Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

Разделы: Информатика , ОБЖ

Цель урока: познакомить учащихся с правилами поведения в ситуациях криминогенного характера

Наглядный комплекс:

  • Предметы: сумочка, зонтик, баллончик с лаком для волос, свисток.
  • Приложение: презентации PowerPoint.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Современная жизнь полна неожиданностей, порой зачастую опасных и неприятных. Нередки случаи, когда на дальней остановке транспорта, в темном подъезде, в тихом сквере, в тамбуре электрички совершаются различного рода преступления.

Не все, конечно, зависит от нас. Если мы станем придерживаться некоторых элементарных правил. Будем вести себя более осторожно. Тогда вероятность уберечь свою жизнь, здоровье, достоинство от преступного посягательства значительно возрастет.

2. Изучение новой темы.

Учитель: Как вы понимаете, что такое криминогенная ситуация?

Учащиеся проводят обсуждение. В ходе обсуждения формулируют определение и конспектируют (К) .

К: Криминогенная ситуация – это ситуация, когда человек оказывается в условиях возникновения преступления или эта ситуация ведет к возникновению преступления.

Учитель: Что же надо делать в криминогенных ситуациях?

Учащиеся: Самое главное – не стать жертвой преступления и источником преступления. Презентация 1 .

Учитель предлагает рассмотреть конкретные ситуации под условными названиями.

  • Как не стать жертвой преступления на улице и в вечернее время (К). Презентация 2 .

1. Быть не вызывающе одетым.
2. Не носите с собой крупную сумму денег.
3. В вечернее время: Старайтесь избегать малолюдные и плохо освещенные места. Если вы возвращаетесь домой поздно, договоритесь, чтобы вас встретили, или возьмите такси. Никогда не пользуйтесь плеером, иначе вы не сможете услышать преступника.
4. При контакте с посторонними людьми: не откровенничайте, не давайте свои данные без крайней надобности.
5. На трассе не голосуйте.
6. Пользуйтесь банкоматом, платным телефоном.

  • Правила поведения в общественных местах (К). Презентация 3 .

1. Не делайте покупки с рук.
2. Не принимайте участие в азартных играх.
3. Если у вам много покупок, возьмите такси.
4. Меняйте валюту, только в предназначенных местах.
5. Если вы отправляетесь с друзьями в магазин или на праздник, обязательно договоритесь, где будете встречаться.

  • Соседство в транспорте (К). Презентация 4 . Презентация 5 .

1. Приобретая билет, помните, что в случае аварии наиболее безопасны вагоны, расположенные в центре поезда.
2. Не считайте деньги на виду у всех и не показывайте никому содержимое своего кошелька.
3. Не играйте с попутчиками в азартные игры.
4. Не пейте предложенные посторонними людьми воду, лимонад, пиво: в них могут быть подмешаны снотворные или наркотические вещества.
5. Документы и деньги всегда держите при себе.

  • Поведение в подъезде дома, лифте, на лестничной площадке (К). Презентация 6 .

1. Не заходите в подъезд, если за вами идет незнакомый человек.
2. Не открывайте при незнакомых людях дверь в сою квартиру.
3. При угрозе нападения поднимите шум, привлеките внимание соседей.

Выполните задание.

Учитель: Необходимо ответь на вопросы:

Назовите зоны повышенной криминальной опасности?

Каковы основные правила поведения в уединенных местах?

Какие выводы сделал каждый из вас для себя по поведению в экстремальных ситуациях?

Тестирование учащихся.

  1. Каким из перечисленных ниже правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером домой:

А. Воспользуетесь попутным транспортом.
Б. Идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю.
В. Идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места.

  1. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:

А. Броситесь бежать навстречу.
Б. Остановитесь и выясните причину преследования.
В. Перейдете несколько раз улицу и, убедившись в правильности подозрений, побежите в людное место.

  1. Из приведенных примеров определите наиболее опасное время - время повышения риска для личной безопасности:

А. Темнота, спускающаяся на центр города, где люди непринужденно прогуливаются и отдыхают.
Б. Раннее утро в заполненной людьми пригородной электричке.
В. Сумерки, заставшие человека одного в лесопарке.

