Самая страшная авиакатастрофа ссср! Крупнейшие авиакатастрофы в советском союзе

Авиакатастрофы случаются сравнительно нечасто, но каждая из них по-особенному будоражит общество. Это и неудивительно, ведь в них в мгновение ока гибнут десятки и сотни людей. В этом плане не был исключением и Давайте рассмотрим самые крупные авиакатастрофы в СССР, узнаем их подробности и статистику жертв.

Список катастроф

Сколько авиакатастроф было в СССР? Если учитывать даже самые мелкие, обошедшиеся без жертв, то их количество будет очень большим, и вряд ли вообще оно поддается исчислению. Мы же остановимся на наиболее известных и крупных крушениях. Список авиакатастроф в СССР выглядит следующим образом:

  • катастрофа под Тифлисом (1925 г.);
  • крушение на Центральном аэродроме Москвы (1935 г.);
  • гибель команды ВВС в Свердловске (1950 г.);
  • авиакатастрофа в Вурнарском районе (1958 г.);
  • катастрофа под Красноярском (1962 г.);
  • катастрофа в Свердловске (1967 г.);
  • столкновение самолетов над Калужской областью (1969 г.);
  • катастрофа в Светлогорске (1972 г.);
  • крушение в Харьковской области (1972 г);
  • авиакатастрофа у Нерского озера (1972 г.);
  • катастрофа под Ленинградом (1974 г.);
  • гибель команды "Пахтакор" (1979 г.);
  • столкновение над Завитинском (1981 г.);
  • катастрофа в аэропорту Омска (1984 г.);
  • авиакатастрофа над Львовом (1985 г.);
  • катастрофа под Учкудуком (1985 г.);
  • катастрофа в (1986 г.);
  • (1989 г.).

В данный список попали не только самые большие крушения по числу жертв, но и наиболее резонансные. Конечно, количество авиакатастроф в СССР было гораздо больше, но мы сможем подробно остановится только на вышеперечисленных трагедиях.

Первая катастрофа

Крупнейшие катастрофы в СССР открывает крушение пассажирского самолета Junkers F 13, случившееся под Тифлисом в Грузии в 1925 году. Именно с него можно начинать отсчет авиационных трагедий в советском государстве.

Данный рейс следовал из столицы Грузии в Сухум. На борту самолета было два члена экипажа и три пассажира, летевших по служебному заданию. Через 15 минут после взлета Junkers F 13 неожиданно загорелся. Двое из пассажиров совершили отчаянный прыжок, но разбились насмерть. Остальные пассажиры погибли от взрыва, произошедшего при столкновении самолета с землей.

Достоверную причину возгорания так установить и не удалось, но, по одной из версий, оно случилась из-за того, что кто-то из пассажиров кинул горящую спичку на пол.

Конечно, масштаб данного события по количеству жертв значительно уступает тем катастрофам, о которых мы будем говорить в дальнейшем, но тем не менее именно это авиационное крушение можно назвать первым в СССР.

Катастрофа на московском аэродроме

Самые крупные авиакатастрофы в СССР продолжаются трагедией, случившейся в мае 1935 года в районе аэродрома города Москвы, который находился в поселке Сокол. Именно тогда летчик Николай Балагин, выполняя на своем истребителе полет, врезался в авиалайнер АНТ-20 «Максим Горький». Кроме него самого, погибло 11 человек из команды экипажа пассажирского самолета и 38 пассажиров. Хотя существуют также альтернативные данные, что пассажиров было 50. Таким образом, общее число жертв варьировалось от 49 до 62 человек.

Вердикт расследования был однозначный - ошибка пилота.

Гибель команды ВВС

Обсуждая и в СССР, нельзя не вспомнить про гибель игроков хоккейного клуба ВВС в начале января 1950 года, летевших из Москвы в Челябинск на встречу с местной командой. Полет проходил в довольно тяжелых метеорологических условиях, что послужило одной из причин трагедии. Другой причиной назывались проблемы в организации диспетчерской службы, в первую очередь пропускавших на посадку «свои» самолеты, а Ли-2, на котором летела команда ВВС, долгое время находился в воздухе, ожидая разрешения на посадку.

Таким образом, статистика авиакатастроф в СССР пополнилась ещё девятнадцатью жертвами, из которых 8 были членами экипажа и 11 - игроками команды.

Крушение в Вурнарском районе

Как и другие крупные авиакатастрофы в России и в СССР, трагедия в Вурнарском районе останется надолго в памяти людей, особенно родственников погибших. Она случилась около деревни Булатово Чувашкой АССР в октябре 1958 года.

Самолет Ту-104А перевозил делегацию китайских партийных деятелей из Омска в Москву, но в пункте прибытия из-за плохих метеорологических условий экипаж авиалайнера получил отказ в посадке. Аналогичная ситуация повторилась и в Горьком. Поэтому экипаж принял решение лететь в Свердловск. Но данное решение предусматривало кардинальную смену курса. При выполнении этого сложного маневра самолет попал в сильнейший воздушный поток, из-за чего он перешел в пикирование, что и послужило причиной столкновения с поверхностью земли.

В результате крушения погибли 9 членов экипажа и 71 пассажир.

Трагедия под Красноярском

Конечно, все случившиеся авиакатастрофы в России и в СССР - огромная беда, но среди остальных можно выделить трагедию под Красноярском в июне 1962 года. Она отличалась от других тем, что причиной стала не ошибка пилота или диспетчера, не неисправность самолета, и не метеорологические условия, а попадание ракеты зенитной установки.

Примечательно, что причина крушения самолета Ту-104, совершавшего полет из Иркутска в Омск, оставалась загадкой. Только при обследовании частей авиалайнера на месте катастрофы удалось обнаружить повреждение обшивки фюзеляжа. Причем пробоина была с внешней стороны. Только потом выяснилось, что поблизости проводились военные учения, и вследствие плохих метеорологических условий одна из зенитных ракет сбилась со своей первоначальной цели и перенацелилась на Ту-104.

Итогом этой трагедии стала гибель восьми членов экипажа и 76 пассажиров. По численности жертв не было до тех пор такой масштабной авиакатастрофы в СССР.

Авиакатастрофа в Свердловске

Очередной трагический рекорд был поставлен в 1967 году близ Свердловска, где потерпел крушение пассажирский авиалайнер Ил-18. В этой катастрофе погибли 99 пассажиров и 8 человек из членов экипажа. И опять же, все авиакатастрофы в СССР, которые случались до тех пор, не могли сравниться по числу жертв с этой.

Причину трагедии достоверно установить так и не удалось. Самолет на большой скорости врезался в землю, вследствие чего разбился на множество осколков. Впрочем, были выдвинутые версии о технической неисправности аппарата.

