Понятие обособленного подразделения юридического лица. Чем отличается филиал от обособленного подразделения

Иногда забывают о таком аспекте предпринимательской деятельности, как создание обособленных подразделений. Казалось бы, зарегистрировал фирму и работай спокойно. Однако законодатель устанавливает массу различных обязанностей, которые необходимо будет исполнить.

Сразу отметим, что для ООО, в котором работает только сам учредитель никаких обособленных подразделений (далее – также «ОП», «обособка») открывать не нужно – такая обязанность будет только у тех, кто нанимает себе помощников по трудовым договорам.

Что такое обособка?

Зарегистрировать ООО можно и по адресу места проживания самого учредителя. Это может быть его дом или квартира. Если не создавать промышленных производств в многоквартирных домах, то квартира может вполне стать приемлемым вариантом для регистрации.

Если деятельность Общества будет осуществляться исключительно по адресу регистрации, то обособку создавать будет не нужно. Однако не каждый вид деятельности можно осуществлять, находясь только по одному адресу.

Например, если заниматься торговлей, то без открытия точек розничной продажи будет обойтись проблематично.

В этом случае деятельность ООО будет производиться не только по зарегистрированному адресу, но и в местах, отличных от него. Этот признак является первым, по которому нужно задуматься о создании ОП, но спешить с его открытием не нужно. Дело в том, что юридические нормы связывают регистрацию обособок с наличием рабочих мест по их адресам, если же рабочих мест там не создано, то обязанности не возникает.

Отличие обособки от филиалов и представительств

У многих может возникнуть путаница в голове, а что именно подразумевается под ОП? Согласно ст.55 ГК РФ к ним относятся представительства и филиалы. Но у них совершенно иной порядок создания, с внесением информации в ЕГРЮЛ.

Есть и иные виды обособок, о которых говориться в ст.11 НК РФ, и именно их нужно открывать, если деятельность компании осуществляется не только по её основному адресу.

Согласно данной норме, ОП представляет собой любое структурно обособленное от организации подразделение, где на сроки более одного месяца созданы рабочие места, являющиеся стационарными.

Исходя из формулировок нормы, ОП должно открываться только при совокупном соблюдении следующих правил:

  1. По месту ОП оборудованы рабочие места. Исходя из положений норм ст.209 ТК РФ, рабочее место представляет собой контролируемое работодателем место, куда в силу исполнения своих обязанностей должен прибыть работник, что трудится у данного работодателя по трудовому договору.
  2. Рабочее место является стационарным. Это означает, что работу выполняют не дистанционные работники, которые трудятся удаленно, а люди, что находятся непосредственно на местах, где созданы все необходимые условия для их работы.
  3. Рабочее место создано более чем на месячный срок. Любые иные рабочие места, что существуют меньшее количество времени, не влекут возникновения обязанности по открытию ОП.

Важно! Если с физическими лицами заключён не трудовой договор, а ГПХ, то обязанностей по открытию обособок не возникает, поскольку не оказание услуг по договорам ГПХ не влечёт возникновения рабочих мест.

Таким образом, если в ООО есть склад на окраине города, где хранятся партии товара, то, фактически, по адресу склада тоже осуществляется деятельность компании. Однако на этом складе нет ни охранника, ни сортировщика – только товар, находящийся под сигнализацией. В этом случае регистрировать обособку не нужно, поскольку рабочее место не оборудовано.

Если же на складе каждый день сидит сторож, и его рабочее место просуществует более чем 1 месяц, тогда необходимость в открытии ОП есть. Точно также, если ООО открывает какие-то торговые точки по городу – если там есть продавец, который работает на постоянной основе, то обособленное подразделение открывается.

В чём смысл открытия ОП?

Открытие обособок имеет значения для сбора налоговых отчислений. Согласно ст.230 НК РФ, НДФЛ за работников должен уплачиваться по месту нахождения ОП, в которых они трудятся.

При расширении бизнеса, ООО может открыть несколько ОП в разных городах своего присутствия. Соответственно, именно по месту нахождения каждой обособки за каждого работника, что трудится в них, и должен уплачиваться НДФЛ.

Если ООО зарегистрировано в Белгороде , а деятельность осуществляется в Старом Осколе, то тут вопросов нет – разные регионы, разные налоговые органы.

А как быть в том случае, если обособка создается буквально на соседней улице и имеет с головной организацией одну и ту же налоговую? В этом случае открывать ОП не нужно?

Формулировки закона не делают таких исключений. В законе сказано, что открывать обособки необходимо во всех случаях, когда место деятельности производится не по месту адреса регистрации ООО. Поэтому, во избежание проблем с ФНС, лучше регистрировать все ОП, даже если они находятся в том же регионе и будут состоять на учёте в одной налоговой инспекции с головным офисом.

Как открыть обособленное подразделение

Ст.84 НК РФ устанавливает, что постановка обособок на учёт производиться путём направления специальных сообщений в налоговые органы. Если ОП соответствует всем условиям о рабочем месте, то в месячный срок с момента его создания, согласно ст.23 НК РФ, в ФНС, где числиться на учёте ООО, нужно направить сообщение формы №С-09-3-1.

Важно! Направлять данный документ необходимо в инспекцию по месту учёта ООО, а не по месту открытия ОП – это довольно распространённая ошибка. Если направить сообщение напрямую в налоговый орган, в котором будет состоять на учёте обособка, то сообщение будет возвращено заявителю.

Сообщение формы №С-09-3-1 необходимо подписать руководителем ООО, либо уполномоченным доверенностью лицом. Доверенность необходимо будет приложить к сообщению, других документов прикладывать не нужно.

Сообщение можно подать и в электронном виде посредствам подписания его ЭЦП руководителя.

