Правовое регулирование конкуренции в сфере коммерческой деятельности. Правовое регулирование и защита конкуренции на товарном рынке. Список использованной литературы

Правовое регулирование обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках РФ осуществляется системой нормативно-правовых актов. Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РФ. Статья 8 Конституции закрепляет основополагающий принцип рыночной экономики - свободу конкуренции, п. 2 ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства в государстве - необходимое условие поддержки конкуренции.

Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках определены Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", действующим с изменениями и дополнениями (далее - Закон о конкуренции). Предметом регулирования этого Закона являются отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках РФ. Отношения, связанные с объектами исключительных прав, попадают в сферу его применения тогда, когда использование данных объектов направлено на ограничение конкуренции. На услуги, оказываемые на рынке ценных бумаг, Закон распространяется только в том случае, если складывающиеся на этом рынке отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарном рынке. Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, являются предметом регулирования Федерального закона от 23 июня 1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (далее - Закон о конкуренции на рынке финансовых услуг). Под финансовой услугой Закон понимает деятельность, связанную с привлечением и использованием денежных средств юридическими и физическими лицами. Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, включает в себя услуги, оказываемые финансовыми организациями на рынке банковских, страховых, лизинговых услуг, услуг по негосударственному пенсионному обеспечению; на рынке ценных бумаг. Товарные рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются специальным законодательством, и прежде всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. "О естественных монополиях".

Наряду с законами, правовое регулирование рассматриваемой сферы общественных отношений представлено большим количеством подзаконных нормативных актов. Например, Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. определены мероприятия по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках РФ в 1998-2000 годах. Большую роль в системе антимонопольного регулирования играют акты федерального антимонопольного органа.

Помимо специального законодательства, нормы, определяющие антимонопольные требования при осуществлении предпринимательской деятельности, содержатся в иных актах. Во-первых, это нормы ст. 10 и 1033 ГК РФ. Кроме того, следует отметить ст. 17 Закона РФ "О недрах", ст. 32 Федераль-ногс^закона "О банках и банковской деятельности", ст. 5 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", ст. 15, 17, 20 Федерального закона "О связи" и другие акты.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Литература Конкурентное право России: учебник / Д. А. Алешин, И. Ю. Артемьев, Е. Ю. Борзило и др. ; отв. ред. И. Ю. Артемьев, А. Г. Сушкевич; НИУ «Высшая школа экономики» . - М. , 2012. – электронная библиотечная система knigafund. ru Конкурентное право: теория и практика применения: учебник для магистров: учебник для студентов высших учебных заведении, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям / Д. А. Петров; под общ. ред. В. Ф. Попондопуло. Москва: Юраи т, 2015. – электронная библиотечная система biblio-online. ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Конкурентное право России / под ред. С. А. Пузыревского. М. 2013. Городов О. А. Право промышленнои собственности: Учебник. – М. : Статут, 2011. Варламова А. Н. Правовое обеспечение развития конкуренции: учебное пособие. – М. : Статут, 2010. России ское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова – М. : Проспект, 2011. Рыночное предпринимательское право Российской Федерации: учебное пособие / С. П. Бортников, А. В. Пашков. – Самара: Изд во «Самарский университет» , 2011.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Периодика Конкурентное право Конкуренция и право Российское конкурентное право и экономика Современная конкуренция

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Веб ресурсы http: //government. ru сайт Правительства РФ http: //www. fas. gov. ru сайт Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ http: //samara. fas. gov. ru сайт Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Самарской области

