Система оповещения 2 го типа. Типы систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях. Нормы пожарной безопасности

Существуют правила СП 3.13130.2009, которые разделяют все системы оповещения и управление эвакуацией на 5 типов. В первых 2 используется только звук, а 3 — 5 типы оснащены еще речевым сообщением.

Наиболее простыми являются системы 1 и 2 типов . При возникновении ЧС или срабатывании противопожарной сигнализации запускается вой сирены. Одновременно с этим начинаются эвакуационные мероприятия.

Системы оповещение 3 типа оборудуется заранее записанным текстовым сообщением. Текст может быть различным, в зависимости от ситуации, но он всегда начинается со слова: «Внимание!».

Системы 4 типа имеет ряд особенностей. Для начала объект следует разделить на зоны предварительного уведомления, которые обычно совпадают с пожарными отсеками, имеющими противопожарные перекрытия. Предусмотреть возможность обратной связи в установившихся зонах. Системы оповещения приводятся в действия в автоматическом режиме или могут иметь полуавтоматическое управление. Они должны срабатывать четко по предусмотренному алгоритму.

  1. Сначала эвакуироваться должны люди, где возник очаг возгорания, поэтому первыми срабатывают системы, расположенные на этом участке.
  2. Оповещаются граждане, находящиеся на верхних этажах
  3. Последними ставятся в известность люди на нижних этажах.

Предусматривается и внесение изменений в работу с помощью консолей с микрофоном и систем обратной связи.

Самыми сложными в применении считаются системы 5 типа. Для них предусмотрены те же требования, что и к 3-4 типам, но дополнительной функцией является возможность организовать несколько различных вариантов эвакуации из каждой зоны.

Самыми распространенными являются системы оповещения 1,2,3-го типа. В небольших 1-2 этажных организациях, включая культурные объекты (музеи, кинотеатры, выставочные залы) эффективно с оповещением справляется установка системы 2 типа. В офисных помещениях от 6 этажей и выше устанавливается 3 тип.

  • 1-й тип характеризуется наличием звукового способа оповещения (звонки, тонированный сигнал и др.);
  • 2-й тип характеризуется наличием звукового способа оповещения и световых указателей «Выход». Оповещение должно производиться во всех помещениях одновременно;
  • 3-й тип характеризуется речевым способом оповещения (запись и передача специальных текстов) и наличием световых указателей «Выход». Регламентируется очерёдность оповещения: сначала обслуживающего персонала, а затем всех остальных по специально разработанной очерёдности;
  • 4-й тип характеризуется речевым способом оповещения, наличием световых указателей направления движения и «Выход». Должна обеспечиваться связь зоны оповещения с диспетчерской. Регламентируется очерёдность оповещения: сначала обслуживающего персонала, а затем всех остальных по специально разработанной очерёдности;
  • 5-й тип характеризуется речевым способом оповещения, наличием световых указателей движения и «Выход». Световые указатели направления движения должны быть с раздельным включением для каждой зоны. Должна обеспечиваться связь зоны оповещения с диспетчерской и координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре. Регламентируется очерёдность оповещения: сначала обслуживающего персонала, а затем всех остальных по специально разработанной очерёдности. Обеспечивается полная автоматизация управления системой оповещения и возможность реализации множества вариантов организации эвакуации из каждой зоны оповещения.

Для организации системы оповещения и управления эвакуацией в ИСО «Орион» можно применить следующие устройства:

    Исполнительные выходы прибора «Сигнал-20М» с контролем целостности линии. К выходам этого устройства возможно подключать световые и звуковые оповещатели;

    Исполнительные выходы БПК с контролем целостности линии из состава блочно-модульного ППКУП. Такие выходы имеют блоки: «Сигнал-20П», «Сигнал-10», «С2000-4». К выходам данных устройств возможно подключать световые и звуковые оповещатели;

    Релейные блоки «С2000-КПБ» и «С2000-СП2 исп.02» с контролем целостности линии. К выходам данных блоков также можно подключать световые и звуковые оповещатели. «С2000-КПБ» могут использоваться в случае, если исполнительных выходов прибора физически не хватает для подключения всех используемых в системе оповещателей, указателей и т.п. «С2000-СП2 исп.02» используется в адресно-аналоговых системах на базе контроллера «С2000-КДЛ».

    Адресные оповещатели охранно-пожарные звуковые «С2000-ОПЗ» и световые табличные «С2000-ОСТ». Они подключаются непосредственно в ДПЛС контроллера «С2000-КДЛ» без дополнительных релейных блоков, но требуют отдельного питания 12 – 24 В.

    Радиоканальные релейные блоки с контролем целостности линии «С2000Р-СП», используемые в адресно-аналоговых систе- мах на базе контроллера «С2000-КДЛ» и радиорасширителя «С2000Р-АРР32».

    Радиоканальные оповещатели светозвуковые «С2000Р-Сирена» и световые табличные «С2000Р-ОСТ», используемые в адресно-аналоговых системах на базе контроллера «С2000-КДЛ» и радиорасширителя «С2000Р-АРР32».

    Блок речевого оповещения «Рупор», который предназначен для трансляции предварительно записанной речевой информации. Имеет два параллельных канала оповещения по 20 Вт, рассчитанных на подключение недорогих низкоомных акустических модулей. В память прибора можно записать до 255 различных сообщений общей продолжительностью до 340 секунд. Может запускаться централизованно командой по интерфейсу RS-485 или локально. Запуск речевого оповещения локально производится при нарушении одного из четырёх входов прибора. К каждому из входов возможно привязать своё речевое сообщение. Прибор поддерживает настройку таких параметров, как задержка оповещения, пауза между речевыми сообщениями, преамбулы речевого сообщения, время оповещения, приоритеты оповещения для сообщений.

