Порядок проведения разбирательства по факту дисциплинарного проступка. Образец служебного расследования в отношении работника

Законодателем не определено само понятие «служебное расследование», однако оно принято в деловой практике и встречается, хотя и не в прямой форме, в законодательных актах. Так, например, статьей 247 ТК РФ работодателю вменяется в обязанность провести проверку, если ему причинен ущерб, чтобы установить его размеры и причины возникновения.

Когда проводится служебное расследование

При любом отклонении от нормального порядка, когда необходимо разобраться в произошедшем, выявить причины, виновников, определить последствия.

Как правило, такая проверка проводится в случаях:

  • недостачи при инвентаризации;
  • жалобы со стороны клиентов или персонала;
  • нарушения правил внутреннего трудового распорядка, трудового договора или должностной инструкции;
  • нарушения локальных актов (правил техники безопасности, пожарной безопасности и т. п);
  • разглашения коммерческой информации;
  • нанесения материально ущерба организации или работникам;
  • получения и дачи взятки;
  • иных злоупотреблений.

Этот перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен любым работодателем по своему усмотрению.

Итак, приведем образец служебного расследования в отношении работника.

Как начать служебное расследование

Работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Например, если речь идет о хищении, в составе комиссии наверняка окажется представитель бухгалтерии, службы безопасности и подразделения, где хищение было выявлено. Часто возглавляет комиссию либо руководитель, либо внутренний аудитор.

Однако требований к составу комиссии нет. Войти в нее могут любые лица по выбору руководителя, за исключением причастных, прямо или косвенно, к нарушению. Минимальная численность комиссии — три человека.

При этом руководитель должен издать приказ. Для этого понадобится образец приказа о проведении служебного расследования, образец представлен ниже.

Приказ о создании комиссии

Что выясняет комиссия

При проведении проверки выясняются следующие обстоятельства:

  • суть нарушения;
  • размер причиненного ущерба;
  • причины и условия, повлекшие проступок;
  • лицо, совершившее проступок;
  • степень вины;
  • смягчающие и отягчающие обстоятельства;
  • меры по привлечению к ответственности виновных лиц;
  • профилактические мероприятия по предотвращению подобных нарушений.

Когда круг потенциально виновных лиц определен, а в некоторых случаях он может быть достаточно широк, комиссия собирает письменные объяснения. При этом объяснения могут собираться как с виновных лиц, так и с работников, которые так или иначе могут пояснить случившееся.

Объяснительная записка составляется работником на основании уведомления, которое оформляет комиссия. В уведомлении описывается происшествие, может быть приведен список вопросов, на которые должен ответить сотрудник. В том экземпляре уведомления, который остается в делах комиссии, сотрудник должен указать дату получения уведомления и расписаться.

Работник вправе отказаться от дачи пояснений. В этом случае необходимо зафиксировать этот факт в акте об отказе дать объяснения. Составляют его члены комиссии.

Объяснительная записка составляется в произвольной форме от руки на имя руководителя, указывается дата и ставится подпись. Если работник признает свою вину, он имеет право в объяснительной записке указать наличие смягчающих обстоятельств.

Кроме объяснительной записки, комиссия собирает иные документы, способные пролить свет на обстоятельства происшествия: докладные и служебные записки очевидцев инцидента, акты инвентаризации, заключения аудиторов и независимых экспертов, акты замеров показаний контрольно-измерительного оборудования.

Результаты служебного расследования

По окончании расследования комиссия составляет итоговый документ — акт, который подписывают все члены комиссии. Образец акта служебного расследования на предприятии вы найдете ниже.

С актом необходимо ознакомить и виновных лиц. Если работник отказывается подтвердить своей подписью факт ознакомления, это надо засвидетельствовать подписями независимых лиц.

Работник или его представитель вправе ознакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в случае несогласия с результатами.

По итогам проверки могут применяться меры дисциплинарного взыскания. Их необходимо включить в образец заключения служебного расследования.

На основании ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления учреждением размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или сотрудник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма, подлежащая взысканию с сотрудника, превышает его средний месячный заработок, взыскание может осуществляться только судом.

Образец акта о проведении служебного расследования

В какие сроки проводится служебное расследование

Срок проведения служебного расследования по Трудовому кодексу должен быть согласован со сроком, которым ограничено наложение дисциплинарного взыскания. Согласно ч. 3 ст. 193 ТК РФ, дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Днем обнаружения проступка, с которого начинается отсчет месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе подчинен сотрудник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий (пп. «б» п. 34 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Главной целью реализации внутреннего служебного расследования в организации становится потребность в наложении на сотрудника при доказательстве его вины. Также расследование позволит защитить компанию от разбирательства в суде при .

По итогам проведения процедуры все действия должны быть зафиксированы документально.

Когда оно проводится?

Служебное расследование необходимо проводить при взимании с наказанного работника материального ущерба. Основной задачей его выполнения становится определение причин появления данного ущерба . Понятие причины даст возможность работодателю организовать профилактические меры по некоторым направлениям, остановить повторное появление схожих ситуаций в дальнейшем.

Расследование является серьезной процедурой, которая не выполняется для доказательства небольших нарушений.

Часто с нарушителем достаточно проведения профилактической беседы. При наличии подозрений нанесения сотрудником крупного материального ущерба или корыстного пользования служебными полномочиями необходимо предпринимать строгие меры.

Также специальная комиссия проводит проверку дисциплинарных нарушений, связанных с уклонением от медосвидетельствования (специалистами некоторых профессий), сдачи экзаменов по охране труда и технике безопасности, прохождением спецобучения в рабочее время, отказом от подписания (если это основная трудовая обязанность специалиста).

На допрос могут вызываться виновные и очевидцы случившегося события. Процедура добровольная, поэтому работники могут в ней не участвовать. Нельзя их принуждать к прохождению проверки на полиграфе или без полученного согласия делать осмотр или обыск.

Регламентация по ТК РФ

По сравнению с расследованием при дорожно-транспортном происшествии, четко определенном в соответствующем положении, в Трудовом кодексе не предусматривается служебное расследование. Но наложение дисциплинарной ответственности на работника может сравниваться с порядком выполнения расследования в организации. На основании ст. 189 ТК России данная процедура регламентируется нормами трудового распорядка в компании, а также специализированной инструкцией или положением.

Время выполнения проверки регламентируется ст. 193 ТК. На основании ч. 3 ст. 247 ТК у специалиста или его представителя есть право на изучение всех материалов расследования и их обжалование при несогласии с итоговым заключением.

Кто принимает участие?

Как правило, служебную проверку осуществляет служба безопасности , а также отдел внутреннего аудита . В компаниях с небольшой численностью этими вопросами может заниматься кадровая служба . Для проведения расследования могут привлекаться и другие специалисты (в том числе бухгалтеры, юристы ).

Обязательно принимает участие в работах начальник сотрудника, в отношении которого проводится проверка. Но для получения объективных результатов он не может входить в специальную комиссию. В результате этого в комиссию могут входить специалисты службы персонала и безопасности, в том числе профкома. В ее составе должно быть не меньше 3 человек . Во главе должен находиться руководитель службы безопасности.

Порядок и сроки проведения

Законодательно для расследования нарушений трудового распорядка отводится 30 дней . Этот период отсчитывается от времени приема решения или выпуска .

Если расследование проводят согласно работника, то завершать его необходимо в течение месяца от дня сдачи документа. В это время не включается длительность нахождения сотрудника в отпуске или его болезнь, период для учета сведений от представительной структуры работников (это время в общей сложности не должно превышать 6 месяцев). После 6 месяцев от даты совершения проступка дисциплинарное взыскание теряет свою силу.

У специалиста запрашивается объяснение в письменной форме, которое он должен составить в течение 2 дней после получения уведомления. При отсутствии ответа составляется акт об отказе от содействия в проверке.

После того, как был выявлен проступок, в течение суток выпускается приказ о внутреннем расследовании с подписью руководителя. Одновременно назначается комиссия, в состав которой должно входить не меньше 3-х незаинтересованных профессиональных работников компании. Они будут составлять протокол проверки.

На заключительном этапе проверочных работ руководителю предоставляется рапорт с указанием полученных результатов:

  • виновных людей и характера нанесенного ущерба;
  • условий и факторов, которые привели к нарушению;
  • рекомендуемых видов наказаний и советов для исключения подобных случаев в будущем.

Подробнее о порядке данной процедуры вы можете узнать из следующего видео:

Составляемые документы

Внутреннее расследование начинается с того, что начальник или любой работник компании выявляет факт проступка, который фиксируется в документах (служебной записке, акте на руководителя фирмы). В соответствии с этим документом назначается данная процедура. Важным является факт проведения и срок получения подобных сведений, иначе выполнение проверки может быть обжаловано в судебном порядке.

Записка должна быть принята к выполнению и зарегистрирована. Со времени, когда на ней ставится дата и номер, фиксируемый в журнале по документообороту, отсчитывается период выполнения проверки.

Также основанием для расследования может стать объяснительная записка, заявление от специалиста, жалоба или претензия потребителя, инвентаризационный акт, аудиторское заключение, обращение граждан с данными о проступке и пр.

Комиссия может потребовать оригиналы или ксерокопии другой документации, которая станет подтверждением правоты или вины работника.

Результаты проверки

В , составленном в соответствии с собранными материалами, должно быть несколько частей:

  • в вводной части содержится факт проступка, время его совершения, срок выполнения проверки и список членов комиссии;
  • описание — включает в себя доказательства;
  • резюме — отражает виновных лиц, факт совершения ими инцидента, наличие ранее неснятых взысканий.

Также к акту прилагаются все необходимые документы, которые использовались в расследовании. Его подписывает вся комиссия, в делопроизводстве акту выдается порядковый номер с датой завершения проверки. Заключение подписывается руководителем и ставится печать.

Все материалы проведенной проверки подшиваются в папку «Дело», делается опись документации.

После этого работодатель должен принять решение о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания. В соответствии с Трудовым кодексом, предусматривается выговор, замечание или увольнение с соответствующими основаниями. Допускается и предупреждение или порицание .

В отражается решение о наложении взыскания с указанием виновных лиц, оснований и типа наказания. За каждое дисциплинарное нарушение делается одно взыскание.

Проведение служебного разбирательства в случае выявления
совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка
в виде исполнения обязанностей по службе
в состоянии алкогольного опьянения

Как показывает практика, одним из распространенных нарушений воинской дисциплины является исполнение обязанностей военной службы в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения, которые сами по себе ведут к совершению других грубых дисциплинарных проступков и преступлений*(1).

Исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения относится к одному из грубых дисциплинарных проступков военнослужащих*(2). Однако абз. 3 ст. 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации определяет, что не признаются исполняющими обязанности военной службы военнослужащие, добровольно приведшие себя в состояние наркотического или токсического опьянения. Но основание привлечения к дисциплинарной ответственности возникает при самом появлении в нетрезвом виде на службе, независимо от того исполняет ли военнослужащий или нет при этом обязанности военной службы*(3).

Принятию решения командиром (начальником) о наложении на подчиненного дисциплинарного взыскания должно предшествовать разбирательство. Оно проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению проступка.

В ходе разбирательства командир (начальник) устанавливает:

Действительно ли имел место проступок;

Где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен;

В чем он выразился;

Наличие вины в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;

Каковы последствия проступка;

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;

Причины и условия, способствовавшие совершению проступка.

