Резервный фонд президента рф составляет. Резервные фонды в составе расходной части бюджета. Резервный фонд Президента РФ. Резервный фонд бюджета города

2. Резервный фонд президента РФ.

Резервный фонд Президента РФ представляет собой совокупность бюджетных средств, предназначенных для финансирования непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов в случаях и в порядке, предусмотренных указами Президента РФ. Например, в соответствии сраспоряжением Президента РФ от 17 мая 2006 г. N 217-рп во II квартале 2006 г. из резервного фонда Президента РФ выделены 2,29 млн руб. администрации Сахалинской области на приобретение трех машин скорой помощи, оснащенных дополнительным медицинским оборудованием, для оказания экстренной медицинской помощи населению на территории Курильских островов. 7

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета.

Средства резервного фонда Президента Российской Федерации используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов.

Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации осуществляется на основании указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

Кассовое исполнение письменных распоряжений Президента РФ о расходовании средств резервного фонда осуществляется органами Федерального казначейства. Расходование средств резервного фонда Президента РФ не допускается:

    на проведение выборов, референдумов;

    освещение деятельности Президента РФ.

ст.276 Кодекса БК РФ отчет о расходовании средств резервного фонда Президента РФ представляется в Государственную Думу одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета. Вп.1 ст.213 Кодекса БК РФ предусмотрено, что при сокращении (росте) расходов федерального бюджета более чем на 10% в Государственную Думу одновременно с внесением проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете представляется отчет о расходовании средств резервного фонда Президента РФ. 8

Администрация президента России отчиталась о расходовании средств резервного фонда президента в 2006 году, размер которого составил 500 млн. рублей.

Большая часть (90%) годового объема резервного фонда Президента

Российской Федерации в 2006 году направлена на оказание помощи нуждающимся детским учреждениям. Поддержку из президентского фонда получили 491 детское учреждение, в том числе 10 учреждений для детей-инвалидов. 195 млн рублей направлено на приобретение медицинского оборудования для оснащения реанимационной педиатрической службы. 9

Резервный фонд президента в 2008 году утверждён в размере 700 млн. рублей. По итогам года использовано 699,86 млн. рублей. Большая часть (83%) годового объёма резервного фонда была направлена на оказание помощи нуждающимся детским учреждениям. В течение года поддержку из президентского фонда получили 408 детских учреждений, в том числе 371 учреждение для детей-инвалидов. Приоритетом расходования средств фонда было оказание помощи в целях социальной поддержки детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (61% фонда).

Средства в объёме 200 млн. рублей на закупку специального оборудования получили 253 образовательных учреждения для детей-инвалидов. Также 80,01 млн. рублей выделено для 106 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на оснащение их интернет-классами и автотранспортом. Кроме того, 25,98 млн. рублей выделено на проведение ремонтно-реставрационных работ в целях сохранения памятников истории и культуры.

Резервный фонд президента в 2009 году утверждён в размере 500 млн. рублей. По итогам за год использовано 500 миллионов рублей.

Большая часть /86 процентов/ годового объема резервного фонда президента Российской Федерации в 2009 году направлена на оказание помощи нуждающимся детским учреждениям. В течение года поддержку из президентского фонда получили 395 детских учреждений, в том числе 8 учреждений для детей-инвалидов.

Значительная часть средств фонда в объеме 200 миллионов рублей направлена муниципальным детским больницам. Средства на проведение ремонтных работ и приобретение медицинского оборудования выделены 47 таким учреждениям. 10

Кроме того, 40,6 миллионов рублей выделено в целях поддержки одаренных детей. На эти средства будут закуплены музыкальные инструменты для 298 детских музыкальных школ и школ искусств, расположенных в сельской местности и малых городах.

В 2010 году Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении средств из резервного фонда Президента, в котором говориться: 11

    9,17 млн. рублей выделить правительству Архангельской области для Соловецкой средней общеобразовательной на капитальный ремонт зданий школы и детского сада, а также на приобретение мебели, оборудования и технических средств обучения;

    9 млн. рублей правительству Еврейской автономной области для станции переливания крови (Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Пионерская, д.7) на реконструкцию здания.

