Презентация на тему борис пастернак. Презентация на тему "борис пастернак " Интересная презентация на тему пастернак

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) 125 лет со дня рождения Бокучава М.В. Учитель русского языка и литературы Удельнинской СОШ №34

Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к свету и величию Своею жертвой путь прочертишь. (Борис Пастернак «Смерть сапера»)

Высшая сложность жизни - это простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших стихотворений Бориса Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»,которое по праву можно считать литературным кредо поэта. В этом произведении он изложил свои взгляды на то, какой должна быть поэзия, и почему лично себя он не считает талантливым литератором, хотя и стремится к совершенству.

Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок. В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты. Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте... Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве 29 января, по старому стилю 10-го февраля 1890 года в семье художника пастернака и пианистки Кауфман. С детства он был окружен искусством. Борис Леонидович родился в кругу московской интеллигенции. В доме,где он рос,бывали музыканты, художники, писатели. В детстве Пастернак обучался живописи.

Попав под влияние крупного русского композитора Скрябина, 13-летний Пастернак увлёкся музыкой. Скрябин – учитель музыки Б. Пастернака

Но в 1909 году он поступает на философское отделение историко-философского факультета московского университета. Он отправляется в Германию. И хотя обучение философии идет весьма успешно, он расстаётся с ней также решительно, как раньше расстался с музыкой. Пастернак увлёкся поэзией. Поэзия становится его призванием, его почвой и судьбой. Она вобрала в себя и его страсть к музыке и интерес к философии. В стихотворении, посвященной Пастернаку, Анна Ахматова писала: « Он награжден каким-то вечным детством».

Вечное детство составляло самую суть поэтической личности Пастернака. Широко раскрытыми глазами смотрел он на мир,восхищаясь его пленительным разнообразием. На первых порах своей поэтической деятельности Пастернак писал изысканные стихи для узкого круга ценителей. Перелом произошел в 20-ые годы,когда поэт обратился к социальным проблемам. Он стал скупее, проще, классичнее.

В Париже из-под крыши Венера или Марс Глядят, какой в афише Объявлен новый фарс. Кому-нибудь не спится В прекрасном далеке На крытом черепицей Старинном чердаке. Он смотрит на планету, Как будто небосвод Относится к предмету Его ночных забот. Не спи, не спи, работай, Не прерывай труда, Не спи, борись с дремотой, Как летчик, как звезда. Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну. Ты вечности заложник У времени в плену.

Борис Леонидович Пастернак - поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум поэта хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях. Он владел талантом выражать глубокие и тонкие человеческие чувства, проникновенно изображал картины природы. Восхищался красотой мира, стремился отыскать повсюду прекрасное.

Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске Что случится на моём веку́. На меня наставлен сумрак но́чи Тысячью биноклей на оси́. Если только можно, Авва, Отче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идёт другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти.

Весной 1956 го года Борис Леонидович Пастернак закончил работу над главным своим произведением –романом « Доктор Живаго ». Вообще-то он писал его 11 лет, но как считал сам, вся его предыдущая проза, поэзия, всё творчество вообще и вся жизнь была лишь подготовкой, черновиком этого романа. По большому счету, писатели, даже близкие Борису Леонидовичу были невысокого мнения о литературных достоинствах его романа.

Анна Андреевна Ахматова считала,например,что «Гениальный поэт балуЕтся прозой ». Другие, подмигивая, говорили друг другу о главном герое произведения так: «Хорошо,если бы Юрий писал побольше стихов ». Стихи из « Доктора Живаго» все действительно единодушно признавали чуть ли не лучшим из всего того,что было создано.

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.

Но, наконец,роман был закончен. Автор отослал рукописи в советские журналы и одну передал итальянскому издателю, с просьбой не печатать роман до появления его в советских журналах. Но вскоре из редакций пришли гневные письма, а в Италии роман был напечатан, и в какие-то немыслимо короткие сроки роман был переведен почти на все европейские языки.

В 1958 –м году за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы, шведская академия присудила Пастернаку Нобелевскую премию по литературе, что было воспринято в СССР как чисто политическая акция.

Борис Леонидович был счастлив,а его близкие - в ужасе. Начались дни,которых назовут его «Гефсиманским садом». На страницах печати развернулась кампания травли поэта.Пастернак был исключен из союза писателей, ему грозили высылкой из страны. В ответ на критику и на предложение покинуть страну поэт отвечал, что не мыслит себя вне России, вне Родины. Было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене Родине. ВСЁ ЭТО ВЫНУДИЛО Пастернака отказаться от премии.

