чего-либо

Устное начало счета

Фильм "..., два горе не беда!"

Фильм "Делай...!"

Фильм Юзовского "..., два - горе не беда!"

. «... и навсегда»

. «вот те...»

Фильм Юзовского «..., два - горе не беда!»

. «первый... в первый класс»

. «... на... не приходится»

. «еще много, много...»

. «делай...!»

. «на месте стой, ...-два»

. «эх..., да еще...!»

. «эх..., еще...»

Фильм «..., два горе не беда!»

Фильм «Делай...!»

. «... пошли на дело - выпить захотелось»

. «один» в микрофон

. «... на... не приходится» (погов)

. «... в год и палка стреляет»

. «..., два, взяли!» (клич грузчика)

. "Эх..., да ещё ...!"

. "... и навсегда" (выраж.)

. «... и навсегда» (выраж.)

Устные упражнения являются одним из средств, способствующих лучшему усвоению курса математики в средней школе. Они развивают у учащихся внимательность, наблюдательность, инициативу, повышают дисциплину и вызывают интерес к работе. С их помощью учитель устанавливает на уроке оперативную и эффективную обратную связь, которая позволяет своевременно контролировать процесс овладения учащимися конкретными знаниями и умениями.

Устные упражнения дают возможность без больших затрат времени многократно «проигрывать» типичные ситуации и приемы рассуждений, проводить работу по формированию логичной и языковой культуры учащихся. Самыми целесообразными устные упражнения являются при повторении учебного материала.

Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах.

Н.И. Лобачевский

Известный математик Н.И.Лобачевский сказал: «Математику следует изучать в школе еще и с той целью, чтобы полученные знания были достаточны для обычных потребностей в жизни». Это именно можно сказать и об устной математике. Иногда наши ученики не могут даже правильно найти цену купленного товара в магазине!

Проблема устного счета чрезвычайно актуальна сейчас, когда каждый имеет калькулятор. И если на уроке учитель запрещает проводить вычисления с его помощью, то дома, выполняя домашнее задание, дети им пользуются. Учась в старшей школе, ученики испытывают трудности во время устных вычислений, например,при вычислении суммы членов арифметической или геометрической прогрессии (9-й кл.), вычисления площади фигуры, ограниченной данными линиями (11-й кл.) и др.

Учителю математики надо обращать внимание на устный счет , начиная с 5-6-х классов. Устные упражнения действуют на учеников мобилизующее, своей простотой захватывают и слабых учеников. Используя их, можно создать в классе атмосферу соревнования. Однако их решение потребует от учеников большой умственной нагрузки, и поэтому сравнительно быстро утомляет их. И этот фактор нужно учитывать при планировании урока.

Виды устного счета

Существуют такие виды устного счета как устные (слуховые) упражнения, так и полу-устные (зрительно-слуховые), когда задача заранее записывается на доске, или проектируется с помощью технических средств на экран, при этом возможны записи отдельных числовых данных, промежуточных результатов, рисунков и т.д. . Зрительное восприятие делает фактически ненужным запоминание данных цифр, чем существенно облегчает процесс вычисления.
Но запоминание чисел, над которыми выполняются действия, является одним из факторов, способствующих развитию памяти. , который не может удержать числа в памяти, в дальнейшем плохо выполняет вычисления. Поэтому в школе нельзя недооценивать первый вид устного счета, когда числа воспринимаются только на слух. Ученики при этом ничего не записывают и никакими средствами не пользуются.

Конечно, этот вид устного счета тяжелее, но он эффективен. Значительный положительный эффект при обучении математике можно получить, когда после изучения каждого математического факта (введение нового понятия, ознакомление с его свойствами, со свойствами математических действий и т.п.) предложить учащимся привести примеры, подтверждающие изученное. Такие примеры помогают ученикам быстрее понять главное, формируют умения применять полученные знания на практике. Составляя упражнения, приводя собственные примеры, учится работать самостоятельно и творчески.

Целесообразно делать так, чтобы устный счет воспринимался учениками как интересная игра. Тогда они сами внимательно следят за ответами друг друга.
Устный счет может быть максимально вариативным как по содержанию, так и по форме. Его можно проводить в виде:

  • соревнования между командами,
  • упорядочивания ответов,
  • математического диктанта,
  • игры «Ступеньки»,
  • выполнение заданий блок-схемы,
  • игр «Математическое лото», «Молчание», «Слабое звено», «Реши за минуту» и другие.

Формы проведения устного счета

1. Устный счет с использованием карточек.

Одна сторона карточек – зеленая, а вторая – красная. Учитель предлагает примеры, и если дает правильный ответ, то другие дети показывают зеленую сторону своей карточки, если он ошибся – красную (ассоциация цветами светофора). При этом учитель имеет возможность оценить знания всех учащихся, а не только того, кто отвечает.

