Политические партии и их характеристика. Политическая партия

На сегодня существует несколько «беспартийных» государств. Это, как правило, по форме правления абсолютные монархии: Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Иордания, Бутан (до 2008 г.). В этих странах существует либо прямой запрет на политические партии (Гана, Иордания), либо отсутствуют соответствующие предпосылки для их создания (Бутан, Оман, Кувейт). Сходной может быть ситуация при влиятельном главе государства, когда разрешенные партии играют небольшую роль (Ливия на рубеже XX-XXI вв.).

Цвета и эмблемы партий

Во всём мире политические партии ассоциируют себя с теми или иными цветами (по большей части затем, чтобы выделяться на выборах). Красный , как правило, является цветом левых партий: коммунистов, социалистов и т. п. Цвета консервативных партий - синие и чёрные . Исключение: в США цвет республиканской партии - красный, а демократической - синий.

Цели политических партий

Любая партия непосредственно ставит перед собой задачу овладеть политической властью в стране или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления .

В Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях», основными целями партий являются:

  • формирование общественного мнения ;
  • политическое воспитание и образование граждан;
  • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
  • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах различного уровня.

Прочие цели определяются политической программой партии.

Наименования политических партий

Наименование партии может отражать партийную идеологию (Коммунистическая партия, Союз Правых Сил), основную цель (задачу) деятельности партии (Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса, Партия Возрождения России); социальную (Партия пенсионеров), национальную (Русская партия), религиозную (Христианский демократический союз) или иную группу, интересы которой партия отстаивает. Название партии может отражать историю её возникновения, как это было в случае с «Единой Россией»: первоначальное наименование партии, «Всероссийская политическая партия „Единство и Отечество - Единая Россия“» отразило в себе названия учредителей - объединений «Единство», «Отечество» и «Вся Россия». Названием может быть и просто запоминающийся бренд, не несущий особой смысловой нагрузки. Существуют также иные подходы к именованию партий, например, использование начальных букв имен или фамилий основателей («Яблоко» - Я влинский, Б олдырев, Л укин).

Наименование российской политической партии состоит из двух частей: указание на организационно-правовую форму «политическая партия» и название партии. Интересно, что часто встречается тавтология в наименованиях политических партий, например Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации ». Наименование некоторых партий не содержит в названии слова «партия» (Политическая партия «Русское национальное единство »). Наименования партий также могут быть краткими и ёмкими, как например Воля (политическая партия). Тавтология в наименовании, видимо, связана с периодом, когда отсутствовал закон о политических партиях, и не была упорядочена процедура создания политической партии. Партии существовали тогда в форме политических общественных объединений и соответственно их наименования содержали в себе указание только на эту организационную форму. Для того чтобы показать, что объединение является политической партией, а не иной общественной организацией, непосредственно в название политического общественного объединения включалось слово «партия». Некоторые политические партии носили «исторические» названия, например Коммунистическая партия или Социал-демократическая партия России . Для политических партий характерно указание на свою организационно-правовую форму непосредственно в названии партии.

Политическая партия может использовать в своём наименовании слова «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания. При этом она освобождается от уплаты государственной пошлины за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и их производных (п. 1) ч. 1 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ). В Республике Беларусь наоборот установлен запрет на использование в названии политической партии слов «Республика Беларусь», «Беларусь», «национальный» и «народный», если иное не определено Президентом Республики Беларусь (абзац 4 статьи 14 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» ). Закон о политических партиях не содержит запрета на использование названий других государств, то есть название политической партии может даже совпадать с названием иностранного государства, хотя данный запрет установлен в отношении символики политических партий. Законы стран СНГ о политических партиях этот вопрос обходят стороной. В отдельных европейских государствах (Великобритания , Словения , Хорватия) установлено что наименование политической партии не может содержать названий иностранных государств. Например, в Великобритании политическая партия в своем наименовании может использовать только слова «Британия», «британский», «Англия», «английский», «национальный», «Шотландия», «шотландцы», «шотландский», «Соединённое королевство», «Уэльс», «уэльский», «Гибралтар», «гибралтарский» и их производные комбинации. Такой разброс связан в первую очередь с тем, что в Великобритании разрешено создавать региональные политические партии.

Наименование партии может иметь смысловую нагрузку, а может представлять произвольный набор слов. Нет и ограничения относительно длины наименования (например, в Ирландии партии может быть отказано в регистрации из-за чрезмерно длинного названии: как правило, оно не должно состоять из более чем 6 слов).

Международные политические объединения

Организация и структура политической партии

В разных странах существуют разные подходы к организации работы политических партий. В России и многих других странах существует фиксированное членство, в то же время в США фиксированного членства в партиях нет. В России структура партии строится по примерно одинаковой системе на трёх уровнях: партия - региональные отделения - местные отделения. На уровне самой партии высшим органом является съезд, формирующий постоянно руководящие органы, на уровне региона - собрание (конференция) и руководящие органы регионального отделения. Определённые требования к структуре и руководящим органам содержит закон № 95-ФЗ «о политических партиях», предписывающий наличие региональных отделений, коллегиальных органов управления и руководящую роль съезда.

Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 1) определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения не менее, чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года - сорока) тысяч (с 2 апреля 2012 года - 500) членов, её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.

В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу , а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе. Согласно статье 30 Конституции РФ, политические партии создаются свободно, без каких-либо разрешений на учредительном съезде или конференции партии. Членство в партии, согласно той же статье, добровольно, и никто не может быть принужден к вступлению в партию или лишен возможности выхода из неё. Свобода вступления в партию ограничена законом в отношении некоторых должностных лиц (судей, военнослужащих).

Наряду со свободой создания и деятельности партий, их равенством, государственной поддержкой, правовой статус партий включает их обязанности перед обществом и государством, финансовую прозрачность, соответствие программных установок и деятельности конституционному правопорядку. Конституция запрещает создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13, часть 5).

  • В Мексике существуют федеральные партии, партии штатов и муниципальные партии. Партии штатов могут баллотироваться только в своём штате, а муниципальные партии только в своём муниципалитете, при этом они могут иметь несколько регистраций в разных штатах и муниципалитетах. При этом партия автоматически теряет регистрацию, если на выборах не проходит в парламент соответствующего уровня.
    • Автономов А. С. Правовая регламентация деятельности партий в капиталистических и развивающихся странах // Сов. государство и право. 1990. N 6.
    • Анчуткина Т. А. Правовые основы парламентской деятельности политических партий в Российской Федерации // Теоретические проблемы российского конституционализма / Под общ. ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2000.
    • Байрамов А. Р. Правовое регулирование деятельности политических партий в современных условиях: Автореф. дис. : канд. юрид. наук. М., 1993.
    • Бекназар-Юзбашев Т. Б. Партия в буржуазных политико-правовых учениях. М.: Наука, 1988.
    • Гамбаров Ю. С. Политические партии в их прошлом и настоящем. СПб., 1904.
    • Даниленко В. Н. Политические партии и буржуазное государство. М., 1984.
    • Даниленко В. Н. Правовой статус политических партий буржуазных стран. М., 1986.
    • Дюверже М. Политические партии: Пер. с фр. М.: Академический проект, 2000.
    • Евдокимов В. Б. Партии в политической системе буржуазного общества. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1980.
    • Евдокимов В. Б. Политические партии в зарубежных странах (политико-правовые аспекты): Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1992.
    • Заславский С. Е. Правовые формы организации политических партий в России // Законодательство и экономика. 1997. N 1-2.

    Политическое устройство современной России является предметом детального изучения политологов. Мы не будем отбирать у них хлеб, рассказывая, как устроена вертикаль власти и какие технологии используют желающие взобраться по ней наверх. В своей статье мы затронем лишь политические партии России, описав их функции и отличия от западных.

    Что такое партия?

    Политические партии современной России — это сообщества людей, объединенных одной идеологией, цель которых — достижение власти. Согласно Конституции РФ, в стране установлена многопартийная система, т. е. допускается одновременное существование нескольких партий. По состоянию на 2015 год их число достигло 78. Согласитесь, довольно много даже для такой огромной страны, как Россия.

    Зарегистрировать партию в России можно, лишь выполнив ряд условий, оговоренных законодательством:

    • необходимо иметь свои региональные представительства минимум в половине субъектов Федерации, т. е. не менее 43 отделений. Причем, в каждом регионе нужно пройти регистрацию;
    • руководящие органы и хотя бы 500 человек состава должны находиться в пределах Российской Федерации.

    Закон наделяет политические партии России правом выдвигать своих кандидатов на выборные должности во все органы местного самоуправления и в законодательное собрание. Однако, участвовать в выборах Президента могут только партии, представленные в Госдуме, а также не менее чем в 1/3 субъектов Федерации. Остальным придется собирать подписи избирателей в пользу своего кандидата.

    Из истории политического движения России

    История политических партий России представлена периодами однопартийности и многопартийности. В начале ХХ века в России существовало 14 политических организаций, 10 из которых вошли в состав Государственной Думы, учрежденной в 1905 году.

    После революции 1917 года в стране еще какое-то время сохранялась многопартийность, однако она шла вразрез с диктатурой пролетариата, провозглашенной большевиками. Поэтому в 1923 году был осуществлен переход к однопартийной системе, в стране осталось единственное политическое формирование — Российская социал-демократическая рабочая партия большевиков, трансформировавшаяся в 1925 году во Всесоюзную коммунистическую партию большевиков, с 1952 года переименованную в Коммунистическую партию Советского Союза.

    Однопартийная система была закреплена в Конституции СССР, более того, в ст. 6 основного закона было написано: партия выполняет в социалистическом государстве руководящую и направляющую роль.