    Блок речевого оповещения «Рупор исп. 01», предназначенный для трансляции предварительно записанной речевой информации. Имеет один канал оповещения мощностью 12 Вт, рассчитанный на подключение недорогих низкоомных акустических модулей. В память прибора можно записать до 127 различных сообщений общей продолжительностью до 80 секунд. Запускается прибор централизованно командой по RS-485 интерфейсу. Прибор поддерживает настройку таких параметров, как пауза между речевыми сообщениями, преамбулы речевого сообщения, приоритеты оповещения для сообщений.

    Блок речевого оповещения «Рупор исп.02». предназначенный для трансляции предварительно записанной речевой информации. Имеет один канал оповещения мощностью до 40 Вт (при напряжении питания 18 – 24 В), рассчитанный на подключение недорогих низкоомных акустических модулей. Питание прибора от внешнего источника напряжением 24 В или 12 В. При напряжении питания 12 В максимальная мощность составит 36 Вт при сопротивлении АС – 4 Ом и 18 Вт при АС – 8 Ом. В память прибора можно записать до 128 различных сообщений общей продолжительностью до 84 секунд. Запускается блок централизованно командой по RS-485 интерфейсу. «Рупор исп.02» поддерживает настройку таких параметров, как пауза между речевыми сообщениями, преамбулы речевого сообщения. Блок оборудован линейным входом внешнего оповещения и входом запуска внешнего оповещения, что позволяет использовать модуль для трансляции сигналов ГО и ЧС. Также «Рупор исп.02» поддерживает подключение блоков расширения «Рупор-БР».

    Блок речевого оповещения «Рупор исп.03», который предназначен для трансляции предварительно записанной речевой информации. Имеет один канал оповещения мощностью 40 Вт, рассчитанный на подключение недорогих низкоомных акустических модулей. В память прибора можно записать до 255 различных сообщений общей продолжительностью до 84 секунд. Запускается централизованно командой по интерфейсу RS-485. Питание осуществляется от сети 220 В, имеется возможность установки АКБ 7 или 9 А*ч. Блок поддерживает настройку таких параметров, как задержка оповещения, пауза между речевыми сообщениями, преамбулы речевого сообщения, время оповещения, приоритеты оповещения для сообщений. Блок оборудован двумя линейными входами для внешнего оповещения и входами запуска внешнего оповещения, что позволяет использовать модуль для трансляции сигналов от ГО и ЧС и других источников. Также «Рупор исп.03» поддерживает подключение блоков расширения «Рупор-БР».

    Блок расширения «Рупор-БР» предназначен для ретрансляции речевой информации, поступающей от «Рупор исп.02» и «Рупор исп.03». Блоки расширения подключается к блоку речевого повещения двумя парами проводов, по одной из которых передается линейный звуковой сигнал, а по второй сигналы о неисправностях блоков расширения. Всего к одному блоку речевого оповещения можно подключить до 16 блоков расширения. «Рупор-БР» имеет один канал оповещения мощностью до 40 Вт и рассчитан на подключение низкоомных аккустических модулей. Питание осуществляется от сети 220 В, имеется возможность установки АКБ 7 или 9 А*ч.Б.

    Блок речевого оповещения «Рупор-300», который предназначен для воспроизведения записанных в его память или трансляции внешних речевых сообщений о действиях, направленных на обеспечение безопасности и оповещения при возникновении пожара и других чрезвычайных ситуаций. Имеет один канал оповещения мощностью 300 Вт, рассчитанный на подключение высокоомных акустических модулей (с входными трансформаторами, рассчитанными на напряжение не менее 100 В). Канал оповещения может иметь произвольную топологию за счет использования интеллектуальных адресных оконечных модулей контроля «Рупор-300-МК», каждый из которых устанавливается в конце ответвления или линии. В память блока можно записать до 255 различных сообщений общей продолжительностью до 400 секунд. Запускается «Рупор-300» централизованно командой по интерфейсу. Блок поддерживает настройку таких параметров, как преамбула речевого сообщения, пауза между речевыми сообщениями, речевое сообщение, приоритет оповещения для сообщений. Кроме того, блок оборудован двумя линейными входами внешнего оповещения и входами запуска внешнего оповещения, что позволяет использовать блок для трансляции сигналов ГО и ЧС других источников. Помимо оповещения о пожаре, «Рупор-300» может осуществлять трансляцию фоновой музыки, служебных и рекламных сообщений по расписанию с нужной периодичностью. Для этого модуль подключается через Ethernet к компьютеру с бесплатным ПО «Аудио сервер». Также по сети Ethernet может осуществляться ретрансляция звука, полученного блоком по одному из линейных входов на другие блоки «Рупор-300».

    Комплект аналоговых расширителей «Рупор-АР» предназначен для удалённого подключения источника аналогового звукового сигнала (ГО и ЧС, микрофон, линейный выход персонального компьютера и др.) к нескольким блокам речевого оповещения («Рупор-200», «Рупор-300», «Рупор исп.02», «Рупор исп.03») с возможностью удалённого управления запуском внешнего оповещения. Комплекс состоит из входного модуля «Рупор-АР-МВ» и модулей расширения «Рупор-АР-МР». Модули объединяются витой парой, максимальная длина линии связи – 3500 м. К одному «Рупор-АР-МВ» может быть подключено до 40 «Рупор-АР-МР».