Как заполнить документы для открытия обособки

Для открытия обособки необходимо заполнить документ по ф. №С-09-3-1, в котором следует указать следующие данные:

  • наименование ООО;
  • ОГРН, ИНН, КПП;
  • информацию о количестве создаваемых ОП и количестве листов сообщения;
  • сведения о руководителе или представителе (с указанием ФИО и ИНН, телефона и электронной почты);
  • информацию о создании ОП, его наименовании (можно придумать любое, но чтобы потом не запутаться), адрес ОП и дату его создания.
  • Заявление подписывается руководителем, ставится дата и печать (если она в ООО предусмотрена Уставом).

В случае изменения каких-либо данных о подразделении, например, при изменении адреса или наименования, подается сообщение этой же формы в течение трёх дней с момента произошедших изменений.

Если ООО прекращает деятельность через ранее созданные ОП, то в ФНС нужно подать сообщение формы №С-09-3-2. Сделать его нужно в течение того же срока, что и при внесении изменений в сведения об обособке. В случае нарушений правил создания ОП или нарушения сроков, законом предусмотрены штрафные санкции по ст.116 НК РФ и ст.15.6 КоАП РФ.

В отличие от индивидуальных предпринимателей юридические лица (далее по тексту - ЮЛ) вправе создавать свои обособленные подразделения (далее по тексту — ОП) для различных целей. Законодательство России подробно регламентирует условия и порядок их создания. В данной статье мы ответим на возможные вопросы, возникающие при создании соответствующих подразделений на практике.

Что такое обособленное подразделение организации

Для ответа на этот вопрос вначале надлежит разобраться с соответствующим понятием. Определение данного понятия приводится в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ .

Согласно указанной норме основными признаками ОП являются:

  • различие адресов мест нахождения ЮЛ и ОП. Финансовое ведомство России отмечает, что обособленность филиала (представительства) от ЮЛ имеет место в случае, если адреса ОП и ЮЛ различны (Письмо от 18 августа 2015 года № 03-02-07/1/47702);
  • наличие по месту нахождения ОП стационарных рабочих мест (далее по тексту — СРМ). Организованное ЮЛ рабочее место должно функционировать не менее 1 месяца.

Если подразделение установленным критериям не соответствует, оно не признается обособленным подразделением. Что это в таком случае - предмет отдельного рассмотрения, но такая структура не подпадает под понятие ОП в смысле, придаваемом ему законодательством. Следовательно, отсутствует необходимость отражения такого структурного образования в ЕГРЮЛ.

Виды обособленных подразделений

Представительство

Направлениями деятельности представительства ЮЛ являются представление интересов организации и их защита (). Как видим, наименование структуры в полном объеме соответствует предназначению указанного ОП.

Учитывая понятие ОП и направления деятельности представительства, можно сформулировать его основные признаки:

  • расположение по адресу, отличному от адреса головной организации;
  • осуществление функций по представлению интересов ЮЛ и их защите.

Представительство не является ЮЛ, его руководитель действует на основании доверенности от головной организации, а само представительство - на основании соответствующего регламентирующего положения, утвержденного создавшей его организацией.

Представительство может, к примеру, осуществлять рекламную функцию ЮЛ, поиск клиентов для ЮЛ в различных регионах и т.п.

Филиал

Еще один вид обособленного структурного подразделения — это филиал.

Несмотря на более обширный по сравнению с представительством спектр полномочий, филиал самостоятельной организацией также не является.

Правовое основание деятельности аналогично представительству:

  • директор филиала получает назначение и доверенность в головной организации;
  • филиал действует на основании принятого головной организацией положения.

Важно!

Руководитель ОП получает доверенность действовать от имени организации, а не от имени ОП, т.к. правовой статус обособленного подразделения не позволяет его руководителю признаваться единоличным исполнительным (либо иным) органом юридического лица (т. е. головной организации).

Информация о филиалах и представительствах отражается в Едином государственном реестре юридических лиц, откуда попадает в налоговые органы с целью учета.

Если стационарные рабочие места не организованы, то ОП не возникает.

Под созданием стационарного рабочего места понимаются организация условий для осуществления трудовой функции работника, а также непосредственно осуществление трудовой деятельности (Письмо Минфина России от 01 марта 2012 года № 03-02-07/1-50 , ).

Если стационарное рабочее место создано, то не имеет значения, сколько именно времени работник исполняет должностные обязанности на этом месте (Письмо Минфина России от 18 января 2012 года № 03-02-07/1-20).

Выяснив, что обособленное структурное подразделение юридического лица - это филиал или представительство, действующие на основании специальных положений и не являющиеся ЮЛ, переходим к рассмотрению формальностей, необходимых при создании ОП.

В каких случаях открывается обособленное подразделение

Как уже отмечалось, случаи, влекущие необходимость создания ОП, могут быть различными.

К примеру, головная организация, зарегистрированная в городе федерального значения, осуществляет оптовую торговлю в различных субъектах Российской Федерации. Для торговли в соответствующих регионах ей необходимы организация складских помещений и трудоустройство наемных работников, осуществляющих контроль за сохранностью товаров на местах. Если для этого создаются стационарные рабочие места на срок более чем на 1 месяц, у ЮЛ возникают необходимость создания ОП и, как следствие, обязанность по его регистрации в налоговых органах.

Создание обособленного подразделения НК РФ связывает с необходимостью постановки его на учет в Инспекции Налоговой службы России по месту нахождения каждого ОП (пункт 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ).

Как следует из Письма Финансового ведомства от 11 декабря 2015 года № 03-02-07/1/72669 , если несколько ОП созданы ЮЛ в одном муниципальном образовании, то постановку на учет надлежит осуществить по месту нахождения одного из ОП по усмотрению ЮЛ.

Согласно пункту 3 статьи 83 Налогового кодекса РФ постановка на учет по месту нахождения филиала или представительства ЮЛ осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В иных случаях, когда ОП не является филиалом или представительством, подпункт 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ предписывает организациям уведомлять о создании ОП ИФНС России по месту нахождения ЮЛ в течение одного месяца со дня создания ОП.