«Очень тяжелое для меня время,-писал он 11 ноября 1958 – го года своей двоюродной сестре Марковой. -Всё лучше было бы теперь умереть, но я сам,наверное, не наложу на себя рук.» 26-го мая 1960 года был сделан Борису Леонидовичу Пастернаку рентген и поставлен диагноз рак легких. 30 – го мая 1960 – го года Борис Пастернак скончался.

В самом начале июня 1960 – го года в подмосковном посёлке Переделкино хоронили великого русского поэта Бориса Пастернака. За долгие десятилетия это были первые похороны писателя такого масштаба, умершего в своей постели. Он никогда не был в лагерях, не сидел в тюрьмах. Внешне вполне благополучная жизнь, если не считать тех двух лет,которые прошли после присуждения ему нобелевской премии, тех двух лет,которые его убили.

Бориса Леонидовича отпевали в том храме,который всегда был виден из его окна. Тысячи людей пришли поводить его в последний путь, несмотря на то, что в этот день все электрички на Переделкино были отменены. Всюду было полно шпионов. Похороны фотографировались. Многие знали,что никакого советского будущего у них уже не будет. Это был настоящий гражданский поступок. Панихида превратилась в антиправительственную демонстрацию.

Анна Ахматова, которая была там,говорила: «У меня такое чувство, что это торжество, большой религиозный праздник. Так было, когда умер Блок. Настоящие русские похороны, такие нужно заслужить.» Шли и шли и пели «вечную память». Этими словами начинается роман «Доктор Живаго», у которого есть еще одно название.Близкие знали, что на папке с рукописями размашистой пастернаковской рукой было выведено « Смерти не будет!»

Могила писателя в Переделкино Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к свету и величию Своею жертвой путь прочертишь. (Борис Пастернак «Смерть сапера»)



Детство Русский поэт и прозаик Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года в известной в Москве еврейской семье. Отец поэта, Леонид Пастернак, был академиком живописи, преподавателем Училища живописи, ваяния и зодчества, специализировался на портретной живописи, писал портреты многих известных людей, в том числе и Толстого. Мать поэта, урожденная Роза Кауфман, известная пианистка, отказалась от карьеры музыканта, чтобы воспитывать детей: Бориса, его брата и двух сестёр.


Образование После окончания московской гимназии в 1909 поступает на историко- филологический факультет Московского университета, серьёзно увлекается философией. Для усовершенствования философских знаний в 1912 едет в Германию, где семестр учится в Марбургском университете. Тогда же им была предпринята поездка в Швейцарию и Италию. По возвращении в Москву заканчивает университет в Охладев к философии, Пастернак полностью отдается поэтическому искусству, которое становится делом его жизни г. Выпускник Пятой Московской гимназии


НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Темный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, все равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придет пора - Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Стихотворение «Нобелевская премия» («Я пропал, как зверь в загоне...») Пастернак написал после вынужденного отказа от присужденной ему Нобелевской премии в 1958 году.


Шведская академия присудила Пастернаку Нобелевскую премию по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Центральные советские газеты «Правда» и «Литературная газета» обрушились на поэта, называя его «изменником», «злобным обывателем», «клеветником», «Иудой», «вражеским наймитом» и т.д. Пастернака исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от премии г.


Творчество По возвращении в Москву он входит в литературные круги. В альманахе «Лирика» впервые печатаются несколько не переиздававшихся им впоследствии стихотворений. Вместе с Н.Асеевым и С.Бобровым он организовывает группу новых или «умеренных» футуристов - «Центрифуга». С.БобровН.Асеев


Пастернак - переводчик В 1930-е Пастернака почти не печатают. Поселившись в 1936 на даче в Переделкине, он вынужден заниматься переводами. Трагедии Шекспира, « Фауст » Гете, « Мария Стюарт » Шиллера, стихи Верлена, Байрона, Китса, Рильке, грузинские поэты. Эти работы вошли в литературу на равных с его оригинальным творчеством. УИЛЬЯМ ШЕКСПИР Иоганн Вольфганг фон Гёте ФРИДРИХ ШИЛЛЕР ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН ДЖОН КИТС


Пастернак - поэт В 1914 вышла первая книга стихов «Близнец в тучах». В начале 1930-х его поэзия переживает «второе рождение». Книга с таким названием вышла в Пастернак вновь воспевает простые и земные вещи: «огромность квартиры, наводящей грусть», «зимний день в сквозном проеме незадёрнутых гардин», «пронзительных иволог крик», «вседневное наше бессмертье» г. Переделкино. Фотография Льва Горнунга.