Важно отметить, что наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления. В этих случаях военнослужащий при необходимости может быть помещен на гауптвахту или в камеру временно задержанных сроком до одних суток (кроме офицеров), после чего принимается решение о его ответственности*(4).

Служебное разбирательство производится устно или письменно в произвольной форме лично командиром или назначенным им должностным лицом.

Однако данное положение может предоставить военнослужащему, совершившему грубое дисциплинарное нарушение в виде исполнения обязанностей военной службы в состоянии опьянения (далее - военнослужащему, совершившему грубое дисциплинарное нарушение), возможность обжалования наложенного командиром взыскания, которому предшествовало разбирательство в устной форме.

Во избежание обжалования "заслуженного" наказания командиру, по мнению автора, следует назначать разбирательство в форме административного расследования в письменной форме для документального подтверждения факта совершения военнослужащим дисциплинарного проступка.

Так, в соответствии с п. 94 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации 2001 г., N 10, под административным расследованием понимается, в частности, деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащим проступков (правонарушений).

Для привлечения военнослужащего к ответственности за совершение грубого дисциплинарного нарушения необходимо подтвердить факт нахождения его в состоянии опьянения. Данное действие может быть проведено как в момент выявления нахождения военнослужащего в состоянии опьянения, так и после его вытрезвления.

Для подтверждения опьянения военнослужащего в момент выявления совершения им указанного грубого дисциплинарного нарушения командиру следует приказать ему пройти в медицинский пункт для определения степени опьянения врачом.

Может возникнуть вопрос о правомерности такого приказа. Следует отметить, что согласно абз. 3 ст. 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации не признаются исполняющими обязанности военной службы военнослужащие, добровольно приведшие себя в состояние наркотического или токсического опьянения. Командир (начальник) не является специалистом в области медицины и самостоятельно не может определить степень опьянения военнослужащего, но, имея достаточные основания полагать, что военнослужащий находится в нетрезвом состоянии (см. приложение 1), для установления данного факта, командир вправе прибегнуть к помощи медицинского персонала части (организации). Только после этого военнослужащий может быть признан не являющимся исполняющим обязанности военной службы и совершившим грубый дисциплинарный проступок.

Приказ МВД СССР "Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители" от 01.01.01 г. N 106 выделяет три степени опьянения и отдельно состояние комы:

Средняя;

Тяжелая.

В данном приказе перечисляются также клинические особенности степеней алкогольного опьянения,*(5) используя которые врач будет способен оценить степень опьянения военнослужащего:

Легкая степень опьянения характеризуется гиперемией кожных покровов, учащением пульса, дыхания, говорливостью. Речь становится громкой, движения порывистыми, размашистыми. Внимание быстро отвлекается, темп мышления ускоряется, преобладают непоследовательность и поверхностность. Наряду с возросшей двигательной активностью отмечается нарушение тонких координационных движений. Эмоциональное состояние в легкой степени опьянения изменчиво. Веселье может наступить под влиянием несущественной причины, легко уступить место раздражительности, обиде, а затем вновь смениться прежним состоянием. Спустя различные сроки от начала опьянения приподнятое настроение постепенно сменяется вялостью, безразличием. Двигательная активность уступает место расслабленности, мышление становится более замедленным. Нарастает состояние усталости, появляется желание уснуть. После легкой степени опьянения память обо всем периоде опьянения сохраняется;

Средняя степень опьянения характеризуется более грубыми изменениями поведения. Движения неуверенные. Снижается возможность совершения относительно простых координационных действий. Речь становится смазанной, громкой, так как повышается порог слуховых восприятий. Замедление ассоциативного процесса не дает возможности подобрать или заменить трудное слово. Возникают частые повторения одного и того же. Представления образуются с трудом, а содержание их однообразно. Внимание переключается замедленно, только под влиянием каких-либо сильных раздражителей. Резко снижается способность критической оценки действий как своих, так и окружающих. Это способствует возникновению различного рода конфликтов, которые усугубляются переоценкой опьяневшим собственной личности, а также легко возникающей расторможенностью влечений и желаний, с облегчением их реализации. По мере углубления опьянения поведение все в большей степени определяется случайными, отрывочными представлениями, впечатлениями. Опьянение переходит в глубокий сон. Воспоминания о событиях как свежих, так и отдаленных смутные;

Тяжелая степень опьянения выражается грубыми нарушениями ориентировки опьяневшего в окружающей обстановке. Не понимает смысла задаваемых вопросов, речь состоит из отдельных слов. Самостоятельно передвигаться не может. Кожные покровы бледные, влажные , холодные. Зрачки расширены, вяло реагируют на свет. Пульс частый, слабого наполнения, артериальное давление понижено. Дыхание поверхностное, замедленное. Снижена реакция на болевые и температурные раздражители. По мере нарастания интоксикации может развиться сопор, затем кома.

За употребление алкоголя либо пребывание в состоянии опьянения;

За распитие спиртных напитков на работе;

При травмах, связанных с опьянением;

В случаях, когда состояние опьянения может быть расценено как грубая неосторожность потерпевшего, содействовавшая возникновению или увеличению вреда, и может повлечь полную материальную ответственность за причиненный вред в связи исполнением трудовых обязанностей и т. п.).*(8)

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает ответственность за нахождение в состоянии опьянения, поэтому допускается проведение подобного освидетельствования по направлению командира (начальника).

На следующий день после вытрезвления военнослужащего в его крови и моче содержится алкоголь. При освидетельствовании, в зависимости от употребленного количества алкогольной продукции, заключение может содержать следующие результаты*(9):

Заключение "Установлен факт употребления алкоголя, признаков опьянения не выявлено" выносится при наличии убедительных данных, подтверждающих факт употребления алкоголя, но при отсутствии четкой клинической картины алкогольного опьянения. Для данного состояния характерны: гиперемия склер, нарушение координационных проб, слабый запах алкоголя или запах перегара изо рта.

