Понятие и виды выборов. Назначение выборов. Составление и регистация списков избирателей. Образование избирательных округов. Внеочередные выборы Очередные досрочные и повторные выборы

Сегодня выборы следует рассматривать как процедуру государственно-правового значения, установленную действующим на территории Российской Федерации законом, во время которой физические лица (граждане отдельной местности) отдают собственные голоса за кандидата или партию. В результате столь несложных действий формируется представительный (выборный) орган власти или же занимает свой пост (избирается) определенное должностное лицо, будь то судья или президент. В Российской Федерации актуальными являются три разновидности представленной категории: региональные, федеральные и муниципальные выборы. Целесообразным будет рассмотреть их подробнее.

Понятие и значение выборов

Развивая разговор по поводу содержания, актуальных особенностей и предназначения избирательного права, невозможно не вспомнить о вопросе понятия и классификации выборов в Российской Федерации, потому что именно регулирование отношений, которые тесным образом связаны с их предварительной подготовкой и последующим проведением, представляет основной смысл нормативов, образующих рассматриваемую отрасль конституционного права. Отправной точкой в уяснении понятия выборов, а также их политико-правового характера считаются положения актуальной Конституции РФ. Так, в строгом соответствии с ними выборы являются:

  • Во-первых, высшим непосредственным выражением общественной власти в соответствии со статьей третьей действующей Конституции.
  • Во-вторых, понятие выборов подразумевает метод принятия участия со стороны физических лиц (граждан отдельных регионов или страны в целом) в управлении государственными делами, который реализуется через право граждан быть избранными и избирать органы власти государственного значения, а также местного самоуправления. Данное положение обусловлено статьей 32 действующей Конституции.
  • В-третьих, закон «О выборах» предполагает, что соответствующая категория представляет собой порядок императивного плана в отношении замещения должности Президента России, а также создания Государственной думы Федерального собрания РФ.
  • В-четвертых, это необходимое средство реализации местного самоуправления, которое предполагает обязательное участие в общественной жизни выборных структур местного самоуправления. Данное положение аргументировано законом «О выборах», а также статьей 130 Конституции РФ.

Определение по Федеральному закону

Важно знать, что официальное определение рассматриваемой категории включено в статью вторую Федерального закона «По поводу основных гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав». В соответствии с ним утверждаются гарантии избирательных прав граждан. Помимо этого, приведенная трактовка предполагает, что выборы - не что иное, как форма прямого волеизъявления физических лиц, которое осуществляется строго по Конституции РФ, федеральным законам, уставам (конституциям) субъектов Федерации, законам субъектов РФ, уставам образований муниципального типа в целях создания структуры государственной власти, структуры местного самоуправления или же наделения должностного лица определенными полномочиями.

Для того чтобы полноценным образом уяснить понятие выборов, сегодня немаловажной является юридическая позиция Конституционного суда, которая была сформулирована посредством постановления от 10.06.1998 в соответствии с делом по поводу проверки определенных положений Конституции (пункта шестого статьи четвертой, пунктов третьего и четвёртого статьи тринадцатой, пункта третьего статьи девятнадцатой), а также пункта второго статьи 58 Федерального закона от 19.09.1997 «По поводу гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав».

Важно отметить, что трактовка проведения выборов, которая содержится в представленном постановлении так или иначе характеризует их в качестве способа изъявления общественной воли, а также создания соответствующих структур государственной власти легитимного значения и структур местного самоуправления, от его имени реализующих власть публичной природы. Для того чтобы в полной мере достигнуть указанных целей, выборы должны основываться на приоритете воли большего процента избирателей, которые приняли участие в голосовании.

Классификация выборов

В данной и последующих главах целесообразным будет полноценно рассмотреть классификацию видов выборов. Важно отметить, что действующее российское законодательство избирательной природы не включает в себя исчерпывающего перечня разновидностей выборов, которые проводятся на территории Российской Федерации. Так, классификация обусловлена наличием определенных критериев.

В соответствии с уровнем процедуры, который определяется непосредственной территорией ее проведения, сегодня выделяют следующие виды выборов:

  • Выборы в структуры Союзного государства. Важно знать, что проведение их обусловлено Договором Республики Беларусь и Российской Федерации от 08.12.1999. Так, по статье 39 представленного Договора, в России принято избирать 75 депутатов в Палату представителей.
  • Выборы в органы федерального значения (выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания, выборы президента).
  • Выборы законодательных структур субъектов России.
  • Выборы в государственные органы местного уровня. Среди них важно отметить выборы структур контрольного значения, выборы глав образований муниципального типа, а также выборы депутатов структур муниципальных образований представительного плана.

Избираемый орган как критерий классификации

В соответствии с таким критерием, как должностное лицо или избирательный орган, принято выделять следующие виды выборов:

  • Выборы должностных лиц высшего значения соответствующей степени власти. Сюда целесообразным будет отнести руководителей муниципальных формирований, а также Президента РФ.
  • Выборы органов представительной власти (выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания, выборы представительных структур муниципальных формирований, выборы парламентов субъектов РФ).
  • Выборы других органов. Сюда необходимо включить в первую очередь определенных должностных лиц, к примеру мировых судей. Помимо этого, речь идет о выборе политических партий, а также контрольных структур образований муниципального типа.

Причины выборов как критерий

В соответствии с таким критерием, как причина (основание) назначения процедуры, на сегодняшний день выделяют следующие виды выборов:

  • Очередные выборы.
  • Досрочные выборы.
  • Дополнительные выборы.
  • Повторные выборы.

