Продажа имущества фгуп военно управление. О высвобождаемом военном имуществе. Высвобождение и реализация

Законодательство не дает четкого определения понятию «военное имущество» или «собственность военной организации». Однако проанализировав военно-правовые нормы, можно прийти к аналогии с термином «материальные средства военной организации», что, возможно, подразумевает под собой применение порядка продажи военного имущества с консервации.

К материальным военным средствам, как правило, относятся: вооружение, техника, имеющая статус боевой, боеприпасы, ракеты и топливо к ним, горючее, специальные жидкости и смазочные материалы, вещевое, химическое и инженерное имущество, продовольствие, казарменно-жилищный фонд, включая сооружения, здания, танкодромы, полигоны, земельные участки, учебные центры и иные виды собственности, которые имеют материальную форму и удовлетворяют потребности войск и вооруженных сил как в военное, так и в мирное время.

Гражданское право, как и военное, не дает определения понятию имущества в военной сфере. Обобщенное понятие имущества в Гражданском кодексе имеет слишком широкое значение, чтобы употреблять его повсеместно.

Как проводятся аукционы по продаже высвобождаемого военного имущества, узнаем из данной статьи.

Режим военного имущества с точки зрения права

Необходимо принять во внимание, что, согласно Гражданскому кодексу, к имущественным отношениям, в основе которых лежит административное подчинение, в том числе и в области обороны, общие нормы законодательства неприменимы, если иное не предусмотрено отдельными статьями. По этой причине важно правильно определить статус имущества (гражданско-правовой или военно-административный).

В силу вышесказанного, режим военного имущества с правовой стороны может осуществляться по нормам не только военного, но и гражданского права. С учетом этого, а также Федерального закона об обороне, имущество всех видов войск, Вооруженных сил и иных формирований и органов относится к собственности государства и находится в его юрисдикции, давая право на оперативное или хозяйственное управление.

Таким образом, военное имущество можно определить следующим образом: это материальные средства, находящиеся в федеральной собственности, использующиеся военными организациями и дающие им право на хозяйственное или оперативное управление, направленное на осуществление потребностей войск и формирований в военное и мирное время.

Если учесть особую деятельность военных организаций, которая осуществляется в государстве и обществе, то можно отметить тот факт, что режим военного имущества с точки зрения права оказывает существенное воздействие на оборотоспособность объектов гражданских прав.

Виды

Данная особенность позволяет выделить несколько видов военного имущества:

  1. Собственность, которая была изъята из эксплуатации. Сюда входят ракетные комплексы, боевые корабли, подводные лодки, самолеты, бактериологическое, ядерное, химическое и другие виды оружия массового поражения.
  2. Оборотоспособное имущество, ограниченное в эксплуатации. К нему относится имущество, которое может быть использовано только при наличии специального допуска.
  3. Имущество неограниченного оборота. К нему относятся предметы мебели, одежды, медикаменты, продовольствие и культтовары.

В зависимости от того, к какому виду относится то или иное военное имущество, распределяются полномочия субъектов правоотношений и определяется степень управления данной собственностью.

Движимое и недвижимое военное имущество

Правовое регулирование военного имущества зависит также от того, о движимой или недвижимой собственности идет речь. Недвижимым обычно называется находящиеся на балансе или прикрепленные к определенным военным организациям складские и казарменно-жилищные здания. Перемещение данных объектов без причинения вреда их прямому назначению не представляется возможным.

Движимым военным имуществом называют все материальные средства организаций, которые передаются им согласно прописанным законом правилам с целью исполнения особых задач, выполняемых для защиты и обороны страны.

Законодательство все еще не разрешило вопрос о государственной регистрации военными формированиями имущественных прав на недвижимую собственность, которая за ними закреплена. Гражданский кодекс предусматривает обязательную регистрацию для любых видов недвижимой собственности и предусматривает занесение информации в единый реестр, получить которую может любое лицо.

Здесь возникает противоречие, поскольку информация о многих военных объектах является секретной и разглашение ее недопустимо. Поэтому на общих основаниях могут быть зарегистрированы только те объекты, которые принимают участие в гражданском обороте, а именно сдаются в аренду и используются в иных целях.

Права собственника военного имущества

К субъектам правоотношений по поводу имущества в военной сфере являются:

  1. Российская Федерация, а конкретно Правительство.
  2. Уполномоченные правительством органы, включая федеральные органы исполнительной власти, министерство имущественных отношений и органы управления в военной области.
  3. Военные организации.

Как было упомянуто, военное имущество принадлежит государству, а права собственника осуществляет правительство и уполномоченные органы. Часть полномочий по управлению имуществом в сфере обороны делегируется нижестоящим органам. Подробные перечни полномочий можно найти в положениях о данных службах, должностных инструкциях и т. д.

Права собственника реализуются Правительством, согласно действующим законам и нормам, как гражданским, так и военно-административным. Права на возможную продажу военного имущества в России, его использование и владение передаются организациям военного направления. Они не просто получают имущество, но и обеспечивают его сохранность и целевое использование. Собственник контролирует данный процесс.

