Разрешение на работу командированным иностранцам. Командировочное удостоверение. Командировка иностранца временно пребывающего

Командировка по службе – это поездка трудящегося по поручению работодателя, необходимая для выполнения рабочего задания. Служащего отправляют на определенный срок вне места его официального трудоустройства. Помимо этого, рабочей командировкой является и поездка служащего в одно из подразделений предприятия, которое не является местом постоянного трудоустройства. Это может быть либо филиал, либо представительство. Учтите, что командирование работника разрешается тогда, когда с ним составляется трудовой договор. А если заключен гражданско-правовой договор, то поездка не считается командировкой. Также существует понятие служебной поездки, под которой подразумевается непрерывная работа, носящая разъездной характер или же чаще всего работа связана с постоянным нахождением в пути. Разъездная работа – это перемещение служащих по одному или сразу же нескольким пунктам, а также от одного пункта к другому.

Кого нельзя направить в командировку?

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 17 сентября 2007 года № 607 иностранцы, которые временно пребывают в нашей стране, не могут трудиться за пределами РФ, за исключением территории, где ему выдано разрешение на работу. Стоит отметить, что все-таки есть запрет на работу для тех иностранцев, которые трудятся на определенной должности и профессии, что и предусматривается данным приказом. Нужно обратить внимание на то, что могут служить в другом регионе даже временно пребывающие граждане, занимающие творческую и рабочую должность, а также служащие и руководители предприятий и подразделений.

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 28 июля 2010 г. N 564н

Случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)

1. Иностранный гражданин или лицо без гражданства (далее - иностранный гражданин), временно пребывающие в Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу, в случае выполнения ими работ по следующим профессиям и должностям:

профессии рабочих:

асфальтобетонщик;

водитель автомобиля;

водитель дрезины;

гример-пастижер;

дневальный;

дорожный рабочий;

драпировщик;

изолировщик;

каменщик;

костюмер;

камбузник;

матрос-водолаз;

матрос драги;

машинист автобетононасоса;

машинист автогрейдера;

машинист автогудронатора;

машинист автокомпрессора;

машинист автоямобура;

машинист буровой установки;

машинист бетоноукладчика;

машинист бульдозера;

машинист катка самоходного;

машинист копра;

машинист крана (крановщик);

машинист машины для устройства швов в свежеуложенном бетоне;

при выполнении дорожных работ;

машинист погрузочной машины;

машинист растворонасоса;

машинист экскаватора;

машинист дизель-поезда;

машинист мотовоза;

машинист паровоза;

машинист тепловоза;

машинист тягового агрегата;

машинист электровоза;

машинист электропоезда;

машинист котельной установки;

машинист помповой (докерман);

монтер пути;

моторист (машинист);

осветитель;

пиротехник;

подшкипер;

помощник машиниста паровоза;

помощник машиниста тепловоза;

помощник механика;

проводник;

реквизитор;

рабочий береговой;

рулевой (кормщик);

рыбак кефального хозяйства;

рыбак прибрежного лова;

фотограф;

электрик судовой;

должности служащих:

аккомпаниатор;

артист балета;

артист балета (солист);

артист - буффонадный клоун;

артист, ведущий концерт;

артист-вокалист (солист);

артист драмы;

артист кино;

артист-конферансье;

артист мимического ансамбля;

артист оркестра;

артист разговорного жанра;

артист-сатирик;

артист хора;

артист цирка всех жанров;

ведущий программы;

главный геолог;

каскадер;

кинооператор;

корреспондент;

переводчик;

постановщик трюков;

спортсмен-инструктор;

техник по наладке и испытаниям;

экспедитор;

экспедитор по перевозке грузов;

должности служащих, относящиеся к следующим подгруппам Общероссийского классификатора занятий:

руководители учреждений, организаций и предприятий;

руководители специализированных производственно-эксплуатационных подразделений (служб);

руководители функциональных и других подразделений и служб;

руководители малых учреждений, организаций и предприятий.

