Полномочия правительства и их конституционно-правовое регулирование. Полномочия правительства и их конституционно-правовое регулирование Полномочия правительства и их конституционно-правовое регулирование

Конституционно-правовая ответственность правительства Российской Федерации

Constitutional legal responsibility Governments of the R ussian Federation

Барашева Елена Викторовна

Barasheva Elena Victorovna

К.э.н, доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

[email protected]

Талземе Лайма Иваровна

Talzeme Layma Ivarovna

студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

[email protected]

Аннотация. В статье анализируются нормы Конституции Российской Федерации, регламентирующие ответственность Правительства Российской Федерации, его взаимодействие с Президентом Российской Федерации. Раскрыта сущность и отличия коллективной конституционно-правовой ответственности Правительства Российской Федерации и индивидуальной конституционно-правовой ответственности должностных лиц Правительства Российской Федерации.

Annotation. The article analyzes the norms of the Constitution of the Russian Federation, regulating the responsibility of the Government of the Russian Federation, its interaction the President of the Russian Federation. The essence and differences of the collective constitutional and legal responsibility of the Government of the Russian Federation and individual constitutional and legal responsibility of officials of the Government of the Russian Federation are disclosed.

Ключевые слова : Правительство Российской Федерации, Президент Российской Федерации; Государственная Дума; конституционно-правовая ответственность; отставка

Keywords : Government of the Russian Federation, President of the Russian Federation; The State Duma; constitutional and legal responsibility; resignation.

Рассуждать о наличии конституционно-правовой ответственности Правительства Российской Федерации (далее — Правительство), представляется возможным в силу того, что, в Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) устанавливается возможность отставки Правительства РФ по инициативе Президента Российской Федерации (далее — Президент), а также выражения недоверия и отказа в доверии Правительству РФ со стороны Государственной Думы Российской Федерации (далее — Государственная Дума). В научной литературе указанные механизмы называют мерами именно конституционно-правовой ответственности.

Центральным документом, определяющим процесс взаимодействия всех трех ветвей власти, а также Президента, является Конституция РФ. В ст. ст. 10 и 11 Конституции РФ закрепляется всемирно известная теория разделения властей. Однако практическая реализация данных статей сталкивается с проблемой разбалансированности взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти и особой роли Президента РФ в данных отношениях. Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, однако с учетом предусмотренных Конституцией РФ полномочий и возможности влиять на все ветви государственной власти и особенно на исполнительную в лице Правительства РФ, можно прийти к выводу о том, что баланс «сдержек и противовесов», регламентированный в ст. 10 Конституции РФ, нарушен в сторону Президента РФ.

К тому же, вызывает неразумение содержащийся в ст. 5 Конституции РФ принцип «единства системы государственной власти», который предполагается гармонично сочетать с принципом «разделения властей». В этом случае, представляется более правильным и точным вести речь о ветвях единой государственной власти, а не власти каждой из трех ветвей.

Что касается вопроса об определении центра принятия властных решений в исполнительной ветви власти, а соответственно, и об ответственности за принятые решения, то и здесь возникает ряд трудностей и коллизий. Согласно ст. 110 Конституции РФ, Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Вместе с тем по ч. 3 ст. 80 Конституции Президентом определяются основные направления внутренней и внешней политики государства, а Правительство только лишь обеспечивает отдельные направления государственной политики в России. Данный вопрос остаётся открытым в Конституции.

В Конституции РФ установлены механизмы контроля над Правительством РФ только со стороны Государственной Думы и Президента РФ. Так, согласно ч. 3 ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, которое принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения недоверия Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Вторым основанием парламентской ответственности, на основании ч. 4 ст. 117 Конституции РФ является отказ со стороны Государственной Думы в доверии Правительству. Председатель Правительства может лично поставить вопрос о доверии Правительству перед Государственной Думой. В случае если Государственная Дума в доверии отказала, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Таким образом, у Государственной Думы нет абсолютной возможности уволить Правительство даже при вынесении двух вотумов недоверия, так как она сама может быть распущена.