  1. Опасными местами в любое время суток могут быть:

А. Отделение милиции, почта, больница.
Б. Пустыри, заброшенные дома, задние дворы.
В. Банки, парикмахерская, пожарная часть.
Г. Магазин, ремонтная мастерская, административное здание.

  1. Девушка заходит в свой подъезд, слышит громкие крики, смех и понимает, что этажом выше находится пьяная компания. Выберите вариант, который вы могли посоветовать девушке:

А. Ждать, пока они уйдут.
Б. Дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросить проводить до квартиры.
В. Спокойно подниматься домой.

Ответы.

Вопрос 1 2 3 4 5
Ответ Б В В Б Б

3. Подведение итогов.

Учитель оценивает ответы учащихся, выставляет оценки.

Учащиеся обобщают полученные знания.

4. Домашнее задание.

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности –10 класс», автор В. Н. Латчук и др., стр. 29-37. Задания 8-12 стр. 38-39.

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Не держите деньги в карманах в которые легко проникнуть вору. Ключи и кошелек храните во внутренних карманах При выходе из дома в темное время суток избегайте малолюдных и плохо освещенных мест пустынных парков и скверов; на улице держитесь подальше от стен домов.

УРОК 4 - 10 КЛАСС

ТЕМА УРОКА:

«ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ КРИМИНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»

  1. На УЛИЦЕ:
  2. В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
  3. НА МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
  4. В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
  5. НА ЖД ТРАНСПОРТЕ
  6. В ПОДЪЕЗДЕ ДОМА
  7. В ЛИФТЕ

На УЛИЦЕ

Не надевать одежду. Излишне подчеркивающую фигуру, а также избегать дорогих украшений, если будете возвращаться домой поздно вечером;

Если есть при себе крупная сумма денег, избегайте большого скопления народа. Старайтесь держаться подальше от рынков, любой толпы. Не считайте деньги на виду у всех. Не держите деньги в карманах, в которые легко проникнуть вору.

Оберегайте свои сумки и карманы в многолюдных местах: универмагах, на рынке в многолюдном транспорте. Носите сумочку, прижав к телу. Ключи и кошелек храните во внутренних карманах

При выходе из дома в темное время суток избегайте малолюдных и плохо освещенных мест, пустынных парков и скверов; на улице держитесь подальше от стен домов. Правильно идти по улице навстречу движению)меньше шансов быть подвергнутым нападению из машины или мотоцикла. Держитесь ближе к раю тротуара

На улице не откровенничайте с посторонними людьми. Не давайте без крайней необходимости № телефона, адрес

Остерегайтесь на улице любых азартных игр. Не обращайтесь к гадалкам

Возвращаясь домой поздно, договоритесь, чтобы Вас встретили или возьмите такси

При пользовании банкоматом и платными телефонами не стойте спиной к потенциальной опасности. Не кладите сумку на банкомат или телефон: их легко можно выхватить

Не пользуйтесь на улице плейером: можно не услышать шаги потенциального преступника

Не вынимайте без необходимости дорогие телефоны, планшеты

Если показалось, что Вас преследуют, проверьте это: меняйте темп ходьбы, перейдите на другую сторону улицы. Если подозрение подтвердилось, бегите туда, где могут быть люди. Если настигли вблизи жилища, зовите на помощь или кричите «Пожар», «Горим».

При необходимости не стесняйтесь обращаться за помощью к рпосторонним надежным людям: к продавцам, менеджерам, фармацевтам, охранникам, к священникам, сторожам.

В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ:

Будь сдержанны и внимательны

Будьте внимательны и осторожны с людьми, подсевшими за столик. Никогда не ввязывайтесь в ссоры, не пытайтесь примирять и усмирять спорящих

Не проводите валютообменные операции не в банках, у незнакомых людей

Не делайте покупок с рук у незнакомых людей, особенно если предлагают низкую цену (могут быть ворованные вещи)

Если у Вас много пакетов, сумок возьмите такси

Старайтесь не посещать в одиночку общественный туалет: могут быть нападения, разбои, насилия

НА МАССОВОМ МЕРОПРИЯТИИ:

Не берите с собой колющие и режущие предметы, кино-фото и видеотехнику

Не надевайте обувь на высоких каблуках, длинную одежду, шарфы; не берите зонты и сумки с длинными ручками;

Не выделяйтесь в общей массе различными знаками и символикой на своей одежде

Волосы лучше собрать в пучок или спрятать под косынку, шапочку

Застегните все молнии и пуговицы на верхней одежде, закройте клапанами карманы

НАХОДЯСЬ НА МАССОВОМ МЕРОПРИЯТИИ, ВЫПОЛНЯЙТЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

На стадионе не демонстрируйте отношения к той или иной команде

Уходите от центра конфликта при беспорядках, уличных шествиях или демонстрациях

Не идите против движения толпы

Уклоняйтесь от всего неподвижного на пути: Вас могут просто раздавить. Руки держите свободно и не держите их в карманах.

