Северный кавказ до татаро-монгольского нашествия. Сотрудничество русских с кавказскими народами начинается уже в X веке

Древнейшая история народов Кавказа

Территория, которую в настоящее время называют Кавказом (по названию гор), включает в себя территорию, входящую в несколько современных государств (Россия, Азербайджан, Грузия, Армения, Турция).

На этой территории в настоящее время проживает много народов, различных по языку, культуре и вероисповеданию. В современной исторической науке есть много книг о истории этого края и его народов. Но вся современная историческая наука раскрывает эту историю в неполном объеме и сравнительно с недавнего времени. Современная историческая наука признает историю человечества с 38 тысяч лет днэ, а возникновение цивилизации на Земле относит к 4-му тыс.днэ (Египет и Шумер). На самом деле история человеческих цивилизаций на Земле начинается значительно раньше (с 300-200 млн.лет днэ), а если учесть, что на Земле были еще и другие (не человеческие) цивилизации разумных существ, то начало цивилизаций следует отнести до 1 млрд.лет днэ и возможно и еще дальше.
Это же можно сказать про историю всех народов Земли, она начинается тоже в очень древние времена. Я попытаюсь в кратце написать про историю всех народов Кавказа с самых наидревнейших времен. Сразу скажу, что эту историю современная историческая наука не признает и в ближайшие несколько лет признавать не будет. Народом легче управлять, когда он не знает своего далекого прошлого, в котором было много ошибок, которые современная цивилизация повторяет вновь и вновь.
И так я сделаю небольшую попытку рассказать про историю народов Кавказа на основе своих материалов (моего исторического атласа народов мира, исторического атласа государств мира, своей исторической энциклопедии и книге «Вымысел о древней истории»). Эта история будет описана в строго хронологическом порядке (события будут описаны с самых древнейших времен и вплоть до современности).

17 млн.лет днэ – (время указывается примерное, особенно очень древние даты), территория Кавказа находилась на дне мирового океана. В это время на Земле существовал один большой материк Лемурия и на нем развивалась первая человеческая раса (и цивилизация) – асурская (асуров в некоторых книгах называют и другим именем – лемурийцами). Это были люди гигантского роста – от 38 до 16 метров, постепенно их рост с поколениями уменьшался (у поздних асуров в 200-400 тыс.лет днэ рост был всего 4-5 метров). По этой причине в древних легендах их называли разными именами – титанами, дэвами и т.д. Кожа у них была черная, у первых поколений асуров кровь была холодной как у динозавров, в позднее кровь стала теплой (человеческой), после того как на Земле стало холоднее (и динозавры вымерли). Кроме Лемурии на Земле было много больших и малых островов, но все таки большая часть Земли была покрыта водой.
800 тыс.лет днэ – начало поднятия территории Кавказа над водой, первая суша появилась на территории Юж.Кавказа (запад Турции и восток Ирана). Эта территория была частью нового материка, который условно можно назвать Южной Азией (к этому времени появились и другие материки – Северная Азия, Австралия (часть бывшего материка Лемурия), Африка, Атлантида, Америка, материк Му (тоже часть бывшего материка Лемурия), Европа). На территории Южного Кавказа еще не было массового населения (но возможно туда проникали отдельные группы асуров).
199 тыс.лет днэ – вся территория находится выше уровня океана, вся эта территория является частью Евро-Азиатского материка, который к этому времени уже в основном сформировался. Но в отличие от современного ланшафта, территория севернее Кавказских гор была дном большого моря (без выхода в мировой океан), это море включало в себя современные Черное, Каспийское и Аральское моря, территории между этими морями, в т.ч.пустыни, расположенные западнее современного Каспийского моря.
Массового населения на территории Кавказа еще не было, возможно туда проникали отдельные группы позних асуров (проникали с юга) и атлантов (проникали с запада).
79 тыс.лет днэ – территория Кавказа продолжала подниматься, а севернее Кавказских гор появилась суша (между Черным морем и Каспием). Ланшафт этой местности уже был похож на современный. Постоянного населения почти не было. Туда проникали отдельные группы поздних асуров и атлантов. Примерно в это время в северном полушарии было оледенение, ледники доходили до районов Северного Причерноморья и Северного Прикаспия.
38 тыс.лет днэ – территория Кавказа мало изменилась (похожа на современную). Постоянного населения по прежнему почти не было. В это время в Евразии было новое похолодание, ледники опять доходили до Северного Причерноморья.
30 тыс.лет днэ – началось массовое передвижение племен. Племена передвигались с юга на север по мере таяния ледников. Это были австралоидные племена (очень поздние потомки асуров). Племена расы Гримальди прошли через территорию Кавказа и дошли примерно до территории современного Воронежа и его окрестностей (низовья Волги и долина Среднего Дона) и там основали множество постоянных селений. А на территории Кавказа осели представители второй волны австралоидов. Это были племена барадостской археологической культуры. Барадосцы (так мы назовем первых постоянных жителей Кавказа) были австралоидами (похожи на современных аборигенов Австралии, папуасов, современных веддоидов Цейлона, бушменов, готтентотов), и населяли они обширную территорию Западного Ирана и Кавказа (особенно его восточной части).
12000 г.днэ – состав населения Кавказа мало изменился, там в основном проживали австралоидные племена (потомки барадосцев), австралоидные племена в эти времена населяли обширную территорию от западной окраины современной Турции до Вьетнама (практически весь юг Азии), а также территорию Индонезии, север Австралии и почти всю Африку. Остальные территории (Европа, север Азии и север Америки) начали заселять племена потомков атлантов, так как Атлантида в основном ушла под воды Атлантики, остались только отдельные острова в Атлантике (крупнейший из них – остров Посейдонис). Вероятно в это время отдельные небольшие группы кроманьонцев (потомков атлантов) начинают проникать на территорию Западного Кавказа.
10000 г.днэ – состав населения Кавказа мало изменился, там в основном проживали австралоидные племена зарзийской археологической культуры, которые не сильно отличались от проживавших там барадосцев, но по видимому эти племена немного изменились от воздействия проникающих туда племен ориньякской и гагаринской археологической культуры.
9000 г.днэ – начинается проникновение на Северный Кавказ племен сероглазовской культуры (это южная ветвь гагаринской культуры), они несли в себе все более заметные европеоидные черты. Но преобладающим населением, особенно в Центре и Южном Кавказе, оставались племена зарзийской культуры.
7500 г.днэ – южная половина Кавказа по прежнему населена племенами зарзийской культуры, а северная половина Кавказа населена, проникшим с севера, племенами гагаринской культуры (европеоидами). В кране западную часть Кавказа (северо-Восток Турции) к этому времени проникли племена культуры хаджилар (это племена средиземноморской расы, тоже европеоиды).
6500 г.днэ – в основном население Кавказа осталось тем же, но на месте зарзийской культуры, на Южном Кавказе и в Западном Иране, появилась археологическая культура джармо (эта культура является продолжением зарзийской культуры), но быстрее всего из за все большего проникновения европеоидных, у племен культуры джармо наряду в австралоидными признаками появляется все больше признаков европеоидных племен. Эти племена внешне стали похожи на современных дравидов Индии.
5700 г.днэ – к этому времени на территории Кавказа уже нет племен с австралоидными и дравидоидными признаками, вся территория Кавказа населена племенами чатал-гуюк (это племена средиземноморской европеоидной расы – потомки поздних атлантов), эти племена кроме Кавказа населяли всю территорию современной Турции. Чатал-Гуюк была очень развитой культурой, об этом можно почитать во многих статьях Интернета и археологических книгах.
5400 г.днэ – к этому времени на Кавказе появилась новая археологическая культура – Шулавери (эта культура отделилась от культуры чатал-гуюк, видимо по причине все большего проникновения с территорий, прилегающих к Северному Кавказу, племен гагаринской культуры.
4800 г.днэ – культура шулавери, сменилась культурой шомутепе, вероятно опять из за проникновения с севера племен гагаринской культуры. Причиной движения гагаринцев на юг, явилось то, что с севера на юг началось движение древних индоевропейских племен (потомков гиперборейцев).
3900 г.днэ – опять население Кавказа и Турции стало почти одинаковым, всю эту территорию заняли племена анатолийской культуры, вероятно к этому времени на Кавказ было крупное переселение средиземноморских племен с территории современной Турции.
3300 г.днэ – вновь население Кавказа стало почти однородным, всю эту территорию занимали племена куро-аракского неолита, эти племена отличались по культуре от племен анатолийской культуры, видимо в состав населения Кавказа вошла большая группа племен с севера (племена гагаринской культуры, так как их с севера сильно теснили индоевропейские племена, двигавшиеся в основном с Средней Волги и Южного Урала).
2300 г.днэ – на северо-западе Кавказа обособилась новая группа племен (майкопская культура). Наиболее вероятной причиной формирования этих племен является увеличение численности индоевропейских племен в этой области (эти индоевропейцы являются предками лувийцев, хеттов и палайцев, которые в последующем переселятся с этих мест в Малую Азию). На основной же территории Кавказа продолжают жить племена куро-аракского неолита (это предки всех основных коренных кавказских народов – от абхазов на западе до аварцев на востоке). Эти племена стали основой для формирования всех современных народов кавказской языковой семьи. В эти времена все они еще разговаривали на языках сильно похожих между собою. Именно с этого времени начались контакты (и взаимодействия) между народами индоевропейской языковой семьи и народами кавказской языковой семьи, пока эти контакты были только на севере Кавказа. На западе от кавказких племен (в М.Азии) в те времена жили племена культуры полатлы, которая по языку и культуре были родственны кавказским племенам. Южнее жили гутии и шумеры, которые относятся к дравидоидным народам, к юго-западу от кавказских народов жили семитские племена аккадцев, угаритян и эблаитов. В древних писменных источниках все кавказские народы назывались хурритами, но по моему мнению это название распространялось только на племена, проживавшие на Юж.Кавказе.
1900 г.днэ – по прежнему Кавказ населен родственными кавказскими племенами, южные племена по прежнему называются хурритами. К этому времени через территории Зап.Кавказа (с севера) в М.Азию проникают индоевропейские племена (лувийцы, хетты, палайцы). Палайцы в основном остались на территории северо-востока М.Азии, а лувийцы и хетты ушли вглубь М.Азии.
1250 г.днэ – на Южном Кавказе появилась страна Наири (по сведениям из ассирийских источников), вероятно это был союз хурритских племен, который противостоял ассирийцам и отражал набеги ассирийских отрядов. Ассирия не смогла подчинить Юж.Кавказ своей власти.
1100 г.днэ – среди разных групп кавказских племен появляются значительные различия, некоторые племена начинают обособляться от общей массы. На территории современного Азербайджана обособились племена ходжалы-кедабекской культуры, на территории южного Азербайджана обособились племена муганской культуры, на территории современной Грузии обособились племена центрально-закавказской культуры, на территории Зап.Грузии и Абхазии обособились племена колхидской культуры, на территории Юж.Кавказа продолжали жить кавказские племена (потомки племен куро-аракского неолита), южнее их и в северных районах Междуречья продолжали жить хурриты (южные кавказские племена). По немногу с северо-востока М.Азии (в направлении Юж.Кавказа) начинают продвигаться индоевропейские племена палайцев.
1000 г.днэ – на Южном Кавказе сформировалось мощное государство Урарту, оно стало правопреемником союза хурритских племен, известного под именем Наири. Урарту вело удачные войны с Ассирией, не позволило ассирийцам проникнуть на Кавказ.
