Система оит. Сертификация оит. Инспекционный контроль за сертифицированными ОИТ

СИСТЕ МА СЕРТИФИКАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ, ИЗДЕЛИЙ
И ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК,
РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ

Дополнительные схемы сертификации ОИТ, а также модели сертифицируемых систем качества утверждаются совместно Минатомом России, Госстандартом России и Госатомнадзором России по представлению Центрального органа Системы.

2.8 Информация о результатах сертификации.

Органы по сертификации ОИТ ведут учет выданных ими сертификатов и лицензий на применение знаков соответствия и направляют информацию о них и своей деятельности по сертификации в Центральный орган Системы.

Документы и материалы, подтверждающие сертификацию ОИТ, находятся на хранении в органе по сертификации, выдавшем сертификат.

В сопроводительной технической документации, прилагаемой к сертифицированным ОИТ (технический паспорт, этикетка и др.), а также в сопроводительной документации должна быть сделана запись о проведенной сертификации и указан номер и дата выдачи сертификата.

3. Требования к нормативным документам 1 на сертифицируемые ОИТ

1 Нормативные документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация, указаны в документе «Система сертификация оборудования, изделий и технологий» для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Основные положения».

3.1 В нормативных документах, на соответствие требованиям которых проводится сертификация, должны быть установлены характеристики (показатели) ОИТ и методы испытаний, требования к производствам ОИТ, системам качества, позволяющие обеспечить их идентификацию и полное и достоверное подтверждение соответствия ОИТ этим требованиям.

3.2 Положения нормативных документов должны быть сформулированы четко, обеспечивая их точное и однозначное толкование.

Размерность и количественные значения характеристик должны быть заданы таким образом, чтобы имелась возможность для их воспроизводимого определения с заданной или известной точностью при испытаниях. Содержание и изложение этих сведений должно позволить различным испытательным лабораториям (центрам) (далее - испытательные лаборатории) получать сопоставимые результаты. Должна быть указана последовательность проведения испытаний, если эта последовательность влияет на результаты испытаний.

3.3 Требования нормативных документов к маркировке должны обеспечить однозначную идентификацию ОИТ, а также содержать указания об условиях применения, месте и способе нанесения знака соответствия. Маркировка ОИТ должна осуществляться на русском языке.

4. Правила проведения сертификации ОИТ

При рассмотрении заявки орган по сертификации определяет целесообразность привлечения к этой работе соответствующего аккредитованного в Системе сертификационного экспертного центра и, в случае положительного решения, уведомляет его об этом.

Решение содержит все основные условия сертификации, основывающиеся на установленном порядке сертификации заявленных видов ОИТ, в том числе указываются принятая органом по сертификации схема сертификации, перечень необходимых для проведения экспертизы документов, конкретный сертификационный экспертный центр (центры) и перечень аккредитованных испытательных лабораторий, которые могут проводить испытания соответствующего вида ОИТ.

В случае участия в сертификации двух и более сертификационных экспертных центров и (или) проведения испытаний в двух или более испытательных лабораториях орган по сертификации определяет сертификационный экспертный центр, ответственный за координацию работ по сертификация при выполнении данной заявки.

Выбор конкретной испытательной лаборатории из указанного перечня осуществляет изготовитель (продавец, исполнитель).

Форма решения приведена в приложении .

4.3.1 Сертификационный экспертный центр, ответственный за координацию работ по сертификации, разрабатывает общую программу работ по сертификации, определяющую специфику отбора образцов, последовательности проведения испытаний, проверки производства, представления результатов работ и другие необходимые условия.

В случае участия в сертификации органа по сертификации без привлечения сертификационного экспертного центра или привлечения только одного сертификационного экспертного центра и проведения испытаний в одной испытательной лаборатории специальную программу работ по сертификации допускается не разрабатывать.

4.3.2 Испытания проводятся в условиях, максимально приближенных к условиям эксплуатации (использования) на объектах использования атомной энергии, если иное не требуется соответствующим нормативным документом для конкретного вида испытаний, на образцах, конструкция, состав и технологические процессы изготовления которых должны быть такими же, как у ОИТ, поставляемых потребителю (покупателю, заказчику).

Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации и хранения устанавливаются в соответствии с нормативными или организационно-методическими документами по сертификации заявленных видов ОИТ и методиками испытаний.

Изготовитель (продавец, исполнитель) представляет необходимую техническую документацию к образцу (образцам), состав и содержание которой устанавливается в порядке сертификации заявленных видов ОИТ.

4.3.3 Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, испытательная лаборатория или по ее поручению другая компетентная организация.

Образцы, прошедшие испытания, как правило, подлежат хранению в течение срока годности ОИТ или срока действия сертификата. Конкретные сроки хранения образцов устанавливаются в порядке сертификации заявленных видов ОИТ.

Ответственность за правильность отбора образцов, их хранения, упаковки, транспортировки и другие процедуры, влияющие на достоверность испытаний, несет испытательная лаборатория.

В случае проведения испытаний в двух или более испытательных лабораториях отбор образцов для испытаний проводится сертификационным экспертным центром, определенным программой работ по сертификации, с участием испытательных лабораторий.

В случае сертификации единичных ОИТ, испытания для целей сертификации проводятся непосредственно на них. При этом испытания не должны приводить к ухудшению показателей (характеристик) ОИТ.

4.3.4 Испытания ОИТ для сертификации проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных на право проведения тех испытаний, которые предусмотрены в нормативных документах, используемых при сертификации заявленных ОИТ.

Допускается проводить испытания для целей сертификации в испытательных лабораториях, аккредитованных только на компетентность, пол контролем представителей органа по сертификации или по его поручению сертификационного экспертного центра. Ответственность за объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией несет орган по сертификации или сертификационный экспертный центр.

Протокол испытаний в этом случае подписывают уполномоченные специалисты испытательной лаборатории, органа по сертификации или сертификационного экспертного центра.

Настоящие правила распространяются и на единично производимые ОИТ.

4.3.5 Аккредитованная испытательная лаборатория направляет протоколы испытаний изготовителю (продавцу, исполнителю), в орган по сертификации, сертификационный экспертный центр в соответствии с программой работ по сертификации.

Копии протоколов испытаний подлежат хранению, как правило, в течение срока действия сертификата или при необходимости в течение срока службы ОИТ. Конкретные сроки хранения копий протоколов устанавливаются в документах испытательной лаборатории.

4.4 Проверка производства.

4.4.1 В зависимости от схемы сертификации проводится проверка производства, включающая анализ состояния производства, сертификацию производства или системы качества изготовителя (продавца, исполнителя).

4.4.2 Сведения (документы) о проведенном анализе состояния производства, сертификации производства или сертификации системы качества приводят в сертификате на ОИТ.

4.4.3 При проверке производства выявляется наличие у персонала, осуществляющего работы и контроль при производстве сертифицируемых ОИТ соответствующих документов (аттестатов, сертификатов и др.) на деятельность.

4.5 Экспертиза документов и полученных результатов.

4.5.1 Экспертиза представленных изготовителем (продавцом, исполнителем) документов, оценка соответствия содержащихся в них результатов действующим нормативным документам, сроков их выдачи и действия, изменений, внесенных в конструкцию (состав), материалы, технологические процессы изготовления, а также результатов проведенных испытаний в испытательной лаборатории проводится определенным сертификационным экспертным центром.

При необходимости сертификационный экспертный центр может потребовать у изготовителя (продавца, исполнителя) представления дополнительной информации.

4.5.2 При экспертизе документов должна проводиться оценка влияния сертифицируемых ОИТ на безопасность объекта использования атомной энергии, для которого они предназначены.

4.5.3 По результатам экспертизы сертификационный экспертный центр подготавливает заключение о возможности выдачи сертификата.

4.6 Выдача сертификата соответствия.