Старайтесь удержаться на нонах любой ценой. Не стесняйтесь хвататься за бегущих людей

Упав на землю, свернитесь клубком, закройте голову руками

В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Старайтесь не садиться в пустой автобус, трамвай, троллейбус, или же садитесь поближе к водителю

Не спите в общественном транспорте

Если в транспорте нет сидячих мест, стойте в центральном проходе, а не у выхода, где мошенники вырвав сумку могут быстро скрыться

Держите закрытой сумки

Никогда не держите деньги, документы, телефоны в заднем кармане брюк или юбки

При ожидании общественного транспорта держитесь хорошо освещенных мести или группы людей

НА ЖД ТРАНСПОРТЕ :

Старайтесь приобретать билеты в средние, наиболее безопасные вагоны при аварии

Если соседи по купе вызывают неприязнь и недоверие, старайтесь спать чутко или вообще не спать

Не считайте деньги на виду попутчиков

Не пейте напитки, предложенные посторонними людьми

Дверь вкупе держите открытой, не выставляйте на обозрение свои вещи. Деньги и документы всегда держите при себе.

В плацкартных вагонах будьте бдительны на промежуточных станциях: преступник может схватить чемодан и выскочить

В ПОДЪЕЗДЕ ДОМА:

Не заходите в подъезд, если следом идет незнакомый человек. Сделайте вид, что что-то забыли или задержитесь у подъезда

Не подходите к квартире и не открывайте ее, если на площадке стоит незнакомый человек. Выйдите из подъезда и подождите, пока незнакомец не выйдет на улицу

При угрозе нападения поднимайте шум, кричите, стучите, разбейте стекло

После нападения, оказавшись в безопасности, звоните в полицию. Постарайтесь запомнить приметы нападавшего

В ЛИФТЕ:

Входите в лифт в отсутствие посторонних лиц на площадке

Если в лифте незнакомый пассажир, не входите в кабину

Войдя в лифт с подозрительным лицом, нажмите кнопку «вызов диспетчера» и «стоп»

Не стойте в лифте спиной к незнакомому пассажиру

При нападении поднимайте шум, кричите. Защищайтесь любыми способами в пределах необходимой обороны (ст. 37 УК РФ).


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63624. УПРАВЛİННЯ АКТИВАМИ 174.33 KB
Розглядаючи наведену формулу необхідно визначити період який потрібен для перетворення виробничих запасів дебіторської і кредиторської заборгованості в готівку середній період обороту дебіторської заборгованості...
63626. Диаграммные аппараты 315.19 KB
Диаграммные аппараты служат для графического изображения зависимостей основных параметров испытания. Способы передачи информации на диаграммный аппарат: Механический Электрический Гидравлический...
63627. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII – XVIII ВВ) 216 KB
Идолы рода исходят из несовершенства органов чувств и разума человека как все чувственные восприятия так и то что есть мысли относятся к человеку а не к миру не к вселенной. Но в учении Бэкона растительная и животная душа совмещены и взаимодействуют с телом человека определяя нормальное отправление жизненных функций.
63629. Планування трудових ресурсів та ФОП на підприємствах зв’язку 77.5 KB
Роботу з кадрами на підві виконують усі лінійні керівники а також деякі функціональні відділи та окремі спеціалісти і менеджери: відділ кадрів відділ праці та з плати відділ технічн. Внутрішній набір набір кадрів з внутрішніх резервів: заміщення посад в звâязку з декретними відпустками працівників перехід...
63630. Общее экономическое равновесие. Экономика благосостояния и теория общественных благ 547.47 KB
Состояние экономики называется Парето-эффективным в распределении благ между потребителями если невозможно перераспределить блага таким образом чтобы благосостояние хотя бы одного из потребителей увеличилось без уменьшения благосостояния других.
63631. Форми узагальнення результатів наукових досліджень 78.04 KB
Форми узагальнення результатів наукових досліджень Результати наукового дослідження узагальнюються з метою перетворення їх у джерело інформації. Формою узагальнення результатів дослідження може бути усний виклад або друкована праця.

