Процедура увольнения в связи с принятием необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером. Принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его

Ценностей

В условиях становления рыночных отношений не теряет ост­роты задача обеспечения сохранности материальных ценностей в организациях любых форм собственности.

Являясь собственниками имущества, хозяйственные общества и товарищества заинтересованы в его сохранности и эффектив­ном использовании. Поэтому одной из важных задач юридичес­кой службы должно быть признано применение правовых средств для обеспечения сохранности имущества. Выполнение этой зада­чи касается практически всех сфер хозяйственной деятельности организаций. Оно предполагает осуществление юридической служ­бой разнообразных мер или участие в этом.

При реализации соответствующих мероприятий юридическая служба в данной работе не подменяет другие звенья организа­ции, а взаимодействует с ними - бухгалтерией, отделами снаб­жения, сбыта, иными структурными подразделениями. Вместе с тем от юристов нередко требуется проявление инициативы для выполнения необходимых мер.

Обеспечение сохранности имущества представляет собой от­дельное направление правовой работы в организации в целом и работы юридической службы в частности. Применение правовых средств для усиления сохранности денежных и материальных цен­ностей определяется в зависимости от того, на какой стадии дви­жения имущества (при транспортировке, хранении, в производ­ственном процессе, отпуске и т. п.) произошли потери, каковы их причины, по вине каких структурных подразделений и лиц они возникли.

Одной из первых и постоянных задач является учет требова­ния сохранности имущества при проверке юристами проектов при­казов, положений, инструкций, договоров и других документов, в которых затрагиваются вопросы сохранности имущества и пре­дупреждения необоснованных потерь. Юридическая служба долж­на добиваться закрепления в таких документах конкретных обя­занностей подразделений и работников по обеспечению сохран­ности материальных ценностей, надлежащему осуществлению при-


faji

Правовая работа


емки, хранения и учета материальных ценностей, предупрежде­ния хищений, прочих потерь, стимулирования за экономию ма­териальных ресурсов.

Юридическая служба должна уделять внимание договору об охране объектов между организацией и охранным предприятием. Деятельность охранных предприятий регламентируется Законом РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной дея­тельности в Российской Федерации» 1 . Статья 1 Закона определяет частную охранную деятельность как оказание на возмездной до­говорной основе услуг физическим и юридическим лицам пред­приятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ор­ганов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Статья 3 относит к видам частной охранной деятельности:

охрану имущества собственников, в том числе при его транс­портировке;

проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

Оказание услуг в сфере охраны разрешается только организа­циям, специально учреждаемым для их выполнения.

Положения о частной охранной деятельности не распростра­няются на объекты, подлежащие государственной охране, пере­чень которых утверждается Правительством РФ. Охранным орга­низациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной ох­раны имущества собственников, а также использовать техничес­кие и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и те­лефонной связи.

На частную охранную деятельность распространяются прави­ла применения специальных средств, установленные Правитель­ством РФ для органов внутренних дел. Частные охранники имеют право применять специальные средства для пресечения преступ­ления против охраняемой ими собственности, когда правонару­шитель оказывает физическое сопротивление.

Эффективность охраны может быть обеспечена только при чет­кой разработке и соблюдении условий заключаемого с нею дого­вора. Основанием договора служит составляемый сторонами акт о технической укрепленности объекта и средствах охраны. В дого-

ВВС РФ, 1991№ 17. Ст.


воре следует предусматривать регулярную (не реже двух раз в год) совместную проверку технического состояния объекта. При обна­ружении недостатков в техническом оснащении должны предус­матриваться меры по усилению защищенности и сроки их осуще­ствления. При составлении договора важно обращать внимание на правильность и полноту определения условий об обязанностях ох­ранной организации, обеспечивающих надлежащую охрану объ­екта.

Для охраны должны создаваться условия в осуществлении кон­троля за вывозом из организации материальных ценностей. Тако­во устройство помоста на уровне борта автомобиля или установ­ление зеркал, позволяющих проверять количество мест и вид вы­возимого груза. Должны быть четко определены виды документов на вывоз (вынос) за пределы территории материальных ценнос­тей и подписывающие их лица. Следует обращать внимание на недопустимость вывоза (выноса) материальных ценностей по ус­тным указаниям или запискам руководящих лиц без оформления надлежащих документов.

Вопросы обеспечения сохранности материальных ценностей, их экономного расходования должны отражаться в коллективных трудовых договорах и договорах с материально ответственными лицами. Опыт хозяйствования советского периода позволяет ут­верждать, что особое место среди мер по обеспечению сохранно­сти имущества также и в рыночной экономике может занимать материальное стимулирование за экономию материальных ресур­сов в производстве. Порядок и условия материального стимулиро­вания за экономию ресурсов целесообразно предусматривать в ло­кальных нормативных актах организации: коллективном догово­ре, прилагаемом к нему положении об оплате труда.

Обязанностью юридических служб является надлежащее офор­мление договоров с материально ответственными лицами. В соот­ветствии с Трудовым кодексом РФ договоры о полной матери­альной ответственности могут быть заключены организацией с ра­ботниками, которые занимают должности или выполняют рабо­ты, непосредственно связанные с хранением, обработкой, про­дажей, перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.

Юридический отдел (юрисконсульт) должен проверять и ви­зировать все заключаемые организацией договоры о полной мате­риальной ответственности. При этом следует выяснить, относит­ся ли сторона по договору к категории работников, с которыми согласно действующему законодательству может быть заключен такой договор, своевременно ли заключается договор.

4 Правовая работа


г

Правовая работа

Юристам необходимо обращать внимание на подробное изло­жение обязанностей администрации и материально ответствен­ного лица. Отпуск, увольнение, перевод на другую работу матери­ально ответственных лиц должны проводиться при обязательном документальном оформлении, инвентаризации и полной переда­че числящихся за-ними материальных ценностей. При проверке соответствия закону проекта приказа об увольнении и переводе лица, несущего полную материальную ответственность, необхо­димо убедиться в том, что приказ предусматривает передачу в установленном порядке материальных ценностей другому лицу.

Юридическому отделу (юрисконсульту) рекомендуется орга­низовать совместно с заинтересованными подразделениями (от­дел сбыта, транспортный отдел и др.) изучение материально от­ветственными лицами действующих правил хранения и перевоз­ки материальных ценностей, инструкций о порядке приемки про­дукции и товаров по количеству и качеству.

Вопросы предупреждения и сокращения потерь товаров долж­ны находить решение в заключаемых с контрагентами договорах куп ли-продажи, поставки и др. Так, подлежат конкретизации ус­ловия об используемой таре и упаковке, их совершенствовании для предупреждения утраты товара. Важное значение имеет уста­новление в договорах обязанности использования отправителем специализированной тары и упаковки. Таковы специализирован­ные контейнеры, поддоны, грузовые сетки, оборудование в ваго­нах стеллажей и креплений, увязка изделий в блоки, пачки. Их применение не только позволяет механизировать и значительно ускорить погрузочно-разгрузочные работы, но в несколько раз сокращает потери от боя и затрудняет хищения.

В договорах следует предусматривать предельные размеры од­новременно отгружаемых партий товара, устанавливать расписа­ние отгрузок или интервалы времени между каждой отгрузкой. Данное условие особенно важно при поставках массовых или ско­ропортящихся грузов. Необходимо предусматривать обязанность уведомления продавцом покупателя по телефону или телеграфом об отправке ему товара. Это позволяет покупателю подготовиться к получению товара, своевременно произвести его выгрузку из транспортного средства. Условия, направленные на повышение со­хранности грузов при перевозке, могут предусматриваться также в организационных договорах с транспортными организациями.

Юридическому отделу (юрисконсульту) необходимо участво­вать в разработке документов, касающихся вопросов обеспечения сохранности собственности, в том числе инструкций, устанавли-


13. Обеспечение сохранности материальных ценностей

ваюших порядок поступления и приемки в фирме материальных ценностей, учета их движения с материальных складов в произ­водство, учета выпуска и отпуска готовой продукции.

Юридической службе совместно с работниками бухгалтерии и другими подразделениями следует активно содействовать ликви­дации дебиторской задолженности. В этих целях необходимо: уча­ствовать в организации работы по взысканию задолженности с Л иц, причинивших материальный ущерб хищениями, недостача­ми, порчей материальных ценностей; разрабатывать мероприятия, исключающие возможность пропуска сроков исковой давности на взыскание дебиторской задолженности; контролировать обосно­ванность списания на убытки и отнесения на забалансовые счета сумм, числящихся за неплатежеспособными должниками.