Как бы странно это ни звучало, но создать можно неумышленно. Такие случаи достаточно часто встречаются на практике. Нередко это "неумышленное" действие влечет ряд негативных последствий. Рассмотрим далее, что собой представляет .

Определение

Обособленное структурное подразделение юридического лица - это предприятие, открытое основной организацией и соответствующее ряду требований, закрепленных законодательством. Чтобы компания была признана в этом статусе, необходимо соблюсти ряд условий. В первую очередь на таком предприятии должны существовать рабочие места стационарного типа, оборудованные должным образом. Они будут считаться созданными, если сформированы на срок, превышающий месяц. Еще одно требование - территориальная обособленность от главной организации.

Нюансы

Стоит отметить, что будет считаться таковым вне зависимости от того, отражен процесс его образования в учредительной или другой организационно-распорядительной документации или нет. Если оно начало работу, то должны быть соблюдены требования закона. Для признания не будут иметь значения полномочия и .

Рабочее место

Его понятие раскрывается в 209-й статье ТК. Рабочим называется место, куда гражданин прибывает для осуществления своей производственной деятельности. При этом оно должно косвенно либо прямо контролироваться нанимателем. В последнее время стали весьма распространены так называемые "удаленные (виртуальные) офисы". Сотрудники многих предприятий работают у себя дома, используя свои технические средства (компьютеры, в частности).

Жилплощадь этих граждан, разумеется, не может контролироваться нанимателем ни прямо, ни даже косвенно. Соответственно, в этом случае обособленное подразделение юридического лица не создается. Следует учесть еще один очень важный факт. Рабочее место обязательно должно создаваться самим юрлицом. Не имеет значения, арендовано будет помещение, в котором оно будет сформировано, или находиться в собственности. К примеру, клининговая компания отправляет сотрудницу в офис к клиенту для осуществления ежедневной уборки в течение двух мес. В данном случае создания подразделения не будет, поскольку помещение или даже отдельная его часть нанимателю не принадлежат. В этой ситуации сотрудница считается командированной.

Мнение минфина

Министерство считает, что рассмотрение каждого случая потенциального создания подразделения необходимо производить с учетом конкретных обстоятельств и факторов. Специалисты поясняют, что решение вопроса об отсутствии либо наличии признаков такого предприятия должно осуществляться с принятием во внимание существенных условий договоров (предоставления услуг, подряда, аренды и пр.), которые были заключены между организацией и контрагентом. Учитывать следует все фактические обстоятельства, связанные с деятельностью, осуществляемой российскими юридическими лицами. Обособленных подразделений у организации может быть много. Законодательные нормы не содержат никаких ограничений на этот счет.

Территориальная обособленность

Это второй признак, которому должно соответствовать предприятие, открытое основной организацией. В законодательстве отсутствует четкое его определение. По мнению экспертов, территориальная обособленность предполагает расположение юрлица вне места главной организации. При этом основной адрес последней должен указываться в учредительной документации.

Классификация

Какими могут быть обособленные подразделения? Филиалы и представительства юридических лиц - два основных вида предприятий, открытых главной организацией. Каждый из них имеет ряд особенностей. Представительство - это обособленное подразделение юридического лица , которое работает на территории, отличной от той, которая указана в учредительных документах головной организации, выражает ее интересы и обеспечивает их защиту. Понятие раскрывается в 55-й статье ГК (п. 1). Филиал - это обособленное подразделение юридического лица , которое работает на территории, отличной от той, которая, опять же, указана в учредительных документах головной организации и реализует все ее задачи либо какую-то конкретную их часть. Определение присутствует в указанной выше статье в п. 2. Таким образом, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, выполняющее достаточно большой объем задач.

Требования

Законодательство не предписывает обязательную разработку положений, на основании которых будут действовать обособленные подразделения юридического лица. Форма этого нормативного акта, соответственно, не включена в число унифицированных. Однако на практике выработаны типовые положения, которыми организация может руководствоваться. Необходимо также отметить, что сведения о созданных обособленных подразделениях должны присутствовать в учредительной документации головного предприятия. Соответствующее требование установлено в п. 3 55-й статьи ГК. Нормы допускают деятельность подразделений без руководителя.

Важный момент

Следует подчеркнуть, что осуществления деятельности головной организации, не может являться самостоятельным субъектом налоговых и гражданско-правовых отношений. На них возлагается обязанность по совершению обязательных бюджетных отчислений. Но в данном случае речь идет о деятельности головной организации через ее обособленное подразделение.

Постановка на учет

Законом предусмотрена процедура, проведение которой обеспечивает признание правомерности деятельности, которую ведет обособленное подразделение юридического лица. Регистрация производится в налоговом органе по адресу нахождения созданного предприятия. При этом постановку на учет необходимо осуществить в месячный срок с даты образования предприятия. Соответствующее предписание содержится в 83-й статье НК (п. 4).

Особенности процедуры

На практике бывает так, что обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места деятельности головной организации, не начало работу в течение первого месяца с момента своего создания. В таком случае подавать заявление в ФНС нет необходимости. Если же спустя 2 месяца предприятие все же начало работу, то встать на учет нужно в обязательном порядке. При этом, соответственно, сделать это, не нарушая предписаний НК, не получится. Эксперты рекомендуют все-таки зарегистрировать подразделение в установленный законом срок, даже если в первый месяц оно работать не будет. Формальное соблюдение процедуры позволит избежать множества проблем в будущем.

Уведомление

Кроме постановки на учет подразделения по месту его расположения, головная организация обязана известить налоговую инспекцию по адресу своего нахождения о создании предприятия. Аналогичное уведомление обязательно и в случае закрытия фирмы. В последнем случае извещение должно быть направлено в течение месяца. Сообщение оформляется по ф. С-09-3.