Конспект урока ОБЖ в 10 классе.

Тема: Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

Цель урока: Повторить правила поведения в криминогенной ситуации.

Объяснить и закрепить правила поведения при

террористическом акте.

Ход урока:

    Оргмомент.

    Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа по карточкам: определение сторон света по часам.

    Изучение нового материала.

Фронтальная беседа.

– Криминогенная ситуация – что это такое и каковы её признаки?

– Где и в какое время чаще всего складываются криминогенные ситуации?

– Назовите формы провоцирующего поведения, привлекающего внимание

преступников и хулиганов.

– Как предупредить нападение хулиганов вблизи подъезда?

– Как вести себя на улице в тёмное время суток?

– Назовите безопасное расстояние от края тротуара.

– Как нужно вести себя при нападении хулиганов?

Криминальный, криминогенный - значит преступ­ный. Жизнь показывает, что соблюдение основных пра­вил безопасного поведения: предвидеть опасности, из­бегать их по возможности, действовать грамотно и ре­шительно - позволяет уберечь себя от преступлений.

Чтобы не стать жертвой хулиганов, грабителей и манья­ков, необходимо соблюдать ряд правил.

1. Не находиться одному на улице в темное время су­ток. Если вы вынуждены возвращаться поздним вече­ром, позвоните домой, и пусть кто-то из взрослых встретит вас.

2. Выбирайте безопасный маршрут, не искушая себя желанием «проскочить» проходными дворами или без­людными улицами.

3. Безопаснее всего идти ближе к краю тротуара на­встречу движению транспорта и видеть подъезжающие машины. Если автомобиль начинает двигаться рядом, разумнее перейти на другую сторону улицы.

4. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сади­тесь в машину к незнакомым и малознакомым людям.

5. Никогда не заходите в чужие дома и квартиры, ес­ли вас даже будут убедительно просить о помощи. В та­кой ситуации вы можете предложить вызвать мили­цию, службу спасения или «скорую помощь».

6. Подходя к подъезду дома, будьте максимально внимательны, особенно поздно вечером или ночью. Убедитесь, что за вами никто не идет.

7. Не входите в лифт с незнакомыми людьми. Не стойте прямо перед дверью лифта, отойдите чуть в сто­рону, чтобы вас не могли туда втолкнуть.

8. Если заметили, что кто-то преследует вас, звоните в двери соседей и зовите на помощь.

9. Если, кроме вас, никого нет дома, никогда не от­крывайте дверь незнакомым.

10. Если же вы оказались в чрезвычайной ситуа­ции - столкнулись лицом к лицу с преступником, нужно постараться запомнить его приметы, по кото­рым его можно задержать. В целях безопасности реко­мендуем вам: по первому требованию уличного граби­теля отдать деньги; не тянуть к себе сумку, если ее вырывают, не вступать в пререкания. Говорить спокой­но и медленно и быть уверенным в себе. Если возмож­но, то изменить свой маршрут и постараться уйти в безопасное место.

В настоящее время, к сожалению, особую опас­ность представляет терроризм как индивидуальный, так и организованный. Эта форма агрессии отличает­ся разнообразием методов и приемов и в первую оче­редь вызывает у людей страх и панику. Жертвами ста­новятся безвинные люди.

Распространенными терро­ристическими актами являются захват заложников и транспорта, похищение людей, убийства в результате взрывов в местах массового скопления людей. Чтобы в какой-то мере предупредить возможность теракта, необходимо проявлять максимальную осторожность по отношению к подозрительным предметам, челове­ку или группе людей, вызывающим подозрения своим неадекватным поведением. Если же возникла опасная ситуация, то необходимо соблюдать выдержку и не допускать паники. Мировой опыт по борьбе с терро­ризмом подтверждает правильность таких рекоменда­ций.

Терроризм - угроза обществу.

Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении фи­зических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) имущества и других материальных объ­ектов, создающие опасность гибели людей.

Терро­ризм осуществляется в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений выгодных террористам.