Военные годы В 1943 г. Пастернак создает цикл «Стихи о войне», включённый в книгу «На ранних поездах» После войны опубликовал ещё две книги стихов: «Земной простор» (1945) и «Избранные стихи и поэмы» (1945) г. Во время поездки на фронт в составе группы писателей


«Доктор Живаго» В Пастернак мечтает о настоящей большой прозе, о книге, которая «есть кубический кусок горячей, дымящейся совести». И вот с 1945 по 1955 в муках рождается роман Доктор Живаго, во многом автобиографическое повествование о судьбе русской интеллигенции в первой половине 20 в., особенно в годы Гражданской войны. Главный персонаж, Юрий Живаго, - лирический герой поэта Бориса Пастернака; он врач, но после его смерти остается тонкая книжка стихов, составившая заключительную часть романа.


Памятники Борису Пастернаку Умер Пастернак 30 мая 1960 от рака легких в Переделкине. Борис Пастернак был похоронен на Переделкинском кладбище (в то время это было небольшое скромное сельское кладбище). Автор памятника на его могиле - скульптор Сарра Лебедева. Памятник поэту Борису Пастернаку в Перми. Скульптор Елена Мунц


Список использованных ресурсов Лютов В. Русские писатели в жизни - Урал LTD,1999 Пастернак Е.Б. Б. Пастернак: Материалы для биографии. - М. Советский писатель,1989 Баевский В.С. Пастернак. - М.: Изд.- во МГУ, с. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака -Л., Сов.писатель, с. Вильмонт Н.Н. О Б.Пастернаке: Воспоминания и мысли. - М. Советский писатель, 1989 historydoc.edu.ru lichnosti.net hronos.km.ru



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Борис Леонидович Пастернак 1890 - 1960 Во всем мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До основанья, до корней, До сердцевины.

2 слайд

Описание слайда:

Детство Родился 29 января 1890 г.(10 февраля н.с.) в Москве в семье известного художника. С детства будущего поэта окружали музыка, живопись, литература. Первое творческое пристрастие Пастернака - музыка.

3 слайд

Описание слайда:

Семья Отец - художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и мать - пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Райца Кауфман, 1868-1939), переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернаков родились Александр (1893-1982), Жозефина (1900-1993) и Лидия (1902-1989).

4 слайд

Описание слайда:

Учеба в гимназии В 1903 году при падении с лошади сломал ногу и из-за неправильного срастания (лёгкая хромота, которую Пастернак скрывал, осталась на всю жизнь) был освобождён от воинской повинности. В 1901 году поступил сразу во второй класс пятой Московской гимназии. Семья Пастернаков

5 слайд

Описание слайда:

Учеба в гимназии С 1906 по 1908 год в пятой гимназии на два класса младше, чем Пастернак, в одном классе с братом Пастернака Сашей учился Владимир Маяковский. Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён. После ряда колебаний отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора. В годы учебы в пятой Московской гимназии

6 слайд

Описание слайда:

Высшее образование В 1908 году поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета Летом 1912 года изучал философию в Марбургском университете в Германии у главы марбургской неокантианской школы проф. Германа Когена. В это же время он начинает входить в круги московских литераторов. 1908

7 слайд

Описание слайда:

Начало литературной деятельности С 1914 года Пастернак примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга» (куда также входили другие бывшие участники «Лирики» - Николай Асеев и Сергей Бобров). В этом же году близко знакомится с другим футуристом - Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «Леф», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения. Пастернак и Маяковский

8 слайд

Описание слайда:

Первые стихи Пастернака Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга - «Близнец в тучах» - в конце того же года (на обложке 1914) 1913 год

9 слайд

Описание слайда:

Первые сборники. Годы революции. В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». В годы революции Пастернак оказывается на Урале, в Перми. Этот город послужил прообразом города Юрятина в романе «Доктор Живаго». Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию по личному ходатайству А. В. Луначарского и обосновываются в Берлине. Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности, с Мариной Цветаевой, а через неё - с Р.-М. Рильке.

