Привлечение к ответственности должностных лиц. Понятие и определение должностного лица в законодательстве. Права и обязанности должностного лица. Права и обязанности должностных лиц

Любая реальная юридическая ответственность имеет три основания: нормативное (систему регулирующих ее правовых норм); фактическое (неправомерные деяния субъектов права); процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам) Бахрах Д.Н. Административное право России.- М.: Из-во "Норма", 2007.- 539 c.. Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления.

При раскрытии оснований привлечения к административной ответственности должностных лиц следует ссылаться на норму 2.4 КоАПа.

Административная ответственность должностных лиц по КоАП возможна только в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими возложенных на них служебных обязанностей.

Административная ответственность должностных лиц, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

При квалификации преступлений должностных лиц, определенных ст. 285 - 293 УК, наряду с противоправным бездействием учитываются также и действия должностного лица: в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" под указанными деяниями понимаются действия должностного лица, осуществляемые в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями; под незаконными действиями должностного лица подразумеваются неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.

В соответствии с указанным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо уполномоченным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.).

Можно сделать вывод о том, что наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица Салищева Н.Г. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях// СПС "КонсультантПлюс".

Сегодня привлечение к административной ответственности должностных лиц предусматривается при совершении ими правонарушения административной природы, связанного с ненадлежащим исполнением или неисполнением вовсе собственных обязанностей, относящихся к службе. В статье подробным образом охарактеризована данная категория, а также в полной мере рассмотрены виды ответственности. Помимо этого, здесь приведены достаточно яркие примеры для полноценного раскрытия материала.

Административная ответственность должностных лиц

Административное право на современном этапе своего развития трактует ответственность административного характера в отношении лиц, занимающих определенных должности, как составную часть и разновидность достаточно масштабного института представленного вида ответственности. Важно отметить, что в силу приведенного обстоятельства ей присущи характеристики последней из-за единого основания появления. Тем не менее вместе с тем ее отличие заключается в свойственных исключительно ей чертах специфической направленности, особом содержании элементов непосредственного состава правонарушения административной природы со стороны должностного лица. Необходимо дополнить, что представленные элементы не что иное, как следствие присутствия специального субъекта нарушения, роль которого играет должностное лицо, обладающее особым статусом (правовым положением).

Именно поэтому в статье целесообразным будет последовательным образом выявить основополагающие идеи и положения, которые так или иначе позволяют в полной мере раскрыть содержание и сущность . Помимо этого, важно рассмотреть и произвести последующий анализ существующих на современном этапе развития соответствующей отрасли права проблем как административной ответственности в общем плане, так и касательно отдельных должностных лиц. Необходимо дополнить, что в процессе подачи материала серьезным образом соблюдается его соответствие с выявленными задачами и целями данной темы.

Сущность понятия и основные особенности

Административная ответственность должностных лиц, юридических лиц - сложнейшее, многоплановое явление. Его сущность в первую очередь определяется социальной природой его происхождения. Так или иначе она раскрывается посредством правоотношений общества и отдельной личности.

Именно в силу приведенных выше положений административную ответственность должностных лиц (КОАП) в общесоциальном аспекте следует понимать как некоторую связь между 2 субъектами (в данном случае первой стороной (ответственной) является должностные лицо, а второй - государственный орган юрисдикции административной направленности). Важно отметить, что должностное лицо при любых обстоятельствах обязано по причине собственного правового положения (иными словами, статуса) формировать определенное поведение при реализации деятельности служебного значения в строгом соответствии с моделью, которая ожидается. Стоит дополнить, что данная модель содержится в правовых нормативах, которые охраняются посредством административных санкций. Вторая сторона вышеуказанной связи, которая занимается привлечением к административной ответственности должностных лиц, обеспечивает оценку, контроль такого поведения, а также рассматривает его актуальные итоги. Так, при оценке отрицательного значения (то есть при беспрекословном наличии вины) государственный орган наделен абсолютным правом применения соответствующего наказания административной природы, предусмотренного нормативами современного административного права.

Важно знать, что одним из основополагающих звеньев функционала ответственности в отношении должностных лиц, носящем административный характер, является стимулирующая функция. Она способна отобразить социальную ценность непосредственно ответственности в качестве инструмента, который полноценным образом организует соблюдение законности и дисциплины со стороны должностных лиц в процессе осуществления определенных видов деятельности, относящихся к служебным.