2. Физкультурная минутка.

Такие «минутки» особенно необходимы для учеников 5-6-х классов, чтобы дать возможность детям отдохнуть. Наполняю эти «минутки» математическим содержанием. Например, после изучения темы «Правильные и неправильные дроби» предлагаю ученикам такое задание: приседать, когда называю правильную дробь, наклоняться вперед – когда неправильная, когда называю целое число – стоять ровно.

3. Игра «Ступеньки».

На каждой строчке рисунка записаны задачи в одно действие. Команда учащихся (количество участников равно количеству ступеней) «поднимается» по ней. Каждый ученик выполняет одно действие. Если ошибается – «падает» вниз. Вместе с «неудачником» может выбыть из игры вся команда, или же команда заменяет выбывшего ученика другим игроком из класса.

По лестнице можно подниматься с разных сторон, играя вдвоем (или двумя командами). (рис.1)

Дети с интересом подсчитывают устно, когда наградой служит право дополнить рисунок. Например, когда ступеньки нарисованы (решены примеры) с обеих сторон печи, то тот, кто выиграет, может «разжечь» ее, то есть нарисовать дым из трубы-дымохода. (рис.2)
Можно заменить печь ракетой, фейерверком или «миной с часовым механизмом» и другие.


4. «Спеши, но не ошибайся».

Эта игра заключается в написании математического диктанта. Учитель с определенной скоростью читает задание за заданием, а ученики на листах бумаги записывают ответы.

5. Эстафета.

На доске заранее написаны примеры в три колонки. Ученики объединяются в три команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первое задание из своего столбца. Решив, возвращаются на свое место и передают эстафету следующему члену своей команды и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит все задачи.

6. «Не зевай».

Ученики каждого ряда получают по карточке. У первого ученика задание записано полностью, а во всех остальных – вместо первого числа стоит «звездочка». Что за ней скрывается, каждый следующий ученик узнает только тогда, когда предыдущий сообщит ему ответ к своей задаче. Этот ответ и будет неизвестным первым числом. В такой игре все должны быть очень внимательными, поскольку ошибка одного участника перечеркивает работу всех остальных.

7. «Молчанка».

На доске изображаются определенные фигуры. В каждой из них размещают четыре числа, а внутри указывают действие, которое надо выполнить над каждым из записанных снаружи чисел.

Ответы ученики записывают рядом с данным числом. Задание легко поменять, достаточно только заменить знаки арифметических действий, которые стоят рядом с внутренними числами. (рис.3)

8. «Счет – дополнение».

Учитель записывает на доске любое число, например 2,7. Ученики должны назвать второе число, дополняющее число 2,7 до другого, например до 5; и т.д. Те числа, которые называет учитель, и те, которые дают ученики, не записываются. Этим обеспечивается тренировка по запоминанию чисел.

9. «Одинаковый Счет».

Учитель записывает на доске некоторый пример с ответом. Ученики придумывают свои примеры с таким же ответом. Их примеры на доске НЕ записываются. Дети на слух воспринимают названные числа и определяют, правильно ли составлен их пример.

Перечень и описание форм устного счета , конечно, можно продолжить. Опыт работы показывает, что устные упражнения при умелом их использовании играют большую роль в повышении эффективности урока. Учитель, зная класс, индивидуальные особенности учеников, может подобрать оптимальный темп, оптимальное содержание, формы, методы и средства проведения устного счета.

Устный счет должен проводиться в быстром темпе, если речь идет об отработке навыков. Но если устные упражнения используются с целью закрепления только что изученного, то в этом случае не целесообразно торопить учеников. Чем сознательные будут их действия в начале формирования навыков, тем глубже и прочнее будет их усвоение.

Во время выполнения устных упражнений учителю не следует опрашивать только учеников, которые хорошо успевают по математике – это ослабляет инициативу и активность учащихся, которым математика дается труднее. Чтобы дать возможность поразмышлять всем, сильным ученикам можно предложить записывать ответы и показывать их учителю.

Устные задачи должны быть, по возможности, связаны с практическими, жизненными вопросами, отличаться легкостью построения, ясностью и конкретным содержания.

Т.о., применение разных видов и форм устного счета на уроках математики помогают учителю получить оптимальное решение педагогических задач на всех этапах обучения.

Уважаемые коллеги!

Напишите в комментариях, а какие формы устного счета Вы используете в своей методической работе?