Целесообразным будет рассмотреть их подробнее, а также проанализировать примеры выборов.

Очередные, досрочные и дополнительные выборы

Важно отметить, что очередные выборы реализуются по причине истечения сроков полномочий должностных лиц и выборных структур, установленных законодательством. Досрочные же выборы относятся к досрочному прекращению полномочий определенных должностных лиц, а также к досрочному прекращению депутатских полномочий. Необходимо дополнить, что такого рода прекращение так или иначе влечет за собой неправомочность представительного (законодательного) органа власти государственного значения субъекта Российской Федерации или же представительной структуры муниципального формирования. Интересно знать, что досрочная остановка полномочий представительного (законодательного) органа власти государственной направленности субъекта РФ, представительной структуры местного управления или депутатов, если она говорит о прекращении полномочий соответствующей структуры, является основанием для осуществления дополнительных выборов.

Повторные и совмещенные выборы

Необходимо знать, что общественное участие в выборах повторного типа актуально тогда, когда все рассмотренные в предыдущей главе процедуры не привели к избранию структуры, депутата или должностного лица в соответствии с причиной признания данных выборов недействительными или несостоявшимися. Кроме того, в законодательстве специально оговаривается, что дополнительные и повторные выборы не назначаются и, соответственно, не проводятся, когда по результатам их тот или иной депутат не может избираться сроком, превышающим один год.

Необходимо также отметить совмещенные выборы, которые отличаются назначением на один и тот же день. Важно дополнить, что проводится представленная процедура в отношении нескольких должностных лиц, структур государственного типа власти или самоуправления местного значения. Логично, что совмещению выборов объективным образом способствует определение в законе двух дат их реализации, которые считаются возможными, благодаря чему так или иначе имеет место экономия материальных ресурсов, в частности денежных средств, применяемых для нужд избирательного процесса. Помимо этого, в данном случае существенно повышается уровень заинтересованности граждан в плане участия в выборной кампании.

Актуальные ограничения

Важно заметить, что в действующем законодательстве содержатся некоторые ограничения, касающиеся такого вида выборов, как совмещенные. Во-первых, это исключение допущения совмещения дня голосования в отношении выборов в органы государственной власти федерального значения с днем произведения аналогичной операции на референдуме РФ.

Во-вторых, в Законе федерального значения «По поводу основных гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав» специально оговариваются случаи, в соответствии с которыми нельзя допустить совмещения дней голосования на разных выборах, по итогам которых избиратель получает возможность одновременно проголосовать более чем по 4 бюллетеням избирательной формы, которые выдаются на выборах досрочного, повторного и дополнительного плана.

Юридическое значение как критерий

В соответствии с юридической направленностью рассматриваемой процедуры, в качестве методики формирования руководящих структур государственного значения, а также местного самоуправления сегодня выделяют следующие разновидности выборов:

  • Императивные выборы, которые являются исключительным методом наделения общества властными публичными полномочиями.
  • Выборы, которые используются на альтернативной основе с иными методами замещения выборных должностей и депутатских мандатов.

В первую группу включаются выборы следующих категорий лиц:

  • Президента Российской Федерации.
  • Депутатов представительной (законодательной) структуры власти субъектов РФ государственного значения.
  • Депутатов Гос. думы.
  • Депутатов законодательной структуры городского округа или поселения сельского типа.

Вторую группировку формируют выборы:

  • Руководства муниципальных формирований (муниципальные выборы).
  • Судей мирового значения.
  • Депутатов законодательных структур районов муниципального значения.
  • Контрольных структур муниципальных формирований.

Заключение

Целесообразным будет отдельно отметить косвенный (непрямой) вид выборов. Он представляет собой выборную систему, в соответствии с которой кандидата на ту или иную должность избирают не физические лица, а структура власти или выборщики, заранее избранные определенными должностными лицами. Важно отметить, что представленная разновидность выборов может осуществляться в две и более ступени. Ярким примером в данном случае может послужить избрание Президента Соединенных Штатов Америки.

Важно отметить, что рассмотренные в материалах данной статьи выборы служат не в единственном плане возможными методиками формирования определенных структур (эти органы четко указаны в конкретных главах). Стоит подчеркнуть, что при этом именно другие способы, которые никаким образом не связаны с выборами, на сегодняшний день зачастую наделяются предпочтительным закреплением в законодательных актах субъектов Российской Федерации, а также актуальных уставах муниципальных формирований.

Интересно заметить, что особенно наглядно данная картина проявляется в процессе выбора судей мирового значения. Хотя Закон федерального уровня «По поводу мировых судей в Российской Федерации» в соответствии с его восьмой статьей предполагает, что, несмотря на наличие возможности замещения должности судьи мировой направленности или через назначение представительным (иными словами, законодательным) органом власти государственного значения субъекта Российской Федерации, или посредством избрания через усилия населения, а также отдельных его представителей соответствующей судебной местности, законодательство абсолютно всех субъектов России игнорирует выборы в качестве методики замещения указанных выше должностей.

Глава 1. Понятие, виды и принципы проведения выборов в РФ

Понятие выборов

Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году ознаменовало совершенно новый этап государственного развития России. Осуществился переход от системы тоталитаризма к современному политическому строю, названному демократическим. Привычное функционирование органов государственной власти стало не приемлемо, начали разрабатываться новые механизмы функционирования органов государственной власти и управления. На одно из первых мест выдвинулся институт выборов.

Изучая современную научную литературу посвященную теме выборов, мы видим, достаточно большое количество определений понятия «выборы» и в то же время отсутствие четкого понимания данного феномена, особенно на современном этапе развития общества, когда выборы становятся действенным институтом народовластия.

Без сомнения, понятие «выборы» - базовое понятие. В современной научной литературе определились два основных уровня, исследующих эту категорию: правовой и политологический. При этом, следует обратить внимание, что правовое восприятие доминирует над политологическим. Это связано, прежде всего с тем, что ранее этот термин рассматривался исключительно в рамках конституционного права.



Отправным моментом в уяснении сущности и политико-правовой природы выборов служат положения Конституции РФ. В соответствии с ними выборы представляют собой:

§ во-первых, высшее непосредственное выражение власти народа (ст. 3);

§ во-вторых, способ участия граждан в управлении делами государства, реализуемый посредством права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32);

§ в-третьих, императивный порядок замещения должности Президента РФ (ст. 81) и формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 96);

§ в-четвертых, необходимое средство осуществления местного самоуправления, предполагающее обязательное наличие выборных органов местного самоуправления (ст. 130).

Так следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации единственным носителем власти в стране выступает народ, который имеет право осуществлять власть в стране непосредственно, а так же через выборные органы государственной власти и местного самоуправления. Речь идет прежде всего о референдумах и свободных выборах.

Референдум в условиях современной России явление сравнительно редкое. Связано это, прежде всего с тем, что процедура применения института референдума сегодня характеризуется смещением на региональный и местный уровень. Современная модель федерального устройства РФ требует более современных форм и методов осуществления воли народа как на уровне государства, так и на уровне местного самоуправления.

В последние десятилетия наиболее широкое распространение и небывалую актуальность приобрели выборы всеобщие. За счет чего, на сегодняшний день в России избираются:

· Президент РФ – глава государства

· Государственная Дума – одна из палат Федерального Собрания РФ

· На региональном уровне – представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ

· На муниципальном уровне – главы муниципальных образований и представительные органы местного самоуправления.

Нужно подчеркнуть, что выборы представляют собой, продолжительную по времени избирательную компанию, которая проходит несколько этапов избирательных процедур и действий, регламентируемых законодательными и иными нормативно-правовыми актами.

Выборы по своей природе легитимируют властные органы, т.е. создают законные основания для их деятельности, создавая тесную нравственную связь народа и органов власти и являясь тем самым источником политической силы народного представительства.

Существует точка зрения, согласно которой понятие «выборы» включает в себя 3 составляющие:

1. Политическую, т.е. выборы представлены в форме конкретной избирательной системы, которая обеспечивает распределение выборных мест по итогам голосования избирателей;

2. Юридическую, т.е. выборы выступают в качестве избирательного права – системы юридических правил, которые устанавливают порядок и гарантии осуществления избирательных действий на протяжении всех стадий избирательного процесса;

3. Технологическую, т.е. оформление выборов в виде официального документооборота, обеспечивающего реализацию активного и пассивного избирательного права в рамках избирательного процесса.

Виды выборов в РФ и принципы их проведения

Действующее избирательное законодательство не содержит исчерпывающего перечня видов выборов, проводимых в Российской Федерации. Однако можно выделить следующие:

В зависимости от территории проведения выборов, можно подразделить по следующим уровням:

§ Выборы в органы государственной власти федерального уровня. Сюда относятся выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ;

§ Выборы законодательных органов субъектов Федерации;

§ Выборы в органы местного самоуправления. Это прежде всего выборы депутатов в представительные органы муниципальных образований, глав муниципальных образований, а так же контрольных органов власти;

В зависимости от избираемого органа или должностного лица выделяются:

§ Выборы представительных органов власти федерального уровни, а так же в представительные органы муниципальных образований. Это выборы в Государственную Думу, парламенты субъектов РФ;

§ Выборы высших должностных лиц различного уровня власти (сюда причисляются Президент РФ, глав муниципальных образований);

§ Выборы иных органов (контрольные органы муниципальных образований) и должностных лиц (мировые судьи).

Так же выборы можно подразделить в зависимости от причин (оснований) назначения:

· Очередные

· Досрочные

· Дополнительные

· Повторные

· Совмещенные

Очередные выборы проводятся, когда истекает установленный законом срок полномочий выборных органов власти и должностных лиц.

Досрочные выборы проводятся в том случае, когда досрочно истекает срок полномочий выборных должностных лиц, а так же когда досрочно прекращают свои полномочия выборные депутаты, что в свою очередь влечет за собой неправомерность законодательного (представительно) органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа муниципального образования. Если досрочное прекращение полномочий выборного должностного лица не влечет за собой прекращение полномочий органа федеральной или муниципальной власти, то назначаются дополнительные выборы.

Повторные выборы проводятся в том случае, если очередные, досрочные или дополнительные выборы не привели к избранию должностного лица, депутата или органа (выборы признаны несостоявшимися или недействительными). При этом, в законодательстве существует оговорка, что повторные или дополнительные выборы не могут назначаться или проводится, если в их результате депутат не может быть избран на срок более одного года.

