Порядок опубликования нормативно-правовых актов и вступления их в силу. Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов Особый порядок вступления в силу НПА Государственного таможенного комитета РФ

ч.3 ст. 15 Конституции РФ — Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Принят Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Статья 4. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

«Парламентская газета» является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в «Парламентской газете». Обязательному опубликованию в «Парламентской газете» подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.

Статья 6. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Вам понравился материал? Вы можете угостить автора чашечкой ароматного кофе и оставить ему доброе пожелание:-)


Ваше угощение будет обязательно доставлено до автора. Чашка кофе - это не много, но она согревает и придает силы творить дальше. Вы можете выбрать, чем угостить автора.

Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.

Согласно ч. 3 статьи 15 КРФ государство в лице его органов обязано официально публиковать принимаемые законы. Официальное опубликование является непременной предпосылкой применения любого принимаемого в Российской Федерации закона - федерального или субъекта Федерации, ибо неопубликованные законы не должны применяться.

Таким образом, в ч. 3 ст. 15 Конституции содержится, с одной стороны, веление, обращенное к участникам законодательного процесса, официально опубликовать принятый закон, с другой - запрет, обращенный к любому правоприменителю, - не применять неопубликованный закон. Правоприменители, включая органы государства и их должностных лиц, органы местного самоуправления, суды в силу прямого запрета Конституции не должны применять не опубликованные официально законы.

Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ от 25 мая 1994 г. (14 июня 1994 г.) N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Статья 4 этого закона устанавливает, что официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». При этом применительно к «Собранию законодательства Российской Федерации» правоприменителям необходимо иметь в виду не дату подписания издания, обычно указываемую в выходных сведениях, а дату фактического опубликования, в результате которого реально обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

Законы и акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Конституция и Федеральный закон от 14 июня 1994 г. не устанавливают срок, в течение которого глава государства направляет подписанный им закон для официального опубликования. Представляется, что такое направление должно осуществляться незамедлительно после его подписания, ибо иное было бы воспрепятствованием законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации.

Содержащаяся в комментируемом положении гарантия распространяется не только на конституционные, но и на иные права, свободы и обязанности граждан и иных физических лиц, постоянно или временно пребывающих на территории Российской Федерации, на которых в силу ч. 3 ст. 62 Конституции распространяется национальный режим и которые пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданам Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом не имеет значения, осуществляются права, свободы и обязанности человека и гражданина индивидуально или коллективно.

Таким образом, любой нормативный акт может действовать только в том случае, если он опубликован и находится в свободном доступе как информационный ресурс, чем реализуется право граждан на получение правовой информации.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Под общими принципами производства по делам об административных правонарушениях следует понимать те его основополагаю щие начала которые определяют.. законность как принцип производства находит свое отраже ние в том что.. принцип объективной материальной истины как принцип про изводства по делам об административных правонарушениях..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие и признаки гражданского общества, его структура
гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу доверия и миролюбия, уважения к традициям, законам, нравственным

Понятие и виды правовой системы (семьи). Национальная правовая система
Правовая система - взятые в единстве правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства. Право - основной институт правовой системы. Оно порождает ряд пр

Конституции Российской Федерации - основной закон государства
Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданс

Предметы исключительного ведения Российской Федерации
Предметы ведения Российской Федерации - объекты сферы деятельности Российской Федерации как государства - закреплённый в Конституции Российской Федерации и положениями Федеративного договора - Дого

Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
ПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ - закрепленный в Конституции круг вопросов, в решении которых могут принимать участие органы государственной власти РФ и ее субъектов. П.с.в. - это сфера общественных о

Административная ответственность как вид юридической ответственности и вид административного принуждения
Административная ответственность – применение установленных государством мер административного наказания к гражданам и организациям за нарушение законности и государственной дисциплины. Ад

Действие уголовного закона во времени и в пространстве. Обратная сила уголовного закона
Глава 2. Действие уголовного закона во времени и в пространстве Статья 9. Действие уголовного закона во времени 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законо

Понятие и признаки преступления. Категории преступлений
Преступление - это юридическое понятие, общие признаки которого определены в нормах Общей части Уголовного кодекса. Следует различать понятие преступления от понятия преступности. Преступность – эт