Третьим основанием, согласно ч. 2 ст. 117 Конституции РФ, является решение об отставке Правительства РФ, принятое Президентом РФ, который по своей инициативе отправляет все Правительство в отставку. Как правило, это форма крайнего влияния Президента РФ на исполнительную власть. В то же время данная мера является и формой ответственности Правительства перед страной за свои действия, т.к. отставку инициирует Президент РФ, являющийся гарантом Конституции . Даже если в отставку отправлен только Председатель Правительства, это означает, что в отставку уходит весь Кабинет министров. Таким образом, ответственность перед Президентом РФ имеет безусловный и неоспоримый характер. Президент имеет право отправить в отставку Правительство без обоснования причин и в любое время. Эта практика ответственности Правительства РФ перед Президентом РФ использовалась довольно часто Б.Н. Ельциным.

В отношении ответственности Правительства РФ, связанной с его отставкой, необходимо отметить, что отставка Председателя Правительства РФ без формальной отставки Правительства в полном составе Конституцией РФ не предусмотрена, так как действует коллективная ответственность правительства. Конституции ряда зарубежных стран предусматривают наряду с коллективной ответственностью Правительства, также и индивидуальную ответственность каждого министра за состояние дел в конкретной сфере политики.

Определенные характерные черты имеет практика Великобритании и других стран, которые впитали в себя основы британской конституционной системы. Де-юре, там предполагается существование как коллективной, так и индивидуальной ответственности. При этом всем, в случае, когда нижняя палата парламента выражает недоверие какому-либо министру, глава Правительства обязан принять одно из решений: подавать в отставку конкретному министру или же правительству в целом. Такой подход к политической ответственности правительства основывается на идее солидарности его членов. Считается, что все члены правительства несут ответственность за его политику.

Рассматривая вопрос о мерах индивидуальной конституционно-правовой ответственности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, необходимо отметить тождественность процесса замещения и освобождения указанных должностей. Государственная Дума не имеет права поставить вопрос о недоверии конкретному министру.

Министр иностранных дел, министры силовых структур, некоторые руководители служб и ведомств непосредственно подотчетны и несут ответственность только перед Президентом РФ. Остальные министры также подотчетны Президенту, несмотря на то, что законодательно установлено, что их деятельностью непосредственно руководит Председатель и Правительство в целом. На практике Президент неоднократно увольнял отдельных министров из состава Правительства. Председатель Правительства также объявлял замечания отдельным министрам за их ненадлежащее качество исполнения обязанностей.

Таким образом, члены Правительства РФ несут персональную ответственность не перед парламентом, а перед Президентом РФ, что еще раз подчеркивает его фактическое положение в качестве реального главы исполнительной власти. Так, например, Указом Президента РФ от 17 октября 2012 г. N 1411 освобожден от должности Министр регионального развития РФ О.М. Говорун без указания правовых оснований отставки. Вместе с тем, применительно к данной отставке следует отметить Указ Президента РФ от 19 сентября 2012 г. № 1304, в котором трем федеральным министрам по представлению Председателя Правительства объявлен выговор за невыполнение распоряжений Президента. Так, можно сделать вывод о введении практики применения мер дисциплинарного характера с указанием конкретных причин в отношении федерального министра, с последующим применением мер конституционно-правовой ответственности в виде отставки без конкретизации ее причин.

Регулирование индивидуальной конституционно-правовой ответственности федеральных министров в некоторых зарубежных странах закрепляется в более сложных и удлиненных процедурах. Так, в Дании, в соответствии со ст. 16 Конституции Датского Королевства, министры могут быть подвергнуты импичменту королем или фолькетингом за ненадлежащее исполнение обязанностей по должности, процедуру импичмента осуществляет Высокий суд Королевства.