В соответствии с охарактеризованной позицией является системой мероприятий материальной, моральной и психической направленности специально уполномоченных органов государственного значения (она же - субъекты юрисдикции административного типа) на формирование воли со стороны должностного лица для достижения должного поведения, которое закреплено посредством нормативов административного права. Важно отметить, что данное поведение так или иначе должно состоять в соответствии с общественными интересами.

Признаки ответственности

Как и любая юридическая категория, административная ответственность должностных лиц, юридических лиц наделена определенными признаками, которые, впрочем, и составляют содержание ответственности административного направления в отношении должностных лиц, а также отражают ее специфику в качестве одной из множества разновидностей рассматриваемого института. Среди них важно указать следующие пункты:

  • Наличие субъекта - должностного лица, которое характеризуется наличием определенного статуса (правового положения в обществе).
  • Наличие основания для должностного правонарушения административной природы.
  • Наличие обособленной совокупной системы правовых нормативов, которые регулируют административную ответственность должностных лиц, организаций .
  • Наличие некоторым образом ограниченного перечня мероприятий административного типа ответственности, которые так или иначе используются в отношении отдельных должностных лиц.

Важно отметить, что представленную категорию можно рассматривать и в качестве института. Таким образом, как один из большинства институтов данной отрасти права административную ответственность государственных должностных лиц можно рассматривать как общественные отношения, урегулированные посредством конкретных нормативов административного права. Как правило, они появляются при применении со стороны субъектов юрисдикции административного значения наказаний административного типа в определенном процессуальном порядке непосредственно к должностному лицу, которое реализовало административное правонарушение, связанное с ненадлежащим исполнением или неисполнением вовсе собственных служебных обязанностей.

Формирование понятия

Интересно знать, что процесс создания термина «должностное лицо» в отрасли права наделен достаточно долгой историей. Так, существенными результатами, которых достигли ученые соответствующего направления через анализируемый вид деятельности, являются следующие пункты:

  • Базой организационно-правового характера, относящейся к понятию должностного лица, служит его непосредственный правовой статус (иными словами, правовое положение в обществе). Под последним сегодня следует понимать такое положение, которое в полной мере урегулировано посредством нормативов права. Необходимо отметить, что оно выражается в первую очередь в наличии у должностного лица определенных обязанностей и прав дополнительного характера, которые так или иначе нужны для реализации служебного рода деятельности в государственных органах власти, органах местного типа самоуправления, других организациях государственного значения, а также в иных структурах, что совершенно нет зависит от формы собственности. Кроме того, статус прямым образом определяет границы ответственности служащего.
  • Выявление у характерных категорий должностных лиц признаков, среди которых реализация операций, которые влекут за собой конкретные последствия юридической направленности; осуществление функций управленческого характера (важно знать, что ключевой их них служит руководство, которое в любом случае предусматривает некоторое воздействие на поведение лиц, подчиненных в соответствии со службой); обладание определенными полномочиями распорядительной природы в плане публичного и служебного аспектов.

Основание административной ответственности должностных лиц

Следует отметить, что правовым основанием рассматриваемого вида ответственности в отношении должностных лиц служит не что иное, как должностное правонарушение административной природы. Оно является виновным, противоправным бездействием или же действием со стороны должностного лица. Как правило, совершается такое по причине ненадлежащего им исполнения или неисполнения вовсе собственных служебных обязанностей. Кстати, оно отличается от иных правонарушений административного характера, относящихся к физическим лицам, повышенной мерой общественной опасности, которая возникает по причине того, что должностное лицо обычно обладает специальным правовым положением (иными словами, статусом). Необходимо дополнить, что КОАП РФ, а также законами субъектов Федерации по поводу административных правонарушений определены соответствующая .

Важно знать!

Необходимо знать, что одним из самых содержательных характеристик административного типа ответственности, применимого к должностных лицам, служит наличие систематизированной совокупности юридических нормативов, которые так или иначе определяют его специфику, выступающую составным элементом нормативно-правовой основы соответствующего института. Важно дополнить, что развитие законодательства в плане ответственности должностных лиц за административные правонарушения осуществляется вместе с эволюцией общего законодательства, касающегося административного рода ответственности, и характеризуется определенными периодами, среди которых следующие пункты:

  • Период с 1917 года по 1921 год.
  • Период с 1922 года по 1930 год.
  • Период с 1931 года по 1961 год.
  • Период с 21 июня 1961 года, наступление которого тесно связано с оформлением Указа Президиума Верховного Совета СССР.
  • Период с 23 октября 1980 года, наступление которого связано с принятием и дальнейшим введением в действие (что произошло 1 марта 1981 года) основополагающих моментов законодательства СССР и союзных республик по поводу правонарушений административного характера.
  • Период с 1 января 1985 года по начало 1990-х годов.
  • Период с начала 1990-х годов по 1 июля 2002 года.
  • Период с 1 июля 2002 года по сей день.