Распоряжение недвижимым имуществом

В список прав, которые осуществляются правительством в отношении военной сферы, входят:

  1. Создание военной организации.
  2. Определение целей и предмета деятельности военной организации.
  3. Реорганизация и ликвидация.
  4. Назначение руководителя.
  5. Получение доли от прибыли, получаемой при использовании имущества организации.

Данные полномочия значительно влияют на режим военного имущества правового характера, определяя его использование и хранение.

Какие соглашения относятся к сделкам по недвижимости?

Закон предусматривает специальную систему совершения сделок по распоряжению военным недвижимым имуществом.

К сделкам такого рода относят:

  1. Сдачу в аренду.
  2. Обременение залогом.
  3. Внесение в уставной капитал товариществ и обществ хозяйственного назначения.
  4. Продажу высвобождаемого военного имущества.

Добро на совершение подобных сделок должно даваться непосредственно Министерством имущественных отношений. Распоряжение теми видами имущества, которые относятся к области хозяйственного ведения, ограничений не накладывается, если это не предусмотрено законом.

Высвобождение и реализация

Правительство устанавливает особый порядок продажи высвобождаемого движимого военного имущества. Боеприпасы и вооружение к данному пункту не относятся.

Федеральные органы исполнительной власти принимают решение о высвобождении и дальнейшей продаже военного имущества на аукционе. Для этого необходим посредник, а именно уполномоченный орган военного управления, который заключает договор с организациями с целью реализации. Определение посредника происходит на конкурсной основе. Кстати, многие ценят то, что было сделано в Советском Союзе, поэтому продажа военного имущество СССР с хранения не потеряло свою актуальность.

Полученные от продажи денежные средства в полном объеме направляются в федеральный бюджет. Из этой суммы оплачивается предреализационная подготовка и сама продажа военного имущества с хранения.

Распоряжение консфикатом

В некоторых ситуациях военное имущество, которое закреплено за определенным предприятием на правах хозяйственного управления, может быть конфисковано по решению собственника. Тогда может произойти продажа списанного военного имущества. Такое военное имущество допустимо использовать только под строго ограниченные цели, которые устанавливаются собственником. Распоряжаться данным видом имущества предприятие не сможет, не заручившись согласием собственника.

Оперативное управление военным имуществом считается производным от права собственности и включает в себя владение, распоряжение и использование. Возможности данного вида управления, однако, более ограничены, чем в праве хозяйственного ведения. Это продиктовано не только законом, но и целями деятельности при использовании военного имущества на правах оперативного управления.

Собственник имеет право на изъятие лишнего, используемого не по назначению или неиспользуемого имущества, а также на продажу военного имущества.

Обладателями права оперативного управления военного имущества могут стать такие юридические лица, как казенные предприятия и учреждения. Для каждой организации предусмотрены свои особенности и порядок продажи военного имущества.

Следует помнить, что право оперативного управления, равно как и право хозяйственного ведения распространяются на продукцию, доходы от использования имущества, а также на собственность, которая была приобретена военной организацией по договору.

Прекращение прав на военное имущество

Аннулирование прав хозяйственного ведения и оперативного управления происходит в установленном законом порядке, равнозначном прекращению права собственности, что отменяет возможную продажу военного имущества. Подобная ситуация может произойти по волеизъявлению собственника или уполномоченного им органа власти.

Причины аннулирования имущественных прав

В военной сфере основаниями для прекращения прав на имущество могут являться:

  1. Использование по целевому назначению в повседневной деятельности, в том числе медикаментов и продовольствия, а также в ходе боевых действий, включая ракеты и боеприпасы.
  2. При утрате имущества в период боевых действий, по халатности или иной неправомерной ситуации.
  3. Как результат участия организации в гражданском обороте в ситуациях, которые предусмотрены законодательством.
  4. В процессе реализации военного имущества в связи с решением, принятым вышестоящими органами управления.
  5. Изъятие уполномоченными вышестоящими органами управления в сфере обороны. Это актуально при переформировании, сокращении, передислокации, ликвидации или снятии материальных средств со снабжения.

Гарантированность имущественного режима

Правовыми гарантиями правового режима имущества являются:

  1. Присутствие особых государственных структур, которые являются юридическими подразделениями вооруженных сил и иных видов войск, органов и формирований, а также военных судов и прокуратуры.
  2. Наличие средств для обеспечения целевого использования и сохранности военного имущества. Право обратиться в суд или военную прокуратуру, а также провести экспертизу проектов, актов и договоров.
  3. Органы военного управления обладают правом на осуществление контроля над выполнением подчиненными правового режима и возможной продажи военного имущества.
  4. Военно-административные нормы являются преобладающими в нормативных актах.
  5. Материальная ответственность военных за ущерб имуществу.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 февраля 2012 г.
Регистрационный N 23150

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1165 "О реализации высвобождаемого движимого военного имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 43, ст. 5213; 2007, N 10, ст. 1240; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3643; N 38, ст. 4313; 2010, N 52 (ч. 1), ст. 7104; 2011, N 42, ст. 5928) приказываю :

1. Утвердить Порядок подготовки и принятия решений о высвобождении и реализации движимого военного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приказу).

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления представить в установленном порядке предложения о внесении изменений в соответствующие правовые акты Министерства обороны Российской Федерации и иные служебные документы в связи с утверждением Порядка подготовки и принятия решений о высвобождении и реализации движимого военного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации.

3. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации согласно Перечню (приложение N 2 к настоящему приказу).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

Министр обороны Российской Федерации
А. Сердюков

Прим. ред.: приказ опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 11, 12.03.2012.

Приложение N 1 к Приказу

Порядок подготовки и принятия решений о высвобождении и реализации движимого военного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Порядок подготовки и принятия решений о высвобождении и реализации движимого военного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации 1 (далее - Порядок) определяет особенности подготовки и принятия решений о высвобождении и реализации движимого имущества, закрепленного в оперативном управлении Вооруженных Сил, а также в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций Вооруженных Сил согласно Перечню высвобождаемого движимого военного имущества (кроме вооружения и боеприпасов), реализуемого федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1165 "О реализации высвобождаемого движимого военного имущества", а также перечень и формы документов, необходимых для принятия решений о высвобождении и реализации движимого имущества.

Порядок не распространяется на случаи, когда бюджетные и автономные учреждения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, самостоятельно распоряжаются имуществом. 2

2. Решение о высвобождении движимого имущества принимается руководителем органа военного управления (либо должностным лицом органа военного управления, назначенным соответствующим руководителем органа военного управления ответственным за организацию реализации высвобождаемого движимого имущества) по согласованию с ГОМУ ГШ (по номенклатуре Генерального штаба Вооруженных Сил) и центральными органами военного управления (по закрепленной за ними номенклатуре).

3. Решение о высвобождении продуктов утилизации вооружения и военной техники дополнительно согласовываются с Департаментом вооружения Министерства обороны.

4. Решения о высвобождении движимого имущества, не выслужившего установленные сроки службы, хранения и не имеющего перспектив применения для обеспечения обороны и безопасности государства, принимаются после исключения такого имущества из состава Вооруженных Сил.

5. Реализация высвобождаемого движимого военного имущества осуществляется:

На внутреннем рынке - на аукционе в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" 3 ;

На внешнем рынке - в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом реализации подлежит высвобождаемое движимое военное имущество, не относящееся к продукции военного назначения.

Реализация высвобождаемого движимого имущества, находящегося за границей, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом законодательства государства, на территории которого это имущество находится, а также норм международного права 4:

ОСК военных округов - в отношении высвобождаемого движимого имущества подчиненных воинских частей;

Специальным ТУИО - в отношении высвобождаемого движимого имущества за исключением высвобождаемого движимого имущества воинских частей, находящихся в подчинении ОСК военных округов.

6. Реализация высвобождаемого движимого имущества осуществляется на основании предписания для передачи на реализацию высвобождаемого движимого имущества на внутреннем (внешнем) рынке, выдаваемого по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку (далее - предписание).

7. Для реализации высвобождаемого движимого имущества ДИО могут привлекаться агенты.

8. ДИО, УГЗ, ДФО, ОСК военных округов и Специальное ТУИО (по высвобождаемому движимому имуществу, находящемуся за границей) являются уполномоченными органами военного управления по вопросам, связанным с высвобождением и реализацией движимого военного имущества (далее - уполномоченные органы).

9. На уполномоченные органы возлагаются следующие функции по высвобождению и реализации движимого имущества:

Методическое руководство вопросами высвобождения и реализации движимого имущества;
рассмотрение подготовленных органами военного управления перечней высвобождаемого движимого имущества, подлежащего реализации, по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку (далее - перечень высвобождаемого движимого имущества);
принятие решений о реализации (снятии с реализации) высвобождаемого движимого имущества;
заключение (расторжение) государственных контрактов на оценку рыночной стоимости высвобождаемого движимого имущества;

выдача предписаний органам военного управления и доведение их до УГЗ, Специального ТУИО (в отношении высвобождаемого движимого имущества, находящегося за границей, за исключением высвобождаемого движимого имущества воинских частей, находящихся в подчинении ОСК военных округов), ДФО, ГОМУ ГШ (по номенклатуре Генерального штаба Вооруженных Сил);
контроль за выполнением выданных предписаний;
уведомление органов военного управления и Специального ТУИО (в отношении высвобождаемого движимого имущества, находящегося за границей, за исключением высвобождаемого движимого имущества воинских частей, находящихся в подчинении ОСК военных округов) о поступлении денежных средств от реализации высвобождаемого движимого имущества на лицевой счет (счета) Министерства обороны в целях организации передачи движимого имущества покупателю;

контроль за подготовкой к реализации высвобождаемого движимого имущества в органах военного управления;

заключение (расторжение) договоров с агентами (в случае привлечения их к реализации высвобождаемого движимого имущества);
прогнозирование объемов поступления денежных средств от реализации высвобождаемого движимого имущества;

Определение оценщика высвобождаемого движимого имущества в порядке, установленном Федеральным законом № 94-ФЗ;
организация и проведение аукционов по продаже высвобождаемого движимого имущества (на внутреннем рынке) на основании предписаний;
определение агента (в случае принятия решения о реализации высвобождаемого движимого имущества с привлечением агентов) в порядке, установленном Федеральным законом № 94-ФЗ;
опубликование и размещение извещений о проведении аукционов, об их изменениях, отмене и об итогах аукционов по реализации высвобождаемого движимого имущества;
заключение договоров о задатке;
предоставление в ДФО соответствующих документов для осуществления централизованных расчетов по возникающим обязательствам;