Катастрофа над Калужской областью

Конечно, упоминая самые крупные авиакатастрофы в России и СССР, никак нельзя обделить вниманием крушение под Юхновым в 1969 году. Ведь это была самая масштабная катастрофа в Советском Союзе по числу жертв из тех, что случились вследствие столкновения двух летательных аппаратов. Кроме того, это было наиболее крупное крушение на территории Калужской области.

Катастрофа произошла вследствие столкновения авиалайнера Ил-14М и военно-транспортного самолета Ан-12БП. Итогом этого трагического события стала гибель 24 человек на борту пассажирского и 96 человек на борту военного самолета. В том числе погибли 5 членов экипажа обоих воздушно-транспортных средств.

Причиной катастрофы было признано нарушение обоими экипажами параметров заданной высоты.

Трагедия в Светлогорске

Среди остальных авиационных катастроф, произошедших в Советском Союзе, следует выделить трагедию 1972 года в городе Светлогорске Калининградской области. Именно тогда военно-транспортный самолет Ан-24Т, совершая плановый облет, потерпел крушение. Трагизм данного события в том, что при падении самолет упал на детский сад. В результате погибли не только все 8 членов экипажа, но также трое сотрудников дошкольного учреждения и 24 ребенка. Общее число жертв трагедии составило 34 человека.

Хотя данное трагическое происшествие власти пытались скрыть, но, тем не менее, событие такого масштаба не могло не стать достоянием общественности. Расследование велось в строгой секретности, а его результаты были оглашены только в 2010 году, то есть уже после распада СССР. Согласно заключению, причиной трагедии стала неудовлетворительная подготовка пилотов. Но ни одно уголовное дело в связи с этим событием так и не было открыто, хотя и были сняты с постов несколько десятков высокопоставленных военнослужащих.

Учитывая, что причиной трагедии стал военный самолет, то данное событие можно записывать в военные авиакатастрофы в СССР.

Катастрофа в Харьковской области

Ещё одна крупная катастрофа случилась в 1972 году в Харьковской области около села Русская Лозовая. Именно там разбился пассажирский самолет Ан-10, летящий по маршруту Москва - Харьков. Последствия данного крушения были довольно трагичными - 122 человека погибло, из которых - 7 членов экипажа.

Расследование установило, что причиной катастрофы стали технические недостатки строения самолета. Поэтому вскоре авиалайнеры Ан-10 были сняты с эксплуатации.

Авиакатастрофа близ Москвы

Другой крупной катастрофой, которая произошла в том же 1972 году, стало крушение самолета Ил-62, совершавшего перелет из Парижа в Москву, у Нерского озера при заходе на посадку в конечной точке своего полета. Результатом этой трагедии стала гибель 164 пассажиров и 10 членов экипажа. На тот момент это была самая масштабная авиакатастрофа, случившаяся на территории России. На данный момент по числу погибших её смогла превзойти только трагедия в Омске в 1984 году.

Расследование так и не выявило точных причин катастрофы, но одной из основных версий принято считать неправильную установку высотометра.

Крушение под Ленинградом

Статистика авиакатастроф в СССР и России была бы неполной без упоминания крушения авиалайнера Ил-18В под Ленинградом в 1974 году. Кстати, она стала крупнейшей авиационной катастрофой, которая произошла в окрестностях этого второго по величине города Советского Союза.

Самолет направлялся по рейсу Ленинград - Запорожье, и только отбыл со своего пункта отправки, как у него загорелся двигатель. Экипаж попробовал вернуть авиалайнер в аэропорт, но при посадке пожар только усилился, пилоты потеряли контроль над управлением, и самолет разбился. Причиной катастрофы была названа неисправность в двигателе. В то же время был отмечен профессионализм действий пилотов экипажа, которые действовали четко по инструкции и сделали все возможное, чтобы не допустить трагедии.

В результате этой катастрофы погибло 102 пассажира и 7 членов экипажа. Общее число жертв насчитывало 109 человек.

Гибель футбольной команды «Пахтакор»

Любая авиакатастрофа вызывает значительный резонанс, но особенно она будоражит общественность, когда в ней гибнут известные люди, артисты, спортсмены. Так случилось и в 1979 году, когда в результате столкновения двух самолетов Ту-134 над Днепродзержинском погибли практически все члены футбольной команды Высшей лиги СССР «Пахтакор» из Ташкента. Но даже без учета этого не было ни одной авиакатастрофы в СССР, столь масштабной по числу жертв. В результате этой трагедии погибло общей сложностью 178 человек с обоих самолетов, из них 17 игроков команды «Пахтакор» и 13 членов экипажа авиалайнеров. Ни одно крушение в истории Советского Союза до этого не знало такого большого количества жертв. Кроме того, данная катастрофа до сих пор занимает второе место в мире по числу погибших в результате столкновения двух авиалайнеров.

Согласно выводам официального расследования, причиной столь масштабной трагедии стала ошибка диспетчера.

Выжившая

Конечно, столкновение двух самолетов над Завитинском в 1981 году вряд ли попало бы в список: "Крупнейшие авиакатастрофы СССР". Оно примечательно совсем другим. Именно с этим событием связана единственная из всех пассажиров женщина, выжившая в авиакатастрофе в СССР. Именно она сделала известной данную трагедию на весь мир.

Лариса Савицкая, а именно так звалась выжившая в авиакатастрофе в СССР, вместе с мужем возвращалась из свадебного путешествия в свой родной Благовещенск на самолете Ан-24. Трагедия произошла на высоте превышающей 5000 метров, когда авиалайнер столкнулся с военным самолетом Ту-16. Затем официальной причиной катастрофы будет названа несогласованность гражданской и военной диспетчерских служб.

Во время столкновения самолетов Савицкая спала, а проснулась она от сильного толчка и ожога от мороза вследствие разгерметизации корпуса. Часть самолета, где находилась женщина, выжившая в авиакатастрофе в СССР, упала в березовую посадку, что в некотором роде смягчило падение. Кроме того, ей повезло, что она находилась именно в хвостовой части самолета, менее всего пострадавшей от крушения.

Тем не менее вследствие падения Лариса Савицкая получила сильнейшее сотрясение мозга, потеряла почти все зубы, получила несколько травм позвоночника, и переломов конечностей и ребер, но все-таки она осталась жива и даже могла передвигаться. Но так как место падения этой части самолета находилась довольно далеко от населенных пунктов, то Ларису спасатели нашли только через два дня.

Таким образом, она - единственная выжившая в авиакатастрофе. В СССР информация об этом столкновении долгое время скрывалась. Лариса Савицкая прославилась на весь мир только в 2000 году, когда были раскрыты все подробности происшествия.

