Российская федерация федеральный закон о континентальном шельфе российской федерации. Суверенные права рф на континентальном шельфе Континентальный шельф российской федерации

Правовой режим континентального шельфа является смешанным - шельф не относится ни к государственным территориям, где осуществляется суверенитет государства, ни к территориям с международным режимом, где какой-либо национальной юрисдикции нет вообще. Поэтому, как уже указывалось выше, континентальный шельф, как и исключительная экономическая зона, является территорией со смешанным правовым режимом.

Согласно ст. 5 этого Закона РФ на континентальном шельфе осуществляет:

1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Россия не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации;

  • 2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
  • 3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. РФ осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;
  • 4) морских научных исследований;
  • 5) защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов;
  • 6) прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов РФ.

В соответствии с положениями Закона 1995 г. права РФ на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Россия, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Деятельность на континентальном шельфе осуществляется с учетом судоходства, рыболовства, морских научных исследований, других правомерных видов деятельности, а также с учетом обеспечения защиты и сохранения морской среды, минеральных и живых ресурсов.

Если прибрежное государство не распространяет на шельф свой суверенитет и если шельф не относится к территории с международным режимом, это должно означать, что прибрежное государство обладает определенным объемом прав на данный участок территории морского дна, а также то, что для осуществления этих прав оно должно обладать определенной юрисдикцией на шельфе. Конкретное содержание и объем данных прав, конкретное выражение данной юрисдикции и составляют правовой режим континентального шельфа. Колодкин А.Л. Конвенция ООН по морскому праву: значение и новые аспекты применения // Международное право. 2001. N 4 (13). С. 383 - 384.

Правила ст. 5 Закона полностью соответствует правилам ст. 2 - 5 Конвенции 1958 г. и ст. 77 - 81 Конвенции 1982 г. Внутригосударственной правовой основой суверенных прав и юрисдикции РФ на континентальном шельфе является правило ч. 2 ст. 67 Конституции РФ, согласно которому РФ на континентальном шельфе, как и в исключительной экономической зоне, обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Нормы международного права - это указанные Конвенции, иные конвенции, международные договоры, а также нормы Устава ООН и общепризнанные принципы и нормы международного права. Во внутригосударственном праве это прежде всего рассматриваемый Закон, а также законодательство о недрах и иных природных ресурсах, природоохранное законодательство, законодательство о газоснабжении и нормы иных отраслей права в пределах их распространения на отношения в рамках использования континентального шельфа. Во исполнение указанной конституционной нормы и в соответствии с нормами указанных Конвенций и разработана ст. 5 Закона.

Центральными юридическими явлениями, составляющими суть правового статуса континентального шельфа, являются суверенные права и юрисдикция по отношению к шельфу прибрежного государства.

В рамках территории государства публичная власть (она же - государственная) обладает суверенитетом. Иногда можно встретить термин "полный суверенитет", что не верно. Суверенитет - это единое свойство государственной власти, он не может быть ни "полным", ни "частичным". Или он есть, или его нет. Суверенитет может быть лишь частично ограничен. Государства могут самоограничивать суверенитет, например в пользу определенных международных организаций либо на условиях взаимности, но даже в этом случае суверенитет как неотъемлемый признак государства продолжает существовать. Суверенитет понимается как единство верховенства государственной власти на территории государства и ее независимости на международной арене. Внутри территории государства публичная власть обладает в рамках закона всей полнотой власти - законодательной, исполнительной и судебной, это означает отсутствие властной возможности для любых иностранных государств, на международной арене - это неподчинение государства власти иностранного государства.

Суверенные права, о которых идет речь в данной статье, отличаются от суверенитета. Они имеют в своей основе суверенитет прибрежного государства - если суверенитетом государство не обладает, оно не будет иметь и данных суверенных прав, так как в этом случае оно вообще не будет государством. Исходя из суверенитета государств и практики освоения континентальных шельфов, международное право выработало категорию суверенных прав на континентальный шельф прибрежных государств. Именно обладание прибрежными государствами суверенными правами на континентальный шельф и распространение вследствие этого на континентальный шельф юрисдикции прибрежного государства и позволяют относить шельф к видам территории со смешанным режимом. Соотношение суверенитета прибрежного государства и данных суверенных прав - то, что суверенитет является их предпосылкой, основой - и все. Суверенитетом в его собственном смысле государство на шельфе не обладает и не должно обладать. Исходя из этого, можно указать на основные признаки данных суверенных прав.