Особое место в вопросах обеспечения сохранности имущества принадлежит четкой организации приемки получаемых матери­альных ценностей по количеству и качеству. Значительная нагруз­ка в организации приемки ложится на юридическую службу.

Основные функции юристов в этом деле сводятся к следую­щим:

1) обеспечение четкого определения в договорах на отчужде­ние и приобретение товаров порядка их приемки по количеству и качеству;

2) контроль за соблюдением установленного нормативными актами и договорами порядка приемки товаров по количеству и качеству;

3) разработка форм актов приемки товаров по количеству и качеству, их распечатка и обеспечение бланками соответствую­щих лиц.

4) организация изучения соответствующими работниками нор­мативных актов, регулирующих порядок приемки, оказание не­обходимой помощи при составлении актов приемки;

5) обеспечение возмещения ущерба, причиненного недоста­чей или недоброкачественностью поступившего товара по вине контрагента или перевозчика.

Юридический отдел (юрисконсульт) должен периодически контролировать соблюдение в организации порядка приемки то­варов по количеству и качеству. При этом необходимо выяснять, правильно ли фиксируются количество и качество товаров в мо­мент их получения от транспортных организаций или поставщи­ков (изготовителей) и в процессе оприходования. При выявлении недостатков следует вносить руководству организации предложе­ния по совершенствованию порядка приемки материальных цен­ностей.




Правовая работа

13. Обеспечение сохранности материальных ценностей

Одной из обязанностей юристов, предусмотренных п. 9 Обще­го положения о юридической службе в части обеспечения сохран­ности материальных ценностей, является участие в работе по лик видации дебиторской задолженности, обеспечение соблюдения за­конодательства при списании денежных средств и материальных ценностей. Данная работа должна носить постоянный характер и проводиться в тесном контакте с бухгалтерией.

При рассмотрении вопросов списания имущества юридичес­кая служба обязана контролировать соблюдение порядка списа­ния и недопущение списания имущества, долгов, недостач и других потерь без принятия всех мер к возмещению причиненного орга­низации ущерба и привлечения виновных лиц к ответственности.

Необходимо совместно с заинтересованными подразделения-ми (бухгалтерия, отделы снабжения и сбыта, производственный и др.) анализировать причины, повлекшие за собой порчу мате­риальных ценностей, а также причины и условия, способствую­щие хищениям, возникновению потерь. При этом, в частности, следует использовать материалы инвентаризаций, ревизий и ауди­торских проверок. По результатам анализа надлежит подготавли­вать соответствующие предложения.

Формы участия юридической службы в работе по списанию с бухгалтерского баланса имущества могут быть различными. Тако­вы непосредственное участие юриста в работе балансовой комис­сии, визирование подготовленных бухгалтерией документов и др. Юристы должны проверять документы на списание, причины пор­чи или недостачи, реальное наличие изношенного или повреж­денного имущества, наличие документов, обосновывающих спи­сание, уточнять, принимались ли меры к установлению винов­ных лиц и привлечению их к ответственности, проверять возмож­ность частичного использования имущества, его реализации. В слу­чае истечения срока исковой давности на взыскание просроченной дебиторской задолженности должны определяться лица, не при­нявшие своевременных мер ко взысканию, для решения вопроса об их персональной ответственности.

Решение о привлечении к материальной ответственности ра­бочих и служащих принимается руководителем организации на основании материалов, которыми подтверждается факт причине­ния ущерба, а также с учетом предложений главного бухгалтера и руководителя юридической службы. На юристе фирмы не толь­ко лежит обязанность передачи материалов в суд, но и участие в деле в качестве представителя организации.

Крупный ущерб зачастую причиняется организациям действи­ями их руководителей и должностных лиц. Прежде всего, имеют-


с я в виду незаконное использование и присвоение средств, упла­та организацией санкций за нарушение договорных обязательств и правил ведения хозяйственной деятельности. Уголовный и Тру­довой кодексы РФ предусматривают возмещение подобного ущерба за счет виновных должностных лиц, в том числе руководителей организации. Имущественные требования к руководителям испол­нительных органов или единоличным органам, виновным в воз­никновении убытков, предъявляются от имени организации уч­редителями (членами) общества.




14. Правовые средства улучшения качества товаров

Улучшение качества выпускаемых товаров - одна из важней­ших задач для большинства российских организаций. Основная мас­са производимых отечественных товаров пока остается низкока­чественной, они неконкурентоспособны на внешнем рынке. Даже на внутреннем рынке их теснят импортные изделия. Только улуч­шение качества товаров гарантирует предприятию их надежный сбыт и, что самое главное, - повышение получаемой прибыли.

Улучшение качества - комплексная задача, решать которую можно только совместными усилиями основных служб и всех ра­ботников организации. Работа по качеству регламентируется раз­личными документами правового характера и требует примене­ния соответствующих правовых средств. Поэтому юрист организа­ции обязан четко представлять себе систему мер правового воз­действия на качество, владеть навыками применения правовых средств в этих целях.

В каждой хозяйственной организации должна быть разработа­на комплексная система управления качеством продукции. При ее создании следует использовать ГОСТы по управлению качеством продукции, утвержденные Госстандартом РФ (№ ИСО 9.000, 9.001 и др.). Зарубежная практика и опыт передовых российских орга­низаций-производителей свидетельствуют об эффективности та­ких систем. Они предусматривают мобилизацию производствен­но-хозяйственных резервов, активное воздействие на организацию производства, переоснащение производства на основе новейших достижений научно-технического прогресса, усиление требователь­ности к смежникам за качество сырья, материалов, комплектую­щих узлов, последовательное повышение технического уровня и качества товаров.

В условиях товарного рынка и развития конкуренции работа по управлению качеством призвана носить постоянный характер и осуществляться в каждой производственной организации. Дан­ная работа должна быть направлена на непрерывное, последова­тельное улучшение потребительских свойств товаров, более пол­ное удовлетворение запросов потребителей, повышение удобства пользования и хранения, совершенствования тары и упаковки и


т, д. Постоянный характер такой работы требует создания в каж­дой организации специальной службы по управлению качеством продукции. Ее деятельность должна осуществляться в тесном вза­имодействии с юридической службой организации.

Деятельность по управлению качеством ведется в различных формах и разными методами. К основным ее направлениям отно­сятся:

определение требований к качеству;

оценка уровня качества;

планирование повышения качества;

экономическое стимулирование;

осуществление производственных, технологических мер;

работа с персоналом;

воздействие на смежников по улучшению качества материа­лов и комплектующих изделий;

надзор и контроль за качеством и принятие мер по результа­там.

Для юридических служб выбор главных направлений в работе по обеспечению качества зависит от таких факторов, как общее положение дел с качеством в организации, состояние производ­ственной (технологической) дисциплины, состояние и техничес­кие возможности производственного оборудования, качество по­ступающего сырья, подготовленность и квалификация рабочей силы и др.

Юридическая служба призвана активно участвовать в разра­ботке, внедрении и совершенствовании комплексной системы уп­равления качеством. Данную деятельность юристы осуществляют во взаимодействии с другими структурными подразделениями, которые в соответствии с возложенными на них обязанностями непосредственно несут ответственность за изготовление и выпуск доброкачественных товаров.

В этих целях юристы участвуют в разработке локальных право­вых актов по вопросам качества, содействуют руководителям и специалистам в использовании правовых средств для обеспече­ния качества.

Первоочередное внимание должно уделяться правовому зак­реплению требований к качеству изготавливаемых товаров, их та­ры и упаковки. В соответствии с Федеральным законом от 27 де­кабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»" в целях максимального учета интересов потребителей и иных лиц для ус-

СЗ РФ. 2002. № 52 (часть I). Ст. 5140.



Правовая работа


14. Правовые средства улучшения качества товаров

тановления показателей качества товаров могут применяться на­циональные стандарты и стандарты оранизаций. Национальные стандарты могут разрабатываться любыми лицами и утверждаться Госстандартом РФ. Национальные стандарты применяются на доб­ровольной основе, применение национального стандарта подтвер­ждается знаком соответствия, выдаваемого органом по сертифи­кации на объекты, прошедшие сертификацию. Стандарты орга­низаций разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно.

