Постановление 813. Правила неоднократного пересечения иностранными судами госграницы РФ без прохождения контроля — Российская газета. IV. Межведомственное взаимодействие в рамках системы "Мир"

В соответствии с частью двадцатой статьи 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет :

Утвердить прилагаемые Правила неоднократного пересечения иностранными судами государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев


Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.08.2014.

Правила неоднократного пересечения иностранными судами государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля

1. Настоящие Правила устанавливают единый порядок неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (далее - неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации) иностранными судами в случае осуществления ими плавания между российскими портами или морскими терминалами, а также в случае убывания из российских портов во внутренние морские воды или в территориальное море Российской Федерации в целях торгового мореплавания (за исключением деятельности, связанной с использованием судов для рыболовства) с последующим прибытием в российские порты, а равно в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Настоящие Правила применяются в отношении иностранных судов при условии соблюдения ими требований, условий и ограничений, предусмотренных частями двадцатой и двадцать третьей статьи 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации".

2. Иностранные суда пересекают государственную границу Российской Федерации на море в соответствии с Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации".

3. В отношении иностранных судов, перемещаемых на них лиц, грузов, товаров и животных пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля осуществляются в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, установленных в открытых для захода иностранных судов морских портах, при прибытии на территорию Российской Федерации и при убытии с территории Российской Федерации.

4. После осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации при прибытии на территорию Российской Федерации иностранные суда могут осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на основании разрешения на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (далее - разрешение на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации), выданного пограничным органом по месту нахождения порта, из которого планируется убытие иностранного судна в целях торгового мореплавания, связанного с неоднократным пересечением государственной границы Российской Федерации.

5. Для получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации в пограничный орган по месту нахождения порта, из которого планируется убытие иностранного судна в целях неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации, судовладельцем или уполномоченным им лицом (далее - заявитель) подается заявление о разрешении неоднократного пересечения иностранным судном государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, составленное по форме согласно приложению N 1 (далее - заявление).

6. Заявление направляется по факсимильной связи или по электронной почте не позднее чем за 10 рабочих дней до дня прибытия иностранного судна в российский порт.

7. К заявлению прилагаются:

А) план перехода иностранного судна;
б) судовая роль;
в) список пассажиров (при наличии пассажиров).

8. Заявитель по своей инициативе может приложить к заявлению копию разрешения на осуществление перевозок и буксировки в каботаже, а также иных видов деятельности в области торгового мореплавания иностранными судами (далее - разрешение на осуществление перевозок и буксировки) (в случае, если наличие такого разрешения предусмотрено законодательством Российской Федерации).

9. Если копия разрешения на осуществление перевозок и буксировки не представлена заявителем по собственной инициативе, содержащиеся в нем сведения, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации, запрашиваются пограничными органами в государственных органах, участвующих в предоставлении государственных услуг, в распоряжении которых находятся соответствующие сведения, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

10. Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации принимается руководителем пограничного органа или уполномоченным им должностным лицом пограничного органа (далее - должностное лицо пограничного органа) в течение 8 рабочих дней со дня получения заявления.

11. Разрешение на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации оформляется по форме согласно приложению N 2, подписывается должностным лицом пограничного органа и скрепляется печатью. Бланки указанных разрешений являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер.

12. Разрешение на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации выдается на срок, указанный в заявлении (но не более чем на 1 год), и в пределах сроков действия разрешения на осуществление перевозок и буксировки (в случае, если наличие разрешения на осуществление перевозок и буксировки предусмотрено законодательством Российской Федерации).

Разрешение на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации действует в пределах указанного в нем маршрута плавания иностранного судна и (или) района, в котором предполагается неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации иностранным судном.

13. Разрешение на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации направляется заявителю почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение 2 дней со дня принятия решения о его выдаче. Одновременно копия указанного разрешения направляется заявителю по факсимильной связи или по электронной почте.

В течение всего срока действия разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации его копия и копия разрешения на осуществление перевозок и буксировки (в случае, если наличие такого разрешения предусмотрено законодательством Российской Федерации) находятся у капитана судна.

Копии разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации также направляются в таможенный орган по месту нахождения порта, из которого планируется убытие иностранного судна в целях неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации, и капитану этого порта по факсимильной связи либо по электронной почте в течение 1 дня со дня принятия решения о выдаче указанного разрешения.

14. Уведомление об отказе в выдаче разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации оформляется по форме согласно приложению N 3 и направляется заявителю почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение 2 дней со дня принятия решения об отказе в выдаче указанного разрешения. Одновременно копия этого уведомления направляется заявителю по факсимильной связи или по электронной почте.

15. Основаниями для отказа в выдаче разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации являются:

А) подача заявления с нарушением требований, установленных пунктами 6 и 7 настоящих Правил;
б) наличие в заявлении недостоверной или неполной информации;
в) создание угрозы безопасности Российской Федерации;
г) нарушение законодательства о государственной границе Российской Федерации, допущенное капитаном иностранного судна или судовладельцем, в течение года, предшествующего дню обращения заявителя за получением разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации.

16. Действие разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации прекращается в следующих случаях:

А) отказ заявителя от возможности неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации. О своем решении заявитель обязан заблаговременно уведомить по факсимильной связи или по электронной почте пограничный орган, выдавший разрешение на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации;
б) прекращение действия разрешения на осуществление перевозок и буксировки (в случаях, если наличие такого разрешения предусмотрено законодательством Российской Федерации);
в) сообщение недостоверной информации о местоположении иностранного судна;
г) нарушение капитаном иностранного судна в период действия разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации международных договоров и законодательства Российской Федерации о государственной границе, в том числе невыполнение требований, установленных пунктами 21-26 настоящих Правил.

17. Действие разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации приостанавливается в случаях прекращения передачи техническими средствами контроля местоположения судна информации о местоположении иностранного судна в течение более 6 часов.

18. После принятия решения о прекращении (приостановлении) действия разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации должностное лицо пограничного органа незамедлительно направляет заявителю и капитану иностранного судна по факсимильной связи или по электронной почте уведомление о прекращении (приостановлении) действия разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации, составленное по форме согласно приложению N 4, с указанием оснований принятия такого решения.

Капитан иностранного судна, получив сообщение о прекращении (приостановлении) действия разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации, обязан произвести об этом запись в судовом журнале.

В случае если действие разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации прекращается при нахождении иностранного судна за пределами территориального моря Российской Федерации, оно обязано в кратчайшее время зайти в ближайший порт Российской Федерации по маршруту следования.

19. Действие приостановленного разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации возобновляется по решению должностного лица пограничного органа после устранения причины, явившейся основанием для его приостановления.