3) ОСК военных округов (в отношении высвобождаемого движимого имущества подчиненных воинских частей) и Специальное ТУИО (в отношении высвобождаемого движимого имущества, за исключением высвобождаемого движимого имущества воинских частей, находящихся в подчинении ОСК военных округов) в отношении высвобождаемого движимого имущества, находящегося за границей:

Организация и проведение аукционов по продаже высвобождаемого движимого имущества на основании предписаний;
заключение (расторжение) договоров купли-продажи высвобождаемого движимого имущества;
контроль за перечислением денежных средств от реализации высвобождаемого движимого имущества на лицевые счета Министерства обороны;
предоставление в ДФО сведений, необходимых для правильного и своевременного расчета налоговой базы по соответствующим налогам;
организация осмотра и контроль за выдачей покупателям высвобождаемого движимого имущества;

Ведение бюджетного, налогового учета по средствам, поступающим на лицевой счет (счета) Министерства обороны от реализации высвобождаемого движимого имущества;
предоставление в УГЗ сведений о поступлении денежных средств в счет оплаты участниками торгов задатков;
предоставление в ДИО сведений, подтверждающих факт поступления денежных средств в счет оплаты покупателями высвобождаемого движимого имущества;
осуществление платежей (в том числе уплата налогов и сборов), связанных с реализацией высвобождаемого движимого имущества.

10. На органы военного управления при высвобождении и реализации движимого имущества возлагается:

Определение движимого имущества, подлежащего высвобождению;
принятие решений о высвобождении движимого имущества;
планирование, организация и контроль за подготовкой к реализации высвобождаемого движимого имущества в подчиненных воинских частях;
согласование проектов перечней высвобождаемого движимого имущества с ГОМУ ГШ (по номенклатуре Генерального штаба Вооруженных Сил) и центральными органами военного управления (по закрепленной за ними номенклатуре);
организация доступа к высвобождаемому движимому имуществу;
ведение учета необходимых документов по вопросам реализации высвобождаемого движимого имущества;
организация и контроль за передачей высвобождаемого движимого имущества покупателям после выполнения им условий сделки.

11. На воинские части при высвобождении и реализации движимого имущества возлагается:

Организация работ по подготовке к реализации движимого имущества;
осуществление допуска для осмотра высвобождаемого движимого имущества;
обеспечение охраны и сохранности высвобождаемого движимого имущества;
передача высвобождаемого движимого имущества покупателю после выполнения им условий сделки.


II. Планирование реализации высвобождаемого движимого имущества

12. Орган военного управления на основании планируемых организационно-штатных мероприятий, итогов инвентаризации движимого имущества, планов обеспечения материальными средствами разрабатывает предложения по реализации высвобождаемого движимого имущества (по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку) с приложением сводных перечней движимого имущества, подлежащего высвобождению (по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку), согласованных с центральными органами военного управления (по закрепленной за ними номенклатуре) и ГОМУ ГШ (по номенклатуре Генерального штаба Вооруженных Сил), и до 1 декабря текущего года направляет в ДИО.

Одновременно с предложениями по реализации высвобождаемого движимого имущества (с приложением сводных перечней движимого имущества, подлежащего высвобождению) в ДИО направляются их копии в электронном виде.


III. Подготовка и принятие решения о высвобождении движимого имущества

13. Довольствующие органы видов Вооруженных Сил, военных округов, родов войск Вооруженных Сил для высвобождения движимого имущества на основании сведений подчиненных воинских частей направляют проекты перечней высвобождаемого движимого имущества 5 , согласованные с организационно-мобилизационными органами, для дальнейшего согласования с центральными органами военного управления (по закрепленной за ними номенклатуре).

Довольствующие органы видов Вооруженных Сил, родов войск Вооруженных Сил, центральные органы военного управления согласовывают проекты перечней высвобождаемого движимого имущества с довольствующей службой военного округа (по закрепленной номенклатуре), на территории которого расположены воинские части, движимое имущество которых подлежит высвобождению.

14. Центральные органы военного управления рассматривают подготовленные довольствующими органами видов Вооруженных Сил, военных округов, родов войск Вооруженных Сил (подготавливают) проекты перечней высвобождаемого движимого имущества, согласовывают их с ГОМУ ГШ (по номенклатуре Генерального штаба Вооруженных Сил), Специальным ТУИО (по высвобождаемому движимому имуществу, находящемуся за границей, за исключением высвобождаемого движимого имущества воинских частей, находящихся в подчинении ОСК военных округов) и направляют в главные командования видов Вооруженных Сил, ОСК военных округов, командования родов войск Вооруженных Сил (по воинским частям центрального подчинения после утверждения направляют в ДИО).

Главные командования видов Вооруженных Сил, ОСК военных округов, командования родов войск Вооруженных Сил рассматривают согласованные перечни высвобождаемого движимого имущества и после утверждения направляют их в ДИО.

15. Перечень высвобождаемого движимого имущества утверждается руководителем органа военного управления, (должностным лицом органа военного управления, назначенным соответствующим руководителем органа военного управления ответственным за организацию реализации высвобождаемого движимого имущества), подписывается начальником соответствующего довольствующего органа, начальником органа реализации и заверяется печатью установленного образца.

