Регистр нормативных. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов. Положение о ведении федерального регистра

Регистр муниципальных правовых актов

Согласно статье 43.1 Федерального закона № 131 муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ в соответствии с Положением о ведении Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации.

Федеральный регистр ведется в электронном виде на русском языке. Регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации подлежат постоянному хранению в составе Федерального регистра независимо от того, утратили ли эти акты силу.

Регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями. Принципами ведения регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в регистре. Должно осуществляться предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в регистре.

Муниципальные правовые акты: виды, краткая характеристика

Решения, принятые на местном референдуме (сходе) граждан, являются, наряду с уставом, актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Другие муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Следующий по иерархии вид муниципальных правовых актов - нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Как сказано в части 3 статьи 43 федерального закона № 131, представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено данным Федеральным законом.

Следующие в иерархии муниципальных правовых актов - правовые акты главы муниципального образования. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации (часть 4 статьи 43).

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. В этой связи важно обратить внимание на то, что глава администрации (в том числе глава муниципального образования, если по должности выполняет эту функцию) издает не акты главы администрации, а акты администрации, действуя на основах единоначалия от ее имени.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Адрес электронной почты для направления муниципальных нормативных правовых актов - [email protected]

Регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) - (далее Регистр)

1. Регистр представляет собой распределенную базу данных, содержащую в электронном виде (на машиночитаемых носителях) и (или) документальном виде (на бумажных носителях) муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде муниципальных нормативных правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан).

2. Регистр является составной частью федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.

3. Принципами ведения регистра являются актуальность, достоверность, общедоступность и открытость информации, содержащейся в регистре.

4. Ведение регистра осуществляется на основе программных средств, переданных в установленном порядке уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

5. Ведение регистра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) - Государственным комитетом юстиции Республики Саха (Якутия).

6. Регистр ведется в электронном виде (на машиночитаемых носителях) и (или) документальном виде (на бумажных носителях).

Доступ к Регистру муниципальных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия):

В соответствии с частью 4 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 №657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов осуществляется через единый сайт государственных услуг в сети Интернет (портал государственных услуг) .

Муниципальные нормативные правовые акты, а также дополнительную информацию к ним, внесенную в базу данных муниципальный регистр Республики Саха (Якутия), можно получить на официальном сайте. Для этого после перехода на федеральный сайт http://zakon.scli.ru выберите регион в отмеченном на рисунке красным цветом разделе "Республика Саха (Якутия)"

Адрес электронной почты для направления муниципальных нормативных правовых актов - [email protected]

Список ответственных за ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов по муниципальным районам Республики Саха (Якутия)

ФИО/должность

Муниципальный улус (район)

Кол-во МО

раб.тел.506012

«Мегино-Кангаласский улус»

«Момский район»

раб.тел. 506006

«Усть-Алданский улус (район)»

«Чурапчинский улус (район)»

«Сунтарский улус (район)»

Городской округ «город Якутск»

раб.тел. 506005

«Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)»

«Булунский улус (район)»

«Верхоянский район»

«Оленекский эвенкийский национальный район»

«Кобяйский улус (район)»

раб.тел. 506002

«Нюрбинский район»

«Намский улус»

«Ленский район»

раб.тел. 506008

«Верхневилюйский улус (район)»

«Вилюйский улус (район)»

раб.тел.506011

«Хангаласский улус»

«Олекминский район»

«Оймяконский улус (район)»

раб.тел.506008

«Горный улус (район)»

«Амгинский улус (район)»

«Усть-Майский улус район»

раб.тел. 506009

«Абыйский улус (район)»

«Верхнеколымский улус (район)»

«Нижнеколымский район»

«Томпонский район»

«Усть-Янский улус (район)»

«Таттинский улус»

«Жиганский национальный эвенкийский район»

«Эвено-Бытантайский национальный улус (район)»

«Среднеколымский улус (район)»

«Алданский район»

раб.тел.506013

Городской округ «Жатай»