Организацией или несколькими организациями может быть создана система добровольной сертификации. При создании та­кой системы устанавливается перечень объектов, подлежащих сер­тификации, и их характеристик, на соответствие которым осуще­ствляется добровольная сертификация. Системой добровольной сер­тификации может предусматриваться применение знака соответ­ствия.

Хотя Гражданский кодекс РФ разрешает оставлять в догово­рах несогласованным условие о качестве продаваемых товаров, практика свидетельствует о том, что покупатели относятся с боль­шим доверием и охотнее закупают товары, качественные харак­теристики которых четко и полно определены стандартом, а со­блюдение требований стандарта подтверждено знаком соответствия. С учетом этого на каждый вид изготавливаемого или осваиваемо­го в производстве изделия следует, по возможности, разрабаты­вать и утверждать стандарт, а на основе сертификации получать знак соответствия. Экземпляры стандарта целесообразно высылать покупателям вместе с предложениями о заключении договора или текстом подписанного договора.

В зарубежной практике более 30 лет успешно используются «ступенчатые» стандарты, предусматривающие несколько повы­шающихся уровней или «порогов» качества на перспективу. Каж­дый порог обычно устанавливает новые требования к качеству од­ного из узлов (блоков) изделия, обеспечивая взаимозаменяемость с прежним вариантом узла и совместимость с остальными узлами. Переход на новые уровни качества осуществляется изготовите­лем по годам согласно договорам. Данный метод использования стандартизации для последовательного улучшения качества изде­лий характеризуется большей экономичностью и удобством при­менения.

В работе по улучшению качества важным фактором является обеспечение поступления от смежников высококачественного сы­рья, материалов, комплектующих частей и оборудования. Эта за­дача не менее сложна и значима, чем использование внутренних


возможностей улучшения качества. Основная нагрузка в оказании воздействия на смежников ложится на юридическую службу. Юри­сты обязаны контролировать закрепление в договорах со смежни­ками требующихся показателей качества закупаемых ресурсов.

При разовом характере закупок материалов, приборов, обо­рудования необходимо тщательно выбирать поставщика, имею­щего высокую репутацию в отношении качества. В договорах, зак­лючаемых на приобретение готовых изделий, сырья и материа­лов, юридическая служба должна добиваться конкретного опре­деления показателей качества. Целесообразно выделять в договоре условие о качестве в виде отдельного раздела договора.

При отсутствии стандарта на реализуемый продавцом товар его качество может определяться согласованным образцом. В этом случае в договоре указываются важнейшие характеристики образ­ца, определяется место его хранения. Сам образец упаковывается, снабжается этикеткой с подписями сторон, опломбируется и пе­редается для хранения соответствующему лицу.

Показатели качества закупаемых товаров могут определяться по каталогам продавцов, на которые делается конкретная ссылка в договоре. Возможно указание основных характеристик товара не­посредственно в тексте договора, хотя это не всегда обеспечивает достаточно полную регламентацию качества. В любом случае юри­дическая служба не должна оставлять неурегулированными в до­говорах условия о качестве.

В договоре важно определять меры ответственности и опера­тивного воздействия на случаи поставки недоброкачественных то­варов. Эффективной мерой является отказ покупателя от получе­ния недоброкачественного товара, доставленного железнодорож­ным и автомобильным транспортом, когда это не противоречит транспортному законодательству. Факт недоброкачественности дол­жен быть зафиксирован актом приемки или записью в товарно-транспортной накладной. В этом случае непринятый груз возвра­щается перевозчиком поставщику.

В договоре следует предусматривать обязанность срочной за­мены продавцом забракованной продукции или устранения недо­статков по требованию покупателя под угрозой взыскания штра­фа или убытков в твердом размере. Возможно установление в до­говоре иных мер воздействия. При этом следует обучать работни­ков отдела снабжения и других соответствующих служб грамотно применять правовые средства в отношении поставщика недобро­качественных товаров.

По-иному должна вестись работа со смежниками, связи с ко­торыми носят устойчивый характер. Здесь важно при выявлении

5 Правовая рабкта



Правовая работа


14. Правовые средства улучшения качества товаров

отгрузок недоброкачественных ресурсов добиваться от смежника исключения впредь таких нарушений либо подыскивать другого более добросовестного поставщика.

Следует использовать долгосрочные связи для последователь­ного по периодам повышения уровня требований к качеству сы­рья, материалов и комплектующих изделий. Дополнительные тре­бования к качеству должны определяться на основании просьб производственных служб и пожеланий покупателей. В договорах необходимо четко определять такие дополнительные характерис­тики и сроки начала поставки изделий согласно новым требова­ниям. Без подобных мер обычно невозможно добиться улучшения качества конечной продукции.

На юристов ложится также обязанность организации приме­нения мер оперативного воздействия и имущественной ответствен­ности в случаях поступления недоброкачественных материалов и изделий.

Контроль за качеством изготавливаемой продукции, а также за качеством поступающего сырья и материалов в организации обычно осуществляется службой или отделом технического конт­роля (ОТК). Однако служба ОТК не должна действовать изолиро­ванно. В организации должна быть создана и внедрена система кон­троля и правовых мер воздействия, которая срабатывала бы в каж­дом случае выпуска недоброкачественных изделий. Главная цель такой системы - не допустить продажи недоброкачественных то­варов, использования некачественного сырья в производстве, пре­дупредить причиняемые этим потери или добиться их возмеще­ния виновными лицами.

Следует иметь в виду, что все виды контроля за качеством продукции не обеспечат надлежащего результата без реальной за­интересованности в этом деле работников организации. Поэтому требуется разработка специальных поощрительных мер за каче­ство.

Юридическому отделу (юрисконсульту) рекомендуется учиты­вать указанные вопросы при разработке документов правового ха­рактера, регулирующих трудовые отношения в организации (пра­вила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, должностные инструкции и т. п.). Целесообразно, чтобы к подго­товке этих документов были привлечены специалисты заинтере­сованных функциональных подразделений. Следует участвовать в проведении с сотрудниками занятий по изучению установленной системы поощрений за улучшение качества изготавливаемых то­варов. Необходимо также анализировать действенность применяе-


мер стимулирования качества и обеспечивать их совершен­ствование.

Юридическому отделу (юрисконсульту) необходимо добиваться правильного применения трудового законодательства при привле­чении работников организации к дисциплинарной ответственно­сти за выпуск брака и иные нарушения требований к качеству. Нельзя, в частности, применять к нарушителям трудовой дис­циплины меры воздействия, не предусмотренные законодатель­ством. При проверке проекта приказа о наложении дисциплинар­ных взысканий необходимо знакомиться со всеми материалами, касающимися дисциплинарного проступка, и прежде всего с объяснениями лиц, в отношении которых издается приказ.

Немаловажное значение значение в борьбе с выпуском бра­кованного товара имеет взыскание сумм ущерба за брак с винов­ных лиц. Статья 248 ТК РФ сохранила порядок, по которому сум­ма причиненного работником ущерба, не превышающая средне­месячного заработка, удерживается по письменному распоряже­нию руководителя. Распоряжение может быть издано в пределах месяца со дня установления размера ущерба.

1. Применение правовых средств для улучшения качества товаров.

2. Основные направления деятельности юридической службы по повышению качества товаров.

3. Способы определения в договорах требований к качеству из­делий.

4. Материальное стимулирование и материальная ответственность

за качество.



15. Защита прав и законных интересов субъектов


  • IV Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
  • IV. Законодательное обеспечение государственной культурной политики

  • Обеспечение сохранности собственности (имущества) организации следует рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова - это деятельность, в процессе которой используются экономические, организационные, идеологические, правовые средства и способы охраны материальных благ, находящихся в хозяйственном ведении, либо в оперативном управлении государственных предприятий и учреждений или в собственности хозяйственных обществ, товариществ, общественных организаций и т.д. В узком смысле - это организация охраны материальных благ преимущественно правовыми средствами. Суть этой деятельности заключается как в установлении компетентными органами государства управомочивающих, обязывающих и запрещающих норм, так и в применении их в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Заметную роль в данном случае играют аналогичные нормы, но принимаемые и применяемые уже непосредственно в организациях.

    Нарушение вышеназванных норм может повлечь за собой юридическую ответственность, которая применяется на основе специальных норм: уголовно-правовых, административно-правовых, гражданско-правовых и норм трудового права.

