Самый интересный вопрос звезде. Шуточное интервью с подменой вопросов. Ваша самая характерная черта

Сегодня я хочу открыть вам секреты интервью Познера , рассказать о лучших радиоинтервьюерах планеты и показать истинную цель интервью, которая в корне изменит ваш подход к работе .

Зачем вы берете интервью?

Как ни странно, но главная ошибка начинающих радиожурналистов заключается в том, что они знают о госте слишком много. Вы читаете массу статей, выбираете интересные факты биографии, а потом создаете документ Word с вопросами, на которые сами в общем-то можете ответить лучше гостя.

Это скучно!

Подобных переливаний из пустого в порожней – в каждом печатном издании, интернет и вовсе засорен информацией, которая ничего нового не дает. Вывод: результатом вашего интервью должна стать новость, а главным качеством – полезность. Если ваше мастерство, личные качества, вопросы сумели подвести героя к новости, к тому, что еще никто не знает – вот это действительно профессионализм, поэтому главное перед интервью – определить для себя, что нового вы хотите узнать о человеке. Как правило, в помощь приходят вопросы философского плана, дальнейшие планы на будущее нужно забыть как страшный сон. Вам в помощь удивительная находка. Так называемый опросник Пруста.

Опросник Пруста

Справка

Марсель Пруст - один из самых значительных писателей XX века. Его Основное произведение - семитомная эпопея «В поисках утраченного времени».

В конце 19 века Марсель заполнил анкеты, ответы на которые до сих пор считаются самыми оригинальными из существующих. Их ценность настолько велика, что во второй половине XX века на телевидении многих стран мира телеведущие, приглашающие известных людей, в конце встреч задавали им вопросы из этого опросника. В нашей стране вопросы из анкеты Пруста гостям задает Владимир Владимирович в каждом выпуске программы «Познер». Ниже я привожу некоторые вопросы и ответы, которые могут вам пригодиться в процессе работы над интервью с известным человеком.

Ваша самая характерная черта? Жажда быть любимым, а точнее, быть обласканным и избалованным, скорее чем служить предметом восхищения.

Какова Ваша мечта о счастье? Боюсь, что она недостаточно возвышенна, к тому же боюсь разрушить её словами.

Что Вы считаете самым большим несчастьем? Никогда не знать мою маму или бабушку.

Каким Вы хотели бы быть? Самим собой - тем, кем меня хотели бы видеть люди, которыми я восхищаюсь.

В какой стране Вам хотелось бы жить? В той, где мои желания сбывались бы, словно по волшебству, и где чувство нежности всегда было бы взаимным.

Ваш любимый цвет? Красота заключается не в одном цвете, а в их гармонии.

Ваши любимые писатели? Сегодня это Анатоль Франс и Пьер Лоти.

Ваши любимые поэты? Бодлер и Альфред де Виньи.

Любимый литературный герой? Гамлет.

Любимые герои в реальной жизни? Месье Дарлю, месье Бутру.

Любимая героиня в истории? Клеопатра.

Что вы больше всего ненавидите? То дурное, что есть во мне.

Исторические персонажи, которых Вы презираете? У меня недостаточно познаний, чтобы дать ответ на этот вопрос.

Какой момент в военной истории Вы цените больше всего? Когда я записался в добровольцы!

Реформа, которую вы цените особенно высоко? ----

Способность, которой вам хотелось бы обладать? Сила воли и умение очаровывать.

Как Вы хотели бы умереть? Став лучше, чем я теперь, и любимым.

Ваше состояние духа в настоящий момент? Досада, что пришлось так долго размышлять о себе, чтобы ответить на все эти вопросы.

К каким порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение? К тем, которые мне понятны.

На эти вопросы Пруст отвечал, когда ему было 20 лет.

Небольшие подсказки

Узнать о секретах интервью вы можете Добавлю лишь несколько моментов, с которыми мне приходилось сталкиваться лично. Никогда не начинайте интервью с лести, даже если она и будет правдой. Не говорите, что для вас честь брать интервью у такОООй персоны, что она замечательно выглядит и ей идет наряд, в котором она пришла. Знаменитости слышат это каждый день и зачастую от людей, который абсолютно не желают им добра. Постарайтесь быть со звездой на равных, пусть интервью пройдет в форме беседы двух личностей, а не звезды и плебея. Обязательно покажите смонтированную версию интервью вашему гостю за пару дней до выхода в эфир, будьте честны и не пытайтесь показать, что вы умнее, поэтому что ваши вопросы звучат навороченее ответов гостя.

Лучшие интервью 20 века

  • John Lennon interviewed by Jann S Wenner
  • Diana, Princess of Wales interviewed by Martin Bashir
  • Richard Nixon interviewed by David Frost

Прослушать интервью можно на страничке Guardian - http://www.guardian.co.uk/theguardian/series/greatinterviews Обратите внимание на вопросы, которые задают журналисты и их манеру общения со звездой. В конце можете ответить на вопрос, узнали ли вы что-нибудь новое!

Юлиана Романова

P. S. Комментирование приветствуются:)

Задала вопрос Павлу Шороху — руководителю студии инфографики

Когда я училась на факультете журналистики, из всех жанров меня зацепили интервью и репортаж, потому что в центре – личность или событие. А также сильное авторское начало – каков вопрос, таков и ответ, какое видение, такая и картинка.

Помню, тогда я придумала тематическую полосу «Ребро Адама», где центральными материалами стали интервью со знаменитыми женщинами нашего города. Интервью до сих пор остается моим любимым жанром. А самой большой наградой — слова героев: мне было интересно отвечать на вопросы!

