Присвоение очередного классного чина государственному служащему. Классные чины на муниципальной службе: присвоение и сохранение. Аттестация сотрудников гражданской службы

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" постановляю :

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим.

2. Установить на основании части 8 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", что ранее присвоенные федеральным государственным служащим в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N578 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим" квалификационные разряды считаются соответствующими классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации согласно таблице соответствия (прилагается).

3. Установить, что со дня присвоения федеральному государственному гражданскому служащему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации ему устанавливается месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином (оклад за классный чин).

4. Руководителям федеральных государственных органов (их аппаратов) принять меры, направленные на решение вопросов, связанных с реализацией пункта 2 настоящего Указа, предусмотрев при этом внесение в 2-месячный срок необходимых изменений в нормативные правовые акты федеральных государственных органов, а также в личные дела и трудовые книжки федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в этих органах.

5. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 578 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1963);

Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1997 г. N 1135 "О внесении изменений в Положение о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 578 "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 44, ст. 5056);

пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 2 декабря 1998 г. N 1458 "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 49, ст. 6014);

пункт 5 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. N 444 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 16, ст. 1508);

пункт 6 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. N 1389 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 48, ст. 4659).

6. Настоящий Указ вступает в силу с 1 февраля 2005 г., за исключением пункта 3 который вступает в силу одновременно с вступлением в силу указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных гражданских служащих.

7. Установить, что впредь до вступления в силу пункта 3 настоящего Указа федеральным государственным гражданским служащим, которым присвоен классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд, соответствующий присвоенному классному чину, в размерах согласно приложению N 3 к Указу Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 10, ст. 1164) с учетом повышений, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 23 августа 1999 г. N 1103 "О денежном вознаграждении лиц, смещающих государственные должности Российской Федерации, отдельные государственные должности федеральной государственной службы, и денежном содержании федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 34, ст, 4224), от 9 ноября 2000 г. N 1853 "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, отдельные государственные должности федеральной государственной службы, и денежного содержания федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 46, ст. 4541) и от 23 сентября 2003 г. N 1117 "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы, и денежного содержания федеральных государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 39, ст. 3743).

Президент Российской Федерации
В. Путин

Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим

1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статьей 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" определяется порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - классные чины) федеральным государственным гражданским служащим (далее - федеральные гражданские служащие).

2. Статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлены следующие классные чины, соответствующие группам должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - должности гражданской службы):

Таблица о классных чинах - см. в приложенном файле (прим. ред.)

3. Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления в пункте 2 настоящего Положения.

4. Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

5. Классный чин может быть первым или очередным.

Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы. При этом в соответствии с пунктом 22 настоящего Положения учитываются классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, присвоенные федеральному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы Российской Федерации.

6. Первыми классными чинами (в зависимости от группы должностей гражданской службы, к которой относится должность гражданской службы, замещаемая федеральным гражданским служащим) являются:

а) для младшей группы должностей гражданской службы -секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

б) для старшей группы должностей гражданской службы -референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

в) для ведущей группы должностей гражданской службы -советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

г) для главной группы должностей гражданской службы -государственный советник Российской Федерации 3 класса;

д) для высшей группы должностей гражданской службы -действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

7. Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы.

8. Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

9. Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:

а) в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса - не менее одного года;

б) в классных чинах советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса - не менее двух лет.

10. Для прохождения гражданской службы в классных чинах действительного государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса, как правило, устанавливается срок не менее одного года.

11. Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса и государственного советника Российской Федерации 1 класса сроки не устанавливаются.

12. Срок гражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина.

13. При назначении федерального гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок, установленный пунктом 9 или 10 настоящего Положения для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что для этой должности гражданской службы предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему,

При назначении федерального гражданского служащего на должность гражданской службы, которая относится к более высокой группе должностей гражданской службы, чем замещаемая им ранее, указанному служащему может быть присвоен классный чин, являющийся в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения первым для этой группы должностей гражданской службы, если этот классный чин выше классного чина, который имеет федеральный гражданский служащий. В указанном случае классный чин присваивается без соблюдения последовательности и без учета продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине.

Классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему в соответствии с настоящим пунктом после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после его назначения на должность гражданской службы.

14. Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий "специалисты" и "обеспечивающие специалисты", а также должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы, классные чины присваиваются после сдачи ими квалификационного экзамена.

Федеральным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, классные чины присваиваются после сдачи квалификационного экзамена, если решение о сдаче квалификационного экзамена этим гражданским служащим принято представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации.

15. Классные чины действительного государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом Российской Федерации.

16. Классные чины, указанные в пункте 15 настоящего Положения, присваиваются:

а) в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, - по представлению руководителей этих органов, в иных федеральных органах исполнительной власти - по представлению Правительства Российской Федерации;

б) в иных федеральных государственных органах или их аппаратах - по представлению руководителей этих органов.

17. Классные чины государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим:

а) в федеральных органах исполнительной власти Правительством Российской Федерации;

б) в иных федеральных государственных органах руководителями этих органов.

18. Классные чины советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса, секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа либо представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации.

19. Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим соответственно актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководителя федерального государственного органа или представителя указанного руководителя.

20. Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку федерального гражданского служащего.

21. В качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе классный чин федеральному гражданскому служащему может быть присвоен:

а) до истечения срока, установленного пунктом 9 или 10 настоящего Положения для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в замещаемой должности гражданской службы, - не выше классного чина, соответствующего этой должности гражданской службы;

б) по истечении указанного срока - на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая должность.

22. При поступлении на гражданскую службу гражданина Российской Федерации, имеющего классный чин иного вида государственной службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание первый классный чин гражданской службы присваивается ему в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Если указанный классный чин гражданской службы ниже имеющегося у федерального гражданского служащего классного чина иного вида государственной службы, дипломатического ранга, воинского или специального звания, федеральному гражданскому служащему может быть присвоен классный чин гражданской службы на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой им должности гражданской службы, но в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая им должность.

При присвоении классного чина гражданской службы учитывается продолжительность пребывания в классном чине иного вида государственной службы, дипломатическом ранге, воинском или специальном звании.

23. Очередной классный чин не присваивается федеральным гражданским служащим, имеющим дисциплинарные взыскания, а также федеральным гражданским служащим, в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.

24. Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

25. Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина судом при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

26. Индивидуальные служебные споры по вопросам, связанным с присвоением классных чинов, рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 1. Общие положения

  • 1. Классные чины муниципальных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.
  • 2. Классные чины присваиваются муниципальным служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы, после сдачи ими квалификационного экзамена, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности муниципальной службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности муниципальной службы, если иное не установлено настоящим Положением

Статья 2. Классные чины муниципальных служащих

  • 1. Муниципальным служащим присваиваются следующие классные чины:
  • 1) муниципальным служащим, замещающим младшие должности муниципальной службы, - секретарь муниципальной службы 1, 2 или 3-го класса;
  • 2) муниципальным служащим, замещающим старшие должности муниципальной службы, - референт муниципальной службы 1, 2 или 3-го класса;
  • 3) муниципальным служащим, замещающим ведущие должности муниципальной службы, - советник муниципальной службы 1, 2 или 3-го класса;
  • 4) муниципальным служащим, замещающим главные должности муниципальной службы, - муниципальный советник 1, 2 или 3-го класса;
  • 5) муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы, - действительный муниципальный советник 1, 2 или 3-го класса.
  • 2. Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления в части 1 настоящей статьи.
  • 3. Классный чин может быть первым или очередным.
  • 4. Первый классный чин присваивается муниципальным служащим, не имеющим классных чинов муниципальных служащих. При этом в соответствии с частью 3 статьи 4 настоящего Положения учитывается классный чин государственной гражданской службы, присвоенный муниципальному служащему при прохождении государственной гражданской службы.
  • 5. Первыми классными чинами в зависимости от группы должностей муниципальной службы, к которой относится должность муниципальной службы, замещаемая муниципальным служащим, являются:
  • 1) для группы младших должностей муниципальной службы - секретарь муниципальной службы 3-го класса;
  • 2) для группы старших должностей муниципальной службы - референт муниципальной службы 3-го класса;
  • 3) для группы ведущих должностей муниципальной службы - советник муниципальной службы 3-го класса;
  • 4) для группы главных должностей муниципальной службы - муниципальный советник 3-го класса;
  • 5) для группы высших должностей муниципальной службы - действительный муниципальный советник 3-го класса.

Статья 3. Сроки прохождения муниципальной службы в классных чинах

  • 1. Для прохождения муниципальной службы устанавливаются следующие сроки:
  • 1) в классных чинах секретаря муниципальной службы 3-го и 2-го класса, референта муниципальной службы 3-го и 2-го класса - не менее одного года;
  • 2) в классных чинах советника муниципальной службы 3-го и 2-го класса, муниципального советника 3-го и 2-го класса, действительного муниципального советника 3-го и 2-го класса - не менее двух лет.
  • 2. Сроки прохождения муниципальной службы в классных чинах секретаря муниципальной службы 1-го класса, референта муниципальной службы 1-го класса, советника муниципальной службы 1-го класса, муниципального советника 1-го класса, действительного муниципального советника 1-го класса не устанавливаются.
  • 3. Срок муниципальной службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина.

Статья 4. Порядок присвоения классных чинов

  • 1. Первый классный чин присваивается муниципальному служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения муниципального служащего на должность муниципальной службы.
  • 2. Очередной классный чин присваивается муниципальному служащему по истечении срока, установленного для прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине, если иное не установлено настоящим Положением.
  • 3. При поступлении на муниципальную службу гражданина Российской Федерации, имеющего классный чин государственной гражданской службы, первый классный чин присваивается ему в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы без проведения квалификационного экзамена и без соблюдения срока, установленного частью 1 настоящей статьи.
  • 4. При назначении муниципального служащего на более высокую должность муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы, к которой относится должность, замещаемая муниципальным служащим, в том числе в другой орган местного самоуправления, очередной классный чин присваивается ему по истечении срока прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине, определенного в части 1 статьи 3 настоящего Положения, если иное не установлено настоящим Положением, и в порядке очередности относительно ранее присвоенного классного чина.
  • 5. При назначении муниципального служащего на должность муниципальной службы, относящуюся к более высокой группе должностей муниципальной службы, чем замещаемая им ранее, в том числе в другой орган местного самоуправления, ему присваивается классный чин, являющийся в соответствии с частью 5 статьи 2 настоящего Положения первым для этой группы должностей муниципальной службы. В указанном случае классный чин присваивается без соблюдения последовательности и без учета продолжительности срока прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине.

Классный чин присваивается муниципальному служащему в соответствии с настоящей частью после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после его назначения на должность муниципальной службы.

  • 6. Муниципальному служащему, замещающему на условиях срочного трудового договора должность муниципальной службы, учрежденную для непосредственного обеспечения исполнения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, классный чин может быть присвоен представительным органом муниципального образования по ходатайству выборного должностного лица местного самоуправления без сдачи квалификационного экзамена.
  • 7. Классные чины действительного муниципального советника 1, 2 и 3-го класса и муниципального советника 1, 2 и 3-го класса присваиваются муниципальным служащим представительным органом муниципального образования по представлению представителя нанимателя (работодателя).
  • 8. Классные чины советника муниципальной службы 1, 2 и 3-го класса, референта муниципальной службы 1, 2 и 3-го класса, секретаря муниципальной службы 1, 2 и 3-го класса присваиваются муниципальным служащим представителем нанимателя (работодателем).
  • 9. Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку муниципального служащего.
  • 10. Муниципальному служащему со дня присвоения правовым актом Муниципального района «Амгинский улус (район)» классного чина устанавливается выплата за классный чин в размере, определяемом муниципальным правовым актом.

Статья 5. Досрочное присвоение классного чина

  • 1. В качестве меры поощрения за особые отличия в муниципальной службе классный чин муниципальному служащему может быть присвоен до истечения срока, установленного частью 1 статьи 3 настоящего Положения для прохождения муниципальной службы в соответствующем классном чине, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в замещаемой должности муниципальной службы, не выше классного чина, соответствующего этой должности муниципальной службы, и с соблюдением последовательности.
  • 2. Досрочное присвоение муниципальному служащему классного чина может производиться в пределах каждой группы должностей муниципальной службы не более одного раза.

Статья 6. Правовые акты о присвоении классных чинов

  • 1. Классные чины присваиваются муниципальным служащим соответственно решением районного Совета депутатов или распоряжением главы МР «Амгинский улус (район)»
  • 2. В правовых актах районного Совета депутатов или распоряжения главы МР «Амгинский улус (район)» о присвоении классных чинов фамилии, имена и отчества муниципальных служащих располагаются в алфавитном порядке в пределах одного классного чина с соблюдением старшинства классных чинов в соответствии с частью 1 статьи 2 настоящего Положения, с указанием наименований должностей муниципальной службы в соответствии с Реестром муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Республике Саха (Якутия).
  • 3. Правовой акт районного Совета депутатов или распоряжение главы МР «Амгинский улус (район)» о присвоении муниципальному служащему классного чина должен быть принят в срок не позднее одного месяца со дня проведения квалификационного экзамена.

Статья 7. Приостановление присвоения классного чина

  • 1. Очередной классный чин не присваивается муниципальному служащему, имеющему дисциплинарное взыскание, а также муниципальному служащему, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
  • 2. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания муниципальный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Глава до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с муниципального служащего по собственной инициативе, по письменному заявлению самого муниципального служащего, по ходатайству его непосредственного руководителя или профсоюзного комитета работников.

Статья 8. Порядок сохранения классного чина

Присвоенный классный чин сохраняется за муниципальным служащим при освобождении от замещаемой должности муниципальной службы и увольнении с муниципальной службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на муниципальную службу вновь.