4.6.1 Сертификат соответствия в Системе выдается, если ОИТ соответствуют требованиям нормативных документов, установленных для заявленных ОИТ.

Форма сертификата соответствия, правила его заполнения, а также форма приложения к сертификату приведены соответственно в приложениях , и .

4.7.2 Право маркировать ОИТ знаком соответствия предоставляется изготовителю (продавцу, исполнителю) лицензией на применение знака соответствия, выдаваемой органом по сертификации.

Форма лицензии приведена в приложении .

4.7.3 Решение о выдаче лицензии на применение знака соответствия принимается органом по сертификации одновременно с решением о возможности выдачи сертификата на основании рассмотрения документов, указанных в п. настоящего документа.

О принятом решении орган по сертификации уведомляет изготовителя (продавца, исполнителя).

4.7.4 Срок действия лицензии на применение знака соответствия устанавливается органом по сертификации, как правило, равным сроку действия сертификата.

4.7.5 Лицензия на применение знака соответствия оформляется органом по сертификации одновременно с оформлением сертификата.

4.7.6 Бланки лицензий на применение знака соответствия имеют определенную степень защищенности, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляется органом по сертификации.

4.7.7 Лицензия на применение знака соответствия выдается изготовителю (продавцу, исполнителю) после ее регистрации в государственном реестре Системы с присвоением регистрационного номера.

4.7.8 Неотъемлемой частью лицензии на применение знака соответствия являются условия действия лицензии.

Типовые условия действия лицензии на применение знака соответствия приведены в приложении .

Условия действия лицензии на применение знака соответствия могут быть сформулированы органом по сертификации с учетом специфических особенностей разработки, изготовления, испытаний, поставки и использования сертифицированных ОИТ.

4.7.9 В случае утраты лицензии на применение знака соответствия ее держатель в 5-дневный срок со дня обнаружения утраты подает заявление в орган по сертификации, выдавший лицензию, о выдаче дубликата лицензии.

Рассмотрение заявления, принятие решения о выдаче и выдача дубликата лицензии на применение знака соответствия проводится в порядке, устанавливаемом органом по сертификации.

Дубликат лицензии выдается один раз.

4.8.1 Инспекционный контроль за сертифицированными ОИТ проводится (если это предусмотрено схемой сертификации) в течение всего срока действия сертификата не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, необходимых для подтверждения того, что сертифицированные ОИТ продолжают соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации.

4.8.2 Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности ОИТ, стабильность производства, объем выпуска, наличие системы качества и др.

4.8.3 Планы проведения инспекционного контроля за сертифицированными ОИТ составляются органом по сертификации или по его поручению сертификационным экспертным центром ежегодно и, как правило, должны быть увязаны с планами проведения инспекций регулирующих, управляющих, контрольных и надзорных органов.

4.8.4 Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются органом по сертификации выдавшим сертификат, в порядке сертификации однородных видов ОИТ.

4.8.5 В случаях поступления информации в орган по сертификации о претензиях к качеству ОИТ от потребителей (покупателю), а также органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за сертифицированными ОИТ и(или) объектами их использования, могут проводиться внеплановые проверки.

4.8.6Инспекционный контроль, как правило, содержит следующие виды работ:

· анализ поступающей информации о сертифицированных ОИТ;

· создание комиссии для проведения контроля с обязательным участием специалистов региональных органов регулирования безопасности в области использования атомной энергии, а также с участием, при необходимости, специалистов территориальных органов, базовых организаций по стандартизации и метрологии и других организаций Минатома России, Госстандарта России и Госатомнадзора России; вопрос о необходимости привлечения других специалистов решается органом по сертификации дополнительно в каждом конкретном случае проведения инспекционного контроля;

· проведение испытаний ОИТ или выполнение других проверок и анализ их результатов;

· оформление результатов контроля и принятие решений.

4.8.7 Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов всех проведенных проверок, делается общее заключение о состоянии производства сертифицированных ОИТ и возможности сохранения действия выданного сертификата.

Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляются держателю сертификата и потребителю (покупателю).

4.8.8 По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата и аннулировать лицензию на право применения знака соответствия в случае выявления несоответствия ОИТ требованиям нормативных документов, контролируемым при сертификации, а также в случае:

Для проведения анализа состояния производства сертификационным экспертным центром разрабатывается программа проверки, которая должна содержать перечень объектов проверки с указанием предъявляемых требований к каждому объекту.

Объем проверки может быть сокращен с учетом результатов проверок производства, осуществляемых органом, регулирующим безопасность в области использования атомной энергии, в рамках сопровождения условий действия лицензии.

5.2 При анализе состояния производства выполняется проверка наличия необходимых условий для выпуска ОИТ.

5.3При проверке, как правило, устанавливают:

Приложение 1
Обязательное

Испытания образцов, взятых у продавца

Испытания типовых образцов (образца)

Испытания образцов, взятых у изготовителя (исполнителя)

Испытания типовых образцов (образца)

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у изготовителя (исполнителя) Анализ состояния производства

Испытания типовых образцов (образца)

Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя (исполнителя)

Испытания типовых образцов (образца)

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у изготовителя (исполнителя) и продавца. Анализ состояния производства

Испытания типовых образцов (образца)

Сертификация производства или сертификация системы качества

Испытания образцов, взятых у изготовителя (исполнителя) продавца. Контроль сертифицированного производства или системы качества

Испытания партии

Испытание каждого образца

Испытания типовых образцов на этапе их разработки и постановки на производство

Анализ состояния производства или сертификация производства, или сертификация системы качества

Анализ состояния производства или контроль сертифицированных систем качества или производства. Анализ информации, полученной в процессе эксплуатации сертифицированных ОИТ

Приложение 2
Обязательное

Орган по сертификации

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

ЗАЯВКА
на проведение сертификации ОИТ в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения

наименование организации, предприятия - изготовителя

(продавца, исполнителя)

__________________________________________________________________________

Юридический адрес ________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Телефон ________ Факс _________ Телекс ________ Электронная почта ___________

в лице ____________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество руководителя

заявляет, что ______________________________________________________________

наименование вида оборудования, изделий; код ОКП и (или) ТН ВЭД

__________________________________________________________________________

Партия, каждая единица ОИТ (при единичном производстве)

Выпускается 5 по ___________________________________________

наименование и реквизиты документации

__________________________________________________________________________

изготовителя (продавца, исполнителя)

5 Если заявителем является продавец, то после слова «выпускается» записывается:

«изготовителем _______________________________________________________________________»

наименование изготовителя

наименование и обозначение нормативных

__________________________________________________________________________

или иных документов

и просит провести сертификацию данных ОИТ на соответствие требованиям указанных нормативных или иных документов

по схеме ____________________________

номер схемы сертификации

2. Заявитель обязуется:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Руководитель предприятия __________________________________________________

подпись, инициалы, фамилия

подпись, инициалы, фамилия

М.П.

Приложение 3
Обязательное

РЕШЕНИЕ
органа по сертификации по заявке на проведение сертификации ОИТ

№ ________________ от «__» __________________ г.

Рассмотрев заявку _________________________________________________________

наименование изготовителя (продавца,

__________________________________________________________________________

исполнителя)

Юридический адрес _______________________________________________________

Телефон _________ Факс ________ Телекс _________ Электронная почта _________

на сертификацию __________________________________________________________

наименование ОИТ, код ОКП

Орган по сертификации ____________________________________________________

РЕШАЕТ:

1. Сертификация будет проведена по схеме ____________________________________

№ схемы сертификации

2. Сертификация будет проведена на соответствие требованиям __________________

__________________________________________________________________________

наименование и обозначение нормативных и иных документов

3. Экспертиза документов, анализ состояния производства будут проведены _______

__________________________________________________________________________

наименование сертификационного экспертного центра, адрес

4. Для экспертизы необходимо представит_____________________________________

перечень документов

5. Инспекционный контроль за ОИТ будет осуществляться путем _________________

вид инспекционного контроля

с периодичностью __________________________________________________________

6. Работы по сертификации должны быть оплачены в соответствии с установленным в Системе порядком.