Отдельно, следует упомянуть совмещенные выборы – выборы, которые назначаются на один и тот же день, и которые проводятся одновременно ы несколько органов власти федерального или муниципального уровней. Совмещению выборов объективно способствует установление в законе двух возможных дат их проведения (второе воскресенье марта или второе воскресенье октября). Благодаря подомному совмещению достигается экономия средств бюджета и материальных ресурсов, которые используются на нужды избирательного процесса. За счет выше указанного повышается уровень заинтересованности граждан в участии в избирательном процессе. Однако в законодательстве имеются определенные ограничения, касающиеся проведения совмещенных выборов: 1. Считается не допустимым совмещение дня голосования на выборах в федеральные органы власти, которые проводятся одновременно по всей территории РФ, с днем голосования граждан на референдуме. 2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» оговаривает и те случаи, когда не допускается совмещение дней голосований на нескольких выборах, в результате которых избиратель имеет возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выдаваемых на досрочных, повторных и дополнительных выборах (ст. 81).

Следующим критерием выделения видов выборов является их юридическое значение, как способа формирования органов власти. Здесь выделяют:

· Императивные выборы. Считаются единственным способом наделения публичными властными полномочиями. Это, прежде всего, выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы, депутатов представительных (законодательных) органов власти субъектов РФ, депутатов представительных органов округов, поселений.

· Альтернативные выборы проводятся для замещения депутатских мандатов и выборных должностей. В эту группу можно отнести выборы мировых судей, глав муниципальных образований, депутатов и контрольных органов муниципальных образований.

Согласно 3 статье Конституции РФ, можно выделить следующие принципы проведения процедуры выборов:

1. Гражданин РФ участвует в процедуре выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

осуществляемые непосредственно гражданами на основе федеральных законов выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы и иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ.

9.Выборы в России: понятие, виды. Избирательное право: понятие, структура, предмет регулирования.

В РФ принято различать три уровня выборов: федеральные; региональные; муниципальные. Ф.в. — это осуществляемые на основе федеральных законов непосредственно гражданами РФ выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы, а также иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ. В частности, посредством Ф.в. может быть сформировано Конституционное Собрание. Региональные выборы представляют собой осуществляемые в соответствии с законодательством субъектов РФ выборы их законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти. На региональном уровне принцип выборности распространяется на депутатов (членов) законодательных (представительных) органов и высших должностных лиц исполнительных органов государственной власти. В отдельных субъектах РФ путем выборов формируются иные государственные органы (в частности, региональные органы конституционного контроля). Муниципальные выборы — это выборы, посредством которых жители муниципальных образований формируют в предусмотренном законодательством порядке представительные и исполнительные органы власти и органы власти местного самоуправления.

Действующее избирательное законодательство различает следующие основные виды выборов: а) очередные выборы — проводимые по истечении установленного законом срока полномочий законодательного (представительного) или исполнительного органа (выборного должностного лица) государственной власти; б) досрочные выборы — проводимые в связи с досрочным прекращением полномочий выборного органа власти; в) выборы в порядке ротации — осуществляемые на региональном уровне в отношении части депутатов или депутатов одной из палат представительного органа государственной власти; г) дополнительные выборы — вместо выбывшего депутата вследствие досрочного сложения им полномочий; д) повторные выборы — проводимые в тех случаях, когда очередные выборы признаны несостоявшимися или недействительными.

Источник: Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Понятие и виды выборов. Назначение выборов. Составление и регистация списков избирателей. Образование избирательных округов

Под выборами следует понимать установленную законом государственно-правовую процедуру, во время которой граждане отдают свои голоса за партию или кандидата, в результате чего формируется выборный (представительный) орган власти или избирается (занимает свой пост) конкретное должностное лицо- президент, мэр города, судья и т.д.

Выборы президента РФ 2018

Выборы являются полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвуют 2 и более кандидатов или несколько партий.

Выборы определяют расклад политических сил, отражают влияние той или иной партии или кандидата, избирательного блока, политической группы. Результаты выборов, если они проводятся по правилам, в честной борьбе, отражают настроение избирателей, тенденцию развития страны.

Классификация выборов : 1)в зависимости от территории их проведения — -общенациональные (проводятся в масштабах одной страны);

Региональные (проводятся на уровне субъектов РФ);

Местные (локальные; охватывают административно-территориальную единицу или город); 2)в зависимости от того, кого выбирают, выборы делятся-

Президентские (президент РФ);-выборы в Государственную Думу РФ;

Выборы в региональные и местные законодательные (представительные) органы власти; 3) по волеизъявлению граждан (избирателей) в РФ выборы являются прямыми.Прямые выборы — это непосредственно избрание конкретного человека на определённый пост.4) по очередности в РФ выборы бывают очередные и внеочередные;Очередные выборы — проводятся после истечения определённого срока полномочий данного органа, то есть срока, установленного в законе (срок полномочий президента РФ-4 года, губернаторы Свердловской области- 4 года: Конституция РФ и Избирательный кодекс Свердловской области соответственно) или должностного лица.Внеочередные выборы — проводятся до истечения срока полномочия представительного органа или должностного лица.

Что касается коллегиального органа- возможно, потому что в законодательстве о выборах закреплена процедура досрочного роспуска представительного органа. В таком случае назначаются досрочные выборы.

НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ - акт уполномоченного органа государства, провозглашающий в установленные законом сроки дату проведения выборов. выборы депутатов ГД назначает своим указом Президент РФ. В свою очередь, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Днем выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который они были избраны. При этом срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее 4 месяцев. При досрочном прекращении полномочий Президента, а равно при роспуске ГД днем выборов является последнее воскресенье перед истечением 3 месяцев с момента досрочного прекращения полномочий или роспуска ГД. ФЗ от 19 сентября 1977 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой муниципального образования. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.

Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке..

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей.

Избирательный округ – территория, образуемая и установленном законодательством порядке для проведения выборов, от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом.

При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа образовываются при соблюдении следующих требований:

— примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей;

— избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

При соблюдении указанных требований об образовании избирательных округов учитывается административно-территориальное деление субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

⇐ Предыдущая24252627282930313233Следующая ⇒

Похожая информация:

  1. Cетевые экраны (firewall). Их назначение
  2. I. Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение ОВОС
  3. II.Образование избирательных округов и участков
  4. IV. Назначение, техническое состояние и стоимость зданий и сооружений
  5. IV. Назначение, техническое состояние и стоимость зданий и сооружений. ПМ 02 Осуществление кадастровых отношений
  6. IV. Термодатчики, их устройство и назначение
  7. X. Формирование списков поступающих и зачисление на обучение
  8. А. Понятие и измерение эластичности
  9. Автоматический регулятор режимов торможения усл.№265. Назначение и расположение в вагоне. Устройство и принцип действия при торможении и отпуске
  10. Автотранспортные кредиты: понятие, виды, перспективы развития покрытия
  11. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации, его понятие и принципы
  12. Административно-территориальное устройство Челябинской области: понятие, виды административно-территориальных единиц, населенных пунктов

Поиск на сайте:

План

1. Введение

2. Понятие и виды избирательной системы

2.1.

2.2. Пропорциональная избирательная система

2.3. Смешанная избирательная система

3. Понятие и структура избирательного процесса

3.1. Назначение выборов

3.2. Регистрация избирателей и составление избирательных списков

3.3. Образование избирательных округов и избирательных участков

3.4. Формирование избирательных комиссий

3.5. Выдвижение и регистрация кандидатов

3.6. Предвыборная агитация и информирование населения

4. Проблемы фальсификации выборов

5. Заключение

Введение

В демократическом обществе и государстве важнейшее значение имеет выборный путь реализации народовластия.

Выборы президента России в 2018 году

Выборный путь формирования многих важнейших органов власти, регулярное проведение свободных и честных выборов — один из наиболее ярких показателей действительного демократизма существующего в стране политического строя, главный критерий его легитимности. Как отмечается во Всеобщей декларации прав человека (ст.21ч.3), «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования» .

Выборы представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Актуальность данной работы состоит с том, что именно через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан.

Целью работы является анализ состояния современного избирательного процесса в Российской Федерации. А именно, какие, в настоящее время, избирательные системы используются в России, каковы стадии проведения избирательного процесса и проблемы связанные с этими стадиями, а также дать характеристику способом фальсификации выборов.

Работа состоит из трех глав. В первой главе «Понятие и виды избирательной системы», дана характеристика современным избирательным системам, а также суть их применения в современной России.

Во второй – «Понятие и основные этапы избирательного процесса» рассмотрены основные этапы проведения выборов и проблемы связанные с этими этапами. В третьей – «Проблемы фальсификации выборов» описаны наиболее распространенные способы фальсификации итогов голосования.

1.Понятие и виды избирательной системы

Избирательная система – порядок выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами . В Российской Федерации гражданами избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ, высшие должностные лица (главы высших исполнительных органов) субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления, возможны выборы глав муниципальных образований, других органов и должностных лиц местного самоуправления.

Термин избирательная система используется в широком и узком смысле слова.

В широком смысле слова избирательная система – это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов.

Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадии избирательного процесса вплоть до его завершения. В узком смысле – это определение того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность.

Избирательные системы по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления (а также выборных должностных лиц) устанавливаются федеральными законами, законами субъектов РФ (а по выборам в органы местного самоуправления также уставами муниципальных образований) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», конституциями (уставами) субъектов РФ.

Законодательно установленная для выборов, какого либо органа избирательная система влияет не только на персональный или партийный ее состав: все этапы избирательного процесса, начиная от выдвижения кандидатов в не малой степени также зависят от того, каков метод определения голосования.

Не только выборы, но и другие важные политические аспекты политической жизни страны (региона) находятся под определенным (подчас весьма сильным) воздействием существующей модели избирательной системы: функционирование партий и партийная система в целом; деятельность парламента; стабильность правительства и всего механизма исполнительной власти и др. Одни типы избирательной системы могут поощрять развитие партий и многопартийной борьбы, другие – создавать особо благоприятные условия для становления двухпартийной системы; некоторые более выгодны для крупных, другие – для мелких партий и группировок; отдельные ее модели содействуют укреплению и централизации партий, иные, наоборот, стимулируют внутрипартийную борьбу. Существуют виды избирательных систем, которые могут эффективно применятся в условиях «партийного государства» и общества; другие формально сохраняют внепартийный характер. Наконец, что, безусловно, необходимо иметь в виду: практически любая из известных разновидностей избирательных систем в той или иной мере искажает волю граждан, высказанную на выборах, хотя характер содержания этих искажений для разных ее моделей не одинаковы .

В Российской Федерации детальные правила в отношении избирательной системы установлены конституцией только в отношении выборов главы государства (президента). Таким образом, федеральный законодатель, равно как и органы власти субъектов РФ, муниципальных образований, имеют возможность самостоятельно определять избирательную систему для формирования представительных органов всех уровней, глав исполнительной власти российских регионов, городов и т.д.