Соблюдение требований при открытии нескольких предприятий

Если организация создает несколько подразделений в пределах муниципалитета, в котором сама осуществляет деятельность, то повторно вставать на учет нет необходимости. Соответствующее положение закреплено 83-й статьей в п. 1. В такой ситуации головное предприятие обязано только направить в ФНС сообщение о создании подразделения. Уведомление осуществляется по правилам 23-й статьи (п. 3).

Если же несколько подразделений расположены в одном МО, но на территориях, подведомственных различным инспекциям, постановка на учет может производиться контрольным органом по адресу нахождения одного из них. Его определяет головное предприятие. Приняв решение, организация направляет в инспекцию письмо. Соответственно, оно направляется в ту инспекцию, которая находится по адресу нахождения выбранного предприятия. Уведомление оформляется по ф. КНД № 1111051.

Фактический и юридический адрес

Достаточно часто на практике эти два понятия отождествляются. Под юридическим адресом подразумевается место расположения организации. Его определение регламентируется ГК, 54-й статьей (п. 2): установлено, что адрес расположения предприятия соответствует адресу регистрации. Эта процедура осуществляется на территории, где находится исполнительный постоянно действующий орган фирмы. Если же он отсутствует, адрес регистрации совпадает с тем, который имеет другое лицо или структура, обладающая правом действовать от имени предприятия без доверенности.

Фактическим считается адрес, по которому компания ведет свою деятельность. Некоторые территориальные налоговые инспекции по данному вопросу высказывают следующее мнение. Они полагают, что по фактическому адресу работает подразделение, а по юридическому находится головная организация.

Многие специалисты считают такой подход неверным. Как указывает законодательство, одним из ключевых признаков подразделения вступает его территориальная обособленность. Если же предприятие осуществляет деятельность по адресу, который отличается от того, что зафиксирован в учредительной документации, оно не соответствует этому критерию. Дело в том, что по юридическому адресу в таком случае никого нет, соответственно, головная организация отсутствует. А ее наличие - обязательное условие по умолчанию.

Ответственность

Если обособленное подразделение юридического лица, расположенное по адресу, отличающемуся от того, по которому работает головное предприятие, не поставлено на учет в установленном порядке, НК предусматривает разные виды санкций. В первую очередь за нарушение сроков виновным грозит штраф до 5 тыс. р. (ст. 116). Увеличение взыскания вдвое произойдет, если просрочка допущена более 90 дней. При этом стоит сказать, что санкции за неуведомление ФНС о закрытии либо создании подразделения НК не предусмотрены.

117-я статья устанавливает ответственность за работу без постановки на учет. Суммы денежных взысканий по этой норме существенно больше. Так, 117-я статья устанавливает, что за ведение деятельности с нарушением правил регистрации вменяется штраф 10 % от прибыли, полученной в ходе такой работы. При этом сумма взыскания не может быть менее 20 тыс. р. Если деятельность осуществлялась больше 3 мес., то размер штрафа удваивается. 116-я статья применяется в случае, если головная организация не направила заявление о постановке на учет в установленный срок, а 117-я норма - если контрольный орган выявил факт осуществления деятельности без регистрации.

Специфика судебной практики

Есть мнение, что 117-я статья распространяется на ведение деятельности без регистрации вообще, а не конкретно подразделения. Другими словами, если предприятие стоит на учете, то вменить ей санкции за работу через другую открытую ею фирму нельзя. Между тем, далеко не все судебные инстанции это мнение разделяют. Во избежание проблем при расширении бизнеса специалисты рекомендуют выполнять все предписания законодательства.

ПФР

Регистрации в фонде подлежат подразделения, имеющие выделенный баланс, р/с и начисляющие зарплату сотрудникам. Постановка на учет производится на основании данных ЕГРЮЛ. Налоговая инспекция в пятидневный срок с даты получения уведомления о формировании подразделения направляет их в управление ПФР по адресу расположения ОП. Фонд, в свою очередь, передает страхователю 2 экземпляра извещения. Один из них в десятидневный срок должен быть передан в ПФР по адресу нахождения головной организации.

ФСС

Для регистрации в этом фонде подразделение также должно иметь самостоятельный баланс, работников, которым оно начисляет зарплату, а также расчетный счет. Постановка на учет производится в территориальном отделении ФСС по адресу ведения деятельности ОП. С даты создания подразделения головное предприятие в тридцатидневный срок подает заявление и копии:

  1. Св-ва о госрегистрации.
  2. Уведомлений о постановке на учет в ФНС (отдельно для ОП и головной организации).
  3. Документов, подтверждающие создание подразделения. Это может быть устав, в котором присутствуют соответствующие сведения, доверенность, предоставленная руководителю ОП.
  4. Информационного письма органа статистики.
  5. Уведомления о постановке на учет в ФСС основной организации.
  6. Справок из банка о р/с, если они были открыты к моменту обращения в фонд.

НДФЛ

Исчисление налога осуществляют исходя из сумм, выплаченных работникам соответствующих подразделений. НДФЛ отчисляется по адресу расположения каждого предприятия, открытого головной организацией. Сдавать отчеты необходимо в инспекцию по адресу учета ОП. В ряде случаев работник заключает договор с головной организацией, а трудовую деятельность ведет в подразделении. В таких ситуациях уплата НДФЛ производится в ИФНС по адресу нахождения ОП. Если регистрация подразделения в налоговом органе была произведена не в начале месяца, перечисление налога осуществляется пропорционально доле зарплаты, выданной работнику за время трудовой деятельности. Необходимо учесть, что уплата НДФЛ, а также сдача отчетности производится только тогда, когда ОП имеет самостоятельный баланс и банковский счет. В противном случае эта обязанность возлагается на головное предприятие. Она осуществляет отчисление НДФЛ и подачу налоговой отчетности в ту инспекцию, в которой стоит на учете.

