Памятка государственным гражданским служащим. Сообщаем о бывшем госслужащем Кого обязан уведомить гражданский служащий о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов либо субъектов взаимодействия. В научной литературе конфликт интересов в сфере предпринимательской деятельности определяется как «противоречие между интересами, которые защищены правом и должны быть удовлетворены действиями другого уполномоченного принципалом лица (поверенного, агента, директора, доверительного управляющего) и личными интересами этого уполномоченного». Термин «конфликт интересов» в контексте деятельности государственных и муниципальных служащих стал применяться несколько позже, в основном в связи с вопросами коррупционного поведения.

Статья 19. урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

Внимание

Конфликты интересов на государственной службе – это одна из основных причин коррупционных правонарушений. С целью недопущения подобной ситуации и просвещения государственных служащих разрабатываются специальные программы по урегулированию подобных конфликтов.


Понятие конфликта Под конфликтом понимают столкновение нескольких противоположных мнений, убеждений, позиций и мировоззрений. Конфликты появляются в процессе социального взаимодействия и заключаются в том, что участники конфликта занимают противоположные позиции, а сама ситуация часто сопровождается негативными эмоциями и поведением, которое выходит за рамки принятых норм.
В зависимости от ситуации конфликт может быть как деструктивным, так и конструктивным. В любом случае он состоит из нескольких компонентов:
  • Биполярность.

Конфликт

Важно

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. (часть 3.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ) 3.2. Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.


(часть 3.2 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ) 4.

9) конфликт интересов на государственной службе

Применение мер по предотвращению конфликта интересов должно осуществляться, в том числе и по инициативе государственного служащего и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной службе и противодействии коррупции. Например, обращение государственного служащего с ходатайством об установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.** 6.
Меры ответственности, которые могут быть применены к государственному гражданскому служащему в случае непринятия им мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Конфликт интересов – основа коррупции

N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе- Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Гражданский служащий обязан уведомить о возникшем конфликте интересов

Если же полученный подарок не связан с исполнением служащим своих обязанностей и функций, наниматель должен известить служащего о том, что получение подарков от заинтересованных граждан и организаций может плохо сказаться на профессиональной репутации самого служащего, а также на репутации организации, в которой он работает. Оптимальным решением будет, возврат служащим подарка, или же компенсация его стоимости.

Конфликты интересов, которые связаны с разбирательствами судебного характера и имущественными обязательствами При наличии у служащего или его родственников каких-либо имущественных обязательств или судебных разбирательств рекомендуется урегулировать данные проблемы самым оперативном образом. Если в силу определенных причин это невозможно, служащий должен уведомить об этом своего начальника.

Инфо

N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе- Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.


Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Когда гражданский служащий обязан уведомить о возникшем конфликте интересов

Российской Федерации», ст. 11 Федерального закона -ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 8-1 Закона Томской области -ОЗ «О государственной гражданской службе Томской области». 4. Типичные ситуации конфликта интересов.* · выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего; · выполнение иной оплачиваемой работы; · владение ценными бумагами, банковскими вкладами; · получение подарков и услуг; · имущественные обязательства и судебные разбирательства; · взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы; · явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).
5.

Когда госслужащий обязан уведомить о возникшем конфликте интересов

Распространение данного института на сферу публичного управления вызвано необходимостью предотвращения влияния на публичного служащего каких-либо частных интересов, могущих повлиять на надлежащее выполнение им своих должностных обязанностей. В Российской Федерации в Концепции реформирования системы государственной службы РФ, утв. Президентом РФ в 2001 г., было предусмотрено формирование механизмов преодоления конфликтов интересов, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на объективное и беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей. Таким образом, в целом конфликт интересов на государственной службе рассматривался как противоречие между частными интересами государственного служащего и его должностными обязанностями.

Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, Устав города Севастополя, законы и иные нормативные правовые акты города Севастополя и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта;

13) уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя.

14) Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели, оценивающие объекты гражданских прав, в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов города Севастополя, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение с правовым обоснованием ранее данного поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме без правового обоснования гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

4. В случае неисполнения гражданским служащим правомерного поручения он несет ответственность в соответствии с федеральными законами.

5. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", отнесенную к группе высших должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности гражданской службы.

6. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

1. В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" дается уточненное определение понятия "конфликта интересов на государственной службе". Под конфликтом интересов на государственной службе в Федеральном законе "О противодействии коррупции" понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. В отличие от Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в этом определении понятия конфликта интересов не разделяются интересы РФ и субъектов РФ, которым может быть нанесен вред в результате личной заинтересованности служащего.

2. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

Государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в том числе в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

В случае, если государственный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ.

3. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. В Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" дается исчерпывающий перечень лиц, в интересах которых не может использовать свои должностные полномочия гражданский служащий: члены семьи, к которым относятся супруг (супруга), несовершеннолетние дети, а также родители, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов. Кроме случаев родства или свойства в законе указаны граждане или организации, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

4. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности.

5. Созданные в государственных органах комиссии зачастую бездействуют, объясняя эту практику отсутствием оснований для конфликта интересов. На самом деле в каждом государственном органе такие основания имеются.

Так, в настоящее время сложилась практика, когда гражданские служащие, в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 738 и иными нормативными правовыми актами участвующие в деятельности органов управления коммерческими организациями, одновременно входят в состав органов управления большого количества организаций. Более того, имеют место факты, когда гражданские служащие входят в состав органов управления акционерными обществами, в которых законодательством не предусмотрено участие представителей государства. В отдельных случаях включение гражданских служащих в состав органов управления коммерческих организаций оформляется решениями не уполномоченных на то органов. Представляется, что такая практика не способствует ни повышению эффективности деятельности государственных органов, ни обеспечению интересов государства и должна стать предметом рассмотрения комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых федеральными государственными органами.

Другими основаниями для работы комиссий является контроль за реализацией п. 7 ч. 1 ст. 17 Федерального закона, согласно которому гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей запрещается выезжать за пределы территории Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Не во всех государственных органах ведется учет гражданских служащих, выезжающих за рубеж во время предоставленного им отпуска, подписавших договоры об оформлении допуска к государственной тайне с обязательствами о согласовании с руководителями государственных органов своего выезда в зарубежные страны по вопросам, не связанным с их служебной деятельностью.

Основанием для рассмотрения на комиссии является конфликт интересов, связанный с подчиненностью гражданских служащих, состоящих в родственных отношениях, работой родственников в подконтрольных гражданским служащим организациях.

Имеется практика рассмотрения на комиссиях материалов, свидетельствующих о присвоении почетных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств и вручении наград иностранных государств в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему без письменного разрешения представителя нанимателя.

Наиболее типичными основаниями для проведения заседаний комиссий являются:

непредставление или представление гражданскими служащими недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

нарушение гражданскими служащими установленного порядка выполнения иной оплачиваемой работы;

участие гражданских служащих в деятельности органов управления коммерческими организациями;

нарушение гражданскими служащими законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;

несоблюдение гражданскими служащими этических норм, конфликтные ситуации;

несоблюдение гражданскими служащими установленных правил работы со служебной информацией.

Одним из факторов, сдерживающих работу комиссий, на наш взгляд, является отсутствие нормативно закрепленной обязанности правоохранительных и иных государственных органов информировать комиссии о фактах нарушения гражданскими служащими требований к служебному поведению и наличия личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" на соответствующие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов возложены полномочия по даче согласия на замещение гражданским служащим должности в коммерческой или некоммерческой организации в течение двух лет после его увольнения с гражданской службы, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в обязанности служащего, замещавшего определенные специальным перечнем должности. Порядок дачи согласия комиссией устанавливается нормативными правовыми актами РФ.

В связи с вступлением в действие Федерального закона "О противодействии коррупции" представляется целесообразным рассмотрение указанными комиссиями заявлений гражданских служащих о непредставлении по объективным причинам сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

6. В государственных органах образованы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

В настоящее время степень охвата государственных органов комиссиями составляет свыше 94%.