Резюмируя вышесказанное, следует констатировать наличие в российском законодательстве мер конституционно-правовой ответственности Правительства РФ. Но де-факто Правительство РФ и его должностные лица несет ответственность за свои действия только перед Президентом РФ.

Библиографический список:

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Учеб. пособие: В 2 т. / С.А. Авакьян. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма — Инфра-М, 2014. Т. 1. 864 с.
  2. Авакьян С.А. Конституционализм и публичная власть : концепции и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 27 — 30.
  3. Крысанов А.В. Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации и его должностных лиц: основания и порядок реализации // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 5. С. 45 — 48.
  4. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. М.: Норма, 2009. 380 с.

На сегодняшний день следует различать политическую ответственность правительства перед парламентом или главой государства (ответственность за политику) и юридическую их ответственность за правонарушения. Политическая ответственность перед парламентом имеет место только при парламентарных и смешанных формах правления, политическая ответственность перед главой государства - при некоторых смешанных и президентской формах правления, а ответственность за правонарушения - при любых.

Политическое и правовое значение правительства отчетливо проявляется в его взаимоотношениях с парламентом . В общем виде эти отношения можно определить как взаимодействие и взаимозависимость. Зависимость правительства от парламента прослеживается во многом. Парламент утверждает бюджет и акты о налогообложении. От них прямо зависит финансирование, судьба правительственных планов, программ.

В результате деятельности правительства заключаются договоры с иностранными государствами, которые затем утверждает (ратифицирует) парламент. Иногда требуется, чтобы парламент предварительно санкционировал заключение международных договоров. Акты, изданные правительством или министерствами, могут утратить силу, если парламент издаст закон, устанавливающий новые правила по тому же предмету правового регулирования.

Парламенты обычно участвуют в решении вопроса об ответственности главы правительства , министров. Встречаются две основные формы парламентского недоверия - вотум недоверия и резолюция порицания . Обе имеют одинаковые последствия - правительство уходит в отставку либо глава государства распускает парламент, назначает выборы, и вновь избранные депутаты решают вопрос о доверии министрам. Наконец, возможны одновременно и отставка правительства, и роспуск парламента.

Вотум доверия либо недоверия выносится по инициативе самого правительства, которое обращается к парламенту за поддержкой. Надо сказать, что такое обращение может быть спровоцировано депутатами, которые проводят расследования правительственной деятельности, заявляют запросы и, таким образом, компрометируют правительство, вынуждая его просить парламент о доверии.

Запрашивая доверие, кабинет министров предлагает депутатам одобрить правительственную политику, проект бюджета или какой-либо законопроект, имеющий принципиальное значение. Если правительству не удается получить большинство голосов в свою поддержку, то считается, что ему вынесен вотум недоверия.

Резолюцию порицания парламент принимает по инициативе депутатов, которые не согласны с программой правительства, недовольны проводимой политикой. Для того чтобы резолюция была принята и правительство ушло в отставку, за нее должно проголосовать большинство депутатов.

В каждом из названных случаев требуется набрать большинство в пользу той стороны, которая ставит вопрос о доверии. Получение большинства голосов представляет собой сложную задачу.

Предположим, что мнения парламентариев разошлись. Они таковы, что 1/3 депутатов поддерживает правительство, другая.треть выступает против него, а остальные имеют неопределенную позицию и воздерживаются от подачи голосов. При такой расстановке правительство не получит доверия, если обратится за вотумом, - ему нужно большинство, а в пользу правительства настроена лишь треть депутатов. В итоге правительство получит вотум недоверия. Если же группа депутатов планирует смену правительства и предлагает принять порицающую его резолюцию, то и они не добьются успеха, так как против правительства настроена только треть парламента, - резолюция порицания не состоится, и, следовательно, правительству будет выражено доверие.

Недоверие может быть выражено не только всему составу правительства, правительственной программе, но и отдельным, скомпрометировавшим себя министрам.