    Комплекс технических средств обеспечения связи с помещением пожарного поста-диспетчерской «Рупор-Диспетчер». Комплекс предназначен для создания систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) 4-го и 5-го типов и обеспечивает следующие функции:

  • Реализацию двунаправленных каналов связи зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской при организации СОУЭ 4-го и 5-го типов согласно ;
  • Автоматический контроль исправности линий связи с пожарным постом-диспетчерской на КЗ и ОБРЫВ;
  • Визуальное отображение информации о состоянии линий связи и передачу этой информации на сетевой контроллер ИСО «Орион»

ВНИМАНИЕ! Совместно с блоками «Рупор», «Рупор исп.01», «Рупор исп.02» и «Рупор-БР» рекомендуется применять следующие оповещатели производства ЗАО НВП «Болид»:

Совместно с «Рупор-300»:

Для большинства небольших объектов требованиями СП предусмотрена установка СОУЭ 1-го и 2-го типов. Требования по выбору типа системы СОУЭ приведены в разделе 7, таблице 2 СП 3.13130.2009. Наиболее эффективным решением для управления оповещением в подобных системах является применение приборов или БПК, имеющих исполнительные релейные выходы с контролем линии на КЗ и обрыв. Для самых малых объектов может быть использован прибор «Сигнал-20М» в автономном режиме (пример СОУЭ первого и второго типов приведен на рис.)


В остальных случаях система строится базе блочно-модульного ППКУП. При этом пульт «С2000М» выполняет функции индикации состояний и событий системы; организации взаимодействия между компонентами ППКУП (управления контролируемыми выходами различных БПК по факту возникновения событий «Пожар»); ручного управления. Если БПК не способны обеспечить управление требуемым числом оповещателей, либо не имеют собственных контролируемых выходов (например, «С2000-КДЛ»), то СОУЭ реализуется с помощью отдельных блоков, таких как «С2000-КПБ» и «С2000-СП2 исп.02». Блок «С2000-КПБ», начиная с версии 3.02, позволяет контролировать исправность линий оповещения при подключении к ним нескольких табло выход в нормально включенном состоянии. При организации радиоканального расширения адресно-аналоговой системы на базе «С2000-КДЛ» средствами «С2000Р-АРР32» СОУЭ организуется с помощью светозвуковых радиоканальных оповещателей «С2000Р-Сирена» и радиоканальных световых табличных оповещателей «С2000Р-ОСТ» или радиоканального релейного блока «С2000Р-СП» с контролем исправности выходных цепей.
Дополнительно в системе могут быть установлены блоки индикации «С2000-БКИ» и «С2000-ПТ» для наглядного отображения состояния адресных оповещателей и выходов, используемых в системах СОУЭ, а также дистанционного управления ими с поста дежурного. Пример СОУЭ первого и второго типов на базе блочно-модульного ППКУП с адресно-аналоговой СПС приведен на рис.


Системы 3-го типа устанавливаются на объектах в тех случаях, когда требуется речевое оповещение и, возможно, существует необходимость в раздельном оповещении в нескольких зонах. В этом случае СОУЭ строится уже на базе блочно-модульного ППКУП (рис. – пример с адресно-аналоговой СПС).

При этом пульт «С2000М» выполняет функции индикации состояний и событий системы; организации взаимодействия между компонентами ППКУП (управления контролируемыми выходами различных БПК по факту возникновения событий «Пожар», а также запуском речевого оповещения блоков «Рупор», «Рупор исп.01», «Рупор исп.02», «Рупор исп.03» и «Рупор-200»); ручного управления. Блоки «Рупор», подключенные к пульту «С2000М», также могут запускаться по релейным сигналам от автономных ППКП. Обратите внимание, в соответствии с общей идеологией ИСО «Орион», система речевого оповещения получается распределённой и не требует прокладки проводов большого сечения для трансляции речевой информации из одного помещения по всему объекту, как в случае традиционных (стоечных) систем. Благодаря возможности синхронного запуска приборов семейства «Рупор», для озвучивания одной зоны большой площади можно использовать несколько приборов речевого оповещения. Общая мощность блоков «Рупор исп.02» и «Рупор исп.03» может увеличена за счет использования блоков расширения «Рупор-БР». Дополнительно в системе могут быть установлены блоки индикации «С2000-БКИ» и «С2000-ПТ» для наглядного отображения состояния адресных оповещателей, выходов, используемых в системах СОУЭ, и блоков речевого оповещения, а также управления ими с поста дежурного.


Кардинальное отличие систем 4-го и 5-го типов от рассмотренных выше заключается в необходимости разделения здания на зоны пожарного оповещения и обеспечения обратной связи зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской. Для реализации указанного требования компанией «Болид» был разработан комплекс технических средств «Рупор-Диспетчер». Основным элементом комплекса являются базовые блоки переговорного устройства «Рупор-ДБ», каждый из которых может обслуживать до 12 абонентских блоков «Рупор-ДТ».
В соответствии с требованиями нормативов комплекс осуществляет автоматический контроль исправности линий связи между базовым и абонентскими блоками (эту функцию выполняет входящий в состав комплекса прибор «Сигнал-20М» или БПК «Сигнал-20П»). В зависимости от требований конкретного объекта приборы из состава комплекса могут образовывать как полностью автономную систему, так и входить в состав ИСО «Орион» (блочно-модульного ППКУП). В первом случае для отображения состояния линий связи между блоками переговорных устройств используются встроенные индикаторы прибора «Сигнал-20М».

