ПП по развитию речи в средней группе. Перспективное планирование по развитию речи в средней группе (сентябрь, октябрь, ноябрь). Развитие речи. средняя группа. Перспективный план

Яруллина Ляйсан Фаритовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №16 "Родничок"
Населённый пункт: Башкортостан, г. Янаул
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Перспективный план по развитию речи в средней группе"
Дата публикации: 13.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Родничок» г. Янаул
Перспективное планирование деятельности

по образовательной области

«Речевое развитие: Развитие речи»

Средняя группа

2016-2017 уч.год
Составила: Нурокова Е. Р. воспитатель Согласовано:

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Тема:«Составление

рассказов об

игрушках» (Кошка,

собака, лиса)
Цель: Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять с о в м е с т н ы й с воспитателем описательный рассказ о б и г р у ш к а х. Закрепить правила о б р а щ е н и я с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания.
. Тема: Звуковая культура

речи: звуки с и сь
Цель. Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи). Ход:Гербова. В.В Занятия по развитии речи в средней группе детского сада. План занятий. – М.: Мозайка – Синтез,2009. – 27с.з2
Тема: Чтение стихотворений об

осени. Составление рассказов –

описаний игрушек
Цель. Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу). Ход: Гербова. В.В Занятия по развитии речи в средней группе детского сада. План занятий. – М.: Мозайка – Синтез,2009. – 33с.з4
Тема: Чтение стихотворения И. Бунина

«Листопад». Составление рассказа о кукле
Цель. Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух. Предварительная работа. Накануне во время прогулки «поискать» приметы осени: описать ее цвета, послушать шуршание листьев и, если удастся, отметить, что «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра». Ход:Гербова. В.В Занятия по развитии речи в средней группе детского сада. План занятий. – М.: Мозайка – Синтез,2009. – 29с.з4

Октябрь

Тема:

С о с т а вл е н и я

рассказа

картинке

«Мой любимый город»
Ц е л ь: Дать п е р в ы е представления о стране и городе, в котором мы живём. В о спит ыват ь л ю б о в ь к р о д н о м у городу, гордо с ть (я саратовец). Формировать
Тема
:
Звуковая культура речи:

звуки з и зь
Цель. Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з, зь. Ход: Гербоава. В.В
Тема: Тема: «Овощи»

Ю.Тувим.Рассматривание

предметов
Цель: продолжать учить детей различать и называть овощи, отмечая их характерные признаки, группировать по одному признаку. Развивать наблюдательность, Диагностика педагогического процесса
Ноябрь

Тема: «Как научиться

дружить. Или секреты

дружбы»
Цель: формирование у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу; воспитание дружественных, толерантных отношений между детьми. Ход: В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе, с.38;
Тема:

Чтение

сказки

«Три

поросенка»
Цель.: Познакомить детей с английской сказкой «Три п о р о с е н к а » (п е р. С. Михалкова), помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и с т р а д а н и я о ш п а р е н н о г о кипятком волка. Ход:Гербоава. В.В Занятия по развитии речи в средней группе детского сада. План занятий. – М.: Мозайка –
Тема: Составление рассказов по

картине «Разные

автомобили»
Цель: продолжать з н а ком и т ь детей с предметами ближайшего о к р у ж е н и я, р а с ш и р я т ь представления о них. Развивать мышление, память, воображение, познавательные интересы у детей. Воспитывать интерес к разным видам транспорта, к профессиям людей. Ход:Г.Я.Затулина «Конспекты ко м п л е к с н ы х з а н я т и й п о развитию речи» - стр.33
Тема: «Моя улица» (ознакомление с предметами)
Цель: знакомить детей с предметами ближнего окружения, формирование умение активно участвовать в беседе, использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, предлоги, наречия. Развивать наблюдательность, память, умение определять место положения предметов. Воспитывать интерес к объектам ближайшего окружения. Ход
:
Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.123
Т е м а:

О б у ч е н и е

рассказыванию

Тема: Чтение детям русской

народной сказки «Зимовье»

Тема: Чтение и заучивание

стихотворений о зиме

Тема: Составление рассказа «Как мы готовимся

к Новому году» (Использование моделей)

Бухарова Марина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №34 "Теремок"
Населённый пункт: город Димитровград
Наименование материала: Перспективный план
Тема: "Перспективный план по образовательной области речевое развитие в средней групп"
Дата публикации: 11.07.2018
Раздел: дошкольное образование

Перспективный план по образовательной области речевое развитие в средней группе

Развитие речи.

Задачи НОД

Материал

Литература

Сентябрь

Описание

игрушек-кошки и

Учить составлять рассказ об игрушках с

описанием их внешнего вида,

активизировать слова, обозначающие

действия и состояния (глаголы), учить

существительными в роде и числе.

Закреплять произношение пройденных

звуков (у), (а), (г),(к), (в); учить правильно

произносить в словах звуки (с)-(с

), выделять

Игрушки: кошка, собака, машина,

слон, лиса, гусь, лягушка.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Сентябрь

Составление

рассказа по

картине «Кошка с

котятами»

совместно с воспитателем и самостоятельно,

учить соотносить слова, обозначающие

названия животных, с названиями их

детенышей, активизировать в речи слова,

обозначающие действия.

Картина «Кошка с котятами»,

игрушки или картинки кошки котят,

собаки и щенят, курица и цыплят,

утка и утята, сорока.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Описание

игрушек-собаки и

Составление

сюжетного

рассказа по

набору игрушек.