Особо можно отметить такую разновидность политической ответственности, как ответственность за исполнение бюджета : неутверждение парламентом отчета об исполнении бюджета влечет в нормальных условиях отставку правительства. Политическая ответственность перед главой государства имеет место обычно в виде смещения правительства или министра.

Вообще политическая ответственность, включая такую ее форму, как недоверие, существенно отличается от ответственности юридической (или правовой). Основанием правовой ответственности является юридически установленный факт правонарушения.

Хотя парламент и утверждает законы, однако многие законопроекты зарождаются в правительственных учреждениях. Кроме того, под давлением правительства глава государства может наложить вето на законы, принятые парламентом.

На сегодняшний день следует различать политическую ответственность правительства перед парламентом или главой государства (ответственность за политику) и юридическую их ответственность за правонарушения. Политическая ответственность перед парламентом имеет место только при парламентарных и смешанных формах правления, политическая ответственность перед главой государства - при некоторых смешанных и президентской формах правления, а ответственность за правонарушения - при любых.

Политическое и правовое значение правительства отчетливо проявляется в его взаимоотношениях с парламентом . В общем виде эти отношения можно определить как взаимодействие и взаимозависимость. Зависимость правительства от парламента прослеживается во многом. Парламент утверждает бюджет и акты о налогообложении. От них прямо зависит финансирование, судьба правительственных планов, программ.

В результате деятельности правительства заключаются договоры с иностранными государствами, которые затем утверждает (ратифицирует) парламент. Иногда требуется, чтобы парламент предварительно санкционировал заключение международных договоров. Акты, изданные правительством или министерствами, могут утратить силу, если парламент издаст закон, устанавливающий новые правила по тому же предмету правового регулирования.

Парламенты обычно участвуют в решении вопроса об ответственности главы правительства , министров. Встречаются две основные формы парламентского недоверия - вотум недоверия и резолюция порицания . Обе имеют одинаковые последствия - правительство уходит в отставку либо глава государства распускает парламент, назначает выборы, и вновь избранные депутаты решают вопрос о доверии министрам. Наконец, возможны одновременно и отставка правительства, и роспуск парламента.

Вотум доверия либо недоверия выносится по инициативе самого правительства, которое обращается к парламенту за поддержкой. Надо сказать, что такое обращение может быть спровоцировано депутатами, которые проводят расследования правительственной деятельности, заявляют запросы и, таким образом, компрометируют правительство, вынуждая его просить парламент о доверии.

Запрашивая доверие, кабинет министров предлагает депутатам одобрить правительственную политику, проект бюджета или какой-либо законопроект, имеющий принципиальное значение. Если правительству не удается получить большинство голосов в свою поддержку, то считается, что ему вынесен вотум недоверия.

Резолюцию порицания парламент принимает по инициативе депутатов, которые не согласны с программой правительства, недовольны проводимой политикой. Для того чтобы резолюция была принята и правительство ушло в отставку, за нее должно проголосовать большинство депутатов.

В каждом из названных случаев требуется набрать большинство в пользу той стороны, которая ставит вопрос о доверии. Получение большинства голосов представляет собой сложную задачу.

Предположим, что мнения парламентариев разошлись. Они таковы, что 1/3 депутатов поддерживает правительство, другая.треть выступает против него, а остальные имеют неопределенную позицию и воздерживаются от подачи голосов. При такой расстановке правительство не получит доверия, если обратится за вотумом, - ему нужно большинство, а в пользу правительства настроена лишь треть депутатов. В итоге правительство получит вотум недоверия. Если же группа депутатов планирует смену правительства и предлагает принять порицающую его резолюцию, то и они не добьются успеха, так как против правительства настроена только треть парламента, - резолюция порицания не состоится, и, следовательно, правительству будет выражено доверие.

Недоверие может быть выражено не только всему составу правительства, правительственной программе, но и отдельным, скомпрометировавшим себя министрам.

