Правовая основа деятельности полиции российской федерации. Система мвд, организационно-правовые основы деятельности, основные подразделения овд Нормативно правовая основа деятельности полиции


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для подготовки слушателей на самостоятельной подготовке

По дисциплине

Выполнил: Преподаватель

Цикла Ю и СД ЦПП

УМВД России по Вологодской области специалист Поляков Ю.И.

Вологда 2016 год

1. Пояснительная записка…………………………………………………..3

2. Вопросы на самостоятельную подготовку (для самопроверки)……….4

3 Вопросы контрольно-проверочного занятия………………………………5

4. Выписка из тематического плана…………………………………………..6

Тема 1.1.1. «Деятельность органов внутренних дел в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»……10

Тема 1.1.2. «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Место полиции в системе органов внутренних дел. Полиция: правовые основы, основные направления, принципы деятельности»…………………………………………………………………24

Тема 1.1.3. «Обязанности и права полиции»…………………………….47

Тема 1.1.4. «Правовые основания применения полицией

отдельных мер государственного принуждения»……………………….55

Тема 1.1.5. «Применение полицией физической силы,

специальных средств и огнестрельного оружия»………………………73


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Организационно-правовые основы деятельности полиции»

входит в программу профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц среднего и старшего начальствующих составов, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на базе высшего юридического образования либо на базе среднего юридического образования или высшего неюридического образованияпо должности служащего «Полицейский».

Дисциплина «Организационно-правовые основы деятельности полиции» является одним из важных предметов изучаемых на цикле юридических и специальных дисциплин ЦПП УМВД России по Вологодской области.

Структура построения дисциплины ориентированы на последовательное изучение вопросов гуманитарных и юридических наук и использования их в деятельности полиции, по выполнению возложенных на нее задач.

Изучение организационно-правовых основ службы в органах внутренних дел является базовым элементом подготовки сотрудников. Это тот фундамент на котором строится вся остальная подготовка специалиста. Без этого фундамента, дальнейшая подготовка сотрудника невозможна.

Целью дисциплины «Организационно-правовые основы деятельности полиции»являетсяформирование у слушателей комплекса теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей на высоком профессиональном уровне. Состоит в обеспечении усвоения теоретического материала курса, в овладении приемами и методами практической деятельности и в приобретении соответствующих навыков.

Данные методические рекомендации направлены на то, чтобы слушатели в процессе самостоятельной подготовки имели возможность ознакомиться с материалами необходимыми им для изучения данной дисциплины и подготовки в дальнейшем к сдаче итогового контрольно - проверочного занятия.

Вопросы самостоятельной подготовки слушателей по дисциплине:

«Организационно-правовые основы деятельности полиции»

1. Российская Федерация в системе глобальной безопасности и современных международных отношений. Понятие национальной безопасности. Конституционные основы национальной безопасности России. Взаимосвязь внутренней и внешней политики российского государства по обеспечению национальной безопасности.

2. Внутренние угрозы национальной безопасности Российской Федерации, их источники и связь с внешними угрозами. Система обеспечения национальной безопасности России, роль и место органов внутренних дел. Задачи органов внутренних дел по противодействию внутренним угрозам национальной безопасности.

3. Правоохранительная деятельность - понятие, цели, задачи.

4. Основные направления (виды) правоохранительной деятельности.

5. Общая характеристика правоохранительных органов Российской Федерации. Роль и место Министерства внутренних дел Российской Федерации в системе правоохранительных органов, его система и структура.

6. Назначение полиции. Место полиции в системе органов внутренних дел.

7. Взаимодействие подразделений полиции между собой, с другими правоохранительными органами.

8. Контроль и надзор за деятельностью правоохранительных органов.

9. Предназначение полиции и правовое регулирование ее деятельности.

10. Основные направления деятельности полиции.

11. Принципы деятельности полиции.

12. Обязанности и права полиции как основной элемент ее правового статуса. Их правовое закрепление.

13. Классификация обязанностей полиции.

14. Классификация прав полиции.

15. Механизм реализации обязанностей и прав полиции.

16. Гарантии обеспечения административной деятельности сотрудников полиции.

17. Задержание как мера государственного принуждения, применяемая полицией.