Руководитель органа по сертификации __________________ ____________________

Ф. И. О. подпись

М.П.

Приложение : Перечень аккредитованных испытательных лабораторий, в которых могут быть испытаны ОИТ

Приложение 4
Обязательное

Руководителю _______________________

наименование изготовителя

___________________________

(продавца, исполнителя)

___________________________

Ф. И. О. руководителя

УВЕДОМЛЕНИЕ

о выдаче (отказе в выдаче) сертификата на ____________________________________

__________________________________________________________________________

наименование ОИТ

Рассмотрев представленные _________________________________________________

наименование изготовителя

__________________________________________________________________________

(продавца, исполнителя), сертификационного экспертного центра

материалы в составе: _______________________________________________________

__________________________________________________________________________

состав представленных материалов 6

6 Приводится опись представленных материалов

на соответствие требованиям заявленных нормативных документов _______________

__________________________________________________________________________

обозначение заявленных нормативных документов

__________________________________________________________________________

орган по сертификации принял решение: ______________________________________

выдать (не выдать) сертификат

__________________________________________________________________________

и разрешение (лицензию) на применение знака соответствия

Основание для отрицательного решения: ______________________________________

__________________________________________________________________________

заполняется при отрицательном решении

__________________________________________________________________________

Руководитель органа по сертификации ______________________ _______________

подпись инициалы, фамилия

М.П.

Приложение 5
Обязательное

7 Данная форма сертификата соответствия действует на период выполнения Минатомом России и Госатомнадзором России функций органа по сертификации.

Министерство Российской Федерации по атомной энергии

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения

№ __________________ (учетный номер бланка)

Место знака (1) № _____________________

соответствия (2) Срок действия с _______ по ________ г.

(3) Орган по сертификации __________________________________________________

(4) Удостоверяет, что должным образом идентифицированные заявителем _________

__________________________________________________________________________

(5) Код К- ОКП

(6) Код ТНВЭД

(7) Изготовитель (продавец, исполнитель)

(8) Соответствует требованиям нормативных документов

(9) Сертификат выдан на основании

(10) Дополнительная информация

(11) Руководитель органа по сертификации

от Минатома России _____________________ ____________________

Ф. И. О. подпись

МП

от Госатомнадзора России ____________________ ____________________

Ф. И. О. подпись

МП

Сертификат имеет юридическую силу на всей территории Российской Федерации

Приложение 6
Обязательное

В графах сертификата указываются следующие сведения:

Позиция 1 - регистрационный номер сертификата в соответствии с правилами ведения реестра Системы;

Позиция 2 - срок действия сертификата в соответствии с правилами и порядками сертификации однородных видов ОИТ;

Даты записываются: число, месяц и год - двумя арабскими цифрами, разделенными точками. При этом первую дату проставляют по дате регистрации сертификата в реестре Системы. При сертификации партий или единичного изделия вместо второй даты проставляют прочерк;

Позиция 3 - регистрационный номер органа по сертификации по реестру Системы, наименование - в соответствии с аттестатом аккредитации (прописными буквами), адрес (строчными буквами), телефон, факс, телекс, электронная почта;

Позиция 4 - наименование, тип, вид, марка ОИТ, обозначение технических условий или иного документа, по которому они выпускаются.

Для партии и единичных ОИТ приводят номер и размер партии или номер ОИТ, номер накладной (договора, контракта, паспорта и т.д.);

Позиция 5 - код ОИТ (6 разрядов с пробелом после первых двух) по Общероссийскому классификатору продукции;

Позиция 6 - девятиразрядный код ОИТ по классификатору товарной номенклатуры внешней экономической деятельности (заполняется обязательно для импортируемых и экспортируемых ОИТ);

Позиция 7 - если сертификат, выдан изготовителю (продавцу, исполнителю), указывается наименование, юридический адрес, код ОКПО предприятия-изготовителя (продавца, исполнителя). Если сертификат выдан продавцу, подчеркивают слово «продавец», указывают наименование и адрес предприятия, которому выдан данный сертификат, а также, начиная со слова «изготовитель», - наименование и адрес предприятия-изготовителя ОИТ. Наименования и адреса предприятий указываются в соответствии с заявкой;

Позиция 8 - обозначение нормативных или иных документов, на соответствие которым проведена сертификация. Если ОИТ сертифицированы не на все требования нормативных или иных документов, то указывают разделы или пункты, содержащие подтверждаемые требования;

Позиция 9 - указывают все документы, учтенные органом по сертификации при выдаче сертификата, в том числе:

· протоколы испытаний в аккредитованных испытательных лабораториях с указанием их регистрационных номеров в реестре Системы;

· документы, выданные государственными органами, регулирующими безопасность в области атомной энергии (сертификаты Госкомсанэпиднадзора, пожарной безопасности и др.);

· документы, подготовленные сертификационным экспертным центром о возможности выдачи сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия;

· документы других органов по сертификации и испытательных лабораторий, в том числе зарубежных: сертификаты с указанием их наименования, адреса, даты утверждения и срока действия документа.

Позиция 10 - дополнительную информацию приводят при необходимости, определяемой органом по сертификации. К такой информации могут относиться внешние идентифицирующие признаки ОИТ (вид тары, упаковки, нанесенные на них сведения и т.п.), условия сохранения действия сертификата (при хранении, реализации), место нанесения знака соответствия, схема сертификации и т.п.;

Позиция 11 - подпись, инициалы, фамилия руководителя органа по сертификации (или его заместителя) выдавшего сертификат, печать органа по сертификации установленного образца.

Приложение к сертификату оформляется в соответствии с правилами заполнения аналогичных реквизитов в сертификате.

Сертификат и приложения к нему выполняют машинописным Способом.

Исправления, подчистки и поправки на сертификате не допускаются.

Приложение 6а

Министерство Российской Федерации по атомной энергии

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

№ ________________ (учетный номер бланка)

ПРИЛОЖЕНИЕ
к сертификату соответствия № _____________________

Перечень конкретных ОИТ,
на которые распространяется действие сертификата соответствия:

Код К-ОКП

Код ТН ВЭД

Наименование и обозначение ОИТ, их изготовитель (продавец, исполнитель)

Обозначение документации, по которой выпускаются ОИТ

Руководитель органа по сертификации

от Минатома России ___________________________ _____________________

Ф. И. О. подпись

МП

от Госатомнадзора России __________________________ ____________________

Ф. И. О. подпись

МП

Приложение 7
Обязательное

Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения

№ ______________ (учетный номер бланка)

ЛИЦЕНЗИЯ

№ ______________

Удостоверяет право на применение знака соответствия Системы

Выдана ________________________________________________________________

полное и сокращенное наименование держателя сертификата

_______________________________________________________________________

Юридический адрес _____________________________________________________

_______________________________________________________________________

Телефон _________ Факс __________ Телекс ________ электронная почта ______

на основании сертификата соответствия

регистрационный номер _____________________________, зарегистрированного в

государственном реестре Системы «__» __________________________________ г.,

действительного до «__» _______________________________ г.

Лицензия выдана органом по сертификации ________________________________

_______________________________________________________________________

наименование органа по сертификации

Срок действия лицензии до «__» ________________________________________г.

Руководитель органа по сертификации

от Минатома России ___________________________ __________________

Ф. И. О. подпись

МП

от Госатомнадзора России __________________________ _________________

Ф. И. О. подпись

МП

Владелец лицензии обязан:

1. Обеспечить соответствие реализуемых ОИТ требованиям нормативных документов, на соответствие которым они были сертифицированы и маркирование их знаком соответствия в порядке, установленном в Системе.