20. Регистрация и учет выданных разрешений на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации, уведомлений об отказе в выдаче или о прекращении (приостановлении) их действия ведется пограничным органом в журнале учета и созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке информационных системах пограничных органов.

21. Капитан иностранного судна или заявитель не позднее чем за 24 часа до выхода иностранного судна из российского порта по факсимильной связи или по электронной почте направляет уведомление о выходе иностранного судна из российского порта (далее - уведомление о выходе судна из порта), составленное по форме согласно приложению N 5, в пограничный орган по месту нахождения порта (ближайший пограничный орган) и предоставляет ему список членов экипажа судна, а также список пассажиров (при наличии пассажиров).

22. Капитан иностранного судна или заявитель в течение 1 часа после направления в пограничный орган уведомления о выходе судна из порта по телефонной связи проверяет получение его пограничным органом.

23. Выход иностранного судна из российского порта до времени, заявленного в уведомлении о выходе судна из порта, не допускается.

24. В случае разового отказа от намерения пересечения государственной границы Российской Федерации капитан иностранного судна или заявитель незамедлительно по факсимильной связи либо по электронной почте информирует об этом пограничный орган, которому направлено уведомление о выходе судна из порта, и по истечении одного часа проверяет по телефонной связи получение пограничным органом указанной информации.

25. Об изменениях списков членов экипажа судна и (или) пассажиров (при наличии пассажиров) на момент выхода иностранного судна из российского порта капитан судна по факсимильной связи или по электронной почте уведомляет об этих изменениях пограничный орган по месту нахождения порта (ближайший пограничный орган).

26. Изменение заявленного маршрута плавания, а также даты, времени и географических координат места пересечения иностранным судном государственной границы Российской Федерации без согласования с пограничным органом по месту пересечения государственной границы Российской Федерации запрещено, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

27. При фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации капитан иностранного судна передает в пограничный орган, в зоне ответственности которого находится место пересечения государственной границы Российской Федерации, по радиосвязи, факсимильной связи или электронной почте информацию об иностранном судне, о времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации, о чем производится запись в судовом журнале.

Российская Федерация

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.07.97 N 813 "О СОЗДАНИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ГЛОБАЛЬНОЙ МОРСКОЙ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ПРИ БЕДСТВИИ И ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ"

В целях выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74) и поправок к этой Конвенции 1988 года, по вводу в действие с 1 февраля 1999 г. Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Возложить на Министерство транспорта Российской Федерации функции головной организации, ответственной за создание и функционирование ГМССБ в Российской Федерации.

Министерству транспорта Российской Федерации с участием Министерства обороны Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти:

образовать комиссию для координации совместных работ по созданию и функционированию ГМССБ и проведению единой технической политики в этой области;

обеспечить заключение договоров (контрактов) с предприятиями, организациями - владельцами средств радиосвязи, навигационной и метеорологической информации на выполнение работ по созданию и функционированию пунктов и объектов ГМССБ согласно приложению;

утвердить организационно-распорядительные документы по ГМССБ, в том числе по оснащению судов и береговых объектов радиооборудованием и подготовке специалистов для его эксплуатации.

2. Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обеспечить начиная с 1997 года подготовку и доставку навигационной и метеорологической информации по безопасности на море морским администрациям (капитанам) портов и соответствующим береговым радиостанциям для ее последующей передачи на прибрежные и удаленные морские районы.

3. Установить, что финансирование создания и функционирования ГМССБ осуществляется за счет средств, предусматриваемых ежегодно на эти цели в федеральном бюджете, а также внебюджетных источников.

Министерству транспорта Российской Федерации обеспечить дополнительное внебюджетное финансирование создания и функционирования пунктов и объектов ГМССБ, в том числе за счет портовых сборов, направляемых на содержание федеральных систем безопасности мореплавания.

4. Министерству обороны Российской Федерации разработать и по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти утвердить положение о навигационной информации для судоходства.

5. Государственному комитету Российской Федерации по связи и информатизации по представлениям Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:

приостанавливать либо аннулировать разрешения на право эксплуатации соответствующего радиооборудования на пунктах и объектах связи, указанных в приложении к настоящему постановлению, при невыполнении работ в рамках ГМССБ;

не выдавать лицензии на судовые радиостанции, если оснащение судов радиооборудованием не соответствует требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и поправок к этой Конвенции 1988 года.

6. Контроль за выполнением обязательств по созданию и функционированию ГМССБ и информирование Международной морской организации о средствах радиосвязи, обеспечивающих ГМССБ, возложить на Министерство транспорта Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Приложение
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 3 июля 1997 г. N 813

---

"Об утверждении Положения "

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ МИГРАЦИОННОГО И РЕГИСТРАЦИОННОГО

УЧЕТА, А ТАКЖЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

ОБРАЩЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, УДОСТОВЕРЯЮЩИХ ЛИЧНОСТЬ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность.

2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

3. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральному агентству морского и речного транспорта в рамках компетенции, установленной Положением, утвержденным настоящим постановлением, в срок до 1 января 2016 г. издать акты, определяющие порядок функционирования элементов государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность.

4. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Федеральной миграционной службой в срок до 1 января 2016 г. обеспечить внесение в установленном порядке изменений в государственную программу Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", предусмотрев финансирование мероприятий по созданию, эксплуатации, модернизации и развитию государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, в том числе за счет перераспределения финансовых средств, предусмотренных в ней на 2016 - 2020 годы на обеспечение развития и эксплуатации государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждено

постановлением Правительства

Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ МИГРАЦИОННОГО И РЕГИСТРАЦИОННОГО

УЧЕТА, А ТАКЖЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

ОБРАЩЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, УДОСТОВЕРЯЮЩИХ ЛИЧНОСТЬ

I. Общие положения

1. Государственная система миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность (далее - система "Мир"), представляет собой организационно упорядоченную совокупность информационных систем, их частей и (или) иных технологических, организационных и вспомогательных элементов (в том числе государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения), объединенных в ведомственные сегменты, используемых федеральными органами исполнительной власти и организациями (далее - участники системы "Мир") при реализации возложенных на них в соответствии с законодательством Российской Федерации функций по осуществлению процедур миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, и взаимодействующих посредством единой информационно-технологической инфраструктуры.

2. Целью создания и функционирования системы "Мир" является обеспечение эффективности реализации государственной политики в сфере миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность.