Присвоение классного чина государственному служащему не может осуществляться просто так, по чьей-либо протекции, без соблюдения законных требований. Любые попытки обойти законы и нормативные акты, регулирующие данный вопрос, рано или поздно обнаруживаются. И тогда все виновники привлекаются к суровой ответственности, вплоть до уголовной. Все назначения и переводы должны соответствовать Указу Президента №113 от 01.02.2005 г. Присвоение классных чинов гражданским служащим осуществляется по решению соответствующей комиссии после тщательного и подробного изучения биографии и заслуг кандидата, характеристики с места работы.

Общие положения

Под государственной гражданской службой понимается определенная ее разновидность. На служащих этого ведомства возлагаются обязанности по обеспечению полномочий госорганов и замещающих высокие государственные должности людей. Служащим гражданской службы может стать любой гражданин государства, обладающий необходимым комплексом деловых, моральных и этических качеств. Этот человек, разумеется, должен быть совершеннолетним (восемнадцать и более лет) и отлично владеть русским языком.

Отношения между служащими и государством регулируются рядом отраслевых законодательных актов. Соответствующие нормативно-правовые документы устанавливают права как служащего, так и государства, а также обязанности, запреты, определяют ответственность каждого участника и так далее.

Присвоение классного чина государственным гражданским служащим является стимулом для всех категорий чиновников повышать уровень своего мастерства и качество работы. И здесь дело кроется не только в финансовой выгоде (за классовость предусмотрены определенные надбавки к жалованию). В среде чиновников наличие класса открывает возможности карьерного роста.

Само понятие «классный чин» не возникло просто так, на пустом месте. Еще со времен царя Грозного на Руси действовал своего рода реестр людей, занимавших высокие должности. С течением времени новые правители вносили свои новшества. Уже Петр Первый установил четырнадцать классов должностей.

После революции все, что напоминало о царском режиме в России, выжигалось каленым железом. Поэтому после 1917 года классовость государственных служащих была упразднена. Но в 2004 году практика классных чинов была вновь внедрена в систему государственного управления.

В системе государственного управления действует принцип сохранения классных чинов при переводе чиновника из органов государственного управления в органы местного управления. В таких ситуациях служащему присваивается чин, соответствующий предыдущему месту работы, без проведения переоценки знаний и навыков.

Первый классный чин

Кто вправе подписывать приказ о присвоении классного чина государственному служащему? На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ. Некоторые назначения вправе осуществлять лишь президент, да и то по предложению соответствующих компетентных органов. Такой чести удостаиваются представители высшей группы должностей.

Правительство во главе с премьер-министром уполномочено назначать на должности государственного советника. Данные должности относятся к главной группе служебных обязанностей.

Присвоение классного чина государственным гражданским служащим нижестоящих групп (ведущей, младшей, старшей) вправе осуществлять сам наниматель (например, начальник районной управы). Эти должности также делятся на классы. Младшим классом является третий.

Первый классный чин может быть присвоен тогда и только тогда, когда гражданский служащий успешно прошел испытательный срок. В некоторых случаях, определенных законом, испытание может не устанавливаться. Тогда присвоение первого классного чина государственным гражданским служащим становится возможным лишь по истечении трех месяцев с даты назначения на должность.

Закон определяет для некоторых категорий служащих иных ведомств упрощенный порядок присвоения чина. Речь идет о сотрудниках Министерства иностранных дел, военных, офицерах ФСБ и других силовых структурах. Таким людям классный чин присваивается в соответствии с занимаемой должностью.

Присвоение очередного классного чина государственному служащему

Поводом и необходимым требованием для присвоения очередного чина является необходимый стаж работы на предыдущей должности. Еще одно важное условие: чиновник должен вступить в должность, которая требует эквивалентного или более высокого уровня, нежели ему присваивается. Как показывает практика, руководство на местах довольно часто игнорирует это требование, продвигая по службе друзей и родственников. Однако все более часто подобные махинации раскрываются, а все лица, участвовавшие в этой незаконной схеме, лишаются своих должностей (в лучшем случае).

Если в отношении претендента проводится служебная проверка, либо он является фигурантом (подозреваемым) открытого уголовного дела, то повышение классного чина гражданскому служащему недопустимо.

Если служащий добросовестно выполняет свои обязанности, хорошо зарекомендовал себя, пользуется заслуженным авторитетом среди коллег и гражданского населения, то закон предусматривает возможность присвоения такому человеку очередного классного чина до истечения срока пребывания в предыдущем. Но при этом должно выполняться одно очень важное условие: служащий должен проработать не менее шести месяцев, а присваиваемый чин не может быть выше соответствующего занимаемой должности.

Сроки присвоения классного чина государственным гражданским служащим

Согласно действующим законам, повышение классного чина возможно лишь при наличии определенного стажа на нижестоящих должностях. Таким образом, очередное присвоение классных чинов государственным служащим возможно лишь при соблюдении следующих условий:

Претендент проработал не менее 1 года в чине секретаря или референта госслужбы третьего и второго класса;

Претендент на присвоение чина проработал не менее двух лет советником госслужбы Российской Федерации третьего и второго класса;

Чиновник проработал не менее одного года в должности действительного государственного советника.

Первый класс государственного служащего является вершиной его карьеры. Поэтому сроки пребывания на данных должностях законом не ограничиваются.

Срок службы начинает отсчитываться со дня назначения классного чина государственным гражданским служащим. Получается, что чиновник третьего класса может пойти на повышение (присвоение второго класса) лишь спустя минимум один год с момента присвоения классности.

Порядок понижения и лишения классных чинов

Процедуру понижения в чине инспектора, а то и вовсе лишения (за особо тяжкие проступки), может инициировать начальник кадровой службы. Решение принимает непосредственное руководство провинившегося.

Процедура лишения либо понижения представителя высшего звена власти (государственного советника) может инициироваться исключительно Президентом Российской Федерации.

Окончательное решение о лишении чина либо о понижении в чине государственного советника гражданской службы принимается специально созданной комиссией.

Наиболее частым поводом для лишения государственного служащего чина служит возбуждение в отношении его уголовного дела. Автоматически государственный служащий лишается чина в том случае, если он принимает гражданство другой страны.

Однако при этом служащий не лишается чина даже в случае ухода с занимаемой должности (за исключением увольнения по негативным мотивам). В таких случаях к наименованию чина добавляется: «В отставке».

Проведение экзамена на соответствие занимаемой должности

Порядок присвоения классных чинов государственных гражданских служащих гласит, что чиновники должны проходить квалификационный экзамен. После проведения этого испытания специально созданной комиссией выносится коллегиальное решение по этому вопросу. Эту процедуру в обязательном порядке проходят те чиновники, которые претендуют на должности ведущей и главной групп (руководитель, специалист). При этом факта успешной сдачи испытания претендентом на вакантную должность руководителя будет недостаточно. В данном случае необходимо получить согласие руководителя органа государственной власти, в котором предполагается работать.

Требования к организации квалификационного экзамена

В соответствии с действующим законодательством, инициатором проведения испытания государственных служащих на профессиональную пригодность может выступать как сам чиновник, так и организация федерального значения (Роструд). При желании пройти экзамен служащий в установленном порядке подает заявление на имя своего непосредственного руководителя. С момента подачи соответствующего заявления до проведения экзамена должно пройти не менее трех календарных месяцев.