1.Найди существенное. 1.Найди существенное. Сумма (минус, плюс, равенство, слагаемое, делитель). Геометрия (фигура, точка, свойства, теорема, уравнение). Сумма (минус, плюс, равенство, слагаемое, делитель). Геометрия (фигура, точка, свойства, теорема, уравнение). 2. Проверка определений. 2. Проверка определений. Дав определение тому или иному понятию, вы должны быть уверены в том, что оно верно. Правильность можно проверить, переставив местами условие и заключение в определении. Если при перемене мест предложение оста­ется верным, то определение нами дано верно. Дав определение тому или иному понятию, вы должны быть уверены в том, что оно верно. Правильность можно проверить, переставив местами условие и заключение в определении. Если при перемене мест предложение оста­ется верным, то определение нами дано верно. Проверить правильность определений: Проверить правильность определений: Квадрат это четырехугольник. Квадрат это четырехугольник. Сложение это математическое действие. Сложение это математическое действие. 3.Назвать группу чисел одним словом: а) 2, 4, 7, 9, 6; 6)13,18,25,33,48,57. 3.Назвать группу чисел одним словом: а) 2, 4, 7, 9, 6; 6)13,18,25,33,48,57.


1.Найди существенное. Треугольник (плоскость, вершина, центр, сторона, пер­пендикуляр). Разность (вычитание, плюс, минус, сумма, слагаемое). 2.Проверка определений. Круг это геометрическая фигура. Четное число это натуральное число. 3.Назвать группу чисел одним словом: а) 2, 4, 8,12, 44, 56; б) 1, 13,77,83,95.





Первая буква есть в слове «сурок», Первая буква есть в слове «сурок», Но ее нет в слове «урок». Но ее нет в слове «урок». А дальше подумай и краткое слово А дальше подумай и краткое слово Средь умных ребят ты найдешь у любого. Средь умных ребят ты найдешь у любого. Две буквы у мамы возьми без смущения, Две буквы у мамы возьми без смущения, А в целом получишь итог от сложения. А в целом получишь итог от сложения.








Мама-сороконожка купила трем дочкам сапожки. Сколько всего пар сапожек пришлось купить маме? Чтобы найти свою невесту, принц заставил своих солдат обойти 12 населенных пунктов. В каждом из них было по 40 девушек. Сколько всего девушек примеряло туфельку? Как пятью единицами записать число 100?


У зайца было 4 сыночка и лапочка-дочка. Как-то раз он принес домой мешок с 60 яблоками. Сколько яблок досталось каждому из зайчат, если заяц разделил их между ними поровну? Храбрый портняжка одним ударом убил 7 мух. Сколько всего мух он убил, если сделал 11 ударов? Ребята со своими собаками пошли гулять. Один дед говорит им: «Смотрите-ка, ребята, голов не растеряйте и ног не поломайте». Один мальчик сказал: «А у нас всего 36 ног и 13 голов, так что не потеряемся». Сколько же собак,и сколько мальчиков?


А) Кошка когда стоит на 2-х лапах – весит 5 кг., Сколько она будет весить, если станет на 4 лапы. Б) На трех деревьях сидели 36 галок. Когда с первого дере­ва на второе перелетели 6 галок, а со второго на третье 4 галки, то на всех трех деревьях галок оказалось поровну, Сколько галок первоначально сидело на каждом дереве? А) Одно яйцо варится 10 минут. Сколько времени будут вариться 2 яйца? Б) У зайца было 4 сыночка и лапочка дочка. Как- то раз он принес домой мешок с 60 яблоками. Сколько яблок досталось каждому из зайчат, если заяц разделил их между ними поровну.



Неделя математики

Клуб весёлых математиков (КВМ)

Цели занятия:

    содействовать закреплению табличного и внетабличного умножения и деления;

    развивать логическое мышление, внимание, умение осуществлять перенос ранее усвоенных знаний в новые условия;

    воспитывать интерес к математике;

Оборудование:

    рисунок с изображением солнца,

    карточки с заданиями для команд,

    рисунок снеговика,

    кружки с мордашками за правильные ответы.

Ход игры

Ведущий:

Друзья! На КВМ весёлый

Мы снова в гости к вам пришли.

Мы очень ждали этой встречи

И постарались, как могли.

А вот что будем делать на нашей встрече, узнаем, если быстро найдём значение выражений, записанных на карточках

(Кто первый решит, подойдёт к доске, перевернёт карточку)

96: 6 + 123= (139)

72

9 · 8 + 128= (200)

63

9 · 7 – 29= (34)

отгадывать

играть

Солнышко будет смеяться, светить,

Если примеры сумеем решить.

Представление команд

Выходит команда БАМ

Вас приветствует команда БАМ!

Наш девиз: «Будем активно мыслить!»

Капитан команды:

Привет, друзья, сегодня в школе

Большой и интересный день.

Мы приготовили весёлый

Наш классный праздник КВМ.

КВМ – соревнование

В остроумии и знании.

Чтоб этот праздник КВМ

Вам по душе пришёлся всем,

Нужно знания иметь прочные,

Быть весёлым и находчивым.