В указанных случаях проба с индикаторной трубкой Мохова-Шинкаренко (контроль трезвости) и реакция Раппопорта будут слабо положительными, а содержание алкоголя в биологических средах колеблется с 0,022% до 1%;

При легкой степени алкогольного опьянения изменения психической деятельности незначительны. Отмечается усиление вегетативно-сосудистых реакций - гиперемия кожи, инъекция склер, повышенная потливость, тахикардия, повышение артериального давления, учащенное дыхание, а также нистагм, расширение зрачков; нарушение двигательной сферы - изменение походки, пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами, неустойчивость в простой и сенсибилизированной позе Ромберга, неточность выполнения точных движений и координаторных проб.

При легкой степени алкогольного опьянения содержание алкоголя в биологических средах колеблется от 1 до 2%;

При средней степени алкогольного опьянения отмечаются более выраженные изменения психической деятельности - неправильная оценка ситуации, заторможенность или возбуждение, агрессия, дизартрия, слюнотечение.

Вегето-сосудистые расстройства проявляются в виде гиперемии или побледнения кожных покровов и слизистых, учащения пульса, дыхания, колебания АД, потливости. Наблюдается расширение зрачков, вялая фотореакция, нистагм, шаткость походки, неустойчивость в позе Ромберга, отчетливые нарушения координаторных проб, снижение сухожильных рефлексов, болевой чувствительности. Содержание алкоголя в биологических средах в этих случаях колеблется от 2 до 3%;

При тяжелой степени алкогольного опьянения отмечается нарушение ориентировки, заторможенность, сонливость, малая доступность контакту, непонимание смысла вопросов, тахикардия, артериальная гипотония, бледность кожи и слизистых, слабая реакция зрачков на свет, нистагм, резкое нарушение походки, неспособность самостоятельно стоять и выполнять целенаправленные действия, подавление сухожильных рефлексов, снижение корнеальных рефлексов. Зрачки расширены, но при переходе в алкогольную кому зрачки могут быть сужены. Содержание алкоголя в биологических средах в этих случаях колеблется от 3 до 4%.

Медицинское заключение приобщается к материалам служебного разбирательства.

Кроме того, у военнослужащего, совершившего грубый дисциплинарный проступок, отбирается объяснение, в котором он указывает причины, обстоятельства, время, место и другие условия, способствовавшие совершению им подобного нарушения воинской дисциплины. К материалам служебного разбирательства также могут быть приобщены объяснения свидетелей.

В случае отказа военнослужащего, совершившего грубое нарушение воинской дисциплины, от дачи письменных объяснений необходимо провести ряд следующих мероприятий:

1) предложить военнослужащему дать письменный отказ от объяснений и приобщить его к материалам расследования;

2) в случае повторного отказа пригласить двух или более свидетелей (военнослужащих), не состоящих в подчинении нарушителя;

3) снова предложить военнослужащему написать объяснение или отказ от дачи объяснений;

4) после отказа военнослужащего составить акт засвидетельствования отказа (см. приложение 2), подписанный приглашенными лицами, приобщить акт к материалам служебного разбирательства.

По итогам работы лицо, проводившее служебное разбирательство, составляет заключение об итогах служебного разбирательства (см. приложение 3).

После составления заключения об итогах служебного разбирательства факт употребления военнослужащим алкоголя считается подтвержденным, и у командира (начальника) появляются достаточные основания для привлечения такого военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

При принятии решения о выборе в отношении военнослужащего соответствующего тяжести совершенного проступка наказания принимаются во внимание:

Характер проступка;

Обстоятельства, при которых он был совершен;

Его последствия;

Прежнее поведение виновного;

Продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы.

Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей или если он имел последствием существенное нарушение порядка*(10).

В том случае, если военнослужащий не согласен с наложенным на него взысканием, он вправе обжаловать это решение в порядке, установленном законодательством России.

Кроме того, военнослужащий вправе обжаловать действия командира (начальника) в случае неправомерного наложения взыскания, а также в случае несоблюдения указанной выше процедуры проведения разбирательства.

Вышеизложенная процедура при условии ее соблюдения обеспечивает неоспоримость факта нахождения военнослужащего в состоянии опьянения и служит подтверждением правомерности действий командира (начальника). При обращении военнослужащего в суд за разрешением возникшего противоречия (см. приложение 4) суд откажет в удовлетворении его заявления, так как установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий командира (начальника) и права либо свободы гражданина не были нарушены*(11).

Как показывает практика, командование воинских частей при привлечении к ответственности военнослужащих пренебрегает соблюдением приведенных выше условий и зачастую это влечет нарушение прав военнослужащих.

Помощникам командиров воинских частей по правовой работе рекомендуется разработать инструкцию о порядке проведения служебного разбирательства при выявлении фактов нахождения военнослужащих в состоянии опьянения на основании представленных в настоящей статье материалов.

Приложение 1

Критерии,
при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что
водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и
подлежит направлению на медицинское освидетельствование 12
(критерии 1 - 6 могут являться основаниями для командира
(начальника) при возникновении подозрений в отношении состояния
военнослужащего для направления его к врачу)

1. Запах алкоголя изо рта.

2. Неустойчивость позы.

3. Нарушение речи.

4. Выраженное дрожание пальцев рук.

5. Резкое изменение окраски кожных покровов лица.

6. Поведение, не соответствующее обстановке.

7. Наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, зарегистрированными и разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Приложение 2

Акт
засвидетельствования отказа от дачи объяснений по факту совершения
грубого дисциплинарного проступка

─────────

" " 200 г. г. Энск

── ───────────── ─

Мы, нижеподписавшиеся, настоящим свидетельствуем о том, что в нашем

присутствии по факту совершения им

─────

(воинское звание, Ф. И.О. военнослужащего)

грубого дисциплинарного проступка " ",

────────────────────────────────

(указать какого)

отказался дать:

Письменное объяснение;

Письменный отказ от дачи объяснения.

