Примечание к ст 322 ук рф. Какой вид наказания предусмотрен за незаконную прописку иностранных граждан или жителей россии. Фиктивная постановка на регистрационный учет иностранца или лица без гражданства

СТ 322.2 УК РФ .

Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по
месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация
иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в
Российской Федерации -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными
работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок
до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание . Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей,
освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого
преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Ст. 322.2 Уголовного кодекса

1. Установление описанных в бланкетной диспозиции признаков состава преступления предполагает обращение к положениям Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

2. Статья предусматривает три альтернативных деяния.

Признаки первого деяния - фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания - образует фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета (ФМС России) сведений о месте пребывания лица и о его нахождении в данном месте пребывания (гостинице, санатории, кемпинге, медицинской организации, жилом помещении, в котором он проживает временно, и др.): а) на основании представления для регистрации заведомо недостоверных сведений или документов; либо б) без намерения лица пребывать в соответствующем помещении; либо в) без намерения нанимателя (собственника) помещения предоставить его для пребывания гражданина Российской Федерации.

3. Признаки второго и третьего деяний - фиктивной регистрации по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации соответственно гражданина Российской Федерации (второе деяние), иностранного гражданина или лица без гражданства (третье деяние) - совпадают. Это может быть фиксация в установленном порядке ФМС России сведений о месте жительства лица (жилом доме, квартире, комнате, ином жилом помещении, в котором лицо постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством РФ) и о его нахождении в данном месте жительства: а) на основании представления для регистрации заведомо недостоверных сведений или документов; либо б) без намерения лица проживать в соответствующем помещении; либо в) без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для проживания данного лица.

4. Преступление признается оконченным с момента осуществления регистрационных действий.

5. Ответственность как исполнители несут не только лица, прямо указанные в законе и выполнившие объективную сторону преступления (фиктивно зарегистрированные гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), но и иные лица (в том числе собственники жилых помещений), совершившие действия, входящие в объективную сторону преступления.

Должностные лица и служащие органа регистрационного учета в соответствующих ситуациях являются субъектами служебного подлога (ст. 292 УК).

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Ст. 322 УК РФ содержит общие положения о наказании, назначаемом за нелегальное пересечение государственного рубежа. Бесконтрольная миграция ведёт к социальной напряжённости, увеличению количества преступлений и неофициальной занятости.Этот вопрос тесно связан с оборотом наркотических средств и борьбой с радикальными группировками, деятельность которых запрещена на территории России.


Государственная граница – это установленный предел действия национального суверенитета. Её протяжённость (без учёта присоединённого Крымского полуострова) составляет более 60 тыс. км. Она определяет пространственное положение государства по отношению к соседям.

Каждая страна вправе самостоятельно определять места для легального перехода (пункты пропуска) её внешних границ, правила пограничного режима и условия получения визы.

Легальный въезд в Россию, как и в любое европейское государство, невозможен без прохождения процедуры миграционного контроля. Регистрация и учёт миграции граждан ведутся для предотвращения совершения правонарушений и актов международного терроризма.

Однако граждане бывших союзных республик (Армения, Азербайджан, Туркменистан,Казахстан) и ближайшего зарубежья (Китай), приезжающие на заработки, не всегда утруждают себя прохождением обязательных паспортных и таможенных проверок и проникают в РФ, минуя контрольно-пропускные пункты (КПП). Что является прямым посягательством на существующий пограничный режим.Пойманного нелегала обвинят в административном проступке (КоАП РФ 18.1) либо в уголовном (УК 322).

Критерий,по которому проводится разграничение, указан в диспозиции 322 УК РФ. Уголовный закон применят,если непосредственное пересечение предела РФ было осуществлено без бумаг, дающих право въезжать или выезжать из страны. Остальные случаи не рассматриваются как криминал и находятся в ведении административного права.

Конкретные пределы ответственности устанавливает статья 322 УК РФ. Часть 1 традиционно посвящена самой лёгкой форме деяния.

Так, лицам, не имеющим при себе действительных документов или спецразрешения на переход границы, запрещено пересекать государственный рубеж РФ.

Санкции, которые законодатель предусмотрел за такой проступок, могут быть:

  1. Финансовые. Обязанность уплатить в бюджет штраф. Сумма к взысканию может доходить до 200 000 р. или составить размер дохода виновного лица (плата за работу или денежные средства, полученные из иных источников) за период до полутора лет.
  2. Принудительная изоляция (лишение свободы).Или в качестве альтернативы лицо отправят на принудительные работы.Наказание продлится до 24 месяцев.

Часть 2 перечисляет меры государственного воздействия за деяние, несущее большую общественную опасность – когда в РФ въезжает лицо, которому запрещено въезжать на указанную территорию по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Присудить могут одно из наказаний:

  • штраф до 300 000 р.;
  • принудительные работы на срок до 48 месяцев.

Или же преступника направят в одно из учреждений пенитенциарной системы. Заключение может продлиться до 48 месяцев.

Деяния, перечисленные в первых двух частях, отягощённые любым актом, который причиняет или может причинить физический или психологический ущерб, а также реализованные несколькими исполнителями, объединёнными общим умыслом или членами криминальной группировки, наказываются по 3 части.

Законодатель ввиду особой опасности способа совершения преступления предусматривает только один вид наказания – заключение преступника в режимном учреждении. Сколько будет «светить» нарушителю,решит судья при рассмотрении дела по существу. Срок может достигнуть 6 лет.

Законодателем составлено примечание к содержанию. В нём описан частный случай нарушения процессуального порядка пересечения госграницы, не признающийся уголовным проступком. Это использование гражданином права на просьбу об убежище по политическим соображениям.

На протяжении последнего десятилетия наказание за данное нарушение постепенно ужесточается и диспозиция дополняется новыми запрещёнными вариантами поведения. Так, ещё в 2013 году в старой редакции кодекса ст. 322 УК РФ сактуальными комментариями не включала в себядеяние, совершённое лицом, в отношении которого действует запрет на въезд. Также изменения коснулись срока, которые могут присудить нарушителю, действующему в составе преступной группировки, – он увеличен на один год.

Незаконными признаются противоправные действия лица, направленные на преодоление пограничной линии в любом направлении. При этом лицо может воспользоваться транспортом (машина, поезд, самолёт, катер) или осуществить переход собственными силами (пешком, вплавь).

Незаконное пересечение границы произойдёт, если у лица:

  1. Отсутствуют разрешающие документы.
  2. Фиктивные бумаги на въезд.
  3. Имеется запрет на въезд.

Кроме того, запрещено попадать в РФ без посещения официального погранперехода. Причём предпринять попытку проникновения лицо может как незаметно, так и открыто.

Право въезжать и выезжать из РФ может подтверждаться только документами, содержащими сведения о личности предъявителя.

Для россиян ими являются:

  • все виды паспортов (гражданский, дипломатический, служебный, паспорт моряка /удостоверение личности моряка, общегражданский, загранпаспорт);
  • временное удостоверение личности(при замене или утере основного документа);
  • документальное подтверждение права постоянно проживать в одном из регионов страны.

Иностранцам и лицам, не являющимся резидентами одной из мировых стран, для путешествий необходимо предъявить удостоверение личности, выданное государством их проживания, и визу, если иное не вытекает из международных соглашений.

Лица, имеющие подтверждённый статус беженца, вместо национального паспорта предъявляют проездной документ беженца.

Для транзитного проезда (с остановкой по маршруту) нужно предъявить транзитную визу и разрешение на въезд от государства, куда направляется турист. Если указанные бумаги отсутствуют, необходимо иметь гарантию их приобретения (наличие необходимых денежных средств и др.).

Разрешить въехать или выехать из страны может только специально уполномоченная федеральная организация. Чаще всего такое разрешение необходимо для решения срочных служебных задач госслужащими (погранвойска, МВД). Как правило,порядок выдачи таких документов максимально упрощён.

При наличии достаточных оснований иностранцу или лицу, не имеющему гражданства, откажут в праве въезда.

Такими основаниями могут стать:

  1. Предоставление фиктивных сведений.
  2. Неоднократное совершение административных нарушений.
  3. Ранее лицо было депортировано из РФ.
  4. Иные причины.

Собирать доказательства и проводить расследование согласно подследственности должны следователи органов Федеральной службы безопасности. Осуждённые за нарушения миграционной политики попадают под амнистию в общем порядке.

Каждое из действий, перечисленных в диспозиции, или их одновременное совершение считается самостоятельным составом преступления. Момент, когда пограничная линия фактически пересечена лицом, будет являться окончанием преступления.

Субъектом признаётся физическое лицо, обладающее следующими признаками:

  • вменяемость;
  • достижение возраста 16 лет.

Наличие гражданства, подданства или их отсутствие не являются препятствием для участия лица в качестве обвиняемого в уголовном процессе. В силу специфики состава лицо может иметь только прямой умысел.

Квалифицирующими признаками являются:

  1. Совершениеправонарушения группой лиц, объединённых общим преступным намерением.
  2. Участие в организованной банде.
  3. Причинение физической боли или вреда здоровью (от лёгкой до средней степени) должностному лицу, осуществляющему пограничный контроль. Или угроза физическим воздействием.

В перечень квалифицирующих признаков не вошли последствия в виде причинения серьёзного вреда здоровью или гибель человека.

Дело в том, что при наступлении данных последствий вред наносится не только национальным интересам, но и конкретно личности. Поэтому ответственность будет наступать по совокупности составов. В зависимости от итога – убийство или нанесение существенного вреда – это будут ст. 105 УК или ст. 111.

Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации, связанное с террористической деятельностью, в любом её проявлении наказывается по совокупности составов.

Пересекать пограничную линию без соблюдения регламента допускается, если целью нарушителя является просьба политического убежища. Если лицо не допустило других проступков, которые могут быть истолкованы как нарушение уголовного закона, то деяние не будет считаться актом криминала.

Предоставление убежища лицам, преследуемым за свои политические или религиозные воззрения, расовую принадлежность или действия, которые национальное законодательство не признаёт уголовными проступками, осуществляется в соответствии с демократическими принципами. Экстрадиция таких лиц запрещена.

Санкции за незаконное пересечение границы РФ, которые устанавливает ст.322 УК, не применяются, если нарушение пограничного режима явилось следствием чрезвычайных обстоятельств.

Также не будет относиться к криминалу переход, осуществлённый через охраняемый участок, на котором отсутствуют видимые следы пограничной охраны: запрещающие знаки, пункт пропуска, вооружённый патруль.

Судебная практика по статье 322 УК РФ

Смоленским судом установлено, что гражданин Расулов А. незаконно прибыл на территорию РФ через Белоруссию с целью нелегально устроиться на работу. Он имеет гражданство Республики Узбекистан, что подтверждено копией паспорта на его имя. Законного права пребывать (проживать) в России у него нет.Предпосылок для отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращении не выявлено.

В ходе судебного разбирательства установлено:

  • отсутствие бумаг, подтверждающих легальное прибытие в РФ;
  • имеющиеся доказательства подтверждают предъявленное подсудимому обвинение.
  • наличие объективных обстоятельств, позволяющих смягчить ответственность,а именно деятельное раскаяние и полное признание вины;
  • отсутствие отягчающих факторов.

Наказание в соответствии с ч.1 ст. 322 УК РФ назначено в виде штрафа размером 120 000 р.

Подборка судебной практики – решений, приговоров, жалоб и разъяснений – представлена на сайте «Консультант Плюс».

Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ч. 2 ст. 322 УК РФ

Пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, – наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ч. 3 ст. 322 УК РФ

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, – наказываются лишением свободы на срок до шести лет.

Примечание.

Действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Комментарий к ст. 322 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Деяние (ч. 1) состоит в незаконном фактическом перемещении через Государственную границу РФ. Незаконность перемещения определяется совершением его без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Установление признаков деяния требует обращения к соответствующим положениям Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации”, а также Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, закрепляющим процедуры и документы, необходимые для пересечения границы.
Способ пересечения границы может быть любой: переезд, перелет, переход и т.д.

2. Субъект преступления в ч. 1 – лицо, достигшее 16 лет, за исключением прибывших на территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления (примечание к ст. 322 УК).

3. В ч. 2 установлена ответственность за пересечение Государственной границы РФ при въезде иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в РФ заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Субъект специальный: иностранный гражданин или лицо без гражданства.

4. Если анализируемое деяние сопряжено с умышленным причинением потерпевшему тяжкого вреда здоровью или смерти (ч. 3), необходима дополнительная квалификация по ст. 111 или 105 УК.

Комментарий к статье 322 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Преступление посягает на установленный порядок пересечения Государственной границы РФ.

2. Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации”).

3. Объективная сторона преступления заключается в пересечении Государственной границы РФ: а) без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ либо б) без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ.

4. Пропуск через государственную границу граждан и транспортных средств производится в специальных пунктах пропусков, под которыми понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала (станции), морского, речного порта, аэропорта (аэродрома), открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля.

5. Документами, по которым осуществляется выезд из РФ и въезд в нее, являются: для граждан РФ – внутригосударственный, дипломатический, служебный паспорт либо паспорт моряка (удостоверение личности); для иностранных граждан и лиц без гражданства – документы, удостоверяющие их личность и признаваемые РФ в качестве таковых, а также в определенных случаях – виза, выданная соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением за пределами РФ; для транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства по территории РФ необходима российская транспортная виза, виза на въезд в сопредельное государство либо виза государства назначения и действительные для выезда из РФ проездные документы.

6. Право гражданина РФ на пересечение государственной границы с действительными документами может быть временно ограничено в случаях, когда: а) лицо имеет допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну; б) лицо призвано на военную службу или направляется на альтернативную гражданскую службу; в) лицо задержано по подозрению в совершении преступления либо является обвиняемым или осужденным; г) лицо уклоняется от исполнения обязательств, возложенных на него судом.

7. Иностранному гражданину или лицу без гражданства, имеющему действительные документы, не разрешается въезд на территорию РФ по следующим основаниям:

а) если эта мера необходима для обеспечения безопасности государства;

б) в период предыдущего пребывания в РФ оно было осуждено за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления или было выдворено за пределы территории РФ;

в) при отсутствии документов, необходимых для получения российской визы, а также сертификата об отсутствии у него ВИЧ-инфекции;

г) оно сообщило заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания.

Кроме того, этим лицам не разрешается выезд из РФ в случаях, если они:

а) задержаны по подозрению в совершении преступления либо являются обвиняемым или осужденным за преступления, совершенные на территории РФ;

б) уклоняются от исполнения обязательств, возложенных на них судом;

в) не уплатили необходимых налогов.

8. Преступление считается оконченным с момента, когда лицо пересекло Государственную границу РФ.

9. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

10. Уголовную ответственность по настоящей статье может нести лицо, достигшее возраста 16 лет.

11. Квалифицирующими признаками незаконного пересечения Государственной границы РФ являются: а) совершение этого деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) применение насилия или угроза его применения.

12. О понятиях группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК.

13. О понятии насилия и угрозы его применения см. комментарий к ст. 318 УК. В данном случае дополнительным объектом выступает здоровье человека (как правило, это лица, осуществляющие контроль за порядком пересечения Государственной границы РФ). Если незаконное пересечение Государственной границы РФ сопряжено с умышленным причинением потерпевшему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, необходима дополнительная квалификация по ст. 111 или 112 УК.

14. В соответствии с примечанием к ст. 322 УК прибытие в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением правил пересечения государственной границы для использования права политического убежища не влечет уголовной ответственности, если в их действиях не содержится иного состава преступления.

15. Согласно ст. 9 Закона РФ “О Государственной границе Российской Федерации” не является нарушением правил пересечения Государственной границы РФ вынужденное ее пересечение лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию РФ, вынужденный влет в воздушное пространство РФ воздушных судов, осуществляемые в силу чрезвычайных обстоятельств (несчастного случая, аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного судна, буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру и др.). В указанных случаях отсутствует умысел на незаконное пересечение Государственной границы РФ.

Комментарий к статье 322 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Основным объектом преступления является неприкосновенность Государственной границы Российской Федерации, нормальный режим ее функционирования. Дополнительный объект – здоровье человека.

Понятие Государственной границы Российской Федерации приведено в ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации” (в ред. от 31 мая 2010 г.). Под Государственной границей Российской Федерации понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Прохождение Государственной границы РФ устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Прохождение Государственной границы РФ, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:

а) на суше – по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

б) на море – по внешней границе территориального моря Российской Федерации;

в) на судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях – по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах – по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы РФ к берегам озера или иного водоема.

Государственная граница РФ, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;

г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах – в соответствии с линией Государственной границы РФ, проходившей на местности до ее затопления;

д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, – по середине этих объектов.

Государственная граница РФ на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.

Объективная сторона состоит в действии – незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации.

Порядок пересечения Государственной границы РФ, выезда из Российской Федерации или въезда в нее установлен Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”.

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Лица без гражданства осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными для иностранных граждан, если иное не предусмотрено законом или международным договором Российской Федерации.

Незаконным будет являться пересечение Государственной границы с нарушением указанных требований, а также ее пересечение вне установленных мест, каковыми являются пункты пропуска.

Под пунктом пропуска через Государственную границу РФ понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы РФ участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу РФ и перечень пунктов пропуска через Государственную границу РФ, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством РФ.

Пересечение границы будет незаконным, если оно осуществлено без действительных документов на право въезда или выезда, а также без надлежащего разрешения. Порядок оформления указанных документов и разрешений определен Федеральным законом “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”.
Незаконное пресечение границы может осуществляться при отсутствии установленных документов; с использованием подложных или чужих документов; с действительными документами, но без соответствующего разрешения; минуя пограничный контроль; в неустановленном месте и т.д.

Состав преступления формальный. Он будет оконченным с момента фактического пересечения Государственной границы РФ без установленных документов и (или) надлежащего разрешения.

Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации в ряде случаев совершается в совокупности с другими преступлениями, например с контрабандой.

Рассматриваемый состав преступления следует разграничивать с составом правонарушения, предусмотренным ст. 18.1 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении.

Критерий разграничения указан в диспозиции ст. 322 УК РФ, где преступлением признается пересечение Государственной границы РФ без действительных документов либо без надлежащего разрешения. Все остальные нарушения подпадают под действие административного законодательства.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что незаконно пересекает Государственную границу РФ, и желает этого.

Субъект преступления общий – вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Действие рассматриваемой статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления (примечание к ст. 322 УК РФ).

Частью 2 ст. 322 УК РФ установлена ответственность за пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В частности, такие основания предусмотрены ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”. К примеру, п. 2 названной статьи предусмотрен запрет въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Обязательным условием наличия состава преступления, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой статьи, является заведомое знание виновного об установленном запрете на въезд в Российскую Федерацию
Субъект этого квалифицированного состава преступления специальный – иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого установлен запрет на въезд в Российскую Федерацию.

Особо квалифицированный состав преступления предусмотрен ч. 3 ст. 322 УК РФ Здесь квалифицирующими признаками при незаконном пересечении Государственной границы выступают совершение преступления: группой лиц по предварительному сговору; организованной группой; с применением насилия или угрозой его применения. Первые два признака раскрываются в ст. 35 УК РФ Квалифицирующий признак применения насилия или угроза его применения аналогичны содержанию этих понятий, рассмотренных применительно к ст. 318 УК РФ

Видео о ст. 322 УК РФ

Ст. 322.3 УК РФ – один из способов решить проблему, с которой сталкиваются многие страны. Ситуация связана с незаконным пребыванием на территории государства лиц, не являющихся гражданами этой державы, что несёт сложности для органов правоохранения в защите интересов лиц, являющихся гражданами РФ. В данной норме права раскрываются методы наказания таких деяний, как фиктивная постановка на учёт (не путать с регистрацией) граждан иностранных государств или субъектов, не имеющих гражданства, в том случае, если они не имеют законных оснований находиться на территории Российской Федерации.


Иностранец может иметь несколько законных оснований находиться на земле нашего государства в течение длительного времени:

  • если он получил постоянное гражданство и стал полноправным гражданином РФ;
  • когда для него оформлена временная регистрация в связи с получением вида на жительство;
  • если временная регистрация получена в связи с разрешением на временное пребывание;
  • поставлен на миграционный учёт.

При этом следует разграничивать понятия «постановка на учёт» и «регистрация». Последняя необходима всем гражданам РФ и требует, чтобы человек был зарегистрирован в жилом помещении.

Постановка на учёт не требует регистрации в жилом помещении, достаточно сообщить в соответствующие органы для совершения отметки, в каком месте будет поставлен на учёт гость из другого государства и получение им специального талона. При постановке на учёт мигрант не несёт бремени коммунальных платежей, но и не имеет никаких законных прав на помещение, в котором он поставлен на учёт.

Важным моментом является также то, что при регистрации человека государственные органы знают, где его искать, для исполнения им обязательств и исполнения обязательств перед ним.

При постановке на учёт ответственность за поставленного несёт тот, в чьём помещении он учтён. Именно тот, кому принадлежит помещение, будет в случае необходимости отвечать перед законом, где находится иностранный гражданин.

В примечании к 323 статье Уголовного кодекса законодатель пояснил, что считается фиктивной постановкой на учёт субъектов не с российским гражданством. Это ситуация, когда иностранцы зарегистрированы по месту проживания (пребывания), хотя там не проживают и не собираются находиться. Либо же постановка на учёт была осуществлена в результате того, что предоставлялись ложные сведения.

Преступление состоит в том, что были созданы условия для постановки лица с зарубежным гражданством на учёт в то время, когда такой учёт не имел законных оснований.

Преступное деяние, наказываемое в соответствии со статьёй 323.3, может быть выявлено различными путями:


В результате правоохранительные органы начинают подробную проверку поступившей информации.

В период этой проверки следователь:

  1. Проводит проверку по имеющимся соответствующим базам данных.
  2. Опрашивает иностранных граждан, в отношении которых есть подозрение, что они находятся на территории страны незаконно. Обязательно составление письменного протокола, в котором указано, где, когда и кем был проведён опрос.
  3. В территориальных органах учёта миграции иностранных субъектов проводит осмотр и изымает документы, которые доказывают, что субъект поставлен на миграционный учёт.
  4. Осматривает место, которое названо в качестве места пребывания иностранного гражданина на предмет имеются ли там условия для его проживания (наличие площади, спальных мест и т. п.).
  5. Выясняет, кому и на каком основании принадлежит жилое помещение.

Все данные оформляются в общем деле. На основании полученных сведений следователь делает вывод о составе преступления и необходимости заведения уголовного дела для вынесения судом соответствующего приговора.

В комментариях к рассматриваемой статье даётся ответ на вопрос, часто задаваемый на форумах: «Кто является субъектом преступления при фиктивно постановке на учёт?» Вопрос вполне правомерен, ведь в данной ситуации налицо три действующих лица: иностранец, гражданин России и должностное лицо. Кто виноват, должны выяснить органы правоохранения. Подследственность преступления по ст. 322.3 относится к дознавателям.

Получается, что при фиктивной постановке на учёт в преступлении участвуют три субъекта:

  • кого ставят на учёт;
  • кто ставит на учёт (миграционная служба, органы миграционного учёта);
  • при помощи кого ставят на учёт (кто предоставил помещение).

Если преступление будет доказано, вина и этих субъектов не считается одинаковой и наказание будет различным.

Субъект, который фиктивно зарегистрирован на территории Российской Федерации, наказывается в соответствии со статьёй 18 КоАП. Подсудность по данной статье – это рассмотрение дела мировым судьёй. Ему грозит только административное наказание и выдворение за пределы страны.

В остальных случаях наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 322 прим. 3 УК РФ. Следует помнить, что должностные лица далеко не всегда привлекаются к уголовной ответственности по данной статье.

Всё зависит от того:

  • намеренно ли совершено преступление или по незнанию всех обстоятельств;
  • было ли это преступное попустительство или сотрудник органов был дезинформирован.

Как правило, в большинстве случаев обвинительный акт по отношению к должностным лицам в данном случае выносится редко.

Чаще всего наказание направлено в сторону того, кто предоставил своё помещение для постановки на учёт иностранца. В этом случае фиктивная постановка на миграционный учёт кем-либо инсотранца наказывается в соответствии с УК.

Оправдательный приговор выносится очень редко, поскольку подобным деянием субъект выступает против интересов своей страны и её граждан. Подсудность этого дела – это уже районные суды и выше.

Если в судебном порядке будет доказана вина субъекта по рассматриваемой статье, его может ожидать следующее наказание:

  • штраф, равный 150-500 тысяч российских рублей либо же равные сумме заработной платы за время до 3 лет;
  • работы принудительного характера в течение трёх лет, при этом утрачивается право занимать некоторые должности;
  • арест на три года и лишение права на три года занимать определённые должности или выполнять некоторую деятельность.

В судебном акте будут указаны все условия исполнения принятого судебной инстанцией решения.


Предусмотрев подобное наказание, законодатель также в примечании к данной статье Уголовного кодекса оговорил единственную возможность его избежать – оказать помощь на самостоятельной и добровольной основе в раскрытии уже свершившегося преступления. Но виновный в данном деянии должен сам прийти и рассказать обо всём ещё до того, как будет заподозрен органами правоохранения.

Тем, кто соглашается предоставить своё помещение для постановки иностранца на учёт, следует помнить, что они невольно могут оказаться преступником. Например, в связи с миграцией населения Украины в Россию, многие российские граждане оказали подобную услугу своим украинским родственникам или знакомым.

Конечно, совместное проживание нескольких семей весьма неудобно. Поэтому гости, освоившись и найдя работу, переезжали на съёмные квартиры. При этом ни им, ни предоставившим на время приют, не приходит в голову, что этот факт также необходимо отметить в органах по миграционному учёту. В результате после выяснения того, что иностранцы вовсе не «пребывают» по месту пребывания, отмеченному в талоне, заводятся уголовные дела.

Поэтому необходимо своевременно сообщать в органы миграционного контроля об изменении места пребывания. Это поможет избежать депортации и уголовного наказания приютившей иностранцев стороны.