Страховые взносы

Они начисляются исходя из зарплаты сотрудников подразделения. Выплата взносов производится в бюджет того региона, в котором находится ОП. Отчетность необходимо сдавать в филиал ФСС либо управление ПФР, где обособленное подразделение было поставлено на учет. При расширении бизнеса необходимо принимать во внимание обязательства, которые возлагает законодательство на предприятие. В их числе своевременное отчисление налогов и взносов в фонды. Нарушение предписаний повлечет ответственность.

"Новая бухгалтерия", 2005, N 5

Создавая обособленное подразделение, организация должна выполнить ряд требований по постановке на налоговый учет. О том, в какие сроки это нужно сделать, какие потребуются документы, как снять с учета подразделение, вы узнаете из этой статьи.

Мы привыкли воспринимать обособленное подразделение как отдельную структуру, созданную организацией в процессе осуществления своей деятельности. Но при этом важно иметь в виду, что определение обособленного подразделения, которое содержится в Налоговом кодексе РФ, значительно шире гражданско-правового определения обособленного подразделения и в большинстве случаев организации необходимо зарегистрировать в налоговом органе создаваемое обособленное подразделение.

Условия создания обособленных подразделений организации

Согласно ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделяется.

С точки зрения Налогового кодекса РФ обособленное подразделение организации характеризуется следующими признаками:

  • территориальная обособленность;
  • наличие оборудованных стационарных рабочих мест;
  • осуществление деятельности организации через обособленное подразделение.

Рассмотрим подробнее эти признаки.

Территориальная обособленность

В связи с тем что критерий территориальной обособленности Налоговым кодексом РФ не установлен, необходимо руководствоваться разъяснениями финансовых и налоговых органов.

По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 22.12.2004 N 03-03-01-04/1/184, территориально обособленным подразделением организации следует считать подразделение, расположенное на отдельной территории, отличной от территории, на которой находится сама организация, т.е. по иному адресу, не указанному в учредительных документах как место нахождения самого налогоплательщика. Аналогичное мнение высказывается представителями налоговых органов.

Если организация состоит на учете в налоговом органе по месту своего нахождения и имеет обособленные подразделения на подведомственных другим налоговым органам территориях, то она обязана в установленном порядке встать на учет по месту нахождения каждого из таких обособленных подразделений в этих налоговых органах (см. Письмо Минфина России от 16.02.2005 N 03-06-05-04/35).

Если обособленное подразделение относится к ведению того же налогового органа, что и головная организация, то организация не обязана вставать на учет в том же самом налоговом органе в связи с созданием этого обособленного подразделения (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Оборудованные стационарные рабочие места

Основным признаком, характеризующим обособленное подразделение организации, является наличие в нем оборудованных стационарных рабочих мест.

Налоговый кодекс РФ не разъясняет, что следует понимать под рабочим местом. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, термины и понятия гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочее место - это место, на котором работник должен находиться или на которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и прямо или косвенно находящееся под контролем работодателя.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ), но Налоговым кодексом РФ не урегулирован вопрос о том, что считается оборудованием рабочего места.

Судебные органы считают, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение работниками таких обязанностей (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2002 N А26-3503/02-02-07/160, Уральского округа от 09.01.2003 N Ф09-2799/02-АК).

Еще один спорный вопрос - образуется ли обособленное подразделение организации при наличии у нее вне места нахождения только одного стационарного рабочего места или таких рабочих мест должно быть два и более.

Ранее судебными органами высказывалось мнение, согласно которому при наличии одного рабочего места обособленное подразделение не образуется (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 03.10.2001 N КА-А40/5441-01).

Однако позднее позиция арбитражных судов в этом вопросе изменилась. Так, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 23.01.2003 N КА-А41/9052-02 указывается, что постановка на учет обособленного подразделения обязательна и в том случае, если в нем создано одно рабочее место. Эту позицию занял и ФАС Центрального округа (см. Постановление от 26.07.2004 N А62-1493/04). ФАС Северо-Западного округа также исходил из того, что создание одного рабочего места является основанием для постановки обособленного подразделения на учет (см. Постановление от 27.05.2002 N А26-6342/01-02-12/178).

Такая же точка зрения изложена в Письме МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 "О признании одного рабочего места обособленным подразделением".

По мнению МНС России, такой критерий обособленного подразделения, как оборудование стационарных рабочих мест, указанный в ст. 11 НК РФ, вобрал в себя и понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, полагает министерство, так как в ст. 11 НК РФ понятие "рабочее место" употребляется и в единственном числе, это было бы неправильным по смысловой нагрузке, если законодатель не считал бы обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места.

Следовательно, создание одного рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

Постановка на учет обособленного подразделения организации

В течение одного месяца после создания обособленного подразделения организация обязана сообщить о его создании в налоговый орган по месту своего нахождения, а также встать на учет по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (ст. 23, п. п. 1, 4 ст. 83 НК РФ).

Дата создания обособленного подразделения

Момент, когда обособленное подразделение считается созданным, в Налоговом кодексе РФ не определен.

По мнению налоговых органов, дату создания обособленного подразделения следует определять по наиболее раннему по дате документу, зафиксировавшему наличие всех признаков обособленного подразделения, установленных ст. 11 НК РФ (см. статью "О постановке организации на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений", журнал "Налоговый вестник", 2004, N 9).

Так, датой создания обособленного подразделения будет считаться дата решения общего собрания акционеров об открытии филиала в другом городе.

Некоторыми судебными органами высказывается точка зрения, согласно которой датой создания обособленного подразделения в форме филиала является дата внесения изменений в учредительные документы организации (см. Постановление ФАС Центрального округа от 19.08.2004 N А35-7602/03-С4).