    1. Острие правовой работы и ее организация по обеспечению сохранности собственности должно быть направлено на предупреждение правонарушений . Эта работа включает в себя как собственно предупредительную деятельность, так и деятельность по выяснению фактов нарушений законодательства, применения, в случае необходимости, мер юридической ответственности.

    Профилактическая (или предупредительная) деятельность выражается в принятии локальных нормативно-правовых актов (положений, инструкций, стандартов и т.д.), конкретизирующих базовое законодательство в целях надлежащей реализации этих актов, соблюдении порядка приема и перевода материально-ответственных лиц, своевременного заключения с ними договоров о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности. Здесь же большую роль играет договор об охране объектов собственности между организацией и отделом вневедомственной охраны при органах милиции. Сказанное в равной мере относится и к порядку приема продукции и товаров по количеству и качеству, порядку хранения, учета, движения со склада в производство (реализацию) материальных ценностей, организации материального и морального стимулирования работников за экономию материальных ресурсов.

    2. Выявление причин и условий нарушения соответствующего законодательства, самих фактов такого нарушения, пресечение их представляет собой вторую ступень мероприятий по обеспечению сохранности собственности предприятий в процессе производства, хранения, распределения, обмена и потребления. Содержанием этих мероприятий является организация надлежащего контроля за деятельностью как отдельных должностных лиц, в том числе и материально-ответственных, так и структурных подразделений предприятия.

    В случаях выявления материального вреда, вызванного нарушением законодательства, суть правовой работы сводится к правильному и своевременному определению его размера, установлению лиц, виновных в его причинении, а также обязательному его возмещению в соответствии с действующими нормативными актами.

    Особо следует подчеркнуть, что эффективность всей правовой работы по обеспечению сохранности собственности организаций в значительной степени обусловлена стабильной координацией усилий всех субъектов данной деятельности, постоянного и всестороннего анализа практики использования правовых средств, обеспечивающих сохранность собственности предприятий, предупреждающих и пресекающих факты бесхозяйственности

    3. В деле надлежащего обеспечения сохранности собственности организаций в процессе хранения и производства важная роль отводится локальному нормотворчеству. Локальные нормативные акты призваны конкретизировать нормы централизованного законодательства по вопросам обеспечения сохранности имущества применительно к условиям данной организации, устанавливать наиболее оптимальные варианты хранения имущества или его использования в процессе производства, четко определить права и обязанности (функции) соответствующих должностных лиц, подразделений организации и порядок взаимоотношений между ними по хранению и использованию материальных ценностей. Иными словами, локальные нормативные акты устанавливают как бы весь внутренний распорядок в организации по рассматриваемым вопросам. Точным соблюдением этого распорядка должностными лицами и иными подразделениями организации и обеспечивается сохранность собственности такой организации.

    Правила (положения), направленные на сохранность имущества, могут содержаться как в локальных нормативных актах общего характера, так и специального характера. К локальным актам первого порядка следует, например, отнести Правила внутреннего трудового распорядка предприятия, где закрепляются обязанности работников и администрации по обеспечению сохранности материальных ценностей, порядок приема на работу и перевода материально-ответственных лиц. В Положении об оплате труда должна быть отражена организация материального стимулирования работников за экономию материальных ресурсов. Среди специальных локальных нормативных актов нужно выделить стандарты предприятия. К таковым относятся, в частности, стандарты, определяющие порядок приема продукции и товаров по качеству и количеству, порядок хранения, учета, движения со склада в производство материальных ценностей, выпуск и отпуск готовой продукции. Издание локальных нормативных актов - это составная часть правовой работы, осуществляемой администрацией предприятия. Однако важное значение здесь имеет надлежащая организация взаимосвязи и взаимодействия между администрацией и юридической службой. Юридическая служба должна проверять соответствие действующему законодательству проектов локальных нормативных актов, регулирующих вопросы обеспечения сохранности имущества организаций.

    Кроме того, в целях повышения эффективности правовых средств в деле улучшения организации работы по обеспечению сохранности имущества юридической службе совместно с заинтересованными подразделениями необходимо принимать участие в разработке локальных актов, с тем чтобы в указанных документах были предусмотрены различные формы и методы активного использования соответствующими службами всего арсенала правовых средств, особенно по вопросам:

    Организации работы соответствующих подразделений по приемке поступающей продукции и товаров, хранению и учету движения со склада в производство материальных ценностей, выпуска и отпуска готовой продукции;

    Организации работы структурных подразделений по предупреждению хищений, недостач, порчи материальных ценностей;

    Проведения служебных проверок, оформления документов при обнаружении недостач, хищений, порчи материальных ценностей и передачи материалов следственным органам, суду;

    Материального и морального стимулирования работников за экономию материальных ресурсов, обеспечение выпуска продукции высокого качества.

    4. Юридическая служба должна принимать меры по своевременному и обоснованному заключению договоров о полной индивидуальной и коллективной материальной ответственности . Своевременность заключения таких договоров позволяет в случае причинения ущерба полностью его возместить и тем самым восстановить прежнее имущественное положение организации, сохранить целостность имущества организации от гибели, порчи, утраты и т.п.

    5. Необходимым условием обеспечения сохранности имущества и других материальных ценностей, приобретаемых организацией по договорам с другими организациями, является соблюдение установленного порядка приема продукции и товаров по качеству и количеству. Ответственность за строгое соблюдение правил приемки продукции как по количеству, так и по качеству несут лица, уполномоченные на то руководителем организации. Полномочия по приемке могут быть определены в приказе, должностной инструкции работника или выдаваемой доверенности

    В соответствии с Инструкциями о порядке приемки продукции по количеству и качеству, в ходе приема материальных ценностей составляются акты приемки по количеству и качеству, от своевременного и правильного оформления которых во многом зависит сохранность получаемой продукции.

    Одной из важнейших задач этой юрслужбы является также участие в организации изучения действующих правил по приемке продукции по количеству и качеству, особых условий поставки отдельных видов продукции и т.д Таким образом, обеспечение надлежащего порядка приема продукции и товаров в организации является необходимым этапом правовой работы, направленной на охрану имущества.

    6. Следующий этап правовой работы уже непосредственно связан с самим процессом хранения, учета и движения со склада в производство приобретенных или произведенных материальных ценностей.

    Важнейшим условием обеспечения сохранности материальных ценностей в процессе хранения является надлежащая организация сторожевой охраны. Для организации такой охраны организации, как правило, заключают договоры с отделами вневедомственной охраны при районном (городском) отделе внутренних дел.

    7 . Одним из важнейших направлений всей правовой работы по сохранности собственности является организация надлежащего и действенного контроля за состоянием сохранности имущества организациия и по обеспечению соблюдения требований законодательства при списании материальных ценностей.

    Осуществление постоянного и действенного контроля служит необходимым условием своевременного пресечения и выявления фактов злоупотреблений и хищений со стороны соответствующих должностных лиц и рядовых работников, недостач, утраты, гибели материальных ценностей, условий и причин, приведших к таким правонарушениям. Основными видами контроля за сохранностью имущества организаций, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или в собственности хозяйственных товариществ и обществ, являются инвентаризация, ревизия и систематическая отчетность.

    Инвентаризация представляет собой проверку наличия и состояния материальных ценностей по количеству и качеству, а также денежных средств, осуществляемую либо периодически (в плановом порядке), либо в силу чрезвычайных обстоятельств (например, при обнаружении правонарушений). В обычном порядке инвентаризация осуществляется при наступлении установленных законодательством сроков, в случаях смены материально-ответственных лиц или выбытия из коллектива, с которым заключен трудовой договор о коллективной материальной ответственности, более 50% его членов. Аналогичное решение принимается и при заявлении требования о проведении инвентаризации одного или нескольких членов коллектива. Под чрезвычайными обстоятельствами, которые являются основанием для проведения инвентаризации, понимаются такие факты, как хищение, ограбление, разбой, а также случаи пожаров, землетрясений и других стихийных бедствий.

    Инвентаризация в обычном порядке проводится постоянно действующей инвентаризационной комиссией, состав которой рассматривается и утверждается администрацией предприятия. При необходимости назначения инвентаризации в случае обнаружения фактов хищений, пожаров, стихийных бедствий может быть образована специальная инвентаризационная комиссия. По общему правилу в состав этой комиссии включаются компетентные специалисты данной организации.