На больших объектах, как правило, комплекс противопожарных мероприятий подразумевает наличие различных систем: автоматической пожарной сигнализации, оповещения о пожаре, водяного или газового пожаротушения, дымоудаления. Для упрощения координированного управления всеми системами здания при пожаре целесообразно оснастить пожарный пост-диспетчерскую ЦПИУ «Орион» или компьютером с программным обеспечением АРМ «Орион Про».
При использовании комплекса средств обратной связи совместно с АРМ «Орион Про» для отображения состояния линий связи между блоками переговорных устройств лучше применить специализированные устройства индикации, такие как «С2000-БИ». Пример на рис.



В соответствии с требованиями системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Управление звуковыми и световыми оповещателями для систем оповещения 1 и 2 типов и их электропитание в ИСО «Орион» осуществляется от приборов пожарной сигнализации, БПК или релейных блоков. Для этих целей в приборах предусмотрены выходы, через которые оповещатели получают напряжение питания постоянного тока для своей работы. Кроме этого, в соответствии с требованиями линии связи с оповещателями контролируются на обрыв и короткое замыкание. Схемы подключения оповещателей приведены в документации на конкретные приборы. Таким образом, бесперебойное питание световых и звуковых оповещателей осуществляется за счет бесперебойного питания приборов, БПК и релейных блоков.
Блоки речевого оповещения «Рупор», «Рупор исп.03» и «Рупор-300» и блок расширения «Рупор-БР» питаются от сети переменного тока 220В, а блоки «Рупор исп.01» и «Рупор исп.02» от источника постоянного тока 12 В (в диапазоне от 10 до 15 В), или 24 В (в диапазоне от 20 до 30 В) (рис. 12-14). Бесперебойное питание блоков «Рупор», «Рупор исп.03», «Рупор-БР» и «Рупор-300» может осуществляться от устройств АВР шкафов пожарной автоматики для зданий, спроектированных по 1 категории электроснабжения. При отсутствии АВР, может использоваться резервированное электропитание (рис. 12 - 15). В конструкции «Рупор», «Рупор исп.01» и «Рупор исп.03», «Рупор-БР», «Рупор-300» предусмотрена установка аккумуляторных батарей:

  • «Рупор» - одна АКБ 7 Ач или две АКБ 4,5 Ач;
  • «Рупор исп.01» - одна АКБ 7 Ач;
  • «Рупор исп.03» и «Рупор-БР» - одна АКБ 7 или 9 Ач;
  • «Рупор-300» - две АКБ 17 Ач.

Время работы технических средств оповещения от резервного источника постоянного тока в дежурном режиме должно быть не менее 24 часов, в тревожном режиме - не менее 1 часа.
Для выбора типа резервированного источника питания серии РИП можно воспользоваться рекомендациями для пожарной сигнализации (стр. 37). А также программной «Ваттметр ИСО Орион», которая позволяет подобрать необходимый источник резервированного питания, исходя из заданных параметров системы..

Е.А.Пешков

Противопожарная подготовка

Методическое пособие к лекции № 9

Материалы к занятиям по темам:

Требования к системам оповещения о пожаре для объектов энергетики.

2.Цвета сигнальные и знаки безопасности. Изменения №1 ГОСТ Р 12.4.026-2001

3.Требования к планам эвакуации людей при пожаре. Новые требования Правил противопожарного режима в РФ, внесенные постановлением Правительства РФ от 17.02.2014 г., №113 .Проект гл. 8 «Планы эвакуации» СП 3.13130.2009

Пути эвакуация, эвакуационные и аварийные выходы.

4.1 Расчет времени эвакуации людей из здания.

Санкт- Петербург

Требования к системам оповещения о пожаре для объектов теплоэнергетики.

В каком случае требуется система оповещения о пожаре?

123-ФЗ Статья 84. Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях

1. Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:

1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;

2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;

3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;

4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;

5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;

6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;

7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.

2. Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий и сооружений планах эвакуации людей.



Комментарий. Если не требуется план эвакуации можно предположить, что не требуется и система оповещения так, как в отсутствии плана эвакуации СОУЭ нечему соответствовать.

3. Пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей.

4. В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.

5. При разделении здания и сооружения на зоны оповещения людей о пожаре должна быть разработана специальная очередность оповещения о пожаре людей, находящихся в различных помещениях здания и сооружения.

6. Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения людей о пожаре и время начала оповещения людей о пожаре в отдельных зонах должны быть определены исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

7. Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания и сооружения. Комментарий автора. В проекте СОУЭ должен быть расчет времени эвакуации .

8. Технические средства, используемые для оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей из здания и сооружения при пожаре, должны быть разработаны с учетом состояния здоровья и возраста эвакуируемых людей.

Какой должен быть сигнал СОУЭ?

9. Звуковые сигналы оповещения людей о пожаре должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения.

10. Звуковые и речевые устройства оповещения людей о пожаре не должны иметь разъемных устройств, возможности регулировки уровня громкости и должны быть подключены к электрической сети, а также к другим средствам связи. Коммуникации систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей допускается совмещать с радиотрансляционной сетью здания и сооружения.

11. Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

12. <Вступает в силу по истечении двух лет после дня официального опубликования, т.е. с 13.07.2014>:Здания медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.

С мая 2009 года введен в действие Свод правил СП 3.13130.2009 Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Свод правил - документ, носящий рекомендательный характер. Однако в практической деятельности при разработке технических заданий на проектирование СОУЭ следует учитывать его требования.

Требования НПБ 104-03 и СП 3.13130.2009

(извлечение)

Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее-СОУЭ) должны проектироваться с целью реализации планов эвакуации (п.3.2 НПБ 104-03) .

СП 3.13130.2009 п.3.1 СОУЭ должна проектироваться в целях обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

3.2 Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных

на каждом этаже зданий планах эвакуации людей.