18. Вхождение (проникновение) полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории.

19. Оцепление (блокирование) полицией участков местности, жилых помещений, строений и других объектов.

20. Правовые основы, условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

21. Основания применения физической силы.

22. Основания применения, состоящих на вооружении полиции специальных средств. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств.

23. Основания применения полицией огнестрельного оружия. Запреты, связанные с применением огнестрельного оружия.

24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции.

Вопросы к контрольно-проверочному занятию по дисциплине:

«Организационно-правовые основы деятельности полиции»

1. Правоохранительная деятельность – понятие, цели, задачи.

2. Основные направления (виды) правоохранительной деятельности.

3. Общая характеристика правоохранительных органов Российской Федерации. Роль и место Министерства внутренних дел Российской Федерации в системе правоохранительных органов, его система и структура.

4. Назначение полиции. Место полиции в системе органов внутренних дел.

5. Взаимодействие подразделений полиции между собой, с другими правоохранительными органами.

6. Контроль и надзор за деятельностью правоохранительных органов.

7. Предназначение полиции и правовое регулирование ее деятельности.

8. Основные направления деятельности полиции.

9. Принципы деятельности полиции.

10. Обязанности и права полиции как основной элемент ее правового статуса. Их правовое закрепление.

11. Классификация обязанностей полиции.

12. Классификация прав полиции.

13. Механизм реализации обязанностей и прав полиции.

14. Гарантии обеспечения административной деятельности сотрудников полиции.

15. Задержание как мера государственного принуждения, применяемая полицией.

16. Вхождение (проникновение) полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории.

17. Оцепление (блокирование) полицией участков местности, жилых помещений, строений и других объектов.

18. Правовые основы, условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

19. Основания применения физической силы.

20. Основания применения состоящих на вооружении полиции специальных средств. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств.

21. Основания применения полицией огнестрельного оружия. Запреты, связанные с применением огнестрельного оружия.

22. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции.

Тематический план

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

основная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел по должности служащего «Полицейский» (на базе среднего юридического образования или высшего неюридического образования)

№ п/п Наименование тем Всего часов Теоретич. занятия Практич. занятия Форма контроля
1.1.1. Деятельность органов внутренних дел в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации - -
1.1.2. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Место полиции в системе органов внутренних дел. Полиция: правовые основы, основные направления, принципы деятельности - -
1.1.3. Обязанности и права полиции - -
1.1.4. Правовые основания применения полицией отдельных мер государственного принуждения - -
1.1.5. Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия - -
Контрольно-проверочное занятие - -
Всего: -

Данный вопрос регламентируется, в первую очередь, Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О полиции» (далее - Закон о полиции). Новым Законом о полиции устанавливается более цивилизованная модель отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина. Закон дает исчерпывающий перечень обязанностей полиции, делает деятельность ее сотрудников более прозрачной для гражданского общества. К сотруднику полиции предъявляются совершенно новые требования.

Закон о полиции создает законодательные основы организации и деятельности полиции в РФ в соответствии с новыми общественными отношениями, предусматривает комплексное решение задач по устранению пробелов, которые существовали в правовом регулировании деятельности милиции.

В соответствии со ст. 4 Закона о полиции, полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.

Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ.

Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотрудником полиции является гражданин РФ, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.

Сотрудник полиции считается проходящим службу в полиции также в случае:

1) нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа;

2) прикомандирования к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом РФ.

Сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией).

За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотруднику полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак, образцы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Образцы форменной одежды сотрудника полиции утверждаются Правительством РФ. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции.

Сотрудник полиции имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотрудник полиции подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими. Специальные звания начальствующего состава полиции являются пожизненными. При увольнении сотрудника полиции со службы в полиции к специальному званию добавляются слова «в отставке». Сотрудник полиции может быть лишен специального звания в порядке, установленном федеральным законом.

В число квалификационных требований к должностям в ОВД входят требования: к уровню профессионального образования, стажу службы в ОВД или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников.