Терроризм как явление политической жизни прак­тически не обошел своим вниманием ни одну страну в мире. Только за последние 15 лет террористами было убито больше людей, чем погибло на протяжении всех наполеоновских войн. В большей или меньшей степе­ни от терроризма пострадали люди во всех уголках зе­мли.

Практическое занятие.

Учащимся предлагаются ситуации возможного теракта, в которых учащиеся должны действовать. Учащиеся делятся на группы, у каждой группы своё задание.

Эпизод первый. В школе замечен посторонний человек, который ведет се­бя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Задача: что надо делать ученику, если он заметил такого человека?

(Ученики наблюдают за террористом, не привлекая его внимания, и обязаны быстро сообщить об этом человеке дежурному учителю или охраннику. Дежурный учитель должен сообщить об этом охраннику и позвонить в милицию, причем не по телефону «02», а в местное отделение милиции. Охранник должен задержать террориста и удерживать его до прихода милиции)

Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозри­тельную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Зада­ча: что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?

(Ученики, обнаружившие коробку, обязаны сообщить об этом дежурно­му учителю или охраннику. При этом им строго настрого запрещается открывать коробку, выдергивать антенну, менять положение коробки - на­клонять ее, приподнимать, вообще прикасаться к ней, пользоваться вблизи коробки мобильным телефоном. После обнаружения коробки учащиеся должны запомнить место, где она находится, и быстро отойти от нее. Охранник, получив сообщение от учащихся, обязан сообщить об этом по телефону директору школы и действовать по его указанию.

Дежурный учитель, кроме звонка директору, обязан сообщить об этом в милицию, МЧС, объявить эвакуацию из здания школы.

Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстре­лом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

(За­ложники должны сидеть тихо, опустив голову, не смотря на «террористов», проявлять сдержанность, ни в коем случае не протестовать и не плакать, не проявлять даже признаков паники.)

Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи за­плесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, не привычную заложникам. Им дают пи­щу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

(Заложники должны всю пищу взять и съесть, т.к. другой пищи у них просто не будет. Отказ от пищи может разозлить «террористов», и те могут либо лишить за­ложников пищи и воды вообще, либо пойти на какие-то карательные меры.

Эпизод пятый.

(При штурме заложники должны закрыть глаза, лечь на пол лицом вниз, закрыть голову руками, а перед этим защитить органы дыхания за­щитными повязками, изготовленными из подручных материалов - из шар­фов, платков, как головных, так и носовых, элементов одежды)

    Подведение итогов урока.

Эпизод первый. В школе замечен посторонний человек, который ведет се­бя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Что надо делать ученику, если он заметил такого человека? Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозри­тельную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет? Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстре­лом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Как правильно вести себя в данной ситуации? Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи за­плесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, непривычную заложникам. Им дают пи­щу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Как правильно вести себя в данной ситуации? Эпизод пятый. Учащиеся захвачены террористами. Спецназовцы проводят штурм, а террористы - ответные действия. Каковы должны быть действия заложников?

5. Домашнее задание: 1.2 ответить на вопросы в конце параграфа. По желанию сообщение на тему «Уголовная ответственность несовершеннолетних».

Основное правило безопасности в криминогенной ситуации –

правило ПИД предвидеть, избегать, действовать.

1.Старайтесь не привлекать к себе внимания:

    не показывайте окружающим имеющиеся у вас деньги и ценные вещи (дорогой мобильный телефон);

    женщины не надевайте дорогие украшения и одежду, излишне подчеркивающую вашу сексуальность, если предстоит возвращение домой в темное время суток.

2. Выбирайте безопасный маршрут :

    не старайтесь выбрать кратчайшую дорогу, проходящую через безлюдные и плохо освещенные пространства и проходы;

    безопаснее идти по краю тротуара навстречу движения, а при угрозе из притормозившей рядом машины, громко кричите и бегите в сторону, противоположную движению

3. Не будьте излишне доверчивыми с незнакомыми людьми:

    никогда не садитесь в чужую машину;

    никогда не заходите в чужие дома и квартиры, даже если вас об этом убедительно просят;

    не откровенничайте с посторонними людьми и не давайте свой адрес и домашний телефон без крайней необходимости;

    остерегайтесь на улице любых азартных игр;