«Мирнинский район»

«Нерюнгринский район»

«Аллаиховский улус (район)»

ФИО/должность

Взаимозаменяемость

ФИО/должность

Кузьмина Софья Алексеевна - руководитель отдела

Ноговицына Дарина Трофимовна - главный специалист

Слепцова Ольга Петровна - и.о. руководителя отдела

Шишигина Наталья Егоровна - главный специалист

Портнягина Кюнняй Федоровна - главный специалист

Цыремжитова Юлия Витальевна - главный специалист

Попов Ян Анатольевич - главный специалист

Гуляев Николай Николаевич - главный специалист

Артемьев Артем Федорович - главный специалист

руководитель отдела по управлению государственными программами

В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.04.2005, от 10.05.2006 и от 26.04.2007 отмечалось, что необходимым условием развития в России демократии является создание эффективной правовой и политической системы.

На реализацию поставленных Президентом Российской Федерации целей направлено создание Единого Федерального регистра нормативных правовых актов.
Целями создания Единого Федерального регистра нормативных правовых актов являются:
. построение общенациональной правовой информационной системы;
. обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов;
. обеспечение прозрачности процессов ведения нормативных правовых актов;
. учет и систематизация муниципальных нормативных правовых актов;
. контроль за соответствием муниципальных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, уставам муниципальных образований;
. обеспечение конституционного права граждан на получение достоверной информации;
. создание условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.
Единый Федеральный регистр нормативных правовых актов охватывает всю нормативно-правовую базу Российской Федерации:
. федеральное законодательство;
. нормативные правовые акты органов исполнительной власти;
. нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
. Реестр уставов муниципальных образований;
. Реестр муниципальных образований;
. нормативные правовые акты муниципальных образований.

Построение правового демократического государства связано с формированием единой системы правовых актов и обеспечением доступности правовых актов для населения. В силу федеративного устройства России и наличия самостоятельной системы местного самоуправления российское законодательство имеет федеральный и региональный уровень. На местном уровне - систему муниципальных правовых актов.
Доступ к актам федерального законодательства осуществляется с помощью государственных и коммерческих информационных систем, а также с помощью официальных источников опубликования.
Доступ к региональным актам осуществляется с помощью федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ведение регистра (включает в себя юридическую экспертизу актов и их государственный учет) обеспечивает соответствие регионального законодательства федеральному законодательству, что способствует обеспечению единства правовой системы Российской Федерации.
Уставы муниципальных образований и правовые акты о внесении в них изменений в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» подлежат проверке и государственной регистрации в органах юстиции. В электронном виде ведутся реестры уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации.
Остальные муниципальные нормативные правовые акты до 1 января 2009 года оставались вне рамок правового поля. Регулярный нормоконтроль за муниципальными актами не осуществлялся, доступ граждан, организаций и государственных органов к муниципальным актам был ограничен.
Для обеспечения доступа к муниципальным актам и создания единой информационной системы муниципальных актов Минюстом России был разработан и принят Государственной Думой Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон № 260-ФЗ).
Согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Федеральный закон № 260-ФЗ внес изменения в часть 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ), наделяя органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) дополнен отдельной статьей 43.1, согласно которой порядок ведения регистра субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации, а порядок ведения федерального муниципального регистра - Правительством Российской Федерации.
Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов (далее - федеральный регистр) обеспечивает верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов в муниципальном нормотворчестве, учет и систематизацию муниципальных нормативных правовых актов и является механизмом реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.
Создание федерального регистра стало важным этапом реализации государственной политики по обеспечению единой правовой системы Российской Федерации.
В федеральный регистр подлежат включению все муниципальные нормативные правовые акты - это уставы муниципальных образований, муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы, правовые акты, принятые на местном референдуме или сходе граждан, нормативные акты представительного органа, местной администрации и иных органов, правовые акты главы муниципального образования нормативного характера, а также приказы должностных лиц местного самоуправления.
Ведение федерального регистра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» (далее - постановления Правительства Российской Федерации № 657) определено, что федеральный регистр состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации подлежат постоянному хранению в составе федерального регистра независимо от того, утратили ли муниципальные нормативные правовые акты силу или нет. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают представление в Министерство юстиции Российской Федерации регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и их ежемесячную актуализацию.
Ведение федерального регистра включает в себя следующее: сбор регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и сведений о них, ввод информации в регистр и гарантированное ее хранение, ведение классификаторов, словарей, справочников, информационного портала регистра, предоставление сведений, содержащихся в регистре, а также режим их защиты.
Основными принципами ведения федерального регистра являются достоверность, общедоступность и актуальность сведений, содержащихся в нем.
В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации № 657 Министерством юстиции Российской Федерации установлен порядок предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 300 определены общие принципы организации работы по предоставлению сведений, содержащихся в федеральном регистре, состав таких сведений и условия доступа к ним.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 298 утверждена Методика ведения федерального муниципального регистра (далее - Методика), определяющая содержание работы по ведению регистра, информацию, находящуюся в регистре, а также требования к информации, включаемой в регистр.