2-е издание


УТВЕРЖДЕНЫ МЧС России 24 декабря 2002 г.


В "Методических рекомендациях по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения" (далее - Методические рекомендации) изложены:

назначение, организация и порядок задействования локальных систем оповещения;

организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

организация и основные этапы создания локальных систем оповещения;

организация эксплуатационно-технического обслуживания технических средств локальных систем оповещения;

основные тактико-технические характеристики комплекса технических средств оповещения П-166, а также образцы оформления типового технического задания на создание локальной системы оповещения и паспорта локальной системы оповещения потенциально опасного объекта.

Методические рекомендации предназначены для руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России; органов управления по делам ГОЧС всех уровней; руководителей министерств, ведомств и организаций всех форм собственности Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты; для начальников гражданской обороны потенциально опасных объектов; руководителей и сотрудников проектных организаций и организаций связи при разработке технических заданий на проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию локальных систем оповещения в районах размещения ядерно-, радиационно и химически опасных предприятий и гидросооружений.

Методические рекомендации также могут быть рекомендованы для преподавателей, слушателей и курсантов учебных заведений и сотрудников научно-исследовательских учреждений МЧС России.

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

Автоматизированный пульт управления

Автоматическая телефонная станция

Аварийно химически опасное вещество

Атомная электростанция

Блок индивидуальных комплектов

Блок коммутации сообщений

Блок оповещения универсальный

______________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Блок переключения радиотрансляционного узла

Выходное акустическое устройство

Городской запасный пункт управления

Гражданская оборона

Городской узел проводного вещания

Гидроэлектростанция

Загородный запасный пункт управления

Запасные части, инструмент и принадлежности

Источник вторичного электропитания

Комплекс технических средств

Локальная система оповещения

Начальник гражданской обороны

Оперативный дежурный

Орган управления (по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям)

Объектовый узел связи

Персональная электронно-вычислительная машина

Радиотрансляционный узел

Руководство по эксплуатации

Сильнодействующее ядовитое вещество

Территориальная автоматизированная система централизованного оповещения

Типовой элемент замены

Тональная частота

Узел проводного вещания

Узел связи

Химически опасный объект

Центральный щит радиационного контроля

Центральный щит управления

Чрезвычайная ситуация

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Блок коммутации сообщений аппаратуры оповещения из состава комплекса технических средств оповещения П-166

Узел проводного вещания

Оконечное устройство "А" (П-164А)

Электросирена

Абонентское устройство (громкоговоритель)

Прямая телефонная связь

Стационарная (мобильная) радиостанция в радиосети оповещения

Носимая радиостанция

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие "Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения" разработаны в целях реализации Федерального закона "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ с учетом требований Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ , постановлений Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени" от 1 марта 1993 г. N 177, "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" от 1 марта 1993 г. N 178 и совместного приказа МЧС России, Минсвязи России и ВГТРК "Об утверждении Положения о системах оповещения гражданской обороны" от 7 декабря 1998 г. N 701/212/803*.
________________
* Документ не приводится. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке . - Примечание изготовителя базы данных.

1.2. В Методических рекомендациях определены: назначение, порядок задействования, организационно-техническое построение, этапы работ по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения на базе комплекса технических средств оповещения (КТСО) П-166 и порядок эксплуатационно-технического обслуживания технических средств локальных систем оповещения (ЛСО).

1.3. Методические рекомендации предназначены для использования: министерствами, ведомствами и организациями, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты; органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям); начальниками гражданской обороны потенциально опасных объектов; проектными организациями и организациями связи при разработке технических заданий на проектирование, строительстве (реконструкции) и эксплуатации локальных систем оповещения в районах размещения ядерно-, радиационно и химически опасных предприятий и гидросооружений.

1.4. За создание (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению локальных систем оповещения несут персональную ответственность руководители потенциально опасных объектов, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

1.5. Создание локальной системы оповещения - составная часть комплекса мероприятий гражданской обороны, проводимых с целью защиты персонала каждого потенциально опасного объекта, а также проживающего в районе его размещения населения.

1.6. Локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи.

2. НАЗНАЧЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ

2.1. Назначение локальных систем оповещения

Локальные системы оповещения предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до:

руководителей и персонала объектов;

объектовых сил и служб гражданской обороны;

руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия соответствующей локальной системы оповещения;

оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города, городского района;

населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

При авариях (катастрофах), прогнозируемые последствия которых не выходят за границы потенциально опасного объекта, оповещаются:

руководители и персонал объекта;

объектовые силы и службы гражданской обороны;

оперативные дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) субъекта Российской Федерации, города, городского района.

При авариях, прогнозируемые последствия которых выходят за границы потенциально опасного объекта, дополнительно оповещаются:

персонал (руководители, дежурные службы) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

население, проживающее в зоне действия локальной системы оповещения.

2.2. Организация локальных систем оповещения

2.2.1. Схемы организации локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов: атомных электростанций (АЭС), химически опасных объектов (ХОО) и гидроэлектростанций (ГЭС) приведены на рис.2.1, 2.2 и 2.3.

Рис.2.1. Организация локальной системы оповещения в районе размещения АЭС

Рис.2.1. Организация локальной системы оповещения в районе размещения АЭС

Рис.2.2. Организация локальной системы оповещения в районе размещения химически опасного объекта

Рис.2.2. Организация локальной системы оповещения в районе размещения химически опасного объекта

Рис.2.3. Организация локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС

Рис.2.3. Организация локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС

2.2.2. Дежурный диспетчер (начальник смены) потенциально опасного объекта отвечает за своевременное задействование локальной системы оповещения, а также информирование оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района о факте аварии и складывающейся обстановке.

