Порядок и условия исполнения принудительных работ. Принудительные работы. Порядок прохождения принудительных работ

Порядок направления осужденных к принудительным работам к месту отбывания наказания определен в ст. 602 УИК РФ, согласно которой лица, осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу на свободе, а также осужденные, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами, следуют за счет государства к месту отбывания наказания самостоятельно. Оплата проезда, обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда осужденных, самостоятельно следующих к месту отбывания принудительных работ, производятся в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Территориальный орган УИС по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения непосредственно либо через учреждение, исполняющее наказание, не позднее 10 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) суда вручает осужденному предписание о направлении к месту отбывания наказания. В предписании с учетом необходимого для проезда времени указывается срок, в течение которого осужденный должен прибыть в исправительный центр. Порядок направления осужденных к месту отбывания принудительных работ определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей, направляются к месту отбывания наказания в порядке, установленном для лиц, осужденных к лишению свободы (под конвоем). Эти лица подлежат освобождению из-под стражи по прибытии в исправительный центр.

В случае уклонения осужденного к принудительным работам от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания (в том числе в случае неявки за получением предписания), или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск территориальным органом УИС и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. После задержания осужденного к принудительным работам суд в соответствии со ст. 397 УПК РФ принимает решение о заключении осужденного под стражу и замене принудительных работ лишением свободы.

В ст. 603 УИК РФ определен порядок исчисления срока принудительных работ. Законодатель установил, что срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр. В срок принудительных работ засчитываются время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения, время следования в исправительный центр под конвоем, а также время краткосрочных выездов, предоставляемых осужденному в соответствии со ст. 604 УИК РФ, из расчета один день содержания под стражей, один день следования в исправительный центр под конвоем, один день краткосрочного выезда за один день принудительных работ. В срок принудительных работ не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше одних суток.

Порядок отбывания принудительных работ определен в ст. 604 УИК РФ, в соответствии с которой в исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка исправительных центров, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ (ч. 1).

Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны.

  • а) выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров;
  • б) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра;
  • в) постоянно находиться в пределах территории исправительного центра (за исключением случаев, предусмотренных УИК РФ), проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра;
  • г) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю;
  • д) постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного (ч. 2).

В ч. 2 ст. 604 УИК РФ законодатель закрепил не все права и обязанности осужденных. Кроме того, некоторые из них требуют уточнений и дополнений. Вероятно, более полный перечень и подробное содержание отдельных обязанностей будет уточнено в соответствующей ведомственной инструкции Минюста России.

Осужденным к принудительным работам для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов администрация исправительного центра может разрешить краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток непосредственно после постановки осужденного на учет (ч. 3 ст. 604 УИК РФ).

Осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством РФ и правилами внутреннего распорядка исправительных центров. В случае обнаружения у осужденных таких предметов и веществ они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются, о чем составляется соответствующий акт (ч. 4 ст. 604 УИК РФ).

Осужденные к принудительным работам и помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных могут подлежать досмотру. Основания и порядок проведения обысков и досмотров определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч. 5 ст. 604 УИК РФ).

Осужденным к принудительным работам, не допускающим нарушений правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбывшим не менее 1/3 срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Указанные осужденные обязаны являться в исправительный центр для регистрации четыре раза в месяц. Дни регистрации устанавливаются постановлением начальника исправительного центра (ч. 6 ст. 604 УИК РФ).

Осужденным к принудительным работам, не имеющим взысканий, администрацией учреждения по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска (ч. 7 ст. 604 УИК РФ).

Осужденным к принудительным работам разрешается обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования по заочной форме обучения, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Порядок обучения по заочной форме осужденных к принудительным работам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 8 ст. 604 УИК РФ).

Материально-бытовое обеспечение осужденных к принудительным работам определяется в ст. 605 УИК РФ, в соответствии с которой в общежитиях исправительных центров осужденным к принудительным работам предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к принудительным работам не может быть менее 4 кв. м (ч. 1).

Обеспечение осужденных к принудительным работам одеждой и обувью, за исключением одежды и обуви, являющихся средствами индивидуальной защиты, и питанием осуществляется за счет их собственных средств. При отсутствии у осужденных собственных средств обеспечение их одеждой, обувью и питанием осуществляется за счет средств федерального бюджета по нормам, установленным Правительством РФ, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, с последующим возмещением осужденными стоимости одежды, обуви и питания (ч. 2).

Постановлением Правительства РФ от 25.05.2012 № 514 установлены:

  • – нормы обеспечения одеждой и обувью осужденных к принудительным работам мужчин при отсутствии у них собственных средств (приложение 1);
  • – нормы обеспечения одеждой и обувью осужденных к принудительным работам женщин при отсутствии у них собственных средств (приложение 2);
  • – нормы обеспечения питанием осужденных к принудительным работам при отсутствии у них собственных средств (приложение 3) .