    К числу основных инвентаризационных действий относится проверка фактического наличия материальных ценностей, то есть в натуре путем их выявления, оценки и сличения с данными бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации отражаются в специальном акте, именуемом протоколом рабочей инвентаризационной комиссии.Данный протокол обязательно подписывается всеми лицами, участвовавшими в инвентаризации, иначе он не будет иметь законную силу.

    Ревизия , как одна из разновидностей контроля за сохранностью имущества организаций, представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности организаций или должностных лиц за определенный период. Различается ревизия документальная и ревизия материальных ценностей, которая перекликается с инвентаризацией.

    Документальная ревизия необходима для определения состояния экономики организацийй, сохранности денежных средств и материальных ценностей. Эта ревизия должна быть обеспечена посредством проверки эффективности использования и хранения материальных, финансовых и трудовых ресурсов, своевременности документального оформления хозяйственных операций, причин образования непроизводительных расходов и потерь. Результаты ревизии должны быть оформлены актом. Требования, предъявляемые к таким актам, аналогичны требованиям, предъявляемым к составлению протоколов рабочей инвентаризационной комиссии.

    В хозяйственных обществах проведение ревизий поручается специальному выборному органу - ревизионной комиссии.

    Следует сказать, что контроль за сохранностью имущества предприятий нельзя ограничивать только инвентаризацией и ревизией. Немаловажное значение имеет организация учета, хранения и движения материальных ценностей, качества и полноты, порядка составления установленной законодательством отчетности.

    Обязанностью юридической службы является дача правовой оценки материалам ревизий, инвентаризаций и отдельных проверок с тем, чтобы обеспечить законность сделанных выводов и предложенийНеобходимым условием обеспечения сохранности имущества организации является надлежащая организация правовой работы по возмещению материального ущерба, причиненного организации.

    8. В содержание данной работы входит деятельность по оформлению материалов о хищениях, растратах, недостачах, порче имущества для передачи их в следственные органы, а в необходимых случаях - в суд. С целью правильного и своевременного оформления таких материалов и документов может быть разработан и принят специальный локальный нормативный акт (положение, инструкция и т.п.) по возложению на виновного лица материальной ответственности, по оказанию юридической службой правовой помощи по вопросам взыскания материального ущерба.

    Подготовка и оформление материалов и документов осуществляется бухгалтерской, финансовой и другими службами предприятия, руководителями производственных подразделений. В юридическом оформлении указанных документов принимает участие и юридическая служба организации.

    Работники юридической службы должны принимать активное участие на всех стадиях правовой работы по возмещению ущерба, причиненного правонарушениями со стороны рабочих и служащих.

    Данную работу необходимо начинать сразу же после обнаружения фактов хищений, растрат, недостач, порчи, утраты имущества предприятия Прежде всего нужно добиться от соответствующих служб, должностных лиц надлежащего документального оформления материалов, подтверждающих и закрепляющих факты хищения, утраты материальных ценностей, принять необходимые меры к добровольному возмещению причиненного ущербаНа юридическую службу возлагается обязанность соответствующим образом оформить имеющиеся материалы о правонарушении, либо для предъявления искового заявления, либо заявления о привлечении к уголовной ответственности.

    Если направленное в следственные органы заявление не повлекло за собой уголовное преследование или если возбужденное дело было прекращено, то тем не менее вопрос о предъявлении гражданско-правового иска не снимается. По этому поводу юрисконсульту надлежит проинформировать руководство организации о целесообразности обращения с иском в суд.

    Юридическая служба призвана также оказывать необходимую правовую помощь администрации организации тогда, когда ущерб взыскивается непосредственно администрацией. Характер указанной помощи сводится к проверке проектов приказов администрации, к установлению соответствия этих документов действующему законодательству, соблюдению сроков и всего порядка привлечения к материальной ответственности по распоряжению администрации.

    9. Эффективность правовой работы по обеспечению сохранности имущества, во многом зависит от систематического и глубокого анализа, обобщения и использования достижений практики в этой работе.

    Суть аналитической работы заключается в тщательном изучении причин и условий, порождающих нарушение права собственности или права оперативного управления (хозяйственного ведения) имуществом.

    В этой связи юридическая служба совместно с другими подразделениями должна не только в целом анализировать и обобщать состояние сохранности имущества организации, но и самым внимательным образом изучать каждое нарушение в отдельности, причины и условия, его вызывающие.

    Если, например, речь идет об имеющихся фактах хищений, то необходимо изучить возможные каналы и способы хищений, на какой стадии хранения и производства материальных ценностей произошло хищение, состояние документации, проверить лиц, имеющих доступ к соответствующему имуществу.

    Большую помощь в осуществлении этих мер способно оказать исследование и анализ данных, имеющихся в актах инвентаризаций, ревизий, отдельных проверок, претензионно-исковых материалах, решениях и определениях судов, сообщениях органов прокуратуры, внутренних дел о фактах хищений, недостач, порчи имущества.

    Результаты анализа и обобщений оформляются в виде справки, заключения, служебной записки, в которых должны содержаться не только сам анализ, но и конкретные предложения по устранению причин и условий, мешающих нормальной сохранности имущества. Если в этом есть необходимость, юридическая служба может высказать предложения о применении мер дисциплинарной ответственности к материально-ответственным и другим должностным лицам.

    Целесообразно итоги анализа и обобщения широко использовать при разработке или корректировке совместных планов комплексных мероприятий, приказов, инструкций, положений, стандартов и других документов, направленных на обеспечение сохранности имущества организации.

    Таким образом, правовая работа по обеспечению сохранности имущества организации включает:

    1. Правовой анализ причин и условий, которые содействуют хищению, недостаче, порче материальных ценностей

    2 .Участие в разработке документов по обеспечению сохранности имущества

    3. Оказание правовой помощи в решении вопросов обеспечения сохранности организации в рамках законодательства

    4. Проведение занятий по вопросам сохранности имущества с работниками организации

    5. Проверка соответствия законодательству проектов договоров о полной материальной ответственности отдельных категорий работников

    6. Участие в проверке по сохранности имущества в организации

    7. Оказание правовой помощи в решении вопросов о возмещении ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц

    8. Участие в подготовке материалов по фактам хищений, недостач и других видов правонарушений, нанесших ущерб организации, и представление их следственным органам

    9. Участие в подготовке материалов, связанных с выплатой возмещений лицам, получившим увечье или повреждение здоровья на производстве.

    Расторжение трудового договора по п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ допустимо лишь со следующими лицами:

    Руководителем организации (филиала, представительства);

    Заместителями руководителя организации (филиала, представительства);

    Главным бухгалтером организации (филиала, представительства).

    Важно! Применение наказания именно в виде увольнения в данном случае является лишь правом работодателя. Поэтому он может ограничиться выговором или замечанием либо вообще не применять взыскание к работнику.

    Уволить данных лиц можно, если одновременно выполняются два условия:

    Принятое ими решение необоснованно. Поскольку в законодательстве не приведены четкие критерии необоснованности, работодатель самостоятельно определяет, какое решение является таковым. Это может быть решение, принятое вне компетенции, без надлежащего анализа ситуации, на основании неполных (неточных) данных, на эмоциональном уровне и т.п.;

    Решение повлекло за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 48 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

    Под ущербом имуществу организации подразумевается реальное уменьшение или ухудшение состояния наличного имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, ответственного за его сохранность), а также осуществление работодателем затрат либо излишних выплат на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. Упущенная выгода не учитывается (ст. 232 ТК РФ). При этом минимальный размер ущерба не установлен.

    При увольнении заместителей руководителя и главных бухгалтеров решение об увольнении вместе с руководителем могут принимать и участники (акционеры) организации или уполномоченный учредительными документами орган (совет директоров, наблюдательный совет и т.п.). На основании данного решения или протокола издается приказ об увольнении.

    Ситуация из практики

    Правомерно ли увольнение заместителя руководителя, заключившего сделку от имени организации с нарушением законодательства?

    Работодатель вправе уволить заместителя руководителя организации за принятие необоснованного решения, если докажет, что именно такое решение повлекло неблагоприятные последствия для организации.

