Предупреждение и пресечение преступлений экономической направленности. Криминология. Основные направления профилактики преступлений в сфере экономической деятельности

Транскрипт

1 ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В.А. Беседина На сегодняшний день мы видим, что стремительно увеличивается число краж, динамика экономических преступлений приобретает качественный характер, они становятся все сложнее и изощреннее. При существующей стратегии и уровне борьбы с экономическими преступлениями, скорее всего, нас ожидает разрастание организованной преступности, усиление ее попыток войти во власть, появление коррупционных слоев общества, постепенное криминальное разъедание общества изнутри, еще большая виктимилогизированность населения, его неспособность противостоять преступности. Все это приведет к затяжному экономическому кризису. Борьба с экономической преступностью выходит далеко за рамки правоохранительных мер. Она требует кардинального изменения подходов к экономической безопасности всего общества и единой программы экономической безопасности государства, в создании которой приняли бы участие экономисты, юристы, политики, криминологи, культурологи и другие специалисты. Кардинальное изменение стратегии заключается в приоритете предупредительных мер по сравнению с мерами правоохранительными, в изменении всего комплекса причин, вызывающих экономическую преступность от внедрения эффективной экономической концепции общества до экономической защиты конкретной фирмы, конкретного юридического и физического лица. Во-первых, обществу надо остановиться на той макроэкономической модели, которая позволила бы в наших условиях дать максимальное развитие экономики и создать благоприятную ситуацию для предупреждения экономических преступлений. До последнего времени в реальность нашего общества активно внедрялась макроэкономическая модель А.Смита. Она подразумевает самоуравновешивание спроса и предложения в рыночной экономике, саморегулирование рынка, невмешательство государства в рыночные отношения. Америка сумела воплотить данную концепцию в жизнь своего общества и в течение ряда десятилетий показать всему миру ее достоинства и недостатки. Внедрение данной концепции привело к спаду экономической деятельности государства, к экономической депрессии, к массовой безработице, к крушению всей банковской системы США. Надеется на то, что рынок сам себя урегулирует наивно и безосновательно. Роль регулятора стали играть крупнейшие монополии и криминальные силы. Фактически они стали рваться к власти в США. И только новый экономический курс Ф. Рузвельта на гибкую поддержку предпринимательской деятельности государством, мягкое регулирование экономики без намека на командную систему положил начало новой эре эре экономического расцвета США. Многие западные страны сегодня используют эту макроэкономическую модель для реализации интересов своей собственной экономической безопасности. К сожалению, мы воспользовались устаревшей макроэкономической моделью, использовав современную микроэкономическую модель с ее конкретными формами экономической деятельности. У нас, как и во всех современных государствах, существует предпринимательство, частная собственность, нормы права, дающие возможность проявления предпринимательской инициативы. Но сама макроэкономическая модель устарела и провоци- 69

2 рует любые злоупотребления в сфере экономики, создание монополий, процесс криминализации России особенно в сфере экономики. Во-вторых, корректировка экономического курса нацеливает нас и на корректировку правовой системы. Право является наиболее адекватной формой экономических отношений. Экономические отношения могут развиваться только в правовой форме. Любые социальные взаимосвязи, а тем более экономические отношения, должны быть выражены в нормативной форме. Вмешательство государства в данные отношения возможно лишь при условии, что посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон. Создание системы эффективной правовой защиты экономических интересов юридических и физических лиц в судебном процессе является важнейшей задачей государства на сегодняшний день. Не секрет, что многие арбитражные процессы затянуты. Арбитражные суды не имеют эффективных способов исполнения судебных решений. Существуют многочисленные уловки фирм, злоупотребляющих правом для ухода от ответственности. Не развит институт судебных исполнителей. Данная картина провоцирует обращение многих бизнесменов к криминальным структурам для разборки ситуации. В результате сами эти бизнесмены нередко оказываются жертвами тех криминальных структур, к чьей помощи они обратились. Возникает замкнутый круг усиления экономической преступности и преступлений против личности, провоцируемый слабостью нашей судебной системы. Поэтому важнейшим звеном экономической безопасности является совершенствование всей правовой системы и судебной системы, в частности. Важно, чтобы само законодательство не тормозило рыночные процессы и предпринимательство, а способствовало ему. Однако до сих пор еще не созданы механизмы налоговой и иной поддержки для начинающих предпринимателей, нет правовой защиты от волокиты и бюрократизма чиновников. Эта ситуация провоцирует процессы взяточничества и коррупции. В-третьих, экономическая безопасность России невозможна без целенаправленного воздействия общества на причины и условия преступности. Оно представляет собой многоуровневую систему государственных и общественных мер, которые направлены на устранение, ослабление и нейтрализацию причин и условий экономической преступности. Предупреждение экономической преступности включает в себя ряд мер воздействия на весь причинно факторный ее комплекс. Она включает в себя противодействие экономической преступности в полном объеме. Основные меры по противодействию экономической преступности: 1. Информационная деятельность о проявлениях экономической преступности, сбор банка данных относительно типичных схем преступных действий, результатов борьбы с нею. 2. Аналитическая деятельность по экономической преступности, криминологический прогноз ее развития. На основе таких прогнозов и строятся законопроекты. При этом необходимо учитывать реагирование преступности на принимаемые меры борьбы с нею. 3. Определение максимально эффективной стратегии по противодействию экономической преступности. Эта стратегия предусматривает приоритет предупредительных мер с помощью воздействия на причины и условия преступности по отношению к мерам привлечения к уголовной ответственности. 4. Дифференцированный подход к разным видам преступности. Особое место занимает организованная и профессиональная преступность. При правильной 70

3 стратегии наносится удар по самим организованным формированиям, их лидерам и по преступным капиталам. 5. Разработка тактики борьбы с отдельными видами экономических преступлений. Она является частью стратегии и учитывает ограниченность кадров, проблемы финансирования, технического оснащения, профессионального искусства представителей исполнительных органов. 6. Создание программы борьбы с экономической преступностью всего общества, всех его структур. Эта программа включает в себя цель, задачи, средства борьбы с экономической преступностью, этапы, исполнителей, характер ресурсного обеспечения этих средств 7. Законотворчество в целях предупреждения экономической преступности и борьбы с нею. 8. Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с нею и для предупреждения экономической преступности. Статья 8 Федерального закона О прокуратуре Российской Федерации предусматривает координацию деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенной службы, налоговой полиции, других правоохранительных органов. Высшим органом координации борьбы с преступностью является Совет Безопасности. Он определяет наиболее явственные внутренние и внешние угрозы обществу, организует подготовку целевых программ. 9. Организация научных исследований в борьбе с экономической преступностью. 10. Реализация основных методических принципов борьбы с преступностью: ограничение свободы только по фактам нарушения закона, обеспечение неотвратимости наказания, осуществление борьбы с экономической преступностью всем обществом, осуществление предупредительных мер в режиме законности, обеспечение равенства всех физических и юридических лиц перед законом, опережение преступности в техническом плане, сборе информации и в профессиональных знаниях, осуществление международного сотрудничества в сфере предупреждения преступности. Осуществление мер экономической безопасности происходит на трех уровнях: 1. общегосударственном, 2. уровне предприятия, 3. личностном. Поэтому вопрос о степени вмешательства государства в рыночную экономику получает естественный ответ. Оно, прежде всего, устраняет те причины экономической преступности, которые само же и порождает. Этот причинный комплекс экономической преступности включает в себя политический блок, правовой, экономический, организационный, психологокультурологический, медицинский, технический. Политический комплекс причин экономической преступности выражается в следующих факторах: 1) нестабильности политического режима, 2) нестабильности уголовной политики, 3) коррумпированности государственной службы, 4) в отчуждении большей части населения от управления государственными делами, 5) в геополитической неустойчивости России, 71

4 6) в отчуждении населения от контроля над системой мер борьбы с преступностью, 7) в слабости социальной политики. Социальные меры предупреждения экономической преступности выражаются в следующих факторах: 1. Социальной политики благотворительности. 2. Социальной политики поддержки пенсионных фондов и иного пенсионного обеспечения. 3. Политике уменьшения степени дифференциации населения по уровню дохода. Социальные преобразования в России включают в себя изменение отношения общества к низшим слоям населения. Западные страны давно включили в систему борьбы с экономическими преступлениями поддержку необеспеченного населения. Ночлежки, бесплатное питание, бесплатная раздача поношенной одежды привычны для европейского образа жизни. Такие расходы на необеспеченных граждан с лихвой окупаются уменьшением краж и других видов экономических преступлений. У нас подобная социальная политика нуждается в материальной поддержке не только государственной, но и различных фондов. К сожалению, общий экономический кризис в стране не позволяет на сегодняшний момент организовывать в достаточной мере те благотворительные организации, которые могли бы помочь бедным людям. В то же время государство не поощряет в должной мере саму благотворительную деятельность, ограничивая ее различными условиями и количественно. Потому в России закон о благотворительности крайне необходим. Он нужен в первую очередь для предотвращения краж и других экономических преступлений, совершаемых малообеспеченным населением. В России большое количество пожилого населения. Именно оно становится объектом различного рода домогательств со стороны мошенников. Пожилые люди, застигнутые "врасплох" рыночной экономикой, не в состоянии приспособиться к ней. В результате они готовы поверить различным обещаниям фирмоднодневок, подписать контракт, не вникая в его суть. Вот тут их и ожидают различного рода аферисты, использующие слабость нашего законодательства и готовые нажиться за счет чужой беды и юридической безграмотности. Поэтому социальная политика поддержки пожилого населения, пенсионеров это значительный шаг в предупреждении экономической преступности. Поляризация доходов населения у нас чрезвычайно велика, ни в одной стране мира нет такой поляризации доходов как у нас. Этот факт приводит к практическому исчезновению среднего слоя, который представлен в западных странах в качестве основного. Такое положение ведет к социально нестабильной ситуации и появлению значительного числа лиц, недовольных своим социальным положением. Это увеличивает возможность социального взрыва, провоцирует криминализацию общества и увеличение экономической преступности. Политические меры предупреждения экономической преступности: 1. Борьба с неправомерным лоббированием частных интересов в органах власти. 2. Приход к власти сильной партии или создание двух-трехпартийной системы, которая гарантировала бы курс на построение правового государства, развитие демократических реформ в стране, экономическую мощь России. 3. Выработка государственной стратегии борьбы с преступностью при условии межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью. 72

5 В каждой западной стране существует своя двух-трехпартийная система. А там, где число партий практически неограниченно, как правило, существуют лидирующие партии, которые занимают ведущее положение в парламенте. Мы находимся в ситуации, когда сам факт возникновения в качестве лидирующей ранее никому не известной партии воспринимается обществом как норма. Норма потому, что население чаще ориентируется не на программу партий и даже не на их имидж, а на харизматических лидеров. Хотелось бы, чтобы ведущие политические силы в России, наконец, полностью определились и стабилизировались. Первая задача наших политиков, желающих создать сильное демократическое правовое государство и обеспечить экономическую безопасность нашей страны, создать в ней стабильную власть. Экономический комплекс причин преступности обусловлен в целом тем экономическим кризисом, в котором находится наша страна. Он реализуется в следующих факторах: 1. Объективное противоречие между экономическими потребностями и возможностями общества. 2. Неумение правительства и Госдумы своевременно выбрать и применить наиболее оптимальную для России экономическую концепцию рыночной экономики. 3. Низкий уровень жизни большинства населения. 4. Поляризация населения по уровню доходов. 5. Безработица. 6. Криминализация экономической деятельности. 7. Экономическая необеспеченность приоритета предупреждения преступления перед применением мер уголовной ответственности. К сожалению, все эти факторы действуют одновременно и приводят страну к катастрофическим последствиям. Экономические причины ведут к глубокой дестабилизации общества, к росту экономических преступлений. Одна из важных причин экономической преступности, которая более подробно была рассмотрена выше, это экономическая дестабилизация в стране, вызванная применением устаревшей модели рыночной экономики А.Смита. Многие развитые страны отказались от нее. Однако мы предпочли модель неуправляемой дикой рыночной экономики, при которой происходит саморегулирование рынка. В результате криминализация экономики, расцвет монополий, экономическая депрессия и экономический кризис. Отсутствие средств к существованию, естественно, толкает безработных граждан на противоправные поступки. Достаточно сказать, что по данным судебной статистики, основной портрет преступника это лицо без определенных средств к существованию. Экономические меры предупреждения преступности: 1. Обеспечение приоритета легальной экономической деятельности, 2. Внедрение макроэкономической модели, наиболее соответствующей России это модели с механизмами гибкой поддержки государства основных институтов рыночной экономики. 3. Помощь государства в обеспечении экономической безопасности предпринимательской деятельности. 4. Борьба с безработицей. 5. Компенсирование жертвам экономических преступлений наносимого им ущерба. 73

6 6. Обеспечение прожиточного минимума для малообеспеченных слоев населения. 7. Стабилизация экономики. 8. Материальное обеспечение правоохранительных органов. Экономические факторы играют важнейшую роль в предупреждении экономических преступлений. Мы не можем существовать без развитой экономики. Материальное обеспечение является основой жизни цивилизации. Поэтому так важно, чтобы демократическое общество создавалась не в условиях нищеты, а условиях постепенной стабилизации жизнедеятельности общества. Среди факторов весьма важным является фактор поддержки предпринимательства со стороны государства. Пока что мы не имеем картины такой поддержки. Предприниматель предоставлен сам себе. Он вынужден создавать собственную систему защиты. Он, честно выплачивая налоги, оказывается в весьма затруднительном положении. Он не может в той степени, как ему хотелось бы, выделить средства на благотворительность. Он даже в самом начале своего существования не имеет тех льгот, которые имеют предприниматели других стран, которые освобождены от налогов в течение определенного срока. Предпринимательство воспринимается населением без должного понимания и принятия этого явления. Многие живут еще по старинке, не спеша проявлять инициативу, настороженно относясь к тем, кто решается на инициативу в бизнесе. Экономические преступления совершаются чаще всего именно по отношению к добросовестным предпринимателям, которые надеются на честность своего делового партнера и цивилизованные рыночные отношения. Защитить их задача государства. В частности, это возможно, если субъектам предпринимательской деятельности физическим лицам будут даны соответствующие знания с помощью государства. Например, можно организовать для них курсы по проблемам безопасности предпринимательства с помощью преподавателей органов МВД. Правовой комплекс причин преступности представлен такими явлениями как: 1) нестабильность законодательства, его неопределенность, 2) неправомерное лоббирование, 3) законодательная недооценка общественной опасности отдельных видов преступлений, например, коммерческого подкупа, 4) приоритет правоприменения над мерами законодательного характера, правоохранительных мер над предупредительными, 5) слабость института судебных исполнителей, 6) фактическое отсутствие института защиты свидетелей. Неправомерное лоббирование, например, возникает благодаря неустойчивой политики и благодаря введению в обиход общественных норм, порожденных стихийным регулированием рынка, где побеждает сильнейший, ориентируясь только на свои потребности. До сих пор мы не видим программы борьбы с экономической преступностью. Слова борьба с коррупцией, взяточничеством стали привычными для лексикона высшего руководства, собирающегося поднять свой имидж. Однако, например, руководители коммерческих структур, берущие взятки и привлекаемые по ст.204 УК РФ, фактически выведены из-под уголовной ответственности, так как возбудить уголовное дело возможно лишь по заявлению самой коммерческой организации (ст. 27 УПК РФ). Высокая латентность экономических преступлений объясняется сложностью их раскрываемости и доказательства умысла. Пока не создана система защиты свидетелей, в условиях криминализации бизнеса добраться 74