    Крах однопартийности припадает на годы руководства страной М. С. Горбачева, инициировавшего политическую реформу и объявившего плюрализм политических мнений. В 1988 году было отменено действие статьи Конституции о единой партии, и тогда же в стране, наряду с КПСС, появилась вторая партия — Либерально-демократическая.

    В 90-х годах прошлого века на территории СССР действовало порядка 200 политических формирований и общественных организаций . После распада Советского Союза на территории Российской Федерации их число уменьшилось.

    В 1-ый созыв Госдумы попали ЛДПР, набравшая 22% голосов, «Демократический выбор России» с 15% и КПРФ, имевшая в своем арсенале 12,4% избирательских симпатий.

    Современные политические партии России

    Деятельность политических партий России сегодня строго регламентирована. Однако, как утверждают политологи, ныне существующая в стране политическая система создавалась под провластные партии. Поэтому именно они имеют наиболее внушительное представительство в Государственной Думе.

    Список политических партий России, представленных в Госдуме

    По состоянию на ноябрь 2015 года список политических партий России, представленных в Госдуме, выглядит так:

    Для принятия федерального закона достаточно набрать более половины голосов, а чтобы проголосовать за изменения в Конституцию, требуется 2/3 голосов парламентариев.

    Как же выглядит сегодня список основных партий страны ? Первое место в нем занимает партия «Единая Россия», за которой сегодня негласно закреплена доминирующая роль. В основу ее политической программы легла идеология «российского консерватизма», традиционализма и экономического либерализма. Возглавляемая Дмитрием Медведевым, «Единая Россия» является провластной структурой, действующей в интересах главы государства.

    Основные политические партии России — таблица

    Особенности партийной системы в России

    Если сравнить политические партии и движения в России с западными аналогами, то можно выделить их 2 основных отличия:

    1. Разделение на левых и правых, существующее на Западе, не совпадает с российскими представлениями.
    Западные политологи относят к «левым» партии реформаторов и радикалов, к «правым» — консерваторов, отстаивающих традиционные ценности и существующие экономические порядки.

    В России, если вы помните, Егора Гайдара и его сторонников, проводивших экономическую реформу, вначале отнесли к левым силам, а затем, решив, что капитализм является традиционным строем и посчитав Гайдара с соратниками его защитниками, стали называть его партию правой.

    Традиционно считающуюся левой компартию России сложно отнести к реформаторам, поскольку предлагаемые ею шаги не несут на себе отпечаток прогресса, скорее, наоборот.

    2. Наличие в России «партии власти», т. е. организации, специально создаваемой для поддержки руководства государства. В западных странах такого явления нет. Для них создание партии специально под выборы или в поддержку кандидата в президенты не практикуется.

    Политические партии России ХХ века рождались благодаря усилиям энтузиастов, веривших в демократию и гласность. В XXI веке это занятие стало прибыльным бизнесом. К примеру, известному политтехнологу Андрею Богданову средства массовой информации приписывают авторство порядка 10 партий. Зачем они нужны?

    Рассмотрим пример. Вы идете на выборы со своей партией, в программе которой сделан упор на интересы среднего класса. Проведенный соцопрос показывает: с такой программой вы можете рассчитывать на 10% голосов избирателей, тогда как ваш конкурент, делающий акцент на проблемах рабочего класса, может получить 15%.

    Перекраивать программу нельзя: упор должен делаться на один социальный слой, иначе вы рискуете потерять свой электорат, не приобретя взамен новый. И тут вам предлагают выход: создать партию, ориентированную на рабочих, которая потенциально может «забрать» у вашего конкурента порядка 5% голосов избирателей.

    От этой партии выставляется технический кандидат, который не проходит во второй тур (партия новая, шансов мало), но «передает» вам полученные голоса (просит своих избирателей проголосовать за вас). Все 5% к вам не переметнутся, но около 3% вы сможете заполучить. А если таких партий будет две? И если их рейтинг будет выше и голосов будет больше? Тогда и шансы на победу станут реальнее.

    Политические партии России-2015, в большинстве своем, имеют уже сформированный и устоявшийся электорат, что позволяет им с большой долей уверенности прогнозировать результаты выборов. Но политическую борьбу никто не отменял: каждый день ситуация меняется, в итоге выигрывает тот, кто отлично ориентируется в методах политологии , имеет солидную финансовую поддержку и обладает дальновидностью политика.

    Нужны ли России новые политические партии? Что об этом думают россияне, смотрите в видеосюжете:


    Забирай себе, расскажи друзьям!

    Читайте также на нашем сайте:

    Это специфический способ взаимодействия государства и общества. Связующим звеном между ними выступают политические партии и общественно-политические движения. Являясь элементом гражданского общества, они позволяют ему эффективно воздействовать на политику государства.

    Политическая партия - это организованная группа граждан, выражающая интересы тех или иных социальных слоев и стремящаяся к реализации своих целей путем борьбы за государственную власть и ее использование .