Как я уже рассказывала в посте , сначала предварительно собираем информацию о главном герое или проблеме, которую собираемся освещать. А потом уже начинаем составлять вопросы.

Напоминаю, что интервью может быть методом сбора информации, и может быть жанром. Метод интервью – это сбор информации в общем-то для любого материала, а интервью-жанр — это оформление материала в виде “вопрос-ответ” в блоге или на газетной/журнальной полосе.

Итак, вопросы для интервью должны быть :

1. предельно четкими и понятными – собеседник должен понимать, о чем вы его спрашиваете. А то некоторые авторы так закручивают вопрос, что и сами то не понимают, о чем спросили.

2. не длинными – максимум 3 предложения. Не стоит демонстрировать свой недюжинный ум длинными и пространными вопросами на полстраницы. Помните: вы берете интервью, а не даете.

3. интересными – собеседник должен хотеть на них отвечать, а читатель — читать.

4. корректными – не нужно намеренно ставить собеседника в тупик. Он может обидеться – и все интервью насмарку. Если и нужно задать “неудобный” вопрос, то лучше сформулировать его помягче. Если вы не согласны и хотите прояснить свою и его позицию, скажите: «хорошо, но…»

А вот еще несколько советов, как правильно составить вопросы для интервью:

не включайте в окончательный вариант интервью рабочие вопросы : “расскажите немного о себе”, “сколько у вас детей?”, “где вы сейчас работаете?”, “чем вы увлекаетесь?” и другие подобные вопросы. Это ваша предварительная работа и ответы на эти вопросы лучше оформить в виде отдельного текста о герое, как правило, это делается в начале интервью.

Исходя из предварительных знаний, лучше составить более глубокие по смыслу вопросы. Например, “Теперь, когда Вы сменили профессию, какие качества характера стали доминирующими?” или “Влияет ли Ваше увлечение блогингом на отношения с окружающими?”.

задавайте уточняющие вопросы! Если собеседник не может точно сформулировать ответ или уклоняется от него, то можно расшевелить его вопросами: “расскажите об этом подробнее!”, “как это случилось?”, “а что вы предприняли?”. Это можно сделать в живой беседе, для блога же этот вариант не всегда можно использовать (если только вы берете интервью в скайпе!). Поэтому тщательно продумывайте вопросы заранее!

— имейте несколько вопросов “про запас”. Это выручит, если собеседник оказался немногословным и очень кратко ответил на основные вопросы. Это могут быть вопросы об общеизвестных событиях, книгах, фильмах. Например, можно попросить высказать свое мнение о популярном на данный момент фильме. Но опять же вы должны быть в курсе того, смотрит ли этот человек фильмы вообще, иначе ваш вопрос опять останется без полноценного ответа.

Однажды я брала интервью у женщины-адвоката для страницы «Ребро Адама», о которой рассказывала в начале этого поста, и героиня оказалась как раз такой немногословной — ох и намучилась я с ней, хорошо. что составила список почти из 30 вопросов. Хотя обычно для интервью хватает — проверено на опыте.

P.S. И помните, что есть вопросы, которые не следует задавать интервьюируемому, особенно “звезде”. Вот некоторые их них: “Вам понравилось в нашем городе?” и “Расскажите о Ваших творческих планах!”. Эти вопросы сразу выдают непрофессионала. Так говорят опытные журналисты.

Уважаемые коллеги!
Хотите статьи героинями интервью в журнале «Справочник секретаря и офис-менеджера»?
Предлагаем вам список примерных вопросов для интервью.
1. Вы начинали свою карьеру с должности ….. Чем она Вас привлекла? Какие навыки Вы приобрели и как они Вам помогли в будущем?
2. Расскажите, как складывалась Ваша карьера, какие должности Вы занимали, что интересного Вы узнавали для себя на каждом новом месте работы? Какие обязанности Вы выполняли?
3. Какие качества характера помогали Вам совершенствоваться и расти?
4. В настоящий момент Вы работаете в компании … в должности …. Расскажите о своей работе нашим читателям. Что входит в Ваши обязанности?
5. С какими трудностями Вы сталкивались, как их разрешили?
6. Какое образование Вы получили?Учитесь ли Вы в настоящее время и чему?
7. Что для Вас для вас важно в общении с людьми? Какие качества необходимо у себя вырабатывать?
8. Какими Вы видите перспективы своего карьерного роста? В каких направлениях Вы планируете развиваться?
9. Вы прошли путь от … до …. Что Вы можете сказать о плюсах и минусах этого пути?
10. Каков, с Вашей точки зрения, главный секрет (формула) успеха? Ваши способы решения проблем, борьбы с рутиной и неприятностями.
11. Считаете ли Вы себя состоявшимся человеком?
12. Как Вы думаете, есть ли у Вашей должности будущее в России? Каким Вы его видите?
13. Какие варианты развития карьеры … возможны?
14. Что Вы думаете о карьере в жизни женщины?
15. Что бы Вы хотели пожелать, посоветовать своим коллегам?Дополнительные вопросы:
1. Что Вы читаете: женские и деловые журналы, газеты, книги. Какие?
2. Какие фильмы Вы смотрите?
3. Ваши кулинарные предпочтения.
4. Как и во что Вы предпочитаете одеваться? (одежда, обувь, аксессуары)
5. Как и где Вы отдыхаете?
6. Ваше хобби.
7. Занимаетесь ли Вы спортом?Предварительные заявки на интервью направляйте по адресам: egubernskaya@mcfr..

МЫ ЖДЕМ ВСТРЕЧИ С ВАМИ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА!

Звезды бывают разной "величины". Все они имеют свой характер, соответственно которому более или менее охотно идут на откровенность, если вообще соглашаются на интервью.

Поэтому первый совет для начинающих репортеров - общий: выясните, насколько доброжелательно интервьюируемый настроен к журналистской братии вообще, не было ли у него прецедентов, заставивших возненавидеть всех представителей средств массовой информации поголовно.

И еще одно нужно взять на заметку: менее раскрученные звезды, если их можно таковыми назвать, более охотно соглашаются на встречу и разговор (еще бы, для них это хороший шанс пропиарить себя!) и более откровенно отвечают на провокационные вопросы для интервью, подготовленные не лишенным профессионального честолюбия журналистом.

Широкая или узкая тема?

Члены «звездного клана» являются еще и представителями различных сфер деятельности (или влияния): шоу-бизнеса, бизнеса в традиционном смысле, политики, науки. Поэтому вопросы для интервью следует классифицировать соответственно роду деятельности того, с кем запланирована беседа.

В современной журналистике существует тенденция к упрощению, которая выражается в том, что весь разговор строится на семейно-бытовых моментах: на ком человек женат, сколько у него детей, куда он ездит в отпуск, когда сделал ремонт в квартире.

Такой формат допустим лишь для изданий определенной тематики. Например, журнал, специализирующийся на освещении тем дизайна и ремонта, очень детально выспрашивает у светила медицины об интерьере его свежеотремонтированной квартиры, а газета, условно называемая «Семья и брак», интересуется у знаменитого оперного тенора его личной жизнью.

Как правило, широкий спектр вопросов, задевающих и профессиональную, и личную жизнь знаменитостей, готовят журналисты женских изданий. Они подают интервью со звездами в самых нестандартных форматах, чтобы еще больше заинтересовать читателей и героем публикации, и своим журналом.

Следует отметить одну важную деталь: о жене, блюде на завтрак и цвете пижамы интервьюируемого читателю будет интересно узнать лишь в том случае, если речь идет о безусловной знаменитости. А если публикация посвящена восходящей звезде, акцент следует делать на творчестве.

Ловись, звезда, большая и маленькая

Звезды, известные на весь мир, на всю страну, на один регион и городские знаменитости… У кого из этих людей репортер охотнее взял бы интервью? У самого неординарного и яркого, и не так важно, какой масштаб популярности сумела завоевать звезда.

Читательской аудитории могут и приесться бесконечные беседы на различные темы с одной и той же знаменитостью. Даже для публикаций нужна «свежая кровь», а вернее, свежие нестандартные суждения, незашоренность точки зрения, новые лица в конце концов.

Если знаменитости удается держать себя в форме, остроумно и незаученно отвечать на самые неожиданные вопросы, то такая звезда еще долго не наскучит поклонникам и будет «сиять» за счет своего умения общаться.

Предсказуемость - вот главная ловушка знаменитостей со стажем, в которую они сами себя загоняют во время интервью.

У звезд без «стажа» другая проблема - боязнь сказать что-то не так. Из-за этого публика нередко теряет к ним интерес, не успев его даже обрести.

Интервью со звездами различной величины следует готовить сообразно их масштабности, заинтересованности ими аудитории, или, если оно включено в пиар-акцию, целям, которые преследуют интервьюируемая знаменитость и ее продюсер.

Виды интервью

Этот благодатный жанр журналистики позволяет раскрыть многогранность характера человека при помощи одной удачной фразы, одного меткого словца. Но он поделен и на поджанры - каждый вид интервью призван соответствовать определенной задаче:

  • информационное - жесткий, сжатый, лаконичный вид беседы с социально значимой личностью, дающий ответы на актуальные вопросы;
  • блиц - короткие ответы на четко оставленные короткие вопросы; как пример: телеведущая Жанна Бадоева не так давно была вынуждена очень быстро, почти не задумываясь, ответить на 50 самых необычных вопросов; есть разновидность блиц-интервью - лаконичные ответы на один и тот же вопрос;
  • аналитическое - кроме получения ответов на конкретные вопросы, содержит в себе и анализ факта; призвано разобраться в мотивах и последствиях;
  • портретное - способ создания образа человека посредством беседы с ним, этот вид интервью обычно проводят со знаменитыми представителями киноискусства, исполнителями эстрады и другими известными личностями.

Как подготовиться к беседе?

Даже опытный журналист не пойдет на интервью, заранее не изучив биографию, творчество, нюансы, связанные с личной жизнью собеседника. Вопросы для интервью тоже следует подготовить накануне и очень тщательно их взвесить.

Второй этап подготовки - отрепетировать каждую фразу, желательно вслух, чтобы во время беседы четко, внятно и без запинки произносить слова - это особенно важно, если вести интервью на камеру.

Третий этап - психологический настрой. Весь позитив, который только есть в наличии, необходимо продемонстрировать респонденту, иначе избалованные звезды и взглянуть в сторону журналиста не пожелают, заподозрив неладное.

Излучать доброжелательность - необходимое условие, даже в случае, если в запасе у репортера есть парочка каверзных и нелюбимых большинством звезд вопросов: как складываются ваши нынешние отношение с бывшими? Кто виноват в том, что на сцене произошел конфуз и у вас лопнула бретелька? Почему бытует мнение, будто вы отказались содержать своих малолетних детей?