Значительно увеличилось количество выявленных комиссиями фактов нарушения гражданскими служащими требований к служебному поведению и фактов личной заинтересованности гражданских служащих, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в отдельных случаях материалы направляются в правоохранительные органы.

Комиссия, образуемая в федеральном государственном органе, рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов, в отношении государственных гражданских служащих, замещающих должности в центральном аппарате данного органа, а также в отношении руководителей и заместителей руководителей его территориальных органов, за исключением гражданских служащих, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ и Правительством РФ.

В отношении гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы в территориальных органах федерального органа, указанные вопросы рассматриваются в порядке, устанавливаемом руководителем федерального органа.

Как правило, в территориальных органах образуются комиссии и определяется их состав. При незначительной численности гражданских служащих в территориальных органах комиссии в них могут не образовываться. В этом случае по решению руководителя федерального органа полномочия комиссии, образованной в федеральном органе, могут распространяться на гражданских служащих территориальных органов. Комиссии наряду с заседаниями по месту нахождения федерального органа могут проводить выездные заседания или заседания в форме видеоконференций.

Известны случаи, когда указанные комиссии федерального государственного органа рассматривали вопросы с превышением своих полномочий в отношении государственных гражданских служащих, назначенных на должности Президентом РФ или Правительством РФ, а также замещающих должности руководителей и заместителей руководителей федеральных государственных органов или их аппаратов (п. 4 и 7 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 3 марта 2007 г. N 269).

Указом Президента РФ от 3 марта 2007 г. N 269 Правительству РФ поручено представить проект указа президента РФ о порядке рассмотрения вопросов, связанных с обеспечением соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Президентом РФ и Правительством РФ, требований к служебному поведению и урегулированием ситуаций, когда личная заинтересованность указанных гражданских служащих влияет или может повлиять на объективное исполнение ими должностных (служебных) обязанностей. Однако до настоящего времени названный указ не издан.

В отдельных субъектах РФ уже приняты аналогичные нормативные правовые акты. Так, в Республике Саха (Якутия) в целях реализации ст. 19 Федерального закона Распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2007 г. N 287-РП "О Республиканской комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия) и урегулированию конфликта интересов" образована республиканская комиссия по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Республики Саха (Якутия) и урегулированию конфликта интересов. Данная комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, замещающих должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов Республики Саха (Якутия).

Законом предусмотрено включение в состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов независимых экспертов, их точное число должно быть определено в зависимости от количественного состава комиссии. Однако в отдельных государственных органах персонально эксперты в состав комиссии не включаются и в заседаниях комиссии участия не принимают.

Зачастую в качестве независимых экспертов в состав указанных комиссий включаются гражданские служащие, работающие в других федеральных государственных органах, что не соответствует главной цели участия независимых экспертов в деятельности комиссий - обеспечение открытости государственной службы и ее доступности для контроля со стороны структур гражданского общества.

Порядок оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых федеральными государственными органами, установлен Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2005 г. N 509. Согласно данному постановлению установлена ставка почасовой оплаты труда независимых экспертов, включаемых в состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых федеральными государственными органами, в размере 80 рублей. Оплата труда указанных независимых экспертов осуществляется на основе договора, заключенного между федеральным государственным органом и независимым экспертом. Финансирование расходов на оплату труда независимых экспертов осуществляется в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных государственных органов или их аппаратов.

Порядок включения в состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов независимых экспертов определен в п. 16-20 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 3 марта 2007 г. N 269.

Согласно п. 16 Положения представитель нанимателя направляет в соответствующий государственный орган по управлению государственной службой запрос о приглашении в состав комиссии независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, с указанием количества таких экспертов. Запрос направляется без указания персональных данных экспертов.