Данное испытание проводится с целью проверки наличия у испытуемого необходимых для осуществления служебных обязанностей знаний и умений, выявления положительных качеств и полезных знаний с целью возможного продвижения служащего по карьерной лестнице.

Процедура проверки знаний является обязательной для всех без исключения чиновников. От прохождения экзамена освобождаются лишь те служащие, которые работают в системе менее одного года, а также беременные женщины.

В случае удовлетворения заявления служащего о проведении экзамена с целью присвоения более высокого чина уполномоченный орган в лице руководителя издает приказ. В данном документе указывается время и дата мероприятия, приводится список чиновников, которые будут проводить испытание, а также перечень документов, которые обязаны предоставить служащие.

Человек, назначенный ответственным за проведение мероприятия, обязан позаботиться о том, чтобы каждый из участников был уведомлен как минимум за тридцать дней до даты его проведения.

Работа экзаменационной комиссии

Обязанность организовать и провести на должном уровне испытание, без каких-либо нарушений с чьей-либо стороны, возлагается на специально созданную комиссию. Члены комиссии внимательно знакомятся с характеристиками и отзывами всех соискателей. Эта информация должна предоставляться не позднее тридцати дней до назначенной даты испытания. Человек, которому предстоит проходить испытание, имеет полное право ознакомиться с отзывом о себе. Если у него возникнут замечания по поводу объективности предоставленной о нем информации, то он может обратиться с соответствующим заявлением и опротестовать отзыв.

Данный экзамен проводится следующим образом. Секретарь вызывает экзаменуемого в комнату заседания комиссии. В его присутствии рассматриваются предоставленные им документы, задаются интересующие членов комиссии вопросы.

Главной задачей всех членов комиссии является оценивание уровня навыков, знаний и умений испытуемого. При этом принимаются во внимание требования к государственным служащим, сложность предстоящей работы.

После того как были заслушаны все участники, комиссия удаляется для принятия решений по каждому. По результатам комиссия может признать, что служащий успешно сдал экзамен и достоин повышения в чине, либо же наоборот - чиновник не выдержал испытания.

Результаты вносятся в бланк установленной формы. Все документы (отзывы с места работы, заключение комиссии) подшиваются в личное дело чиновника.

Если чиновник не выдержал по тем или иным причинам квалификационный экзамен, то он может спустя полгода повторно обратиться с заявлением в компетентный орган о его пересдаче.

Нужно ли сдавать квалификационный экзамен при заключении срочного контракта?

В соответствии с действующим законодательством и трудовым правом, в ряде случаев, с учетом категории должности, с государственными служащими не могут устанавливаться бессрочные трудовые отношения. В таких ситуациях заключаются трудовые контракты.

И несмотря на то что закон изначально предусматривают заключение с чиновниками бессрочных договоров, порядок присвоения классных чинов государственным гражданским служащим остается прежним. Иными словами, независимо от того, каким образом оформлены трудовые отношения, чиновники для присвоения чина обязаны сдавать квалификационный экзамен.

В каких случаях чиновник проходит проверку испытанием?

В соответствии с положением о присвоении классных чинов государственным служащим, испытание по проверке знаний и навыков проводится при решении вопроса о назначении чиновника на новую должность и назначении очередного чина. Данный вопрос выносится на рассмотрение компетентной комиссии по прошествии установленного срока работы служащего на предыдущей должности.

Кроме того, испытание проводится в том случае, когда присвоение классного чина государственному гражданскому служащему впервые осуществляется. Таким образом, все кандидаты без опыта работы на государственной службы в обязательном порядке проходят это испытание.

Порядок присвоения классных чинов государственным служащим требует проведения квалификационного испытания и для той категории лиц, которые повышены в должности, при этом для осуществления своих профессиональных обязанностей на должном уровне им необходимо иметь более высокую категорию (в соответствии с принятыми отраслевыми стандартами и нормами).

Понятие уходит корнями в далекое прошлое. Еще в царские времена при Иване Грозном впервые появилась «разрядная книга», куда вносились записи о назначениях должностных лиц на высшие должности. Затем Петр I отменил разряды и ввел Табель о рангах, в которой закреплялись чины 14 классов. С тех пор это слово в русском языке обозначает категорию, степень отличия должностного лица. Советская власть упразднила классные чины, однако в 2004 году они были вновь введены .

Сегодня в нашей стране так называется установленная на основании федерального закона степень пригодности должностного лица для выполнения той или иной деятельности. Для определения пригодности проверяются необходимые навыки, знания и умения служащих.

Госслужба делится на:

  • гражданскую;
  • военную;
  • службу иных видов (ранее третий вид службы был четко определен — правоохранительная, однако в 2015 г. законодатель расширил список).

Остановимся подробнее на гражданской службе.

Согласно , существуют 5 групп должностей (в порядке возрастания):

  • секретарь (младшая группа);
  • референт (старшая группа);
  • советник (ведущая группа);
  • государственный советник (главная группа);
  • действительный государственный советник (высшая группа).

Чиновникам, занимающим относящуюся к одной из этих групп должность, присваиваются также классы: 1-й, 2-й или 3-й. Третий является самым низшим, соответственно, самым почетным считается 1-й класс.

Порядок присвоения

Рассмотрим, каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины. Общие положения и условия их присвоения, а также присвоения дипломатических рангов и званий перечислены в статье 13 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации».

Такими условиями являются:

  • последовательность (вышестоящий статус присваивается по прошествии установленного времени пребывания в нижестоящем после его присвоения впервые);
  • соответствие должности, которую замещает государственный гражданский служащий;
  • возможность досрочного присвоения или присвоение звания на ступень выше положенного в качестве поощрения;
  • сохранение присвоенного звания при освобождении от должности или увольнении со службы.

Классный чин гражданский служащий получает персонально после сдачи обязательного квалификационного экзамена, на котором проверяется его уровень подготовки и соответствия занимаемой должности (ч. 2 ст. 11 ). Он присваивается либо в первый, либо в очередной раз.

То, каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины впервые и в последующем, подробно изложено в Положении о порядке присвоения и сохранения классных чинов, утвержденном Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113 (ред. от 30.09.2013).

Важно помнить, что обозначенный в этом указе порядок распространяется только на гражданских служащих федерального уровня. На уровне субъектов Федерации может быть установлен собственный порядок присвоения отличительных званий служащим.

Впервые

В первый раз классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему, занимающему соответствующую должность, после проведения испытания. Условие об испытании не является обязательным, и если испытание не было установлено, то впервые он может быть присвоен не раньше, чем через 3 месяца с момента назначения на должность.

Для каждой из 5 групп должностей (от младшей до высшей) первым присвоенным классом будет 3-й. Например, чиновник младшей группы, впервые удостоенный отличия, будет секретарем государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

В последующем

Впоследствии статус присваивается по прошествии определенного срока, который служащий должен отработать в нижестоящем статусе. При этом чиновник должен занимать должность, для которой предусмотрено повышение.