Однако в большинстве случаев позиция судебных органов заключается в том, что моментом создания обособленного подразделения следует считать момент оборудования организацией территориально обособленного стационарного места для осуществления деятельности через свое обособленное подразделение (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 14.01.2005 N Ф03-А04/04-2/3923, Московского округа от 09.09.2004 N КА-А40/7836-04, Волго-Вятского округа от 19.08.2004 N А29-8668/2003а, Западно-Сибирского округа от 28.05.2003 N Ф04/2319-394/А70-2003).

Созданием обособленного подразделения является, например, заключение договора аренды нежилого помещения, используемого в производственной деятельности этого подразделения.

Документы, представляемые при постановке на учет

Рекомендуемая форма сообщения о создании обособленного подразделения, расположенного на территории РФ, утверждена Приказом МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255@ "Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах".

Как следует из названия этой формы, она носит рекомендательный характер, т.е. организация вправе подать сообщение и в произвольной форме, но сделать это нужно обязательно. Срок подачи сообщения о создании обособленного подразделения организации - 1 месяц с момента его создания (ст. 23 НК РФ).

Форма заявления о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории РФ (далее - заявление) и порядок его заполнения содержатся в Приказе МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц".

Срок подачи заявления - 1 месяц с момента создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Заявление заполняется организацией в одном экземпляре и представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения одновременно с копией свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе и копиями документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).

Таким образом, организация может быть поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения и при отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

К документам, подтверждающим создание обособленного подразделения организации, относятся: положение о филиале (представительстве), приказ о создании филиала (представительства), доверенность, выданная руководителю филиала (представительства), и др. Если обособленное подразделение не оформлено как филиал или представительство, то его создание подтверждается наличием соответствующих документов (положение, приказ, доверенности на право ведения дел, иные документы финансово-хозяйственной деятельности).

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления всех необходимых документов.

При этом новый ИНН не присваивается. Код причины постановки на учет (КПП) присваивается организации в налоговом органе как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения.

При постановке на учет обособленного подразделения организации выдается уведомление по форме N 09-1-3, утвержденной Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.

Постановка на налоговый учет и снятие с учета производятся бесплатно (п. 6 ст. 84 НК РФ).

Ответственность за непредставление сообщения о создании подразделения и нарушение сроков постановки на учет

За непредставление сообщения о создании обособленного подразделения в срок, установленный ст. 23 НК РФ, организация может быть привлечена к ответственности в виде наложения штрафа в размере 50 руб. на основании ст. 126 НК РФ.

Одновременно должностное лицо организации, ответственное за представление в установленный ст. 23 НК РФ срок сообщения о создании обособленного подразделения, может быть привлечено к административному штрафу на основании ст. 15.6 КоАП РФ в сумме от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда.

При нарушении срока подачи заявления налоговый орган может наложить на организацию штраф в размере 5000 или 10 000 руб. (если просрочка более 90 дней) на основании ст. 116 НК РФ. За это же нарушение руководитель фирмы может быть оштрафован на сумму от 500 до 1000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Если созданным, но не поставленным на учет обособленным подразделением организации велась деятельность, приносящая доходы, то организация может быть привлечена к ответственности по ст. 117 НК РФ, которой предусмотрено взыскание 10% полученных доходов, но не менее 20 000 руб., а при ведении такой деятельности более трех месяцев - в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Руководитель организации может быть оштрафован на сумму от 2000 до 3000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Постановка обособленного подразделения на учет во внебюджетных фондах

Для обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и осуществляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, предусмотрена постановка на учет в территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

Соответствующие положения содержатся в Федеральном законе от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах данных внебюджетных фондов.

Для постановки на учет в Пенсионном фонде РФ организации необходимо обратиться в соответствующий его территориальный орган. Никаких письменных заявлений подавать не нужно. Территориальный орган делает запрос в налоговый орган, в котором организация зарегистрировала свое обособленное подразделение, и, получив сведения, регистрирует организацию в срок не позднее пяти дней.

После регистрации территориальный орган ПФР направляет организации извещение в двух экземплярах. Один из них необходимо в 10-дневный срок передать в территориальный орган ПФР, в котором стоит на учете сама организация (см. разд. II Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 19.07.2004 N 97п).

Чтобы зарегистрироваться в территориальном отделении Фонда социального страхования РФ, организации необходимо подать заявление по установленной форме. Срок подачи заявления - не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения.

Одновременно с заявлением представляются заверенные в установленном порядке копии свидетельства о государственной регистрации организации; свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе; уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения; документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (положения об обособленном подразделении, доверенности, выданной организацией руководителю обособленного подразделения); извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения. Если обособленное подразделение имеет открытый банковский счет, также представляется справка из банка об этом счете.

Регистрация производится в течение пяти рабочих дней со дня получения документов. При регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения присваивается расширенный регистрационный номер, дополненный кодом обособленного подразделения, и код подчиненности.

Извещение о регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр направляется организации, второй - в филиал регионального отделения ФСС РФ, осуществляющий взаимодействие с организацией-страхователем, третий - в региональное отделение ФСС РФ по месту регистрации организации (см. разд. II Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27).

Для постановки на учет в территориальном отделении Фонда обязательного медицинского страхования РФ организация подает также заявление. Срок его представления - не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения (ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации").

Порядок регистрации организаций-страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования и форма свидетельства о регистрации страхователя устанавливаются Правительством РФ. До настоящего времени такой порядок не установлен.

Ликвидация обособленного подразделения организации

При ликвидации обособленного подразделения организация обязана сообщить об этом в налоговый орган по месту своего нахождения (п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения не установлена, поэтому оно подается в произвольной форме.

По месту нахождения обособленного подразделения организация должна подать заявление о снятии его с учета (п. 5 ст. 84 НК РФ). Форма заявления о снятии с учета организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения и порядок его заполнения утверждены Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178. Заявление о снятии с учета подается в одном экземпляре.

Снятие обособленного подразделения с учета осуществляется налоговым органом в течение 14 дней со дня подачи организацией заявления.