3. Основными задачами системы "Мир" являются:

а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем совершенствования миграционного и регистрационного учета, а также контроля обращения документов, удостоверяющих личность;

б) обеспечение изготовления, оформления, выдачи и контроля обращения документов, удостоверяющих личность;

в) повышение степени защиты документов, удостоверяющих личность, от подделки за счет применения современных методов и средств защиты;

г) предотвращение незаконной миграции с помощью мер предупреждения фальсификации, подделки или незаконного использования документов, удостоверяющих личность;

д) повышение эффективности пограничного контроля;

е) совершенствование и интеграция государственных информационных ресурсов, используемых в сфере пограничного и миграционного контроля, а также в области борьбы с преступностью и терроризмом, в области пресечения незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ;

ж) обеспечение технической возможности информационного обмена в процессе межгосударственного сотрудничества правоохранительных органов в сфере борьбы с нелегальной миграцией, преступностью, терроризмом и незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ;

з) повышение эффективности контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства требований законодательства Российской Федерации;

и) формирование полной, достоверной и актуальной информации о перемещениях российских и иностранных граждан, в том числе об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, в целях оценки миграционной ситуации на территории Российской Федерации, выработки и реализации мер, направленных на регулирование миграционных процессов на территории Российской Федерации;

к) обеспечение возможности осуществления автоматизированной проверки виз, в том числе виз в форме электронного документа, с использованием специализированных программно-технических средств.

4. Создание, функционирование и развитие системы "Мир" осуществляются на основании следующих принципов:

а) применение единой технической политики создания и функционирования системы "Мир" (далее - единая техническая политика), основные принципы которой отражены в едином техническом проекте;

б) приоритетное использование информационно-телекоммуникационных технологий при сборе, обработке, хранении и обмене сведениями о миграционном и регистрационном учете, а также сведениями об изготовлении, оформлении и контроле обращения документов, удостоверяющих личность;

в) однократный ввод сведений, размещаемых в ведомственных сегментах системы "Мир", и их многократное использование;

г) персональная ответственность должностных лиц участников системы "Мир" за полноту, актуальность и достоверность сведений, размещаемых ими в ведомственных сегментах системы "Мир", а также за их хранение и уничтожение в установленном порядке;

д) обеспечение комплексной информационной безопасности системы "Мир", в том числе путем использования разрешенных к применению в Российской Федерации и сертифицированных в установленном порядке средств защиты информации от несанкционированного доступа, включая средства как криптографической, так и некриптографической защиты информации;

е) приоритетное использование усиленной квалифицированной электронной подписи при организации взаимодействия в рамках системы "Мир";

ж) обеспечение оперативного и недискриминационного доступа участников системы "Мир" к информационным ресурсам друг друга, размещаемым в ведомственных сегментах системы "Мир".

5. В настоящем Положении под документами, удостоверяющими личность, понимаются:

а) паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - паспорт гражданина Российской Федерации);

б) паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащий электронный носитель информации (далее - заграничный паспорт);

в) дипломатический паспорт;

г) служебный паспорт;

д) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации (далее - документ иностранного гражданина);

е) удостоверение личности моряка;

ж) разрешение на временное проживание, выдаваемое лицу без гражданства;

з) вид на жительство, выдаваемый лицу без гражданства;

и) удостоверение беженца;

к) проездной документ, выдаваемый лицу, признанному в порядке, установленном федеральным законом, на территории Российской Федерации беженцем (далее - проездной документ беженца).

6. Система "Мир" состоит из ведомственных сегментов системы "Мир", в том числе ведомственного сегмента Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, представляющего собой одновременно единую информационно-технологическую инфраструктуру системы "Мир" (далее - ведомственный сегмент), и совокупности правил и процессов, обеспечивающих взаимодействие ведомственных сегментов.

Под ведомственным сегментом понимается совокупность информационных систем участника системы "Мир" или их частей, а также иных определяемых настоящим Положением организационных, технологических и вспомогательных элементов, которые используются при осуществлении процессов миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность (в том числе элементов сегмента государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения соответствующего участника системы "Мир").

Решение о создании и (или) развитии ведомственного сегмента принимается соответствующим федеральным органом исполнительной власти с учетом положений единой технической политики.

Положение о ведомственном сегменте, определяющее в том числе порядок функционирования элементов, входящих в этот ведомственный сегмент, утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или организацией по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

7. Под оператором ведомственного сегмента понимается федеральный орган исполнительной власти или организация, обеспечивающие функционирование информационных систем, которые частично или полностью входят в этот ведомственный сегмент, а также иных технологических, организационных и вспомогательных элементов, входящих в него.

Федеральный орган исполнительной власти, являющийся оператором ведомственного сегмента, выполняет функции государственного заказчика работ по созданию, обеспечению функционирования и развитию соответствующего ведомственного сегмента, если иное не предусмотрено настоящим Положением.

II. Распределение полномочий

8. Для обеспечения функционирования системы "Мир" разрабатываются следующие документы:

а) единый технический проект системы "Мир";

б) типовая форма соглашения об информационном обмене между участниками системы "Мир";

в) типовая форма соглашения об информационном обмене между участниками системы "Мир" и государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и иными лицами, не являющимися участниками системы "Мир" и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации на взаимодействие с участниками системы "Мир" (далее - неучастники системы "Мир");

г) проекты соглашений и протоколов об информационном обмене между участниками системы "Мир";

д) проекты соглашений и протоколов об информационном обмене между участниками системы "Мир" и неучастниками системы "Мир";

е) примерная форма соглашения о взаимодействии между участниками системы "Мир" и многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.

9. Документы, указанные в пункте 8 настоящего Положения, подлежат рассмотрению и одобрению межведомственной рабочей группой, созданной в установленном порядке в рамках деятельности подкомиссии по цифровой экономике Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - рабочая группа).

10. Участники системы "Мир" осуществляют следующие полномочия:

а) Министерство внутренних дел Российской Федерации координирует взаимодействие и деятельность федеральных органов исполнительной власти и организаций в рамках системы "Мир", обеспечивает межведомственное информационно-телекоммуникационное взаимодействие в рамках системы "Мир", а также осуществляет функции оператора своего ведомственного сегмента;

б) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации формирует и обеспечивает реализацию единой технической политики, а также осуществляет функции оператора своего ведомственного сегмента;

в) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации организует разработку и производство интегральных микросхем для документов, указанных в подпунктах "б", "з" и "к" пункта 5 настоящего Положения;

г) Федеральная служба безопасности Российской Федерации в пределах полномочий, определенных законодательством Российской Федерации, отвечает за обеспечение информационной безопасности системы "Мир" с использованием средств криптографической защиты информации, в том числе за обеспечение информационной безопасности элементов ведомственного сегмента Министерства иностранных дел Российской Федерации, расположенных за пределами Российской Федерации, а также осуществляет функции оператора своего ведомственного сегмента (за исключением функций, возложенных на Министерство транспорта Российской Федерации);

д) Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет функции государственного заказчика по созданию ведомственного сегмента Федеральной службы безопасности Российской Федерации в части, обеспечивающей контроль документов, удостоверяющих личность, при осуществлении пограничного контроля;

е) Федеральная служба по техническому и экспортному контролю обеспечивает безопасность (некриптографическими методами) информации, обрабатываемой в системе "Мир", путем установления и совершенствования требований к обеспечению безопасности информации, сертификации средств защиты информации, рассмотрения и согласования проектной и эксплуатационной документации вновь создаваемых (модернизируемых) элементов системы "Мир", контроля за проведением работ по аттестации таких элементов, а также за эффективностью принятых мер по защите информации в рамках полномочий, определенных законодательством Российской Федерации;

ж) Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает изготовление и (или) персонализацию бланков документов, указанных в подпунктах "а" - "г", "з" и "к" пункта 5 настоящего Положения, а также осуществляет функции оператора своего ведомственного сегмента;

з) Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляют функции оператора своих ведомственных сегментов;

и) многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляют прием и выдачу документов, удостоверяющих личность, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, в том числе с использованием государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.

III. Ведомственные сегменты участников системы "Мир"

11. Ведомственный сегмент Министерства внутренних дел Российской Федерации представляет собой часть единой информационной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, создаваемой на основе объединения государственной информационной системы миграционного учета и ведомственного сегмента Министерства внутренних дел Российской Федерации государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.

12. Ведомственный сегмент Министерства внутренних дел Российской Федерации содержит информационные ресурсы в сфере миграционного и регистрационного учета, оформления и выдачи документов, указанных в подпунктах "а", "б" и "ж" - "к" пункта 5 настоящего Положения.

13. Ведомственный сегмент Министерства внутренних дел Российской Федерации выполняет следующие функции:

а) автоматизация механизмов сбора, хранения, обработки, распространения и анализа информации в сфере миграционного и регистрационного учета, оформления и выдачи документов, удостоверяющих личность, в частности обеспечение автоматизированного контроля за выдачей документов, удостоверяющих личность, в том числе содержащих электронный носитель информации, а также в сфере оформления и выдачи виз, в том числе виз в форме электронного документа;

б) автоматизация процессов информационного обеспечения различных миграционных программ и мониторинга их эффективности, автоматизация процессов приема и обработки межведомственных запросов, а также предоставления из соответствующих информационных ресурсов Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений о результатах выполнения проверок при оформлении и выдаче документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;

в) обеспечение предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, обеспечение межведомственного взаимодействия в сфере миграционного и регистрационного учета, оформления и выдачи документов, удостоверяющих личность, а также оформления и выдачи виз, в том числе виз в форме электронного документа;

г) предоставление заинтересованным федеральным органам исполнительной власти сведений из единой информационной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, указанной в пункте 11 настоящего Положения, необходимых для проведения пограничного и миграционного контроля, в том числе сведений о документах, удостоверяющих личность, содержащих биометрические персональные данные их владельцев, а также списков лиц, которым в установленном порядке ограничено право на выезд из Российской Федерации;

д) обеспечение возможности осуществления информационного обмена в процессе межгосударственного сотрудничества правоохранительных органов в сфере борьбы с нелегальной миграцией, преступностью и терроризмом;

е) формирование аналитических отчетов.

15. Ведомственный сегмент Министерства иностранных дел Российской Федерации выполняет следующие функции:

а) обеспечение оформления и выдачи Министерством иностранных дел Российской Федерации заграничных паспортов, содержащих электронный носитель информации;

б) обеспечение оформления и выдачи дипломатических паспортов, содержащих электронный носитель информации;

в) обеспечение оформления и выдачи служебных паспортов, содержащих электронный носитель информации;

г) предоставление участникам системы "Мир" информации об оформлении и выдаче виз, в том числе виз в форме электронного документа.

16. Ведомственный сегмент Министерства иностранных дел Российской Федерации состоит из федерального центра обработки данных Министерства иностранных дел Российской Федерации и территориально распределенных информационных ресурсов, находящихся в ведении дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации за пределами Российской Федерации, занимающихся оформлением и выдачей заграничных паспортов с электронным носителем информации.

17. Ведомственный сегмент Министерства обороны Российской Федерации выполняет следующие функции:

а) обеспечение оформления, выдачи и контроля обращения следующих документов, удостоверяющих личность, в том числе содержащих биометрические персональные данные, включая автоматизированный сбор, хранение, обработку и передачу необходимой служебной информации:

заграничные паспорта, оформляемые военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;

служебные и дипломатические паспорта, оформляемые военнослужащим, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и членам их семей Министерством иностранных дел Российской Федерации;

б) автоматизированный сбор, хранение, обработка и передача информации, собираемой при проведении персонального учета военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;

в) мониторинг состояния программно-технических комплексов региональных центров обработки данных Министерства обороны Российской Федерации.

18. Ведомственный сегмент Министерства обороны Российской Федерации включает в себя следующие технологические и организационные элементы:

а) программно-технический комплекс федерального центра обработки данных Министерства обороны Российской Федерации;

б) программно-технические комплексы пунктов приема анкет и выдачи паспортов региональных центров обработки данных Министерства обороны Российской Федерации.

19. Ведомственный сегмент Федерального агентства морского и речного транспорта предназначен для комплексной автоматизации, информационной и технологической поддержки процессов оформления, выдачи и контроля обращения удостоверений личности моряка в Федеральном агентстве морского и речного транспорта и его подведомственных учреждениях.

20. Ведомственный сегмент Федерального агентства морского и речного транспорта выполняет следующие функции:

а) обеспечение оформления, выдачи и контроля обращения удостоверений личности моряка;

б) ведение национальной электронной базы данных, содержащей сведения о выданных в Российской Федерации удостоверений личности моряка;

в) предоставление возможности доступа владельца удостоверения личности моряка к своим персональным данным, содержащимся в базе данных;

г) обеспечение функционирования координационного центра, предназначенного для обработки запросов, поступающих от иммиграционных служб и других компетентных органов иностранных государств, в части подтверждения подлинности и (или) действительности выданных удостоверений личности моряка.

21. Ведомственный сегмент Федерального агентства морского и речного транспорта включает в себя следующие технологические и организационные элементы:

а) пункты оформления, выдачи и контроля обращения удостоверений личности моряка;

б) федеральный центр обработки данных указанного ведомственного сегмента;

в) резервный федеральный центр обработки данных указанного ведомственного сегмента;

г) центр управления эксплуатацией ведомственного сегмента Федерального агентства морского и речного транспорта.