Вместе с тем п. 2 Указа установлено, что до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственных органов субъектов Российской Федерации по управлению государственной гражданской службой функции этих органов, предусмотренные Положением, выполняются федеральными государственными органами и государственными органами субъектов РФ, в которых образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия), самостоятельно в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

Таким образом, до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой федеральные органы исполнительной власти обязаны самостоятельно организовывать работу по приглашению независимых экспертов в состав комиссии.

В соответствии с п. 18 Положения независимыми экспертами в составе комиссии могут быть работающие в научных организациях и образовательных учреждениях, других организациях граждане РФ. Предпочтение при включении в состав комиссии в качестве независимых экспертов представителей научных организаций и образовательных учреждений, других организаций должно быть отдано лицам, трудовая (служебная) деятельность которых в течение трех и более лет была связана с гражданской службой.

При этом деятельностью, связанной с гражданской службой, считается преподавательская, научная или иная деятельность, касающаяся вопросов гражданской службы, а также предшествующее замещение государственных должностей или должностей гражданской службы в государственных органах.

Допускается включение в состав комиссии независимых экспертов из ведомственных научных организаций и образовательных учреждений. При этом независимые эксперты не должны быть действующими государственными служащими.

Отмечаются случаи, когда в нормативных правовых актах государственных органов субъектов РФ об образовании комиссий не указываются персональные данные независимых экспертов. Вместе с тем по смыслу п. 10 Положения персональные данные независимых экспертов не указываются в запросах представителя нанимателя при формировании состава комиссий.

Приглашение независимых экспертов осуществляется путем направления представителем нанимателя в научные организации, образовательные учреждения и другие организации запросов о приглашении в состав комиссии необходимого числа экспертов. Персональные данные экспертов в запросе не указываются.

Руководители научных организаций и образовательных учреждений, других организаций, получив запрос с предложением направить в состав комиссий своих представителей в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, в 7-дневный срок со дня получения запроса представляют в запрашивающий государственный орган сведения о работниках этих организаций и учреждений, которые могут участвовать в работе комиссий, а именно: фамилию, имя, отчество, занимаемую должность, а также информацию, позволяющую признать этого работника экспертом - специалистом по вопросам, связанным с гражданской службой (п. 19 Положения).

К такой информации могут относиться сведения об их предыдущей трудовой деятельности, наличии опубликованных научных трудов по тематике, связанной с проблемами гражданской службы, экономическими, управленческими или иными аспектами ее организации.

Порядок работы комиссии как акт, затрагивающий права и свободы граждан, подлежит направлению в Минюст России на государственную регистрацию.

Основными задачами комиссий являются:

содействие государственным органам в обеспечении соблюдения гражданскими служащими требований к служебному поведению;

содействие государственным органам в урегулировании конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества, государства;

содействие государственным органам в обеспечении соблюдения ограничений, налагаемых на граждан, замещавших должности гражданской службы, при заключении ими трудовых договоров.

Наряду с решением основных задач деятельность комиссий может быть направлена на обеспечение соблюдения этических правил поведения гражданских служащих, которые устанавливаются правовыми актами государственных органов в соответствии с общими принципами служебного поведения государственных служащих, утвержденными Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885, и спецификой прохождения службы в каждом конкретном государственном органе.

Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины (п. 24 Положения).

Заседания комиссий проводятся при поступлении информации о фактах представления гражданскими служащими недостоверных сведений о доходах. На основании представления прокурора на комиссиях рассматривались вопросы наличия конфликта интересов в деятельности гражданских служащих, чьи родственники работают в подконтрольных организациях, по результатам решено изменить должностные регламенты этих гражданских служащих, исключив контрольные полномочия в отношении соответствующих организаций. Важно отметить, что комиссии не вправе запрашивать у всех гражданских служащих заявлений об отсутствии у них личной заинтересованности, поскольку Указом Президента РФ "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов" не предусмотрено такое основание для проведения заседания комиссии, как информация об отсутствии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Комиссия образуется правовым актом государственного органа. Указанным актом определяются состав комиссии и порядок ее работы. В состав комиссии, образуемой в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации, входят:

а) представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, где гражданский служащий, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению или об урегулировании конфликта интересов, замещает должность гражданской службы);

б) представитель соответствующего государственного органа по управлению государственной службой;

в) представители научных организаций и образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования (далее - научные организации и образовательные учреждения), других организаций, приглашаемые соответствующим государственным органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с государственной гражданской службой Российской Федерации (далее - гражданская служба), без указания персональных данных экспертов.

Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии. Состав комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами.

В соответствующем правовом акте государственного органа должны быть персонально указаны председатель, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии и независимые эксперты с указанием замещаемых ими должностей.

К полномочиям председателя комиссии относится:

принятие решения о проведении проверки полученной комиссией информации;

установление даты, времени и места заседания комиссии;

обеспечение контроля за работой комиссии и исполнением ее решений;

информирование представителя нанимателя по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии.

На секретаря комиссии возлагаются: организационное обеспечение проверки информации и сбора материалов, необходимых для принятия комиссией мотивированного решения; организационно-техническое обеспечение мероприятий, связанных с подготовкой, проведением заседания комиссии и реализацией ее решений; оформление протокола заседания комиссии.

Основанием для проведения заседания комиссии является:

а) полученная от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, от организаций, должностных лиц или граждан информация о совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении гражданским служащим требований к служебному поведению, предусмотренных ст. 18 Федерального закона;

б) информация о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Информация на комиссию должна быть представлена в письменном виде и содержать следующие сведения:

а) фамилию, имя, отчество гражданского служащего и замещаемую им должность гражданской службы;

б) описание нарушения гражданским служащим требований к служебному поведению или признаков личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

в) данные об источнике информации.

В комиссию могут быть представлены материалы, подтверждающие нарушение гражданским служащим требований к служебному поведению или наличие у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

Председатель комиссии в 3-дневный срок со дня поступления информации и (или) материалов выносит письменное решение о проведении их проверки (п. 25 Положения).

Проведение проверки информации может быть поручено членам комиссии, должностным лицам структурного подразделения государственного органа, обеспечивающего деятельность комиссии.

Для проведения проверки председатель комиссии вправе направить представителю нанимателя письменный запрос с указанием необходимых сведений. Представитель нанимателя или руководитель специально уполномоченного им подразделения государственного органа представляет дополнительные сведения, необходимые для работы комиссии, либо запрашивает их от других государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в установленном порядке.

Проверка информации и материалов осуществляется в месячный срок со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до двух месяцев по решению председателя комиссии.

По завершению проверки председателю комиссии представляется письменное заключение (справка) о результатах проверки.

После сбора материалов, подтверждающих либо опровергающих информацию, с учетом заключения о результатах ее проверки, председатель комиссии принимает решение о проведении заседания комиссии. В решении указываются дата, время и место проведения заседания комиссии. Одному из членов комиссии может быть поручено доложить на заседании комиссии о результатах проверки информации.

Секретарь комиссии решает организационные вопросы, связанные с подготовкой заседания комиссии, а также извещает членов комиссии о дате, времени и месте заседания, о вопросах, включенных в повестку дня, не позднее чем за семь рабочих дней до дня заседания.

С целью предварительного ознакомления с информацией и результатами проверки необходимые материалы по решению председателя комиссии направляются членам комиссии.

В случае если в комиссию поступила информация о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, председатель комиссии немедленно информирует об этом представителя нанимателя в целях принятия им мер по предотвращению конфликта интересов: усиление контроля за исполнением гражданским служащим его должностных обязанностей, отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы на период урегулирования конфликта интересов или иные меры.

При возможном возникновении конфликта интересов у членов комиссии в связи с рассмотрением вопросов, включенных в повестку дня заседания комиссии, они обязаны до начала заседания заявить об этом. В подобном случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанных вопросов.

Заседание комиссии проводится в присутствии гражданского служащего. На заседании комиссии может присутствовать уполномоченный гражданским служащим представитель. Заседание комиссии переносится, если гражданский служащий не может участвовать в заседании по уважительной причине.