Учить при описании игрушки называть её

признаки, действия, связывать между собой

предложения.

Закреплять умение соотносить названия

животных с названиями их детенышей.

Упражнять в использовании форм

единственного и множественного числа,

формировать представления о предлогах

за,под,на,в. Навыки их применения в речи.

Укреплять артикуляционный аппарат,

отрабатывать навыки правильного

произношения звуков (с)- (с

). Отчетливо и

понятно произносить слова с этим звуком.

Картинки и предметы в названии

которых есть звук (с) и нет заданного

звука по 8 штук ширма, большой

кубик, картинки либо игрушки

собаки, лисы, крольчихи и крольчата,

белки и бельчата, слон и слонята,

свинья и поросята.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Составление

описательного

рассказа о

питомцах

называть характерные признаки и действия,

подводить к составлению короткого рассказа

на тему из личного опыта. Обогащать

словарь правильными названиями

окружающих предметов (игрушек), учить

согласовывать прилагательные с

существительными в роде и числе. Закрепить

произношение звука (с).

Игрушки: кошка и собака.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Составление

сюжетного

рассказа по

набору игрушек

«Таня, Жучка и

котенок»

Учить составлять рассказ исходя из набора

игрушек. Активизировать в речи слова

обозначающие качества и действия

предметов. Закрепить правильное

произношение звука (з), учить различать на

слух различные интонации, выделять в

словах заданный звук.

Картинки или игрушки: кукла, собака,

блюдце, котенок.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Составление

сюжетного

рассказа по

Формировать навыки диалогической речи,

учить самостоятельно задавать вопросы и

отвечать на них. Активизировать в речи

слова обозначающие качества и действия

предметов. Учить подбирать точные

сравнения. Учить понимать и активно

использовать различные интонации

(удивления, радости, вопроса), выделять в

словах заданный звук.

Картинки с изображением козленок,

коза, корова, зайчонок.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Составление

рассказа по

картине «Собака

со щенятами»

Учить составлять рассказ по картине

самостоятельно, из личного опыта,

соотносить слова, обозначающие названия

животных, с названиями их детенышей,

активизировать в речи слова, обозначающие

действия, учить правильно образовывать

формы родительного падежа

существительных.

Картина «Собака со щенятами»,

игрушки или картинки: собаки и щенят,

курица и цыплят, утка и утята, сорока.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Составление

рассказа по

лексической

теме «Мебель»

Учить высказываться на тему из личного

опыта, предложенную воспитателем. Учить

правильно называть предметы мебели,

уточнить понятие мебель, учить правильно

использовать предлоги и наречия с

пространственным значением (посередине,

около, у, сбоку, перед.). Активизировать в

речи сложноподчиненные предложения.

Магнитная доска или фланелеграф:

геометрические фигуры плоскостные

из бумаги.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Описание

игрушки: белки,

зайчика и

Учить составлять короткий описательный

рассказ об игрушке, учить ориентироваться

на окончания слов при согласовании

прилагательных с существительными в роде,

образовывать слова при помощи суффиксов с

уменьшительным и увеличительным

значением.

Учить слышать и правильно произносить

звук (ш), подбирать слова сходные по

звучанию.

Большой медведь мягкая игрушка,

картинки с предметами, в которых есть

звук (ш): шкаф, чашка, кувшин,

лягушка, лошадь, груша, вишня.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Составление

рассказа о

Учить описывать и сравнивать кукол,

правильно называть наиболее характерные

признаки, строить законченные

предложения. Активизировать в речи

прилагательные, учить пользовать словами с

противоположным значением. Закрепить

представление о понятие "мебель", развивать

выразительность в речи.

Две куклы: большая и маленькая. Два

комплекта карандашей и бумаги.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Составление

рассказа –

описания по

лексической

теме «Зимняя

Учить давать описание зимней одежды,

учить правильно называть зимнюю одежду.

Формировать представление о её назначении,

учить пользовать в речи

сложноподчиненными предложениями,

согласовывать прилагательные с

Кукла в зимней одежде, картинки-жук,

медвежонок,

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

существительными в роде и числе, выделять

на слух и правильно произносить звук (ж),

Составление

рассказа по

картине «Не

боимся мороза»

Учить составлять из 2-3 предложений

рассказ. Отражающий содержание картины,

по плану предложенному воспитателем,

учить подбирать определения к словам снег,

зима, снежинки, продолжать учить выделять

звуки в словах и правильно произносить.

Картина «Не боимся мороза»,

бумажные снежинки на нитках.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Составления

описания

внешнего вида.

Учить составлять описания друг у друга

внешнего вида, одежды. Учить образовывать

единственного и множественного числа

глагола: хотеть, формы повелительного

наклонения глаголов рисовать, танцевать и

др. Дать представление о том что звуки в

словах идут последовательно друг за другом.

Кукла-петрушка, демонстрационная

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Описание

потерявшихся

зайчат по

картинкам

Учить составлять описание предмета

изображенного на картинке, выделяя

существенные признаки, упражнять в

подборе глагола к существительному, учить

четко и правильно произносить звук (щ),

выделять этот звук в словах.

Картинки с изображением разных

зайчат, три щетки-зубная, обувная,

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Составление

описания по

лексической

теме «Овощи и

Учить описывать овощи и фрукты правильно

их называть. Уточнять представления о

фруктах и овощах, где они растут, правильно

классифицировать овощи и фрукты.