Дополнительные моменты

Важно знать, что действующий в России Кодекс по поводу правонарушений административной природы является значительным шагом вперед по реализации действительной кодификации законодательства административной отрасли права. Так, его возникновение поставило конкретные задачи перед правоприменительной практикой и наукой:

  • Широкая пропаганда нового КОАП для доведения соответствующих положений до информированности отдельных граждан.
  • Достаточно глубокое изучение нормативов действующего Кодекса практическими сотрудниками структур административной юрисдикции для максимально эффективного его использования.
  • Разработка и дальнейшее изучение со стороны ученых соответствующей отрасли права отдельных проблем и вопросов теории административно-правового типа, административного процесса (здесь весьма важную роль играет формирование института юстиции), административной деликтологии.

Необходимо отметить, что определенные положения КОАП носят достаточно спорный характер в плане правовой теории, и это соответствующим образом воспринимается нормативно-правовыми актами субъектов Федерации по поводу правонарушений административной природы. Именно поэтому на сегодняшний день предельно острая необходимость в некотором совершенствовании структуры и содержания КОАП.

Разграничение полномочий

Важно знать, что одним их основных в сфере правового регулирования административной ответственности должностных лиц (сюда можно отнести и иных физических лиц) служит вопрос разграничения в плане полномочий между Россией и ее отдельными субъектами. Так, формирование законодательства об ответственности административного типа, которое отвечало бы всем актуальным на современном этапе развития общества требованиям, возможно лишь при условии четного разъяснения новых реалий Российской Федерации, которые определяются, как правило, федеративным характером. Необходимо знать, что большое количество мнений, которые существуют сегодня в литературе научной направленности и направлены на решение вопроса разграничения актуальных предметов ведения между Россией и ее субъектами в соответствии с установлением административной ответственности, является всего лишь следствием размытого определения рассматриваемого вопроса в действующей Конституции.

Необходимо подчеркнуть, что избранный посредством усилий законодателя метод распределения актуальных предметов ведения в данной сфере отношений, который отыскал отражение в КОАП, так или иначе требует некоторого совершенствования. Если рассматривать вопрос конкретнее, то, например, в действующий Кодекс следует внести отдельную статью, которая определяет предметы ведения российских субъектов. При этом необходимо закрепить за ними право установления исключительно той административной ответственности должностных лиц и структур, которая соответствует правонарушениям, не состоящим в КОАП. Таким образом, единственным актом, определяющим административного рода ответственность физических лиц, должен быть КОАП РФ.

Классификация ответственности

В данной главе целесообразным будет представить актуальные на сегодняшний день виды административной ответственности должностных лиц. Так, среди них важно отметить следующие пункты:

  • Предупреждение.
  • Штраф, носящий административный характер.
  • Изъятие предмета, которое стало орудием осуществления или же непосредственным объектом административного рода правонарушения, на возмездной основе.
  • Абсолютная конфискация предмета, которое явилось инструментом осуществления или непосредственным объектом административного рода правонарушения.
  • Полное лишение специального права, которое было предоставлено физическому лицу как одна из наиболее распространенных мер административной ответственности бывшего должностного лица. Сюда целесообразным будет отнести право охоты или управления автомобилем.
  • Арест административной направленности.
  • Выдворение лица без гражданства или иностранного гражданина за границы Российской Федерации.
  • Дисквалификация.

Определение субъектов

В заключение следует отметить, что при определении должностных лиц, привлекаемых к административной ответственности , а также субъектов противоположной стороны в каждой конкретной ситуации немаловажную роль играет выявление следующих нюансов:

  • На самом ли деле виновник относится к категории должностных лиц (для точной реализации соответствующей операции следует выяснить его правовое положение, а также такие элементы, как порядок назначения на должность, ее непосредственное наименование, актуальные полномочия и так далее).
  • Входит ли реализованное деяние противоправной природы в систематизированную совокупность служебных обязанностей виновника.

Согласно ст. 72 Федерального закона, ответственность ОМС и должностных лиц МС перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий. При этом ответственность перед государством наступает за нарушение действующего законодательства независимо от того, кому причиняется реальный ущерб - непосредственно государству или физическим и юридическим лицам «2».