Также Минздравсоцразвития РФ выделяется 24,69 млн рублей для учреждений здравоохранения и социального обслуживания на капитальный ремонт зданий и приобретение медицинской техники в ряде регионов страны.

3.Резервный фонд правительства РФ.

Резервный фонд Правительства Российской Федерации создается для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, не предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. 12

Размер резервного фонда Правительства Российской Федерации определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Средства резервного фонда Правительства Российской Федерации расходуются на финансирование: 13

    государственной поддержки общественных организаций и объединений;

    проведения юбилейных мероприятий общегосударственного значения;

    изготовления государственных наград, юбилейных медалей;

    проведения встреч, симпозиумов, выставок и семинаров на высшем уровне по проблемам общегосударственного значения;

    выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед государством;

    издания сборников нормативных актов и законодательства Российской Федерации;

    проведения ремонтных и восстановительных работ по заявкам органов государственной власти Российской Федерации;

    других мероприятий, проводимых по решениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Решения Правительства Российской Федерации о выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации принимаются в тех случаях, когда средств, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих эти мероприятия, недостаточно.

Проекты решений Правительства Российской Федерации о выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации с указанием размера выделяемых средств и направления их расходования готовит Министерство финансов Российской Федерации по поручениям Правительства Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство финансов Российской Федерации документы с обоснованием размера испрашиваемых средств, включая сметно - финансовые расчеты, а также в случае необходимости заключения заинтересованных министерств и ведомств. 14

Органы, в распоряжение которых выделяются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации, в месячный срок после проведения соответствующих мероприятий представляют в Министерство финансов Российской Федерации подробный отчет о целевом использовании таких средств.

4.Резервный фонд субъектов РФ.

В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) – резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций. 15

В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов.

Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.

Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) прилагается к ежеквартальному и годовому отчетам об исполнении соответствующего бюджета.

Согласно БК РФ ст.81.1:

1. Законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено создание Резервного фонда субъекта Российской Федерации.

В случае создания Резервного фонда субъекта Российской Федерации порядок формирования и использования средств указанного Фонда устанавливается законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации).

2. Резервный фонд субъекта Российской Федерации представляет собой часть средств бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенную для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации в случае недостаточности доходов бюджета субъекта Российской Федерации для финансового обеспечения расходных обязательств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены и проанализированы следующие резервный фонды:

    резервный фонд РФ;

    резервный фонд Президента РФ;

    резервный фонд Правительства РФ;

    резервный фонд субъекта РФ.

Так резервный фонд РФ формируется за счет:

    нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

    доходов от управления средствами Резервного фонда.

Резервный фонд Президента РФ представляет собой совокупность бюджетных средств, предназначенных для финансирования непредвиденных расходов и имеет большую социальную направленность чем другие.

В настоящее время мы слишком много добываем и слишком много экспортируем. А возможности наши не безграничны. Со временем добыча и экспорт нефти будут снижаться, а другой конкурентоспособной продукции у нас недостаточно - в России с самого начала экономических реформ ставка была сделана на топливно-энергетический комплекс.

Сейчас самым приоритетным, самое эффективным направлением использования средств резервных фондов - это финансирование науки, образования и здравоохранения. Тем самым мы создадим условия для развития страны не как сырьевого придатка всего мира, но как высокоразвитой страны с развитой перерабатывающей, наукоемкой промышленностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2010)//Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000.-N 31.- ст. 3823.

    Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. №267 « О приостановлении действия актов Правительства Российский Федерации по вопросам формирования и использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, доходов от управления средствами Резервного Фонда и Фонда национального благостояния ».

    Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К°, 2008. - 543 с.

    Бабич А.М., Л.Н. Павлова. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К°, 2007. - 301 с.

