Родительское собрание «Взаимодействие семьи и школы. Родительское собрание "портфолио ученика" Решение общешкольного собрания портфолио семьи

Родительское собрание «Семья и школа: грани сотрудничества». (слайд 1)

Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.

Задачи:

    Сформировать у родителей понимание необходимости тесного сотрудничества семьи со школой.

    Сформировать у родителей интерес к совместной работе со школой по различным направлениям.

    Формирование позитивного опыта семейных отношений, внимания и любви к своим детям.

Оборудование собрания: 4 свечки с надписями: спокойствие, вера, любовь, надежда; на ватмане нарисованное дерево без листьев; вырезанные из самоклеющейся бумаги зелёные листочки; компьютер; проектор.

Ход собрания:

1 .Вступительное слово.

- Уважаемые родители, сегодня наше родительское собрание посвящено проблеме сотрудничества семьи и школы. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

В качестве логотипа я выбрала картинку, изображающую две руки, как символ – школы и семьи, которые выращивают зеленый росток, символизирущий наших детей.

Когда – то ещё Лев Кассиль сказал: (слайд 2)

«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»

2. Притча «Надежда».

Я предлагаю Вашему вниманию притчу о надежде в нашей жизни.

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

Я - спокойствие . К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!

И огонёк этой свечи погас.

Вторая сказала:

Я - вера , к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.

Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.

Опечалившись, третья свеча произнесла:

Я - любовь , у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких.

И эта свеча угасла…

Вдруг…в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:

Что вы делаете?! Вы должны гореть - я боюсь темноты! - произнеся это, он заплакал.

Тогда четвёртая свеча сказала:

Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я - надежда.

Этой свечой в жизни ребёнка являются родители и педагоги, которые светят другим, сгорая сами. Именно мы с вами должны зажечь в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше.

4. Беседа «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»

Макаренко подчеркивал: (слайд 4) “Воспитание - есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги” .

Именно совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, когда все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща , осуществляют совместное планирование, вместе подводят итоги деятельности.

Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры, а школа делает все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей.

Инновацией применительно к сфере воспитания и образования можно считать изменения и нововведения в содержании и технологии обучения и воспитания с целью повышения их эффективности. (слайд 6)

Инновационный подход в сотрудничестве семьи и школы предусматривает:

Развитие личностного потенциала ребенка в условиях взаимодействия школы, семьи, внешнего социума;

Постепенная индивидуализация воспитательного процесса за счет психологической службы, расширенной сети кружков, тесной связи с учреждениями культуры, искусства и спорта;

Формирование у наших воспитанников коммуникативных навыков, умения понимать себя и других.

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

    единым объектом (субъектом) воспитания;

    общими целями и задачами воспитания детей;

    необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;

    возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;

    возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

Функции взаимодействия педагогов и родителей.

Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.

Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;

социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

технико-гигиенический - зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни;

демографический - определяется структурой семьи.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Главными функциями семьи являются:

1) воспитательная;

2) оздоровительная;

3) духовно-нравственная;

4) познавательно-образовательная;

5) бытовая;

6) трудовая;

7) культурно-просветительная;

8) досугово-творческая;

9) охранно-защитная.

Главными компонентами семейного воспитания выступают:

1) климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

2) режим семейной жизни;

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.

Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей.

Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Следовательно, главными функциями взаимодействия школы и семьи являются:

    информационная;

    воспитательно-развивающая;

    формирующая;

    охранно-оздоровительная;

    контролирующая

Принципы взаимодействия .

Взаимодействие педагогов и семьи - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

Формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей - длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений.

Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

Детей, родителей, учителей объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия.

Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.
Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе.

Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

5. Задачи школьно – семейного воспитания.

Взаимодействие семьи и школы, тесное сотрудничество родителей и педагогов играет важную роль в процессе обучения и развития учащихся. (слайд 8) Французский историк Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи», поэтому наиболее полноценным, общественным воспитанием является наше с вами школьно - семейное воспитание.

Следовательно, нашими совместными задачами являются: (слайд 9)

    сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;

    обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;

    обеспечить единство требований школы, классного коллектива и семьи.

6.Памятки «Мы вместе»

В которой приведены советы по взаимодействию семьи и школы в интересах Вашего ребенка . Прочитайте их и старайтесь им следовать, когда это возможно. (слайд 10 – 13)

Краткий совместный комментарий по некоторым пунктам памятки. (Приложение)

7.Решение родительского собрания.