7 до субъектов экономических преступлений достаточно сложно. А подчас это невыполнимая задача. Экономическая безопасность общества обеспечивается на трех основных уровнях: социальном, конкретного предприятия, личностном. На социальном уровне важно включение в жизнь общества наиболее современной модели рыночной экономики, а также включение всех рычагов, которые способны нейтрализовать различные причинные факторы преступности, находящиеся на уровне общественной жизнедеятельности. Обеспечение экономической безопасности на уровне конкретного предприятия важно осуществить таким образом, чтобы предприниматели и бизнесмены могли создавать свои системы безопасности, которые бы тесно сотрудничали с правоохранительными органами. Личностный уровень подразумевает уменьшение виктимологизированности населения и выработку нового правого сознания и правовой экономической культуры законопослушных граждан в целях охраны их интересов от преступников и недобросовестных конкурентов. Одна из важнейших идеи нашей статьи необходимость перехода к новой макромодели общества. В условиях ее функционирования государство обеспечивает внешнюю и внутреннюю защиту рыночной экономики, обеспечивает единство общества и его относительную стабильность. Само государство выступает в качестве субъекта экономических и правовых отношений, реализуя определенные экономические функции, которые обеспечивали бы экономическую безопасность страны. Например, именно оно вправе включить в бюджет расходы на предупреждение экономической преступности и обеспечить приоритет предупредительных мер над правоохранительными. В ХХI столетии международное сообщество уже разработало определенные подходы к рыночной экономике и экономической безопасности общества. Наша задача использовать их с максимальным учетом специфики России, ее особенностей. 75


УКАЗ Президента РФ от 13.04.2010 N 460 (ред. от 13.03.2012) "О НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И НАЦИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2010-2011 ГОДЫ" Указ (в ред. Указа Президента

Коррупция: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного

У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы (В редакции указов Президента Российской Федерации

П.А. Карелов руководитель ст. преп. Д.Б. Раднаев Организованная преступность Для России в настоящее время одна из наиболее серьёзных внутренних угроз национальной безопасности и социально-экономической

Симпозиум 5. Современные проблемы правового обеспечения функционирования российской государственности Секция 1. Современные проблемы конституционного строительства России (кафедра конституционного права

Государственная стратегия в противодействии коррупции Коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира и пока ни одному государству не удалось полностью решить эту проблему. Не

Ярушин Максим Алексеевич магистрант ЧОУ ВО «Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина» г. Челябинск, Челябинская область КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТЕРМИНАНТ ПРЕСТУПНОСТИ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ КОРРУПЦИЯ препятствие стабильности, росту и конкурентоспособности экономики Нарушение антикоррупционного законодательства имеет серьезные последствия для

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И.Р. Веренчиков Практика убеждает, что возможности уголовного наказания как регулятора человеческого поведения принципиально

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ 1 БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ Право на жизнь в обществе, свободном от коррупции, является одним из фундаментальных прав современного человека. Коррупция в нашей стране стала серьезной угрозой

ПОНЯТИЕ «КОРРУПЦИЯ», ЕЁ ВИДЫ И СУЩНОСТЬ Коррупция это сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать до настоящего времени. Различные трактовки понятия коррупции:

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 15 сентября 2009 г. 263 г. Сыктывкар Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы «Противодействие коррупции в Республике (2010

130 Н.В. Довголюк Коррупция в деятельности субъектов противодействия незаконному обороту наркотиков: уголовно-правовой и криминологический анализ С катастрофической скоростью наркотики распространяются

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ А.И. Юсупова Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Уфа, Россия [email protected] В современном мире проблема

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка До недавнего времени исследованию организованной преступности в криминологии и уголовном праве уделялось недостаточного внимания. В нынешних

Лист 1 из 15 Лист 2 из 15 Вариант1. Тестовые задания 1. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом а) эволюционного развития общественных отношений; б) революционных

Дмитрий Терехов консультант МОО «АКБ» по экономической безопасности (Тверь, Россия) Система корпоративной безопасность предприятия это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних

О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата Указ Президента Республики

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ О противодействии коррупции в Республике Крым Принят Государственным Советом Республики Крым 9 июля 2014 года Настоящий Закон определяет задачи, принципы, основные направления и формы

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация рабочей программы учебного плана по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности Б1.В.ДВ.01.02 «Экономическая безопасность» (составитель аннотации - кафедра гуманитарных

Закон Самарской области от 10.03.2009 23-ГД О противодействии коррупции в Самарской области Принят Самарской Губернской Думой 24 февраля 2009 года Настоящий Закон определяет задачи, принципы, основные

Неофициальный перевод Указ Президента Украины О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 31 октября 2008 "О состоянии противодействия коррупции в Украине" Согласно статье 107 Конституции

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Гетман Илья Борисович Старший преподаватель кафедры экономической теории и финансового права Омской академии

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники Бабук Виталий Геннадьевич МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРИИ ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

О сотрудничестве в сфере экспертно-аналитического обеспечения экономической безопасности региона 1 Современная действительность такова, что в основе эффективного управления регионом должна лежать эффективная

Профилактика и противодействие экстремизму и терроризму на территории Архангельской области На протяжении последних двадцати лет Российская Федерация находится в состоянии постоянного противодействия экстремистким

О РЕЗУЛЬТАТАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ В КАЧКАНАРСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ Социологический опрос уровня восприятия коррупции в Качканарском городском округе проводился в период с

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАРАЧАЕВО ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА ЗЕЛЕНЧУКСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН АДМИНИСТРАЦИЯ КАРДОНИКСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 21.03.2014г. ст. Кардоникская 24 О муниципальной программе

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Р.Э.Аветисов, Ш.В.Маргарян Научный руководитель: к.ф.н., доцент кафедры философии В.В.Памятушева Финансовый университет при Правительстве Российской

Амбарцумов Аркадий Леонидович студент Гуманитарный институт ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» г. Ставрополь, Ставропольский край ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. МЕРЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Закон Самарской области от 10 марта 2009 г. N 23-ГД "О противодействии коррупции в Самарской области" Принят постановлением Самарской Губернской Думы от 24 февраля 2009 г. N 975 Настоящий Закон определяет