Выделять звуки в словах.

Блюдо с овощами и фруктами. Картина

«Овощи и фрукты», картина «Брат и

сестра на качелях»

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Употребление в

речи слов с

пространственн

ым значением.

Продолжать учить составлять описание

предметов и игрушек. Учить правильно

употреблять слова обозначающие

пространственные отношения ближе-

правильно произносить звуки и определять

первый звуке в слове.

Игрушки в названии которых есть

звуки (л)-(л

Картинки с изображениями домашних

и диких животных.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Описание

внешнего вида

животных.

Учить составлять описание предметов.

Упражнять в образовании форм глагола

хотеть (хочу-хочет,хотим-хотят),

закреплять правильное произношение звуков

), выделять этот звук в речи и

подбирать слова на заданный звук.

Картинки-лошадь, волк, лиса козленок,

белка, ослик, коза, котенок,

медвежонок.

Д/И «Наряди елочку»

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Определение

специфических

признаков

предмета.

Учить составлять описание игрушки,

называя её характерные признаки предмета,

упражнять в образовании форм родительного

падежа множественного числа

существительных, закреплять понятия о том

что слова состоят из звуков, что звуки в

словах разные, учить определять последний

Игрушки – кукла, матрешка, фишка,

пирамидка, ленточки шарики, лошадки,

колечки, башенки.

Картинка «Избушка на курьих ножках»

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Определение

предмета по его

специфическим

признакам.

Закреплять умение составлять описание

предмета, рассказывать о его внешнем виде,

качестве и свойствах. Учить согласованию

прилагательных и местоимений в роде.

Закреплять правильное произношение звуков

), учить слышать этот звук в словах и

подбирать слова с заданным звуком.

Познакомить с чистоговорками, учить

произносить чистоговорки с разным темпом

и интонацией.

Д/И «Чудесный мешочек»

наполняемость длинными модулями

овощей, круглыми модулями фруктов.

Картинки с изображениями предметов

в которых есть звук (р) и нет его.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой « Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова), помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»

Цель: учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. Обучить умению придумывать название картине.

Чтение и заучивание стихотворений о зиме.

Цель: приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.

Звуковая культура речи: звук Ш

Цель: Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированно, в словах, слогах); различать слова со звуком ш.

Чтение детям русской народной сказки «Зимовье»

Цель: Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова).

Составление рассказа по картине «Снег на деревьях»

Цель: учить связной речи, употреблению сложноподчиненных предложений, описанию умений в природе зимой, передачи характерных особенностей внешнего строения деревьев.

Звуковая культура речи: звук Ж

Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж.

Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»

Цель: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности ; учить придумывать название картины.

«Профессии»

Цель: познакомить с названиями профессий (строитель, каменщик, маляр, архитектор т.д.), по казать важность каждой профессии. воспитывать уважение к труду взрослых, активизировать словарь детей.

Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?».

Цель: проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. По упражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.

Звуковая культура речи: звук Ч

Цель: Объяснить детям, как правильно произносится звук ч (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей.

Перспективное планирование по образовательной области «Коммуникация» раздел «Развитие речи»

в средней группе

Всего часов (в год) – 36

Месяц

Сквозная тема

Подтема недели

Разделы

Тема ОУД

Цель ОУД

Задачи

Кол-во часов

Дата

Сентябрь

Детский сад

Цель. Формирование у детей чувства привязанности, любви к детскому саду, детям, взрослым и развитию интереса к совместной деятельности.

Задачи.

1.Воспитывать у детей чувства привязанности, любви к детскому саду, детям, взрослым.

2.Обучать элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

3.Развивать интерес к совместной деятельности.

1. Мой детский сад.

Связная речь

«Страна настроений» Составление творческого рассказа

Составление творческого рассказа

1. Формировать умение понимать слова и употреблять их по смыслу, применять слова, характеризующие настроение людей

2. Развивать умение думать и говорить

3. Воспитывать доброе отношение к окружающим

6.09

2. Мои друзья.

Словарный запас

«Встречаем гостей» Составление рассказа о предмете

Формирование навыков понимания назначений предметов домашнего обихода и природного окружения;

1 . Учить называть группы предметов по виду посуды (чайная. столовая. кухонная)

2. Развивать умение работать в небольших группах

3. Воспитывать бережное отношение к предметам домашнего обихода

13.09

3.Любимые игры и игрушки.

Звуковая культура речи

Составление рассказа по плану: «Страна игрушек»

Совершенствование навыков использования игр с учетом формирования грамматического строя речи

1. Упражнять в произношении звуков (с), (ш)

2. Развивать умение составлять описательный рассказ об игрушке

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам

20.09

4. Мебель.

Грамматический строй речи

Рассказывание из опыта: «Откуда мебель к нам пришла?»

Формирование навыков интереса и внимания к слову с использованием игр

1 . Продолжать учить согласовывать слова вроде, числе и падеже, способствовать употреблению сложно – сочиненных предложений

2. Развивать фонематическое восприятие, отрабатывать произношение звуков

3. Воспитывать у детей бережное отношение к мебели.

27.09

Октябрь

Моя семья

Цель. Формирование у детей представление о семье, живущих вместе, любящих и заботящихся друг о друге

Задачи .