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Понятие, предмет и метод конкурентного права. Термин «конкурентное право» (Competition Law) многозначен. Можно выделить, по крайней мере, четыре его основных значения: конкурентное право как отрасль (подотрасль, институт) права; конкурентное право как отрасль законодательства; конкурентное право как научная дисциплина; конкурентное право как учебная дисциплина, изучаемая в юридических и экономических высших учебных заведениях. Российская доктрина в на стоящее время формирует понимание «конкурентного права» в узком и широком смысле. В узком смысле «конкурентное право» российскими юристами используется для обозначения актов антимонопольного законодательства. В такой трактовке законодательство о конкуренции традиционно рассматривается в рамках общих курсов предпринимательского (хозяйственного) права. В широком смысле конкурентное право охватывает все нормы о развитии и защите конкуренции, содержащиеся в феде ральных законах и иных нормативных правовых актах.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Предмет конкурентного права составляют общественные отношения по защите конкуренции, включая: отношения по предупреждению и пресечению монополистической деятельности; отношения по запрету антиконкурентых действий органов власти; отношения по предоставлению государственных и муниципальных преференций; отношения по контролю экономической концентрации; отношения по обеспечению конкуренции проведению торгов; отношения по привлечению к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Метод конкурентного права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется регулирование отношений, входящих в предмет конкурентного права. При этом метод конкурентного права имеет свое уникальное сочетание императивных и диспозитивных начал регулирования, которое характеризуется: централизованным регулированием отношений в сфере защиты конкуренции на федеральном уровне и запретом регулирования этих отношений на уровне субъектов РФ и муниципальном уровне; предоставлением свободы действий хозяйствующим субъектам на товарных рынках, ограниченной необходимостью защиты конкуренции; спецификой способов защиты конкуренции.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Принципы конкурентного права – это основные положения, отражающие кратко сущность системы антимонопольного законодательства и политику государства в сфере защиты конкуренции. Принципы конкурентного права в зависимости от источника их закрепления могут быть классифицированы на: конституционные принципы; отраслевые принципы конкурентного права.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Можно выделить общеправовые и специальные принципы регулирования конкуренции. Общеправовые принципы: 1. Принцип свободы экономической деятельности 2. Принцип государственного регулирования рыночных отношений 3. Принцип законности

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Специальные принципы: 1. Принцип поддержки добросовестной конкуренции 2. Принцип недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию рынков и недобросовестную конкуренцию 3. Принцип специального регулирования в сфере естественных и государственных монополий 4. Принцип единого экономического пространства 5. Принцип дифференциации и защиты частных и публичных интересов 6. Принцип эффективности антимонопольного регулирования 7. Принцип запрета злоупотреблений 8. Принцип сочетания предварительного и последующего антимонопольного контроля 9. Принцип защиты отечественных недобросовестной иностранной конкуренции товаропроизводителей от

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Татаринова Светлана Сергеевна, ассистент кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ)

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Признаки предпринимательской деятельности: Родовые признаки – присущи любой свободной деятельности: Самостоятельность Рисковый характер: при этом риск может объективный субъективный Видовые признаки – присущи предпринимательской деятельности: Систематическое получение прибыли Необходимость государственной регистрации быть именно