Назначение на должности высшего начальствующего состава и освобождение от этих должностей осуществляются Президентом РФ. Назначение на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем в порядке, определяемом Федеральным законом «О службе в ОВД РФ», Федеральным законом «О полиции» и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Профессиональная служебная деятельность сотрудников ОВД осуществляется в соответствии со специально разработанными должностными регламентами (инструкциями). Порядок разработки и утверждение должностных регламентов находится в компетенции руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (то есть МВД).

В первую очередь полиция РФ в своей деятельности руководствуется правилами, установленными Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, Законом о полиции, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, касающимися ее деятельности. До внесения соответствующих изменений в законодательство полиция в пределах своего назначения и компетенции вправе выполнять обязанности, которые нормативными правовыми актами возложены на милицию.

К числу законов, в которых содержатся положения, регулирующие управление полицией, относятся:

Конституция РФ;

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ;

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;

Гражданский кодекс РФ (четыре части);

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»;

Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»;

Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Другие Федеральные законы (от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»; от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»).

Правовой статус и деятельность полиции урегулированы также Постановлениями Правительства РФ:

От 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»;

От 25.04.1995 № 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» и мн. др.

Обязательными для исполнения полицией являются ведомственные правовые акты. Это, прежде всего:

Административный регламент МВД РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

Инструкция о деятельности ОВД по предупреждению преступлений;

Инструкция о порядке учета и хранения лицензий и разрешений, выдаваемых ОВД при осуществлении государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ;

Инструкция о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников ОВД, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне;

Инструкция о порядке проведения сотрудниками ОВД гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий и др.

Однако деятельность полиции регулируют не только принимаемые МВД России ведомственные нормативные правовые акты. Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» по не требующим законодательного регулирования вопросам дознания обязательными для органов дознания признаются указания генерального прокурора РФ. Полиция не названа среди органов дознания. Однако сотрудники полиции являются одновременно сотрудниками ОВД. Последние же, согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, признаются органами дознания.

Известно, что полиция входит в систему правоохранительных органов, в связи с чем компонентами правовой основы деятельности полиции являются и те законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, которые одновременно адресуются МВД России, Федеральной службе безопасности России (ФСБ) и определяют этим ведомствам задачи и конкретные меры по борьбе с терроризмом, бандитизмом, проявлениями организованной преступности и усилению охраны правопорядка.

Для деятельности полиции важное значение имеют и нормативные правовые акты, регулирующие взаимодействие ОВД с правоохранительными органами зарубежных стран и международными организациями. Полиции при осуществлении правоприменения надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Полиция не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для РФ международным договором, решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора РФ.

Также необходимо отметить, что правовую основу деятельности полиции составляют не только акты, издаваемые на федеральном уровне, так и нормативно-правовые акты субъектов РФ, изданные в пределах их полномочий.

Если законом не урегулирован порядок производства какого-либо непосредственно связанного с правоприменительной деятельностью полиции или даже названного в законе действия, допустимо использование нормы права, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая.

К примеру, процедура требования в порядке, установленном ст. 144 УПК РФ, необходимых материалов и опроса лиц с их согласия в соответствии со ст. 86 УПК РФ, законом не урегулированы. Именно поэтому при оформлении протокола-требования, как правило, используется предусмотренная в уголовном процессе форма протокола выемки, а в случае опроса лица, не достигшего 14 лет, как и при допросе таких свидетелей такого же возраста, рекомендуется приглашать педагога. Законодатель не запрещает применение правовых норм по аналогии, если при этом не будут ущемлены права и законные интересы вовлеченных в процесс правоприменения субъектов.

Подчеркнем, что принятие Закона о полиции обусловило необходимость разработки значительного числа новых нормативных правовых актов, а также приведения действующих нормативных правовых актов в соответствии с новым законом. Для организации этой большой правовой и организационной работы на плановой основе в МВД России подписаны Приказы от 28.02.2011 № 92 «О первоочередных мерах по реализации Федерального закона «О полиции» и от 21.03.2011 № 129 «Об утверждении Плана-графика подготовки первоочередных проектов нормативных правовых актов РФ».

Таким образом, правовую основу деятельности полиции составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон о полиции, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, субъектов РФ в пределах их компетенций, приказы и инструкции МВД РФ и др. Так как деятельность служб, подразделений и учреждений полиции столь многогранна, ее сотрудникам требуются знания практически по всем отраслям права - профилирующим, специальным, и комплексным. Профессиональные кадры сотрудников полиции должны иметь базовую юридическую подготовку, в том числе знать и уметь применять все законодательные и иные документы, составляющие правовую основу деятельности полиции.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВВЕДЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ

Лекция

Тема № 1.1. – 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Профиль подготовки:

профессиональное обучение (профессиональная подготовка) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации по должности Полицейский

(заочная форма обучения)

Хабаровск 2016

Лекция подготовлена доцентом кафедры общеправовых дисциплин, к. ю.н., подполковником полиции Б.

Цель лекции: рассмотреть со слушателями виды и правовые основы применения сотрудниками полиции отдельных мер государственного принуждения .

Введение

1. Административное принуждение как вид государственного принуждения.

2. Общая характеристика и классификация мер административного принуждения применяемых в административной деятельности полиции.

3. Особенности применения отдельных мер принуждения сотрудниками полиции.

Заключение

Литература

Основная:

1. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www. consultant. ru.

2. И., Н. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). – М.: Деловой двор, 2011. – 640 с.

3. Н. Административное законодательство в условиях применения норм Федерального закона «О полиции» // Административное и муниципальное право. – 2012. – № 3. – С. 30-35.

4. Кареева- А. Меры административного пресечения в деятельности полиции // Административное и муниципальное право. – 2011. – № 8.

5. П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции». – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. – 384 с.

Дополнительная:

6. Административная деятельность полиции: учебник. – М. под общ. Редакцией проф. Н., 2014. – 568 с.

Введение

Охрана правопорядка и обеспечение законности, защита прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц всех форм собственности от противоправных посягательств, в свете провозглашенных в Конституции Российской Федерации основных принципов демократического правового государства, должны стать предметом первоочередной заботы Российского государства. Для эффективной реализации данной функции в структуре исполнительной власти созданы специализированные органы, для которых эта деятельность является основной, для всех других она носит лишь побочный, вспомогательный, факультативный характер.

Таким специализированным органом в структуре исполнительной власти является МВД России, на которое возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации основными задачами МВД России являются: обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений ; обеспечение охраны общественного порядка; обеспечение безопасности дорожного движения.

Административное принуждение применяется уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел при осуществлении внешненаправленной оперативно-служебной деятельности, в рамках которой реализуются основные функции (функции-задачи) органов внутренних дел.

Объем полномочий органов внутренних дел по применению административного принуждения, определяются как характером задач, так и функций, возложенных на органы внутренних дел.

Административному принуждению, применяемому органами внутренних дел, как виду отраслевого принуждения и составной части государственного принуждения присущи следующие общие черты. Административное принуждение применяется уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел, выступающими в качестве субъектов функциональной власти:

а) при осуществлении внешневластной деятельности;

б) в рамках охранительных отношений;

в) в отношении физических и юридических лиц;

г) в рамках внеслужебной подчиненности;

д) в соответствии с нормами административного и административно-процессуального права;

ж) состоит в … воздействии, которое влечет … правоограничения;

з) в большинстве случаев применяется быстро и оперативно, как реакция на правонарушения и иные угрозы;

и) как правило, без предварительной судебной оценки, устанавливающей законность применения той или иной меры административного принуждения;

к) в порядке, который отличается относительной процессуальной простотой.

1. Административное принуждение как вид государственного принуждения.

В современный период времени в качестве активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение граждан выступают такие универсальные методы государственного управления как убеждение и принуждение. Административно-правовое принуждение является неотъемлемой частью мер необходимых для обеспечения прав и законных интересов граждан, а также для поддержания правопорядка в общественных местах. В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – закон «О полиции») полиция наделена значительными полномочиями в применении мер административного принуждения, которые, наряду с мерами убеждения, служат эффективным средством борьбы с административными правонарушениями .

По мнению некоторых ученных существуют различные подходы к трактовке термина «Административное принуждение». Административное принуждение рассматривается, прежде всего, как отраслевой вид правового принуждения, закрепленный нормами административного права. С учетом предмета регулирования административного права, как отрасли российской правовой системы, административное принуждение реализуется при осуществлении государственного управления.

С точки зрения В. Р. Кисина, административное принуждение представляет собой применение в сфере государственного управления органами государства и их должностными лицами (в отдельных случаях судами, судьями и общественными организациями) предусмотренных административно-правовыми нормами мер, направленных на неукоснительное выполнение гражданами и должностными лицами юридических обязанностей в целях предупреждения и прекращения противоправных действий, привлечения к ответственности за правонарушения.

Схожей позиции придерживается В. Е. Севрюгин, отмечая, что административное принуждение является разновидностью юридического (правового) принуждения и состоит в применении уполномоченными на то административно-юрисдикционными органами (должностными лицами), судами (судьями) установленных нормами административного права принудительных мер воздействия к правонарушителям в связи с неисполнением правовых предписаний.

Авторы данных определений обращают внимание на особенности административного принуждения, которые выражаются в целях его применения, а именно для предупреждения и прекращения противоправных действий принудительными мерами воздействия, а также для привлечения правонарушителей к ответственности.

Н. Бахрах считает, что, «…административно-правовое принуждение – это особый вид правового принуждения, состоящий в применении субъектами публичной функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями».

При анализе приведенного определения некоторые исследователи сделали вывод, что автор акцентирует внимание на фактических основаниях применяемых мер, под которыми понимаются исключительно неправомерные действия. По их мнению, это в значительной мере сужает исследуемое явление, так как исключает из числа оснований противоправные бездействия, а также юридические факты, не связанные с правонарушениями, что совершенно необоснованно, с чем на наш взгляд нельзя не согласиться.

Отдельные авторы полагают, что административное принуждение есть разновидность государственного принуждения, выражающаяся в негативном властном воздействии на волю субъектов, с целью понудить их к должному поведению, в случае добровольного невыполнения ими правовых предписаний, в целях недопущения противоправного поведения или наступления опасных событий, а также их последствий, охраны и защиты общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления.

Как видим в указанном определении, также сосредоточено внимание на принудительность воздействия со стороны государства, выраженное не только в том, что оно направлено против воли субъекта, но и в том, что оно осуществляется независимо от его воли.

Между тем, на наш взгляд, наиболее приемлемой является дефиниция сформулированная А. И Каплуновым. По его мнению, «… административное принуждение как отраслевой вид государственного принуждения это метод государственного управления, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер воздействия, направленных на обеспечение неукоснительного выполнения юридических обязанностей лицами, в связи с совершением ими противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности».

Предложенная дефиниция играет позитивную роль в изучении сущности административного принуждения и выделении его особенностей, в том числе и таких как возникновение обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что различным аспектам, связанным с административным принуждением в научной и учебной литературе уделено достаточно пристальное внимание. Анализ различных точек зрения исследователей приводит к выводу, что административное принуждение необходимо рассматривать только как составную часть государственного принуждения с учетом того, что такое принуждение основывается на нормах административного права.

Институт бизнеса, права и информационных технологий

Контрольная работа
По дисциплине: ПОО
На тему: «Органы внутренних дел Российской Федерации, правовые основы и основные направления деятельности»

Научный руководитель:_____________________________

Студентки 1 курса

Юридического факультета

Заочного отделения

Бобковой Л. В.

Шифр зачетки:_________________

Оценка________________________

Подпись науч.руководителя_____

2002 год

План:

1. введение

2. правовые основы ОВД

3. основные направления деятельности ОВД

4. заключение


Введение

Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов РФ занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают значительный объем работы. по охране общественного порядка, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охраны законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форма собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

Глава 1 правовые основы ОВД

Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел РФ. Основными структурными звеньями этой структуры являются министерства внутренних дел республик, главные управления внутренних дел и управления внутренних дел краев. Областей и других субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте (УВДТ, ОВДТ), управления и отделы Главного управления внутренних дел (на режимных объектах), региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУОП). Кроме того, в структуру МВД входит так же Следственный комитет, Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), Главное управления исполнения наказаний (ГУИН), окружные управления материально – технического и военного снабжения (ОУМТ и ВС), образовательные учреждения (Академия управления, Санкт - Петербургская академия, институты, высшие школы, средние – специальные учебные заведения), Всероссийский научно исследовательский институт (ВНИИ) и другие научно – исследовательские учреждения, а так же иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел. В систему МВД РФ входят и внутренние войска, состоящие из округов, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления ими.