──

(должность, звание, фамилия, инициалы свидетеля)

──────────────────────

(должность, звание, фамилия, инициалы свидетеля)

Приложение 3

Утверждаю

Командир войсковой части 00000

─────────────────────────────────

(воинское звание, подпись,

─────────────────────────────────

инициал имени, фамилия)

──── ──────────────── ──────

Заключение N

об итогах служебного разбирательства

1. Когда совершено нарушение

────────────────────────────────────────────

(число, месяц, год и время)

─────────

(при исполнении обязанностей военной службы или нет)

2. Должностное лицо, проводившее расследование

──────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

(воинская должность, воинское звание, Ф. И.О.)

3. Дата проведения расследования: -

───────────────── ─────────────────

(начато) (окончено)

4. Сведения о нарушителе воинской дисциплины:

воинское звание

─────────────────────────────────────────────────────────

────────────────────────────────────────────────────────────────

────────────────────────────────────────────────────────────────────

отчество

────────────────────────────────────────────────────────────────

дата рождения

──────────────────────────────────────────────────────────

воинская должность

──────────────────────────────────────────────────────

(наименование воинской должности, дата назначения)

место военной службы

───────────────────────────────────────────────────

(воинская часть, подразделение, адрес)

с какого времени в Вооруженных Силах Российской Федерации

──────────────

5. Очевидцы факта нарушения воинской дисциплины:

─────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

(Ф. И.О., воинская должность, воинское звание, место службы, адрес)

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

6. Обстоятельства и условия нарушения воинской дисциплины:

──────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

7. Причины, способствовавшие нарушению воинской дисциплины:

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

8. Материалы, подтверждающие факт нахождения военнослужащего в состоянии

алкогольного, наркотического или токсического опьянения

─────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

9. Должностные лица, допустившие нарушения (не обеспечившие соблюдение)

требований Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

(воинская должность, воинское звание,

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Ф. И.О. лиц с указанием конкретных нарушенных требований)

10. Предлагаемые мероприятия и сроки их проведения по устранению причин и

условий нарушения воинской дисциплины

────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

11. Выводы и предложения:

────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Расследование провел

────────────────────────────────────────────────────

(воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия)

Приложения:

────────────────────────────────

────────────────────────────────

────────────────────────────────

Приложение 4

───────────────────────────────────────────────────────

(наименование суда)

Заявитель: ,

─────────────────────────────────────────────

(фамилия, имя, отчество)

проживающий по адресу:

───────────────────────────────────

Заинтересованное лицо: (командир в/ч 00000)

───────────────────────────────────

───────────────────────────────────────────────────

(почтовый индекс и адрес полностью)

Госпошлина: 100 рублей

Заявление
об оспаривании неправомерных действий должностных лиц,
связанных с наложением дисциплинарного взыскания

Я, прохожу военную службу по

─────────────────────────────────

контракту в в/ч 00000 на должности,

────────────────────────────────────

(указать должность)

── ─────── ─

Приказом командира в/ч 00000 от " " 200 г. на меня наложено

── ──────── ─

дисциплинарное взыскание в виде

──────────────────────────────────────────

──────────────────────────────────────────────────────────────────────

(характер нарушения воинской дисциплины, изложенный в приказе)

Наложение дисциплинарного взыскания считаю неправомерным по следующим

основаниям:

──────────────────────────────────────────────────────────────

(перечислить обстоятельства, на основании которых истец

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

считает наложение дисциплинарного взыскания неправомерным)

На основании изложенного в соответствии со ст. 258 ГПК РФ

1. Обязать командира в/ч 00000 отменить неправомерно наложенное на

меня приказом N от " " 200 г. дисциплинарное взыскание в

───── ── ───── ──

───────────────────────────────────────────────────────────────────

(вид дисциплинарного взыскания)

2. В порядке досудебной подготовки прошу истребовать из в/ч 00000:

1) копию приказа о наложении на меня дисциплинарного взыскания;

───────────────────────────────────────────────────────────────

(иные документы, имеющие значение для дела)

Приложения:

2. Копии заявлений по числу ответчиков;

3. Иные документы, имеющие значение для дела

"__" ________ 200__ г. Подпись_________________

адъюнкт кафедры военной администрации,

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Приказ Министра обороны Российской Федерации "О мерах по предупреждению пьянства и алкоголизма среди военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" от 01.01.01 г. N 440; директива Министра обороны Российской Федерации "О неотложных мерах по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 01.01.01 г. N Д-32.

*(2) Приложение 5 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации.

*(3) О некоторых правовых вопросах, возникающих в связи с употреблением военнослужащими алкоголя и их опьянением в иных случаях // Право в Вооруженных Силах. 2002. N 2. С. 7.

*(4) Статья 90 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации;

*(5) Приложение N 2 к Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители (приложение N 2 к приказу МВД СССР от 01.01.01 г. N 106).

*(6) Приказ Минздравмедпрома России "Об организации отделений (палат) неотложной наркологической помощи" от 01.01.01 г. N 256.

*(7) Ковалев военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, на гауптвахту или в камеру временно задержанных как мера дисциплинарного пресечения // Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Российский военно-правовой сборник NС.

*(8) Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения (утверждена приказом заместителя министра здравоохранения СССР 1 сентября 1988 г. N 06-14/33-14). Данная Инструкция не действует на территории России в части медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами. В отношении указанных лиц действуют постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. N 930 и приказ Минздравсоцразвития России от 01.01.01 г. N 308.

*(9) Приказ Комитета здравоохранения правительства Москвы "Об Инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения в учреждениях Комитета здравоохранения г. Москвы" от 01.01.01 г. N 340.