Существовал только один случай, подобный этому. В 1972 году человек спасся при падении с высоты, превышающей 10 000 метров, после взрыва самолета. Этим человеком оказалась югославка Весна Вулович - стюардесса, выжившая в авиакатастрофе. СССР же до случая с Савицкой, упавшей с высоты, превышающей 5000 метров, не знал подобных прецедентов. Эта женщина стала единственной из 38 человек, находившихся на борту обоих самолетов, которая смогла выжить в крушении над Завитинском.

Трагедия в Омске

Трагедия, случившаяся в аэропорту Омска в 1984 году, имеет ряд деталей, которые выделяют её из числа подобных происшествий. То, что она произошла не в воздухе, а на земле, является отличительной особенностью данной авиакатастрофы. В СССР такое случалось нечасто. Кроме того, по числу жертв данная трагедия является самой масштабной из тех, которые произошли на территории России.

В результате столкновения авиалайнера Ту-154, совершавшего посадку, со снегоуборочными машинами, погибло 169 пассажиров и 4 члена экипажа. Одному пассажиру и пятерым членам экипажа удалось выжить.

Катастрофа под Львовом

Перечисляя крупнейшие авиакатастрофы СССР, следует упомянуть трагедию, случившуюся в 1985 году во Львовской области, на Украине. После катастроф под Харьковом и Днепродзержинском это было самое масштабное авиационное крушение по числу жертв, произошедшее на территории данной советской республики.

Причиной катастрофы стало столкновение военно-транспортного самолета Ан-26 и авиалайнера Ту-134А, совершавшего полет из Таллина в Кишинев с посадкой во Львове. В результате происшествия, которое случилось в непосредственной близости от города Золочев Львовской области, погибло 79 пассажиров гражданского самолета и 9 - военного, а также по шесть членов экипажа с каждого воздушного судна. Выживших не оказалось, а общая численность жертв составила 94 человека.

В результате расследования было установлено, что причиной крушения стала ошибка диспетчеров.

Трагедия под Учкудуком

Как видим, крупные авиакатастрофы в России и в СССР случались довольно часто, но наиболее значимой из них по числу жертв следует считать крушение под Учкудуком на территории Узбекской ССР. Это случилась в 1985 году, на последнем этапе существования страны Советов. Ни одна катастрофа в Советском Союзе не имела такого большого числа погибших людей. Общее число жертв насчитывало 200 человек, из которых 191 пассажир и 9 членов экипажа самолета.

Причиной трагедии стало то, что при полете из Карши в Ленинград экипаж авиалайнер Ту-154 потерял управление, вследствие чего самолет свалился в штопор и упал. Согласно официальной версии расследования, основная часть вины за происшедшее лежит на пилотах, которые отклонились от требований стандартов, набрав предельную высоту, а затем не смогли справиться с управлением в нештатной ситуации.

Крушение в Куйбышеве

Ещё одной крупной катастрофой на закате существования СССР стало крушение самолета Ту-134 в аэропорту города Куйбышев - Курумоч. Трагизм данного события усиливается тем, что произошло оно вследствие пренебрежительного отношения пилота к своим обязанностям. Он поспорил с членами экипажа, что сможет посадить авиалайнер вслепую. Эта попытка завершилась крайне неудачно. Преступная халатность командира экипажа Александра Клюева унесла жизни 70 человек. Выжило только 24 человека из 94 членов экипажа и пассажиров.

Сам пилот остался жив и был приговорен судом к 15 годам тюрьмы. Но позже данный срок был пересмотрен и заменен на шесть лет лишения свободы.

Катастрофа в Иркутской области

Последней крупной авиационной катастрофой, случившейся на территории СССР, можно считать трагедию, которая произошла в 1989 году в Иркутской области. Тогда произошло столкновение пассажирского самолета Як-40, летевшего из Иркутска в Железногорск, с военным вертолетом Ми-8. В результате крушения погибло 33 человека, находившихся на борту самолета, и 7 военных, летевших на вертолете.

Расследование показало, что причиной катастрофы, как уже бывало не раз, стала несогласованность действий диспетчеров гражданской и военной авиации.

Это было последнее крупное авиационное крушение в стране, которая уже к тому времени сама терпела крупнейшую геополитическую катастрофу.

Заключение

Конечно, все авиакатастрофы в России и в СССР по-своему трагичны, но мы постарались остановиться на самых масштабных или резонансных из них. Но, естественно, на полную объективность данный список из восемнадцати трагедий не претендует, и каждый читатель при желании может добавить в него ту авиакатастрофу, произошедшую в Советском Союзе, масштаб которой считает достойной этого.

В то же время не следует забывать: несмотря на то что на данный момент такого государства, как СССР, не существует, авиационные крушения продолжают отбирать жизни наших соотечественников. Память о каждой подобной трагедии, независимо от её масштаба, всегда должна жить в сердцах народа.

Fresher >> ## [Крупнейшие авиакатастрофы в СССР]

3 января 1965 года
заходя на посадку в аэропорту г. Алма-Ата (Казахская ССР) ночью, в условиях погоды ниже минуса, потерпел катастрофу самолёт «Ил-18 Б». Погибли 64 из находившихся на борту 103 пассажиров и членов экипажа.

8 марта 1965 года
во время набора высоты при вылете из аэропорта г. Куйбышев потерял управление и разбился самолёт «Ту-124 В». Погибли 25 чел.

1 января 1966 года
– из-за остановки двигателя после взлёта в аэропорту Дарваза (Туркменская ССР) потерял управление и потерпел катастрофу самолёт «Ли-2». Погибли 28 чел.

16 февраля 1966 года
из-за пожара на борту на территории Коми АССР (70 км севернее Печоры) потерпел крушение пассажирский самолёт «Ил-14». Погибли все 35 чел.

17 февраля 1966 года
при взлёте в аэропорту «Шереметьево» (Москва) самолёт «Ту-114» задел шасси сугроб, столкнулся с землёй и загорелся. Погиб 21 чел.

24 ноября 1966 года
авиакатастрофа около г. Братислава (Чехословакия): после взлета самолёт «Ил-18 B» болгаро-советского общества не следует предписанным маршрутам и врезается в лесистый склон холма. Все 82 чел., находившиеся на борту, погибают.

12 марта 1967 года
из-за пожара на борту в районе г. Покровск (Якутская АССР) разбился самолёт «Ил-14». Погибли 15 чел.

16 ноября 1967 года
при взлете из аэропорта «Кольцово» (г. Свердловск) из-за отказа двигателя и пожара разбился самолёт «Ил-18 В». Погибли 89 чел.

30 декабря 1967 года
близ г. Лиепая (Латвийская ССР) из-за отказа двигателя потерпел крушение самолёт «Ан-24 Б». Погибли 44 чел.

6 января 1968 года
близ г. Олёкминск (Якутская АССР) потерпел катастрофу самолёт «Ан-24 Б». По неустановленной причине произошло внезапное разрушение конструкции самолёта в воздухе. По слухам, он мог быть сбит ракетой. Погибли 45 чел.