При ликвидации обособленного подразделения организации не предусмотрено обязательное проведение выездной налоговой проверки. По общему правилу такая проверка проводится при ликвидации организации (ст. 89 НК РФ). В частных разъяснениях налоговые органы высказывают мнение о том, что выездная налоговая проверка ликвидируемого обособленного подразделения может проводиться, но в пределах 14-дневного срока, установленного для снятия подразделения с учета.

С.Рогоцкая

АКДИ "Экономика и жизнь"

Судебная хроника
На круги своя

Условия современного рынка заставляют компании, организации, предприятия и т.д. использовать различные возможности и схемы, которые позволяют поднять рентабельность предпринимательства, увеличить прибыль, расширить границы деятельности и т.д. Абсолютно все компании стараются на максимально возможный уровень расширить свои производства, продвинуть продукцию на рынок и т.д.

Одним из способов достижения поставленной цели является создания филиалов организации, которые являются обособленными подразделениями юридического лица. Налоговый кодекс нашего государства обязывает всех предпринимателей вставать на учёт по месту ведения основной деятельности и по месту работы их представительств.

Компания, обладающая филиалами на территории нашей страны, обязана выполнить постановку на учёт в налоговые органы в каждом населённом пункте, где проходит деятельность её представительств (в том случае, если филиалы располагаются в другом регионе, которые отличаются от места ведения деятельности основного предприятия).

Главная информация

Общее понятие

Что это такое? Многие компании не ограничиваются ведением своей деятельности в одном населённом пункте. Они разрастаются по разным городам на огромных расстояниях. В связи с этим налоговое законодательство государства предусматривает возможность официального создания так называемых обособленных подразделений.

Этот термин включает в себя несколько понятий, но наибольшим уровнем популярности пользуется филиалы и представительства. Основное отличие обособленных подразделений юридического лица заключается в их расположении вне места ведения деятельности основной компании.

Исходя из вышеописанных определений, можно сделать вывод о том, что филиал обладает более высокими полномочиями относительно представительства. Это связано с тем, что филиал, в отличие от представительства, может осуществлять всю деятельность основной компании в полном объёме. Представительство же, не может вести никакую юридическую деятельность. Стоит отметить, что филиал может вести только тот вид деятельности, которым занимается основная организация.

Вне зависимости от видов обособленных подразделений, они не являются юридическим лицом. Соответственно, вся ответственность за их деятельность ложится исключительно на основную организацию. Все имущество, использующееся в процессе деятельность обособленного подразделения, также принадлежит компании-владельцу.

Российское законодательство обязывает юридических лиц указывать свои представительства и филиалы во всех учредительных документах. Исходя их этого, следует, что перед созданием обособленного подразделения, компания должна полностью изменить все свои бумаги.

Если рассматривать процесс создания обособленного подразделения в общем, то он состоит их двух этапов:

  1. Принятие решений о создании филиала или представительства основной компанией или же акционером (в случае если владельцем компании является единственный участник).
  2. Подача заявления в налоговый орган о регистрации изменений в учредительной документации в связи с открытием обособленного подразделения.

Налоговый орган обязуется рассмотреть поданное заявление и высказать вердикт по нему в течение пяти рабочих дней с даты подачи документа. Изменённая учредительная документация с момента её принятия налоговым органом начинает обладать юридической силой для любых третьих лиц.

Решение открыть обособленное подразделение – это серьёзный шаг для любой организации, так как этот процесс в первое время повлечёт за собой материальные расходы. Следовательно, перед тем, как компания займётся созданием филиала или представительства, она должна взвесить все «за и против», а также выделить финансы из бюджета. Только лишь в этом случае открытие обособленного подразделения будет оправданным и принесёт «плоды» в будущем.

Признаки по закону

Термин «обособленные подразделения» подробно описывается в Налоговом кодексе нашей страны. Помимо этого, там также указаны их основные признаки. В 2019 году, в эпоху инновационных технологий, подробнее ознакомится с данным положением очень легко, достаточно всего лишь воспользоваться возможностями Интернета.

Отдельно стоит лишь сказать о том, что если подразделение компании не удовлетворяет хотя бы одному условию, из всех перечисленных в налоговом кодексе, то оно не является обособленным. Основной критерий, который регламентирует статус подразделения, заключается в его расположении. Оно должно быть отличным от места ведения деятельности основной организации, в иных случаях оно будет считаться обычным подразделением без статуса обособленного.

Как уже было сказано, основное отличие филиала от представительства, заключается в том, что первый может вести юридическую деятельность. Однако помимо перечисленных видов, организация может создавать и другие формы структурных подразделений.

На основании вышеописанной информации можно сделать вывод, что обособленное подразделение – это филиал, представительство и т.д. деятельность, место ведения деятельности которой отличается от главной компании.

Порядок создания

Процедура создания обособленного подразделения можно разделить на несколько основных стадий:

  1. Принятие решений о формировании филиалов (представительств) собственниками организации, которое оформляется по общепринятому образцу на территории нашего государства.
  2. Внесение изменений во всю учредительную документацию и её регистрация в налоговом органе.
  3. Утверждение приказа о создании подразделения.
  4. Назначение человека на руководящую должность и оформление на него доверенности, которая предоставляет права представления интересов основной организации.
  5. Материальное обеспечение созданного подразделения (имущество, персонал и т.д.).

Статус обособленного подразделения юридического лица

И налоговый статусы обособленных подразделений существенно отличаются друг от друга. Так, например, в налоговом законодательстве присутствует понятие «обособленное подразделение организации», определение которого подразумевает любое территориальное подразделение, вне зависимости от его местонахождения.

Однако же обособленные подразделения (филиалы, представительства и т.д.) не являются самостоятельными налогоплательщиками, они лишь выполняют основные функции, на которые имеются полномочия. Следовательно, ответственность за уплату налогов, ведение отчётности и т.д. полностью возлагается на головную компанию.