Осужденные к принудительным работам, находящиеся в исправительных центрах, вправе иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими, а также приобретать, хранить и использовать все предметы, изделия и вещества, за исключением предметов, изделий и веществ, перечень которых установлен законодательством РФ и правилами внутреннего распорядка исправительных центров (ч. 3 ст. 605 УИК РФ).

Расходы исправительных центров на оплату коммунальнобытовых услуг и содержание имущества осуществляются за счет доходов, полученных от удержаний из заработной платы осужденных к принудительным работам, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ч. 4 ст. 605 УИК РФ).

Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к принудительным работам оказывается в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья и установленным УИК РФ порядком отбывания наказания (ст. 606 УИК РФ).

В ст. 607 УИК РФ законодатель устанавливает порядок трудоустройства осужденных к принудительным работам. В частности, закрепляется, что каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Администрация исправительных центров обязана исходя из наличия рабочих мест привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и (по возможности) специальности. Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в организациях любой организационно-правовой формы (ч. 1). Организациям, использующим труд осужденных к принудительным работам, предоставляются льготы по уплате налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ч. 2). Организации вправе запрашивать и получать от администрации исправительных центров информацию, необходимую при создании рабочих мест для трудоустройства осужденных к принудительным работам (ч. 3).

Условия труда осужденных к принудительным работам определяются в ст. 608 УИК РФ. Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством РФ, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков (ч. 1). Перевод осужденного к принудительным работам на другую работу в случае производственной необходимости либо в соответствии с медицинским заключением может осуществляться администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с администрацией исправительного центра и по возможности с учетом мнения осужденного (ч. 2). Осужденный к принудительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы (ч. 3). В период отбывания принудительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 календарных дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный к принудительным работам, по согласованию с администрацией исправительного центра. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск возникает у осужденного по истечении шести месяцев отбывания принудительных работ. О времени начала отпуска осужденный извещается под расписку не позднее чем за две недели (ч. 4). Осужденным к принудительным работам, не обеспеченным работой, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется (ч. 5).

Заметим, что в соответствии со ст. 6021 УИК РФ осужденные к принудительным работам, привлеченные к труду, подлежат обязательному социальному страхованию в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 1). Осужденные к принудительным работам, утратившие трудоспособность в период отбывания принудительных работ, имеют право на возмещение ущерба в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ (ч. 2). Осужденные к принудительным работам, привлеченные к труду, подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством РФ (ч. 3).

В постановлении Правительства РФ от 05.05.2012 № 464 устанавливается, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осужденных к принудительным работам, привлеченных к труду, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" для лиц, работающих по трудовым договорам.

Обязанности администраций организаций, в которых работают осужденные к принудительными работам, регламентируются ст. 609 УИК РФ. Согласно указанной статье администрации организаций, в которых работают осужденные к принудительным работам, обеспечивают их привлечение к труду с учетом состояния здоровья и профессиональной подготовки, получение ими начального профессионального образования или профессиональной подготовки (ч. 1). Администрациям организаций, в которых работают осужденные к принудительным работам, запрещается увольнять их с работы, за исключением следующих случаев:

  • а) освобождение от отбывания наказания по основаниям, установленным уголовным законодательством РФ;
  • б) перевод осужденного на работу в другую организацию или в другой исправительный центр;
  • в) замена принудительных работ лишением свободы;
  • г) невозможность выполнения данной работы в связи с состоянием здоровья осужденного либо в связи с сокращением объема работ (ч. 2).

Порядок удержания из заработной платы осужденных к принудительным работам определен в ст. 6010 УИК РФ, в которой устанавливается, что из заработной платы осужденных к принудительным работам производятся удержания в размере, установленном приговором суда, а также удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии со ст. 605 УИК РФ (ч. 1). Возмещение осужденными к принудительным работам расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (ч. 2). В исправительных центрах осужденным к принудительным работам выплачивается не менее 25% от начисленной им заработной платы (ч. 3). Осужденный к принудительным работам вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного к принудительным работам (ч. 4).

Обязанности администрации исправительного центра определяются в ст. 6011 УИК РФ, согласно которой администрация исправительного центра:

  • 1) ведет учет осужденных к принудительным работам;
  • 2) разъясняет порядок и условия отбывания наказания;
  • 3) организует бытовое устройство осужденных к принудительным работам;
  • 4) обеспечивает соблюдение порядка и условий отбывания наказания;
  • 5) осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению нарушений установленного порядка отбывания наказания;
  • 5) проводит с осужденными воспитательную работу;
  • 6) применяет предусмотренные ст. 6013 и 60м УИК РФ меры поощрения и взыскания;
  • 7) ведет работу по подготовке осужденных к принудительным работам к освобождению (ч. 1) .

Порядок исполнения обязанностей определяется УИК РФ, а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции но выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч. 2).

Нельзя не заметить, что законодатель не только не раскрывает содержание обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 6011 УИК РФ, но и закрепляет неполный их перечень. Возможно, в дальнейшем в ведомственной инструкции Минюста России данный перечень будет дополнен, а подробное содержание отдельных обязанностей будет детально раскрыто.