Одновременно с перечнем высвобождаемого движимого имущества в ДИО направляется его копия в электронном виде.


IV. Подготовка и принятие решения о реализации высвобождаемого движимого имущества

16. ДИО проводит проверку перечней высвобождаемого движимого имущества на соответствие требованиям настоящего Порядка и направляет в УГЗ проекты согласованных документов (в том числе проекты документации, государственного контракта и технические задания) и их копии на магнитных (электронных) носителях для отбора на конкурсной основе оценщика для определения рыночной стоимости высвобождаемого движимого имущества.

17. УГЗ в течение трех рабочих дней после получения необходимой для размещения заказа документации организует проведение торгов или запроса котировок на оказание услуг по оценке высвобождаемого движимого имущества в порядке, установленном Федеральным законом № 94-ФЗ.

После завершения процедуры определения победителя торгов или запроса котировок на оказание услуг по оценке высвобождаемого движимого имущества два экземпляра протокола в течение рабочего дня, следующего за днем их подписания, направляются в ДИО.

ДИО в сроки, установленные Федеральным законом № 94-ФЗ, заключает с оценщиком (победителем торгов или запроса котировок на оказание услуг по оценке высвобождаемого движимого имущества) государственный контракт.

18. ДИО в течение десяти рабочих дней с момента получения отчета об оценке рыночной стоимости высвобождаемого движимого имущества (далее - отчет) организует его проверку на соответствие законодательству Российской Федерации в сфере оценочной деятельности, техническому заданию на проведение оценки и при отсутствии замечаний подписывает с оценщиком акт сдачи-приемки выполненных работ.

19. В случае проведения работ по оценке высвобождаемого движимого имущества единственным исполнителем, оказывающим услуги по определению рыночной стоимости высвобождаемого движимого имущества, ДИО направляет ему задание (техническое задание) на проведение оценки рыночной стоимости высвобождаемого движимого имущества.

20. После принятия отчета и подписания с оценщиком акта сдачи-приемки выполненных работ ДИО в течение десяти рабочих дней готовит предписание и направляет:

По одному экземпляру предписания в УГЗ, орган военного управления, представивший перечень высвобождаемого движимого имущества, в Специальное ТУИО (по высвобождаемому движимому имуществу, находящемуся за границей, за исключением высвобождаемого движимого имущества воинских частей, находящихся в подчинении ОСК военных округов), агенту (в случае привлечения агента к реализации высвобождаемого движимого имущества);
по одной копии предписания в ДФО, ГОМУ ГШ (по номенклатуре Генерального штаба Вооруженных Сил).

Одновременно с предписанием в УГЗ направляется его копия в электронном виде.

21. УГЗ в течение пяти рабочих дней после получения предписания готовит и размещает извещение о проведении аукциона по реализации высвобождаемого движимого имущества.

В день подведения итогов аукциона по реализации высвобождаемого движимого имущества УГЗ направляет оригинал протокола об итогах проведения аукциона в ДИО.

В течение двух рабочих дней, следующих за днем подведения итогов аукциона, УГЗ направляет в ДФО соответствующие документы для осуществления централизованных расчетов по возникающим в связи с организацией указанного аукциона обязательствам.

22. ДИО в течение пяти дней со дня подведения итогов аукциона заключает с покупателем высвобождаемого движимого имущества договор купли-продажи, копию которого не позднее дня, следующего за днем заключения договора, направляет в ДФО.

23. В случае признания аукциона по реализации высвобождаемого движимого имущества несостоявшимся УГЗ в течение пяти рабочих дней с даты утверждения протокола о признании аукциона несостоявшимся, но в пределах срока действия предписания, готовит и размещает извещение о проведении повторного аукциона по реализации высвобождаемого движимого имущества.

24. ОСК военного округа либо Специальное ТУИО после получения предписания организует и проводит аукцион по продаже высвобождаемого движимого имущества, находящегося за границей, заключает с покупателем высвобождаемого движимого имущества договор купли-продажи (в течение пяти дней с даты проведения аукциона), экземпляр которого (заверенную копию) не позднее дня, следующего за днем заключения договора, направляет в ДИО и ДФО.

25. ДФО в течение двух рабочих дней после поступления выписки из лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого Министерству обороны, счета Министерства обороны в кредитной организации, подтверждающей факт зачисления денежных средств, поступивших в оплату договора купли-продажи высвобождаемого движимого имущества, направляет в ДИО уведомление о поступлении денежных средств от реализации высвобождаемого движимого имущества на лицевой счет (счета) Министерства обороны по форме согласно приложению № 5 к настоящему Порядку (далее - уведомление о поступлении денежных средств).

26. В течение трех рабочих дней после получения уведомления о поступлении денежных средств ДИО направляет в соответствующий орган военного управления либо Специальное ТУИО копию договора купли-продажи высвобождаемого движимого имущества и выписку из уведомления о поступлении денежных средств (заверенную копию).

Специальное ТУИО в течение трех рабочих дней после получения уведомления о поступлении денежных средств направляет в соответствующий орган военного управления копию договора купли-продажи высвобождаемого движимого имущества и выписку из уведомления о поступлении денежных средств (заверенную копию).