900 г.днэ – на основе палайцев и западных фригийцев (которые называли себя хайясами) сформировались племена древних армян. Сначала они жили в верховьях Евфрата (крайний восток современной Турции) и постепенно расселялись на восток (на территорию древнего государства Урарту). На территории западной Грузии появилась новая культура – триалети (это предки грузинского народа).На территории Дагестана образовалась каякентско-хорочеевская культура (это предки многих дагестанских и нахских народов), западнее этой культуры появилась кобанская культура, на территории современного Краснодарского края – прикубанская культура (это предки синдов и меотов). На основе хурритских племен Южного Кавказа сформировался урартский народ.
700 г.днэ – в это время скифские племена проникают на территорию Северного Кавказа.
На остальной территории продолжается процесс формирования новых кавказских народов (выделение их из общей массы кавказских народов). Продолжается проникновение (расселение) армян на Южном Кавказе.
600 г.днэ – на восточном побережье Черного моря (территория Абхазии и Грузии) возникли греческие колонии-города-полисы Диоскуриада и Фасис. Началась торговля греков с колхидскими и грузинскими племенами.
560 г.днэ – территория Урарту подчинена государству Мидия (мидяне – первая волна иранских племен, пришедших с севера на территорию Иран).
550 г.днэ – государство Мидия (а значит и территория Юж.Кавказа) подчинено Ахеменидской (персидской) державе.На территории Колхиды возникло Колхидское царство.
500 г.днэ – к этому времени с территории Северного Кавказа скифские племена полностью вытеснены савроматами (родственными скифам северо-иранскими племенами).
350 г.днэ – на территории Юж.Азербайджана возникло государство Антропатена.
324 г.днэ – территория Ахеменидского государства завоевана Александром Македонским, а значит территория Юж.Кавказа тоже вошла в состав Македонской империи. Македоняне завоевали и государство Антропатена.
310 г.днэ – во время распада Македонской империи, на Юж.Кавказе возникли новые государства – Армения Малая и Армения Великая. Антропатена восстановила свою независимость.
300 г.днэ – в восточной части Кавказа сформировалась новая культура – ялоймутепинская (это предки албанов). На территории Северного Азербайджана возникло государство Албания. В верховьях р.Кура (Вост.Грузия) возникло первое грузинское государство – Иберия. Колхидское царство (на территории Абхазии и Зап.Грузии) продолжало существовать Колхидское царство.
219 г.днэ – государство Малая Армения подчинено Понтийскому государству.
200 г.днэ – рост государства Великая Армения.
150 г.днэ – к этому времени территорию Северного Кавказа заселяют племена аорсов (далекие предки аланов). Колхидское царство завоевано Понтом, греческие полисы на восточном побережье Черного моря тоже подчинены Понтийскому царству. Антропатена подчинена Парфянскому царству.
75 г.днэ – максимальный территориальный рост Великой Армении, ее территория распространялась от западного побережья Каспийского моря до сирийского побережья Средиземного моря. Армянский народ также расселился на обширной территории своего крупного государства. При этом Армения Великая включила в состав своей территории значительную часть Иберии и Албании.
27 г.днэ – Великая Армения стала зависимым от Рима государством, потеряв ряд своих территорий в Сирии.
К началу нашей эры – на Северном Кавказе проживали племена аланов (это далекие предки современных осетин).
100 г – Армения Великая стала зависеть от Парфянского государства.
150 г – на территории Абхазии и Вост.Грузии возникло государство Лазика.
200 г – окончательно сформировался народ албанов – жителей Западного Кавказа. Армяне к этому времени населяют весь Южный Кавказ.
250 г – Армения Великая стала зависимым государством от империи Сасанидов (это правопреемник Парфянского царства).
395 г – Сасаниды ликвидировали государство Великая Армения, включив ее в состав своей территории как провинцию.
400 г – до территории Северного Кавказа часто доходят отдельные отряды кочевников – хазаров.
470 г – Сасаниды завоевали государство Албания.
500 г – государство Албания восстановило свою независимость от Сасанидов.
540 г – Сасаниды завоевали Иберию.
550 г – сложился адыгский народ, народ Колхиды – колхи, иберы (предки грузин),
570 г – Сасаниды вновь завоевали Албанию. Лазику завоевала Византийская империя.
590 г – в Восточной Грузии возникло государство Картли, освободившись от власти Сасанидов.
640 г – Албания восстановила свою независимость от Сасанидов. Весь Южный Кавказ завоеван Арабским халифатом.
651 г – севернее от Кавказа (в степях) появилось сильное государство хазаров (тюрки – кочевники). Но на большей территории Северного Кавказа многие племена сохраняли свою независимость.
749 г – арабы подчинили своей власти Картли и Албанию.
770 г – возникло государство Абхазия (избавившись от власти Византии).Восточнее Абхазии образовалось Грузинское государство (освободившись от власти арабов).Еще восточнее образовалось государство Кахети (тоже освободилось от власти арабов). В это же время образовался Тбилисский эмират.
800 г – на территории севера современного Азербайджана образовались два государства – Ширван (на побережье Каспия и севернее р.Куры) и Албания, которые освободились от власти арабов. Территория южнее Куры оставалась под властью халифата Аббасидов.
882 г – Грузия увеличила свою территорию на юге за счет арабов, на территории Армении возникло большое Анийское царство, которое освободилось от власти арабов.
900 г – на северном Кавказе образовалось первое государство – Алания.
920 г – южнее Анийского царства возникло еще одно армянское государство – Васпуракан.
950 г – сформировался народ «ясы» из аланов, адыгейцы – из адыгов, абхазы – из колхов, грузины – из иберов, лазы – из иберов.
976 г – Абхазия и Грузия были объединены в единое грузинское государство. Из Анийского царства выделились самостоятельные государства – Карсское и Сюник. На юге Дагестана образовалось новое государство – Дербент.
1000 г – от Анийского царства отделилось новое государство – Ташир-Дзорат.
1035 г – Грузия подчинила себе Тбилисский эмират. Византия подчинила себе Васпуракан.
1050 г – Византия захватила Анийское царство, Карсское царство, Сюник и Тшир-Дзорат. С этого времени у армянского народа долгое время не было своего государства. Армяне стали расселяться по всему миру (по Византии и всей Европе).
1075 г – Сельджуки захватили Албанию и Ширван, а также все владения Византии на Южном Кавказе.
1099 г – Сельджуки подчинили Грузинское государство и Кахети.
1100 г – сформировалась дагестанская общность народов, которая в это время уже сильно отличалась от остальных кавказских народов. На основе местного народа албанов и пришедших на территорию Азербайджана огузских племен начинается формирование нового азербайджанского народа.
1124 г – Грузинское государство восстановило свою независимость от Сельджуков
1148 г – Грузия увеличила свои владения. Ширван восстановил свою независимость. В южной части Азербайджана возникло государство Ильдегизидов.
1200 г – на территории Дагестана (севернее Дербента), возникло Аварское ханство.
1210 г – на территории Армении возникло государство Шахарменов. Юго-западная часть Грузии вошла в состав Трапезундской империи.
1229 г – Монголы захватили государство Эльдигизидов, они же уничтожили государство Алания.
1249 г – Монголы захватили государство Шахарменов и большую часть Грузии. Дербент тоже захвачен монголами.
1270 г – территория южного Кавказа входит в монгольское государство Хулагудидов, территории Северного Кавказа подчинены Золотой Орде.
1300 г – начал формироваться кабардинский народ (на основе части местного населения – ясов, и пришедших их степей ордынских племен). Начал формироваться карачаевский народ из одного из ордынских племен во главе с ханом Карачаем. Началось формирование балкарского народа на основе древнего тюркского народа – булгар, родственников волжских булгар (предков современного чувашского народа), часть которых осталась жить на Сев.Кавказе, когда основная масса булгар ушла к Каме, другая – на территорию современной Болгарии.
1349 г – на юге Азербайджана образовалось государство Чобанидов. Большая часть Южного Кавказа подчинена государству Джалаиридов.
1389 г – юг Кавказа, включая государство Чобанидов подчинены государству Тимура.
1449 г – юг Кавказа подчинен государству Кара-Коюнлу.. В это же время Грузия значительно увеличила свою территорию. На юго-западе Грузии возникло княжество Гурия.
1450 г – начал формироваться ногайский народ, после того как Большая Ногайская Орда распалась на части, ногайцы стали жить на севере Дагестана и Калмыкии (калмыков тогда еще там не было).
1467 г – Трапезундская империя захвачена Османской империей (начинается турецкая экспансия на Кавказ). Юг Кавказа разделен между государствами Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу. Север Кавказа разделен между Крымским и Астраханским ханствами.
1490 г – Грузия разделилась на три государства – Западную и Восточную Грузию и Имеретию. Вся территория Южного Кавказа подчинена государству Ак-Коюнлу.
1510 г – Весь юг Кавказа захвачен государством Сефевидов (Ираном).Ширван тоже захвачен Сефевидами.
1537 г – Южный Кавказ разделен между Турцией и Ираном.
1575 г – Из состава Западной Грузии выделилось государство Абхазия. На оставшейся части Западной Грузии возникло государство Мегрелия. От Восточной Грузии отделилось государство Кахети. В связи с ликвидацией Асстраханского ханства (захвачено Россией), земли северного Кавказа стали зависеть от Малой Ногайской Орды.
1648 г – государства Западной Грузии (Абхазия, Мегрелия, Имеретия) стали зависеть от Турции. Восточная Грузия оставалась независимой. Независимы и Кахети и Аварское ханство. В связи с завоеванием Малой Ногайской Орды Россией, владения России в плотную подошли к Северному Кавказу, там стали появляться поселения казаков.
К 1700 году все народы Кавказа в основном сформировались. Вся хронология событий в этой статье составлена по двум моим атласам – «Историческому Атласу народов, племен и культур с 17 млн.лет днэ до 1600 года» и «Историческому Атласу государств мира с 7500 лет днэ до 1548 года»