Приложение 1 к Постановлению Главы Крутинского муниципального района Омской области 870 от 01.12.2011 г. Долгосрочная целевая программа Крутинского муниципального района «Профилактика правонарушений и

МГИМО (У) МИД РФ Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009/2010 учебный год) Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ По направлению подготовки 40.06.01. Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации) по специальности 12.00.11 Судебная деятельность, прокурорская

ЧОУ ВО «Владикавказский институт управления» Приемная комиссия Утверждаю Ректор И.Д.Цопанов 28 сентября 2017 г. Программа по обществознанию Содержание программы Общество Общество как сложная динамическая

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Доклад Проблемы реализации антикоррупционных мер в Республике Коми Коррупция представляет серьезную проблему в области функционирования государственного аппарата, противоречит принципам демократии и законности,

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ НА 2016-2017 ГОД направление 080100.68-«Экономика» программа «Экономическая безопасность» 1. Понятие «экономическая безопасность»: определение,

Программах для автомобилистов (например, репортаж в передачах «Колеса» на ОТВ, «Автоэлита» на АТН, «В мире дорог» на 10 канале). Таким образом, организация может решить свою проблему и в дальнейшем успешно

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 103 г. Липецка ПРИКАЗ 05.09.2014 66/1 Об утверждении Положения и Плана мероприятий по противодействию коррупции в ДОУ

УДК 504 А.Г. Качина СГГА, Новосибирск РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Природные ресурсы важнейший фактор, без которого невозможно существование человеческого общества.

Кабанов Павел Александрович доктор юридических наук, г.казань e-mail: [email protected] Виктимологический мониторинг статистических показателей коррупционной преступности в республике Беларусь В работе

Организация Объединенных Наций CAC/COSP/2015/L.11/Rev.2 Конференция государств участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции Distr.: Limited 6 November 2015 Russian Original: English

Содержание программы: 1) Планируемые результаты освоения учебного предмета. 2) Содержание учебного предмета. 3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ: ПАТРИОТИЗМ, ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УДК 343.9.018: 323.22-053.6 И. В. Макогон, доцент кафедры предварительного расследования УНК по ПС в ОВД Волгоградской академии

МГИМО (У) МИД РФ Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009/2010 учебный год) Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр

Экономика ЭКОНОМИКА Ковалева Светлана Александровна канд. экон. наук, докторант ФГБОУ ВПО «Госуниверситет УНПК» г. Орел, Орловская область РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Что такое коррупция? Определение понятия «коррупция» содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки,

Основные проблемы и перспективы государственной поддержки экспорта в России Исаченко Т.М., МГИМО (Университет) МОТИВАЦИЯ n Повышение конкурентоспособности российской экономики - ключевая проблема современного

Для открытия и ведения собственного бизнеса. Регистрация самозанятости (покупка патента на самозанятость) без постановки на учет в качестве безработных простимулирует как предпринимательскую активность

Экономика ЭКОНОМИКА Воронина Светлана Игоревна магистрант Ломов Евгений Евгеньевич канд. экон. наук, доцент ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» г. Москва АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК

Комплексная безопасность предприятия На сегодняшний момент ни одна компания не застрахована от различного вида угроз, которые способны нанести бизнесу существенный урон. Система безопасности предприятия

"Самый эффективный способ борьбы с коррупцией развитие гражданского общества и свобода средств массовой информации Борьба с коррупцией - это задача всего общества» «Коррупция, прежде всего, влияет не на

ACN Cеть по борьбе с коррупцией в Восточной Европе и Центральной Азии Отдел по борьбе с коррупцией Директорат по Финансам и Предпринимательству Организация Экономического Сотрудничества и Развития (OЭСР)

С. С. Боголюбский *1 Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых в сфере предпринимательской деятельности Для криминологического анализа наиболее достоверным источником информации, позволяющим

Кто такой белорусский предприниматель Мария Акулова Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр (BEROC) 30 ноября 2012 Важность предпринимательства Повышает конкурентоспособность Стимулирует

Экономический анализ коррупции в России Коррупция (от лат. corrumpere «растлевать») термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной

«Проблемы методологии современной экономической науки и ее практических аспектов в сфере конкурентной и промышленной политики». Конкуренция и проблемы взаимодействия рынка и государства 15 марта 2016 года.

УТВЕРЖДАЮ Директор ^ Г Б У С ОмМс щ)л о г и ч е с к и й Центр» 7/ л., /Щ, Ш9 0-М. Илгамова -. -! Г./Г - \ 20// г. И!/:. тг^ гг ПРОГРАММА СЕМИНАРА «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ» НА 2016 ГОД 1. Нормативная

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ Белозерова В. А. Научный руководитель к.э.н., доцент Ерошкин С.Ю. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

УДК 336.02 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Аллахверанов С. К. студент, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия Аннотация Статья посвящена исследованию

Проблемам предотвращению экономических преступлений и их профилактики уделялось значительное внимание в отечественной криминологической литературе". Меры общесоциального и специально-криминологического предупреждения экономической преступности должны разрабатываться и осуществляться в рамках единой стратегии. В то же время общесоциальные меры по масштабам своего профилактического воздействия являются определяющими, поскольку направлены на четкое определение функций государства как регулятора экономических отношений по формированию ее эконом и ко-правовой политики, распределения полномочий между центральными и местными органами власти, создание соответствующих условий для надлежащего правового поведения субъектов экономической деятельности, обеспечение равного правовой защиты государственного и негосударственного секторов экономики, создание такой рыночной инфраструктуры, которая бы обеспечила равные возможности для реализации творческого потенциала субъектов хозяйствования, налаживание демократических принципов контроля за экономической деятельностью.

Общесоциальный уровень профилактики преступности включает деятельность государства и общества, направленную на разрешение противоречий в политической, экономической, социальной, нравственно-духовной, организационно-управленческой и других сферах жизнедеятельности. Общесоциальная основой предотвращения экономической преступности и максимального ограничения возможностей ее функционирования и воспроизводства является преодоление кризисных явлений в экономике, политике, общественной идеологии, социальной сфере, правоохранительной деятельности. Этот уровень профилактики преступности связано с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности, крупными мерами развития экономики, обеспечения прав, свобод, законных интересов граждан, поддержания культуры и нравственности, укрепления законности, социальной защиты населения.