    Что отличает партию от других общественно-политических организаций и групп давления?

    1. Организационная оформленность: устойчивые внутрипартийные отношения и наличие разветвленной структуры на общенациональном, региональном и местном уровнях (выборные центральные органы и сеть региональных отделений).

    2. Открытая нацеленность на власть. Этот признак отличает партии не только от общественных движений, но и от групп давления. Последние порой обладают реальной властью, но не афишируют этого, предпочитая озвучивать свои интересы через партийных лидеров.

    3. Поиск массовой опоры: непосредственно активных членов и избирателей. Это требует от партии проведения агитационной работы, пропаганды своих доктрин.

    4. Идеологичность партийных доктрин. Правда, в современной практике широко распространен феномен электоральных партий, в которых идеология отступает на задний план, а главными функциями становятся выдвижение кандидатов и мобилизация избирателей в поддержку кандидата. По мнению известного французского политолога М. Дюверже , таковыми являются демократическая и республиканская партии США - своего рода команды специалистов по завоеванию голосов и административных постов. Но в любом случае партия предлагает своим последователям определенную систему ориентаций в отношении стратегии развития общества.

    5. Наличие программной цели - определенного проекта развития общества. Программа отражает интересы отдельной социальной группы, либо претендует на выражение интересов более широких масс.

    Эти черты отличают реальную партию не только от общественных движений, но и от карликовых партий, партий-«однодневок», столь характерных для стран, осуществляющих переход к демократии.

    Несмотря на наличие значительной литературы, посвященной партиям, единства в понимании их сущности нет.

    Наиболее распространенными являются следующие подходы:

    - классовый . Становление партий связывается с выделением больших социальных групп (классов), а сами партии представляют собой наиболее активную и организованную часть какого-либо класса, выражающую его интересы . Этот взгляд на партию получил обоснование в работах К. Маркса , Ф. Энгельса и В. Ленина . Сегодня классовый подход встречает все больше критики, что связано с размыванием самих классов;


    - идеологический . Становление партий связывается с выделением групп, основанных не столько на общности социально-экономического положения, сколько на общности взглядов. Сама же партия, как писал Б. Констан, являет собой группу людей, признающих одну и ту же политическую доктрину ;

    - институциональный . Партия понимается как организация, действующая в системе государства (М. Дюверже);

    - функционально-прагматический . Становление партий связывается с постановкой цели завоевания власти, сами они трактуются как группы людей, ставящих перед собой цель прихода к власти . Именно данный подход доминирует в современной политологии .

    Партии призваны выражать и защищать специфические интересы определенных групп и слоев общества. В этом смысле партийные образования существовали уже в Древнем мире. В частности, о них упоминает Аристотель , выделяющий среди граждан Афинского государства партии жителей горы, равнины и побережья. Аналогичные группировки существовали в Риме. В Риме впервые возникает и сам термин «партия», что в переводе с латинского означает «часть» - часть какой-либо большой общности.

    Для всех партий указанного периода были характерны следующие черты: сословный характер, немногочисленность, неустойчивость (любое изменение ситуации вело к распаду группы), организационная неоформленность, слабая связь с массами (группировки носили элитарный характер). Аналогичные аморфные группировки возникали и в период европейского Средневековья . Например, известна борьба партий «черных» (феодалов-нобилей) и «белых» (богатых горожан) во Флоренции в ХI веке. Буржуазные революции дали импульс для появления множества партий в форме политических клубов. Они отличались от аристократических группировок большей организационной оформленностью и идеологическими ориентациями. Так, Французская революция 1789 г. привела к формированию политических клубов фельянов, жирондистов и якобинцев.

    Существенное влияние партий на политику стало ощущаться лишь к середине XIX века. В это время формируются первые массовые партии в таких странах как, США (1828 г. - Демократическая партия, 1854 г. - Республиканская партия) и Великобритания (1850 г. - Либеральная партия, 1867 г. - Консервативная партия). В других странах партии появляются позднее. Общей тенденцией развития партий в Европе и США являлось формирование первоначально буржуазных и лишь затем рабочих партий. Иначе ситуация складывалась в России. Здесь первой возникает рабочая партия (РСДРП). Она была образована в 1898 году. Буржуазные партии появляются лишь после царского манифеста от 17 октября 1905 г., легализовавшего общественные организации в стране.

    Усилению роли партий в политическом процессе в XIX-XX вв. способствовало несколько причин:

    Формирование элементов демократизма в сфере общественного управления. Только система, допускающая разноголосицу мнений (идеологический плюрализм), могла стать основой для политических партий;

    Осознание большими социальными группами (буржуазия , пролетариат , крестьянство, интеллигенция, жители колоний, нации и т.д.) общности своих внутренних интересов и стремление их реализовать;

    Расширение избирательных прав граждан, оформление политического плюрализма, а также необходимость проведения избирательных кампаний и агитации за конкретных кандидатов.