  • Об утверждении норм обеспечения одеждой, обувью и питанием осужденных к принудительным работам при отсутствии у них собственных средств: постановление Правительства РФ от 25.05.2012 № 514.
  • О порядке обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осужденных к принудительным работам, привлеченных к труду: постановление Правительства РФ от 05.05.2012 № 464.
  • С 1 января 2014 г. на администрацию исправительного центра будет возложена также обязанность по осуществлению регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания осужденных к принудительным работам граждан Российской Федерации или постановки на миграционный учет и снятия с миграционного учета но месту пребывания осужденных к принудительным работам иностранных граждан и лиц без гражданства (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 № 313-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"). – Примеч, ред.

Принудительные работы как вид уголовного наказания

Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в российскую систему наказаний введен новый вид наказания - принудительные работы.

Согласно статье 8 указанного Федерального закона, положения о принудительных работах применяются с 1 января 2017 года. Введение нового вида наказания направлено на гуманизацию уголовного законодательства, а также расширяет возможности для суда назначать наказания, не связанные с лишением свободы.

Согласно ст. 53.1 Уголовного кодекса РФ, принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. Также предусмотрено, что если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он вправе заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами.

При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.

Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет.

Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ, они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.

Главой 8.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) регламентирован порядок исполнения наказания в виде принудительных работ. Установлено, что осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (привлечения к труду).

Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях.

Осужденные, которым принудительные работы назначены в порядке замены иного вида наказания, могут быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации.

Лица, осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу на свободе, а также осужденные, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами, следуют за счет государства к месту отбывания наказания самостоятельно. Оплата проезда, обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда осужденных, самостоятельно следующих к месту отбывания принудительных работ, производятся в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей, направляются к месту отбывания наказания в порядке, установленном для лиц, осужденных к лишению свободы (под конвоем). Эти лица подлежат освобождению из-под стражи по прибытии в исправительный центр.

В случае уклонения осужденного к принудительным работам от получения предписания, в том числе в случае неявки за получением предписания, или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр. В срок принудительных работ засчитываются время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения, время следования в исправительный центр под конвоем, а также время краткосрочных выездов, предоставляемых осужденному в соответствии со статьей 60.4 УИК РФ, из расчета один день содержания под стражей, один день следования в исправительный центр под конвоем, один день краткосрочного выезда за один день принудительных работ.
В срок принудительных работ не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше одних суток.

В исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка исправительных центров.

Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны: выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров; работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра; постоянно находиться в пределах территории исправительного центра, проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра; участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю; постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.

Для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов администрация исправительного центра может разрешить осужденным краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток непосредственно после постановки осужденного на учет и его регистрации по месту пребывания (для гражданина Российской Федерации) или постановки на миграционный учет по месту пребывания (для иностранного гражданина или лица без гражданства).

Осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего распорядка исправительных центров. В случае обнаружения у осужденных таких предметов и веществ они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются.

Помещения, в которых проживают осужденные, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных могут подлежать досмотру.

Осужденным, не допускающим нарушений правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбывшим не менее одной трети срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.
Не имеющим взысканий осужденным, администрацией учреждения по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска.

Им разрешается обучение по заочной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.
В общежитиях исправительных центров осужденным к принудительным работам предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к принудительным работам не может быть менее четырех квадратных метров.

Обеспечение осужденных к принудительным работам одеждой, обувью, за исключением одежды и обуви, являющихся средствами индивидуальной защиты, и питанием осуществляется за счет их собственных средств. При отсутствии у осужденных к принудительным работам собственных средств обеспечение их одеждой, обувью и питанием осуществляется за счет средств федерального бюджета по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.

Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к принудительным работам оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья и установленным УИК РФ порядком отбывания наказания.

Каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Осужденные привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков. Осужденный к принудительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы.

В период отбывания принудительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 календарных дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный к принудительным работам, по согласованию с администрацией исправительного центра. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск возникает у осужденного по истечении шести месяцев отбывания принудительных работ. Осужденным к принудительным работам, не обеспеченным работой, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется.

С осужденными к принудительным работам администрацией исправительного центра проводится воспитательная работа, применяются меры поощрения и взыскания

Надзор за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам осуществляется администрацией исправительного центра и состоит в наблюдении и контроле за поведением осужденных в исправительном центре и по месту работы, а также в иных местах их пребывания.
Администрация исправительного центра вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам.

С 1 января 2017 года ФСИН России открыты первые четыре исправительных центра на базе реформируемых колоний в Тюменской области (Ишим), Ставропольском крае (Георгиевск), Тамбовской области (поселок Зеленый) и Приморском крае (Уссурийск). Кроме того, откроются участки для осужденных к принудительным работам в Башкирии (Уфа), Забайкальском крае (Краснокаменск), Самарской области (Волжский), Смоленской области (Анохово), Архангельской области (Североонежск), Новосибирской области (Новосибирск) и в Карелии (Сегежа).