    Согласно п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 при рассмотрении вопроса о том, являлось ли принятое решение необоснованным, необходимо учитывать, наступили ли неблагоприятные последствия именно в результате принятия этого решения и можно ли было их избежать в случае принятия иного. При этом работодатель должен представить подтверждение наступления неблагоприятных последствий. Например, заместитель генерального директора организации самостоятельно принял решение и заключил от имени компании договор купли-продажи акций другой фирмы, хотя для их приобретения необходимо было получить разрешение Федеральной антимонопольной службы. Служба обнаружила нарушение антимонопольного законодательства и наложила на организацию штраф в размере 500 000 руб. В данном случае специально созданная комиссия может принять решение об увольнении заместителя генерального директора за принятие необоснованного решения, повлекшего ущерб имуществу организации.

    Оформление факта выявления последствий принятия необоснованного решения

    Работники организации, как правило, не сами обнаруживают противоправные действия, а получают информацию о них непосредственно из правоохранительных органов или от третьих лиц (например, от аудиторов, проверяющих, надзорных органов и т.п.).

    Если последствия принятия необоснованного решения выявлены работником, то он оформляет на имя руководителя докладную записку, в которой излагает суть произошедшего и обстоятельства, при которых это было обнаружено.

    Данные последствия также могут быть выявлены в ходе инвентаризации и должны быть оформлены актом.

    На основании указанных документов работодатель проводит служебное расследование, задачей которого является установление необоснованности принятого заместителем руководителя или главным бухгалтером решения.

    Создание комиссии для установления необоснованности принятого решения

    Для проведения внутреннего расследования (установления необоснованности принятого заместителем руководителя или главным бухгалтером решения) работодателю рекомендуется подготовить приказ о создании комиссии в составе не менее трех человек. Комиссия формируется из компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства работников. В приказе указываются фамилии и должности работников, входящих в состав комиссии, цель и дата создания комиссии, срок ее действия (он может быть и не ограничен определенным случаем), а также полномочия комиссии (если они не указаны в отдельном локальном нормативном акте работодателя).

    Задачами служебного расследования являются:

    Установление обстоятельств принятия решения (времени, места и способа);

    Установление последствий принятия решения;

    Определение имущества, которому нанесен ущерб;

    Определение стоимости ущерба по расследуемому факту;

    Установление лиц, непосредственно виновных в причинении ущерба;

    Сбор доказательств вины лица, причинившего ущерб;

    Определение возможной меры наказания лица, принявшего необоснованное решение;

    Определение правильных решений;

    Хранение документальных материалов служебных расследований.

    Комиссия вправе требовать объяснения от подозреваемых в проступке работников. Если в ходе расследования от виновного работника была получена объяснительная записка, то требовать ее повторно при применении взыскания не нужно.

    С приказом необходимо ознакомить под роспись всех работников, включенных в комиссию.

    Оформление результатов работы комиссии по установлению необоснованности принятого решения

    Все действия членов комиссии и полученные в ходе расследования сведения оформляются актами, справками, докладными записками, которые прикладываются к материалам расследования.

    Результаты работы комиссии отражаются в соответствующем решении (акте), в котором излагается следующая информация:

    Суть необоснованного решения;

    Обстоятельства принятия решения;

    Последствия принятия решения (причиненный ущерб);

    Вина работника в принятии необоснованного решения;

    Возможная мера наказания лица, принявшего необоснованное решение;

    Взаимосвязь между принятием решения и последствиями.

    При принятии решения комиссия исследует документы, подтверждающие необоснованность решения, повлекшего неблагоприятные для организации последствия: акт ревизионной проверки, инвентаризационную ведомость, отчет руководителя перед участниками (акционерами), решения (протоколы) участников (акционеров), договоры, заключение которых нанесло организации ущерб, приказ, распоряжения работодателя, служебные и докладные записки и т.п. Кроме того, можно рассмотреть свидетельские показания, а также решения суда и других компетентных органов в случае нарушения руководителями закона (Определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 22.03.2005 по делу N 33-2095/2005).

    Решение подписывается членами комиссии. С ним нужно ознакомить работника, в отношении которого проводится расследование, под роспись. При его отказе или уклонении от подписания документа составляется соответствующий акт.

    Важно! Руководитель вправе обжаловать решение об увольнении в суде. Если он сможет обосновать, что, приняв решение, за которое его уволили, минимизировал риск наступления более неблагоприятных последствий, то суд может восстановить его на работе.

    Получение объяснений перед применением взыскания и увольнением за принятие необоснованного решения

    До издания приказа о применении дисциплинарного взыскания за принятие необоснованного решения от работника нужно потребовать письменное объяснение (ст. 193 ТК РФ). Трудовой кодекс РФ не уточняет, в какой именно форме нужно затребовать такое объяснение. Поэтому, если работник готов составить объяснительную записку, письменное требование можно не оформлять. Если же ситуация носит явно конфликтный характер, то данное требование лучше оформить в письменном виде и ознакомить с ним работника под роспись. При его отказе от подписи необходимо составить соответствующий акт.

    Если по истечении двух рабочих дней со дня предъявления требования работник не представил объяснение, то оформляется соответствующий акт (ст. 193 ТК РФ). При наличии такого акта и документа, свидетельствующего о том, что объяснение у работника запрашивалось, издание приказа (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора возможно и без объяснительной записки (ст. 193 ТК РФ).

    Оформление приказа о применении взыскания и приказа (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора за принятие необоснованного решения

    Увольнение за принятие необоснованного решения является одной из форм дисциплинарного взыскания (ч. 3 ст. 192 ТК РФ). В соответствии со ст. 193 ТК РФ применение взыскания должно быть оформлено приказом (распоряжением) работодателя.

    Таким образом, прежде чем издать приказ об увольнении работника, необходимо составить приказ о применении к нему взыскания. Унифицированной формы такого документа нет, поэтому организация разрабатывает ее самостоятельно. В приказе нужно отразить следующие сведения:

    Фамилия, имя, отчество работника;

    Должность работника;

    Структурное подразделение, где работает работник;

    Проступок, который совершил работник, со ссылками на нарушенные пункты договора или должностной инструкции и на документы, подтверждающие это нарушение;

    Обстоятельства совершения проступка, степень его тяжести и вины работника.

    В качестве основания для издания приказа указываются реквизиты акта, докладной записки или другого документа, фиксирующего проступок, объяснительной записки работника или же акта об отказе от представления объяснений.

    После издания приказа о применении взыскания в виде увольнения и ознакомления с ним работника необходимо составить приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (унифицированная форма N Т-8, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1). В нем нужно указать на то, что трудовые отношения прекращаются согласно п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с принятием необоснованного решения. В графе "Основание" следует отразить реквизиты приказа о применении дисциплинарного взыскания.

    С приказом необходимо ознакомить работника под роспись. Если он отказывается от проставления подписи, в приказе делается запись: "С приказом ознакомлен, от подписания отказался" или "Ознакомить под роспись невозможно" (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ).

    Оформление трудовой книжки при увольнении за принятие необоснованного решения

    Сведения об увольнении вносятся в трудовую книжку, при этом указывается на то, что работник увольняется за принятие необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации, по основаниям п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. При получении трудовой книжки он должен расписаться в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (п. 41 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках").

    Оформление личной карточки при увольнении за принятие необоснованного решения

    В личную карточку вносится запись об увольнении за принятие необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации, по основаниям п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. При получении трудовой книжки работник должен расписаться в личной карточке (п. 41 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках").

    Выплаты, которые нужно произвести работнику при увольнении за принятие необоснованного решения

    При увольнении руководителя за принятие необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации, ему нужно выплатить заработную плату за отработанный период, компенсацию за неиспользованный отпуск и иные причитающиеся суммы (премии и т.п.). Выплата производится в день увольнения, которым признается последний рабочий день (ст. ст. 84.1 и 140 ТК РФ).

    Если руководитель в день увольнения не работал, данные суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным соответствующего требования (ст. 140 ТК РФ). При этом Трудовой кодекс РФ не устанавливает форму такого обращения. Значит, достаточно и устного заявления руководителя. В случае спора о размерах сумм, причитающихся руководителю при увольнении, в день увольнения или обращения с соответствующим требованием ему нужно выплатить неоспариваемую сумму (ст. 140 ТК РФ).

    Дисциплинарное взыскание – штука неприятная, бьющая с одинаковой силой и по нервам, и по карману. Как правило, наказанный сотрудник редко бывает удовлетворен и полностью согласен с мерой наказания, очень много вопросов возникает по соответствию наложенного взыскания тяжести нарушения.