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) Предпринимательство признается незаконным в одном из следующих пяти случаев: 1) осуществляется без регистрации; 2) осуществляется с нарушением правил регистрации; 3) при регистрации в орган, осуществляющий государственную регистрацию, были представлены документы, содержащие заведомо ложные сведения; 4) осуществляется без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение обязательно; 5) осуществляется с нарушением лицензионных требований и условий.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции ФЗ «О защите конкуренции» № 135 -ФЗ 2006 года дает следующее определение: конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке Конкуренция имеет несколько характерных черт, в том числе: наличие нескольких соперников, принадлежность к одной и той же сфере деятельности, совпадающие цели на рынке.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Существует 4 основных вида конкуренции (структуры рынка): чистая (совершенная) конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; чистая монополия.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Рынок чистой (совершенной) конкуренции Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных, стандартизированных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязать остальным выгодные ему условия сбыта. Препятствия для вступления в отрасль и неценовая конкуренция при чистой конкуренции отсутствуют. Именно так конкурировали некогда ремесленники на базарах древних городов, именно так по сей день конкурируют между собой мелкие производители сельскохозяйственной продукции. Экономисты называют такую конкуренцию совершенной потому, что здесь она развивается без всяких ограничений, и рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать другу свою волю и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены (цены рыночного равновесия). В такой ситуации достоинства рыночных механизмов (впрочем, как и их недостатки) проявляются наиболее полно. Именно рынок совершенной конкуренции наиболее точно описывает взаимодействие спроса и предложения.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Рынок олигополистической конкуренции (олигополия) Если каким то фирмам удалось придумать наиболее привлекающее покупателей разновидности товаров или привлечь за счет низких цен наибольшее число покупателей, они смогут в итоге вытеснить с рынка остальных, менее удачливых продавцов. И тогда эти несколько крупнейших фирм станут хозяевами рынка, ведя конкурентную борьбу лишь между собой. Такая ситуация была характерна, например, для российского рынка легковых автомобилей. Плановые органы СССР сформировали эту отрасль таким образом, что в ней были лишь три основных производителя: «ВАЗ» (изготовитель «Жигули»), «АЗЛК» (изготовитель «Москвичей») и «ГАЗ» (изготовитель «Волги»). Это машины различных классов, и каждый класс машин производится лишь одним заводом. Ситуация олигополии на отечественном рынке легковых автомобилей была разрушена лишь массовым появлением на внутреннем рынке автомобилей иностранного производства. Нетрудно догадаться, что на рынке олигополистической конкуренции возможности покупателей выторговать себе наилучшие условия покупки еще меньше, чем на рынке монополистической конкуренции. Ведь практически весь товар определенного типа производится и предлагается к продаже всего несколькими фирмами, и купить его больше не у кого.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Рынок чистой монополии На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует. Если покупатель не может обойтись без товара, он вынужден будет его покупать даже ценой отказа от других благ.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Признаки ограничения конкуренции (ФЗ «О защите конкуренции» № 135 -ФЗ 2006 г.): сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Монополия (монопольное положение) – это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке. Признаки монополии: Исключительное положение, в которое поставлен хозяйствующий субъект на рынке. Исключительность состоит в том, что он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара; Особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование доминирующего положения в своих интересах. Это проявляется в назначении продавцом монополистом цен, исходя из собственных издержек производства, намечаемых соотношением прибыли и спроса; Несправедливое перераспределению дохода от потребителей монополистической фирме за счет установления монопольных цен; к Исключительное право. Оно может предоставляться государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции ВИДЫ МОНОПОЛИЙ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ в результате регулирующего государства непосредственного воздействия ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ в результате обладания исключительными правами ВРЕМЕННАЯ МОНОПОЛИЯ вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Татаринова Светлана Сергеевна, ассистент кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Понятие и функции рынка. Рынок – это особая форма организации хозяйственной жизни общества, предполагающая взаимодействие экономических субъектов хозяйственных единиц (производителей и потребителей). Рынок – это совокупность всех взаимоотношений между производителями и потребителями товаров и услуг в сфере обмена и реализации товаров. Рынок возникает при условии: 1. Общественного разделения труда. 2. Обособленности производителей, предполагающей ответственность за результаты деятельности. 3. Появления частной собственности. Рынок предполагает равноправие всех субъектов (производителей и потребителей), отношения между которыми выражаются в форме добровольной передачи имущественных прав на частные блага.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Классификации рынков: по экономическому назначению: рынок товаров, рынок труда, денежный ранок и др. ; по организации рыночного обмена: оптовый и розничный рынки; по формам собственности: частный, кооперативный и государственный рынки; по отраслям: текстильный, автомобильный, сельскохозяйственный, компьютерный и другие; по видам конкуренции: рынки совершенной и несовершенной конкуренции (монополистический рынок, олигополистический рынок, рынок монополистической конкуренции); по правовому положению: легальный, «теневой» , криминальный рынки; по географическому положению: местный, региональный, национальный, мировой рынки.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Существует три подхода к определению термина «товарный рынок»: Субъектный подход (экономический) Территориальный подход (легальный, существовал до 1995 г.) Объектный подход (легальный, действующее законодательство)

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Субъектный подход: Рынок – это совокупность отношений между участниками обмена, которые тесно связаны друг с другом через те или иные средства (Р. Барр) Рынок – это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количества товара и услуг (К. Макконелл и С. Брю) Рынок – это эффективный способ связи производства и потребления, в котором определяются потребности общества и возможности производителя, осуществляется общественная оценка эффективности (Р. О. Халфина)

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Территориальный подход: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» предложил разделение товарного рынка на два уровня – республиканский и местный: Республиканский товарный рынок – это сфера обращения товаров в пределах границ РСФСР. Местный товарный рынок – это сфера обращения товаров в пределах границ республики, входящей в состав РСФСР, автономной области, автономного округа, края, области.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Объектный подход: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135 -ФЗ «О защите конкуренции» Товарный рынок – это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 ФЗ)

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Структура и инфраструктура товарного рынка: § Структура – производители, посредники и продавцы. Инфраструктура – это система организаций, обеспечивающая взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и способствующая свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления. Постановление Правительства РФ от 03. 08. 1996 № 936 «О комплексной Программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 33. Ст. 4005. Постановление Правительства РФ от 15. 06. 1998 № 593 «О Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков РФ на 1998 2005 годы» // Собрание законодательства РФ", N 25, 22. 06. 1998, ст. 2910.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. В Комплексной Программе названы следующие подсистемы инфраструктуры товарного рынка: подсистема торговых посредников и складского хозяйства; подсистема информационного обеспечения; подсистема тароупаковочной индустрии; подсистема транспортного обеспечения (рассматривается только в части обеспечения требований к развитию и функционированию инфраструктуры товарных рынков); финансово кредитная подсистема; подсистема организационного обеспечения; подсистема нормативно правового обеспечения.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Порядок определения границ товарного рынка I Этап - определение продуктовых границ рынка: представляет собой процедуру выявления товара (его потребительских свойств) и товаров заменителей, а также формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых оцениваются как один товарный рынок). В основе этой процедуры должно лежать мнение покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей и подкрепляется данными товароведческой экспертизы. Опрос следует проводить по группам покупателей, дифференцированным по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара).

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Примерный перечень показателей, необходимых для изучения товара: Потребительские свойства товара: функциональное назначение; физические параметры (вес, габариты и т. д.); технические и эксплуатационные показатели; цена товара. Условия потребления или эксплуатации товара покупателями: обеспеченность электроэнергией; обеспеченность водоснабжением; обеспеченность услугами по сборке, транспортировке и т. п. ; обеспеченность техническим обслуживанием. Условия реализации товара: через систему оптовой, мелкооптовой торговли; через систему розничной торговли, в том числе фирменные магазины организаций изготовителей; по прямым договорам между продавцами и покупателями, в том числе посредством бартерных сделок.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. II Этап - определение состава продавцов и покупателей. Выявляются все продавцы, функционирующие на товарном рынке, для которого определены продуктовые границы. Если это невозможно, выделяются группы продавцов, и для каждой из них оцениваются объемы продаж, которые в совокупности дают общий объем продаж на данном товарном рынке. Определяются все группы покупателей, приобретающих товар у конкретного продавца. Группировку покупателей следует производить по способам приобретения ими конкретного товара (оптовые покупатели, мелкооптовые, розничные). Состав выделенной группы покупателей уточняется по следующему критерию: каждый покупатель выделенной группы может приобрести товар у любого продавца, реализующего товар на определенном товарном рынке. Наряду с фактически действующими желательно выявить и потенциально возможных продавцов и покупателей на определяемом товарном рынке.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. III Этап – определение географических границ товарного рынка. Географические границы товарного рынка обусловлены экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории, и устанавливают территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар, не имея такой возможности вне этой территории. Территория рынка определяется так же, как и товарная группа: по принципу признания покупателями равной доступности товаров. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, то эти регионы можно рассматривать как один и тот же географический рынок данного товара.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. При определении географических границ рынка, учитываются следующие факторы: возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, т. е. доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу и незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу; возможность перемещения товара между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок: незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю; сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки; отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров и пр. ; сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. Татаринова Светлана Сергеевна, ассистент кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права

Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» № 135 -ФЗ 2006 г.)

Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. Запрет на недобросовестную конкуренцию (ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции» № 135 -ФЗ 2006 г.) 1. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: 1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; 2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; 3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; 4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; 5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. 2. Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. Формы недобросовестнои конкуренции: СУЩЕСТВУЮЩИЙ ПОДХОД НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОПРОЕКТА Введение в заблуждение (п. 2 ч. 1 ст. 14) Дискредитация применения п. 1 ч. 1 ст. 14) Некорректное сравнение (п. 3 ч. 1 ст. 14) (расширение Недобросовестные деи ствия отчуждении имущества при Незаконное использование результатов Недобросовестная конкуренция, интеллектуальнои деятельности (п. 4 ч. 1 связанная с созданием смешения ст. 14) НДК с использованием информации, Использование деловои репутации составляющеи коммерческую или иную другого хозяи ствующего субъекта охраняемую законом таи ну (п. 5 ч. 1 ст. 14) Незаконное использование приобретение и Недобросовестная конкуренция путем прав на средства дезорганизации деятельности

Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОПРОЕКТА Недобросовестные деи ствия при отчуждении имущества деи ствия хозяи ствующих субъектов, направленные на получение преимуществ в предпринимательскои деятельности вследствие безвозмезднои передачи товара другому лицу, если при этом дополнительное оборудование предлагается за плату. направлено на пресечение злоупотреблении под видом благотворительности исключает применение нормы к актам благотворительности, не создающим преимущества для дарителя в дальнеи шем (без необходимости приобретения в дальнеи шем дополнительного оборудования и/или расходных материалов либо без условии об обязательном приобретении их у дарителя либо его представителеи)

Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОПРОЕКТА Недобросовестная конкуренция, связанная с созданием смешения направлено на пресечение деи ствии, влекущих смешение товаров хозяи ствующих субъектов конкурентов как с использованием охраняемых средств индивидуализации, так и путем копирования внешнего вида товара, упаковки, этикетки, наименования, цветовои гаммы, фирменнои одежды, оформления торгового зала, витрины или иных отдельно не охраняемых элементов ранее факты копирования дизаи на, этикетки и т. п. могли быть предметом рассмотрения ФАС России и квалификации на основании п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции как введение в заблуждение, в том числе относительно производителя товара

Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОПРОЕКТА Использование деловои репутации другого хозяи ствующего субъекта касается практики получения преимуществ при осуществлении предпринимательскои деятельности путем использования репутации другого хозяи ствующего субъекта, в том числе не являющегося конкурентом, путем использования принадлежащих ему средств индивидуализации либо путем создания впечатления о причастности к предпринимательскои деятельности такого хозяи ствующего субъекта (о партнерстве, наличии правопреемства и т. п.) требует оценки конкурентнои тактики нарушителя в целом для доказывания направленности деи ствии на получение преимуществ за счет репутации иного лица напправлено на внедрение в России сложившеи ся практики применения положении Парижскои конвенции к защите «гудвилла» , что уже отражено в судебнои практики ВАС РФ, Суда по интеллектуальным правам, ФАС России (дело Vacheron Constantin)

Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОПРОЕКТА Недобросовестная конкуренция путем дезорганизации деятельности хозяи ствующего субъекта (его работников) направлено на пресечение практики подрыва сложившихся деловых, гражданско правовых и иных контрактных связеи хозяи ствующего субъекта путем недобросовестными (незаконными) методами не может быть применено фактам распространения достовернои информации либо, например, к разовым случаям перехода работников к работодателю конкуренту

Лекция 4. Правовые вопросы создания конкурентной среды в сфере коммерческой деятельности

4.1. Правовое регулирование конкуренции на товарном рынке России.

Системообразующим правовым актом антимонополистического законодательства является закон РФ «О защите конкуренции». Данный закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения, пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий деятельности и эффективного функционирования товарных рынков.

Конкуренция – исходное понятие, определяющее сущность рыночной экономики. Степень конкуренции зависит от: экономической модели рынка (совершенный или несовершенный рынок); формы рынка по количественному распространению участников на стороне предложения и спроса (количество продавцов по отношению к количеству покупателей); мотивов конкуренции, которыми руководствуются продавцы и покупатели; предпринимательских реакций на изменения на рынке; степени вмешательства государства в экономические процессы, совершаемые на рынке, и ряда других факторов.

Антимонопольное законодательство определяет понятие конкуренция так: конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Такое понятие конкуренции в наибольшей степени соответствует модели совершенного рынка, которая возможна лишь, когда на рынке много продавцов и много покупателей одного и того же товара.

Продавцы товаров могут принимать определенные меры к тому, чтобы изменять позиции на рынке – это взаимозависимость, совместные действия и т.д. Антимонопольное законодательство запрещает подобные соглашения групп хозяйствующих субъектов, если в совокупности они по их доле на рынке занимают доминирующее положение.

Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более и не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

Конкуренция - одно из важных условий эффективного осуществления предпринимательской деятельности, представляет собой состязательность, возникающую в связи с производством и обменом материальных прав между участниками предпринимательской деятельности.

Конкурентные отношения регулируются и поддерживаются государством. Поддержка государством конкуренции осуществляется посредством предусмотренных законодательством правовых способов. Законодательство, регулирующее конкуренцию, включает в себя:

  • 1) акты антимонопольного законодательства - нормативно-правовые акты, направленные на ограничение монополизации путем государственного контроля за положением субъектов предпринимательства, капиталов и объединением субъектов предпринимательства, предупреждение и преследование монополистической деятельности;
  • 2) законодательство о недобросовестной конкуренции - совокупность нормативных правовых актов, направленных на предупреждение и преследование недобросовестной конкуренции.

Различают конкуренцию:

  • 1) на товарных рынках, т.е. состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке;
  • 2) на рынке финансовых услуг, т е. состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке.

Признаками конкуренции являются:

  • 1) самостоятельные действия;
  • 2) конкурирующие субъекты;
  • 3) существование определенных экономико-правовых сфер предпринимательской деятельности, именуемых рынками.

Особыми методами осуществления предпринимательской деятельности являются конкурентные действия, которые направлены на приобретение субъектами предпринимательства преимуществ в своей деятельности, направленных на получение прибыли путем привлечения спроса покупателей (потребителей) и удовлетворения их потребностей. Различаются следующие конкурентные действия:

  • 1) ценовые действия, при которых субъект предпринимательства снижает продажную цену своего товара, работы, услуги, привлекая к себе покупателей (потребителей) ;
  • 2) неценовые действия. Это другие конкурентные действия, не связанные непосредственно с установлением или снижением цен и выражающие свободный доступ на рынок для осуществления сходной предпринимательской деятельности по удовлетворению потребностей покупателей.

Субъектами конкуренции (конкурентами) признаются лица, имеющие право осуществлять конкурентные действия в виде:

  • 1) хозяйствующих субъектов. Сюда относятся российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, кроме не занимающиеся предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели;
  • 2) финансовых организаций. Это юридическое лицо, которое осуществляет на основании лицензии банковские операции и сделки либо предоставляет услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера.

«СОКРАТ І МИ»

ТЕМА: «ТОЛЕРАНТНІСТЬ ЯК КУЛЬТУРНО-СОЦІАЛЬНЕ ЯВИЩЕ»

ВХІД ВІЛЬНИЙ

ПРОПОНУЄМО ЗВЕРНУТИ УВАГУ НА ТАКІ АСПЕКТИ ПРОБЛЕМИ:

1. Толерантність в міжкультурних комунікаціях

2. Діалог і толерантність

3. Монолог і толерантність

4. Суперечка та толерантність

5. Можливості, крайнощі, межі толерантності

6. Толерантність та збереження гідності

Правовое регулирование конкуренции на товарных рынках.

Статья 8 Конституции РФ провозглашает свободу конкуренции. Право граждан на свободу предпринимательства, закреплённое в п.1 ст.34, обеспечивается запретом экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Ст.10 ГК РФ, устанавливая пределы осуществления гражданских прав, говорит о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции; злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Легальное определение термина «конкуренция» содержится в п.7ст. 4 ФЗ №135«О защите конкуренции»: конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

Конкуренция по своему содержанию противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе и экономической независимости, с другой – стремление самих конкурентов обезопасить себя от конкурентной борьбы, о чем свидетельствует тенденция к объединению усилий, что ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий.
Монополия – исключительное право государства, предприятия, организации на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Как экономическое явление, монополии были известны с древних времен и выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной системе хозяйствования. Но в те времена они являлись скорее исключением, нежели типичным явлением. Широкое распространение монополии получили в позапрошлом столетии.
Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889) и США (1890). Закон Шермана (или «Хартия экономической свободы») в США запрещал любые договоры и объединения, имеющие целью монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, что влекло штраф в размере 5 тысяч долларов (затем он был повышен до 50 тысяч) и тюремное заключение сроком до 1 года.
Современное процветание монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс. Объясняется это тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.
В связи с этим, огромное внимание должно уделяться правовому регулированию данным вопросам, так как конкуренция является одним из главных условий эффективности рыночных экономических отношений хозяйствующих субъектов.
Основополагающим нормативным актом в сфере правового регулирования конкуренции в Российской Федерации является вышеназванный Закон РФ "О защите конкуренции" №135 г. (далее – Закон о конкуренции). Это - комплексный нормативно-правовой акт, включающий в себя положения о пресечении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно ст.4 "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации

Недобросовестная конкуренция по своей природе - это искажение (деформация) конкуренции, т.е. применение нечестных (нелояльных) методов конкурентной борьбы одним конкурентом по отношению к другому. Главная особенность монополистической деятельности (в отличие от недобросовестной конкуренции) - это ограничение конкуренции на рынке вплоть до ее полного устранения. В этой связи представляется неверным мнение, согласно которому монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция одинаково опасны и для интересов конкретных предпринимателей, и для интересов потребителей, и для интересов общества в целом.
Защита от монополистической деятельности преследует в основном интересы всего общества. Защита от недобросовестной конкуренции, наоборот, выражается, прежде всего, в защите частных интересов хозяйствующих субъектов - конкурентов. В данном институте превалирует тенденция защиты частных интересов, хотя пресечение недобросовестной конкуренции благоприятно сказывается на конкурентном правопорядке в целом и в этом смысле положительно влияет на публичные интересы.

В п.1 ст.10 Закона о конкуренции закреплен запрет злоупотребления хозяйствующим субъектом (группой лиц) доминирующим положением на рынке. Этот запрет касается действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Статья 5. Доминирующее положение

1. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

2. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3 , 6 и 6.1 настоящей статьи случаев.

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ)

3. Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Антимонопольный орган (сейчас - Федеральная антимонопольная служба – ФАС России) вправе применять к хозяйствующему субъекту меры воздействия в случаях, прямо не указанных в ст.5 Закона о конкуренции, если действия этого субъекта ограничивают конкуренцию и ущемляют интересы других хозяйствующих субъектов и граждан. Тем не менее, даже наличие неблагоприятных последствий от злоупотребления доминирующим положением не всегда влечет ответственность.

Статья 8 Закона о конкуренции устанавливает запреты на различные виды сговоров хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное влияние на конкуренцию. Существует две формы сговоров: соглашения и согласованные действия. Соглашения представляют собой договоренность между несколькими хозяйствующими субъектами о координации отдельных направлений предпринимательской деятельности. Такая договоренность может быть гласной и негласной, существовать как в устной, так и в письменной форме, в том числе закрепляться гражданско-правовым договором. Согласованные действия – это поведение, обладающее большим сходством и необусловленными причинами, неподвластными воле его носителей (например, публично-правовыми запретами, таможенной или налоговой политикой). Если такие причины существуют, то речь идет только о параллельном поведении – одинаковой защитной реакции участников рынка на те или иные внешние факторы. Подобное поведение состава антимонопольного правонарушения не образует.
Согласованные действия носят скоординированный характер и, как правило, являются итогом и внешним проявлением достигнутой ранее договоренности. Но если антимонопольным органам удалось доказать согласованные действия, то доказывать наличие соглашения не требуется, поскольку для квалификации правонарушения по ст. 6 Закона о конкуренции понятия «соглашения» и «согласованные действия» взаимозаменяемы.
Соглашения, даже если они зафиксированы на бумаге, держатся их участниками в большом секрете и не раскрываются иным лицам со ссылкой на коммерческую тайну. Узнать о них можно лишь в случае предоставления информации и соответствующих доказательств одним из участников. Такая практика существует в Европе и США. Она является своеобразной разновидностью «сделки с правосудием» и основывается на том, что участник-информатор освобождается от ответственности. Учитывая размер штрафов, налагаемых за нарушения антимонопольного законодательства за рубежом, некоторые компании пользуются этой возможностью. К примеру, в 2002 году отдельным решением Комиссии Европейского Союза оштрафован германо-французский производитель лекарственных средств Aventis SA за сговор с немецкой компанией Merck Kga A в отношении цен на метилглюкамин. Сама же компания Merck Kga A избежала наказания, поскольку именно она предоставила комиссии сведения о существовании картеля.
Следует учитывать, что в качестве сговоров могут рассматриваться только соглашения субъектов, обладающих автономией воли, финансовой и организационной независимостью. В связи с этим нельзя рассматривать как сговор отношения между основной и дочерней компанией.
Сговоры запрещаются не только когда они уже привели к негативным последствиям, но и когда они приведут к таким последствиям в будущем.

Государственное регулирование и контроль за деятельностью субъектов естественных монополий осуществляются на основе Федерального закона «О естественных монополиях» от 17 августа 1995г.
Естественная монополия (ст.3 ФЗ)– состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
услуги по передаче электрической энергии;
услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
услуги по передаче тепловой энергии.
Субъектами естественных монополий являются хозяйствующие субъекты (юридические лица), занятые производством (реализацией) товаров в условиях естественных монополий. Если эти лица осуществляют монополистическую деятельность (например, злоупотребляют своим доминирующим положением на товарном рынке) или допускают иные нарушения антимонопольного законодательства, то их деяния следует квалифицировать и пресекать в соответствии с нормами Закона о конкуренции на товарных рынках.
Помимо специального законодательства, нормы, определяющие антимонопольные требования при осуществлении предпринимательской деятельности, содержатся в иных нормативно-правовых актах: ст.32 ФЗ «О банках и банковской деятельности», ст.5 ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», ст.15, 17, 20 ФЗ «О связи», ФЗ «О рекламе» и др.

В заключение хотелось бы отметить, что конкуренция является наиболее приемлемым средством регулирования основных экономических процессов, распределения материальных благ, удовлетворения потребностей потребителей. Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание – экономический закон рыночного хозяйства. Конкуренция – двигатель экономического прогресса. Смысл конкурентных отношений заключается в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы выявляются не только победители - счастливые соперники, приумножившие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, инфляция… Очевидно, что конкуренция не способна к саморегуляции в необходимой степени, поэтому для обеспечения оптимального функционирования рынка требуется специальное законодательное регулирование отношений, существующих в условиях конкуренции.