Приведем обязательные для последующего повышения сроки прохождения гражданской службы в соответствующих чинах в виде таблицы.

Исчисление срока службы начинается со дня присвоения статуса. Так, секретарь 3 кл. сможет стать секретарем 2 кл. не раньше, чем через год со дня присвоения ему секретаря 3 кл.

Служащий может быть в качестве повышения назначен на должность, относящуюся к более высокой группе. Например, должность чиновника ранее относилась к младшей группе, а после повышения попадает в старшую (бывший секретарь 2 кл. сразу становится референтом, не проходя стадию секретарь 1 кл.). В этом случае он получает чин без соблюдения последовательности и без учета срока службы в предыдущем статусе. Но присвоение происходит как впервые: только после успешного испытания или не ранее, чем через три месяца после назначения.

В порядке очереди даже при соблюдении срока новый статус не будет присвоен служащим, в отношении которых ведется служебная проверка, заведено уголовное дело, а также если к ним применено дисциплинарное взыскание.

Оклад за классный чин

Зарплата чиновника федерального уровня, помимо должностного оклада и различных поощрений, включает оклад за классный чин. Размер оклада за классный чин государственного гражданского служащего на федеральном уровне установлен Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 763 о денежном содержании федеральных гражданских госслужащих.

Приведем размеры окладов за классный чин федеральных служащих в виде таблицы.

Наименование Размер оклада (рублей в месяц) с 01.01.2018 (в связи с Указом Президента РФ от 12.12.2017 N 594)
Секретарь 3 кл. 468
Секретарь 2 кл. 572
Секретарь 1 кл. 624
Референт 3 кл. 728
Референт 2 кл. 780
Референт 1 кл. 936
Советник 3 кл. 988
Советник 2 кл. 1092
Советник 1 кл. 1196
Государственный советник 3 кл. 1820
Государственный советник 2 кл. 1456
Государственный советник 1 кл. 1560
Действительный государственный советник 3 кл. 1716
Действительный государственный советник 2 кл. 1820
Действительный государственный советник 1 кл. 1924

Что происходит с классным чином после увольнения

После увольнения или при освобождении от занимаемой должности (при выходе на пенсию в том числе) он сохраняется. Если уволившийся чиновник вновь поступит на гражданскую службу, его статус будет таким же, как и перед увольнением.

Лишить чиновника его статуса может только суд при осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

Работники государственных и муниципальных органов управления действуют на основании подписанного служебного контракта, где прописаны права и обязанности обеих сторон (сотрудника и нанимателя). Стадия продвижения по службе соответствует присвоенному классному чину – это подчеркивает особый статус гражданских лиц, чей доход формируется за счет бюджета. Каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины, расскажем далее.

К гражданским служащим относятся сотрудники государственного аппарата, судебные приставы, таможенники, представители Счетной Палаты, администраций, служащие различных ведомств (в сферах здравоохранения, образования, труда, социального развития и т.д.), и др. Чин – это общий уровень квалификации, набор навыков и умений, профессиональная пригодность.

Система, разделяющая гражданских лиц на категории, существует давно. В царской России они назывались по-разному – дворцовые разряды, ранги, и т.д. В советское время различия между управленцами госаппарата были упразднены (действовали различия лишь в сфере прокурорско-следственного. Сейчас российские традиции в классовой принадлежности и степенях соответствия занимаемой должности вернулись и получили новый виток развития.

Прежде чем приступить к описанию должностей и прочих вопросов, связанных с назначением классного чина, нужно определить базовые понятия.

Для каждого, кто задействован в работе гражданской структуры, выполняется следующее:

  1. Указанная группа должностей предполагает исполнение ряда обязанностей, обеспечивающих нормальную работу государственного органа. За сотрудником закреплен определенный набор задач.
  2. Законодательство устанавливает размер денежного вознаграждения сотрудника, которое состоит из оклада (согласно занимаемой должности) и надбавок.
  3. На служащего ложится особая ответственность перед государством. Под нарушением понимается как превышение полномочий, так и бездействие в отношении действий какого-либо лица, повлекшее за собой некорректную работу госструктуры.

Основания для получения места в госструктуре

Прежде чем принять гражданина в ряды гражданских служащих, его проверяют на соответствие нескольким условиям:

  1. Он является российским подданным, о чём свидетельствует наличие у кандидата национального (внутреннего) паспорта РФ.
  2. Кандидат является совершеннолетним.
  3. Образование, стаж и опыт соответствуют желаемой должности в рамках государственной структуры.

Причины, по которым в заявке будет отказано:

  1. Гражданин входит в категорию нетрудоспособных, либо у него имеется ограничение дееспособности (при этом на руках должно быть решение суда, вступившее в законную силу).
  2. Судимость текущая, а также не снятая или не погашенная в установленном федеральным законодательством порядке.
  3. Если пребывание в должности связано с использованием секретной документации и прочей информации государственной важности, обязателен порядок оформления процедуры допуска – в противном случае, сотрудник не сможет приступить к служебным обязанностям.
  4. Заболевание, не совместимое с прохождением службы в госструктуре, подтвержденное медицинской комиссией.
  5. Наличие родственников, супругов, супругов детей в связанных структурах на гражданских должностях (для схемы «начальник-подчиненный»).
  6. Отказ от гражданства РФ, либо получение гражданства в другой стране (исключение – действие международного договора РФ).
  7. Сокрытие информации о доходах, имущественных обязательствах, а также предоставление неверных сведений, включая подлог документов.
  8. Участие в делах о коррупции с неоднозначным исходом.
  9. Отсутствие военного билета.

Что представляет собой служебный контракт

Гражданская служба – это отдельная ветвь госслужбы, в которой задействованы:

  1. Сотрудники федеральных государственных органов.
  2. Сотрудники органов муниципальных служб (на уровне субъекта).
  3. Лица, заменяющие федеральных государственных работников.
  4. Лица, заменяющие служащих муниципального уровня.

Служебные контракты заключаются в Администрации Президента, в системе исполнительной и законодательной ветвей власти – на государственной службе это является обязательным пунктом. Они теряют актуальность в случаях:

  1. Окончания действия срока контракта.
  2. Полученных травм, летального исхода.
  3. Халатного отношения к должностным обязанностям, дисциплинарных нарушений.

Взаимоотношения между нанимателем и служащим регулируются Федеральным законом №79 – в нормативно-правовом акте содержатся основные положения, имеющие свою специфику и отличающие служебный контракт от стандартного трудового договора.

Таблица 1. Различия между документами

Характеристика Отношения по контракты Отношения по трудовому договору
Увольнение по собственному желанию Нет Да
Наниматель может не пойти на увольнение по соглашению сторон Да Нет
За месяц до конечной даты действия документа стороны должны определиться, какими будут отношения между ними (сохраняются, прерываются) Да Нет
Могут быть особые дополнительные условия прекращения отношений между сторонами Да Нет
Минимальная компенсация со стороны нанимателя, если трудовые обязанности выполнялись ненадлежащим образом Да Нет
Нет конкретных сроков действия Нет/Да (срочные, бессрочные) Да
Дополнительное социальное обеспечение Да Нет
Прописан предельный возраст работника/гражданского служащего Да Нет

В тексте контракта указывается категория, группа, соответствующие требования к обязанностям, поведению и ограничения при выполнении задач, возможности для замещения сотрудника. Также в нём можно найти содержание прав и обязанностей нанимателя, включая оплату труда и прочие поощрения за аккуратное и внимательное отношение к работе, гарантии и зону ответственности служащего.