    Попробуем внести ясность и разобраться

    В соответствии со ст. 48 Федерального закона № 141-ФЗ нарушением служебной дисциплины признается виновное действие или бездействие, которое выражается в одном (или нескольких) из следующих пунктов:

    • нарушение законодательства Российской Федерации;
    • нарушение должностного регламента (должностной инструкции);
    • нарушение правил внутреннего служебного распорядка;
    • несоблюдение запретов и ограничений, связанных с несением службы в ФПС .

    Отдельная статья закона, а именно ст. 50, предусматривает наказание за несоблюдение ограничений и запретов, требований законодательства и неисполнение обязательств, установленных в целях противодействия коррупции;

    • несоблюдение требований к служебному поведению;
    • неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта, своих служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых или непосредственных руководителей в части исполнения служебных обязанностей.

    Согласно ст. 2 141 Федерального закона РФ дисциплинарные взыскания применяются в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины.

    Виды

    Наказание, оно, конечно, и в Африке наказание, приятного мало. Но все же существует несколько видов дисциплинарных взысканий:

    • Замечание.
    • Выговор.
    • Строгий выговор.
    • Предупреждение о неполном служебном соответствии.
    • Перевод на нижестоящую должность. Как вид дисциплинарного взыскания применяется в двух случаях: во-первых, если сотрудник совершил грубое нарушение дисциплины и во-вторых, если нарушения дисциплины он совершает систематически и имеет при этом письменно наложенное дисциплинарное взыскание.
    • Увольнение со службы. Решение, какой именно вид взыскания будет наложен на сотрудника, принимает руководитель в зависимости от степени тяжести совершенного проступка.

    Грубое нарушение служебной дисциплины

    Что же относится к грубым нарушениям служебной дисциплины?

    На этот вопрос исчерпывающий ответ дает .

    Итак, к грубым нарушениям относятся:

    • несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации;
    • отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени;
    • нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения, а также отказ сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
    • совершение сотрудником виновного действия (или бездействия), вследствие которого было нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и здоровью людей, создание помех в работе, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
    • разглашение сотрудником сведений, составляющих или конфиденциальную информацию, если это опять-таки не тянет на уголовную ответственность;
    • отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования (обследования), если он обязан его пройти;
    • неявка сотрудника без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;
    • умышленное уничтожение или повреждение сотрудником имущества подразделения, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
    • нарушение сотрудником требований охраны труда на службе, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (к тяжким последствиям можно отнести несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
    • совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя;
    • принятие сотрудником необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении подразделения, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу;
    • – сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения. Обратите внимание, грубым нарушением считается даже не сам факт принятия взятки (давайте называть вещи своими именами), а сокрытие информации о ее предложении. То есть, даже если сотрудник честно отказался от предложенной мзды, но не сообщил о том, что к нему с таким предложением обращались, он считается грубо нарушившим служебную дисциплину;
    • публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.
    • утрата, порча, передача другому лицу по вине сотрудника служебного удостоверения, специального жетона с личным номером.

    Если не брать в расчет сотрудников пресс-службы, в служебные обязанности которых входит все вышеперечисленное, то получается, что за любое публичное высказывание в отношение деятельности гос. органов является грубым нарушением дисциплины. Любое – не только с негативной окраской;

    Важно! За каждый случай совершенного нарушения сотрудник может быть наказан только один раз. То есть за одно и то же дважды наказать нельзя. А вот поощрить, к слову, можно сразу несколькими видами, что не может не радовать.

    Но вернемся к наказаниям. Ну, с двумя последними пунктами все понятно – понижение в должности и увольнение – взыскания вполне себе конкретные и ощутимые. А с остальным? Объявили замечание и выговор – чем это может обернуться в конечном итоге? Иначе говоря, какие последствия влечет за собой наложение дисциплинарного взыскания на сотрудника?

    Последствия

    Фамилия сотрудника, на которого наложено взыскание, исключается с Доски Почета, если, конечно, она там до этого присутствовала. Но исключается только в том случае, если это виды взыскания, от 4 до 6 пункта, то есть предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности или увольнение сотрудника МЧС. То есть, если сотрудник, чья фамилия занесена на Доску Почета, совершает проступок, за который наказывается замечанием, выговором, или даже строгим выговором, его фамилия не исключается. (п.4 ст.49 141-ФЗ)

    Сотруднику, на которого наложено взыскание, приостанавливается присвоение очередного . То есть, если на момент присвоения очередного специального звания у сотрудника имеется неснятое взыскание, то звание не присваивается. Как только взыскание будет снято, звание присваивается. Этот пункт не относится только к сотрудникам, которым наложено взыскание в виде замечания.

    Сотрудник, на которого наложено дисциплинарное взыскание, ограничивается в поощрениях. Но в качестве поощрения к такому сотруднику может быть досрочно снято ранее наложенное взыскание.

    Порядок наложения

    Порядок наложения на сотрудника дисциплинарных взысканий определяется ст. 51 141-ФЗ.

    Дисциплинарные взыскания налагаются прямым руководителем, исключение составляют лишь высокие должности, назначение на которые осуществляется Президентом РФ. В этом случае прямому руководителю необходимо проинформировать Президента о наложении взыскания.

    Вернемся теперь к более близким и менее высокопоставленным персонам.

    О наложении взыскания издается приказ руководителя.

    Но до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, который привлекается к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме.

    Если сотрудник отказывается давать объяснение, составляется акт об отказе.

    Также перед наложением дисциплинарного взыскания может быть проведена служебная проверка. Решение о необходимости проведения служебной проверки принимает руководитель.

    Наказание в виде замечания и выговора может быть объявлено публично в устной форме.

    Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности, то есть наказанным, с того дня, когда был издан приказ о наказании или когда было публично объявлено устное наказание.

    Итак, приказ о наказании издан. Наказанный сотрудник должен обязательно быть ознакомлен с приказом, о чем должен написать расписку. Ознакомить с приказом сотрудника следует в пятидневный срок .

    Дисциплинарное взыскание на сотрудника ФПС в случае проведения служебной проверки, должно быть наложено в срок не позднее месяца .

    Срок в пять календарных дней отсчитывается с даты издания приказа, в него не входят следующие периоды:

    • временной нетрудоспособности сотрудника;
    • нахождения его в отпуске;
    • нахождения его в командировке;
    • время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом или время, необходимое для доставки приказа к месту службы сотрудника.

    Если сотрудник отказывается от ознакомления с приказом или уклоняется от него, об этом составляется соответствующий акт.

    Идем далее. В личном деле каждого сотрудника есть раздел «Дисциплинарные взыскания». В данный раздел заносятся взыскания, оформленные в письменной форме. Взыскания, объявленные устно, в личное дело не заносятся.

    Служебная проверка

    Проведение служебной проверки в МЧС России

    Служебная проверка подробно рассматривается в статье 53 141-ФЗ.

    Она, как было сказано выше, проводится по решению руководителя в следующих случаях:

    • необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником проступка;
    • необходимость подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона РФ № 141-ФЗ, а именно ограничений, запретов и обязанностей, связанных со службой в ФПС;
    • по заявлению сотрудника.

    В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать так называемый самоотвод, в виде рапорта с просьбой освободить его от участия в проведении этой проверки.

    Если же заинтересованный сотрудник все-таки принял участие в указанной проверке, то ее результаты считаются недействительными и сроки продлеваются, но не более чем на один месяц.

    Служебная проверка направлена на установление:

    1. Фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка.
    2. Вины сотрудника.
    3. Причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.
    4. Характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка.
    5. Наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в федеральной противопожарной службе.

    У служебной проверки так же есть сроки проведения. Со дня принятия решения о ее проведении до ее завершения не должно пройти более тридцати дней. Больничный, отпуск и командировка в этот срок, конечно, не входят, но здесь еще имеется оговорка «а также время отсутствия сотрудника по иным уважительным причинам».

    По результатам служебной проверки выносится заключение в письменном виде не позднее трех дней после завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем, который принял решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.

    Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка обязан давать объяснения в устной или письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки. Но опять-таки имеется оговорка «если это не связано со свидетельствованием против самого себя», а также имеет право:

    • представлять заявления, ходатайства и иные документы;
    • обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку. То есть, если вдруг ему покажется, что проверку проводят спустя рукава, недостаточно тщательно или наоборот, то он может сообщить об этом руководителю, который инициировал проведение служебной проверки;
    • ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не составляет государственную тайну (может быть и такое);
    • обжаловать заключение по результатам служебной проверки в соответствии со статьей.