10 слайд

Описание слайда:

20-е годы В 1922 году Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой проводит в гостях у родителей в Берлине вторую половину года и всю зиму 1922-23 годов. В том же 1922 году выходит программная книга поэта «Сестра моя - жизнь», большинство стихотворений которой были написаны ещё летом 1917 года. В следующем 1923 году в семье Пастернаков рождается сын Евгений. С женой и сыном

11 слайд

Описание слайда:

Творчество В 20-е годы созданы также сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В кругу семьи 1921 год

12 слайд

Описание слайда:

«Охранная грамота» В 1928 году Пастернак обращается к прозе. К 1930-му году он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагаются его принципиальные взгляды на искусство и творчество.

13 слайд

Описание слайда:

Официальное признание На конец 20-х - начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. Его большой однотомник с 1933 по 1936 год ежегодно переиздаётся.

14 слайд

Описание слайда:

Второй брак Познакомившись с Зинаидой Николаевной Нейгауз (в девичестве Еремеевой, 1897-1966), в то время женой пианиста Г. Г. Нейгауза, вместе с ней в 1931 году Пастернак предпринимает поездку в Грузию, где знакомится с поэтами Т. Табидзе, П. Яшвили. Прервав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на З. Н. Нейгауз. В том же году выходит его книга «Второе рождение» - попытка Пастернака влиться в дух того времени. В 1938 году во втором браке у Пастернака рождается сын Леонид. 1936 год

15 слайд

Описание слайда:

30-е годы В 1935 году Пастернак участвует в работе проходящего в Париже Международного конгресса писателей в защиту мира (последняя его поездка за границу). Пастернак и Чуковский на первом съезде Союза писателей в 1934 году

16 слайд

Описание слайда:

Отчуждение от власти В январе 1936 года Пастернак публикует два стихотворения, обращенные со словами восхищения к И. В. Сталину, однако уже к середине 1936 года отношение властей к нему меняется - его упрекают не только в «отрешённости от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», и безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки. Это приводит к первой длительной полосе отчуждения Пастернака от официальной литературы. По мере ослабевающего интереса к советской власти, стихи Пастернака приобретают более личный и трагический оттенок.

17 слайд

Описание слайда:

Переводы К концу 30-х он обращается к прозе и переводам, которые в 40-х годах становятся основным источником его заработка. В тот период Пастернаком создаются ставшие классическими переводы многих трагедий Шекспирa, «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера.

18 слайд

Описание слайда:

В 1935 году Пастернак заступился за мужа и сына Ахматовой, которые были освобождены из тюрьмы после писем Сталину Пастернака и Ахматовой. В 1937 году проявляет огромное гражданское мужество - отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного Пильняка. 1942-1943годы провёл в эвакуации в Чистополе. Помогал денежно многим людям, в том числе дочери Марины Цветаевой 1942 год

19 слайд

Описание слайда:

В годы войны В годы Великой Отечественной войны 1941-45 г. Б. Пастернак пишет стихи о героях и тружениках войны. В 1943 выходит сборник "На ранних поездах", в 1945 г. - "Земной простор". В1943 с бригадой писателей выезжал на фронт. После войны им были созданы кн. "Земной простор", "Избранные стихи и поэмы", "Когда разгуляется" 1943 год,Чистополь

20 слайд

Описание слайда:

Роман «Доктор Живаго» Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны.

21 слайд

Описание слайда:

Роман «Доктор Живаго» Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческого существования - тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, еврейства, был резко негативно встречен властями и официальной советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к октябрьскому перевороту и последующим изменениям в жизни страны. 1954 год

22 слайд

Описание слайда:

Публикация романа Публикация романа на Западе - сначала в Италии в 1957 году прокоммунистически настроенным издательством Фельтринелли, а потом в Великобритании, при посредничестве известного философа и дипломата сэра Исайи Берлина - привела к настоящей травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, откровенным оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях трудящихся. Московская организация Союза Писателей СССР, вслед за Правлением Союза Писателей, требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства.

23 слайд

Описание слайда:

Нобелевская премия С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды. С формулировкой:«За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», 24 сентября 1958 года в день вручения Нобелевской премии с К.И.Чуковским

24 слайд

Описание слайда:

Нобелевская премия. Реакция на родине Присуждение премии воспринималось советской пропагандой как повод усилить травлю (к примеру, «Литературная газета» 25 октября 1958 года писала: «Пастернак получил „тридцать сребреников“, для чего использована Нобелевская премия. Он награждён за то, что согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды… Бесславный конец ждёт воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его автора, уделом которого будет народное презрение.»)