Размер денежного вознаграждения складывается из следующих компонентов:

  1. Оклад.
  2. Оклад в соответствии с классным чином сотрудника.
  3. Ежемесячная доплата за выслугу лет.
  4. Ежемесячная доплата за службу в особых условиях.
  5. Ежемесячная доплата за службу, при которой нужно было действовать в обстановке строгой секретности (вести тайные переговоры, переписку, работать с секретными данными, в том числе фото-, аудио- и видеоматериалами, документами, корреспонденцией, материалами с цифровых носителей).
  6. Ежемесячная премия.
  7. Единовременные отпускные выплаты и материальная помощь.

Также служебным контрактом предусматривается установление условий труда и отдыха – задействованы такие параметры, как нормальная и ненормированная продолжительность рабочего дня, варианты сокращенного графика; в тексте прописывают различные типы отпускных мероприятий (основной, за выслугу лет, за переработку, работу в тяжёлых экологических и климатических условиях). Как правило, стороны подписывают срочный документ, где отмечается конечная дата, после которой он теряет актуальность. Может быть включен раздел об испытательном сроке, дополнительные бонусы за особые условия, поощрения, мотивации, и т.д.

Все основные условия, на которых несет гражданскую службу государственный работник (оклад, продолжительность рабочего дня, служебные обязанности, и т.д.) могут быть изменены, однако узнать об этом от нанимателя он должен не позднее, чем за 60 дней до вступления в силу новых условий. Оформляются они как дополнительные соглашения и прикладываются к текущему контракту. Указанная документация хранится в личном деле сотрудника.

Если контракт заключается на несколько лет (от года до пяти), и этот срок прописан в тексте, классный чин присваивается после проведения квалификационного экзамена. В других случаях, когда нет указания на определенную дату прекращения должностных обязанностей, сведения о возможности назначения на конкретное место поступают вместе с ходатайством руководителя.

Принципы набора кадров

В каждом органе государственного аппарата должен работать определенный набор сотрудников – так гарантируется бесперебойность и надлежащее выполнение им функций и задач.

Если объединить аппараты всех ветвей власти, то получится единый организм, в основании регулирования которого – подчинение в иерархическом порядке. Гражданские служащие работают в департаментах, управлениях, секретариатах, занимающих разные ступени системы госструктур. На базе департаментов и в управлениях формируются отделы, обладающие полномочиями самостоятельных подразделений.

В каждом конкретном органе гражданской службы кадровые решения принимаются с использованием нескольких подходов (они могут применяться полным списком или частично, в зависимости от степени влияния государственного органа на решение федеральных и региональных вопросов):

  1. Оценивается функционал потенциального сотрудника – в условиях необходимости стремительного роста эффективности госаппарата кандидат оценивается исходя из конкретных навыков.
  2. Для успешной работы на гражданской должности в государственной структуре нужно иметь соответствующие профессиональные компетенции – уровень образования и профпригодность оценивается по документам об образовании.
  3. Для объективного выполнения рабочих обязанностей нужно быть свободным от конкретных политических воззрений и пристрастий к политике отдельной партии.
  4. Количественное соотношение должно быть оптимальным.

Для контроля эффективности работы вводятся функции, названные особым образом и включающие в себя конкретные задачи. Руководители на занимаемых должностях выполняют анализ, прогнозирование, оперативно реагируют на грядущие перемены и полученные статистические сведения, достигают намеченных целей в том числе с помощью современных IT-разработок и ПО.

В государственных структурах анализируют работу посредством количественных показателей и качественных оценок. Кадровики пишут отзывы о том, на каком уровне находится в конкретный момент времени отдельно взятый сотрудник. Учитывается ситуация с документооборотом, качеством принятых решений, реализацией принципиально новых идей, новаторских замыслов, оперативность, результативность, и т.д.

Иерархия чиновников

Классные чины сотрудников государственной гражданской службы – это понятие, которое раскрыто в нормах российского законодательства, включая ФЗ 58, 79, а также Положение №113 о присвоении и сохранении классных чинов. Также к законодательным основам назначений на гражданской службе относятся: федеральный закон о мерах борьбы и предупреждения случаев коррупции, указы Президента РФ о должностях и другие федеральные и региональные акты.

Когда разрабатываются инструкции и регламенты, имеющие отношение к деятельности государственного учреждения, в первую очередь опираются на общепринятые принципы, положения и термины, изложенные в вышеуказанных актах.

Исходя из нормативно-правовых аспектов данного определения, следует:

  1. Классные чины получают только на государственной службе (в том числе гражданской).
  2. В статусе классного чина отражается не только квалификационное соответствие занимаемой должности, но и стаж прохождения государственной гражданской службы.
  3. Обладание классным чином говорит о месте в служебной иерархии чиновников.
  4. Классный чин опосредованно свидетельствует о бонусах и преимуществах, которые отсутствуют у служащих ниже рангом.
  5. Положение в иерархии определяется должностью.
  6. Классный чин в случае срочного контракта определяется успехами в прохождении квалификационных экзаменационных испытаний.
  7. Присвоение классного чина осуществляет руководитель государственного органа.
  8. В иерархии чинов учитывается выслуга лет на предыдущей позиции.

Квалификационные экзамены мотивируют на построение карьеры и обеспечивают профессиональное развитие кадров

Когда служащий вступает в должность, он на протяжении срока, прописанного законодательно (федеральными и региональными актами), пребывает в звании до прохождения следующего квалификационного экзамена. Текст Положения, действующего на основании Президентского Указа от 2005 г., регулирует сроки прохождения госслужбы (система классных чинов и продолжительность нахождения в звании – см. далее).

Квалификационными разрядами руководствуются при кадровом наполнении государственных гражданских служб. ФЗ о государственной гражданской службе выделяет федеральные и региональные должности, которые отличаются лишь уровнем и степенью ответственности.

Федеральные структуры решают вопросы, которые затрагивают как общегосударственные, так и региональные интересы – в этом случае они рассматриваются с привлечением структур на уровне муниципалитетов. Также их деятельность может носить глобальный характер. Региональные подразделения действуют самостоятельно, либо с участием вышестоящих инстанций.

Согласно Федеральному закону №79, вышестоящий государственный состав учреждаются указами Президента и другими ФЗ. Деятельность региональных кадров регулируется соответствующими актами субъектов РФ, которые в то же время не противоречат федеральным.