А этот КВМ сейчас

Науке посвящается,

Что математикой у нас

С любовью называется.

Она поможет воспитать

Такую точность мысли,

Чтоб в нашей жизни всё познать,

Измерить и исчислить.

Выходит команда ПУПС.

Вас приветствует команда ПУПС.

Наш девиз : «Пусть ум победит силу!»

Капитан команды:

Мы весёлые ребята,

И не любим мы скучать,

С удовольствием мы с вами

В КВМ будем играть.

Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет,

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

И пусть острей кипит борьба

Сильней соревнование.

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

И, соревнуясь вместе с вами,

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней,

А наша дружба крепнет с ней!

Разминка команд

Каждая команда получает по 3 задания.

Для команды БАМ

1.Найди лишнее понятие:

А) Сумма (минус, плюс, равенство, слагаемое, делитель);

Б) Геометрия (фигура, точка, параллелепипед угол, уравнение).

2. Проверка определений:

Квадрат – это четырёхугольник.

Сложение –это математическое действие.

3. Назвать группу чисел одним словом.

А) 2,4, 7, 9, 6;

Б) 13, 18, 25,33,48,5

Для команды ПУПС

1.Найди лишнее понятие:

А) Треугольник (площадь,плоскость, вершина, центр, сторона, прпендикуляр)

Б) Разность (вычитание, плюс, минус, сумма, уменьшаемое, слагаемое)

2. Проверка определений:

Круг – это геометрическая фигура.

Чётное число – это натуральное число.

3. Назвать группу чисел одним словом.

А) 2, 4, 8, 12, 44, 56;

Б) 1, 3, 15, 77, 83, 95.

Конкурсная программа.

1.Конкурс капитанов.

ЭВМ для подсчёта баллов сломалась, надо разобраться, в чём причина.

На табло высветилось число 26.

Какое же число было заложено в машину? (24)

3 3 3

Х3 3 3

Х3 3 3

(26 Х 3 – 41 Х 2 – 68 х 9 - 10 + 28: 3 = 24)

-Пока капитаны готовят для команд компьютер, команды отгадают шарады:

Первая буква есть в слове «сурок»

Но её нет в слове «урок».

Средь умных ребят ты найдёшь у любого,

Две буквы у мамы возьми без смущения,

И в целом получишь итог от сложения. (Сумма)

Предлог стоит в моём начале,

В конце же – загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом. (Задача)

В начале слова – устный счёт,

Затем согласный звук идёт.

Жёсткий волос животных потом,

А в целом результат найдём. (Разность)

2 конкурс «Любознательных»

Если вы правильно выполните действия, то узнаете, древесина какого дерева не гниёт, а со временем становится твёрже.

Из этого дерева сделаны детали Московского Кремля, которые служат уже 500 лет и не гниют?

12 6 64 38 50 5 40 78

2


Для команды БАМ

а) 6 1 7

14 4 ?

б) 9 2 11

26 8 ?

в) 35 7 5

48 ? ?

г) 92 46 2

72 ? 8

Для команды ПУПС

Внимательно посмотрите на верхний ряд чисел и поймите закономерность его составления.

а) 16 7 9

36 11 ?

б) 44 18 26

33 14

в) 32 8 4

54 ? ?

г) 22 4 88

12 ? 48

4 конкурс «Трое смелых »

Из каждой команды выбирается по 3 человека

для решения задач

Для команды БАМ

1

У Васи в кошельке 15 рублей. Сколько карточек

по цене 70 коп может купить Вася?

2

Музыкант Гусля исполнил 35 грустных песен, что на 17 песен меньше, чем весёлых. Сколько весёлых песен спел Гусля?

если его площадь 4800см 2 , а ширина 60см.

Для команды ПУПС

1

В брикете 5кг масла. На молокозаводе его расфасовывают в пачки по 250г. Сколько пачек масла получается из одного брикета?

2

В зелёной бочке у Копатыча было 32 кг мёда, что на 17кг больше, чем в коричневой бочке. Сколько меда у Копатыча в коричневой бочке?

3

Чему равна длина прямоугольника,

если его площадь 4200см 2 , а его ширина – 60см.

5 конкурс «Смекалистых»

Решить комбинаторную задачу.

№1

Юра, Витя и Саша играли в хоккей.Одтн из них забил 8 шайб, второй – 9, третий – 10. Витя забил больше, чем Саша, Юра – больше, чем Витя. Сколько шайб забил каждый мальчик?

Юра 8 (Соедините стрелками)

Витя 9

Саша 10

6 конкурс «Конструкторы»

За нас пришёл поболеть наш знакомый Снеговик.

Давайте и мы уделим ему внимание. Смотрите, какой он нарядный!

Из каких геометрических фигур он состоит?

Ну, вот и подошла к концу наша игра, пора подвести итоги.

Подведение итогов: