Предмет финансовых правоотношений. Финансовое правоотношение, его субъекты и объекты. Объект финансового правоотношения

Категория правоотношений является центральной в правовой науке вообще и во всех отраслях права в частности. Правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормой права, всегда есть единство формы и содержания. В процессе правового регулирования норма права может предоставить имеющимся общественным отношениям, которые не требовали ранее правового оформления, правовой формы. Норма устанавливает обязательность определенных действий, необходимых в процессе определенного вида деятельности, придает форму правоотношений общественным отношениям. В связи с расширением сферы правового регулирования в современном обществе общественные отношения могут быть только в виде правоотношений.

В финансовых правоотношениях, как и в других, имеется единство материального содержания и юридической формы. Поскольку правоотношения являются формой общественных отношений, урегулированных нормами права, последние могут влиять на поведение людей через неотделимость правовых и фактических отношений.

Правовая форма реальных финансовых отношений определяется не только их содержанием, но и необходимостью государства в обеспечении материальных условий жизни общества, которые устанавливаются для конкретного вида отношений в той или иной форме.

Совокупность особенностей финансовых отношений (всегда денежных отношений: как распределительных отношений, с особым субъектным составом и т.д.), существенно отличает их от всех других общественных отношений и позволяет определить предмет регулирования финансового права как систему специфических денежных отношений, непосредственно связанных с образованием, распределением и расходованием государственных фондов средств. То есть финансовым правом регулируются только организационно-имущественные отношения, возникающие из властной деятельности государства в лице полномочных органов о создании и использовании ею фондов средств.

Финансовые отношения всегда цельные, системные и формально определены, поскольку четко регулируют связи, формируются между субъектами. Финансово-правовые отношения является сложной и специфической системой правовых образований, составляющих структуру финансового права. Общие принципы построения системы финансового права, формы и методы осуществления финансовой деятельности государством, наличие специфических групп норм внутри этой системы дают основания рассматривать финансовое право не только как самостоятельную отрасль, но и как подсистему права.

С позиций теории права, подотрасль финансового права является узкой группой норм, чем отрасль, ведь является лишь частью той сферы отношений, которые регулируются нормами всей отрасли права. Выделение подотраслей и правовых институтов в финансовом праве обусловлено социально-экономической спецификой каждого звена системы финансов. Соответственно, можно назвать бюджетные, налоговые, кредитные, расчетные и другие отношения.

Финансовые правоотношения в механизме правового воздействия на государственные финансы выполняют три основные функции: 1) определяют круг лиц, на которых в конкретное время распространяется действие ФПН; 2) закрепляют конкретное поведение юридических лиц и граждан в области мобилизации, распределения и расходования фондов денежных средств, которой они должны следовать; 3) является условием для возможности приведения в действие юридических средств обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей участников финансовых отношений.

Материальное содержание финансовых правоотношений - поведение субъектов, а юридический - субъективные права и юридические обязанности участников, установленных финансово-правовыми нормами. Субъективные права является мерой должного финансовом или финансово-кредитном органу поведения для удовлетворения интересов государства. Другой участник наделен степени дозволенного поведения, обеспеченной его юридическими обязанностями и возможностью применения императива со стороны государства. В налоговых правоотношениях налоговый орган является носителем субъективных прав и наделен мере надлежащего поведения - осуществление контроля за взиманием налогов. В свою очередь налогоплательщик является носителем юридической обязанности и наделенный мере надлежащего поведения - в установленных законом случаях самостоятельно вычислить сумму налога, своевременно уплатить его в бюджет соответствующего уровня и подать налоговую отчетность.

В процессе регулирования общественных отношений могут сформироваться два основных типа связи между субъективными юридическими правами и обязанностями. В частности, если правовое регулирование направлено на закрепление и упорядочения общественных отношений, возникают правоотношения "пассивного типа". Определенным участникам предоставляются права на позитивные действия, а на всех остальных полагаются пассивные обязанности - воздерживаться от определенных действий. Так, к правоотношениям пассивного типа относятся финансовые отношения, закрепляющие компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в сфере финансовой деятельности государства.

С другой стороны, если правовое регулирование направлено на то, чтобы обеспечить в правовом аспекте развитие, динамику общественных отношений, возникают правоотношения "активного типа". На определенных участников полагаются активные юридические обязанности - осуществление позитивных действий, а содержание субъективного права состоит в возможности требовать такого поведения от обязанного лица. Итак, в содержании правоотношений активного типа главное юридические обязанности. Субъективное право другого участника заключается в возможности требовать от обязанного лица их выполнения. Правоотношениями активного типа налоговые отношения.

Объект финансовых правоотношений - фонды средств, которые формируются, распределяются и используются в результате реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников финансовых отношений. Учитывая значение финансовой деятельности для функционирования государства, объект финансовых правоотношений всегда будет связан с интересом государства.

Субъекты финансовых правоотношений - юридические и физические лица, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. С одной стороны, участником финансовых отношений являются субъекты, представляющие интересы государства в сфере государственных финансов, в частности Министерство финансов, Государственное казначейство, НБУ и т.д., с другой - юридические и физические лица, которые, выполняя возложенные на них юридические обязанности, способствуют мобилизации и использованию финансовых ресурсов. Так, субъектами финансовых отношений могут быть как налогоплательщики - предприятия, организации, граждане (в т. Ч. Резиденты и нерезиденты), так и учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Отдельные правовые институты или подотрасли финансового права имеют особенности относительно субъективного состава. Так, участниками бюджетных отношений могут быть исключительно юридические лица, физические лица в них не участвуют.

Для возникновения финансовых правоотношений необходим юридический факт (жизненные обстоятельства, приводящие в действие нормы права, в результате чего наступают определенные последствия - возникают, изменяются или прекращаются правовые отношения), который состоит из действий и событий.

Действия делятся на правомерные и неправомерные.

Правомерны ли действия - волевое поведение, предусмотрена ФПН:

Юридические акты - правомерное действие участника финансовых правоотношений, направленная на получение правового результата. Юридические акты могут быть индивидуальными (смета бюджетного учреждения, налоговая декларация налогоплательщика, акт ревизии, составленный контролером Счетной палаты Украины и т.д.) и не индивидуально;

Юридические поступки - правомерное действие, что приводит правовые последствия, связанные с фактом волевого действия, которая не зависит от желания субъекта отношений. Например, юридическим поступком будет дачи показаний должностным лицом налогоплательщика по уплате обязательных платежей.

Неправомерные действия является поведением, не соответствует требованиям ФПН. Это, в частности, несвоевременное представление налоговой отчетности налогоплательщиком, нецелевое использование бюджетных средств, нарушение срока возврата банковского кредита.

Юридические события - обстоятельства, которые не зависят от воли их участников, но влекут за собой возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений.

Итак, финансовые правоотношения - это урегулированные ФПН общественные отношения, участники которых выступают носителями юридических прав и обязанностей в сфере мобилизации, распределения и расходования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Объект правоотношения – это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом управомоченной стороны и является благом, находящимся в ее распоряжении и охраняемым государством. Объекты финансовых правоотношений разнообразны. Чаще всего о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм, ибо они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой финансово-правовой норме.

Объектом могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта финансового права: вещи, деньги, ценные бумаги, работа, услуги, доход, добавленная стоимость и др. Например, по финансовому законодательству централизованные и децентрализованные финансы – объект имущественных финансовых правоотношений; по банковскому законодательству для банков объект – ценные бумаги, выпуск и использование которых используются для извлечения прибыли; по законодательству о налогах и сборах объектом являются налоги, которые исчисляются и уплачиваются в бюджет физическими и юридическими лицами.

В качестве объектов могут быть и действия людей (работа, услуги и т.п.). Например, объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности:

  • а) с обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности; риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам);
  • б) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).

При совершении противоправных действий осуществляется посягательство на материальные или нематериальные блага. В целях защиты субъективного права в отношении соответствующих объектов компетентные органы принимают индивидуальные решения в рамках охранительных правоотношений. Например, решения о взыскании налогов и сборов, об отзыве лицензии у банка за нарушение ведения банковских операций, о привлечении к ответственности по итогам выездной налоговой проверки за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Субъекты финансовых правоотношений – это их участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Их называют также субъектами права. Следовательно, субъектом финансового правоотношения является индивидуально определенный реальный участник конкретного правоотношения.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть юридические и физические лица и, как исключение, социальные общности.

Статус субъекта (участника) финансового правоотношения содержит в себе определенную правовую характеристику, состояние относительно нрава.

Субъекты финансового правоотношения имеют определенные права и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантируют планомерное аккумулирование, распределение и использование государственных (муниципальных) денежных фондов в публичных целях, т.е. обладают правосубъектностью в финансовой сфере.

Финансовая правосубъектность – предусмотренная нормами финансового права способность (возможность) быть участником финансовых правоотношений.

Финансовая правосубъектность представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов: финансовой правоспособности и финансовой дееспособности. Финансовая правоспособность – это предусмотренная нормами финансового права способность субъекта иметь финансовые права и нести обязанности, предусмотренные финансово-правовыми актами. Возникает она с момента рождения и прекращается смертью физического лица. Финансовая дееспособность – предусмотренная нормами финансового права способность и юридическая возможность субъекта самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Для физического лица характеризуется достижением определенного возраста и возможностью самостоятельно отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

Финансовая правосубъектность, таким образом, выступает своеобразным правовым средством включения субъектов финансовых правоотношений в сферу правового регулирования финансового законодательства и является обязательной предпосылкой финансово-правового статуса.

Финансово-правовой статус – установленная законодательством совокупность прав и обязанностей физических лиц и организаций, предметов ведения и полномочий государственно-территориальных образований и их органов, непосредственно закрепляемых за конкретными субъектами финансового права.

Основная часть субъектов финансовых правоотношений – физические лица. К ним относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Финансово-правовой статус физических лиц включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и нормах финансового права. Например, статус налогоплательщика физическое лицо получает при наличии имущественных благ (при получении дохода, приобретении в собственность движимого и недвижимого имущества).

Среди субъектов финансового права – физических лиц – выделяются особые группы – индивидуальные предприниматели и финансовые резиденты.

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В финансово-правовых отношениях индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, субъектами банковских и расчетных правоотношений. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и, как следствие, установление государственного контроля за подобной деятельностью позволяют индивидуальным предпринимателям приобретать статус аудиторов, получать лицензии на проведение отдельных валютных операций, осуществлять профессиональную деятельность на рынке государственных ценных бумаг и т.д.

Понятие "финансовые резиденты" нормативно не определено, однако применяется налоговым и валютным законодательством и служит важным элементом правового статуса участников финансовых отношений. По общему правилу, налоговыми и валютными резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Физические лица вступают в различные финансовые правоотношения как напрямую, так и опосредованно. Наибольшее число индивидуальных субъектов участвует в налоговых, банковских, валютных, кредитных отношениях.

Юридические лица как субъекты финансовых отношений характеризуются специальной правосубъектностью.

Специальная правосубъектность организаций в финансовой сфере выражается в их компетенции, т.е. совокупности полномочий, прав, обязанностей, которыми наделены организации для осуществления своих функций, достижения поставленных перед ними целей. Организации различаются по компетенции, закрепленной в нормативных актах: законе, уставе, положении и т.п.

Организации могут быть государственными и негосударственными.

Как субъекты финансовых правоотношений они могут быть подразделены па следующие группы.

Первая группа. Государство в целом. Российская Федерация и субъекты РФ могут быть участниками финансовых правоотношений.

Применительно к финансовому праву государство в целом является субъектом относительно: материальных и процессуальных бюджетных прав; установления федеральных налогов и сборов; взимания налогов; возврата и ответственности за излишне взысканные налоги и сборы; государственного кредита; денежной эмиссии; валютного регулирования. Таким образом, Российская Федерация выступает в качестве суверена казны, причем применительно к различным сферам финансовой деятельности эти критерии присутствуют как в совокупности (например, в бюджетном праве), так и отдельно (например, в отношении денежной эмиссии или государственного кредита). Российское государство – субъект финансового права не только в целом, но и посредством субъектов РФ, через которые также реализуется суверенитет Российской Федерации. Субъекты РФ являются субъектами финансового права также в бюджетных отношениях, в отношениях по установлению и взиманию региональных налогов и сборов, а также в отношениях по поводу государственного кредита.

Вторая группа. Органы государства, выполняющие функции управления и принуждения, обладающие властными полномочиями в сфере финансов и финансовой деятельности (законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные и иные органы федерального и регионального уровня). Они выступают субъектами финансовых отношений при распределении бюджетных средств, проведении финансового контроля, выдаче кредитов. К ним относятся: Президент РФ, Правительство РФ, органы управления в финансовой сфере (Минфин России, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора).

Третья группа. Государственные и муниципальные предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Государственные и муниципальные предприятия осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Этот Федеральный закон определяет в соответствии с ГК РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Четвертая группа. Муниципальные образования. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет муниципальное образование как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения.

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Особый правовой статус муниципальных образований проявляется в том, что именно к ведению муниципальных образований относятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления, для реализации которых ему необходимо осуществлять финансовую деятельность, т.е. быть субъектом финансового права.

Муниципальное образование является субъектом финансового права относительно: формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования, контроля за исполнением данного бюджета; владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; выпуска муниципальных займов; финансовой деятельности муниципальных предприятий. Права и обязанности муниципальных образований как субъектов финансового права от их имени реализуют соответствующие органы местного самоуправления либо непосредственно население муниципального образования.

Пятая группа. Общественные объединения. К ним относятся общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, политические партии. Все они наделяются специальной правосубъектностью (компетенцией) для реализации задач и целей, ради которых они созданы. Многие из них признаются в качестве юридических лиц, следовательно, выступают в качестве субъектов финансово-имущественных правоотношений.

Организация и деятельность общественных объединений регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Предметом регулирования этого Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию общественных объединений.

Шестая группа. Коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческая организация – юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческая организация – юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющее полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Российское законодательство допускает создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

Реферат

По дисциплине: Финансовое право

Тема: Финансовые правоотношения

1. ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

1.1 П онятие финансовых правоотношений

В силу созидательной деятельности членов общества между ними неизбежно возникают общественные отношения. Такие отношения возникают по поводу благ, которые могут быть материальными, нематериальными и личными. Но чтобы возникло правоотношение, необходимы определенные предпосылки. Таковыми являются нормы права, юридические факты и правосубъектность.

В результате взаимодействия финансово-правовых норм на финансовые отношения последние приобретают форму правоотношения.

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных фондов денежных средств.

Данные правоотношения возникают и развиваются исключительно в сфере финансового права.

По содержанию финансово-правовых норм финансовые правоотношения подразделяются на: материальные, через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового права (они возникают на основании материальных норм финансового права); процессуальные, в которых выражается юридическая форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права (они возникают на основании процессуальных норм).

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:

возникают в процессе финансовой деятельности государства;

одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства(финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти;

они почти всегда возникают по поводу денег - денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п.

