Саморазвитие и личностный рост в жизни человека. Личностный рост

Дина Михайловна Рамендик, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Личность формируется на основе врожденных биологических предпосылок и приобретенного в процессе жизни социального опыта, а также активной предметной деятельности. Личность относительно устойчива, но, одновременно, она изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.

Поскольку и биологические предпосылки, и индивидуальный опыт неповторимы, каждая личность также индивидуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека. Однако имеются и общие закономерности, позволяющие исследовать, понимать и частично изменять личность.

В структуре личности можно выделить три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости:

1) Познавательная составляющая - включает представления человека о себе, других и мире; зрелая здоровая личность отличается тем, что:

оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободные выборы и несущего за них ответственность;

воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности;

воспринимает мир как постоянно изменяющееся, а потому всегда новое и интересное пространство для реализации своих возможностей.

2) Эмоциональная составляющая зрелой здоровой личности включает:

способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения, т. е. уверенность в том, что мир действительно таков, каким представляется и сам человек способен принимать и осуществлять правильные решения;

принятие себя и других, искренний интерес к другим людям;

заинтересованность в восприятии мира, прежде всего - его позитивных сторон;

способность переживать сильные положительные и отрицательные эмоции, соответствующие реальной ситуации.

3) Поведенческая составляющая состоит из действий по отношению к себе, другим людям и миру. У зрелой здоровой личности:

действия направлены на самопознание, саморазвитие, самореализацию;

по отношению к другим поведение основано на доброжелательности и уважении их личности;

по отношению к миру поведение направлено на преумножение, а иногда и восстановление его ресурсов за счет своей творческой деятельности в процессе самореализации и бережное обращение с уже имеющимися.

В строении личности можно выделить четыре уровня:

Низший уровень составляет биологическая основа, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства нервной системы и темперамент. Этот уровень почти не поддается сознательной саморегуляции и тренировке.

Следующий уровень организации личности включает индивидуальные особенности психологических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, эмоций, способностей. Этот уровень зависит как от врожденных факторов, так и от индивидуального опыта, от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Третий уровень личности составляет ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Они имеют социальный характер, формируются в процессе общения, совместной деятельности, обучения и, соответственно, могут быть изменены с помощью целенаправленной тренировки.

Высший уровень личности, внутренний стержень, составляют ее ценностные ориентации. Самое простое определение ценностных ориентации - идеальные представленияо хорошем. В более общем смысле ценностные ориентации - это основания для субъективной (внутренней, своей собственной) оценки действительности, способ разделения объектов по субъективной значимости. Всякая вещь или явление приобретают личностный смысл постольку, поскольку соответствуют или не соответствуют потребностям и ценностям конкретного человека.

Ценностные ориентации определяют общий подход человека к миру и самому себе, придают смысл и направление общественной позиции личности. Устойчивая и непротиворечивая их структура обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении целей. Очевидно, что ценностные ориентации независимой личности могут не совпадать с некоторыми из ценностей, существующих в общественном сознании.

Противоречивость в системе ценностей порождает непоследовательность в суждениях и поведении. Неразвитость, неопределенность ценностных ориентации являются признаками инфантилизма, господства внешних стимулов над внутренними побуждениями в структуре личности. Таким личностям относительно легко внушить все, что угодно, и их легко склонить к какому угодно поведению под видом личной или общественной пользы.

Ценностные ориентации оказывают влияние на устойчивую систему влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов и взглядов, а также на убеждения человека, его мировоззрение, самооценку и особенности характера. Ценностные ориентации формируются на основании всего жизненного опыта человека, но осознаются только частично. Их целенаправленная коррекция возможна в результате серьезного тренинга и влечет за собой перестройку всей личности.

В обществе поведение человека развертывается не стихийно, а в рамках социальных ролей. Роли - это устойчивые места в системе отношений с другими людьми (например: студент, преподаватель, жена, покупатель и т. д.). Представления о внешних проявлениях ролей основаны на социально-культурных нормах, ограничениях и ожиданиях. Иначе говоря, в соответствии с социальными нормами, принятыми в данной культуре, каждый человек, находящийся в какой-либо роли, получает определенные права, на него накладываются некоторые ограничения и от него ожидают определенного поведения. Например, врач в своем кабинете может просить пациента откровенно рассказывать о себе, раздеваться и т. п. При этом он должен носить белый халат и вести себя корректно. От него ожидаются внимание к пациенту и достаточно высокий уровень профессиональных знаний. Этот же человек после работы, зайдя в магазин, оказывается в роли покупателя с совершенно другими правами, ограничениями и ожиданиями.

Человек может принять роли и соответствовать ожиданиям, а может и не принять их - из принципа (подростки), по незнанию или из-за особенностей характера. Соответствия ролевым ожиданиям и умение принять роль другого составляют основу бесконфликтности и социальной адаптации человека. Умение взять на себя полезную роль и успешно сопротивляться навязыванию ненужной роли являются важными социальными навыками, которые могут быть выработаны в процессе тренинга.

Хотя личность представляет собой нечто целостное, в разных жизненных ситуациях проявляются различные ее черты. Черта - это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различных обстоятельствах. Черта личности - это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные особенности поведения человека. Например, застенчивый человек или с лидерскими наклонностями смогут проявить эти черты, только находясь в обществе других людей, но будут обнаруживать их всегда, когда это возможно. Человек не является пассивным «носителем»тех или иных черт, он не просто реагирует определенным, присущим ему образом на ситуацию, скорее наоборот, ситуации, в которых человек оказывается чаще всего, - это, как правило, те самые ситуации, в которые он активно стремится попасть (хотя, возможно, и не осознает этого). Например, общительный человек ищет общения и находит его, а человек, склонный к риску, попадает в «неожиданные» приключения. Черты личности «выстраивают» действия индивидуума.

Каждая черта личности лишь относительно независима от остальных. Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой. Один и тот же человек может обладать противоречивыми чертами, которые проявляются в разных ситуациях. Например, человек может быть добрым, мягким и тактичным с близкими, но жестким и грубым с другими людьми.

В поведении человека, в его отношениях с другими определенные, наиболее существенные и устойчивые черты его личности всегда выходят на первый план. Эти наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные качества личности называют характером. Характер отчетливо проявляется в различных видах деятельности, определяется и формируется в течение всей жизни человека.

Характер взрослого человека весьма устойчив. Существенно изменить его с помощью тренинга трудно. Но человека можно научить, во-первых - осознать черты своего характера, во-вторых - анализировать ситуацию и проявлять или сдерживать его определенные черты, т. е. сделать поведение более адаптивным.

Выраженность у человека тех или иных черт личности проявляется не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Наличие у человека профессионально важных качеств во многом определяют его успешность и удовлетворенность своей профессией.

Для того чтобы в обыденной жизни понять характер человека, а тем более личность в целом, нужно очень длительное время наблюдать за ним в различных ситуациях («съесть с ним пуд соли»). Для того чтобы существенноускорить этот процесс, созданы разнообразные методы исследования личности. Личность можно описать путем измерения ее индивидуальных черт, с использованием разнообразных источников информации: наблюдений, бесед, анализа дневников и писем и т. п. Но наиболее удобным (как с технической, так и с этической точек зрения), является метод психологического тестирования. Тест представляет собой набор вопросов или простых заданий (например, нарисовать дерево). Ответы на вопросы и результаты выполнения заданий обрабатываются по строго определенным правилам и дают представление о выраженности у человека тех черт личности, на которые направлен тест. Профессиональные психологические тесты (в отличие от некоторых популярных подделок) могут дать много полезной информации.

Это совокупность признаков, принципов, особенностей и способностей, определяющих уровень полезности системы и успешности ее взаимодействия в различных областях

Они являются частью характера человека, неким подмножеством особенностей, позволяющих наиболее эффективно реагировать на определенные воздействия, действовать и успешно достигать целей в определенной предметной области. Подробнее о характере и особенностях написано в методе Определение характера и темперамента .

Наличие определенных личных качеств является важнейшим признаком успешности, а их развитие – основным способом ее повышения. Рассмотрим подробнее основные качества успешного человека и методы их развития.

Интеллект

Это сложная модель поведения системы, использующая сознание, предсознание и подсознание для организации, управления, контроля и планирования деятельности , сохранения и использования воспринятой и синтезированной информации в памяти, личного развития и реализации предназначения , ограничиваясь совестью.

Позволяет определять действия и ресурсы на основе личного опыта и сгенерированных идей и объединять их в план для достижения целей.

При низком уровне развития интеллекта человек не способен заниматься полезной деятельностью, не может ее организовать, контролировать и управлять ею. Также не способен осознанно ставить цели, составлять план их достижения, преодолевать препятствия и действовать в их направлении.

При высоком уровне развития интеллекта человек полностью управляет своей жизнью, определяет оптимальные пути развития и достижения целей, осознает себя , занимается творчеством и непрерывно самореализуется.

Повышает успешность за счет определения оптимального пути достижения целей и наилучших способов преодоления препятствий.

Развивается с помощью накопления опыта и улучшения таких способностей как самосознание, постановка целей , планирование , воображение и т.п.

Подробнее это качество рассмотрено в методе Генерация полезных идей и .

Самодисциплина

Это способность начинать и завершать выполнение действий, получать ожидаемые результаты и достигать поставленных целей независимо от возникающих препятствий.

Препятствиями могут быть проблемы, потребности, вредные воздействия, лень, страх, отсутствие мотива или стимула и т.п. Причем подавляющее большинство из них являются внутренними.

Требует наличия воли для того, чтобы начать действовать, упорства для доведения дел до конца и целеустремленности для концентрации только на делах, приближающих к цели.

Воля

Это способность сознательно начинать выполнение действий, управлять ими и организовывать их для достижения целей.

Проявляется в начале выполнения действий для преодоления инертности и при возникновении препятствий.

Позволяет стать независимым от мнения и манипулирования других людей, а действовать только на основе личных решений, т.е. избавиться от реактивности при взаимодействии и стать более проактивным.

Быстрота принятия и реализации решений зависит от силы воли , на которую влияет самодисциплина, самостоятельность, решительность, самоуверенность и мужество. Чем лучше развиты эти качества, тем больше сила воли.

При низком уровне развития воли человек не начинает действовать самостоятельно, а только реагирует на внешние воздействия. Не может преодолевать препятствия, а просто прекращает достижение цели или переключается на другую цель.

При высоком уровне развития воли человек действует только на основе личного опыта и целей. Он мгновенно начинает действовать при принятии решения о достижении цели или при появлении препятствий на пути к ней.

Повышает успешность за счет преодоления все более трудных препятствий, выполнения все более сложных дел и достижения все более полезных целей.

Развивается аналогично самодисциплине – с помощью прогрессивного усложнения выполняемых действий и достигаемых целей.

Упорство

Это способность продолжать и завершать выполнение начатых действий для достижения поставленной цели независимо от возникающих препятствий.

Часто используется при поражениях, когда нужно «встать на ноги» и продолжать двигаться к цели.

Проявление упорства, завершение всех дел и успешное достижение целей повышает мотивацию и уверенность в себе.

При низком упорстве человек завершает мало дел, причем только те, при выполнении которых не было препятствий. Если будет хоть что-то мешать, то человек сразу откажется от его выполнения или переключится на другое дело.

При высоком упорстве человек завершает все дела, получает необходимые результаты и преодолевает с помощью воли любые препятствия на пути к цели.

Повышает успешность за счет завершения всех запланированных дел, получения ожидаемых результатов и достижения всех поставленных целей.

Развивается также с помощью пошагового усложнения выполняемых действий и достигаемых целей.

Целеустремленность

Это способность концентрироваться только на достижении текущей цели, не отвлекаясь на неважные дела, не поддаваясь лени и спонтанным желаниям.

При низкой целеустремленности человек часто отвлекается от текущего дела и целей, начинает выполнять другие дела, не связанные с текущей целью. Это значительно увеличивает срок и расходы на достижение цели.

При высокой целеустремленности человек выполняет только те дела, которые приближают к цели, и тратит личные ресурсы только на такие дела.

Повышает успешность за счет постановки и успешного достижения все более сложных целей, концентрации только на самых важных из них и минимизации затрат и времени на дела, не относящихся к цели – поглотителей времени.

Развивается с помощью сознательной концентрации на запланированном деле и постепенном увеличении продолжительности этой концентрации. Например, сначала можно концентрироваться только на текущем деле в течение 10-ти минут, затем 15, 20, 25… А затем делается эффективный перерыв на 5-10 минут для быстрого восстановления сил.

При этом важно найти оптимальное соотношение между концентрацией на деле и отдыхом, чтобы сохранить максимальную эффективность, не переутомиться и не перегореть.

Интенсивность

Это способность в течение определенного периода концентрироваться на одной цели и прикладывать максимум усилий для ее скорейшего достижения.

Позволяет ускорить процесс достижения цели, но требует большей затраты ресурсов в единицу времени, что обычно является оправданной мерой для более быстрого получения результатов.

Предотвращает ведение деятельности в расслабленном, спокойном состоянии, ради получения удовольствия от процесса, которое значительно замедляет достижение целей и увеличивает затраты.

При низкой интенсивности человек может действовать очень медленно, часто делать перерывы, тратить ресурсы без пользы для текущих целей, что ухудшает состояние и значительно увеличивает срок достижения цели.

При высокой интенсивности человек выполняет действия на максимальной для себя скорости и с оптимальной тратой личных ресурсов. Делает минимум перерывов только для отдыха и восстановления сил, а не отвлекается на другие, бесполезные дела.

Повышает успешность за счет более быстрого достижения целей, хотя и с большими, но окупаемыми, затратами.

Развивается с помощью прогрессивного увеличения периода концентрации и максимального приложения усилий на одну цель.

Уверенность

Это состояние системы, в котором у нее есть знания о своей ответной реакции и реакции другой системы при оказании определенного воздействия.

Появляется при развитии и осознании как результат получения истинных знаний о себе, своих действиях и их последствиях. Минимизирует неопределенность, стресс, страхи и риски.

Необходима для понимания результатов, которые будут получены при выполнении определенных действий и оказании воздействия на себя или окружающую среду. Помогает сделать первый шаг к цели, снижает риск вредного воздействия и последствий, которые могут ухудшить состояние.

Уверенность в себе проявляется в речи, внешнем виде, одежде, походке, физическом состоянии.

При низкой уверенности человек может тратить много времени на определение безопасного и полезного воздействия, которое он может оказать на себя или другие системы, чтобы достичь определенной цели. При этом высока вероятность нанесения вреда, что может ухудшить состояния и отношения с другими системами.

При высокой уверенности человек может быстро определить необходимое воздействие, которое гарантированно приведет к необходимым последствиям и даст ожидаемые результаты. При этом риск нанесения вреда и ухудшения отношений будет минимальным.

Повышает успешность за счет точного определения, какое воздействие будет полезным, а какое вредным, что помогает воле сделать первый шаг к цели, который часто бывает самым трудным, т.к. нужно преодолеть свою инертность и внутренние препятствия.

Развивается с помощью осознания себя и окружающей среды, своих способностей, позитивного отношения к себе, веры, что при выполнении правильных действий обязательно достигнешь успеха.

Организованность

Это способность упорядочивать личную деятельность и определять важность целей и дел для повышения вероятности успеха и минимизации затрат.

Проявляется при появлении большого количества неупорядоченных, хаотичных дел, выполнение которых может быть неэффективным из-за траты ресурсов на менее важные дела. Такие дела подробно описываются, определяются связи между ними, определяется их важность и полезность для самореализации и достижения цели жизни .

Главными средствами для организации являются планирование и систематизация своей деятельности. Для этого можно применять различные системы списков, папок, категорий и т.п. Также можно делегировать выполнение важных дел более компетентным специалистам. Подробнее инструменты для организации описаны в методе Организация личных целей и дел . Также вы можете прямо сейчас начать пользоваться мощным, бесплатным онлайн органайзером .

При низкой организованности человек имеет много дел, полезность и зависимость которых ему неизвестна. Он принимает решения хаотично, обычно в зависимости от настроения и желания выполнить наиболее интересное, но не обязательно полезное дело.

При высокой организованности у человека все важные цели и дела подробно описаны, структурированы и организованы в единую систему. С ее помощью он может быстро находить нужную информацию и принимать правильные решения в зависимости от текущих условий и имеющихся ресурсов. Но эта система требует траты дополнительных ресурсов для ее создания и актуализации информации в ней.

Повышает успешность за счет ясного представления того, что нужно сделать для достижения цели, и быстрого получения необходимой информации для принятия решений и выполнения действий.

Развивается с помощью прогрессивного усложнения системы организации деятельности для самореализации и непрерывной актуализации информации в ней. Этому способствует развитие целеустремленности и самодисциплины.

Мужество

Это способность сохранять текущее состояние или улучшать его при возникновении опасности или страха, препятствующих выполнению действий и достижению поставленной цели.

Страх – хороший помощник для определения правильности принимаемого решения. Чем больше человек боится что-то сделать и это точно не принесет вреда, тем это дело полезнее для его самореализации. Тогда нужно мужественно сделать первый шаг, который обычно является самым трудным, а дальше все пойдет как «по маслу».

При низком мужестве человек может полностью прекращать действовать при возникновении страха, даже если его причина не нанесет вреда. При этом он может переключиться на другие, менее полезные цели, отказавшись от тех, которые вызывают страх, но способных принести больше пользы (организовать компанию, занять более высокую должность, построить дом и т.п.)

При высоком мужестве человек преодолевает любой страх, и при его возникновении начинает и завершает все дела для достижения цели. При этом, чем сильнее страх, тем больше энергии он дает для выполнения действий.

Повышает успешность за счет преодоления все более сильных страхов, возникающих при достижении все более сложных, великих и полезных целей.

Развивается с помощью осознания источников страха, определения их вредности, путей ее минимизации и пошагового увеличения сложности выполняемых действий и достигаемых целей, которые вызывают страх.

Решение проблем

Это способность приобретать недостающие ресурсы для выполнения определенных действий и преодолевать препятствия для достижения целей.

Воображение

Это способность создавать мысленные образы в сознании независимо от окружающей среды, комбинировать их с реальными объектами, моделировать их взаимодействие и определять возможные последствия.

Используется для генерации оригинальных идей, которые могут быть реализованы в виде материальных (новый дом, машина, инструмент...) или идеальных (знания, теории, процессы, методы...) объектов.

Применяется системой в творческой деятельности для создания новых, уникальных объектов, используемых ею самой или окружающей средой и улучшающих состояние системы, среды или надсистемы.

При низком воображении человек использует только ту информацию, которую воспринял извне: увидел, услышал, попробовал. Это позволяет использовать в своей деятельности только то, что уже существует.

При высоком воображении человек непрерывно формирует мысленные образы новых и существующих систем, соединяет их вместе, моделирует их взаимодействие и оценивает полезность последствий этого. Если образ оценивается как полезный, то человек может реализовать его в реальном мире, создав что-то новое, улучшив существующее или уничтожив вредное.

Повышает успешность за счет определения новых возможных состояний, оригинальных путей достижения целей и преодоления препятствий.

Развивается с помощью накопления знаний о существующих системах, расширения парадигмы и прогрессивном усложнении формируемых мысленных образов реальных и возможных систем.

Генерация идей

Это способность с помощью воображения формировать новые идеи на основе личного опыта и уже имеющихся идей.

При низкой способности генерировать идеи человек использует только шаблоны и проверенные способы для достижения целей. Может использовать технологии, которые кто-то изобрел, но плохо адаптирует их к своей деятельности, поэтому они приносят мало пользы.

При высокой способности генерировать идеи человек легко придумывает и реализует новые, уникальные объекты, изобретает новые инструменты и методы. Разрабатывает новые и улучшает существующие технологии и внедряет их в свою деятельность, что позволяет успешнее и эффективнее достигать личных целей.

Повышает успешность за счет определения оригинальных путей к целям, использования новых технологий и создания уникальных объектов, которые могут дать преимущество или будут использованы как личные ресурсы.

Развивается с помощью накопления опыта, непрерывного поиска более подходящих способов выполнения действий и достижения целей, разработки и внедрения более сложных и полезных технологий, инструментов и методов. Этому способствует улучшение воображения.

Креативность

Это совокупность способностей системы, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные идеи и использовать ранее не применяемые средства для преодоления препятствий и достижения целей.

Позволяет находить оригинальные средства для выполнения определенных действий, которые еще никто не пробовал использовать.

Может привести как к понижению, так и к повышению затрат на достижение цели, но, как правило, скорость выполнения действий значительно увеличивается при применении оригинального средства.

Является основным средством для творческой деятельности, создания чего-то нового, уникального и улучшения окружающей среды.

При низкой креативности человек может выполнять действия только на основе известных решений, использует только проверенные технологии и никогда не применяет что-то новое.

При высокой креативности человек старается для каждого нового дела, новой цели найти более подходящий путь, чем тот, что известен. Он генерирует много идей для определения наилучших способов достижения успеха. Непрерывно ищет, создает и внедряет новые технологии в свою деятельность.

Повышает успешность за счет создания новых, уникальных систем, которые могут дать преимущества, достижения целей оригинальным, нешаблонным путем, который может быть менее затратным и более быстрым, чем известные.

Развивается с помощью постоянного поиска новых способов и средств выполнения действий и прогрессивного усложнения целей, достигаемых оригинальным способом, а не шаблонным. Этому способствует улучшение воображения и способности генерировать идеи.

Самосознание

Это способность анализировать и оценивать свое текущее состояние, мыслительные процессы в сознании и .

Позволяет сравнить текущее состояние с желаемым, определить разницу и с помощью интеллекта определить действия для перехода в него.

Также помогает определить внутренние мотивы, дающие энергию для начала и завершения выполнения действий.

При низком самосознании человек для принятия решения использует только внешнюю информацию. Он очень восприимчив к мнению других людей, не учитывает свои мысли и эмоции.

При высоком самосознании человек принимает решения только на основе личных мыслей, . Четко представляет, чего хочет, какой цели достичь и легко определяет то, чего ему для этого не хватает.

Повышает успешность за счет определения разницы между текущим и целевым состояниями, использования внутренних мотивов, мыслей и эмоций.

Развивается с помощью периодической концентрации на мыслях и эмоциях, определения их сути, причин и последствий и прогрессивном усложнении достигаемых целей, имеющих все большую разницу с текущим состоянием.

Это наиболее значимые качества успешного человека, развитие которых позволяет успешно достигать любых поставленных целей.

Причем многие из качеств связаны друг с другом и развитие одних улучшает другие. Например, воля, упорство и целеустремленность улучшают самодисциплину, а мужество и уверенность – решительность.

Развитие этих качеств и навыков позволяет подсознательно, автоматически взаимодействовать, быстро и адекватно реагировать на внешние воздействия и корректировать свою деятельность в зависимости от новых возможностей.

Рассмотрим более подробно, как можно развивать любое из качеств, чтобы оно как можно больше влияло на жизнь и помогало достигать успехов.

Метод развития личных качеств

Для успешной самореализации необходим достаточно высокий уровень развития личных качеств. Можно улучшать одновременно несколько качеств. А лучше выбирать те качества, которые наиболее полезны для достижения текущих целей, и концентрироваться только на их улучшении.

Все эти качества являются врожденными – они есть у каждого человека. Но изначально они находятся в пассивном состоянии и практически не влияют на деятельность. Для того чтобы они приносили больше пользы при достижении целей, их нужно непрерывно развивать.

Главное при развитии качеств – это понимание того, что они не могут мгновенно улучшиться. Их следует развивать прогрессивно и регулярно в зависимости от текущих целей. А при прекращении развития они будут ухудшаться, деградировать.

Улучшение любого качества основано на постепенном, пошаговом усложнении действий, которые выполняются с его применением. Для развития качеств можно применять следующий метод:

1. Нужно выбрать качество и узнать о нем, как можно больше, чтобы появилось его четкое понимание: его определение, как оно проявляется, что происходит с состоянием, как реагируешь на внешние воздействия, как влияешь на окружающую среду и т.п. Для этого можно воспользоваться их описанием в этой главе и поискать дополнительную информацию в Интернете.

Например, интенсивность - это способность концентрироваться на конкретной цели и прикладывать максимум усилий для ее скорейшего достижения. Позволяет ускорить процесс достижения цели, но требует больших затрат, что обычно является оправданной мерой за более быстрое получение результатов. Предотвращает ведение деятельности в расслабленном состоянии, ради получения удовольствия от процесса, которое значительно замедляет достижение целей и увеличивает затраты.

2. Описать идеальный уровень развития этого качества на 10 баллов из 10: каким может быть это качество лично для меня, каким будет мое поведение, в каких ситуациях его можно использовать…

Например, применять при выполнении любых дел. Действовать максимально быстро, не отвлекаться на посторонние дела. Иметь поддерживающую среду. Уделять немного времени на анализ дел, выяснять поможет ли оно достичь цели. Если появится намерение его выполнить, то решительно приступать к нему. Устанавливать сроки на выполнение дела. Заранее определять награду за его завершение в срок.

3. Определить текущий уровень развития этого качества по шкале от 1 до 10. Для этого достаточно спросить себя: «Насколько я доволен этим качеством в себе по шкале от 1 до 10» и прислушаться к возникающим эмоциям, они подскажут субъективный, но самый точный ответ.

Например, 4

4. Описать несколько простых шагов , действий, которые можно выполнить для развития этого качества на 1 балл. Описать, что конкретно можно делать, в каких ситуациях, что для этого использовать и т.п., чтобы качество немного улучшилось. При этом достаточно основываться на личном опыте и своем представлении об этом качестве в идеальном виде.

Например, перед началом выполнения дела определять его срок и награду. Организовывать поддерживающую среду, чтобы ничего не мешало его делать.

5. Затем описать шаги для развития качества еще на 1 балл, и еще на 1, и еще… И так дойти до таких шагов, которые улучшат качество до 10 баллов из 10, т.е. до идеального уровня.

Например, выполнять фактические действия с максимальной скоростью (быстро ходить, быстро печатать, быстро говорить и т.п.). Немного времени тратить на анализ дела, отвечать на вопрос «Зачем его делать?». Сразу выполнять дела, которые нужны для достижения целей и которые сам хочешь выполнить. Делегировать нужные дела, но которые не хочется выполнять. Решительно действовать, чтобы не упускать возможностей.

6. Выбрать шаги, с которых можно начать развитие качества в ближайшее время и начать выполнять эти шаги.

Например, устанавливать сроки и награды, организовывать поддерживающую среду и не отвлекаться на посторонние дела.

7. Периодически повторять этот метод и актуализировать свои ответы.


Этот метод нужно выполнить для каждого качества, которое полезно развивать в ближайшее время для текущих целей. Можно составить список качеств, нарисовать шкалу рядом и отметить на ней текущий уровень этого качества. Например, так:

Периодически, например, раз в неделю, можно актуализировать этот список, отмечать текущий уровень развития и анализировать динамику изменений. Можно выбирать то качество, которое стало самым приоритетным и выполнять те действия, которые помогут улучшить именно его.

Это поможет определить, каких качеств сейчас больше всего не хватает или какие нужно улучшить для достижения текущих целей.

Можно повесить этот список в нескольких видных местах, регулярно просматривать его, вспоминать те шаги, которые решено было выполнить первыми для их улучшения и выполнять их при подходящих условиях.

Уважаемый гость, Это Самая Ценная Часть Метода!!!

Чтобы ее прочитать, РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ об этой странице.
Нажмите на одну из кнопок соц.сетей и добавьте пост на свою страницу.
Для получения подсказки как это сделать, наведите курсор на знак вопроса под кнопками

Сразу после этого под этими кнопками откроется ПОТРЯСАЮЩИЙ ТЕКСТ !

С течением времени взгляды людей меняются, связано это с разными причинами, основной из которых является личностный рост. Это он заставляет переосмысливать жизненный опыт, находить более удачные выходы из проблемных ситуаций и выигрывать там, куда раньше и не зашли бы.

Что такое личностный рост?

Исходя из заманчивых приглашений на тренинги, можно подумать, что личностный рост – это волшебная техника, которая поможет достигать желаемого без особых усилий. Такое определение в корне неверно, трудиться придется очень напряженно. Личностный рост подразумевает работу над своими недостатками, чтобы улучшить собственные показатели относительно предыдущего периода. Это всестороннее развитие человека, победа над страхами и расширение горизонтов, которое способствует в любом деле.

Психология личностного роста

Само понятие личностного роста не подразумевает приятной увеселительной прогулки. Это трудоемкий процесс, а зачастую и неприятный. Его начало может быть связано с завистью, которую потом придется устранять, поэтому в психологии всегда рассматривается, как серьезное испытание, при прохождении через которое может потребоваться помощь. Во время него есть шанс увлечься самобичеванием. В результате появляется стремительная деградация и потеря веры в собственные силы.

Для чего нужен личностный рост?

Прежде чем начать движение в этом направлении, нужно понять, в чем польза личностного роста. Многие поколения наших предков ни о чем таком не думали, растили детей и были счастливы, а современные люди постоянно усложняют свою жизнь. Рассмотрим, что толкает их на этот шаг.

  1. Остановок нет . Можно или двигаться вперед, или катиться вниз. Связано это и с утратой навыков из-за их неиспользования, и с развитием окружающей среды. Даже для поддержания своего уровня придется трудиться.
  2. Цели и мечты . Чтобы достичь успеха необходимо постоянно учиться, приобретать новые профессиональные навыки и оттачивать .
  3. Жизнь . Существование без самосовершенствования возможно, если загрузить себя тяжелой работой и неподъемными обязательствами. Только в момент отдыха будут проскакивать мысли об упущенных возможностях, которые в конечном итоге приведут к затяжной депрессии.

Признаки остановки личностного роста

  1. Неумение принимать новое . Человек старается окружать себя только привычными вещами (книги, музыка, фильмы), не пуская в свою жизнь новых знакомств и идей.
  2. Непринятие себя . Попытка самообмана, желание подстроиться под чужие ориентиры.
  3. Отсутствие гармонии . Нет умения соответствовать среде проживания и попыток как-то ее изменить.
  4. Отсутствие гибкости . Способность действовать только по выверенным шаблонам, малейшее отступление видится невозможным.
  5. Внутриличностный конфликт . Есть несоответствие реального положения своему идеальному «Я».
  6. Нет ответственности за свою жизнь . За наступивший кризис личностного роста несут вину другие люди и неблагоприятные обстоятельства, а не сам человек.
  7. Неадекватная оценка себя . Люди впадают в самобичевание или возносят себя над другими. Для любой из реакций хватит самой незначительной причины.

С чего начать личностный рост?

Тренировки любого рода начинаются постепенно, чтобы не перегрузить организм слишком большим напряжением. Личностный рост и саморазвитие не будут исключением, прежде чем взяться за обучение, нужно хотя бы понять, что планируется изучать. Начинать рекомендуется со следующих последовательных действий.

  1. Понимание . Если нет осознания необходимости дальнейшего развития, но ни одно хитрое упражнение или умная книга не поможет.
  2. Свое мнение . Ошибаются даже признанные авторитеты, поэтому все суждения желательно рассматривать через призму собственного опыта и разума.
  3. Фронт работ . Необходимо без скромности и сожаления определить свои сильные стороны и черты, которые требуется улучшить. Сюда относится и личная привлекательность.
  4. План . На следующем этапе нужно наметить способы работы на своими недостатками.

Личностный рост: мотивация

Без желания ничего не получится, и в процессе самосовершенствования его наличие тоже необходимо. Мотивация, как условие личностного роста, разделяется на следующие виды.

  1. Самоутверждение . Желание выглядеть лучше перед близкими людьми, и статус.
  2. Подражание . Стремление быть похожим на успешного человека.
  3. Власть . Получение удовольствия от управления другими людьми толкает на улучшение своих навыков в этой области.
  4. Работа ради работы . Удовлетворение от выполнения своих обязанностей, человек увлечен своей деятельностью.
  5. Саморазвитие . Покорение каждого этапа может приносить радость, это ощущение и является мотивацией к дальнейшему движению.
  6. Совершенство . Желание достигнуть высот в определенной сфере.
  7. Компания . Потребность стать частью какой-то компании, увлеченной тем же процессом.

Способы личностного роста

Перейти на новый уровень развития можно при помощи нескольких подходов. Некоторые основаны на личном упорстве, другие способы предполагают помощь специалистов. Принято выделять следующие методы личностного роста.

  1. Литература . Нужно выбрать и изучить лучшие книги по личностному росту. Метод отличается невысокой скоростью продвижения. Придется самостоятельно разбираться со всеми тонкостями, выискивая правильные шаги среди множества противоречивой информации.
  2. Комплексный подход . В этом случае используются следующие инструменты личностного роста: книги, видеоуроки, консультации психологов. Эффективность выше, чем у предыдущего подхода. На высокую скорость рассчитывать не приходится, так как объективно оценивать результат будет сложно.
  3. Тренинги и курсы . При наличии опытных тренеров можно быстро получить результаты, вся информация будет структурирована и подробно пояснена. Есть опасность попасть под влияние мошенников.
  4. Личный тренер . По результативности этот подход оптимален, но он и самый дорогой. В этом случае подход будет индивидуальным, чтобы создать сбалансированную модель обучения.

Упражнения для личностного роста

  1. В чем повезло . Желательно выполнять в паре. Сначала пара по очереди рассказывает о положительных моментах в своей жизни. Затем нужно обсудить полученные впечатления.
  2. Ступеньки . Для этой техники личностного роста нужно нарисовать лестницу с 10 ступенями и обозначить свое положение на ней. Заниженной самооценке соответствует 1-4 ступенька, нормальной – 5-7, а завышенной – от 8 ступени.
  3. Воскресный вечер . Необходимо найти время для себя, о котором будут знать все близкие. В эти несколько часов предоставляется абсолютная свобода действий без каких-либо обязательств. Это нужно, чтобы вспомнить о своих интересах, которые часто забываются под гнетом долга.

Книги по личностному росту

Без изучения литературы вырасти над собой не выйдет. Хороший результат помогут достичь следующие книги для личностного роста и развития.

  1. Д. Эйкафф. «Начни» . Рассказывает о сложности выделиться из толпы и плюсах такого поступка.
  2. Д. Рон. «Сезонность Жизни» . Поможет разобраться с внутренними противоречиями.
  3. А. Лакейн «Искусство планировать» . Расскажет об эффективном планировании своей жизни, это очень полезно во время личностного роста.
  4. Б. Трейси «Выйди из зоны комфорта» . В книге описаны способы выхода из сложных ситуаций, связанных с непривычными решениями.
  5. К. Макгонигал. «Сила воли» . Поможет стать духовно сильнее, все советы имеют научное подтверждение.

Опасность тренингов для личностного роста

Чуть выше было сказано, что такие занятия способны существенно ускорить процесс. Но есть и немало примеров, как тренинги личностного роста калечат психику. Такой результат происходит, если люди попадают к мошенникам, которые готовы применять самые низкие способы для получения прибыли. После подобных уроков люди выходят с уверенностью в собственной ничтожности, преодолеть которую поможет только новый курс.

Вред тренингов личного роста не всегда связан с преступной деятельностью. Дело в том, что развитие возможно только при отсутствии серьезных нарушений. Если человек находится в депрессии, то такие занятия способны только усугубить его состояние. В этом случае сначала необходимо избавиться от нездорового состояния, а потом заниматься самосовершенствованием.

Вам когда-нибудь приходили мысли о том, что все люди, имея схожее строение тела и единое происхождение, все-таки отличаются друг от друга? Что же составляет это различие? Ни один человек не может иметь с кем-то одинаковый жизненный опыт, одинаковое мышление и мироощущение. Каждый в своем роде уникален.

Существует что-то, что лежит между человечеством и личностью – это индивидуальность . Она проявляется в мыслях, взглядах и поведении, помогает выделяться из толпы. Именно за отличительные черты характера люди и ценят друг друга. Самосовершенствование играет важную роль, как в профессиональной сфере, так и в частной жизни. Человек должен обладать особой энергетикой, чтобы привлечь к себе чье-то внимание. Личностный рост делает более дисциплинированными и пунктуальными, учит уважать окружающих, правильно вести себя в обществе.

1. «Думай и богатей» («Think and Grow Rich»)


«Думай и богатей» - книга Наполеона Хилла, мотивирующая к самосовершенствованию . Она посвящена тому, как обогатить жизнь (не материально!). Книга поможет добиться успеха во всех направлениях работы, которую вы уже выполняете или хотите начать делать. «» способствует обретению уверенности, контролю своих мыслей и эмоций, что помогает следовать мечтам и добиваться поставленных целей.

2. «Как ты думаешь» («As you think»)


«», книга, написанная Джеймсом Алленом, является одним из лучших в своем роде изданий, направленных на развитие личности. Это чрезвычайно небольшая по объему книга, действительно стоящая прочтения. Произведение Джеймса Аллена повествует о силе каждодневного размышления. Книга является прекрасным руководством к успеху и содержит семь принципов достижения благополучной жизни, которые будут поддерживать мотивацию и стремление.

3. «Искра: новая революционная наука о физических упражнениях и умственных способностях» («Spark: The Revolutionary New Science of Exercise and the Brain»)


Автор книги «Искра » Джеймс Рэтэй акцентирует внимание читателей на связи между разумом и телом. Произведение охватывает влияние физических упражнений на обучение, внимание, привычки и гормональные изменения. В книге вы можете узнать, как уменьшить мышечное напряжение, стать более психоустойчивым и избавиться от рассеянности. Также Джеймс Рэтей научит и другим способам контролировать тревогу.

4. «Искусство мыслить масштабно» («The Magic of Thinking Big»)


Книга «» Дэвида Дж. Шварца является обязательной к прочтению. Автор рассказывает о важности позитивного мышления по отношению к себе и происходящему вокруг.

Книга является классическим мотиватором к саморазвитию и помогает определиться с жизненными целями. Она направлена на обретение уверенности в себе, определение менталитета, мировосприятия и способность мыслить масштабно. Прочитав книгу Дэвида Дж. Шварца, вы научитесь избегать негативных мыслей и принимать верные решения.

5. «Жизнь на полной мощности. Управление энергией - ключ к высокой эффективности, здоровью и счастью!» («The Power of Full Engagement: Managing Energy, Not Time, Is the Key to High Performance and Personal Renewal»)


Авторами книги » являются Джим Лоэр и Тони Шварц. Они пытаются научить читателей рационально использовать собственную жизненную энергию. Главным тезисом книги является утверждение о том, что, несмотря на ограниченность времени, мы способны определять количество и качество затрачиваемой энергии. Авторы предлагают читателям познакомиться с основами высокопродуктивной жизни, ключом к которой, по мнению Джима Лоэра и Тони Шварца, является именно энергия, а не время.

6. «Человек в поисках смысла» («Man’s Search For Meaning»)


«» - одна из лучших книг о саморазвитии, принадлежащая перу Виктора Франкла. Читая это произведение, вы узнаете, что настоящую жизнь можно найти в каждом моменте. Книга учит тому, как уметь преодолевать тяжелые ситуации, не разочаровываясь в жизни, а начиная поиски Бога, друзей, родных и близких.

7. «Жизнь как река» («Living as a River»)


Автором книги «» является писатель Будхипакса (Bodhipaksa ). Издание включает в себя руководство к личностному росту и практику медитации, к которой вы можете возвращаться снова и снова, преодолевая страх перемен. Книга «» позволит узнать себя настоящего.

8. «Как мы принимаем решение» («How We Decide»)


«Как мы принимаем решения », книга Джона Лерэра, рассказывает о необычных открытиях неврологии, которые помогут сделать верное решение в любой ситуации. После прочтения вы научитесь бессознательно обдумывать множество вещей.

9. «Принципы успеха» («The Success Principles»)


Джек Кэнфилд, автор книги », делится с читателями принципами успеха, которые будут мотивировать и вдохновлять на достижение результата необычным путем. Книга наделит внутренней энергией и позитивом.

10. «Выдающиеся результаты. Талант ни при чем!» («Talent is Overrated»)


«» - книга, написанная Джеффом Колвином – повествует о том, как великие люди, добившиеся успеха, сохраняют мотивацию. Произведение поистине считается одним из лучших в тематике самосовершенствования . Оно научит делать регулярные усилия для того, чтобы достичь желаемого результата.

Выбраем книгу для чтения и личностного роста. Личностный рост при чтение книг.

Собственное «я» заслуживает особого внимания. Эмоционального и профессионального. Где найти в себе силы, чтобы не сломаться, а развиваться и расти над собой, особенно в моменты внутреннего или внешнего кризиса? Как приступить к воплощению мечты, которая живет в душе уже не один год? Как сфокусироваться на возможностях, вместо сожалений об утраченных шансах? Получить профессиональный гид по выходу их жизненного тупика поможет тренинг личностного роста.

Что такое тренинг личностного роста

Тренинг личностного роста – это инструкция к собственной жизни. Четкое руководство по достижению личных целей. Люди годами копят энергию для первого шага, который так и не решаются сделать. Будущее рассматривается через призму прошлого опыта. Личная энергия уходит на пережевывание старых неурядиц или тревогу по поводу далекого будущего, которое, собственно, может и не наступить. Внутреннее сопротивление настолько велико, что силы уходят на борьбу с самим собой. Тренинг по саморазвитию познакомит с приемами, позволяющими начать изменения здесь-и-сейчас.

Тренинги личностного роста – реальная возможность приступить к воплощению желаний в жизнь. Сделать первый шаг, пусть маленький, но видимый. Перестать винить внешние обстоятельства и найти ответы на вопросы внутри себя. Оглянуться вокруг в поисках решений, предлагаемых профессионалами. Добавить к прежним привычкам новые знакомства и ощущения. Опыт людей, которые уже добились высот в жизни, помноженный на мастерство тренера вдохновляют. Ведь если Нечто Классное смог сделать один человек, то наверняка это по силам и остальным. Тренинг по саморазвитию покажет, что кроме удовольствий в жизни есть радость, гордость за свои достижения и счастье. И тогда мир просто станет немного шире.

Для чего нужен тренинг личностного роста

Каждый человек проживает жизнь, имея в голове собственные стереотипы. Жизнь по накатанной колее успокаивает предсказуемостью. Но в один момент привычные действия уже не приносят ожидаемого результата. Окружающая действительность все меньше радует стабильностью, так что такие моменты наступают все чаще. Можно впасть в депрессию, назвав происходящее «кризисом возраста». Можно взять себя в руки, чтобы принести пользу себе и окружающим. И помнить, что слово «кризис», написанное китайскими иероглифами состоит из двух значений «опасность» и «возможность».

Личностный рост начинается с выходом за рамки комфорта. Совершить поступок, который никогда не совершали, получить новый опыт – процесс роста не бывает безболезненным. Какие шаги предстоит совершить на пути саморазвития?

  1. Честность по отношению к самому себе. Оправдания можно находить бесконечно. Честно признаться самому себе, что стоишь на месте – это только первый шаг. Многие занимают выжидательную позицию, надеясь вернуть прошлое. Те, кто не готов оправдывать собственное ничегонеделание, приступают к поискам тренера.
  2. Изменение ежедневных привычек. Есть такой психологический прием под названием «заплати наперед». Прежде, чем получить желаемое потом, нужно «заплатить» аванс сегодня. Например, избавиться от вредной привычки. Или приобрести полезную. Причем желание и плата за него могут находиться в разных сферах жизни.
  3. Работа над ошибками. Зависимость от стереотипов, общественного мнения постоянно ставят забор вокруг человека. Страх ошибки сковывает тело и разум. Но каждый новый провал увеличивает шансы на успех. Ошибиться можно в чем угодно, даже в выборе тренинга. Но рассматривать ошибку как опыт, пусть и отрицательный, продолжая идти дальше.
  4. Проявление чувств. Люди «консервируют» в себе мечты, чувства, переживания. Самым главным в жизни считают любовь, но не умеют ее выражать. Искренность чувств становится проблемой большей, чем нехватка денег. Умение выплескивать эмоции, но при этом не навредить окружающим – искусство, которому также обучают на тренингах.

Преодоление внутреннего сопротивления – часть роста личности. Даже четкая постановка цели не спасает от длительного периода выжидания. Ведь все жизненные факты люди пропускают через собственный фильтр. Фильтр личного опыта и собственных убеждений. Тренинги личностного роста не дают гарантий. Они предоставляют шанс примерить очки иной реальности, в которой существует успех.

Какие бывают курсы личностного роста

Курсы – слово более привычное, чем тренинг, особенно для людей старшего поколения. Курсы редко бывают интенсивными, они отличаются более размеренным темпом. К этой категории можно отнести лекции или семинары, когда тренер предоставляет информацию, не привлекая группу к активному диалогу.

Тренинг, который длится 2-3 дня, подается в виде тезисов. Компании приглашают известных тренеров для вычитки краткого курса. В таком случае важна активность участников. Вовремя поднятая рука и заданный вопрос – это возможность получить ответ на личный вопрос. Пассивное слушание – повод убедиться в том, что уже ничего нельзя изменить.

Курсы личностного роста различают по:

  • Тематике. Рост бизнеса или развитие навыков общения. Развиваться можно в сфере здорового образа жизни или в духовной сфере.
  • Формату. Закрытые и открытые мероприятия финансируются корпорациями или отдельными людьми. Выездные курсы на берегу моря или вебинары, которые участники проходят за монитором компьютера.
  • Методам. Кто-то предпочитает медитацию, а кто-то бегает по улицам в поисках денег, выполняя указаний тренера. Кто-то представляет день собственной смерти или впадает в трансовое состояние. При выборе тренинга стоит обратить особое внимание на методы работы ведущего.
  • Степени подготовки участников. Базовые курсы предоставляют общую информацию. Участники учатся взаимодействию друг с другом и с ведущим. Подготовленная аудитория общается друг с другом на профессиональном языке терминов. Тренеры дают сложные задания, рассчитанные на опытных участников.

Готового решения не существует. Ни одни курсы личностного роста не предоставят конкретного ответа вроде: «ты должен сделать то-то…, чтобы получить это…». Обучение дает возможности. Цель участников – воспользоваться ними. Ведь любое, даже самое маленькое достижение поднимает самооценку. А успех строится на фундаменте неудач.

Как выбрать тренера по личностному росту

Универсального рецепта личностного развития не существует. Чтобы получить большее в масштабах жизни, придется заплатить самым дорогим – личным комфортом. Осознанный выбор тренера поможет преодолеть путь с меньшими потерями (но без них все же не обойдется). Как выбрать тренера заочно? Вот несколько способов познакомиться с ним поближе:

  • авторский блог или страница в соцсетях;
  • материалы, которые находятся в открытом доступе;
  • реальные отзывы на форумах от участников, побывавших на авторских тренингах;
  • советы людей, которые уже проходили такого рода мероприятия, помогут оценить обещания с точки зрения здравого смысла.

Тренер личностного развития – психолог и коуч в одном лице:

  • Жесткий, но не грубый. Он не ставит себе цели унизить участника. Но своевременный «пинок» – оправданный и беспроигрышный психологический прием.
  • Внимательный, но не сюсюкающий. Он уловит суть чужой проблемы без выслушивания жалоб на жизнь.
  • С чувством юмора, но без вульгарности. Уместная шутка способна разрядить ситуацию. Тренер избегает неприличных анекдотов и пресекает таковые со стороны аудитории.
  • Настойчивый, но не навязчивый. Сопротивление новшествам – естественная реакция на перемены. Тренер будет упорно добиваться выполнения задания, но не станет навязывать свои выводы или точку зрения.
  • Мотивирующий, но не принуждающий. Участники делают свои шаги самостоятельно. Тренер может обратить внимание на ошибки, но не предоставит четкого плана действий. Даже если его будут об этом просить.

Оплачивая курсы у известного тренера, участники покупают его опыт. Знания стоят ровно столько, сколько люди готовы за них заплатить. Никто не говорит, что будет легко. Никто не скажет, как добиться успеха с первого раза. Тренер предоставит участникам не только информацию. Он обеспечит им тот самый «пинок», который приведет к конкретным действиям. А любое действие – это беспроигрышный вариант.

Личные изменения начинаются с осознания факта, что безопасность гораздо страшнее риска. Важно не просто знать. Важно – делать. На следующий день после тренинга снова наступают обычные будни, и только повседневная работа над собой поможет получить желаемое. Тренинг личностного роста помогает сложить фрагменты индивидуальных способностей и целей, чтобы собрать конструктор собственной личности. Один участник сложит велосипед, а другой выстроит космический корабль.