Должностные лица МС могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности в зависимости от совершенного противоправного деяния, а в определенных случаях также и к дисциплинарной ответственности.

Административная ответственность должностного лица МС наступает за совершение административного правонарушение, конкретные составы которого установлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях, федеральных законах и законах субъектов РФ.

Так, статья 14.9. «Ограничение свободы торговли» КоАП РФ, предусматривает, что «Действия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ или должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли, то есть недопущение на местные рынки товаров из других регионов РФ либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы РФ, влекут наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда» «2».

Основанием уголовной ответственности должностного лица МС может являться только совершение им деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ в гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Так, уголовной ответственности подлежит должностное лицо МС, виновное в злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285), превышении должностных полномочий (ст. 286), неправомерном отказе в предоставлении информации, а также в предоставлении заведомо неполной либо ложной информации Федеральному Собранию или Счетной палате РФ (ст. 287), незаконном участии в предпринимательской деятельности (ст. 289), получении взятки (ст. 290), служебном подлоге (ст. 292), халатности (ст. 293) 1. Так, в частности в части 2 ст. 237 УК РФ предусматривается наказание вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, если эти действия совершены лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, обязанным обеспечивать население такой информацией.

Применение к должностным лицам МС дисциплинарных мер в качестве ответственности перед государством может осуществляться на основании частного определения суда (ст. 226 ГПК РФ) органом или руководителем, имеющим право назначать и увольнять соответствующее должностное лицо.

Гарантии прав депутатов, членов выборных органов МС, выборных должностных лиц МС при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов МС, выборных должностных лиц МС, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случае:

  • 1) издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
  • 2) совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда. Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.

Ответственность местных администраций по ст. 1069 ГК наступает при нанесении вреда как гражданину, так и юридическому лицу. Первый может требовать за причинение ему ущерба в сфере властно - административных отношений компенсации также и морального вреда (ст. 151 ГК). Если вред причиняется не в сфере властно - административных отношений, а в результате хозяйственной и технической деятельности (например, автомашина администрации района причинила увечье гражданину), ответственность наступает на общих (ст. 1064 ГК) либо на специальных основаниях (ст. 1079 ГК).

Убытки или вред подлежат возмещению при наличии вины и доказанности причинной связи между убытками или причиненным вредом и незаконными действиями (бездействием) либо актами причинения вреда. Возмещение ущерба может быть осуществлено как добровольно, так и по решению суда. Сами должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинены убытки или вред, гражданско-правовой ответственности перед потерпевшим не несут. Возмещению убытков или вреда производятся из казны муниципального образования. В ГК РФ четко определено, к кому предъявляются требования в случаях, когда в силу закона вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования. Как правило, в этих случаях ответчиками выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 ГК). Исключение из правила допускается лишь тогда, когда законом или иными правовыми актами такая обязанность возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Орган МС, возместивший убытки или вред, причиненный его работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) в этому лицу в пределах его среднего месячного заработка, а в случаях, предусмотренных ст. 243 Трудового кодекса РФ, в полном размере причиненного ущерба.

К предприятиям, учреждениям и организациям применялись штрафы. В последующие годы существование административной ответственности юридических лиц также признавалось на законодательном уровне. В связи с переходом страны на новые методы управления в 1990-х гг. институт административной ответственности юридических лиц получил новый мощный импульс. Это обусловило законодательное закрепление административной ответственности юридических лиц в ряде законодательных актов того периода. Однако, поскольку действовавшим тогда КоАП РСФСР вопросы административной ответственности юридических лиц не регламентировались, применение к ним мер административной ответственности не имело массового характера.

Кодексом РФ об административных правонарушениях институт административной ответственности юридических лиц не только полностью признан, но и получил мощное развитие. Согласно ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, указанных в статьях разд. II (Особенной части) этого Кодекса или законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Самим КоАП РФ установлено значительное количество административных правонарушений, ответственность за совершение которых возлагается на юридических лиц. Так, из 442 статей КоАП РФ, определяющих составы административных правонарушений, в 256 статьях (что составляет 58% всех статей Особенной части Кодекса) предусмотрена ответственность юридических лиц. Во всех главах Особенной части Кодекса (за исключением гл. 21 «Административные правонарушения в области воинского учета») содержатся статьи, предусматривающие административную ответственность юридических лиц.