*(10) Статья 87 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

*(11) Пункт 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На любом предприятии рано или поздно происходит что-то, требующее провести служебное расследование и установить причины и виновников. Поэтому очень важно знать, как и в каких случаях оно проводится, а также как оформляются его результаты.

Если на предприятии было серьёзное происшествие или же пропали материальные ценности, необходимо будет провести служебное расследование.

В его ходе собирается комиссия, выявляет все обстоятельства, после чего принимает акт служебного расследования. При этом самого понятия «служебное расследование» в отечественном законодательстве нет, и потому оно обычно ведётся по правилам дисциплинарного производства, а детали в каждой организации прорабатываются на уровне внутренних правил.

Собственно, и само проведение расследования будет внутренним мероприятием, то есть наказание предусматривается рабочего характера. Если речь идёт о нарушениях более серьёзных, то делом займутся уже государственные органы. Служебное расследование предполагает исключительно добровольное участие работника, это значит, запрещается заставлять его, например, проходить проверку на детекторе лжи или принудительный обыск.

Когда проводится

При мелких нарушениях его обычно не проводят – достаточно беседы с нарушителем. Его проведение затевают, если нарушение серьёзное, и сотрудник или вовсе отказывается признавать его, либо признаёт не все важные обстоятельства, отчего становится необходимым их прояснение.

Виды нарушений, при которых надо проводить расследование, устанавливаются самими работодателями. Обычно в списке присутствуют нарушения трудового распорядка, должностной инструкции, техники безопасности, неисполнение трудовой функции, нанесение ущерба компании.

Все эти нарушения можно разделить также на две основные категории: дисциплинарные проступки и причинение ущерба. Рассмотрим их подробнее.

Дисциплинарный проступок

Обычно по их поводу расследование не проводится, однако если проступок должен повлечь за собой наказание – например, увольнение, при этом сам сотрудник не признаёт, что его совершил, то расследование будет необходимо. К такого рода проступкам относится в первую очередь прогул. Может расследоваться также уклонение от прохождения медицинского обследования, прохождения обучения и тому подобные.

Причинение ущерба

Если действия сотрудника нанесли серьёзный ущерб компании, также необходимо провести расследование по данному случаю, чтобы установить размер ущерба и определить виновен ли работник, и если именно он допустил или причинил ущерб, то какое наказание должен понести. Ущерб может быть как прямым, так и, к примеру, причинённым вследствие утечки коммерческой тайны, потому и необходимо задействовать комиссию, чтобы точно установить все сопутствующие обстоятельства.

Иногда действия провинившегося могут оказаться более тяжкими, подпадающими даже под статьи Уголовного кодекса, например, хищение. В таком случае работодатель не должен продолжать расследование самостоятельно, предписывается вместо этого обратиться в правоохранительные органы. Никаких полномочий вести следствие самостоятельно в подобных случаях компания не имеет, даже если у неё есть собственная служба безопасности.

Организация расследования

Как применяются дисциплинарные взыскания, устанавливает статья 193 Трудового кодекса. Именно на неё надо опираться, когда необходимо организовать расследование.

Сначала рассмотрим общую структуру принятия решений. Она будет различаться при дисциплинарном проступке и нанесении ущерба. Начнём с дисциплинарного проступка: после того, как он обнаружен, работодатель должен предоставить работнику возможность объясниться письменно. На то, чтобы оформить объяснение, работнику отводится двое суток. Если он отказывается, необходимо будет оформить акт об отказе.

Затем работодатель решает, какие санкции применять, основываясь на объяснениях работника, докладах его руководителя, других документах. Опираясь на них, он издаёт приказ о наложении определённого взыскания.

Непосредственно служебное расследование здесь будет означать сбор документов, указывающих на:

  • факт совершения проступка;
  • степень вины работника в нём;
  • обстоятельства совершения, влияющие на определение меры наказания.

При причинении ущерба сотрудником алгоритм действий будет следующим:

  • приказом работодателя создаётся комиссия, включающая в себя минимум троих работников предприятия;
  • она выявляет детали нарушения;
  • определяется, какое наказание должен понести провинившийся.

Именно это и будет называться служебным расследованием в данном случае. С его помощью выявляется, по каким причинам нанесён ущерб, а также его размеры, определяется, какова степень вины работника, по отношению к которому проводится разбирательство. Далее мы будет рассматривать именно этот вариант, то есть полноценное расследование с комиссией.

В обоих рассмотренных выше случаях на работодателя возлагается выяснение всех обстоятельств перед определением наказания. Необходимо, чтобы они подтверждались документами, ведь наказанный сотрудник может обратиться в суд, и надо будет подтверждать свою позицию. И если наказание не будет чётко обосновано, а вина работника доказана, то суд примет решение именно в его пользу.

Порядок проведения

Рассмотрим этапы, предшествующие началу расследования, а также этапы его проведения:

  1. Выявляется факт совершения проступка – сделать это может любой сотрудник компании, при этом как день обнаружения будет принят тот, в который данный сотрудник рассказал о нарушении руководителю, которому подчинён провинившийся сотрудник.
  2. Нарушение фиксируется в докладной записке на имя начальника.
  3. После рассмотрения записки начальник принимает решение о начале расследования (либо передаёт документ более высокопоставленному должностному лицу, если не имеет соответствующих полномочий).

На этом предшествующие расследованию этапы заканчиваются, и начинается непосредственно процесс:

  1. Приказом формируется комиссия – отметим, что непосредственный руководитель проверяемого в её состав не включается. Также, как и тот руководитель, который будет принимать итоговое решение.
  2. Комиссия проводит расследование – в его ходе необходимо выяснить, в чём состояло нарушение, кто его совершил, какими были причины и обстоятельства, размер причинённого ущерба. Для этого у провинившегося лица берётся объяснительная, а если оно не установлено, то у всех возможных виновников, затем собираются документы для прояснения обстоятельств.
  3. Составляется итоговый акт, подробно описывающий ход проверки и её заключение. В цели комиссии нередко включается и разработка мер для предотвращения подобного ущерба в будущем. Члены комиссии удостоверяют акт своими подписями, руководитель ставит на него печать.