Особо можно отметить такую разновидность политической ответственности, как ответственность за исполнение бюджета : неутверждение парламентом отчета об исполнении бюджета влечет в нормальных условиях отставку правительства. Политическая ответственность перед главой государства имеет место обычно в виде смещения правительства или министра.

Конституции России и зарубежных стран предусматривают меры конституционно-правовой ответственности правительства перед главой государства и парламентом.
Отставка правительства является конституционно-правовой санкцией за неудовлетворительную деятельность органа исполнительной власти. Такие конституционные нормы направлены на обеспечение контроля за деятельностью правительства со стороны других высших органов государственной власти и применяются в рамках системы сдержек и противовесов.
Конституция Российской Федерации предусматривает следующие формы конституционно­правовой ответственности Правительства РФ:
1) отставка (ответственность перед Президентом России);
2) недоверие (ответственность перед Государственной Думой).
Глава государства может принять решение об отставке Правительства РФ в соответствии со ст. 117 без каких-либо конституционных оснований и после выражения недоверия Правительству РФ Государственной Думой.
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству России, во-первых, по собственной инициативе, во-вторых, если вопрос о доверии Правительству ставит его Председатель.
Решение об отставке высшего федерального органа исполнительной власти даже в случае выражения ему недоверия нижней палатой парламента принимает Президент РФ. Указанные конституционные нормы, с одной стороны, ограничивают парламентский контроль в России, с другой стороны предоставляют главе государства слишком широкие конституционные полномочия в механизме сдержек и противовесов.
Анализ норм Конституции России, регулирующих парламентскую ответственность Правительства РФ, позволяет определить следующие особенности конституционного института парламентского контроля за исполнительной властью в России.
В Конституции России отсутствуют конкретные основания для конституционно-правовой ответственности Правительства РФ.
Решение Государственной Думы о выражении недоверия Правительству РФ не влечет его безусловной отставки. Окончательное решение принимает Президент РФ.
Применение конституционно-правовой санкции в виде отставки Правительства РФ осуществляет только Президент РФ.
Другое основание отставки Правительства - это инициатива Президента в принятии такого решения. Возможные причины для отставки Правительства по инициативе Президента в Конституции и других федеральных законах не предусмотрены.
Отдельное основание отставки Правительства РФ - постановка Председателем Правительства РФ перед Государственной Думой вопроса о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
По сути, это основание является политическим и юридическим способом давления на Государственную Думу со стороны Правительства РФ и Президента РФ.
Конституцион но-правовую ответственность правительства часто называю политической ответственностью правительства и его членов перед парламентом или главой государства. По сути, это недоверие по политическим мотивам. Политическая ответственность перед парламентом имеет место только при парламентарных и смешанных формах правления, политическая ответственность перед главой государства - при некоторых смешанных и президентской формах правления.
Можно выделить две основные формы парламентского недоверия - вотум недоверия и резолюция порицания. Обе имеют одинаковые последствия - правительство уходит в отставку либо глава государства распускает парламент, назначает выборы, и вновь избранные депутаты решают вопрос о доверии министрам. Наконец, возможны одновременно и отставка правительства, и роспуск парламента.
Вотум доверия либо недоверия выносится по инициативе самого правительства, которое обращается к парламенту за поддержкой. Поставив вопрос о доверии, кабинет министров предлагает парламенту одобрить правительственную политику, проект бюджета или какой-либо законопроект, имеющий принципиальное значение.