Достаточно велики санкции, предусматриваемые в отношении юридических лиц. Так, административный штраф, назначаемый юридическим лицам, может достигать суммы в 1 млн руб. или трехкратного размера стоимости предмета административного правонарушения, трехкратной суммы неуплаченных налогов, сборов, таможенных пошлин, незаконной валютной операции и др., что нередко вообще составляет баснословные размеры.

Помимо штрафных санкций за ряд правонарушений юридических лиц в качестве дополнительного административного наказания предусмотрена конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Например, производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (ст. 6.14 КоАП РФ), может повлечь назначение юридическим лицам административного штрафа в размере до 200 тыс. руб. с конфискацией этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов и др.

Нарушение правил добычи, промысла водных биологических ресурсов и их охраны либо условий лицензии на водопользование и промысел водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации (ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ) может повлечь назначение юридическим лицам административного штрафа в трехкратном размере стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения этого административного правонарушения.

Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу России (ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ) может повлечь назначение юридическим лицам административного штрафа в размере до трехкратной стоимости перемешенных товаров с их конфискацией, а также конфискацию товаров и транспортных средств, явившихся орудиями совершения этого правонарушения. Подобных примеров еще немало.

За ряд правонарушений юридических лиц им назначается такое административное наказание, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Подобное наказание нередко приводит к значительным экономическим потерям юридических лиц.

Законами субъектов РФ в дополнение к КоАП РФ также установлено значительное число административных правонарушс- ний юридических лиц, связанных с несоблюдением ими правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами этих субъектов.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ст. 2.10 КоАП РФ определены основные положения, связанные с привлечением юридических лиц к административной ответственности. В частности, установлено, что, если в статьях разд. 1, III, IV и V КоАП РФ не указано, что закрепленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Как видно, данное положение не распространяется на статьи разд. II КоАП РФ — его Особенную часть. Между тем в конкретной статье Особенной части при формулировании состава административного правонарушения обязательно должны быть указаны юридические лица как субъекты данного правонарушения, а также определено соответствующее наказание юридическим лицам. В противном случае положения этой статьи могут распространяться только на физических лиц.

Согласно ст. 2.10 КоАП РФ при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица либо при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического липа одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

В рассмотренных случаях административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Апробация КоАП РФ, законами субъектов РФ об административных правонарушениях института административной ответственности юридических лиц, квалификация в качестве правонарушений значительного числа совершаемых ими деяний, установление жестких административных санкций обусловливаются следующими обстоятельствами.

Необходимые мероприятия по выполнению положений норм и правил, направленных на обеспечение жизни и здоровья граждан, охрану собственности, обеспечение безопасности в промышленности, строительстве, энергетике, на транспорте, охрану окружающей природной среды, обеспечение политики государства в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, соблюдение порядка в таможенном деле и др., зачастую не только выходят за рамки основной деятельности юридических лиц, но и, главное, требуют от них существенных материальных, трудовых и иных затрат, противоречат их экономическим интересам. Подобные нарушения юридических лиц нередки в процессе их экономической и организационно-хозяйственной деятельности.

Борьба с такими правонарушениями только за счет неукоснительного обеспечения возмещения в гражданском порядке юридическими лицами вреда, причиненного в результате их неправомерных действий, неэффективна. Во-первых, нередко крайне сложно достоверно определить вред, причиненный соответствующими противоправными действиями, что существенно осложняет или делает невозможным принятие решения гражданским или арбитражным судом.

Во-вторых, по оценкам экспертов, необходимые затраты юридических лиц на профилактические мероприятия, связанные с предотвращением тех или иных неправомерных действий, в ряде случаев превышают, и иногда существенно, возможные вредные последствия, причиняемые в результате совершения таких действий. Организациям зачастую выгоднее возмещать причиненный ущерб в дальнейшем (если еше будет соответствующее судебное решение), чем заранее осуществлять профилактические затраты, причем иногда значительно большие, чем сумма самого ущерба.

В-третьих, и это главное, подобные правонарушения в большинстве случаев не приводят к возникновению вредных материальных последствий, а только создают опасность их наступления либо вообще лишь приносят нематериальный вред тем или иным общественным отношениям. О гражданской ответственности за совершение противоправных деяний в этих случаях, как правило, говорить не приходится.

Установление государством значительных административных наказаний за совершение таких правонарушений призвано обеспечить соблюдение юридическими лицами необходимых норм и правил вопреки их экономическим интересам. Однако административная ответственность юридических лиц имеет не только правоохранительную, но и ярко выраженную фискальную направленность.