2.2.3. Оперативные дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района отвечают за своевременное задействование территориальных и местных систем оповещения населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, в том числе в части дублирования оповещения населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

2.2.4. Управление локальной системой оповещения на потенциально опасном объекте осуществляется с пультов, расположенных на основном и запасном пунктах управления (ЗПУ) потенциально опасного объекта.

2.2.5. Рабочее место дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта оборудуется техническими средствами, обеспечивающими:

управление локальной системой оповещения;

прямую телефонную и, при необходимости, радиосвязь с оперативными дежурными органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района;

прямую проводную и радиосвязь дежурного диспетчера с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также с дежурными сменами аварийно-спасательных служб потенциально опасного объекта;

прием сообщений, передаваемых по территориальной системе централизованного оповещения;

контроль прохождения сигналов и информации, передаваемых по локальной системе оповещения;

телефонную связь общего пользования.

2.2.6. Технические средства локальных систем оповещения должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигналов и информации оповещения и обеспечивать автоматизированное включение оконечных средств оповещения по сигналам территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения и от дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта.

2.2.7. При создании локальных систем оповещения необходимо предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.

2.2.8. Зоны действия локальных систем оповещения определяются в соответствии с действующими нормативными документами и с учетом особенностей построения сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта:

в районах размещения ядерно- и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг каждого из объектов (включая поселок у объекта);

в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг каждого из объектов;

в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от каждого объекта.

2.3. Порядок задействования локальной системы оповещения

2.3.1. Решение на задействование локальной системы оповещения принимает руководитель потенциально опасного объекта или лицо, его замещающее.

В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, решение о задействовании локальной системы оповещения может быть принято дежурным диспетчером (начальником смены станции) потенциально опасного объекта.

2.3.2. При задействовании локальных систем оповещения должен соблюдаться следующий порядок:

подается сигнал "Внимание всем!" путем дистанционного включения электросирен;

передается команда дистанционного включения электропитания усилителей проводного вещания и переключения их на передачу информации оповещения;

с микрофона или ПЭВМ осуществляется многократная (2-3 раза) передача речевой информации оповещения;

длительность передачи речевой информации оповещения не должна превышать 5 минут.

2.3.3. О всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования локальной системы оповещения сообщается в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ (города, городского района).

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ В РАЙОНАХ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

3.1. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения атомной электростанции (АЭС)

Типовой вариант организационно-технического построения локальной системы оповещения в районе размещения АЭС приведен на рисунке 3.1.

Рис.3.1. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения АЭС

Рис.3.1. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения АЭС

3.1.1. В помещении центрального щита управления (ЦЩУ) и на запасных пунктах управления (ЗПУ) противоаварийными действиями, как правило, устанавливаются:

автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) - для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по территориальной автоматизированной системе централизованного оповещения (ТАСЦО), а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации и на ЗПУ начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации;



средства прямой телефонной связи и радиосвязи с дежурным центрального щита радиационного контроля (ЦЩРК) и оперативным дежурным органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города (городского района).

3.1.2. На узле связи атомной станции и на узле электросвязи пристанционного поселка (города) устанавливаются:

блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения, установленные на узлах связи атомных станций и пристанционных поселков (городов);

блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и для передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также для дистанционного управления электросиренами;

блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения радиотрансляционных усилителей на передачу речевой информации;

блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) - для циркулярного оповещения руководства и дежурных смен аварийных служб атомной станции по телефонам.

3.1.3. На узле электросвязи райцентра устанавливается блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения местной системы оповещения.

3.1.4. В населенных пунктах, расположенных в границах локальной системы оповещения, как правило, устанавливается блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного управления радиотрансляционным усилителем или выходным акустическим устройством (П-166 ВАУ).

3.2. Организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения химически опасных объектов

Типовые варианты организационно-технического построения локальных систем оповещения в районах размещения химически опасных объектов (ХОО) приведены на рисунках 3.2 и 3.3.

Рис.3.2. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения отдельно стоящего химически опасного объекта

Рис.3.2. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения отдельно стоящего химически опасного объекта

Рис.3.3. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения рядом стоящих химически опасных объектов

Рис.3.3. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения рядом стоящих химически опасных объектов

3.2.1. В диспетчерской и на пункте управления отдельно стоящего химически опасного объекта, как правило, устанавливаются:

автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) - для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по ТАСЦО, а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города (городского района) и на ЗПУ начальника гражданской обороны населенного пункта города, на территории которого находится потенциально опасный объект;

абонентское устройство (громкоговоритель) - для контроля речевой информации, передаваемой по локальной системе оповещения;

средства прямой телефонной связи и радиосвязи с оперативным дежурным органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (городского района), диспетчерами (начальниками смен) расположенных рядом объектов, персоналом в местах хранения или перегрузки аварийно химически опасных веществ (АХОВ) или сильнодействующих ядовитых вещества (СДЯВ).

3.2.2. На объектовом узле связи (АТС и УПВ) устанавливаются:

блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и местной системе оповещения, на комплекты аппаратуры оповещения, установленной на объектовом узле связи и АТС районов города, расположенных в границах ЛСО;

блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и местной системе оповещения, и передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также для дистанционного управления электросиренами;

блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) - для оповещения руководящего состава гражданской обороны объекта по служебным телефонам;

блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения объектового радиотрансляционного усилителя на передачу речевой информации.