Возможностью применения наказания в виде принудительных работ будут охвачены все федеральные округа, появятся 896 мест для осужденных к этому новому виду наказания. Затем центры планируется открывать в тех регионах, где больше всего готовы обеспечить осужденных работой. Так, ГУФСИН России по Иркутской области на базе исправительной колонии № 4 (п. Плишкино Иркутского района) с 11 января 2018 г. планируется к открытию участок, функционирующий в режиме исправительного центра, где будут отбывать наказание в виде принудительных работ 80 осужденных.

Иркутский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Иркутской области
старший советник юстиции
А.П. Попов

  • Лядов Эдуард Владимирович , кандидат наук, доцент, профессор
  • Академия ФСИН России
  • ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
  • ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  • НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы перспектив назначения и исполнения нового уголовного наказания в виде принудительных работ и пути их возможного устранения.

  • К вопросу о содержании уголовного наказания в виде обязательных работ
  • Результаты оперативно-розыскной деятельности как иные документы в уголовном судопроизводстве России
  • Проблемы государственной регистрации прав на линейные объекты
  • Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России
  • Дисциплинарная ответственность педагогических работников

Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Уголовный Кодекс Российской Федерации наряду с уже существующими обязательными и исправительными работами был введен новый вид наказания – принудительные работы.

Согласно ст. 53.1 УК РФ принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

Исходя из анализа законодательства можно отметить, что в целом, наказание в виде принудительных работ может применяться в следующих случаях: 1) в соответствии с санкциями норм о преступлениях небольшой или средней тяжести; 2) при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ); 3) в случаях злостного уклонения от отбывания штрафа, обязательных работ или исправительных работ в порядке замены более строгим наказанием (ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50 УК РФ) .

Срок введения в действие данного наказания дважды переносился. Первый раз федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок введения был перенесен с 1 января 2013 г. на 1 января 2014 г., второй раз федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 431-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» – с 1 января 2014 г. на 1 января 2017 г.

Рассмотрим некоторые проблемные аспекты принудительных работ как вида уголовного наказания, связанные с перспективой введения их в действие.

Данный вид наказания заключается в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы при этом отбывает он его в специальном учреждении – исправительном центре. По общему правилу, расположение его должно быть в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживал или был осужден. В случае отсутствия такого центра на территории субъекта РФ осужденный может отбывать принудительные работы в исправительном центре другого субъекта или же в изолированном участке исправительного учреждения, функционирующего как исправительный центр.

В данном аспекте необходимо обратить внимание на возможное нарушение прав осужденных при выборе вида наказания со стороны судов Российской Федерации в связи с тем, что с 1 января 2017 г. из планируемых в начале 30 исправительных центров предполагается ввести в действие лишь четыре соответственно в четырех регионах: Тюменской и Тамбовской областях, в Ставропольском и Приморском краях, кроме того будут введены семь участков, планируемое общее количество осужденных, которое они смогут принять составляет 900 осужденных , общее же количество исправительных центров, необходимых для реализации данного вида наказания составляет 150 на 30 тыс. мест. Исходя из данной информации подсудимым при рассмотрении уголовного дела и назначении наказания в случае отсутствии исправительного центра или участка на территории конкретного субъекта судами или не будет применяться данный вид наказания или при назначении такового, они будут его отбывать на территории другого субъекта Российской Федерации.

Следует согласиться с мнением Е.В. Благова, отмечающего, что оправданность заменяющего характера принудительных работ вызывает сомнение. Требование закона сначала назначить одно наказание, а потом вместо него другое противоречит логике принятия уголовно-правовых решений. С одной стороны, рассматриваемая замена наказания, т.е. более строгого менее строгим, противоположна общему правилу, изложенному в ч. 1 ст. 60 УК. Согласно ему «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания». Обратный порядок допустим в особом случае назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК) .

Возникает также вопрос, заключающийся в том, что суд при замене лишения свободы на принудительные работы фактически должен в одном судебном заседании при разрешении одного и того же дела дважды вынести приговор: один о назначении осужденному наказания в виде лишения свободы, а затем второй – о замене наказания в виде лишения свободы другим видом наказания, а именно, принудительными работами, предусмотренными ст. 53.1 УК РФ. Хотя законодатель и дополнил ст. 299 УПК РФ «Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора» пунктом 7.1., предусматривающим возможность рассмотрения вопроса о замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами в порядке, установленном статьей 53.1 УК РФ, однако, на наш взгляд, данный вопрос суд, должен рассматривать в процессе исполнения назначенного наказания в соответствии с п. 5 ст. 397 УПК РФ, регламентирующим вопрос о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в соответствии со статьей 80 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Законодатель в ч.1 ст.53.1 УК РФ конкретно указывает, что наказание в виде принудительных работ является альтернативой лишению свободы . Но проанализировав в целом данный вид наказания можно найти в нем признаки, которые близки лишению свободы с отбыванием в колонии-поселении. Помимо этого, согласно ч. 6 указанной статьи в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ. Аналогично, время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки принудительных работ из расчета один день за один день. Получается, что данный вид наказания вовсе не альтернатива лишению свободы, а равнозначен ему.