Есть разные подходы к классификации. В рамках категорий сотрудники занимают должности помощников, руководителей, специалистов, обеспечивающих специалистов. Группы бывают четырех видов: высшая с соответствующими должностями, главная, ведущие должности и младшие. Классные чины можно получить в соответствии с должностью:

  1. Действительный государственный советник – присваивают должность 1, 2 и 3 класса.
  2. Государственные советники – аналогично 1, 2, 3 класса.
  3. Советники – те же классы: 1, 2 и 3.
  4. Референты – 1, 2 и 3 классов (уровней).
  5. Секретари – 1, 2 и 3 классов (уровней квалификации).

Таблица 2. Соотношение классификаций

Ранговая (классная) позиция Соответствующая группа
Секретарь ГГС 3-х квалификационных групп Младшие сотрудники ГГ службы
Референт ГГ ГГС 3-х квалификационных групп Старшие сотрудники ГГС
Советники ГГС 3-х квалификационных групп Ведущие сотрудники ГГС
Государственные советники ГГС 3-х квалификационных групп Сотрудники гражданской службы, принадлежащие к главной группе
Действительный государственный советник ГГС 3-х квалификационных групп Высшая группа сотрудников ГГ службы
Текущая категория Группа Полномочия
Руководитель Высшая, главная, ведущая Руководящий состав и заместители действующих руководителей (места работы – государственные структуры и подразделения), аналогичные должности на местах в государственных органах федеральной исполнительной власти и подразделениях структуры, представительствах госорганов и их структурных подразделениях (замещение на определенный срок, либо без конкретного срока)
Помощник Высшая, главная, ведущая Содействие руководителям в реализации их профессиональных навыков (сроки работы в должности зависят от продолжительности контракта руководителя)
Специалист Высшая, главная, ведущая + Старшая Обеспечивают работу государственного органа – поддерживают выполнение им профессиональных задач и функций (срок замещения не устанавливается)
Обеспечивающий специалист Главная, ведущая, старшая, младшая Непрофильные (хозяйственно-экономические, кадровые и т.д.) функции в работе государственных структур (срок замещения не устанавливается)

Сводная таблица

Категории/Группы Руководитель Помощник Специалист Обеспечивающий специалист Классный чин (1-3 классы)
Высшая + + + Действительный государственный советник РФ
Главная + + + + Государственный советник РФ
Ведущая + + + + Советник РФ
Старшая + + Референт РФ
Младшая + Секретарь РФ

Высшие должности

Данная группа включает действительных государственных советников трёх классов. Это особо приближенные лица, задействованные в работе таких структур, как Администрация Президента, Совет Безопасности, и т.д. К обладателям статуса относятся пресс-секретарь Президента, его помощник, заместитель руководителя Администрации.

Главные должности

Государственные советники соответствуют главной группе должностей. К ней относятся все три класса: первый, второй и 3-ий. Могут выполнять служебные обязанности как на федеральном, так и на региональном уровне.

Ведущие должности

Ко третьей по старшинству группе относятся советники 1, 2 и 3 класса. На уровне федерации присваивается классный чин советника ГГС РФ, на региональном действуют советники, относящиеся к ГГС субъектов РФ.

Старшие должности

Вступая на должность в рамках специалитета старшей группы (инспекторы, старшие специалисты, специалисты-эксперты, и т.д.), сотрудник переходит в классный чин уровня «референт» (для всех квалификационных групп — 1,2 и 3).

Начальный уровень младших должностей

Карьеру в ГГС начинают с первой ступени – секретаря 1 класса. Далее в случае успешной работы и прохождения квалификационных испытаний следует повышение до 2 и 3 классовых ступеней. Классный чин секретаря ГГС РФ или субъекта РФ соответствует категории обеспечивающих специалистов.

Должности включены в 3 реестра. Первый Федеральный реестр утверждает Президент. В нём присутствует деление на группы, категории, государственные органы. Второй – более развернутый, с учетом структуры указанных выше госорганов (утверждается на уровне субъектов). Сводный реестр включает информацию реестров 1 и 2. Схема предоставления информации в 3-ем реестре утверждается Президентом Российской Федерации.

Порядок и требования

Федеральный закон не препятствует гражданам РФ, для которых не выполняются установленные законом ограничения (см. выше), участвовать в конкурсных мероприятиях, направленных на то, чтобы выявить лучших кандидатов на должность гражданской службы (за исключением министров и их первых заместителей – на эти должности могут лишь назначить приказом сверху). Соответствующая информация есть в официальных СМИ (периодика, сайты) – в зависимости от вида должности, сведения о требованиях может содержать российская газета или региональное издание, и т.д. Она остается актуальной на протяжении 30 дней, поэтому можно смотреть как новые, так и старые номера подшивки, либо материалы сети Интернет.

1 этап. Проверка требований

В объявлении о желаемой должности указывается место, куда нужно подать документы. Также госструктуры публикуют требования – они должны быть прописаны в тексте. Стоит обратить внимание на сроки – у конкурса есть конечная дата принятия решения по кандидатам.

Согласно актуальным на данный момент прошлогодним правилам, стаж работы по специальности и/или по необходимому для работы направлению подготовки (в бакалавриате, магистратуре) не так велик. Чтобы поступить на главные должности, понадобится не менее 2-х лет работать на госслужбе или заниматься аналогичными задачами по направлению подготовки. Прочие варианты подходят даже вчерашним студентам – чтобы получить начальные должности, стаж не нужен.

Если учитывается период работы, где потенциальный служащий реализовал знания не по профилю, а по направлению подготовки, необходимые для ГГС, стаж включает в себя занятость в любых структурах, при помощи которой были получены нужные для вакантной должности профессиональные навыки и умения. Обычно вся необходимая информация данной категории содержится в тексте объявления.

Если в ходе учебы кандидат получил красный диплом специалиста или магистра с отличием, то с даты выдачи документа о законченном образовании до заявки на замещение вакантной должности должно пройти не больше 3 лет. Тогда гражданина примут на работу на условиях сокращенного стажа – для ведущей группы он составляет 1 год.

Что касается образования, окончание ВУЗа является требованием для всех кандидатов, за исключением обеспечивающих специалистов младшей и старшей групп. Начинающим обладателям статуса гражданских служащих достаточно закончить колледж/техникум.

Возраст кандидата не относится к очевидным преимуществам или недостаткам. В отдельных случаях комиссия может отдать предпочтение старшему гражданину, в других — остановить выбор на более молодом коллеге (когда работа государственного органа основана на использовании передового опыта, современных технологий и новейшего уровня переподготовки). Главное условие – соответствие возрастному интервалу, указанному в вакансии.

2 этап. Сбор документов

Каждый претендент на замещение вакантной должности на гражданской службе должен предоставить пакет документов. Обычно в него входят: медицинское заключение о допуске, справка об отсутствии судимости, справка из налоговой, копия документа, удостоверяющего личность, подлинники документов об образовании. К документам прикладывают фото стандартных размеров.

Обращаясь непосредственно в учреждение, которое проводит конкурс, нужно также составить заявление, пройти анкетирование (возможно, это лучше сделать дома, так как вопросы анкеты не всегда являются однозначными).