29 февраля 1968 года
в Иркутской области (160 км от г. Братск) из-за внезапной аварии на борту потерпел крушение самолёт «Ил-18 Д». Погибло 90 чел., 1 пассажир - солдат - чудом выжил.

29 мая 1969 года
в Якутской АССР (40 км западнее г. Олёкминск) из-за перегрузки потерпел крушение вертолёт «Ми-2». Погибли 25 из 26 пассажиров, экипаж уцелел.

23 июня 1969 года
в небе над Калужской областью произошло столкновение военно-транспортного самолёта «Ан-12» и пассажирского «Ил-14». Все пассажиры и члены экипажей (на борту «Ан-12» был 91 десантник и 5 членов экипажа, на борту «Ил-14» - 24 чел.) погибли.

26 августа 1969 года
при заходе на посадку в аэропорту Внуково (Москва) потерпел крушение самолёт «Ил-18 Б» (экипаж забыл выпустить шасси). Погибли 16 из находившихся на борту 102 чел.

28 января 1970 года
в Якутской АССР (40 км от Батагая) столкнулся с заснеженным скалистым склоном горы самолёт «Ан-24 Б». Погибли 34 чел.

29 января 1970 года
близ г. Мурманск из-за преждевременного снижения задел вершину сопки и разбился самолёт «Ту-124 В». Погибли 11 чел.

6 февраля 1970 года
в районе г. Самарканд (Узбекская ССР) потерпел катастрофу самолёт «Ил-18». Погибло 92 чел.

1 апреля 1970 года
под г. Красноярск потерпел катастрофу пассажирский самолет «Ан-24». Погибли все пассажиры (в т.ч. юношеская волейбольная команда) и члены экипажа - 45 чел.

15 мая 1970 года
близ г. Кишинев (Молдавская ССР) потерял управление и разбился самолёт «Ан-10 А», с совершавшими тренировочный полёт курсантами из Ульяновской ШВЛП на борту. Погибли 11 чел.

2 сентября 1970 года
в районе г. Днепропетровск (Украинская ССР) из-за потери управления потерпел катастрофу самолёт «Ту-124». Погибли 37 чел.

3 сентября 1970 года
близ г. Ленинабад (Таджикская ССР) столкнулся с горой самолёт «Як-40». Погибли 22 чел.

31 декабря 1970 года
сразу после взлёта из аэропорта Пулково (г. Ленинград) из-за ошибок экипажа потерпел катастрофу самолёт «Ил-18». Погибло 78 чел.

22 января 1971 года
в 15 км от аэропорта г. Сургут (Тюменская область) при перегоне на базовый аэродром потерял управление из-за обледенения крыла и разбился самолёт «Ан-12 Б». Погибли 13 чел.

31 марта 1971 года
близ г. Ворошиловград (Украинская ССР) при заходе на посадку по неустановленной причине потерял управление и разбился самолёт «Ан-10». Погибли 64 чел.

25 июля 1971 года
близ аэропорта г. Иркутск из-за снижения с избыточной скоростью разбился самолёт «Ту-104». Погибло 97 чел.

10 октября 1971 года
в Московской воздушной зоне (около 60 км от аэропорта «Внуково») из-за взрыва в грузовом отсеке потерпел катастрофу самолёт «Ту-104 Б». Основная версия причины взрыва - террористический акт. Погибли 25 чел.

12 ноября 1971 года
во время 2-го захода на посадку в аэропорту г. Винница (Украинская ССР) при низкой облачности и в условиях моросящего дождя с креном потерпел катастрофу (упал рядом со взлётно-посадочной полосой и сгорел) самолёт «Ан-24 Б». Погибли 52 чел.

1 декабря 1971 года
при заходе на посадку в аэропорту г. Саратов разбился в степи самолёт «Ан-24 Б». Погибли 57 чел.

4 мая 1972 года
близ аэропорта г. Братск (Иркутская область) при заходе на посадку попал в ветровой сдвиг и столкнулся с землёй самолёт «Як-40». Погибли 18 чел.

16 мая 1972 года
на детский сад в г. Светлогорск (Калининградская область) рухнул потерявший управление военно-транспортный самолёт «Ан-26». Погибли 32 чел., в том числе экипаж самолёта и все 23 ребёнка. Впоследствии от ран умерли ещё 2 чел. (работники детсада), несколько матерей покончили с собой.

18 мая 1972 года
на круге ожидания захода на посадку вблизи аэропорта г. Харьков (Украинская ССР) произошло разрушение в воздухе самолёта «Ан-10». Погибли 122 чел. (114 пассажиров и 8 членов экипажа), в том числе делегация пионеров из ГДР и известный советский эстрадный пародист В. Чистяков.

31 августа 1972 года
в районе г. Магнитогорск (Челябинская область) из-за пожара на борту потерпел катастрофу самолёт «Ил-18». Погибли 102 чел.

1 октября 1972 года
после взлёта из аэропорта г. Адлер (Краснодарский край) по неустановленной причине упал в море и затонул самолёт «Ил-18». Погибли 118 чел.

13 октября 1972 года
самолёт «Ил-62», принадлежащий ГДР и совершавший рейс Париж-Москва, при заходе на посадку в сложных метеоусловиях разбился в районе пос. Озерецкое Дмитровского района Московской области. На борту находились 176 чел., все погибли. Точная причина катастрофы не установлена.

22 января 1973 года
близ дер. Пихтовка Частинского района Пермской области потерпел крушение самолёт «Ан-24 Б». Погибли 44 чел. Возможно поражение самолёта отклонившейся от траектории ракетой «земля-воздух».

19 февраля 1973 года
при заходе на посадку в аэропорт г. Прага (Чехословакия) по неустановленной причине столкнулся с землёй самолёт «Ту-154». Погибли 66 из 100 находившихся на борту.

24 февраля 1973 года
на территории Таджикской ССР (40 км от Ура-Тюбе) потерпел катастрофу самолёт «Ил-18 В». Погибли 79 чел.

28 февраля 1973 года
вскоре после вылета из аэропорта г. Семипалатинск (Казахская ССР) потерпел катастрофу (упал на землю, разбился и сгорел) самолёт «Як-40». По одной из версий, причиной стало попадание в кабину пилотов снаряда из пушки БМП, двигавшейся в колонне с учений. Погибли 32 чел.

11 мая 1973 года
близ г. Семипалатинск (Казахская ССР) по неустановленной причине разрушился в воздухе самолёт «Ил-18 Б». По неподтвержденным слухам самолет был сбит средствами ПВО во время учений Средне-Азиатского военного округа. Погиб 61 чел.

18 мая 1973 года
в районе г. Чита разбился угнанный самолёт «Ту-104»: на борту раненый в спину угонщик смог взорвать бомбу. Погибли 82 чел.