Помимо этого, поддержим мнение А.Г. Антонова отмечающего, что принудительные работы по репрессивности не уступают лишению свободы . Данный вывод он делает основываясь на положениях закона регламентирующих, в частности, степень материальной обеспеченности осужденного к принудительным работам и обязательности привлечения последнего к труду, тогда как, например, в колонии общего режима осужденный вообще может не трудится и быть при этом обеспеченным всем необходимым в отличии от осужденного к принудительным работам, которого, во-первых, принуждают трудиться, а во-вторых, последний за некоторым исключением обязан сам себя обеспечивать питанием, одеждой и т. п. Однако вместе с тем следует акцентировать внимание на том, что ни в УК РФ, ни в УИК РФ не имеется четкой формулировки закрепляющей именно обязательность привлечения к труду всех лиц, отбывающих наказание в виде принудительных работ. Более того, возможен вариант, что осужденный не будет обеспечен работой. Об этом можно судить исходя из содержания ч. 5 ст. 60 8 УИК РФ, указывающей, что осужденным, не обеспеченным работой, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется. Помимо этого, как нам представляется, акцент в п. «б» ч. 2 ст. 60 4 и ч.1 ст. 60 7 УИК РФ сделан не на обязательности труда осужденных, а на обязательности трудится в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного центра .

В соответствии с ч.1 ст. 60.17. УИК РФ уклоняющимся от отбывания принудительных работ признается осужденный к принудительным работам: а) уклоняющийся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания; б) не прибывший к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок; в) не возвратившийся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда; г) самовольно оставивший исправительный центр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией исправительного центра, на срок свыше 24 часов.

Часть 3 ст. 60.17. УИК РФ регламентирует, что в отношении осужденного, уклонившегося от отбывания принудительных работ, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания в виде принудительных работ лишением свободы. Однако при решении поставленного вопроса о замене неотбытой части принудительных работ лишением свободы в судебном заседании появляются правовые проблемы .

Суд при рассмотрении данного представления в первую очередь должен руководствоваться статьей 397 УПК РФ, регламентирующей вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора. Однако при ее анализе мы не видим положений данной статьи, относящихся к принудительным работам, то есть суд фактически не может принять к рассмотрению представление начальника исправительного центра и соответственно разрешить его в законном порядке. Аналогичным образом складывается ситуация и с осужденным к принудительным работам, признанным злостным нарушителем.

Выход из сложившейся ситуации А.В. Звонов предлагает путем внесения изменений в ст. 397 УПК РФ дополнив ее пунктом «2.1) о замене принудительных работ в соответствии со статьей 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации;» .

Далее следует отметить, что вопрос о месте отбывания уголовного наказания в виде принудительных работ в материальном праве не регламентирован, что вряд ли является оправданным . Ответ на данный вопрос содержится в ч. 1 ст. 60.1 УИК РФ «Места отбывания принудительных работ». Согласно этой норме осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях – исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. Однако поскольку в отношении других видов уголовных наказаний (например, лишения свободы и исправительных работ) этот вопрос решен в рамках уголовного законодательства, думается, следует дополнить ч.1 ст.53.1 УК РФ положением, аналогичным ч.1 ст.60.1 УИК РФ .

Необходимо сказать также о природе рассматриваемого вида наказания. В ч. 1 ст. 45 УК РФ принудительные работы наряду с обязательными работами, исправительными работами, ограничением по военной службе, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части, лишением свободы на определенный срок, пожизненным лишением свободы и смертной казнью отнесены законодателем к основным (самостоятельным) видам наказания. Однако исходя из буквального толкования ч.1 ст.53.1 УК РФ принудительные работы не относятся к самостоятельному виду уголовного наказания, а являются лишь альтернативой лишению свободы и применяются в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Дальнейшее подтверждение невозможности применения данного вида наказания как самостоятельного прослеживается в ч.2 ст.53.1 УК РФ, в которой регламентируется возможность назначения принудительных работ только в порядке замены лишения свободы.

Но если рассматривать его с позиций, закрепленных именно в ч.1 ст.45 УК РФ, то в соответствии с последней данный вид наказания применяется только в качестве основного вида наказания, поэтому согласно части 4 статьи 47 УК РФ к принудительным работам может быть назначено в качестве дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В этом случае дополнительное наказание, то есть лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, распространяется на все время отбывания принудительных работ, но при этом срок отбытия дополнительного наказания исчисляется с момента их отбытия.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 УК РФ в отношении осужденного, отбывающего принудительные работы, может быть применен институт условно-досрочного освобождения. Согласно ч. 4 1 вышеуказанной статьи УК РФ при рассмотрении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в числе прочих суд учитывает заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности его условно-досрочного освобождения, однако, при этом, не предусмотрено представление в суд заключения администрации исправительного центра, который в соответствии с ч. 1 ст. 74 УИК РФ не является исправительным учреждением.

Данные пробелы в законодательстве будут препятствовать применению института условно-досрочного освобождения в отношении осужденных к принудительным работам.