При этом:

а) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;

б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

2. Иностранные граждане, временно проживающие на территории Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание, в случае выполнения ими работ по следующим профессиям и должностям:

профессии рабочих:

асфальтобетонщик;

водитель автомобиля;

водитель дрезины;

гример-пастижер;

дневальный;

дорожный рабочий;

драпировщик;

изолировщик;

камбузник;

каменщик;

костюмер;

матрос драги;

матрос-водолаз;

машинист автобетононасоса;

машинист автогрейдера;

машинист автогудронатора;

машинист автокомпрессора;

машинист автоямобура;

машинист бетоносмесительной установки;

машинист бетоноукладчика;

машинист бульдозера;

машинист бурильно-крановой самоходной машины;

машинист буровой установки;

машинист дизель-поезда;

машинист железнодорожно-строительных машин;

машинист катка самоходного;

машинист компрессорных установок;

машинист копра;

машинист котельной установки;

машинист крана (крановщик);

машинист крана автомобильного;

машинист локомотива на паромах;

машинист маркировочной машины для разметки автодорог;

машинист машины для устройства швов в свежеуложенном бетоне при выполнении дорожных работ;

машинист мотовоза;

машинист паровоза;

машинист погрузочной машины;

машинист помповой (докерман);

машинист растворонасоса;

машинист смесителя асфальтобетона передвижного;

машинист тепловоза;

машинист тягового агрегата;

машинист укладчика асфальтобетона;

машинист установки передвижной автоматизированной непрерывного действия для приготовления бетонных смесей;

машинист установок по обслуживанию подвижного состава;

машинист экскаватора;

машинист электровоза;

машинист электропоезда;

механик по обслуживанию звуковой техники;

механик по обслуживанию съемочной техники;

монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций;

монтер пути;

моторист (машинист);

моторист (машинист) рефрижераторных установок;

оператор специальных устройств земснарядов;

осветитель;

пиротехник;

подшкипер;

помощник машиниста дизель-поезда;

помощник машиниста паровоза;

помощник машиниста тепловоза;

помощник машиниста электровоза;

помощник машиниста электропоезда;

помощник механика;

постовой (разъездной) рабочий судоходной обстановки;

проводник;

проводник пассажирского вагона;

проводник по сопровождению грузов и спецвагонов;

проводник по сопровождению локомотивов;

путевой рабочий тральной бригады;

рабочий береговой;

реквизитор;

рулевой (кормщик);

рыбак кефального хозяйства;

рыбак прибрежного лова;

фотограф;

электрик судовой;

должности служащих:

аккомпаниатор;

артист-вокалист (солист);

артист - вокалист музыкальной комедии и эстрады;

артист - концертный исполнитель (всех жанров);

артист - солист-инструменталист;

артист (кукловод) театра кукол;

артист ансамбля песни и танца;

артист балета;

артист балета (солист);

артист вспомогательного состава;

артист драмы;

артист камерно-инструментального и вокального ансамбля;

артист кино;

артист мимического ансамбля;

артист оркестра;

артист оркестра духового, народных инструментов, эстрадно-симфонического;

артист разговорного жанра;

артист симфонического (камерного) оркестра;

артист танцевального и хорового коллектива;

артист хора;

артист цирка всех жанров;

артист эстрадного оркестра и ансамбля;

артист эстрадно-инструментального ансамбля;

артист эстрадно-спортивного, иллюзионного и других оригинальных эстрадных жанров;

артист, ведущий концерт;

артист - буффонадный клоун;

артист-конферансье;

артист - музыкальный эксцентрик;

артист-сатирик;

ведущий программы;

главный тренер;

главный тренер сборной команды;

инженер по грузовой и коммерческой работе;

инженер по наладке и испытаниям;

инженер по организации перевозок;

инженер по организации эксплуатации и ремонту;

инженер по подготовке производства;

инженер по ремонту;

инженер по транспорту;

инженер по эксплуатации оборудования;

инженер-механик;

инженер-технолог;

инспектор манежа (ведущий представление);

каскадер;

кинооператор;

консультант по экономическим вопросам;

корреспондент;

корреспондент издательства, редакции газет и журналов;

мастер дорожный;

Как определяются сроки нахождения иностранца в командировке по службе?