1.Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

2.Создавать игровые ситуации, способствующие расширению знаний о семье

3.Развивать понятие о родственных связях: папа-мама, брат-сестра, дедушка-бабушка.

1. Моя семья. Труд родителей.

Составление рассказа по плану: «Моя семья»

Развитие желания участвовать в театрализованной деятельности, играх-драматизациях

1. Расширять речь глаголами и прилагательными

2.Развивать умение логически рассуждать, упражнять в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, используя сложные предложения

3. Воспитывать любовь к родным и близким

4.10

2. Моя улица.

Звуковая культура речи

Составление рассказа по серии картин: «Научим Буратино правилам поведения на улице»

Использование дидактических игр для развития звуковой культуры речи .

1. Автоматизация звуков (ж), (з), (р)

Активизировать антонимы, определять местоположение о себя

2 . Развивать умение составлять рассказ из личного опыта, поддерживать разговор

3. Воспитывать понимание к значению соблюдения ПДД

11.10

3.Безопасность дома и на улице.

Связная речь

«Опасность на каждом шагу» Составление рассказа из опыта

Формирование умений слушания, понимания речи и участия в разговоре

1. Учить делать выводы о последствиях самостоятельно

2 Развивать разговорную речь

3.Воспитывать умение видеть и определять предметы, представляющие опасность в использовании

18.10

4. Осень – щедрая пора.

Грамматический строй речи

Составление рассказа по картине: «Осень – рыжая лиса»

Совершенствование навыков согласования слов;

1.Учить детей составлять рассказ по содержанию иллюстраций, используя в речи повествовательные предложения, развивать умение слушать, понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и задавать их

2. Развивать произношение звуков (ш), (в), отрабатывая дикцию, четкое произношение

3. Воспитывать умение слушать товарища

25.10

5.Домашние животные

СвСвязная речь

Составление

рассказа по

схеме: «Кто

домашние

животные?»

Совершенствовать навык употребления в речи имен существительных в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей

1. Учить составлять рассказ из личного опыта

2.Развивать мышление, умение отгадывать животных по описанию

3. Воспитывать бережное отношение к домашним животным

1.11

Ноябрь

Растем здоровыми

Цель. Охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование навыков безопасного поведения в дошкольной организации, быту, на улице, в условиях природы, обогащение двигательного опыта детей через совершенствование основных движений, потребности у детей в активной деятельности с использованием творческих, познавательных и речевых способностей.

Задачи.

1. Воспитывать интерес к активной двигательной деятельности.

2. Формировать здоровье сберегающие навыки.

3. Развивать навыки самообслуживания и взаимопомощи.

1. Все обо мне.

Звуковая культура речи

«Хорошие манеры, добрые слова» Заучивание стихотворения Юсупова «Папа разбил драгоценную вазу»

Использование дидактических игр для развития звуковой культуры речи

1. Продолжать учить приемам интонационной выразительности для передачи эмоционального состояния образа героя

2. Развивать интерес и внимание к слову

Развивать умение думать и говорить, вести диалог (задавать вопросы и отвечать на них)

3. Воспитывать умение употреблять вежливые слова

8.11

2.Правильное питание. Витамины.

Творческая речевая деятельность.

Составление описательного рассказа по плану. «В саду, на огороде»

Развитие желания участвовать в театрализованной деятельности

1. Учить описывать предмет по схеме ловами, обозначающими качества и свойства предметов, употреблять слова обобщения

2.Развивать фонематический слух, учить определять звук в слове

3. Воспитывать у детей желание помогать взрослым при сборе урожая

15.11

3. Помоги себе и другим.

Словарный запас

«Мамины помощники» Составление рассказа по картине

Формирование умения слушания, понимания речи и участия в разговоре, навыков чтения наизусть небольших по объему стихотворений.

1. Обогащать прилагательными, предлогами, глаголами, обозначающими трудовые действия

2. Продолжать развивать умение согласовывать слова в роде, числе, падеже.

3. Воспитывать умение оказывать помощь по дому, выполнять свои обязанности

22.11

4. Мы смелые и ловкие.

Грамматический строй речи

«Кто защитник нашей Родины»

Обогащение словаря детей существительными, обозначающими профессии военных людей, названия частей и деталей предметов, качества и свойства предметов.

1 .. Учить правильно использовать в разговорной речи грамматические формы: род, число, падеж, совершенствовать структуру предложения

2. Развивать дикцию, умение применять приемы интонационной выразительности для передачи образа, следить за темпом речи

3. Воспитывать патриотическую любовь к Родине

29.11

Декабрь

Мой Казахстан

Цель. Формирование у детей духовно-нравственных ценностей, знаний, умений и навыков в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, воспитанию общечеловеческих качеств, патриотизма и толерантности, основанных на общенациональной идее "Мәңгілік Ел".

Задачи.

1. Воспитывать у детей любовь к Родине.

2. Расширять знания о родной стране, государственных и народных праздниках, символике страны, ее назначении. Формировать представления о Президенте Республики Казахстан, о том, что он служит народу, решает различные проблемы своего народа

3. Развивать понятия об исторических корнях казахов: об устройстве и внутреннем убранстве казахской юрты, народных традициях и искусстве.

1.Путешествие в нашу историю.

Связная речь

«Без углов и без дверей стоит дом среди степей» Составление рассказа о предмете

Формирование умения составления по образцу и содержанию рассказов.