Наряду с административной ответственностью юридических лиц КоАП РФ широко предусмотрена ответственность их должностных лиц. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица (если законом не установлено иное).

Еще раз отметим, что к должностным лицам как субъектам административной ответственности КоАП РФ причисляет и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Данное положение ст. 2.4 Кодекса вызывает немало споров и нареканий. В связи с этим, видимо, не случайно законодатель постепенно стал отходить от отождествления в качестве субъектов административной ответственности должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Наоборот, в ряде частных случаев ответственность последних стала рассматриваться как ответственность юридических лиц. Например, в примечании к ст. 16.1 КоАП РФ установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные гл. 16 Кодекса («Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)»), лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен ст. 7.34 «Нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность». В примечании к этой статье также указано, что за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Думается, такая концепция будет развиваться.

Из 442 статей КоАП РФ, составляющих его Особенную часть, административная ответственность должностных лиц установлена в 330 статьях (75% статей Особенной части). Законами субъектов РФ в дополнение к КоАП РФ также установлено значительное число административных правонарушений должностных лиц, связанных с несоблюдением ими правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами этих субъектов.

При этом назначение наказания за соответствующее правонарушение организации не освобождает от одновременной административной ответственности за правонарушение и виновное должностное лицо.

Административная ответственность юридических лиц, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей в современных условиях становится мощным рычагом государственного управления экономическими процессами, регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.

Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции

Федеральные законы закрепляют особые правила привлечения к депутатов законодательных органов государственной власти, судей, прокуроров, военнослужащих и некоторых других категорий должностных лиц.

Так, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ в течение всего срока их полномочий без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Они не могут быть также задержаны и подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц). После окончания производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.

Подчеркнем, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть привлечены лишь к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Указания на их неприкосновенность в связи с совершением административных правонарушений, рассматриваемых во внесудебном порядке должностными лицами органов исполнительной власти, в законе нет.

Правом на неприкосновенность наделены также депутаты законодательных органов субъектов РФ и депутаты представительных органов муниципальных образований. Но неприкосновенность этих депутатов не распространяется на действия, не связанные с осуществлением ими депутатских полномочий.

В отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения и др. решение по вопросу о привлечении к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В отношении иных судей — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа также по представлению Генерального прокурора РФ.

Установлен также особый порядок привлечения прокуроров и следователей (системы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации) к административной ответственности. Любая проверка сообщения о том, что правонарушение совершено прокурором или следователем, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц).

Военнослужащие также могут быть задержаны и подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. О задержании военнослужащих вне воинской части, в которой они проходят службу, немедленно уведомляются органы военного управления и военной прокуратуры. С учетом особенностей прохождения службы военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность как на общих основаниях, так и (в большинстве случаев) согласно воинским уставам.

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и некоторых других органов также несут административную ответственность за совершение лишь отдельных административных правонарушений, в остальных случаях они подвергаются мерам дисциплинарного характера. Дела об их административных правонарушениях, за совсрше- ние которых предусматривается дисциплинарная ответственность, рассматриваются непосредственным начальником, которому данные сотрудники подчинены по службе. Вышестоящий начальник вправе отменить, смягчить или ужесточить наказание. Видами наказаний являются: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; увольнение.

В связи с этим ст. 2.5 КоАП РФ предусмотрены особые условия привлечения к административной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания. К последним лицам относятся имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов.

Все эти лица в соответствии с ч. 2 указанной статьи несут административную ответственность согласно КоАП РФ на общих основаниях лишь за совершение административных деликтов, связанных с нарушениями:

  • избирательных прав граждан и законодательства о проведении выборов (ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56);
  • законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26);
  • в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);
  • требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ст. 7.29-7.32, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7);
  • требований в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
  • правил пожарной безопасности вне места военной службы или прохождения военных сборов (ст. 11.16, 20.4);
  • в области дорожного движения, финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела (гл. 12, 15, 16);
  • норм, определяющих необходимость выполнения законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7); пограничного режима (ст. 18.1-18.4).

При этом имеются определенные ограничения при назначении военнослужащим административных наказаний. В соответствии с ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Согласно ст. 3.9 КоАП РФ к военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специапьные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов не может применяться административный арест.

За совершение других административных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания, несут дисциплинарную ответственность согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, регламентирующим прохождение ими службы и их статус.

Из-за стремительного развития рыночных отношений и возникновения субъектов (хозяйствующих) которые относятся к правовым и организационным формам, появилась ответственность (административная) имеющая форму штрафа .