3 июня 1973 года
катастрофа самолёта «Ту-144» на Международном авиасалоне в Ле-Бурже (Франция). Во время демонстрационного полёта из-за перегрузок самолёт развалился на части и взорвался. Погибли экипаж (6 чел), 8 зрителей-французов, разрушены несколько зданий парижского пригорода Гусенвилля, на главную улицу которого упали обломки самолёта.

18 августа 1973 года
вскоре после взлёта на самолёте «Ан-24 Б» произошло разрушение турбины и двигателя. На обратном пути в аэропорт он столкнулся с нефтяной платформой месторождения Нефтяные Камни (Азербайджанская ССР). Погибли 56 чел.

30 сентября 1973 года
после взлёта из аэропорта г. Свердловск из-за сбоя в работе оборудования и пространственной дезориентации экипажа потерпел крушение самолёт «Ту-104». Погибло 108 чел.

Октябрь 1973 года
почти сразу после взлёта из аэропорта г. Львов (Украинская ССР) на борту пассажирского самолёта «Ил-18» возник пожар. Пилот попытался вернуться, но самолет взорвался над полем к северу от Львова. Погибло больше 100 чел. Последствия взрыва ликвидировали 3 дня.

13 октября 1973 года
на подлёте к Москве из-за отказа электросистемы и дезориентации экипажа потерпел катастрофу самолёт «Ту-104». Погибло 122 чел.

7 декабря 1973 года
при заходе на посадку в аэропорту «Домодедово» (Москва) при сложных погодных условиях потерпел крушение самолёт «Ту-104 Б». Погибли 16 чел.

16 декабря 1973 года
в Московской области близ дер. Карачарово Волоколамского района из-за отказа бортовой аппаратуры разбился самолёт «Ту-124 В». Погиб 51 чел.

23 декабря 1973 года
из-за пожара в двигателе близ г. Львов (Украинская ССР) разбился самолёт «Ту-124 В». Погибли 17 чел.

6 января 1974 года
при заходе на посадку на военный аэродром в Мукачево (Украинская ССР) по вине экипажа разбился в горах самолёт «Ан-24 Б». Погибли 24 чел.

27 апреля 1974 года
близ аэропорта «Пулково» (г. Ленинград) из-за сильной вибрации и пожара в двигателе потерпел крушение самолёт «Ил-18». Погибло 118 чел.

23 мая 1974 года
близ г. Киев (Украинская ССР) при заходе на посадку разбился самолёт «Як-40». Погибли 29 чел.

1 ноября 1974 года
во время захода на посадку близ г. Сургут (Тюменская область) самолёт «Ан-2» из-за плохой видимости столкнулся в воздухе с вертолётом «Ми-8». Погибли 38 чел.

Авиакатастрофа Ту-104Б в районе аэропорта Внуково. 1979 год. Погибло 58 человек.

Авиакатастрофы и происшествия – явления, порождающие самые разнообразные домыслы и кривотолки. Особенно это относится к происшествиям советского периода, когда все подобные случаи тщательно скрывались. Поэтому большинство людей думало, что в СССР авиакатастроф не было в принципе. Глубокое заблуждение. К примеру только в 1973 году в Советском Союзе произошла 51 авиакатастрофа. Причем речь идет только о гражданских самолетах. Сегодня мы расскажем о самых тяжелых и самых одиозных катастрофах 70-80-х годов прошлого века

Вопросы без ответов

1972. Ил-18. Сочи. Погибло 108 человек.

Самолет Ил-18 произвел взлет в аэропорту Сочи 1 октября. На борту находились 100 взрослых пассажиров, 1 ребенок и сопровождающий МВД. Вскоре связь с экипажем прекратилась, а затем поступило сообщение от ВМС о падении самолета в море.

В районе падения самолета море имело глубину 500-1000 м, на дне имелись мощные отложения жидкого ила. Поэтому, обнаружить и поднять со дна части самолета не удалось. По найденным на поверхности мелким частям и остаткам тел можно заключить, что самолет полностью разрушился при ударе об воду.

Следов пожара на найденных частях самолета и трупах не было обнаружено. Истинную причину катастрофы установить так и не удалось.

Комиссия выдвигала ряд причин катастрофы, в том числе: столкновении самолета со стаей перелетных птиц, отказ техники и нападение на экипаж. Ни одна из выдвигаемых версии не получила подтверждения.

Преступная халатность

1973 год. Ту-104. Северо-западнее аэропорта Домодедово (Московская область). Погибло 122 человека.

13 октября самолет выполнял рейс Кутаиси-Москва. На борту находились 112 взрослых пассажиров и два ребенка. Из низ 8 пассажиров были незаконно взяты экипажем без билетов. При заходе на посадку экипаж доложил о плохой работе компасов. Это была последняя связь с самолетом. Лайнер столкнулся с землей в 16 км от посадочной полосы. Причиной катастрофы назвали прекращения работы приборов в результате их обесточивания.

Представители комиссии указали, что «наиболее вероятной причиной обесточивания является непреднамеренное выключение тумблера электрощита, при развороте каким-то посторонним предметом, повешенном на крючок. Возможно также случайное выключение питания одним из находившихся в пилотской кабине безбилетников, взятых экипажем на борт»…

Отказ приборов

1976 год. Ил-18. Воронежская область, близ села Верхняя Хава. Погибло 111 человек.

6 марта экипаж произвел взлет в аэропорту Внуково. На борту находилось 100 пассажиров, в том числе 1 ребенок. При посадке экипаж передал воронежскому диспетчеру: «Падаем, отказали все приборы», после чего связь с ним прекратилась.
Самолет столкнулся с землей и взорвался. Разброс обломков составил 390 м. Основная масса конструкции самолета ушла под землю на глубину 14 м.
Заключение: причиной катастрофы является нарушение работы приборов вследствие отказа электропитания. Причину прекращения питания установить не удалось. Наличие в кабине, рассчитанной на 5 человек, двух лишних членов экипажа (второго пилота и штурмана-стажера) могло способствовать развитию ситуации, приведшей к катастрофе…

Несчастная любовь

26 сентября 1976 года в Новосибирске произошла авиакатастрофа в результате преднамеренного столкновения самолета Ан-2 с пятиэтажным жилым домом.

Воскресным утром, молодой, 24 летний летчик, один из пилотов Западно-Сибирского Управления гражданской авиации, Владимир Серков совершил несанкционированный взлет на самолете Ан-2 без пассажиров из аэропорта «Новосибирск». Некоторое время, покружив над городом на предельно малой высоте, пилот направил свой самолет в пятиэтажный жилой дом. Как показало расследование происшествия, по данному адресу проживала жена «пилота-камикадзе», которая незадолго до этого ушла от него, забрав ребенка. Она проживала в этом доме вместе с родителями. По одной из версий происшествия, летчик решил свести счеты с жизнью, и заодно отомстить своей супруге и ее родственникам, которых в момент тарана в доме не оказалось. При столкновении и в результате пожара погибли 11 жителей дома – кто-то под обломками, кто-то от ожогов, кто-то разбился, выпрыгнув с верхних этажей горящего дома.

Ошибка диспетчера

1979 год. Столкновение близ Днепродзержинска двух Ту-134. Погибли 178 человек, в т.ч. команда «Пахтакор».

11 августа в районе города Днепродзержинск произошло столкновение двух самолетов Ту-134. Столкновение произошло в точке пересечения трасс Днепропетровск – Кременчуг и Магдалиновка – Днепродзержинск, на высоте 8 400 м.

Один из Ту-134 выполнял рейс Ташкент – Минск. На борту находилось 77 пассажиров (из них 13 детей), в том числе игроки и тренеры футбольной команды «Пахтакор», направлявшиеся на игру чемпионата СССР по футболу в Минск.
Второй самолет Ту-134 выполнял рейс Челябинск – Кишинев. На борту находилось 88 пассажиров, в том числе 16 детей.
Самолеты столкнулись под углом 95° и практически полностью развалились в воздухе.

Причиной катастрофы явились ошибки допущенные диспетчером, который не обеспечил установленный интервал между воздушными судами.

Могила команды «Пахтакор» погибшей в авиакатастрофе в 1979 году.

Некачественное изготовление

1982 год. Як-42. Близ Наровли (Белоруссия). Погибло 132 человека.

28 июня в при посадке экипаж доложил диспетчеру о начале снижения и на последующие запросы не отвечал… Обломки самолета были обнаружены в 10 км юго-западнее Наровли. На борту находились 113 взрослых пассажиров и 11 детей.
Выводы комиссии: «анализ Як-42 показал, что в процессе эксплуатации на нем выявлено большое количество дефектов, свидетельствующих о низком качестве производства и сборки»…

Низкая подготовка диспетчерской службы

1984 год. Ту-154. В районе омского аэропорта. Погибло 178 человек.

Вылетевший из Краснодара самолет Ту-154 должен был приземлиться в омском аэропорту. Получив разрешение на посадку, самолет пошел на снижение. Через несколько секунд он столкнулось с машиной, переломился на две части и загорелся.

Виновными в авиакатастрофе признали руководителя полетов и диспетчера.

В момент посадки самолета на полосе работали несколько ветровых машин, оснащенных емкостями с керосином и реактивными двигателями. Машины осушали горячим воздухом бетонное покрытие.

При этом они не имели радиостанций. Диспетчер включил посадочные огни, он был уверен, что полоса свободна…

Через секунду после приземления пилоты заметили препятствие на полосе, но увернуться не получилось. После столкновения с машинами, наполненными большим количеством керосина, произошел взрыв. Все автотранспортные средства были уничтожены. В огне погибло 169 пассажиров, 5 бортпроводников, 3 шофера и мастер аэродромной службы. 3 члена экипажа: командир корабля, штурман и бортинженер, не пострадали.

Роковое стечение обстоятельств

3 мая 1985 года в небе в Львовской области произошла одна из самых загадочных авиакатастроф на территории Украины — столкнулись пассажирский самолет Ту-134А, направлявшийся из Таллина во Львов, и военный Ан-26, летевший из Львова в Москву. Погибли 94 человека.

Ту-134А выполнял внутренний рейс Таллин-Кишинев с промежуточной посадкой во Львове. Экипаж состоял из шести человек, в салоне находились 73 пассажира — 65 взрослых и 8 детей. Этим рейсом летели выдающийся художник-график — «львовский Дюрер» Александр Аксинин, и перспективный молодой эстонский теннисист Алари Линдмэе.

Одновременно при посадке пассажирского самолета, из львовского аэропорта вылетел в Москву военно-транспортный Ан-26. На этом самолете находилось высшее руководство ВВС Прикарпатского военного округа. На борту Ан-26, включая шестерых членов экипажа, было 15 человек. На высоте 3 900 м самолеты столкнулись левыми плоскостями. Не выжил никто.

После катастрофы, расшифровывая информацию «черных ящиков», комиссия установила: за несколько секунд до столкновения пилоты увидели друг друга и пытались сманеврировать. На Ту-134 слышен крик пилота: «Ух, е…ть!», а на военном самолете — крик бортмеханика: «…командир, Тушка!»

В результате авиакатастрофы погибли 94 человека

Комиссия постановила, что виноваты в трагедии львовские диспетчера. Они дали разрешение на вылет военного самолета, не проверив, свободен ли воздушный коридор.

Удивительно то, что, львовский график Александр Аксинин незадолго до этого изобразил свою смерть на гравюрах — на одной из них он нарисовал падающую кисть с 35 ягодами (именно в 35 лет он и погиб), которые срезали воздушные ножницы. А на последнем своем офорте «Воскресение» график изобразил поминальный стакан около могилы в ржаном поле, куда потом упал самолет.

Статистика авиакатастроф в России и СССР неутешающая: в 1970 случилось 25 происшествий, в которых погиб хотя бы один человек, в 1971 - 22, в 1972 - 21. Случались и столкновения в воздухе, и террористические атаки, и угоны, и просто катастрофы, вызванные ошибками экипажа или наземных служб.

Разбираться в причинах - дело экспертов. Сейчас же сделаем краткий обзор крупнейших катастроф России и СССР по количеству жертв. В этот список попали столкновение двух Ту над Днепродзержинском, катастрофа в поселке Учкудук в Узбекистане, крушение в Омске, под Москвой и другие. Из последних катастроф описаны теракт над Синайским полуостровом (хоть происшествие случилось и не над территорией РФ, в этой трагедии погибло более двухсот граждан России), гибель вертолета в Чечне, крушение под Иркутском в 2001 году.

Самая страшная катастрофа в истории СССР

Поселок Учкудук в Узбекистане до 1979 года носил статус закрытого города, секретного стратегического объекта. В пятидесятых там нашли урановую руду, а потом и золото, так что в городке был построен горно-металлургический завод. Вокруг объекта сначала образовался небольшой поселок, затем и город, большинство населения которого работали именно на этом заводе.

Летом 1985 года над этим городком произошла самая кровавая катастрофа в истории Советского Союза. Самолет из аэропорта Карши вылетал с трехчасовой задержкой, все пассажиры, да и экипаж, были утомлены жарой (на улице было более +35 градусов по Цельсию). Все билеты на рейс были раскуплены, не всем хватило мест, и родителям пришлось садить детей на колени. Но все показатели самолета были в норме. Правда, все эти показатели не превышали допустимых значений для нормальных условий, а не перегретого воздуха с низкой плотностью.

Самолет вылетел и начал набирать высоту. Через сорок минут он внезапно начал снижаться. Экипаж успел доложить наземным диспетчерам о том, что двигатели отказали. Летчики пытались взять лайнер под контроль, но самолет все же стремительно терял высоту. Спустя еще четыре минуты самолет столкнулся с землей в пустынной местности. При падении он полностью разрушился и сгорел. Погибли все двести пассажиров и члены экипажа самолета, находившиеся тогда на борту.

Расследование показало, что самолет потерял управление и вошел в критический режим полета. Последние 154 секунды лайнер падал без надежды на спасение.

Столкновение в воздухе двух Ту-134

Авиакатастрофы СССР и России пополнились еще одним трагическим событием 11 августа 1979 года. Два Ту-134 столкнулись в воздухе над Днепродзержинском. Пилоты не могли видеть друг друга. Отметки самолетов пропали с экранов диспетчеров поочередно. С земли больше не могли связаться с пилотами. Спустя несколько минут с диспетчерами связался Игорь Чернов - командир Ан-2, который совершал рейс "Черкассы - Донецк". Пилот сообщил, что видел, как что-то падает с неба.

Катастрофа стала крупнейшей в истории Ту-134 (надо сказать, это вообще не очень счастливые самолеты), а также крупнейшей авиакатастрофой в СССР на тот момент. В первом воздушном судне погибли 94 человека, во втором - 84, т.е. все находившиеся на борту.

Катастрофа Ту-154 в Омске в 1979 году

Еще одна страница в истории катастроф России и СССР - крушение Ту-154 в Омске. Трагедия произошла в 1984 году с лайнером, который выполнял рейс "Краснодар - Омск - Новосибирск". В аэропорту Омска лайнер столкнулся с тремя наземными машинами, которые производили работы на ВПП. Лайнер полностью разрушился. В катастрофе выжило всего пять человек из 179, находившихся на борту.

Крушение на берегу Нерского озера

Ил-62 выполнял международный рейс по маршруту "Париж - Москва" с промежуточной посадкой в Ленинграде. Относительно последнего промежуточного пункта есть сведения, что посадка в Ленинграде планировалась из-за того, что Москва была закрыта (сложные погодные условия). Экипаж был вынужден выполнить посадку на запасном аэродроме. Как бы там ни было, в Ленинграде самолет сел, часть пассажиров покинула лайнер, на их места сели другие - те, кто летел в Москву. На подлете к столице самолет врезался в поле рядом с Нерским озером. Лайнер промчался по полю, врезался в лес, полностью разрушился. По воспоминаниям свидетелей трагедии, все поле было усеяно мелкими обломками самолета. Из 174 человек не выжил никто.

Согласно результатам расследования, все системы самолета работали нормально. Параметры полета были в норме, действия экипажа полностью соответствовали правилам. Однако позже все же были выявлены определенные нарушения, в том числе со стороны наземных диспетчеров.

Точными причинами назвали следующие:

  1. Нарушение работоспособности и психического состояния пилотов из-за возможного разряда статического электричества.
  2. Частичный отказ системы управления лайнером.

Катастрофа Ту-154 под Иркутском в 2001 г.

Крупнейшая авиакатастрофа России по числу жертв - крушение Ту-154 под Иркутском в 2001 году. Самолет «Владивостока Авиа» совершал рейс из Екатеринбурга во Владивосток через Иркутск. В 01:50 лайнер начал снижение возле аэропорта Иркутска. С ВПП был установлен визуальный контакт, но при снижении произошла потеря скорости - опасная ситуация. Экипаж попытался нормализовать ситуацию, но потерял ориентировку в пространстве и только ухудшил положение.

Самолет упал носом в землю и проехался по взлетно-посадочной полосе. Острая ситуация всего за 15 секунд стала катастрофической. Рейс вынесло на лесную поляну, самолет полностью разрушился. Когда Ту-154 исчез с радаров, жители деревни Бурдаковка услышали резкий и громкий звук.

Место падения было обнаружено всего через сорок минут после трагедии. Обломки были разбросаны по огромной территории. Все погибшие в авиакатастрофе в России (а это все пассажиры и члены экипажа) были гражданами РФ, их семьи получили компенсации от правительства.

Гибель вертолета Ми-26 в Чечне в 2002

В августе 2002 года произошла самая масштабная катастрофа в истории вооруженных сил РФ. Военно-транспортный вертолет был поражен ракетой из наземного комплекса «Игла». Число жертв увеличилось и за счет неудачного стечения обстоятельств. Вертолет был сильно перегружен, к тому же упал на минное поле.

В результате этой авиакатастрофы в России погибло 127 человек, из них 117 на месте, еще 10 - в больнице. ПЗРК по вертолету применили чеченские боевики. Один из них (тот, кто отдал приказ, и подготовил комплекс «Игла» к стрельбе) был осужден и отбывает пожизненное заключение.

Авиакатастрофа над Синайским полуостровом

Рассказ о последних авиакатастрофах в России никогда не проходит без упоминания страшной трагедии над Синайским полуостровом в 2015 году, хотя это произошло и не над РФ.

Чартерный рейс следовал по маршруту "Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург". Туристы возвращались с отдыха в Египте. Через 23 минуты после взлета связь пилотов с землей прервалась, самолет исчез с радаров, а в аэропорту Санкт-Петербурга родственники пассажиров уже ждали их прилета.

Позже выяснилось, что в хвосте самолета произошел взрыв. Происшествие квалифицировали как теракт. Практически сразу после катастрофы ответственность за трагедию взял на себя ИГИЛ.

На борту находились 192 взрослых и двадцать пять детей. Самому пожилому человеку на борту было 77 лет, а младшему - десять месяцев. Вскоре фотография самой маленькой пассажирки Дарины Громовой, сделанная за несколько часов до катастрофы, стала символом трагедии. Это фото опубликовали многие мировые СМИ.

Катастрофа Ту-154 под Сочи в 2016 году

Одна из шокирующих авиакатастроф последних лет в России - крушение борта, направлявшегося из Москвы в Латакию, на российскую военную базу Хмеймим в Сирии. Промежуточная дозаправка планировалась в Сочи.

Рейс пропал с радаров спустя две минуты после взлета из Сочи, а затем рухнул в Черное море. В этой катастрофе в России погибли практически все участники ансамбля Российской Армии, три группы журналистов и операторов федеральных каналов, директор департамента культуры, Елизавета Глинка, которая больше известна как Доктор Лиза. Борт направлялся в Сирию, чтобы дать новогодний концерт для российских военнослужащих, также самолетом везли медикаменты и провизию.

Над Синайским полуостровом 31 октября 2015 года, унёсшая жизни 224 человек, стала самой крупной по количеству жертв в истории отечественной авиации. До этого момента наиболее кровавой являлась катастрофа самолёта Ту-154 над Учкудуком, произошедшая 30 лет тому назад, 10 июля 1985 года.

Узбекский посёлок городского типа Учкудук, расположенный в центральной части пустыни Кызылкум, до 1979 года не просто был мало кому известен в СССР, а носил статус закрытого секретного стратегического объекта. В конце 1950-х годов геологи нашли в этих местах урановую руду, а затем и золото, после чего там был построен горно-металлургический комбинат, вокруг которого сначала возник посёлок городского типа, а затем и город, большинство жителей которого работали на комбинате.

Учкудук. Фото: Кадр youtube.com

В 1980 году Учкудук шагнул из неизвестности в песню. Хит «Учкудук — Три колодца», исполненный вокально-инструментальным ансамблем «Ялла», стал невероятно популярен в СССР.

О том, что пять лет спустя под Учкудуком произошла самая кровавая катастрофа в истории гражданской авиации СССР, знают гораздо меньше. В Советском Союзе о крупных происшествиях с человеческими жертвами писали мало и неохотно, и на заре перестройки этот принцип продолжал соблюдаться неукоснительно.

Ночной рейс

10 июля 1985 года самолёт Ту-154Б-2 Ташкентского объединённого авиаотряда Узбекского управления гражданской авиации должен был совершить регулярный рейс № 5143 по маршруту Карши - Уфа - Ленинград.

Стояла сильнейшая жара. Температура воздуха в аэропорту Карши в момент вылета лайнера в 23:00 по московскому времени равнялась 33 градусам Цельсия.

Город Карши. Фото: Commons.wikimedia.org

Рейс вылетал с четырёхчасовой задержкой, и пассажиры были сильно утомлены жарой и долгим ожиданием. Экипаж часы перед вылетом провёл в аналогичных некомфортных условиях.

Самолёт был переполнен: на борту находились 191 пассажир и 9 членов экипажа. Среди пассажиров было несколько десятков детей. По некоторым данным, всем пассажирам не хватило мест, и маленьких детей родителям пришлось посадить на колени. Тем не менее такие важнейшие показатели, как взлётная масса и центровка воздушного судна, не выходили за пределы эксплуатационных ограничений. Правда, эти показатели были в норме для обычных условий, а не для сильно перегретого воздуха с низкой плотностью, при котором работающие на номинальном режиме двигатели не могут обеспечить тяжёлому самолёту необходимого запаса тяги.

153 секунды падения

Тем не менее в 23:00 Ту-154 вылетел из аэропорта Карши и стал медленно набирать высоту. Примерно в 23:40 лайнер набрал высоту 11 600 метров, но вслед за этим внезапно стал снижаться. Экипаж успел доложить об отказе двигателей и попытках взять ситуацию под контроль. Несмотря на усилия лётчиков, самолёт стремительно терял высоту.

В 23:46 самолёт столкнулся с землёй в пустынной равнинной местности в 68 км северо-восточнее Учкудука. Ту-154 полностью разрушился и сгорел. Все 200 пассажиров и членов экипажа, находившиеся на его борту, погибли.

Расследование катастрофы показало, что на высоте 11 600 метров самолёт потерял скорость и свалился в плоский штопор. Состояние плоского штопора, то есть критический режим полёта, заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей, для Ту-154 означает неизбежную катастрофу. Выводить самолёт подобного типа из плоского штопора удавалось лишь лётчикам-испытателям на Ту-154, оборудованном специальным противоштопорным парашютом.

У рейса 5143 подобных средств не было. Последние 153 секунды Ту-154 падал, практически не имея надежд на спасение.

Вывод расследования: ошибка экипажа

Официальное заключение о катастрофе гласило, что её причиной стало сваливание самолёта в плоский штопор в полёте на высоте практического потолка с большой полётной массой при влиянии высокой нестандартной температуры наружного воздуха, малого запаса по углу атаки и тяги двигателей. Было отмечено, что экипаж Ту-154 допустил ряд отклонений от инструкций, потерял скорость и с пилотированием воздушного судна не справился.

Речевой самописец разбившегося самолёта был серьёзно повреждён, а вот прибор, фиксирующий технические параметры, сохранился значительно лучше.

Именно данные этого чёрного ящика показали, что Ту-154 во время набора высоты двигался со скоростью ниже рекомендованной руководством по лётной эксплуатации самолёта. На высоте 5300 метров лётчики включили автопилот, под управление которого и проходил дальнейший набор высоты.

Горизонтальная скорость постепенно снижалась, самолёт задирал нос, что угрожало сваливанием в штопор. На борту сработал прибор АУАСП, который предназначен для контроля текущего угла атаки и оповещения экипажа в случае выхода на близкий к критическому или критический угол атаки. После первой сработки экипаж не принял соответствующих мер, а затем по неустановленным причинам прибор АУАСП перестал подавать сигналы об опасной ситуации.

Полёт проходил ночью, и экипаж, по всей видимости, не до конца представлял себе, в насколько опасной ситуации оказался Ту-154.

Когда самолёт начало трясти, что означало, что он вот-вот может свалиться в штопор, лётчики приняли происходящее за помпаж — аварийный режим работы двигателя, вызванный внутренними турбулентными явлениями. В этой ситуации один из членов экипажа, скорее всего, бортинженер, для прекращения «помпажа» дважды переводил двигатели на малый газ, что усугубило ситуацию.

В итоге низкая скорость при очень большом угле атаки привела к сваливанию в плоский штопор, выхода из которого уже не было выхода.

Пилоты уснули в кабине от усталости?

Коллеги погибших лётчиков настаивали, что дело не только в ошибке экипажа. Они указывали на недостатки конструкции самого самолёта, а также на несоблюдение норм работы и отдыха пилотов. По их сведениям, экипаж перед полётом бодрствовал не менее 24 часов в тяжелейших условиях среднеазиатской жары. Согласно документам расследования, экипаж, назначенный на рейс № 5143, прибыл из Ташкента тем же самолётом рейсом У-175 в 18:18, следуя в пассажирском салоне в качестве служебных пассажиров; об их предрейсовом отдыхе в Ташкенте официальных данных не имеется.

Поскольку речевой самописец был серьёзно повреждён, информации о том, что происходило в кабине пилотов, нет. Есть предположение, что измученный жарой экипаж после включения автопилота просто заснул, а проснувшись, не разобрался в ситуации. В результате при выходе на углы атаки 20-25 градусов произошло самовыключение двигателей Ту-154, о котором успел сообщить диспетчеру командир лайнера.

Последнее сообщение с борта Ту-154 гласило: «Беспорядочное вращение самолёта. Предпринимаю меры». Предотвратить трагедию к этому моменту уже не было никакой возможности.