    Обозначенные факторы способствовали тому, что партии, обретя совершенно новые черты (обзаведясь управленческим аппаратом, местными организациями, институтом фиксированного членства, уставами и программами), превратились из второстепенных вспомогательных организаций в один из значимых элементов политических отношений. Они занимают центральное место в организации избирательных кампаний, в мобилизации электората в поддержку конкретных лидеров и программ.

    С XIX в. обозначились и основные способы формирования партий. Партии могут возникнуть:

    Из электоральных структур: ассоциаций по регистрации избирателей (Либеральная и Консервативная партии Великобритании), комитетов в поддержку конкретных кандидатов (Республиканская и Демократическая партии США); избирательных блоков («Яблоко», СПС, «Единство»);

    Из парламентских фракций (например, фракция Государственной Думой «Народный депутат» была преобразована в Народную партию Российской Федерации);

    По инициативе общественных организаций: профсоюзов, экологических, молодежных движений и др. Типична в этом плане история британской лейбористской партии, созданная по инициативе Конгресса тред-юнионов (профсоюзов) в 1899 г. В создании собственных партий бывают заинтересованы и другие организованные корпоративные группы интересов - союзы предпринимателей, аграрные объединения, религиозные, этнические общины.

    Кроме этого, в литературе выделяют и другие способы формирования партий.

    В зависимости от того, как инициируется создание партии, выделяют:

    - путь «сверху» . В данном случае члены партии рекрутируются из чиновников государственного аппарата, членов политической элиты, из парламентских групп или партийных функционеров, после раскола какой-либо партии;

    - путь «снизу» . Существенную роль играют массы, ориентирующиеся на ту или иную доктрину или лидера;

    - комбинированный путь , совмещающий черты двух первых способов.

    Значимость партий для политической жизни раскрывается в функциях, которые они выполняют в отношении общества и государства.

    В их числе:

    Активизация и интеграция крупных общественных слоев;

    Артикуляция, т.е. преобразование расплывчатых мнений людей в конкретные пакеты требований и их озвучивание и агрегация интересов, т.е. согласование требований представляемых слоев населения, их оформление в политические программы;

    Политическая социализация и формирование общественного мнения;

    Разработка политической идеологии и программ развития общества;

    Рекрутирование в политическую элиту и выдвижение лидеров. Во многих государствах правительства и представительные органы формируются из членов крупных политических партий, а президенты и премьер-министры, как правило, возглавляют правящие партии;

    Мобилизация избирателей на выборах;

    Участие в борьбе за государственную власть посредством выборов;

    Осуществление государственного управления с приходом к власти или контроль за деятельностью власти;

    Рекрутирование новых членов партии.

    Говоря о столь значительной роли партий в политической жизни общества, следует отметить, что часть западных исследователей уже с начала 70-х гг. поднимают вопрос о кризисе партий. Под кризисом понимается снижение влияния на общество, что проявляется в сокращении их численности и в потере избирателей, традиционно голосовавших за эти партии.

    Падению роли партий способствует ряд факторов:

    Снижение накала социальных конфликтов,

    Ослабление классового раскола общества;

    Возросшая социальная и географическая мобильность и, как следствие, фрагментация классов и ослабление групповой солидарности;

    Конкуренция со стороны СМИ, которые сильно потеснили в осуществлении таких функций, как мобилизация электората в период избирательных кампаний, политическая социализация и формирование общественного мнения;

    Падение интереса к традиционным идеологиям. Люди часто голосуют за имидж лидера, а не за идеологическую доктрину партии;

    Конкуренция со стороны новых движений и корпоративных структур, ориентированных на решение отдельных проблем, посредством которых человек пытается выразить актуальные для него культурные, эстетические, профессиональные, половозрастные и другие интересы.

    Но ставить вопрос об уходе партий с политического пространства было бы преждевременно. Как справедливо замечает отечественный политолог К. Г. Холодковский, их история будет продолжена, хотя сами партии потеряли монопольное положение на этом пространстве.

    Существенное влияние на определение роли партий в политике оказывает государство. Оно может либо поднимать, либо принижать статус партий, тем самым упрощая или усложняя их деятельность. Отношения партий и государства, как правило, регулируются законом, гарантирующим их взаимные права и обязанности.

    В наиболее общем виде к правам партий относят:

    Право выдвигать кандидатов на выборные должности;

    Право критики правительства;

    Право свободно распространять информацию о своей деятельности;

    Право на свободу внутрипартийной жизни;

    Право на государственные дотации и компенсации в период избирательных кампаний;

    Право на обладание имуществом.

    Наиболее общими обязанностями партий являются:

    Обязанность признавать легальность существующего строя;

    Обязанность соблюдать конституцию ;

    Обязанность соблюдать правила, регламентирующие деятельность партий.