Такая особенность позволила в значительной степени повысить продуктивность штрафа (административного) и тем самым снизила незаконную деятельность граждан, а именно тех, кто занимается юридической деятельностью.

Данный результат был получен по той причине, что такого рода штраф достаточно высокий и существенно отражается на финансовой стороне той или иной организации, либо отдельно взятого гражданина.

Достаточно часто встречаются ситуации, когда совмещают ответственность вместе взятых юридических и должностных лиц.

Но все же на данный момент закон нашей страны не предусматривает определенного направления систему, которая бы имела четкое определение законодательной концепции.

Законодательством, действующим на территории нашей страны относительно субъектов, на которых распространяется данная ответственность, предусмотрены пункты, четко указывающие организации, к которым применяется такого рода наказание.

А именно, это своеобразные организации, которые обладают юридическим статусом.

Но, все же данное правило имеет конкретные и определенные исключения, к примеру, это могут быть филиалы определенных предприятий, которые не относятся к лицам юридических направлений.

Также к ним может быть задействована ответственность, если были нарушены определенные налоговые пункты законодательства.

В данной статье будут рассмотрены детальным образом все аспекты , касающиеся административной ответственности как юридических, так и должностных лиц. Так же вы сможете ознакомиться с тем, какая статья относится к тому и иному роду ответственности.

Этот материал предназначен для того, чтобы каждый желающий смог узнать о своих правах и обязанностях . Более того, вся информация будет изложена «понятным языком», так что ни для кого не станет проблемой разобраться в законодательных аспектах, в отличие от строгих законодательных актах, которые встречаются на каждом шагу, и вникнуть в суть которых бывает порой очень сложно.

Юридические лица

Если характеризовать административную ответственность юридических лиц, то важно обратить должное внимание на то, что она применяется абсолютно на все виды нарушения права и не имеет значения, какое место занимает отраслевая принадлежность.

Данные нарушения включают в себя правовые и административные способы регулирования отношений, а именно общественных. Такого рода положение относится и к ответственности граждан занимающихся юридической деятельностью.

Именно по этой причине должны являться и быть признанными незаконными и нелогичными возникающие в суждениях о земельно-правовой, экологической, финансовой и других моделях ответственности, так как по сути, такого рода разновидности относятся к одному определенному явлению, а именно к админ. ответственности, поэтому субъектами ее чаще всего являются юридические граждане.

Стоит отметить, что такого рода правонарушители обладают определенными особенностями , которые отличают их от похожих по своему составу признаков, которые указывают на правонарушение, совершенное физическим лицом.

А так же такая особенность относится и к определению вины.

Естественно, определение вины должно, в сущности, отличаться от админ. ответственности, к которой привлекаются физические лица.

К тому же немаловажным является то, что определение самого характера преступления выяснятся очень тщательным образом, нежели, к примеру, определение касающиеся юридической вины.

На практике всегда вина юридического лица рассматривалась именно в направлении непринятия или принятия определенных возможных и важных мер, которые способствовали бы предотвращению или смягчению нарушения и, следовательно, дальнейших неблагоприятных итогов такого проступка.

Простыми словами можно сказать так, что во время принятия решения относительно юридического гражданина уделялось должное внимание его бездействию или действию в той или иной ситуации.

Так же учитывалось то, насколько активным был подсудимый в отношении предусмотренных законодательных норм, правил, а также стандартов. Такого рода ответственность относительно юридических лиц и дальнейшее определение их наказания в зависимости от правонарушения указывается в статье 2.10. КоАП.

Должностные лица

В КоАП многогранно отмечена административная ответственность должностных лиц, деятельность которых, тесно соприкасается с юридическими.

К такого рода наказанию должностные граждане могут быть привлечены в тех случаях, когда они нарушили законодательство и их проступок относится к невыполнению или ненадлежащему выполнению полномочий, которыми они были наделены.

Такого рода правонарушения и степень их наказания указаны в статье 2.4 КоАП .

К тому же стоит отметить тот факт, что должностные граждане также несут и другие виды наказания , в том числе и уголовного.

Последний вид ответственности гласит на том, что должностными лицами являются граждане, которые на постоянной основе или временно осуществляют определенного рода полномочия и деятельность того или иного представителя власти, либо занимались выполнением распорядительных организационных и хозяйственно — административных функций в каких-либо органах (государственных), муниципальных и государственных учреждениях, в пунктах местного самоуправления, а также в органах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Порядок привлечения

Стоит отметить, что привлечение к административной ответственности юридических лиц имеет достаточно значительные элементы, о которых мы сейчас и поговорим.

