Правительство выступило против увеличения зарплат в судах. Чины по приговору Повышение заработной платы в судах

В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.

Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.

С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.

Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.

Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.

По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.

РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.

Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектован​ности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.

По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.

При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв

Власти рассматривают варианты повышения зарплаты судей в 2018 году, что подтверждают последние новости. Экономические трудности вынудили правительство заморозить индексацию судебных зарплат, однако восстановление экономического роста может изменить данное решение.

Падение цен на нефть и замедление экономического роста привели к существенному сокращению бюджетных поступлений. В результате власти были вынуждены оптимизировать расходную часть государственной казны, что позволило снизить нагрузку на сформированные резервы. В том числе правительство заморозило ежегодную индексацию зарплат бюджетников, что также распространяется на оплату труда судей.

Зарплата судьи состоит из нескольких составляющих:

  1. Оклад. Соответствует должности и определяется как процент от оклада председателя ВС РФ. Несмотря на кризис, власти повысили оклад на 30% в течение 2014-2016 гг.
  2. Надбавка за квалификацию.
  3. Доплата за выслугу лет.
  4. Другие поощрения и специальные доплаты.

Кроме того, размер зарплаты судьи на местном и федеральном уровне существенно различается. Итоговый доход мирового судьи составляет 50-80 тыс. руб. Оплата труда федерального судьи составляет 140 тыс. руб. Судья Высшего Арбитражного суда зарабатывает около 200 тыс. руб. Доход судьи Конституционного суда превышает 0,5 млн руб. в месяц.

С учетом изменений экономической ситуации, правительство продолжает обсуждать возможный формат возобновления индексации зарплат в 2018 году, что отразится на оплате труда судей в ближайшей перспективе.

В ожидании индексации

Восстановление отечественной экономики вернуло на повестку дня вопрос об индексации зарплат госслужащих. Представители Минфина предлагают отменить принцип регулярной индексации и обсуждать вопрос о будущем повышении зарплат в рамках подготовки бюджета. Данная идея не нашла необходимой поддержки среди депутатов, однако ведомство планирует отстаивать подготовленный законопроект.

Индексация оплаты труда в рамках бюджетного процесса позволит использовать только те ресурсы, которые есть в наличии, подчеркивают в Минфине. В результате государственный бюджет не будет брать на себя чрезмерных обязательств, которые приводят к росту дефицита бюджета.

Представители Госдумы подчеркивают, что индексация позволяет сохранить зарплаты бюджетников от обесценивания. Отмена данного принципа приведет к негативным тенденциям в социальной сфере, считают депутаты. В результате правительство должно возобновить индексацию зарплат, как только в бюджете появятся необходимые средства.

Оплата труда судей значительно опережает среднюю зарплату по регионам, подчеркивают эксперты. Данная категория служащих не столь остро нуждается в индексации, которая после окончания экономической турбулентности снизится до 4%. Основная проблема местных судов – низкие зарплаты служащих аппарата, что приводит к серьезным кадровым проблемам. В свою очередь судьи должны иметь дополнительные виды социальных гарантий, которые будут учитывать престижность и значимость данной профессии.

Не судьями едиными

Судебная система испытывает недостаток помощников судей и секретарей, что приводит к снижению эффективности работы. В рамках действующей системы, средний доход помощника судьи составляет 15 тыс. руб., что существенно ниже средней зарплаты. Кроме того, средняя оплата труда руководителя аппарата суда не превышает 40 тыс. руб.

В таких условиях значительно увеличивается текучка кадров, подчеркивают эксперты. В первую очередь правительству необходимо сконцентрироваться на повышении зарплат данной категории служащих. В противном случае кадровые проблемы будут негативно отражаться на производительности российских судов.

Кроме того, властям необходимо снизить нагрузку на судей, связанную с чрезмерным количеством дел, которые находятся в работе. Нормы служебной нагрузки стоит пересмотреть на законодательном уровне, что станет основой сбалансированной судебной системы.

Помимо повышения уровня оплаты труда, судьи нуждаются в других видах социальных гарантий со стороны государства. Представители Всероссийского съезда судей подчеркивали проблемы, связанные с обеспечением жильем. Кроме того, остаются вопросы с санаторно-курортным обеспечением и компенсацией медицинских услуг.