22. Ведомственный сегмент Федеральной службы безопасности Российской Федерации выполняет следующие функции:

а) информационное обеспечение и автоматизация процессов проведения проверок при оформлении и выдаче документов, удостоверяющих личность, в части, касающейся компетенции Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

б) обеспечение ведения информационных ресурсов, содержащих сведения о пересечении государственной границы Российской Федерации российскими, иностранными гражданами и лицами без гражданства в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

в) аналитическая обработка информации, полученной в ходе пограничного контроля лиц, следующих через государственную границу Российской Федерации, а также формирование статистических отчетов;

г) обеспечение в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации возможности внесения сведений в информационные ресурсы Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

д) обеспечение возможности осуществления с использованием специализированных программно-технических средств автоматизированной проверки документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, при осуществлении пограничного контроля;

е) обеспечение возможности осуществления автоматизированной проверки виз, в том числе виз в форме электронного документа, с использованием специализированных программно-технических средств;

ж) обеспечение выполнения специальных задач в сфере пограничного, иммиграционного и иных видов контроля.

23. Ведомственный сегмент Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации представляет собой совокупность программно-технических средств и иных элементов, которые составляют единую информационно-технологическую инфраструктуру системы "Мир", и выполняет следующие функции:

а) управление жизненным циклом сертификатов ключей проверки электронной подписи, используемых при информационном взаимодействии ведомственных сегментов между собой, а также обеспечение аутентификации и авторизации участников системы "Мир" с использованием этих сертификатов;

б) обеспечение целостности информационных сообщений, передаваемых в системе "Мир";

в) обеспечение целостности данных, размещенных на электронном носителе информации документов, удостоверяющих личность, в том числе посредством применения средств криптографической защиты (при условии согласования с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на оформление и выдачу соответствующих документов, удостоверяющих личность);

г) обеспечение бесперебойного функционирования системы "Мир" за счет технологического и антикризисного управления, том числе посредством:

осуществления мониторинга процессов информационного взаимодействия участников системы "Мир", обеспечения дистанционной диагностики, обновления и управления аппаратными и программными средствами ведомственных сегментов (по согласованию с операторами таких ведомственных сегментов);

резервирования информационных ресурсов, размещенных в федеральных центрах обработки данных участников системы "Мир" (по согласованию с операторами таких ведомственных сегментов);

создания, развития и эксплуатации программно-аппаратных комплексов, предназначенных для тестирования процессов информационного взаимодействия ведомственных сегментов;

е) обеспечение информационного взаимодействия ведомственных сегментов между собой, а также информационного взаимодействия ведомственных сегментов с иными информационными системами путем использования межведомственного резервированного центра обработки данных;

ж) мониторинг событий безопасности, централизованное управление и поддержание в актуальном состоянии средств обнаружения компьютерных атак и антивирусной защиты, организация функционирования дополнительных механизмов защиты расширенных биометрических персональных данных владельцев документов, удостоверяющих личность, создание (управление) криптографических ключей, используемых при информационном взаимодействии ведомственных сегментов между собой;

з) обеспечение возможности централизованной технической поддержки пользователей, очного и дистанционного обучения и переподготовки персонала, разработки и рассылки справочных, методических и учебных материалов и пособий в рамках системы "Мир".

24. Ведомственный сегмент Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации включает в себя следующие организационные, технологические и вспомогательные элементы:

а) центр изготовления и персонализации бланков документов, удостоверяющих личность (далее - центр персонализации);

б) резервный центр персонализации;

в) резервный межведомственный резервированный центр обработки данных.

26. Центр персонализации обеспечивает изготовление бланков документов, удостоверяющих личность, контроль их качества и процессы, связанные с их графической и электронной персонализацией, а также взаимодействие с иными ведомственными сегментами по защищенным цифровым каналам связи.

27. Создание, развитие и функционирование резервного межведомственного резервированного центра обработки данных осуществляются на основе единой технической политики, а также с использованием программно-технических решений, разрабатываемых в рамках ведомственного сегмента Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и обеспечивающих в том числе функционирование межведомственного резервированного центра обработки данных.

28. Участники системы "Мир" вправе самостоятельно осуществлять персонализацию бланков документов, удостоверяющих личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Межведомственное взаимодействие в рамках системы "Мир"

29. Информационное взаимодействие в рамках системы "Мир" осуществляется с учетом положений единой технической политики и с использованием единой информационно-технологической инфраструктуры системы "Мир".

30. Информационный обмен в рамках системы "Мир" осуществляется на основании соглашений и протоколов об информационном обмене.

Информационный обмен с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется на основании соглашения о взаимодействии, примерная форма которого утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Министерством экономического развития Российской Федерации.

33. Протокол об информационном обмене устанавливает технические и организационные требования к информационному обмену.

34. Проекты соглашений и протоколов об информационном обмене рассматриваются и одобряются на заседаниях рабочей группы.

В случае если информационный обмен осуществляется между участниками системы "Мир", соглашения и протоколы об информационном обмене после их одобрения на заседании рабочей группы согласовываются с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и подписываются заинтересованными участниками системы "Мир".

35. В целях реализации задач системы "Мир" участники системы "Мир" могут осуществлять информационный обмен с неучастниками системы "Мир".

В таком случае соглашения и протоколы об информационном обмене после их одобрения на заседании рабочей группы согласовываются с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и подписываются заинтересованными участниками системы "Мир" и неучастниками системы "Мир".

Информационный обмен между участниками системы "Мир" и неучастниками системы "Мир" может осуществляться в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия". В случае если такой информационный обмен осуществляется с особенностями, не предусмотренными указанным Положением, подписываются соглашения и протоколы об информационном обмене в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта.

36. Доступ граждан к информации о себе, содержащейся в ведомственных сегментах, осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании их запросов, в том числе в электронной форме, с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 марта 2014 г. N 324-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 11, ст. 1182).

Постановление Правительства РФ от 6 августа 2015 г. N 813
"Об утверждении Положения о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность"

28 апреля 2016 г., 30 мая, 13 октября 2017 г., 22 мая, 25 сентября 2018 г., 2 февраля, 6 апреля, 17 декабря 2019 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность.

3. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральному агентству морского и речного транспорта в рамках компетенции, установленной Положением , утвержденным настоящим постановлением, в срок до 1 января 2016 г. издать акты, определяющие порядок функционирования элементов государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность.

4. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Федеральной миграционной службой в срок до 1 января 2016 г. обеспечить внесение в установленном порядке изменений в государственную программу Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", предусмотрев финансирование мероприятий по созданию, эксплуатации, модернизации и развитию государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, в том числе за счет перераспределения финансовых средств, предусмотренных в ней на 2016 - 2020 годы на обеспечение развития и эксплуатации государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.