2. Применять знак соответствия по правилам, установленным в Системе.

3. Приостановить (прекратить) применение знака соответствия в случае приостановки действия (отмены) сертификата и (или) приостановки действия (аннулирования) лицензии на применение знака соответствия.

4. Создавать необходимые условия для проведения инспекционного контроля за сертифицированными ОИТ, в том числе беспрепятственный доступ к объектам контроля лиц, уполномоченных на проведение инспекционного контроля, обеспечение проведения и оплат инспекционного контроля в соответствии с порядком, установленным в Системе.

5. Своевременно извещать орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, о конструктивных и технологических изменениях ОИТ и процессе их производства, а также изменениях юридического адреса и платежных реквизитов.

6. Изготавливать (заказывать) технические средства маркирования знаком соответствия, предусматривающие определенные меры защиты от возможной подделки.

7. Изымать из обращения технические средства маркирования знаком соответствия на период приостановления действия сертификата или лицензии на применение знака соответствия или получения новых сертификата и лицензии на применение знака соответствия.

8. Изымать из обращения технические средства маркирования знаком соответствия с последующим уничтожением в установленном порядке в случае прекращения действия сертификата и (или) лицензии на применение знака соответствия.

9. В случае ненадлежащего исполнения владельцем лицензии на применение знака соответствия, указанных в ней обязанностей, а также в случае приостановки действия (отмены) сертификата соответствия, действие лицензии на применение знака соответствия приостанавливается (лицензия аннулируется).

СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ, ИЗДЕЛИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК, РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ

ИЗМЕНЕНИЕ № 1
к документу «Порядок проведения сертификации»

Документ уточняет положения части I настоящего документа и действует до принятия в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» общих и (или) специальных технических регламентов в области ядерной и радиационной безопасности, определяющих требования к оценке соответствия.

Документ используется совместно с другими документами Системы.

2. Общие положения

2.1 Подтверждение соответствия оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (далее - ОИТ) в Системе выполняется в форме обязательной сертификации, которую проводят аккредитованные органы по сертификации (Орган по сертификации Системы и органы по сертификации однородных групп ОИТ). Деятельность аккредитованных сертификационных экспертных центров продолжается до окончания срока их аккредитации в качестве сертификационных экспертных центров.

2.2 До принятия общих и (или) специальных технических регламентов, устанавливающих требования к оценке соответствия в области ядерной и радиационной безопасности, перечень ОИТ, подлежащих обязательной сертификации в Системе, определяется документом Системы ОИТ-0013-2000 и Дополнением к нему.

2.3 При сертификации ОИТ оценивается соответствие их характеристик (показателей) установленным в нормативных документах 2 требованиям и используются методы испытаний и (или) анализа, позволяющие:

2 В переходный период требования к нормативных документам, используемым при сертификации ОИТ, установлены в разделе 4 документа Системы ОИТ-0001-1998 и разделе Части I настоящего документа.

Провести идентификацию ОИТ, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации по показателям назначения и другим основным характеристикам, происхождение, принадлежность к данной партии и др.;

Полно и достоверно подтвердить соответствие ОИТ требованиям, направленным на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды и защиту собственности, установленным в нормативных документах.

При сертификации также выполняется проверка производства в формах анализа состояния производства или сертификации системы качества, в случае, если используется схема сертификации, предусматривающая эти процедуры.

2.4 Схемы, применяемые при сертификации ОИТ в рамках настоящего документа, приведены в приложении к Части I .

2 5 Органы по сертификации ОИТ ведут учет выданных ими сертификатов и направляют информацию о них и своей деятельности по сертификации в орган по сертификации Системы АНО «Центр по сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения» - АНО «Атомсертифика».

2.6 Документы и материалы, подтверждающие сертификацию ОИТ, находятся на хранении в органе по сертификации, выдавшем сертификат.

2.7 Информация о получении сертификата Системы должна отражаться в сопроводительной технической документации, прилагаемой держателем сертификата к сертифицированным ОИТ (технический паспорт, этикетка и т.п.), в которой должна быть сделана запись о проведенной сертификации и указан номер сертификата и дата его выдачи.

3. Правила проведения сертификации ОИТ

3.1 Сертификация ОИТ в общем случае включает этапы, указанные в п. Части I настоящего документа. В настоящем разделе приводятся указания на некоторые отличия в проведении процедур сертификации на отдельных этапах.

3.2 Изготовитель (продавец, исполнитель), именуемый далее Заявитель, направляет заявку на проведение сертификации с приложением комплекта документов, указанного в п. Части I настоящего документа, в любой орган по сертификации, аккредитованный на работу в области использования атомной энергии, в чьей области аккредитации имеется заявленный ОИТ.

Форма заявки приведена в приложении - Часть II.

3.3 Орган по сертификации выполняет предварительный анализ заявки и комплекта документов в течение 3-х недель.

По результатам предварительного анализа орган по сертификации определяет, в частности, будут ли выполняться дальнейшие этапы сертификации им самостоятельно или с привлечением аккредитованного сертификационного экспертного центра или другого аккредитованного в области использования атомной энергии органа по сертификации, а также может ли быть применена предложенная Заявителем схема сертификации.

Орган по сертификации может запросить у Заявителя представления дополнительных документов с обоснованием своего запроса.

3.4 Орган по сертификации принимает решение по заявке в соответствии с п. Части I настоящего документа и сообщает его Заявителю.

В решении в числе прочего указывается о привлечении к работе над конкретной заявкой аккредитованных сертификационных экспертных центров или других органов по сертификации.

Форма решения приведена в приложении - Часть II.

3.5 Орган по сертификации, принявший решение по заявке, разрабатывает общую программу работ и (или) техническое задание на сертификацию, определяющее этапы работ, специфику отбора образцов, последовательность проведения испытаний, необходимость и вид Проверки производства, особенности представления результатов работ и другие необходимые условия. Необходимость разработки только общей программы работ или только технического задания или обоих документов устанавливается органом по сертификации.

3.6 Отбор, идентификация и проведения сертификационных испытаний ОИТ выполняется в соответствии с указаниями п. Части I.

Сертификационные испытания или испытания, результаты которых могут быть признаны в установленном в Системе порядке, проводятся в условиях, максимально приближенных к условиям эксплуатации (использования) заявленных на серт ификацию ОИТ на объектах использования атомной энергии, если иное не требуется соответствующим нормативным документом для конкретного вида испытаний. Испытания проводятся на образцах, конструкция, материалы, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у ОИТ, поставляемых приобретателю.

3.7 Экспертиза представленных Заявителем документов, сроков их выдачи и действия, материалов, технологических процессов изготовления, изменений, внесенных в конструкцию (состав), оценка соответствия содержащейся в документах информации и результатов проведенных испытаний действующим нормативным документам проводится органом по сертификации, принявшим решение по заявке, с участием, если необходимо, привлеченных органов по сертификации или сертификационных экспертных центров в соответствии с принятым по заявке решением и общей программой работ или техническим заданием.

В обоснованных случаях орган по сертификации может запросить у Заявителя дополнительную информацию.

3.8 При экспертизе документов должна проводиться оценка влияния сертифицируемых ОИТ на безопасность объекта использования атомной энергии, для которого они предназначены.

3.9 Результаты экспертизы оформляются в виде экспертного заключения.

3.10 Сертификат соответствия выдается органом по сертификации, который принял решение по заявке, при положительных результатах оценки соответствия ОИТ требованиям нормативных документов, установленных для заявленных ОИТ.

Решение о возможности выдачи сертификата на ОИТ принимается на основании выводов экспертного заключения.

При отрицательных результатах оценки соответствия ОИТ орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.

О принятом решении орган по сертификации уведомляет Заявителя.

Форма уведомления о выдаче или об отказе в выдаче сертификата приведена в приложении - Часть II .