Список литературы

  1. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 07 декабря 2011 г. № 420-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 50. Ст. 7362.
  2. Уголовно-правовое воздействие: монография / Г.А. Есаков, Т.Г. Понятовская, А.И. Рарог и др.; под ред. А.И. Рарога. М.: Проспект, 2012. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: федер. закон Рос. Федерации от 30 декабря 2012 г. № 307-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7632.
  4. О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: федер. закон Рос. Федерации от 28 декабря 2013 г. № 431-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6996.
  5. Лейва М. В России с 2017 года начнут применять новый вид уголовного наказания. URL: http://www.rbc.ru/politics/04/10/2016/57f3595b9a7947547436eb84 (дата обращения: 05.11.16)
  6. Благов Е.В. Принудительные работы // Уголовное право. 2012. N 2. С. 15-16.
  7. Уголовно-исполнительное право: учебник: Особенная часть / под общ. ред. Г.А. Корниенко; науч. ред. А.Я. Гришко, В.Н. Чорный. – 3-е изд., испр. и доп. – Рязань: Академия ФСИН России, 2013. С. 558.
  8. Антонов А.Г. Принудительные работы: понятие, содержание и место в системе уголовных наказаний // Организация исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ: сб. материалов науч.-практ. конф. (Москва, 20 сент. 2012 г.). - М.; Рязань: НИИ ФСИН России; Академия ФСИН России, 2012. С. 7.
  9. Лядов Э.В. Правовой статус осужденных, отбывающих уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества // Вестник Томского государственного университета. Право. 2015. №2 (16). С. 73-74.
  10. Звонов А.В. К вопросу о замене принудительных работ лишением свободы // Организация исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ: сб. материалов науч.-практ. конф. (Москва, 20 сент. 2012 г.). - М.; Рязань: НИИ ФСИН России; Академия ФСИН России, 2012. С. 12.
  11. Верина Г.В. Новые концептуальные подходы к вопросам преступления и наказания в российской уголовно-правовой политике // Журнал российского права. 2012. N 5. С. 57.
  12. Лядов Э.В. Принудительные работы как вид уголовного наказания: реалии и перспективы // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1 (80). С. 100.

Принудительные работы. Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ

Одним из базовых направлений современной уголовно-правовой политики государства является совершенствование действующей системы уголовных наказаний путём введения новых, преимущественно не связанных с изоляцией осуждённых от общества. К наказанию такого порядка следует относить и принудительные работы. Федеральным законом от 07.12.2011ᴦ. № 420-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации введена статья 53.1 ʼʼПринудительные работыʼʼ.

Правовая сущность принудительных работ выражена тем, что они рассматриваются в качестве альтернативы доминирующему на практике виду уголовного наказания – лишению свободы. Принудительные работы в такой постановке законодательного видения применяются в том случае, когда совершаются преступления небольшой или средней тяжести, либо тяжкие преступления (впервые).

Законом установлены правила, в соответствии с которыми, если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. Вместе с тем действуют законодательно установленные ограничения, в силу которых, при назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет принудительные работы не применяются.

Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет.

Суть наказания состоит по сути в том, что из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счёт соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.

Особенностью исполнения наказания состоит в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.

В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Законодателœем определён круг осуждённых, к которым данный вид наказания применяться не может. Принудительные работы не назначаются:

1) несовершеннолетним;

2) лицам, признанным инвалидами первой или второй группы;

3) беременным женщинам;

4) женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;

5) женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста;

6) мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста;

7) военнослужащим.

Положение уголовно-исполнительного кодекса, относительно порядка исполнения наказания в виде принудительных работ, регулируется введённой главой 8.1 ʼʼИсполнение наказания в виде принудительных работʼʼ.

В соответствии с законом осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.

При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства осужденных к принудительным работам или по месту их осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) в имеющихся исправительных центрах, они, по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы, направляются в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором такие условия имеются.

В целях облегчения процесса исполнения наказания при исправительных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные центры. Порядок создания указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Осуждённые, которым принудительные работы назначены в порядке замены иного вида наказания, мог быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации, в порядке, предусмотренном законом.

Вопросы направления осуждённых к принудительным работам к месту отбывания наказания регламентированы ст. 60.2 УИК РФ. Лица, осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу на свободе, а также сужденные, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами, следуют за счёт государства к месту отбывания наказания самостоятельно. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения непосредственно либо через учреждения, исполняющие наказания, не позднее десяти суток со дня получения копии приговора (определœения, постановления) суда вручает осужденному предписание о направлении к месту отбывания наказания. В предписании с учетом крайне важно го для проезда времени указывается срок, в течение которого осужденный должен прибыть в исправительный центр.
Размещено на реф.рф
Порядок направления осужденных к месту отбывания принудительных работ определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей, направляются к месту отбывания наказания в порядке, установленном для лиц, осужденных к лишению свободы (под конвоем). Эти лица подлежат освобождению из-под стражи по прибытии в исправительный центр.

В случае уклонения осужденного к принудительным работам от получения предписания или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск территориальным органом уголовно-исполнительной системы и подлежит задержанию на срок до сорока восьми тридцати суток.