1. Обогащать речь словами, связанными с национальным жилищем казахов

2. Развивать мышление, умение употреблять слова связанные с понятием родина

3. Воспитывать чувство доброты

6.12

2.Мой родной край.

Словарный запас

Составление рассказа из опыта: «Мой любимый город»

Обогащение и развитие словаря детей, используя речевые игры и упражнения

1. Расширять и активизировать словами, относящимися к разным частям речи

2 . Развивать умение различать слова с заданным звуком

3. Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям города

1

13.12

16

3. Астана – столица нашей Родины!

Творческая речевая деятельность.

Составление рассказа из опыта: «Города и села, реки и поля - вот родина моя»

Развитие желания участвовать в речевых и пальчиковых играх.

1. Учить видеть различие городской и сельской жизни, видеть последовательность событий

2. Развивать умение выявлять причинно – следственные связи

3. Воспитывать любовь к родному краю

1

20.12

17

4.Независимый Казахстан (первый Президент РК, государственная символика).

Звуковая культура речи

Составление рассказа по плану: «Лучше нет родного края»

Формирование навыков фонематического восприятия.

1 . Учить составлять небольшой рассказ, отвечать на вопросы предложениями

2. Развивать фонематический слух, находить заданный звук в словах

3. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам страны

1

27.12

18

Январь

Мир природы

Цель. Расширение знаний детей о предметах и явлениях живой и неживой природы, сезонных явлениях, растениях, животных; формирование представлений о необходимости сохранения всех видов животных, насекомых и растений; приобретение опыта, непосредственно связанного с природой; развитие бережного отношения к окружающей среде и понимание значения жизненной среды.

Задачи.

1. Воспитывать бережное, эмоционально-положительное отношение к миру природы.

2. Уметь устанавливать причинно-следственную связь в явлениях природы.

3. Развивать любознательность, творческую активность.

0. Новый год

Звуковая культура речи

Составление рассказа по картине. «Елка наряжается, праздник приближается»

Закрепление умения изменять темп речи: говорить медленно, читать скороговорки .

1. Учить развивать голосовой и артикуляционный аппараты

2. Развивать умение правильно формулировать свои мысли, строить высказывания

3. Воспитывать интонационную выразительность

1

3.01

19

1. Растения вокруг на нас

Связная речь

«Лесное царство растений» Рассказывание по картине

Формирование умения слушания, понимания речи и участия в разговоре, составления по образцу и содержанию картин рассказа

1. Упражнять в согласовании слов в роде, числе и падеже

2. Развивать голосовой и артикуляционный аппарат, речевое дыхание, фонематический слух, автоматизировать звуки (ш), (в)

3. Воспитывать правильное поведение в лесу, задумываться над последствиями небрежного отношения к природе

1

10.01

20

2. Мир животных (дикие животные).

Грамматический строй речи

Составление описательного рассказа: «Кто спит зимой в лесу»

Совершенствование навыков использования игр с учетом формирования грамматического строя речи.

1. ГСР, Учить составлять грамматически правильные предложения

2. ЗКР. Развивать дикцию, отрабатывать четкое произношение звуков

3. Воспитывать любовь к дикой природе

1

17.01

21

3.Птицы – наши друзья.

Связная речь

Составление рассказа о серии картин: «Как дети помогают птицам»

Обучение инсценировке по предложенным сюжетам.

1. Учить составлять рассказ по серии картинок

2. Развивать конструктивное мышление при составлении последовательности серии картин

3.Воспитывать интонационную выразительность, стремление помочь птицам зимой

1

24.01

22

4.Волшебница-зима.

Творческая речевая деятельность.

Составление рассказа по картине: « Крепче куколка держись, едут санки с горки вниз»

Развитие желания участвовать в театрализованной деятельности, играх-драматизациях или кукольных спектаклях, используя доступную детям «технику вождения» кукол, в речевых и пальчиковых играх.

1. Продолжать учить детей составлять рассказ по картинке

2.Развивать умение детей в подборе синонимов, определений и слов, обозначающих действий

3. Воспитывать правила безопасного поведения на горке

1

31.01

23

Февраль

Мир вокруг нас

Цель. Развитие личности ребенка, владеющего элементарными навыками познавательной деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром; осмысление нравственных норм и воспитание терпимости и уважения к людям.

Задачи.

1. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

2. закреплять представления о предметах, их признаках и назначении. Обучать пониманию связи между назначением окружающих предметов, материалов, из которых они сделаны.

3. Подводить к осознанию того, что окружающие предметы созданы трудом человека, и к ним нужно бережно относиться.

1.Прекрасное рядом (явления неживой природы).

Звуковая культура речи

«Космическое путешествие» Составление рассказа из опыта

Закрепление умения изменять темп речи: говорить медленно, читать скороговорки.

1. Закреплять умение отвечать полными предложениями на вопросы.

2. Развивать умение изменять темп речи с помощью скороговорок

3 Воспитывать смелость, отвагу, гордость

1

7.02

24

2.Транспорт.

Словарный запас

Составление рассказа из опыта: «На чем ездят люди?»

    Понимание обобщающих слов путем введения в словарь детей слов, обозначающих группы предметов (транспорт);

1. Словарь. Активизировать лексикон

2. ЗКР. Развивать слуховое внимание, придумывать слова на заданный звук, автоматизировать звук (р)

3. Воспитывать правила поведения в транспорте

1

14.02

25

3. Мир электроники.