Эти три отличительные черты, рассматриваемые в совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органов государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют цель не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей, поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный (организационный) и имущественный.

Финансовая деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, возникают, изменяются, прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денежных средств в доход государства.

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:

бюджетные;

налоговые;

в области страхования;

кредита (государственного и банковского)

расчетов, регулируемых финансовым правом;

финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования;

контрольные.

1.2 С труктура финансового правоотношения

Структура финансового правоотношения объективно имеет четыре необходимых элемента: субъекты, объект, право, обязанность.

Структура финансовых правоотношений может быть простой и сложной. Простая структура - это такая структура правоотношения, в котором участвуют две стороны, сложная структура правоотношения - такая структура правоотношения, в котором участвуют несколько сторон.

Субъекты финансовых правоотношений - это государство, различные организации и учреждения, физические и юридические лица, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Но не все индивиды и организации могут быть субъектами финансовых правоотношений. Это происходит из-за ограничения правоспособности и дееспособности.

Субъектами финансовых правоотношений по российскому законодательству могут быть следующие виды субъектов:

Государство представляет собой субъект правоотношений особого рода, что обусловлено рядом причин. Основной причиной тому является правовая природа государства. Будучи особым способом организованной политической властью, государство возникло и существует для осуществления властных функций с целью обеспечить устойчивость и стабильность существования самому себе. Поэтому между государством и другими лицами (юридическими и физическими) возникают отношения власти и подчинения, то есть один из видов правоотношений.

Государство в целом становится субъектом финансовых правоотношений, когда оно регулирует их между Российской Федерацией и субъектами Федерации, между ними и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов, компетенция которых в области финансов установлена Конституцией Российской Федерации и конституционными правовыми актами субъектов Федерации, а также законодательными и другими нормативными актами.

Как субъект финансового права государство выступает также через специальные управомоченные финансовые органы (кредитные организации), представляющие интересы государства.

Финансовый орган (кредитная организация), осуществляет эти правомочия независимо от того, кто является второй стороной финансовых правоотношений - государственный орган, хозяйствующий субъект или физическое лицо.

Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, - это тоже участники финансовых правоотношений. Субъектами в этих правоотношениях выступают распорядители бюджетных средств, которые несут ответственность за правильное их расходование в меру фактических потребностей, за постановку учета и отчетности расходуемых по смете ресурсов.

Физические лица. Таковыми являются индивиды, к которым относятся граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации. При этом следует отметить, что индивидуальный субъект правоотношения понятие не физическое, а юридическое. Это свойство индивида, которое обусловлено объективным правом. Совокупность всех принадлежащих гражданину прав и обязанностей называется правовым статусом. Данная категория применяется для определения положения лица в обществе. Но применительно к правоотношениям используют понятия, обозначаемые терминами "правоспособность" и "дееспособность".

Предпосылкой возникновения правоотношений является правосубъектность. Под правосубъектностью понимается способность субъекта иметь юридические права и обязанности. Однако в понятие правосубъектности, в свою очередь, входят такие компоненты, как правоспособность и дееспособность.

Правоспособность - это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она возникает при рождении индивида и прекращается его смертью. При этом правоспособность не есть естественное право. Правоспособность вытекает из объективного права. В ней сосредоточены те юридические права и обязанности, которые может иметь субъект. Но для возникновения правоотношения этого еще не достаточно, так как субъект должен обладать и дееспособностью, то есть быть дееспособным.

Дееспособностью называется признаваемая нормами объективного права правоспособность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями, осуществлять юридические права и обязанности.

Субъектами правоотношения наряду с гражданами Российской Федерации могут быть иностранцы (или лица без гражданства), проживающие и работающие в Российской Федерации или имеющие на территории Российской Федерации разрешенные законом источники доходов, если особыми соглашениями они не освобождаются от уплаты налогов.

Юридические лица. Юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитражном суде и третейском суде.

В развитом гражданском обществе юридические лица могут быть публичными и частными.

Публичные юридические лица создаются по инициативе и на средства государства или муниципалитетов для выполнения определенных общественно необходимых задач в интересах государства и общества, муниципального образования, то есть в интересах всех членов общества. Такие юридические лица, как правило, представляют собой государственные и муниципальные учреждения и организации, например, органы государственного аппарата, правоохранительные органы, министерства и ведомства, муниципальные учреждения и предприятия. Этим объясняется их большая по сравнению с остальными юридическими лицами стабильность, направление их деятельности не зависит от воли их сотрудников и руководства, так как воля и методы их деятельности определены их учредителями - государством или муниципалитетами.

Частные юридические лица созданы с целью получения прибыли. Такие юридические лица создаются по инициативе и на средства ограниченного круга лиц или одного лица. Поэтому организации такого рода обладают большей оперативной гибкостью. И если такое юридическое лицо не в состоянии выполнять свои задачи, то есть приносить прибыль либо обеспечивать иные интересы учредителя, то оно, как правило, ликвидируется.

Объект финансовых правоотношений - это то, на что воздействует правоотношение. Для осознания того, что же является объектом финансового правоотношений необходимо определить, прежде всего, объект правовых норм. Общеизвестно, что правовые нормы регулируют общественные отношения, следовательно, объектом воздействия правовых норм является поведение людей. Посредством таких общественных отношений его субъекты удовлетворяют свои потребности. Такие потребности могут иметь общественный и личный характер. Правовые же нормы очерчивают сферу возможного поведения для такого удовлетворения потребностей, а субъект волен действовать внутри этой сферы так, чтобы обеспечить свои интересы с наибольшей эффективностью. И реализуя права, закрепленные в правовых нормах, один субъект вступают в отношения с другими субъектами.

По особенностям объекта финансовые правоотношения подразделяются на: имущественные, объектом которых непосредственно являются деньги - налог, бюджетный кредит, трансферт и т.д.; неимущественный, объектом которых являются не деньги, а иные явления, связанные с деньгами, - проект бюджета, закон о бюджете, финансовый контроль и т. д.

Субъективное право и юридическая обязанность есть элементы структуры финансового правоотношения. Они выделяются из остальных общественных отношений благодаря тому, что они введены в сферу правового регулирования и обеспечиваются мерами государственного принуждения.

Субъективное право - принадлежащая субъекту мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.

Субъективное право имеет три разновидности:

1) возможность положительного поведения управомоченного для удовлетворения своих интересов;

2) возможность управомоченного требовать определенного поведения от обязанных лиц в целях удовлетворения своих законных интересов;

3) возможность управомоченного обратиться за защитой своих нарушенных субъективных прав к компетентным органам.

Под возможностью положительного поведения понимается возможность совершать действия, не выходящие за рамки дозволенного поведения, для удовлетворения своих интересов.

Под возможностью требовать определенного поведения от правообязанных лиц понимается возможность предъявлять требования в "Отношении выполнения обязанности. Например, лицо, которому был причинен вред, вправе предъявить требование (претензию) о возмещении вреда лицу, причинившему вред. Заимодавец вправе предъявить требование просрочившему должнику о погашении долга и т.д.

Под возможностью управомоченного лица обратиться за защитой своих нарушенных субъективных прав понимается возможность защищать свои права в судебном и внесудебном порядке и требовать присуждения или обязания правообязанного совершить необходимые действия.

Юридическая обязанность. Субъективному праву как мере дозволенного поведения соответствует юридическая обязанность как мера необходимого, должного поведения. Ведь для осуществления субъективного права управомоченного субъекта необходимо наличие субъекта, который бы совершил необходимые действия (либо воздержался от определенных действий).

Юридическая обязанность - это предусмотренная законодательством и охраняемая законом необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом).

1.3 Ю ридические факты

Финансовые правоотношения не возникают произвольно. Для того чтобы правоотношение возникло, необходимы определенные условия. Такими условиями являются определенные события и факты.

Юридические факты - это конкретные жизненные ситуации, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты определяются и формулируются в гипотезах правовых норм.

Так, возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Федеральный закон «О федеральном бюджете», который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог. Как событие может рассматриваться, например, увеличение числа иждивенцев в семье, что ведет к уменьшению налога на доходы физических лиц, то есть данное событие имеет финансово-правовое отношение.

Изменение финансовых правоотношений также происходит на основание нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

События - это юридические факты, происходящие независимо от воли людей. Таковыми можно считать рождение или смерть человека, достижение совершеннолетия и иных возрастных рубежей, явления непреодолимой силы.

Действия - это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей.

Прекращение финансовых правоотношений связано, например:

с погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

выполнение задания по государственным доходам, по бюджету или внебюджетным фондам;

использованием выданных бюджетных ассигнований;

осуществление компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т.д.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ

Функционирование государственного и муниципального кредита ведет к образованию государственного и муниципального долга. Под государственным долгом понимается долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

2.1 Классификация долгов

Принято классифицировать государственный долг по различным основаниям. По объему долговых обязательств государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и не погашенных долговых обязательств, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В зависимости от субъектов-кредиторов и валюты платежа государственный долг делится на внутренний и внешний.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках и валюте других государств. При размещение таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Внешние заимствования Российской Федерации законодатель определяет как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Заемные средства мобилизуются в основном двумя способами:

размещением долговых ценных бумаг;

получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают общегосударственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Федерации и муниципальный долг.

По срокам государственный долг делится на краткосрочный - до 1 года, среднесрочный - от 1 года до 5 лет и долгосрочный- от 5 до 30 лет, для муниципальных образований - до 40 лет.

2.2 С остав государственного долга

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации долговые обязательства, образующие государственный долг Российской Федерации, могут выступать в форме:

кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

договоров и соглашений о получение Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставление Российской Федерацией государственных гарантий;

договоров и соглашений, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерацией, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

2.3 С остав долга субъекта федерации

Под государственным долгом субъекта Федерации понимается совокупность долговых обязательств субъекта Федерации, которые полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта Федерации имуществом. Данные долговые обязательства могут осуществляться в форме:

государственных займов субъекта Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Федерации;

договоров и соглашений о получение Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставление государственных гарантий субъекта Федерации;

соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства субъекта Федерации не могут превышать 30 лет.

2.4 С остав муниципального долга

Под муниципальным долгом понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые, в свою очередь, могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров;

займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

договоров и соглашений о получении муниципальными образованиями бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставление муниципальных гарантий.

Названные долговые обязательства не могут превышать 10 лет.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований, если указанные обстоятельства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Федерации и муниципальные образования также не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований страны на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации установил, что долговые обязательства государства могут выступать в форме предоставления государственных гарантий.

Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. В последние годы Российская Федерация выступает гарантом и по долговым обязательствам различных юридических лиц. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997г. «О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам» в целях укрепления финансовой дисциплины, создания обоснованного механизма предоставления гарантий или поручительств Правительство Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам гарантии или поручительства не предоставляются организациям, имеющим задолженность в федеральный бюджет либо государственные внебюджетные фонды. Предоставление гарантий осуществляется на конкурсной основе. Общая сумма гарантий Российской Федерации включается в состав государственного внешнего долга, а в иностранной валюте - в состав государственного внешнего долга.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживанию государственного и муниципального долга Российской Федерации.

финансовый правоотношение долг конверсия

2.5 У правление государственным и муниципальным долгом

Управление государственным и муниципальным внутренним долгом - совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска и размещения долговых обязательств Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательными актами.

К основным методам управления государственным долгом относятся следующие.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, т.е. к погашению старой задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга.

До ведения в действие Бюджетного Кодекса Российской Федерации использовались методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка и аннулирование.

Конверсия - изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого своим кредитором.

Государство заинтересовано в получение займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.

Совместно с консолидацией может проводиться и унификация, т.е. объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.

В настоящее время законодательством предусмотрена реструктуризация долга, под которой понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения.

Основным методом регулирования внешнего долга является его реструктуризация. Наряду с этим мировая практика использует метод конверсии внешнего долга, под которой понимается механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительных для экономики государства. Возможны разные формы: конверсия долга в инвестиции, погашением его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, собственность, облигации и др. Существует также практика обмена долга на собственность, т.е. иностранная компания покупает внешний долг страны на вторичном рынке, затем предъявляет его для погашения в Центральный банк, который оплачивает его национальной валютой, направляемый затем для финансирования инвестиций в стране - должника.

Обслуживание государственного долга производится Центральным банком Российской Федерации и его учреждениями, если иное не установлено правительством, посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного внутреннего долга Российской Федерации осуществляется парламентом страны.

Правительство страны должно ежегодно публиковать данные о состоянии государственного внутреннего долга.

Верхний предел государственного внутреннего долга устанавливается высшим представительным органом при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

В целях оптимизации расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга Российской Федерации, своевременного выполнения государством обязательств перед внутренними и внешними кредиторами, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 245 « О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации» в Министерстве финансов создана система управления государственным долгом для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных заимствований. Министерству финансов разрешено резервировать часть поступлений от размещения внешних и внутренних государственных ценных бумаг на отдельном счете в Центральном банке Российской Федерации с использованием этих средств только для проведения операций по снижению стоимости обслуживания государственного долга. Наряду с этим Министерству финансов разрешено проводить совместно с Центральным банком Российской Федерации операции на внутреннем рынке с государственными ценными бумагами, направленные на стабилизацию и последовательное снижение уровня процентных ставок. На Министерство финансов возложена обязанность обеспечить единство планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации

2. Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997г. «О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам»

3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 245 « О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации»

4. Л. А. Дробозиной. Финансы: учеб. Для вузов / под ред. С. 204.

5. В. М.Карасева. Финансовое правоотношение. М.,2001.

6. Хропанюк В.Н., Теория государства и права., Москва, 1993.

7. Алексеев С.С., Государство и право., Москва, 1993.

8. Суханов Е.А., Гражданское право (в двух томах)., Москва, 1993.

10. Гражданский кодекс РФ.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и признаки правоотношения. Предпосылки возникновения правоотношений. Юридические факты. Содержание правоотношения. Субъекты права. Объекты и виды правоотношений. Признаки юридической обязанности. Разновидности дееспособности и правоспособности.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2009

    Классификация финансово-правовых норм. Финансовые правоотношения. Юридические факты в финансовом праве. Классификация финансовых правоотношений. Субъекты финансового права. Защита прав субъектов финансовых правоотношений. Норма финансового права.