В системе органов суда, начиная с 2016 года, начались плановые перестановки. Многие из них коснулись не только структуры аппарата, но и инструкций, регламентирующих работу данных органов. В связи с изменениями, вполне закономерны вопросы, когда повысят зарплату аппарату суда в 2018 году. Говорить сегодня о том, что зарплаты сотрудников аппарата суда различных категорий довольно высоки, было бы в корне несправедливо, несмотря на то, что диапазон оплаты труда варьируется от 50-500 тысяч рублей. Так, суди мировых судебных участков, могут получать от 50 до70 тысяч, председательствующие федерального суда от 100 тыс., Конституционного - до 500 тысяч. Гораздо меньшие доходы имеют помощники судей. Работающие в мировых судах помощники могут получать до 30 тыс., в федеральных – до 35- 40, в высших судебных инстанциях оплата труда помощников судей достигает 50 тысяч.
Зарплата сотрудников отделов делопроизводства и того меньше, так архивариус в мировом суде получает менее 10 тысяч, делопроизводителя около 12 тысяч, секретари заседаний получают около 15 тысяч руб. Таким образом, разговоры о повышении, индексации зарплаты аппарату суда 2018, вполне закономерны.

Почему такая разница

Службу в государственных органах: правоохранительных, прокуратуры, суда, принято подразделять на категории федеральных и государственных. К федеральной службе относят профессии судей, прокуроров, а все что относится к службе сопровождения осуществления их деятельности, секретари, делопроизводители, помощники судей
относятся к гражданским государственным служащим. Именно этой особенностью и обусловлена окладная часть заработных плат, на которые начисляют региональные коэффициенты, надбавки за должности, стаж и классные чины. Отдельно о классных чинах, принятых в органах прокуратуры, службы судебных приставов и секретарей различных категорий в суде, можно сказать следующее.
Всего установлено три классных чина – это референт гражданской государственной службы 1,2 и 3 класса, где ггс-3 класса – самый низкий чин. Классный чин (ггс-3 класса) присваивается после аттестации, сдачи экзамена через 6 месяцев службы.
Именно эта особенность и является причиной в столь существенной разнице между зарплатами судей и их помощников, а также сотрудников отдела делопроизводства.

Как начисляется зарплата судей и их помощников

В силу того, что судьи относятся к категории федеральных служащих, согласно тарифной сетке, они имеют достаточно большие оклады, соответственно, от этого зависит и процент начисления за:
  • Квалификацию;
  • Стаж;
  • ​ Премиальные.

А с учетом того, что начисления осуществляются не в фиксированных суммах, а в виде процента от окладной части, и формируется такая разница. Для наглядности, можно привести пример примитивного расчета:

  • оклад мирового судьи – 50 тыс. рублей;
  • ​ помощника – 9700;
  • секретаря судебного заседания – 8700;
  • делопроизводителя – 7800; архивариуса – 6800.

Данные указаны на начало текущего года, исходя из представленных вакансий по регионам страны на сайте зарплата. ру.
Исходя из этой простой статистики, можно предположить, что на увеличение заработной платы аппарату суда в 2018 году в России, сотрудники могут рассчитывать, но вот его размер оставляет желать лучшего. Объясняется это тем фактом, что все индексации, независимо от категории государственных выплат, включая вознаграждения федеральных, государственных и муниципальных служащих, производятся на процент инфляции. Так, на 2018 год, по мнению экспертов и аналитиков Минфина это процент не превысит отметки в 5.5%.
Соответственно, окладная часть вышеперечисленных работников увеличится на 5,5%. Что при простом расчете составит:

  • мировые судьи -52 750 руб.;
  • помощники мировых судей – 10240 руб.;
  • делопроизводители – 9180 руб.

Как видно из расчетов, повышение зарплаты аппарату суда в России будет незначительным.

Чего ожидать?

Вышеперечисленные показатели целесообразно дополнить показателями вознаграждений судей высших инстанций:
  • Федеральный судья – 140 тыс. ежемесячно;
  • Высших Арбитражных судов – около 200 тыс.;
  • Верховного Суда получают порядка 300 тысяч;
  • ​ Конституционного Суда – около полумиллиона рублей ежемесячно.

Вознаграждения за ратный труд весьма достойные, и правительство приняло решение в ближайшее время зарплату судьям не увеличивать. Соответственно, повышение зп аппарату суда в 2018 году, будет осуществляться только прочим сотрудникам судейских органов.

Правительственные решения

Основная масса законопроектов, рекомендованных к принятию в первых чтениях в 2017- 2018 году, касается повышения судейских зарплат. В среднем, процент повышения судейских зарплат варьируется от 12 до 42%. Но, в противовес этому решению Госдумы был противопоставлен факт текучки прочих кадров аппарата суда. Так, текучка секретарей, помощников, делопроизводителей и архивариусов в период с 2015 по начало 2017 года составила порядка 400 %. В силу этого было высказано мнение о том, что судьи рискуют остаться в аппарате суда в полном одиночестве, что делает еще более острым вопрос о том, будет ли повышение зарплаты работникам аппарата суда в 2018 году. На это замечание последовал незамедлительный ответ Минфина о том, что уже разрабатывается законопроект, в рамках которого предусматривается существенное увеличение вознаграждений за службу «младшего» состава судебного аппарата. Сейчас этот документ находится на межведомственных согласованиях.