    В структурном плане партия представляет собой сложный организм, состоящий из следующих компонентов:

    - высший лидер и штаб , которые выполняют руководящую роль: принимают важнейшие решения; концентрируют в своих руках всю информацию о деятельности партии; манипулируют сознанием и поведением партийных масс;

    - бюрократический аппарат , осуществляющий связи между выше- и нижестоящими партийными структурами и исполняющий приказы руководства. Иногда бюрократический аппарат может обосабливаться от прочих звеньев партии и даже брать партийное руководство в свои руки. Классический пример: выдвижение в 20-е гг. в РКП(б) секретариата ЦК во главе со Сталиным на первое место в структуре партии;

    - активные члены партии , участвующие в ее жизни, способствующие реализации партийной программы, пропагандирующие ее идеи, но не входящие в бюрократию;

    - пассивные члены партии , которые, входя в ее состав, практически не участвуют в жизни организации, не способствуют реализации партийной программы;

    - социальная база партии , т.е. те слои населения, которые ориентируются на нее и могут поддерживать ее в финансовом отношении. Часть социальной базы партии, которая не только поддерживает ее программу, но и постоянно голосует за нее на выборах, называется электоратом данной партии.

    Политическая партия (от лат. pars (partis) - часть, участие, доля) - это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении).

    Любая политическая партия обладает целым рядом признаков.

    Отличительные признаки политической партии

    1. Носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека.

    2. Нацеленность на завоевание и осуществление власти.

    3. Наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если партия придет к власти.

    4. Наличие организации:

    В любой партии есть руководящие органы, как центральные, так и местные, на которых лежит задача выработки стратегий и тактик политической активности партии;

    Любая партия характеризуется членством, т. е. состоит из строго определенного числа членов, которые обычно платят членские взносы и определенным образом участвуют в деятельности партии;

    Любая партия имеет устав, т. е. документ, в котором устанавливаются важнейшие нормы внутрипартийной жизни.

    5. Наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.

    Реальное многообразие партий, участвующих в политической жизни общества, огромно. Отчасти оно связано с тем, что различные партии исповедуют разные идеологии, которые реализуются не только на словах, т. е. в политических программах, но и на деле, в том числе и в том, как партии организованы, какие цели они ставят и какие пути достижения выбирают. Здесь необходимо учитывать и личностные особенности лидеров, и руководящий состав партии, а также специфику политического режима страны и т. д.

    Чтобы охватить все многообразие партий с точки зрения их идеологии и внутреннего устройства, невозможно ограничиться каким-то одним принципом классификации. Поэтому в политологии существуют многочисленные классификации, при помощи которых в конечном итоге можно описать любую партию.

    Виды политических партий (основные классификации).

    1. Классификация по идеологической направлености:

    Социал-демократические - выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении основных свобод;

    Коммунистические - стремятся к полному огосударствлению экономики, распределению богатств с учетом интересов всех социальных слоев общества, полному контролю со стороны государства над сферами образования, здравоохранения и т.д.;

    Консервативные и либеральные - ориентируются на разгосударствление экономики и некоторых других сфер жизни, т.е. на минимизацию участия государства в жизни общества;

    Клерикальные - придерживаются религиозной идеологии;

    Националистические - строят свою деятельность на основе националистических и фашистских идей.

    2. Участие в осуществлении власти:

    Правящие - это те партии, которые находятся у власти;

    Оппозиционные - это те партии, которые не находятся у власти и имеют главную задачу - завоевать власть: легальные, полулегальные, нелегальные.

    3. Характер членства:

    Кадровые партии: - немногочисленны; - в них свободное членство; - опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту; - в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию; - проводят деятельность только в период выборов;

    Массовые партии: - многочисленны; - в них преобладает воспитательная функция; - отличаются тесной связью между членами партии; - в них есть жесткая дисциплина; - есть первичные парторганизации; - их деятельность проводится систематически.

    4. Шкала политического спектра:

    Левые партии (социалистические и коммунистические партии): - за реформы; - за вытеснение частного сектора; - социальная защита трудящихся; - радикально-революционные методы действия Центристские партии: - компромисс; - сотрудничество;

    Правые партии (либеральные и консервативные партии): - за сильное государство; - охрана частной собственности; - за стабильность; - отрицательное отношение к революции.

    5. Способ деятельности:

    Реформистские - стремятся к постепенным преобразованиям общества с использованием законных средств воздействия на власть и законных средств достижения власти;

    Революционные - стремятся к преобразованию общества с использованием средств борьбы, которые, с точки зрения существующего государственного устройства и политического режима, являются незаконными.

    Роль любой партии не ограничивается лишь достижением политической власти или выражением политических интересов. В действительности функции, которые выполняет партия в политической жизни, гораздо более многообразны.

    Основные функции политической партии: борьба за власть в государстве и влияние на политику государства; участие в осуществлении власти; участие в формировании власти; политическое воспитание; формирование общественного мнения; подготовка кадров политиков; выражение интересов социальных групп.