    Бочаров В.В., Леонтьев В.Е., Ашмарина Е.М. Финансы учебник для вузов. - М.: Дело и Сервис, 2003. - 214 с.

    Государственные и муниципальные финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: «ЮНИТИ», – 2007. –250 с.

    Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный)/под ред. Е. Ю. Грачевой. - М. : Проспект, 2009.

    Леонов В.В. Актуальные вопросы совершенствования бюджетной системы Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ- 2010. - № 13.

    Никитин А. Резерв как средство от развала // Финансовый контроль - 2008. - № 4.

    Фетисов В.Д.Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 178 с.

    Чиркин В.Е.Система государственного и муниципального управления: Учебник. - М.: Юристъ, 2007. - 202 с.

Приложение 1.

История изменения совокупного объёма средств Резервного фонда Российской Федерации . 16

Дата

в млрд. рублей

в млрд. долларов США

1. Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета.

2. Средства резервного фонда Президента РФ используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов .

3. Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента РФ осуществляется на основании указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

4. Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации на проведение выборов, референдумов , освещение деятельности Президента РФ не допускается .

33. Дефицит бюджета и источники его финансирования.
Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета надего доходами.

С дефицитом бюджета из его расходной части были выделены:

1) бюджет текущих расходов;

2) бюджет развития.

Бюджет текущих расходов предусматривает расходы, обеспечивающие текущие потребности организаций и учреждений, в том числе государственных (местных) органов власти, финансируемых из бюджета соответствующего уровня.

К таким расходам относятся:

1) расходы на содержание - заработная плата, административно-хозяйственные расходы, текущий ремонт, приобретение инвентаря и т.д.;

2) расходы на капитальный (восстановительный) ремонт.

В соответствии с бюджетным законодательством при наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, на экологические программы, мероприятия по охране окружающей среды, расходы на расширенное воспроизводство и др.

В бюджете текущих расходов выделяются защищенные статьи. По этим статьям гарантируется производство расходов в полном объеме, даже в случае применения механизма секвестра. Перечень защищенных статей устанавливается ежегодно при утверждении бюджета соответствующим представительным органом власти. К ним относятся статьи, предусматривающие выплату заработной платы, пенсий, стипендий, расходы на аренду помещений, отопление, освещение и др.

Оборотная кассовая наличность представляет собой утверждаемую в составе бюджетов сумму, образуемую

за счет остатков средств по соответствующему бюджету, которая используется в течение бюджетного года на покрытие временных кассовых разрывов.

Оборотная кассовая наличность должна быть восстановлена в течение бюджетного года до утвержденных на начало года размеров.

В условиях бюджетного дефицита предусмотрено применение следующих мер:

1) при утверждении бюджета устанавливается предельныйуровень (размер) его дефицита;

2) при превышении уровня бюджетного дефицита вводится механизм секвестра расходов, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета (кроме защищенных статей) в течение оставшегося времени текущего финансового года;

3) привлечение средств путем выпуска займов (государственных или местных), использование кредитов.

Источники финансирования дефицита государственного бюджета

1) внутренние источники: кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

2) внешние источники: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте;

Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.

Дефицит федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Дефицит бюджета субъекта РФ не может превышать 10-15% объема доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Текущие расходы бюджета субъекта РФ или местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета.

Сбалансированность бюджета: В случае если бюджет принимается с дефицитом, то должны быть определены источники его финансирования, может финансироваться как из внутренних источников, так и внешних.

Дефицит бюджета субъектов федерации, как и муниципальных образований финансируется из внутренних источников. Принятие бюджета с дефицитом ограничены определенными пределами. Например, у федерального бюджета дефицит не может превышать нефтегазовый дефицит Согласно статье 96.7 нефтегазовый дефицит это разница между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов и общим объемом расходов федерального бюджета.

Профицит – это превышение доходов над расходами. Профицит бюджета не стоит путать с доходами, фактически полученными в результате получение доходов сверх предусмотренными бюджетом (неутвержденное превышение). Неутвержденное превышение направляется на погашение долгов.

