Публичные призывы к нарушению территориальной целостности рф. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации. Нарушается

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ).

Объективная сторона преступления выражается в призывах к осуществлению экстремистской деятельности.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в ст. 1 признает экстремистской деятельностью (экстремизмом):

1) насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;

2) публичное оправдание терроризма и иной террористической деятельности;

3) возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

4) пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

5) нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

6) воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

7) воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

8) совершение преступлений по мотивам, указанным в п. «е» ч. 1 ст. 63 УК;

9) пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

10) публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

11) публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

12) организацию и подготовку указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

13) финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг’.

Таким образом, содержанием публичных призывов в смысле ст. 280 УК является облеченное в любую форму обращение, адресованное к другим лицам и направленное на побуждение их к модели поведения, компоненты которой представлены выше1 2. Квалифицируя содеянное, следует учитывать, что ст. 280 УК предусмотрена ответственность лишь за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности и т.д., либо информации, оправдывающей такую деятельность, надлежит квалифицировать по ст. 282 УК при наличии иных признаков этого состава преступления. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности в силу предписаний ч. 3 ст. 17 УК подлежат уголовно-правовой оценке не по ст. 280 УК, а в зависимости от обстоятельств дела по ч. 1 или 2 ст. 2052 УК (п. 5 пост. № 11 ПВС от 28 июня 2011 г.).

Состав преступления формальный. Оно окончено с момента выражения в той или иной форме публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

Квалифицирует деяние его совершение с использованием определенных средств, а именно средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет (ч. 2 ст. 280 УК).

Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ).

Объективная сторона преступления выражается в призывах к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ. Призыв - это обращение, облеченное в любую форму, адресованное к другим лицам и направленное на побуждение их к соответствующей модели поведения. Названные действия совершаются для того, чтобы сформировать в сознании людей сепаратистские настроения, породить стремление и желание их реализации в конкретной деятельности, способной привести к нарушению территориальной целостности государства.

Форма выражения призывов может быть различной: высказывания, выступления на собраниях, митингах, демонстрациях; выставление лозунгов, плакатов, распространение буклетов, брошюр, листовок и др. Но какой бы ни была эта форма, она должна обеспечивать такое свойство призывов, как публичность. Собственно, ее можно рассматривать как способ совершения рассматриваемого посягательства, имеющий многообразные проявления. Публичность означает, что призывы всегда имеют явный, открытый характер, обращены к неопределенному кругу лиц, по содержанию представляют собой абстрактные высказывания, побуждающие окружающих к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности РФ. Если они обращены к индивидуально определенным лицам и имеют целью склонение их к конкретным действиям, то при наличии иных указанных в законе обстоятельств это может расцениваться как подстрекательство к вооруженному мятежу.

Состав преступления формальный. Оно окончено с момента выражения в той или иной форме публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ.

Субъективная сторона посягательства характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Квалифицирует деяние его совершение с использованием определенных средств, а именно средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет (ч. 2 ст. 2801 УК).

Диверсия.

Диверсия (ст. 281 УК РФ).

Дополнительными объектами преступления выступают жизнь и здоровье личности, отношения собственности, нормальная деятельность предприятий, учреждений, организаций.

Предмет преступления - предприятия (заводы, фабрики, торговые предприятия); сооружения (здания учреждений, организаций, аэропорты, порты, склады, плотины, трубопроводы, электростанции и т.д.); объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства (мосты, шоссейные дороги, железнодорожные пути, тоннели, различные виды транспорта и др.), средства связи (линии электропередач, объекты, обеспечивающие телефонную, телеграфную, радиосвязь и др.), объекты жизнеобеспечения населения (источники водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, коммунальнобытовые объекты и т.п.). Форма собственности, которую олицетворяет тот или иной объект, на признание его предметом преступления не влияет.

Объективная сторона выражается в альтернативных действиях: взрыве, поджоге и иных действиях, направленных на разрушение или повреждение перечисленных предметов преступления.

Состав преступления формальный. Оно окончено с момента совершения указанных действий независимо от того, были ли разрушены или повреждены указанные объекты.

Субъективная сторона посягательства характеризуется прямым умыслом. Конструктивным признаком состава является цель подрыва экономической безопасности или обороноспособности страны. Ее установление позволяет отграничивать диверсию от посягательств, предусмотренных ч. 2 ст. 167 и ст. 205 УК.

Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Квалифицирующими признаками I степени являются совершение преступления организованной группой (п. «а» ч. 2 ст. 281 УК); причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий (п. «б» ч. 2 ст. 281 УК). При наличии второго и третьего из названных обстоятельств состав диверсии является материальным. Обе категории - и значительный имущественный ущерб, и иные тяжкие последствия - являются оценочными. Их установление - вопрос факта. К иным тяжким последствиям можно, в частности, отнести причинение вреда здоровью граждан, длительную приостановку деятельности наиболее значимых промышленных и социально ориентированных объектов, движения транспорта, серьезные перебои в обеспечении населения товарами первой необходимости (продуктами питания, лекарственными средствами).

Квалифицирующий признак II степени - умышленное причинение в результате совершенных действий смерти человеку. Дополнительная квалификация по ст. 105 УК не требуется.

1. При осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно.

2. Не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные в том числе с:

1) применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;

2) уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения;

3) применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;

4) оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;

5) введением должника и иных лиц в заблуждение относительно:

а) правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;

б) передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;

в) принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления;

6) любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.

3. Если иное не предусмотрено федеральным законом, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, не вправе без согласия должника передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника.

4. Согласие, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть дано в виде согласия должника на обработку его персональных данных в письменной форме в виде отдельного документа.

5. Вне зависимости от наличия согласия должника кредитор вправе передавать сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, при заключении договора и в ходе переговоров о заключении договора, предусматривающего уступку права требования, передачу права требования в залог, осуществление действий, направленных на возврат просроченной задолженности, или наделении соответствующими полномочиями путем выдачи доверенности только в случае, если сведения передаются Центральному банку Российской Федерации (Банку России), государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", акционерному обществу "Единый институт развития в жилищной сфере" и его организациям, предусмотренным статьей 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитным организациям, специализированным обществам, ипотечным агентам и лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр.

6. Лица, получившие сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, в ходе переговоров о заключении договора или выдаче доверенности, обязаны сохранять их конфиденциальность и в том случае, если они не будут впоследствии осуществлять действия, направленные на возврат просроченной задолженности соответствующих физических лиц. Если в ходе переговоров о заключении договора или выдаче доверенности сторона получает сведения, которые передаются ей другой стороной в качестве конфиденциальных, она обязана не раскрывать эти сведения и не использовать их ненадлежащим образом для своих целей независимо от того, будет ли заключен договор. При нарушении этой обязанности лицо обязано возместить должнику убытки, причиненные в результате раскрытия конфиденциальных сведений или использования их для своих целей.

7. Должник в любое время вправе отозвать согласие, указанное в части 3 настоящей статьи, сообщив об этом лицу, которому дано соответствующее согласие, путем направления уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку. В случае получения такого уведомления кредитор и (или) лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе передавать (сообщать) третьим лицам сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Полный текст ст. 280 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 280 УК РФ.

См. предыдущую редакцию)
1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 280 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: отношения в области защиты основ конституционного строя, целостности и безопасности Российской Федерации;
2) объективная сторона: выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-коммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности. Вопрос о публичности разрешается с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств (обращение к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например на сайтах, в блогах или на форумах, распространение обращений путем веерной рассылки электронных сообщений и т.п.);
3) субъект: лицо, достигшее возраста 16 лет;
4) субъективная сторона: преступление совершается с прямым умыслом по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы с целью побуждения других лиц к совершению экстремистских действий.

Преступление считается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению экстремистской деятельности или нет.

Совершение преступления по заданию иностранных государств, иностранных организаций или их представителей следует квалифицировать по совокупности с государственной изменой в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации в проведении враждебной деятельности, если эти действия совершает гражданин Российской Федерации.

К квалифицирующим признакам настоящего преступления относится использование средств массовой информации при осуществлении публичных призывов к осуществлению экстремисткой деятельности. Использование СМИ может быть выражено в осуществлении призывов к экстремистской деятельности в периодических печатных изданиях, сетевых изданиях, телеканалах, радиоканалах, телепрограммах, радиопрограммах, видеопрограммах, кинохроникальных программах, и иных формах периодического распространения массовой информации, имеющих постоянное наименование.