Резолюцию порицания парламент принимает по инициативе депутатов, которые не согласны с программой правительства, недовольны проводимой политикой.
Резолюцию порицания вправе предложить не отдельный депутат, а достаточно представительная группа народных избранников (в Испании - не менее 10%, в Португалии - /4 депутатов). Обычно правительство имеет определенный промежуток времени между обсуждением проекта резолюции порицания и голосованием по ней. В течение этого срока, который обычно составляет 48 часов и более, правительство имеет возможность повлиять на позицию депутатов.
Недоверие может быть выражено не только всему составу правительства, правительственной программе, но и отдельным, скомпрометировавшим себя министрам (например, в Польше).
Политическая ответственность перед главой государства имеет место обычно в виде смещения правительства или министра.
В большинстве странах предусмотрена солидарная конституционно-правовая ответственность правительства за проводимую политику. В отставку уходят все члены правительства.
В качестве примера конституционного регулирования парламентской ответственности правительства и его членов можно привести часть 1 ст. 111 Конституции Республики Хорватии. «Правительство ответственно перед Президентом Республики и Палатой депутатов Собора Республики Хорватии», в соответствии со ст. 98 Президент Республики вправе смещать с должности Председателя Правительства без каких-либо ограничений.
Конституция Франции предусматривает ответственность Правительства перед Национальным собранием (ст. 49) в форме вынесения резолюция порицания или вотума недоверия по программе правительства или декларации об общей политике.
Конституция Французской Республики устанавливает два вида резолюции порицания:
а) резолюция порицания общего характера (в виде неудовлетворительной оценки деятельности правительства без конкретных конституционных оснований),
б) резолюция порицания в качестве отказа в доверии Правительству в связи с голосованием по какому-либо акту.
Конституция предусматривает сложные условия по началу процедуры внесения резолюции порицания, срокам и количеству в течение сессии. Так, инициатива резолюции порицания общего характера должна быть подписана не менее чем десятой частью депутатов Национального собрания, и голосование по ней может состояться только через 48 часов с момента внесения. Принимается резолюция порицания простым большинством голосов. Депутат Национального собрания не может подписывать более трех резолюций порицания в течение одной и той же внеочередной сессии.
Вотум недоверия как форма конституционной ответственности Правительства Франции перед Национальным собранием инициируется премьер-министром после обсуждения этого вопроса в Совете министров.
Конституционно-правовую (политическую) ответственность следует отличать от других видов юридической ответственности членов правительства, обладающих иммунитетом от судебного преследования.
В тех странах, где за членами правительства признается в той или иной мере иммунитет от судебного преследования, лишение этого иммунитета производится парламентом, после чего возможна обычная установленная законом ответственность.
Например, в Австрии членам Федерального правительства может быть предъявлено обвинение в совершении виновного правонарушения в ходе их официальной деятельности. Такое обвинение предъявляется Национальным советом в присутствии большинства его членов. Негативно оценить политика, выразить ему недоверие и уволить в отставку можно по той простой причине, что его образ действий не устраивает парламент, не соответствует целям депутатов, или же потому, что в парламенте изменился состав партийной коалиции, и даже по подозрению в неблаговидных поступках.
Во Франции члены Правительства несут уголовную ответственность за должностные преступления и проступки в соответствии с уголовным законом перед Судом правосудия Республики.