    Партийная система - совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

    В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической сфере, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

    Типы партийных систем:

    1. Однопартийная - в обществе функционирует одна партия, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов (например, КПСС до 1990 г.). Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. Нередко сопровождается таким явлением, как «искусственная многопартийность» (не следует путать с многопартийностью в собственном смысле слова): существует множество политических партий, связанных с национальными и другими общностями и имеющих форму народных фронтов. Однако идеологическая жизнь зависит от одной партии, которая целиком определяет деятельность и любую политическую активность остальных партий.

    2. Двухпартийная - в обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти. «Обмен властью» осуществляется в результате выборов лишь между этими двумя партиями (например, республиканская и демократическая партии в США). Существуют и другие партии, но они не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти. Формируется в экономически развитых странах. Обычно базируется на мажоритарной избирательной системе.

    3. Многопартийная - в обществе существует конкуренция между многими партиями, ни одна из которых не имеет преимуществ перед другими. Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса (от лат. compro-missum - соглашение, достигнутое путем уступок) и объединений. Образуются партийные блоки (например, во Франции) и многопартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Формируется в развитых демократических обществах, в которых соблюдается большинство свобод граждан, высок уровень экономического развития, что проявляется прежде всего в наличии мощного и большого среднего класса. Складывается под влиянием пропорциональной избирательной системы.

    В ряде стран (Япония, Швеция, Дания) установилась многопартийная система с одной доминирующей партией: в выборах принимают участие 4-5 партий, однако лишь одной из них избиратели отдают предпочтение - 30-50% голосов

    Политические (социально-политические, общественно-политические) движения - добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.

    В современном мире существуют следующие демократические движения:

    За сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека;

    Антивоенные, антиядерные;

    За землю и социальные права крестьян;

    За новый экономический порядок (антиглобализм);

    Неприсоединения;

    Экологические;

    Против расовой и национальной дискриминации;

    Женские, молодежные, студенческие.

    Отличительные признаки политических движений

    1. Стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении (например, в требовании от власти изменения во внутренней или внешней политике, решения социальных проблем и т. д.).

    2. Имеют добровольное членство либо вообще не имеют четких, формальных процедур, связанных с членством:

    В большей степени приближены к обыденной жизни людей, чем политические партии;

    Более широкая, аморфная, пестрая социальная база, чем у политической партии;

    Необязательность полного идеологического единения участников в отличие от политической партии.

    3. Не имеют строгой иерархии, т. е. четкого распределения между центром и периферией в них не обнаруживается.

    4. Ориентируются на выражение частных интересов той или иной группы людей.

    Этапы развития политических движений:

    I этап: Зарождение идей->Появление активистов->Выработка общих взглядов.

    II этап: Пропаганда взглядов->Агитация->Привлечение максимального количества сторонников.

    III этап: Более четкое формирование идей и требований->Развитие общественно-политической активности.

    Далее происходит оформление в общественно-политическую организацию или партию, а также участие в политической власти. Как итог, цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения->Движение затухает.

    Виды политических движений (основные классификации):

    1) Классификация по идеологической направленности: социально-политические, конфессиональные, экономические, экологические и антивоенные.

    2) Классификация по способу деятельности: революционные, контрреволюционные, реформаторские и консервативные.

    3) Классификация по количеству участников: массовые и элитарные.

    4) Классификация по шкале политического спектра: левые, центристские и правые.

    Политические партии в России стали возникать значительно позднее, чем в странах Запада: лишь на рубеже XIX- XX веков.

    Основные этапы становления многопартийности в России:

    1. Рубеж XIX- XX вв. - российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), партия социалистов-революционеров (эсеров): зарождающиеся партии действуют подпольно, нелегально. Их основная политическая цель: покончить с самодержавием и пережитками крепостничества.

    2. 1905- 1907 гг. - партия конституционных демократов (кадеты), «Союз 17 октября» (октябристы), эсеры, РСДРП, «Союз русского народа»: формирование многопартийности на легальной основе. Участие партий в избирательной кампании в Государственную думу.

    3. 1917- 1920 гг. - РСДРП(б) - Российская Коммунистическая партия (большевиков) (РКП(б)), левые эсеры, меньшевики: сохранение многопартийности.

    4. 1920- 1977 гг. - РКП(б) - Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) (ВКП(б)) - Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС): единственную монополию на власть получает партия большевиков-коммунистов. Однопартийная система в СССР не была еще юридически оформленной.

    5. 1977- 1988 гг. – КПСС: юридическое оформление однопартийной системы в стране в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. о руководящей и направляющей роли КПСС.

    6. 1988- 1991 гг. - КПСС, Движение демократических реформ, Демократическая партия России, Республиканская партия РФ, «Демократическая Россия», ЛДПР, Крестьянская партия России и др.: зарождение основных политических партий. Отмена ст. 6 Конституции СССР означала конец монополии КПСС (1990). Принятие закона «Об общественных объединениях». Реформирование КПСС. Официальная регистрация наряду с КПСС Либерально-демократической партии России (ЛДПР).