Общие условия уголовной ответственности. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Вменяемость (критерии невменяемости)
Статья 19 УК РФ определяет общие условия уголовной ответственности: «Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодек

Вина в уголовном праве. Формы вины. Невиновное причинение вреда
Вина - отрицательное психическое отношение лица к охраняемым уголовным законом основным социальным ценностям, выраженное в умышленном или неосторожном совершении преступления. Ответственность тольк

Соучастие в уголовном праве. Формы соучастия. Виды соучастников
В уголовном законодательстве вопрос о формах и видах соучастия никогда не решался, в теории уголовного права этот вопрос освещается неоднозначно. Осложняется решение данного вопроса множеством пред

Стадии совершения преступления. Приготовление, покушение, добровольный отказ от преступления
Стадии совершения преступления - это определенные этапы (периоды) в развитии общественно опасного деяния, отражающие разные степени реализации умысла виновного лица. Разграничение между ними проход

Обстоятельства, исключающие преступность деяния, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации
Статья 37. Необходимая оборона(в ред. Федерального закона от 14.03.2002 N 29-ФЗ) 1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при

Назначение наказания (общие начала, обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание)
Необходимо отметить, что только суд может сделать окончательный вывод о виновности или невиновности лица в предъявленном обвинении и только суд может назначить за совершение преступления наказание.

Совокупность преступлений и ее виды. Совокупность приговоров. Назначение наказания при совокупности преступлений и приговоров
Совокупность преступлений - вид множественности. Под совокупностью преступлений понимается одновременное или последовательное совершение двух или более преступлений, предусмотренных статьями или ча

Рецидив преступлений и его виды. Назначения наказания при рецидиве преступлений
Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (ч. 1 ст. 18 УК). УК различает рецидив, опасный

Основания освобождения от уголовного наказания. Амнистия. Помилование
На основании основных принципов и норм, установленных в уголовном законодательстве, лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовного наказания путем реального отбывания наказани

Судимость и ее правовые последствия
Судимость, вслед за наказанием, представляет собой правовые последствия привлечения лица к уголовной ответственности и осуждения его за совершение противоправного, уголовно наказуемого деяния.

Принудительные меры медицинского характера, их виды и основания применения
Принудительные меры медицинского характера - это предусмотренные уголовным законодательством меры государственного принуждения, которые назначаются судом к лицам, совершившим общественно опасные де

Клевета и оскорбление, как самостоятельные составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации
Группа преступлений против чести и достоинства личности включает два состава: клевету и оскорбление. Согласно части 1 статьи 129 УК РФ «клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, по

Нарушение правил охраны труда
В ст. 37 Конституции РФ говорится, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены". Нарушение этого права может повлечь уголовную ответственност

Условия и порядок заключения брака. Обстоятельства, препятствующие заключению брака
Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданско

Расторжение брака в судебном порядке. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака. Признание брака недействительным
В судах общей юрисдикции рассматриваются дела о расторжении брака, если: супруги имеют общих несовершеннолетних детей; отсутствует согласие на развод одного из супругов;

Установление происхождения детей. Установление отцовства в судебном порядке
Происхождение ребенка от родителей, не состоящих в браке, может быть установлено в органах ЗАГС путем подачи об этом родителями совместного заявления. Установление отцовства возможно и на основан

Права и обязанности родителей по воспитанию детей. Защита родительских прав
Закон устанавливает права и обязанности родителей в отношении детей. При этом и мать, и отец обладают равными правами и обязанностями: они должны содержать своих несовершеннолетних детей, а также н

Основания и последствия лишения родительских прав. Ограничение родительских прав
СК РФ определил основы правовой защиты детей от насилия в семье. Способы воспитания, которые выбирают родители, должны исключать грубое, жестокое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинс

Гарантии и компенсации, связанные с расторжением трудового договора
Выходное пособие - гарантийная выплата, производимая работнику за время, когда он не исполняет свои трудовые обязанности в связи с расторжением трудового договора по основаниям, указанным в законе.

Защита трудовых прав работника. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается право работников на индивидуальные и коллективные споры (с исполнением установленных федеральным законом способов разрешения), включая забастовку.