«Да» и «нет» не говорить!

Основное правило любого собеседования - не позволять респонденту пользоваться короткими однозначными ответами «да» или «нет». Во избежание подобного, необходимо использовать только открытые, широкие, а главное - интересные вопросы для интервью. Опытный профессионал всегда может добиться того, что собеседнику захочется ответить не односложно.

Сначала - разминка

Разминкой журналисты называют тот этап, когда они пытаются разговорить собеседника - первые два или три вопроса. Не стоит сразу набрасываться на респондента с целью вырвать из него суть беседы. К главному вопросу движутся постепенно, задав сначала пару незначительных. Основной же вопрос звучит третьим или четвертым по счету.

Отличный прием настроить собеседника на нужную волну - рассказать ему анекдот или забавную историю, шутку.

Многие начинающие журналисты сомневаются в том, стоит ли готовить смешные вопросы для интервью. Они будут уместны лишь при определенных обстоятельствах: если беседа заказана развлекательным журналом или порталом, если смешные интервью - фирменный стиль журналиста, если респондент - представитель юмористического жанра.

Правильно построенный вопрос - это…

Удачно подготовить вопросы для интервью - это целое искусство, которое нужно отшлифовывать при каждом удобном случае, при каждой новой беседе. Но есть один безотказный способ правильного построения вопросов: они должны начинаться со слов «как», «почему», «сколько», «зачем», «с какой целью». Такая форма позволит респонденту задуматься и ответить максимально полно и развернуто.

«Не перебивай меня!»

У настоящего журналиста всегда «на подхвате» масса вопросов на одну и ту же тему, которые он спешит задать с целью написать «самое большое и содержательное в мире» интервью. Каким бы ни был соблазн атаковать респондента рекордным количество вопросов, не следует перебивать его ответ, насколько бы затянувшимся он вам ни показался.

Только после того, как собеседник поставил интонационную точку в предыдущем ответе, требуйте от него следующего.

Кстати, можно изучить (прислушаться), какие вопросы задают на интервью другие журналисты: возможно, ответ уже звучал и его не стоит дублировать.

Фантазия в отключке

Интервью - жанр, основанный на фактаже, поэтому не нужно ничего додумывать за собеседника и приписывать ему то, чего он не говорил (это, кстати, может повлечь за собой судебную тяжбу).

На действительно неожиданные и интересные вопросы для интервью можно получить такой же неожиданный и шокирующий ответ, к которому и добавить-то будет нечего.

Три кита хорошего интервью

Беседа должна вызывать интерес, а все участники интервью должны остаться довольными ее исходом - то есть результатами публикации. Чтобы использовать все возможности жанра, необходимо запомнить три основы удачного интервью:

  1. Мысль . Перед тем как пригласить человека на беседу, подумайте, зачем это необходимо.
  2. Личность . Относитесь с уважением к интервьюируемому не только потому что он звезда, а, прежде всего, потому, что он - человек, и воздержитесь от глупых или обидных вопросов.
  3. Интерес . Содержание вашей беседы должно быть интересным не только для двоих - журналиста и звезды, но и для широкой читательской аудитории.

И еще: чтобы увлечь читателя интервью, вопросы и ответы в нем не должны быть перенасыщены специфической терминологией и не должны быть слишком длинными и запутанными.

Сколько стоит поговорить?

Известные люди никогда не раздают интервью даром. Например, Марат Башаров после развода с женой был готов продать прессе эту «слезоточивую» историю личного характера не менее чем за 20 тысяч евро. Узнав такой «прайс», ни одно издание так и не решилось провести интервью с актером.

Откровенничать настоящие знаменитости готовы исключительно за энную сумму, а есть некоторые оригиналы, которые за плату делятся даже творческими планами и всем, что связано с профессиональной деятельностью.

Другие требуют готовый материал на согласование, а получив его, начинают капризничать: «Здесь не так, как я говорил, здесь неточно». На смешные вопросы для интервью отвечают с ремаркой: не для печати, и очень обижаются, если фраза опубликована. Доходит чуть ли не до суда и публичных извинений журналиста.

Сложные и непредсказуемые люди эти знаменитости, и нелегкое дело - брать у них интервью. Но с риском для репутации, профессионального оборудования и иногда здоровья журналисты идут на него ради своих читателей.

Здесь разберем классификацию вопросов применительно к задачам интервью. Эта классификация носит исключительно практический характер и не претендует на то, чтобы считаться исчерпывающей с точки зрения филологии.

Во-первых, вопросы делятся на открытые и закрытые. Открытые вопросы - это вопросы, начинающиеся с вопросительного слова и требующие развернутого ответа. Например: «Что вы думаете об этой книге?» Закрытые вопросы - это вопросы без вопросительного слова, требующие ответа «да» или «нет». Например: «Эта книга - полезная для журналистов?»

В большинстве случаев предпочтительнее открытые вопросы, так как они побуждают собеседника говорить. Упоминавшийся выше американский медиаконсультант Чип Сканлан в этой связи даже сравнивает открытые вопросы с зеленым сигналом светофора, а закрытые - с красным. Например, на вопрос «Как вы относитесь к домашним животным?» можно получить развернутый ответ: «Сейчас у меня домашних животных нет, но в детстве была собака. Еще мне нравилось играть с соседской кошкой. А мои дети просят завести попугая». На вопрос же «Есть ли у вас домашние животные?» последует короткий ответ «Нет», и разговор на этом споткнется.