Проведение общесоциальных профилактических мероприятий, связано с:

Надлежащими организационно-управленческими мерами предупреждения преступности, направленными на устранение ошибок и недостатков в управлении экономикой, политикой, социальной сферой, а также правоохранительной деятельностью, поскольку эти ошибки и недостатки являются криминогенными факторами. Сюда включаются, например, мероприятия, связанные с оптимизацией процессов урбанизации и миграции, трудоустройства, демократизации, социальной адаптации и т.п.; в правоохранительной сфере - со стимулированием полноты выявления и раскрытия преступлений, преодолением "ножницы" между тенденциями преступности и практикой выбора мер предотвращения и применения наказаний и т.п.;

Устранением или ограничением криминогенных факторов путем и в результате формирования у членов общества нравственной позиции, ориентированной на базовые общечеловеческие ценности: мероприятия, которые формируют в общественном сознании нетерпимость к преступлений и других правонарушений; меры повышения общей, бытовой, правовой культуры людей. Особого внимания в этом плане требует молодежь, которая через недостаточную сформированность мировоззрения и навыков социальной жизнедеятельности, резкой смены идеологических ценностей в обществе, подвергается негативным воздействиям, склонна к подражанию негативных стандартов поведения, которые заполняют вакуум социальных ориентаций, что образовался;

Совершенствованием правовых мер профилактики экономической преступности, например, мероприятия по воспитанию правосознания с тем, чтобы достичь уровня соблюдения правовых норм по личному убеждению, усовершенствованию и внедрению норм, поощряющих прекращении действий преступников и самозащиты от них, воспитание профилактической активности личности, совершенствованию уголовно-правовых норм борьбы с отдельными формами современной экономической преступности и т.д.

Специально-криминологический уровень профилактики преступлений включает целенаправленное воздействие на преступность в целом, на отдельные ее виды и группы преступного поведения. На этом уровне профилактическая деятельность осуществляется преимущественно лицами, для которых предупреждение экономической преступности является профессиональной функцией.

Можно выделить следующие направления профилактической деятельности по уровням воздействия на экономическую преступность.

Установление причин конкретного преступления и принятия мер по их устранению. Это направление в профилактике преступлений обеспечивается соответствующей деятельностью органов дознания, следователя, прокурора по конкретному уголовному делу и заключается в изучении личности обвиняемого, поскольку задача заключается в установлении его психологических и социальных характеристик, а также мотивации его преступной деятельности. Именно определенные негативные черты лица является непосредственной причиной совершения ею преступления. Информацию о личности обвиняемого составляют социально-демографические и психолого-психиатрические сведения, источником которых могут быть официальные документы, показания свидетелей, заключения соответствующих экспертиз. Кроме того, большое значение в этом плане имеет информация о поведении лица во время совершения преступления, сразу после него и во время проведения досудебного расследования. Эта информация аккумулируется в материалах уголовного дела, в частности в документах, которые привлекаются к уголовной дела в подлинниках или в копиях. Кроме них, сведения о личности обвиняемого могут содержаться в протоколах допросов и других следственных действий. Большое значение имеют выводы судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертиз обвиняемого.

Устранение причин конкретного преступления заключается в воздействии на личность обвиняемого с целью нейтрализации ее негативных черт и установок, что отражается в таких терминах, как "исправления" и "перевоспитание". Средствами такого воздействия является сам процесс расследования и судебного рассмотрения уголовного дела, а также наказания лица, виновного в совершении преступления. Главная же роль в устранении выявленных причин преступления принадлежит суду, который определяет вид и меру уголовного наказания, а также учреждениям, которые ведают его выполнением.

Установление условий, способствовавших совершению конкретного преступления и принятия мер по их устранению. Этот аспект деятельности связан с изучением внешних обстоятельств совершения преступления (конкретной жизненной криминогенной ситуации).. Выполнение этого задания предполагает установление обстоятельств, которые облегчили преступнику достижение поставленной цели.

Экономический преступник имеет возможность сам активно создавать благоприятные субъективные условия. Такая деятельность может заключаться, например, в знакомстве и установлении "дружественных" (коррумпированных) связей с должностными лицами и служащими определенных предприятий и банков, государственных органов управления, контролирующих и правоохранительных органов (путем предоставления различных услуг, подарков и др.). Цель создания благоприятных условий для преступления может иметь и предыдущая рекламная компания для привлечения потенциальных жертв преступления. Такую же цель могут иметь действия преступника, "вплетенные" в механизм совершения преступления.

Устранение выявленных субъективных условий, способствовавших совершению экономического преступления, обеспечивается привлечением к юридической ответственности должностных лиц и служащих предприятий и банков, государственных органов управления, контролирующих и правоохранительных органов, в действиях которых содержатся признаки служебного преступления, административного проступка или иного правонарушения. Чаще всего во время расследования уголовных дел данной категории обстоятельствами, способствовавшими совершению хищения, оказываются: злоупотребление властью или должностным положением, халатность, получение взятки, должностной подлог. В случае достаточности признаков этих преступлений следователем возбуждается уголовное дело по признакам соответствующей статьи Уголовного кодекса Украины, которая выделяется в отдельное производство.

Обобщение криминогенных факторов, установленных при расследовании экономических преступлений определенной направленности и представления предложений по их устранению в соответствующие органы и учреждения. Это направление деятельности выходит за рамки конкретного уголовного дела и предусматривает проведение определенной аналитической работы по обобщению причин преступлений определенного вида (группы, подгруппы) и условий, способствовавших их совершению. Непосредственной основой для такого обобщения являются материалы однородных уголовных дел, расследованных в городе, районе, области или страны в целом. Такими однородными делами могут быть: уголовные дела о преступлениях в кредитно-финансовой сфере, сфере приватизации, бюджетной сфере, сфере страхования, в сфере социальной защиты населения и т.д.

Обобщение криминогенных факторов, установленных в ходе расследования аналогичных уголовных дел, имеющая своей целью определение, прежде всего, объективных и субъективных условий совершения экономических преступлений и дальнейшую разработку комплексных мер, направленных на их устранение, через:

1) установление недостатков правового регулирования финансово-хозяйственных отношений, с использованием которых совершаются хищения имущества и другие экономические преступления (недостатки законодательства о предпринимательской деятельности, законодательства о банках и банковской деятельности, законодательства о деятельности небанковских финансовых учреждений и т.д.);

2) установление пробелов и недостатков в действующем уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве и неоднозначное толкование его отдельных положений правоохранительными органами и судами;

3) установление недостатков в функционировании системы контролирующих органов и их взаимодействия с правоохранительными во время выявления и расследования экономических преступлений;

4) установление существования определенной части населения ошибочных представлений о возможности получения больших доходов в том или ином виде предпринимательской деятельности, которые эксплуатируются мошенниками.

Организационные профилактические мероприятия должны быть направлены на совершенствование деятельности государственного управленческого персонала на принципах экономической рациональности, повышение эффективности работы контрольно-ревизионных органов, совершенствование систем экономического учета и отчетности. Сюда следует отнести мероприятия по отбору и профессиональной подготовки руководящих кадров для работы в местных и центральных органах управления экономической сферой и отдельными отраслями хозяйствования.

В системе мер профилактики экономической преступности действенным мероприятием является организационно-правовой контроль, содержащий различные виды контроля: парламентский, ведомственный, конституционный, общественный корпоративный, контроль партий, трудовых коллективов, а также отдельных граждан. В специализированных видов контроля относится: контроль правоохранительных органов, судебный контроль, прокурорский надзор.

Нормативно-правовые мероприятия вместе с другими имеют решающее значение в профилактике экономической преступности. Идеологию противодействия экономической преступности следует перевести из применения репрессивных мер на плоскость совершенствования регулятивного законодательства (гражданского, административного, хозяйственного, финансового), что создавало бы прозрачные механизмы деятельности хозяйствующих субъектов и исключало саму возможность противоправной хозяйственной деятельности. Кроме того, назрела необходимость распространения системы упрощенного налогообложения для средних и крупных хозяйствующих субъектов путем установления фиксированного максимального размера всех возможных отчислений в пользу государства и органов местного самоуправления, а также максимального размера финансовых санкций за несвоевременную уплату налогов, сборов, других обязательных платежей.