Первый признак состоит в том, что данные права, как это указывается в Законе, в п. 2 ст. 2 Конвенции 1958 г. и в п. 2 ст. 77 Конвенции 1982 г., являются исключительными в том смысле, что если соответствующее прибрежное государство не разрабатывает ресурсы шельфа, не осуществляет его разведку, то никто не может этого делать без определенно и недвусмысленно выраженного согласия на это прибрежного государства. Никто - это значит любой субъект правоотношений как в сфере внутригосударственного, так и в сфере международного права. Никакое иное государство, никакая международная организация, никакие физические или юридические лица как прибрежного государства, так и иностранные. Исключительный характер таких прав означает их бесспорную принадлежность соответствующему прибрежному государству - никому больше.

Следующий важный признак суверенных прав проявляется в том, что данные права носят целевой, ограниченный характер - они используются в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа. Данный признак несколько нуждается в корректировке, хотя он распространен. Кроме того, есть некоторые терминологические неточности.

Во-первых, ни Конвенции, ни Закон не расшифровывают фразу "суверенные права в целях разведки и разработки ресурсов шельфа". Во-вторых, далее сразу указывается на исключительность этих прав, и затем следует перечисление: исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на шельфе для любых целей и исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений на шельфе. Само собой понятно, что эти установки, острова и сооружения могут предназначаться не только для разведки и разработки ресурсов, но и для иных целей, в частности для фундаментальных (если прикладных - то здесь понятнее) научных исследований или в целях обеспечения безопасности. И то и другое не имеет прямого отношения к разработке ресурсов. Затем сразу же указывается сфера распространения юрисдикции на шельф прибрежного государства.

Исходя из такой логики изложения нормативного материала, можно сделать два вывода: либо это исчерпывающий перечень конкретных суверенных прав прибрежного государства на шельфе, либо право разрешать и регулировать буровые работы, права в отношении искусственных установок и сооружений в итоге подчинены главной цели суверенного присутствия прибрежного государства на шельфе - разведке и разработке его природных ресурсов. Поэтому вряд ли можно вести речь о единственном целевом критерии - разведке и разработке природных ресурсов шельфа.

Континентальный шельф может использоваться прибрежным государством и для иных целей, скажем, для фундаментальных научных исследований, для обеспечения безопасности работ на шельфе, для защиты и охраны морской среды (причем - среды не только шельфа), для развития смежных отраслей. Но, исходя из этого, напрашивается необходимость выделить ту главную цель, в соответствии с которой прибрежное государство наделяется суверенными правами. Этой целью и является в конечном счете разведка и разработка ресурсов шельфа. Если быть точнее, только разработка, так как разведка практически всегда имеет целью разработку ресурсов - это предшествующая и обеспечительная деятельность. Поэтому все суверенные права в конечном счете появились и реализуются государствами именно в этих целях. Именно в этом смысле и надлежит понимать целевой, ограниченный характер суверенных прав. Бекяшев К.А. Международное морское право // Международное публичное право. С. 600 - 603

Если вести речь не о смысловом подтексте, а о букве, то прибрежное государство может использовать континентальный шельф только в соответствии с рассмотренными суверенными правами. Эти права четко определены, и иных суверенных прав (например, реализовывать или обменивать участки шельфа) государства не имеют - это их исчерпывающий перечень. Поэтому указанные два вывода следует рассматривать и применять в единстве. Эти права, напомним, указаны в п. 1 ст. 77, ст. 80 и 81 Конвенции 1982 г. и в п. 1 - 3 рассматриваемой статьи Закона.

Следующий важный признак данных прав состоит в том, что прибрежное государство обладает ими в силу факта наличия континентального шельфа. Наличие геологического шельфа является материальной предпосылкой наличия шельфа юридического, и это в системе является юридическим фактом, обусловливающим и наличие данных прав. Права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят в своем наличии и их осуществлении от фиктивной или эффективной (действия на шельфе) оккупации им континентального шельфа или от прямого заявления об этом со стороны прибрежного государства. Это указывается в п. 3 ст. 2 Конвенции 1958 г. и в п. 3 ст. 77 Конвенции 1982 г. Рассматриваемая статья Закона не содержит такого положения, но подразумевает его. Кроме того, об этом можно определенно полагать исходя из смысла систематического толкования указанных норм обеих Конвенций и ст. 15 Конституции РФ.