Применявшиеся в Российской федерации разновидности избирательной системы, к сожалению, далеки от совершенства, и вызывают обоснованную критику со стороны специалистов, парламентариев, политиков и политических организаций. Пожалуй, как ни в одной другой сфере избирательного законодательства, именно применительно к моделированию избирательной системы России особое место приобретает изучение мирового опыта организации выборов, определения их победителей. Последний отличается многообразием: чем шире круг известных нам моделей избирательной системы, чем больше мы знаем о них, тем больше шансы подобрать в этом многообразии, ту одну модель, которая будет в наибольшей степени соответствовать условиям определенного субъекта местного самоуправления, региона, Российского государства в целом.

Наиболее распространенными из применяемых в мировой практике избирательных систем являются мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.

1.1 Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная система (от фр. Majority– «большинство») предполагает, что для избрания кандидат на мандат депутата или на иную выборную должность должен получить большинство голосов избирателей в избирательном округе (при выборах в парламент) или в масштабе всей страны (на президентских выборах). Применительно к парламентским выборам вся страна делится на примерно равные по числу избирателей округа, причем от каждого округа избирается один депутат (хотя могут быть созданы и многомандатные округа). Эта система имеет несколько разновидностей. Наиболее распространены две разновидности – мажоритарная система абсолютного большинства и мажоритарная система относительного большинства.

Самая простая разновидность – это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10% голосов или даже меньше .

Сторонники мажоритарной системы относительного большинства, полагают, что она обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими системами.

Во-первых, поскольку эта система проводится в один тур, то эта система всегда результативна и поэтому экономична. Избиратели избавляются от необходимости повторно идти на избирательные участки, что всегда обременительно (от частых выборов избиратели «устают»), а государство не тратит средства на организацию и проведение еще одного голосования. Однако следует заметить, что это преимущество ощутимо, прежде всего, при системе голосования, когда выборы признаются состоявшимися при любой явке. В России же установлен порог явки для избирателей: выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 50% избирателей на выборах Президента РФ и не менее 25% на выборах депутатов Госдумы РФ.

Классификация выборов

Лекция 12. Избирательная система

Избирательная система — это порядок организации и проведения выборов, закрепленный в юридических нормах.

Избирательная система относится к правовым нормам политической системы. У нас в России порядок выборов определяется Конституцией РФ 1993 г.

Гражданин выступает в качестве избирающего (активное избирательное право) и (или) избираемого (пассивное избирательное право).

Классификация выборов

1) всеобщие – ограниченные

2) равные – неравные

3) прямые – косвенные (многостепенные)

1) всеобщие – ограниченные

Всеобщность – право всех граждан, достигших определенного возраста, участвовать в выборах (как правило, с 18 лет, в РФ – с 18 лет).

Бывают ограничения : имущественный ценз, ценз оседлости, образовательный, возрастной, национальный и др.

Россия в 1906 г . (1 государственная дума): не допускались к выборам женщины, военнослужащие, некоторые национальные меньшинства.

В РФ : выборы президента с 35 лет (не более 2 сроков подряд), ценз оседлости 10 лет; депутат Государственной думы с 21 года; судья – с 25 лет, высшее юридическое образование стаж работы 5 лет.

По Конституции РСФСР 1918 г. не избирали и не могли быть избранными лица, использующие наемный труд, живущие на нетрудовые доходы (с капитала, с предприятий, с имущества), частные торговцы, служители церкви, служащие бывшей полиции, жандармерии (10% населения).

В Канаде в Сенат может входить лицо, владеющее недвижимой собственностью.

В Великобритании при выборах в палату общин парламента нужно внести крупный избирательный налог.

Возрастной ценз в верхнюю палату парламента США и Японии – 30 лет, во Франции – 35 лет, в Бельгии и Испании — 40 лет.

2) равные – неравные

Равные — единая норма представительства (равное количество избирателей, приходящихся на одного кандидата в депутаты).

В РФ – равные.

Неравные: выборы в Государственную думу в России в 1906 году:

1 крестьянин — от 30 тыс. крестьян

1 рабочий — от 90 тыс. рабочих

1 помещик — от 2 тыс.

Выборы в России

помещиков

1 предприниматель, купец — от 7 тыс. человек.

По Конституции РСФСР 1918 г.:

1 рабочий — от 25 тыс. рабочих

1 крестьянин — от 125 тыс. крестьян

3) прямые – косвенные

В РФ – прямые выборы.

Выборы в Государственную думу в 1906 г. – многостепенные (4-степенные):

Сельский сход уезд губерния дума.

Для рабочих – 3-степенные.

В США — косвенные (гражданами избираются выборщики, а те избирают президента).