Совершенствование действующего законодательства с учетом этих обстоятельств должно быть направлено на: обеспечение экономических прав человека и субъектов хозяйствования; установление общеобязательных правил поведения на рынке для всех хозяйственных и управленческих структур; внедрение четкой системы экономических санкций для органов государственного управления, юридических и физических лиц за нарушение законодательства; привлечение к уголовной ответственности служебных лиц, которые наносят значительный вред общественным интересам; законодательное упорядочение оснований для предоставления соответствующих льгот отдельным субъектам предпринимательской деятельности и установления уголовной ответственности за незаконное предоставление таких льгот; установление повышенной уголовной ответственности за наиболее общественно опасные формы экономического поведения, которые приводят к подрыву экономической безопасности страны; внедрение независимой криминологической экспертизы проектов законодательных актов коллективами юристов, экономистов, психологов и практических работников.

Уголовно-правовые меры профилактического воздействия должны быть направлены, прежде всего, на следующее: установление уголовной ответственности за экономические преступления (криминализация), что призвано удерживать граждан от совершения противоправных действий (общая превенция); установление вида и размера наказания за соответствующие деяния; совершенствование уголовно-правовых норм, определяющих ответственность за экономические преступления.

Довольно часто преступном поведении предшествует совершение менее общественно опасных деяний, среди которых с преступлениями всего связаны административные проступки. Причем, иногда отличить преступление от административного деликта бывает довольно трудно, поскольку некоторые признаки, в частности объекты посягательства, отдельные элементы объективной стороны обоих видов противоправного поведения практически совпадают.

Административно-правовое предупреждение деликтов составляет отдельный блок в общей системе предупредительного воздействия на преступность. Другими словами, профилактику административных проступков рассматривают как раннюю профилактику преступности, в том числе экономической. Причем, профилактическую роль выполняют все виды административно-правовых средств. Как юридический инструментарий административно-правовые средства являются способами воздействия на общественные отношения с целью достижения определенного результата.

С помощью закрепления и практической реализации разнообразных административно-правовых средств создаются условия для формирования и поддержания надлежащего экономического порядка, предупреждение и пресечение правонарушений, которые на него посягают, что в конечном итоге способствует также профилактике экономической преступности. Административно-правовые средства профилактики правонарушений отмечаются разносторонним характером, при этом все они взаимосвязаны и взаимозависимы, составляют целостную систему, пересекаются с уголовно-правовыми, гражданско-правовыми, экономическими мероприятиями, разнообразными формами и методами организационно-массовой и воспитательной деятельности государственных органов, общественных формирований и трудовых коллективов. Только рациональное использование разнообразных средств во взаимосвязи, обоснован выбор основных из них, умелое сочетание способствуют достижению намеченных результатов. Выбор конкретного административно-правового средства, целесообразность его применения в той или иной ситуации определяются условиями, которые сложились, наличием определенных обстоятельств, задачами и компетенцией органа (должностного лица), который действует в данной ситуации.

Анализ действующего административного законодательства и практики его применения дает основания прийти к выводу, что в административно-правовых средств, которые направлены на профилактику экономической преступности, относятся следующие:

1. Средства определение системы субъектов исполнительной власти, на которые возлагается борьба с административными проступками в сфере экономики, закрепления их правового статуса, в том числе контрольных и юрисдикционных полномочий. Деятельность органов исполнительной власти по профилактике преступности, по большому счету, также является предметом административно-правового регулирования.

2. Средства убеждения (положительного стимулирования или поощрительные средства), которые способствуют повышению творческой активности участников правоотношений, основанные на их стремлении к положительным результатам своего труда, к реализации общественных и личных интересов. Большинство субъектов выполняет общеобязательные правила осуществления экономической деятельности добровольно. Естественно, что деятельность, которая осуществляется правомерно и добросовестно, должен получать государственную поддержку и охрану. В юриспруденции такая реакция государства на правомерное поведение получило название позитивной (перспективной, активной) юридической ответственности.

3. Меры административного принуждения, применяемые с целью предупреждения, пресечения правонарушений, обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и привлечении нарушителей к административной ответственности. Меры административного принуждения в профилактике экономической преступности играют важнейшую роль, по крайней мере эту роль легче всего проследить, поскольку применение указанных мер непосредственно связано с правонарушениями, причем, не только административными.

Меры специального предупреждения должны, прежде всего, учитывать вопросы совершенствования координации и взаимодействия правоохранительных, контролирующих органов, банков, органов местной власти и ряда негосударственных организаций, осуществляющих функции контроля и надзора в различных отраслях экономики.

На основании п. 10 ст. 12 Федерального закона "О полиции" на полицию возлагаются обязанности осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях предупреждения преступлений и обеспечения собственной безопасности.

В этой связи МВД России осуществляет следующие полномочия:

  • - разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;
  • - выявляет, предупреждает, пресекает, раскрывает и расследует тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс .

В связи с тем что процесс реализации настоящих положений за короткий срок действия (со времени подписания) еще не позволяет проанализировать ожидаемые результаты, сложно дать исчерпывающие рекомендации по эффективному применению этих нормативных правовых актов. Поэтому на основе существующей нормативной базы, регулирующей деятельность ОВД по профилактике экономических преступлений, представляется целесообразным сформулировать организационно-правовые основы такой системы профилактики в целях разработки мер по дальнейшему ее совершенствованию с учетом продолжающейся реформы ОВД.

Так, сотрудники ЭБиПК, осуществляя профилактическую работу в рамках конкретного дела по факту предпринимаемых криминально активными лицами попыток создания параллельных с государственными органами коммерческих структур по оказанию платных услуг населению, злоупотребляя при этом полномочиями по осуществлению разрешительных и контрольных функций, обязаны устанавливать факт возможной причастности чиновников к лоббированию интересов криминальных структур.

Носителями информации о причинах и об условиях, способствующих совершению экономических и налоговых преступлений, являются: внутренние документы хозяйствующего субъекта (учредительные документы фирм, контракты по экспортным операциям, грузовые таможенные декларации, сертификаты, платежные документы и т.д.); его внешние документы (лицензии, нормативные документы).

Профилактика преступлений осуществляется и в режиме инициативного поиска, когда в ходе его проведения охватывается большое число объектов профилактики (подучетных лиц, предприятий, учреждений, организаций, органов власти и управления).

3.2. Профилактика преступлений, осуществляемая в рамках возбужденного уголовного дела.

Существенной особенностью профилактической работы, осуществляемой в рамках возбужденного уголовного дела, является то, что появляется "новый" субъект профилактики в лице следователя, расследующего дело, а также процессуальные рычаги воздействия на лицо, совершившее преступление, а криминогенные факторы, подлежащие устранению в целях недопущения повторных деяний, могут устраняться в данном процессуальном порядке.

С возбуждением уголовного дела сотрудники подразделений экономической безопасности не должны снимать с себя ответственность за выявление всех причин и условий, способствовавших совершению экономических и налоговых преступлений. При этом основной процессуальной формой взаимодействия следователя и оперативного работника выступают отдельные поручения.