Регистр муниципальных нормативных правовых актов Смоленской области

Не смотря на то, что требования, содержащиеся в Методике, относятся к федеральному регистру, следует отметить непосредственное отношение таких требований и к региональному регистру. Такой вывод можно сделать, учитывая специфику его содержания и наполнения (состоит из регистров субъектов Российской Федерации).
Таким образом, при формировании информационных ресурсов, как федерального регистра, так и региональных муниципальных регистров, должен быть использован единообразный подход к их ведению.
Во исполнение норм федерального законодательства был принят областной закон от 30 октября 2008 года № 119-з «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Смоленской области» (далее - областной закон № 119-з), который вступил в силу с 1 января 2009 года.
Областной закон № 119-з устанавливает порядок организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Смоленской области (далее - регистр).
Организация и ведение регистра осуществляются Департаментом Смоленской области по вопросам местного самоуправления (далее - уполномоченный орган).
Регистр является составной частью федерального регистра. Ведение и методическое обеспечение федерального регистра осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.
Уполномоченный орган обеспечивает представление в Министерство юстиции Российской Федерации регистра и его ежемесячную актуализацию.
Регистр обеспечивает поддержку единой ссылочной целостности актов, включая акты федерального и областного законодательства.
Регистр ведется на русском языке в электронном виде (на машиночитаемых носителях) и в документальном виде (на бумажных носителях).
В электронном виде регистр ведется на основе программного обеспечения в соответствии с едиными форматами, классификаторами, словарями, справочниками и протоколами обмена, переданными Министерством юстиции Российской Федерации.
Регистр имеет информационное и технологическое сопряжение с федеральным регистром, реестром уставов муниципальных образований и реестром муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 3 областного закона № 119-з в регистр включаются следующие сведения:
1) номер и дата регистрации муниципального нормативного правового акта в регистре;
2) реквизиты муниципального нормативного правового акта (вид муниципального нормативного правового акта; наименование органа местного самоуправления муниципального района, городского округа, городского (сельского) поселения Смоленской области (должностного лица местного самоуправления), принявшего (издавшего) муниципальный нормативный правовой акт; дата принятия (издания) муниципального нормативного правового акта; номер и наименование муниципального нормативного правового акта);
3) сведения об официальном опубликовании (обнародовании) муниципального нормативного правового акта;
4) текст муниципального нормативного правового акта;
5) дополнительные сведения:
а) экспертные заключения уполномоченного органа на муниципальные нормативные правовые акты (далее - экспертные заключения);
б) решения, постановления и определения федеральных судов общей юрисдикции по делам об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов; решения, постановления и определения федеральных арбитражных судов по делам об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов; акты прокурорского реагирования, принятые в отношении муниципальных нормативных правовых актов (представления, протесты и заявления в суд); предписания антимонопольных органов в отношении муниципальных нормативных правовых актов; акты органов государственной власти об отмене или приостановлении действия муниципальных нормативных правовых актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских (сельских) поселений Смоленской области отдельных государственных полномочий, переданных им на основании федерального закона или областного закона; письма, иная информация, поступившая из органов прокуратуры, органов государственной власти Смоленской области, иных государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских (сельских) поселений Смоленской области в отношении муниципальных нормативных правовых актов.
Проведение юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов является основным действием при ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов. Областным законом № 119-з определено, что после включения муниципальных нормативных правовых актов в регистр уполномоченный орган проводит их юридическую экспертизу.
Юридическая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов заключается в правовой оценке вида муниципального нормативного правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа местного самоуправления муниципального района, городского округа, городского (сельского) поселения Смоленской области (должностного лица местного самоуправления), принявшего (издавшего) муниципальный нормативный правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия (издания), опубликования (обнародования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федерального и областного законодательства, а также устава муниципального образования.
По результатам проведения юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов составляются экспертные заключения.
Порядок и сроки проведения юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов определены Положением о порядке и сроках проведения юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 23.03.2010 № 139.
В соответствии с областным законом № 119-з муниципальные нормативные правовые акты, принятые (изданные) до 1 января 2009 года, а также сведения об официальном опубликовании (обнародовании) муниципального нормативного правового акта и дополнительные сведения в отношении названных муниципальных нормативных правовых актов, включаются в регистр до 1 января 2012 года. В регистр включаются все действующие муниципальные нормативные правовые акты с момента принятия Конституции Российской Федерации, где местное самоуправление было провозглашено самостоятельным, т.е. с 1993 года.
Порядок представления муниципальных нормативных правовых актов, принятых (изданных) до 1 января 2009 года, а также дополнительных сведений в отношении указанных муниципальных нормативных правовых актов утвержден постановлением Администрацией Смоленской области от 26.05.2009 № 300.
Приказом начальника Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления от 06.04.2009 № 02/05-ОД утверждены Методические рекомендаций по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Смоленской области.
На практике ведение регистра будет способствовать росту профессионального уровня и повышению качества работы органов местного самоуправления, что неизбежно отразится на улучшении качества подготовки юридических документов. Кроме того, ведение регистра будет повышать уровень информированности федеральных и региональных властей о принятых муниципальных нормативных правовых актах, создавать условия открытости (прозрачности) самой системы таких правовых актов.
Формирование регистра позволит собрать и обобщить положительный опыт муниципальных образований в реализации вопросов местного значения.
Эффективное взаимодействие органов местного самоуправления и органов исполнительной власти будет способствовать повышению квалификации и профессионального уровня сотрудников органов местного самоуправления и улучшению качества их работы по подготовке муниципальных нормативных правовых актов.

С 1 января 2009 г. в Российской Федерации действует федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов. Его ведение предусмотрено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 43.1). Создание такого регистра направлено на обеспечение учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализацию конституционного права граждан на получение достоверной информации и создание условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Помимо указанного Федерального закона порядок ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов на сегодняшний день осуществляется также с помощью:

  • - постановления Правительства РФ от 10 сентября 2008 г. № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов», которым утверждено Положение о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов;
  • - приказа Министерства юстиции РФ от 22 декабря 2008 г. № 300 «Об утверждении Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов»;
  • - приказа Министерства юстиции РФ от 19 декабря 2008 г. № 298 «Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов», которым утверждена Методика ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.

Федеральный регистр муниципальных правовых актов носит территориально-распределенный характер, он состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ. На уровне субъекта РФ порядок ведения регистра муниципальных правовых актов субъекта РФ обеспечивается законами субъектов РФ.

Все регистры (федеральный регистр муниципальных правовых актов и регистры муниципальных правовых актов субъектов РФ) между собой имеют технологическое сопряжение. Также эти регистры сопряжены с реестром уставов муниципальных образований и реестром муниципальных образований.

Принципами ведения регистров являются такие принципы, как: актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в регистрах. Прозрачность процессов формирования правовой информации в государстве - одно из условий эффективного противодействия коррупции.

Ведение федерального регистра муниципальных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ. Для этого в составе Министерства юстиции РФ действует Научный центр правовой информации.

Ведение регистра в субъектах РФ осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ.

На сегодняшний день все муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ.

Все регистры муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ включаются в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов в течение трех рабочих дней с момента поступления муниципальных нормативных правовых актов

Регистры муниципальных нормативных правовых актов (как федеральный, так и субъектов РФ) ведутся в электронном виде на русском языке с использованием автоматизированной информационной системы ведения муниципального регистра. Регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ подлежат постоянному хранению в составе федерального регистра независимо от того, утратили ли эти акты силу или нет.

В регистре содержатся как опубликованные, так и неопубликованные муниципальные правовые акты. При этом подлежат включению все муниципальные правовые акты, изменяющие (дополняющие), отменяющие или признающие утратившими силу муниципальные правовые актов в целом или в части. Помимо самих муниципальных правовых актов в состав регистров включаются и дополнительные сведения к этим актам. К числу этих сведений относятся:

  • - экспертные заключения уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ на муниципальные акты;
  • - акты прокурорского реагирования, принятые в отношении муниципальных актов (представления, протесты и заявления в суд);
  • - решения, постановления и определения федеральных судов общей юрисдикции;
  • - решения, постановления и определения федеральных арбитражных судов;
  • - решения и постановления конституционного (уставного) суда субъекта РФ по делам о проверке соответствия муниципальных правовых актов конституции (уставу) субъекта РФ;
  • - предписания антимонопольных органов;
  • - акты органов государственной власти об отмене или приостановлении действия муниципальных актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им на основании федерального закона или закона субъекта РФ;
  • - письма, иная информация, поступившая из органов прокуратуры, органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и иных государственных органов.

Установлены специальные требования к информации, включаемой в регистр. В регистр вносятся:

  • - номера регистрации муниципальных актов в регистре;
  • - тексты муниципальных актов и дополнительных сведений;
  • - реквизиты муниципальных актов (вид акта и наименование принявшего его органа (органов), дата принятия (подписания) акта, его номер (номера) и название);
  • - реквизиты дополнительных сведений (вид, дата, номер, наименование (если имеется), наименование соответствующего органа).

В отношении муниципального правового акта в регистре после проведения экспертизы (или на основании иных дополнительных сведений) делается запись, соответствует ли он или не соответствует федеральному законодательству, законодательству субъектов РФ и уставу муниципального образования, а также подлежит ли он применению или не подлежит.

Если муниципальный акт вносит изменения ненормативного характера в муниципальный акт и не устанавливает новых норм права, а также если муниципальный акт после внесения в него изменений утратил нормативность, го делается запись: «не требует юридической экспертизы».

Если юридическая экспертиза муниципального акта не проводилась, в регистре содержится запись «юридическая экспертиза не проводилась».

В регистре содержится следующая информация о действии муниципального акта:

  • - действующий;
  • - недействующий (если муниципальный акт отменен или признан утратившим силу органом, его принявшим, а также в случае признания судом муниципального акта недействующим);
  • - действие приостановлено;
  • - не вступил в силу (в случае если муниципальный акт принят, но в тексте имеется указание на вступление в силу по истечении определенного срока после официального опубликования (обнародования) или на дату вступления в силу).

Муниципальные акты должны поддерживаться в актуальной редакции со ссылками на муниципальные акты, изменяющие (дополняющие), отменяющие (признающие утратившими силу) и (или) приостанавливающие действие основного (первоначального) акта.

Полностью указывается наименование источника официального опубликования муниципального акта. При наличии нескольких источников официального опубликования указываются все имеющиеся источники.

При внесении муниципального акта в регистр он классифицируется в соответствии с принятыми классификаторами муниципальных актов (в зависимости от предмета регулирования). При ведении регистра обеспечиваются классификация и поиск муниципальных актов по соответствующим территориям муниципальных образований на основании Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО).

Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Ведение Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Выше уже назывались признаки нормативных муниципальных правовых актов, их отличие от индивидуальных правовых актов и их значение для регулирования общественных отношений в границах муниципальных образований. Федеральный регистр этих документов ведется в целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Регистр муниципальных нормативных правовых актов дополняет Регистр Уставов муниципальных образований и позволяет создать единое информационное пространство правовой деятельности на всех уровнях публичной власти. Кроме того, сам процесс создания Регистра предполагает установление еще одного канала государственного контроля за законностью решений, принимаемых на муниципальном уровне, что отнюдь не лишне, если иметь в виду, что число нарушений законности решениями органов местной власти весьма велико и пока не уменьшается (подробнее речь об этом пойдет ниже).

Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2008 г. N 837 "О ведении Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" установило, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов является Министерство юстиции Российской Федерации.

Порядок ведения Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов предполагает, что принципами ведения Регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в Регистре. Регистр ведется в электронном виде на русском языке.


Включению в Регистр подлежат регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Федерации. Причем регистры муниципальных нормативных актов субъектов Федерации подлежат постоянному хранению независимо от того, утратили ли входящие в состав регистров акты силу.

Министерство юстиции Российской Федерации обеспечивает: сбор регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Федерации; ввод информации в Регистр; гарантированное хранение информации в регистре; ведение классификаторов, словарей и справочников регистра; ведение информационного портала Регистра; предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в Регистре; режим защиты сведений, содержащихся в Регистре.

К настоящему времени во многих субъектах Федерации приняты законы о порядке организации и ведения Регистра муниципальных правовых актов субъекта Федерации, а также решения исполнительно-распорядительных региональных органов о порядке взаимодействия органов государственной власти субъекта Федерации с органами местного самоуправления по организации и ведению Регистра.

В этих документах устанавливается, что в Регистр включаются муниципальные нормативные правовые акты, представленные в электронном виде (на машиночитаемом носителе - диске, дискете, флеш-накопителе или по каналам связи электронной почты), а также сведения об источниках и датах официального опубликования (обнародования) принятых муниципальных нормативных правовых актов и источники официального опубликования.

Главы муниципальных образований обеспечивают полноту и достоверность сведений, подлежащих включению в Регистр субъекта Федерации.

Включение муниципальных нормативных правовых актов в Регистр осуществляется в течение определенного срока со дня их поступления в уполномоченный орган по ведению Регистра.

С целью приведения муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Федерации, уставами муниципальных образований, правовыми актами, принятыми на местном референдуме (сходе граждан), может проводиться правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов.

Правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов проводится уполномоченным органом по ведению Регистра.

Порядок и сроки проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов определяются уполномоченным органом по ведению Регистра в соответствии с методическими рекомендациями уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

По результатам правовой экспертизы муниципального нормативного правового акта готовится экспертное заключение уполномоченного органа по ведению Регистра о соответствии муниципального нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, законодательству субъекта Федерации, уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

При выявлении в муниципальном нормативном правовом акте положений, противоречащих Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, законодательству субъекта Федерации, уставу муниципального образования, правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан), экспертное заключение уполномоченного органа по ведению Регистра направляется в орган местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления, принявшему акт, для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных противоречий. Копия экспертного заключения уполномоченного органа по ведению регистра направляется в прокуратуру субъекта Федерации для использования в надзорной деятельности.

Поскольку для многих муниципальных образований представление нормативных правовых актов в Регистр субъекта Федерации - дело новое и не всегда простое с точки зрения обеспечения должного правового уровня нормативных актов, в некоторых субъектах Федерации организовали методическую помощь муниципалитетам в юридико-техническом оформлении нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр.

Правительство Нижегородской области, например, разработало подробные рекомендации представительным органам муниципальных образований об особенностях нормативных правовых актов, начиная с их реквизитов и кончая элементами текста, и стилем изложения. Конечно, такая помощь приносит свои плоды.