3.11 Порядок оформления сертификата органом по сертификации указан в пунктах и Части I.

В приложении к сертификату указываются все документы, служащие основанием для его выдачи в соответствии со схемой сертификации, а также условия выдачи сертификата, при необходимости.

Условия выдачи являются неотъемлемой частью сертификата и оформляются в произвольной форме, подписываются руководителем органа по сертификации и заверяются печатью.

Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера, присвоенного ему при регистрации в государственном реестре Системы.

Форма сертификата соответствия приведена в приложении - Часть II.

3.12 Бланки сертификатов соответствия и приложения к ним имеют определенную степень защищенности, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Учтенные бланки сертификатов установленной в Системе формы приобретаются органом по сертификации в Органе по сертификации Системы АНО «Атомсертифика».

3.13 Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации, проводивший сертификацию с учетом срока действия нормативных документов на ОИТ, срока, на который сертифицирована система качества, а также срока действия лицензий на изготовление конкретных ОИТ, выданных органом регулирования безопасности в области использования атомной энергии (для российских заявителей), но, как правило, не более чем на три года.

В обоснованных случаях срок действия сертификата для конкретного ОИТ по решению органа по сертификации может превышать три года.

3.14 Органы по сертификации ведут реестры сертификатов, выданных ими, и передают в Орган по сертификации Системы АНО «Атомсертифика» сведения о них в установленном в Системе порядке.

3.15 ОИТ, на которые выдан сертификат, маркируются знаком соответствия, принятым в Системе и знаком обращения на рынке. Требования к применению знака соответствия установлены в документе Системы ОИТ-0007-1999.

4. Инспекционный контроль за сертифицированными ОИТ

Инспекционный контроль за сертифицированными ОИТ выполняется в соответствии с положениями раздела Части I.

Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются органом по сертификации, выдавшим сертификат, в соответствии с документом Системы ОИТ-0017-2001.

5. Проведения анализа состояния производства при сертификации ОИТ

5.1 Анализ состояния производства выполняется органом по сертификации при использовании схем сертификации 3а, 4а или 11 в соответствии с положениями раздела Части I.

6. Проведение сертификации сложных видов оборудования и изделий, сертификации производств, сертификации систем качества

Сертификация сложных видов оборудования и изделий, проводится в специально установленном в Системе порядке при использовании соответствующей схемы сертификации.

Сертификация систем качества проводится в соответствии с положениями документа Системы ОИТ-0016-2001.

7. Оплата работ по проведению сертификации

Работы по сертификации подлежат оплате заявителем в соответствии с договором, заключаемым с органом по сертификации, который выполняет сертификацию по конкретной заявке.

Работы, выполняемые аккредитованной испытательной лабораторией и (или) привлеченными органами по сертификации и (или) сертификационными экспертными центрами, оплачиваются органом по сертификации в соответствии с договорами, заключенными органом по сертификации с этими участниками работ.

До установления Правительством Российской Федерации методики определения стоимости работ по обязательному подтверждению соответствия в соответствии с п. 4 статьи 23 Федерального закона «О техническом регулировании» стоимость работ по сертификации конкретных ОИТ определяется органом по сертификации на основании собственной методики.

Орган по сертификации отчисляет в АНО «Атомсертифика» в установленном в Системе порядке определенный процент на развитие Системы.

________________________________________________________________________

Телефон __________ Факс ________ Телекс __________ Электронная почта _______

в лице ___________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество и должность руководителя)

заявляет, что _____________________________________________________________

(наименование вида оборудования, изделий)

Код ОКП (или ТН ВЭД) ____________

Партия, каждая единица ОИТ (при единичном производстве) ____________________

выпускается 3 по ____________________________________________________________

(наименование и реквизиты документов)

3 Если заявителем является продавец, то после слов «выпускается» записывается «изготовителем ___________________________________________________________

(наименование изготовителя)»

__________________________________________________________________________

(изготовителя, продавца, исполнителя)

соответствует требованиям __________________________________________________

(наименование или обозначение нормативных или иных документов)

__________________________________________________________________________

и просит провести сертификацию данных ОИТ на соответствие требованиям указанных нормативных или иных документов

по схеме ___________________________

(номер схемы сертификации)

2. Заявитель обязуется:

а) выполнять все условия сертификации;

б) оплатить все расходы, связанные с проведением работ по сертификации.

3. Дополнительные сведения ________________________________________________

__________________________________________________________________________

Руководитель (организации - Заявителя) _______________________________________

(подпись, инициалы, фамилия)

Главный бухгалтер _________________________________________________________

(подпись, инициалы, фамилия)

М.П.

«__» ________________________ г.

полное и краткое наименование Заявителя, подавшего заявку на сертификацию ОИТ;

наименование объекта оценки соответствия (конкретных ОИТ и (или) системы качества);

предложенная и примененная схема сертификации;

цель сертификации;

основание для проведения экспертной оценки;

наименование технического задания на проведение экспертной оценки с указанием задачи оценки (техническое задание может прилагаться к экспертному заключению) - при наличии;

перечень комплекта документов, представленных Заявителем вместе с заявкой, а также дополнительных документов, представленных им по запросу органа по сертификации (при наличии);

список аккредитованных испытательных лабораторий, выполнивших сертификационные испытания;

перечень методик и программ, использованных для проведения сертификационных испытаний;

перечень отчетов и (или) протоколов испытаний, полученных органом по сертификации от испытательных лабораторий;

перечень документов по проведенному анализу состояния производства или проведенной сертификации системы качества;

перечень дополнительных документов, использованных органом по сертификации для обоснования выводов экспертного заключения.

2. В разделе «Экспертные оценки» приводятся:

краткое описание объекта экспертной оценки;

перечень НД (с указанием конкретных пунктов), на соответствие которым проведены испытания ОИТ;

оценки соответствия ОИТ, выполняемые специалистами органа по сертификации на основании информации, содержащейся в документах, перечисленных в п. настоящего приложения и оформленные ссылками на источник информации.

Оценки выполняются по каждому требованию к сертифицируемому ОИТ, содержащемуся в НД, с обязательным учетом влияния оцениваемой характеристики (параметра) сертифицируемых ОИТ на безопасность соответствующих объектов использования атомной энергии.

В общем случае экспертные оценки включают анализ.

правильности и полноты выбора перечня подтверждаемых показателей (характеристик) ОИТ;

правильности отбора и идентификации образцов ОИТ;

полноты объема и правильности выполненных испытаний, включая степень приближения условий испытаний к условиям эксплуатации (использования) на объектах использования атомной энергии, для которых предназначены испытываемые ОИТ;

процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению;

расчетных обоснований показателей (характеристик) сертифицируемых ОИТ;

соответствия другим требованиям, выдвигаемым в нормативных документах и в документах Системы для сертификации ОИТ

3. Раздел «Выводы» содержит:

однозначный вывод о возможности или невозможности выдачи сертификата соответствия;

краткое обоснование вывода;

в случае положительного вывода - обоснованное предложение о сроке действия сертификата;

в случае отрицательного вывода - обоснования отказа;

формулировку дополнительных требований для включения в условия действия сертификата с учетом специфических особенностей разработки, изготовления, испытаний, поставки и использования сертифицируемых ОИТ.

4. Экспертное заключение оформляется в виде печатного текста, подписанного руководителем структурного подразделения органа по сертификации, выполнявшего экспертную оценку, в количестве экземпляров, указанных в задании на проведение экспертизы

Экспертное заключение подписывается всеми специалистами, проводившими экспертную оценку

Своевременно извещать орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, об изменениях ОИТ и процессов их производства.

Для подтверждения соответствия продукции соответствующим нормативным и законодательным требованиям проводится процедура независимого исследования или сертификация. Целью сертификации является подтверждение соответствие характеристик технологий и изделий, влияющих на безопасность, отраслевым требованиям в области атомной индустрии, действующим на территории Российской Федерации.