После задержания осужденного к принудительным работам суд в соответствии с законом принимает решение о заключении осужденного под стражу и замене принудительных работ лишением свободы.

В срок принудительных работ (ст. 60.3 УИК РФ) засчитывается:

2) время следования под конвоем из исправительного учреждения в исправительный центр при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами из расчета один день содержания под стражей за один день принудительных работ;

3) время краткосрочных выездов, предоставляемых осужденному в соответствии со статьей 60 4 УИК РФ.

В срок принудительных работ не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше одних суток.

Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ регламентирован ст. 60.4 УИК РФ

В исправительных центрах действуют Правила внутреннего распорядка исправительных центров, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны:

1) выполнять Правила внутреннего распорядка исправительных центров;

2) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра;

3) постоянно находиться в пределах территории исправительного центра, проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни не покидать их без разрешения администрации исправительного центра;

4) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю;

5) постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.

Осужденным к принудительным работам (ч. 3 ст. 60.4 УИК) для решения неотложных социально-бытовых и трудовых вопросов администрация исправительного центра может разрешить краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток. (Часть в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 года).

Осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных центров. В случае обнаружения у осужденных таких предметов и веществ они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются.

Осужденные к принудительным работам, а также помещения, в которых они проживают, подвергаются обыску, а вещи осужденных - досмотру. Основания и порядок проведения обысков и досмотров определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Осужденным к принудительным работам должна быть разрешено проживание с семьёй на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.
Размещено на реф.рф
Такое разрешение даёт начальник исправительного центра при наличии совокупности следующих материальных и формальных оснований:

1) осуждённый отбыл не менее одной трети срока наказания (материальное основание);

2) отсутствие нарушений Правил внутреннего распорядка исправительного центра (формальное основание);

3) наличие письменного заявления осуждённого (процедурное основание);

4) письменный приказ начальника исправительного центра (процедурное основание).

Осужденные, которым предоставлено право на проживание вне исправительного центра, обязаны являться для регистрации четыре раза в месяц в дни, установленные постановлением начальника исправительного центра.

Прямым выражением прогрессивной системы исполнения наказаний является то положение закона, в соответствии с которым осужденным к принудительным работам, при наличии условий указанных выше разрешается выезд за пределы исправительного центра на период очередного отпуска.

Осужденным к принудительным работам разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.
Размещено на реф.рф
Порядок обучения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В общежитиях исправительных центров осужденным к принудительным работам предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Норма жилой на каждого осужденного не должна быть менее четырех квадратных метров (ст. 60.5 УИК РФ).

Обеспечение осужденных к принудительным работам одеждой и обувью (за исключением одежды и обуви, являющихся средствами индивидуальной защиты), а также питанием осуществляется за счёт их собственных средств.

В случае отсутствия у осужденных собственных средств обеспечение их одеждой, обувью и питанием осуществляется за счёт средств федерального бюджета. Обеспечение осуждённых осуществляется по нормам, установленным Правительством Российской Федерации. Порядок определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Осуждённые к принудительным работам ежемесячно возмещают из собственных средств расходы исправительных центров на оплату коммунально-бытовых услуг и содержание имущества в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. Осужденные к принудительным работам при отсутствии у них собственных средств указанные расходы исправительных центров не возмещают. (В ред. Федерального закона от 23 июня 2014 года № 163-ФЗ).

Осужденные к принудительным работам, находящиеся в исправительных центрах, вправе иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими, а также приобретать, хранить и использовать всœе предметы, изделия и вещества, за исключением предметов, изделий и веществ, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных центров.

Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к принудительным работам оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья и установленным настоящим Кодексом порядком отбывания наказания.

Каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Администрация исправительных центров обязана, исходя из наличия рабочих мест, привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста͵ трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности. Осужденные привлекаются к труду в организациях любой организационно-правовой формы (ст. 60.7 УИК РФ). Организациям, использующим труд осужденных к принудительным работам, предоставляются льготы по уплате налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Организации вправе запрашивать и получать от администрации исправительных центров информацию, необходимую при создании рабочих мест для трудоустройства осужденных к принудительным работам.

Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков (ст. 60.8 УИК РФ).

Перевод осужденных к принудительным работам на другую работу в случае производственной крайне важно сти либо в соответствии с медицинским заключением может осуществляться администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с администрацией исправительного центра и по возможности с учетом мнения осужденного. Осужденный к принудительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы. В период отбывания принудительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью восœемнадцать календарных дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с администрацией исправительного центра. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск возникает у осужденного по истечении шести месяцев принудительных работ. О времени начала отпуска осужденный извещается под расписку не позднее, чем за две недели до его начала. Осужденным к принудительным работам, не обеспеченным работой, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется.