Как правило, срок нахождения иностранца в командировке зависит от квалификации иностранца. Сроки не зависят от режима пребывания в стране, то есть визового или безвизового. Итак, для не высококвалифицированного иностранного специалиста, который находится на территории РФ, устанавливаются следующие сроки:

Командировка за пределами Российской Федерации не имеет определенных сроков,

Командировка по РФ может составлять максимум 10 дней, пока есть разрешение на выполнение трудовых обязательств,

Служебная поездка может длиться 60 дней, то есть пока есть разрешение на трудоустройство в РФ.

Также стоит рассмотреть сроки командировки для высококвалифицированных специалистов:

Командировка по Российской Федерации может осуществляться каждый год на 30 дней на время, когда действует разрешение на работу,

Командировка за границу не имеет определенных сроков,

Поездка по службе также не ограничивается сроками.

Документы, необходимые для оформления командировки. Когда оформляется командировка сотрудника по России, работодатель должен оформить гражданину иностранного государства следующий пакет документов:

Командировочное удостоверение,

Распоряжение или приказ о направлении работника в служебную командировку,

Служебное задание, где указывается место, время и цель командировки.

Если командировка для иностранца оформляется за границу, то удостоверение для командировки не составляется, потому как дата прибытия и отъезда устанавливается по проездным билетам, а вот дата проезда через границу по отметке в заграничном паспорте. При оформлении иностранцу командировки за пределы страны, пакет документации оформляется в зависимости от режима въезда в государство. Если работник направляется на работу в страны СНГ, где функционирует безвизовый режим, то необходимы все те же самые документы, которые оформляются при командировке по Российской Федерации, т.е. приказ на командирование, задание по службе, удостоверение на поездку. Если же служащий едет в страны, где визовый режим, а также в страны, где не требуется оформление, не относящиеся к СНГ, то удостоверение на командировку не требуется, а нужен только приказ на командирование и рабочее задание.

Статьи о трудовых отношениях с работниками-иностранцами вызывают самый большой резонанс. И данный вопрос совсем не праздный, поскольку и временно пребывающие, и временно проживающие иностранцы «привязаны» к региону, в котором им выданы разрешения (на временное проживание, на работу или патенты), и не могут трудиться (проживать) на территории другого субъекта РФ (п.13 Закона №115-ФЗ).

Считается ли командировка работой в другом регионе?

Да, считается, несмотря на то, что работник не меняет работодателя и основное место работы. Итак, кого же можно отправлять в командировки в другой регион?

Чтобы ответить на данный вопрос, нужно заглянуть в Приказ Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 № 564н. Этот приказ как раз утверждает перечни профессий и должностей, занимая которые иностранцы имеют право выезжать в другие регионы для выполнения трудовой функции. Для удобства я подготовила табличку:

Категории иностранцев Перечень профессий и должностей, позволяющие трудиться в другом субъекте РФ

Общая продолжительность трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, в котором выдано разрешение на работу или разрешение на проживание

При направлении в командировку

Если работа осуществляется в пути или носит разъездной характер (и это указано в трудовом договоре)

Временно пребывающие

Не более 10 календ.дней за весь период действия разрешения

Не более 60 календ.дней за весь период действия разрешения

Временно проживающие

Не более 40 календ.дней за 12 календарных месяцев

Не более 90 календ.дней за 12 календарных месяцев

Высококвалифици-рованные специалисты

Не более 30 календ.дней ежегодно

Не ограничивается

Итак, отправляя работника в командировку, проверьте по таблице, имеет ли он вообще право выезжать в другой регион по работе (входит ли его профессия или должность в перечни). Если может, то обратите внимание на срок командировки.

Внимание: Если ИГ работает по патенту, то для выезда в командировку нужно получить патент для работы во всех регионах, куда он выезжает.