Что касается того момента, как будет проходить повышение, и сколько будет получать работник аппарата суда в 2018 году, то увеличение будет происходить за счет ассигнований на материальное стимулирование. Таким образом, этот факт позволяет сделать вывод о том, что вырастет не окладная часть, а премиальная, что не дает надежды на большой рост вознаграждений за труд. Между тем, надеяться на рост вознаграждений за труд сотрудникам судейства можно надеяться лишь во втором полугодии следующего года.

Какая зарплата у работников аппарата суда? Вопрос весьма многогранный и серьезный. В нашем обществе сложилось впечатление, что заработная плата у сотрудников суда весьма высокая. Такая уверенность сложилась на основании данных по зарплате судей, которые получают до полумиллиона рублей за месяц (судья конституционного суда). На самом же деле, сотрудники аппарата суда получают весьма незначительные заработные платы. В некоторых регионах они составляют не более 25 000 рублей.

Какая средняя зарплата у работников аппарата суда?

По примерным расчетам средняя заработная плата у работников аппарата суда составляет 32 000 рублей, это с различными надбавками и премиями. Помощник судьи получает минимум 40 000 рублей, а секретари и помощники секретарей получают не более 15 000 рублей. При этом, самая значительная нагрузка по работе приходится именно на секретарей, помощников и других сотрудников аппарата суда. Как мы видим, зарплата явно не соответствует ответственности и нагрузка.

Вся рутина правосудия возлагается именно на плечи сотрудников суда. Сотрудники канцелярии суда несут весьма существенную ответственность, зарплата весьма тяжелая, ответственность высокая, а заработная плата по праву может считаться мизерной. Именно из-за низкой заработной платы формируется весьма значительная текучка кадров. Да и хмурые лица работников суда, которые нередко видят истцы и ответчики – явные свидетели несладкой жизни.

Отметим, что заработная плата аппарата суда не является высокой и в принципе не соответствует высокого статусу суда, не способствует формированию достойных условий жизни. Если ранее кадровый вопрос очень остро стоял в районных и городских судах, то сегодня верховные и областные суды также ощутили весьма серьезную проблему в текучке кадров.

Будет ли повышение заработной платы сотрудникам аппарата суда?

Нагрузки на суды все время возрастают, и естественно, проблему с канцелярией нужно решать уже сегодня, иначе в суде скоро некому будет работать. Именно по этой причине судейское сообщество разработало новый законопроект, который формирует судебную службу, как отдельный вид государственной службы, что позволит повысить уровень социальной защищенности сотрудников.

Принятие данного закона позволит в значительной степени повысить престиж службы в суде, а также позволит в определенной степени укомплектовать кадровый состав.

В законопроекте прописаны все особенности статуса судей, а также условия присвоения классных чинов, также определяются требования к служебному поведению и условии заключения трудового судебного контракта. При этом, уровень заработной платы планируют привязать к процентному соотношению судьи, у которого работают те или же иные специалисты.

Таким образом, специалисты, разрабатывающие законопроект уверены, что они смогут сформировать условия, позволяющие повысить заработную плату вдвое.


Непосредственность судебного разбирательства означает что судебный орган должен самостоятельно, лично исследовать абсолютно все доказательства, которые предоставляются по...


Когда могут прийти судебные приставы? Судебные приставы приходит исключительно в том случае, когда открывается исполнительное производство. Другими словами, изначально...

Судей всех уровней в столь нестабильное время интересует их материальное будущее. Само собой, у них появляется вопрос, . Есть надежда, что посредством законопроекта удастся добиться окончательного повышения оплаты труда судьям. Ранее предполагалось, что по итогам последних четырех лет будет достигнут благополучный результат. В завершающий 2017 год судьям предстоит получать ежемесячное денежное поощрение, в среднем увеличенное до 42,5% вместо начальных 12,5%. Но планы не всегда соответствуют действительности, потому депутатам еще предстоит определить, на сколько увеличить размер зарплаты для бюджетников на будущий год.

Имеет значение уровень, занимаемый служащим в структурной лестнице. Специалистам по федеральной системе назначают зарплату Правительством страны. В остальных случаях уполномоченными по повышению выплат становятся муниципальные структуры власти на местах. Так, свежие новости повышение зарплаты аппарату суда в 2017 году в рамках прогноза, ведь окончательное решение возможно лишь во второй половине года, когда будет закладываться бюджетный проект на следующий годовой период. Исходя принадлежности к категории, рабочему полагается выплата помимо заработной платы.