    реферат , добавлен 02.06.2008

    Коллективные и индивидуальные субъекты правоотношений. Понятия физических и юридических лиц. Особенности частичной дееспособности. Субъективное право и субъективные обязанности. Юридические факты, их понятие и разновидности. Признаки правонарушения.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Понятие и признаки правоотношений. Предпосылки правоотношений. Юридические факты. Виды правовых отношений. Правоотношения составляют основную сферу общественной цивилизованной жизни.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2002

    Правовые отношения, как особая форма общественных отношений. Правовые нормы и правоотношения. Состав и содержание правоотношений. Классификация правоотношений. Предпосылки правоотношений, юридические факты, презумпции.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2006

    Понятие трудового договора как юридического факта. Сложные юридические составы в качестве основания возникновения трудовых правоотношений. Юридические факты и юридические составы, прекращающие трудовые правоотношения, их характеристика и особенности.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2016

    Понятие правоотношения и классификация его видов. Субъективный состав - состав и виды участников, момент становления участниками правоотношения, их объём правоспособности дееспособности и субъектоспособности, необходимый для участия в правоотношении.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2008

    Понятие и структура финансово-правовых норм, их виды. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и классификация. Содержание финансового правоотношения как способа реализации финансового права. Защита прав субъектов финансовых правоотношений.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2011

    Понятие, основные признаки и классификация правоотношений. Субъективные юридические права. Отличительные особенности многостороннего правоотношения. Субъекты права и участники правоотношений. Объекты правоотношений: юридические факты; юридические составы.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2010

    Понятие и особенности финансовых правоотношений. Виды финансовых правоотношений: бюджетные, налоговые правоотношения, отношения по страхованию, валютные правоотношения, правоотношения в области банковской деятельности. Нормы финансового права.

При изучении любого правоотношения в юридической науке уделяется значительное внимание их классификации по различным основаниям, поскольку это связано с углублением познания сущности изучаемого явления и позволяет наиболее детально охарактеризовать категория правоотношения и представить полную картину явления.

Как и финансово-правовые нормы финансовые правоотношения весьма многообразны, что предопределяет их обширную классификацию.

Исходя из функций, выполняемых нормами права, финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные налоговые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений. С помощью данного вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права. Учитывая, что финансовое право призвано регулировать определенную группу экономических отношений, т.е. закрепить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях и т.д., основная масса финансово-правовых отношений является регулятивной.

Охранительные финансовые правоотношения обозначают правовую связь между государством в лице специального органа и правонарушителем в процессе выявления факта нарушения финансового законодательства, а также применения к нарушителю санкций и иных мер финансово-правового принуждения. Охранительные финансовые правоотношения выполняют обеспечительную функцию, способствуя реализации регулятивных финансовых правоотношений.

В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние подразделяются на материальные и процессуальные.

Кматериальным относятся правоотношения, возникающие на основе материальных финансово-правовых норм, и определяющие объективную связь между субъектами, участвующими в финансовой деятельности государства посредством закрепления соответствующих прав и обязанностей (например, обязанности налогоплательщика уплачивать налог и права налогового органа требовать его уплаты).



Процессуальные финансовые правоотношения, являясь вторичными по отношению к материальным, служат гарантией реализации последних и отражают юридически-процессуальную форму финансовой деятельности государства, которая преломляется в соответствующие направления в виде, например, бюджетного процесса.

По своему характеру финансовые правоотношения классифицируются на абсолютные и относительные. Абсолютными правоотношениями являются те, в которых управомоченному лицу противостоит неопределенный или относительно определенный круг лиц (например, отношения между государством и налогоплательщиками, в которых государственные органы вправе требовать уплаты налоговых платежей от неограниченного круга плательщиков). Относительными финансовые правоотношения являются те, в которых управомоченному лицу противостоит определенный носитель финансовой обязанности (например, при осуществлении финансового контроля складываются отношения между специально уполномоченным государственным органом и проверяемым субъектом).

В зависимости от сфер финансовой деятельности государства финансовые правоотношения могут быть классифицированы на бюджетные, налоговые, в области государственного страхования, государственного кредита, финансовые правоотношения по поводу государственных расходов, регулирования денежного обращении, расчетов, в сфере валютного регулирования

Финансовое правоотношение является сложным общественным отношением, складывающимся из ряда элементов, образующих его состав. В структуру финансовых правоотношений включаются следующие элементы: субъект; объект; содержание.

Субъект финансового правоотношения - это индивидуально определенный участник конкретного правоотношения, являющийся носителем финансовых прав и обязанностей. В юридической науке существуют две противоположные точки зрения на соотношение понятий «субъект права» и «субъект правоотношения». С.Ф. Кечекьян полагал, что эти понятия тождественны: «Становясь обладателем определенных прав, лицо только реализует ту способность, которая ему была присуща и раньше, и не приобретает никаких новых качеств, кроме тех, которые целиком связаны с содержанием приобретаемых им прав и возлагаемых на него обязанностей… Таким образом, под субъектом права следует понимать: лицо, а) участвующее или б) могущее участвовать в правоотношении. Поскольку под субъектом права понимается лицо, могущее быть участником правоотношения, понятие это сливается с понятием правоспособности» [Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1958. С. 84 ]. В настоящее время более распространена иная трактовка, согласно которой категория «субъект права» считается шире категории «субъект правоотношения», так как помимо области реализации права включает в себя такую характеристику лица, которая предопределяет саму возможность его участия в правоотношении, о чем писала еще Р.О. Халфина [Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М.: Юридическая литература, 1974. С. 114 ].

Вступая в конкретное финансовое правоотношение, субъект финансового права приобретает новые свойства, но не теряет при этом качеств, которыми он обладал до вступления в них. Следовательно, понятие «субъект финансового права» по своему объему больше, чем понятие «субъект финансового правоотношения» в русле трансформации возможности в действительность, которая происходит при переходе субъекта финансового права в субъект финансового правоотношения. В то же время не стоит противопоставлять данные категории, которые соотносятся как общее и частное. Понятия «субъект финансового права» и «субъект финансового правоотношения» взаимосвязаны, поскольку, как правило, субъекты финансового права становятся субъектами финансовых правоотношений при реализации своих юридических прав и обязанностей.

В юридической литературе существует универсальная классификация субъектов права, в соответствии с которой они подразделяются на три основные группы: 1) индивиды; 2) организации; 3) общественные (общественно-территориальные) образования [Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 Т. М.: Юридическая литература, 1982. Т. 1. С. 147 ]. Однако в каждом конкретном правовом образовании деление субъектов права имеет свою специфику.

В рамках финансово-правовой литературы субъекты финансового права, как правило, классифицируются следующим образом: государство и его территориальные подразделения; коллективные субъекты и индивидуальные субъекты [Химичева Н.И. Субъекты финансового права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд. М., 2003. С. 72 ].

Анализ белорусского законодательства позволяет сделать вывод, что субъектами финансового права (участниками финансовых правоотношений) являются: Эту классификацию обдумать еще раз, может налоговые агенты, банки – участвующие и способствующие осуществлению финансовой деятельности госдурства.

Республика Беларусь и ее территориальные образования;

Президент Республики Беларусь;

Органы государственной власти Республики Беларусь (законодательные и исполнительные органы);

Органы специальной компетенции, осуществляющие финансовую деятельность государства (Комитет государственного контроля, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и др.);

Органы управления государственными внебюджетными фондами (Правление Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь);

Бюджетные учреждения;

Субъекты хозяйствования;

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства;

Каждый из перечисленных выше участников финансовых отношений в процессе осуществления финансовой деятельности государства обладает определенными финансовыми правами и несет соответствующие финансовые обязанности, что в совокупности позволяет эффективным образом государству формировать, распределять и использовать соответствующие денежные фонды.

Объекты финансовых правоотношений -то, по поводу чего возникают финансовые правоотношения, т.е. то, на что направлено поведение его участников.

Необходимо отметить, что в юридической науке вопрос об объекте правоотношения является дискуссионным, что предопределило параллельное существование двух теорий. Согласно монистической теории (О.С. Иоффе, Ю.К. Толстой, Н.Д. Егоров, П.Ф. Егоров), единственным объектом правовых отношений может выступать только человеческое поведение. Сторонники плюралистической теории (А.П. Дудин, М.С. Шаргородский, В.С. Основин, В.П. Божьев) признают объектами правоотношений как объекты материального мира (имущество, деньги и т.д.), так и результаты поведения участников правоотношений (например, перечисление налогового платежа).