Закрытые вопросы хороши в тех случаях, когда собеседник уклоняется от ответа. Например, если на вопрос «Что стало с уголовным делом по поводу того, что вас поймали с взяткой?» следует ответ «Есть силы в нашей стране, которые заинтересованы в дискредитации честных людей. Однако Россия все равно будет развиваться и победит», то можно переформулировать вопрос: «Уголовное дело по вашей взятке закрыто?»

Другая градация вопросов - прямые и непрямые. Прямой вопрос - это заданный от имени журналиста. Например: «В какой мере вас можно считать алкоголиком?» Непрямой вопрос - это вопрос, содержащий высказывание других людей и просьбу выразить отношение к этому высказыванию. Например: «Ваши недоброжелатели утверждают, что вы - алкоголик. Что бы вы им ответили?»

Преимущество непрямых вопросов - их мягкость. Так формулируют те вопросы, которые иначе могут показаться собеседнику оскорбительными. Здесь же журналист как бы ни при чем. Он так не думает, так думают другие люди. Он же на стороне собеседника и лишь дает возможность ему развеять порочащие его слухи.

По функции в интервью вопросы делятся на информационные, управляющие и поведенческие (табл. 4.2).

Классификация вопросов в интервью по их функции

Таблица 4.2

Разновидность

вопросов

Характеристика

Цель

Информационные

Вопросы о фактах (что было, есть или будет) и мнениях (что хорошо или плохо) собеседника

Журналист побуждает собеседника раскрыть тему, сообщить сведения, ради которых берется интервью

Управляющие

Обозначение темы разговора, возвращение собеседника к теме при отклонении от нее, задавание новой темы

Журналист контролирует ход беседы, раскрытие тем и их смену

Поведенческие

Нагнетание напряжения путем логических уловок и психологических манипуляций

Провоцирование собеседника на неадекватные действия

Формулируют информационные вопросы по изложенным выше правилам: открытые вопросы предпочтительнее закрытых, непрямые - мягче прямых. Кроме того, есть специальные подходы к составлению вопросов. В западной журналистике популярен подход канадского репортера Джона Саватски (John Sawatsky ). Ниже представлены 14 правил Дж. Саватски, которые были опубликованы в американском журнале American Journalism Review .

1. Нужно задавать нейтральные открытые вопросы.

Начинайте вопросы с «Что?», «Как?» и «Почему?». С их помощью от собеседника можно получить максимум информации, вынуждая его описывать события (Что случилось?), процессы (Как это происходило?) и мотивы (Почему это сделали?). Дополнительные вопросы задавайте с помощью слов «Кто?», «Где?» и «Когда?»

2. Затрагивая «жесткие» вещи, не задавайте жестких вопросов.

Если спросить человека «Вы - расист?», ответ скорее всего будет отрицательным. Вместо этого задавайте сфокусированные открытые вопросы по поводу доказательств, которые позволяют сделать вывод, что собеседник - расист.

3. Всегда помните, что меньше означает больше.

Чем больше информации журналист вложит в вопрос, тем меньше сведений выдаст собеседник. Короткие вопросы побуждают отвечать коротко, драматично и сфокусированно. Длинные и путаные вопросы в свою очередь приводят к длинным и путаным ответам либо к сжатым, сбивчивым репликам.

4. Выстраивайте стратегию получения информации.

Стратегия особенно важна, когда журналист хочет добиться от собеседника признания и комментирования каких-либо сведений. Однажды журналистка канадской газеты готовила статью про статистику, по которой треть школьников идут в школу без завтрака. Журналистка хотела взять интервью у школьников. Однако прямой вопрос «Завтракал ли ты сегодня?» скорее всего спровоцировал бы ложный ответ, так как дети были не склонны признаваться, что они бедные и голодные. Вместо этого ей рекомендовали спрашивать: «Что ты делал, когда встал сегодня утром? Затем что? Затем что?» И так до момента, когда ребенок приходил в школу. И если он ничего не говорил про завтрак, тогда появлялись вопросы: «Как насчет завтрака? Почему ты ничего не ел?»

5. Не спорьте с собеседником.

Иногда журналист тратит большую часть интервью на то, чтобы заставить собеседника с помощью наводящих вопросов принять свою версию событий. Например, один американский журналист в интервью с сербским чиновником пытался заставить того признать, что Сербия проводила в Косово геноцид. Вместо этого следовало спрашивать чиновника про доказательства отсутствия геноцида.

6. Стройте интервью на ответах, а не на вопросах.

Людям легче доходить до какого-то вывода самим, чем признавать готовую чужую точку зрения. Если собеседник высказывает оригинальное утверждение, спросите его о доказательствах, с помощью которых он может это подтвердить.

7. Переложите бремя доказывания на собеседника.

Если собеседник, например, настаивает, что «там ничего предосудительного не было», поинтересуйтесь, откуда он это узнал. Если собеседник говорит, что не помнит, спросите, почему он не помнит. При формулировании вопроса возьмите ключевую мысль, высказанную собеседником, и перестройте ее в открытый вопрос. Например, рассказывая о своей свадьбе, собеседник сообщил: «Тогда было тяжелое время». Вы спрашиваете: «Что вы имеете в виду под тяжелым временем?»

8. Избегайте закрытых вопросов.

Если спросить подозреваемого в супружеской неверности политика: «Вы спали с мисс Смит?», то он, как не спавший с ней в буквальном смысле слова, честно ответит «Нет».

9. Не делайте утверждений в вопросах.