Уважительными причинами отсутствия гражданского служащего на заседании комиссии при условии их документального подтверждения могут являться:

отпуск, командировка, болезнь гражданского служащего; тяжелое состояние здоровья близких родственников гражданского служащего; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иные обстоятельства, не зависящие от воли гражданского служащего.

На заседание комиссии могут приглашаться должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, а также представители заинтересованных организаций.

На заседании комиссии заслушиваются пояснения гражданского служащего, рассматриваются материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня заседания. Комиссия вправе пригласить на свое заседание иных лиц и заслушать их устные или рассмотреть письменные пояснения. Члены комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы комиссии.

По итогам рассмотрения информации комиссия может принять одно из следующих решений:

а) установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков нарушения гражданским служащим требований к служебному поведению;

б) установить, что гражданский служащий нарушил требования к служебному поведению. В этом случае представителю нанимателя рекомендуется указать гражданскому служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению, а также провести в государственном органе мероприятия по разъяснению гражданским служащим необходимости соблюдения требований к служебному поведению.

в) установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

г) установить факт наличия личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае представителю нанимателя предлагаются рекомендации, направленные на предотвращение или урегулирование этого конфликта интересов.

Согласно Федеральному закону "О противодействии коррупции" в обязанности указанных комиссий входит рассмотрение вопросов о даче согласия гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в их должностные (служебные) обязанности.

При этом комиссией может быть принято одно из следующих решений:

о наличии объективных причин непредставления гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

об отсутствии объективных причин непредставления гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В этом случае комиссия рекомендует представителю нанимателя принять в установленном порядке решение о привлечении гражданского служащего к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения его от занимаемой должности;

о даче согласия на замещение гражданином должности в коммерческих и некоммерческих организациях;

об отказе в даче согласия на замещение гражданином должности в коммерческих и некоммерческих организациях.

Решение о даче согласия (об отказе в даче согласия) на замещение гражданином должности в коммерческих и некоммерческих организациях направляется представителю нанимателя, соответствующему работодателю и гражданину, обратившемуся в комиссию с заявлением.

В установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" случаях комиссии являются единственной инстанцией для принятия решения о даче согласия на занятие определенных должностей при увольнении с государственной службы. Такие решения комиссии могут быть обжалованы в 10-дневный срок в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.

Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принявшие участие в ее заседании. Решения комиссии носят рекомендательный характер.

В решении комиссии указываются:

а) фамилия, имя, отчество, должность гражданского служащего, в отношении которого рассматривался вопрос о нарушении требований к служебному поведению или о наличии личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

б) источник информации, ставшей основанием для проведения заседания комиссии;

в) дата поступления информации в комиссию и дата ее рассмотрения на заседании комиссии, существо информации;

г) фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;

д) существо решения и его обоснование;

Решение комиссии может быть обжаловано гражданским служащим в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В случае установления комиссией обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) гражданского служащего, в том числе в случае неисполнения им обязанности сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению такого конфликта представитель нанимателя после получения от комиссии соответствующей информации может привлечь гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

В случае установления комиссией факта совершения гражданским служащим действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные органы.

Решение комиссии, принятое в отношении гражданского служащего, хранится в его личном деле.

В случае установления факта нарушения гражданским служащим требований к служебному поведению комиссия в своем решении рекомендует представителю нанимателя указать гражданскому служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и провести в государственном органе мероприятия по разъяснению гражданским служащим необходимости соблюдения требований к служебному поведению.

При установлении признаков наличия у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, комиссия в своем решении рекомендует представителю нанимателя принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, например усилить контроль за исполнением гражданским служащим его должностных обязанностей; отстранить гражданского служащего от замещаемой должности на период урегулирования конфликта интересов с сохранением денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы; исключить возможность участия гражданского служащего в принятии решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов; потребовать от гражданского служащего принять меры по предотвращению конфликта интересов, а в случае непринятия таких мер привлечь гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.