Профилактическая работа, осуществляемая сотрудниками подразделений экономической безопасности, в этом случае направлена на решение следующих задач:

  • - изобличение преступников, которые причастны к подготавливаемому либо совершенному преступлению экономической направленности;
  • - выявление свидетелей, чьи показания могут быть положены в основу принятия решения о внесении следователем представления в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу о принятии мер по устранению нарушений закона (в соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ);
  • - установление круга лиц, оказывающих криминальное противодействие в ходе расследования по делу, принятие мер по их нейтрализации.

При осуществлении профилактической работы в рамках уголовного дела сотрудники рассматриваемых подразделений должны руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к этой деятельности: на этапе оперативного сопровождения расследования уголовного дела необходимо добиваться наиболее полного предупреждения совершения новых эпизодов преступлений экономической и налоговой направленности; осуществлять мероприятия, нацеленные на установление источников - носителей информации о фактах, событиях, лицах и обстоятельствах расследуемого преступления.

Оперативно-разыскное обеспечение расследования создает необходимые предпосылки для подготовки следователем и внесения по результатам расследования информационно емкого представления, которое содержит конкретные предложения по устранению обстоятельств, способствовавших совершению экономических или налоговых преступлений.

4. Контроль за исполнением ранее внесенных представлений и информации по профилактике преступлений в сфере экономики.

На стадии осуществления контроля следует иметь в виду, что на практике наиболее часто возникают три группы ситуаций, когда появляется необходимость применения данного метода.

К первой группе следует отнести случаи, когда его применение вытекает из анализа внесенных представлений и полученных по ним с предприятий, организаций, учреждений сообщений. Следователи нередко не отслеживают ситуацию с рассмотрением внесенных ими представлений и принятием по ним необходимых мер.

Ко второй группе относятся ситуации, складывающиеся в процессе подготовки представлений по имеющимся в уголовном деле материалам. Нередки случаи, когда представления вносятся во многом формально.

Третья группа включает в себя случаи, когда хозяйствующие субъекты в силу невозможности оперативного реагирования на поступившие в их адрес представления присылают отписки, а причины и условия, способствовавшие совершению экономических и налоговых преступлений, не устраняются. Такие ситуации возникают, например, при отсутствии должного контроля со стороны инициатора внесения представления.

Организация контроля включает в себя ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов:

  • - комплексный анализ состояния деятельности подразделений экономической безопасности по профилактике экономических и налоговых преступлений и иных правонарушений;
  • - принятие решения о целесообразности учета внесенных представлений и предоставленной информации в органы исполнительной власти и местного самоуправления;
  • - обеспечение предварительного расследования информации о криминогенных факторах на объектах, где было совершено преступление экономической направленности.

Знание наиболее распространенных причин и условий, способствующих совершению рассматриваемых преступлений, на определенных объектах экономики дает возможность лучше разобраться в применяемых преступных схемах, механизме совершения преступлений криминально активными лицами.

  • - на уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые;
  • - оперативно-разыскные;
  • - организационные;
  • - меры по обеспечению деятельности ОВД по профилактике экономических преступлений и других правонарушений.
  • 1. Уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые меры предупреждения экономических преступлений:
    • - обеспечение безопасности физических и юридических лиц, на права и законные интересы которых возможно преступное посягательство;
    • - контроль за своевременным поступлением, прохождением материалов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, принятие по ним соответствующих решений;
    • - применение предусмотренных законодательством РФ мер воздействия к лицам, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, и административные правонарушения в целях предупреждения с их стороны тяжких преступлений;
    • - внесение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в государственные органы, общественные организации, должностным лицам представлений об устранении выявленных в ходе расследования дел причин и условий, способствующих совершению преступлений;
    • - внесение в соответствии с законодательством представлений о замене мер наказания, не связанных с лишением свободы, либо иных мер па реальное отбывание наказания;
    • - изъятие из пользования юридических и физических лиц предметов, оборот которых ограничен и которые могут быть использованы при совершении преступлений.
  • 2. Оперативно-разыскные меры предупреждения экономических преступлений:
    • - сбор, обобщение, анализ и реализация оперативно-разыскной информации о лицах, замышляющих или подготавливающих преступления, с целью принятия необходимых мер для их склонения к отказу от совершения экономических преступлений;
    • - своевременное разобщение выявленных преступных групп, в том числе организованных, и принятие мер к прекращению преступной деятельности входящих в них лиц на ранних стадиях подготовки преступлений, а также исключающих возможность их совершения.
  • 3. Организационные и иные меры предупреждения экономических преступлений:
    • - оперативное реагирование с использованием всех имеющихся сил и средств на сообщения граждан, должностных лиц и иную информацию о причинах, условиях, обстоятельствах, способствующих совершению преступлений, а также о подготавливаемых преступных посягательствах;

накопление, систематизация и использование информации о лицах, замышляющих или подготавливающих преступления, с целью обеспечения своевременного принятия к ним предусмотренных законом мер;

  • - проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических операций по предупреждению деятельности преступных групп, улучшению криминогенной обстановки на территории обслуживания органа внутренних дел;
  • - привлечение населения, общественности к работе по предупреждению экономических преступлений;
  • - осуществление взаимодействия с иными правоохранительными органами (прокуратурой, федеральной службой безопасности, таможенной службой, налоговой инспекцией), с государственными органами, учреждениями, организациями, общественными объединениями правоохранительной направленности, благотворительными и иными фондами, трудовыми коллективами в процессе работы по предупреждению экономических преступлений ;
  • - инициативное оказание услуг по защите и охране имущества юридических и физических лиц на основе заключения договоров в порядке, определенном действующим законодательством и ведомственными нормативными актами;
  • - организация контроля за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений с целью недопущения с их стороны преступлений.
  • 4. К мерам обеспечения деятельности органов внутренних дел по профилактике экономических преступлений можно отнести:
    • - организационно-методическое обеспечение деятельности ОВД по предупреждению экономических преступлений и правонарушений (реализация перечисленных мер предупреждения преступлений и других правонарушений возлагается на отраслевые службы и подразделения ОВД на всех уровнях управления в пределах их компетенции);
    • - кадровое, научно-методическое и финансовое обеспечение деятельности ОВД по предупреждению экономических преступлений и правонарушений.

Так, специализированные подразделения по предупреждению преступлений комплектуются наиболее квалифицированными сотрудниками, обладающими необходимыми профессиональными качествами и практическим опытом работы в этой сфере деятельности.

Образовательные учреждения МВД России, учебные центры МВД, ГУВД, УВД, УВДТ осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников, специализирующихся на работе по предупреждению преступлений, по программам, согласованным с Департаментом государственной службы и кадров и отраслевыми главными управлениями, департаментами и управлениями МВД РФ по направлениям деятельности.

Научно-методическое обеспечение деятельности по предупреждению преступлений должно возлагаться на образовательные учреждения высшего профессионального образования и научно-исследовательские учреждения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, указанные в ст. 38 Федерального закона "О полиции".

В целях повышения эффективности работы по предупреждению преступлений должны быть расширены меры по стимулированию сотрудников служб и подразделений ОВД, имеющих высокие показатели оперативно-служебной деятельности.

Для осуществления мероприятий по предупреждению преступлений могут использоваться внебюджетные фонды и иные источники финансирования.