Положение
о государственной системе миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 августа 2015 г. N 813)

С изменениями и дополнениями от:

28 апреля 2016 г., 30 мая, 13 октября 2017 г., 22 мая, 25 сентября 2018 г., 2 февраля, 6 апреля 2019 г.

I. Общие положения

1. Государственная система миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность (далее - система "Мир"), представляет собой организационно упорядоченную совокупность информационных систем, их частей и (или) иных технологических, организационных и вспомогательных элементов (в том числе государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения), объединенных в ведомственные сегменты, используемых федеральными органами исполнительной власти и организациями (далее - участники системы "Мир") при реализации возложенных на них в соответствии с законодательством Российской Федерации функций по осуществлению процедур миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, и взаимодействующих посредством единой информационно-технологической инфраструктуры.

2. Целью создания и функционирования системы "Мир" является обеспечение эффективности реализации государственной политики в сфере миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность.

3. Основными задачами системы "Мир" являются:

а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем совершенствования миграционного и регистрационного учета, а также контроля обращения документов, удостоверяющих личность;

б) обеспечение изготовления, оформления, выдачи и контроля обращения документов, удостоверяющих личность;

в) повышение степени защиты документов, удостоверяющих личность, от подделки за счет применения современных методов и средств защиты;

г) предотвращение незаконной миграции с помощью мер предупреждения фальсификации, подделки или незаконного использования документов, удостоверяющих личность;

д) повышение эффективности пограничного контроля;

е) совершенствование и интеграция государственных информационных ресурсов, используемых в сфере пограничного и миграционного контроля, а также в области борьбы с преступностью и терроризмом, в области пресечения незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ;

ж) обеспечение технической возможности информационного обмена в процессе межгосударственного сотрудничества правоохранительных органов в сфере борьбы с нелегальной миграцией, преступностью, терроризмом и незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ;

з) повышение эффективности контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства требований законодательства Российской Федерации;

и) формирование полной, достоверной и актуальной информации о перемещениях российских и иностранных граждан, в том числе об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, в целях оценки миграционной ситуации на территории Российской Федерации, выработки и реализации мер, направленных на регулирование миграционных процессов на территории Российской Федерации;

к) обеспечение возможности осуществления автоматизированной проверки виз, в том числе виз в форме электронного документа, с использованием специализированных программно-технических средств.

4. Создание, функционирование и развитие системы "Мир" осуществляются на основании следующих принципов:

а) применение единой технической политики создания и функционирования системы "Мир" (далее - единая техническая политика), основные принципы которой отражены в едином техническом проекте;

б) приоритетное использование информационно-телекоммуникационных технологий при сборе, обработке, хранении и обмене сведениями о миграционном и регистрационном учете, а также сведениями об изготовлении, оформлении и контроле обращения документов, удостоверяющих личность;

в) однократный ввод сведений, размещаемых в ведомственных сегментах системы "Мир", и их многократное использование;

г) персональная ответственность должностных лиц участников системы "Мир" за полноту, актуальность и достоверность сведений, размещаемых ими в ведомственных сегментах системы "Мир", а также за их хранение и уничтожение в установленном порядке;

д) обеспечение комплексной информационной безопасности системы "Мир", в том числе путем использования разрешенных к применению в Российской Федерации и сертифицированных в установленном порядке средств защиты информации от несанкционированного доступа, включая средства как криптографической, так и некриптографической защиты информации;

ж) обеспечение оперативного и недискриминационного доступа участников системы "Мир" к информационным ресурсам друг друга, размещаемым в ведомственных сегментах системы "Мир".

5. В настоящем Положении под документами, удостоверяющими личность, понимаются:

а) паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - паспорт гражданина Российской Федерации);

б) паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащий электронный носитель информации (далее - заграничный паспорт);

в) дипломатический паспорт;

г) служебный паспорт;

д) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации (далее - документ иностранного гражданина);

е) удостоверение личности моряка;

ж) разрешение на временное проживание, выдаваемое лицу без гражданства;

з) вид на жительство, выдаваемый лицу без гражданства;

и) удостоверение беженца;

к) проездной документ, выдаваемый лицу, признанному в порядке , установленном федеральным законом, на территории Российской Федерации беженцем (далее - проездной документ беженца).

6. Система "Мир" состоит из ведомственных сегментов системы "Мир", в том числе ведомственного сегмента Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, представляющего собой одновременно единую информационно-технологическую инфраструктуру системы "Мир" (далее - ведомственный сегмент), и совокупности правил и процессов, обеспечивающих взаимодействие ведомственных сегментов.

Под ведомственным сегментом понимается совокупность информационных систем участника системы "Мир" или их частей, а также иных определяемых настоящим Положением организационных, технологических и вспомогательных элементов, которые используются при осуществлении процессов миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность (в том числе элементов сегмента государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения соответствующего участника системы "Мир").

Решение о создании и (или) развитии ведомственного сегмента принимается соответствующим федеральным органом исполнительной власти с учетом положений единой технической политики.

Положение о ведомственном сегменте, определяющее в том числе порядок функционирования элементов, входящих в этот ведомственный сегмент, утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или организацией по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

7. Под оператором ведомственного сегмента понимается федеральный орган исполнительной власти или организация, обеспечивающие функционирование информационных систем, которые частично или полностью входят в этот ведомственный сегмент, а также иных технологических, организационных и вспомогательных элементов, входящих в него.

Федеральный орган исполнительной власти, являющийся оператором ведомственного сегмента, выполняет функции государственного заказчика работ по созданию, обеспечению функционирования и развитию соответствующего ведомственного сегмента, если иное не предусмотрено настоящим Положением.

II. Распределение полномочий

8. Для обеспечения функционирования системы "Мир" разрабатываются следующие документы:

а) единый технический проект системы "Мир";

б) типовая форма соглашения об информационном обмене между участниками системы "Мир";

в) типовая форма соглашения об информационном обмене между участниками системы "Мир" и государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и иными лицами, не являющимися участниками системы "Мир" и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации на взаимодействие с участниками системы "Мир" (далее - неучастники системы "Мир");

г) проекты соглашений и протоколов об информационном обмене между участниками системы "Мир";

д) проекты соглашений и протоколов об информационном обмене между участниками системы "Мир" и неучастниками системы "Мир";

Информация об изменениях:

Пункт 8 дополнен подпунктом "е" с 18 апреля 2019 г. - Постановление

е) примерная форма соглашения о взаимодействии между участниками системы "Мир" и многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.

9. Документы, указанные в пункте 8 настоящего Положения, подлежат рассмотрению и одобрению межведомственной рабочей группой, созданной в установленном порядке в рамках деятельности подкомиссии по цифровой экономике Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - рабочая группа).