При принятии решения о даче согласия или отказе в даче согласия на замещение гражданином должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего, копия решения направляется гражданину, представителю нанимателя (работодателю) и иным заинтересованным лицам.

В случае принятия решения о нарушении гражданским служащим этических правил поведения, определенных правовым актом государственного органа, комиссия может направить представителю нанимателя и гражданскому служащему свои рекомендации по устранению нарушений.

Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на подразделение по вопросам государственной службы и кадров государственного органа.

В государственных органах, в которых помимо гражданской службы предусмотрено прохождение иных видов государственной службы, в состав комиссии по урегулированию конфликтов интересов могут включаться лица, проходящие иные виды государственной службы.

Представляется интересной практика работы в Саратовской области, где управлением кадровой политики и государственной службы правительства области разработан Типовой порядок работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов государственного органа области, который принят за основу при подготовке ведомственных правовых актов.

С учетом незначительной штатной численности многих государственных органов субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти представляется целесообразным создание комиссий, осуществляющих свои функции в отношении гражданских служащих нескольких государственных органов общей подчиненности. Порядок рассмотрения вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов, в отношении гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в территориальных органах, утверждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти. Состав комиссий в территориальных органах целесообразно определять правовым актом их руководителя.

В ряде регионов были образованы единые комиссии для всех органов исполнительной власти субъекта РФ. Эта практика вряд ли может быть эффективной. В некоторых государственных органах субъектов РФ рассмотрение вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов, неправомерно возложено на комиссии, созданные для решения иных задач.

Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов не могут подменять комиссии по служебным спорам, предусмотренные статьей 70 Федерального закона.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов либо субъектов взаимодействия. В научной литературе конфликт интересов в сфере предпринимательской деятельности определяется как "противоречие между интересами, которые защищены правом и должны быть удовлетворены действиями другого уполномоченного принципалом лица (поверенного, агента, директора, доверительного управляющего) и личными интересами этого уполномоченного".

Термин "конфликт интересов" в контексте деятельности государственных и муниципальных служащих стал применяться несколько позже, в основном в связи с вопросами коррупционного поведения. Распространение данного института на сферу публичного управления вызвано необходимостью предотвращения влияния на публичного служащего каких-либо частных интересов, могущих повлиять на надлежащее выполнение им своих должностных обязанностей.

В Российской Федерации в Концепции реформирования системы государственной службы РФ, утв. Президентом РФ в 2001 г., было предусмотрено формирование механизмов преодоления конфликтов интересов, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на объективное и беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей. Таким образом, в целом конфликт интересов на государственной службе рассматривался как противоречие между частными интересами государственного служащего и его должностными обязанностями.

Принятый во исполнение данной Концепции Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 28.12.2010, далее - Закон о гражданской службе) определил конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ.

Способы, формы и методы урегулирования конфликта в каждом конкретном случае зависят от характера и степени его обострения, вида государственной службы, полномочий, функций и направлений деятельности органа государственной власти, служебного положения и должностных обязанностей государственного служащего. Также в условиях конфликтной ситуации необходимо проведение обязательной последующей оценки эффективности урегулирования конфликта интересов в целях исключения ситуации, которая может спровоцировать его повторение.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» установил прямую обязанность государственных служащих представлять непосредственному руководителю уведомление в письменном виде о возможности возникновения или возникновении конфликта интересов, как только служащему станет известно об этом. Отрицательным моментом при таких обстоятельствах является то, что в условиях отсутствия законодательно закрепленного перечня типовых конфликтных ситуаций первоначальная субъективная оценка потенциально конфликтных действий и решений возложена непосредственно на государственного служащего - субъекта конфликта интересов. В этом случае существует большая вероятность невозможности объективного оценивания государственным служащим конфликтной ситуации, а также полноценного и своевременного исполнения им обязанностей по уведомлению руководителя о конфликте интересов.

Согласно статья 11. Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции": порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе- Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

государственный служба административный правонарушение