Обобщая вышесказанное, я предлагаю в постановление родительского собрания вынести следующее: (слайд 14)

1. Использовать оптимальные формы совместной работы школы и семьи в интересах личности ребенка. Чаще сотрудничать.

2.Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.

Цель проведения собрания: мотивация родителей на создание портфолио совместно с детьми.

Задачи:

  1. Создать атмосферу взаимного доверия и общности интересов взрослых и детей для развития у них навыков партнерских взаимоотношений.
  2. Ознакомить родителей с педагогическими задачами, решаемыми в ходе совместной детско-взрослой работы над портфолио семьи.
  3. Дать родителям представление о методике портфолио, его роли и месте в формировании семейных ценностей и особенностях совместной работы родителей и детей.

Ход собрания

Вводное слово учителя:

Здравствуйте уважаемые папы и мамы. Вас интересуют ожидания, надежды, ценностные ориентиры своих детей, а вашим детям интересна история и вашей жизни, и ваших родителей, и даже семейного рода. Оказалось, что у каждого в семье есть свои личные хобби, привычки, дела, но часто именно это не дает нам возможности общаться друг с другом, слышать другого, понимать и принимать. Возможно, вам не хватает общего с детьми дела, работа над которым позволила бы гармонично соединить взрослых и не очень взрослых родственников. Сегодня у нас необычное собрание. Знаете ли вы, что такое портфолио ученика?

Вот давайте сегодня поработаем над этим вопросом и разберемся в нем.

Сегодня Вы узнаете:

  1. Что такое портфолио?
  2. С какой целью он составляется?
  3. Какое значение имеет?
  4. Как его составлять?
  5. Как помочь своему ребенку?

Я надеюсь, что мы будем сотрудничать, и вы станете хорошими советчиками своим детям.

Входит Петр1.

Так, добре. По-моему я сюда попал? Кто ж меня сюда позвал?

Дети (хором):

Мы, мы Вас звали.
Вы сюда, сюда попали.

Петр 1:

Хорошо, я не заблудился
и вовремя здесь очутился.
И хочу узнать сейчас,
Что за ассамблея здесь у вас?
Зачем собрался весь Ваш класс?

Ученик:

Бьем челом, любезный царь,
Всероссийский государь.
Не откажите в милости своей.
Очень Вас спросить хотели:
Так ли делаем, так ли поступаем?
Хорошее ли дело мы здесь затеваем?

Дети (хором):

Ведь мы портфолио теперь
все составляем, составляем, составляем.

Петр 1:

Ну-ка, чадо не спешите,
Все по порядку доложите.
Портфолио? – не слыхивал про это раньше.
Ну-ка, продолжайте дальше.
Порадуйте своими делами.
Может, буду я гордиться Вами.
И что ж, я слушаю внимательно,
рассказывайте старательно.

Ученик:

Дело наше не простое,
Дело наше – вот какое.
О себе нам надо рассказать,
Все достижения показать.

Ученица:

Все мы заняты проблемой.
Как портфолио составить,
И оформить все красиво,
Чтобы получилось диво.
День и ночь соображаем,
Работаем – не унываем.

Петр 1:

Кажется, я понял!
Портфолио – папка достижений называется.
В него дела все Ваши собираются.
Мне такое дело очень даже нравится,
Ведь чадо к самоанализу приучается.
Молодцы, прямо бальзам на душу проливаете,
Раз такое дело затеваете.

Ученица:

Да, Вам взрослым хорошо так говорить,
А у меня душа болит.
Я боюсь, что делаю не так
И попаду тогда не в такт.

Петр 1:

Ну, дщерь юная, не журись,
Если что не так,
К предкам своим обратись.
Они уж чаду родному
Не могут отказать.
И, конечно, будут Вам помогать.

Петр 1 обращается к родителям:

Ну, как настроены родители?
Ведь без Вашей помощи им пока не обойтись.

Мама:

Мы Вас, великий царь,
Очень понимаем
И, конечно, своим чадам
Все время помогаем.

Папа:

Да, все мы это подтверждаем,
Что детей одних не оставляем
И, чем можем помогаем.

Петр 1:

Вот это дело мне по душе.
Это сразу видно – настоящая семья,
Где у детей и родителей – общие дела.