В теории права принято давать определенную классификацию объектов правоотношения, которыми могут быть: материальные блага (вещи, предметы, ценности); нематериальные личные блага (жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность личности и т.п.); поведение, действия субъектов и их результаты; продукты духовного творчества; ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, деньги, паспорта, дипломы и т.п.) [Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузова. М., 2001., с. 530 ].

Вопрос о классификации объектов финансового правоотношения широко не изучен, в связи с чем трудно говорить о научных позициях по этому поводу. Отчасти распространена точка зрения М.В. Карасевой, которая подразделяет объекты финансового правоотношения на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения. Отделимые объекты – это объекты, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира (налоги, сборы, бюджетные ассигнования, субсидии, дотации, проекты бюджетов и др.). Неотделимые объекты – те, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания (финансовый контроль и др.) [Карасева М.В. Объекты финансового правоотношения // Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. 2-е изд. М., 2006. С. 136 ].

Некоторые ученые поднимают вопрос о необходимости наряду с понятием «объект финансового правоотношения» выделять категорию «предмет финансового правоотношения». Так М.В. Карасева под объектом финансового правоотношения понимает то, на что направлено поведение его участников, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей, а под предметом вышеуказанным автором понимается тот «предмет», с которым «работает» субъект правоотношения в целях достижения объекта своего интереса. При этом в большинстве случаев объект и предмет финансового правоотношения совпадают, однако иногда есть смысл рассматривать их отдельно [Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 145-146 ]. В научно-методологическом аспекте, развивая данную мысль О.А. Дмитрик предлагает под объектом финансовых правоотношений признавать централизованные и децентрализованные фонды средств, а предметом – финансовые ресурсы (денежные средства), которые поступают в соответствующие фонды в форме различного рода платежей – трансфертов, налогов, сборов, кредитов и т.д. [Дмитрик О.А. Централизованные и децентрализованные фонды как объекты финансовых правоотношений // Финансовое право. 2004. № 6. С. 45 ].

Объекты финансовых правоотношений весьма многообразны. Как правило, о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм, так как они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых речь идет в самой правовой норме.

Для выявления сути финансовых правоотношений необходимо уяснить их юридическое содержание, котороераскрывается через субъективные права и обязанности их участников.

Отличительной чертой субъективных прав является мера поведения, обеспечиваемая не только законом, но и обязанностями других участников правоотношений. Содержание финансовых правоотношений всегда проявляется в корреспонденции прав и обязанностей их участников. Субъективному финансовому праву всегда соответствует субъективная финансовая обязанность. Субъективное право участника финансовых правоотношений является средством удовлетворения его интересов путем совершения определенных юридических действий, требований и притязаний. В свою очередь, юридическая обязанность участника финансовых правоотношений выступает в качестве меры должного поведения обязанного лица, причем такая мера соответствует субъективному праву другой стороны финансового правоотношения.

Вопрос об объекте правоотношения долгое время в теории права являлся одним из наиболее дискуссионных . Се­годня в связи с достаточно обширным исследованием этого вопроса как в теории права, так и в отраслевых юридических науках на­учные взгляды на объект правоотношения более или менее опре­делились .

В настоящее время в теории права можно выделить два взгляда на объект правоотношения.

Согласно первой позиции , выражен­ной в обобщенном виде, объектом правоотношения являются ма­териальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляе­мое в рамках их прав и обязанностей 1 .

Согласно второй позиции , главное в определении объекта пра­воотношения - это управомоченное лицо, ибо именно его инте­ресами определяется объект правоотношения (интерес управомоченного лица). Среди представи­телей этой точки зрения - В.А. Мицкевич и С.С. Алексеев. С.С. Алексеев также считает, что «крут объектов правоотношения очерчивается через интерес управомоченного». Однако он отмечает, что на объект правоотношения на­правлены либо активные действия обязанного лица (в правоотно­шениях активного типа), либо активные действия управомоченного лица (в правоотношениях пассивного типа) 4 .

Определение объекта правоотношения через интерес управомоченного лица является в значительной мере сориентированным на цивилистическую модель правоотношения, где реализуются частные интересы различных субъектов, т.е. интересы микроу­ровня. И, следовательно, где достаточно легко выделить интересы управомоченного и обязанного лица .

Что же касается публично-правовых отраслей права, то здесь вряд ли можно очертить объект правоотношения через интерес управомоченного лица.

В частнос­ти, в финансовом правоотношении часто трудно бывает четко ус­тановить, какая сторона правоотношения является управомочен­ной, а какая - обязанной . Как известно, одной из сторон финан­сового правоотношения является всегда государство (муници­пальное образование) или уполномоченный Государственный орган, финансово-правовые обязанности которых нередко слива­ются с правами , выражаясь в едином полномочии (Н.И. Химичева) 1 .

Более того, в ряде случаев, как показывает анализ законо­дательства, право государственного органа одновременно сформу­лировано и как его обязанность . Например, согласно ст. 31 НК РФ право налогового органа на проведение проверки есть и его обязанность, сформулированная, в ст. 32 НК РФ как обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о нало­гах и сборах. Поэтому трудно однозначно утверждать, что опре­деляет объект контрольного правоотношения с участием налого­вого органа: интерес управомоченного или обязанного лица.



Вмес­те с тем даже в тех случаях, когда управомоченная и обязанная стороны финансового правоотношения строго определены , нельзя отрицать тот факт, что объект финансового правоотношения удов­летворяет интересам не только управомоченной, но и обязанной стороны . Примером может являться финансовое правоотношение по уплате сборов . Если рассматривать конкретную ситуа­цию, то трудно сказать, кто более заинтересован в уплате госпош­лины, например в связи с подачей искового заявления в суд: го­сударство как управомоченная сторона правоотношения либо гражданин как обязанная сторона. Дело в том, что такое конкрет­ное финансовое правоотношение возникает по инициативе обязан­ной стороны , т.е. гражданина, которому в связи с подачей иско­вого заявления в суд необходимо уплатить госпошлину. В связи с этим если объектом данного правоотношения считать госпош­лину, то он в первую очередь удовлетворяет интерес обязанной стороны правоотношения, которая без уплаты госпошлины не имеет возможности подать исковое заявление в суд.

Итак, под объектом, финансового правоотношения следует по­нимать то, на что направлено поведение участников финансо­вого правоотношения, детерминированное их интересами в рам­ках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей .

Объекты финансовых правоотношений в силу разнообразия этих правоотношений также разнообразны .

Чаще всего о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм , ибо они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой правовой норме .

Однако в ряде случаев объект правоотношения непосредственно не зафик­сирован в финансово-правовой норме и может быть выделен лишь в абстракции , т.е. логически. В последнем случае речь идет о так называемых неотделимых от материального содержания объектах правоотношения, которые специально в законодательстве не рег­ламентируются (С.С. Алексеев).

В связи с этим, все объекты фи­нансовых правоотношений могут быть подразделены на две груп­пы : отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.

1. Отделимые объекты - это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вы­текают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира . К отделимым объектам финансовых правоотношений относят­ся: а) налоги, б) сборы, в) пошлины, г) бюджетные ассигнования, д) субсидии, е) бюджетные кредиты, ж) бюджетные ссуды, з) до­тации, и) субвенции, к) 50% прибыли Центрального банка РФ, л) свободный остаток прибыли казенных предприятий, м) штра­фы, недоимки, пени, н) проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, о) бюджеты (как законы и плановые акты) и т д.