Следующий важный признак суверенных прав состоит в том, что осуществление прибрежным государством данных прав не должно наносить ущерба судоходству и осуществлению прав и свобод других государств. Данную норму, содержащуюся в п. 2 ст. 78 Конвенции и дублированную в абз. 7 ст. 5 Закона, надлежит понимать буквально. По отношению к Конвенции 1982 г. под другими государствами подразумеваются ее участники, но исходя из общих принципов и норм международного права - ко всем государствам. Разумеется, речь идет о тех правах и свободах других государств, которые не противоречат принципам и нормам международного права. Если же иные государства нарушают суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф, последнее может применять все дозволенные средства их защиты, включая обращение в международные судебные инстанции и международные организации.

Еще одна особенность состоит в том, что другие государства также имеют некоторые группы прав на континентальный шельф иностранного государства. В частности, согласно п. 1 ст. 79 Конвенции, все государства могут прокладывать кабели и трубопроводы на континентальном шельфе, но с учетом интересов прибрежного государства. Иностранные организации могут осуществлять работы на шельфе на основании соглашений и разрешений прибрежного государства. И еще одна особенность в том, что суверенные права могут ограничиваться в интересах международного сообщества. Так, в соответствии с правилом п. 7 ст. 60, который mutatis mutandis применяется к искусственным объектам континентального шельфа, сооружение искусственных объектов не допускается в тех местах, где проходят морские судоходные пути международного значения.

Таким образом, для суверенных прав прибрежного государства на континентальный шельф характерно:

  • - их исключительный характер;
  • - их определенность целью разработки ресурсов континентального шельфа;
  • - их наличие у прибрежного государства независимо от фиктивной или эффективной оккупации им шельфа или прямого об этом заявления;
  • - их осуществление прибрежным государством не должно наносить ущерба правам и свободам других государств;
  • - некоторые права на континентальный шельф имеют и иностранные государства, которые осуществляют их с обязательным учетом интересов прибрежного государства;
  • - в ряде случаев суверенные права ограничиваются интересами международного сообщества.

Помимо суверенных прав, РФ, как и любое прибрежное государство, осуществляет на континентальном шельфе целевую юрисдикцию. Соотношение между суверенными правами и юрисдикцией таково, что последняя имеет суверенные права в качестве основы наличия. Юрисдикция прямо следует из наличия и характера суверенных прав, характера и наличия присутствия прибрежного государства на континентальном шельфе. Согласно рассматриваемой статье Закона, юрисдикция РФ на континентальном шельфе осуществляется в отношении морских научных исследований, в отношении сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и материалов, в отношении прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов РФ. Юрисдикция РФ распространяется на искусственные острова, установки и сооружения как юрисдикция в отношении таможенных, фискальных (касающихся средств государственной казны), санитарных, миграционных норм и норм о безопасности.

Единого понятия целевой, ограниченной юрисдикции государства на континентальном шельфе в настоящее время также нет. Для уяснения сути юрисдикции вообще необходимо соотнести это правовое явление с явлением компетенции. Отправным моментом должно быть то положение, что раз речь идет о юрисдикции государства, то необходимо иметь в виду роль органов государственной власти в осуществлении функций государства вообще. Не бывает в реальности компетенции или юрисдикции государства как такового, государства вообще. Раз одним из неотъемлемых признаков государства является наличие органов государственной власти, раз его деятельность выражается в деятельности органов государственной власти, то в действительности можно вести речь о компетенции соответствующих органов государственной власти. Компетенция или юрисдикция государства - это понятия, имеющие в сути весомую степень абстрагирования. С.А. Котухов, Ю.В. Соболева Комментарий к ФЗ от 30 ноября 1995 Г. №-ФЗ «О континентальном шельфе РФ»

Континентальный шельф РФ — это морское дно и недра его подводных районов, которые находятся за пределами территориального моря России. Для регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления деятельности на нем, был принят ФЗ 187.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» был принят ГосДумой 25 октября 1995 года, а вступил в силу законопроект 30 ноября того же года. Последние поправки в ФЗ-187 были внесены 13 мая 2015 года. Также в 2015 вносились изменения в ФЗ №324. Подробности