Настоящей статьей предусмотрена ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности и т.д., либо информации, оправдывающей такую деятельность, следует квалифицировать по при наличии иных признаков этого состава преступления.

2. Применимое законодательство:
1) Конституция РФ (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита - обязанность государства (ст. 2); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым целям (ст. 55); запрещается создание и деятельность общественных объединений общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13); гарантируется свобода мысли и слова, запрещается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть т вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ст. 29);
2) Всеобщая декларация прав человека;
3) Международный пакт о гражданских и политических правах:
4) Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
5) Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений;
6) Конвенция о защите прав человека и основных свобод;
7) Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;
8) ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (определения: экстремистская деятельность (экстремизм), экстремистская организация, экстремистские материалы, символика экстремистской организации (ст. 1); предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов через средство массовой информации и осуществление им экстремистской деятельности (ст. 8); недопущение использования сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности (ст. 12); ответственность за распространение экстремистских материалов (ст. 13); ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности (ст. 14); ответственность граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности (ст. 15); недопустимость осуществления экстремистской деятельности при проведении массовых акций (ст. 16);
9) ФЗ "О федеральной службе безопасности" (борьба с терроризмом (ст. 9.1);
10) ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (основанием для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются - действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности (ч.2 ст. 14));
11) ФЗ "Об общественных объединениях" (запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности (ст. 16);
12) ФЗ "О политических партиях" (запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности (ч.1 ст. 9);
13) ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (ч.2 ст. 6);
14) Закон РФ "О средствах массовой информации";
15) Концепция внешней политики Российской Федерации (12.02.2013) (современный мир - глубоко трансформируется транснациональная организованная преступность, приобретающая в условиях глобализации макроэкономическое измерение, что приводит к появлению новых криминальных "центров силы", аккумулирующих значительные ресурсы и последовательно расширяющих сферы своего влияния, в том числе путем проникновения во властные структуры различных государств, финансовые и экономические институты, установления связей с террористическими и экстремистскими организациями);
16) акты Президента РФ:
- указ от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (полномочия - принимает в соответствии с федеральным законом меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности (ч.15 п.12);
- указ от 11.08.2003 N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (основные задачи - противодействие экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват власти или насильственное удержание власти (п.8);
17) акты Правительства РФ:
- от 29.06.95 N 653 "О заключении соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств" (типовой проект о сотрудничестве - стороны будут осуществлять взаимодействие в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений, в том числе совершенных организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), прежде всего - экстремистской деятельности, в том числе террористических актов, а также финансирования терроризма (ст. 1);
- от 06.03.2013 N 313-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействия коррупции" (мониторинг состояния преступности - почти 40% выявленных экстремистских проявлений составили преступления, связанные с возбуждением ненависти или вражды по экстремистским мотивам, около 10% - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Зарегистрировано 67 преступлений, связанных с организацией деятельности экстремистской организации, 17 случаев организации экстремистского сообщества);
- от 15.10.2007 N 1420-р (об официальном периодическом издании, осуществляющем публикацию перечня общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности");
- от 14.07.2006 N 1014-р "О Российской газете";
18) иные подзаконные акты:
- приказ Следственного комитета России от 12.07.2011 N 109 "О мерах по противодействию экстремистской деятельности";
- приказ МВД России от 17.01.2006 N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (сотрудники органов внутренних дел принимают меры по разобщению экстремистских организаций (сообществ) на ранних стадиях формирования путем поиска и своевременной реализации информации упреждающего характера; осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по предупреждению преступлений, отнесенных к компетенции подразделений по противодействию экстремизму; в пределах компетенции осуществляют мероприятия по недопущению проникновения представителей экстремистских организаций (сообществ) в органы государственной власти).

3. Судебная практика. Постановление ВС РФ от 28.06.2011 N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности".

Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации
от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ

Консультации и комментарии юристов по ст 280 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 280 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

(введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 433-ФЗ)

ч 1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

(в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 274-ФЗ)

ч 2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), -

наказываются обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

(часть 2 в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 274-ФЗ)

Комментарий к ст. 280.1 УК РФ

В статье речь идет об ответственности, которая может быть применена к лицам, совершающим призыв к нарушению территориальной целостности страны. При этом, определяется, что в случае, когда используются средства массовой информации, или же сеть интернет, формируется более серьезная степень наказания.