В СССР первое законодательное закрепление всеобщих, прямых, равных, тайных выборов по Конституции 1936 года.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Выборы Президента Российской Федерации: история и современность

2.3 Голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации. Признание выборов несостоявшимися и недействительными

Голосование является важным этапом при проведении выборов Президента. Голосование начинается в 8 часов и заканчивается в 20 часов по местному времени. Голосование может закончиться до 20 часов, если проголосовали все избиратели…

Выборы – юридическая природа, назначение и виды

2.1 Назначение выборов

Назначение выборов — самостоятельная стадия избирательного процесса. Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня…

Выдвижение кандидатов на выборы

1.1 Назначение выборов

В нормативных правовых актах о выборах закрепляется перечень уполномоченных органов и должностных лиц, на которые возложена конституционно-правовая обязанность назначения и проведения выборов. Выборы органов или депутатов, указанных в п. 1 ст…

Государственное устройство США

Процедура выборов

Каждый штат осуществляет контроль за проведением местных выборов, устанавливая процедуру и сроки регистрации избирателей, при этом весь штат делится на избирательные округа или участки…

Избирательное право в Республике Казахстан

1. Понятие выборов

Выборы как один из механизмов распределения властных полномочий получили широкое распространение в сфере политики. При распределении власти, кроме выборов, используются методы назначения, наследственной передачи власти, кооптации…

Избирательное право Российской Федерации и практика его реализации

2.1 Назначение выборов

Одной из стадий избирательного процесса, обеспечивающей определенную периодичность проведения выборов соответствующего уровня в государстве, является порядок назначения выборов уполномоченным на то органом или должностным лицом…

Избирательный процесс в зарубежных странах

1.2 Стадия назначения выборов в зарубежных странах; формирование избирательных округов и участков; составление списков избирателей; формирование органов, организующих проведения выборов в зарубежных странах

Избирательный процесс начинается с назначения выборов. Оно связанно с изданием правового акта (обычно главой государства), определяющего дату проведения выборов. Это является началом официальной избирательной компании…

Избирательный процесс: понятие и структура

2.2 Назначение выборов

Рассмотрим вопросы назначения выборов на государственные выборные должности категории «А» Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.95 №119-ФЗ. Ст. 1…

Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации

2.1 Проведение выборов

В соответствии со ст. 81 Конституции РФ Президент РФ избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании…

1.1 Организация выборов

Понятие «организация выборов» многоаспектно. В самом общем виде это деятельность по подготовке и проведению выборов органов и должностных лиц местного самоуправления…

Особенности проведения муниципальных выборов и референдума в РФ

1.2 Назначение выборов

Назначение выборов знаменует собой старт избирательной кампании, а самостоятельное значение этой стадии избирательного процесса обеспечивается строгостью законодательного регулирования, отношений…

Особенности российского избирательного процесса

3. Основания и порядок назначения выборов. Сроки назначения выборов различного уровня.

Подведение итогов президентских выборов в РФ

Субъекты права назначения выборов

Выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов и глав муниципальных образований назначаются по истечении сроков их полномочий…

Приобретение гражданства и избирательный процесс

2.1 Назначение выборов

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования…

Процедуры избрания Президента и депутатов Государственной думы в России

2.1 Назначение выборов

Порядок назначение регулируется, Конституцией Российской Федерации, а также принятых на основе нее законов…

Свободные и добровольные выборы как основная форма непосредственной демократии в Российской Федерации

2.1 Назначение выборов

Рассмотрев различные виды избирательных систем в целом и опыт их применения, а также попытки модернизации в разных странах, вернемся к нашему Государству. Исследуя вопрос о непосредственной демократии в нашей стране…

Виды выборов

Выборы классифицируются в зависимости от:

  • 1) видов избираемых органов, должностных лиц, их места в системе власти;
  • 2) целей выборов.

По первому основанию выделяют выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, выборы Президента РФ (федеральные выборы), выборы главы субъекта РФ, выборы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (региональные выборы), выборы представительных органов и глав муниципальных образований (муниципальные выборы).

По данному основанию выделяют также совмещенные выборы . По второму основанию выделяют выборы очередные (основные), дополнительные, досрочные, повторные. Очередные (основные), досрочные, повторные выборы называют также общими выборами.

Очередные выборы проводятся в связи с истечением установленного законом срока полномочий представительного органа, выборного должностного лица. Они назначаются таким образом, чтобы вновь избранные органы или должностные лица смогли приступить к исполнению своих полномочий сразу после истечения срока полномочий их предшественников. Главная цель очередных выборов – обеспечение преемственности публичной власти. Дополнительные выборы направлены на замещение вакантных депутатских мандатов в представительном органе власти текущего созыва. Такая вакансия может образоваться после отзыва депутата, перехода его на работу, не совместимую с депутатским мандатом, по иным причинам . Цель дополнительных выборов – обеспечение максимального уровня представительности органов публичной власти. Досрочными называют выборы, проводимые в связи с досрочным прекращением полномочий представительного органа власти, должностного лица. Здесь применительно к представительному органу речь идет не о заполнении отдельных депутатских вакансий, а о необходимости проведения новых общих выборов. Главная цель досрочных выборов в отличие от очередных выборов – их чрезвычайный характер, необходимость восстановления представительной власти в кратчайшие сроки. Повторные выборы проводятся тогда, когда очередные либо досрочные выборы признаются несостоявшимися или недействительными или кандидат, избранный по единому, одномандатному или многомандатному округу, не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депутата, выборного должностного лица. Цель повторных выборов – завершение в упрощенном порядке ранее начатых выборов. Повторные выборы следует отличать от повторного голосования. При последнем заново проводится только акт голосования по двум кандидатам, набравшим на очередных, досрочных, дополнительных выборах наибольшее число голосов. Повторное голосование называют также вторым туром.

Понятие избирательного процесса

Избирательный процесс – это порядок подготовки и проведения разных видов выборов. Подготовка выборов включает в себя такие организационно-правовые мероприятия, как назначение выборов, образование избирательных округов и участков, составление и уточнение списков избирателей, формирование состава избирательных комиссий, финансирование выборов, информирование избирателей о выше перечисленных мероприятиях, обжалование действий органов власти, избирательных комиссий по подготовке выборов.