34. Нефтегазовые доходы федерального бюджета: понятие, виды, особенности правового регулирования.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

вывозных таможенных пошлин на газ природный;

вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

У федерального бюджета дефицит не может превышать нефтегазовый дефицит Согласно нефтегазовый дефицит это разница между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов и общим объемом расходов федерального бюджета.

Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.

Величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 процента прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

35. Резервный фонд и фонд национального благосостояния: понятие, порядок формирования и использования
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Резервный фонд формируется за счет:

нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

доходов от управления средствами Резервного фонда.

В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта.

может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации, Фонда национального благосостояния - Центральным банком Российской Федерации и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Целями управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе.

Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами; и тд.

Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:

долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";

депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации;

долговые обязательства и акции юридических лиц;

паи (доли участия) инвестиционных фондов.

Средства Фонда национального благосостояния могут передаваться в доверительное управление специализированным финансовым организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учредителем доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния является Российская Федерация. В правоотношениях в связи с учреждением доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Передача средств Фонда национального благосостояния в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них к доверительному управляющему. Доходы от доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния не являются собственностью доверительного управляющего и относятся на прирост средств Фонда национального благосостояния, переданных в доверительное управление. Доверительный управляющий обязан обособить средства Фонда национального благосостояния, переданные ему в доверительное управление, от собственного имущества и имущества третьих лиц, переданного ему в доверительное управление, путем отдельного учета средств Фонда национального благосостояния, находящихся в доверительном управлении, а также финансовых активов, полученных в процессе управления средствами Фонда национального благосостояния.

один из видов бюджетных резервов, предусматриваемый в федеральном бюджете на очередной финансовый год для финансирования непредвиденных, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента. Согласно Бюджетному кодексу РФ размер Р.ф. Президента РФ не может превышать 1% утвержд. расходов федер. бюджета. Конкретный размер Р.ф. устанавливается ежегодно при принятии федер. бюджета на соответств. год. С момента образования фонда в 1993 ежегодно в федер. бюджете, включая бюджет на 1999, средства Р.ф. Президента РФ предусматривались в размере 100 млн р.; в 2000 и 2001 его объем был увеличен до 200 млн р. Основанием для выделения средств за счет Р.ф. Президента РФ является соответствующее распоряжение Президента РФ, в к-ром оговаривается целевое назначение выделяемых средств, их конкретный получатель, орган, обяз. контролировать целевое и рациональное использование ресурсов. Проекты распоряжений Президента РФ о выделении средств готовит Администрация Президента РФ по согласованию с Министерством финансов РФ. В отличие от Резервного фонда Правительства РФ средства Резервного фонда Президента РФ могут быть использованы на финансирование не только мероприятий федер. значения. Они могут выделяться на финансирование федер., регион. и местных программ, на поддержку соц. групп и категорий граждан России, отд. пр-тий и производств. При этом отсутствует утвержд. законом или указом Президента РФ спец. положение о порядке выделения и расходования средств этого фонда. Контроль за целевым и рацион. расходованием средств фонда возлагается, как правило, на Минфин России. По мнению нек-рых аналитиков, создание Резервного фонда Президента РФ в гос-ве, где Президент не осуществляет исполнительную власть, не вызывается особой необходимостью. В др. странах, где Президент является главой гос-ва, резервные фонды создаются только для финансирования исполнит. органами непредвид. расходов, не предусмотр. в соответствующих бюджетах, а также для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. В РФ, кроме Резервного фонда Президента РФ, создаются также резервные фонды органов исполнительной власти, в т.ч. два резервных фонда Правительства РФ.

А) БК РФ, Статья 82. Резервный фонд Президента Российской Федерации .

1. Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета.

2. Средства резервного фонда Президента РФ используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов.

3. Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента РФ осуществляется на основании указов и распоряжений Президента РФ.

4. Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается.

Б)1.Резервный фонд Правительства Российской Федерации создается для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, не предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

2. Размер резервного фонда Правительства Российской Федерации определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

3. Средства резервного фонда Правительства Российской Федерации расходуются на финансирование:

1)государственной поддержки общественных организаций и объединений;

2)проведения юбилейных мероприятий общегосударственного значения;

3)изготовления государственных наград, юбилейных медалей;

4)проведения встреч, симпозиумов, выставок и семинаров на высшем уровне по проблемам общегосударственного значения;

5)выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед государством;

6)издания сборников нормативных актов и законодательства Российской Федерации;

7)проведения ремонтных и восстановительных работ по заявкам органов государственной власти Российской Федерации;

8)других мероприятий, проводимых по решениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

4. Проекты решений Правительства Российской Федерации о выделении средств из резервного фонда с указанием размера выделяемых средств и направления их расходования готовит Министерство финансов Российской Федерации по поручениям Правительства Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство финансов Российской Федерации документы с обоснованием размера испрашиваемых средств

Органы, в распоряжение которых выделяются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации, в месячный срок после проведения соответствующих мероприятий представляют в Министерство финансов Российской Федерации подробный отчет о целевом использовании таких средств.

28.В соответствии со статьёй 46 БК укажите штрафы и иные суммы принудительного изъятия:

1) в федеральный бюджет - по нормативу 100 процентов;

2)в федеральный бюджет - по нормативу 40 процентов;

в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 60 процентов;

3) в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов по нормативу 100 процентов;

в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - по нормативу 83 процента;

1.Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета. 2. Средства резервного фонда Президента Российской Федерации расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента Российкой Федерации. 3. Расходование средств резервного фонда Президента Российской Федерации осуществляется на основании письменного распоряжения Президента Российской Федерации. 4. Расходование средств резервного фонда Президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается.

№37. Понятие, содержание и принципы бюджетного процесса в РФ

Бюджетный процесс - регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотре­нию и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчета об исполнении бюдже­та.

Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета об его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса:

1 стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета,

2 стадия исполнения и заключения бюджета

3 стадия составл. и утв-ия отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют одна другу.

Сам бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории РФ длится 12 месяцев. В соответствии со ст. 242 БК РФ финансовый год завершается 31 декабря. Принятие денежных обязательств после 25 декабря не до­пускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завер­шено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря. Счета, используе­мые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода государства, перераспределяются по-раз­ному государственные средства, в зависимости от задач, решаемых го­сударством в данный период.

Однако порядок, предполагающий последовательность стадий со­ставления, рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения бюдже­та, составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета, остается неизменным.

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.

Бюджетному процессу присущи особенные принципы. Так, во-первых, в основе бюджетного процесса лежит принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представитель­ной власти , где проект бюджета обязательно составляют исполнитель­ные органы, закон или решение о бюджете принимаются представи­тельным органом, а исполняют бюджеты всех уровней органы испол­нительной власти.

Очень важен принцип ежегодности бюджета , который включает в себя такое важное основополагающее правило, как обязательное при­нятие бюджета до начала планируемого года. Выполнение именно этого правила обеспечивает более эффективную возможность осуществлять бюджет­ный контроль за всеми потоками бюджетных средств. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.

Особое внимание в бюджетном процессе заслуживает принцип публичности и гласности , которые для бюджетного процесса предпо­лагают, что проект бюджета до его принятия широко обсуждается как представительными органами, так и общественностью, принятый бюджет обязательно публикуется в печати.

Важным для бюджетного процесса остается принцип специализа­ции бюджетных показателей , который состоит в том, что в основе и составления, и исполнения бюджета лежит бюджетная классифика­ция, которая предполагает группировку всех доходов бюджетов всех уровней по источнику возникновения, а расходов по целевому назна­чению, по направлениям деятельности.

Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация - спе­циальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной дея­тельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для процессуального бюджет­ного права, но и лежит в основе норм материального бюджетного права.

№38. Порядок сост. проектов бюджетов. Полномочия фин. органов в процессе составления бюджета.

Составление проектов бюджета - исключительная прерогатива органов исполн. власти. Непосредственное составление проектов бюджета осуществляет Минфин РФ, а также финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Исходными экономическими показателями для составления проектов бюджета является:1. Объем ВВП на очередной финансовый год, а также темп его роста в очередном финансовом году. 2. Уровень инфляции. 3. Объем дефицита бюджета. Проекты бюджета составляются с учетом необходимости достижения минимальных гос.-социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление гос. Или муниципальных услуг.

Эта стадия начинается с послания Президента РФ Фед. Собранию, которое должно поступить в Фед.

Собрание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. Затем составлением бюджета занимается Правительство РФ и со­ответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Составление бюджета основывается на: Бюджетном послании Пре­зентаРФ; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основных направ­лениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей тер­ритории; плане развития государственного или муниципального секто­ра экономики соответствующей территории на очередной финансовый год (п. 3 ст. 172). Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обя­зательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством РФ (ч. 3 п. 1 ст. 184 БК РФ). Всю практическую работу по составлению проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ. Правительство РФ за 10 месяцев до начала финансового года орга­низует работу по составлению бюджета: доведению до представит-ель­ных и исполнительных органов субъектов Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установ­ленных социальных и финансовых нормах и нормативах и их изме­нениях.

Исполнительные органы власти всех уровней, исходя из необходи­мости утверждения бюджетов до начала финансового года, доводят до представительных и исполнительных органов нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов.

В случае несбалансированности доходов и минимально необходи­мых расходов бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления их исполнительные органы власти представ­ляют в вышестоящие органы исполнительной власти необходимые расчеты для обоснования необходимости выделения отчислений от ре­гулирующих доходов, средств фонда поддержки территорий, дотаций, субвенций, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов в бюдже­ты нижестоящие, а также данных об изменении состава субъектов, подлежащих бюджетному финансированию.

Разработка и согласование Федерального бюджета на очередной финансовый год завершаются не позднее 15 июля года, предшествую­щего очередному финансовому году.

В случае возникновения разногласий по проекту бюджета, в про­цессе его подготовки и составления, исполнит-е органы власти могут вносить в вышестоящие органы свои предложения по измене­нию и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти пока­зателей. Рассмотрение этих предложений первоначально производится в со­ответств-ем вышестоящем исполнит-м органе власти. В слу­чае отклонения предложения полностью или частично этот вышесто­ящий орган исполнит-й власти обязан совместно с нижестоящим заинтересов-ым органом составить протокол об имеющихся разно­гласиях в срок. Для рассмотр-я возникающих разногласий представит-е органы власти на паритетных началах образуют согласит-ую ко­миссию. Результаты работы согласит-ой комиссии должны быть доведены до сведения соотв-их нижестоящих и вышестоящих представит-ых органов власти в уст-ные сроки. Окончатель­ное решение принимается соответствующим вышестоящим органом представительной власти.

Бюджетные полномочия представляют собой права и обязанности органов гос. власти и местного самоуправления в отношении принятия правовых актов, а также осуществление бюджетного процесса на всех стадиях.

Участниками бюджетного процесса являются: Президент, орг. законодательной власти, орг. Исполнительной власти, гос. внебюджетные фонды, орг. Бюджетного регулирования, орг. гос. и муниципального финансового контроля, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, гос. Унитарные предприятия, кред. организации законодательные орг. власти.

Полномочия:законодат орг. власти : рассматривать и утверждать бюджеты и отчеты об исполнении бюджета; формировать и определять правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов различных уровней. Орг. исполнит. власти : составление и предоставление на рассмотрение и утверждение законод. орг. Власти проектов бюджета; исполнение бюджета; управление гос. И муницип. Долгом; осуществление ведомственного контроля за исполнением бюджета; предоставление отчета об исполнении бюджета на утверждение законных орг. власти.