Предмет, метод и принципы гражданского права
Гражданское право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, 1) регулирующих имущественные отношения; 2) и связанные с ними и личные неимущественные отношен


Источники гражданского права: Конституция РФ Гражданский кодекс РФ Иные нормативно-правовые акты Международные акты Гражданские права и обязанности принадл

Гражданские правоотношения
Гражданское правоотношение - следствие действия права как социального и государственного института, общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого, выступая как юридическ

Является заключительной стадией правотворческой процедуры.

Часть 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Законы под-лежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не приме-няются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Федеральный закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных за-конов, актов палат Федерального Собрания» (принят 25 мая 1994 г.) устанав-ливает следующие моменты:

1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Пре-зидентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публи-куютсяне позднее 10 дней после дня их принятия.

2. Официальньм опубликованием федерального конституционного зако-на, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается пер-вая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании за-конодательства Российской Федерации.

3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы направля-ются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубли-кования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты па-лат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей террито-рии Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен дру-гой порядок вступления их в силу.

5. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополне-ния, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов феде-ральных органов исполнительной власти» установлены следующие моменты:

1. Акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения) и ак-ты Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения) подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газе-те» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания.


2. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный харак-тер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федера-ции

3. Акты Президента РФ, содержащие сведения, составляющие государст-венную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

4. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

5. Акты Правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государ-ственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в си-лу со дня их подписания .

6. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установ-лен другой порядок вступления их в силу.

7. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомст-венный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию в газете «Российские вести» в течение 10 дней после дня их ре-гистрации.

8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Феде-рации во истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят 12 августа 1995 г.) нормативные правовые акты органов местного само-управления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие пра-ва, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

  • 2.3. Акты Правительства
  • 2.4. Решения Конституционного Суда рф
  • 2.5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
  • 2.5.1. Акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции рф
  • 2.5.2. Акты, признанные Министерством юстиции рф не нуждающимися в государственной регистрации
  • 1) Министерство внутренних дел рф (мвд России)
  • 2) Министерство рф по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс России)
  • 3) Министерство обороны рф (Минобороны России)
  • 4) Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (фсвтс России)
  • 5) Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (фстэк России)
  • 6) Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка)
  • 7) Министерство юстиции рф (Минюст России)
  • 8) Федеральная служба исполнения наказаний (фсин России)
  • 9) Федеральная служба судебных приставов (фссп России)
  • 10) Государственная фельдъегерская служба рф (гфс России)
  • 11) Федеральная служба безопасности Российской Федерации (фсб России)
  • 5) Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) - упразднена Указом Президента рф от 08.02.2011 n 155
  • 6) Федеральное архивное агентство (Росархив)
  • 7) Министерство образования и науки рф (Минобрнауки России)
  • 8) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
  • 9) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)
  • 10) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)
  • 11) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
  • 12) Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)
  • 13) Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
  • 14) Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)
  • 15) Министерство промышленности и торговли (Минпромторг России)
  • 16) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
  • 17) Министерство регионального развития рф (Минрегион России)
  • 18) Министерство связи и массовых коммуникаций рф (Минкомсвязи России)
  • 19) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
  • 20) Федеральное агентство связи (Россвязь)
  • 21) Министерство сельского хозяйства рф (Минсельхоз России)
  • 22) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)
  • 23) Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)
  • 24) Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт) - упразднено, его функции переданы Минспорттуризма России
  • 25) Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России) - Указом Президента рф от 21.05.2012 n 636 преобразовано в Министерство спорта рф
  • 26) Министерство транспорта рф (Минтранс России)
  • 27) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор)
  • 28) Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)
  • 29) Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)
  • 30) Министерство рф по налогам и сборам (мнс России) - преобразовано в Федеральную налоговую службу (фнс России)
  • 31) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)
  • 32) Федеральное казначейство (Казначейство России)
  • 33) Министерство экономического развития рф (Минэкономразвития России)
  • 34) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)
  • 2) Федеральная миграционная служба (фмс России)
  • 3) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и Главный государственный санитарный врач
  • 4) Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование)
  • 5) Федеральная таможенная служба (фтс России)
  • 6) Федеральная служба по финансовым рынкам (фсфр России)
  • 7) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
  • 8) Федеральное космическое агентство (Роскосмос)
  • 9) Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница)
  • 2.6. Особенности вступления в силу нормативных правовых актов некоторых ведомств
  • 2.6.1. Вступление в силу правовых актов Банка России
  • 2.6.2. Вступление в силу правовых актов федеральных органов исполнительной власти в области таможенного дела
  • 2.6.3. Вступление в силу правовых актов Федеральной службы по финансовым рынкам (фсфр России, ранее - фкцб России)
  • 2.6.4. Вступление в силу нормативных актов, издаваемых Пенсионным фондом рф, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования рф
  • Глава 3. Проблемные вопросы вступления в силу нормативных правовых актов
  • 3.1. Определение даты первого официального опубликования
  • 3.2. Исчисление сроков вступления в силу нпа с учетом различных формулировок, указывающих на момент вступления в силу
  • 3.3. Опубликование полного текста нормативного акта
  • Указ Президента РФ от 02.02.2013 N 88 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"