Обязательной сертификации подлежит оборудование, изделия и технологии (ОИТ), используемые в ядерных установках, радиационные источники и пункты хранения. Обязательна сертификация для производителей и поставщиков оборудования, если контрактом предусмотрена его поставка на территорию РФ.

Сертификат ОИТ дает основание поставщику (производителю) оборудования для предприятий атомной промышленности утверждать, что оно соответствует требованиям нормативно-технической документации в сфере атомной энергетики, предъявляемым к техническому устройству, комплектующим и материалам.

Если на оборудование, изделие и технологию имеются сертификаты или протоколы испытаний, выданные с использованием других систем сертификации, в том числе и за рубежом, то они могут быть признаны только в том случае, если указанные в них показатели соответствуют установленным в РФ требованиям безопасности в сфере атомной энергии.

Порядок сертификации установлен системой ОИТ.

Зачем нужен сертификат ОИТ?

Его наличие обязательно, если компания собирается заключить контракт на поставку разнообразного оборудования для ядерных установок и атомных реакторов. При этом учитывается назначение изделие и его место в системе объекта ядерной энергии.

Иными словами, перед предприятием, которое собирается поставлять оборудование для атомной промышленности, становится необходимость его сертификации в системе ОИТ.

Получение сертификата

Получить сертификат можно в Ростехнадзоре или центре по сертификации, имеющем соответствующую сертификацию. Особенностью работы лабораторий, в которых проводятся испытания, является максимальная приближенность условий испытания к производственным.

Поэтому требования безопасности при проведении испытания ОИТ, в которых присутствуют радиоактивные вещества, чрезвычайно высоки. перечень требований к испытательным лабораториям и порядку их аккредитации установлен ОИТ 0005-1999.

Получение сертификата процесс очень сложный и многостадийный. Пройти его максимально быстро и получить эффективный результат помогут специалисты ГК «Промышленная безопасность». Они дадут консультацию по вопросам оформления документов, окажут помощь по юридическим вопросам.

Примерный перечень документов, необходимых для получения сертификата

Для составления заявки на получение сертификата ОИТ потребуются:

  • Копии документов, подтверждающих право заниматься соответствующим видом деятельности (лицензий). Обязательно наличие условий, на которых действует лицензия.
  • Копии имеющихся сертификатов из других стран, которые могут подтвердить происхождение материалов, их качество. Также сертификаты поставщиков изделий и частей изделия.
  • Копии документов (сертификатов), выданных другими системами сертификации.
  • Комплект технологической и конструкторской документации на сертифицируемые ОИТ, расчетные данные.
  • Информация о влиянии ОИТ, поданных на сертификацию, на безопасность объектов атомной энергетики, о классе безопасности.
  • Полное описание имеющегося радиоактивного материала (сведения о его химическом составе, физических свойствах, радиационные характеристики).
  • Акты и протоколы испытаний в отечественных и зарубежных лабораториях.

Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (далее по тексту – система ОИТ 2) начала создаваться в 1998 г. совместно Минатомом России, Госстандартом России, и Госатомнадзором России. Это были годы, когда сертификация, как одна из форм подтверждения соответствия требованиям НД с уклоном на экономическую самостоятельность, начинала свое развитие в РФ.

Система ОИТ, организованная в соответствии с Федеральным законом «О сертификации продукции и услуг» (1993 г.) и Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» (1995 г.) устанавливает :

- полномочия федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных в области сертификации другими законодательными актами РФ;

- выполнение федеральными органами исполнительной власти организации работ по обязательной сертификации в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции;

- необходимость государственной регистрации в установленном порядке систем сертификации в Росстандарте;

- установление федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на это, форм обязательной сертификации с учетом сложившейся международной и зарубежной практики;

- состав участников обязательной сертификации, их полномочия и обязанности;

- условия ввоза импортной продукции;

Другие необходимые для деятельности системы ОИТ положения.

В 1999 г. Госстандарт зарегистрировал систему ОИТ. К этому времени были разработаны и введены в действие основные документы системы ОИТ (прил. 8). В настоящее время этот перечень включает в себя более 20 документов .

Одной из основных целей сертификации является установление контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества и подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем. В связи с этим область действия системы ОИТ, определенная в ОИТ-0001-1998, относится к сертификации продукции применяемой на ядерных установках, радиационных источниках или в пунктах хранения и важной для их безопасности, а также продукции, производимой ими и представляющей собой ядерную и/или радиационную опасность.

Сертификация в системе ОИТ рассматривается в качестве инструмента, позволяющего подтвердить качество продукции, поставляемой на объекты ИАЭ или производимой ими, что в конечном итоге должно сказаться на общем уровне безопасности этих объектов. Это согласуется с существующим в международной практике подходом к обеспечению безопасности ИАЭ.

Структура системы ОИТ включает в себя Центральный орган, Орган по сертификации, Рабочий орган, сертификационные экспертные центры и испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном в системе ОИТ порядке, четыре из которых аккредитованы за рубежом. В Системе аккредитован также учебный центр – Московский институт повышения квалификации Корпорации «Росатом» (рис.5.2., рис. 5.3.). Функции федеральных органов исполнительной власти по организации сертификации и участию в ее проведении установлены основополагающим документом этой системы: ОИТ-0001-1998.

На начальном этапе организации системы ОИТ Центральный орган , состоящий из представителей Корпорации «Росатом», Росстандарта и Ростехнадзора, выполняет координирующие и регулирующие функции при установлении правил и процедур при сертификации продукции в системе ОИТ. Деятельность Центрального органа регламентируется документом ОИТ-0002-1998.

Непосредственно сертификацией занимаются Органы по сертификации в соответствии с функциями, возложенными на них документом ОИТ-0012-2000, в том числе:

Рис.5.2. Структура системы сертификации ОИТ.

Сертификация оборудования, изделий и технологий;

Выдача сертификатов;

Приостановка или отмена действия выданных ими сертификатов;

Предоставление заявителю необходимой информации (в пределах компетенции);

Проведение инспекционного контроля сертифицированных оборудования, изделий и технологий;

Формирование и внедрение фонда НД, необходимых для сертификации.

В системе ОИТ имеются организации, получившие лицензии от Ростехнадзора на право проведения работ в объеме ОК с выдачей соответствующего сертификата соответствия, в том числе автономная некоммерческая организация (АНО) «Атомсертифика», АНО «Атомтехнотест» и др. Это организации, имеющие специализацию по определенным видам деятельности, и обладающие необходимым комплектом испытательного оборудования и опыта работы в этой области ИАЭ.

В системе ОИТ аккредитовано свыше 35 сертификационных экспертных центра и свыше 40 испытательных лабораторий, функции которых установлены документами ОИТ-0005-1999 и ОИТ-0010-1999

Особенности работы испытательных лабораторий, отличающие их работу от подобных лабораторий других систем сертификации, состоят в следующем :

Испытания, подтверждающие соответствие параметров оборудования, изделий и технологий, должны проводиться в условиях, максимально приближенных к условиям их эксплуатации на объектах ИАЭ, включая и условия работы ОИТ при отказах и проектных авариях, если иное не требуется НД для конкретного вида испытаний;

При испытаниях оборудования, изделий и технологий, содержащих ядерные материалы или радиоактивные вещества или изготовленных из этих материалов изделия, должны выполняться требования соответствующих законодательных актов, федеральных норм и правил и иных НД, действующих в области ИАЭ.

В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии » предусмотрена обязательная сертификация всего оборудования, изделий и технологий без каких-либо исключений. Соответствующие ограничения на область действия системы ОИТ определяется документом ОИТ-0001-1998.