Академия наук СССР
Ответственный редактор серии А. Л. Нарочницкий

Том 1
ИСТОРИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА с древнейших времен до конца XVIII в.

Ответственный редактор книги академик В. Б. Пиотровский

И90 История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. — М.: Наука, 1988. — 554 с.
ISBN 5-02-009486-2

Книга представляет собой первую в советской исторической науке попытку обобщающего освещения истории северокавказских народов с древнейших времен до конца XVIII в. Труд написан крупнейшими учеными-кавказоведами Москвы, Ленинграда, северокавказских республик, краев и областей РСФСР, Грузинской ССР, опирается на марксистско-ленинскую методологию. Широкое использование многоязычных письменных источников и археологического материала позволили представить наглядную панораму сложнейших событий многовековой истории народов Северного Кавказа и очертить основные тенденции их социально-экономического, политического и культурного развития. Важное место в книге занимает изложение причин процесса сближения северокавказских народов с русским народом, приведшего к их вхождению в состав России.

Том 2
ИСТОРИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (конец XVIII в. - 1917 г.)

Ответственный редактор книги академик А. Л. Нарочницкий

И90 История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. — 1917 г.). — М.: Наука, 1988. — 659 с., ил.
ISBN 5-02-009408-0

В книге освещается завершение вхождения народов Северного Кавказа в состав России в первой четверти XIX в., исследуются положительные последствия этого процесса для культуры и хозяйства края (пресечение работорговли и феодальных междоусобий, упрочение безопасности края, усовершенствование земледелия и свобода торговли, воздействие передовой русской и мировой культуры, развитие промышленности и начало добычи в крае полезных ископаемых, формирование национальных рабочих кадров). Показывается участие северокавказских народов в национально-освободительном и революционном движениях в XIX в. и начале XX в., становление первых большевистских организаций в крае и их роль в революции 1905—1907 гг. и подготовке Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. Для всех, интересующихся историей народов Кавказа.


Кавказ - это особый мир множества этносов, конфессий, социумов, культурно-лингвистических групп и иных социальных общностей, которые при всех своих отличиях друг от друга, иногда весьма резких, образуют все же своеобразное единство. Это единство на протяжении истории многими оспаривалось или ставилось под вопрос, особенно - во время войн, революций, межэтнических и межрелигиозных конфликтов, повстанческих и других движений социального и политического протеста. И, тем не менее, вся история Кавказа, изобилующая общественными потрясениями, человеческими трагедиями и даже национальными катастрофами для многих проживавших здесь или продолжающих жить народов, свидетельствует о том, что Кавказ - это не только обилие противоречий, несогласий и взаимных претензий, но также сложный регион, единый в многообразии, имеющий свое общее лицо и определенную общность менталитета, нравов, обычаев, норм поведения и духовных ценностей. При всей ограниченности этой общности, существующей в неразрывном единстве со спецификой общественного быта и внутреннего мира каждого этноса или социума, каждой общины, конфессии или группы, трудно переоценить значение того, что объединяет всех кавказцев.

Ввиду этого своеобразие кавказского культурно-исторического сообщества заключается в том, что это - единство в многообразии, целостная и многоцветная суперкультура, построенная на взаимодействии, кое-где синтезе, кое-где сосуществовании, а кое-где и непримиримом противостоянии тесно взаимосвязанных и в чем-то противоречивых и даже конфликтующих друг с другом субкультур. Тем не менее наличие центробежных и разъединяющих тенденций периодически умеряется стремлением к объединению и согласию.

На состав населения Кавказа, судьбы его народов и государств всегда влияли геополитические, физико-географические, климатические, территориальные и прочие условия. На сильно пересеченном, в большинстве случаев труднодоступном и не всегда благоприятном для жизни, изобилующем горными кряжами и ущельями пространстве между Черным и Каспийскими морями всегда жили десятки крупных и сотни небольших племен и народностей. Еще Аль-Масуди отмечал, что Кавказ - это «великая гора», которая «вмещает много царств и народов ». И всем им некуда было уйти друг от друга, ибо пригодных для жизни земель на гористом Кавказе для всех всегда не хватало.

Люди, концентрируясь в долинах и предгорьях, в случае конфликтов сражались до последнего, так как уход из родных мест означал не только затрату родины и давно освоенной земли (без перспективы получить новую, за которую надо было еще бороться), но и потерю лица и самоуважения, без которых кавказец существовать просто не может. Да и рельеф серьезно препятствовал уходу или делал его невозможным. В связи с этим в жизни кавказцев, наряду с крайней жесткостью в принципиальных конфликтах, сформировался некий свод правил, способствующих достижению согласия по самым разным вопросам - от политических и военных до хозяйственных и бытовых. Долгая и противоречивая история приучила народы Кавказа к тому, что им друг от друга никуда не деться, как и от своего опыта общения и своей многострадальной земли. Поэтому историю каждого из них надо изучать не отдельно, а в рамках общего для всего Кавказа исторического развития и с учетом совместно выработанных общих для всех кавказцев ценностей.

Хребты Кавказских гор разделяют не только территорию региона, но и его население. Особенности топографии Кавказа определяют и обилие разновидностей форм жизни, и этническую разнородность. Более того, они же породили редкую для других регионов фрагментацию этносов, что, в свою очередь, предопределило живучесть общинных, племенных, родовых структур, а также - крайнюю многочисленность локальных структур и субкультур, языков и наречий. Этнокультурное разнообразие Кавказа также исторически связано с его положением между Европой и Азией, между ареалами земледельческо-городских и кочевых цивилизаций. Этот регион, чрезвычайно важный в геостратегическом отношении, всегда отделял восток Европы от запада Азии, христианство от ислама, оседлый мир от кочевого. Здесь в разное время сходились интересы таких великих держав, как Рим и Византия, Россия и Золотая Орда, Иран и Османская империя. Для правителей всех этих государств-гигантов Кавказ был необходим и сам по себе, и как плацдарм для вторжения на Ближний Восток, и для контроля над стратегически важными путями, в том числе - через Каспий и Черноморье. Кавказ в самом общем плане - это не только горы и не только отделенные горными хребтами от восточной Европы закавказские страны. Это также и степное Предкавказье, своего рода переход от Закавказья к южнорусским равнинам. Именно по этой причине Северный Кавказ существенно отличается от южного по своим природным условиям, по своей истории, политическим судьбам, культуре и составу населения. Тем не менее, то общее, что объединяет кавказский север и Закавказье, все же, пожалуй, преобладает и дает основания рассматривать Кавказ как единый комплекс, а историю его народов - в тесной взаимосвязи севера и юга, их взаимодействии и взаимовлиянии.

Прикаспийский путь был с незапамятных времен привычной дорогой степных набегов на страны Закавказья, но также - важнейшим руслом транскавказской транзитной торговли. По сведениям Страбона, именно по этому каналу древнейшие жители региона получали доставлявшиеся к ним через Мидию и Армению индийские и вавилонские товары. Древние аланы более двух столетий на заре нашей эры совершали походы в Закавказье и Малую Азию через Дарьяльское ущелье, получившее впоследствии название Аланские ворота. Результатом ответных нашествий стало освоение в I в. н. э. прикаспийских территорий восточного Кавказа пришедшими с юга ираноязычными племенами. В Закавказье уже в I тысячелетии до н. э. существовали развитые культуры и государства. Но их влияние на Северный Кавказ было ограниченным до великого переселения народов IV-VI вв. н. э. Еще раньше под воздействием вторжений извне (скифов, киммерийцев, древних тюрок) на Кавказе постоянно происходили перемещения, смешения, взаимная ассимиляция разных этносов и племен, что нередко приводило к исчезновению некоторых из них и образованию новых. Важное значение имело вторжение гуннов в конце IV в. н. э. через Закавказье в Иран,

Малую Азию и Сирию. Отступив вскоре на Северный Кавказ, гунны потом вплоть до VI в. нападали на Закавказье. В состав созданного ими союза племен входили булгары, авары, хазары и другие народы, впоследствии известные на востоке Европы. В это же время крайне обострилась борьба за Кавказ между Римом (потом - Византией) и Ираном. Отражением этой борьбы явилось торжество христианства в Армянском царстве, Картли (Грузии) и кавказской Албании, в которой, однако, сильные позиции сохраняли зороастризм и местные языческие культы.

Для дальнейших судеб Кавказа было весьма важным распределение влияния Византии (т. е. условно - Запада) и Ирана (Востока). Практически они поделили между собой грузинские и армянские земли, а также Северный Кавказ. Прикаспийские территории восточного Кавказа остались за Ираном, господствовавшим здесь более 200 лет. Вместе с иранцами на этнический состав жителей Кавказа в то время существенно повлияли гунны и хазары, а затем - пришедшие в середине VII в. арабы. Закавказье и часть кавказского севера вошли в состав Арабского халифата и подверглись исламизации. Ислам наиболее успешно распространялся в прикаспийском Кавказе. Но и Тбилиси не избежал этого влияния и стал столицей эмирата, где проживало много арабов, персов и других мусульман. Борьба между Византией и Халифатом продолжалась более 400 лет. В ходе ее не раз армянские и грузинские земли восстанавливали свою независимость. В XI в. тюркские племена из Центральной Азии под предводительством династии Сельджукидов захватили Кавказ и окончательно изгнали византийцев, разгромив их в 1071г. Но Грузия, объединенная Багратом III (975-1014),избежала нового порабощения. В 1122г. царь Давид Строитель изгнал мусульман из Тбилиси. В правление царицы Тамары (1184-1213) Грузия достигла расцвета, раскинувшись от Эрзерума до Ганджи и Черкессии, а также - подчинив себе Ширван и Трапезунд. Отбив нашествие тюрок, Грузия распространила свою власть и на север Армении, усилив одновременно свои позиции на востоке Закавказья, севере Ирана и на Черноморском побережье. Примерно в то же время, в XIIв., громадные пространства равнинного Предкавказья и Северного Кавказа - от Нижнего Дона до Дербента были заняты кипчаками - половцами, которые отступили сюда из южнорусских степей под ударами киевского князя Владимира Мономаха. Часть кипчаков даже служила царям Грузии. Что не помешало им, однако, в XIII в. опустошать Грузию и самостоятельно, и в составе монголо-татарской армии.

Воцарение Сельджукидов на огромном пространстве от Средней Азии до Анатолии привело к наплыву тюркских племен на Кавказ, где они компактно заселили территорию бывшей Кавказской Албании и часть земель Армении и Грузии. Как и в Малой Азии, это привело к масштабным разрушениям и гибели значительной части жителей (особенно в Армении), к тюркизации населения, в ходе который были вытеснены языком пришельцев местные языки «азери» (на юге), «арани» (на севере), а также начала формироваться тюркоязычная азербайджанская народность. В дальнейшем усилению этого процесса способствовал приход в Закавказье новых тюркских племен (в основном огузов) во время нашествий монголов и Тимура. С той поры прежнее название «Арран» сменилось на тюркско-иранское Карабах («Черный сад»). Следует отметить, что азербайджанский язык и культура формировались постепенно, вбирая в себя элементы прежнего культурного слоя, а функции литературного языка долгое время выполняли арабский и фарси (персидский).

В 1220 г. монголы вторглись в Карабах, а потом в Грузию и Армению, что привело к подчинению Грузии наследникам Чингисхана и гибели армянской государственности. Подвергшееся страшному разорению, Закавказье в целом стало объектом ожесточенной борьбы между тюрко-монгольскими ханами Золотой Орды и правившими в Иране монгольскими правителями Хулагидами. Оно сильно пострадало в XIV в. во время походов Тохтамыша и Тимура. Особенно тяжелый удар был нанесен Грузии походом 1403 г., после которого она так и не оправилась. Вскоре она распалась на независимые царства Картли, Кахети, Имерети и княжество Самцхе-Саатабаго. Тогда же, в XV в., Армения попала под власть племенных союзов кочевых тюрок Кара-Коюнлу («Черных баранов»), а затем Ак-Коюнлу («Белых баранов»), господствовавших на западе Ирана, в Ираке и на юге Кавказа. Уничтожение армянского населения, в том числе - большей части знати, захват ее земель военно-кочевой аристократией монголо-татар (в том числе - кипчаков, не раз вторгавшихся с севера в Закавказье), разрушение городов, привели к росту начавшейся еще в XI в. эмиграции армян в Грузию, Иран и особенно Малую Азию, где с конца XI в. существовало Киликийское Армянское царство во главе с династией Рубенидов (1080-1375). Часть армян перебралась в Крым и даже в Польшу. Некоторые оказались в Индии и Средней Азии.

Мусульманское население Закавказья также подвергалось эксплуатации и грабежу сменявшими друг друга завоевателями, однако - в гораздо меньшей степени ввиду религиозной и языковой близости кипчакам, огузам и татарам, составлявшим основу войск, завоевывавших Кавказ. Это же относится и к мусульманам Северного Кавказа. Впрочем, в самом начале монгольских походов на Кавказ кипчаки, обосновавшиеся в Предкавказье и тогда еще не принявшие ислам, разоряли Ширван и Арран, уже в значительной мере и тюркизированные, и исламизированные. В дальнейшем тюркизация и исламизация Восточного Кавказа (преимущественно территории современных Азербайджана и Дагестана), в меньшей степени - Северного Кавказа, продолжались вследствие постоянного наплыва тюрок с войсками монголов, Тимура, Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу. Пришельцы долгое время сохраняли племенную организацию, личную свободу и привилегированное положение. А на местных жителей, включая мусульман, распространялось действие указа (ярлыка) 1303 г. о прикреплении к земле, т. е. о закрепощении оседлого сельского населения.