    на железнодорожном транспорте, на вокзале, в сквере не пейте предложенные посторонними людьми напитки: в них могут быть подмешены снотворные или наркотические вещества:

4. Будьте максимально сосредоточены и осторожны в местах повышенного риска:

    ожидая лифт, стойте не перед дверью, а в стороне спиной к стене,входите в лифт только тогда, когда убедитесь, что в кабине нет незнакомых людей. Оказавшись в лифте с незнакомцем, не поворачивайтесь к нему спиной и наблюдайте за его действиями;

    применяйте хитрость

5. Избегайте мест, в которых наиболее вероятна встреча с преступником:

    не находитесь на улице в одиночку в темное время суток на неосвещенных улицах и подворотнях, безлюдных парках, улицах, пустырях;

    старайтесь в одиночку не посещать общественный туалет;

    старайтесь не садится в пустой автобус, трамвай, а если сели¸ то держитесь поближе к водителю;

6. Не лишайте себя информации о происходящем вокруг:

    не оглушайте себя наушниками плеера или демонстративно громкого магнитофона:

    не находитесь в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, на природе, на транспорте;

7. Всегда демонстрируйте окружающим спокойствие и уверенность:

    поддерживайте физическую форму, следите за своей осанкой;

    избегайте в свой жизни физического перенапряжения,конфликтов, ссор, затаенных обид- все это вызывает психическую подавленность и усталость, что часто и привлекает преступника.

8. Выстраивайте свои отношения с людьми безопасного типа личности:

    помните, что общение с людьми криминальной среды, требует от вас соблюдения законов этой среды;

    остерегайтесь людей с проявлениями психопатических наклонностей (патологической ревностью, жестокостью, агрессивностью, пытающих ограничить вашу свободу и подавить ваше «Я»).

9. Применяйте хитрость и смекалку в опасных ситуациях:

    имитируйте, что вы не одна;

    при угрозе сексуального характера попытайтесь сломать намерения преступника, предложив другое место, заявив о месячных или венерической болезни.

Необходимая оборона

Необходимая оборона – это правомерная защита от посягательства путем причинения вреда посягающему лицу. Согласно ст. 37 УК РФ «не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны».

Условия правомерности причинения вреда в состоянии необходимой обороны, относящиеся к защите:

    Во – первых, защищаются права и интересы не только самого обороняющегося, но и других лиц, общества и государства

    Во – вторых, вред может быть причинен только посягающему, но не третьим лицам.

    В – третьих, отсутствие превышения пределов необходимой обороны, т.е. умышленных действий, явно не соответствующих характеру и степени общественной опасности посягательства. (например, физического насилия на малозначительные посягательства в виде словесных оскорблений).

Условия правомерности причинения вреда в состоянии необходимой обороны, относящиеся к посягательствам:

    Во-первых, посягательство должно быть общественно опасным, т.е причиняющим или способным причинить вред охраняемым уголовным законом интересам личности, общества и государства, при этом посягательство может быть как преступным, так не преступным. (со стороны невменяемых и лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность)

    Во-вторых, посягательство должно быть реальным (действительным), т.е.существующим объективно, в реальной действительности, а не в воображении.

    В–третьих, посягательство должно быть наличным. Дляпризнания существования этого условиях необходимо определить начальный момент посягательства (момент непосредственно самого общественно опасного посягательства, так и наличие реальной угрозы посягательства) и конечный момент посягательства. посягательство признается оконченным, если угроза причинения вреда обороняющемуся миновала (нападение отражено или прекращено самим нападающим).

Недопустима необходимая оборона против:

    малозначительных посягательств (физическое насилие на словесное оскорбление)

    посягательств, которые ожидаются в будущем.

    против действий, которые сами совершены в состоянии необходимой обороны

    посягательства, угроза которого уже миновала

Поправка в УК , введенная Федеральным законом в 2003 г.: «не является превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствиенеожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения» (хулиган напал с палкой, а вы убили его ножом или убитый имел имитатор пистолета).

Мнимая оборона – оборона против воображаемого, кажущегося, но в действительности не существующего посягательства.

Крайняя необходимость - причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости (например, повреждение строения для предотвращения дальнейшего распространения пожара; ликвидация животного, чтобы избежать травм или гибели людей).

Согласно ст. 39 УК РФ «не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости».