27. Орган военного управления в течение пяти дней после получения выписки из уведомления о поступлении денежных средств и копии договора купли-продажи высвобождаемого движимого имущества направляет предписание в довольствующий орган, представивший высвобождаемое движимое имущество на реализацию.

Довольствующий орган в пятидневный срок с момента получения предписания направляет в соответствующие воинские части и покупателю наряды (разнарядки) или иные распорядительные документы на передачу высвобождаемого движимого имущества, оформленные по установленной форме учета вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах.

28. Воинские части в трехдневный срок после передачи высвобождаемого движимого имущества покупателю направляют довольствующему органу исполненный наряд (разнарядку) или иной распорядительный документ и копию акта приема-передачи высвобождаемого движимого имущества (далее - документы, подтверждающие факт передачи высвобождаемого движимого имущества покупателю).

Довольствующий орган в трехдневный срок направляет копии документов, подтверждающих факт передачи высвобождаемого движимого имущества покупателю, в органы реализации.

Орган реализации в течение трех дней после получения документов, подтверждающих факт передачи высвобождаемого движимого имущества покупателю, либо окончания срока действия предписания представляет в ДИО, ДФО, Специальное ТУИО (в отношении высвобождаемого движимого имущества, находящегося за границей, за исключением высвобождаемого движимого имущества воинских частей, находящихся в подчинении ОСК военных округов) и ГОМУ ГШ (по номенклатуре Генерального штаба Вооруженных Сил) уведомление о фактическом исполнении предписания по форме согласно приложению № 6 к настоящему Порядку, к которому прилагает заверенные копии документов, подтверждающих факт передачи высвобождаемого движимого имущества покупателю.

В отношении высвобождаемого движимого имущества, не реализованного в течение срока действия предписания, представляются предложения по его дальнейшему использованию (по актуализации рыночной стоимости и реализации, по представлению на реализацию в виде запасных частей, по списанию по актам технического состояния, утилизации).

ДФО после получения уведомления о фактическом исполнении предписания и заверенных копий документов, подтверждающих факт передачи высвобождаемого движимого имущества покупателю, выдает покупателю счет-фактуру.

29. В случае отказа покупателя от получения высвобождаемого движимого имущества орган военного управления (за исключением ОСК военных округов в отношении высвобождаемого движимого имущества подчиненных воинских частей, находящегося за границей) направляет уведомление об отказе покупателя от получения высвобождаемого движимого имущества по форме согласно приложению № 7 к настоящему Порядку (далее - уведомление об отказе) в ДИО либо Специальное ТУИО (в отношении высвобождаемого движимого имущества, находящегося за границей, за исключением высвобождаемого движимого имущества воинских частей, находящихся в подчинении ОСК военных округов) для последующего расторжения договора купли-продажи высвобождаемого движимого имущества.

ОСК военного округа либо Специальное ТУИО после расторжения договора купли-продажи высвобождаемого движимого имущества, находящегося за границей, направляет в ДИО, ДФО и ГОМУ ГШ (по номенклатуре Генерального штаба Вооруженных Сил) заверенные копии уведомления об отказе и документов о расторжении договора купли-продажи с покупателем.

ДИО (на внутреннем рынке) после расторжения договора купли-продажи высвобождаемого движимого имущества направляет ДФО и ГОМУ ГШ (по номенклатуре Генерального штаба Вооруженных Сил) заверенные копии уведомления об отказе и документов о расторжении договора купли-продажи с покупателем.


V. Снятие высвобождаемого движимого имущества с реализации

30. Высвобождаемое движимое имущество, на которое не заключены (расторгнуты) договоры купли-продажи, снимается с реализации по решению ДИО (в том числе по представлению органов военного управления).

31. Высвобождаемое движимое имущество, в отношении которого заключены договоры купли-продажи, снятию с реализации не подлежит.

32. В случае если реализация высвобождаемого движимого имущества осуществляется через агентов возможность снятия его с реализации определяется в договорах на реализацию высвобождаемого движимого имущества.

1 Далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; движимое военное имущество Вооруженных Сил Российской Федерации (кроме вооружения и боеприпасов) - движимым имуществом; движимое имущество, в отношении которого принято решение о высвобождении, - высвобождаемым движимым имуществом; Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации - ДИО; Федеральное бюджетное учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Специальное ТУИО; Управление государственного заказа Министерства обороны Российской Федерации - УГЗ; Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - ДФО; Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - ГОМУ ГШ; главные командования видов Вооруженных Сил Российской Федерации, объединенные стратегические командования (ОСК) военных округов, командования родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, центральные органы военного управления, осуществляющие высвобождение движимого имущества, - органами военного управления; воинские части и организации Вооруженных Сил - воинскими частями; подразделения органов военного управления, на которые возлагаются функции по обеспечению высвобождения и передаче высвобождаемого движимого имущества покупателю, - органами реализации; Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30 (ч. 1), ст. 3105; 2006, № 1, ст. 18; № 31 (ч. I), ст. 3441; 2007, № 17, ст. 1929; № 31, ст. 4015; № 46, ст. 5553; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 49, ст. 5723; 2009, № 1, ст. 16, 31; № 18 (ч. 1), ст. 2148; № 19, ст. 2283; № 27, ст. 3267; № 29, ст. 3584, 3592, 3601; № 48, ст. 5711, 5723; № 51, ст. 6153; № 52 (ч. 1), ст. 6441; 2010, № 19, ст. 2286, 2291; № 31, ст. 4209; № 45, ст. 5755; 2011, № 15, ст. 2029; № 17, ст. 2320; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4291) - Федеральным законом № 94-ФЗ; лица, привлекаемые для реализации высвобождаемого движимого имущества в порядке, установленном Федеральным законом № 94-ФЗ, - агентами; саморегулируемая организация оценщиков - оценщиком; лицо, выигравшее аукцион по реализации высвобождаемого движимого имущества, - покупателем.