    Размещение актов Правительства РФ на сайте www.pravo.gov.ru считается официальным опубликованием

    7 марта вступил в силу Указ Президента РФ от 02.02.2013 N 88 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (далее - Указ). В соответствии с ним акты Правительства РФ (постановления и распоряжения) в течение 10 дней после подписания должны публиковаться не только в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации", но и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru ). Опубликование указанных документов на сайте www.pravo.gov.ru теперь признается официальным.

    Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палаты Федерального Собрания (ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", далее - Закон N 5-ФЗ);

    Международные договоры, вступившие в силу для России, а также международные договоры, которые временно применяются РФ (за исключением договоров межведомственного характера) (ч. 2 ст. 9.1 Закона N 5-ФЗ);

    Постановления Конституционного Суда РФ, определения Конституционного Суда РФ о разъяснении постановлений Конституционного Суда РФ, а также иные решения Конституционного Суда РФ, которыми предусмотрен такой порядок опубликования (ч. 2 ст. 9.1 Закона N 5-ФЗ);

    Акты Президента РФ (п. 2.1 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" в предыдущей редакции).

    Отметим, что указы Президента РФ и федеральные законы публикуются, как правило, в день подписания их Президентом РФ. Дата публикации особенно важна, если документ именно с этого дня вступает в силу. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 04.03.2013 N 21-ФЗ и Федеральный закон от 30.12.2012 N 324-ФЗ.

    Принятие, публикация и вступление в силу в пределах одного дня теперь станут возможны и для постановлений Правительства РФ. Ранее между их принятием и официальным опубликованием проходило, как правило, несколько дней. Кроме того, определенное время обычно разделяет публикацию и вступление в силу. Впрочем, случаи вступления в силу постановлений Правительства РФ со дня официального опубликования уже есть (см, например, Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N 101, Постановление Правительства РФ от 27.08.2012 N 857, Постановление Правительства РФ от 02.03.2010 N 111).

    На сегодняшний день на портале www.pravo.gov.ru не осуществляется официальное опубликование актов других органов государственной власти РФ, законов и иных правовых актов субъектов РФ, а также муниципальных правовых актов. Возможность публикации установлена в ст. 9.1 Закона N 5-ФЗ, но для ее реализации должен быть принят соответствующий указ Президента РФ.

    Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов

    (материалы подготовлены специалистами

    АО "Консультант Плюс")

    Применение правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов (далее - НПА). Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

    Наиболее благоприятная ситуация - это когда в НПА указана точная дата либо установлен порядок его вступления в силу. Но во многих нормативных актах такие нормы отсутствуют. В этом случае для применения документа дата его вступления в силу рассчитывается по определенным правилам, установленным законодательством, и о таком документе обычно говорят, что он вступает в силу в общем порядке. Для определения точной даты необходимо изучить порядок вступления в силу для данного вида нормативных актов, выявить источник и дату официального опубликования, если нужно, произвести определенные расчеты. В любом случае начинать нужно с проверки ряда обязательных условий, при соблюдении которых НПА вступает в силу.

    Глава 1. Обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов

    1.1. Официальное опубликование

    В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

    Чтобы определить, с какого момента вступает в силу НПА, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием и какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы НПА признавался официально опубликованным.

    Во-вторых, помещение текста НПА в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида НПА.

    1.2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции рф

    С 15 мая 1992 года Постановлением Правительства РФ от 08.05.1992 N 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственный характер.