    7. 1991-1993 гг. - « Гражданский союз », « Демократический выбор», «Трудовая Москва», «Память», Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), ЛДПР, Аграрная партия, «Выбор России»: распад КПСС. Принятие на референдуме Конституции РФ, закрепившей многопартийность в качестве конституционного принципа (ст. 13). Возникновение десятков и даже сотен мелких политических партий.

    8. Рубеж XX- XXI вв. – «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Яблоко»: принятие «Закона о политических партиях» (2001). Размежевание политических сил, борьба вокруг сущности, направлений и темпов реформ в России, участие политических партий и блоков в выборах в Государственную Думу и Президента РФ.

    Формирование влиятельных партий является важным условием демократического развития России. Однако оно в любом случае не может повторить политический процесс в странах Запада, с одной стороны, в результате самобытности национально-культурной традиции, а с другой - в силу необратимости исторического времени.

    Понятие, функции и структура политических партий

    Политическая партия - это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

    Политические партии выступают в своем государстве творцами текущей политики, они преследуют определенные цели, добиваясь государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В нормально организованной политической системе действуют несколько партий, каждая из которых отражает интересы своего класса или большой группы людей, не связанных классовыми признаками. Деятельность партий связана с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении собственной политики.

    Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других институтов общества, которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются на защиту социально-экономических интересов их членов, политические партии нацелены на завоевание и осуществление власти. Для этой цели они создавались, за нее и ведут борьбу.

    Политическая партия хотя и выражает устремления определенного класса или слоя общества, в то же время представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удержать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.

    Среди функций политических партий выделяют:

    1) выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

    2) активизацию и интеграцию определенной части людей;

    3) борьбу за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки;

    4) подготовку и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение своих сторонников, организацию контроля за парламентской деятельностью;

    5) разработку партийной идеологии, создание и реализацию политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

    6) политическое воспитание общества в целом или его части;

    7) подготовку и выдвижение кадров.

    Политическая партия – добровольный союз людей, объединенных единством целей и действий во имя интересов определенной личности, стремящихся к обладанию политической властью или к участию в ее осуществлении в государстве.

    Сущность политической партии – это выражение и защита интересов определенных социальных групп и слоев общества. Есть три способа образования политической партии: путь «сверху» предполагает формирование партии на базе парламентской группы, политической элиты; путь «снизу» предполагает формирование партии на основе общественных движений или объединений сторонников конкретной идеологии; комбинированным является способ возникновения, когда соединяются встречные усилия элитарных кругов и рядовых граждан.

    В отличие от социальных движений и ряда других организаций, политические партии имеют непосредственное отношение к власти. Они стремятся к ее завоеванию или к влиянию на нее. Политические партии характеризуются степенью внутренней организованности. В некоторых партиях существует фиксированное членство. Внутренняя жизнь партии определяется ее уставом, внешняя – конституцией страны, называющей ее права и обязанности в обществе. Также партию отличает наличие программы действий и определенной идеологической системы ориентации.

    Основными признаками партии являются: идеология, система общих ценностей и норм поведения добровольное, организованное объединение людей; нацеленность на осуществление политической власти; выражение и защита политических интересов определенных социальных групп; наличие определенной программы деятельности партии; особый социальный статус, стремление к оказанию прямого влияния на политическую жизнь, важная роль в проведении выборных кампаний; специфическое положение в государстве, в том числе связь с частями государственного механизма, участие в их формировании и функционировании; особый правовой режим, т. е. конституционно-правовое положение партии и общенормативное регулирование ее деятельности; общественная база партии.

    Структура политической партии состоит из трех уровней:

    Блок избирателей, массовая база партии, обеспечивающая кандидатов партии поддержкой в течение избирательных кампаний. Принадлежность к данной группе основана на приверженности, а не на фактическом членстве;

    Официальная партийная организация. Лидеры партии, партийная бюрократия, мозговой штаб, идеологи партии, партийный архив, рядовые члены партии. В случае успеха на выборах в составе партии выделяются «законодатели» и «члены правительства», которые становятся вторым руководящим звеном партии;

    Партия в системе правления, должностные лица в государственном аппарате, получившие посты в силу принадлежности к соответствующей партии президент, губернаторы, члены парламента и т. д.

    Виды политических партий

    Политические партии выражают интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества, поэтому их много и они имеют разные программы и цели.

    Принято классифицировать политические партии по следующим критериям:

    1) по социальной направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т. п.;

    2) по идейным основаниям деятельности: доктринальные (сориентированные прежде всего, на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

    3) по методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальному, качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);

    4) по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;

    5) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);

    6) по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;

    7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами: демократические и антидемократические;

    8) по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);

    9) по организационной структуре: парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) и т. п.