3.2.3. На АТС городов, городских районов или населенных пунктов, расположенных в границах локальной системы оповещения, как правило, устанавливаются:

блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО;

блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также дистанционного управления электросиренами местной системы оповещения;

блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) - для оповещения руководящего состава гражданской обороны объекта по телефонам;

блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения радиотрансляционного усилителя на передачу речевой информации.

3.2.4. На объектах, расположенных в границах локальной системы оповещения, как правило, устанавливается блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного управления радиотрансляционным усилителем или выходным акустическим устройством (П-166 ВАУ).

3.2.5. В органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (городского района) для приема и отображения сообщений об аварии на химически опасном объекте устанавливается (или используется имеющийся) автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ).

3.2.6. Особенностью схемы, приведенной на рисунке 3.3, является создание на долевой основе в интересах двух или более химически опасных объектов объединенной локальной системы оповещения, управление которой обеспечивается с рабочих мест диспетчеров (начальников смен) каждого из объектов.

3.3. Организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения гидроэлектростанций

Типовой вариант организационно-технического построения локальной системы оповещения в районе размещения гидроэлектростанции (ГЭС) приведен на рисунке 3.4.

Рис.3.4. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС

Рис.3.4. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС

3.3.1. В диспетчерской ГЭС устанавливаются:

автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) - для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по ТАСЦО, а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации и на ЗПУ начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации;

абонентское устройство (громкоговоритель) - для контроля речевой информации, передаваемой по локальной системе оповещения;

средства прямой телефонной связи и радиосвязи с оперативным дежурным органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации.

3.3.2. На узле связи ГЭС устанавливаются:

блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения, установленной на узлах связи ГЭС, поселка энергетиков, города, городского района;

блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также дистанционного управления электросиренами;

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

А. Пинаев
к.т.н., директор ОДО «Авангардспецмонтаж»,

В. Коротков
ТИП ЗАО «НПП «Иста-См»

Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 5-го типа вызывают постоянные дискуссии и рассуждения на тему, что это такое и каковы способы их реализации. Во многом это обусловлено отсутствием технически четкой и корректной нормативной базы. Ни НПБ 104-95, ни НПБ 104-2003, ни СП 3.13130.2009 не отвечают на поставленные вопросы. Например, в СП 3.13130.2009, кроме таблицы 1 и некоторых упоминаний в тексте («...п. 5.1...В СОУЭ 5-го типа может быть предусмотрен иной порядок включения указанных эвакуационных знаков пожарной безопасности», «...п. 3.3...В СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения»), больше ничего о 5-м типе оповещения и его реализации не говорится.

Единственной попыткой на нашей памяти каким-либо образом это конкретизировать было ПОСОБИЕ к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в общественных зданиях», но документ 1992 года имеет неопределенный статус, отсутствует в нормативной базе, да и просто устарел.

Наверняка у каждого специалиста, связанного с проектированием систем оповещения, существует и собственное видение проблемы.

Нам бы хотелось высказать свои соображения, основанные на многолетнем опыте проектирования, исследованиях проблематики, включая анализ реальных пожаров и учений подразделений МЧС по эвакуации людей из крупных административных и общественных зданий.

Напомним, что системы оповещения 5-го типа предполагают множественность алгоритмов эвакуации и полную автоматизацию этих процессов. Поскольку речь идет об автоматизации, то нелишне отметить, что аксиомой любого управления является наличие трех базовых составляющих:

Достоверная и оперативная информация (входная величина);

Эффективные управляющие воздействия (выходная величина);

Модель реакции на входные воздействия.

Соответственно, автоматическая система управления должна предполагать автоматизацию получения информации, ее обработки и формирования управляющих воздействий.

Рассмотрим каждую из трех составляющих по порядку.

1. Получение достоверной информации о развитии ЧС и, в част-

ности, пожара основывается на использовании данных от пожарных из-вещателей: температуры, плотности дыма, концентрации опасных веществ, скорости изменения этих показателей. Необходимо иметь в виду, что состояние извещателей не всегда достоверно характеризует потенциальную угрозу, например, показания дымовых извещателей, размещенных на пути потока дымовоздушной смеси в открывшийся клапан вентиляции, дадут совершенно искаженное представление о реальной ситуации. Кстати, это одна из наиболее часто встречающихся ошибок проектирования, когда предполагается, что по сработавшим дымовым извещателям можно определить безопасный путь эвакуации.

По результатам неоднократно проводимых экспериментов и учений подразделений МЧС по эвакуации людей из административных и общественных зданий установлено, что при возгорании в коридоре длиной 60-80 м срабатывание дымовых из-вещателей происходит за 10-15 с с интервалом 2-3 с. Ну и куда отправлять людей, если время эвакуации намного больше времени срабатывания всех извещателей? Какова должна быть реакция автоматической системы управления на подобную динамику изменения ситуации? Может, ей вообще следует выключиться?

Очевидно, что для получения объективной оценки происходящего необходима либо комплексная оценка совокупности показателей, либо принципиально иные ее способы.

В качестве альтернативы можно было бы выделить показатели, в наиболее явном виде отражающие обстановку на путях эвакуации. Такими показателями могут являться величина нейтральной зоны и динамика ее изменения. Напомним, что под нейтральной зоной понимается область, безопасная для человека, ограниченная снизу температурой или ПДК опасных газов, а сверху слоем дыма. По мере развития пожара размеры этой области уменьшаются. Понятие нейтральной зоны широко используется при анализе развития пожара и оценке его последствий, но законодательно определение величины зоны и ее использование техническими средствами пожарной сигнализации не предполагается и не регламентируется. Соответственно, никто не будет ставить адресные дымовые извещатели вверху, а максимально-дифференциальные и газовые на высоте 60-80 см от пола.