Связная речь

Составление описательного рассказа о предмете. «Домашние помощники»

Формирование умения слушания, понимания речи и участия в разговоре

1.Уметь составлять небольшой описательный рассказ о бытовом приборе

2. Развивать умение показывать имитационные действия

3. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими

1

21.02

26

4. Все профессии важны.

Грамматический строй речи

Составление творческого рассказа: «Все профессии важны»

Совершенствование навыков использования игр с учетом формирования грамматического строя речи.

1. Учить образовывать слова – действия от названия предметов

2. Развивать воображение, правильно строить предложения

3. Способствовать воспитанию интонационной выразительности речи

1

28.02

27

Март

Традиции и фольклор

Цель. Знакомство с традициями, обычаями казахского и других народов, проживающих на территории Республики Казахстан, формирование доброжелательного и уважительного отношения к людям.

Задачи.

1. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к людям

2. Расширять знания детей о казахских народных обычаях, традициях и других народов Республики Казахстан.

3. Развивать связную речь, творческие способности, логическое мышление

1.Традиции и обычаи народов Казахстана.

Творческая речевая деятельность.

«Как встречают Наурыз» Составление рассказа по картине

Развитие желания участвовать в театрализованной деятельности

1. Формировать умение слушать и понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать

2. Развивать слуховое внимание

3. Воспитывать национальную гордость к традициям и обычаям казахского народа

1

7.03

28

2.Волшебный мир сказок. Мир театра.

Звуковая культура речи

«В мире сказок» Составление творческого рассказа

Развитие артикуляционного аппарата.

1.Учить узнавать сказки по заданиям, уточнить и обогатить знания детей о сказках.
2. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.
3. Воспитывать интерес к сказкам.

1

14.03

3.Народное творчество.

Словарный запас

29

4. Весна-красна!

Грамматический строй речи

«Солнышко лучистое улыбнулось весело». Составление рассказа по картине

Совершенствование навыков употребления в речи имен существительных в форме ед. и мн. числа, образования слов разными способами

1. Учить составлять рассказ по содержанию иллюстраций, используя в речи короткие высказывания

2. Развивать умение поддерживать беседу

3. Воспитывать умение действовать в коллективе.

1

28.03

30

Апрель

Трудимся вместе

Цель. Формирование элементарных трудовых навыков, воспитание трудолюбия, чувства уважения к людям труда, бережного отношения ко всему, что сделано руками человека; развитие речи детей, внимания, воображения; формирование творческих способностей, мышления и воображения.

Задачи.

1. Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда.

2. Формировать элементарные трудовые навыки.

3. Развивать речь детей, внимание, воображение.

1. Украсим цветами.

Связная речь

Составление рассказа по плану: «Сад на окне»

Формирование умения пересказывания небольших рассказов.

1. Учить последовательному рассказу об объекте, расширять словарный запас, употреблять предлоги

2. Развивать познавательную активность детей

3. Воспитывать трудовые навыки в уходе за растениями

1

4.04

31

2. Хлеб – всему голова.

Творческая речевая деятельность.

Составление коллективного рассказа «Зернышко»

Развитие желания участвовать в играх-драматизациях

1. Учить правильно использовать в речи грамматические формы, изменять слова

2.Развивать умение думать и говорить, составлять небольшие предложения, умение изменять темп речи

3. Способствовать воспитанию бережного отношения к хлебу

1

11.04

32

3.Насекомые. Земноводные.

Звуковая культура речи

«Чудесный пруд» Составление сравнительного рассказа об объектах

Формирование умения внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки (п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з-ц).

1.Автоматизировать звук (ч) в словах и предложениях

2. Развивать умение изменять темп речи

3. Воспитывать умение слушать

1

18.04

33

4. Учимся помогать друзьям.

Словарный запас

«Одеваемся красиво» Составление творческих рассказов

    Понимание обобщающих слов путем введения в словарь детей слов, обозначающих группы предметов

1. Обучать правильному называнию основных деталей одежды

2. Развивать слуховое внимание, способствовать воспитанию интонационной выразительности

3. Воспитывать аккуратность, прилежание

1

25.04

34

Май

Пусть всегда будет солнце!

Цель. Воспитание таких нравственных качеств, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них, чувство привязанности к своей родной земле, городу, селу, своей стране, интереса к ее истории .

Задачи.

1. Воспитывать любовь к родной стране, городу, защитникам, ветеранам ВОВ.

2. Расширять знания о родной стране, родном городе, дружбе народов.

3. Развивать чувство патриотизма и толерантности.

1. В семье единой.

Связная речь

«Ты мой друг и я твой друг» Составление творческого рассказа

1. Совершенствовать диалогическую речь, умение поддерживать беседу, строить короткие высказывания

2. Развивать умение изменять темп речи с помощью скороговорки.

3. Воспитывать добрые и дружеские взаимоотношения

1

2.05

2.Защитники Родины (Армия РК, ветераны ВОВ).

0.Экибастуз – город шахтеров (Мой город).

35

3. Я – умею.

Творческая речевая деятельность

.

Составление рассказа на тему: «Что я умею делать»

1.Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта, развивать умение связно, последовательно составлять рассказ

2. Развивать

творческое воображение и память.

3. Воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарища

1

23.05

36

4. 4.Здравствуй, лето

Зв Звуковая культура речи

«Что мы слышим на лугу» Составление рассказа по схеме

Совершенствование правильного произношения звуков речи и слухового внимания.