В статье описываются разные виды наказания, с учетом обстоятельств дела и особенностей определенной ситуации. Существует вероятность использования штрафных санкций в случае, если деяние субъекта не повлекло за собой никаких негативных последствий. Например, в ситуации, когда человек сам того не осознавая производил такой призыв, исключительно в процессе общения с обществом, группой, отдельным человеком, пытаясь таким образом, доказать свою точку зрения по существу оспариваемого вопроса.

Если в ходе изучения дела оказывается, что субъект использовал средства массовой информации, чтобы в действительности активизировать определенную волну негодований, направленную на то, чтобы произвести процесс отсоединения определенной территории, то формируется применение суровых мер - лишение свободы. Тут также судебная инстанция оценивает все последствия действий, определяет меру воздействия, оценивает основания и значимость субъекта в обществе.

Территориальная неприкосновенность - это своеобразный принцип публичного международного права, который гласит о том, что территория четко определенного государства является неприкосновенной, причем речь идет о посягательстве на данную территорию именно со стороны иных государств. Данный принцип возник достаточно давно, и имеет важное значение в развитии государственности. Каждое государство устанавливает достаточно жесткие меры наказания за действия, которые направлены на разрыв общей территории страны. Судебные дела по данному вопросу имеют массу нюансов и противоречий, особенно в понятиях целостности территориального значения, а также правом народа на самоопределение. Тем не менее, практика показывает, что целостность всегда для государства остается в приоритете, соответственно, по этой причине и формируются столь суровые меры наказания в случаях, когда формируется хоть какая-то угроза с данной позиции.

Существует декларация о принципах международного права, где указывается на то, что иные государства должны воздерживаться от действий, которые могут нарушить целостность другой страны. Но, структура данной декларации создана таким образом, что можно установить, значение принципа целостности закрепляется только к тем государствам, которые способны обеспечить равноправие для всех народов, проживающих на его территории. Декларация с одной стороны запрещает осуществлять действия по распаду государства, но не указывает на запрет признания новых государств, которые путем одностороннего порядка вышли из состава иных стран.

Соответственно, каждая страна направляет значительное количество усилий, чтобы создать дополнительные законодательные акты, позволяющие курировать ситуацию с призывами к распаду страны, а также создают нормы с серьезными вариантами ответственности, в случае создания организаций, деятельность которых направлена на разрушение целостности государства.

9 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 433-ФЗ «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации ». Закон принят Государственной Думой 20 декабря 2013 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года.

Данный закон вводит новую статью в Уголовный кодекс Российской Федерации - 280.1 «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации ». При этом само понятие «публичного призыва» как совокупности деяний законом не определяется. Статья состоит из двух частей: первая часть регулирует наказание за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности, а вторая часть - за то же деяние, но с использованием средств массовой информации, включая интернет.

Введенная Федеральным законом № 433-ФЗ статья 280.1 УК РФ ограничивает свободу выражения мнения, является политически мотивированной формой преследования несогласных, препятствует общественной дискуссии по спорным политическим вопросам и влечет наказание за мирное выражение позиции, не связанной с призывами к насильственными действиям. Статья является избыточной, противоречит как Конституции РФ, так и Европейской конвенции по правам человека. Статья 280.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации должна быть отменена.


Статья 280.1 Уголовного кодекса в своем первом варианте просуществовала два с половиной месяца, и уже 21 июля 2014 года она была изменена Федеральным законом от 21.07.2014 № 274-ФЗ « ». Этими изменениями было ужесточено наказание за совершение публичных призывов к сепаратизму. Совершение публичных призывов к совершению действий по нарушению территориальной целостности России без использования интернета и СМИ может наказываться:

    штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

    принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев;

    лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

А те же деяния, совершенные с использованием СМИ или интернета, могут наказываться:

    обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

    лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Общественно-политический контекст

Вопреки сложившемуся мнению о прямой связи появления данной статьи Уголовного кодекса с присоединением Крыма к России, необходимо отметить, что разработка и внесение законопроекта начались осенью 2013 года, до начала крымских событий. С учетом наличия уголовной ответственности за призывы к осуществлению экстремистской деятельности, в определение которой входили призывы к насильственному изменению конституционного строя и нарушению территориальной целостности России, воля законодателя и мотивация к разработке и введению этой статьи в Уголовный кодекс не ясна. В пояснительной записке к законопроекту его авторы пишут, что потребность в данной норме вызвана необходимостью ликвидировать пробел в законодательстве, из-за которого «территориальная целостность государства не рассматривается действующим российским уголовным законодательством в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны». Является ли это намеренным искажением фактов или ошибкой парламентариев - неизвестно.