В XV в. самостоятельность на Кавказе сохраняли лишь грузинские государства Картли, Кахети и Имерети, а также - Ширван, которым с 654 г. правили мусульманские властители, с 799 г. именовавшиеся ширваншахами. При династии ширваншахов Дербенди (1382-1538) Ширван со столицей в г. Шемахе стал процветающим центром земледелия, выделки шелка и тканей, важным международным торговым и культурным центром. В Шемахе имелись многочисленные шелкопрядильни, ткацкие и ковровые мастерские, предприятия по выделке бумаги, а также многочисленные фактории местных, арабских, персидских, хорезмийских, индийских, русских и западноевропейских купцов. Шемаха славилась также мастерами ширвано-апшеронской архитектурной школы, местной миниатюры, конкурировавшей с персидскими образцами, и декоративно-прикладного искусства. Здесь жили многие поэты и другие деятели культуры, в произведениях которых отражался процесс формирования азербайджанского этноса как за счет тюркизации местного ранее ирано-язычного и другого населения, так и путем интеграции тюрок, пришедших из Средней Азии, Ирана и северокавказских областей. Этот процесс был во многом схож с аналогичным процессом формирования турецкого этноса в Анатолии. Однако именно в XV в. наметилось отделение тюрок Закавказья от малоазиатских прежде всего на основе постепенного обособления в XIV в. восточно-тюркских наречий до того единого тюрко-язычного комплекса Малой Азии, Ирана и Закавказья. Одним из ранних азербайджанских поэтов считается уроженец Шемахи Имадеддин Насими (конец XIV в. - начало XV в.). Он - среди первых авторов газелей на азербайджанском языке, отступивший от традиции писать стихи по-арабски или по-персидски. К XV в. относится и творчество Касима Энвера, ученого - географа Бакуви, как и создание шедевров азербайджанского зодчества - дворца ширваншахов в Баку, дворцового комплекса «Хешт-бехишт» (Восемь раев) в Тебризе и других.

Культурно-лингвистические различия дополнились (а во многом и порождались) историко-политическими процессами. Захватив в 1453 г. Константинополь, турки-османы активизировали свою экспансию за пределами Анатолии, в том числе - в бассейне Черного моря и на Кавказе. Подчинив себе Крым в 1475 г., они стимулировали экспансию Крымского ханства на Северный Кавказ, а также - набеги с целью работорговли по всему Черноморскому побережью Кавказа. Их нараставшее соперничество с Ираном не только ставило в отчаянное положение христиан Кавказа, прежде всего - грузин и армян, зажатых между двумя мощными мусульманскими державами, но сказывалось и на положении кавказских мусульман, исторически (а в XIII-XV вв. и политически) связанных с Ираном или, по крайней мере, с тюрками Ирана. Это обстоятельство также сказалось и на обособлении кавказских тюрок от анатолийских, и вообще на дальнейших судьбах Кавказа.

В истории Кавказа чрезвычайно важны были связи между самими кавказскими народами. Они в определенной мере затруднялись религиозными различиями, игравшими в эпоху Средневековья весьма значительную, иногда решающую роль. Существенны были географические и экономические факторы.

Так сложилось, что Западный Кавказ был изначально втянут в византийскую торговлю и вообще в сферу влияния (в том числе религиозного) Византии, в известной мере дополнявшегося влиянием и торговыми операциями генуэзцев. В то же время Восточный Кавказ и Дагестан были связаны главным образом с Ближним Востоком, прежде всего - с Арабским халифатом и Ираном. Северный Кавказ при этом оказывался яблоком раздора, тяготея в культурно-религиозном плане к Восточному Кавказу, но экономически и политически - к Западному. Даже в XIV-XV вв. там была весьма интенсивна генуэзская торговля. Но с падением Византии все изменилось и прежняя конкуренция ориентации, не лишенная религиозно-культурного содержания, превратилась к началу XVI в. в османо-иранское соперничество чисто политического свойства (несмотря на наличие также суннитско-шиитских разногласий).

При всей сложности внутрикавказских споров и давних счетов (например, у жителей равнин к горцам и у автохтонов к пришлым мигрантам) народы Кавказа всегда интенсивно общались друг с другом. Известно, что постоянно существовали экономические, культурные и прочие связи Северного Кавказа с восточным Закавказьем, что и определило во многом этнический облик последнего. В армии Грузии на разных этапах ее истории служили адыги (черкесы), аланы (осетины), лаки, ингуши, чеченцы, представители различных народов Дагестана. В то же время правители Дагестана, Кабарды, Осетии устраивали набеги на земли грузин, армян и прочих жителей равнин и долин. В XIV в. значительная часть осетин, спасаясь от монголов, переселилась в Грузию. Часты были случаи единения абхазов и кабардинцев, миграций аварцев и других этносов Дагестана, возникновения в Дагестане и Азербайджане смешанных поселений горцев разного происхождения, нанимавшихся на службу к карабахскому, кубинскому, текинскому и другим ханам. По разным причинам - политическим, экономическим, военным, природным и иным - неоднократно менялись места расселения различных групп кавказцев, например, таких как ногайцы (потомки кипчаков), адыги, кабардинцы, чеченцы, ингуши и другие. К началу XVI в. началось расселение армян среди северокавказских черкесов («черкесо-гаев»). Все эти процессы, иногда связанные также со стихийными бедствиями (землетрясениями, болезнями), иногда - с сезонными работами, были свойственны всему Кавказу. Поэтому, например, даже в Грузии, стране с наиболее прочной государственностью и компактным расселением государствообразующего этноса, также сложилось, как и в других регионах Кавказа, полиэтническое общество, включавшее помимо грузин, также армян и представителей других народов, в том числе - мусульман. Но, конечно, в наибольшей степени этнонациональная и политическая раздробленность была свойственна Северному Кавказу, где с VIII в. насчитывалось множество мелких «царств», княжеств, бейств, ханств, общин, племен.

Важной частью истории Кавказа издавна были его связи с Россией. Первые сведения о славянах и русах обнаружены еще в армянских и грузинских источниках VII-XI вв., а сведения о Кавказе - в русских летописях XI-XII вв. Русские товары отмечены на рынках Ганджи и Дербента еще в X в., а во Владимирской и Псковских землях найдены арабские дирхемы IX-X вв., чеканенные в Тбилиси. В более позднее время были известны шелка, драгоценности и оружие, доставлявшиеся из Шемахи прежде всего армянскими купцами. появившимися на Руси еще до ее крещения. Во многих источниках, в том числе - в поэмах великого Низами Ганджеви, получили отражение русские походы 1025-1034 гг. на Баку, Дербент и Ширван. В то же время известно, что русские дружинники служили у эмира Дербента в X в., а армянские воины - в войсках киевского князя Ярослава Мудрого в XI в. и галицкого князя Льва Даниловича в XIII в.