Следует заметить, что процедура сертификации в системе ОИТ выполняется в два этапа. На первом этапе по результатам предварительной экспертизы дается заключение о полноте учета требований НД, распространяющихся на данное оборудование, и о полноте подтверждения этих требований (протоколами испытаний, расчетами). На этом этапе Заявителю рекомендуется исправить выявленные недочеты (провести дополнительные испытания, откорректировать документацию и др.). На втором этапе производится анализ результатов дополнительных испытаний и исправлений документации. Затем проводится экспертиза основных и дополнительных материалов и определяется возможность выдачи сертификата соответствия.

Проведение работ по сертификации в два этапа помогает Заявителям обеспечить выполнение всех нормативных требований, действующих для конкретного вида оборудования и внести необходимые изменения в конструкторскую и технологическую документацию на изделие, а также провести весь спектр испытаний для достижения качества ОИТ для объектов ИАЭ необходимого уровня безопасности.

Сертификат выдается только при условии подтверждения всех характеристик (показателей) оборудования и изделий, важных для безопасности объектов ИАЭ.

Кроме того, вся серийная продукция, проходящая сертификацию в системе ОИТ, подвергается ежегодному инспекционному контролю в процессе которого проверяется изменение технологии изготовления продукции, документация, стабильность характеристик продукции. В соответствии со схемой сертификации системы ОИТ предусматривается проведение проверки производства на предприятии-изготовителе по утвержденной программе.

В отличии от других систем обязательной сертификации, в том числе ГОСТ Р, при сертификации в системе ОИТ подтверждаются следующие обязательные требования к:

Безопасности объекта ИАЭ в соответствии с принятой классификацией;

Показателям назначения (функциональным показателям);

Показателям надежности;

Показателям пожаробезопасности;

Показателям электробезопасности;

Конструктивно-технологическим характеристикам;

Устойчивости к внешним воздействующим факторам (сейсмические, радиация, механическим воздействиям, дезактивирующим растворам, климатическим воздействиям (температура, влажность, давление, коррозионно-активные агенты в атмосфере);

Электромагнитной совместимости;

Метрологическому обеспечению;

Программному обеспечению;

Маркировке и упаковке;

Транспортированию и хранению;

Условиям поставки импортного оборудования, комплектующих и материалов;

Материалам и полуфабрикатам;

Комплектующим изделиям.

Рис.5.3. Схема проведения сертификации

Примечание. Перечень и номенклатура системы ОИТ, подлежащих обязательной сертификации в системе ОИТ представлен документами , в которую входит 37 объектов (оборудования и изделий), что составляет менее 25% всего планируемого списка оборудования, изделий и технологий. Отсутствие некоторых позиций в номенклатуре сертифицируемых в системе ОИТ объясняется рядом причин, в том числе отсутствием аккредитованных сертификационных центров и испытательных лабораторий, способных действовать в объеме всех видов ОИТ, а также отсутствием ряда НД, на соответствие требований которых необходимо проведение сертификации. Порядок пополнения перечня ОИТ-0013-2000 и критерии включения в него, представлены в документе ОИТ-0015-2001.

Тем не менее, для сертификации продукции в системе ОИТ, не представленных в настоящее время в ОИТ-0013-2000 (оборудование системы обращения с РАО, контейнеры для отработавшего ядерного топлива и др.), действует схема проведения сертификации с участием экспертной комиссии, заменяющей собой экспертный центр, отсутствующий для этого вида ОИТ.

Сертификация вносит существенный вклад в обеспечение безопасности объектов ИАЭ, поскольку практика сертификации в системе ОИТ позволила:

Выявить ОИТ, не вполне соответствующие требованиям НД в области ИАЭ;

Установить при проведении сертификационных испытаний параметры ОИТ, которые не были определены изготовителями;

Ввести ограничения на параметры применения ОИТ на объектах ИАЭ в связи с неполным подтверждением обязательных требований.

Атомная отрасль – потенциальный источник опасности, недаром к ней предъявляются повышенные требования безопасности и сертификации ОИТ. Сертификация ОИТ является обязательной, регламентируется ст. 37 Федерального Закона «Об использовании атомной энергии», подтверждает соответствие характеристик изделий, технологий отраслевым требованиям атомной индустрии РФ.

Этот документ необходим тем организациям и поставщикам, кто поставляет оборудование на объекты использования ядерных установок. Этот документ – прямое доказательство соответствия оборудования, комплектующих и материалов требованиям нормативных документов в области использования атомной энергии, подтверждение его качества и эксплуатационной надежности.

Особенности выдачи

При проведении сертификации ОИТ следует учесть некоторые нюансы:

  • необходимость проведения испытаний;
  • наличие протоколов соответствия требованиям безопасности атомной отрасли, выданных за рубежом, могут быть подтверждены на территории РФ без проведения дополнительных испытаний;
  • комплект документов разрабатывается с учетом требований и критериев ядерной безопасности.

Получение сертификата ОИТ возможно на разные сроки. Длительность зависит от спецификации и вида оборудования, изделий, степени готовности предприятия к проверочным мероприятиям, но занимает не более 4 месяцев. У профессионального коллектива ГК «Эталон» за плечами годы практики с высокими показателями. Проводимая нами сертификация ОИТ имеет высокое качество и подтверждена аттестатами по аккредитации. Расчет цены проходит по каждому заказу индивидуально. Бесплатная консультация сотрудников поможет получить ответы на все интересующие вопросы.

Схема подготовки выдачи документа

Чтобы оформить и получить сертификат ОИТ необходимо пройти следующие этапы:

  1. Обращение заказчика в центр сертификации. Прохождение консультации со специалистом и определение всех деталей. Выбор схемы сертификации.
  2. Предоставление требуемого комплекта документов для получения сертификатов.
  3. Проверка комплекта документов на соответствие или несоответствие установленным требованиям, при необходимости проводится доработка комплекта – соответствующие рекомендации выдаются сотрудниками компании.
  4. Проведение проверки предприятия.
  5. Оформление сотрудниками документа и его регистрация в госреестре. Сертификат получает уникальный номер регистрации;
  6. Вручение документа заказчику.

Обязательная сертификация продукции, поставляемой на атомные станции и другие объекты атомно-энергетического комплекса, регулируется национальным законодательством и осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технических документов по обеспечению безопасности. Нормативно-правовые акты и нормативные документы периодически пересматриваются и обновляются и устанавливают правила проведения оценки соответствия оборудования, изделий и технологий, используемых в атомной энергетике и промышленности.

Вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 385-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», приняты постановления Правительства от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» и постановление Правительства от 26 июля 2010 г. № 548 «О внесении изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации». МАГАТЭ опубликовало серию норм по безопасности № SF-1, № GS-G-3.1 и GS-R-3 (2008)1 и рекомендовало их для использования другим международным организациям, государствам-членам МАГАТЭ и их компетентным национальным органам.

В настоящей статье анализируется, какое влияние окажут эти документы на особенности проведения обязательной сертификации продукции и сертификацию систем управления безопасностью, качеством и охраной окружающей среды в атомной энергетике и на предприятиях атомного топливного цикла.

ОСОБЕННОСТИ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ С УЧЁТОМ ОЧЕРЕДНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Проведена очередная реанимация Федерального закона «О техническом регулировании», принят восьмой по счёту Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 385-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании». Пользователям закона с каждым разом всё труднее улавливать нюансы его изменений, но тенденция этих изменений и поправок проясняется. Законодатель раз за разом стремится восстановить порушенную систему нормативного обеспечения российской экономики, хотя изменения в закон, как и раньше, принимаются келейно, без широкого обсуждения с профессионалами и учёта их замечаний и предложений.

В газете «Промышленные ведомости»2, многочисленных научных публикациях и на различных форумах широко обсуждался вопрос кем, когда, на чьи деньги и в чьих интересах разрабатывался закон «О техническом регулировании», какое влияние он оказал на российскую экономику. Однако с мнением профессионалов и их предложениями до сих пор никто не считается. Отсюда невероятно низкая практическая эффективность закона в части разработки технических регламентов. Федеральный закон «О техническом регулировании» войдёт в историю отечественного права как один из самых одиозных и неудачных правовых институтов.