Администрация организаций, в которых работают осужденные к принудительным работам, обеспечивает их привлечение к труду с учетом состояния здоровья и профессиональной подготовки, получение ими начального профессионального образования или профессиональной подготовки. Администрации организаций, в которых работают осуждённые, запрещается увольнять их с работы, кроме следующих случаев:

1) освобождение от отбывания наказания по основаниям, установленным уголовным законодательством Российской Федерации;

2) перевод осужденного на работу в другую организацию или в другой исправительный центр;

3) замена принудительных работ лишением свободы;

4) невозможность выполнения данной работы вследствие состояния здоровья осужденного либо сокращения объёма работ.

В период отбывания наказания в виде принудительных работ из заработной платы производятся удержания в размере, установленном приговором суда. (Часть 1 ст. 60.10 УИК в ред. Федерального закона Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 163-ФЗ).

Возмещение осужденными к принудительным работам расходов по их содержанию производится после удовлетворения всœех требований взыскателœей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В исправительных центрах осужденным к принудительным работам выплачиваются не менее двадцати пяти процентов от начисленной им заработной платы.

Администрация исправительного центра (ст. 60.11 УИК):

1) ведет учет осужденных к принудительным работам;

2) осуществляет регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания осужденных к принудительным работам граждан Российской Федерации или постановку на миграционный учет и снятие с миграционного учета по месту пребывания осужденных к принудительным работам иностранных граждан и лиц без гражданства;

3) разъясняет порядок и условия отбывания наказания;

4) организует бытовое устройство осужденных;

5) обеспечивает соблюдение порядка и условий отбывания наказания;

6) осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению нарушений установленного порядка отбывания наказания;

7) проводит с осужденными воспитательную работу;

8) применяет предусмотренные статьями 60 13 и 60 14 Уголовно-исполнительного кодекса меры поощрения и взыскания;

9) ведет работу по подготовке осужденных к их освобождению.

С осужденными к принудительным работам администрацией исправительного центра проводится воспитательная работа. Воспитательная работа с осужденными к принудительным работам проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и обстоятельств совершенных ими преступлений

Активное участие осужденных к принудительным работам в проводимых мероприятиях воспитательного характера поощряется и учитывается при применении к ним предусмотренных статьями 60 13 и 60 14 Уголовно-исполнительного кодекса мер поощрения и взыскания.

За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду администрацией исправительного центра к осужденным к принудительным работам могут применяться следующие меры поощрения:

1) благодарность;

2) досрочное снятие ранее наложенного взыскания;

3) предоставление возможности выезда за пределы исправительного центра в границах муниципального образования, на территории которого он расположен, в выходные и праздничные дни.

К осужденным, допустившим нарушения порядка и условий отбывания принудительных работ, администрацией исправительного центра могут применяться следующие меры взыскания:

а) выговор;

б) отмена права проживания вне общежития;

в) водворение в помещение для нарушителœей на срок до пятнадцати суток.

Нарушениями порядка и условий отбывания принудительных работ являются:

1) нарушение общественного порядка, за ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осужденный был привлечен к административной ответственности;

2) нарушение трудовой дисциплины;

3) нарушение установленных для осужденного правил проживания в исправительном центре;

4) неявка без уважительных причин на регистрацию в исправительный центр осужденных, которым разрешено проживание за его пределами.

Злостными нарушениями порядка и условий отбывания принудительных работ являются:

1) употребление спиртных напитков, наркотических средств или психотропных веществ;

2) мелкое хулиганство;

3) неповиновение представителям администрации исправительного центра или их оскорбление при отсутствии признаков преступления;

4) изготовление, хранение или передача запрещенных предметов и веществ;

5) организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно участие в них;

6) отказ от работы;

7) самовольное без уважительных причин оставление территории исправительного центра;

8) несвоевременное (свыше двадцати четырёх часов) возвращение к месту отбывания наказания.

Осужденный к принудительным работам признается злостным нарушителœем порядка и условий отбывания принудительных работ при совершении злостного нарушения, а также при совершении в течение года трех нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, постановлением начальника исправительного центра по представлению дисциплинарной комиссии исправительного центра. В отношении осужденного к принудительным работам, признанного злостным нарушителœем, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытого срока наказания в виде принудительных работ лишением свободы.

Действует и процессуальный порядок применения мер поощрения и наказания осуждённых. Решение о применении к осужденным к принудительным работам предусмотренных статьями 60 13 и 60 14 Уголовно-исполнительного кодекса мер поощрения и взыскания выносится в письменной форме.

Уклоняющимся от отбывания принудительных работ (ст. 60.17 УИК РФ) признается осужденный:

1) уклоняющийся от получения предписания, указанного в части второй статьи 60 2 Уголовно-исполнительного кодекса;

2) неприбывший к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок;

3) невозвратившийся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда;

4) самовольно оставивший исправительный центр, места работы и проживания, определœенные администрацией исправительного центра, на срок свыше двадцати четырёх часов.

Осужденный, уклонившийся от отбывания принудительных работ, по представлению администрации исправительного центра объявляется судом в розыск и подлежит задержанию на срок до сорока восьми часов. Данный срок должна быть продлен судом до тридцати суток.

Принудительные работы. Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Принудительные работы. Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ" 2017, 2018.