25 слайд

Описание слайда:

Отказ от премии На Пастернака было оказано и личное давление, которое, в конечном счёте, принудило его отказаться от премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ». Джавахарлал Неру и Альбер Камю взяли на себя ходатайство за нового нобелевского лауреата Пастернака перед Никитой Сергеевичем Хрущевым, но всё оказалось тщетно, хотя, конечно, писатель не был ни расстрелян, ни посажен в тюрьму, что было бы невозможно в сталинское время.

26 слайд

Описание слайда:

«Я зажат как зверь в загоне..» Несмотря на исключение из Союза Писателей СССР, Пастернак продолжает оставаться членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться. Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» он был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко в феврале 1959 года, где ему было предъявлено обвинение по статье 64 «Измена Родине», однако никаких последствий для него это событие не имело, возможно потому, что стихотворение было опубликовано без его разрешения.

Класс: 11

Презентация к уроку





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Родился Борис Пастернак в семье художника Л. О. Пастернака и пианистки Р. И. Кауфман. В доме часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л. Н. Толстой, Н. Н. Ге, А. Н. Скрябин, В. А. Серов. Атмосфера родительского дома определила глубокую укорененность творчества Пастернака в культурной традиции и одновременно приучила к восприятию искусства как повседневного кропотливого труда.

В детстве Пастернак обучался живописи, затем в 1903-08 всерьез готовился к композиторской карьере, в 1909-13 учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, в 1912 провел один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Г. Когена. После окончания университета занимался практически лишь литературной деятельностью, однако профессиональная музыкальная и философская подготовка во многом предопределила особенности пастернаковского художественного мира (так, например, в формах построения его произведений исследователи отмечали родство с музыкальной композицией).

Первые шаги Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов - А. Белого, А. А. Блока, Вяч. И. Иванова и И. Ф. Анненского, участием в московских символистских литературных и философских кружках. В 1914 поэт входит в футуристическую группу «Центрифуга». Влияние поэзии русского модернизма (символистов - главным образом на уровне поэтических образов, и футуристов - в необычности словоупотребления и синтаксиса) отчетливо проступает в двух первых книгах стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1917). Однако уже в стихотворениях 1910-х гг. появляются и основные черты, присущие собственно пастернаковскому поэтическому видению мира, - мира, где все настолько переплетено и взаимосвязано, что любой предмет может приобрести свойства другого, находящегося рядом, а ситуации и чувства описываются с помощью нарочито «случайного» набора характерных признаков и неожиданных ассоциаций, насквозь пронизанных почти экстатическим эмоциональным напряжением, которое их и объединяет («И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд» - стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!...»).

Пастернаковский образ мира и способ его поэтической передачи находят наиболее полное воплощение на страницах третьей книги стихов «Сестра моя - жизнь» (1922), посвященной лету 1917 между двумя революциями. Книга представляет собой лирический дневник, где за стихотворениями на темы любви, природы и творчества почти не видно конкретных примет исторического времени. Тем не менее Пастернак утверждал, что в этой книге «выразил все, что можно узнать о революции самого небывалого и неуловимого». В соответствии с эстетическими взглядами автора, для описания революции требовалась не историческая хроника в стихотворной форме, а поэтическое воспроизведение жизни людей и природы, охваченных событиями мирового, если не вселенского масштаба. Как ясно из заглавия книги, поэт ощущает свое глубинное родство со всем окружающим, и именно за счет этого история любви, интимные переживания, конкретные детали жизни весной и летом 1917 года претворяются в книгу о революции. Позже Пастернак назвал подобный подход «интимизацией истории», и этот способ разговора об истории как о части внутренней жизни ее участников применялся им на протяжении творческого пути неоднократно.

С начала 1920-х гг. Пастернак становится одной из самых заметных фигур в советской поэзии, его влияние ощутимо в творчестве очень многих младших поэтов-современников - П. Г. Антокольского, Н. А. Заболоцкого, Н. С. Тихонова, А. А. Тарковского и К. М. Симонова.