В зависимости от конкретных объектов и ситуации, к информативным входным данным могут быть отнесены и другие параметры: результаты видеонаблюдения, данные от систем контроля и управления доступом и т.п.

Таблица 1

Характеристика СОУЭ

Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ

1. Способы оповещения:

звуковой

(сирена, тонированный сигнал и др.)

(передача специальных текстов)

световой:

а) световые мигающие оповещатели

б) световые оповещатели «Выход»

в) эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения

г) световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением

2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения

3. Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской

4. Возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения

5. Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре

П р и м е ч а н и я:

1. «+» - требуется; «*» - допускается; «-» - не требуется.

2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5-го типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технических этажах, чердаках, подвалах, закрытых рампах автостоянок и других помещениях, не предназначенных для постоянного пребывания людей).

2. Трудности достоверной оценки ситуации усугубляют небогатый арсенал возможных управляющих воздействий. По сути, они сводятся к управлению световыми эвакуационными указателями и речевым сообщениям с полным отсутствием обратной связи между событиями, воздействиями и их последствиями. Необходимо отметить невысокую эффективность обоих воздействий с точки зрения процесса управления, поскольку речевые оповещения способны только подать команду на начало эвакуации (далее оператор и сам с трудом может понять, что происходит), а световые эвакуационные указатели стандартно включаются (а чаще - постоянно включены) над всеми выходами. Обилие фонограмм и большая длительность их звучания, реализуемые в аппаратуре управления, являются скорее маркетинговыми инструментами, чем технически обоснованными решениями. Если в аппаратуре предусматривается 40 и более фонограмм, то кто и по каким критериям должен их выбирать и какова необходимость трансляции неповторяющегося текста в течение 5 мин., если, к примеру, время эвакуации 2 мин.? Кто это будет дослушивать?

С точки зрения микрофонных сообщений и включений нужного направления указателей, то на удалении оператор, даже если он профессионально подготовлен, не в состоянии принять объективные решения. Например, фраза «выход влево» для людей, вышедших из комнат по разные стороны коридора, дает столь же разные указания. Если же использовать обратную связь зоны оповещения с диспетчерской для корректировки указаний, то исчезает смысл термина «полная автоматизация» и система реально является 4-го типа.

Уже многократно говорилось о низкой информативности световых эвакуационных указателей - их недостаточной видимости из-за особенностей установки (за счет увеличения плотности дыма вверху они быстро перестают восприниматься), а яркость свечения не нормируется и, соответственно, минимальна. Отсутствует динамика показаний - свечение постоянное, не пульсирующее, что психологически воздействует на человека, полагающего, что он брошен и должен ориентироваться самостоятельно, только по собственной субъективной оценке обстановки. Имеет смысл на особо ответственных объектах устанавливать указатели на уровне или невысоко от уровня пола с динамической индикацией типа «бегущая стрелка».

Практически забыты в нормативных документах световые мигающие оповещатели. В СП 3.13130.2009 п. 2.7 их смешали со световыми эвакуационными указателями. А ведь задачи у них разные: световые оповещатели (КРАСНОГО ЦВЕТА) должны продублировать речевое (или звуковое) оповещение о пожаре для людей с ограниченными возможностями по слуху, а это, практически, все общественные и административные здания;световые эвакуационные знаки (ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА) должны показывать направление к эвакуационному выходу (Е01-16) и сам эвакуационный выход (Е22-23), по ГОСТ Р 12.4.026-2001. Необязательность применения световых мигающих оповещателей (табл. 1, СП 3.13130.2009) и отсутствие единых технических требований к ним на практике оборачиваются неприменением их и, тем самым, снижением возможностей оповещения на начальном этапе.

3. Касаясь моделей, реализуемых в аппаратуре управления, то следует отметить, что отсутствие методов получения достоверной информации и эффективных способов влияния на управляемый процесс лишает необходимости разрабатывать математические модели для автоматического управления. Фактически, все существующие системы автоматизированного (не автоматического) управления эвакуацией основаны на выборе из фиксированного набора эвакуационных алгоритмов одного или нескольких вариантов, которые принимаются оператором или автоматически, на основе ограниченного набора информации, поступившей на момент возникновения ЧС. Парадокс заключается в том, что управление при ЧС, являющееся весьма динамичным процессом, принимается как статичный процесс, не развивающийся во времени, т.е. в предположении, что дальнейшее развитие ситуации прогнозируемо. Единожды выбранный вариант эвакуации, как правило, полагается неизменным на всех последующих стадиях развития ситуации.

Таким образом, после команды на начало эвакуации управление этими процессами прекращается. Как правило, основная масса посетителей и персонала успевает покинуть опасную зону, а оставшиеся, потеряв ориентацию на толпу, в дыму лишаются возможности найти безопасный выход. И для этих оставшихся работа системы управления эвакуацией может быть единственным шансом на спасение.

Возвращаясь к заглавию статьи и резюмируя вышесказанное, следует признать, что полноценная реализация СОУЭ 5-го типа в настоящее время невозможна, это обусловлено как отсутствием нормативной базы, определяющей порядок получения достоверной информации о ситуации (проектирования соответствующей ПС), так и отсутствием нормативной базы, определяющей порядок реализации (проектирования) управляющих воздействий и, как следствие, необходимых технических средств. Чаще всего под СОУЭ 5-го типа у нас понимают СОУЭ 4-го типа, с фантазийными и не всегда безопасными «наворотами» проектировщиков.