    В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных НПА регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009. Так, в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

    В пункте 12 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88, дается более подробное описание нормативных актов, которые подлежат государственной регистрации, а именно:

    Гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

    Гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

    Механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

    б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

    в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

    При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

    Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок)).

    Согласно пункту 15 тех же Разъяснений не подлежат представлению на государственную регистрацию :

    а) индивидуальные правовые акты;

    Персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);

    Действие которых исчерпывается однократным применением;

    Срок действия которых истек;

    Оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

    б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

    в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

    г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний;

    е) в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" нормативные акты Банка России, устанавливающие:

    курсы иностранных валют по отношению к рублю;

    изменение процентных ставок;

    размер резервных требований;

    размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

    прямые количественные ограничения;

    правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

    порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

    Следует также отметить, что государственной регистрации подлежат изменения и дополнения в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию (независимо от того, содержат они правовые нормы или нет), а также акты о признании зарегистрированных нормативных правовых актов утратившими силу (пункт 26 Разъяснений).

    Зарегистрированные НПА подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ (пункт 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

    Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

    Помимо актов федеральных органов исполнительной власти государственной регистрации в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ и Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318 также подлежат акты, имеющие нормативный характер, издаваемые:

    Банком России;

    Пенсионным фондом РФ;

    Федеральным фондом обязательного медицинского страхования;

    Фондом социального страхования РФ.

    В соответствии с Конституцией РФ законодательная инициатива принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ.

    Все проекты законов вносятся в установленном порядке в Государственную Думу.

    Особый порядок установлен только для законопроектов по налогам и сборам и тех, в которых предусмотрены расходы за счет федерального бюджета.

    Перед внесением их в Государственную Думу данные законопроекты в обязательном порядке должны получить заключение Правительства РФ.

    Нормативно-правовые акты принимаются в результате правотворчества уполномоченных на это государственных органов.

    Правотворчество - это довольно емкий процесс, занимающий определенный промежуток времени.

    Он состоит из особых этапов или, так называемых, стадий:

    • Сначала государственным органом вносится предложение по принятию того или иного правового акта и предоставляется его проект – это первый этап.
    • Затем происходит обсуждение проекта нормативного акта – это уже второй этап.
    • Далее следует третий этап – принятие, а также утверждение данного проекта уполномоченным государственным органом.
    • И последняя, заключительная стадия правотворчества – это обнародование официального нормативного акта, т.е. доведение его до сведения граждан.
    Если последний этап не выполнен – нормативный акт не будет являться обязательным для исполнения – об этом прямо говорится в п. 3 ст. 15 Конституции РФ.

    Кроме того, тексты актов могут быть опубликованы в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны РФ, а также в других печатных изданиях, доведены до сведения граждан по телевидению и радио и т.п.

    Вступление в юридическую силу нормативных Актов Президента происходит по всей России единовременно спустя 7 дней с даты их официального опубликования.

    Все остальные акты Президента, а также те, которые составляют государственную тайну, вступают в силу со дня их подписания.

    Акты Правительства, которые регулируют права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливают правовой статус федеральных органов исполнительной власти, и организаций, вступают в силу спустя 7 дней с момента их первого официального опубликования.

    Все другие виды акты Правительства вступают в силу с момента их подписания. Кроме этого в данных документах может устанавливаться иной порядок их вступления в силу.

    Для нормативных актов федеральных органов исполнительной власти является обязательным их регистрация в Минюсте РФ, и дальнейшее их официальное опубликование в "Российской газете". Официальное опубликование производится в течение 10 дней после регистрации.

    Кроме этого, официальной публикацией считается издание текстов данных актов в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения - издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ.

    Порядок опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов

    В уставе каждого муниципального образования содержится указание о том, в каком порядке публикуются, т.е. доводятся до всеобщего сведения муниципальные правовые акты, а также устанавливается порядок вступления их в силу.

    Исключение составляют правовые акты, регулирующие налоги и сборы – их порядок вступления в силу устанавливается Налоговым кодексом РФ.

    А также местные акты, которые регулируют права, свободы и обязанности человека и гражданина, по общему правилу, вступают в силу с момента их официального опубликования.