Для самого Пастернака 1920-е гг. отмечены стремлением к осмыслению новейшей истории, идущим бок о бок с поиском эпической формы. В поэмах «Высокая болезнь» (1923-28), «Девятьсот пятый год» (1925-26), «Спекторский» (1925-31), «Лейтенант Шмидт» (1926-27) революция предстает как логическая часть исторического пути не только России, но и всей Европы.

Финансовые трудности заставили Пастернака обратиться к детскому творчеству, он почувствовал некую свободу: упрощался рисунок, сдержаннее становились интонации, сокращалось число слов, не входящих в активный запас.

В 1928 году Пастернак получил предложение от Госиздата переиздать свои первые книги. Во многих своих творениях Пастернак был разочарован и многие их них ему приходилось переписывать заново.

Пастернак формулирует свою позицию в искусстве, представления о месте поэта в мире и истории, иллюстрируя основные положения описанием собственной биографии и судьбы наиболее близкого ему поэта-современника - В. В. Маяковского. Тяжелым ударом было самоубийство поэта, и Пастернак пишет стихотворение «Смерть поэта». Оно вызвало неприятие многих товарищей, которые не желали признавать свою вину в гибели Маяковского.

В 1934 году Пастернак выступает с речью на Первом съезде Союза советских писателей в качестве члена правления принимает участие практически во всех мероприятиях Союза. Отстаивание им творческой независимости писателей, их права на собственное мнение нередко вызывало резкую критику партийных кураторов литературы. В годы все нараставшего сталинского террора Пастернак неоднократно вступался за невинно репрессированных, и его заступничество оказывалось порой небесплодным.

С середины 1930-х гг. и до самого конца жизни одним из главных литературных занятий Пастернака становится переводческая деятельность. Он переводит современную и классическую грузинскую поэзию, трагедии У. Шекспира («Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Ромео и Джульетта»), «Фауста» И. Гете и многое другое, стремясь при этом не к точной передаче языковых особенностей оригинала, но, напротив, к созданию «русского Шекспира» и пр В 1939 году он берется за перевод «Гамлета». Мейерхольд хотел поставить ее на сцене театра в Ленинграде, но режиссера арестовывают, однако, Пастернак продолжает работать над переводом, спасаясь от предстоящей депрессии.

В 1940 -1941 после долгого перерыва Пастернак вновь начинает писать стихи. В 1943 поэт совершает поездку на фронт. Результат – «Стихи о войне» составил книгу «На ранних поездах» (1943)., свидетельствующий о верности Пастернака кругу избранных тем и мотивов. Он стал выступать с чтением своих стихов в московском университете, политическом музее и доме ученых. Его творчество пользуется популярностью за рубежом.

Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман «Доктор Живаго», над которым он работал с 1946 по 1955 год. Уже в 1910-х гг. Пастернак, обращаясь к прозе, пытался создать картину нравственной и духовной жизни своей эпохи, историю своего поколения. Повесть «Детство Люверс» (1918), сохранившиеся прозаические фрагменты 1930-х гг. свидетельствуют о многочисленных подступах к этой теме. В основу романа, посвященного «вечным» вопросам (о смерти и бессмертии, укорененности человеческой жизни в культуре и истории, роли искусства и природы в преодолении дисгармонии, которую вносят в существование мира и человека смерть, войны и революции), положены «новая идея искусства» и «по-новому понятое христианство»; в рамках этих представлений культура рассматривается как результат стремления человечества к бессмертию, а главной ценностью Евангелия и европейской литературы объявляется умение иллюстрировать высокие истины «светом повседневности». Круг философских проблем анализируется на примере судьбы русского интеллигента - врача и поэта Юрия Живаго, его друзей и близких, ставших очевидцами и участниками всех исторических катаклизмов, выпавших на долю России в первые четыре десятилетия 20 в. Извечность проблем и ситуаций, в которых оказываются персонажи романа, при всей их конкретной социальной и исторической обусловленности, подчеркивается евангельскими и сказочными сюжетами стихов главного героя, которые составляют последнюю часть «Доктора Живаго».

В издании романа на родине Пастернаку было отказано. Он передал его для публикации итальянскому издателю, и в 1957 появилась публикация «Доктора Живаго» на итальянском языке, вскоре последовали русское, английское, французское, немецкое и шведское издания (в СССР был опубликован только в 1988). В 1958 «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе, что было воспринято в СССР как чисто политическая акция. На страницах печати развернулась кампания травли поэта, Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Все это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989).

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.

Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Роман «Доктор Живаго» на протяжении нескольких десятилетий оставался одним из самых читаемых русских романов во всем мире, во многом определяя представление о русской литературе 20 в.

В наследии Пастернака особое место занимают письма. Переписка с М. И. Цветаевой 1922-36 гг. представляет собой не только важный творческий диалог двух крупнейших поэтов-современников, но и напряженный эпистолярный роман; после публикации «Доктора Живаго» огромное место заняла переписка с зарубежными корреспондентами о романе, в чем Пастернак видел знак «душевного единенья века».

Поэзия и проза Пастернака органично соединили традиции русской и мировой классики с достижениями русского символизма и авангарда..

В 1990 в подмосковном поселке Переделкине, в помещении бывшей дачи Пастернака, был открыт музей поэта.

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)

  • Но кто ж он? На какой арене
  • Стяжал он поздний опыт свой?
  • С кем протекли его боренья?
  • С самим собой. С самим собой.
Детство.
  • 3-я Тверская - Ямская дом 5. В этой квартире родился и вырос великий поэт
  • С детства его основные увлечения - это музыка, поэзия и рисование. Он рос в известной московской семье. Отец поэта, Леонид Пастернак, был академиком живописи. Мать,Роза Крауфман, была известной пианисткой. В семье было 2 сына и 2 дочери. Их дом был своеобразным литературным салоном, где побывал даже Толстой.
Литературные начинания
  • Пастернак начал заниматься литературой в 22 года. Входит в литературную группу лирика. В 1914 году появляется его первая книга «Близнец в тучах», а в 1917- «Поверх барьеров». О нем уже есть критические отзывы.
Переходный момент в творчестве
  • В 1922 году выходит третья книга Пастернака – «Сестра моя жизнь»
  • В ней отразилась атмосфера революционных перемен. Книга оказалась переходной в творчестве Пастернака.
  • В 1923 году опубликован сборник «Темы и вариации».
  • Пастернак становится одним из первых поэтов России.
Личная жизнь
  • Первой женой Бориса Леонидовича была двадцатидвухлетняя художница Евгения Лурье. В 1922 году у Евгении и Бориса появляется сын. Родители и сестры Пастернака эмигрируют в Европу..
  • В 1931 году Пастернак развелся с Евгенией и женился на Зинаиде Николаевне Нейгауз, от брака с которой у него был еще один сын.
Временное молчание.
  • С 1936 по 1943 г. поэту не удалось издать ни одной книги. переводил на русский язык классиков английской, немецкой и французской поэзии. Это затишье помогло
  • Пастернаку
  • избежать
  • ссылки.
Патриотические стихи
  • В 1942 году Пастернак эвакуирован в г. Чистополь. В этот период в творчестве преобладает патриотическое настроение. В качестве военного корреспондента поэта отправляют на фронт, в результате чего выходит его первая за 8 лет книга «На ранних поездках».
В 40-е гг., продолжая поэтическую деятельность и занимаясь переводами, Пастернак обдумывает план романа,
  • В 40-е гг., продолжая поэтическую деятельность и занимаясь переводами, Пастернак обдумывает план романа,
  • «книгу жизнеописаний, куда бы он в виде скрытых взрывчатых гнезд мог вставлять самое ошеломляющее из того, что он успел увидать и передумать»
Неожиданная встреча
  • В 1946 году в редакции журнала «Новый мир» Борис познакомился с Ольгой Ивинской, заведующей отделом начинающих литераторов. Для Пастернака эта женщина стала "секретным, запретным ангелом", с нее он писал Лару в "Докторе Живаго".
Нобелевская премия
  • Роман «Доктор Живаго» был закончен и разослан в редакции. Но в Советском Союзе никто не решался напечатать его. В 1956 г. Пастернак дал согласие на публикацию романа в Италии. А в 1958 г. стало известно о присвоении Пастернаку Нобелевской премии «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на
  • традиционном поприще
  • великой русской прозы»
Последние годы жизни писатель безвыездно жил в Переделкино, писал, принимал посетителей, беседовал с друзьями, ухаживал за садом. Умер Борис Леонидович
  • Последние годы жизни писатель безвыездно жил в Переделкино, писал, принимал посетителей, беседовал с друзьями, ухаживал за садом. Умер Борис Леонидович
  • в 1960 г. от рака легких.
  • «Своими стихами и прозой Пастернак утверждал превосходство человека, человеческих чувств над репрессиями диктаторского режима».