2. Неотделимые объ­екты - это те, которые не зафиксированы в финансово-право­вых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания. К неотделимым объектам финансовых правоотношений отно­сятся: государственный финансовый контроль, деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распреде­ления прибыли и т.д.

III. Особенности прав и обязанностей субъектов финансового правоотношения

Права и обязанности субъектов финансового правоотношения образуют юридическое содержание правоотношения . В финансо­вых правах и финансовых обязанностях, в их особенностях, вза­имосвязях раскрывается «заряд» финансового правоотношения, т.е. возможности и пределы активности субъектов финансового правоотношения.

Права и обязанности субъектов финансового правоотношения во многом зависят от того, к какому виду правоотношения оно относится - к регулятивному или охранительному , ибо регуля­тивные и охранительные правоотношения отличаются друг от друга «по содержанию субъективных прав и обязанностей, по их соотношению между собой».

Основная масса финансовых правоотношения является регу­лятивными , ибо главная задача финансово-правового регули­рования - непосредственное упорядочение, закрепление и раз­витие финансовых отношений с участием государства.

Однако ох­ранительным правоотношениям также принадлежит весьма су­щественная роль в финансово-правовом регулировании, ибо за­дача непосредственного упорядочения финансовых правоотноше­ний не всегда может быть успешно решена. Для ее разрешения нередко приходится прибегать к мерам государственного при­нуждени я.

Особенности прав и обязанностей субъектов в:

1. Регулятивных правоотношениях:

А. Активного типа складываются на основе обязыва­ющих норм и характеризуются тем, что активный центр право­отношения находится в юридической обязанности . Основная масса регулятивных финансовых правоотноше­ний - это правоотношения активного типа , что не случайно, а обусловлено спецификой метода финансово-правового регулиро­вания, опирающегося в основном на позитивные обязывания. Со­ответственно, развитие финансового правоотношения происходит прежде всего и главным образом через активное поведение обя­занного субъекта.

К регулятивным финансовым правоотношениям активного типа относятся следующие: по уплате в бюджет налогов и сборов, обязательных взносов во внебюджетные фонды; по бюджетному финансированию; меж­бюджетные отношения и др. 1

Все эти правоотношения «работают» через активное поведение обязанного лица, а субъективное право проявляется через правомочие-требование должного поведения от обязанного субъекта .

Обязанность субъектов в финансовых правоотношениях актив­ного типа -- это очень «жесткая» и стабильная обязанность. Чаще всего она закреплена в нормативном, а не в индивидуальном фи­нансово-правовом акте . Соответственно, такая обязанность возни­кает у субъектов финансового правоотношения всякий раз при на­личии соответствующих юридических фактов до тех пор, пока действует нормативный акт, предусматривающий эту обязан­ность . Отсюда, установление, изменение, отмена той или иной фи­нансово-правовой обязанности связывается с отменой, изменени­ем или принятием нового правового акта .

Примером может яв­ляться Налоговый кодекс РФ, который установил намного больше обязанностей субъектов налоговых правоотношений по отноше­нию к ранее существовавшим.

Однако в последнее время стало возможным назвать ряд случаев, когда финансовая обязанность устанавливается в порядке индивидуального правового регулиро­вания . А именно: решения компетентного органа и очень часто договора, заключаемого сторонами финансового правоотношения. К примеру, в соответствии с НК РФ при предоставлении инвестиционного налогового кредита между налогоплательщиком и соответствующим государственным орга­ном заключается договор. Аналогичным образом при реструктуризации задолженности предприятий по платежам в федеральный бюджет Правительство РФ принимает решение и налоговый орган заключает договор и т.д. Однако в любом случае обязанность субъ­ектов в активном финансовом правоотношении остается очень жесткой . Даже в том случае, когда обязанность установлена в актах индивидуального регулирования, ее содержание представ­ляет собой главным образом индивидуализацию требований со­держащихся в законе с очень небольшой возможностью правовой инициативы.

Независимо от источника происхождения финансово-правовой обязанности активного типа (нормативный акт или индивидуаль­ный правовой акт) она является в большинстве случаев сложной , т.е. состоит из ряда обязанностей . Так, обязанность налогопла­тельщика по возврату инвестиционного налогового кредита включает в себя: обя­занность возврата суммы задолженности и процентов; обязанность соблюдения установленного в договоре порядка погашения суммы задолженности и начисленных процентов.

В финансовых правоотношениях активного типа в основном субъективным правом требования обладают РФ, субъекты РФ, муни­ципальные образования в лице соответствующих органов , упол­номоченные государством органы, а также прочие государствен­ные органы.

В правоотношении по уплате налогов и сборов в бюджет от лица государства выступают ФНС РФ и его территориальные органы, а также ФТС РФ. Именно эти органы обладают правом тре­бования уплаты налогов и сборов.

В науке (Б.М. Лазарев) подчеркивалось, что для государствен­ного органа все права, вытекающие из его задач и функций, не есть права в самом классическом понимании, т.е. такие, которые «орган может использовать или не использовать исключительно по собственному» свободному усмотрению, а «служение государ­ству», т.е. в широком плане - выполнение обязанностей перед ним... В связи с этим вышеуказанные субъективные права требо­вания названных государственных органов могут быть условно на­званы «права-обязанности».

Практически аналогичная ситуация наблюдается в межбюд­жетных правоотношениях , ибо эти отношения также развиваются за счет активного поведения обязанного лица . Однако в этих от­ношениях обязанным лицом выступает либо Российская Федера­ция в целом, либо ее субъект. Так, в соответствии с ежегодно при­нимаемым законом РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, Российская Федерация обязана ежегодно выделять запланированные средства из федерального бюджета субъ­ектам РФ. Соответственно, субъекты РФ имеют субъективное право требования выделения этих средств . Для названных субъектов эти права являются одновременно и обя­занностями, так как в противном случае те и другие не смогут реализовать свои задачи и цели.

Вышесказанное в равной мере относится и к финансово-пра­вовым отношениям по поводу государственных расходов . Соглас­но ежегодно принимаемому Закону РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год стороной, обязанной выделять средства из бюджета, в соответствии с Законом является Россий­ская Федерация . Соответственно, в этих финансовых правоотно­шениях активного типа стороной, имеющей субъективное право требовать выделения этих средств, являются министерства, ве­домства, другие органы исполнительной власти .

Однако это не означает, что в финансовых правоотношениях активного типа субъективное право требования принадлежит ис­ключительно названным субъектам и всегда имеет характер пра­ва-обязанности . Анализ действующего законодательства показы­вает, что есть случаи , когда в регулятивных финансовых право­отношениях активного типа право требования принадлежит про­чим субъектам и не имеет характер права-обязанности . Главным образом это имеет место в сфере финансовых правоотношений по поводу государственных доходов . В этих случаях право требова­ния имеет не основной, а производный характер, ибо проявляется на последующих этапах развития сложного финансового правоот­ношения, возникающего на базе основной обязанности по уплате налога и корреспондирующего ему субъективного права. К при­меру, исходя из ст. 21 НК РФ , налогоплательщик имеет субъек­тивное право требования от налогового органа соблюдения нало­говой тайны , осуществления зачета или возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и т.д. Субъектив­ное право требования налогоплательщика в регулятивных финан­совых правоотношениях активного типа ни к чему его не обязы­вает, а может реализоваться или нет по усмотрению налогопла­тельщика.