Условия правомерности причинения вреда в состоянии крайней необходимости, относящиеся к созданию опасности :

    Во–первых, опасность может быть вызвана любым источником (проявлением стихийных сил природы, нападением животных, неисправностью механизмов, физиологическими и патологическими процессами, протекающими в организме человека, опасные для его жизни и здоровья (болезнь, голод), задержание преступника), а не только общественно опасными действиями физических лиц, как это имеет место при необходимой обороне

    Во-вторых, опасность должна быть реальной (действительной), т.е. объективно существующей, а не мнимой.

    В-третьих, опасность должна быть наличной, т.е. такой, которой уже ущерб причинен или причиняется, если не принять меры по ее устранению. Недопустимы действия с причинением вреда для устранения опасности, которая не возникла или уже миновала.

Условия правомерности причинения вреда в состоянии крайней необходимости, относящиеся к устранению опасности :

    Во-первых,чрезвычайный характер действий по устранению опасности. В отличие от необходимой обороны, крайняя необходимость дает для устранения опасности весьма ограниченный набор средств, в связи с чем она и именуется крайней необходимостью.

    Во-вторых, вред причиняется третьим, т.е. посторонним лицам (физическим или юридическим), а не тем, кто создал опасность, т.к. причинение ущерба лицу, создавшему опасность, осуществляется в состоянии необходимой обороны

    В-третьих, отсутствие превышения пределов крайней необходимости, т.е причинения вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожающей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Причиненный в состоянии крайней необходимости вред должен быть обязательно менее значительный, чем предотвращенный, а не равным и, тем более, не большим.

14.10.2013 44356 0

Цель урока: Повторить правила поведения в криминогенной ситуации.

Объяснить и закрепить правила поведения при

террористическом акте.

Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа по карточкам: определение сторон света по часам.

3.Изучение нового материала.

Фронтальная беседа.

– Криминогенная ситуация – что это такое и каковы её признаки?

– Где и в какое время чаще всего складываются криминогенные ситуации?

– Назовите формы провоцирующего поведения, привлекающего внимание

преступников и хулиганов.

– Как предупредить нападение хулиганов вблизи подъезда?

– Как вести себя на улице в тёмное время суток?

– Назовите безопасное расстояние от края тротуара.

– Как нужно вести себя при нападении хулиганов?

Криминальный, криминогенный - значит преступ­ный. Жизнь показывает, что соблюдение основных пра­вил безопасного поведения: предвидеть опасности, из­бегать их по возможности, действовать грамотно и ре­шительно - позволяет уберечь себя от преступлений.

Чтобы не стать жертвой хулиганов, грабителей и манья­ков, необходимо соблюдать ряд правил.

1. Не находиться одному на улице в темное время су­ток. Если вы вынуждены возвращаться поздним вече­ром, позвоните домой, и пусть кто-то из взрослых встретит вас.

2. Выбирайте безопасный маршрут, не искушая себя желанием «проскочить» проходными дворами или без­людными улицами.

3. Безопаснее всего идти ближе к краю тротуара на­встречу движению транспорта и видеть подъезжающие машины. Если автомобиль начинает двигаться рядом, разумнее перейти на другую сторону улицы.

4. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сади­тесь в машину к незнакомым и малознакомым людям.

5. Никогда не заходите в чужие дома и квартиры, ес­ли вас даже будут убедительно просить о помощи. В та­кой ситуации вы можете предложить вызвать мили­цию, службу спасения или «скорую помощь».

6. Подходя к подъезду дома, будьте максимально внимательны, особенно поздно вечером или ночью. Убедитесь, что за вами никто не идет.

7. Не входите в лифт с незнакомыми людьми. Не стойте прямо перед дверью лифта, отойдите чуть в сто­рону, чтобы вас не могли туда втолкнуть.

8. Если заметили, что кто-то преследует вас, звоните в двери соседей и зовите на помощь.

9. Если, кроме вас, никого нет дома, никогда не от­крывайте дверь незнакомым.

10. Если же вы оказались в чрезвычайной ситуа­ции - столкнулись лицом к лицу с преступником, нужно постараться запомнить его приметы, по кото­рым его можно задержать. В целях безопасности реко­мендуем вам: по первому требованию уличного граби­теля отдать деньги; не тянуть к себе сумку, если ее вырывают, не вступать в пререкания. Говорить спокой­но и медленно и быть уверенным в себе. Если возмож­но, то изменить свой маршрут и постараться уйти в безопасное место.

В настоящее время, к сожалению, особую опас­ность представляет терроризм как индивидуальный, так и организованный. Эта форма агрессии отличает­ся разнообразием методов и приемов и в первую оче­редь вызывает у людей страх и панику. Жертвами ста­новятся безвинные люди.

Распространенными терро­ристическими актами являются захват заложников и транспорта, похищение людей, убийства в результате взрывов в местах массового скопления людей. Чтобы в какой-то мере предупредить возможность теракта, необходимо проявлять максимальную осторожность по отношению к подозрительным предметам, челове­ку или группе людей, вызывающим подозрения своим неадекватным поведением. Если же возникла опасная ситуация, то необходимо соблюдать выдержку и не допускать паники. Мировой опыт по борьбе с терро­ризмом подтверждает правильность таких рекоменда­ций.

Терроризм - угроза обществу.

Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении фи­зических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) имущества и других материальных объ­ектов, создающие опасность гибели людей.

Терро­ризм осуществляется в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений выгодных террористам.

Терроризм как явление политической жизни прак­тически не обошел своим вниманием ни одну страну в мире. Только за последние 15 лет террористами было убито больше людей, чем погибло на протяжении всех наполеоновских войн. В большей или меньшей степе­ни от терроризма пострадали люди во всех уголках зе­мли.

Практическое занятие.

Учащимся предлагаются ситуации возможного теракта, в которых учащиеся должны действовать. Учащиеся делятся на группы, у каждой группы своё задание.

Эпизод первый. В школе замечен посторонний человек, который ведет се­бя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Задача: что надо делать ученику, если он заметил такого человека?

(Ученики наблюдают за террористом, не привлекая его внимания, и обязаны быстро сообщить об этом человеке дежурному учителю или охраннику. Дежурный учитель должен сообщить об этом охраннику и позвонить в милицию, причем не по телефону «02», а в местное отделение милиции. Охранник должен задержать террориста и удерживать его до прихода милиции)

Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозри­тельную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Зада­ча: что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?

(Ученики, обнаружившие коробку, обязаны сообщить об этом дежурно­му учителю или охраннику. При этом им строго настрого запрещается открывать коробку, выдергивать антенну, менять положение коробки - на­клонять ее, приподнимать, вообще прикасаться к ней, пользоваться вблизи коробки мобильным телефоном. После обнаружения коробки учащиеся должны запомнить место, где она находится, и быстро отойти от нее. Охранник, получив сообщение от учащихся, обязан сообщить об этом по телефону директору школы и действовать по его указанию.

Дежурный учитель, кроме звонка директору, обязан сообщить об этом в милицию, МЧС, объявить эвакуацию из здания школы.

Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстре­лом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

(За­ложники должны сидеть тихо, опустив голову, не смотря на «террористов», проявлять сдержанность, ни в коем случае не протестовать и не плакать, не проявлять даже признаков паники.)

Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи за­плесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, не привычную заложникам. Им дают пи­щу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

(Заложники должны всю пищу взять и съесть, т.к. другой пищи у них просто не будет. Отказ от пищи может разозлить «террористов», и те могут либо лишить за­ложников пищи и воды вообще, либо пойти на какие-то карательные меры.

Эпизод пятый. Учащиеся захвачены террористами. Спецназовцы проводят штурм, а террористы - ответные действия. Каковы должны быть действия заложников?

(При штурме заложники должны закрыть глаза, лечь на пол лицом вниз, закрыть голову руками, а перед этим защитить органы дыхания за­щитными повязками, изготовленными из подручных материалов - из шар­фов, платков, как головных, так и носовых, элементов одежды)

4.Подведение итогов урока.

Эпизод первый. В школе замечен посторонний человек, который ведет се­бя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Что надо делать ученику, если он заметил такого человека?

Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозри­тельную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?

Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстре­лом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Как правильно вести себя в данной ситуации?

Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи за­плесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, непривычную заложникам. Им дают пи­щу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Как правильно вести себя в данной ситуации?

Эпизод пятый. Учащиеся захвачены террористами. Спецназовцы проводят штурм, а террористы - ответные действия. Каковы должны быть действия заложников?