Что же нового внесла в правоприменительную практику очередная поправка в закон «О техническом регулировании» при осуществлении оценки соответствия?

Появился ещё один фигурант, которому предоставлено право принимать технические регламенты – это Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. В настоящее время таким органом является Минпромторг России в силу п. 1 Положения об этом министерстве. Национальному органу по стандартизации вменено в обязанность до вступления в силу технического регламента утверждать и публиковать перечень документов в области стандартизации, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

Расширена номенклатура документов, на соответствие которым должна проводиться обязательная сертификация продукции. Ранее для оценки соответствия продукции и объектов, для которых установлены требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, учитывались требования технических регламентов, сводов правил, национальных стандартов, требования, установленные государственными заказчиками (ОАО «Концерн Росэнергоатом»), федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности (Ростехнадзор), федеральными органами государственного управления использованием атомной энергии (ГК «Росатом») и государственными контрактами. Теперь к ним добавлены международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. К ним приравнены переводы на русский язык этих документов (при условии принятия их на учёт национальным органом РФ по стандартизации).

В случае возмездного пользования документами иностранного правообладателя и (или) ограничения открытого доступа к таким документам, национальный орган РФ по стандартизации организует опубликование сведений о размере платы за документы и правила их распространения.

Кроме того, Правительство РФ до вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции может вводить в действие обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств-участников Таможенного союза или в документах Европейского союза. При этом Правительство РФ правомочно устанавливать формы оценки соответствия таким требованиям и определять орган, уполномоченный контролировать соблюдение этих требований. Особенностью последнего нововведения является то, что заявитель вправе выбрать режим технического регулирования, в соответствии с которым будет осуществляться оценка соответствия его продукции (либо в соответствии с п. 1, либо в соответствии с п. 6.2 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании»).

Конкретизирован порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (п. 3 статьи 31). Теперь он определяется Правительством РФ. Правительство РФ определяет и органы по аккредитации. В частности, на выполнение работ по подтверждению соответствия согласно п. 9 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» органы по сертификации и испытательные лаборатории должны обратиться в орган по аккредитации за получением аттестата на соответствующую область аккредитации либо на расширение области аккредитации.

СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ В АТОМНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

Обязательная сертификация оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, установленная статьей 37 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» № 170-ФЗ, осуществляется Системой сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (далее Система). Система учреждена и введена в действие совместным приказом Минатома РФ, Госстандарта РФ и Госатомнадзора РФ № 281/168/39 от 22.04.1998 г. Система не позиционирует с другими формами оценки соответствия, такими как контроль (надзор), приёмка и испытания. Она занимает своё место в общем комплексе мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности и выполняет свою роль. Система относится к системам обязательной сертификации. Это единственная в Российской Федерации система обязательной сертификации, которая официально уполномочена сертифицировать продукцию по требованиям ядерной и радиационной безопасности. Функционирование Системы осуществляется, исходя из принципа подтверждения соответствия продукции третьей стороной, т.е. независимости третьей стороны от изготовителя продукции и потребителя продукции.

Ранее учредителями Системы была утверждена номенклатура оборудования, изделий и технологий, подлежащих обязательной сертификации, в которую в соответствии с установленным порядком вносились дополнения и изменения. При этом при формировании перечня иногда возникали разногласия по его содержанию. Теперь в соответствии с п. 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» правительством приняты постановления от 1 декабря 2009 г. № 982 и от 26 июля 2010 г. № 548. Первое постановление утвердило перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а второе – внесло коррективы в этот перечень. В частности, из перечня продукции, для которой установлены требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, исключены коды 6930, 6934, 6955, а кодам 6937, 6940, 6968, и 6981 дана новая редакция. Таким образом, на государственном уровне окончательно устранена неопределённость и решён вопрос в установлении продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

НОВЫЕ НОРМЫ МАГАТЭ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

В общем комплексе мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности предприятий атомной энергетики, промышленности и атомного энергомашиностроения особое внимание необходимо обратить на внедрение и сертификацию систем управления безопасностью.

В настоящее время МАГАТЭ выпустило новую серию норм по безопасности, которые заменили серию норм № 50-C/GS-Q (1996). Нормы № GS-G-3.1 (2006) и GS-R-3 (2008) представляют собой стандарты на системы управления деятельностью, связанной с безопасностью. Они называются системами управления для установок и деятельности. Эта серия норм вобрала в себя всё лучшее, что было наработано МАГАТЭ за последнее время. Она свела воедино и интегрировала в себе элементы, связанные с безопасностью, защитой жизни и здоровья персонала и населения, обеспечением качества, защитой окружающей среды, физической защитой и экономическими аспектами деятельности оператора, которые рассматривались раньше в отдельно взятых системах управления. Цель системы состоит в том, чтобы исключить возникновение угрозы для безопасности посредством учёта последствий всех факторов, т.е. с точки зрения безопасности в целом. К тому же эта система применима в течение всего жизненного цикла установок и на протяжении всей деятельности в нормальных, переходных и аварийных ситуациях. Здесь соображения безопасности получили первостепенное значение и приоритет над всеми остальными условиями хозяйственной деятельности.

По рекомендации МАГАТЭ нормы безопасности должны быть включены в национальные законы и нормы стран-членов МАГАТЭ и дополнены положениями международных конвенций с детальным описанием своих государственных требований. Они должны создать для каждой страны национальную основу для регулирования безопасности в атомной энергетике. По существу стандарт на Систему управления установками и деятельностью – это стандарт по управлению безопасностью.

С начала кампании по сертификации СМК наиболее подготовленные предприятия атомного энергетического комплекса России, считая, что нет «пророков в своём отечестве», устремились за сертификатами в зарубежные сертификационные центры. Так, основные производители твэльной продукции – предприятия ОАО «ТВЭЛ» предпочли получить сертификаты ТЮФ, Сибирский химический комбинат остановил свой выбор на Бюро Веритас. На Уральском электрохимическом комбинате сертификацию СМК было решено проводить по видам производства с учётом специфических требований потребителей продукции. СМК завода электрохимических преобразователей была сертифицирована в системах сертификации «Военный регистр», ГОСТ Р, Авиационный регистр, а сертификацию СМК разделительного производства в ТЮФ. СМК Электростальского машиностроительного завода, циркониевого и кальциевого производств Чепецкого механического завода сертифицированы ТЮФ. Сертификация СМК Смоленской АЭС проведено «Bureau Veritas Certifications». Только Балаковская АЭС сертифицировала СМК в национальных системах – Системе сертификации ОИТ и Системе сертификации ГОСТ Р.

Выбор зарубежных органов по сертификации предприятия атомной отрасли обосновывали тем, что эти органы обладают устойчивым авторитетом в своей области деятельности, их сертификаты ценятся выше и имеют мировое признание. Вот что пишет в своей статье начальник управления обеспечения качества Сибирского химического комбината. «Мы правильно поступили, что ушли от отраслевой сертификации, не стали тратить на это средства, а сразу работали с известным международным органом Бюро Веритас. Его сертификат ценится выше и имеет мировое признание». Нетрудно понять, что никакой «отраслевой сертификации» не существует, а существует российская национальная система обязательной сертификации, а сертификаты Бюро Веритас, как и ТЮФ нельзя назвать международными сертификатами в силу того, что они не имеют такого статуса, а потому и мирового признания. Зарубежные органы по сертификации выдают российским предприятиям не международные сертификаты, а сертификаты, принятые в их системах, – так что надо называть вещи своими именами. А употребляемые понятия «международный сертификат» и «мировое признание» – это только попытка выдать желаемое за действительное.