Первое на что хотелось бы обратить должное внимание так это на то, что к наказанию подвергаются также те юридические лица, которые хоть и не совершали поступок, но знали о том, что он будет совершен, и не помешали виновнику совершить данное преступление.

Также немаловажным является тот факт, что если было произведено слияние определенного количества юридических граждан, то к ответу привлекается снова возникшее юридическое лицо.

Во-вторых, к такого рода ответственности так же привлекается гражданин, занимающийся юридической деятельностью, у которого была возможность придерживаться и выполнять определенного рода нормы и правила, дабы не совершать проступок, но он не посчитал нужным их выполнять.

В-третьих, стоит отметить, что если юридическому лицу назначат наказание, то физическое лицо так же будет отвечать за проступок по всей строгости закона.

И наоборот. Поэтому должностные лица которые стали причиной не выполнения юридическим лицом всех необходимых правил и норм привлекаются к ответу за свои деяния.

Для того чтобы юридическое лицо привлечь к ответственности должен быть составлен протокол , в котором четко указывается суть его проступка, личные данные обвиняемого. Такого рода документ становится не только свидетельствующей документацией, но и своеобразной защитой обвиняемого, так как становится гарантом того что будут соблюдены все его права во время рассмотрения его дела.

Должностное лицо – это тот человек, который осуществляет функции представительства власти , и порядок привлечения к административной ответственности должностного лица совершенно особенный.

Так, к примеру, сотрудники внутренних органов, исполнительной и уголовной системы могут быт наказаны лишь за некоторые админ. нарушения. В подавляющем же большинстве случаев они обходятся выговором, замечанием, предупреждением, изредка увольнением или понижением в должности.

Наказания военнослужащих также имею свою специфику. Административные наказания в виде штрафов не могут быть применены к солдатам, сержантам и их старшинам, а также прочим призывникам вплоть до заключения контракта.

Должностные лица, имеющие спецзвания, могут нести ответственность дисциплинарного характера в согласии с федеральными законами РФ или другими нормативными актами которые производят регламент их службы.

Особый порядок привлечения имеется для следователей, прокуроров и т. д. Их проверка и досмотр в любой форме не предусмотрен, если на то нет разрешения Следственного комитета.

Примеры

21.09.2004 года Московским Арбитражным судом рассматривалось дело о правонарушении гражданина Российской Федерации Г., который занимался юридической деятельностью на территории России, а именно предоставлял адвокатские услуги в городе Москва. К нему обратилась гражданка М. для того чтобы он представлял ее интересы в суде относительно бракоразводного процесса.

Но получив всю необходимую документацию и предоплату, гражданин Г. не выполнил должным образом свои обязательства, а именно не явился на заседание суда в отведенное время, тем самым не выполнив свои прямые обязанности.

Также он отказался возвращать гражданке М. оплаченную ею предоплату, ссылаясь на то, что заседанием суда было перенесено рассмотрение бракоразводного дела на 25.09.2004 года. Однако гражданка М. больше не нуждается в адвокатских услугах гражданина Г.

Рассмотрев дело, Арбитражный суд принял решение, касающееся принудительного возврата предоплаты гражданином Г. гражданке М. К тому же, ему был назначен штраф за невыполнение своих прямых обязанностей.

07.03.2014 года в Калининградский суд поступило заявление от гражданки А., представляющей компанию К., которая обвиняла гражданина Е. в том, что он, занимая руководящую должность в данной фирме, не выполнял в полной мере свои обязанности. Выслушав всех представителей фирмы, суд принял решение запретить гражданину Е. заниматься его деятельностью на период от двух лет, и обязал гражданина Е. оплатить административный штраф.

Итоги

На сегодняшний день российское законодательство располагает значительным количеством пунктов, которые гласят об административной ответственности как юридических так должностных лиц.

К сожалению, чиновники и иные высокопоставленные представители общества уверенны в своей безнаказанности. Но для нашего закона все люди и все статусы равны.

Поэтому данная особенность не может не радовать. Так как раньше царил настоящий хаос, который можно было наблюдать в восьмидесятые годы. Когда обычного простого человека могли наказать за малейший проступок, а богатого дядю за существенные преступления «гладили по голове». Но слава Богу, что это время наше общество пережило, и сегодня каждый в равной части отвечает перед справедливым Законом России.