1. Автоматизировать звукопроизношение, упражнять фонематический слух

2. Развивать умение составлять описательные рассказы о насекомых, используя план – схему

3. Воспитывать доброжелательное внимание к насекомым в природе

1

30.05

Итого:

36

оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.

расширение окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;

формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;

развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Знакомство с нашими героями. «Игрушки»

Учить детей составлять описания игрушек. Воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь; употреблять антонимы, форму множественного числа родительного падежа существительных.

«Составление рассказов об игрушках» (Кошка, собака, лиса)

Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Закрепить правила обращения с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания.

Заучивание наизусть: «Мяч» С.Я.Маршак

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение; отрабатывать речевое дыхание (произнесение на одном выдохе звука ш); воспитывать навыки драматизации. Упражнять детей в употреблении глаголов с приставками.

«Пересказ сказки «Репка»

Формировать представление о том, что такое народная сказка. Формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по «цепочке». Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.

Октябрь

«Осень»

Закрепить знание об осенних месяцах, о признаках осени. Развивать внимание, творчество, умение отгадывать загадки; развивать правильную речь.

Рассказывание по картине «Осенний день»

Упражнять в целенаправленном рассматривании сюжетной картины, в ответах на вопросы по ее содержанию;

«Овощи»

Познакомить с названием овощей, с местом их выращивания; учить описывать овощи; отгадывать загадки; упражнять в употреблении уменьшительно ласкательных слов, а также в употреблении существительных множественного числа.

Фрукты»

познакомить детей с названием фруктов, учить описывать фрукты, сравнивать; отгадывать загадки, согласовывать определения и существительные;
развивать речь

«Фрукты-овощи

Пополнить знания детей о том, как и хранят люди урожай фруктов и овощей, как заготовляют продукты на зиму; активизировать словарь; формировать навыки связной речи.

«Изменение в природе в октябре»

Учить рассказывать об изменениях в природе в октябре, описывать природу в октябре; согласовывать существительные и определения.

«Лес осенью»
Дид. Упр-е «Сколько слов в предложении»

Помочь детям воспринимать поэтическое описание осенней природы; формировать элементарное представление о предложении; активизировать словарь.

Заучивание наизусть: А.Плещеев «Осенью»

Учить характеризовать приметы глубокой осени при рассматривании картин и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворениях; помочь запомнить стихотворение А. Плещеева, выразительно читать его.

Ноябрь

«Загадка-описание»

Учить детей составлять и отгадывать загадки-описания; воспитывать умение сравнивать, аргументировать; развивать творческое воображение; совершенствовать навыки связной речи.

«Как мышка перехитрила кошку». Рассказывание по серии картинок с общим сюжетом

Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, отвечать на вопросы по ее содержанию. Обогащение активного словаря.

«Поздняя осень»

Учить описывать природу в ноябре, строить сложноподчиненные предложения со словом потому что

«Дом»

Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Мебель»

Упражнять в употреблении местоимений МОЙ, МОЯ, а также слов во множественном числе; познакомить с названием мебели и ее составными частями; учить сравнивать отдельные предметы мебели, описывать мебель

«Семья»

Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Посуда»

Расширить запас слов по теме «Посуда»; познакомить с составными частями предметов; учить употреблять предметы в единственном и множественном числе в именительном и родительном падежах, описывать предмет

Сказка «Руковичка»
Пересказ

Повторить знакомую уже детям сказку, совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя; рассказывать сказку по ролям.

Декабрь

«Головные уборы»

Познакомить с названием предметов одежды, головных уборов; учить сравнивать предметы, познакомить с составными частями предметов; развивать речь.

«Одежда»

Учить описывать предметы одежды, подбирать одежду по сезону. Совершенствовать навыки речевого общения; обогащать представление об окружающем

«Составление рассказа по картине «Собака со щенятами»

Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию. Способствовать проявление творчества при попытке понять содержание картины. Формировать умение включаться в совместное с воспитателем рассказывание. Развивать память, внимание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая.

Заучивание наизусть: И.Суриков «Зима

Помочь почувствовать красоту и лиричность произведения И.Сурикова. Учить выразительно читать стихотворение наизусть.

«Составление повествовательного рассказа «Приключение Маши в лесу».

Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Упражнять в подборе признаков к животному, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Развивать чувство юмора.

«Зима»

Уточнить и обобщить представление детей о зиме, о зимних месяцах. Закрепить знание о признаках зимы. Совершенствовать навыки речевого общения

Рассказывание по картине «Зимние развлечения»

Учить связной речи, употреблять сложноподчиненные предложения, описывать изменения в природе зимой.

«Новый год»

Учить описывать картинку, фантазировать, составлять предложение по опорным словам.

Январь

«Елка» К.Чуковский

Помочь осмыслить и заучить наизусть новое стихотворение; отрабатывать интонационную выразительность речи.

«Звери»

Обогатить знания детей о диких животных. Закрепить знание о среде обитания диких животных;

Сказка «Колосок»
Пересказ (отрывок)

Учить детей пересказывать текст без пропусков и длинных пауз, передавать прямую речь; совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать чувство языка.

«Домашние животные»

Упражнять в употреблении существительных множественного числа, учить сравнивать животных, описывать их; развивать речь детей

Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины. Закрепить в речи названия животных и их детенышей. Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений; выполнять правила игры.