10. Участники системы "Мир" осуществляют следующие полномочия:

а) Министерство внутренних дел Российской Федерации координирует взаимодействие и деятельность федеральных органов исполнительной власти и организаций в рамках системы "Мир", обеспечивает межведомственное информационно-телекоммуникационное взаимодействие в рамках системы "Мир", а также осуществляет функции оператора своего ведомственного сегмента;

б) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации формирует и обеспечивает реализацию единой технической политики, а также осуществляет функции оператора своего ведомственного сегмента;

г) Федеральная служба безопасности Российской Федерации в пределах полномочий, определенных законодательством Российской Федерации, отвечает за обеспечение информационной безопасности системы "Мир" с использованием средств криптографической защиты информации, в том числе за обеспечение информационной безопасности элементов ведомственного сегмента Министерства иностранных дел Российской Федерации, расположенных за пределами Российской Федерации, а также осуществляет функции оператора своего ведомственного сегмента (за исключением функций, возложенных на Министерство транспорта Российской Федерации);

д) Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет функции государственного заказчика по созданию ведомственного сегмента Федеральной службы безопасности Российской Федерации в части, обеспечивающей контроль документов, удостоверяющих личность, при осуществлении пограничного контроля;

е) Федеральная служба по техническому и экспортному контролю обеспечивает безопасность (некриптографическими методами) информации, обрабатываемой в системе "Мир", путем установления и совершенствования требований к обеспечению безопасности информации, сертификации средств защиты информации, рассмотрения и согласования проектной и эксплуатационной документации вновь создаваемых (модернизируемых) элементов системы "Мир", контроля за проведением работ по аттестации таких элементов, а также за эффективностью принятых мер по защите информации в рамках полномочий, определенных законодательством Российской Федерации;

ж) Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает изготовление и (или) персонализацию бланков документов, указанных в подпунктах "а" - "г" , "з" и "к" пункта 5 настоящего Положения, а также осуществляет функции оператора своего ведомственного сегмента;

з) Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляют функции оператора своих ведомственных сегментов;

Информация об изменениях:

Пункт 10 дополнен подпунктом "и" с 18 апреля 2019 г. - Постановление Правительства России от 6 апреля 2019 г. N 411

и) многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляют прием и выдачу документов, удостоверяющих личность, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, в том числе с использованием государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.

III. Ведомственные сегменты участников системы "Мир"

11. Ведомственный сегмент Министерства внутренних дел Российской Федерации представляет собой часть единой информационной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, создаваемой на основе объединения государственной информационной системы миграционного учета и ведомственного сегмента Министерства внутренних дел Российской Федерации государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.

12. Ведомственный сегмент Министерства внутренних дел Российской Федерации содержит информационные ресурсы в сфере миграционного и регистрационного учета, оформления и выдачи документов, указанных в подпунктах "а" , "б" и "ж" - "к" пункта 5 настоящего Положения.

13. Ведомственный сегмент Министерства внутренних дел Российской Федерации выполняет следующие функции:

а) автоматизация механизмов сбора, хранения, обработки, распространения и анализа информации в сфере миграционного и регистрационного учета, оформления и выдачи документов, удостоверяющих личность, в частности обеспечение автоматизированного контроля за выдачей документов, удостоверяющих личность, в том числе содержащих электронный носитель информации, а также в сфере оформления и выдачи виз, в том числе виз в форме электронного документа;

б) автоматизация процессов информационного обеспечения различных миграционных программ и мониторинга их эффективности, автоматизация процессов приема и обработки межведомственных запросов, а также предоставления из соответствующих информационных ресурсов Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений о результатах выполнения проверок при оформлении и выдаче документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;

в) обеспечение предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, обеспечение межведомственного взаимодействия в сфере миграционного и регистрационного учета, оформления и выдачи документов, удостоверяющих личность, а также оформления и выдачи виз, в том числе виз в форме электронного документа;

г) предоставление заинтересованным федеральным органам исполнительной власти сведений из единой информационной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, указанной в пункте 11 настоящего Положения, необходимых для проведения пограничного и миграционного контроля, в том числе сведений о документах, удостоверяющих личность, содержащих биометрические персональные данные их владельцев, а также списков лиц, которым в установленном порядке ограничено право на выезд из Российской Федерации;

д) обеспечение возможности осуществления информационного обмена в процессе межгосударственного сотрудничества правоохранительных органов в сфере борьбы с нелегальной миграцией, преступностью и терроризмом;

Информация об изменениях:

Пункт 13 дополнен подпунктом "е" с 25 октября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 13 октября 2017 г. N 1245

е) формирование аналитических отчетов.

15. Ведомственный сегмент Министерства иностранных дел Российской Федерации выполняет следующие функции:

а) обеспечение оформления и выдачи Министерством иностранных дел Российской Федерации заграничных паспортов, содержащих электронный носитель информации;

б) обеспечение оформления и выдачи дипломатических паспортов, содержащих электронный носитель информации;

в) обеспечение оформления и выдачи служебных паспортов, содержащих электронный носитель информации;

г) предоставление участникам системы "Мир" информации об оформлении и выдаче виз, в том числе виз в форме электронного документа.

16. Ведомственный сегмент Министерства иностранных дел Российской Федерации состоит из федерального центра обработки данных Министерства иностранных дел Российской Федерации и территориально распределенных информационных ресурсов, находящихся в ведении дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации за пределами Российской Федерации, занимающихся оформлением и выдачей заграничных паспортов с электронным носителем информации.

17. Ведомственный сегмент Министерства обороны Российской Федерации выполняет следующие функции:

а) обеспечение оформления, выдачи и контроля обращения следующих документов, удостоверяющих личность, в том числе содержащих биометрические персональные данные, включая автоматизированный сбор, хранение, обработку и передачу необходимой служебной информации:

заграничные паспорта, оформляемые военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;

служебные и дипломатические паспорта, оформляемые военнослужащим, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и членам их семей Министерством иностранных дел Российской Федерации;

б) автоматизированный сбор, хранение, обработка и передача информации, собираемой при проведении персонального учета военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;

в) мониторинг состояния программно-технических комплексов региональных центров обработки данных Министерства обороны Российской Федерации.

18. Ведомственный сегмент Министерства обороны Российской Федерации включает в себя следующие технологические и организационные элементы:

а) программно-технический комплекс федерального центра обработки данных Министерства обороны Российской Федерации;

б) программно-технические комплексы пунктов приема анкет и выдачи паспортов региональных центров обработки данных Министерства обороны Российской Федерации.