Вместо фразы «Должно быть, первое время вам было трудно» спросите «Каково было вам первое время?»

10. Не задавайте двойные вопросы или два вопроса сразу.

Пример такого неудачного вопроса: «Каких собеседников вы любите интервьюировать больше всего и какое свое интервью вы считаете самым удачным?» Собеседник будет тяготеть к тому, чтобы ответить на тот вопрос, который ему нравится, и избегать отвечать на вопросы, которые могут выставить его с негативной стороны.

11. Не перегружайте вопросы.

Журналист спросил Билла Клинтона: «Была ли Дженнифер Флауерс вашей любовницей в течение 12 лет?» Клинтон ответил: «Нет, это ложь». Что именно ложь, осталось неясно. Что они были любовниками или что их любовная связь продолжалась 12 лет.

12. Не вставляйте в вопросы свои предположения.

Предположения мешают получить точные ответы. Например, журналист спросил бывшего заложника Терри Андерсона о его взаимоотношениях с другими заложниками, захваченными тогда в Ливане: «О чем вы думали, когда наступала тишина? Наверняка были моменты, когда вы переставали разговаривать друг с другом» Андерсон ответил: «Да, конечно, были моменты, когда мы не разговаривали». То есть ответ прозвучал не на вопрос «О чем вы думали?», а на предположение, которое Андерсон подтвердил.

13. Не используйте «перегруженные смыслом» слова в вопросах.

Журналист спросил конгрессмена по поводу закона, который тот лоббировал: «Ваша схема приведет к резкому увеличению прибыли нефтяных компаний...» «Это не схема», - ответил конгрессмен, сфокусировав внимание на слове «схема», а не на вопросе.

14. Не используйте преувеличения в вопросах.

Собеседник почти всегда реагирует на такие вопросы, смягчая их в сторону нейтральности. Например, если журналист спросит артиста: «Каково чувствовать себя суперзвездой?», можно предсказать, что тот начнет скромничать, так как этого требуют социальные рамки.

Итак, суть метода Саватски - лучше всех «работают» открытые короткие нейтральные вопросы. Такие, как вопрос, который задал Владимиру Путину Ларри Кинг («Что случилось с вашей лодкой?» - «Она утонула»). Схожую рекомендацию дает главный редактор украинской версии журнала Forbes Владимир Федорин, по словам которого, яркими примерами «хорошего вопроса» служат: «Что есть истина?» - Понтий Пилат, 33 г. до н.э., «Who’s Mr Putin?» - Давосский форум, 2000 г.

А если собеседник врет? Тогда арсенал журналиста - все те же открытые короткие нейтральные уточняющие вопросы. Если собеседник продолжит врать дальше, его ложь дойдет до абсурда. Например, министр обороны утверждает, что призывники не только не уклоняются от службы в армии, но сами туда рвутся. Уточняем, кто, где, куда рвется, откуда министр получил эту информацию и зачем тогда в армию забирают тех, кто служить не хочет, если желающих и так полно.

Обвинять собеседника во вранье журналисту вовсе не обязательно. Правда в интервью - это не соответствие слов собеседника действительности (желательно, чтобы так было, но получается не всегда). Правда в интервью - это правдивое представление собеседника. Если он лжец или дурак, журналист должен так подобрать вопросы, чтобы из ответов на них читатель понял, что собой представляет этот человек.

Другой подход к составлению вопросов использовала итальянская журналистка Ориана Фаллачи (Oriana Fallaci ). В 70-х годах XX в. она опубликовала в газете Corriere della Sera ряд интервью с главами государств третьего мира. Примечательно в этих интервью то, что они, во-первых, переводились на другие языки и публиковались многими ведущими изданиями западных стран, а во-вторых, после публикации никто из собеседников ни хотел с госпожой Фаллачи снова общаться.

Метод О. Фаллачи состоял в том, что журналистка собирала негативную информацию о собеседнике и затем обвиняла его и требовала оправдываться. Вот фрагмент интервью с аятоллой Ирана Рухоллой Хомейни (в момент интервью он был фактически главой государства):

  • - Имам, но как можно ставить на одну доску зверей из САВАК (тайная полиция шахского Ирана ) и граждан, которые реализуют свою сексуальную свободу? Возьмите дело юноши, который вчера был расстрелян за содомию...
  • - Это разврат, разврат... Надо уничтожить разврат.
  • - Возьмите дело восемнадцатилетней беременной девушки, которая была расстреляна несколько недель назад в Бесхаре за прелюбодеяние.
  • - Беременная? Ложь. Ложь, как и история про отрезание грудей женщинам. В исламе такие вещи не происходят. Беременных женщин не расстреливают.
  • - Это не ложь, имам. Все иранские журналы об этом писали, и на телевидении тоже были дебаты по вопросу о том, почему ее любовник был наказан только сотней ударов плетью.
  • - Если это так, значит, она заслуживала наказания. Я лишь это знаю. Женщина, наверное, совершила что-то посерьезней, спросите об этом у приговорившего ее суда. И все, хватит говорить о таких вещах. Это не важно.
  • - Тогда давайте поговорим о курдах, которых расстреливают, потому что они хотят автономии.
  • - Те курды, которых расстреливают, - это не курдский народ. Это те, кто ведут подрывную деятельность против народа и революции. Как, например, тот, которого расстреляли вчера, - он убил тринадцать человек. Я бы предпочел, чтобы расстрелов не было вообще, но когда ловят типов, подобных этому, и расстреливают, я испытываю большое удовольствие - вот так.
  • - А когда арестовывают тех, кто распространяет коммунистические листовки? Сегодня утром, например, пять человек арестовали.
  • - Если их арестовали, значит, они того заслуживали. Коммунисты, работающие на иностранцев, фальшивые коммунисты, которые действуют в интересах Америки и шаха. Все, хватит. Я сказал, хватит говорить об этих вещах.
  • - Хорошо, поговорим о шахе. Это же Вы, имам, отдали приказ о том, чтобы шаха ликвидировали за рубежом, а тот, кто это сделает, будет считаться героем; если же он погибнет в ходе ликвидационной акции, то немедля попадет в рай .