Рассмотрим некоторые важные нюансы – форму служебной записки, оформление акта от дачи показаний, состав комиссии.

Служебная записка

Именно она становится основанием для проведения расследования, а с момента её принятия и фиксации в журнале документооборота будет отсчитываться время его начала.

Составляет записку работник компании, она подаётся на имя либо непосредственного начальника, либо руководителя всей компании. В ней указывается, какое именно нарушение отмечено, а также все его важные обстоятельства. Если ущерб был выявлен инвентаризацией, то к записке прилагается её акт.

Помимо служебной записки, в роли основания для проверки могут выступить и иные документы: обращения от потребителей со сведениями о проступке, претензии контрагента, заявление от самого работника.

Состав и полномочия комиссии

Осуществляет расследование в отношении работника служба безопасности, если в компании она есть; при её отсутствии – кадровый отдел. В комиссию входят сотрудники разных отделов – обычно это служба безопасности и кадровый, а также представитель профсоюза. Чаще всего состав ограничивается именно тремя членами, но иногда в комиссию может входить и большее число людей.

Комиссия имеет право потребовать объяснения от каждого работника, который мог быть причастен к проступку. Это, впрочем, не означает, что работники обязаны их давать. Также она может запрашивать любые документы и привлекать к делу сторонних специалистов. К примеру, такая необходимость возникает, если требуется определить, был ли работник пьян во время смены. Допустимо и обращение за юридической, аудиторской, инженерной помощью.

Создание комиссии возможно, даже если компания не понесла ущерб, но действия работника могли к нему привести. Иногда она может быть постоянной, но чаще является временной.

Объяснительная записка и акт об отказе

После получения работником уведомления о необходимости предоставить письменное объяснение, ему даётся двое суток на оформление и предоставление. Если время вышло, а документ так и не был оформлен, это считается отказом в содействии проверке, о чём должен быть составлен письменный акт.

Законодательство не устанавливает форму для этого документа, как и для объяснения сотрудника, потому оформление свободное. Важно в первую очередь наличие подписей членов комиссии. Объяснительная или акт об отказе от неё обязательно подшиваются в дело.

Сроки

Законодательство устанавливает чёткое ограничение по сроку, в течение которого можно расследовать дело – месяц, и до его истечения следует представить результаты. Отсчёт начинается со дня оформления приказа о начале расследования, либо с даты подачи служебной записки, если проверка начинается на её основании.

Но следует отметить, что в этот период не должно включаться время, когда сотрудник отсутствует, будучи в отпуске или находясь на больничном, а также требуемое на то, чтобы учесть мнение представительского органа работников. Это неучитываемое время в сумме не должно превышать 6 месяцев. После истечения полугода же возможность применить дисциплинарное взыскание пропадает, кроме наказания за нарушения, выявленное ревизией или аудиторской проверкой – в его отношении этот срок составляет до 2 лет.

Юридические последствия

Служебное расследование – исключительно внутреннее дело компании, и никаких юридических последствий иметь не может. Его результатом становится решение относительно работника, исключительно именно как работника, но не как гражданина. А для перевода дела в юридическую плоскость, что может повлечь за собой соответствующие последствия, оно должно быть передано государственным органам.

Порядок обжалования

На предприятии могут быть предусмотрены различные процедуры по обжалованию результатов расследования, какие это будут процедуры, устанавливается локальными актами. Законодательством этот вопрос не регулируется, как мы уже упоминали, в нём вообще нет такого понятия, как служебное расследование, и тем более не установлены нюансы его обжалования.

А вот что можно обжаловать, так это принятое работодателем решение – в трудовой инспекции или сразу в суде. В таком случае он должен будет предоставить собранные в ходе расследования документы, чтобы доказать, что нарушение в самом деле было допущено, и тем самым лицом, на которое наложено наказание, а мера тяжести соответствует нарушению.

Оформление результатов

Документом, который должен подытожить результаты, является акт служебного расследования – его образец мы прилагаем к статье, здесь же коротко рассмотрим содержание.

Состоит этот документ из трёх частей:

  • вводная;
  • описательная;
  • резолютивная.

Во вводной излагается, о каком нарушении идёт речь, указывается дата совершения, состав комиссии, период, в течение которого велось расследование. Описательная углубляется в доказательства, на основании которых комиссия пришла к определённым выводам. Наконец, в резолютивной подводится итог – комиссия делает выводы относительно вины работника.

Затем следуют приложения, то есть документы, такие как служебные записки, объяснительные, акты инвентаризации, если речь о недостаче, заключения экспертов и тому подобные. Необходимо, чтобы каждый член комиссии подписал акт, а руководитель поставил печать. Затем делу присваивается номер, указывается дата, когда оно было составлено – она же и дата завершения расследования.

Если у одного из членов комиссии мнение отличается от изложенного в документе, он всё равно должен поставить подпись, но может изложить свою позицию отдельно и приложить это изложение к другим материалам.

После этого руководителю даётся три дня на принятие решения, которое должно быть оформлено в виде приказа. Руководитель обязан ориентироваться на предписания комиссии, вместе с тем обычно сам может выбрать нужный вариант взыскания из допустимых по законодательству.

Работника необходимо ознакомить с приказом – на это отводится 3 рабочих дня после его издания. Если работник отказывается знакомиться с документом, составляется акт об отказе.

Вам это будет интересно

Что из себя представляет служебное расследование, проводимое на предприятии или в организации, и какими правовыми нормами регулируется последовательность проведения служебного расследования в пределах дисциплинарного производства, а также образцы документации, сопутствующие проведению действий в рамках внутреннего разбирательства - об этом подробно будет изложено в данной статье.

В каких случаях проводится служебное разбирательство

  1. Отсутствие на рабочем месте в рабочее время. Отсутствие на рабочем месте в рабочее время свыше 4 часов без уважительной причины именуются прогулом, согласно положению Трудового Кодекса РФ. Чаще всего в наказание за прогул сотруднику может быть сделан выговор, но в отдельных случаях, когда прогул работника повлек за собой негативные последствия, препятствующие стандартному функционированию предприятия или организации, работник подлежит увольнению. Однако, для того чтобы произвести увольнение работника в соответствии с ТК РФ на основании прогула, требуется ряд действий, одним из которых может быть проведение мероприятий по выяснению обстоятельств, предшествующих прогулу.
  2. Выявление фактов нанесения материального вреда. Под материальным вредом, нанесенным предприятию, может пониматься кассовая недостача, намеренное хищение денежных средств или имущества работодателя, порча имущества или производственного инвентаря. Для определения величины нанесенного ущерба обычно используются данные, взятые из бухгалтерского баланса. В отдельных случаях могут быть привлечены независимые эксперты-оценщики.
  3. Злоупотребление должностным положением. Еще один вид дисциплинарного нарушения, когда сотрудник предприятия или организации в рамках своей компетенции совершает действия, противоречащие тем, что предусмотрены должностной инструкцией. Например, управляющий торгового центра, ответственный за субаренду, сдает торговые места по заниженной стоимости с целью извлечения собственной выгоды. В ряде прецедентов, связанных со злоупотреблением полномочиями, может потребоваться проведение профессиональной аудиторской проверки для установления виновного лица и степени причиненного ущерба.

Порядок проведения

При инициации процедуры внутреннего расследования следует придерживаться нескольких принципов:

  1. Принцип объективности. Все мероприятия должны носить непредвзятый характер.
  2. Принцип невиновности. Лицо, в отношение которого проводится расследование, не может считаться виновным до получения результатов, подтверждающих факт дисциплинарного нарушения.
  3. Принцип законности. Процедура проведения служебного доследования опирается на внутреннюю инструкцию предприятия, организации или ведомства, при условии, что такая инструкция не противоречит действующему законодательству.

Алгоритм последовательности действий

Первое, что должен сделать руководитель для начала проведения служебного расследования, это вынести соответствующий Приказ. Образец того, как он должен выглядеть такой приказ:

С момента вынесения приказа в распоряжении начальства имеется один месяц на выяснение всех обстоятельств дела. Приказ может быть вынесен на основании различных факторов:

  1. Руководитель поставлен в известность о произошедшем нарушении посредством заявления самого работника.
  2. На основании претензии от потребителей или субагентов.
  3. На основании обращений других граждан, в том числе, коллег сотрудника, считающегося ответственным за произошедшие дисциплинарные нарушения.
  4. На основании акта инвентаризации (или акта о выявлении недостачи).
  5. По итогам аудиторской проверки.

После вынесения Приказа руководителем должны быть определены члены специальной комиссии, участвующей в расследовании. Чаще всего членами комиссии назначаются сотрудники службы собственной безопасности или внутреннего аудита. На мелких предприятиях за отсутствием подобных кадровых единиц членами комиссии могут быть назначены любые сотрудники учреждения, которые, по мнению руководителя, могут дать объективную оценку произошедшему, основываясь на своем опыте и знаниях в той или иной области.

Важно! Нельзя привлекать в члены комиссии лиц, заведомо лично заинтересованных в том или ином исходе событий.

После формирования комиссии руководитель обязан запросить письменные объяснения с сотрудника, в отношении которого проводится внутренняя проверка. Таким образом выглядит примерный образец уведомления, которое направляется работнику посредством заказной почты:

Дальнейшее зависит от реакции подчиненного. Трудовым Кодексом определяется срок, в течение которого должны быть получены письменные объяснения от лица, обвиненного в дисциплинарных нарушениях - 2 дня с момента получения уведомления. Сценарий развития дальнейших событий будет взаимосвязан с результатом предварительного уведомления. То есть, если предположить в качестве примера, что в ответ на уведомление, указанное в образце выше, руководителем были получены от сотрудника Петрова Е.М. письменные объяснения, которые членами комиссии были расценены как уважительные причины отсутствия сотрудника на рабочем месте. В таком случае составляется Акт служебного расследования на предприятии, где отображается заключение с выводами комиссии о степени виновности лица.

В том случае, если подчиненный отказывается пояснить обстоятельства, вмененного ему проступка или вообще не желает получать на руки уведомление, составляется акт об отказе дать объяснения. Наглядный образец такого акта:

Итогом разбирательства становится акт служебного расследования на предприятии, включающий в себя три части:

  1. Первая часть. Вводная, описывающая характер прецедента, дисциплинарного проступка, сроки проведения проверки и состав членов комиссии.
  2. Вторая часть. Описание проведенных мероприятий с целью получения доказательств.
  3. Третья часть. Заключительная. Выводы комиссии о виновности лица.

Примерный вид такого документа:

В качестве приложений могут служить акты, приказы, служебные записки и другие письменные доказательства, полученные в ходе проведения проверки. На основании данного акта выносится приказ об увольнении по статье в случае подтверждения виновности работника в проступке дисциплинарного характера.

Заключение

Должностное разбирательство на предприятии или в организации является внутренним разбирательством, поэтому независимо от его результатов, лицо, чьи права и законные интересы могли быть нарушены, вправе обратиться в суд независимо от результатов исхода служебного следствия. Лицо правомочно обратиться в суд за защитой своих прав и деловой репутации и в том случае, если по итогам расследования было признано виновным с последующим увольнением. Однако суд встанет на сторону уволенного работника лишь в том случае, если к сотруднику были применены меры, противоречащие действующему законодательству, в противном случае, обращение в судебную инстанцию лишено смысла.