Мальчик сидит за столом, на столе – толстая папка, на ней крупная надпись: “Портфолио”.

Входит мама:

Что сынок так не весел?
Что ты голову повесил?
Какие мысли одолели?
Может ножки заболели?

Эх, мамуля дорогая,
Мои ножки не болят,
Прыгать, бегать, веселиться
Вот, что они всегда хотят.
Но, проблема предо мною
Ну, хоть волком прямо вой.
Видишь, папка на столе.
Она просится ко мне
“Напиши Ваня о себе,
Создай, Ваня, резюме”.
Не знаю, что писать
Как портфолио составлять.

Мама:

Ну, сыночек не печалься,
Помогу твоей беде.
Мы подумаем сейчас
И расскажем о себе.
Будет не портфолио, а клад.
Поверь мне, ты будешь рад.
Вон ты у меня какой:
Добрый малый, золотой.
Давай первую страничку назовем:
Знакомьтесь: это – я.
Тут будут фотографии твои.
Твои первые шаги.
Делай первую страничку – не спеши.

Входит бабушка

Внучок, чем ты занят, дорогой сейчас?
Может, погуляешь, ну хотя бы час.

Внук:

Нет, бабуля, погоди
От меня не уходи.
Лучше о родне своей
Мне подробней расскажи.
Хочу я вторую страничку открыть
Родословной своей ее посвятить.

Бабушка:

Молодец, внучок!
Умным сразу стал,
Что такие сведения
Из сундука достал.
Историю надо знать
И предков своих почитать.

Внук:

Ура! Вторая страничка готова. Теперь можно и погулять.

Входит девочка:

Вань, глянь.
Какую я страничку создала,
Знаешь, как я ее назвала?
“Что в имени моем сокрыто?”.

Ваня:

Здорово. Я тоже так сделаю. Узнаю, что означает мое имя. А еще я узнаю, кто из великих людей носил это имя.

Девочка:

Молодец, я тоже так сделаю.

Ваня вздыхает с облегчением:

Правду в народе говорят, что глаза страшатся, а руки делают. Вот уже у меня третья страничка готова.

А меня еще мысль посетила. Я поработаю над собой и страничку создам: “Я какой”.

Разделю я страничку пополам.
И такой проспект создам:
Что мне нравиться в себе,
С одной сторонки напишу.
А над чем работать мне?
Я у мамочки спрошу.
Уж она мне честно скажет,
Что я делаю не так.
Умный я, порядочный
Или Ванечка – дурак.

Входит дедушка:

Здравствуй, Ваня,
Как здесь ты поживаешь?
Ну-ка, дай взглянуть
Что ты составляешь?

Ваня:

Да, вот хочу в себе я разобраться
И очень мне надо стараться.
Видишь, вот портфолио лежит,
Лишь его открой
И сразу видно я какой:
Вот мои успехи.
А вот мои прорехи.
Вот здесь я чудо молодец.
А вот тут не очень,
Поленился, между прочим.
Так что, дедушка,
Вот самоанализ проведу
Критику на себя я наведу.
И буду я работать над собой,
Чтоб стать личностью большой.

Дедушка:

Ваня, я тобой горжусь,
Может, в чем я пригожусь

Ваня:

Ну, конечно, дедуля, дорогой,
Страничку добрых дел открой.

Дедушка:

Дела добрые всем нужны.
Дела добрые важны.

И знаешь, что человек живет на свете не напрасно. Знаешь, внучок, девиз моей жизни:

“Делай людям добро, и люди о тебе не забудут”.

Я тебе советую открыть страничку творчества.

Туда все твои стихи, рисунки и поделки должны поместиться.

Ваня:

Спасибо, дедушка, за совет.
Их у меня столько много.
Вытащу – ка я все это на свет.

Дедушка:

Ну, и конечно, страничка должна быть “Мои достижения”

В ней ты поместишь вознаграждения за проекты и олимпиады.

Вижу, дело к концу движется.
Портфолио составляется.
Понемногу прибавляется.

(дед листает портфолио)

Внучок, а где же твоя учеба?

Что – то не найду.

Ваня:

Сейчас исправим
И страничку “Как учусь”,
Вмиг составим.
Все готово дед.
Ну, скажи, я молодец?
Славно я потрудился.
Хороший результат у нас получился.

Ваня несет портфолио Петру1; Петр листает портфолио:

Зело, браво, отроки мои.
Вижу, что вы – не лентяи.
Вижу, что вы – работяги.
Честь, хвала вам детвора.
Мне во дворец теперь пора.
Порадовали царя – батюшку.
Ухожу со спокойной душой.
Надеюсь на вас.
Будет земля русская гордиться
Своими умными сынами и дочерьми.

Заключительное слово классного руководителя:

Смею надеяться, что Вам, дорогие родители, стало ясно, что такое портфолио.

Мы постарались показать, какую помощь можете оказать своим детям всей семьей. Как оформить, сделать красивыми надписи, какие фотографии подобрать. Приучать детей к умению обобщать, систематизировать, анализировать надо с детства. Ребенок должен расти самостоятельным, уметь рассказать о себе, проанализировать и сделать правильные выводы.

До свидания. Спасибо, что приняли участие в проведении классного собрания.

МБОУ СОШ 16

Цель собрания :

Формирование у родителей положительного отношения к совместной работе по оформлению портфолио; информирование по организации ведения портфолио.

Задачи :

Дать необходимые сведения по «Положению о портфолио школьника»;

Показать необходимость ведения портфолио школьника для создание ситуации успеха для каждого ученика, повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях;

Заинтересовать родителей в совместной деятельности семьи, школы и детей для максимального раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка.

Участники : родители учащихся.

Учитель :______________________________________

Форма проведения : мастер-класс.

Оборудование : компьютер, проектор.

Ход собрания :

1. Председатель родительского комитета открывает собрание и передает слово учителю.

3) Будет ли портфолио способствовать повышению самооценки ученика?

4) А может быть, портфолио, наоборот, будет способствовать понижению самооценки ученика: не так умел, не так успешен, как другие?

Учитель предлагает провести эксперимент с салфеткой :

А сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не

смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами лежит салфетка. Все салфетки одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте

внимательно и выполняйте следующее:

Сложите салфетку пополам

Оторвите правый верхний уголок


Опять сложите пополам

Снова оторвите правый верхний уголок.

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте

свою снежинку. Покажите их друг другу и. Посмотрите, сколько

замечательных, но абсолютно разных и непохожих друг на друга снежинок у вас получилось?

А почему? Как вы думаете? (все люди разные)

Родители обсуждают и приходят к выводу

Вывод :

Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Ваши дети тоже все разные. Различны их способности,

возможности и личностные качества. Портфолио даёт шанс каждому ребёнку

почувствовать себя успешным, повышает самооценку и уверенность в себе

4. Анкета для родителей «Интересы и склонности Вашего ребенка:

А сейчас, давайте проведём ещё один эксперимент. Мне бы хотелось

проверить, хорошо ли вы знаете своих детей, чем они интересуются, что

любят делать?

Для этого я прошу написать на конверте с фамилией вашего ребёнка

3 области, в которых расположены на ваш взгляд интересы вашего ребёнка:

I - математика, II - компьютер, III - животные, IV -чтение,

V - рисование, VI - спорт, VII - труд, VIII - музыка, IX - рукоделие .

Сверьте ответ с результатом анкетирования вашего ребёнка (конверты с детскими анкетами на столе).

Вывод : совпадение говорит о том, что вы хорошо знаете своего ребёнка, вы

идёте верным маршрутом. Если ответы не совпали, вам стоит прислушаться

к своему ребёнку, задуматься, то ли направление внеурочной деятельности

вами выбрано? Или может быть, ваш ребёнок стал жертвой

нереализованных в детстве ваших интересов?

По своей структуре «портфолио» напоминает многослойный пирог или

многоярусную пирамиду.

5. Практическая работа.

Перед вами карточки, с материалами портфолио. Распределите материалы по разделам и скажите, кто будет оказывать детям помощь в их сборе.

Какие разделы должны быть в портфолио?

ÿ Титульный лист «Все обо мне» (Дата поступления в первый класс, рост, вес и т. д.) ;

ÿ Моя семья;

ÿ Мои друзья;

ÿ Мои увлечения;

ÿ Мои достижения;

ÿ Мое творчество;

ÿ «Пожелания».

Благодарю всех за активное участие. Желаю вам процветания и

благополучия! До новых встреч.

Памятка для родителей

1. Обговорите со своим учеником (ребёнком), где он хочет хранить материалы портфолио. Это может быть: обыкновенная папка-скоросшиватель, папка с файлами, простой альбом для рисования, куда можно наклеивать ваши материалы, фотоальбом для фотографий размера А4. А, может, вы придумаете своё «хранилище»?

2. Договоритесь, что будет делать ваш ученик, а что будете делать вы, чтобы портфолио делалось вместе. Можно предложить, что ученик будет собирать материалы, а вы их (в присутствии ученика) будет складывать в «хранилище». А, может, ученик будет делать всё делать самостоятельно, а вы только хвалить его за проделанную работу.

3. Оформление папки-хранилища начните с титульного (главного) листа: на нём фотография ученика (какая нравиться ему, а можно взять и не одну, а можно сделать коллаж под названием «Я расту», где ваш ученик соберёт фотографии и скомпонует их, чтобы оформить титульный лист.

4. Для начала определите, какие разделы «будут жить» в вашем портфолио. Мы предлагаем самые основные:

ü Моя семья;

ü Мои друзья;

ü Мои увлечения;

ü Мои достижения;

ü Мое творчество;

ü «Пожелания».

5. В эти разделы можно поместить свои отзывы, рассказы о себе и друзьях, фотографии с места событий, грамоты, благодарности, письма друзей, именинные медали, вообщем, всё, что относится к темам раздела.

5. Все разделы лучше сопровождать фотографиями, поэтому без вашей, родители, помощи не обойтись!

6. Обсуждайте «пополняемость» портфолио с учеником, и не забывайте его хвалить, если портфолио постепенно пополняется.

7. Пройдёт время и «география» ваших разделов и их начинок будет пополняться. Поэтому, работайте над портфолио сообща и дружно, это вам позволит быть успешным учеником и родителем ученика!

Родительское собрание
на тему:
«Портфолио ученика, как средство мотивации личностного развития»

Сценарий собрания

Цель собрания:

1. Проинформировать родителей о «Положении о школьном портфолио», его структуре и организации ведения портфолио обучающихся.

2. Формировать у родителей положительное отношение к совместной работе по оформлению портфолио обучающихся.

Ход собрания

I . Мотивация родителей

Что такое СЕМЕЙНАЯ ПАМЯТЬ?
- Мы, родители, записываем в альбомы, снимаем на видеокамеру, фотографируем, т. е. всячески стараемся сохранить для истории драгоценные мгновения. Но как-то так получается, что мы, в основном, фиксируем физический рост и внешние изменения наших детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания?.. Жаль, но порой остаются "за кадром" творческие работы наших малышей: рисунки, башни из кубиков, снежные крепости и песочные замки, пластилиновые фигурки и так далее. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в театр или на концерт и многое-многое другое.
- В школе мы так же фиксируем результаты обучения ребенка по различным предметам школьной Программы - оценка показывает личностные успехи и достижения ребенка в усвоении материала курсов на разных ступенях обучения. Классный руководитель собирает в альбомы фотографии и грамоты как свидетельства участия ребенка в жизни класса и гимназии.
- Достаточно ли этого? Что нужно сделать для того, чтобы ни какая информация о ребенке необходимая ему в будущем не была нами, взрослыми, потеряна?

9.http://www.imc-eduekb.ru

Общешкольное родительское собрание
Тема: «Влияние семейного воспитания на формирование личности ребёнка»
Цель: Обсуждение проблемы воспитания в семье.
Задачи:
Дать возможность родителям оценить свои поступки.
Помочь родителям правильно воспитывать ребёнка.
Формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в
воспитании собственных детей.
Ход собрания.
Прежде, чем начать беседу, предлагаю выполнить задание. У вас лежат листки бумаги. Возьмите их в
руки, закройте глаза и выполняйте, то, что я вам буду говорить.
Задания:
Сложите лист пополам.
Сложенный лист еще раз пополам.
Оторвите верхний правый угол
Оторвите нижний правый угол.
Откройте глаза.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
5.
Посмотрите на то, что у вас получилось. Все « бумажные творения» не похожи, хотя, вы все
выполняли одинаковые задания.
Вывод: бумажные узоры отличаются друг от друга, так и мы с вами не похожи друг на друга. У нас
разные характеры, взгляды на жизнь, однако, есть то, что нас объединяет – наши дети. Дети тоже не
похожи друг на друга.
И сегодня на родительском собрании мы будем говорить о влиянии семейного воспитания (Слайд 1)
История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую
древность.
Воспитание ­ это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие два человека: мать
и отец. Вместе они несут ответственность за то, кем вырастет их ребенок. (Слайд 2)
Кто в детстве не получил воспитания,
Не будет счастья в жизни знать потом;
Сгибай сырую палочку как хочешь ­
Сухую выпрямишь одним огнем.
Муслихиддин Саади.
Для семейного воспитания характерны непрерывность и продолжительность, и в этом с семьей не
может сравниться ни один воспитательный институт. (Слайд 3)
Многие родители считают, что ребенка в основном должна воспитывать школа. Но социологи
доказали, что именно семья стоит на первом месте по воспитанию детей. В ней закладываются основы
личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как
личность.
Семья является одной из важнейших ценностей человека. В семье человек растет и
развивается, поэтому именно в семье происходит закладывание основ личности. Семейное воспитание
формирует качества личности, которые в дальнейшем помогут с легкостью выйти из сложных
ситуаций, трудностей, встречающихся на жизненном пути.
Любой ребенок сознательно или нет, копирует своих папу и маму, заимствует поведение
других родственников. Соответственно ребенок несет в себе заряд той социальной среды, в которой
существует его семья.
Считается, что формирование личности ребенка зависит от стилей родительского воспитания,
от характера взаимоотношения родителей и детей.
При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют следующие стили
воспитания:
 Авторитарный;
 Демократический;
 Попустительский;

 Хаотичный;
 Либеральный.
Авторитарный стиль
Все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всём должен подчиняться их воле,
авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как­то обосновывать
свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и
физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает
конфликты и враждебность.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на
чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение
подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают
душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство
привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к
окружающим.

Демократический стиль
Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с
их возрастными возможностями.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений,
выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного
поведения и стараются помочь им, чутко относясь к запросам. При этом родители проявляют
твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует
правильное, ответственное социальное поведение.
Либеральный стиль
Предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родители слабо или совсем не
регламентируется поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее
направление коммуникаций – от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы,
родители не устанавливают каких­либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессии, ведут
себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся
активными, решительными и творческими людьми.
Хаотический стиль
Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных,
конкретных требований к ребенку или разногласия в выборе воспитательных средств между
родителями.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и
провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже
агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для
общения. Из­за обремененности собственными проблемами не остается сила воспитание детей. Если
безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность
к отклоняющемуся поведению.
Попустительский стиль
Ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со
стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение,
неспособность или нежелание руководить детьми.

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не
способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы
к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со
стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх
и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в
асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного,
ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
От условий воспитания зависит поведение (Слайд 10)
Адекватное
высокая самооценка,
умение ставить цели и добиваться их,
дисциплинированность,
ответственность,
самостоятельность
Неадекватное
завышенная или заниженная самооценка,
тревожность,
страх
неуверенность
конфликтность
От чего зависит неадекватное поведение (Слайд 11)
недостаточное внимание ребенку со стороны родителей
вместо общения откупаются подарками
низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних
недостаточная требовательность
большая свобода – бесконтрольность, равнодушие к жизни ребенка
раздражительность взрослых, нежелание их решать проблемы детей
назидательность, занудность в общении с ребенком

















Советы

Родителям
 Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет
вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
 Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
 Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему
ребенку, ждите, что очень скоро он скажет тоже самое о вас.
 Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для
вашего ребенка.
 Не бойтесь извиниться перед кем­то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не
теряете, лишь приобретаете его уважение.
 Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите
благородству своего ребенка.
 Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
И если что­то в поведении вашего ребенка становится не таким, каким должно быть, то надо
засучить рукава и исправлять. И если уж кого­то обвинять, то только самих себя.
(Слайд 13)
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители ­ пример тому.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.
Притча о Разумном воспитании
Однажды к мудрецу пришла молодая женщина и спросила:
­ Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важнее?
­ Посмотри, женщина, на виноградную лозу, ­ сказал мудрец, ­ если ты не будешь её обрезать, не
станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв власть над её
ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Ну а если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей
и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном
сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.
Уважаемые родители! Удачи вам в воспитании ваших детей! Спасибо за внимание.