3 этап. Тренировка перед конкурсом

Далее необходимо обратиться к сайту Правительства и органа, в котором планируется прохождение гражданской службы. Там находятся основные законы, которые несложно выучить (заранее отведите на запоминание около 2 недель). Часто в квалификационных тестах фигурируют такие понятие, как «госслужба», «конституционные права человека», «Конституция РФ», и т.д.

4 этап. Экзаменационное тестирование

Помимо теста на знание законодательства и порядка работы государственных структур (в том числе в выбранной сфере), от кандидата может понадобиться прохождение собеседования. У претендентов обычно интересуются, кто они, чем занимались ранее, откуда родом, и т.д. Часто в ряд вопросов входит причина, по которой кандидат стремится занять конкурсную должность.

Аттестация сотрудников гражданской службы

Государство выдвигает высокие требования к потенциальным сотрудникам государственных структур. Для проверки текущего квалификационного статуса проводятся аттестационные мероприятия, по итогам которых служащий получает один из следующих результатов:

  1. Повышение в должности с присвоением нового классного чина.
  2. Изменение денежного вознаграждения (рост надбавки за особые условия труда – распространенная причина).
  3. Включение в резерв на повышение.

Если итоги аттестации неудовлетворительны, сотрудник переводится по взаимному согласи сторон на другую должность, либо получает направление на обучение с целью повышения профессионального уровня.

Принципы аттестации являются общими для объектов федерального и регионального значения. Она проходит 1 раз в 3 года. В процессе подлежат оценке следующие факторы соответствия навыков занимаемой должности:

  1. Профессиональная подготовка, уровень знаний (теория, практика).
  2. Опыт работы, отзывы о качестве и объективная оценка на основе количественных и качественных показателей.
  3. Эффективность гражданской службы на занимаемой должности.
  4. Скорость и полнота достижения целей, выполнения поставленных задач, адекватность их содержания, и т.п.

Проверка не должна проводиться, если служащими являются:

  1. Лица, которые находятся в должности менее года.
  2. Лица старше 60 лет.
  3. Беременные, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (последних могут включить в список аттестуемых лишь через год после его окончания).
  4. Лица, с которыми заключили срочный трудовой договор.

Как подготовиться

Руководство в обязательном порядке проводит разъяснительные беседы. С их помощью до персонала доводится информация о необходимости аттестационных мероприятий. Раскрывается порядок проведения, список ответственных лиц, которые назначаются проверяющими. Далее руководитель выносит официальное распоряжение о сроках аттестации и графике, формирует группу, для которой актуальна проверка квалификационного уровня на занимаемой должности.

Вышеуказанную информацию следует передать коллегам не позднее, чем за 60 дней до первых аттестационных испытаний. Не позднее, чем за 1 месяц, нужно направить подготовленный заранее отзыв руководителя – его рассмотрит аттестационная комиссия и обязательно учтет при вынесении финального решения. Ознакомиться с отзывом о своей работе сотрудник должен не позже, чем за 2 недели до аттестации. Этот срок даётся, чтобы в случае негативного отклика сотрудник мог собрать и предоставить опровержение, либо продемонстрировать исключительную способность к самореализации на гражданской службе.

Помимо отзыва непосредственного начальника, комиссия рассматривает:

  1. Сведения о профессионально выполненной работе (включая крупные проекты и поручения), предоставленные в формате годовых отчетов.
  2. Несогласие служащего в случае негативного отзыва о работе – оформляется в виде пояснительной записки к исходному документу.
  3. Прошлые аттестационные результаты.

Аттестация – как пройти

Для того, чтобы сопоставить профессионализм сотрудника с требованиями к должности и проверить уровень образования и навыков, в его присутствии проводится специальное заседание. Сначала слово дается председателю. Он зачитывает доклад, а затем поступают на рассмотрение имеющиеся материалы, которые позволяют судить о целесообразности нахождения в должности. Аттестационные мероприятия выявляют полный список профессиональных, деловых и прочих качеств служащего, необходимых в работе и имеющихся у него на данный момент.

  • соответствующим занимаемой должности;
  • не соответствующим занимаемой должности.

В завершение процедуры выдается аттестационный листок с подписью председателя и всех членов комиссии. Также подписывает его и сам аттестуемый – согласно требованиям законодательства, он должен быть ознакомлен с результатами. Итоговый документ передается руководителю государственного органа. Он должен получить его в течение семи дней после аттестационной процедуры. Его хранят в личном деле, ответственность за сохранность сведений несут кадровики из соответствующей службы. Также в отдел кадров направляется протокол заседания, подписанный председателем комиссии и её секретарём. В приложении к протоколу содержатся все официальные предоставленные документы и прочие материалы, положительно характеризующие аттестуемого.

Комиссия может также выдавать рекомендации, направленные на достижение эффективности работы руководства и подчиненных. Они могут касаться поощрения отдельных служащих, направления их на переподготовку и выделения времени для прохождения краткосрочного обучения (по типу мастер-классов, семинаров, и т.д.), улучшения условий труда по отдельным категориям и спискам сотрудников.

Не явиться на заседание – это значит лишиться возможности лично ответить на все уточняющие вопросы. Так или иначе, проверка материалов состоится и без присутствия аттестуемого.

Если служащий прошел аттестацию неудачно, далее последует одно из следующих решений его непосредственного руководителя:

  1. Понижение с присвоением более низкого классного чина.
  2. Перевод на другое место работы.
  3. Увольнение в соответствии с отсутствием необходимых навыков для занимаемой должности (сотрудник должен узнать об этом не позднее, чем за три дня до подписания документа).

Ограничения и ответственность

Нужно знать, что гражданский служащий:

  1. Может быть уволен или не принят на замещение должности, если занимается другой оплачиваемой деятельностью, помимо основной (исключение – наука, педагогика, творчество), а также бизнесом (самостоятельно, через других лиц).
  2. Не будет допущен к исполнению служебных обязанностей, если является депутатом.
  3. Не вправе использовать выгоды от положения (например, гонорары за выступления, подарки от благодарных ему физических лиц и руководителей компаний, и т.д.).
  4. Не может участвовать в забастовках.
  5. Не имеет право пользоваться своим положением для лоббирования интереса партий и прочих политических объединений.
  6. Не должен пользоваться в неслужебных условиях оборудованием и прочим информационно-техническим имуществом, которое ему выдали для работы.
  7. Без особого решения компетентного органа он не может принимать участие в собрании управляющих частной компании.

Пока сотрудник занимает должность гражданского служащего, он должен передать в ДУ все свои активы, отчитываться в налоговую инспекцию по месту жительства или регистрации, передавая сведения о доходах и имущественных приобретениях. Следует внимательно отнестись к собственности, являющейся объектом налогообложения.

Заключение

Помимо квалификационных тестов и анализа материалов с вынесением соответствующего решения, служащий имеет шанс на внеочередное повышение на основании особых успехов в сфере ГГС и собственного прошения. Соответствующее решение и получение нового ранга возможно не ранее чем через 3 месяца после подачи заявления. Ходатайство руководства, заслуги работника, результаты тестов – всё это является отправной точкой для получения более престижной должности.