19. Ведомственный сегмент Федерального агентства морского и речного транспорта предназначен для комплексной автоматизации, информационной и технологической поддержки процессов оформления, выдачи и контроля обращения удостоверений личности моряка в Федеральном агентстве морского и речного транспорта и его подведомственных учреждениях.

20. Ведомственный сегмент Федерального агентства морского и речного транспорта выполняет следующие функции:

а) обеспечение оформления, выдачи и контроля обращения удостоверений личности моряка;

б) ведение национальной электронной базы данных, содержащей сведения о выданных в Российской Федерации удостоверений личности моряка;

в) предоставление возможности доступа владельца удостоверения личности моряка к своим персональным данным, содержащимся в базе данных;

г) обеспечение функционирования координационного центра, предназначенного для обработки запросов, поступающих от иммиграционных служб и других компетентных органов иностранных государств, в части подтверждения подлинности и (или) действительности выданных удостоверений личности моряка.

21. Ведомственный сегмент Федерального агентства морского и речного транспорта включает в себя следующие технологические и организационные элементы:

а) пункты оформления, выдачи и контроля обращения удостоверений личности моряка;

б) федеральный центр обработки данных указанного ведомственного сегмента;

в) резервный федеральный центр обработки данных указанного ведомственного сегмента;

г) центр управления эксплуатацией ведомственного сегмента Федерального агентства морского и речного транспорта.

22. Ведомственный сегмент Федеральной службы безопасности Российской Федерации выполняет следующие функции:

а) информационное обеспечение и автоматизация процессов проведения проверок при оформлении и выдаче документов, удостоверяющих личность, в части, касающейся компетенции Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

б) обеспечение ведения информационных ресурсов, содержащих сведения о пересечении государственной границы Российской Федерации российскими, иностранными гражданами и лицами без гражданства в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

в) аналитическая обработка информации, полученной в ходе пограничного контроля лиц, следующих через государственную границу Российской Федерации, а также формирование статистических отчетов;

г) обеспечение в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации возможности внесения сведений в информационные ресурсы Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

д) обеспечение возможности осуществления с использованием специализированных программно-технических средств автоматизированной проверки документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, при осуществлении пограничного контроля;

е) обеспечение возможности осуществления автоматизированной проверки виз, в том числе виз в форме электронного документа, с использованием специализированных программно-технических средств;

ж) обеспечение выполнения специальных задач в сфере пограничного, иммиграционного и иных видов контроля.

23. Ведомственный сегмент Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации представляет собой совокупность программно-технических средств и иных элементов, которые составляют единую информационно-технологическую инфраструктуру системы "Мир", и выполняет следующие функции:

а) управление жизненным циклом сертификатов ключей проверки электронной подписи, используемых при информационном взаимодействии ведомственных сегментов между собой, а также обеспечение аутентификации и авторизации участников системы "Мир" с использованием этих сертификатов;

б) обеспечение целостности информационных сообщений, передаваемых в системе "Мир";

в) обеспечение целостности данных, размещенных на электронном носителе информации документов, удостоверяющих личность, в том числе посредством применения средств криптографической защиты (при условии согласования с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на оформление и выдачу соответствующих документов, удостоверяющих личность);

г) обеспечение бесперебойного функционирования системы "Мир" за счет технологического и антикризисного управления, том числе посредством:

осуществления мониторинга процессов информационного взаимодействия участников системы "Мир", обеспечения дистанционной диагностики, обновления и управления аппаратными и программными средствами ведомственных сегментов (по согласованию с операторами таких ведомственных сегментов);

резервирования информационных ресурсов, размещенных в федеральных центрах обработки данных участников системы "Мир" (по согласованию с операторами таких ведомственных сегментов);

создания, развития и эксплуатации программно-аппаратных комплексов, предназначенных для тестирования процессов информационного взаимодействия ведомственных сегментов;

е) обеспечение информационного взаимодействия ведомственных сегментов между собой, а также информационного взаимодействия ведомственных сегментов с иными информационными системами путем использования межведомственного резервированного центра обработки данных;

ж) мониторинг событий безопасности, централизованное управление и поддержание в актуальном состоянии средств обнаружения компьютерных атак и антивирусной защиты, организация функционирования дополнительных механизмов защиты расширенных биометрических персональных данных владельцев документов, удостоверяющих личность, создание (управление) криптографических ключей, используемых при информационном взаимодействии ведомственных сегментов между собой;

з) обеспечение возможности централизованной технической поддержки пользователей, очного и дистанционного обучения и переподготовки персонала, разработки и рассылки справочных, методических и учебных материалов и пособий в рамках системы "Мир".

27. Создание, развитие и функционирование резервного межведомственного резервированного центра обработки данных осуществляются на основе единой технической политики, а также с использованием программно-технических решений, разрабатываемых в рамках ведомственного сегмента Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и обеспечивающих в том числе функционирование межведомственного резервированного центра обработки данных.

28. Участники системы "Мир" вправе самостоятельно осуществлять персонализацию бланков документов, удостоверяющих личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Межведомственное взаимодействие в рамках системы "Мир"

29. Информационное взаимодействие в рамках системы "Мир" осуществляется с учетом положений единой технической политики и с использованием единой информационно-технологической инфраструктуры системы "Мир".

30. Информационный обмен в рамках системы "Мир" осуществляется на основании соглашений и протоколов об информационном обмене.

Информационный обмен с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется на основании соглашения о взаимодействии, примерная форма которого утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Министерством экономического развития Российской Федерации.

33. Протокол об информационном обмене устанавливает технические и организационные требования к информационному обмену.

34. Проекты соглашений и протоколов об информационном обмене рассматриваются и одобряются на заседаниях рабочей группы.

В случае если информационный обмен осуществляется между участниками системы "Мир", соглашения и протоколы об информационном обмене после их одобрения на заседании рабочей группы согласовываются с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и подписываются заинтересованными участниками системы "Мир".

35. В целях реализации задач системы "Мир" участники системы "Мир" могут осуществлять информационный обмен с неучастниками системы "Мир".

В таком случае соглашения и протоколы об информационном обмене после их одобрения на заседании рабочей группы согласовываются с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и подписываются заинтересованными участниками системы "Мир" и неучастниками системы "Мир".

Информационный обмен между участниками системы "Мир" и неучастниками системы "Мир" может осуществляться в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия". В случае если такой информационный обмен осуществляется с особенностями, не предусмотренными указанным Положением, подписываются соглашения и протоколы об информационном обмене в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта.

36. Доступ граждан к информации о себе, содержащейся в ведомственных сегментах, осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании их запросов, в том числе в электронной форме, с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

37. Обработка информации в рамках системы "Мир" и ее защита осуществляются с учетом положений Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г., законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации в области персональных данных и нормативных правовых актов в области миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность.