Самостоятельное распоряжение имуществом учреждения. Право оперативного управления На каком праве учреждение владеет имуществом

1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Комментарий к статье 298 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья определяет особенности осуществления правомочия распоряжения имуществом учреждения. Такие особенности зависят от двух параметров - вида учреждения и режима приобретения имущества.

2. На основании п. 1 бюджетное и частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться любым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Такие учреждения даже с согласия собственника не могут распоряжаться имуществом (сдавать его в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.), как закрепленным за ним собственником, так и приобретенным за счет средств, выделенных для этого собственником. Из этого правила, сформулированного в абз. 1 п. 1 ст. 298 ГК, для отдельных видов учреждений законодательством могут быть установлены исключения. Например, в соответствии с п. 4 ст. 27 Закона о высшем образовании высшие учебные заведения вправе выступать в качестве арендатора и (или) арендодателя имущества.

Автономное учреждение в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона об учреждениях без согласия учредителя не вправе распоряжаться лишь недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. На основании п. 3 ст. 3 Закона об учреждениях под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законом.

3. Иные правила о распоряжении имуществом учреждения применяются для случая, когда учреждению в соответствии с уставом предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, в том числе заниматься предпринимательской деятельностью. Согласно п. 2 комментируемой статьи доходы, полученные от такой деятельности, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Кодекс не регламентирует содержание права самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности. В этой ситуации учреждение вправе распоряжаться таким имуществом без согласия собственника, но с соблюдением правил о его целевой правоспособности.

Бюджетное законодательство устанавливает особые правила учета таких доходов бюджетных учреждений, что имеет важное практическое значение (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18 февраля 2008 г. N Ф08-496/2008-162А).

В соответствии с п. п. 8, 9 ст. 2 Закона об учреждениях доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом.

1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Комментарии к ст. 298 ГК РФ


1. Статья конкретизирует содержание права оперативного управления на закрепленное за учреждением имущество, в чьей бы собственности это учреждение ни находилось.

2. По общему правилу учреждение даже с согласия собственника не может распоряжаться (сдавать в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) имуществом, как закрепленным за ним собственником, так и приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Оно вправе использовать только денежные средства, выделенные по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.

Из общего правила существует ряд исключений. В соответствии с п. 4 ст. 27 Закона РФ от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135) высшее учебное заведение вправе выступить в качестве арендодателя закрепленного за ним имущества. В частности, государственные и муниципальные высшие учебные заведения вправе сдавать такое имущество в аренду без права выкупа с согласия ученого совета высшего учебного заведения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе. При этом получение какого-либо согласия собственника на эти действия не требуется.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 марта 1997 г. N 342 "О предоставлении государственным научным организациям права сдачи относящегося к федеральной собственности имущества в краткосрочную аренду" (Вестник ВАС РФ. 1997. N 5. С. 8) научные организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, Российской и отраслевым академиям наук, имеют право сдавать в краткосрочную (до 1 года) аренду без права выкупа временно не используемое имущество, относящееся к федеральной собственности, включая недвижимое.

И хотя законность предоставления отдельным видам учреждений правомочий такого рода иными правовыми актами, чем закон, вызывает определенные сомнения, на практике указанные учреждения пользуются ими достаточно широко.

3. Иной характер носит право учреждения на доходы, полученные от разрешенной в соответствии с учредительными документами деятельности, а также на имущество, приобретенное на эти доходы. Такое имущество учитывается на отдельном балансе учреждения и не может быть изъято у него решением комитетов по управлению имуществом или других государственных или муниципальных органов, в том числе когда оно используется не по назначению. Эта норма по объему и характеру правомочий приближает данное право к праву хозяйственного ведения.

4. ГК исключает возможность заключения каких-либо договоров между собственником имущества и учреждением о передаче последнему государственного (муниципального) имущества в оперативное управление. В соответствии со ст. 14 Закона о некоммерческих организациях учредительными документами для учреждения могут служить лишь решение собственника о его создании и устав. Поэтому попытки отдельных комитетов по управлению имуществом вновь, уже после вступления в силу ГК, навязать практику заключения подобных договоров с учреждениями являются противозаконными (см., например, Договор о порядке использования закрепленных за государственным образовательным учреждением федерального имущества на праве оперативного управления, утв. письмом ГКИ РФ от 26 марта 1996 г. N ОК-6/2279; Типовой договор о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления, утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 31 октября 1995 г. N 908).

Учреждение вправе отказаться заключить такой договор, а если он все же был заключен - обратиться в суд с иском о признании условий договора, ограничивающих его правоспособность, ничтожными.

Статья 294. Право хозяйственного ведения

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Статья 296. Право оперативного управления

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

1. Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия

1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения

1. Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

2. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику

1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

(в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ)

2. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Оперативное управление - ограниченное вещное право.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).

Субъекты права оперативного управления

По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной).

Объекты права оперативного управления

К объектам права оперативного управления относятся:

1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.);

2) денежные средства.

Содержание права оперативного управления

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

Момент возникновения права оперативного управления имуществом

При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Момент прекращения права оперативного управления имуществом

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Переход права собственности на имущественный комплекс или на учреждение

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Право оперативного управления: подробности для бухгалтера

  • Налог на имущество казенного предприятия

    Является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. Учредителем унитарного предприятия, в... на праве оперативного управления. Находящиеся на балансе у государственных или муниципальных организаций на праве оперативного управления... объектов недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием, учредителем... имущества, которое принадлежит организации на праве оперативного управления, действует общее правило: недвижимость, ...

  • Применение МСФО (IFRS) 16 «Аренда» при исполнении концессионных соглашений в Российской Федерации

    И государственным бюджетным учреждениям на праве оперативного управления. Объект концессионного соглашения и иное...

  • Зачем страховать имущество АУ и какова процедура заключения и исполнения договора страхования?

    Учреждение может эксплуатировать имущество на праве оперативного управления, безвозмездного пользования, аренды. При всех... учреждение может эксплуатировать имущество на праве оперативного управления, безвозмездного пользования, аренды. При всех... учреждений, которые владеют им на праве оперативного управления. По мнению автора, наиболее соответствует... договора; лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления; лицо, пользующееся имуществом на основе...

  • Возврат имущества в казну по инициативе автономного учреждения

    Статье. Право оперативного управления. Подавляющая часть имущества автономных учреждений принадлежит им на праве оперативного управления. То... имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы... за учреждением. При прекращении права оперативного управления на имущество последнее продолжает находиться... собственником имущества отказа учреждения от права оперативного управления на спорный объект Постановление...

  • Изъятие имущества в казну по инициативе учредителя

    Которое закреплено за ними на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом... , передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким... прокуратура пресекает попытки замены права оперативного управления (пусть и на основании... , что размер закрепляемой на праве оперативного управления площади под административные цели исчисляется... платной деятельности; 5) избегать замены права оперативного управления безвозмездным пользованием имуществом. ...

  • Принимаем к учету объекты недвижимого имущества по кадастровой стоимости

    ... .; получено свидетельство государственной регистрации права оперативного управления от 28.02.2019; ... государственном кадастровом учете порядке. Право оперативного управления недвижимой вещью, к которой... вложения, но не получено право оперативного управления, предназначен забалансовый счет 01 ... до даты государственной регистрации права оперативного управления 01 50 000 Передача... свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления: по актуализированной кадастровой стоимости...

  • Учет автомобильных дорог, переданных в оперативное управление

    Основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией № 157н... . 28 названного закона регистрация возникновения права оперативного управления удостоверяется выпиской из ЕГРН. Форма...). Обратите внимание: при отсутствии зарегистрированного права оперативного управления за учреждением автомобильные дороги должны...) имущественных прав (в том числе права оперативного управления) осуществляется по балансовой (фактической) стоимости...

  • Новшества в учете нефинансовых активов

    В части основных средств Закреплено право оперативного управления на объекты основных средств 4 ... , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления) 0 ... , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления) 0 ... В части материальных запасов Закреплено право оперативного управления объектом материальных запасов 4 105 ...

  • Обзор арбитражной практики по погашению обязательств автономных учреждений

    Имущество, находящееся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого и особо... , собственник, передав имущество учреждению на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом...

  • Строительство объектов недвижимости: закупки, регистрация, учет

    Право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право... учреждениями имущество закрепляется собственником на праве оперативного управления. Таким образом, недвижимость казенного... НК РФ за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в... на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, подлежит...

  • Практические аспекты деятельности бюджетных государственных и муниципальных учреждений: вопросы и ответы

    Чем данное право отличается от права оперативного управления? Сохранится ли у учреждения бюджетное... движимое) закрепляется за ним на праве оперативного управления, при этом собственником любого имущества... учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, собственником любого имущества такого учреждения... закрепить его за учреждением на праве оперативного управления и принять решение о том... имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет...

    Автомобиля или другие случаи прекращения права оперативного управления на него. О порядке списания... автомобиля или другие случаи прекращения права оперативного управления на него. О порядке списания... учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления (п. 1 ст. 3 Закона... за подведомственными Минкультуры учреждениями на праве оперативного управления, учреждения, помимо акта о списании... , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления) 0 ...

  • Применение забалансовых счетов

    Недвижимости до регистрации на них права оперативного управления? На основании каких документов... до регистрации на них права оперативного управления? На основании каких документов... недвижимости до регистрации на них права оперативного управления? Да, такие объекты... Инструкции № 157н). До возникновения права оперативного управления на указанное имущество на балансовых... на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, ...

Право оперативного управления - это особая разновидность вещных прав наряду с правом собственности, с правом хозяйственного ведения и в сравнении с ними право оперативного управления уступает по объему правомочий.

В соответствии с гражданским законодательством РФ право оперативного управления - это право учреждений и казенных предприятий владеть, пользоваться закрепленным за ними имуществом в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями их деятельности, назначением такого имущества и, если иное не установлено законодательством, распоряжаться таким имуществом с согласия его собственника.

Собственник имущества при этом вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, которые были выделены ему собственником на приобретение этого имущества. Изъятым у учреждения или казенного предприятия имуществом собственник вправе распорядиться по своему усмотрению.

Рассмотрим подробнее права, а также ограничения прав учреждений и казенных предприятий в отношении закрепленного за ними имущества на праве оперативного управления в следующих разделах.

Имущество казенного предприятия

Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или другим способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации либо уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Казенное предприятие субъекта РФ — только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. Муниципальное казенное предприятие — только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.

Казенное предприятие вправе отчуждать или другим способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом лишь с согласия его собственника и только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.

В уставе казенного предприятия могут быть предусмотрены виды сделок и (или) их размер, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества казенного предприятия. Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено действующим законодательством.

Казенное предприятие осуществляет деятельность в соответствии со сметой доходов и расходов, которая утверждается собственником имущества такого предприятия. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено российским законодательством.

Казенное предприятие, взяв в аренду земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, не вправе:

  • сдавать его в субаренду;
  • передавать свои права и обязанности по договору аренды третьим лицам;
  • отдавать арендные права в залог;
  • вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ либо в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Имущество общественного учреждения

Общественные учреждения, созданные и финансируемые собственником (собственниками), в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления таким имуществом.

Общественные учреждения, являющиеся юридическими лицами и владеющие имуществом на праве оперативного управления, могут быть собственниками созданного и (или) приобретенного ими другими законными способами имущества.

При переходе права собственности на имущество, которое закреплено за общественным учреждением, к другому лицу данное общественное учреждение сохраняет право оперативного управления таким имуществом.

Без письменного разрешения собственника общественные учреждения не вправе отчуждать либо другим способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом, а также приобретенным за счет денежных средств, выделенных им по смете.

Если учредительными документами общественному учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественного учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Общественные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам общественного учреждения несет собственник соответствующего имущества.

Имущество автономного учреждения

1. Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.

2. В отсутствие согласия учредителя автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, которые закреплены за ним учредителем либо приобретены автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на их приобретение.

Остальным имуществом (в том числе недвижимым) автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Исключение при этом составляет имущество, указанное в пункте 5 настоящего раздела.

Особо ценное движимое имущество

Для более полного и правильного восприятия законодателем дано определение понятия «особо ценное движимое имущество» - это движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу устанавливается Правительством РФ.

3. Решение об отнесении имущества к особо ценному движимому имуществу принимается учредителем одновременно с принятием решения о закреплении такого имущества за автономным учреждением либо о выделении средств на его приобретение.

4. Недвижимое имущество, которое закреплено за автономным учреждением (приобретено за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества), а также особо ценное движимое имущество, которое находится у автономного учреждения, подлежит обособленному учету в установленном порядке.

5. С согласия своего учредителя автономное учреждение вправе вносить имущество, которое указано в пункте 4 настоящего раздела в уставный (складочный) капитал других юридических лиц либо иным образом передавать такое имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника.

Исключение при этом составляют:

— объекты культурного наследия народов Российской Федерации;

— предметы и документы, которые входят в состав Музейного фонда и Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда.

6. Земельный участок, который необходим автономному учреждению для выполнения своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

7. Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям (при условии: такая деятельность должна быть указана в его учредительных документах). Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

Имущество частного учреждения

Частное учреждение не вправе отчуждать, а также другим способом распоряжаться имуществом, которое закреплено за ним собственником или приобретено этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено его учредительным документом. При этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

Имущество бюджетного учреждения

Без согласия собственника бюджетное учреждение не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, которое закреплено за ним собственником или приобретено бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на такое приобретение, а также недвижимым имуществом.

Остальным имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством:

1. Крупную сделку бюджетное учреждение может совершить только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

При этом законодателем дается определение понятия «крупная сделка» — это сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением другого имущества (которым в соответствии с законодательством бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование либо в залог при определенном условии.

Условие заключается в том, что цена такой сделки или стоимость отчуждаемого (передаваемого) имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если в уставе бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением вышеуказанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения либо его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала (должна была знать) об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, которые были причинены бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением вышеуказанных требований, независимо от того, была ли такая сделка признана недействительной.

2. Бюджетное учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях и совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

3. В случае, когда заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является либо намеревается быть бюджетное учреждение, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и бюджетного учреждения в отношении существующей (предполагаемой) сделки:

— оно обязано сообщить о своей заинтересованности соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения до момента принятия решения о заключении сделки;

— и такая сделка должна быть одобрена соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.