Повысят ли зарплату помощникам судей?

Сложно приходится тем, кто помогает с ведением документации в суде. Несмотря на незаменимость работы по стенографированию на заседаниях, подготовке и сшиванию дел, на высокую оплату за труд людям с высшим образованием рассчитывать не приходится. Сумма ежемесячных выплат напрямую зависит от процентной ставки судьи, за которым закреплен работник. Единственное, на что могут рассчитывать специалисты, - получение премиальных выплат. В случае утверждения данного класса рабочего звена в категорию госслужащих возможно в перспективе получение высокой зарплаты. Ведь работники рассчитывают на повышение зп аппарату суда в 2017 году.

Парламентариям предстоит решить, стоит ли повышать оклады всем судейскому аппарату. Если законопроект, составленный Минфином, будет признан, то на долю судебных специалистов ниспадет немало материального дохода. Однако за это придется расплачиваться. Тем не менее, данная методика признана эффективной в борьбе с коррупцией. Велика вероятность того, что разницу в окладах судей федерального и местного значения будут уравнивать.

Относительно целевой реформы и комплексной индексации окладов вопрос решается постепенно. Движение в направлении роста было начато еще в 2015 году. Окончательно оно будет завершено после того, как суммы, предназначающиеся людям, повысятся в двукратном размере. Так что в итоге помощникам будет работать престижнее, ведь оклады повысят вдвое. Это должно проявить впечатление на окружающих, чтобы молодые специалисты стремились устраиваться на эти должности. Однако в данное время за все, в том числе и перерасчет, придется заплатить чем-то иным.

Что взамен зарплатных денег потребуют от работников судебного аппарата?

За относительно стабильный рост в ежегодной перспективе бюджетнику предстоит поработать над улучшением качества труда, улучшением показателей по объемам выполненной работы. Это обязательно, ведь увеличение заработной платы аппарату суда в 2017 году в России все чаще интересует чиновников. Если по закону невозможно принудить человека выполнять работу более, чем допускается нормой, то возможен несколько иной ход событий. Так, государственные чиновники планируют расформировать в рамках реорганизационных мер некоторые учреждения, деятельность которых признана неэффективной.

Также в числе мер, способствующих росту окладов работника государственных структур, имеются другие рычаги воздействия. Предусмотрено выполнение функций контроля во избежание несанкционированного преувеличения размера оклада для лиц, занимающих руководящие должности.
Иным механизмом станет внедрение «эффективного контракта». Согласно нему, трудовые отношения будут выстраиваться по выполнению задач. Данные нововведения пока не грозят, ведь до следующего года остается более полугода. В настоящее время и до наступления года следующего без каких-либо нововведений служащим суда вместе с военными, остальными госслужащими иных подразделений остается довольствоваться окладом с замороженной индексацией. Пока в ближайшие 7 месяцев повышение индексации зарплаты аппарату суда 2017 не грозит.

Для интересующихся зарплатами судей приводим такие суммы. В федеральных подразделениях представитель судебной власти может рассчитывать на получку, сумма которой превышает сотню тысяч рублей. Вдобавок за выполнение нормативов, непростые условия труда, в качестве надбавки и премий судье начисляют порядка 170 тысяч рублей.

О финансовых прогнозах для госслужащих на предстоящий год 2017

Правительству страны удается не обращать внимания на существующие трудности и невзгоды. Даже в условиях кризиса они находят лазейки, чтобы удовлетворить запросы служащих, которые верой и правдой выполняют работу во благо Родины. Чтобы обеспечить 102 чиновников заработной платой, ежемесячно с заработной платы остальных работников в количестве 10 тысяч человек требуется отчислять из своей заработной платы положенные налоги. Причем самих чиновников стало по стране существенно меньше, на добрые сто тысяч персон. Организатором мероприятия BestRoboFest стал Максим Поляков

При достижении самого благоприятного стечения обстоятельств, когда и нефть с газом остается в приоритете, можно будет задуматься, сколько будет получать работник аппарата суда в 2017 году. Ведь по планам правительственной структуры государства, им положено будет получать зарплату выше раза в четыре. Но пока такие прогнозы остаются планами, потому в настоящее время нет желающих, в экстренном порядке, занимать вакантные места помощников, секретарей при судьях.

Порадует читателя тот факт, что в законе уже предусмотрено на следующий год выполнить восполнение доходов помимо самого оклада. Госслужащим при аппарате суда положено получать денежное поощрение ежемесячно. Потому влияние заморозки на индексацию никоим образом не скажется на остальные составляющие доходов.