Таким образом, анализ действующего законодательства, в частности Федерального закона "О полиции", Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации , иных нормативных актов, позволяет раскрыть содержание и представить структуру системы профилактики экономических преступлений органами внутренних дел. Эта структура включает в себя: основные формы и методы профилактики; систему оперативно-профилактических мероприятий, осуществляемых на конкретных объектах экономики; меры индивидуальной профилактики преступлений; контроль за исполнением ранее внесенных представлений и информации по профилактике преступлений в сфере экономики.

Меры, применяемые органами внутренних дел по профилактике экономических преступлений и иных правонарушений, по содержанию подразделяются: на уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые меры; оперативно-разыскные меры; организационные меры; меры по обеспечению деятельности органов внутренних дел по профилактике экономических преступлений и других правонарушений.

  • См.: поди. 9, 10 п. 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г, № 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации".
  • В связи с реформой ОВД некоторые департаменты в структуре центрального аппарата МВД России поменяли названия, иные стали главными управлениями. Так ДЭБ МВД России преобразован в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПБ).
  • В ГИАЦ МВД России и информационных центрах МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ ведется реестр дисквалифицированных лиц (см.: приказ ФНС России от 6 марта 2012 г. № ММВ-7-6/141@ "Об утверждении Порядка предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц и формы выписки из реестра дисквалифицированных лиц".
  • Это лица, осведомленные о негативных факторах но роду своей деятельности (счетно-бухгалтерские работники, сотрудники банка, специалисты и технический персонал коммерческих структур, контрольно-надзорных органов и др.)
  • Так, согласно ст. 10 Федерального закона "О полиции" полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами (оказывает им содействие), а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений.
  • См.: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации".

Экономические преступления - противоправные действия, наносящие финансовый ущерб, снижающие экономическую эффективность процесса производства и сбыта товаров.

Экономические преступления спланированы и направлены на подрыв репутации, ухудшение экономического положения отдельных организаций или отраслей производства. Предметом (объектом) экономических преступлений может стать отдельная компания, сегмент рынка, отрасль промышленности, взаимодействие экономических агентов, деятельность надзорных органов.

Результат экономических преступлений — незаконное обогащение правонарушителей, уход от налогов, завоевание лидирующего положения на рынке, выпуск некачественных товаров.

Разновидности экономических преступлений

Правонарушения в сфере экономики различаются в зависимости от статей УК РФ, которые рассматривают каждый случай.

  • Правонарушения в сфере частной коммерческой деятельности, которые регулирует ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства». Преступники нарушают порядок регистрации юридического лица, затрудняют выход нового производителя на рынок с помощью демпинга, подделки документов, недобросовестной конкуренции, мошеннических схем налогообложения.
  • Различные действия по сговору группы лиц, которые регулирует ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Нарушители создают и регистрируют подставные фирмы, фальсифицируют отчеты для налоговой инспекции, укрывают доходы, проводят рейдерские захваты бизнеса.
  • Недобросовестные и мошеннические схемы в сфере кредитования частных лиц и бизнеса, которые регулирует ФЗ № 353 «О потребительском кредите (займе)». Различные микрофинансовые организации, банки-«однодневки», предоставляющие займы под неоправданно высокие проценты, использующие подлог документов и фальсификацию для взыскания долгов.
  • Мошеннические схемы, направленные на достижение лидирующего положения на рынке. Такие действия регулирует ФЗ № 135 «О защите конкуренции». Действия крупных компаний, государственных корпораций, и надзорных органов, приводящие к демпингу, искусственному завышению прибыли компаний, вытеснению отдельных производителей с рынка.
  • Незаконные способы снижения таможенных платежей, которые описаны в ФЗ № 114 «О таможенном регулировании в РФ». Подделка документов, сговор с иностранными производителями, сотрудниками таможенных служб и надзорных органов, приводящий к поставке некачественных товаров, опасных для потребителей.
  • Изготовление, приобретение, продажа и посредническая деятельность в отношении поддельных документов, товаров и услуг, добытых преступным путем. Такие действия регулирует статья 175 ФЗ № 162 «О стандартизации в РФ». Под действие закона попадает контрафактная продукция, наркотические и взрывчатые вещества, бактериологическое оружие и все организации, занятые производством и сбытом подобных вещей.

Последствия любых экономических преступлений — нарушение естественного развития рыночной инфраструктуры, стагнация, снижение уровня конкуренции, неравномерное распределение доходов и ресурсов. Ответственность за экономические преступления зависит от размера нанесенного ущерба и величины самой компании. Ответчик может выплатить штраф или подвергнуться уголовному наказанию.

Борьба с преступлениями в сфере экономики

Наиболее тщательной проверке и жесткому преследованию подвергаются крупные коммерческие организации в сфере экспорта, импорта, таможенной очистки товаров, создания новых технологий, защиты информации. Для противодействия экономическим преступлениям применяют следующие механизмы.

Анализ состояния и динамики экономической преступности, личности преступников, причинного комплекса не является самоцелью, а выступает необходимым условием целенаправленного предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности. Такое предупреждение по своей сути состоит в воздействии на негативные факторы, обуславливающие появление и воспроизводство преступлений, способствующие их совершению, нейтрализации влияния указанных факторов или их устранения.

Учитывая общественную опасность экономических преступлений, которые захлестнули практически все сферы хозяйствования, их предупреждение, нейтрализация криминогенной ситуации в сфере экономической деятельности должны стать стратегическим, приоритетным направлением государственной политики в области борьбы с преступностью.

Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.

Деятельность по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах. Она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций). В этой связи различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.

Общесоциальные меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности «теневой» экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих «теневую» экономику и связанную с ней преступность.

Таким образом, определяющая роль в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности принадлежит общегосударственным мероприятиям по устранению системного кризиса в обществе, в первую очередь по стабилизации отношений в сферах экономики и социальной жизни, по разрешению присущих им противоречий, обеспечению роста промышленного и сельскохозяйственного производства, демонополизации экономики и формированию конкурентной среды, развитию инфраструктуры рынка, укреплению гарантий частной собственности, социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, совершенствованию законодательства, программированию предупреждения экономических преступлений.

Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспект профилактической деятельности. В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана. Однако, к сожалению, в качестве профилактики преступлений обращение к жертве преступления, потерпевшему пока используется нечасто.

В этих условиях особое значение приобретают специально-криминологические меры предупреждения экономических преступлений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий экономических преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан, включенных в экономические отношения. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение преступлений, лишь при наличии соответствующих оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний в сфере экономки, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социально-ролевых установок и пр.).

Субъектами предупреждения экономической преступности являются:

федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции как непосредственно, так и через подведомственные им структуры;

органы государственного контроля (налоговая и таможенная службы, Счетная палата, органы Антимонопольного комитета, Центральный банк РФ, и др.);

органы независимого вневедомственного финансового контроля (частные аудиторы, аудиторские фирмы);

правоохранительные органы (органы прокуратуры, специальные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями МВД, ФСБ, ГТК);

общественные организации (объединения), коллективы и граждане, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность по предупреждению различных видов экономических преступлений, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию (ассоциация российских банков, общества по защите прав потребителей, фонды помощи правоохранительным органам и др.).

Еще по теме 7.2. Особенности предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности:

  1. 7. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