Таким образом, в финансово-правовом регулировании , посколь­ку оно обеспечивает собирание, распределение и использование го­сударством финансовых ресурсов и для этого берет на вооруже­ние метод властных предписаний, преобладают регулятивные правоотношения активного типа . И, соответственно, субъек­тивным правом требования в этих правоотношениях преиму­щественно наделяются Российская Федерация, ее субъекты, му­ниципальные образования, уполномоченные государством орга­ны, а также прочие государственные органы. Поэтому для боль­шинства субъектов финансового права субъективное право тре­бования является, в сущности, правом-обязанностью . Хотя в такого рода правоотношениях субъективным правом требова­ния в ряде случаев обладают и другие субъекты., главным обра­зом - налогоплательщики . Для них это право не является одно­временно и обязанностью. Проявляясь в сложном финансовом пра­воотношении, оно является не основным, а производным.

В целом, в регулятивных финансовых правоотношениях активного типа существует жесткая связь между правами и обязанностями. Эта связь образует структуру регулятивно­го финансового правоотношения активного типа. Она харак­теризуется тем, что поведению обязанного лица в таком пра­воотношении противостоит право требования управомоченного лица, которое в большинстве случаев (кроме главным об­разом права требования налогоплательщика) является одно­временно и обязанностью.

Б. Пассивного типа. Регулятивные правоотношения пассивного типа складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм (рассматриваемых в единстве) и характеризуются тем, что активный центр правоотноше­ния находится в субъективном праве .

Как известно, развитие такого правоотношения происходит за счет активного поведения управомоченной стороны и соединено с правомочием требовать от других лиц воздержаться от действий , препятствующих осуществлению субъективного права.

Субъективным правом на активные действия в регулятивных финансовых правоотношениях пассивного типа обладают глав­ным образом публично-территориальные образования : Российская Федерация, субъекты РФ, а также упол­номоченные ими государственные органы . Причем права этого вида, как правило, четко выражены в законодательстве .

Так, в со­ответствии со ст. 71 Конституции РФ, с Налоговым кодексом РФ Российская Федерация имеет право на установление федеральных налогов и сборов . Налоговый Кодекс РФ ряд прав на собственные действия закрепляет за налоговыми органами . В частности, им предоставляется право проводить налоговые проверки , вызывать налогоплательщиков в налоговые органы и т.д.

Эти права, как и права-требования государственных органов в финансовых право­отношениях активного типа, не являются в полной мере правами, так как государственный орган не может свободно распоряжаться ими , т.е. решать: использовать это право или отказаться от его использования. Это обусловлено тем, что все перечисленные права на собственные действия государственных органов являются их компетенционными правами , которые, как отмечалось в науке, государственный орган обязан реализовать при соответствующих обстоятельствах . Однако анализ показывает, что законодательст­во дает субъектам этих прав определенную свободу усмотрения в их реализации , а именно: позволяет самостоятельно оценивать обстановку и принимать в зависимости от этого решения .

Напри­мер, налоговый орган , обладая правом и одновременно обязаннос­тью осуществлять налоговую проверку, волен сам решать, когда и как это делать.

Вместе с тем в рассматриваемых финансовых правоотношени­ях можно встретить и права субъектов на собственные действия в классическом их понимании, т.е. не обремененные признаком обязательности реализации . Главным образом такими правами обладает налогоплательщик. Однако в ряде случаев ими наделя­ются и государственные органы .

Что касается обязанности субъектов в регулятивном финансо­вом правоотношении пассивного типа , то она проста и заключа­ется в том, чтобы не препятствовать управомоченному лицу в осу­ществлении его права.

Таким образом, в регулятивных финансовых правоотноше­ниях пассивного типа связь между правами и обязанностями субъектов следующая: праву управомоченного субъекта на собственные действия, которое в большинстве случаев (за исключением прав налогоплательщика, и в исключительных слу­чаях - государственных органов) является обязательным к реализации, противостоит обязанность лица не препятство­вать осуществлению этого права.

В. Со сложной структурой. Финансовое правоотношение со сложной структу­рой охватывает в неразрывном единстве комплекс субъектив­ных прав и обязанностей, причем каждый из субъектов наделен одновременно и правами, и обязанностями .

В финансовом праве можно выделить три группы сложных регулятивных финансовых правоотношений :

- Правоотношение со сложной динамической структурой В финансовом праве им является бюджетно-процессуальное правоот­ношение . Оно характеризуется тем, что по мере накопления юри­дических фактов его структура изменяется, переходя из одной ста­дии в другую .

К примеру, факт составления проекта бюджета об­разует новый пучок бюджетно-процессуальных правоотношений по рассмотрению проекта , затем факт рассмотрения проекта об­разует правоотношение по принятию проекта бюджета и т.д. От­сюда, в этом правоотношении можно выделить несколько основ­ных правоотношений , к которым привязаны производные. В ка­честве одного из основных может быть выделено, например, пра­воотношение между Правительством РФ и Госдумой по рассмот­рению проекта бюджета в первом чтении. Соответственно, права и обязанности, образующие это правоотношение, также являются основными.

- Обычное сложное финансово-правовое отношение. Им явля­ется межбюджетное правоотношение . Здесь одна сторона финансового правоотношения обязана выделить финансовые ресурсы другой стороне , которая имеет право требовать их выделения , но в свою очередь обязана их правильно использовать (субвенции, трансферты и т.д.). Первая же сторона имеет право требовать их правильного использования, контролироват ь такое ис­пользование , производить в ряде случаев зачет и т.д. Здесь на основное финансовое правоотношение - выделение финансовых ресурсов - настраиваются все остальные.

- Система правоотношений представляет собой и налоговое правоотношение , которое включает в себя правоотношение, ба­зирующееся на обязанности уплаты налога и, соответственно, праве требования его уплаты . Оно является структурно сложным , так как к этому правоотношению как бы привязываются все дру­гие , в рамках которых осуществляется реализация прав и обязан­ностей налогоплательщиков и налоговых органов, а именно: по предоставлению финансовыми и налоговыми органами налоговых отсрочек и рассрочек, по осуществлению налогового контроля и т.д.

Действительно, если бы не было обязанности уплачивать налог (сбор) и, соответственно, права требовать его уплаты, не имели бы никакого смысла другие связанные с ними права и обязанности , в частности обязанность вести налоговый учет , про­водить налоговые проверки, сохранять налоговую тайну и т.д. Со­ответственно, не имели бы смысла права налоговых органов, за­крепленные в законодательстве.

В каждом сложном финансовом правоотношении надо различать основное и производные . Основ­ное финансовое правоотношение создает как бы скелет , несущую конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения. Соответственно, все права и обязан­ности в структурно сложном финансовом правоотношении можно классифицировать на основные и производные .

Все структурно-сложные правоотношения имеют в качестве движущего начала субъективную обязанность : уплатить налог; выделить запланированные по бюджету средства; составить, рассмотреть, принять, исполнить бюджет. Отсюда, в структу­ре сложного регулятивного финансового правоотношения функ­цию основного правоотношения , несущей конструкции всегда вы­полняет правоотношение активного типа , т.е. такое, в котором связь между сторонами правоотношения наиболее жесткая , ибобазируется на фактически корреспондирующих друг другу обя­занностях : обязанность - (право требования - обязанность.)

Это обусловлено императивным методом финансово-правового ре­гулирования. Государство , будучи заинтересовано в выполнении стоящих перед ним задач и функций, устанавливает субъектам финансового правоотношения очень жесткие границы поведения . К примеру, одного субъекта обязывает уплатить налог, а друго­го - требовать его уплаты через наделение его в правоотноше­нии императивным правом требования.

При этом только лишь в границах, очерченных основным финансовым правоотношением , государство позволяет субъектам в производных финансовых пра­воотношениях некоторую свободу поведения, которая в конечном итоге должна гарантировать реализацию основного финансового правоотношения .

Этот режим свободы поведения может выра­жаться в трех формах: