Примеры коррупции в военное время. Борьба с коррупцией в вооруженных силах российской федерации в свете принципов правового государства. Методические рекомендации об организации работы руководящих должностных лиц по обеспечению выполнения требований закон

П. П. Хачикян

Противодействие коррупции в вооруженных силах Российской Федерации

© Хачикян П. П., 2017

* * *

Предисловие

Монография «Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации» посвящена актуальной теме коррупции в системе ВС РФ. В монографическом исследовании определяется понятие коррупции, ее характеристика в системе ВС РФ. В качестве введения в вопрос коррупции проводится экскурс в историю возникновения коррупции и определяется текущая ситуация по данному вопросу в России, проводится социологический опрос среди военнослужащих. Для определения профилактических и предупредительных мер по противодействию коррупции автором устанавливаются общесоциальные и общевоинские причины коррупционных преступлений. В заключении работы приводятся конкретные пути решения проблемы коррупции в военной среде.

Аспирант МГТУ ГА.

Области научных интересов: юриспруденция, антитеррористическая безопасность, технические науки, организация производства.

Адрес электронной почты (E-mail:):

Введение

Коррупция (от латинских слов «corrumpere» – растлевать и «corruptio» – подкуп, порча) – термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом его обладателя, возможностей и связей в целях личной выгоды, а также выгоды иных заинтересованных лиц, имеющих определенный интерес в разрешении той или иной ситуации и спорного вопроса.

В современном обществе, практический каждый человек знаком с проявлениями коррупции в тех или иных сферах жизнедеятельности. Несмотря на увеличение сил и средств, направленных на противодействие коррупции, она по-прежнему представляет угрозу для дальнейшего развития государства. Коррумпированными связями пронизаны как государственные органы власти, так и коммерческие организации, отдельные физические лица, имеющие те или иные полномочия или выступающие в качестве посредников. Военизированные государственные организации представляют для коррупционеров особый, повышенный интерес, так как отсутствие полноценного доступа со стороны контролирующих организаций и контроля со стороны общества в них достаточно сильно ограничены, а непубличный и иногда секретный режим функционирования данных организаций порождает возможность сокрытия определенных фактов, создает благоприятную почву для развития коррупции. Несовершенство организационной системы военных органов управления, проявляющееся в отсутствии четко распределенных полномочий и специалистов в сфере противодействия коррупция также попустительствует развитию коррупционных отношений в армейской среде. За последние годы Министерство обороны Российской Федерации потрясли крупные коррупционные скандалы, которые наглядно показали обществу объемы коррупции и как глубоко она проникла в самое высшее руководство страны. Коррупционные скандалы привели к возбуждению уголовных дел в отношении ряда лиц руководящего состава МО РФ, а также прямо повлияли на принятие решения Президентом страны об отставке с должности главы Министерства обороны РФ. Как отмечает заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Главный военный прокурор Сергей Фридинский, борьба с преступностью в армии с приходом нового руководства военного ведомства коренным образом изменилась в лучшую сторону. Но, цифры все равно настораживают: за 2015 год военными прокурорами выявлено свыше восьми тысяч нарушений закона. По результатам работы Главной военный Прокуратуры РФ более тысячи должностных лиц привлечены к различным видам ответственности, по материалам проверок расследуется 134 уголовных дела, государству возвращено 545 млн рублей.

Официальное определение понятия коррупции отражено в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» и достаточно понятно: это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также со вершение указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица. Стоит отметить, что данное определение выражено с точки зрения права и юриспруденции. Фактически же, коррупция – это сложное общественное явление, имеющее экономическую, социально-политическую и психологическую составляющую. Поэтому полное, всеобъемлющее понимание сущности и содержания коррупции, а также выработка эффективных мер противодействия ей возможны только путем проведения соответствующих научных исследований по данной тематике. Большой вклад в развитие науки в области коррупции в военной среде внесли научные труды доктора юридических наук, сотрудника Военного университета МО РФ, полковника юстиции – Виктора Михайловича Корякина. Несмотря на его большой личный вклад в науку, теме коррупции в системе Вооруженных сил РФ посвящено на настоящий момент недостаточно полноценных научных работ, степень разработанности темы является невысокой, так по данным из открытых источников, менее двух работ на соискание ученой степени по схожей тематике находятся в фондах Российской государственной библиотеки (РГБ).

В рамках данной монографии автор предлагает углубиться в изучение проблемы коррупции в Вооруженных силах Российской Федерации, обозначить причины и истоки ее появления, разделить общевоинские и общесоциальные причины, рассмотреть вопросы профилактики и противодействия коррупции, выражает свое личное мнение по данному вопросу.

Монография состоит из трех глав.

В первой главе автор дает криминологическую характеристику коррупции в ВС РФ, определяет понятие и классификацию, характер коррупции, проводит экскурс в историю и приводит данные опроса по текущей ситуации по данной проблематике в системе ВС РФ.

Во второй главе автором проводится исследование причин коррупционной преступности в ВС РФ. Для полноты изучения вопроса общевоинские причины отделяются от общесоциальных, составляется и анализируется портрет криминогенной личности преступника – коррупционера.

В третьей главе анализируются существующие механизмы профилактики и противодействия коррупции, вносятся собственные предложения автора по совершенствованию механизмов работы. Для конкретизации и разделения сред, общесоциальные и общевоинские решения рассматриваются отдельно, однако между ними проводятся определенные взаимосвязи.

Глава 1. Криминологическая характеристика коррупции в ВС РФ

1.1. Понятие, характеристика, классификация и характер коррупции в ВС РФ

Согласно ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица.

Фактически же коррупция несет под собой не просто юридический термин, обозначенный выше, а гораздо большее – это устойчивое общественное явление с тесно переплетенными социально-экономическими и психологическими составляющими.

Коррупция, как общественное явление, является своеобразным пороком общества, проекцией существующей несовершенной системы государственного управления на своих граждан. Данное явление также стоит рассматривать и как определенное вынужденное обстоятельство для тех, кто изначально не хотел нарушать закон. Нередки жизненные ситуации, когда решить тот или иной, важный для гражданина вопрос, законными и юридическими методами становится просто невозможно, так как излишне сложные, предвзятые бюрократические процессы и ложные препятствия, играют на руку недобросовестным чиновникам, дают им возможность склонить честного человека к коррупции, даче взятки. Разумеется, со стороны закона, правосудия и органов исполнительной власти, ничего из этого не может служить оправданием для честного гражданина, ступившего на ложный путь сотрудничества с коррупционером, однако в этом и заключается сложный, социально-экономический и психологический взгляд на данную проблему.

Монография «Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации» посвящена актуальной теме коррупции в системе ВС РФ. В монографическом исследовании определяется понятие коррупции, ее характеристика в системе ВС РФ. В качестве введения в вопрос коррупции проводится экскурс в историю возникновения коррупции и определяется текущая ситуация по данному вопросу в России, проводится социологический опрос среди военнослужащих. Для определения профилактических и предупредительных мер по противодействию коррупции автором устанавливаются общесоциальные и общевоинские причины коррупционных преступлений. В заключении работы приводятся конкретные пути решения проблемы коррупции в военной среде.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Противодействие коррупции в вооруженных силах Российской Федерации (П. П. Хачикян, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава 1. Криминологическая характеристика коррупции в ВС РФ

1.1. Понятие, характеристика, классификация и характер коррупции в ВС РФ

Согласно ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица.

Фактически же коррупция несет под собой не просто юридический термин, обозначенный выше, а гораздо большее – это устойчивое общественное явление с тесно переплетенными социально-экономическими и психологическими составляющими.

Коррупция, как общественное явление, является своеобразным пороком общества, проекцией существующей несовершенной системы государственного управления на своих граждан. Данное явление также стоит рассматривать и как определенное вынужденное обстоятельство для тех, кто изначально не хотел нарушать закон. Нередки жизненные ситуации, когда решить тот или иной, важный для гражданина вопрос, законными и юридическими методами становится просто невозможно, так как излишне сложные, предвзятые бюрократические процессы и ложные препятствия, играют на руку недобросовестным чиновникам, дают им возможность склонить честного человека к коррупции, даче взятки. Разумеется, со стороны закона, правосудия и органов исполнительной власти, ничего из этого не может служить оправданием для честного гражданина, ступившего на ложный путь сотрудничества с коррупционером, однако в этом и заключается сложный, социально-экономический и психологический взгляд на данную проблему.

В начале 2000-х годов тема широкого распространения коррупции стала по-настоящему важной в мировых масштабах, в результате чего были усилены государственные и правовые функции по противодействую коррупции, увеличено внимание к вопросу со стороны общественности. Важнейшим юридическим шагом в данном вопросе можно отметить ратификацию Российской Федерацией в 2006 г. двух основополагающих международных антикоррупционных актов – Конвенции ООН против коррупции 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. Ратификация конвенций послужила дальнейшим толчком для разработки в нашей стране «антикоррупционного пакета» законов, который успешно завершился в декабре 2008 г. принятием основополагающих законодательных актов:

– Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»;

– Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

В 2009 г. отечественное антикоррупционное законодательство пополнилось еще одним важным законодательным актом – Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В дальнейшем были разработаны и приняты национальные планы противодействия коррупции на ближайшие годы. Последний актуальный документ на сегодняшний момент – это «Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы», принятый указом Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы».

Касательно системы Вооруженных Сил РФ, на базе национального плана противодействия коррупции разрабатывает и регулярно утверждает Министром обороны РФ свой ведомственный план – «План противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2016-2017 годы» введенный в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 марта 2016 г. № 115 «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2016–2017 годы». (Рис. 1)


Рис. 1 – Антикоррупционное законодательство в ВС РФ


Принятие и введение в действие указанных законов вызывало широкий интерес в обществе и послужило благоприятной основной для изучения данной темы в научном юридическом сообществе.

Коррупция в Вооруженных силах РФ представляет особый интерес для изучения, так как закрытость военизированных организаций от широкой общественности, позволяет пользоваться коррупционерам отсутствием должного контроля и внимания, дольше оставаться незамеченными для контролирующих органов и общественности.

Для военной системы, коррупцию с использованием служебного положения в корыстной или иной личной заинтересованности можно классифицировать следующим образом, в соответствии с Рис. 2.


Рис. 2 – Основные коррупционные преступления в ВС РФ


Первая разновидность – завладение с использованием служебного положения чужим имуществом путем его изъятия вопреки воле собственников. Под данный вид попадают различные преступления в сфере имущества, чаще всего подпадающие под санкции части 3 статьи 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации – Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Наиболее распространенными случаями привлечения к ответственности являются преступления служащих ВС РФ, связанные с обращением в личную собственность жилых и нежилых помещений, состоящих на балансе Минобороны России, а также схемы по продаже движимого военного имущества (транспортные средства с консервации, питание, вещевое имущество и т. п.).

Вторая разновидность коррумпированного поведения должностного лица в системе ВС РФ – использование служебного положения при совершении других действий корыстного характера, не связанных с завладением чужим имуществом. Данное последствие может выражаться в виде реального материального ущерба, в упущенной выгоде, а также в причинении иного вреда различным интересам (нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, создании помех и сбоев в работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений). Наиболее часто, данные преступные деяния квалифицируются по статье 285 Уголовного Кодекса Российской Федерации (Злоупотребление должностными полномочиями), а также по статье 286 Уголовного Кодекса Российской Федерации (Превышение должностных полномочий). В военной среде подобные преступления связаны с введением командирами войсковых частей и начальниками учреждений дополнительных незаконных запретов для служащих или взимание какой-либо неофициальной, «на благо учреждения», платы, освобождения от несения службы или проставление табелей за фактически отсутствующего на службе служащего, различные незаконные схемы использования служащих для личных нужд (уборка территории в личном загородном доме, строительство и т. п.).

В качестве третьей разновидности коррумпированного поведения стоит выделить получение или передачу определенных материальных средств и ценностей лицу, имеющему властные полномочия от некого заинтересованного лица. Как правило, это чаще всего встречаемая разновидность коррумпированных взаимоотношений и заключается она в том, что некое заинтересованное лицо передает напрямую или через посредника (что встречается чаще) определенные материальные ценности, денежные средства или оказывает какие-либо услуги без взимания платы за них, некому лицу, обладающему властными полномочиями, с целью освобождения от каких-либо обязанностей, получения каких-либо прав в обход существующего и регулируемого законом порядка. По-простому такие действия называются подкупом или дачей взятки. Основная цель таких действий все же направлена на побуждение обладающего властными полномочиями лица к определенным действиям или бездействию. В действующем уголовном законодательстве данные преступления квалифицируются по статье 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации (Получение взятки) и статьей 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации (Дача взятки).

Четвертой разновидностью коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации становится все более популярное с пришествием рыночного и экономического времени в нашей стране, преступление, ответственность за которое предусмотрена статья 289 Уголовного Кодекса Российской Федерации (Незаконное участие в предпринимательской деятельности). Согласно статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливается запрет военнослужащим заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Из этого вытекает факт, что военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях и в учреждениях в любых формах трудовых отношений. Стоит отметить, что закон разрешает военнослужащим заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью (Разрешение на такую деятельность вытекает из ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания), но только в том случае, если это не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Стоит дополнительно отметить, что даже в случае, если военнослужащий не лично осуществлял коммерческую деятельность, а делал это через своих доверенных лиц (друзей, родственников, деловых партнеров), то в данном случае он также будет нести ответственность по ст.289 УК РФ, в случае, если будет доказана его личная заинтересованность и значимость в действиях какого-либо предприятия.

Рассматривая коррупционные преступления, стоит отдельно уделить внимание особенностям коррупции в органах военного управления Вооруженных Сил РФ, среди высших должностных лиц. Как правило, действия коррупционеров из высшего руководства, носят особо крупный размер и квалифицируются сразу по нескольким статьям Уголовного Кодекса Российской Федерации, а в части их противоправной деятельности, которую сложно квалифицировать, стоит рассматривать следующие, сложно доказуемые виды преступных деяний, в соответствии с Рис. 3.


Рис. 3 – Сложно доказуемые коррупционные преступления в ВС РФ


– создание «карманных» коммерческих организаций, теневое руководство которыми осуществляют представители органов управления ВС РФ через законспирированную сеть фиктивных руководителей и посредников;

– использование коррупционерами схем и методов по искусственному созданию заинтересованности государственных органов в создании определенных групп товаров или услуг, удовлетворение спроса которых осуществляется аффилированными, «карманными» коммерческими структурами с целью освоения бюджетных ассигнований для фактического обналичивания и завладения государственными средствами;

– лоббирование интересов крупных коммерческих структур в части навязывания пользования их услугами теми или иными структурами ВС РФ.

– деятельность по передаче в пользование, собственность или аренду, имущественной базы военизированной организации по заниженной стоимости, а также в обход существующего установленного действующими нормативно-правовыми актами и законодательством порядка.

Коррупция в ВС РФ носит двойственный характер и имеет статус сложного социально-экономического и психологического явления. Двойственность характера коррупции проявляется в том, что в развитии самого коррупционного отношения заинтересованы две стороны – сторона, которая оказывает определенные услуги или принимает решения, а также сторона, которой нужно получить конкретный, положительный для себя результат. Заинтересованность одновременно двух сторон в положительном разрешении ситуации порождает обоюдную заинтересованность в сокрытии факта таких отношений, их непубличности, формирует дальнейшие коррупционные отношения, основанные на доверии. Сложный социальный-экономической подоплекой является то, что коррупция оправдывается сторонами, как некое вынужденное явление, на совершение преступления обе стороны в основном толкает не желание нарушить закон и обойти существующие порядки, а желание получить материальную выгоду или иные богатства, учитывая определенные оправдания своим действиям. «Оправдываются» подобные действия, как правило, вполне благими намерениями – это как и низкая зарплата военнослужащих и чиновников органов военного управления, так и невозможность получить какие-либо положенные по закону блага так, как они должны быть получены, в связи с несовершенством органов управления – например, размеры коррупции в сфере военного жилья превышают все разумные пределы, в связи с несовершенностью работы механизмов реализации прав на получение жилья военнослужащими, проблемами со сдачей госкомиссиям уже построенного для вселения жилья, ведением электронного реестра. Сложный психологический характер в коррупционном поведении заключается в том, что лицо, которое является достаточно честным и порядочным, возможно ранее и не было замечено в подобных отношениях, рано или поздно, сталкивается с определенным барьером, жизненной ситуацией, в которой данный индивидуум «сдается и проигрывает», возникает мысль получить то или иное в обход существующего официального установленного порядка, сэкономив определенные силы, время, а иногда получая и иную, большую изначально положенной по закону пользу и выгоду. С другой же стороны, на помощь отчаявшемуся военнослужащему приходит коррумпированный высокопоставленный чиновник ВС РФ, который вполне возможно разочаровался своей недостаточно высокой (возможно, недостаточной в силу своей личной «мерки») заработной платой или тем, что более высокое руководство просит или требует от него каких-либо отчислений (коллективное взяточничество и финансирование более высоких начальников), поэтому соглашается на коррупционные отношения или выступает их инициатором и каждая из сторон, в итоге, получает то, что желает.

Существует мнение, что коррупция является последствием несовершенства действующих в государстве механизмов, проявляется там, где наиболее несовершенны законы и порядки. По мнению автора, нельзя не согласиться с данным фактом. Так, самыми острыми и коррупционно-направленными вопросами для любого из военнослужащих являются вопросы денежных выплат, жилищные проблемы и вопросы карьерного роста. Первичный анализ этих основных причин дает нам однозначный ответ, что проблемы по-настоящему актуальны и часто решаются не в пользу военнослужащих и/или требуют для своего решения крайне длительного времени, в связи со сложными бюрократическими формальностями, при которых добросовестному и успешному офицеру может долго не находиться вышестоящей должности (а служить в отдаленных регионах и на крайнем севере не каждый готов), а будучи неугодным действующему командованию части, можно длительное время лишаться, казалось бы, вполне заслуженно положенных стимулирующих материальных выплат по приказам № 1010 и № 500. Органы управления ВС РФ совершенствуют нормативно-правовые акты в данных сферах, отлаживают механизмы взаимодействия системы командир – подчиненный, совершенствуют их, однако данные тенденции имеют долгосрочную перспективу, начало им положено в середине 2000-ых годов, тогда как целые десятилетия до этого, такие вопросы и проблемы практически никак не афишировались, не решались, что в итоге и породило нарастающую волну коррупции в армии.

1.2. История коррупционной преступности в РФ

Явление коррупции имеет тенденцию на искоренение и уменьшение в связи с общим развитием цивилизации, современного общества, форм и методов предупреждения и увеличения наказания за данные деяния. С годами меняются лишь формы, методы и условия коррупционных связей, тогда как сама основа и двойственный характер явления остаются неизменными на протяжении всего времени. В качестве исторического экскурса рассмотрим коррупцию в нашей стране в период с семнадцатого века по наши дни.

В 17-18 веках мздоимцев били батогами, клеймили, ссылали. Однако их жажда к наживе была неискоренима. По свидетельствам современников, Петр I даже грозился издать указ, по которому любой, кто украдет у государства деньги, на которые можно купить веревку, будет повешен. Однако опасаясь остаться вовсе без подданных, Петр I так и не издал такой указ, ограничившись приказом вешать только крупных взяточников.

На Руси бытовало мнение, что легче и дешевле чиновника накормить за счет народа, чем за счет царской казны. Действительно до 18 века чиновники на Руси жили благодаря так называемым «кормлениям», то есть оклада как такового у них не было, зато они получали подношения от заинтересованных в их деятельности лиц. Одаривали их не только деньгами, но и «натурой»: мясом, рыбой, пирогами и пр. Зарплата была в то время только у московских чиновников, но и им «кормление от дел» не воспрещалось.

Только при Петре I все «слуги государевы» стали получать фиксированную ежемесячную плату, а взятки (подношения) в любой форме начали считаться преступлением. Но из-за частых войн казна истощилась и не всегда могла выплачивать жалованье вовремя и в надлежащем размере. Лишившись главного и единственного на ту пору средства к существованию, многие чиновники вынуждены были возобновить традицию «кормлений». Несмотря на это, в положение обедневших канцелярских служащих никто не вошел, и взяточничество не перестали считать тяжким преступлением.

Во времена дворцовых переворотов, когда, понятное дело, было уже не до чиновников, жалование им отменили и «кормления от дел» легализовали. В это время честные служащие и вовсе исчезли с лица земли русской, так как подношение от взятки, даваемой за решение проблемы в обход закона, отделить стало просто невозможно. Верховная власть сознавала это, но лишь беспомощно сотрясала воздух, не в силах что-либо изменить. «Ненасытная жажда корысти, – возмущалась императрица Елизавета Петровна, – дошла до того, что некоторые места, учреждаемые для правосудия, сделались торжищем, лихоимство и пристрастие – предводительством судей, а потворство и опущение – одобрением беззаконникам».

Настоящая борьба со взяточничеством началась при Екатерине II. Еще в начале своего правления столкнувшись с чиновничьим самоуправством, она была возмущена: «Сердце Наше содрогнулось, – писала Екатерина в своем указе, – когда Мы услышали… что какой-то регистратор Яков Ренберг, приводя ныне к присяге нам в верности бедных людей, брал и за это с каждого себе деньги, кто присягал. Этого Ренберга мы и повелели сослать на вечное житие в Сибирь на каторгу и поступили так только из милосердия, поскольку он за такое ужасное… преступление по справедливости должен быть лишен жизни».

Екатерина II понимала, что одними словами делу не поможешь, и действовать надо решительнее своих предшественников на Российском престоле, иначе страну разграбят вконец. Она вновь назначила чиновникам жалование, но в этот раз оно выплачивалась вовремя и было намного выше бывшего при Петре I. В 1763 году годовой средний оклад служащего составлял 30 рублей в уездных, 60 рублей в губернских и 100-150 рублей в центральных и высших учреждениях, при этом пуд зерна стоил 10-15 копеек.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных издания 1845 г. предусматривало два вида взяткаполучательства: лихоимство и мздоимство. Ст. 372 Уложения под лихоимством понимала принятие чиновником подарков лично или через посредников без нарушений обязанностей по службе. От ст. 373-376 Уложения предусматривали ответственность за мздоимство, т. е. получение материального подарка для совершения противоправного обязанностям службы деяния.

В 19 веке коррупция фактически превратилась в механизм государственного управления. Особенно же она ужесточилась при Николае I. Так, доподлинно известно, что помещики всех губерний Правобережной Украины ежегодно собирали для полицейских немалую сумму. Киевский губернатор И. И. Фундуклей объяснял это тем, что если помещики не будут выделять средства на содержание чиновников полиции, «то средства эти они получат от воров».

Советское государство в 20 веке, дабы перестроить все сферы жизни на свой манер, наплодило большое количество чиновников, призванных перестройку эту контролировать. Наделенные чрезвычайными полномочиями товарищи госслужащие довольно часто их превышали, извлекая из этого немалую выгоду. Хотя большевики и не любили наказывать своих однопартийцев, в мае 1918 года Совету народных комиссаров все же пришлось издать декрет о взяточничестве, предусматривающий тюремное заключение за взятки сроком пять лет, а также конфискацию имущества. А уже в 1922 году по Уголовному кодексу за это преступление предусматривался расстрел.

Нарком путей и сообщения Феликс Дзержинский в циркулярном письме отмечал: «Всем известно, каких размеров достигло взяточничество во всех областях хозяйственной деятельности Республики и что особенно широкое распространение этого зла отмечается именно на транспорте. Мы должны отдавать себе отчет в том, что взятка имеет глубоко классовый характер, что она есть проявление мелкобуржуазной частнокапиталистической стихии, направленное против основ ныне существующего строя». По личным указаниям Железного Феликса, каждый пойманный на взятке чиновник его ведомства, практически без суда и следствия подвергался расстрелу. Только так Дзержинскому всего в течение года удалось навести порядок.

Позже, к концу 20-х годов, борьба с коррупцией приобретает характер массовых карательных кампаний. Так в одном из циркуляров Наркомата юстиции 1927 года значится: «В течение… месяца… повсеместно и единовременно назначить к слушанию по возможности исключительно дела о взяточничестве, оповестив об этом в газете, дабы создать по всей республике впечатление единой, массовой и организованно проводимой судебно-карательной кампании». Взятками стали считать любые подарки должностному лицу, работу по совместительству в двух и более учреждениях, находящихся между собой в товарообменных партнерских взаимоотношениях и т. п.

Так как коррупция считалась буржуазным пережитком, в СССР было принято говорить, что, по мере строительства социализма, это явление «в нашем молодом государстве» постепенно исчезает. «Взяточничество, – написано в вышедшей в 1957 году брошюре в помощь юристам, – в современных советских условиях стало относительно редким явлением».

Несмотря на, казалось бы, положительные методы и успехи в борьбе с коррупцией во времена СССР, нельзя сказать, что и тогда оно было полностью искоренено. Система пропаганды и контроль над СМИ со стороны государства, просто не позволял сильно афишировать подобные явления, а в целом страх граждан перед государством, создание органов ОБХСС и всесторонний контроль со стороны КГБ, заставляли людей лишний задуматься, перед тем, как вступить в коррупционные взаимоотношения.

Развал СССР в 1991 году повлек с собой не просто открытие новых возможностей для граждан и развитие рыночной экономики, но также и повлек всплеск коррупции во всех эшелонах власти. Новое государство не успевало справляться с растущей свободой и вседозволенностью. На период с конца 20 века приходится особенно много преступлений в сфере коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации. Ситуация начала положительного меняться в конце 90-ых-начале 2000-ых годов и, в целом, можно сделать вывод, что противодействие коррупции достаточно эффективно продолжается в настоящее время.

1.3. Состояние преступности в ВС РФ

Коррупция и ее различные проявления плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Несмотря на общую тенденцию снижения уровня коррупции, укреплению контроля за государственными структурами, можно однозначно сделать вывод, что в той или иной форме коррупция если не прямо, то косвенно коснулась каждого человека. С целью проведения статистического исследования и наглядной демонстрации состояния коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации, автором монографического исследования был проведен социологический опрос. В рамках опроса, на условиях анонимности, было опрошено 88 человек, офицеров, проходящих службу в системе ВС РФ в настоящее время, или уволенных с военной службы не более чем 5 лет назад (данное условие было введено автором с целью поддержания данных социологического исследования на актуальном, для нашего времени, уровне).

Социологический опрос был проведен следующим образом: автором был установлен круг анкетируемых, которым вручены анкетные листы с инструкцией (Приложение № 1 к монографии – Анкета опрашиваемого). После заполнения, листы были возвращены для накопления и обработки данных. В ходе получения заполненных анкетных листов, изначально было оговорено, что все они будут упакованы и запечатаны в одинаковые, изначально переданные опрашиваемым вместе с анкетными листами, белые непрозрачные конверты. Автор опроса не составлял записи о том, какие конверты были получены конкретно от кого из опрашиваемых, вскрытие конвертов проводилось после получения всех 88 штук одномоментно, в связи с чем был обеспечен должный уровень анонимности для всех участников опроса. После сбора и систематизации данных опроса, конверты и анкеты, поступившие от опрошенных лиц, были уничтожены методом сжигания.

Конец ознакомительного фрагмента.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Хищение имущества в воинских частях Хищение стрелкового оружие и боеприпасов. В гарнизоне Мулино прапорщик похитил 9 "АКС-74", 8 "ПМ". "Калашниковы" шли клиентам в разные регионы за 250 долларов. Один старший офицер из Буйнакска похитил со склада мину "МОН-50", другой - из воинской части 63354 - продал ее боевикам. А группа офицеров в/ч 01704 Краснодарского края пыталась сбыть горячим кавказским покупателям аж 180 реактивных снарядов к системе "Град". За сумму два миллиона рублей. Хищение драгоценных металлов, которые используются в электронных системах высокотехнологичного оружия. В гарнизоне подводников Видяево на Северном флоте матрос украл детали контрольных приборов управления работой ядерного реактора подлодки. Неся службу на вахте, он подобрал ключи к пульту управления реактором и буквально скрутил ему голову. 24 так называемых реохордов, изготовленных из очень дорогого палладиево-ванадиевого сплава, он сбыл своему же сослуживцу-контрактнику всего за 1000 рублей.

Слайд 6

Описание слайда:

Офицеры на авиабазе в Кубинке длительное время продавали налево авиационные блоки, запчасти к самолетам и боеприпасы. Контрразведчики взяли их в тот момент, когда они пытались сбыть за 250 тысяч долларов сверхсекретный антенно-локационный комплекс от Су-27 и опознаватель "свой - чужой". В летной части гарнизона Малино шайка офицеров широко торговала авиационными двигателями, оборудованием, ракетами "воздух - воздух". Офицеры на авиабазе в Кубинке длительное время продавали налево авиационные блоки, запчасти к самолетам и боеприпасы. Контрразведчики взяли их в тот момент, когда они пытались сбыть за 250 тысяч долларов сверхсекретный антенно-локационный комплекс от Су-27 и опознаватель "свой - чужой". В летной части гарнизона Малино шайка офицеров широко торговала авиационными двигателями, оборудованием, ракетами "воздух - воздух".

Слайд 7

Описание слайда:

Коррупция в командовании ВС РФ Самым известным делом является покупка мерседеса за 150 тыс. марок для министра обороны Павла Грачева. Рекорд по масштабам воровских махинаций пока принадлежит бывшему начальнику Главного управления военного бюджета и финансирования МО генерал-полковнику Георгию Олейнику - 450 миллионов долларов. Его обвинили в том, что он незаконно перевел эту сумму на Украину. 51 миллион долларов сумела увести из военного бюджета группа генералов МО, проделав многоходовую комбинацию с ценными бумагами. Бывший начальник вспомогательного флота ВМФ контр-адмирал Юрий Кличугин, например, в свое время втихаря продал норвежцам за 21 миллион долларов универсальный корабль-док "Анадырь".

Слайд 8

Описание слайда:

Бывший командующий Северным флотом адмирал Олег Ерофеев пытался поправить материальное положение на другой ниве - он "допускал злоупотребления в финансовой и жилищно-строительной сфере", за что и был привлечен к уголовной ответственности. Прокуратура подсчитала, что ущерб от его преступной деятельности составил 65 миллионов рублей.Он без особого труда возместил шестьдесят с половиной миллионов, а уголовное дело в отношении него было прекращено - по амнистии. Генерал-майор Сизов - заместитель командующего войсками ЗабВО по строительству и расквартированию занимался злоупотреблениями при заключении договоров подряда и оплаты выполненных работ, а также в распределении жилья. Следователи установили, что материальный ущерб от его преступной деятельности (с учетом инфляции) потянул на 588 с половиной миллионов рублей. Чтобы честно заработать такую сумму, генералу надо было служить Родине лет 300. Но он неведомо как изыскал из "внутренних резервов" инкриминируемую ему сумму, и его тоже отпустили из суда с миром, но с должности сняли. Бывший командующий Северным флотом адмирал Олег Ерофеев пытался поправить материальное положение на другой ниве - он "допускал злоупотребления в финансовой и жилищно-строительной сфере", за что и был привлечен к уголовной ответственности. Прокуратура подсчитала, что ущерб от его преступной деятельности составил 65 миллионов рублей.Он без особого труда возместил шестьдесят с половиной миллионов, а уголовное дело в отношении него было прекращено - по амнистии. Генерал-майор Сизов - заместитель командующего войсками ЗабВО по строительству и расквартированию занимался злоупотреблениями при заключении договоров подряда и оплаты выполненных работ, а также в распределении жилья. Следователи установили, что материальный ущерб от его преступной деятельности (с учетом инфляции) потянул на 588 с половиной миллионов рублей. Чтобы честно заработать такую сумму, генералу надо было служить Родине лет 300. Но он неведомо как изыскал из "внутренних резервов" инкриминируемую ему сумму, и его тоже отпустили из суда с миром, но с должности сняли.

Слайд 9

Коррупция в армии приводит к отставанию в современных вооружениях. Это не только угроза целостности государства. Ведь армия с устаревшим вооружением компенсирует это жизнями солдат. Но дело не только в этом. Коррупция ухудшает условия прохождения службы, уровень военной подготовки, приводит к дедовщине, кончающейся бегством солдат или их самоубийствами. Все вместе взятое обваливает престиж армии и военной профессии, что влечет еще большую деградацию и коррупцию в военной сфере. Коррупция превратилась, по сути, в тяжелую болезнь, которая разъедает экономику и разлагает общество.

Армия (называю этим словом все воинские формирования и органы МО, ФСБ, МВД, МЧС) – часть общества, а поэтому болеет теми же болезнями. В июле 2008г. президент Дмитрий Медведев объявил о больших планах по борьбе с коррупцией. В течение года были приняты новые законы, ужесточающие требования к проверкам бизнеса, в частности, теперь внеплановые выездные проверки предприятий должны быть согласованы с прокуратурой. Усилена уголовная ответственность за коррупцию, упрощена процедура. Также установлена обязанность высших федеральных чиновников подавать в налоговые органы расширенную декларацию о доходах.

К сожалению, коррупция – самое незаметное правонарушение. Сегодня проблема мздоимства среди служивых вновь в числе актуальных. Сумма ущерба от коррупционных преступлений в Вооруженных Cилах и других войсках в 2008 году возросла по сравнению с прошлым в 3,5 раза и составила 1,6 млрд. рублей. Размер причиненного государству ущерба в органах и учреждениях МЧС России увеличился в 15 раз, во внутренних войсках МВД России - в 8,5 раза, в Минобороны - в 3,4 раза. Зарегистрировано в 1,5 раза больше случаев взяточничества и превышений должностных полномочий корыстной направленности. Число выявляемых фактов взяточничества в военкоматах возросло на 30%.

За 2008 год за коррупцию и хищения к уголовной ответственности привлечено 290 офицеров, осуждены 8 высших офицеров. Ущерб от коррупции в российской армии в 2008 году превысил 2 млрд рублей, по словам Александра Сорочкина – заместителя председателя Следственного комитета при Прокуратуре РФ (СКП). По оценкам специалистов Счетной палаты РФ, наиболее коррупционными в армии остаются участки, где крутятся «живые» деньги.

Это закупка вооружения, продовольствия и других материальных ценностей для нужд военных, выплаты денежного довольствия, социальных пособий и выдача жилищных сертификатов. Здесь зачастую действует хорошо отлаженная система так называемых откатов. Вот цифры, характеризующие масштабы коррупционной деятельности в армии некоторых военачальников.

Бывший руководитель Главного управления обустройства войск Минобороны генерал-лейтенант Двулучанский, действуя в интересах своего сына и его партнера по бизнесу – хозяев строительных коммерческих организаций, дал этим организациям кредит 163 млн. рублей… за счет средств своего главка. Деньги, предназначенные для строительства жилья, пошли на развитие частного бизнеса. Ущерб превысил 190 млн. рублей. По данным прокуратуры, бывший начальник тыла Тихоокеанского флота генерал Мачальник нанес ущерб государству на сумму более 87 млн. рублей. Начальник библиотеки ВМФ контр-адмирал Мельников, работая в скромной должности, на «левые» доходы оплачивал в течение года шикарную дачу в Серебряном Бору, отдавая за комфортную жизнь по $10 тыс. в месяц. В личном сейфе бывшего начальника Мосвоенторга Рамазанова были обнаружены деньги и ценные бумаги на общую сумму более $500 тыс. А один из руководителей военно-строительного комплекса Минобороны получил от подрядчиков в качестве взятки джип BMW Х5, оформил на дочь виллу на Кипре. Осуждены начальники главных управлений МЧС России по Свердловской области генерал-майор Лахтюк и по Алтайскому краю генерал-майор Белоусов, военный комиссар Хабаровского края генерал-майор Феоктистов, начальник МИС Северного флота генерал-майор Бачанов, заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа по вооружению генерал-лейтенант Райхман, начальник инженерных войск этого округа генерал-майор Черечукин. Капитан 1-го ранга Зубов был осужден к 3,5 года лишения свободы за то, что за отдельную плату обещал родителям посодействовать при поступлении их сыновей в Нахимовское военно-морское училище. Экс-полковник Дымов был осужден за мошенничество в особо крупном размере. Находясь на посту замначальника ГП «Научно-исследовательский центр 26 ЦНИИ МО РФ», фактически похитил из госказны 31 млн. рублей. Схема мошенничества была простой, как все гениальное. Украденные деньги были выделены из федерального бюджета для финансирования оборонного заказа. Дымов, как было доказано в суде, перевел эти средства на счет некой коммерческой фирмы, якобы, за осуществление этого заказа. На самом деле всю работу выполняли сотрудники института. При этом собственником этой фирмы был… сам Дымов.

По словам Главного военного прокурора Сергея Фридинского, «командиры без зазрения совести собирают с подчиненных деньги за продвижение по службе, предоставление отпусков, увольнений, берут «откаты» за выплату положенных видов довольствия и даже «боевых». Не лучше обстоят дела и в военкоматах, где коррупция выросла с начала года почти на треть. Правонарушения в этих учреждениях способствуют тому, что с большими потугами реализуется программа перехода на контрактную службу». Основная доля противоправных действий приходится на присвоение и растрату бюджетных средств, мошенничество, служебный подлог, а также злоупотребления и превышения должностных полномочий. В основном посягают на военное имущество и бюджетные средства. Бытовая коррупция, к которой относится уклонение от службы в армии и поборы среди солдат срочной службы, растет незначительно. А вот так называемая «деловая коррупция», связанная со злоупотреблением служебными полномочиями, показывает просто космический рост. И тут берутся многомиллионные взятки, а механизмы отъема денег «регулярно совершенствуются».

Все чаще на руководящие должности назначают лиц, чьи родственники занимаются коммерческой деятельностью, также учащаются случаи, когда военные командиры сами становятся учредителями различных «отмывочных» фирм. Участились нарушения законодательства при проведении конкурсных и аукционных процедур по размещению заказов на поставку в войска материальных средств. Продолжаются факты коррупции в сфере строительства и распределения жилья, реализации инвестиционных контрактов, ценообразования, а также использования, распоряжения, высвобождения, приватизации и реализации военного имущества, в том числе земель обороны и безопасности. Александр Каньшин, председатель комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, считает, что при распределении гособоронзаказа «на тендерах, проводимых военным ведомством, из-за завышенных цен теряется до 30% выделяемых средств». Факты коррупции были выявлены в самой высокообеспеченной в материальном плане дивизии ВС РФ. По данным «Независимой газеты» и Общественной комиссии при Президенте России, в 42-й мотострелковой дивизии (Чечня), мздоимство и «командирский абсолютизм» доведены до криминального совершенства. В этой дивизии солдат-контрактник получает в два раза больше, чем в среднем офицер по России – около 25 тыс. руб. По информации Александра Каньшина, в мотострелковом полку, дислоцированном в Шали, для солдат почти на официальном уровне были введены следующие тарифы: «восстановление утраченного удостоверения личности – 12 тыс. руб.; беспроблемное предоставление очередного отпуска – 9 тыс. руб.; выдача удостоверения участника боевых действий – 5 тыс. руб.; снятие претензий патруля – 1 тыс. руб.; ежемесячный «оброк» с каждого контрактника на хозяйственные нужды – 2-3 тыс. руб.».

Согласно данным организации Transparency International, Россия вошла в число 40 наиболее коррумпированных государств планеты. Ежегодный коррупционный оборот в России составляет $300 млрд. В армиях сопредельных странах СНГ подобные проблемы аналогичны российским.

За четыре года объёмы продаж Украиной оружия составили 4,5 млрд. гривен, из них в бюджет страны поступило только 200 млн., и это все подкреплено документами. Кроме того, украинская армия за период независимости Украины за счет бесхозяйственности и злоупотреблений потеряла десятки миллиардов. Также остро стоят социальные проблемы военнослужащих, и прямой причиной этого является земельная коррупция. В армии Казахстана доже не все ладно с коррупционными делами. Оправлен под стражу заместитель министра обороны генерал-лейтенант Кажимурат Маерманов, который превысил должностные полномочия при проведении конкурсов на разработку и производство совместно с израильскими оборонными компаниями новых артиллерийских систем «Найза», «Семсер» и «Айбат». По данным Комитета национальной безопасности (КНБ), в результате многочисленных нарушений при заключении контрактов Казахстану нанесен ущерб на сумму более $82 млн. Направлено в суд уголовное дело в отношении командира в/ч №11098 Министерства обороны полковника Алпысбаева, причинившего государству ущерб на сумму более 160 млн. тенге.(32млн. руб.); начальника главного управления военно-медицинского обеспечения Вооруженных сил полковника медицинской службы Идрисова, по вине которого государство потеряло почти 200 млн. тенге (40млн. руб.).

Главная трудность борьбы с коррупцией заключается в том, что она выгодна слишком многим: бизнесменам, которым таким способом проще добиться преимущества над конкурентами, родителям и студентам, которые не хотят выпускать контроль над образовательным процессом из своих рук, и т.д. Одна из причин, почему казнокрадство так живуче среди людей в погонах, заключается в том, что в армии фактически нет системной работы по профилактике казнокрадства. Нередко коррупция оказывается просто механизмом, заполняющим институциональные пробелы: она возмещает дефицит эффективных легальных процедур. Другая проблема в том, что прокуратура и другие правоохранители борются в основном с низовой коррупцией, а «верхушечную» не трогают.

Для увеличения раскрываемости дел они берутся за рядовых коррупционеров, но системной борьбы с коррупцией в рядах высших руководителей не ведется. Попытки создавать специальные контрольные органы пока тоже успеха не принесли: в насквозь коррумпированной системе некоррумпированные структуры или не работают, или быстро сами коррумпируются. На «зачистку» главных коррупционеров нужна политическая воля, пока же ее нет. По инициативе Главной военной прокуратуры (ГВП) совместно с военным следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ и департаментом военной контрразведки ФСБ РФ создана межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции, в которую вошли представители ГВП, военно-следственного управления и военной контрразведки ФСБ. Главная задача группы – координация деятельности силовых органов по борьбе с мздоимцами и казнокрадами в погонах. Работа правоохранительных органов должна быть активизирована, в том числе и путем координации усилий. Общественная палата недавно предложила ГВП совместно информировать общество о фактах коррупции в армии и на флоте, а также в других войсках, с названием конкретных виновников в погонах. Аналогичная комиссии создана в Казахской армии. При ГВП Республики Казахстан в мае 2009 года был создан штаб по противодействию коррупции в армии. Думается, что внесенные в Государственную Думу законопроекты, создадут нормативную базу для эффективной организации этой работы. Сейчас значительному количеству правонарушений способствует именно несовершенство федерального и ведомственного законодательства. Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед правоохранительными и государственными органами, является повышение эффективности борьбы с коррупцией. Так что, возможно и нужно организовывать гражданский контроль по трем уровням административного законодательного, представительского и общественного контроля.

Коррупция в Вооруженных Силах продолжает процветать. В частности, в сфере государственного оборонного заказа, по данным правоохранительных органов, разворовывается практически каждый пятый бюджетный рубль. Коррупция в армии ухудшает условия прохождения военной службы, подбор и выдвижение кадров на вышестоящие должности, уровень боевой и оперативной подготовки, приводит к дедовщине. Все вместе взятое подрывает престиж армии и военной профессии, что влечет еще большую деградацию и коррупцию в военной сфере. Своими предложениями по выходу из создавшегося кризиса с читателями «ВПК» делится Франц Адамович Клинцевич.

ранц Адамович, назовите, пожалуйста, самые острые, на ваш взгляд, проблемы современных Вооруженных Сил.

– Денежное довольствие. Жилье. Медицинское обеспечение. И с недавних пор коррупция.

– С недавних?

– Да, коррупция поразила Вооруженные Силы в нашей стране в последнюю очередь. Ржавчина, как известно, сначала покрывает слабые места металла, а ВС были хорошо сформированным, сильным, чистым механизмом. Здесь не на чем было заработать. В лучшем случае бутылку коньяка приносили, чтобы ускорить какой-то процесс. А сегодня приносят деньги. В кейсах. Потому что появилась коррупционная составляющая, нашлись источники. Какие-то земельные участки, помещения, один другому помогает, кто-то выгодно это использует, в общем, схемы существуют и работают. Мы выпустили джинна из бутылки. Коррупция в армии стала повсеместной.

– Каковы, по-вашему, основные причины развития коррупции в Вооруженных Силах?

– Основной двигатель – карьера. Люди хотят расти. Конечно, и раньше было сложно продвигаться по службе, было кумовство, родство и т. д. Сыновья генералов и родственники больших начальников всегда росли значительно быстрее таких ребят, как я, из деревни. Но… две трети своих воинских званий я получил досрочно, не имея никаких связей. Потому что была нормальная работа кадровых служб: подбор, подготовка и как элемент поощрения – рост офицера.

Сегодня расти так, как рос я, уже невозможно. Я не утверждаю, что все, кто использует коррупционную схему, подонки. В ВС достаточно порядочных людей, но все понимают – не подмажешь, так и просидишь на месте. Никто никуда тебя без этого не назначит. Сегодня каждый начальник понимает, что у него в руках появился инструментарий для собственного обогащения. Конечно, дают в этом случае не по миллиону-полтора долларов США, как «оцениваются» некоторые, даже не очень большие должности в правоохранительных органах. В Министерстве обороны таких денег нет. Там, прошу прощения, порой и борзыми щенками дают.

– А помимо назначения на вышестоящую должность? Какие сферы в Вооруженных Силах, на ваш взгляд, так же сильно коррумпированы?

– Призыв, материально-техническая сфера, жилищные проблемы. Очень жестко коррумпирована сфера распределения по окончании военного образовательного учреждения. В целом коррупция в Вооруженных Силах существует на всех уровнях, вплоть до солдат, которые платят деньги, чтобы уйти на два дня. Кстати, особенно это развито в подразделениях не боевых, а в тех, где налицо материальные ценности. Как правило, в подобных частях беспорядок и личный состав не занят боевой подготовкой. В нормальных боевых подразделениях коррупции значительно меньше. Потому что морально-нравственная, эстетическая и политическая обстановка в этих подразделениях более здоровая.


– В последнее время произошли какие-либо изменения? Ситуация улучшается или ухудшается?

– Изменения в лучшую сторону есть. Офицеры стали получать форму, служебное жилье, жилье по увольнению, денежное довольствие увеличивается. Немножко подняли офицеров – и коррупция начала снижаться. Но вот, к примеру, такая вроде бы хорошая на первый взгляд инициатива, как разовые выплаты (премии), коррупцию только усилила. Одних поощряют, других нет. В отдельных подразделениях офицеры складывали эти денежные поощрения и делили одинаково между всеми, а в других работала схема: «Ты получишь, если мне отдашь какую-то часть». Высокое денежное довольствие должно изменить ситуацию к лучшему. Но в целом с коррупцией, безусловно, без принятия кардинальных мер справиться трудно. Наша задача – хотя бы значительно ее уменьшить.

– То есть вы хотите сказать, что мероприятия, реализуемые в области борьбы с коррупцией в Вооруженных Силах, неэффективны? Почему?

– Потому что повязаны все. Это система, а с системой бороться практически невозможно. К примеру, уголовные дела заводятся только тогда, когда скрыть преступление уже невозможно. Некоторые попросту борзеют до такой степени, что полностью утрачивают чувство реальности. А если бы щипали понемножку, никогда бы ничего и не вскрылось. А начал кто-то наглеть, перегнул палку – и взрывается общественное мнение. Скрыть факты уже нельзя. Нужно возбуждать дело. Но это скорее случайность, а не результат планомерной борьбы с коррупцией.

С такой страшной, разрушающей вещью, как коррупция, надо бороться и с ней борются, но это, к сожалению, капля в море. Каждый день чиновник совершает пять-шесть коррупционных действий. Коррупционный оборот у нас – 270 миллиардов долларов в год. И то я считаю, эта цифра уменьшена в два раза. Это же сколько денег не работает на страну?! Это мертвые деньги, которые могли быть заложены в продукты, в квадратные метры, в услуги!

– Что же делать, чтобы капли борьбы превратились в море? Как победить коррупцию?

– Эта борьба должна стать частью общегосударственной политики. Это должен быть вопрос номер один. Из-за коррупции у нас не развивается экономика, не двигается наука, не появляются новые люди, ничему не дается роста – ни творчеству, ни интеллектуальному развитию, ни техническим возможностям. Я полностью отдаю себе отчет в том, что без сильнейшего ужесточения, вплоть до расстрела, и сильного, продуманного нравственного воспитания мы ничего не добьемся. Коррупция сегодня носит материальный характер при абсолютном нравственном разложении. Потому что если ты незаконно берешь деньги у того, кто их ворует или отрывает от себя, это безнравственно.

– То есть чтобы победить коррупцию в ВС, нужно в том числе вспомнить и о мерах по воспитанию морально-нравственных качеств военнослужащих? Что прежде всего может этому способствовать?

– Личный пример старших начальников. Традиции, патриотизм. Недавно был на мероприятии. Министерство обороны награждало съемочную группу фильма «Юнкера» грамотами, потому что этот фильм помогает формировать нравственные качества офицера. Или тот же «Адмирал». С исторической точки зрения, извините, полная туфта. Но с точки зрения практической, с точки зрения воспитания молодого человека это фильм о высочайшей офицерской чести и достоинстве.

Почему американцы одно время тратили на идеологию, повышение авторитета военнослужащих денег больше, чем весь военный бюджет российских Вооруженных Сил? Потому, что финансируя съемки фильма про армию или что-то связанное с военными действиями, Министерство обороны может требовать изменений, с тем чтобы ориентировать кино именно на поднятие патриотических чувств. А у нас что? Зрителю демонстрируют, как сломали голову, как пуля прошла, как кости видны. В погоне за объективностью, за попыткой показать все максимально реалистично мы в результате вводим наших людей в депрессивное состояние.

– Какие еще меры борьбы с коррупцией в ВС могут быть эффективны? Что вы скажете, например, о расширении полномочий надзорных органов – Главной военной прокуратуры, Следственного комитета.

– Надзорные органы и так хорошо работают. Необходимости расширять их полномочия нет. Эффективности эта мера не принесет. Коррупция – всеобъемлющий, пожирающий, разрушающий всю страну механизм. Придут, «занесут» и все – дело закроется. Мы сами должны контролировать эти вещи, проверять поступившие сигналы и реагировать на них. Должны вести разъяснительную работу среди личного состава, убеждать людей в необходимости давать сигналы, если они видят такие вещи. Они должны понимать, что в итоге любая коррупционная схема обернется и для них материальными потерями.

Вот едет человек в Германии по автобану, ест печенье и выбрасывает упаковку в окно машины. Это видит кто-то из граждан и заявляет в полицию. В результате этого господина остановят, вернут обратно, заставят убрать за собой и еще он оплатит большой штраф. У нас же все возмущаются, что мы живем в грязи, и сами мусорят повсюду. Вот недавно был на пляже с внучками. Все загажено. Не инопланетянами же, правда? Сами загадили и пытаемся это на кого-то свалить.

– Поможет ли раскрывать случаи коррупции организация специальных «телефонов доверия», нужна такая мера?

– Да, такая мера сработает. Помимо тех, кто банально хочет насолить начальнику, есть люди, которым искренне небезразлична судьба страны. Но обязательно должна быть при этом и обратная связь, чтобы правоохранительные органы, получив информацию, могли ее как-то конкретизировать, уточнить. Потому что могут быть и наговоры. Но у нас, к сожалению, все «течет» – сегодня кто-то обозначился, завтра все узнали, что он «заложил». И здесь надо тоже культуру повышать. Мы долго смеялись над поведением людей за границей в подобных случаях, но сейчас уже, извините, не смешно.

– Нужно ли, на ваш взгляд, усиление контроля над расходованием средств со стороны высшего руководства Минобороны?

– Средства надо контролировать всегда. Но у нас бывают и такие явления. Вчера танк стоил, к примеру, 26 миллионов рублей, сегодня – уже 56 миллионов, а завтра – 189. Принесли откаты в чемоданах – и все законно: цена танка действительно 189 миллионов рублей, когда, к примеру, зарубежный танк аналогичного класса – тот же западногерманский «Леопард» стоит в два раза дешевле. Недавно Минобороны России отказалось покупать отдельные образцы вооружения и боевой техники у предприятий оборонно-промышленного комплекса. Цена запредельная, а качество не устраивает. Военное ведомство пригрозило: или ОПК переделывает, или берем за границей. Это, считаю, абсолютно правильный подход.

– Поможет ли при таком положении дел законодательное ужесточение ответственности для коррупционеров в погонах?

– Поможет. Не надо бояться возбуждать уголовные дела. В армии в ответ на возбуждение уголовного дела сразу издается огромное количество приказов, где до всего личного состава доводится, что такие-то уличены в нечестности. И люди начинают понимать: тут не все так просто, это не «гражданка» – можно и влететь.

– Какие еще меры будут эффективны для морально-нравственного оздоровления армии?

– Повсеместное внедрение практики ротации офицеров. Эта практика в Вооруженных Силах уже есть. Человек отбыл три года на одном месте, потом место службы меняется. Пока на новом месте офицер не обрастет новыми связями, механизм коррупции не заработает.

– Но тогда может возникнуть другая проблема – несправедливость при распределении мест службы…

– Добиться справедливости в этом вопросе, наверное, невозможно. Это и раньше было. Была, к примеру, Группа советских войск в Германии, куда все хотели попасть. Были центральные округа и в то же время ТуркВО, ДВО и ЗабВО, где условия службы значительно хуже. Полностью исправить это положение невозможно. Но кадровые службы, на мой взгляд, должны предлагать офицерам какую-то понятную схему, какие-то правила игры. Например, офицеру на Дальнем Востоке надо предоставить несколько вариантов, где бы он хотел служить дальше. Может, он и не захочет перебираться в центр? Или же компенсировать удаленность мест службы и трудности с климатом повышенным уровнем денежного довольствия.

– Что лично вы видите в основе борьбы с коррупцией? Что нужно для того, чтобы антикоррупционные мероприятия в ВС заработали?

– В основе всего – честный, грамотный командир. Рыба ведь гниет с головы. В том подразделении, роте, батальоне, дивизии, где командир не участвует в коррупционной схеме, достаточно всех имеющихся мер, чтобы эта схема не работала. Если командир не ангажирован, не «завязан», если он уверен, что его самого никто на крючок не возьмет, то он, узнав о преступлении, тут же заявит в прокуратуру. Начнется следствие, возбудят уголовное дело и людям станет очевидно, что лучше не включаться в подобные игры. Командир играет в этом деле отрезвляющую роль. Помимо этого, при разработке законодательных актов мы отдаем себе отчет в том, что уровень денежного довольствия для офицера и командира должен быть и достойным, и таковым, чтобы человеку не захотелось терять эти деньги. А тут еще жилье дадут, мебель, машина есть да еще и жена работает... В общем, служить можно.