Правовой основной деятельности МВД являются: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Положение о Министерстве внутренних дел РФ, а так же приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД РФ.

Свою деятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами уважения и соблюдения, прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными объединениями, гражданами, средствами массовой информации.

В соответствии с возложенными задачами МВД РФ определяет основные приобретенные направления в деятельности органов внутренних дел, разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования их деятельности, участвует в формировании и выполнении государственных федеральных целевых программ в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

МВД организует и проводит научные исследования проблем охраны общественного порядка, предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступления, исполнения уголовных наказаний, безопасности дорожного движения и пожарной безопасности. Деятельности внутренних войск в сложных условиях, опытно – конструкторские и проектно – технологические работы, обеспечивает внедрения достижений науки, техники и положительного опыта работы в деятельность органов внутренних дел.

В органах внутренних дел широко налажено обобщение практики применения законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции МВД, разрабатываются предложения по совершенствованию действующего законодательства, подготавливаются проекты нормативных актов связанных с регулированием деятельности органов внутренних дел. Вышестоящие органы системы МВД организуют оказание подведомственным органам и подразделениям методической и практической помощи по всем вопросам, отнесенным к их компетенции.

Министерство внутренних дел проводит работу по обеспечению исполнения уголовных наказаний и организаций содержания, охраны, этапирование и конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу.

МВД подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией и законодательными актами РФ, а так же Правительству РФ.

Министерство внутренних дел возглавляет министр, который. Как его заместители и главнокомандующий внутренними войсками, назначается и освобождается от должности Президентом РФ по предложению Правительства РФ. Руководство конкретными направлениями деятельности МВД в соответствии с распределением функциональных обязанностей осуществляют заместители министра и главнокомандующий внутренними войсками. В МВД образуется коллегия в составе министра, его заместителей, главнокомандующего внутренними войсками (по должности) и руководящих работников органов внутренних дел. Численность коллегии устанавливается Президентом РФ. В состав коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждается Правительством РФ. Коллегией рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Решение коллегии принимаются большинством голосов и за тем объявляются приказом министра внутренних дел РФ. Решения, принятые на совместных заседаниях коллегий МВД и других министерств и ведомств РФ, объявляются совместными приказами Министром внутренних дел и руководителей соответствующих министерств и ведомств.

Глава 2 основные направления деятельности ОВД

Положением о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996 года № 1039, на МВД возлагаются

основные задачи:

Разработки и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов не зависимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

Организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

Обеспечение исполнения уголовных наказаний;

Руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;

Совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности и некоторые другие.

Реализуя свои функции, МВД РФ организует в масштабах РФ:

Оперативно – розыскную деятельность в соответствии с Законом об оперативно – розыскной деятельности;

Экспериментально – криминалистическую деятельность органов внутренних дел;

Расследование преступлений (в форме дознания и предварительного следствия) по уголовным делам, отнесенным уголовно – процессуальным законом к компетенции органов внутренних дел;

Обеспечивает исполнение органами внутренних дел уголовно – процессуальных обязанностей.

МВД осуществляет руководство криминальной милицией, милицией общественной безопасности, следственными подразделениями, в ходе которого оказывает помощь подведомственным органам внутренних дел и выявлении, раскрытии, расследовании преступлений; проводит в пределах компетенции органов внутренних дел работу по выявлению, раскрытию и расследованию тяжких преступлений, носящих межрегиональный характер или же имеющих особое общественное значение; осуществляют меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотиков; участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой охране государственной границ, обеспечение безопасности представительств иностранных государств.

Министерством внутренних дел организуется на территории РФ розыск лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов дознания, следствия, и суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, идентификация неопознанных трупов, розыск похищенного имущества. В необходимых случаях МВД координирует деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и иных правонарушений, охране общественного порядка.

Структурными подразделениями МВД обеспечивается выполнение требований паспортно – визовой и разрешительной систем, установление правил въезда, выезда пребывания и транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, ими осуществляется охрана объектов собственности по договорам, выдача разрешений (лицензий) на занятие частной детективной и охранной деятельностью и контроль за ней.