2 Статья 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; 1996, № 9, ст. 773; № 34, ст. 4026; 1999, № 28, ст. 3471; 2001, № 17, ст. 1644; № 21, ст. 2063; 2002, № 12, ст. 1093; № 48, ст. 4737; 2003, № 2, ст. 167; № 52 (ч. 1), ст. 5034; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3233; 2005, № 1 (ч. 1), ст. 18, 39; № 27, ст. 2722; № 30 (ч. 2), ст. 3120; 2006, № 2, ст. 171; № 3, ст. 282; № 23, ст. 2380; № 27, ст. 2881; № 31 (ч. 1), ст. 3437; № 45, ст. 4627; № 50, ст. 5279; № 52 (ч. 1), ст. 5497, 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; № 7, ст. 834; № 27, ст. 3213; № 31, ст. 3993; № 41, ст. 4845; № 49, ст. 6079; № 50, ст. 6246; 2008, № 17, ст. 1756; № 20, ст. 2253; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 1), ст. 3597; (ч. 2), ст. 3617; 2009, № 1, ст. 14, 19, 20, 23; № 7, ст. 775; № 26, ст. 3130; № 29, ст. 3582, 3618; № 52 (ч. 1), ст. 6428; 2010, № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4163; 2011, № 7, ст. 901; № 15, ст. 2038).

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 4, ст. 251; 2003, № 9, ст. 805; 2005, № 19, ст. 1750; № 25, ст. 2425; № 30 (ч. 1), ст. 3101; № 52 (ч. 2), ст. 5602; 2006, № 1, ст. 10; № 2, ст. 172; № 17 (ч. 1), ст. 1782; № 31 (ч. 1), ст. 3454; № 52 (ч. 2), ст. 5504; 2007, № 7, ст. 834; № 18, ст. 2117; № 21, ст. 2455; № 31, ст. 4009; № 46, ст. 5557; № 49, ст. 6079; 2008, № 20, ст. 2251, 2253; № 30 (ч. 1), ст. 3615; (ч. 2), ст. 3616, 3617; 2009, № 19, ст. 2279; № 29, ст. 3618; 2010, № 23, ст. 2788; № 48, ст. 6246; 2011, № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4292; № 30 (ч. 1), ст. 4562, 4568).

4 Пункт 6 Правил высвобождения и реализации движимого военного имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1165 "О реализации высвобождаемого движимого военного имущества".

5 В проекты перечней высвобождаемого движимого имущества, подготовленные довольствующими органами военных округов, включается также движимое имущество, на обеспечение которым в данном военном округе зачислены воинские части, подчиненные главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим родами войск Вооруженных Сил, руководителям центральных органов военного управления.

Приложение N 2 к Приказу

Перечень приказов Министра обороны Российской Федерации, признанных утратившими силу

1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 20 апреля 2002 г. N 155 "О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1165 "О реализации высвобождаемого движимого военного имущества" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 мая 2002 г., регистрационный N 3450).

2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. N 577 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 20 апреля 2002 г. N 155" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 января 2009 г., регистрационный N 13135).

3. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. N 545 "Об организации проведения в Министерстве обороны Российской Федерации конкурсов по отбору организаций, через которые будет осуществляться реализация высвобождаемого движимого военного имущества" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2008 г., регистрационный N 11093).

Доля военных расходов в экономике нашей страны всегда составляла внушительную часть бюджета. Для оборонки делалась всего много и хорошего качества. Часть материальных ресурсов использовалось по назначению, часть отправляли на склады храниться на случай войны. Самой высокой сохранностью обладает так называемая законсервированная военная техника или имущество первой категории сохранности. Консервация это не просто хранение, но и поддержание имущество полном рабочем состоянии, постоянный контроль и обслуживание.