Еще по теме § 4. Конституционно-правовая ответственность правительства:

  1. § 1. Конституционно-правовая природа Правительства, его место и роль в системе разделения властей
  2. Глава XVI.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРАВИТЕЛЬСТВА
  3. § 1. Конституционно-правовые основы статуса Правительства Российской Федерации и его место в системе органов государственной власти
  4. Конституционно-правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти. Правительство Российской Федерации
  5. Глава 1. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НОРМ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  6. § 3. Компетенция Правительства Российской Федерации и порядок прекращения его полномочий. Ответственность Правительства
  7. Тема 10 Конституционно-правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти. Правительство Российской Федерации (2 часа)
  8. 1.8. Правительство 1.8. Правительство 1.8.1. Правительство как центральный орган исполнительной власти Структура правительства и порядок его образования
  9. § 4. Правовой режим целевых фондов Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ
  10. Тема 9. Конституционно-правовая ответственность в избирательном праве
  11. § 6. Правовые акты Правительства. Аппарат Правительства
  12. § 4. Основания конституционно-правовой ответственности
  13. 7. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
  14. Проблема субъектов конституционно-правовой ответственности и вины
  15. 3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

Статус Правительства РФ определен в ч. 1 ст. 110 Конституции. ФКЗ «О правительстве» Правительство РФ обозначено как коллегиальный гос. орган исполнительной власти, возглавляющий единую систему исполнительной власти (ст. 1).Ответственность Правительства РФ названа в качестве одного из принципов его деятельности (ст. 3 ФКЗ), однако норм, непосредственно направленных на реализацию данного принципа, немного. К их числу можно отнести отставку Правительства РФ (ст. 117 Конституции РФ), отмену актов Правительства РФ Президентом РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ, ст. 33 ФКЗ), признание нормативных актов Правительства РФ не соответствующими Конституции РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).Конституция РФ 1993 г. определяет ответственность Правительства РФ в целом, выражающуюся в наличии в отношении Правительства РФ такой санкции, как отставка. Принимает решение об отставке Президент РФ (ч. 2, 3, 4 ст. 117 Конституции РФ). Сам по себе факт, что такое решение принимает глава государства, не вызывает возражений. Однако спорным является вопрос об основаниях привлечения Правительства РФ к ответственности. В частности, безусловное право Президента РФ по собственной инициативе без каких-либо обвинений (в том числе и по поводу нарушения конституционных норм - что должно быть непременным признаком ответственности) отправить Правительство РФ в отставку подвержено справедливой критике. Подобное установление безосновательного привлечения к ответственности Правительства РФ является несомненным пробелом законодательства РФ; отсутствие четких оснований и порядка привлечения к конституционно-правовой ответственности оставляет слишком большое поле для собственного усмотрения лица, применяющего меры ответственности, создает почву для злоупотреблений, нивелирует важнейший принцип неотвратимости наступления ответственности. Для изменения ныне существующего положения Н.М. Колосова предлагает для отставки Правительства РФ Президентом РФ в качестве основания признать неисполнение или ненадлежащее исполнение своих конституционных обязанностей или злоупотребление ими. А.В. Зиновьев предлагает в том случае, если инициатива об отставке Правительства РФ исходит от самого Правительства РФ или Президента РФ, включить в обсуждение данного вопроса ГД, мнение которой о причинах отставки должно быть достоянием гласности.Если исключить расширительное толкование права Президента отправлять в отставку Правительство РФ и основываться на положении ст. 7 ФКЗ(Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации: по заявлению Председателя об отставке; в случае невозможности исполнения Председателем своих полномочий. Президент уведомляет СФ и ГД об освобождении от должности Председателя в день принятия решения.Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации) = >у Президента есть право отправить Правительство в отставку, кроме как на основании данной статьи, еще и в результате выраженного недоверия со стороны ГД. Переформулировав ст. 35 Закона, можно установить ограничения в праве на отставку Правительства. На сегодняшний день данная статья сформулирована следующим образом:"Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Решение о сложении Правительством РФ своих полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ.Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ, в том числе и в предусмотренных Конституцией РФ выражения ГД недоверия Правительству РФ либо отказа ГД в доверии Правительству РФ.В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ".В ФКЗ о конституционной ответственности можно предусмотреть следующие основания для отставки Правительства РФ Президентом РФ:1. неоднократное нарушение Конституции РФ (три и более раз в течение полугода), подтвержденное постановлениями КС РФ о признании актов Правительства не соответствующими Конституции РФ;2. систематическое нарушение фед. законодательства и указов Президента в течение шести месяцев (пять и более раз), если о таких нарушениях было вынесено соответствующее решение ВС РФ;3. неоднократное (два и более раза в течение шести месяцев) неисполнение предписаний ФЗ о принятии в соответствующие сроки мер, необходимых для реализации закона, если не будет доказана невозможность исполнения закона по причинам, не зависящим от Правительства, подтвержденная решением ВС РФ;4. непредставление Председателем Правительства РФ в недельный срок после назначения предложения о структуре фед. органов исполнительной власти Президенту РФ;
непредставление Председателем Правительства РФ кандидатур на должности замов Председателя и фед. министров Президенту РФ.Т.о., основанием для отставки Правительства РФ должно быть признано нарушение конституционных норм, а не личностное отношение. Благодаря данному ограничительному механизму привлечения к ответственности Правительства РФ фед. орган исп. власти будет защищен от необоснованных мер ответственности. К тому же четко обозначенное основание для привлечения к ответственности будет способствовать стремлению Правительства РФ к выполнению возложенных на него обязанностей.
Ряд деликтов можно обозначить на основе норм ФКЗ о Правительстве РФ:1. Неисполнение обязанности по утверждению положений о фед. министерствах и об иных фед. органах исполнительной власти, территориальных органах фед. органов гос. власти, установлении предельной численности работников их аппаратов и размера ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.2. Незаконный отказ от осуществления полномочий, переданных органами гос. власти субъектов РФ на основе соответствующих соглашений.3. Неисполнение обязанности по назначению (освобождению от должности) должностных лиц, обязанность по назначению (освобождению от должности) которых возложена законом на Правительство.4. Непринятие в соответствии с законом мер по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.5. Неисполнение обязанности по обеспечению функционирования оборонного производства.6. Неисполнение обязанности по разработке и осуществлению меры по проведению единой политики цен.7. Неисполнение обязанности по принятию мер по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия влечет признание.8. Неисполнение обязанности по разработке и осуществлению мер по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.9. Неисполнение обязанности по организации оснащения вооружением и военной техникой, обеспечению материальными средствами, ресурсами и услугами Воор. Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ.10. Неисполнение обязанности по обеспечению социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ.11. Непринятие всех необходимых мер по охране Гос. границы РФ.12. Непринятие всех необходимых мер по охране Гос. границы РФ, повлекшее вооруженные столкновения и (или) гибель людей и (или) неоднократные незаконные массовые перемещения через границу, является основанием для выражения недоверия Правительству.13. Неисполнение обязанности по официальному опубликованию постановлений Правительства в соответствии с правилами, установленными законом.14. Неисполнение обязанности по направлению разрабатываемых Правительством проектов фед.законов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в органы гос. власти субъектов РФ.15. Отказ от предоставления информации ГД о ходе исполнения фед. бюджета в соответствии с ФЗ или отказ от предоставления необходимой информации в установленные сроки Счетной палате РФ для осуществления ею контроля за исполнением фед.бюджета в порядке, установленном фед. законом.16. Неисполнение обязанности по финансированию судов за счет средств фед.бюджета в соответствии с ФЗ.17. Обеспечение исполнения суд. решений в недолжной мере, то есть повлекшее за собой многочисленные обращения граждан в связи с неисполнением судебных решений.18. Неисполнение в соответствии с законом обязанности по осуществлению контроля за деятельностью фед. органов исп. власти, а по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, также за деятельностью органов исп. власти субъектов РФ посредством приостановления или отмены незаконных актов и решений и (или) обращения в суд за отменой соответствующих актов и решений и (или) внесения предложений Президенту о приостановлении актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции, фед. конст. законам, фед. законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.Кроме обязанностей, установленных ФКЗ о Правительстве РФ в большинстве законов можно увидеть предписания к Правительству об утверждении или принятии ряда правил (инструкций). ФКЗ "О КС РФ" предусмотрена обязанность Правительства внести в ГД проект нового закона вместо признанного КС РФ неконституционным не позднее чем через 3 месяца после опубликования решения КС РФ, однако ответственность за неисполнение данной обязанности не предусмотрена. Поэтому неисполнение этой обязанности также должно стать основанием конституционно-правовой ответственности.