МВД РФ руководит отрядами милиции особого назначения (ОМОН), специальными моторизированными частями милиции; организует охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий республиканского масштаба. Министерство внутренних дел в необходимых случаев участвует на ряду с другими компетентными органами в обеспечении (в соответствии с законом) правового режима чрезвычайного или военного положения в случаях их введения на территории РФ или в ее отдельных местностях. МВД и его органы на местах участвуют в проведении корон тинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

На Министерство внутренних дел возложено руководство Государственной противопожарной службы. МВД РФ обязано осуществлять оперативное управление силами и средствами органов внутренних дел, привлекаемыми для ликвидации последствий крупных аварий. катастроф, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных событий (то есть особых условиях); организует на территории РФ работу по выявлению и устранению причин и условий пожаров, непосредственно организует тушение крупных пожаров.

Структурными подразделениями МВД осуществляется разработка правил, стандартов и иных нормативов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В пределах своей компетенции оно принимает меры по совершенствованию его организации и предупреждению дорожно – транспортных происшествий, реализации межправительственных соглашений, о развитии международного автомобильного сообщения; организует работу по регистрации и учету автомототранспортных средств, выдачи удостоверений на право управления автомототранспортом; руководит Государственной Автомобильной инспекцией.

МВД проводит работу по обеспечению исполнению уголовных наказаний и организации содержания, охраны, этапирование, и конвоирования, осужденных и лиц, заключенных под стражу. Органы внутренних дел осуществляют деятельность по социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание и утративших социально – полезные связи.

Работе по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений и правонарушений в значительной степени помогают формируемые и ведущиеся министерством общереспубликанские, справочно – информационные фонды и учеты, автоматизированные банки данных (АБД), крайне необходимые для эффективной деятельности органов внутренних дел. На это же направленно и организованное ведомственная статистика преступлений и административных правонарушений.

По вопросам организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью МВД налаживает и осуществляет контакты с правоохранительными органами зарубежных государств, в том числе со странами ближнего зарубежья. С этой целью оно сотрудничает в установленном законом порядке с правительственными и правоохранительными органами зарубежных стран, а так же зарубежными и международными неправительственными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, участвуют в подготовке проектов международных договоров и соглашений, организует их выполнение по вопросам, относящимся к ведению МВД.

Заключение

В своей деятельности органы внутренних дел как РФ. Так и других республик руководствуются прежде всего основным законом государства то есть Конституцией РФ, Законом « о милиции », то есть иными актами, которые четко определяют права, обязанности и полномочия тех или иных структурных подразделений ОВД, положением о прохождении службы.

Как уже было отмечено, задачи и функции Министерства внутренних дел в рамках регионов (субъектов РФ), а так же городов и районов выполняют соответствующие структурные службы и подразделения нижестоящих уровней системы МВД. Их структура строиться с учетом объема и содержания выполняемой ими работы. Министров внутренних дел республик в составе РФ назначают в порядке, установленном конституциями этих республик. Начальников ГУВД, УВД, УВДТ, назначает Министр внутренних дел РФ по согласованию с главами местных администраций. Начальников городских и районных органов внутренних дел назначают министры внутренних дел республик, начальники ГУВД, УВД, по согласованию с главами местных администраций. Начальников линейных органов внутренних дел на транспорте назначают начальники УВДТ.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ

2. Правоохранительные органы РФ учеб. Для высших юридических учеб. Заведений и юр. Факультетов.под ред. Божьева В.П. М.: 1997г

3. Правоохранительные органы К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев учеб. Для юр. Вузов и факультетов изд. 2-е испр. И доп. М.: 1996 год.

4. судоустройство и правоохранительные органы Российской Федерации

под ред. Щвецова В.И. М.: 1997 г.

5. Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации М.: 2001 год.

1. План………………………………………………………………2

2. Введение………………………………………………………….3

3. глава 1 правовые основы ОВД………………………………….4

4. глава 2 основные направления деятельности ОВД……………7

5. заключение……………………………………………………….10

6. список использованной литературы……………………………11