Русь и Кавказ связывали также семейно-династические отношения. Князь Владимир Святой был женат на Анне, армянке по происхождению, сын Мономаха Ярополк, также как и Андрей Боголюбский, его брат Всеволод и киевский князь Мстислав - на аланских княжнах. Князь киевский Изяслав женился в 1154 г. на Русудан, дочери грузинского царя Дэ-метрэ, а знаменитая грузинская царица Тамара вышла замуж за Юрия, сына Андрея Боголюбского. Изгнанный через два года из Грузии по собственной вине, Юрий, по некоторым данным, потом правил небольшим уделом в Карабахе.

Грузинские и армянские монахи, как и греко-византийские, повлияли на формирование основ православной культуры Киевской Руси, а мастера живописи, мозаики и орнамента из Грузии, Армении и христианской Албании Кавказской участвовали в строительстве и украшении русских церквей. Сыграли свою роль и переводы литературных и теологических сочинений с армянского на русский и с русского на армянский («Жития блаженных Бориса и Глеба»), особенно - в XI в.

После того, как Русь и Кавказ стали данниками Золотой Орды, связи их на некоторое время пришли в упадок. Их возрождению во многом способствовали армянские купцы Крыма, часто приезжавшие в Москву и образовавшие там в XIV- XV вв. большинство особого сословия «гостей-сурожан», т. е. торговцев из Сурожа (Судака). В связи с этим недалеко от московского Кремля был даже возведен армянский караван-сарай. Армянские купцы нередко выполняли и дипломатические поручения правителей Москвы, в частности - «государя всея Руси» Ивана ПI. Усиление в XV в. турецкой экспансии на Черном море перекрыло многие пути черноморской торговли, что привело к оживлению торговых путей через Каспийское море, Дербент и Шемаху, где русские купцы действовали в партнерстве с местными торговцами различного происхождения. В 1465 г. были установлены дипломатические отношения между Москвой и государством ширваншахов Дербенди. Посольство Василия Панина в Шемаху в 1466 г. явилось первым русским посольством в страны Востока. Тогда же Дербент, Шемаху и Баку посетил знаменитый тверской купец - путешественник Афанасий Никитин. В 1475 г. Иван ПI направил своего посланника к правителю государства Ак-Коюнлу Узун Хасану. А в 1491-1492 гг. в Москву прибыло посольство от кахетинского царя Александра.

Таким образом, к XVI в. Кавказ оставался политически (а также этнокультурно) раздробленным и практически беззащитным перед соперничавшими из-за него мусульманскими державами. Превращение Черного моря почти во «внутриосманское озеро» отрезало Кавказ от Европы. Выход за пределы османо-иранского соперничества был возможен только через Россию, которая тогда еще не стала великой державой, только что освободилась от Золотой Орды и накапливала силы для следующего рывка. Но уже имевшийся к тому времени опыт русско-кавказских отношений, стремление России избавиться от ордынского наследия (в том числе - от необходимости платить дань Крыму, осуществлявшему тогда экспансию на Северный Кавказ) и неизбежность столкновения с мусульманскими державами, поддерживавшими наследников Золотой Орды, как бы притягивали Россию к Кавказу. В этом же направлении действовали и постепенно оформлявшиеся экономические и геостратегические интересы встававшего на ноги молодого Русского государства.



Таргамос упоминается в Библии, в так называемой "Таблице народов", являясь, как и в грузинских летописях, внуком Яфета (см. "Бытие", гл.10.ст.3). Правда, в Библии имя этого персонажа звучит как Торгама

Ученый-монах Леонти Мровели, живший в ХI веке, написал исторический труд, носящий название “Жизнь картлийских царей”. Труд этот, основывающийся на еще более древних летописных источниках грузин и, может быть, армян, является началом всех известных списков свода древнегрузинских летописей “Картлис цховреба” (“Жизнь Грузии”), сведенных в единую книгу между ХII и ХIV веками. Происхождение коренных кавказских народов Леонти Мровели рисует так: “Прежде всего упомянем, что у армян и картлийцев, ранов и моваканов, эров и леков, мегрелов и кавкасианов - у всех этих народов был единый отец по имени Таргамос. Сей Таргамос был сыном Таршиса, внуком Иафета - сына Ноева. Был тот Таргамос героем. По разделении языков, когда воздвигали башню Вавилонову, различились и рассеялись оттуда языки по всему свету. Пришел Таргамос со всем племенем своим и утвердился между двумя недоступными человеку горами - Араратом и Масисом. И было племя его велико и бесчисленно, обзавелся он многодетным потомством, детьми и внуками сыновей и дочерей своих, ибо жил он шестьсот лет. И не вмещали их земли Арарата и Масиса.
Страны же той, что досталась им в удел, сии суть рубежи: с востока - море Гургенское, с запада - море Понтийское, юга - море Оретское и севера - гора Кавказ.

Среди сынов его отличились восемь братьев, герои многосильные и славные, которых звали так: первого - Гаос, второго- Картлос, третьего- Бардос, четвертого- Мовакан, пятого- Лек, шестого- Эрос, седьмого- Кавкас, восьмого- Эгрос...” Ограничен круг кавказских народов, воспринимаемых древним историком как “потомки Таргамоса”. Если с армянами, картлийцами (грузинами), мегрелами и ранами (албанцами) все ясно, то другие наименования требуют расшифровки, которую мы получаем у Г.В. Цулая в соответствующих примечаниях. Так, моваканы оказываются племенем Кавказской Албании, родственным современным лезгинам, эры - древний могущественный народ, живший на сопредельных территориях современных восточной Грузии и западного Азербайджана (историческая Кахетия), леки - “грузинское название народов Дагестана в целом “ и, наконец, кавкасиане - предки не только современных чеченцев, ингушей и бацбийцев, но и других нахских племен и этнических групп, которые до нашего времени не сохранились.

Четко очерчены границы “страны Таргамоса”, в которой ученые видят воспоминания о царстве Урарту в период его могущества. Мы хотели бы обратить внимание читателей на то, что назвав эпоним (имя легендарного родоначальника) того или иного народа, Мровели нигде больше не путает эту взаимосвязь, то есть дагестанцы для него всегда остаются “потомками Лекоса”, вайнахи - “потомками Кавкаса”, грузины - “потомками Картлоса” и т.д. При этом могут называться и новые эпонимы (например, у дагестанцев Хозоних), но всегда подчеркивается, что вводимый на страницы повествования новый легендарный персонаж - сын, внук или более дальний, но всегда прямой, потомок одного из восьми братьев - сыновей Таргамоса.

В дальнейшем Мровели повествует о победоносной борьбе таргамосиан (в которых, как уже отмечалось, можно видеть халдов-урартийцев) с Ассирией. Отразив натиск ассирийцев и разгромив их силы, восемь братьев - сыновья Таргамоса, получают для жительства свои уделы на Кавказе. Шесть братьев и соответствующие им народы (армяне, грузины, мегрелы, “моваканы”, албанцы, эры) остаются в Закавказье. О заселении Северного Кавказа Мровели пишет так:
“Земли же к северу от Кавказа не только не были уделом Таргамоса, но не было и жителей к северу от Кавказа. Были безлюдными пространства те от Кавказа до Великой реки, что впадает в море Дарубандское (Каспийское море; “Великая река” - Волга - авт.). Потому-то и избрал Таргамос из множества героев двух - Лекана (Лекоса) и Кавкаса. Дал Лекану земли от моря Дарубандского до реки Ломека (Терека), к северу - до Великой реки Хазарети. Кавкасу - от реки Ломека до рубежей Кавказа на Западе”.