Проведение выборов заключается в выдвижении и регистрации кандидатов в депутаты и на выборные должности, информационном обеспечении выборов, проведении голосования, установлении итогов голосования и результатов выборов, их опубликовании, обжаловании действий избирательных комиссий, иных субъектов, участвующих в проведении выборов. Следует отметить, что проведение выборов в рамках конкретных избирательных кампаний опирается на мероприятия, проводимые как в ходе выборов, так и в межвыборный период . К ним относятся, например, учет (регистрация) избирателей, обучение актива избирательных комиссий, деятельность избирательных комиссий, работающих на постоянной основе . С учетом этого обстоятельства, а также регулярности проведения множества избирательных кампаний разного уровня, сферу выборов можно охарактеризовать как относительно обособленную отрасль публично-правовой "индустрии", в которую на профессиональной основе вовлечено множество разных субъектов (избирательные комиссии, работающие на постоянной основе, политические партии, полит-технологи, специализирующиеся на участии в избирательных кампаниях, и др.), назначением которой является периодическое обновление кадрового состава публичной власти в стране.

В России существуют три основных вида выборов: федеральные, региональные и муниципальные (местные) выборы.

К федеральным видам выборов относятся:

Выборы президента Российской Федерации;

Выборы депутатов нижней палаты Федерального собрания (Государственная дума).

К региональным видам выборов относятся выборы в республиках и/или субъектах Федерации:

Выборы президентов республик РФ;

Выборы глав республик РФ;

Выборы губернаторов;

Выборы в региональный парламент;

Выборы законодательных органов субъектов Федерации.

К муниципальным видам выборов относятся:

Выборы мэра (главы) города;

Выборы депутатов в городскую думу;

Выборы главы сельского поселения;

Выборы депутатов сельского поселения;

Выборы в органы самоуправления.

Выборы можно также классифицировать и по процедуре проведения - по установленным законом срокам и формату.

Очередные выборы - проводятся по окончании срока полномочий выбираемого органа власти.

Досрочные выборы - в случае досрочного прекращения полномочий избираемого органа власти и/или выборных должностных лиц.

Повторные выборы - если проведенные ранее выборы были признаны несостоятельными и/или недействительными по решению избирательной комиссии или по решению суда. (Повторные выборы - не то же самое, что повторное голосование, проводимое в случае, если кандидат не набрал необходимое количество голосов, а второй тур законом не предусмотрен).

Дополнительные выборы - проходят в случае досрочного прекращения полномочий одного или нескольких депутатов во время срока полномочий коллегиального органа власти. В случае досрочного сложения полномочий депутата дополнительные выборы проводятся в течение месяца со дня прекращения полномочий. В случае, если после досрочного сложения полномочий нескольких депутатов коллегиальный орган власти остался в неправомочном составе, проводятся новые основные выборы всего состава. Дополнительные выборы не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Участники выборов

Основными участниками выборов являются: кандидаты, избирательные комиссии, избиратели.

Кандидаты (в избирательном законодательстве) - граждане, предполагаемые к избранию и/или назначению в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Право быть избранным - пассивное избирательное право. Им обладают все граждане страны, проходящие установленные для конкретных выборов цензы. Например, возрастной ценз кандидата в президенты РФ - 35 лет.

В мировом избирательном праве существует два вида выдвижения кандидата: самовыдвижение и выдвижение кандидата от политической партии или избирательного объединения.

Политическая партия должна провести съезд или собрание, на котором происходят выборы кандидатов или списка кандидатов, для участия в выборах от данной партии. Раньше политическим партиям требовалось также собрать определенное число подписей избирателей в поддержку своих кандидатов. Однако, согласно недавно внесенным в законодательство изменениям, политические партии освобождаются от такой обязанности при проведении любых выборов, за исключением выборов президента РФ.

Необходимость сбора подписей осталась у кандидатов, выдвинутых путем самовыдвижения, и кандидатов, выдвинутых на выборы в органы местного самоуправления общественными объединениями, не являющимися политическими партиями.

Необходимое количество подписей зависит от вида выборов. Для местных выборов это обычно 1% от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. А для выборов президента РФ, по новому законодательству, -- 300 тысяч подписей для самовыдвиженца и 100 тысяч подписей для кандидата от партии. Ранее всем нужно было собрать 2 миллиона подписей.

Предвыборная программа кандидата- необходимое условие для победы на выборах. Сравнивая программы кандидатов, избиратель определяет для себя кандидатуру, за которую отдаст свой голос.

Программа кандидата состоит из важных для страны/региона социальных вопросов и способов их решения. При условии, что выборы кандидатов были проведены в ходе честного и демократического процесса и основой для выбора послужила личность кандидата и его предвыборная программа, степень исполнения или неисполнения обещанной программы является одной из причин доверия или недоверия граждан к избранному руководителю.

Избирательные комиссии - независимые коллегиальные органы, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня.

Согласно закону № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательные комиссии осуществляют свою деятельность открыто и гласно. Не допускается вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан.

Избиратели - граждане, обладающие активным избирательным правом, то есть правом избирать. Активным избирательным правом обладают все граждане страны, которым на день очередного голосования исполнилось 18 лет.

Права и обязанности избирателя связаны с реализацией установленных законодательством принципов проведения в Российской Федерации выборов. Основным принципом является то, что избиратель участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.