    Что должно быть указано в результатах служебной проверки:

    1. Установленные факты и обстоятельства.
    2. Предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания.

    Сроки действия

    Наказания имеют срок действия. Устные взыскания действуют в течение одного месяца со дня его объявления.

    Взыскания, наложенные в письменной форме, действуют в течение одного года со дня наложения.

    По истечении соответствующего периода взыскание считается снятым, если сотрудник за это время не успел получить новое взыскание. Помним, что за одно и то же наказывать дважды нельзя, поэтому новое взыскание должно быть за новый проступок.

    Еще касаемо сроков – дисциплинарные взыскания в виде понижения в должности и увольнения со службы должны быть приведены в действие не позднее двух месяцев со дня наложения взыскания. И опять-таки в этот период не входит время отпуска, нахождения в командировке или больничный.

    Также по срокам поднимается такой вопрос – есть ли у нарушений, условно говоря, «срок давности», или в какой период после совершения проступка сотрудник может быть за него наказан?

    Сроки такие, разумеется, установлены.

    Так, дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда руководителю стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка.

    Если же по совершенному проступку проводится служебное расследование или возбуждено уголовное дело, то срок увеличивается до одного месяца. Точкой отсчета будет дата утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу.

    Но в эти сроки не включаются:

    – периоды временной нетрудоспособности сотрудника;

    – нахождения его в отпуске или в командировке.

    Таким образом, «отсидеться» на больничном, в отпуске или командировке нерадивому сотруднику не удастся.

    Далее. Есть пункт 7 статьи 51 141-ФЗ, который гласит, что нельзя наказать сотрудника за дисциплинарный проступок, если со дня его совершения прошло более полугода. То есть, сотрудник совершил проступок, а руководитель об этом проступке стало известно только через шесть месяцев, то наказывать за этот проступок уже нельзя.

    Иначе дело обстоит с нарушениями, обнаруженными в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности или ревизии. В этом случае наказать нельзя за дисциплинарный проступок, со дня совершения которого истекло более двух лет.

    И опять – в указанные сроки не входит период больничных и отпусков и время производства по уголовному делу.

    Соответствие вида взыскания тяжести проступка

    Взыскание в виде замечания или выговора может быть наложено на сотрудника при малозначительности совершенного им проступка.

    При наложении взысканий, предусмотренных статьями 50 (проступки, связанные с коррупцией) и 84 (увольнение в связи с утратой доверия) 141-ФЗ учитываются следующие факторы:

    • характер совершенного коррупционного правонарушения;
    • степень тяжести нарушения;
    • обстоятельства, при которых было совершено нарушение;
    • соблюдение сотрудником других ограничений и запретов, а также требований, установленных в целях противодействия коррупции;
    • результаты выполнения сотрудником своих служебных обязанностей, предшествующие проступку.

    По вышеуказанным статьям взыскания налагаются на основании доклада о результатах проверки. Проверка должна быть проведена подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы не позднее одного месяца со дня поступления информации о его совершении. Больничные, отпуска и командировки, по традиции, в этот срок не входят.

    Увольнение из ФПС в связи с утратой доверия

    Статья 84 141-ФЗ разъясняет, в каких случаях сотрудник подлежит увольнению в связи с утратой доверия.

    Их, этих случаев, немало:

    • если сотрудник является одной из сторон конфликта интересов и не принимает меры к его урегулированию. Сюда же относится непринятие сотрудником мер к предотвращению такого конфликта. Если руководитель узнал, что у подчиненного сотрудника возникла личная заинтересованность, которая может привести к конфликту интересов, и не принял меры к предотвращению этого, то он также подлежит увольнению в связи с утратой доверия;
    • если сотрудник не представил, представил не полностью или представил заведомо недостоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

    Впечатляет, правда? Так что теперь относитесь к ежегодному заполнению сведений о доходах с особой внимательностью;

    • если сотрудник участвовал на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации;
    • если сотрудник уличен в предпринимательской деятельности;
    • если сотрудник входит в состав органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
    • если сотрудник (или его супруга или несовершеннолетние дети!) имеют счета или вклады в иностранных банках за пределами РФ. О запрете открывать и иметь счета в иностранных банках имеется закон (№ 79-ФЗ от 13.05.13)

    Сотрудник федеральной противопожарной службы, замещающий должность руководителя (начальника), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.

    Порядок обжалования

    Обжалование дисциплинарного взыскания в суде

    Нередки ситуации, когда сотрудник не согласен с наложенным взысканием – считает его несоразмерным своей вине или вообще виноватым себя не считает. В этом случае у него есть право на обжалование дисциплинарного взыскания в соответствии со статьей 73 141-ФЗ.

    Для этого сотрудник пишет рапорт на имя непосредственного руководителя, а при несогласии с его решением – на имя прямого руководителя. Так же сотрудник имеет право обратиться в суд.

    Для обжалования так же есть сроки. Если сотрудник в качестве наказания был уволен и не согласен с этим, то он может обжаловать решение в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

    В остальных случаях действует трехмесячный срок со дня, когда сотрудник узнал о нарушении своих прав.

    Но если срок пропущен по уважительной причине, то руководитель вправе продлить этот срок.

    Рапорт сотрудника должен быть обязательно зарегистрирован в качестве входящего документа. Для того, чтобы обезопасить себя на случай внезапной утраты документа, обычно принято делать копию рапорта, на которой будет проставлен входящий номер, копия остается на руках как свидетельство того, что рапорт действительно был подан и зарегистрирован.

    Рапорт должен быть рассмотрен в течение месяца со дня подачи.

    Решение руководителя может быть обжаловано в суде. В суд необходимо подать в течение десяти дней со дня вручения копии решения сотруднику.


    За принятие необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации могут быть уволены работники, занимающие только определенные трудовым законодательством должности. А именно:
    - руководитель организации (филиала, представительства);
    - заместители руководителя организации (филиала, представительства);
    - главный бухгалтер.
    Сотрудников, занимающих иные должности, уволить по данному основанию нельзя. Это будет незаконно. При этом расторгнуть трудовой договор по данному основанию недопустимо, если сотрудники, занимающие указанные должности, относятся к следующим категориям граждан:
    - беременные женщины;
    - женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
    - одинокие матери, воспитывающие ребенка до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет);
    - работники, воспитывающие ребенка до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет) без матери.
    Об этом сказано в ст. 261 Трудового кодекса РФ.
    Принятие необоснованного решения указанными категориями работников - проступок, за который допустимо наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения. А значит, увольнение проводится и оформляется с соблюдением требований ст. 193 Трудового кодекса РФ. От работника требуется получить письменное объяснение, которое он должен представить в течение двух рабочих дней. Если объяснение не представлено, составляется акт. Также необходимо соблюдать сроки наложения дисциплинарного взыскания, предусмотренные ст. 193 Трудового кодекса РФ.
    Поскольку увольнение в данном случае является мерой дисциплинарной ответственности, издается соответствующий приказ о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения, который составляется в произвольной форме. Сотрудника знакомят с приказом под роспись в течение трех рабочих дней со дня издания приказа (не считая времени отсутствия сотрудника на работе). Если сотрудник отказывается ознакомиться с приказом, составляется акт.
    Само расторжение трудового договора оформляется на основании ст. 84.1 Трудового кодекса РФ приказом об увольнении по форме N Т-8. Каких-либо положений, свидетельствующих о том, что приказ об увольнении и о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения могут быть объединены в один или заменены друг другом, в законодательстве нет. Поэтому следует составлять два отдельных вышеуказанных приказа. В Письме Роструда от 1 июня 2011 г. N 1493-6-1 подтверждено, что в данной ситуации издание двух приказов не является нарушением трудового законодательства.
    В приказе об увольнении в графе "основание (документ, номер, дата)" указываются реквизиты приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения. В графе "основание прекращения (расторжения) трудового договора (увольнения)" указывают: "в связи с принятием работником необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (причину следует указывать конкретно) по основаниям п. 9 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ". Аналогичная запись вносится в трудовую книжку и личную карточку работника.

    Еще по теме 4. Необоснованное решение:

    1. Статья 5.20. Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)