«Животные жарких стран»

Дать представление о животных жарких стран. Активизировать словарь детей.

Птицы»

Учить описывать домашних птиц; знакомить с антонимами; активизировать знания детей о внешнем виде домашних птиц, их повадках. Воспитывать интерес и любовь к пернатым

Составление рассказов по картинке на тему «Новенькая»

Упражнять детей в рассматривании и описании отдельных картинок набора и затем составлении целостного рассказа; развивать речь.

Февраль

«Рыбы»

Знакомить детей с рыбами, средой их обитания; учить отгадывать загадки;
упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Хлебные продукты»

Познакомить детей с продуктами, сделанными из муки; учить описывать один продукт; развивать речь

«Молочные продукты»

Познакомить с молочными продуктами, их пользой для организма; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Пересказ сказки «Теремок»

Формировать представление такой особенности народных сказок, как наблюдательность. Формировать умение пересказывать знакомую сказку с помощью моделей. Формировать умение подбирать предметы-заменители на основе отличительного признака (величины), характерного для внешнего вида персонажа. Упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ.

«Наземный транспорт»

Уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить словарь за счет названий автомашин. Познакомить с однокоренными словами.

«Составление рассказов об игрушках» (легковая и грузовая машины).

Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках.
Упражнять в употреблении предлогов, их согласовании с именем существительным. Развивать память, слуховое внимание. Закрепить правила обращения с игрушками. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

«Водный транспорт»

Познакомить детей с водным транспортом, активизировать в речи соответствующие слова. Закреплять умение объединять предметы в пары по материалу.

«Воздушный транспорт»

Знакомить с воздушным транспортом, их составными частями, описывать их; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь.

Март

«Город»

Познакомить детей с городом, с городскими постройками; найти отличие города от села; учить описывать город

«Мой город – Казань»

Учить рассказывать о своем городе, познакомить с историей страны; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Правила дорожного движения. Светофор»

Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофора; развивать речь; активизировать словарь детей.

«Театр, музыкальные инструменты»

Познакомить с театром и с музыкальными инструментами. Продолжать учить детей делить слова на части.

«Спорт»

Познакомить с различными видами спорта; развивать речь детей; Продолжать знакомить с однокоренными словами; активизировать словарь детей.

«Весна»

Учить описывать весну, дать знания о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Посидим в тишине»
Заучивание наизусть

Упражнять детей в дифференциации звуков ч-щ; учить делить слова на слоги. Звуки, совершенствовать навыки выразительного чтения.

«Профессии»

Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; обогатить и уточнить представление детей о профессиях взрослых; учить отгадывать загадки про профессии; воспитывать уважение к труду взрослых; активизировать словарь детей.

Апрель

Детский сад»

Формировать представление детей о сотрудниках детского сада; трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь

«Перелетные птицы»
Составление рассказа по картинке.

Учить описывать птиц, составлять рассказ по картинке; развивать речь; уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц.

«Лес. Деревья»

Познакомить с названием некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев; отгадывать загадки; активизировать словарь детей.

«Плоды, семена»

учить описывать плоды ягод; познакомить с плодами деревьев и кустарников;

«Грибы»

Учить описывать грибы; упражнять в употреблении предлогов в речи; развивать внимание, логику; учить классифицировать на съедобные и несъедобные.

«Комнатные растения»
«Фиалка»

Познакомить с названием комнатных растений, способами ухода за ними; учить описывать комнатные растения

«Описание деревьев»

Учить сравнивать деревья, описывая их, передавая характерные особенности внешнего строения разных видов деревьев; активизировать словарь детей.

«Любимый сказочный герой»

Развивать внимание, мышление, память, умение передавать характерные черты сказочного героя.

Май

«Черепаха»

Дать представление о внешнем виде черепахи; учить описывать черепаху, четко произносить слова; активизировать словарь детей.

«День Победы. Военная техника»

Дать представление о празднике День Победы; учить рассказывать, отвечать на вопросы; развивать речь детей.

«Садовые цветы»

Познакомить с названием садовых цветов, их строение; упражнять в употреблении существительных во множественном числе.

«Полевые цветы»

Познакомить с названием полевых цветов, их строение; упражнять в употреблении существительных во множественном числе; учить описывать цветы

«Насекомые»

Познакомить с названием насекомых, их особенностями; употреблять в употреблении существительных множественного числа.

«Лето»

Познакомить с сезонными изменениями в природе летом. Учить описывать летний день; активизировать словарь детей.

«Ягоды»

Познакомить с названием ягод; учить сравнивать ягоды по цвету, размеру; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Письмо друзьям»
Составление рассказов.

Учить детей составлять интересные рассказы о товарищах по группе (описания внешности и характера, каких-то случаев, интересных и типичных для поведения ребенка); воспитывать интерес и доброе отношение друг к другу.

Используемая литература :

    В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в детском саду».

    Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке», ч.1 и 2. Москва «Баласс», 2007.

    М.А. Васильева, В.В.Гербова «Комплексные занятия в средней группе д/с». «Учитель», 2010, г. Волгоград.

    Н.Ф.Виноградова «Рассказы-загадки о природе». «Вентана-Граф», 2007.

    Н.В.Новоторцева «Обучение грамоте». «Академия, к.»,1999.

    Т.А. Торыгина «Какие месяцы в году?», развитие речи в д/с. Москва, 2000