Итак, дагестанцы расселились от Каспийского моря до Терека, а вайнахи - от Терека “до рубежей Кавказа на Западе”. Интересно, что у Мровели мы находим и древнейшее название Терека (Ломеки), которое составлено из вайнахского словосочетания “горная река” (ломе - хи). Что касается географического термина “Кавказ”, то следует учитывать, что древнегрузинские авторы, в том числе и Мровели, под этим термином всегда подразумевали Центральный Кавказ и конкретно - гору Эльбрус.9 Следовательно, границы “удела Кавкаса” доходили до Эльбруса и включали в себя эту гору.

Далее, после описания заселения дагестанцами и вайнахами Северного Кавказа, Мровели возвращается к событиям, происходившим в Закавказье, в “уделе Картлоса”. Он рассказывает о его потомках, о попытках ввести в Грузии царскую власть, о междоусобицах и т.д. Повествование доводится до античной эпохи и, несмотря на хронологическую неопределенность, явно подчеркивается два характерных момента - возвышение и расцвет среди древних грузинских городов столицы Мцхеты и язычество грузин, которые в отмечаемый период поклонялись “солнцу и луне и пятирице звезд, и первой и главной их святыней была могила Картлоса”.

Приведем цитату из источника:
“В ту пору усилились хазары и начали войну с племенами леков и кавкасов. Таргамосиане в то время пребывали во взаимном мире и любви.Над сыновьями Кавкаса был владыкой Дурдзук, сын Тирета. Решили шестеро Таргамосианов искать помощи в борьбе против хазар.И собрались все из племени Таргамосианов, преодолели горы Кавказа, покорили пределы Хазарети и, воздвигнув города на ее подступах, возвратились”.

Прервем на минуту цитирование. Здесь необходимы некоторые разъяснения. В древнеармянской версии “Картлис цховреба” приведенный нами выше отрывок передается в следующих словах: “В это время укрепилось племя Хазрацов, стали бороться против рода Лекаца и Кавкаса, которые от этого впали в печаль; просили помощи у шести домов Торгома, которые в это время пребывали в веселии и мире, дабы пришли к ним для спасения, которые и пошли в полной готовности на помощь и перевалили горы Кавкаса и полонили земли Хазраца руками сына Тирета - Дуцука, который и призвал их на помощь”.

Древнеармянская версия существенно дополняет грузинскую. Во-первых, становится ясно, что основная тяжесть войны с хазарами легла на плечи вайнахов (дурдзуков, как их почти до ХIХ столетия называли грузины), и именно они обратились к закавказцам с просьбой о помощи. Помощь была оказана, но завоевание хазарских земель было проведено вайнахскими силами (“полонили земли Хазраца руками сына Тирета - Дуцука...”). Вернемся, однако, к прерванной цитате:“Вслед за этим (то есть после военного разгрома - авт.) хазары избрали себе царя. Вся хазарщина стала повиноваться избранному царю, и возглавляемые им хазары прошли Морские ворота, которые ныне именуются Дарубанди (то есть Дербент - авт.). Не в силах оказались Таргамосиане противостоять хазарам, ибо было их бесчисленное множество. Полонили они страну Таргамосианов, сокрушили все города Арарата, Масиса и Севера...”

Далее повествуется о частых набегах хазар в Закавказье, об уводе в плен людей и т.д. Отмечается, что для набегов хазары использовали не только Дербентский проход, но и Дарьяльское ущелье. Затем Мровели фиксирует первое появление на Кавказе осетин:“В первый же свой поход хазарский царь перевалил горы Кавказа и полонил народы, о чем выше писано мною. Был у него сын по имени Уобос, которому дал пленников Сомхити и Картли (то есть Армении и Грузии - авт.). Дал ему часть страны Кавкаса, к западу от реки Ломека до западных пределов гор. И поселился Уобос. Потомками его являются овсы. Это и есть Овсети (Осетия), что была частью удела Кавкаса. Дурдзук же, что был самым знаменитым среди сынов Кавкаса, ушел и расположился в горной теснине, которой и дал имя свое - Дурдзукети..."

У чеченцев когда-то было три таких символических предмета: «къоман йай» («национальный котел»), «къоман тептар» («национальная хроника») и «къоман мухар» («национальная печать»). Все они хранились в Нашахе, в родовой башне Моцар (Моцархой), древнего клана, который был хранителем этих общенациональных чеченских реликвий.

На бронзовых полосах, которые были вертикально припаяны к внешней стороне котла, были выбиты названия этих 63-х тайпов.

Котел был разрушен по приказу имама Шамиля двумя чеченским наибами в 1845 или в 1846 году. Наибы были представителями тайпов Нашхо и Дишни. Осознав содеянное, они начали обвинять в этом святотатстве каждый другого. Между ними завязалась вражда, и их потомков удалось примирить лишь в 30-е годы XX века.

Недавно обнаружена рукопись-оригинал алана Аздина Вазара. Рукопись эта, составленная на арабском языке, найдена историком из Иордании Абдул-Гани Хасаном аль-Шашани среди 30 тысяч древних рукописей, хранящихся в мечети ал-Азхар в Каире. Аздин, по рукописи, родился в год нашествия полчищ Тамерлана на Кавказ - в 1395 году. Себя он называет представителем “аланского племени нохчий”. Отец Аздина- Вазар, был офицером высокого ранга, одним из военачальников-наемников монголо-татарского войска и жил в столице татар - городе Сарай. Будучи мусульманином, Вазар послал сына учиться в мусульманские страны.Затем тот вернулся на родину с целью проповедовать ислам среди своих соотечественников. По его словам, одна часть алан-вайнахов исповедывала христианство, другая- язычество (“магос цIера дин” - то есть солнце - и огнепоклонничество). Миссия исламизации вайнахов в тот период не имела ощутимого успеха.

В своей книге Аздин Вазар описывает границы и земли расселения алан-вайнахов: к северу от реки Куры и Тушетии, от реки Алазань и Азербайджана - до северных пределов Дарьяла и течения Терека. И от Каспия (по равнине) до реки Дон. Сохранилось и название этой равнины - Сотай. В рукописи упоминаются и некоторые населенные пункты Алании: Мажар, Дади-ке (Дади-ков), крепость Баланжар, Балх, Малка, Нашах, Макжа, Аргун, Килбах, Терки. Описывается и местность в нижнем течении Терека, при впадении его в Каспийское море - равнина Кешан и остров Чечен. Везде аланы и вайнахи для Аздина полностью тождественны. Среди вайнахских кланов, перечисляемых историком-миссионером, большинство сохранилось и по сей день. Однако он упоминает и те кланы, которых сегодня нет в вайнахской тайповой номенклатуре, например: Адой, Ваной, Суберой, Мартнах, Нартнах и др.
взял тут