Закон состоит из 8 глав и 49 статей, в которых описываются следующие положения:

  • понятие континентального шельфа и описание его границ;
  • перечисление географических координат;
  • права, которыми обладает РФ на континентальный шельф;
  • порядок проведения разведки на нем и обнаружения минеральных ресурсов;
  • допустимость осуществления рыболовных действий на континентальном шельфе;
  • порядок создания и использования на нем искусственных островов, а также установок на них;
  • основания, на которых проводятся морские научные исследования;
  • защита и сохранение морской среды на континентальном шельфе;
  • необходимость в проведении оплаты за использование его территорий;
  • меры наказания за несоблюдение положений ФЗ 187.

Последние поправки, внесенные в закон о континентальном шельфе

Федеральный закон №187 был отредактирован в мае 2015 года. Изменения коснулись следующей статьи:

Статья 6

Пункт 3 ст 6 утратил силу. В нем шла речь о необходимости утверждения гос программы разведки континентального шельфа и находящихся на нем минеральных ресурсов.

В законе также есть ряд важных для рассмотрения статей:

Статья 7 ФЗ 187

В положениях ст 187 обозначен порядок предоставления пользователям недр участков континентального шельфа. Они предоставляются гражданам для:

  • проведения геологических исследований на региональном уровне;
  • геологические изучения;
  • проведение разведки и добыча минеральных ресурсов;
  • иные способы.

Параметры предоставляемых участков:

  1. Геометризированный блок.
  2. В лицензии на пользование ими указываются:
    • параметры блоков;
    • площадь морского дна, с указанием границ и глубины недр.

Участки предоставляются без проведения аукциона.

Ст 8

В ст 8 раскрываются особенности проведения разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов. Для осуществления данных действий лицам необходимо получить лицензию, которая выдается Правительством РФ.

Права и обязанности лиц, которые пользуются недрами возникают после государственной регистрации лицензии. Она должна содержать следующие сведения:

  • о мерах, проводимых в случае аварийных ситуаций;
  • об условиях пользования участками в условиях:
    • экологического;
    • гидрометеорологического обеспечения.
  • контроль за состоянием окружающей среды;
  • об условиях завершения проведенных работ;
  • о мерах применения техник и методов уничтожения разливов нефти;
  • о правах пользования недрами.

Согласно положениям закона, запрещается выдавать лицензии гражданам, планирующим проведение геологического изучения и добычу минеральных ресурсов на охраняемых территориях континентального шейфа. Полученное право на пользование участками запрещается передавать третьим лицам.

К правам пользователей недр относят:

  1. Соблюдение принципов и норм международного права.
  2. Осуществлять мероприятия:
    • технологического;
    • гидротехнического;
    • санитарного порядка.
  3. Поддержание связи с береговыми службами России.

Статья 9 ФЗ 187

В ст 9 описан порядок проведения буровых работ на территории континентального шейфа. К условиям их проведения относят:

  1. Типы и характеристики буровых платформ и всего оборудования, использованного в ходе проведения работ.
  2. Данные о наличии соответствий буровых и тампонажных растворов требованиям окружающей среды.
  3. Мероприятия, проводимые для предотвращения загрязнения окружающей среды и водных ресурсов.
  4. Информация о необходимости обеспечения транспортной и судоходной безопасности в процессе проведения буровых работ.

Ст 14.4 закона

В статье 14.4 описаны права и обязанности граждан, которые занимаются рыболовством на континентальном шейфе.

Права:

  1. Добыча водных биоресурсов.
  2. Их приемка.
  3. Выгрузка.
  4. Обработка и транспортировка водных биоресурсов.

Обязанности:

  1. Соблюдать установленные законодательством РФ правила рыболовства.
  2. Не нарушать среду обитания водных биоресурсов.
  3. Контролировать не допуск применения неправомерной акклиматизации ресурсов.
  4. Выполнять условия карантинного режима.
  5. Не препятствовать появлению должностных органов на суднах и способствовать их работе.
  6. Составлять и предоставлять отчеты о проведенной деятельности.
  7. Обладать опознавательными знаками.
  8. Поддерживать связь с речными службами и береговой охранной РФ.
  9. Маркировать судна, на которых осуществляется добыча водных ресурсов.

Также в статье описаны обязанности, которые должны соблюдать иностранные судна, занимающиеся рыболовством на территории континентального шейфа. Они обязаны:

  • предоставлять уполномоченному органу в течение суток информацию о каждом заходе на допустимую территорию;
  • сообщать органам охраны о расположении судов;
  • заниматься рыболовством в присутствии должностного лица или представителя охранной службы;
  • бесплатно доставлять уполномоченного гражданина на судно и обеспечивать его всем необходимым;
  • предоставлять информацию раз в сутки, месяц и декаду о результатах проведения рыболовства. Данные направляются в Федеральный орган исполнительной власти.

Статья 16

  1. Федеральные органы исполнительной власти.
  2. Физические и юридические лица.
  3. Представители иностранных государств.
  4. Пользователи недр, которые проводят:
    • региональные геологические изучения;
    • разведку и добычу водных ресурсов на основании зарегистрированной лицензии;
  5. Иностранные и отечественные пользователи, чьи услуги потребовались для создания и использования искусственных островов на территории недр континентального шейфа.
  6. Инвесторы.

Также читайте ФЗ №16 в последней редакции

Положениями международных договоров РФ устанавливается:

  • порядок создания искусственных островов;
  • меры эксплуатации и сферы их использования;
  • порядок возведения сооружений и постановок на остовах.

В статье 16 также перечислены основания для создания искусственных островов и построек на них:

  1. Для обеспечения безопасности и охраны государства.
  2. Для проведения геологических исследований.
  3. Добыча минеральных водных ресурсов.
  4. Для проведения рыболовства и изучения биоресурсов.
  5. Иные цели.

Скачать действующую редакцию 187 ФЗ

Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в процессе определения статуса континентального шейфа и осуществления необходимых на нем исследований и работ. В законопроекте обозначены лица, допускаемые для проведения данной деятельности и требования, предъявляемые к ним. Чтобы подробнее ознакомиться с последней редакцией ФЗ 187 перейдите по .

Статус континентального шельфа Российской Федерации регулируется Федеральным законом 187 ФЗ. Он предписывает суверенные права государства на данную территорию в соответствии с положениями Конституции, нормами международного права и договорами, заключенными Россией. ФЗ 187 регламентирует основные аспекты, связанные с континентальным шельфом, отдельные нормы в данной сфере учитываются общим законодательством РФ.

Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 октября 1995, стал действующим в день официального опубликования. С момента утверждения в Закон о континентальном шельфе были внесены определенные изменения. Поправки коснулись редакции ряда положений и направлены на устранение неточностей в формулировке.

Отдельные изменения были произведены в связи с доработкой документа и приведения его в актуальное состояние, как с внутренним законодательством страны, так и с международными договорами. Последние коррективы в документ были введены 3 июля 2016.

По своей структуре Закон о континентальном шельфе подразделяется на следующие главы:

  • общие положения документа;
  • изучение континентального шельфа и разработка его ресурсов;
  • рыболовство на заданных территориях;
  • проведение строительных работ по созданию искусственных островов и иных объектов, прокладка труб и кабелей;
  • проведение научных исследований;
  • охрана морской среды и защита от последствий хозяйственной деятельности людей;
  • предписания по экономическим отношениям в сфере использования континентального шельфа;
  • обеспечение выполнения предписаний данного закона.

Общие положения документа регламентируют определение и границы континентального шельфа РФ, определяется его делимитация, координаты и карты. Указываются основные понятия, используемые законом, права России на использование соответствующих территорий, а также компетенция федеральных органов.

Разведка территорий учитывает проведение исследований и предоставление участков для пользователей недр. Определяются особенности добычи минеральных ресурсов и проведения буровых работ.

Законом о континентальном шельфе предписывается возможность рыболовства в соответствующих водах. Определяются следующие виды данной деятельности:

  • промышленное рыболовство;
  • научно-исследовательское или контрольное;
  • учебное или культурно-просветительное;
  • товарное.

Учитывается также рыбная ловля в целях восполнения и акклиматизации водных биологических ресурсов. Подробнее рассматриваются особенности промышленного и научно-исследовательского рыболовства, а также права и обязанности лиц, осуществляющих подобную деятельность.

Создание и эксплуатация объектов на континентальном шельфе определяется следующими положениями:

  • планирование, сооружение и эксплуатация искусственных островов;
  • использование искусственных островов, установок и иных сооружений в геологических исследованиях, разведке и добыче минеральных ресурсов;
  • порядок представления запроса на сооружение объектов, процедура рассмотрения заявок;
  • права и обязанности заявителей, основания для отказа в разрешении;
  • приостановление сооружения объектов;
  • прокладка труб и кабелей, выемка грунта при строительных работах.

Организация морских научных исследований по Закону о континентальном шельфе основывается на принципе мирного изучения, не создающего угрозу безопасности страны. Они могут инициироваться федеральными органами власти, иностранными государствами, а также международными организациями, имеющими соответствующую компетенцию.

Глава 5 ФЗ 187 также определяет порядок предоставления и рассмотрения заявок на научные экспедиции. Предписываются основания для отказа, а также особенности получения разрешения соответствующими международными организациями. Предусматривается передача и опубликование результатов исследований, возможность изменения запланированной программы или ее приостановления.

Защита морской среды и территории континентального шельфа от последствий хозяйственной деятельности определяется следующими предписаниями:

  • организация и осуществление надзора и мониторинга со стороны государства;
  • процедура захоронения отходов и иных материалов на указанных территориях;
  • порядок представления запроса на разрешение для захоронения отходов;
  • причины для отклонения заявки;
  • права и обязанности лиц, получивших разрешение;
  • причины прекращения захоронения отходов или приостановление таких работ;
  • морские аварии и устранение их последствий.

Экономические отношения в эксплуатации ресурсов континентального шельфа подразумевают платежи за эксплуатацию. Предписывается, что лица, осуществляющие деятельность на указанных территориях, уплачивают налоги, сборы и иные взносы в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Выполнение предписаний Закона о континентальном шельфе осуществляется посредством соответствующих органов охраны. Определяются права должностных лиц данных учреждений, экономическое стимулирование их деятельности и возможность содействия. Закон определяет государственный контроль над исполнением предписаний, ответственность за нарушения и порядок разрешения споров.

Изменения в Законе о континентальном шельфе

Последние изменения в Законе о континентальном шельфе следует рассматривать в двух направлениях. Поправки, вступившие в силу , последний раз вводились 2 мая 2015 . По ним утратил силу пункт 3 статьи 6, а также упразднена статья 6.1 ФЗ 187. Данные изменения вводились в контексте поправок нескольких документов и нацелены на их оптимизацию.

Изменения в законе 187 ФЗ от 3 июля 2016 вступят в силу с 1 января 2019 года . Они касаются статьи 14.1 о видах рыболовства. В части первой «промышленное рыболовство, » дополнится словами «прибрежное рыболовство, ». Части 2 и 3 ст 14.1 утратят силу.

Текст Закона РФ «О континентальном шельфе РФ»

Скачать Федеральный закон 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» можно по . Текст документа содержит изменения, актуальные на август 2017. Представленная редакция будет востребована должностными лицами, правозащитниками, а также теми, чья деятельность связана с работой на регламентируемых территориях.

Российская федерация федеральный закон о континентальном шельфе российской федерации

Государственной Думой

Настоящий Федеральный закон определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы, относящиеся к континентальному шельфу Российской Федерации и деятельности на нем, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к континентальному шельфу Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Определение и границы континентального шельфа Российской Федерации

Континентальный шельф Российской Федерации (далее - континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

С учетом положений статьи 2настоящего Федерального закона внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Статья 2. Делимитация континентального шельфа

Делимитация континентального шельфа между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации или норм международного права.

Статья 3. Карты и перечни географических координат

Линии внешних границ континентального шельфа или заменяющие их, утвержденные Правительством Российской Федерации перечни географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных и делимитационные линии, определенные международными договорами Российской Федерации или на основе норм международного права, указываются на картах установленного масштаба или публикуются в "Извещениях мореплавателям".

Формирование банка данных о внешней границе континентального шельфа осуществляется федеральным органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.

Статья 4. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

природные ресурсы континентального шельфа - минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр (далее - минеральные ресурсы), а также живые организмы, относящиеся к "сидячим видам", то есть организмы, которые в период, когда возможна их добыча (вылов), находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (далее - водные биоресурсы);

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.11.2006 N 188-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 04.11.2006 N 188-ФЗ;

морские научные исследования на континентальном шельфе (далее - морские научные исследования) - фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах;

(в ред. Федерального закона от 22.04.2003 N 50-ФЗ)

морские ресурсные исследования на континентальном шельфе (далее - морские ресурсные исследования) - прикладные научно-исследовательские работы, направленные на разведку континентального шельфа и разработку его минеральных ресурсов, водных биоресурсов и осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации");

вредное вещество - вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, нанести ущерб окружающей среде, в том числе морской среде и природным ресурсам континентального шельфа, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря, а также вещество, которое подлежит контролю на основании международных договоров Российской Федерации;

захоронение - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений; захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, за исключением отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками или сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам или сооружениям, а также за исключением тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для иных целей, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации.

Статья 5. Права Российской Федерации на континентальный шельф

Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:

1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации;

2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;

4) юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований;

защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.

Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и нормами международного права.

Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Деятельность на континентальном шельфе осуществляется с учетом судоходства, рыболовства, морских научных исследований, других правомерных видов деятельности, а также с учетом обеспечения защиты и сохранения морской среды, минеральных ресурсов и водных биоресурсов.

(в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)

Статья 6. Компетенция федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе

В компетенцию федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе входят:

1) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и деятельности на нем;

2) координация деятельности федеральных органов государственной власти в отношении континентального шельфа и деятельности на нем, защиты законных прав и интересов Российской Федерации на континентальном шельфе и охраны его природных ресурсов;

(в ред. Федеральных законов от 04.11.2006 N 188-ФЗ, от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

3) утверждение государственной программы разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

4) установление порядка использования минеральных ресурсов, включая порядок лицензирования;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

5) утратил силу. - Федеральный закон от 27.12.2009 N 364-ФЗ;

6) контроль за рациональным использованием минеральных ресурсов и водных биоресурсов и их охрана;

(в ред. Федеральных законов от 04.11.2006 N 188-ФЗ, от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

7) технологический надзор;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

8) составление федерального баланса запасов минеральных ресурсов, федеральный учет участков континентального шельфа, используемых для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов континентального шельфа, а также регистрация соответствующих работ;

(п. 8 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

9) заключение соглашений о разделе продукции;

10) введение ограничений и особых условий пользования морским дном и его недрами на отдельных участках континентального шельфа в связи с перспективами освоения минеральных ресурсов, а также в местах нереста водных биоресурсов;

(в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)

11) регулирование и проведение морских ресурсных исследований и морских научных исследований;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

12) объявление отдельных районов континентального шельфа закрытыми для проведения иностранными государствами, физическими и юридическими лицами Российской Федерации, физическими и юридическими лицами иностранных государств и компетентными международными организациями морских научных исследований в связи с ведением (или планированием ведения) в указанных районах работ по разведке континентального шельфа и разработке его минеральных ресурсов и водных биоресурсов с сообщением координат закрытых районов в "Извещениях мореплавателям";

(в ред. Федеральных законов от 04.11.2006 N 188-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

14) установление порядка предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

15) установление ограничений рыболовства;

(п. 15 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

16) разработка мер по предотвращению гибели водных биоресурсов при осуществлении хозяйственной или иной деятельности и судоходства;

(в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)

17) установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за пользование природными ресурсами континентального шельфа;

(в ред. Федеральных законов от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 11.11.2003 N 148-ФЗ, от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

18) регулирование деятельности по созданию, эксплуатации и использованию искусственных островов, установок и сооружений;

(в ред. Федеральных законов от 22.04.2003 N 50-ФЗ, от 04.11.2006 N 188-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

19) регулирование и определение условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки континентального шельфа и разработки минеральных ресурсов или для эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений, а также выводимых на территорию Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

20) определение трассы и условий для прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе;

21) регулирование буровых работ на континентальном шельфе для любых целей;

22) проведение государственной экологической экспертизы, государственного экологического надзора и государственного мониторинга континентального шельфа;

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 364-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

23) ведение Российского государственного фонда данных о состоянии континентального шельфа и состоянии его минеральных и водных биоресурсов;

(в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)

24) установление правового режима в зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; обеспечение немедленных действий по ликвидации последствий аварий, приводящих к загрязнению нефтью и веществами, иными, чем нефть;

25) установление экологических нормативов содержания загрязняющих веществ в отходах и других материалах, предназначенных к захоронению на континентальном шельфе, перечня вредных веществ, отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, регулирование и контроль захоронения отходов и других материалов;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

26) охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, предотвращение нарушения среды их обитания (в том числе условий нагула, зимовки, размножения, нереста и миграции), образование государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий, включая примыкающие к зонам отдыха на побережье Российской Федерации, о чем сообщается в "Извещениях мореплавателям";

(п. 26 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

27) обеспечение выполнения мероприятий, направленных на охрану континентального шельфа, его минеральных и водных биоресурсов, пресечение нарушений настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, и привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении противоправных действий;

(в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)

28) разрешение споров в отношении континентального шельфа и деятельности на нем;

29) заключение и реализация международных договоров Российской Федерации в отношении континентального шельфа и деятельности на нем;

30) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В компетенцию федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе входят:
1) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и деятельности на нем;
2) координация деятельности федеральных органов государственной власти в отношении континентального шельфа и деятельности на нем, защиты законных прав и интересов Российской Федерации на континентальном шельфе и охраны его природных ресурсов;
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2006 N 188-ФЗ , от 27.12.2009 N 364-ФЗ )
Пункт 3) - Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 127-ФЗ)
4) установление порядка использования минеральных ресурсов, включая порядок лицензирования;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
Пункт 5. - Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
6) контроль за рациональным использованием минеральных ресурсов и водных биоресурсов и их охрана;
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2006 N 188-ФЗ , от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
7) федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;
(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
8) составление федерального баланса запасов минеральных ресурсов, федеральный учет участков континентального шельфа, используемых для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов континентального шельфа, а также регистрация соответствующих работ;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
9) заключение соглашений о разделе продукции;
10) введение ограничений и особых условий пользования морским дном и его недрами на отдельных участках континентального шельфа в связи с перспективами освоения минеральных ресурсов, а также в местах нереста водных биоресурсов;
(в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)
11) регулирование и проведение морских ресурсных исследований и морских научных исследований;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
12) объявление отдельных районов континентального шельфа закрытыми для проведения иностранными государствами, физическими и юридическими лицами Российской Федерации, физическими и юридическими лицами иностранных государств и компетентными международными организациями морских научных исследований в связи с ведением (или планированием ведения) в указанных районах работ по разведке континентального шельфа и разработке его минеральных ресурсов и водных биоресурсов с сообщением координат закрытых районов в "Извещениях мореплавателям"
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2006 N 188-ФЗ , от 03.12.2008 N 250-ФЗ , от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
Пункт 13 - Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ )
14) установление порядка предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
15) установление ограничений рыболовства;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
16) разработка мер по предотвращению гибели водных биоресурсов при осуществлении хозяйственной или иной деятельности и судоходства;
(в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)
17) установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за пользование природными ресурсами континентального шельфа;
(в ред. Федеральных законов от 08.08.2001 N 126-ФЗ , от 11.11.2003 N 148-ФЗ , от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
18) регулирование деятельности по созданию, эксплуатации и использованию искусственных островов, установок и сооружений;
(в ред. Федеральных законов от 22.04.2003 N 50-ФЗ , от 04.11.2006 N 188-ФЗ , от 03.12.2008 N 250-ФЗ , от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
19) регулирование и определение условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки континентального шельфа и разработки минеральных ресурсов или для эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений, а также выводимых на территорию Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
20) определение трассы и условий для прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе;
21) регулирование буровых работ на континентальном шельфе для любых целей;
22) проведение государственной экологической экспертизы, государственного экологического надзора и государственного мониторинга континентального шельфа;
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 364-ФЗ , от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
23) ведение Российского государственного фонда данных о состоянии континентального шельфа и состоянии его минеральных и водных биоресурсов;
(в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)
24) установление правового режима в зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; обеспечение немедленных действий по ликвидации последствий аварий, приводящих к загрязнению нефтью и веществами, иными, чем нефть;
25) установление экологических нормативов содержания загрязняющих веществ в отходах и других материалах, предназначенных к захоронению на континентальном шельфе, перечня вредных веществ, отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, регулирование и контроль захоронения отходов и других материалов;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
26) охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, предотвращение нарушения среды их обитания (в том числе условий нагула, зимовки, размножения, нереста и миграции), образование государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий, включая примыкающие к зонам отдыха на побережье Российской Федерации, о чем сообщается в "Извещениях мореплавателям";