Свое поведение во время интервью Ориана Фаллачи описывала так:

«Я провоцирую собеседника и вовлекаюсь сама. Поэтому мои интервью никогда не бывают холодными. Я влюбляю себя в собеседника, даже когда я его ненавижу. Каждое интервью для меня - это любовная история, борьба, коитус» .

Чтобы провести интервью по методу Фаллачи, необходимо, во-первых, хорошо владеть материалом, чтобы «цепляться» к собеседнику по делу. Во-вторых, нужно не бояться возмутить собеседника, поссориться с ним. В некоторых российских изданиях использование подобного метода - обычное дело. Вот что пишет по этому поводу бывший корреспондент газеты «Коммерсантъ» Андрей Козенко.

Андрей Васильев (бывший главный редактор газеты «Коммерсантъ») все же прав: интервью получается хорошим, если вопросы журналиста либо содержат наезд на собеседника, либо показывают, что журналист в десять раз информированнее собеседника. Простейший психологический прием, выводящий интервьюируемого из себя и заставляющий его раскрыться .

Упрекнуть в чем-то можно любого собеседника. Например, политического деятеля - в том, что он менял убеждения. Для бизнесмена - привести цитату Карла Маркса о том, что «в основе любого крупного состояния лежит преступление». Популярного артиста - сделать ответственным за бездуховность общества. Чиновника - обвинить в том, что не у всех граждан на вверенной ему территории решены все проблемы. Как писал по схожему поводу поэт Игорь Губерман, «за все на евреев найдется судья. За живость. За ум. За сутулость. За то, что еврейка стреляла в вождя. За то, что она промахнулась» .

В СМИ встречается еще один подход к составлению вопросов, когда с их помощью собеседника пытаются показать с наилучшей стороны. Например, у главы района спрашивают про строительство детских садов и дают ему возможность отчитаться, что новый детский сад только что построен. Или у медика интересуются, можно ли вылечиться от какой-то болезни, и тут выясняется, что эту болезнь как раз лечат в его клинике.

Такие интервью называют рекламными или комплиментарными. Публикуют их либо за деньги, либо по причине зависимости издания от собеседника. По форме они напоминают журналистские материалы, по сути - нет, так как преследуют цель представить собеседника или его ведомство в выгодном свете, а не разобраться в событиях, их взаимосвязях и в самом собеседнике, ради чего берутся настоящие журналистские интервью.

Вот что о целях интервью говорит взявший их не одну сотню Алексей Венедиктов:

Для чего берут интервью? Всего целей три, в каждом интервью они присутствуют, но в разных пропорциях. Первая цель: если перед вами ньюсмейкер, ваша задача - вытащить из него информацию. Здесь никакой борьбы быть не может. «Сколько человек погибло в этой операции?» - спрашиваете вы, к примеру, у замначальника штаба. И вы должны получить цифру.

Вторая цель: вытащить из него мнение и оценку. В этих случаях, конечно, приходится воевать. Потому что мнения и оценки обычно очень благостные. Вы спрашиваете: «Почему в предыдущей операции погибли два человека, а в этой - 73?»

Третья цель: придать интервью такой образ, чтобы оно было просмотрено или прослушано до конца. Но это уже уровень накала и умение интервьюера .

Теперь перейдем к управляющим вопросам. Они бывают трех типов - открывающие, переходные и фильтрующие. Управляющий вопрос может одновременно быть информационным, одно другому не противоречит. Просто управляющие вопросы помимо этого регулируют ход интервью, служат его поворотными точками.

Открывающий вопрос задают в начале беседы. В этом вопросе называют тему интервью и просят собеседника что-то по ней сказать.

Формула открывающего вопроса: утвердительное высказывание + закрытый вопрос.

Вот как сформулирован первый вопрос в интервью с депутатом Госдумы Владимиром Плигиным.

Вы состоите в либерально-консервативном клубе «Единой России». Вас как либерала устраивает сложившаяся в стране политическая система?

Закрытый вопрос здесь предпочтительнее открытого, так как ответ на него будет короче. Если же на первый вопрос собеседник отвечает слишком длинно, это может сбить динамику интервью.

Алексей Венедиктов считает, что первый вопрос в интервью может одновременно стать решающим:

Если вы интервьюируете незнакомого человека, то его отношение к вам определится после первого вашего вопроса. Опытный интервьюируемый по первому вопросу определит, кто перед ним, поэтому для интервьюера важно сразу «войти в кость». Если вы с этим человеком уже работали, очень важно показать, что все предыдущие интервью гроша ломаного не стоят. Вот здесь и сейчас абсолютно уникальная история, уникальная ситуация, даже если она совершенно банальна. <...>

Знаете, о чем я премьер-министра Великобритании Тони Блэра спросил первым делом? «Господин премьер-министр, сейчас выходит пятая книга о Гарри Поттере, ваши дети любят это читать?» Он поднимает на меня глаза, потом смотрит на переводчика, мол, то ли я услышал? Мужик его ждал для чего? В общем, он неформально ответил и расслабился. И я его дальше спрашивал про ракеты, про экономику. Так мы проговорили полчаса. Я понимаю, что если бы задал ему вопрос, каковы результаты переговоров с Путиным, это были бы кранты. Он за 15 минут отрапортовал бы формальные и несущественные вещи - и до свидания .