За годы склады Минобороны оказались заполненными военной амуницией старого образца, техникой, запчастями, горюче-смазочными материалами. Каждый год на вооружение поступает все более новое вооружение, а старое теряет свою актуальность. Реализация военной техники с консервации происходит через аукционы. Из-за большого количества структур в системе Минобороны, эти аукционы бывают самыми разными:

На всех аукционах по продаже военного имущества 90% лотов однотипные:

  • Грузовики ЗИЛ – 131
  • Грузовики Урал – 4320 и ГАЗ – 66
  • Легковые Автомобили УАЗ – 469
  • Автоцистерны
  • Походные кухни
  • Термосы
  • Сапоги кирзовые, ботинки хромовые
  • Телогрейки, куртки, кителя, пилотки
  • Шаровары
  • Запчасти
  • Лом черных и цветных металлов
  • Солярка и различные ГСМ
  • Очень редко бывают поезда, самолеты, вертолеты, катера

Более чем половине случаев реализуемая техника относится к пятой категории, т.е. отслужившей свой ресурс. Продажи законсервированных транспортных средств проходят в виде исключений и собирают много желающих ее приобрести. В среднем, цены на УАЗ 469 с консервации начинаются от 50 тысяч, в ходе торгов доходят до 120 – 170 тысяч. Следует также учесть, что часть военных машин продаются без ПТС, что влечет за собой дополнительные расходы при постановке на учет.

Приобрести военную технику можно и через фирмы посредники. В этом случае стоимость возрастает на треть. В то же время можно попробовать завести автомобиль, посмотреть какие документы есть в наличии, оформить покупку за один день.

В июне на территории парка «Патриот» откроется аукцион по продаже движимого имущества Минобороны, выработавшего срок своей службы и более не пригодного для использования в армии. Всего на торги будет выставлено 94 лота общей численностью в 1170 единиц различной военной техники — груз​овые автомобили, железнодорожная техника, дизель-электростанции, кунги, катера, плавучие причалы и др. По словам представителя ведомства, приобрести это имущество смогут как юридические, так и физические лица. В дальнейшем предполагается проводить подобные аукционы регулярно. РБК представляет некоторые лоты первого июньского аукциона, приуроченного к проведению форума «Армия-2015».

Прицепная кухня КП-2-48 — 1 ед., 1985 г .в.

4-я категория

Местонахождение:

Начальная цена продажи: 85 162 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Переносная кухня ОПК-75т — 1 ед., 1958 г .в.

Качественное (техническое) состояние: 2-я категория

Местонахождение: п . Монино Московской области

Начальная цена продажи: 17 271 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Кипятильник ПНК-2 — 2 ед., 1971 г .в.

Качественное (техническое) состояние: 2-я категория

Местонахождение: Склад БКХ, п . Монино Московской области

Начальная цена продажи: 464 497 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

ПЦ-6,7-8925 — 1 ед., 1978 г .в.

Качественное (техническое) состояние: 5-я категория, технически не исправны

Процент износа: 85

Местонахождение: Наро -Фоминск

Начальная цена продажи: 37 133 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Пассажирский вагон- салон («Вагонбау Аммендорф ») — 1 ед., 1998 г .в.

Качественное (техническое) состояние: исправное техническое состояние с просроченными плановыми видами ремонта

Местонахождение: п . Загорянский Московской области

Начальная цена продажи: 8 226 087 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Тепловоз маневровый ТЭМ-2 зав. № 5954, 1978 г .в.

Качественное (техническое) состояние: технически не исправен

Местонахождение: Сергиев Посад

Начальная цена продажи: 2 622 760 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Траншейная машина ТМК-2 — 1 ед., 1985 г .в.

Качественное (техническое) состояние: 5-я категория

Местонахождение: Санкт-Петербург

Начальная цена продажи: 222 750 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Тепловоз маневровый ТЭМ-2 , 1975 г .в.

Качественное (техническое) состояние: неудовлетворительное

Местонахождение: Иркутск-45

Начальная цена продажи : 1 050 573 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Плавучий причал типа ПМ- 61М, ППР-194 (один понтон), 1978 г .в.

Плавучий причал типа ПМ- 61М, ППР-21 (три понтона), 1978 г .в.

Плавучий причал типа ПМ- 61М, ППР-119 (один понтон), 1979 г .в.

Качественное (техническое) состояние: 5-я категория, не комплект

Местонахождение: Балтийск

Начальная цена продажи: 6 226 250 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Кунги К-131 (без шасси) — 76 ед., 1976-1982 г .в.

Качественное (техническое) состояние: 5-я категория

Местонахождение: г . Кропоткин Краснодарского края

Начальная цена продажи: 2 915 588 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Тепловоз маневровый ТЭМ-2, 1978 г .в.

Качественное (техническое) состояние: удовлетворительное

Процент износа: 55

Местонахождение: г . Лесной-4 Свердловской области

Начальная цена продажи: 4 723 907 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Дизельная электростанция 5Е96 — 2 ед., 1979 и 1985 г .в.

Дизельная электростанция 5Е97 — 2 ед.,1979 г .в.

Качественное (техническое) состояние: 5-я категория

Местонахождение: Ржев

Начальная цена продажи: 1 108 444 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

КУНГ 702 — 2 ед., 1979 г .в.

Качественное (техническое) состояние: 5-я категория

Местонахождение: Ржев

Начальная цена продажи: 386 786 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Установка агрегата АД-30- Т/230-Ч/400 — 2 ед., 1980 г .в.

Качественное (техническое) состояние: 5-я категория

Местонахождение: г . Вышний Волочек -5

Начальная цена продажи: 124 153 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Вагон В-60 без основного оборудования — 16 ед., 1976-1981 г .в.

Качественное (техническое) состояние: неудовлетворительное

Местонахождение: Комсомольск-на-Амуре

Начальная цена продажи: 5 752 278 руб.