Еще раз о штрафах

Привлекать иностранцев можно только к той работе, которая указана в разрешении на работу или патенте (если указание есть или должно быть). Если работник трудится по другой профессии (специальности, должности) или занят видом деятельности, не указанным в разрешении, то штрафы устанавливаются в соответствии с частью 1 статьи 18.15. КоАП РФ. А эта статья предусматривает штраф до 800 тыс. руб. за каждого иностранца.

Дело в том, что 19 июня 2015 года принят уже в третьем чтении (т.е. это уже закон) законопроект, который закрепил эту практику, а также предусмотрел штраф и для самого иностранца, который трудится не в соответствии с разрешением. Штраф работнику установлен в размере до 5 тыс. руб. с возможным выдворением из России.


Публикуем ответы на вопросы участников интернет-брифинга, касающиеся командировок иностранных сотрудников.

Эксперт данной темы:
Володин Евгений Владимирович – юрист-консультант по миграционным вопросам, руководитель Отдела правовой поддержки юридических лиц Группы Компаний «ОСТ», член научно-экспертного Совета НП «Международный альянс «Трудовая миграция».

ВОПРОС В соответствии с действующим законодательством иностранный работник (гражданин дальнего зарубежья, временно пребывающий на территории Российской Федерации, не высококвалифицированный специалист, занимающий должность руководителя предприятия или руководитель департамента) может находиться в командировке в других субъектах федерации только 10 дней в год.

Можно ли увеличить этот срок? В ПП № 97 от 17.02.2007 указано, что можно, если у него разъездной характер работы и мы оформляем вместо командировок служебные поездки (и тогда он может проводить в служебных поездках не более 60-и дней календарных дней)? Как правильно это оформить? Относится ли это к субъектам федерации с особым режимом въезда (Мурманск).

Например, если наш работник, который работает в С.-Петербурге поедет в служебную поездку в Мурманск и наоборот? Мандрусова Елена Владимировна, Менеджер по персоналу, г. Москва.

ОТВЕТ: Уважаемая Елена Владимировна! Довожу до Вашего сведения, что Постановление Правительства от 17.02.2007г. № 97, на которое Вы ссылаетесь в своем вопросе утратило силу (см. Постановление Правительства от 13.11.2010г. № 904).

В настоящее время интересующая Вас процедура регламентируется Приказом Минздравсоцразвития от 28.07.2010г. № 564н. Хотя смысл остался тот же:

Необходимо принимать во внимание, что указанные преференции – осуществлять трудовую деятельность вне региона, на территории которого иностранному гражданину выдано разрешение на работу, распространяются только на иностранных работников, осуществляющих деятельность по указанным в Приказе профессиям, должностям.

Что касается вопроса о субъектах с особым режимом въезда для иностранных граждан, Вы очевидно имеете в виду территории, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение.

В настоящий момент это в том числе:

1. Территории закрытых административно-территориальных образований (перечень утвержден Постановлением Правительства от 5.07.2001 г. N 508).
2. Территории с регламентированным посещением для иностранных граждан (перечень утвержден Постановлением Правительства от 4.07.1992г. № 470).
3. Территории закрытых военных городков.
4. Пограничная зона.

Постановление Правительства от 4.07.1992г. № 470 содержащее перечень территории Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан (у меня с изменениями на 11 июня 2004 г.) под пунктом 8 указаны:

Мурманская область и Республика Карелия - береговая полоса Кольского полуострова шириной 10 километров от мыса Крестовый до р. Воронья, район к западу от р.Воронья, ограниченный с юга и запада автомобильной дорогой Туманный - Кола, железной дорогой Кола - Печенга и линией Печенга - бухта Долгая Щель (за исключением названных населенных пунктов, автомобильной, железной дорог и г.Мурманска с проездом в него по железной дороге, автомобильным транспортом от Колы и транзитом по автомобильной дороге Заполярный - Кола - Мурманск).

Район Кандалакшского залива с прибрежной полосой шириной один километр в границах: с запада - мыс Кочинный - мыс Титов, с востока - мыс Носок - мыс Шарапов.

Постановление Правительства от 5.07.2001 г. N 508
Перечень закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 508) (у меня с изменениями на 16 июля 2009 г.)
Указаны территории в Мурманской области (собственно Мурманск в перечне отсутствует).

В связи с изложенным, полагаю, что собственно в Мурманск Ваш иностранный работник может быть направлен в командировку без ограничений со стороны органов ФСБ.

На настоящий момент не готов дать ответ на вопрос о разъездном характере работы. Информация у меня имеется на бумажном носителе, необходимо только найти в какой из папок. Если Вам интересно прошу написать в личку.


ВОПРОС Добрый день. Вопрос следующий:
В ЗАО, расположенном в Москве, Генеральный директор - иностранец из дальнего зарубежья. Квота на него оформлена, разрешение получено. У этой компании есть 3 филиала в регионах. Филиалы - с ограниченной степенью самостоятельности, не имеющие своего баланса, расчетного счета и т.п. Управляются из центрального офиса в Москве.

Если в эти филиалы генеральным директором назначается тот же иностранец, нужно ли на него оформлять разрешения на работу в данных регионах (в дополнение к московскому разрешению)? М. Николаева, г. Москва.

ОТВЕТ: Уважаемая г-жа Николаева! В соответствии с п. 4.2 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Однако с учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

В настоящее время таким органом исполнительной власти является Минздравсоцразвития РФ, который Приказом от 28.07.2010г. № 564н установил перечень должностей, профессий, обладая которыми иностранные граждане могут работать вне региона получения ими разрешения на работу в случаях:
- нахождения в командировке или если их трудовая деятельность носит разъездной характер, что указано в трудовом договоре.

При этом:
а) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

В случае, если указанные сроки Вас не устраивают – необходимо оформлять разрешение на работу в каждом названном Вами регионе.

Как выход из ситуации – оформите Генеральному директору разрешение на работу высококвалифицированного специалиста – ВКС (если заработная плата за 365 дней не менее 2 000 000 рублей).

В случае, если в соответствии с трудовым договором будет предполагаться осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, данному высококвалифицированному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов Российской Федерации (более подробную информацию Вы можете почерпнуть из моего ответа по теме «высококвалифицированные специалисты» либо напишите мне на личную почту).

Разрешение на работу выдается сроком до 3-х лет в течение 14 рабочих дней с момента подачи документов, что уменьшает Ваши контакты с ФМС минимум в 3 раза.


ВОПРОС : Организация находится в п. Тучково Рузского р-на Московской области. Оформлены разрешения на работу иностранным работникам. Строительный объект находится в г. Лобня Московской области. Иностранные работники должны жить в общежитии в г. Лобня. Договор с общежитием есть. Где оформлять уведомления по УФМС? В п. Тучково или в г. Лобня? Можно ли оформить документы по Рузскому р-ну и оформить командировочные удостоверения в г. Лобня? Андосова Инна Леонидовна, Начальник отдела кадров, г. Руза.
ОТВЕТ: Уважаемая Инна Леонидовна! Попробую ответить, хотя не понял о каких уведомлениях идет речь - полагаю, что уведомления о прибытии иностранных граждан в место пребывания, а не о заключении трудового договора (если ошибаюсь – напишите в личку).

Насколько я усвоил, иностранные работники Вашей организации проживают в общежитии в том же районе, где осуществляют трудовую деятельность. Соответственно, уведомления о прибытии в место пребывания необходимо направлять в местное подразделение миграционного учета в Рузском районе. Такова практика.

В теории в соответствии с п. 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 15.01.2007г. № 9 «уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Федеральной миграционной службы». Территориальным органом Федеральной миграционной службы является в данном случае УФМС России по Московской области.

Вторая часть вопроса: «Можно ли оформить документы по Рузскому р-ну и оформить командировочные удостоверения в г.Лобня?», мне непонятна.

Можно ли поставить их на миграционный учет в Рузском районе и выписать командировочные удостоверения для работы в г. Лобня?

С точки зрения миграционного законодательства командировочные не нужны, т.к. разрешение на работу действует на территории всей Московской области. И Лобня и Руза находятся в одном регионе. Проблем с миграционной службой не возникнет. В случае, если они прибывают в г. Лобня из Рузы более чем на 3 рабочих дня, необходимо ставить их на миграционный учет (ст.ст. 20, 21 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Если я неверно истолковал Ваш вопрос – прошу связаться со мной по личной почте. С уважением, Евгений Володин.


ВОПРОС: Имеем ли мы право использовать привлечённого для работы иностранного специалиста для работы в разных городах страны (командировки) и если можем, то какие дополнительные меры (по регистрации, ещё какие-нибудь...) мы должны предпринимать, чтобы не нарушать законодательство. Галиуллин Эдуард Радифович, Заместитель директора, г. Екатеринбург.
ОТВЕТ: Уважаемый Эдуард Радифович!

В соответствии с п. 4.2 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Таким образом, в рамках Свердловской области Ваши иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность без ограничений (полагаю, что территория действия разрешения у них указана – Свердловская область).

В случае, если им необходимо работать в других регионах, Вы можете воспользоваться положениями Приказа Минздравсоцразвития от 28.07.2010г. № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).

При этом:
а) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

Но относится эта преференция только к иностранным гражданам, работающим по должностям, указанным в содержащемся в Приказе Перечне.

Если указанных сроков Вам не хватает – выходов 2:
- Получить разрешение на работу в каждом интересующем Вас регионе.
- Получить для своих иностранных специалистов разрешения на работу «высококвалифицированных специалистов», для которых возможно указание в разрешении на работу нескольких регионов (при этом заработная плата указанных специалистов должна быть не менее 2 000 000 рублей в год).

Поездка работника, направляемого в командировку по распоряжению работодателя в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой (п. 3 Положения, утвержденного Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749).

Право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу установлено для иностранных граждан, временно пребывающих в РФ ( Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", далее - Закон N 115-ФЗ).

По общему правилу временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу ( Закон N 115-ФЗ).

Случаи, когда такой иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность на территории другого субъекта РФ, установлены на основании Закона N 115-ФЗ в приложении к Минздравсоцразвития РФ от 28 июля 2010 г. N 564н (далее - Приказ N 564н). Необходимо учитывать, что такое право установлено в отношении ограниченного перечня профессий и должностей.

Предельная продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, при направлении в служебную командировку для иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, составляет 10 календарных дней в течение всего периода действия разрешения на работу ( Приказа N 564н). Исключение установлено для иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами: 30 календарных дней ежегодно в течение периода действия разрешения на работу ( Приказа N 564н).*(1)

При этом временно пребывающий иностранный гражданин должен быть поставлен на миграционный учет по месту командирования.

Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии со Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", далее - Закон N 109-ФЗ. Более подробно порядок постановки иностранных граждан на миграционный учет изложен в Правилах осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 (далее - Правила).

По общему правилу уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляет в орган миграционного учета (непосредственно или почтовым отправлением) принимающая сторона. Под принимающей стороной в Закона N 109-ФЗ понимаются физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). Случаи, когда такое уведомление представляет сам иностранный гражданин, исчерпывающим образом перечислены в , и Закона N 109-ФЗ.

Согласно Закона N 109-ФЗ, п. 20 Правил принимающая сторона обязана представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в срок не позднее семи рабочих дней со дня прибытия временно пребывающего в РФ иностранного гражданина в место пребывания. Поэтому, если принимающей стороной в данном случае является работодатель и срок командировки работника превышает семь рабочих дней, работодатель должен поставить его на миграционный учет в новом месте пребывания, то есть в месте его командирования. Форма соответствующего уведомления утверждена Федеральной миграционной службы от 23.09.2010 N 287. Сведения, которые должны быть указаны в уведомлении, установлены в п.п. 23, 24 Правил. Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина должна выразить подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, которая должна быть скреплена печатью указанной организации (п. 25 Правил). Для заполнения бланка уведомления о прибытии иностранный гражданин в силу п. 26 Правил должен предъявить документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и миграционную карту, а также отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в РФ.

Если в данном случае принимающей стороной будет являться гостиница или другая подобная организация, в которой работник в период командировки будет фактически проживать, обязанность по уведомлению территориального органа Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания возлагается на администрацию гостиницы ( Закона N 109-ФЗ, п. 20 Правил). По смыслу п.п. 20, 26 Правил для этого временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин должен заполнить бланк уведомления о прибытии и подать данное уведомление в администрацию гостиницы, предъявив при этом документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и миграционную карту, а также отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в РФ. Согласно п. 33 Правил администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, проверяет точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляет отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину.

Исключение из указанных правил установлено для высококвалифицированных специалистов. Указанные иностранные граждане, в установленном порядке поставленные на учет по месту пребывания в РФ, в случае их передвижения по территории РФ и при прибытии в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания. После же истечения такого тридцатидневного срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по новому месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней ( Закона N 109-ФЗ).

Обязанность по снятию гражданина с учета лежит на органе миграционного учета. Снятие с учета осуществляется после получения в установленном порядке сведений о постановке данного иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания ( Закона N 109-ФЗ). Однако при убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, на администрациях указанных организаций лежит обязанность не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета ( Закона N 109-ФЗ).

По возвращении из командировки работник вновь подлежит постановке на миграционный учет по месту пребывания (месту, откуда он ранее был командирован).

Дополнительно отметим, что при направлении иностранного работника в командировку оформляются те же документы, что и для граждан РФ: служебное задание (форма N Т-10а), приказ о направлении в командировку ( или Т-9а), командировочное удостоверение (форма N Т-10). По возвращении из командировки в течение трех рабочих дней работник представляет работодателю авансовый отчет (форма N АО-1) и отчет о выполненной работе (форма N Т-10а) (п. 26 Положения, утвержденного Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки").

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Бахтина Анастасия

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Комарова Виктория

*(1) Критерии признания иностранного гражданина высококвалифицированным специалистом установлены Закона N 115-ФЗ.

​1. Продолжительность командировок иностранцев, работающих в России по какому-либо разрешительному документу, за пределами России законодательно не ограничена.

Действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений по срокам направления работников-иностранцев в заграничные командировку. Однако, в случае их нахождения за пределами нашей страны более 6-ти месяцев разрешительный документ может быть аннулирован.

Это касается:

  • ​иностранных высококвалифицированных специалистов;
  • иностранцев, работающих в России по патенту;
  • иностранцев, разрешение на работу которым оформлено через процедуру квотирования или на внеквотные должности;
  • иностранных студентов, получивших разрешение на работу в порядке статьи 13.4 Закона № 115-ФЗ;
  • иностранцев, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство в России (исключение составляют иностранные ВКС, получившие вид на жительство в силу своего статуса, в порядке пункта 27 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ)​.

2. Продолжительность командировок как по территории России, так и за ее пределами не ограничена для работающих в российских компаниях граждан государств ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан).

Продолжительность командировок по территории России не ограничена:

  • ​для всех иностранных граждан, перечисленных в подпунктах 1-12 пункта 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ (которым получение разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности не требуется). Исключение составляют только иностранцы, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, в отношении которых Законом установлен особый порядок работы за пределами региона, где им разрешено проживать;
  • для граждан государств ЕАЭС, работающих в российских компаниях.

3. Не допускается направление в командировку за пределы территории действия разрешения на работу иностранных студентов, получивших разрешение на работу в порядке статьи 13.4 Закона № 115-ФЗ (на оборотной стороне разрешения на работу этой категории работников в графе «Особые отметки» указывается «в соответствии со статьей 13.4 Федерального закона № 115-ФЗ»).

Исключением можно считать период их нахождения на каникулах (что подтверждается соответствующей справкой из образовательной организации), когда они имеют право работать без разрешения (и, следовательно, не связаны ограничениями, в том числе территориальными, которые Закон налагает на иностранцев, работающих по разрешениям).

4. При направлении в командировку по территории России иностранных граждан, имеющих разрешение на работу:

  • ​выданное через процедуру квотирования или на внеквотные должности;
  • выданное гражданам Республики Таджикистан в 2014 году сроком действия на 3 года в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации, при условии, что иностранец направляется за пределы территории действия выданного разрешения, необходимо исходить из сроков, установленных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 N 564н.

Для указанных выше категорий иностранных работников Приказом установлена возможность направления их в командировки, при условии, что совокупная продолжительность таких командировок в течение срока действия выданного разрешения на работу не будет превышать 10-ти календарных дней, либо 60-ти дней при условии, если работа носит разъездной характер и это напрямую отражено в договоре.

При этом такая возможность предоставляется лишь иностранцам, работающим по профессиям/должностям, перечисленным в Приказе. Нарушение указанного порядка (установленных Приказом сроков либо направление в командировку работника по иной, нежели установлены Приказом должности) квалифицируется по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ.

5. При направлении в командировку иностранцев, имеющих разрешение на временное проживание, необходимо также пользоваться Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 N 564н по аналогии с учетом установленной продолжительности командировок/разъездного характера работы (только привязка происходит не к сроку действия РВП, а к календарному году) и перечня «разъездных» профессий/должностей.

Приказ устанавливает продолжительность командировки за пределы региона, где РВПшнкам разрешено проживать (в данном случае речь идет не о том регионе, в котором РВП выдано, а регионе, в котором иностранец зарегистрирован по месту жительства «прописан»).

Дело в том, что РВПшникам Законом разрешено менять место проживания. Например, человек получил РВП в Москве, а работу нашел в Московской области. В такой ситуации ему возможно (хотя законодательно процедура не установлена) обратиться в орган, выдавший РВП, с ходатайством в произвольной форме о смене места проживания. При этом ходатайство должно быть мотивировано не просто желанием проживать по другому адресу. В таком случае к нему, как правило, прилагается гарантийное письмо от собственника жилья в регионе (субъекте РФ) где намерен проживать РВПшник с обязательством зарегистрировать его по месту жительства и копиями документов на жилое помещение, а также проект договора с потенциальным работодателем, гарантирующий трудоустройство по новому месту жительства.

Рассматривается такое ходатайство, на практике, до 2-х месяцев, и в итоге человек получает уведомление о разрешении временного проживания, в рассматриваемом случае, в Московской области. С этого момента он вправе работать на территории субъекта, где ему разрешено временное проживание, то есть в Московской области. При этом штапм «Разрешено временное проживание» не переставляется, происходит лишь «перепрописка» иностранца.

6. Порядок направления в командировки иностранных ВКС (высококвалифицированных специалистов) также регулируется Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 N 564н.

В последнее время многие компании отходят от указания в разрешении на работу тех регионов России в которые ВКС могут быть направлены в командировку, а предпочитают прописывать в заключенном с ним договоре разъездной характер работы. В таком случае продолжительность нахождения работника за пределами региона местонахождения работодателя не ограничивается.

7. Не допускается направление в командировку за пределы территории действия разрешительного документа иностранцев, работающих в России на основании патента.

Если работника с патентом, выданным, например для работы в Воронежской области необходимо командировать в Краснодарский край, ему необходимо будет дополнительно получить патент для работы в Краснодарском крае. Такое положение вещей привязывает эту категорию иностранных работников к региону выдачи патента.

  • ​Пункт 10 статьи 13.2 и подпункт 9 пункта 9 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ)
  • Подпункт 2 пункта 22 статьи 13.3 Закона № 115-ФЗ и подпункт 9 пункта 9 статьи 18 Закона № 115-ФЗ
  • Подпункт 9 пункта 9 статьи 18 Закона № 115-ФЗ
  • Пункт 4 статьи 13.4 и подпункт 9 пункта 9 статьи 18 Закона № 115-ФЗ
  • Подпункт 11 пункта 1 статьи 7 и подпункт 11 пункта 1 статьи 9 Закона № 115-ФЗ
  • Пункт 20 статьи 13.4 Закона № 115-ФЗ
  • Пункт 16 статьи 13.3 Закона № 115-ФЗ