Тем не менее данная норма оказалась «миной замедленного действия», реальный репрессивный потенциал которой раскрылся после присоединения Крыма к России. Ввиду грубого нарушения Россией норм международного права и собственного законодательства не удивительно, что в российском обществе не было единой точки зрения по вопросу легальности и легитимности действий России. Однако несогласные с решением российских властей граждане оказались под угрозой привлечения к уголовной ответственности за свою точку зрения. Более того - после ужесточения нормы оказалось, что их взгляды приравнены к экстремистским и равны призывам к насильственным действиям. Таким образом, очевидно, российская власть пытается подавить общественную дискуссию и оказать репрессивное воздействие на несогласных.

Дискриминационность закона

Данная статья Уголовного кодекса носит дискриминационный характер по целому ряду оснований.

1. Нарушается принцип свободы выражения мнения

Введение в разряд уголовных преступлений мирного, ненасильственного выражения мнения, равно как и приравнивание этого мнения к насильственным действиям и экстремизму, является вопиющим нарушением неотъемлемых прав и свобод человека. Широкое толкование данной нормы приводит к тому, что под угрозу применения уголовных санкций попадают как ученые и эксперты, ведущие правовые и политические дискуссии по вопросу, так и простые граждане, поделившиеся неугодной правоохранительным органам статьей на своих страницах в социальных сетях.

2. Нарушается принцип справедливости уголовного наказания

Принцип справедливости определен ст. 6 Уголовного кодекса следующим образом: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. <…>».

Данным законом человек может быть осужден к серьезному штрафу или лишению свободы, с последующим поражением в правах за выражение мнения в интернете или другом публичном пространстве. Кроме того, содержание и форма призывов не определены и остаются на усмотрение правоохранительных органов. Под данную статью можно попасть за репост или лайк какой-либо картинки, в том числе носящей юмористический характер, или за высказывание о пересмотре статуса субъекта Российской Федерации без непосредственного призыва к сепаратизму.

3. Нарушается принцип гуманизма уголовного права

Согласно ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Ст. 2 Уголовного кодекса объявляет приоритетной задачей охрану от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина. При этом из анализа нормы и ее правоприменительной практики очевидно, что она грубо нарушает права и свободы человека и гражданина.

Противоречия с существующим законодательством

Данная статья Уголовного кодекса вступает в противоречие с следующими нормативными актами:

С частью 1 статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод:

«Каждый имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. <…>»Избыточность введенной нормы

рядом исследователей

с научной точки зрения данная статья не является криминализацией деяния или выделения разновидности уже предусмотренного преступного поведения с целью повышения или понижения строгости наказания за него.

Несмотря на то, что частью 2 статьи 10 Европейской конвенцией для государств предусмотрена возможность введения штрафных санкций для обеспечения «в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия», анализ исследуемой нормы Уголовного кодекса показывает, что она не является такой санкцией, так как преступления против безопасности, территориальной целостности и общественного спокойствия напрямую сопряжены с насилием, что проистекает из содержания иных норм Уголовного кодекса, посвященных вопросам территориальной целостности и безопасности. Напротив, широкое толкование положений статьи 280.1 УК, формы ответственности за ее нарушение делают ее репрессивным механизмом, угрожающим широчайшему спектру граждан, не посягающему на территориальную целостность или национальную безопасность.

В части 3 статьи 5

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации заложено право народов России на самоопределение в составе Российской Федерации. Это право может быть выражено в форме изменения статуса субъекта, выделения нового субъекта Федерации из другого, образования нового субъекта РФ. Следовательно, призывы к самоопределению в составе России являются не уголовным преступлением, а конституционным правом всех проживающих на ее территории народов.

В части 1 и части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.<…>

Избыточность введенной нормы

Анализ нормы и ее позиции в существующем законодательстве позволяет говорить о ее абсолютной избыточности. Более того, рядом исследователей само появление этой нормы рассматривается как юридико-техническая ошибка или как «результат следования политическим веяниям без глубокого изучения уже имеющихся уголовно-правовых средств, предназначенных для охраны территориальной целостности Российской Федерации».

К выводу об избыточности нормы можно прийти, сравнив исследуемую статью и статью 280 УК РФ «Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». Сопоставление санкций, предусмотренных обеими статьями, позволяет установить, что они практически полностью идентичны. Это означает, что за призывы к экстремизму обвиняемому грозит то же тюремное заключение и те же суммы штрафов, что и за дискуссию об изменении статуса субъекта Федерации или возвращении Крыма Украине. Таким образом, с научной точки зрения данная статья не является криминализацией деяния или выделения разновидности уже предусмотренного преступного поведения с целью повышения или понижения строгости наказания за него.

Заключение

Данная статья ограничивает свободу выражения мнения, является политически мотивированной формой преследования несогласных, препятствует общественной дискуссии по спорным политическим вопросам и влечет наказание за мирное выражение позиции, не связанной с призывами к насильственными действиям. Статья является избыточной, противоречит как Конституции РФ, так и Европейской конвенции по правам человека. Статья 280.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации должна быть отменена.


Несмотря на то, что статья вступила в силу с 9 мая 2014 года, в 2014 году по ней не было вынесено ни одного приговора. Однако уже в 2015 году, по данным Судебного департамента Верховного Суда РФ, по статье 280.1 УК РФ было осуждено 5 человек.

Так, первый в России приговор за публичные призывы к сепаратизму был вынесен руководителю Татарского общественного центра Рафису Кашапову. Он был приговорен к трем годам колонии. Уголовное дело в отношении Кашапова было возбуждено из-за его записей в социальной сети «ВКонтакте», которые экспертиза признала «нацеленными на разжигание ненависти между группами, выделенными по признаку национальности, проживания не территории и отношению к власти, а также содержатся призывы к действиям по защите Крыма от российской оккупации». При этом эксперты центра «Сова» к сепаратизму, а Правозащитный центр «Мемориал» признал Рафиса Кашапова политзаключенным.

В ноябре 2015 года по статье 280.1 был осужден депутат Суоярвского района Карелии Владимир Заваркин. Он был приговорен к штрафу в 30 тысяч рублей, а также на него было наложено ограничение на занятие депутатской должности и создание общественных движений. По данным следствия, в мае 2014 года на митинге против республиканских властей Владимир Заваркин, критикуя ситуацию в коммунальной сфере в регионе, воскликнул: «Если мы не нужны РФ, то, может, нам стоит провести референдум и присоединиться к Финляндии?». Это и послужило основанием для возбуждения против него уголовного дела.

В декабре 2015 года Октябрьский районный суд Краснодара признал активистку Дарью Полюдову виновной в публичных призывах к сепаратизму и экстремизму и приговорил к двум годам колонии-поселения. Дарья Полюдова была одним из организаторов несостоявшейся в августе 2014 года акции «Марш за федерализацию Кубани». Проведя анализ высказываний Дарьи Полюдовой в социальных сетях, эксперты указали на наличие в них призывов, связанных с отделением территорий, входящих в состав Российской Федерации. 30 марта Краснодарский краевой суд отклонил апелляцию на приговор, и решение первой инстанции вступило в силу. 20 апреля Полюдова сообщила, что отправилась отбывать наказание в колонию. Правозащитный центр «Мемориал» внес Дарью Полюдову в список политзаключенных России, а Международная организация Amnesty International признала ее узником совести и потребовала немедленного освобождения.

В апреле 2016 было возбуждено уголовное дело по статье о призывах к нарушению территориальной целостности России в отношении журналиста Николая Семены. По мнению прокурора Крыма Натальи Поклонской, статьей о блокаде Крыма Семена совершил преступление в отношении крымчан и граждан России. Николай был отпущен под подписку о невыезде, он отвергает выдвинутые против него обвинения.

Также в мае 2016 года за призывы к действиям по нарушению территориальной целостности России на два года колонии был осужден тверской блогер Андрей Бубеев. Бубеев признан виновным в призывах к экстремизму и сепаратизму в связи с публикацией на своей странице в соцсети «ВКонтакте» двух репостов: картинки тюбика зубной пасты с надписью «Выдави из себя Россию» и статьи Бориса Стомахина «Крым - это Украина».