С помощью переходного вопроса меняют тему в интервью, если в разговоре планируется затронуть несколько тем. Чтобы при этом соблюсти плавность разговора, журналист повторяет фразу собеседника и задает вопрос, который как будто вытекает из нее. Переходный вопрос может выглядеть, к примеру, так.

Вы сказали, что в детстве мечтали стать знаменитым. Как относитесь к тому, чтобы заняться политикой?

Если просто спросить, как собеседник относится к уходу в политику, вопрос может показаться чужеродным, непонятно как вклинившимся в интервью.

Переходные вопросы важны при подготовке интервью к публикации, чтобы придать разговору непрерывность. Однако в некоторых изданиях эту проблему решают иначе - разделяют интервью подзаголовками, которые и служат для задания новой темы.

Фильтрующий вопрос используют, когда собеседник отклонился от темы разговора. Возвращают к теме с помощью повтора высказывания собеседника и просьбы об уточнении. Например, журналист берет интервью с экономистом о том, куда вкладывать деньги во время мирового финансового кризиса. Экономист начинает рассуждать про вложения в валюту, но затем переходит к рассказу о том, почему доллар продолжает оставаться главной резервной валютой, несмотря на проблемы американской экономики. В данном интервью это не важно, важны конкретные рекомендации. Поэтому возвращаем собеседника к исходной теме таким вопросом:

Вы сказали, что доллар менее надежен, чем евро. Какую часть сбережений лучше хранить в американской валюте, а какую - в европейской?

Третий, последний тип вопросов - поведенческие. Здесь журналист провоцирует собеседника, чтобы вызвать у него неадекватную реакцию и представить аудитории как неуравновешенного, нечестного или глупого. Поведенческие вопросы чаще используют в эфирных СМИ (телевидение и радио), так как там реакция собеседника более наглядна.

Поведенческие вопросы делятся на провоцирующие, вопросы- ловушки, суггестивные, усилительные и намекающие.

Провоцирующие вопросы содержат утверждение о реакции собеседника и требование объяснить причину этой реакции. Например: «Почему вы занервничали, когда я заговорил про взятки?» Или проще: «Почему вы вдруг так заволновались?» Доказать, что ты не заволновался, невозможно. Правильный ответ на эту манипуляцию: «Я не знаю, почему вам показалось, что я заволновался. Поясните, пожалуйста».

Цель провоцирующих вопросов - вынудить собеседника потерять контроль над собой и показать себя вспыльчивым и нервным. Вот еще примеры вопросов этого вида: «Почему вы покраснели?», «Почему у вас задрожали руки?», «Почему ваши глаза забегали?». После этого собеседник обычно либо выгоняет журналиста, либо уходит сам. В эфирных СМИ это смотрится очень эффектно. В интервью для прессы подобное применять рекомендуется, если после таких вопросов остается шанс на продолжение интервью.

Вопрос-ловушка - это вопрос из разряда «Вы уже перестали брать взятки?» И утвердительный, и отрицательный ответ на такой вопрос выставит человека в невыгодном свете. Правильный ход - объявить, что собеседник использует манипуляцию, тем самым ее нейтрализовав.

Суггестивный вопрос ставит один ответ предпочтительнее других. От собеседника по сути требуют либо согласиться с тем, что противоречит его взглядам, либо признать себя каким-то нехорошим. Пример суггестивного вопроса: «Патриоты считают, что, если девушка выходит замуж за иностранца, ее нужно лишать гражданства. А вы?»

При усилительном вопросе журналист искажает слова собеседника, чтобы побудить того возразить: «Я такого не говорил». Затем журналист уже правильно повторяет другое высказывание собеседника с вопросом: «И это вы тоже не говорили?» Данный прием также предназначен

ш в большей мере для эфирных СМИ. В результате у аудитории, большая часть которой слушает интервью вполуха, сложится впечатление, что собеседник заврался и уже не помнит, что говорил и чего не говорил.

Намекающий вопрос - наиболее изящный прием. Здесь задается серия вопросов, в конце которой все переворачивается, и утвердительные ответы собеседника свидетельствуют против него. Например, журналист спрашивает, хорошо ли собеседник водит машину. Тот рассказывает про свой водительский опыт, про многочисленные поездки. А затем журналист сообщает, какой вред автомобиль наносит экологии, и спрашивает, как собеседник относится к тому, что столько вреда нанес он лично.

Этичность поведенческих вопросов сомнительна. Обычно ими пользуются, чтобы дискредитировать собеседника. Например, в ходе предвыборной кампании. Следует иметь в виду, что использование поведенческих вопросов может, наоборот, вызвать симпатии к собеседнику как к жертве недобросовестных журналистских приемов.

  • См.: URL: http://www.ajr.org/article.asp?id=676.
  • Граждане должны участвовать в реальном политическом процессе. Кухонная демократия малопродуктивна // Коммерсантъ. 2010. 26 октября.
  • Криницын Е Акулы интервью: 11 мастер-классов. М. : Альпина Паблишер, 2010.С. 12-16.