Налоговое законодательство также иногда прибегает к термину «постоянное представительство». В большинстве случаев под этим понимается иностранное подразделение, ведущее свою деятельность на территории нашей страны. Слово «постоянное» подразумевает, что данное представительство располагается в Российской Федерации на постоянной основе.

Прочие действия

Решение об открытии

Права о принятии решений об открытии обособленных подразделений принадлежат руководящему совету организации или же одному руководителю (при единственном участнике). В отличие от старого законодательства, нынешнее не предусматривает регистрацию на государственном уровне.

Подробное заявление обо всех корректировках в учредительной документации организации должно направляться лишь в налоговый орган. Если же подразделение будет открыто без выполнения этой процедуры, то на юридическое лицо накладывается административная ответственность, выраженная в форме предупреждений или же в штрафе размером в пятьдесят минимальных окладов труда.

Самое интересное то, что в положениях Налогового кодекса нет сведений о конкретной информации, которая должна присутствовать в уставе обособленного подразделения. Следовательно, все данные, содержащиеся в нем, вносятся только по решению головной компании.

Рабочее место и регламент

Обособленные подразделения организации должны обладать стационарным рабочим местом.

Оно признается таковым в случае если:

  • функционирует больше одного календарного месяца;
  • персонал находится непосредственно в нем и прибывает туда с целью ведения профессиональной деятельности;
  • работодатель занимается контролем его работы в том или ином виде;
  • место служит для реального исполнения персоналом служебных обязанностей;
  • с сотрудниками устанавливаются трудовые отношения в определённой форме.

Соответственно, рабочим местом не может являться, например, складские помещения, для деятельности которых не выделено штатного персонала и т.д.

В законодательстве нет конкретных инструкций и требований, согласно которым должен осуществляться процесс создания обособленного подразделения.

Однако большинство организаций используется следующий алгоритм:

  1. Принятие решений о формировании обособленного подразделения.
  2. Анализ рабочих мест.
  3. Выпуск постановления о создании обособленного подразделения.
  4. Проведения изменений в правилах трудового регламента компании.
  5. Представление изменённой документации в налоговый орган для получения (код причины постановки на учёт).

Особенности учёта

Каждая компания должна обладать кассой для ведения расчётов. Все поступления денежных средств, вне зависимости от способа расчёта, фиксируются в . Записи в ней осуществляется кассир, непосредственно после совершения денежных манипуляций. Достаточно часто задаётся вопрос: «в силу специфики деятельности конкретной компании, может ли она иметь более одной кассовой книги». Ответ на него – однозначно нет.

Достаточно сильные проблемы для деятельности обособленного подразделения доставляют и Дело в том, что в соответствии с принятым законодательством, они должны обладать хронологической нумерацией. Выполнить это достаточно проблематично, так как возможно возникновение расхождение данных филиалы со сведениями головной компании.

Управление филиалом

По решению руководящего совета головной организации, обособленное подразделение может обладать собственным расчётным счётом в банке. Этот факт не оказывает прямого влияние на правовой статус подразделения.

Филиалы проводят предпринимательскую деятельность от имени головной организации. Соответственно, проводить управленческие манипуляции с филиалом могут органы управления основной компании или же назначенный на управление сотрудник. В этом случае он будет обладать своими полномочиями на срок, указанный в выданной ему доверенности.

Смежные требования

Место нахождения

Требования относительно местонахождения обособленного подразделения достаточно простые. Филиалы или же подразделения должны быть расположены в регионе, отличном от места ведения деятельности головной компании. В противном случае подразделения не будет иметь статус обособленных. Они будут считаться территориальными. Исходя из этого, можно понять то, что филиал или же представительство должно быть поставлено на налоговый учёт по месту деятельности.

Виды, налоги и учёт в фондах

Видов обособленных подразделений достаточно много.

Чаще всего используется три:

  • филиал;
  • представительство;
  • обычное подразделение.

Согласно действующему законодательству, каждая компания обязана становиться на налоговый учёт. Помимо этого, обо всех изменениях они обязаны сообщать в налоговый орган по месту деятельности в течение трёх дней.

Если рассматривать обособленные подразделений, то они также должны становится на учёт в налоговый орган. Однако существует одна особенность: филиалы или же представительства могут использовать системы налогообложения, отличные от головной организации, в частности (упрощённая система налогообложения).

Также стоит отдельно остановить внимание о постановке обособленных подразделений в фондах.

Так для проведения процедуры регистрации в Пенсионном фонде необходим следующий пакет документов:

  • сведения о постановке на учёт в налоговом органе;
  • уведомление о регистрации в округе, в котором конкретный Пенсионный фонд осуществляет свою деятельность;
  • документы, подтверждающие наличие индивидуального банковского счета у подразделения;
  • непосредственно само заявление о регистрации.

В то же время для проведения процедуры регистрации в Фондах социального страхования требуемый пакет документов изменяется.

Он должен включать в себя:

  • сведения о государственной регистрации;
  • сведения о становлении на учёт в налоговой;
  • информацию о регистрации в Фонде социального страхования основной организации;
  • постановление об открытии обособленного подразделения;
  • заявление о регистрации;
  • информацию, подтверждающую наличие собственного банковского счета;
  • письмо Росстата.

Сроки и документация

Перед началом процесса регистрации обособленного подразделения, компании требуется собрать три различных пакета документов:

Подача каждого из заявлений должна быть выполнена в течение определённого срока:

Прочие юридические нормы

Заявление о регистрации обособленного подразделения, подаваемое в налоговый орган должно включать в себя подтверждение следующих фактов:

  • решение о внесении корректировок в учредительную документацию;
  • подробное описание изменений;
  • справка, подтверждающая уплату .

Данные документы могут быть отправлены в налоговый орган с помощью услуг почтовых компаний или же предоставлены лично уполномоченным лицом. Процедура регистрации проходит в течение 5-7 рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления.